Что значит правовая культура. Правовая культура: понятие, структура, функции. Стоит отметить работу негосударственных правозащитных организаций. Они осуществляют независимый контроль реализации прав граждан и в определенной мере способствуют работе госуда

Помощь государства

1. Введение

2. Понятие и виды правовой культуры

3. Функции правовой культуры

4. Роль правовой культуры в жизни общества

5. Проблемы правовой культуры современного российского общества и возможные пути их решения

6. Заключение

7. Список литературы

1. Введение

Правовая культура - неотъемлемая часть общей культуры народа, базируется на её началах, является отражением уровня её развития, менталитета народа. Формирование правовой культуры не есть обособленный процесс от развития других видов культуры - политической, моральной, эстетической, Это комплексная проблема. Их объединяет общность задачи - создание морально-правового климата в обществе, который гарантирует реальную свободу поведения личности и соединении с ответственностью перед обществом, обеспечивает её права, социальную защищённость, уважение её достоинства, то есть ставит человека в центр экономических, социальных, политических, культурных процессов.

Исследователи сходятся на мнении, что уровень правовой культуры современного россиянина остаётся на невысоком уровне. При этом выдвигается тезис о безуспешности или торможении построения правого государства, когда правосознание граждан и элиты оперирует по большей части псевдоправовыми категориями. В этой связи надежды возлагаются на позитивное развитие правосознания и оформление правовой культуры.

2. Понятие и виды правовой культуры

В самом широком смысле культура есть все достижения человечества, всё, созданное человеком. Едва ли кто-либо возьмёт на себя смелость утверждать, что право не есть продукт деятельности человека, а, следовательно, что правовая культура не есть часть культуры вообще. Очевидно, что культура есть продукт не любой, а непременно творческой деятельности. Для того, что бы вычленить правовую культуру из всего комплекса культурной жизни, достаточно определить сферу творческой деятельности, порождающую её.

«Правовая культура есть процесс и результат творчества человека в сфере права, характеризующейся созданием и утверждением правовых ценностей», - пишет один из ведущих исследователей в области правовой культуры в России М. Б. Смоленский, и это определение в полной мере отражает суть правой культуры.

Говорить о зарождении правовой культуры общества можно ровно с тех самых пор, когда, собственно, зародилось право, а именно в период перехода от присваивающего хозяйства к производящему, то есть в эпоху «неолитической революции». В ходе исторического развития формировались основные правовые понятия и категории, принципы права и правосудия и другие понятия, необходимых для развитой правовой системы.

Однако, через восприятие и переосмысливание правовых ценностей, наряду с правовой культурой общества, формируется правовая культура личности. Правовая культура личности выражается в субъективно выработанном индивидом уровне овладения правом в своей деятельности, а так же в правосознании индивида, то есть в совокупности представлений, взглядов, чувств, в которых выражено отношение к действующему праву.

Таким образом, понятие «правовая культура» употребляется обычно в двух основных значениях, а именно:

правовая культура общества;

правовая культура личности.

Любые исследования правовой культуры ориентированы на анализ хотя и различных, но естественно предполагающих друг друга объектов - правовой культуры личности и правовой культуры всего общества. Такой подход позволяет считать выделение соответственно правовой культуры личности и правовой культуры общества важнейшим методологическим принципом.

В научной литературе нередко встречается указание ещё и на третий вид правовой культуры - правовую культуру социальной группы, характеризующуюся уровнем правосознания данной социальной группы а также уровнем реального осуществления ею требований действующего права. Однако, учитывая, что характеристика правовой культуры общества в целом совпадает с характеристикой правовой культуры социальной группы, выделять правовую культуру социальной группы из правовой культуры общества целесообразно непосредственно при изучении конкретной социальной группы, а не правовой культуры как таковой.

Интересно отметить следующее. Несмотря на то, что история правовой культуры насчитывает не одну тысячу лет, сам термин «правовая культура» был сформулирован лишь в 60-80-е годы XX века. Разработка этого понятия осуществлялась в основном с прикладных позиций, и, по мнению И. А. Крыгиной, без учёта социально-философского аспекта проблемы. Так, например, Л. А. Ершова акцентировала внимание на проблеме правовой культуре должностных лиц, а Г. Б. Мирзоев подчёркивал важность правовой культуры адвоката. Рассматривая понятие правовая культура в более широком аспекте В. И. Каминский и А. Р. Ратинов показали, что это система овеществлённых и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права.

Именно с этих позиций термин «правовая культура» и по сей день рассматривается в отечественной науке

3. Функции правовой культуры

Принято выделять шесть функций правовой культуры:

1. Познавательно-преобразовательная функция. Ее содержание – это цель, которую ставит перед собой любое демократическое общество – формирование правового государства. Поэтому данная функция направлена на согласование различных интересов общества, на создание правовых и нравственных гарантий свободного развития личности, уважения ее достоинства, признания ее высшей ценностью.

2. Праворегулятивная функция ставит своей задачей обеспечить устойчивый, эффективно действующий механизм развития правовой системы, внесение упорядоченности в общественные отношения на основе идеалов, прогрессивных взглядов, традиций и образцов поведения, утверждаемых правовой культурой.

3. Ценностно-нормативная функция проявляет свое действие через отражение в сознании индивидов, их групп разнообразных фактов, имеющих ценностное значение. Другими словами, все элементы структуры правовой культуры выступают объектами оценки, что позволяет говорить о ценностях в праве и праве как социальной ценности.

4. Правосоциализаторская функция направлена на формирование правовых качеств личности посредством воспитания ее правовой культуры, осознания личностью своих прав и обязанностей, механизма их правовой защиты, уважения прав и свобод других людей, готовности человека действовать во всех ситуациях правомерно.

5. Коммуникативная функция обеспечивает общение людей и их групп в юридической сфере, воздействуя на данное общение посредством аккумулирования в правовой культуре всего ценного, что было присуще прошлым поколениям, и заимствуя прогрессивные начала из правовой жизни других стран и народов.

6. Прогностическая функция предполагает анализ тенденций развития данной правовой системы, определение адекватных средств для достижения правовых культурных целей, нахождение новых ценностей, качеств и свойств, присущих правовой материи.

Все названные функции тесно взаимосвязаны, и нередко бывает трудно разграничить, где кончает свое действие одна функция и начинается действие другой.

4. Роль правовой культуры в жизни общества

В обыденных дискуссиях о проблеме правовой культуры зачастую можно столкнуться с высказывания о том, что правовая культура в России отсутствует, что правовая культура присуща только обществу с развитым правовым государством.

Согласиться с этим с позиции науки нельзя. Правовая культура, как уже отмечалось ранее, не есть нечто обособленное, она, являясь частью культуры в целом, органично переплетена с последней, и, следовательно, в той или иной степени присуща как обществу в целом, так и отдельным индивидам. Мои слова в данном случае подтверждает исследователь Ратинов А. Р. Он отмечает, что «ни в одном из многочисленных исследований разных возрастных групп, включая подростков, не было обнаружено ни одного испытуемого, который не имел бы определённых правовых представлений, оценочных отношений к явлениям правовой жизни и т. п.»

Ратинов так же пишет: «Усвоение правовых ценностей, правовых норм, стандартов правового поведения идёт в течение всей жизни. Даже в самом раннем возрасте человек „с молоком матери“ впитывает первые элементы правовой культуры. Он приобретает навыки и усваивает стандарты нормативного поведения, получает первые юридические представления из сказок, в ролевых играх приобретает понятия о функциях права и его представителей и постепенно формирует хотя и примитивную, детскую, но собственную картину правовой жизни. С возрастом, по мере расширения круга общения, усложнения деятельности и выполняемых ролей происходят интенсивное обогащение и развитие этой, равно как и иных, сфер сознания».

В подтверждение «усвоения правовых ценностей, правовых норм, стандартов правового поведения» уже в раннем детстве, достаточно привести всего лишь одну цитату:

Как услышал царь-отец,

Что донёс ему гонец,

В гневе начал он чудесить

И гонца хотел повесить;

Но, смягчившись на сей раз,

Дал гонцу такой приказ:

«Ждать царёва возвращенья

Для законного решенья».

Едет с грамотой гонец,

И приехал наконец.

А ткачиха с поварихой,

С сватьей бабой Бабарихой,

Обобрать его велят;

Допьяна гонца поят

И в суму его пустую

Суют грамоту другую -

И привёз гонец хмельной

В тот же день приказ такой:

«Царь велит своим боярам,

Времени не тратя даром,

И царицу и приплод

Тайно бросить в бездну вод».

Делать нечего: бояре,

Потужив о государе

И царице молодой,

В спальню к ней пришли толпой.

Объявили царску волю -

Ей и сыну злую долю,

Прочитали вслух указ,

И царицу в тот же час

В бочку с сыном посадили,

Засмолили, покатили

И пустили в Окиян -

Так велел-де царь Салтан.

(А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»)

Таким образом, ни индивид, ни общество в целом не могут быть лишены правовой культуры. Но она может быть очень низкой.

