Рассмотрим понятие и виды .
Институт права представляет собой совокупность норм, которые закрепляют и регулируют определенную сферу общественных отношений, составляющих часть предмета отрасли права. Например, нормы, которые устанавливают основы конституционного строя, формируют , называемый «Основы конституционного строя»; установления, регламентирующие права и свободы личности, создают конституционно-правовой институт прав и свобод.
Отрасль конституционного права состоит из системы простых и сложных конституционно-правовых институтов .
Простым называется институт, в котором нельзя выделить положения, регулирующие иные отношения, чем те, которые данными нормами урегулированы. Например, институт запроса депутата к органам прокуратуры.
Простые институты объединяются в сложные. Например, институты основных прав и свобод человека, основных обязательств, правового положения иностранных граждан объединяются в сложный институт, который называется «Основы правового положения человека и гражданина».
Как правило, правовой результат достигается действием широкой совокупности конституционно-правовых установлений. Подобные совокупности близких правовых норм называются .
Границы понятия «конституционно-правовой институт » как в теории, так и на практике весьма подвижны. Оно может отражать и узкую группу однородных, близких по содержанию норм, и широкую их группу, вплоть до достаточно крупных правовых образований, принимаемых за основные элементы системы отрасли конституционного права.
Главным принципом объединения норм в правовой институт является однородность регулируемых ими отношений . Это приводит к правовому единству соответствующих положений определенного образования, общей для них правовой специфики.
Имеются точки зрения, что конституционно-правовыми институтами являются только комплексы норм, выступающие как элемент системы конституционного права. Только подобные комплексы можно называть конституционно-правовыми институтами. Однако поскольку в теории отсутствует понятие, обозначающее более узкий круг взаимосвязанных норм, то применяют также расширительное толкование и использование данного понятия. Например, существует институт гражданства, хотя его нормы являются составной частью института основ правового статуса личности.
В конституционно-правовом институте объединяются нормы различных видов. В него могут входить правовые нормы Конституции и текущего законодательства, то есть нормы, которые обладают разной юридической силой. В составе конституционно-правового института могут присутствовать нормы, которые отличаются по территории действия, по степени определенности правового предписания и т.д.
В качестве примера можно привести институт гражданства . Его образуют нормы, которые содержатся в Конституции РФ, в федеральных законах; в нем присутствуют положения диспозитивные и императивные, управомочивающие и запрещающие, материальные и процессуальные.
Установление принадлежности нормы к определенному правовому институту необходимо, поскольку не каждая отдельно взятая норма демонстрирует все свойства, характерные ему в целом. Однако их следует учитывать для правильного понимания механизма её реализации.
Таким образом, конституционно-правовой институт - это совокупность норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений, которая составляет часть предмета конституционного права.
Вопрос 1. Понятие, предмет и значение конституционного права как отрасли.
Конституционное право - отрасль права, закрепляющая в себе основы взаимоотношения личности и государства, конституционные характеристики государства, регламентирующая организацию государственной власти в стране и иные отношения конституционно-правового характера. Предметом КП, как отрасли, являются базовые наиболее важные основополагающие общественные отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества и государства: политическая, экономическая, социальная, духовная, культурная и т.д. Предметом КП являются общественные отношения, возникающие при установлении и регулировании: 1. Основ конституционного строя; 2. Основ правового положения личности; 3. Организации и деятельности государственных органов; 4. Государственного правления и административно-территориального деления; 5. Организация местного самоуправления и управления; 6. Порядка принятия конституции и законодательных актов.
Правовые методы воздействия:
Метод дозволения. Метод запрещения. Метод обязывания. Метод императивно-властного воздействия.
КП является базовой ведущей отраслью права, составляет основу национальной правовой системы. Роль КП как ведущей отрасли права обусловлено и тем, что именно её нормами регулируется сам процесс создания права. Они определяют виды правовых актов, органы их, издающие и соотношение их юридической силы.
Вопрос 2. Особенности норм конституционного права, их классификация.
Конституционно-правовые нормы – это санкционированные государством общеобязательные правила поведения в сфере отношений, составляющих предмет КП. Конституционно-правовые нормы имеют признаки: общие, специфические.
