Утвержденный 02.10.2007 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" был принят Госдумой 14 сентября и одобрен СФ 19.09 того же года. В нормативном акте определен порядок и условия принудительной реализации постановлений и решений судебных и иных органов, а также их служащих, в полномочия которых входит право возлагать на МО, регионы, РФ, организации, граждан обязанности по передаче другим субъектам либо в бюджеты соответствующих уровней денежных средств и других материальных ценностей, по совершению установленных действий в их пользу или воздержанию от этого. Рассмотрим далее некоторые положения 229-ФЗ от 02.10.2007 г.
Исполнительное производство обеспечивает правильную и своевременную реализацию и иных структур, служащих, а в установленных законодательством случаях и других документов для защиты законных интересов, прав и свобод организаций и граждан. Порядок и условия передачи субъектам денежных средств бюджета соответствующего уровня определяются в БК.
ФЗ-229 определяет следующие ключевые положения осуществления деятельности, связанной с принудительной реализацией постановлений уполномоченных структур:
Рассматриваемый устанавливает, что принудительная реализация актов судов и прочих органов, а также должностных служащих входит в компетенцию ФССП и территориальные органы службы. Приставы-исполнители применяют принудительные меры воздействия к должникам в пределах полномочий. Их права определяются федеральным законодательством.
"Об исполнительном производстве" устанавливает, что постановления приставов распространяются на все государственные/муниципальные органы, всех юридических и физлиц. Требования служащих подлежат неукоснительному соблюдению на всей территории страны. В случае неисполнения предписаний приставы принимают меры, предусмотренные в комментируемом законе. Несоблюдение требований, воспрепятствование осуществлению служащими их функций влекут ответственность, установленную нормативными актами.
229-ФЗ "Об исполнительном производстве" определяет, что в случаях, установленных нормативными актами, требования, присутствующие в постановлениях судов, иных органов, решениях должностных лиц, реализуются структурами, организациями, государственными и муниципальными в том числе, банками и прочими кредитными предприятиями, гражданами и служащими. Указанные субъекты соблюдают предписания на основании документов, указанных в ст. 12.
ФЗ-229 допускает направление документа о взыскании средств либо их аресте в соответствующую финансовую структуру непосредственно заинтересованным лицом. Вместе с ним субъект предоставляет в банковскую или другую кредитную организацию заявление. В нем должны содержаться:
ФЗ-229 устанавливает, что документ, поступивший для осуществления взыскания в банковскую или другую кредитную структуру после отзыва лицензии, возвращается субъекту, его направившему, без удовлетворения требований.
В ст. 9 ФЗ-229 определен порядок реализации требований, предусмотренных в решении суда, иного органа или служащего, предприятием, осуществляющим периодические выплаты должнику. Документ, на основании которого устанавливается взыскание суммы, меньшей 25 тыс. р., может направляться в организацию или лицу, начисляющему обязанному субъекту пенсию, зарплату, стипендию и пр., непосредственно кредитором. Вместе с этой бумагой он должен предоставить заявление. В нем также указываются реквизиты счета для перечисления, ФИО, сведения документа, подтверждающего личность гражданина-взыскателя, или ИНН, название, код зарубежной организации, регистрационный номер, адрес постановки на учет и нахождения кредитора-организации.
229-ФЗ "Об исполнительном пр-ве" устанавливает, что реализация судебных постановлений, решений иных органов и служащих в отношении иностранных юридических и физлиц, субъектов, не имеющих гражданства, осуществляется по правилам комментируемого нормативного акта.
"Об исполнительном производстве" определяет следующие категории бумаг, в соответствии с которыми осуществляется взыскание служащими ФССП:
При потере подлинника документа, в качестве основания для реализации вмененных должнику требований выступает его дубликат. Он выдается судом, другим органом, должностным лицом, вынесшим соответствующее постановление/решение, в установленном порядке. Документ, по которому начато исполнительное производство, содержится в материалах дела. Пристав направляет постановление соответствующему субъекту с приложением копии ИЛ.
