Сроки исполнения обязательств по договорам, в том числе получения оплаты от нерезидентов и исполнения нерезидентами обязательств по контрактам по поставке товара или оказанию услуги, должны быть прописаны в договорах. Для должностных лиц вводятся серьезные штрафы, а повторное нарушение наказывается дисквалификацией.
Подробнее о нововведениях рассказывают эксперты.
В случае отказа в осуществлении валютных операций банки обязаны будут сообщить об этом резиденту в письменной форме не позднее рабочего дня со дня принятия соответствующего решения.
1) Административный штраф от 20 000 до 30 000 руб. установлен для:
При этом из текста примечания к исключено положение о том, что штрафы, приведенные в пп. 1, 4, 4.1, 5 данной статьи для должностных лиц, касаются только ИП.
2) Предусмотрена возможность привлечения к административной ответственности ИП по пп. 1 (незаконные валютные операции), 4, 4.1 (необеспечение поступления в срок средств по контракту от иностранного контрагента), 5 (необеспечение возврата в срок сумм авансов, перечисленных иностранному контрагенту в счет неосуществленной поставки) .
3) Предусмотрен новый вид административной ответственности по делам данной категории — дисквалификация на срок от полугода до 3 лет для должностных лиц за повторные нарушения по ;
Кроме того, необходимо учесть, что с 1 мая 2018 года применяется новая (указание Банка России от 29.11.2017 № 4629-У), регулирующая вопросы предоставления в банки документов по валютным операциям.
Эта инструкция предусматривает:
Как видим, изменение положений Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» с 14 мая 2018 года сопровождается и изменением законодательства об административных правонарушениях, что предполагает не только в определенной степени ужесточение дисциплины предпринимателей, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, но и усиление ответственности ИП и должностных лиц организаций за нарушение установленных требований валютного законодательства.
В 2018 году вступают в силу изменения, касающиеся валютного регулирования и контроля - валютных операций, репатриации (возврата в Россию) выручки по внешнеторговым контрактам, оформления паспортов сделок, а также ответственности за нарушение норм валютного законодательства. Комментируют изменения эксперты 1С.
Федеральным законом от 14.11.2017 № 325-ФЗ внесен ряд изменений в Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», а также в КоАП РФ. Все нововведения вступают в силу 14.05.2018.
По действующим сегодня правилам (ч. 1.1 ст. 19 Закона № 173-ФЗ) при осуществлении внешнеторговой деятельности в целях репатриация иностранной валюты и валюты РФ резиденты представляют уполномоченным банкам информацию об ожидаемых максимальных сроках получения от контрагентов-нерезидентов на свои счета денежных средств или об ожидаемых максимальных сроках исполнения контрагентами-нерезидентами неденежных обязательств в счет авансовых платежей, осуществленных резидентами.
По новым правилам в банк необходимо предоставлять информацию не об ожидаемых, а о точных сроках зачисления средств и исполнения договоров (в том числе о сроках возврата авансовых платежей).
Случаи, когда уполномоченный банк может отказать в осуществлении валютной операции, перечислены в абзаце 4 части 5 статьи 23 Закона № 173-ФЗ. Сегодня такой отказ возможен при непредставлении необходимых документов или при представлении недостоверных сведений.
По новым правилам отказать в валютной операции банк также сможет, если проведение такой операции нарушит положения законодательства о валютном регулировании: статьи 9, и (или) 12, и (или) 14 Закона № 173-ФЗ, положения других актов валютного законодательства РФ.
Решение об отказе в проведении операции будет передано заинтересованному лицу в письменной форме не позднее рабочего дня, следующего за днем вынесения решения об отказе.
Надоело искать новости на множестве бухгалтерских сайтов? Боитесь пропустить действительно важные изменения в законодательстве?
Подписывайтесь на крупнейший бухгалтерский канал БУХ.1С в Telegram https://t.me/buhru (или набрать @buhru в строке поиска в Telegram) и мы оперативно пришлем важные новости прямо в ваш телефон!
P.S. А еще у нас весело:)
Согласно поправкам, должностные лица организаций будут нести ответственность:
За перечисленные нарушения должностных лиц будут штрафовать на суммы от 20 000 до 30 000 руб. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 4, 4.1, 5 статьи 15.25 КоАП РФ, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 3 лет (ч. 5.1 ст. 15.25 КоАП РФ).
Под должностными лицами во всех перечисленных случаях понимаются (ст. 2.4 КоАП РФ в ред. Закона № 325-ФЗ):
Административная ответственность будет наступать за нарушения, допущенные после 14.05.2018, и валютные операции, совершенные с нарушениями закона, после этой даты.
Инструкция Банка России от 16.08.2017 № 181-И, регулирующая порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, с 01.01.2018 заменит Инструкцию № 138-И, утв. Банком России 04.06.2012.
Действие положений документа распространяется на резидентов, являющихся юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или лицами, занимающимися частной практикой, а также на всех нерезидентов (за исключением физлиц).