Общие признаки: Исходит из государства; Излагаются в письменной форме; Подкрепляются силой государства.
Специфические признаки: 1. Особая сфера регулирования общественных отношений; 2. Особые источники, в которых они выражены (конституция, международный договор, закон, указы, декреты президента); 3. Базовый характер, содержащихся в них предписаний; 4. Широкий спектр субъектов; 5. Особая структура конституционно-правовой нормы.
Отличие от конституции: в конституционно-правовой норме отсутствует гипотеза и санкция.
Классификация конституционно-правовой нормы:
По юридической силе.
2. По методу правового регулирования (регулятивные – метод убеждения; охранительные – способ принуждения).
3. По характеру предписания:
Управомочивающие
Обязывающие
Запрещающие
4. По степени определенности содержащихся в них предписаний:
Диспозитивные (право выбора вариантов поведения).
Санкционированные
5. По назначению в механизме правового регулирования:
Материальные
Процессуальные
6. По территории действия:
На всей территории РБ
Действующие в границах административно-территориальной единицы.
Вопрос 3. Основные институты конституционного права, их характеристика.
Конституционно-правовые институты – это определенные звенья данной отрасли, действующие во взаимосвязи, совокупность конкретных правовых норм.
Основные конституционно-правовые институты:
Государственное устройство:
1) унитарное (единое цельное государство, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственности не обладают. Унитарная форма государственного устройства имеет ряд признаков, которые характеризуют ее с различных аспектов. На территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство).
Само по себе конституционное право, впрочем, как и другие отрасли российского права, выстраивает свою собственную систему институтов. Стоит отметить, что понятие институт весьма и весьма многообразно и многогранно, тем не менее, его необходимо сформировать, чтобы понимать, о чем идет речь, если затрагивать именно правовой аспект.
Определение 1
Институт в правовой отрасли – это определенное правовое образование подсистемы правовой отрасли, которое структурировано в установленные правовые нормы, а также комплексы и группы, которые имеют свой определенный вид. В российском конституционном праве, все имеющиеся институты выстроены в определенную иерархию и ее последовательность. Вся последовательно определена и выстроена при помощи имеющихся юридических свойств.
Определенная совокупность этих правовых групп выражена конкретными правовыми нормами. Исходным шагом, после которого устанавливаются все необходимые юридические свойства принято считать именно характер представленных общественных отношений, которые в свою очередь регулируются ими же.
Как уже было сказано ранее, установлены и определены некоторые конституционные институты, которые поддерживаются Конституцией Российской Федерации, а также иными законодательными актами страны:
Классификация, которая приведена выше, наделена сами различными аспектами и нормами, при помощи которых эти общественные отношения могут быть урегулированы или изменены. Сами по себе основы российского конституционного права можно подразделить на определенные основы существующего общественного строя, а также на определенные основы государственного строя. Или же конституционные основы могут быть представлены в четырех основах и их элементах:
Замечание 1
Процесс содержания основы российского конституционного права происходит целиком и полностью на основе установленной и принятой в 1993 году Конституции Российской Федерации. Именно этот государственный институт отличается своими высокими производственными показателями и качественным процессом управления и регулирования всех ситуаций в стране. Стоит отметить, что совершенно никакие прочие законодательные нормы и права не могут конкурировать или лидировать по сравнению с Конституцией страны.
Сами по себе нормы основы государственного конституционного права несут в себе базовый характер, который устанавливается совершенно для всех территорий России, и ее правовой системы. Этот характер способен установить и закрепить все необходимые концептуальные идеи, которые являются основополагающими для государства и общества . Данные виды норм могут быть измены только в том случае, если будут изменены необходимые статьи в Конституции Российской Федерации. Происходит это, как показывает практика, на территории России крайне редко.
Конституционно-правовые институты - совокупность родственных правовых норм, регулирующих однородную группу общественных отношений.
Главный критерий объединения норм в правовой институт - однородность регулируемых ими отношений, что влечёт за собой правовое единство соответствующих норм, объединенных в институт, общую для них правовую специфику.