В исполнительных бумагах указываются:
В документа также должны присутствовать сведения о заявителе и должнике:
Указанные правила по оформлению не распространяются на соглашение о выплате алиментов, удостоверенное нотариально, судебный приказ, а также постановление служащего ФССП. Если до выдачи исполнительной бумаги предоставлена рассрочка/отсрочка реализации требований, то в ней указывается начало течения срока реализации предписаний. Документ, который предоставляется на основании судебного акта либо являющийся им, подписывает судья и заверяет гербовой печатью. Исполнительная бумага, выданная в соответствии с постановлением иного органа или являющаяся решением другой структуры, визируется ее должностным лицом. На ней также ставится печать.
Этот документ должен содержать следующие сведения:
Пристав или другой служащий ФССП может по собственной инициативе либо по заявлению участников производства исправить арифметические ошибки или описки, допущенные в постановлении. Данная процедура осуществляется оформлением акта о внесении исправлений в ранее составленный документ. Постановление пристава должно быть исполнено в срок, указанный в нем. Обжалование акта осуществляется в порядке подчиненности вышестоящему служащему ФССП или в судебной инстанции. В последнем случае заявитель должен руководствоваться положениями процессуального законодательства.
Федеральный закон 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» регулирует деятельность судебных приставов.
В нем расписаны полномочия ФССП и способы принудительного исполнения решений суда.
Главным из них является, безусловно, законность. Именно во исполнение этого принципа и был создан регулирующий деятельность ФССП нормативный акт.
Из законности вытекают и прочие основы исполнительного производства:
Решение суда, если оно не было оспорено должным образом и в установленные сроки, должно быть исполнено немедленно после его вступления в силу или же на тех условиях, что в нем указаны.
Причем сделать это должник должен добровольно. Но, нередки случаи, когда этого не происходит и взыскание производится уже принудительно.
Важно: единственным органом, который уполномочен на исполнение решений судов, согласно ст. 5 Закона , называется ФССП. От ее имени действуют судебные приставы-исполнители. Их требования, если они полностью отвечают закону, обязательны для исполнения любым лицом, которому были предъявлены. Отказ, уклонение или создание препятствий для выполнения требований повлекут для виновника, во-первых, применение специальных мер, а во-вторых – ответственность.
Деятельность ФССП полностью прозрачна. Любой гражданин или юрлицо вправе получить информацию из специального банка данных .
Данные открыты и могут быть получены как в отношении себя, так и любого другого лица, физического или юридического.
В принудительном исполнении участвуют банки, а также профессиональные участники рынка ценных бумаг. Но только как исполнители требований судебного пристава.
В соответствии с содержанием такого требования, они либо перечисляют со счета должника необходимую сумму взыскателю, либо исполняют требование об аресте такого счета.
Владелец счета о предстоящей операции при этом самим банком не уведомляется.
В исполнительном производстве применяют две группы документов: те, что предъявляются судебным приставам взыскателями (исполнительные) и те, которые пристав направляет должнику (повестки и извещения).
Требования к их форме и содержанию исчерпывающе изложены в Федеральном законе 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Основанием для того, чтобы пристав начал производить определенные действия, служит исполнительный документ:
Основная часть работы службы приставов связана все же с исполнением именно судебных решений и приказов. И далее мы рассмотрим именно этот аспект их деятельности.
Исполнительный документ канцелярия суда выдает тому лицу, в пользу которого принято решение.
Для привлечения к его исполнению службы приставов, необходимо передать документ и заявление о возбуждении производства.
Только в этом случае ФССП начнет действовать. По собственной инициативе эта служба не работает.
Ниже приведен образец такого заявления. Ходатайствовать об аресте имущества не обязательно, это право, которым можно воспользоваться.
