Конституционно-правовые нормы и основные институты конституционного права РФ. Их понятия и соотношение. Институты конституционного права российской федерации

Продажа

Рассмотрим понятие и виды .

Институт права представляет собой совокупность норм, которые закрепляют и регулируют определенную сферу общественных отношений, составляющих часть предмета отрасли права. Например, нормы, которые устанавливают основы конституционного строя, формируют , называемый «Основы конституционного строя»; установления, регламентирующие права и свободы личности, создают конституционно-правовой институт прав и свобод.

Отрасль конституционного права состоит из системы простых и сложных конституционно-правовых институтов .

Простым называется институт, в котором нельзя выделить положения, регулирующие иные отношения, чем те, которые данными нормами урегулированы. Например, институт запроса депутата к органам прокуратуры.

Простые институты объединяются в сложные. Например, институты основных прав и свобод человека, основных обязательств, правового положения иностранных граждан объединяются в сложный институт, который называется «Основы правового положения человека и гражданина».

Как правило, правовой результат достигается действием широкой совокупности конституционно-правовых установлений. Подобные совокупности близких правовых норм называются .

Границы понятия «конституционно-правовой институт » как в теории, так и на практике весьма подвижны. Оно может отражать и узкую группу однородных, близких по содержанию норм, и широкую их группу, вплоть до достаточно крупных правовых образований, принимаемых за основные элементы системы отрасли конституционного права.

Главным принципом объединения норм в правовой институт является однородность регулируемых ими отношений . Это приводит к правовому единству соответствующих положений определенного образования, общей для них правовой специфики.

Имеются точки зрения, что конституционно-правовыми институтами являются только комплексы норм, выступающие как элемент системы конституционного права. Только подобные комплексы можно называть конституционно-правовыми институтами. Однако поскольку в теории отсутствует понятие, обозначающее более узкий круг взаимосвязанных норм, то применяют также расширительное толкование и использование данного понятия. Например, существует институт гражданства, хотя его нормы являются составной частью института основ правового статуса личности.

В конституционно-правовом институте объединяются нормы различных видов. В него могут входить правовые нормы Конституции и текущего законодательства, то есть нормы, которые обладают разной юридической силой. В составе конституционно-правового института могут присутствовать нормы, которые отличаются по территории действия, по степени определенности правового предписания и т.д.

В качестве примера можно привести институт гражданства . Его образуют нормы, которые содержатся в Конституции РФ, в федеральных законах; в нем присутствуют положения диспозитивные и императивные, управомочивающие и запрещающие, материальные и процессуальные.

Установление принадлежности нормы к определенному правовому институту необходимо, поскольку не каждая отдельно взятая норма демонстрирует все свойства, характерные ему в целом. Однако их следует учитывать для правильного понимания механизма её реализации.

Таким образом, конституционно-правовой институт - это совокупность норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений, которая составляет часть предмета конституционного права.

Вопрос 1. Понятие, предмет и значение конституционного права как отрасли.

Конституционное право - отрасль права, закрепляющая в себе основы взаимоотношения личности и государства, конституционные характеристики государства, регламентирующая организацию государственной власти в стране и иные отношения конституционно-правового характера. Предметом КП, как отрасли, являются базовые наиболее важные основополагающие общественные отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества и государства: политическая, экономическая, социальная, духовная, культурная и т.д. Предметом КП являются общественные отношения, возникающие при установлении и регулировании: 1. Основ конституционного строя; 2. Основ правового положения личности; 3. Организации и деятельности государственных органов; 4. Государственного правления и административно-территориального деления; 5. Организация местного самоуправления и управления; 6. Порядка принятия конституции и законодательных актов.

Правовые методы воздействия:

Метод дозволения. Метод запрещения. Метод обязывания. Метод императивно-властного воздействия.

КП является базовой ведущей отраслью права, составляет основу национальной правовой системы. Роль КП как ведущей отрасли права обусловлено и тем, что именно её нормами регулируется сам процесс создания права. Они определяют виды правовых актов, органы их, издающие и соотношение их юридической силы.

Вопрос 2. Особенности норм конституционного права, их классификация.

Конституционно-правовые нормы – это санкционированные государством общеобязательные правила поведения в сфере отношений, составляющих предмет КП. Конституционно-правовые нормы имеют признаки: общие, специфические.

Общие признаки: Исходит из государства; Излагаются в письменной форме; Подкрепляются силой государства.

Специфические признаки: 1. Особая сфера регулирования общественных отношений; 2. Особые источники, в которых они выражены (конституция, международный договор, закон, указы, декреты президента); 3. Базовый характер, содержащихся в них предписаний; 4. Широкий спектр субъектов; 5. Особая структура конституционно-правовой нормы.

Отличие от конституции: в конституционно-правовой норме отсутствует гипотеза и санкция.

Классификация конституционно-правовой нормы:

По юридической силе.

2. По методу правового регулирования (регулятивные – метод убеждения; охранительные – способ принуждения).

3. По характеру предписания:

Управомочивающие

Обязывающие

Запрещающие

4. По степени определенности содержащихся в них предписаний:

Диспозитивные (право выбора вариантов поведения).