В конституционно-правовом институте объединяются нормы самых различных видов: нормы Конституции, нормы текущего законодательства (нормы, обладающие различной юридической силой). В составе конституционно-правового института могут быть нормы, различные по территории действия, по степени определенности правового предписания и по другим признакам.
Нормы КП объединяются в отраслевые институты. Выделяют пять ведущих отраслевых институтов конституционного права:
1.основы конституционного строя;
2.основы правового статуса человека и гражданина;
3.федеративное устройство государства;
34система государственной власти;
5.система местного самоуправления.
По мнению большинства исследователей нормы, регулирующие МСУ, образуют укрупненный институт или подотрасль КП, но не образуют в настоящее время обособленной отрасли права. КПИ регулируют однородные и взаимосвязанные общественные отношения: унитарный институт; комплексный институт (состоит из подинститутов, являются дробными).
Правоотношения - есть обусловленная интересами субъектов и складывающаяся на основе норм права юридическая двустороння связь, стороны которой наделены субъективными правами и юридическими обязанностями.
Субъекты правоотношений - это физические лица и организации, наделенные правосубъектностью и вследствие этого обладающие способностью (возможностью) выступать участниками правоотношений - участник, сторона правоотношений.
В праве выделяют две группы субъектов:
1. индивиды (физические лица) - граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства;
2.организации (государство, его органы, предприятия и учреждения, общественные объединения и другие).
Юридическое лицо - это организации, которые обладают обособленным имуществом, могут от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, самостоятельно отвечать за нарушение гражданских обязательств и договоров (статья 482 ГК РФ).
Правосубъектность - способность субъекта иметь субъективные права и юридические обязанности и осуществлять их в своих действиях. Физические лица и организации, обладающие правосубъектностью, выступают в качестве субъектов права.
Правоспособность - способность лица иметь юридические права и обязанности. Для граждан правоспособность возникает с момента рождения; для юридических лиц она неотделима во времени от дееспособности и возникает с момента регистрации устава юридического лица.
Дееспособность - это способность субъекта реализовать предоставленные ему права и обязанности, а также приобретать своими действиями новые права и обязанности.
Деликтоспособность - это способность субъекта отвечать за свои неправомерные действия.
Конституционная правосубъектность лица вытекает из государственно-правовой правоспособности, дееспособности и деликтоспособности.
Объектом правоотношений признается то, по поводу чего складываются правоотношения, или то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности участников правоотношений.
Юридический факт - событие или действие, которое влечет за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Юр. факты всегда влекут возникновение определенных юридических последствий и, кроме того, всегда наряду с нормами права вызывают возникновение у участников гражданских правоотношений конкретных субъективных прав и юридических обязанностей. Принято выделять две группы юридических фактов - действия (всегда являются результатом проявления воли, активности субъекта) и события (обстоятельства, не связанные с волей человека.). Такая классификация проводится по признаку зависимости от воли субъектов. Все действия подразделяются на правомерные (соответствуют предписаниям закона и принципам права) и неправомерные (влекущие нарушения предписаний закона и принципов гражданского права).
Конституционно-правовые отношения (КПО) - это общественные отношения, которые урегулированы нормами КП и содержанием которых является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данными правовыми нормами.
КПО имеют единую для всех правоотношений структуру: Субъект, Объект, Содержание (субъект. право и юр. обязанность).
Специфика КПО:
КПО имеют свое собственное содержание, так как возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет КП;
КПО свойствен особый субъектный состав: некоторые субъекты этих отношений не могут быть участниками других видов правоотношений.
Специфические субъекты КПО:
1.Народ - при проведении референдума, выборов депутатов в Государственную Думу, выборов Президента РФ;
2.Государства - РФ и республики, а также такие субъекты Федерации, как края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа;
3.Органы государства, органы МСУ, политические партии и другие общественные объединения граждан, собрания граждан, собрания избирателей, граждане.
Всю систему КПО можно разбить на две большие группы:
1. Отношения, связанные с установлением основ гражданского общества, конституционного строя и правового статуса человека и гражданина. Регулируются КП в основных чертах, более детальное регулирование - в других отраслях права.