Определив непременное наличие правовой культуры в жизни общества, следует обратиться к её роли в нем. В целом, роль правовой культуры общества мало чем отличается от роли культуры вообще. Интересней в этом плане обратиться к правовой культуре личности.

Так, в частности, существует мнение, что «вопреки обыденному представлению ни позитивные, ни негативные санкции сами по себе не в состоянии обеспечить выполнения должного и воздержания от запретного поведения, ибо между поведением и санкционированием нет механической связи типа „стимул - реакция“. Нужно иметь в виду относительно автономный характер ценностно-нормативной сферы личности, её конкретное содержание, характер усвоенных ценностей, норм, установок и ориентации, опосредовавших разные стороны социальной действительности, и в частности её правовую сферу. Поэтому действенность санкций зависит как от их объективного характера (значения), так и, в большей мере, от их субъективного смысла».

Иными словами исследования показывают, что тот или иной человек не совершает противоправных действий в большей степени не потому, что предвидит соответствующее наказание, а именно потому, что сам считает этот поступок недостойным, опасным, противоречащим жизненным принципам, системе ценностей и т. д. В этом, собственно, и проявляется относительно автономный характер ценностно-нормативной сферы личности.

Несколько похожая мысль высказывается А. И. Экимовым и Д. И. Луковской: «Всеобщее знание законов, как неоднократно отмечалось в социалистической правовой литературе, - это фикция… Нет, например, никакой надобности во всеобщем знании квалифицирующих признаков, отличающих кражу от ограбления или разбоя. Важно другое: чтобы каждый ясно осознавал недопустимость хищения личного, государственного или общественного имущества или посягательства на личность другого человека» Выходит, что правовая культура в деле регулирования социальных отношений и стимуляции правомерного поведения играет куда большую роль, нежели количество содержащихся в нормах права запретов или суровость наказания за их нарушение.

Для правомерного поведения в большинстве случаев достаточно усвоение индивидом социальных ценностей и общих правовых принципов.

Оценивая важную роль правовой культуры в регулировании социального поведения не трудно уяснить её роль в противодействии социальным недугам.

Очевидным становится, что если ставить целью, к примеру, снижение уровня преступности, неизбежно напрашивается вывод о необходимости, в первую очередь, повышения уровня правовой культуры, прививания уважения к социальным нормам и ценностям. (Следует отметить, что в последнее время активизировались сторонники ужесточения наказаний как метода борьбы с преступностью. Очередное подтверждение того, что подобный метод не имеет под собой научных оснований, содержится в приведённых выше цитатах. Кроме того, вопрос ужесточения наказаний - вопрос очень тонкий, лежащий в плоскости криминологии и других юридических наук (в том числе, должен рассматриваться и с позиции правовой культуры), но никак не в плоскости эмоциональных, обывательских оценок.)

Важно так же отметить роль правовой культуры в деле борьбы за субъективные права. Высокая правовая культура личности обуславливает нетерпимость к любым нарушениям законности и правопорядка вообще, в том числе, и к нарушению субъективных прав граждан.

Таким образом, правовая культура несёт на себе не только функцию аккумулирования и наследования правовых ценностей, но и, через субъективизацию правовых ценностей, сама по себе, наряду с нормами права, выступает важным регулятором социальных отношений.

5.Проблемы правовой культуры современного российского общества и возможные пути их решения

Современное российское общество переживает глубокий нравственный, эстетический и духовный кризис, вызванный социально-экономическими переменами в стране. Кризис наблюдается и в правовом сознании граждан: правовой нигилизм, юридический беспредел, правовое бескультурье стали процветающими в современном обществе явлениями.

К сожалению, в наши дни нельзя говорить не только о высоком, но даже и о среднем уровне правовой культуры российского общества. Кризис современного правосознания во многом определяется именно низким уровнем правовой культуры. Повысить ее способны тщательно продуманная правовая пропаганда в средствах массовой информации, широкий доступ к нормативно-правовой базе, разработка и внедрение действенных форм вовлечения граждан в правотворческую и правоохранительную деятельность.

Для распространения знаний о праве и правопорядке государство должно использовать все имеющиеся в его распоряжении средства: литературу, искусство, школу, церковь, печать, радио, телевидение, специальные юридические учебные заведения.

Основным элементом целенаправленного воздействия на развитие личности является правовое воспитание. Его необходимо выстраивать как многоуровневое и непрерывное. Оно должно начинаться в школе и продолжаться всю жизнь. Особенно необходимо уделить внимание правовому воспитанию молодежи, ведь от того, насколько будет образован и воспитан молодой человек, зависит будущее России.

На сегодняшний день обращает на себя внимание негативное отношение молодежи к государству. По данным социологических исследований, 64% молодежи считают, что государство не только не защищает их интересы, но напротив, выступает их врагом. Наблюдается явное противоречие в осознании права и закона, когда последний часто ассоциируется с насилием. В последнее время наблюдается заметное увеличение количества правонарушений, совершенных несовершеннолетними.

В формировании правосознания молодежи должны участвовать разные социальные институты – семья, учебные заведения, органы государственной власти, правоохранительные органы, общественные организации, учреждения культуры. Их усилия должны быть объединенными и системными, их действия и работа должны регламентироваться законодательно.

К сожалению, воспитательная составляющая плохо просматривается в содержании законодательства, например уголовного и административного. Даже в таких нормативных актах, как Федеральные законы “Об образовании” и “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” воспитательная составляющая отчетливо не прослеживается. Некоторые новые перспективы правовоспитательного процесса связаны с Приказом Министерства образования РФ “Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования” от 5 марта 2004 г., согласно которому установлен общеобязательный минимум содержания Государственного образовательного стандарта. В нем впервые определен правовой статус учебной дисциплины “Право”, прописаны основные темы, необходимые для усвоения школьниками, определены цели и задачи каждого этапа образования, обязательны минимум правовых знаний, а также сформулированы требования к уровню правовой подготовки выпускников школ. Однако эти изменения касаются только обучения, в то время как правовоспитание отходит на второй план, а правовоспитательная работа носит бессистемный характер и держится на энтузиазме педагогов и юристов.

Что касается взрослого населения России, здесь также в первую очередь возникает проблема “правового минимума” – обязательного уровня знания права, которым должен обладать каждый гражданин независимо от его социального статуса. Исследования показывают, что примерно? россиян не ориентируются в нормах законодательства, знание которых диктуется повседневными жизненными потребностями. Многие из них подвержены правовому нигилизму. Все это снижает предупредительную силу закона, затрудняет справедливое и своевременное решение вопросов, возникающих у граждан в социальной сфере и процессе их хозяйственной деятельности, отрицательно сказывается на эффективности пользования конституционными правами и свободами, а также на состоянии общественного порядка и преступности.

К сожалению, государственные органы, призванные решать эту проблему, действуют разобщено. В настоящее время практически не ведется последовательная пропаганда действующего законодательства. Правовоспитательные мероприятия проводятся, как правило, бессистемно, без учета состояния законности и правопорядка, а также потребности населения в тех или иных юридических знаниях. Средства массовой информации зачастую демонстрируют пренебрежительное отношение к праву, правовым принципам, законодательным нормам, во многих публикациях и выступлениях бросается в глаза низкий правовой уровень журналистов. Некоторые государственные и политические деятели нередко допускают в своих высказываниях примиренческое отношение к фактам нарушения законности, существования организованной преступности и коррупции.

Необходимо отметить, что состояние правовой культуры общества во многом определяется степенью участия профессионалов-юристов в работе по формированию правосознания граждан, а также их собственный уровень культуры. Правовое воспитание и пропаганда должны стать неотъемлемой частью профессиональной деятельности юристов, ведь именно их профессия основана на совершенном владении правовыми средствами.

В советские времена, в годы перестройки в России немало делалось для правового информирования граждан, повышения их правовой культуры: велась активная лекционная и издательская деятельность с привлечением ученых-правоведов, практиков из числа правоохранительных органов, юрисконсультов. Сегодня участие юристов в правовом воспитании практически и правовой пропаганде практически не рассматриваются как их служебная обязанность. А между тем имеет смысл вернуться к разъяснению действующего законодательства, к правовой пропаганде и правовоспитанию с непосредственным участием в них юристов путем консультирования, чтения лекций, выступления в печати, по телевидению и радио.

Хорошим примером организации, основным направлением деятельности которого является формирование правовой культуры и развитие правосознания населения, является организованный в 1999 году на базе Тульской областной библиотеки Публичный центр правовой информации. Это один из первых в России центров, основной задачей которого является обеспечение конституционного права граждан на получение официальной, исчерпывающей и оперативной правовой информации. Особая роль в работе центра отводится воспитанию молодежи Тульского региона. В нем была открыта “Школа правовых знаний для всех”. На базе этой школы проводятся различные мероприятия с участием сотрудников УВД, Комитета по делам молодежи Управы города, корреспондентов телевидения, преподавателей юридического колледжа, настоятелей храмов Тулы и области. Занятия проводятся в виде лекций-бесед, лекций-дискуссий, подкрепленных иллюстрированными выставками, слайдами, фильмами, фотографиями. На примере жизненных реалий специалисты знакомят слушателей с основами юридических знаний, которые помогают каждому защитить свои законные права и права своих близких, обеспечить юридическую защиту профессиональной деятельности.