Санкционированные

5. По назначению в механизме правового регулирования:

Материальные

Процессуальные

6. По территории действия:

На всей территории РБ

Действующие в границах административно-территориальной единицы.

Вопрос 3. Основные институты конституционного права, их характеристика.

Конституционно-правовые институты – это определенные звенья данной отрасли, действующие во взаимосвязи, совокупность конкретных правовых норм.

Основные конституционно-правовые институты:

Государственное устройство:

1) унитарное (единое цельное государство, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственности не обладают. Унитарная форма государственного устройства имеет ряд признаков, которые характеризуют ее с различных аспектов. На территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство).

Само по себе конституционное право, впрочем, как и другие отрасли российского права, выстраивает свою собственную систему институтов. Стоит отметить, что понятие институт весьма и весьма многообразно и многогранно, тем не менее, его необходимо сформировать, чтобы понимать, о чем идет речь, если затрагивать именно правовой аспект.

Определение 1

Институт в правовой отрасли – это определенное правовое образование подсистемы правовой отрасли, которое структурировано в установленные правовые нормы, а также комплексы и группы, которые имеют свой определенный вид. В российском конституционном праве, все имеющиеся институты выстроены в определенную иерархию и ее последовательность. Вся последовательно определена и выстроена при помощи имеющихся юридических свойств.

Определенная совокупность этих правовых групп выражена конкретными правовыми нормами. Исходным шагом, после которого устанавливаются все необходимые юридические свойства принято считать именно характер представленных общественных отношений, которые в свою очередь регулируются ими же.

Основные конституционные институты в России

Как уже было сказано ранее, установлены и определены некоторые конституционные институты, которые поддерживаются Конституцией Российской Федерации, а также иными законодательными актами страны:

  • Основы российского конституционного строя.
  • Основы государственного правового статуса гражданина и человека в целом.
  • Грамотное федеративное устройство определенного государства.
  • Система российской государственной власти.
  • Система российского местного самоуправления.

Классификация, которая приведена выше, наделена сами различными аспектами и нормами, при помощи которых эти общественные отношения могут быть урегулированы или изменены. Сами по себе основы российского конституционного права можно подразделить на определенные основы существующего общественного строя, а также на определенные основы государственного строя. Или же конституционные основы могут быть представлены в четырех основах и их элементах:

  • Во-первых, это касается политической системы Российской Федерации.
  • Во-вторых, это касается экономической системы Российской Федерации.
  • В-третьих, это касается социальной системы Российской Федерации.
  • В-четвертых, это касается культурной и духовной системы российского государства и всего общества в целом.

Процесс содержания основы конституционного права

Замечание 1

Процесс содержания основы российского конституционного права происходит целиком и полностью на основе установленной и принятой в 1993 году Конституции Российской Федерации. Именно этот государственный институт отличается своими высокими производственными показателями и качественным процессом управления и регулирования всех ситуаций в стране. Стоит отметить, что совершенно никакие прочие законодательные нормы и права не могут конкурировать или лидировать по сравнению с Конституцией страны.

Сами по себе нормы основы государственного конституционного права несут в себе базовый характер, который устанавливается совершенно для всех территорий России, и ее правовой системы. Этот характер способен установить и закрепить все необходимые концептуальные идеи, которые являются основополагающими для государства и общества . Данные виды норм могут быть измены только в том случае, если будут изменены необходимые статьи в Конституции Российской Федерации. Происходит это, как показывает практика, на территории России крайне редко.