Важно: для ускорения получения полагающихся по исполнительному документу средств, желательно сообщить все имеющиеся сведения о должнике, его фактический адрес, место работы, наличие счетов в банках, недвижимости и т.д.
После получения заявления, в территориальном отделении ФССП в трехдневный срок возбуждают исполнительное производство или отказывают в этом.
Самые распространенные причины отказа:
Судебный пристав уполномочен производить свою работу только на строго определенной территории.
Поэтому, подавать заявление необходимо там, где проживает должник (в том числе, или другом населенном пункте) или находится юридический адрес юрлица.
Только в этом случае возможно взыскание. Если адрес изменился уже в ходе исполнения судебного решения, то производство может быть передано в другой отдел ФССП постановлением.
Срок выполнения всех требований суда для пристава-исполнителя равен двум месяцам.
В этот промежуток времени не включаются те периоды, когда должнику была предоставлена отсрочка или же исполнение было приостановлено судебным решением.
Затем придется продлить, прекратить, либо завершить производство. Последние два понятия существенно отличаются друг от друга.
Прекращение происходит в тех случаях, когда взыскание по каким-либо причинам невозможно. Например, умер взыскатель или должник.
Или должник по объективным не может совершить предписанные судом действия.
Мировое соглашение или отказ взыскателя от получения долга также станет причиной прекращения исполнительного производства.
Окончание же означает, что пристав свою работу по взысканию средств полностью выполнил.
Или же перенаправил требования в ликвидационную комиссию, арбитражному управляющему или иному лицу, занимающемуся или .
Еще одним поводом для окончания производства будет возврат исполнительного документа взыскателю.
Главными участниками исполнительного производства являются, разумеется, его стороны.
Они называются взыскатель и, соответственно, должник. В этом качестве могут выступать не только граждане, но и организации и даже Российская Федерация или ее субъекты.
На каждой из сторон может быть сразу несколько участников. Права и обязанности у всех будут равными, и свои интересы они представляют самостоятельно.
Однако, помимо сторон в данном правоотношении участвуют еще и иные лица:
Права и обязанности всех участников аналогичны тем, которыми обладают стороны и другие участники судебного процесса.
В частности, стороны могут действовать через представителя, а также заявлять различные ходатайства. В том числе и об отводе других участников.
Их перечень в Федеральном законе 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» достаточно обширен. Сотрудники ФССП вправе:
Перечень полномочий достаточно стандартный и в неизменном виде пережил все изменения этого нормативного акта.
Однако, есть ряд мер, применение которых стало возможным совсем недавно. Они призваны сделать должников более ответственными и защитить права взыскателей.
К числу таких мер относятся:
Важно: подать документы на регистрацию пристав может только по решению суда.
Права управлять автомобилем, мотоциклом, морским или речным судном, а также авиатранспортом могут лишиться далеко не все должники.
О применении такого способа принудить должника к выполнению своего обязательства может заявить взыскатель.
Но пристав и сам вправе принимать подобное решение. Однако, применение этой, как показывает практика, действенной меры обставлена рядом ограничений.
Она не может применяться к должнику, если:
Отличие от изъятия прав за нарушение ПДД заключается в отсутствии на этот счет судебного решения. Достаточно постановления, подписанного старшим приставом-исполнителем.
И сдавать удостоверение придется не в ГИБДД, а в ФССП. Вернуть его можно после выполнения предписанных судом действий или прекращения исполнительного производства.
Информация об ограничении права передается Федеральную базу.
Чаще всего в ФССП обращаются для помощи при взыскании денежных средств. Поэтому главным способом исполнения этого, Федеральный закон 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» называет обращение взыскания на имущество.
Это могут быть денежные средства, при их недостаточности – вещи или ценные бумаги. Общий порядок применения подобной меры будет следующим:
Даже при недостаточности денежных средств, часть имущества должника-физического лица не может быть изъята. В перечень входят:
Если сумма задолженности не превышает потолка в 10 000 рублей, установленного законом, она может взыскаться из зарплаты.