Успешное решение задач правового воспитания неразрывно связано с активной научной разработкой проблем правовой культуры и правового просвещения граждан, внедрением рекомендаций юридической науки в повседневную практику правовоспитательной работы. Юристов-ученых должны интересовать не только практические модели првовоспитательной деятельности, но и теоретические основы проблемы. Так в последние годы научному исследованию подвергались проблемы взаимодействия правового воспитания и правовой культуры общества, изучались различные аспекты деформации правосознания граждан и др.

Научная значимость проблемы подчеркивает необходимость проведения специальных исследований по проблемам правовой культуры, правосознания, правового воспитания и юридического образования. Важное место среди них должно быть отведено конкретно-социологическим исследованиям правовой культуры молодежи и других категорий граждан как в целом по стране, так и в отдельных ее регионах. Представляется, что проведение таких исследований могло бы предусматриваться в деятельности центральных юридических ведомств, Министерства образования и науки РФ, а также их научно-исследовательских учреждений. Активное участие в их реализации могут принять юридические и педагогический институты, занимающиеся повышением квалификации кадров.

Вместе с тем нельзя забывать, что не меньшее, а может быть и большее воспитательное значение имеет и вся повседневная практическая деятельность юридических органов и учреждений. Представления, взгляды, отношение граждан к действующей правовой системе формируется не только в результате ознакомления с законодательством и другими нормативными актами, но в значительной мере в зависимости от информации о работе правоохранительных органов и учреждений. Сегодня становится очевидным, что совершенствование деятельности юридических органов невозможно без существенного повышения общей и правовой культуры самих юристов.

К сожалению, в последние годы престиж правоохранительных органов заметно упал. Так, например, согласно опросам общественного мнения, лишь 21% населения России доверяет милиции, а на вопрос: “Можете ли Вы или ваши близкие пострадать от произвола правоохранительных органов?”, 68,5% россиян отвечают, что «это вполне может случиться». Отрицательное отношение к правоохранительным органам складывается под влиянием фильмов, в которых героями являются авторитеты преступного мира, а милиционеров, которые должны выступать защитниками и помощникам в борьбе с ними, называют “ментами”, публикаций в периодических изданиях, телепередач о неправомерных действиях стражей порядка.

При повышении уровня правовой культуры общества особое внимание необходимо уделить средствам массовой информации. В современных условиях они оказывают огромное влияние на сознание людей. Бросается в глаза низкий уровень правовой культуры, несформированность и деформированность правосознания журналистов. Во многих публикациях и выступлениях усматриваются различные проявления антикультуры СМИ. Дело не только и не столько в юридических знаниях, вернее, в их отсутствии, сколько в отношении к праву, правовым принципам, законодательным нормам. Очень часто СМИ наглядно демонстрируют пренебрежение к правовым требованиям вплоть до полного отрицания всех запретов. В журналистской практике представлена вся палитра отношений: от правового инфантилизма (юридическая беспечность) через правовой нигилизм (пренебрежение к праву) к правовому негативизму (отвержение права). В этом усматривается основная проблема, создающая угрозу формирования отрицательного отношения к праву.

6. Заключение

Правовая культура – явление сложное и многогранное. Даже в определении его понятия и системы нет единства. Оно характеризуется наличием различных видов, функций, проявляется на различных уровнях.

Правовая культура представляет собой часть культуры общества, создаваемой на всем протяжении его развития, она включает в себя опыт предшествующих поколений нации, а также других культур мира.

Понятие “правовой культуры” используется для характеристики всей правовой надстройки общества. Она пронизывает само право, правосознание, законность, правопорядок, законотворческую, правоприменительную, всю юридическую деятельность.

Правовая культура выступает как социальное явление, которое немыслимо без человека. Она имеет ярко выраженную цель, которая охватывает все ее виды, структуру и функции. Эта цель заключается в формировании, как отдельной личности, так и общества в целом. Являясь элементом правосознания, правовая культура активно воздействует на общественное бытие, присущие ей идеалы, нормы, принципы, традиции могут способствовать консолидации людей, концентрации их усилий на формирование правового государства.

Современное российское общество переживает глубокий нравственный, духовный, эстетический кризис, а также и кризис правового сознания. В стране отсутствует идеологическая основа, основная масса населения, средства массовой информации, многие государственные деятели, некоторые сотрудники правоохранительных органов имеют низкий уровень правовой культуры.

На сегодняшний день Россия нуждается в стройной системе правового воспитания и обучения, как взрослого населения, так и молодежи, тщательно продуманной правовой пропаганде. Необходим предпринять действия по повышению уровня правовой культуры СМИ, государственных и общественных деятелей, сотрудников правоохранительных органов, должностных лиц и людей, тем или иным образом влияющих на правосознание населения.

7. Список литературы

1.Конституция Российской Федерации (новая редакция). – М.: Издательство ЭЛИТ, 2004. – 32с

2.Об образовании. Федеральный закон от 10 июля 1992г. №3266-1. – М.: Издательство ОМЕГА-Л, 2005. – 47с.

3.Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004г. - №1089. – 342с

4.Кризис правовой культуры российских государственных служащих и пути его преодоления //Актуальные проблемы правоведения. № 1-2. Самара, 2003. - 0,6 п.л.

5.Мартышин О. В. О некоторых особенностях российской правовой и политической культуры // Государство и право. 2003. № 10.

6. Смоленский М. Б. Гражданское общество в условиях Российского конституционализма: аспекты правовой культуры: Монография - Москва ИКЦ «МарТ», 2003

7.Смоленский М. Б. Конституционно-правовые основы формирования правовой культуры и развития гражданского общества в Российской Федерации. Ростов-на-Дону. Научно-практический журнал «Государственное и муниципальное управление (Ученые записки СКАГС)».№ 4.С.50-59. Изд. СКАГС.2003.0,55 п.л.

8.Смоленский М. Б. Право и правовая культура в системе социальной регуляции //Научно-практический журнал «Юридический Вестник РГЭУ. № 1. Изд. РГЭУ. 2003 - 0,55 п.л.

10.Смоленский М. Б. Правовая культура и личность в контексте Российской государственности. Монография - Ростов-на-Дону Изд. РГЭУ «РИНХ» - 7,5 п.л.

11.Смоленский М. Б. Правовая культура, личность, гражданское общество в России - формула взаимообусловленности - г. Санкт-Петербург //Известия вузов Санкт-Петербург. Правоведение № 1 2003 - 0,8 п.л.

В общеупотребительном смысле понятие «культура» связано с опытом человеческой деятельности, которая накапливается и передается последующим поколениям как в виде материальных предметов (материальная культура), так и в виде духовных ценностей (духовная культура). Культура как собирательное понятие имеет множество различных форм проявлений, сторон, видов.

Правовая культура является частью общей культуры общества. Она тесно связана с политической, нравственной, духовной и другими видами культуры. Правовая культура – важнейший элемент правовой системы общества, непременное условие нормального функционирования государства. Правовая культура выражает этику взаимоотношений субъектов общественной жизни с правом, законами, другими юридическим феноменами.

Правовая культура отражает не только деятельность человека непосредственно в правовой сфере, но и за ее пределами, связанную так или иначе с применением правовых знаний, которые сегодня востребованы многими науками, дисциплинами и специальностями как гуманитарного, так и не гуманитарного профиля. Эти знания необходимы практически во всех областях, где действуют законы. Не случайно почти во всех вузах страны общеобразовательная подготовка студентов включает в себя и правовую, ибо в этом нуждается любая профессия, любой вид деятельности.

В отечественном правоведении над проблемой правовой культуры активно работали и работают такие ученые, как Н. Л. Гранат, В. И. Каминская, Н. М. Кейзеров, А. Р. Ратинов, В. П. Сальников, А. П. Семитко, В. Н. Синюков и др. Так, А. Р. Ратинов под правовой культурой понимает «систему овеществленных и идеальных культурных элементов, относящихся к сфере действия права, и их отражение в сознании и поведении людей».

Правовая культура – это обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития человека, различных групп и всего населения.

Понятие «правовая культура» используется для характеристики всей правовой системы страны и всегда предполагает оценку качества правовой жизни того или иного общества и сравнение его с наиболее развитыми правовыми образцами, идеалами и ценностями. Выявим основные черты правовой культуры . Итак, правовая культура:

Принадлежит к конкретному этапу исторического развития общества, права и государства;

Представляет собой определенную совокупность накопленных ценностей в сфере правового регулирования общественных отношений;

Отражает уровень развития правосознания как личности, так и общества в целом;

Объединяет такие понятия, как право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерное поведение, правовые учреждения, а также уровень признания обществом всего многообразия правовых ценностей.

Понятие правовой культуры можно рассмотреть в двух основных значениях – узком (правовая культура личности) и широком (правовая культура общества).