  • 15.Понятие и сущность Конституции
  • 16.Юридические свойства Конституции рф
  • 17.Структура Конституции рф
  • Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1-16)
  • 18.Порядок пересмотра Конституции рф
  • 19.Порядок принятия и вступления в силу поправок к Конституции рф
  • 21.Соотношение конституции рф и конституций субъектов рф
  • 23.Толкование Конституции рф
  • 24.Основные этапы развития российской конституции
  • 25.Разработка и принятие Конституции рф 1993 года
  • 27Народовластие как основа демократического характера российского государства. Формы осуществления народовластия
  • 30 Вопросы референдума
  • 31.Порядок назначения и проведения референдума
  • 35.Конституционное закрепление идеологического и политического многообразия и многопартийности
  • 36.Правовой статус политических партий: порядок создания и деятельности, основы внутреннего устройства, основания приостановления деятельности и ликвидации
  • 37. Организационно-правовые формы общественных объединений в рф
  • 41. Декларация о государственном суверенитете России
  • 42. Конституционное закрепление принципов экономической системы и форм собственности в рф
  • 43.Конституционное закрепление рф как социального государства
  • 44.Рф – светское государство
  • 47.Понятие основ правового статуса личности
  • Глава 2 Конституции рф «Права и свободы человека и гражданина»;
  • 48.Принципы правового статуса личности
  • Глава 2 Конституции рф «права и свободы человека и гражданина»;
  • 49.Принцип равноправия граждан
  • 50.Понятие и принципы гражданства рф
  • 51. Развитие законодательства о российском гражданстве
  • 52.Основания и порядок приобретения гражданства рф
  • 53. Основания и порядок прекращения гражданства рф
  • 55. Органы, принимающие решения по вопросам гражданства
  • 56.Понятие конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина
  • 57. Классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина
  • 58.Личные права и свободы человека и гражданина в рф
  • 60.Право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах рф
  • 61.Порядок выезда и въезда на территорию рф
  • 63.Свобода мысли и слова. Право на информацию
  • 64.Политические права и свободы граждан рф
  • 65.Право граждан рф участвовать в управлении делами государства
  • 66. Законодательная регламентация порядка организации и проведения собраний, митингов уличных шествий и демонстраций
  • 68.Экономические, социальные и культурные права и свободы человека и гражданина
  • 72.Судебная защита прав и свобод человека и гражданина в рф
  • 73.Уполномоченный по правам человека в рф
  • 74.Ограничение конституционных прав и свобод в условиях черезвычайного положения и военного положения
  • 75.Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в рф
  • 76.Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в рф
  • 77.Порядок предоставления политического убежища рф
  • 79.Принципы федеративного устройства рф
  • Глава 3 Конституции рф «Федеративное устройство»:
  • 80.Становление и развитие России как федеративного государства
  • 83.Предметы ведения рф
  • 84.Порядок принятия в рф и образования в ее составе нового субъекта рф
  • 86.Принципы разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти рф и органами государственной власти субъектов рф
  • Глава IV фз «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов рф» от 06.10.1999 (в редакции фз от 29.12.2004):
  • 88.Субъекты рф, их конституционно-правовой статус
  • 92.Понятие и виды автономии. Конституционно-правовой статус автономной области и автономных округов
  • 93.Национально-культурная автономия в рф
  • 100.Правовое регулирование выборов в рф
  • 101.Всеобщее избирательное право: понятие, гарантии
  • 102.Равное избирательное право: понятие, гарантии
  • 103.Прямое избирательное право
  • 105.Сочетание мажоритарной и пропорциональной избирательных систем в рф
  • 106.Порядок регистрации (учета) избирателей
  • 107.Избирательные округа, их виды, порядок образования
  • 108.Избирательные комиссии. Виды, порядок образования, полномочия
  • 111.Порядок регистрации списка кандидатов и список кандидатов. Избирательный залог
  • 113.Информационное обеспечение выборов. Предвыборная агитация
  • 114.Финансирование выборов. Избирательные фонды
  • 117.Признание выборов несостоявшимися и недействительными. Повторное голосование и повторные выборы
  • 119.Полномочия Президента рф
  • 120.Порядок выборов Президента рф
  • 129. Государственный совет рф (гс рф)
  • 131-133. Основания досрочного прекращения полномочий Президента рф. Отрешение Президента от должности. Гарантии Президенту, прекратившему исполнения своих полномочий
  • 135.Двухпалатная структура фс, ее отличия от двухпалатной структуры бывшего Верховного Совета
  • 136.Порядок формирования Совета Федерации фс рф
  • 137.Вопросы, отнесенные к ведению Госдумы фс рф
  • 138.Совет Федерации фс рф: вопросы ведения
  • 139.Внутренняя структура палат фс рф
  • 140.Совет палаты Совета Федерации и Совет Госдумы
  • 141.Комитеты и комиссии палат фс рф
  • 142.Порядок деятельности палат фс рф
  • 144.Основные стадии законодательного процесса
  • 147. Порядок одобрения Советом Федерации федеральных законов, принятых Государственной Думой
  • 148.Порядок опубликования и вступления в силу фз
  • 151.Правительство рф: порядок формирования, компетенция
  • 157. Конституционный суд рф, порядок назначения и статус судьи
  • 158.Структура и организация деятельности Конституционного Суда рф (кс рф)
  • 159.Полномочия кс рф, виды и юридическая сила его решений
  • 162.Конституционные основы мсу в рф
  • 3. Конституционно-правовые институты

    Конституционно-правовые институты - совокупность родственных правовых норм, регулирующих однородную группу общественных отношений.

    Главный критерий объединения норм в правовой институт - однородность регулируемых ими отношений, что влечёт за собой правовое единство соответствующих норм, объединенных в институт, общую для них правовую специфику.

    В конституционно-правовом институте объединяются нормы самых различных видов: нормы Конституции, нормы текущего законодательства (нормы, обладающие различной юридической силой). В составе конституционно-правового института могут быть нормы, различные по территории действия, по степени определенности правового предписания и по другим признакам.

    Нормы КП объединяются в отраслевые институты. Выделяют пять ведущих отраслевых институтов конституционного права:

    1.основы конституционного строя;

    2.основы правового статуса человека и гражданина;

    3.федеративное устройство государства;

    34система государственной власти;

    5.система местного самоуправления.

    По мнению большинства исследователей нормы, регулирующие МСУ, образуют укрупненный институт или подотрасль КП, но не образуют в настоящее время обособленной отрасли права. КПИ регулируют однородные и взаимосвязанные общественные отношения: унитарный институт; комплексный институт (состоит из подинститутов, являются дробными).