Для этого, по месту работы передается требование пристава-исполнителя.
С момента его получения, бухгалтерия будет часть начисленных средств переводить на счет взыскателя.
Размер такого удержания устанавливается Трудовым законодательством и может в разных случаях быть равным 20, 50 или 70% от размера заработка. Согласия должника при этом не требуется.
Специальной мерой обеспечения сохранения имущества должника, будь то денежные средства, движимые или недвижимые вещи, ценные бумаги, будет арест.
То есть запрет владельцу распоряжаться, а в отдельных случаях и пользоваться своим имуществом.
Изъятое имущество передается на хранение. Затем оно может быть оценено и реализовано с торгов.
К сожалению, не все сотрудники ФССП относятся к выполнению своих обязанностей добросовестно.
Для защиты прав, как взыскателей и должников, Федеральный закон 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусматривает возможность действия (или, напротив, бездействие) судебных приставов оспорить.
Для этого, на имя старшего судебного пристава подается жалоба. Сделать это необходимо в десятидневный срок с момента совершения действия, вынесения постановления или факта бездействия.
Иначе выйдет срок, предусмотренный законом для такого обращения. Если требуется обжаловать решение, подписанное старшим приставом-исполнителем, то жаловаться следует главному приставу субъекта РФ, в прокуратуру. также может быть составлена в виду неправомерных действий представителя ФССП.
Жалоба всегда подается письменно с указанием данных пристава, описанием совершенных им действий и ссылками на нормативные акты, согласно которым производится обжалование.
Прилагать подтверждающие документы не обязательно. При необходимости они будут затребованы дополнительно.
13 мая, 30 декабря 2008 г., 3 июня, 19 июля, 27 сентября, 17 декабря 2009 г., 27 июля 2010 г., 7 февраля, 21 апреля, 27 июня, 11, 18 июля, 21, 28, 30 ноября, 3, 6, 7 декабря 2011 г., 28 июля 2012 г., 5 апреля, 23 июля, 21, 28 декабря 2013 г., 12 марта, 5 мая, 21 июля, 14, 22 октября, 22, 29 декабря 2014 г., 8 марта, 6 апреля, 29 июня, 28 ноября, 29, 30 декабря 2015 г., 9, 30 марта, 1 мая, 3 июля, 28 декабря 2016 г., 28 мая, 18, 26 июля 2017 г.
Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на иностранные государства, физических лиц (далее также - граждане), юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (далее также - организации) обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.
2. Условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
3. Условия и порядок исполнения отдельных судебных актов, актов других органов и должностных лиц могут устанавливаться иными федеральными законами .
Статья 2. Задачи исполнительного производства
Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Статья 3. Законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве
1. Законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве основано на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах" (далее - Федеральный закон "О судебных приставах") и иных федеральных законов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц.
2. Нормы федеральных законов, регулирующие условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
3. На основании и во исполнение настоящего Федерального закона Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации принимают нормативные правовые акты по вопросам обеспечения исполнительного производства.
4. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, то применяются правила международного договора.
Статья 4. Принципы исполнительного производства
Исполнительное производство осуществляется на принципах:
3. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Статья 6.1. Банк данных в исполнительном производстве
1. Федеральная служба судебных приставов создает и ведет, в том числе в электронном виде, банк данных, содержащий сведения, необходимые для осуществления задач по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц (далее - банк данных).
2. Порядок формирования и ведения банка данных определяется главным судебным приставом Российской Федерации.