Правовая культура в узком смысле – это культура отдельного лица, которая включает в себя определенный уровень правосознания, качественное овладение навыками правомерного поведения, умение использовать свои права. Изучение понятия правовой культуры личности особенно активизировалось в связи с признанием теории прав человека и правового государства. Это привносит в понятие «правовая культура личности» гуманистические начала.

Характерными признаками правовой культуры личности являются:

Достаточно высокий уровень правосознания;

Знание действующих законов страны;

Соблюдение, исполнение или использование этих законов;

Убеждение в необходимости, полезности, целесообразности законов и иных правовых актов, внутреннее согласие с ними;

Правильное понимание своих прав и обязанностей, свободы и ответственности, своего положения в обществе, норм взаимоотношений с другими людьми;

Правовая активность – целенаправленная деятельность субъекта по пресечению правонарушений, противодействию беззаконию, поддержанию правопорядка; преодолению правового нигилизма.

Правовая культура в широком смысле – это правовая культура общества, которая охватывает все правовые ценности, в том числе законы, законодательную технику, юридическую науку и образование, юридическую практику и правовой порядок. Правовая культура составляет внутреннюю, ментально-духовную сторону правовой системы общества и глубоко пронизывает правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правотворческую, правоприменительную и иную юридическую деятельность, регулирует поведение людей, сообразуясь с историческими и культурными особенностями, выступает инструментом достижения социальной стабильности. Правовая культура нашего общества находится в состоянии перехода от авторитарно-бюрократического режима к режиму демократическому.

Правовая культура может быть представлена как системное образование, которое включает в себя: культуру правового сознания; культуру правового поведения; культуру деятельности законодательных, правоохранительных и судебных органов.

Структурные элементы правовой культуры общества :

1. Правовое сознание населения . Правовая культура общества зависит прежде всего от уровня развития правового сознания населения, т. е. от того, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, поиске компромиссов, насколько информировано в правовом отношении население, какова установка граждан на соблюдение (несоблюдение) правовых предписаний и т. д.

2. Правовая деятельность . Уровень развития правового сознания может быть зафиксирован только в реальной правовой деятельности, в правовом поведении. Правовая деятельность состоит из теоретической (деятельность ученых-юристов, образовательная деятельность студентов и курсантов юридических вузов и т. д.) и практической – правотворческой и правореализующей деятельности.

3. Система юридических актов , т. е. текстов документов, в которых выражается и закрепляется право данного общества. Наиболее важное значение для оценки правовой культуры общества имеет система законодательства, основой которой является конституция государства. В целом важен и уровень развития всей системы нормативно-правовых актов – от законов, актов центральных исполнительных органов власти до актов местных органов власти и управления. Наконец, должно учитываться и состояние индивидуальных правовых актов.

4. Правовая наука . Речь идет об уровне развития юридической науки и влиянии правовой теории на юридическую практику.

5. Материальные предметы , обеспечивающие и сопровождающие правовую деятельность.

6. Правовой субъект . Правовая культура общества выражается в уровне правового развития субъекта – различных социальных и профессиональных групп, а также отдельных индивидов.

В юридической литературе выделяют две основные модели развития правовой культуры :

1. Модель эволюционного развития . Данная модель предполагает развитие правовой культуры как процесс восприятия опыта предшествующих этапов и поколений, бесконфликтной адаптации этого опыта к новым условиям. В этом случае «культура детей» является производной от «культуры отцов».

2. Модель революционного развития . Для данной модели характерен разрыв преемственности между поколениями, невосприятие по тем или иным причинам традиций и установок, сложившихся в сфере правового общения на предшествующем этапе. В этом случае возникает противопоставление «культуры отцов» и «культуры детей».

Виды правовой культуры. В зависимости от уровня выделяют три вида правовой культуры: обыденную, профессиональную и доктринальную.

Обыденный уровень правовой культуры характеризуется отсутствием системных правовых знаний и юридического опыта, имеет поверхностный и фрагментарный характер. Обыденный уровень правовой культуры затрудняет реализацию прав и обязанностей, защиту законных интересов и зачастую ведет к нарушениям норм права.

Профессиональный уровень правовой культуры складывается у практических юристов: судей, адвокатов, сотрудников правоохранительных органов. Юристы-практики вырабатывают высокий уровень правовых знаний в сфере своей деятельности, качественно овладевают правовыми умениями, навыками и профессионально применяют их в юридической деятельности.

Доктринальный (научный) уровень правовой культуры опирается на знание всего механизма правового регулирования, а не отдельных его направлений. Правовая культура теоретического уровня вырабатывается коллективными усилиями ученых и представляет собой идейно-теоретический источник права, способствует совершенствованию законодательства, развитию науки и подготовке юридических кадров.

Функции правовой культуры . Главные задачи функций правовой культуры состоят в том, чтобы привнести правовые знания и убеждения в сознание сотрудников органов внутренних дел, обеспечить их достоверной и оперативной информацией, практически вовлечь их в правовые процессы и дать необходимый нормативный и ценностный инструментарий для квалифицированного решения правовых вопросов на уровне своей деятельности.

Правовая культура выполняет три основные функции: познавательную, регулятивную и нормативно-аксеологическую.

Познавательная функция правовой культуры проявляется в процессе отражения объективной правовой деятельности, существующих правовых явлений. В правовой культуре фиксируются достигнутые, приобретенные правовые знания, правовой опыт, правовые ценности, идеалы и т. п.

Регулятивная функция правовой культуры направлена на обеспечение эффективного функционирования всех элементов правовой системы и создание устойчивого правопорядка.

Нормативно-аксеологическая функция правовой культуры состоит в оценке индивидуального поведения, законности, правопорядка и действующего законодательства путем сопоставления с моделями поведения, ориентирами которого являются нормы позитивного права и нормативные установки естественного права.

Правовая культура – это

    1. комплекс представлений той или иной общности людей о , его реализации, о деятельности государственных органов, должностных лиц;
    2. совокупность материализованных идей, чувств, представлений как осознанной необходимости и внутренней потребности поведения в сфере права, базирующаяся на правовом сознании.

Правовая культура общества охватывает все ценности, созданные в сфере права, в том числе

    • ясные законы,
    • совершенную законодательную технику,
    • развитую правовую науку,
    • высоко организованную юридическую практика и другие качественные достижения в области правовой деятельности.
Характерные элементы правовой культуры личности:
    1. достаточно высокий (приемлемый) уровень правосознания;
    2. знание действующих законов страны;
    3. соблюдение, исполнение или использование этих законов, ибо одно только знание юридических предписаний не может дать желаемого эффекта;
    4. убеждение в необходимости, полезности, целесообразности законов и иных правовых актов, внутреннее согласие с ними;
    5. правильное понимание (осознание) своего положения (статуса) в обществе, норм взаимоотношений с другими людьми, согражданами;
    6. правовая активность, т.е. целенаправленная инициативная деятельность субъекта по пресечению правонарушений; противодействие беззаконию; поддержание правопорядка и законопослушания в обществе; преодоление правового нигилизма.

Суть правовой культуры можно выразить следующей формулой: знать - уважать - соблюдать. Имеются в виду требования законов. Как и в случае с правосознанием, это первичный, обыденный уровень правовой культуры, приобретающий, однако, и общественное значение.

Показатели правовой культуры общества

Содержание правовой культуры (показатели - уровень элементов содержания):
    1. знание права,
    2. отношение к праву,
    3. привычка соблюдать право (закон),
    4. правовая активность.

Структура правовой культуры

Структура правовой культуры включает:

    • культуру правового сознания ;
    • культуру правового поведения ;
    • культуру функционирования законодательных, судебных и правоприменительных органов.

Культура правового сознания – правовая интуиция, позволяющая отличить верное и допустимое от неверного и недопустимого; правовые знания, представления и убеждения.

Культура правового поведения – наличие правовых ориентации, определенный характер и уровень правовой активности, благодаря которой личность приобретает и развивает правовые знания, умения и навыки.

Правовая культура законодательной и правоохранительной систем проявляется в культуре правотворчества, правоохранительной и судебной деятельности органов государства и должностных лиц.

Виды правовой культуры

    1. правовая культура общества;
    2. правовая культура индивида;
    3. правовая культура социальных общностей (этносов, наций, народов).

Уровни правовой культуры

    • обыденная,
    • профессиональная и

Обыденный уровень - характеризуется отсутствием системных правовых знаний и юридического опыта; ограничен повседневными рамками жизни людей при их соприкосновении с правовыми явлениями. Специфика обыденной правовой культуры в том, что она, не поднимаясь до уровня теоретических обобщений, проявляется на стадии здравого смысла, активно используется людьми в их повседневной жизни при соблюдении юридических обязанностей, использовании субъективных прав.

Профессиональный уровень - складывается у практикующих юристов: судей, адвокатов, сотрудников правоохранительных органов . Им свойственна более высокая степень знания и понимания правовых проблем, задач, целей, а также профессионального поведения.

Доктринальный уровень - опирается на знание всего механизма правового регулирования, а не отдельных его направлений. Правовая культура теоретического уровня вырабатывается коллективными усилиями ученых-философов, социологов, политологов, юристов и представляет собой идейно-теоретический . Доктринальная правовая культура является необходимым условием (средством) совершенствования законодательства, развития науки и подготовки юридических кадров.