    4.Конституционно-правовые отношения: понятие, виды, субъекты, основания возникновения и прекращения

    Правоотношения - есть обусловленная интересами субъектов и складывающаяся на основе норм права юридическая двустороння связь, стороны которой наделены субъективными правами и юридическими обязанностями.

    Субъекты правоотношений - это физические лица и организации, наделенные правосубъектностью и вследствие этого обладающие способностью (возможностью) выступать участниками правоотношений - участник, сторона правоотношений.

    В праве выделяют две группы субъектов:

    1. индивиды (физические лица) - граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства;

    2.организации (государство, его органы, предприятия и учреждения, общественные объединения и другие).

    Юридическое лицо - это организации, которые обладают обособленным имуществом, могут от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, самостоятельно отвечать за нарушение гражданских обязательств и договоров (статья 482 ГК РФ).

    Правосубъектность - способность субъекта иметь субъективные права и юридические обязанности и осуществлять их в своих действиях. Физические лица и организации, обладающие правосубъектностью, выступают в качестве субъектов права.

    Правоспособность - способность лица иметь юридические права и обязанности. Для граждан правоспособность возникает с момента рождения; для юридических лиц она неотделима во времени от дееспособности и возникает с момента регистрации устава юридического лица.

    Дееспособность - это способность субъекта реализовать предоставленные ему права и обязанности, а также приобретать своими действиями новые права и обязанности.

    Деликтоспособность - это способность субъекта отвечать за свои неправомерные действия.

    Конституционная правосубъектность лица вытекает из государственно-правовой правоспособности, дееспособности и деликтоспособности.

    Объектом правоотношений признается то, по поводу чего складываются правоотношения, или то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности участников правоотношений.

    Юридический факт - событие или действие, которое влечет за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Юр. факты всегда влекут возникновение определенных юридических последствий и, кроме того, всегда наряду с нормами права вызывают возникновение у участников гражданских правоотношений конкретных субъективных прав и юридических обязанностей. Принято выделять две группы юридических фактов - действия (всегда являются результатом проявления воли, активности субъекта) и события (обстоятельства, не связанные с волей человека.). Такая классификация проводится по признаку зависимости от воли субъектов. Все действия подразделяются на правомерные (соответствуют предписаниям закона и принципам права) и неправомерные (влекущие нарушения предписаний закона и принципов гражданского права).

    Конституционно-правовые отношения (КПО) - это общественные отношения, которые урегулированы нормами КП и содержанием которых является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данными правовыми нормами.

    КПО имеют единую для всех правоотношений структуру: Субъект, Объект, Содержание (субъект. право и юр. обязанность).

    Специфика КПО:

    КПО имеют свое собственное содержание, так как возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет КП;

    КПО свойствен особый субъектный состав: некоторые субъекты этих отношений не могут быть участниками других видов правоотношений.

    Специфические субъекты КПО:

    1.Народ - при проведении референдума, выборов депутатов в Государственную Думу, выборов Президента РФ;

    2.Государства - РФ и республики, а также такие субъекты Федерации, как края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа;

    3.Органы государства, органы МСУ, политические партии и другие общественные объединения граждан, собрания граждан, собрания избирателей, граждане.

    Всю систему КПО можно разбить на две большие группы:

    1. Отношения, связанные с установлением основ гражданского общества, конституционного строя и правового статуса человека и гражданина. Регулируются КП в основных чертах, более детальное регулирование - в других отраслях права.

    2.Общественные отношения, в которых находят конкретное воплощение права и свободы гражданина и лица, возникающие на основе института гражданства, организация и функционирование органов гос. власти. Эти отношения проявляются в государственно-властной деятельности, поэтому они определяются как властеотношения (отношения в процессе осуществления власти). Они урегулированы КП в полном объеме.

    Правоотношения классического вида возникают в результате реализации норм - правил поведения. На их основе складываются конкретные конституционно-правовые отношения, в которых четко определены субъекты, их взаимные права и обязанности.

    Реализация норм-принципов, норм-целей, норм-деклараций порождают правоотношения общего характера, в которых конкретно не определены субъекты, не установлены их конкретные права и обязанности (например, нормы-принципы, закрепляющие основы конституционного строя РФ).

    Особый вид КПО - правовые состояния, в которых четко определены субъекты правоотношения, но не их взаимные права и обязанности (например, состояние в гражданстве, состояние субъектов РФ в ее составе).

    КПО бывают:

    1.Постоянные - срок действия не определен, однако могут заканчиваться в конкретных условиях, например, смерть гражданина прекращает отношения по гражданству;

    2.Временные - возникают, как правило, в результате реализации конкретных норм - правил поведения, с выполнением заложенной в правоотношении правообязанности оно прекращается;

    3.Материальные - реализуются права и обязанности, которые составляют содержание правоотношения;

    4.Процессуальные - реализуются права и обязанности, связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах, устанавливающих те или иные обязанности субъектов.