Понятия резидентов и нерезидентов для целей валютного регулирования и контроля приведены в пунктах 6, 7 части 1 статьи 1 Закона № 173-ФЗ. Согласно Инст-рукции № 138-И, в настоящее время паспорт сделки по внешнеторговому контракту оформляется, если значение суммы обязательств составляет 50 000 долларов США. Положения Инструкции № 181-И упрощают действующие сегодня требования валютного контроля в отношении резидентов.
Основное нововведение - вместо оформления пас-порта сделки вводится постановка контрактов на учет в банках с присвоением им уникальных номеров. Для резидентов-экспортеров инструкция устанавливает упрощенный порядок постановки на учет контрактов: в течение 1 рабочего дня. В новой Инструкции № 181-И также увеличено значение суммы обязательств, при котором необходима постановка на учет по внешнеторговым экспортным контрактам - до 6 млн руб., по импортным контрактам или кредитным договорам - 3 млн руб. Отменяется требование о представлении резидентами справок о валютных операциях, являющихся формами учета, с сохранением требования о представлении ими документов, являющихся основанием для проведения валютных операций.
Кроме того, исключается необходимость представления резидентами документов, связанных с проведением валютных операций, по договорам (контрактам), заключенным с нерезидентами, сумма обязательств которых в эквиваленте составляет менее 200 000 руб.
Инструкцией № 181-И также утверждены формы документов учета и отчетности по валютным операциям (справка о подтверждающих документах, ведомости банковского контроля) и порядок их заполнения.
Изменения валютного законодательства в 2018 году связаны с дополнением Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Он устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в России, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности сторон соответствующих отношений (резидентов, нерезидентов, органов и агентов валютного контроля) (ст. 2 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ).
Инструкцию Банка России от 04.06.2012 № 138-И, посвященной вопросам предоставления в банки документов по валютным операциям, с 01.03.2018 (указание Банка России от 29.11.2017 № 4629-У) сменит другая инструкция аналогичного содержания (от 16.08.2017 № 181-И).
Изменения в валютном законодательстве с 14 мая 2018 года внесли и правки в КоАП РФ. Они, как и изменения, отразившиеся на содержании закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ, являются результатом принятия закона от 14.11.2017 № 325-ФЗ и тоже вступают в силу с 14.05.2018.
Что отличает новый вариант закона о валютных операциях в РФ от старого? Изменений в этом документе всего два:
Требование об обязательном внесении сроков исполнения обязательств в текст контракта связано с существенными изменениями в наборе документов, подаваемых в банк для контроля за осуществлением валютных операций.
Инструкция о порядке предоставления в банк информации в отношении валютных операций оказалась измененной до такой степени, что потребовала не утверждения ее новой редакции, а полной замены документа. Из ключевых нововведений следует отметить:
Новая инструкция содержит также особую главу, посвященную моментам, отражающим порядок перехода от использования уже оформленных паспортов сделки к постановке на учет контрактов и завершения процедур проверки документов, начатых до вступления новой инструкции в силу.
В КоАП РФ все виды ответственности за нарушения валютного законодательства прописаны в ст. 15.25. Изменения в тексте этой статьи связаны:
Таким образом, для ИП и юрлиц размеры штрафов сохранены, но дополнительно введены штрафы, налагаемые на должностных лиц юрлица, и возможность дисквалификации этих лиц при повторном нарушении.
К изменениям валютного законодательства, начинающим действовать в 2018 году, привело обновление текста закона о валютном контроле и замена инструкции о порядке предоставления в банк документов по валютным операциям. Применение обновленного закона начинается с 14.05.2018, а новой инструкции - с 01.03.2018.
Новая инструкция отменяет паспорт сделки и справку о валютных операциях, вводя необходимость постановки на учет в банке внешнеторгового контракта, а также меняет лимиты обязательств, превышение которых делает обязательной постановку контракта на учет. Нововведения в законе о валютном контроле приводят к тому, что банк вправе отказаться проводить валютную операцию практически при любом из нарушений валютного законодательства. Одновременно вводится административная ответственность для должностных лиц организаций, допускающих такие нарушения.
В настоящее время банки могут отказать в проведении валютной операции в случаях непредставления лицом запрошенных у него документов либо представления недостоверных документов (ч. 5 ст. 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ). Перечень таких документов установлен ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ . Отказать в проведении валютной операции банк также вправе при наличии подозрений, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (п. 11 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ).
С 14.05.2018 случаев, когда в проведении валютной операции могут отказать, станет больше. К указанным выше основаниям для отказа добавятся случаи, когда проведение валютной операции нарушит положения ст. 9 «Валютные операции между резидентами», ст. 12 «Счета резидентов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации» или ст. 14 «Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций» Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ, положения других актов валютного законодательства РФ. Сказанное означает, что новые правила позволят банкам обоснованно отказать в проведении валютной операции практически при любом нарушении валютного законодательства.