Функции правовой культуры:

    1. познавательная (освоение правового наследия прошлых эпох и достижений отечественного и зарубежного права; тесно связана с формированием правового государства и развитием гражданского общества);
    2. регулятивная (направлена на обеспечение эффективного функционирования всех элементов правовой системы и создания устойчивого правопорядка);
    3. коммуникативная (способствует согласованию общественных, групповых и личных интересов, обеспечивает социальное сплочение людей, реализуется в правовом общении, в процессе получения образования, опосредуется средствами массовой информации, литературы и других видов искусства);
    4. прогностическая (охватывает тенденции развития правотворчества и реализации права, проблемы укрепления законности , правопорядка, правовой активности населения и другие изменения правовой системы);
    5. ценностно-нормативная (проявляется в разнообразных фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и человеческих поступках, социальных институтах).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение
  • 1.1 Понятие, структура, функции и виды правовой культуры
  • 2.1 Особенности становления правовой культуры России
  • 3.1 Развитие прав и свобод человека и гражданина
  • Заключение

Введение

Правовая культура представляет собой многослойное и многостороннее правовое явление. Правовая культура - это часть культуры общества, определенный уровень правовой образованности, усвоение обществом элементов правовых знаний и воплощение этих знаний на практике. Она включает в себя и правовую культуру отдельных лиц, и культуру социальных групп и государства в целом. Состояние правовой культуры государства является важным фактором в определении уровня зрелости конкретной исторической правовой системы. Это относится и к Российской Федерации. Правовая культура служит промежуточным звеном для всех правовых сфер общественной жизни: правотворчество, правосознание, свободы и обязанности человека и гражданина, реализация права и т.д. Укрепление государственной власти не представляется возможным без должного уровня правовой культуры.

Целью реферата является изучение правовой культуры, ее основных аспектов, а также выявление ее значения в общественной жизни современной России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

· Выделить основные понятия и основные элементы правовой культуры;

· Рассмотреть ее виды, структуру и функции;

· Проанализировать состояние правовой культуры в Российской Федерации.

Объектом исследования является правовая культура как сложное, динамичное общественное явление.

Предметом исследования являются закономерности развития правовой культуры.

Данная тема достаточно изучена в юридической литературе, хотя стоит заметить, что исследованию ее отдельных аспектов придается большее значение, чем изучению проблемы в общем. В работах А.В. Малько, В.И. Червонюка, О.В. Мартышина подробно исследованы вопросы истоков правового нигилизма в России, особенностях российской правовой культуры. Однако вопросы субъекта и объекта правовой культуры, ее задачи и функции, вопросы совершенствования правовой культуры еще не нашли должного освещения в юридической литературе.

1. Понятие и общая характеристика правовой культуры

1.1 Понятие, структура, функции и виды правовой культуры

Слово "культура" произошло от латинского слова culture, что означало "возделывать", а позже "воспитывать, обучать", т.е. целенаправленную деятельность человека, связанную с получением знаний и опыта. Существует множество видов культуры: интеллектуальная, политическая, нравственная, но правовая культура полностью не совпадает ни с одним из этих видов. Она занимает особое место в культурном пространстве. Стоит отметить, что однозначного определения правовой культуры в юридической литературе нет. Например Е.В. Аграновская представляет правовую культуру как "систему взглядов, оценок, убеждений, которые определяют правовое поведение". А Н.И. Матузов и А.В. Малько в своем труде вообще не дают определения правовой культуры, отмечая лишь, что правовая культура охватывает все правовые ценности, существующие в данной стране. В то же время авторы учебника под редакцией В.М. Корельского, В.Д. Перевалова под правовой культурой понимают "обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта…а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека". Правовая культура - довольно неоднозначное явление, поэтому в настоящее время сформулировать единообразное определение не представляется возможным.

Как мы уже упоминали, правовая культура очень тесно связана с другими формами культуры (интеллектуальной, политической, нравственной и др.), поэтому человек, обладающий низким уровнем общей культуры, скорее всего не сможет показать высокий уровень правовой культуры. Эта аксиома правдива и для обратного случая: человека, обладающего низким уровнем правовой культуры нельзя в полной мере назвать высококультурным.

Виды правовой культуры различают в зависимости от ее носителя:

1) Правовая культура общества;

2) Правовая культура группы;

3) Правовая культура личности.

Дадим краткую характеристику каждой.

Правовая культура общества представляет собой определенную долю общей культуры, передающую степень правовой активности и сознания всего общества. В широком смысле правовую культуру общества можно определить как совокупность всех накопленных правовых знаний, опыта на конкретный период.

Показатели, показывающие уровень развития правовой культуры общества:

· Степень развития законодательства

· Качество толкования правовых норм

· Правовая активность населения

· Степень востребованности и доступности правовых знаний

· Соотношение в нормах права общечеловеческого и национального начал

· Уровень соблюдения субъектами предписаний законодательства

Правовая культура социальной группы - состояние уровня правосознания и правового поведения данной социальной группы.

Правовую культуру социальных групп отличают следующие черты:

· Знание права и законодательства

· Соблюдение законности

· Способность правильно оформлять необходимые юридические документы

· Наличие умения использовать предоставленную народом и правом власть

· Правовое воспитание граждан

Правовая культура личности - это культура отдельного взятого человека, индивида. Она состоит из следующих элементов:

· Знание и понимание права

· Законопослушное и правомерное поведение человека

· Уровень правового поведения

· Правовая психология и идеология

Качество и уровень правовой культуры личности и группы можно оценить посредством таких критериев:

· Уровень правовой информированности и образования

· Качественные характеристики правосознания

· Качественные характеристики практического поведения, степень его правомерности и полезности

Правовая культура не является однородной, она состоит из следующих взаимосвязанных элементов, которые являются юридическими явлениями, входящими в правовую систему общества:

1) Уровень правосознания и правовой активности граждан (каждый субъект должен знать право, понимать его смысл, использовать законы для защиты своих интересов).

2) Состояние юридической практики

· Состояние законодательства и уровень правотворчества (качество, продуманность и согласованность содержания нормативно-правовых актов)

· Уровень правоохранительной и судебной деятельности (качество работы должностных лиц в сфере правоохранительной, судебной, а также правоприменительной деятельности)

· Режим законности и правопорядка (фактическая упорядоченность общественных отношений, которые урегулированы с помощью правовых средств)

Правовая культура имеет ряд основных специфических функций:

1) познавательно-преобразовательная - функция, связанная с теоретической и организационной деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества

2) праворегулятивная - функция, направленная на обеспечение эффективного функционирования всех элементов правовой системы

3) целостно-нормативная - функция, проявляющаяся в фактах, которые приобретают ценностное значение, т.е составляющие правовой культуры общества являются объектами оценки

4) коммуникативная - функция, обеспечивающая взаимодействие граждан в юридической сфере

5) правосоциализаторская - функция, направленная на формирование правовых качеств личности

1.2 Правовая культура и правосознание

Переплетение потребностей, интересов различных социальных слоев, разнообразные мнения по поводу общественных явлений, в том числе и юридической действительности, характерно для современной жизни. То есть различное понимание юридической действительности различными социальными группами обуславливается разной степенью правосознания.

Правосознание - это совокупность идей, представлений, чувств, эмоций, в которых выражается отношение к праву (действующему и желательному), деятельности государственных органов, а также действиям людей, совершаемым в сфере правового регулирования. Специфика правосознания как формы общественного сознания проявляется в том, что оно является интеллектуальным выражением общественной и индивидуальной жизни людей. Правосознание тесно связано с такими элементами правовой системы как: юридические нормы, правовые принципы, правовые отношения, процессы правотворчества и т.д.

Сущность правосознания проявляется в следующих его особенностях:

· Не может существовать вне зависимости от иных форм общественного сознания (на формирование и реализацию норм права воздействуют и нравственные, и политические, и иные формы сознания)

· В правосознании отражаются только явления, непосредственно связанные с правом

· Осознание правовых явлений осуществляется с помощью юридических понятий

· Правосознание отражает состояние, темпы и направления развития общественных отношений

· Правосознание характеризуется преемственностью (пример: рецепция римского права)

Элементами структуры правосознания являются:

· Идеологическая основа (правовые знания, взгляды, основанные на научных позициях и разделяемые большими группами людей)

· Психологическая основа (чувства и эмоции людей по поводу права и правоприменительной деятельности)

· Поведенческая основа (внутренние установки, побуждающие либо к соблюдению, либо к нарушению правовых норм)

Правосознание можно разделить на виды, основываясь на степени глубины отражения правовой действительности. Итак, различают такие виды правосознания:

· Обыденное правосознание

· Профессиональное правосознание

· Научное правосознание

Обыденное правосознание - это бытовое сознание, возникающее вне какой-либо профессиональной деятельности, связанной с правом. Оно формируется под влиянием непосредственного жизненного опыта и представлениями о праве.