3. Общедоступными являются следующие сведения, содержащиеся в банке данных:
1) дата принятия судебного акта, акта другого органа или должностного лица;
2) вид исполнительного документа, его номер, наименование органа, выдавшего исполнительный документ;
3) дата возбуждения исполнительного производства;
4) номер исполнительного производства;
5) наименование должника (для граждан - фамилия, имя, отчество (при его наличии), дата рождения, место рождения; для организаций - наименование и юридический адрес);
6) требование, содержащееся в исполнительном документе, за исключением требования, содержащегося в исполнительном документе, выданном на основании судебного акта, текст которого в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит размещению в сети "Интернет", и данных о взыскателе;
6.1) сумма непогашенной задолженности по исполнительному документу;
7) наименование и адрес подразделения судебных приставов, в котором возбуждено (ведется) исполнительное производство;
8) данные об объявлении розыска должника, его имущества или розыска ребенка (для ребенка - фамилия, имя, отчество (при его наличии) и год рождения);
9) сведения о возвращении исполнительного документа взыскателю по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 пунктами 6 и 7 части 1 статьи 47 настоящего Федерального закона.
4. Сведения, указанные в части 3 настоящей статьи, являются общедоступными до дня окончания или прекращения исполнительного производства, за исключением данных об объявлении розыска должника, его имущества или розыска ребенка, которые являются общедоступными до обнаружения указанных лиц или имущества, а также сведений о возвращении исполнительного документа взыскателю по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 настоящего Федерального закона, или об окончании исполнительного производства по основаниям, предусмотренным пунктами 6 и 7 части 1 статьи 47 настоящего Федерального закона, которые являются общедоступными в течение трех лет со дня окончания исполнительного производства.
5. При включении в банк данных сведений о возбуждении исполнительного производства информация, необходимая для выплаты задолженности по исполнительному документу, направляется в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах. Банк, иная кредитная организация, организация федеральной почтовой связи, иные органы или организации, через которые производится уплата денежных средств на счета органов Федерального казначейства в счет погашения задолженности по исполнительному производству, обязаны незамедлительно направлять информацию об их уплате в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах.
Статья 7. Органы, организации и граждане, исполняющие требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц
1. В случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами.
2. Указанные в части 1 настоящей статьи органы, организации и граждане исполняют требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, на основании исполнительных документов, указанных в статье 12 настоящего Федерального закона, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами .
Статья 8. Исполнение требований, содержащихся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, банками и иными кредитными организациями
1. Исполнительный документ о взыскании денежных средств или об их аресте может быть направлен в банк или иную кредитную организацию непосредственно взыскателем.
2. Одновременно с исполнительным документом взыскатель представляет в банк или иную кредитную организацию заявление, в котором указываются:
1) реквизиты банковского счета взыскателя, на который следует перечислить взысканные денежные средства;
2) фамилия, имя, отчество, гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, место жительства или место пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), данные миграционной карты и документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в Российской Федерации взыскателя-гражданина;
части 2 настоящей статьи, о взыскателе и о себе.
4. Утратила силу .
Статья 8.1. Исполнение требований судебных актов эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг
1. Исполнительный документ о списании с лицевого счета или со счета депо должника и о зачислении на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг (далее - исполнительный документ о списании ценных бумаг) может быть направлен взыскателем непосредственно эмитенту, если он самостоятельно осуществляет деятельность по ведению реестра владельцев таких ценных бумаг, или держателю реестра, осуществляющему ведение реестра владельцев эмиссионных ценных бумаг по поручению эмитента, либо депозитарию, осуществляющему учет прав на эмиссионные ценные бумаги должника, при условии, что взыскатель располагает сведениями об имеющихся на указанных счетах должника ценных бумагах.
2. Одновременно с исполнительным документом о списании ценных бумаг взыскатель представляет заявление, в котором указываются сведения, предусмотренные пунктами 2 и 3 части 2 статьи 8 настоящего Федерального закона. Представитель взыскателя представляет документ , удостоверяющий его полномочия, и сведения, предусмотренные настоящей статьей, о взыскателе и о себе.
3. Исполнительный документ о списании ценных бумаг подлежит исполнению лицом, осуществляющим учет прав на эмиссионные ценные бумаги должника.