В случае отказа в проведении валютной операции банк выносит соответствующее решение, о чем сообщает лицу не позднее следующего рабочего дня.
В основе валютного законодательства РФ лежит Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Он устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в России, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности сторон соответствующих отношений (резидентов, нерезидентов, органов и агентов валютного контроля) (ст. 2 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ). Очередные изменения в валютное законодательство, вступающие в силу в 2018 году, были внесены Федеральным законом от 14.11.2017 № 325-ФЗ . Действовать они начнут с 14.05.2018.
С 01.01.2018 вступает в силу новая «Инструкция о порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов…» (Инструкция ЦБ от 16.08.2017 № 181-И). Однако в настоящее время рассматривается проект Указания ЦБ, предусматривающий перенос срока введения в силу обновленной Инструкции не с 01.01.2018, а с 01.03.2018.
Что предусматривает новая Инструкция? К некоторым основным изменениям можно отнести:
В настоящее время банки могут отказать в проведении валютной операции в случаях непредставления лицом запрошенных у него документов либо представления недостоверных документов (ч. 5 ст. 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ). Перечень таких документов установлен ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ . Отказать в проведении валютной операции банк также вправе при наличии подозрений, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (п. 11 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ).
С 14.05.2018 случаев, когда в проведении валютной операции могут отказать, станет больше. К указанным выше основаниям для отказа добавятся случаи, когда проведение валютной операции нарушит положения ст. 9 «Валютные операции между резидентами», ст. 12 «Счета резидентов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации» или ст. 14 «Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций» Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ, положения других актов валютного законодательства РФ. Сказанное означает, что новые правила позволят банкам обоснованно отказать в проведении валютной операции практически при любом нарушении валютного законодательства.
В случае отказа в проведении валютной операции банк выносит соответствующее решение, о чем сообщает лицу не позднее следующего рабочего дня.
Поправки в валютное законодательство 2018 затронули и вопросы административной ответственности за нарушения валютного законодательства. Так, внесены изменения в ст. 15.25 КоАП РФ «Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования».
К примеру, с 14.05.2018 «валютная» административная ответственность в виде штрафа для должностных лиц во всех случаях устанавливается в абсолютной сумме. Так, за проведение незаконных валютных операций или невыполнение в установленный срок обязанности по возврату в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в РФ товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности - штраф для должностных лиц составит от 20 000 до 30 000 рублей (ч.1 , 4 ст. 15.25 КоАП РФ в ред., действ. с 14.05.2018).
С этой же даты за некоторые повторные нарушения валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования предусмотрена дисквалификация должностного лица на срок от 6 месяцев до 3 лет (ч. 5.1 ст. 15.25 КоАП РФ в ред., действ. с 14.05.2018). Такое будет возможно, к примеру, за проведение незаконных валютных операций.
Подробнее об ожидаемых новшествах в валютном законодательстве можно прочитать в
Изменения в валютном законодательстве с 2018 – 2019 года станут предметом настоящей статьи. Сегодня мы расскажем о наиболее важных из них.
Изменения в валютном законодательстве с 2018 года, введенные законом «О внесении изменений...» от 14.11.2017 № 325-ФЗ (далее — закон № 325-ФЗ), в отношении закона «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ (далее — закон № 173-ФЗ) таковы:
Кроме упомянутых выше нововведений, законом № 325-ФЗ внесены некоторые новшества и в содержание Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ). К ним относятся в т. ч. следующие изменения в ст. 15.25 КоАП РФ:
С 01.03.2018 (см. указание Банка России от 29.11.2017 № 4629) обрела силу новая инструкция Банка России «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов...» от 16.08.2017 № 181-И.
Данный документ регламентирует в числе прочих изменений:
А также содержит формы документов, упоминаемых в тексте инструкции, определяет порядок их заполнения.
Выше мы рассмотрели изменения, введенные в конце 2017- начале 2018 года. В течение 2018 был принят еще ряд новелл в валютное законодательство:
Нововведений в валютное регулирование с 2019 года не предусмотрено. Однако в стадии общественных обсуждений находится несколько проектов изменений в закон № 173-ФЗ. Эти проекты предусматривают либерализацию валютного законодательства:
Итак, в валютном законодательстве постоянно происходят изменения. В частности, касающиеся обязанностей резидентов и нерезидентов в части информирования уполномоченных банков о сроках исполнения сторонами обязательств в рамках контрактов (внешнеторговой деятельности). Дополнен перечень оснований, по которым уполномоченные банки должны отказать в проведении валютной операции (установлен и порядок оформления такого отказа).
Вступили в силу изменения положений ст. 15.25 КоАП РФ, в т. ч. в части изменения порядка исчисления и размеров штрафов за административные правонарушения в рассматриваемой сфере законодательства, введение такого вида наказания, как дисквалификация, за определенные виды нарушений.