    Субъекты КПО - носители конституционных прав и конституционных обязанностей. Группы субъектов КПО:

    1.Физические лица: граждане РФ, иностранцы, лица с двойным гражданством (бипатриды), лица без гражданства (апатриды), избиратели, кандидаты в депутаты и депутаты как лица со специальной правоспособностью;

    2.Государственные образования: государство в целом, субъекты РФ - республики, края, области, города федерального значения, автономные округа и автономная область; органы государства (как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ).

    3.Негосударственные объединения: общности людей - народ РФ, народы субъектов РФ, население административно-территориальных единиц и муниципальных образований; органы МСУ; ассоциации граждан - политические партии, массовые общественные организации, религиозные объединения, общественно-политические движения; группы граждан - собрания избирателей, сходы граждан и другое.

    Конституционное право состоит из большого числа правовых норм. Они многообразны по содержанию, субъектам конституци­онно-правовых отношений, объекту регулирования и обширному перечню других признаков. Конституционное право Российской Федерации является еди­ной отраслью, включающей не только конституционно-правовые нормы, закрепленные в федеральных Конституции, законах и иных нормативных правовых актах, но и нормы конституций и уставов субъектов Федерации и иных конституционно-правовых норм последних.

    Единство отрасли является необходимым условием единства правового пространства Российской Федерации, обеспечения ее су­веренитета, верховенства федеральной Конституции. Совокуп­ность норм, закрепленных в конституциях, уставах и законода­тельстве субъектов Федерации, не образует самостоятельной от­расли конституционного права отдельного субъекта.

    Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство и прямое действие на всей территории России, в каждом субъекте Федерации, составляя важную часть действую­щего механизма правового регулирования общественных отноше­ний в каждом из субъектов. Федеральное и региональное законо­дательство органически слиты в правовом воздействии на сферы отношений, составляющих предмет единого конституционного права.

    Отрасль права - не простая совокупность норм. Между норма­ми существуют сложные системные связи. Выявить же эти связи невозможно без глубокого постижения внутренней структуры, присущей данной отрасли права, ее системы.

    Конституционное право, будучи частью единой системы права, в свою очередь само является сложной системой. Система отрасли выражается в ее внутреннем строении, обусловленном теми свя­зями, которые существуют между ее нормами и определяют ос­новы дифференциации данных норм и их интеграции в правовые образования (институты), обладающие признаками элемента системы, а также структуру этих институтов. В системе от­расли отражаются основные линии взаимодействия и связи кон­ституционно-правовых норм.



    Конституционное право, как и другие отрасли права, вы­страивается в систему институтов. Институты - это правовые образования-подсистемы отрасли права, структурирующие правовые нормы в группы или комплексы, регулирующие оп­ределенный вид общественных отношений. В конституционном праве институты выстраиваются в иерархической последова­тельности, которая задается их юридическими свойствами.

    Большинство государствоведов склонны представлять сис­тему институтов, основываясь на структуре Конституции Рос­сии. Такой подход не лишен оснований, так как на самом деле Основной закон Российского государства структурируется в разделы и главы, регулируя в них определенные, взаимосвя­занные конкретными признаками общественные отношения.

    Основные институты, определенные Конституцией РФ следующие:

    2. основы правового статуса человека и гражданина;

    4. система государственной власти;

    5. система местного самоуправления.

    Особенность представленных институтов заключается в том, что они носят комплексный, интегрированный характер, и их единство обусловлено общностью правовых норм, на ос­нове которой они объединяются.

    В приведенной классификации каждый из выделяемых ин­ститутов отличается значительной широтой охвата и разнооб­разием регулируемых общественных отношений и может быть в свою очередь подразделен на подсистемы или подинституты. Ряд ученых, например, А.А. Безуглов и С.А. Солдатов , предлагают называть институты, определяемые Конституцией РФ, комплексными или генеральными, которые в свою вклю­чают несколько более узких конституционно-правовых инсти­тутов. Представляется, однако, что для удобства оперирова­ния терминологией целесообразнее использовать схему: ин­ституты и подинституты .

    Наиболее широкий и разнообразный круг общественных отношений вбирают в себя такие институты как основы кон­ституционного строя, основы правового статуса человека и гражданина и система государственной власти. Некоторые государствоведы последний из названных институтов стремятся дифференцировать при решении научной задачи структуриро­вания отрасли конституционного права на институты. Например, по мнению М.В. Баглая , система российского конституционного права включает в себя следующие основ­ные правовые институты с их основными внутренними под­разделениями (подсистемами):

    1. основы конституционного строя;

    2. основные права и свободы человека и гражданина;

    3. федеративное устройство государства;

    4. избирательная система (избирательное право);

    5. президентская власть;

    6. законодательная власть;

    7. исполнительная власть;

    8. судебная власть и прокуратура;

    9. местное самоуправление;

    10. порядок внесения поправок и пересмотр Конститу­ции.

    В приведенной классификации лишь институт системы го­сударственной власти подразделяется на подсистемы, осталь­ные, структурированные Конституцией РФ, представлены без градации. М.В. Баглаем особо выделяется также порядок вне­сения поправок и пересмотр Конституции РФ, который по степени значимости может быть вполне отнесен к основам конституционного строя и в рамках данного института интег­рироваться с основами государственного строя.