Профессиональное правосознание представляет собой научно обоснованную, стройную систему правовых знаний, убеждений и чувств, которыми руководствуются юристы в своей повседневной деятельности, непосредственно связанной с правотворчеством или правоприменением.

Научное правосознание - это идеи, концепции, взгляды, выражающие систематизированное, теоретическое освоение права. Оно возникает в среде ученых-правоведов и научных работников на основе анализа правовых норм и институтов права, правотворческой и правоприменительной практики.

В общем виде роль правосознания в общественной жизни предопределена тем, что правосознание является внутренним стимулом и мотивацией к познанию права и лежит в основе правотворческой и правоприменительной деятельности.

Правовая культура представляет собой воплощенное в жизнь правосознание. Иными словами, правовая культура - это объективированное правосознание, которое выражается в результатах правотворческой деятельности (качество и продуманность законов), в процессе правоприменения (культура поведения сотрудников правоохранительных и правоприменительных органов), в функционировании юридичеcких учреждений (суд, прокуратура и т.д.), а также в поведении рядовых граждан.

Таким образом, правовая культура неразрывно cвязана с правосознанием. С одной стороны, правовая культура предопределена, основана на правосознании. С другой же стороны, объекты правовой культуры оказывают влияние на становление правосознания.

То есть и уровень развития правовой культуры, и уровень развития правосознания определяются одними и теми же факторами. Основное значение имеют такие факторы как:

· Правовая информированность

· Режим законности

· Качество закона

Правовая информированность означает общедоступность и понятность правовой информации населению. Правовая информированность выражается в том, какие возможности имеют граждане для своевременности получения информации о новых законодательных актах. Стоит отметить, что в Российской Федерации официальными источниками опубликования федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, правовые акты Правительства Российской Федерации и некоторые иные нормативно-правовые акты являются периодические издания "Российская газета", "Парламентская газета" "Собрание законодательства Российской Федерации", а также "Официальный интернет-портал правовой информации".

Режим законности - такой режим общественной жизни, который характеризуется верховенством в ней закона и безусловным исполнением его требований гражданами и должностными лицами, наличием специальных механизмов, гарантирующих безопасность и защиту личности от произвола, беспрепятственное осуществление гражданских прав и свобод. Если в обществе граждане ведут себя правомерно, то это вырабатывает к закону и правопорядку чувство уважения у отдельного индивида.

Качество закона проявляется в его своевременности, актуальности, адекватности общественным реалиям, а также однозначности и ясности его положений.

Высокий уровень правовой культуры и правосознания является залогом для установления режима законности и правопорядка.

правовой нигилизм идеализм культура

2. Состояние правовой культуры современного российского общества

2.1 Особенности становления правовой культуры России

Правовая культура несомненно отличается у разных стран, т.к . на формирование правовой культуры влияет огромное количество факторов: от национального менталитета и религии до современного законодательства и правового воспитания.

В России же, по мнению многих исследователей, православие сыграло немалую роль в формирование отечественной правовой культуры. Например, видный славянофил К.С. Аксаков писал: "Россия никогда не обоготворяло право, не верила в его совершенство…смотрела на него как на дело второстепенное, считая первостепенным делом веру и спасение души". Негативную сторону этой русской особенности отмечал профессор О.В. Мартышин в своем труде "О некоторых особенностях российской правовой и политической культуры": "Вера, истина, справедливость ставились религиозным сознанием выше закона, что по-своему верно, но в то же время может легко привести к правовому нигилизму, желанию действовать на основе высших критериев и соображений в сфере, где должны царить законы." До революции подавляющее большинство населения нигилистически относились к праву - для них огромное значение имел религиозный, нравственный аспект, а не правовой.

Советский период привнес мало нового в правовую культуру страны. Идеологи марксизма-ленинизма, полагавшие, что государство и право должны отмереть в ближайшем будущем, считали, что "право - это такой же опиум для народа, как и религия" и отвергали необходимость права. Таким образом, приоритет государственной идеологии над правом в сфере регулирования общественных отношений привел к тому, что правовая культура в советской России заняла то же незначительное место, что и в дореволюционной России.

Многовековой опыт авторитаризма и произвола привел к тому, что явление правового нигилизма проявляется в большинстве россиян. Несмотря на демократизацию и либерализацию современного российского законодательства уровень правовой культуры граждан остается низким. Повсеместно проявляются такие деформации правосознания как правовой нигилизм и правовой идеализм.

2.2 Правовой нигилизм и правовой идеализм

Правовой нигилизм - одна из качественных характеристик правосознания и правовой культуры личности или общества, связанная с отрицательным, негативным отношением субъектов к ценностям и нормам права, законам, правопорядку, юридической практике. Н.Р. Донченко в своей работе "Правовой нигилизм как устоявшееся общесоциальное явление" выделяет следующие формы выражения правового нигилизма:

1) Умышленные нарушения законов и иных нормативно-правовых актов

2) Издание противоречивых или взаимоисключающих друг друга правовых актов

3) Подмена законности политической либо идеологической целесообразностью

4) Противоборство представительных и исполнительных структур на всех уровнях власти

5) Нарушение прав человека

Правовой нигилизм - одна из причин низкого уровня правопорядка в обществе, поэтому с ним необходимо вести борьбу. Для этого требуется знать причины распространения правового нигилизма в современной России. Итак, можно выделить такие причины как:

· Низкий уровень правовой грамотности населения

· Особенности менталитета

· Кризисное переходное состояние всех сфер жизни общества

· Несовершенство системы правового воспитания

· Отсутствие эффективных механизмов юридической ответственности

· Низкий уровень качества жизнь основного числа граждан

Также можно выделить черты характерные для правового нигилизма в России:

· Массовость (правовой нигилизм распространен не только в среде простых граждан, но и в официальных кругах)

· Правовой нигилизм носит демонстративный и неконтролируемый характер

· Правовой нигилизм проявляется в самых разных формах (может проявляться и на бытовом уровне и в профессиональных слоях; может быть как легитимным так и криминальным).

Прямой противоположностью правового нигилизма является правовой идеализм - гипертрофированное отношение к юридическим средствам, переоценка роли права и его возможностей, убеждённость, что с помощью законов можно решить все социальные проблемы.

Категорию "правовой нигилизм" ввел в своей статье "Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны одной медали" профессор Н.И. Матузов. Люди, подверженные правовому идеализму, считают, что с помощью права можно решить все проблемы.

Однако, право, несмотря на достаточное количество регуляторов не всесильно и не всевластно, т.к. проводимые преобразования нуждаются в надёжном правовом обеспечении, и оно не может быть чисто волевым. Разочарование в том, что только принятие хороших законов не может изменить положение дел в лучшую сторону, заставляет людей разочаровываться в праве, пренебрегать им.

Правовой идеализм в конечном итоге приводит к правовому нигилизму, поэтому необходимо как можно скорее преодолеть и правовой нигилизм, и правовой идеализм, которые питают друг друга.

3. Способы совершенствования правовой культуры общества и гражданина Российской Федерации

3.1 Развитие прав и свобод человека и гражданина

Права и свободы человека - одно из величайших достижений человечества. По авторитетному мнению В. И. Шмакова соблюдение прав и свобод человека и гражданина - главнейший критерий цивилизованного общества, его способности решать самые сложные экономические, политические и социальные проблемы. Однако, в настоящее время наблюдается большой разрыв в между провозглашенными правами и свободами человека и гражданина в Конституции Российской Федерации и их реальным воплощением в жизнь.

Конституция обосновывает свое социальное назначение только тогда, когда работают механизмы реализации конституционных гарантий прав и свобод человека, в главную очередь - правосудие.

Неотъемлемую часть современной политики России составляет формирование такой судебной власти, которая являлась бы авторитетной и престижной. Формирование справедливого и независимого суда обусловлено связями с другими ветвями власти и их воздействием на суд.

Еще одним, несомненно, важным институтом обеспечения и развития прав и свобод человека и гражданина является Уполномоченный по правам человека (омбудсмен) в Российской Федерации и его представители в субъектах федерации. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе. Омбудсмен следит за состоянием и реализацией прав и свобод граждан, а также проверяет жалобы граждан на нарушении их прав. Однако и в этой сфере имеются достаточно серьезные проблемы. Например, должностные лица часто препятствуют исполнение обязанностей, возложенных на Уполномоченного. Также сами граждане нередко не знают, как защитить свои права и куда можно обратиться за помощью. Это свидетельствует о том, что правовая культура в нашем государстве еще недостаточно развита. Необходимо развивать правосознание населения и прививать правовую культуру еще со школы.

Стоит отметить работу негосударственных правозащитных организаций. Они осуществляют независимый контроль реализации прав граждан и в определенной мере способствуют работе государственных правоохранительных органов.

Таким образом, в России, к сожалению, наблюдается ряд проблем, связанных с обеспечением и реализацией прав и свобод человека и гражданина: недостаточное социальной обеспечение, злоупотребление своими полномочиями должностными лицами, произвол полицейских органов и прочее. Однако, на мой взгляд, самой важной проблемой является правовой нигилизм подавляющего большинства граждан. До сих пор граждане уверены, что отстаивать свои права "бесполезно", а зачастую даже не знают куда обращаться. Необходимо принимать безотлагательные меры по повышению уровня правосознания и правовой культуры населения.