4. При передаче документов, составляющих систему ведения реестра владельцев эмиссионных ценных бумаг, переводе эмиссионных ценных бумаг с лицевого счета на счет депо или со счета депо на лицевой счет либо одним депозитарием другому депозитарию неисполненные или исполненные частично исполнительные документы о списании ценных бумаг передаются новому лицу, осуществляющему учет прав на эмиссионные ценные бумаги должника.
Статья 9. Исполнение лицами, выплачивающими должнику-гражданину периодические платежи, судебного акта, акта другого органа или должностного лица
1. Исполнительный документ о взыскании периодических платежей, о взыскании денежных средств, не превышающих в сумме двадцати пяти тысяч рублей, может быть направлен в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, непосредственно взыскателем.
2. Одновременно с исполнительным документом взыскатель представляет заявление, в котором указываются:
1) реквизиты банковского счета, на который следует перечислять денежные средства, либо адрес, по которому следует переводить денежные средства;
2) фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность взыскателя-гражданина;
3) наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и юридический адрес взыскателя - юридического лица.
3. Представитель взыскателя представляет документ , удостоверяющий его полномочия, и сведения, указанные в части 2 настоящей статьи, о взыскателе.
4. Лица, указанные в части 1 настоящей статьи, производят индексацию периодических платежей, выплачиваемых в целях возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, по договору пожизненного содержания и в других установленных законом случаях, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. О такой индексации указанные лица обязаны издать приказ (распоряжение).
Статья 10. Исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных государств и иностранных организаций
При исполнении на территории Российской Федерации судебных актов, актов других органов и должностных лиц в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных государств и иностранных организаций на них распространяются положения настоящего Федерального закона. Иностранное государство пользуется иммунитетом в отношении исполнения решения суда в соответствии с Федеральным законом от 3 ноября 2015 года N 297-ФЗ "О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации".
Статья 11. Исполнение решений иностранных судов и арбитражей
Порядок исполнения в Российской Федерации решений иностранных судов и арбитражей устанавливается соответствующими международными договорами Российской Федерации, процессуальным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Закон 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" формулирует порядок и условия, в соответствии с которыми осуществляется принудительная реализация судебных постановлений, актов иных органов и лиц, имеющих полномочия возлагать на субъектов обязанности передавать другим организациям, гражданам или в бюджет денежные средства и прочее имущество, либо совершать в пользу указанных лиц конкретные действия, а также воздерживаться от какой-либо деятельности.
Закон "Об исполнительном производстве" (действующая публикация) в качестве основной функции института называет обеспечение своевременной реализации постановлений судов, актов прочих органов и лиц для защиты нарушенных свобод, прав и интересов организаций и граждан, а также в целях соблюдения обязательств по международным соглашениям. В случаях, предусмотренных нормами, указанные задачи распространяются и на иные документы.
Их устанавливает 4 ст. Закона "Об исполнительном производстве". К основополагающим принципам нормативный документ относит:
В качестве них 229 Закон "Об исполнительном производстве" называет структуры ФССН. Непосредственную реализацию указанных выше функций нормативный акт возлагает на судебных приставов подразделений местных (территориальных) органов службы. Полномочия указанных должностных лиц устанавливает рассматриваемый Закон. ФЗ "Об исполнительном производстве" предписывает обязательность соблюдения требований пристава для всех органов местного, государственного управления, организаций и граждан на всей территории страны. При нарушении данного положения уполномоченное лицо вправе применять принудительные меры.
Федеральный закон "Об исполнительном производстве" предписывает ФССН создавать и вести, в электронной форме в том числе, информационную базу. В ней должны присутствовать сведения, необходимые для реализации задач по своевременному принудительному выполнению судебных постановлений и актов иных органов и лиц. Порядок, в соответствии с которым формируется и ведется банк данных, устанавливается главным судебным приставом.