    Основы конституционного строя можно подразделить на: 1) основы общественного строя и 2) основы государственно­го строя, либо представить в виде четырех элементов как:

    систему основ политической; экономической; социальной; духовно-культурной жизни общества.

    Институт основы правового статуса человека и гражданина включает в себя такие подинституты как:

    · гражданство;

    · основные личные права и свободы человека и гражданина;

    · основные политические права и свободы человека и гражданина;

    · основные экономические права и свободы человека и гражданина;

    · основные социальные права и свободы человека и граж­данина;

    · основные духовные и культурные права и свободы чело­века и гражданина;

    · основные обязанности человека и гражданина.

    Названные подинституты можно в свою очередь диффе­ренцировать с точки зрения носителей основных прав, свобод и обязанностей на две группы: 1) права, свободы и обязанности, которыми обладают толь­ко граждане, и 2) те из них, которыми обладает любой человек, включая иностранцев и лиц без гражданства.

    Возможны и другие градации. Например, как замечают АА. Безуглов и С.А.Солдатов , основные права свободы и обя­занности человека можно рассматривать как комплексный правовой институт, включающий в себя:

    а) институт основных прав;

    б) институт основных свобод;

    в) институт основных обязанностей.

    Система государственной власти может быть дифференци­рована на следующие подинституты:

    · глава государства;

    · парламент;

    · правительство;

    · судебная система и прокуратура.

    Структура федеративного устройства раскрывается через такие составляющие, как:

    · правовые принципы федеративных отношений;

    · правовой статус Федерации;

    · правовой статус субъектов Федерации;

    · правовые основы взаимоотношений Федерации и ее субъектов.

    Самым компактным по структуре является институт системы местного самоуправления , но и его можно структуриро­вать на подинституты, выделив, в частности:

    · основы местного самоуправления;

    · самоуправление населения;

    · статус муниципальных образований;

    · система органов местного самоуправления.

    Вышеприведенный структурный анализ обнаруживает тот факт, что использование лишь структуры российской Консти­туции не позволяет охватить все институты конституционного права в их целостном виде. Наряду с рассмотренными выше, в системе российского конституционного права сформировались, по меньшей мере, еще и такие элементы как институт прямой демократии , подинститутами которого являются референдум, выборы, народное обсуждение важных вопросов и др., и инсти­тут системы общественной власти (система органов, статус и порядок деятельности общественных объединений).

    Исходя из изложенного, уместно расширить систему ин­ститутов, структурируемых Конституцией РФ, и представить институты конституционного права России, по меньшей мере в следующем виде :

    1) основы конституционного строя Российской Федерации;

    2) основы правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации;

    4) прямая демократия в Российской Федерации;

    5) система общественной власти в Российской Федерации;

    6) федеративное устройство Российской Федерации;

    7) система государственной власти Российской Федера­ции;

    8) система местного самоуправления в Российской Феде­рации.

    По мнению Конюховой И.А ., такая система институтов позволяет более емко и ком­плексно охватить все содержание конституционного права России.

    Каждый из институтов имеет свои особенности предмета регулирования и норм, объединяемых в его рамках.

    Институт основ конституционного строя Российской Федерации отличается более высокой юридической силой по сравнению с другими институтами. Его нормы носят базовый характер для всей российской правовой системы, так как за­крепляют концептуальные идеи, основополагающие для дан­ного общества и государства. Содержание данного института полностью определено Конституцией России.

    Сущностное содержание правового воздействия основ кон­ституционного строя влияет на все сферы общественных от­ношений, все стороны социальной реальности. Нормы данно­го института являются определяющими для всех других ин­ститутов конституционного права, направляют конституцион­но-правовое регулирование, предопределяют содержание всех других отраслей права.

    Никакие другие положения Конституции России не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации. Нормы, составляющие основы конституционного строя Российской Федерации, не могут быть изменены иначе, как в порядке, установленном федеральной Конституцией, а их пересмотр требует принятия нового основного закона Рос­сийского государства (ст.ст. 16 и 135 Конституции РФ). Таким образом, правовые положения, объединяемые данным институтом, обладают особой, наиболее высокой юридической си­лой по сравнению с положениями, объединяемыми другими институтами. Нормы данного института по своим функциям являются опре­деляющими для всех других институтов конституционного права, направляют все конституционно-правовое регулирование.

    В целом, институту, который объединяет нормы, закрепляющие основы конституционного строя, свойственны следующие специфичес­кие черты . Нормы этого института:

    1. воздействуют на общественные отношения путем установле­ния определенных начал устройства общества и государства;

    2. как правило, не порождают конкретных правоотношений;

    3. определяют сущностное содержание правового воздействия на все сферы общественных отношений, все стороны социальной реальности; нормам рассматриваемого института не могут проти­воречить никакие другие положения Конституции РФ;

    4. адресованы всем субъектам права, всем правоприменяющим субъектам;

    5. имеют способом своей защиты общий режим охраны Консти­туции, конституционного строя, могут быть изменены только путем принятия новой Конституции;

    6. устанавливаются преимущественно в конституционной форме;

    7. являются в преобладающей части нормами-принципами, нормами-дефинициями, нормами-целями;

    8. предполагают для практической и правовой реализации со­держащихся в них целей «включение» всех отраслей права;

    9. призваны обеспечить системное закрепление концептуаль­ных идей, основополагающих для данного общества и государства.