Центральное место в правовой культуре занимает конституционно-правовая культура. Конституционно-правовая культура - это конституционно-правовая категория для обозначения совокупности достижений, созданных людьми в конституционно-правовой сфере, с помощью которых обеспечивается формирование такой системы общественных отношений, которые способствуют становлению общественного строя, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство и его органы действуют строго в соответствии с демократической конституцией.

Попытаемся проанализировать отдельные аспекты в конституционно-правовой сфере РФ, а также определенные проблемы в этих сферах.

Конституция -- это один из важнейших результатов конституционно-правовой культуры, поэтому она должна подвергать прямому регулированию не только вопросы организации государственной власти, но и главнейшие вопросы взаимоотношений человека, государства и общества. Однако, в Конституции РФ вопросы приема-передачи власти не подлежат регламентации. Единственное в ст.3 Конституции РФ сказано: "…единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ". Порядок же наделения властными полномочиями отдельных лиц определяется федеральным законом Российской Федерации органом государственной власти, т.е. политической партией, находящейся у руля.

Первостепенное место в структуре конституционно-правовой культуры занимает избирательное право. Избирательное право может быть двух видов: объективное и субъективное. В объективном смысле избирательное право представляет собой совокупность конституционно-правовых норм, регламентирующих общественные отношения по поводу проведения выборов. В субъективном смысле избирательное право представляет собой предусмотренную законами возможность лица участвовать в выборах в качестве избирателя или кандидата на выборную должность.

Принцип добровольности участия в выборах носит, бесспорно, демократический характер. К сожалению, его провозглашение привело к неблагоприятным последствиям. Явка российских избирателей, мягко сказать, невелика. Например, по данным ЦИК, на выборы Президента РФ в 2012 году пришло всего лишь 65,34% избирателей. Безосновательно говорить о всенародном избрании, если за кандидата проголосовали не абсолютное число граждан.

В процессе избирательных кампаний партии и кандидаты на выборную должность, как правило, используют мнимые обещания, которые впоследствии не выполняются. Представляется разумным вернуться к институту отзыва, применив его к тем, кто не сдержал свои предвыборные обещания.

На сегодняшний момент в Российской Федерации имеется масса проблем в сфере формирования правовой культуры. Для решения таких проблем как: правовая безграмотность населения, сложный и трудоемкий процесс правотворчества, частое противоречие нормативно-правовых актов друг другу и действительности, правовой нигилизм и прочее, необходимо проводить целенаправленную государственную политику в области повышения уровня правовой культуры общества через процессы правотворчества, а также СМИ и искусства. Основными задачами в процессе формирования правовой культуры являются формирование позитивного отношения к праву и закону, а также знанию гражданами своих прав и обязанностей.

3.2 Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры

Правовое воспитание - это целенаправленная деятельность государственных органов и общественности по формированию у граждан и должностных лиц правосознания и правовой культуры.

Правовое обучение, т.е. непосредственная передача, накопление и усвоение знаний и принципов права, а также формирование соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умение использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности - является формой воспитания.

По мнению И.И. Кального в результате правового воспитания: "Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем - во внутреннюю потребность соблюдать закон". То есть задачей правового воспитания является создание такого человека, который обладал бы чувством личной ответственности, активную гражданскую позицию и руководствовался такими нравственными идеалами как честь, долг, честность и т.д.

Правовому обучению служат различные средства и методы. Средствами правового обучения является всё, с помощью чего осуществляется воздействие на сознание индивидов, или же то, с помощью чего человек передает информацию, имеющую юридическое значение. Таким образом, к средствам правового обучения следует отнести:

· Средства массовой информации (печать, радиовещание, телевизионное вещание и прочее)

· Искусство

· Средства агитации

К сожалению, в нашей стране пока уровень правового обучения оставляет желать лучшего. В настоящее время:

· Практически не ведется пропаганда действующего законодательства

· Правовоспитательные мероприятия осуществляются бессистемно

· СМИ, государственные деятели в публичных выступления допускают лояльное отношение к правонарушениям

· Отсутствие в стране какой-либо концепции, идеи о негативном отношении к подобным явлениям

· Лекционная работа по правовому просвещению в стране практически отсутствует

· Отсутствие контроля качества выпускаемой юридической литературы

В целях повышения уровня правового воспитания и, как следствие, правовой культуры населения, предлагается:

1) Внедрение во всех учебных заведениях (школа, средние специальные учебные заведения, высшие учебные заведения) преподавания основ права

2) Осуществление конкретные правоспитательные мероприятия по организации широкой организации законодательства

3) Издание общедоступной юридической литературы, справочников

4) Создать сеть бесплатных юридических консультаций для помощи социально-незащищенных слоев населения для оказания им консультаций по социальным вопросам и гражданскому законодательству

Правовая культура - незаменимое условие для осмысленного осуществления гражданином его долга перед обществом.

Осознание людьми своих прав и свобод, обязанностей перед государством и обществом способствует преодолению архаичных взглядов, девиантного поведения граждан, предотвращению случаев произвола.

Высокий уровень правового воспитания каждого отдельного индивида приведет к созданию законопослушного общества, а в будущем и к созданию правового государства.

Прочное правовое сознание можно выработать укрепление норм воспитанности в мыслях и действиях человека. В этом случае как процесс - это средство, а сознание, как результат - цель.

Заключение

В российском обществе продолжается процесс становления правового государства и гражданского общества. Изменения произошли и происходят в правовой системе, в правосознании, в правовой культуре российского общества. В связи с переменившимися социальными и политическими условиями нашему государству требуется качественно новая правовая культура граждан.

Правовая культура общества - это структурная часть созданных обществом духовных ценностей. Уровень правового сознания, развитая правовая система, независимое правосудие, надежные гарантии прав и свобод человека и гражданина, юридическая грамотность населения - одни из важнейших элементов системы духовных ценностей, созданной обществом.

Как мы имели возможность убедиться, правовая культура является неотъемлемым компонентом правового государства, гражданского и цивилизованного общества.

Очевидно, что построение гражданского общества невозможно без развитых правосознания и правовой культуры. Гражданскому обществу характерна такая система ценностей, в которой на первоочередной план выходят демократические права и свободы:

· Личная свобода

· Неприкосновенность и безопасность граждан

· Функционирование независимых объединений и пр.

Разумеется, такая система способна существовать только на индивидуальных принципах бытия, однако, в России господствуют коллективистские начала, что не позволяет принять в качестве жизнеполагающих принципов основные положения гражданского общества. Это означает, что российское общество в большинстве своем еще не готово к изменениям. Многовековой опыт государственного произвола и авторитаризма породил в россиянах тотальный правовой нигилизм. Данное явление негативно сказывается на состоянии российского общества.

Таким образом, основой для создания условий развития и значимости права в жизни формирующегося гражданского общества должны стать вопросы правовой культуры.

Список использованной литературы

1. Закон РФ от 1406.1994 №5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" // СПС Консультант Плюс.

2. Закон РФ от 26.02.1997 №1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" // СПС Консультант Плюс.

3. Теория государства и права: учебник Абдулаев М.И. М: финансовый контроль. 2009 С. 410.

4. Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности. М., 1988. С. 144.

5. Гуляихин В.Н. Правовая культура как объект научного исследования: методологические подходы, структура и критерии оценки // NB: Вопросы права и политики. 2013. №4. С. 158.

6. Донченко Н.Р. Правовой нигилизм как устоявшееся общесоциальное явление // Юрист. 2005. №6. С. 93.

7. Дубровина Е.П. Избирательное право субъектов Российской Федерации //Законы России: опыт, анализ, практика. №2. 2007. С. 153.

8. Кальной И.И. Философия права. М., 2006. С. 490

9. Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М., 1998. С. 616.

10. Теория государства и права: учебное пособие / Малько А.В., Нырков В.В., Шундиков К.В. С. 240.

11. Теория государства и права: учебник / Малько А.В., Нырков В.В., Шундиков К.В. М: С. 432.

12. Мартышин О.В. О некоторых особенностях российской правовой и политической культуры // Государство и право. 2003. №19. С. 133.

13. Теория государства и права: Учебник / Под ред. М.Н. Марченко. М., 2001. С. 624.

14. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М., 2004. С. 512.

15. Смоленский М.Б. Право и правовая культура как базовая ценность гражданского общества // Журнал российского права. 2009. №11. С. 64.

16. Элементарные начала общей теории права: учеб. пособие / Под ред. В.И. Червонюка. М., 2003. С. 544.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Правовая культура: понятие, структура и роль в правовой системе общества. Правовой нигилизм как черта российского правосознания. Соотношение правосознания и правовой культуры. Основные проблемы совершенствования правовой культуры российского общества.