К таким данным Закон "Об исполнительном производстве" относит:
Закон "Об исполнительном производстве", устанавливает, что приведенные выше сведения становятся общедоступными до даты завершения либо прекращения процедуры взыскания. Исключением являются случаи объявления должника в розыск (или его имущества), а также поиска ребенка. Последние считаются общедоступными до даты обнаружения материальных ценностей или указанных лиц. Исключением являются также сведения о возвращении ИЛ взыскателю по основаниям п. 3 и 4 ч. 1 статьи 46 рассматриваемого нормативного акта, данные о завершении производства по основаниям, сформулированным в п. 6 и 7 ч. 1 ст. 47. Эта информация считается общедоступной на протяжении трех лет с даты окончания процедуры. Закон "Об исполнительном производстве" предписывает направление информации, необходимой для погашения задолженности по ИЛ, в государственную информсистему о муниципальных и государственных платежах.
В случаях, которые предусматривает Закон "Об исполнительном производстве", требования, которые присутствуют в постановлениях суда, других актах должностных лиц и структур, соблюдаются организациями, в том числе государственными, муниципальными учреждениями, банками и прочими кредитными компаниями, служащими и физлицами. Порядок устанавливает рассматриваемый нормативный документ.
Закон "Об исполнительном производстве" предусматривает направление акта, содержащего соответствующие требования, взыскателем непосредственно в банковскую или иную кредитную организацию. Вместе с данным документом субъект должен предъявить:
Представитель субъекта должен предъявить документ, подтверждающий его полномочия, а также информацию, указанную выше в п. 2.
Закон "Об исполнительном производстве" (действующая редакция) определяет, что исчисление осуществляется в днях, месяцах, годах. Сроки устанавливаются календарной датой, периодом, в рамках которого должно быть произведено действие, указанием на какое-либо событие. Течение срока начинается со следующего дня после наступления факта, которым определено начало, или календарной даты.
Федеральный закон "Об исполнительном производстве" устанавливает, что срок, который исчисляется годами, заканчивается в соответствующий день и месяц последнего года. Месячный период оканчивается в установленное число последнего м-ца. Если соответствующего дня нет в периоде, то завершение срока происходит в последний его день. Если последняя дата является нерабочей, то числом окончания будет следующий за ним рабочий день.
Если период по каким-то причинам пропущен, это не освобождает от обязанности выполнить установленные в исполнительном документе требования. Вместе с этим нормативный акт предусматривает ответственность за несвоевременное погашение обязательства. При пропуске срока обжалования вышестоящему служащему ФССП бездействий/действий или постановлений влечет возврат обращения без рассмотрения его по существу. Жалоба в этом случае считается неподанной.
Пропущенный срок для подачи жалобы может быть возвращен, если одновременно будет направлено ходатайство об этом с указанием причин пропуска. Если служащий, рассматривающий обращение, признает их уважительными, а время подачи соответствующих документов разумным, период может быть восстановлен. Такое решение не оформляется отдельным постановлением. Восстановление срока выражается в принятии жалобы к рассмотрению по существу. В случае отказа должностное лицо оформляет постановление. Копия этого документа должна быть отправлена заявителю не позднее следующего после вынесения решения дня. Данный документ может быть обжалован в установленном в законодательстве порядке. В случае пропуска срока для обращения в суд восстановление его осуществляется по процессуальным правилам.
Возбуждение производства осуществляется в соответствии с исполнительным документом по заявлению взыскателя. Допускается обращение представителя, имеющего документ, подтверждающий его полномочия. В заявлении может присутствовать ходатайство о применении ареста в отношении имущества для обеспечения исполнения требований, которые содержатся в исполнительном документе. В нем также могут приводиться ограничения для должника. Взыскатель может в заявлении указать сведения о лице, на которого накладывается взыскание, приложить документы, в которых присутствует информация о нем и прочие данные, имеющие существенное значение и способствующие своевременному и полному выполнению требований.