    Общерегулятивный характер имеют нормы, объединенные в институт основы правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации . Эти нормы реализуются по преимущест­ву вне конкретных правоотношений. Одной из сторон правоот­ношений выступает личность- человек и гражданин. В отноше­нии этих норм также действует особый режим охраны. Положе­ния, составляющие основы правового статуса личности не могут быть изменены иначе, как в порядке принятия новой Конститу­ции России (ст.ст. 64, 135 Конституции РФ.). Непосредственная реализация конституционных прав и обязанностей осуществля­ется путем применения норм других отраслей права (трудовое, гражданское, семейное и другие отрасли права).

    Нормы института конституционного права, закрепляющие ос­новы правового статуса человека и гражданина:

    1. воздействуют на общественные отношения в основном путем провозглашения, признания государством естественными, неот­чуждаемыми прав человека;

    2. реализуются по преимуществу вне конкретных правоотно­шений;

    3. входят в сферу взаимоотношений государства и личности;

    4. включают в качестве субъекта права человека (гражданина), как такового, вне связи его с каким-либо особым правовым статусом;

    5. предусматривают особую систему охраны, не могут быть пересмотрены без принятия новой Конституции;

    6. предполагают подключение многих других отраслей права, в которых реализация конституционных прав граждан осуществляется путем возникновения конкретных правоотношений (трудо­вых, гражданских, семейных и др.).

    Федеративное устройство Российской Федерации - ин­ститут, который объединяет нормы, регулирующие государст­венное устройство. Для данного института присущ специфи­ческий круг субъектов, их особая правоспособность. Имеются характерные черты и в составе норм данного института. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 11 Конституции РФ раз­граничение предметов ведения и полномочий между федеральны­ми органами и органами субъектов РФ осуществляется Конститу­цией РФ, Федеральным и иными договорами. Некоторые особенности присущи соотношению федеральных законов и нормативных правовых актов субъектов РФ по юриди­ческой силе. В предусмотренных Конституцией РФ случаях пос­ледние имеют приоритет перед федеральными законами (ч. 6 ст. 76 Конституции РФ). Для норм данного института предусмот­рен и особый характер их охраны, разрешения коллизий, возника­ющих в процессе правоприменения, - путем согласования или конституционного судопроизводства, через Конституционный Суд Российской Федерации.

    Институты прямой демократии в Российской Федерации, системы общественной власти в Российской Федерации, системы государственной власти Российской Федерации и системы местного самоуправления в Российской Федерации также имеют свои особенности. Нормы данных институтов обладают свойством преимущественно прямого регулирую­щего действия и реализуются в конкретных правоотношениях. У данной группы институтов нормы российской Конституции по объему незначительны, но играют определяющую роль для текущего законодательства, регулирующего механизм реали­зации прямой демократии и разнообразных форм общественной власти, организации и деятельности государственной вла­сти и местного самоуправления.

    Нормы института, который определяет систему органов госу­дарственной власти и органов местного самоуправления, имеют следующие особенности:

    1. это нормы преимущественно прямого регулирующего дейст­вия; они реализуются в конкретных правоотношениях;

    2. в качестве субъектов возникающих на их основе правоотно­шений выступают органы государства и органы местного самоуп­равления в их статусе органов народовластия;

    3. преобладающая часть данных норм устанавливается на осно­ве Конституции России в актах текущего законодательства, де­тально определяющих порядок образования органов, их компетен­цию, формы деятельности;

    4. для норм этого института характерно специфическое, отлич­ное от других институтов, соотношение норм общефедеральных и норм, действующих на территории каждого из 89 субъектов Рос­сийской Федерации, а также на территориях, в которых осущест­вляется местное самоуправление.

    Между конституционно-правовыми институтами существу­ет такая правовая форма взаимодействия, в силу которой нормы одного института создают предпосылки для действия норм дру­гого, определяют их направленность и содержание . Иногда од­на и та же правовая норма может входить в состав нескольких конституционно-правовых институтов. Например, полномочия Президента РФ назначать всероссийский референдум представ­ляют собой норму, входящую одновременно в два института: институт главы государства и институт прямой демократии.

    Нормы института, закрепляющего основы конституцион­ного строя, занимают верхнее место в иерархии институтов конституционного права. В них содержатся исходные начала правового регулирования, осуществляемого нормами других конституционно-правовых институтов.

    Следующее верхнее положение занимает институт, уста­навливающий основы правового статуса человека и гражда­нина, его основные права, свободы и обязанности. Такое по­ложение этого института обусловлено тем, что человек, его права и свободы признаются высшей ценностью в государстве и обществе, главной целью функционирования всех государ­ственных и общественных структур и основной обязанностью государства.