    дипломная работа , добавлен 05.07.2011

    Определение понятия правовой культуры, общая характеристика. Рассмотрение ее видов, структуры и функций. Анализ состояния правовой культуры общества и гражданина Российской Федерации; описание способов ее совершенствования. Правовой нигилизм и идеализм.

    курсовая работа , добавлен 19.10.2014

    Правовая культура: понятие, содержание, структура, функции, виды. Классификация правовой культуры. Правовой нигилизм, идеализм и демагогия. Правовое воспитание, его роль, формы и методы. Элементы правосознания. Система нормативно правовых актов.

    курсовая работа , добавлен 23.08.2008

    Правосознание: понятие, виды, уровни. Общее понятие о правовой идеологии и психологии. Познавательно-преобразовательная, праворегулятивная, ценностно-нормативная, правосоциализаторская функция правовой культуры. Нигилизм: истоки, пути преодоления.

    курсовая работа , добавлен 14.05.2013

    Правовая культура личности. Структура правовой культуры общества. Правовой нигилизм как антипод правовой культуры: пути преодоления. Причины проявления правового нигилизма в Украине. Правовое всеобщее обучение как условие развития правовой культуры.

    реферат , добавлен 17.05.2010

    Основные подходы к пониманию, структура и типы, функции правовой культуры. Правосознание, правомерное поведение и правовая культура как взаимосвязанные характеристики российской правовой системы. Права и свободы человека как критерий правовой культуры.

    дипломная работа , добавлен 05.07.2011

    Понятие правосознания, правовой культуры, правового нигилизма, идеализма и воспитания, их взаимосвязь и соотношение. Структура, уровни проявления, виды и функции правосознания и правовой культуры, пути их повышения в современном российском обществе.

    дипломная работа , добавлен 04.06.2009

    Комплексное изучение сущности, структуры, видов правовой культуры, анализ ее взаимодействия с другими правовыми явлениями общества. Роль правовой культуры для обеспечения прав и свобод человека и правовой системы России, пути повышения ее уровня.

    дипломная работа , добавлен 28.04.2011

    Понятие, структура, функции, виды правосознания и правовой культуры. Взаимодействие права и правосознания. Структурные элементы правовой культуры. Влияние правосознания на организацию общественной жизни. Правовое воспитание: понятие, методы, формы.

    курсовая работа , добавлен 19.10.2016

    Понятие и виды правовой культуры, её структура и формирование. Объективные условия, необходимые для развития правовой культуры в обществе. Исторические особенности российской правовой культуры. Препятствия развития России как правового государства.

Юридическая наука, рассматривая проблемы взаимосвязи права с культурой, использует понятие «правовая культура».

Правовая культура - это особое социальное явление, качественно характеризующее правовое состояние как отдельной личности, так и общества в целом.

Структура правовой культуры:

Состояние правосознания в обществе.

Действенность функционирования правовых органов и учреждений.

Уровень правотворческой деятельности (правотворчества).

Состояние законности и прочность правопорядка.

Правовая культура может быть рассмотрена и как качественное правовое состояние личности, а также общества в целом. Поэтому принято выделять два уровня правовой культуры.

Уровни правовой культуры:

1) Правовая культура личности - отражает степень и характер развития личности, которые выражаются в уровне правомерности ее деятельности. Включает в себя: - правосознание человека; - привычку к правомерному, законопослушному поведению; - правовую активность личности, т. е. умение эффективно использовать правовые средства для достижения своих целей. Примеры проявления: знание Конституции, основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Уважительное отношение к праву. Стремление строить свое поведение в соответствии с предписаниями правовых норм. Готовность остановить правонарушение и др.

2) Правовая культура общества - отражает обеспечение прав и свобод человека, безопасность личности, является гарантом ее правовой защиты и гражданской активности. Складывается из правовой культуры отдельных граждан. Примеры проявления: незыблемость конституционного строя. Признание верховенства законов. Уважение к демократическим правовым институтам, правам и свободам человека и гражданина. Системность и доступность законодательства. Строгое и неуклонное соблюдение законности и др.

Важнейшим элементом правовой культуры является уровень правосознания в обществе.

Правосознание (правовое сознание) - это совокупность идей, представлений, чувств, выражающих отношение людей к действующему или желаемому праву.

Принято различать несколько уровней и видов правосознания.

Уровни правосознания:

Обыденное (эмпирическое): уровень правосознания обычного человека, который не обладает какими-либо особыми познаниями в праве.

Профессиональное: правосознание юристов, которые облагают глубокими знаниями в юриспруденции.

Научное (теоретическое): характерно для ученых-юристов, которые на глубоком теоретическом уровне анализируют право.

Виды правосознания:
Индивидуальное: формируется у конкретного индивида.
Групповое: формируется в отдельных социальных группах (например, у бюрократов).
Общественное.

Позитивное правосознание формируется в том случае, когда человек:

Признает необходимость права;

Соблюдает правовые нормы по убеждению, а не из чувства страха;

Уважительно относится к правам других.

Правосознание охватывает только духовную жизнь общества, является лишь частью общественного сознания. Правовая культура включает в себя как духовные характеристики, так и материальные составляющие права - юридические учреждения, их организацию, отношения.

Два важных элемента - уровень развития правотворчества и состояние законности и правопорядка в стране характеризуют как бы два измерения правовой культуры, от взаимной согласованности которых во многом зависит качество правовой жизни общества.

Правотворчество (правотворческая деятельность) - специальный вид деятельности компетентных органов государства, в ходе которой они устанавливают нормы права путем издания, изменения или отмены правовых актов.

В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на следующие виды: непосредственное правотворчество народа (референдум); правотворчество государственных органов (Государственной Думы, Правительства и др.); правотворчество отдельных должностных лиц (Президента, губернатора и др.); правотворчество организаций, учреждений, предприятий.

Основой правотворчества государства является законотворческая деятельность.

Законотворческая деятельность (законотворчество) - это правотворческая деятельность высших представительных органов - парламентов, в процессе которой издаются нормативные акты высшей юридической силы - законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой.

В числе структурных элементов политической культуры выделяются законность и правопорядок.

Законность - это неукоснительное исполнение законов и соответствующих им других правовых актов всеми органами государства, должностными и иными лицами.

Для проведения данного принципа в жизнь от всех участников правоотношений требуется:

Соблюдение и уважение права;

Понимание его культурной и духовной ценности.

Это делает законность важной политико-правовой характеристикой общества.

Кроме того, уровень законности показывает, насколько законы соответствуют правовым представлениям населения на данном историческом этапе, а также насколько они отвечают потребностям общества и способствуют его развитию.

Реализация принципа законности способствует утверждению в обществе правопорядка.

Правопорядок - установленный в обществе порядок отношений, основанный на точном исполнении закона и отвечающий его требованиям.

Правопорядок характеризуется следующими критериями:

Высоким уровнем соблюдения законов;

Обеспечением и реализацией субъективных прав;

Исполнением юридических обязанностей всеми гражданами, организациями, государственными органами.

Правовая культура в реальной жизни выполняет следующие функции:

1) Познавательно-преобразовательная - теоретическое осознание и обоснование необходимых мероприятий по формированию правового государства, организация их проведения. Примеры проявления функции: инициативы органов государственной власти или общественных организаций о внесении поправок, дополнений или изменений в существующие законы, выявление противоречий в системе законодательства.

2) Праворегулятивная - обеспечение устойчивого, слаженного и эффективного функционирования всех элементов правовой системы и общества в целом. Примеры проявления функции: четкие представления граждан о необходимости соблюдения законности и правопорядка, о недопустимости нарушать своими действиями права других людей.

3) Ценностно-нормативная - оценочное отношение личности к цели и результатам правовой деятельности, изучение этого отношения. Примеры проявления функции: реакция граждан на принятый закон, деятельность органов прокуратуры или милиции, а также изучение закономерностей данной реакции.

4) Правосоциализаторская - формирование правовых качеств личности (через организацию правового просвещения, правовой помощи, самовоспитание). Примеры проявления функции: уроки правоведения и обществознания в школе, работа юридических консультаций, самостоятельное изучение гражданами правовых проблем, знакомство с новыми законами и т. п.

5) Коммуникативная - регулирование общения граждан в правовой сфере. Примеры проявления функции: наличие у граждан представления о необходимости юридического оформления сделок, поступления на работу и т. п.

6) Прогностическая - анализ тенденций, характерных для правовой системы общества. Примеры проявления функции: использование элементов научного прогнозирования и планомерности в законодательной деятельности.

Правовая культура имеет большое значение для гражданина и общества:

Гармонично развивает человека, способствует созданию правовых ценностей;

Накапливает юридические знания и опыт человечества, что позволяет сочетать и саморегулировать отечественные и иностранные источники правового прогресса;

Отражает своеобразие национальной государственности, правопорядка и правовой системы.

Правовая культура - необходимое условие сознательного осуществления гражданином своего долга перед обществом, что способствует преодолению отсталых взглядов, отклоняющегося поведения людей, предотвращению случаев произвола и насилия над личностью. Научно обоснованные правовые представления граждан являются предпосылками укрепления законности и правопорядка, без чего невозможно построить демократическое государство.