    Институт федеративного устройства создает предпосылки для организационного построения системы государственных органов. Нормы этого института устанавливают существую­щие в Российской Федерации государственно-территори­альные образования, разграничивают власть между Федераци­ей и ее субъектами, исходя из чего, строится система органов государства.

    Для лучшего понимания системы отрасли конституционно­го права важное значение имеет вопрос о ее соотношении с отраслью конституционного законодательства. Эти два право­вых явления связаны между собой, но не совпадают полностью. Для системы отрасли конституционного права характе­рен более высокий, чем для системы конституционного зако­нодательства уровень обобщения правовых норм. По структу­ре отрасль конституционного права шире одноименной отрас­ли законодательства. Источником права помимо законода­тельства являются правовые обычаи, решения судебной вла­сти Отрасль конституционного права образуется не только на формально-юридическом уровне, но и как система фактиче­ских конституционно-правовых отношений. Вместе с тем именно признание наличия одноименной отрасли законода­тельства служит в качестве одного из определяющих основа­ний для констатации факта существования полноценной от­расли конституционного права.

    Конституционно-правовые институты отличаются друг от друга по следующим основаниям:

    1. по специфике правового воздействия на соответствующую сферу общественных отношений. Такое воздействие может осу­ществляться в формах закрепления, установления, регулирова­ния, провозглашения, целеполагания, допущения и т.д.;

    2. по особенностям механизма действия конституционно-пра­вовых норм, способам их реализации. Действие нормы может не порождать конкретных правоотношений, или, наоборот, реализовываться через конкретные правоотношения или через правоотно­шения общего характера;

    3. по характеру направленности конституционно-правового ре­гулирования. Нормы одних институтов устанавливают лишь принципы правового воздействия на обширные сферы общественных отношений, нормы других - конкретно регулируют те или иные общественные отношения;

    4. по субъектному составу. Нормы одних институтов адресованы конкретным субъектам либо типовому виду субъектов; нормы дру­гих - всем субъектам права, всем правоприменяющим субъектам. Различны в связи с этим и правовой статус субъектов правоотно­шений, конкретное выражение их правообязанностей;

    5. по способу правовой защиты действия конституционно-пра­вовых норм, формам и методам ответственности правообязан-ных субъектов. В одних институтах преобладает общий механизм охраны конституции, конституционного строя, в других - кон­кретное воздействие на субъекта, нарушающего конституционно-правовые нормы, путем отмены соответствующих неправомерных актов и действий;

    6. по специфике форм выражения охватываемых данным инсти­тутом правовых норм. В одних институтах нормы имеют по пре­имуществу конституционную форму выражения, в других - пре­обладающая часть норм выражена в текущем законодательстве;

    7. по видовому характеру норм соответствующего конституци­онно-правового института. В одних институтах преобладают нормы-принципы, нормы-цели, нормы-дефиниции, в других - нормы конкретного регулирующего действия;

    8. по степени и масштабам включенности других отраслей права в реализацию целей, заложенных в содержании конститу­ционно-правовых норм. Нормы некоторых конституционно-правовых институтов содержат установления, которые не могут быть претворены в жизнь в рамках только конституционно-правового регулирования. Нормы других институтов реализуются непосред­ственно в рамках конституционно-правового регулирования;

    9. по целенаправленности правового регулирования. В рамках об­щего назначения отрасли конституционного права правовое регу­лирование каждой части его системы имеет качественно особые характеристики. В правовом регулировании отражается тот ре­зультат, который должен быть достигнут действием данной груп­пы правовых норм, их реализацией. Общая целенаправленность конституционно-правового регулирования определяется законо­мерностями развития той стороны социальной действительности, правовое воздействие на которую оказывает данный конституци­онно-правовой институт. Цель эта в общей форме прямо не форму­лируется конституционным правом, однако она пронизывает все правовые нормы данной отрасли, выступает объединяющим их началом;

    10. по функциям, присущим каждому конституционно-правовому институту. Они определяют его место в системе отрасли в целом, характер связи отрасли и института, его взаимодействие с другими правовыми институтами. Функции каждого данного правового ин­ститута показывают его назначение в общем воздействии отрасли на предмет правового регулирования;

    11. по принципам, свойственным каждому из конституционно-правовых институтов. То есть по тем руководящим началам, ко­торым подчинено совокупное действие всех норм данного инсти­тута.

    Указанные специфические особенности в своей совокупности и определяют характер каждого из институтов конституционного права как относительно самостоятельного элемента, составной части отрасли.


    В системе конституционного права принято также выделять следую­щие институты, которые составляют основные элементы отрасли и объединяют нормы, закрепляющие:

    1. основы конституционного строя;

    2. основы правового статуса человека и гражданина;

    3. федеративное устройство государства;

    4. систему органов государственной власти и органов местно­го самоуправления.

    По мнению, Козловой Е.И. и Кутафина О.Е. , такое строение отрасли конституционного права соответствует внутренней системности тех сфер общественных отношений, кото­рые составляют его предмет. Очевидна и специфичность каждой из соответствующих сфер общественных отношений по объекту отно­шений, по субъекту, по форме и мере должного правового воздей­ствия, его характеру.