2.Общественные отношения, в которых находят конкретное воплощение права и свободы гражданина и лица, возникающие на основе института гражданства, организация и функционирование органов гос. власти. Эти отношения проявляются в государственно-властной деятельности, поэтому они определяются как властеотношения (отношения в процессе осуществления власти). Они урегулированы КП в полном объеме.
Правоотношения классического вида возникают в результате реализации норм - правил поведения. На их основе складываются конкретные конституционно-правовые отношения, в которых четко определены субъекты, их взаимные права и обязанности.
Реализация норм-принципов, норм-целей, норм-деклараций порождают правоотношения общего характера, в которых конкретно не определены субъекты, не установлены их конкретные права и обязанности (например, нормы-принципы, закрепляющие основы конституционного строя РФ).
Особый вид КПО - правовые состояния, в которых четко определены субъекты правоотношения, но не их взаимные права и обязанности (например, состояние в гражданстве, состояние субъектов РФ в ее составе).
КПО бывают:
1.Постоянные - срок действия не определен, однако могут заканчиваться в конкретных условиях, например, смерть гражданина прекращает отношения по гражданству;
2.Временные - возникают, как правило, в результате реализации конкретных норм - правил поведения, с выполнением заложенной в правоотношении правообязанности оно прекращается;
3.Материальные - реализуются права и обязанности, которые составляют содержание правоотношения;
4.Процессуальные - реализуются права и обязанности, связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах, устанавливающих те или иные обязанности субъектов.
Субъекты КПО - носители конституционных прав и конституционных обязанностей. Группы субъектов КПО:
1.Физические лица: граждане РФ, иностранцы, лица с двойным гражданством (бипатриды), лица без гражданства (апатриды), избиратели, кандидаты в депутаты и депутаты как лица со специальной правоспособностью;
2.Государственные образования: государство в целом, субъекты РФ - республики, края, области, города федерального значения, автономные округа и автономная область; органы государства (как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ).
3.Негосударственные объединения: общности людей - народ РФ, народы субъектов РФ, население административно-территориальных единиц и муниципальных образований; органы МСУ; ассоциации граждан - политические партии, массовые общественные организации, религиозные объединения, общественно-политические движения; группы граждан - собрания избирателей, сходы граждан и другое.
Конституционное право состоит из большого числа правовых норм. Они многообразны по содержанию, субъектам конституционно-правовых отношений, объекту регулирования и обширному перечню других признаков. Конституционное право Российской Федерации является единой отраслью, включающей не только конституционно-правовые нормы, закрепленные в федеральных Конституции, законах и иных нормативных правовых актах, но и нормы конституций и уставов субъектов Федерации и иных конституционно-правовых норм последних.
Единство отрасли является необходимым условием единства правового пространства Российской Федерации, обеспечения ее суверенитета, верховенства федеральной Конституции. Совокупность норм, закрепленных в конституциях, уставах и законодательстве субъектов Федерации, не образует самостоятельной отрасли конституционного права отдельного субъекта.
Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство и прямое действие на всей территории России, в каждом субъекте Федерации, составляя важную часть действующего механизма правового регулирования общественных отношений в каждом из субъектов. Федеральное и региональное законодательство органически слиты в правовом воздействии на сферы отношений, составляющих предмет единого конституционного права.
Отрасль права - не простая совокупность норм. Между нормами существуют сложные системные связи. Выявить же эти связи невозможно без глубокого постижения внутренней структуры, присущей данной отрасли права, ее системы.
Конституционное право, будучи частью единой системы права, в свою очередь само является сложной системой. Система отрасли выражается в ее внутреннем строении, обусловленном теми связями, которые существуют между ее нормами и определяют основы дифференциации данных норм и их интеграции в правовые образования (институты), обладающие признаками элемента системы, а также структуру этих институтов. В системе отрасли отражаются основные линии взаимодействия и связи конституционно-правовых норм.
Конституционное право, как и другие отрасли права, выстраивается в систему институтов. Институты - это правовые образования-подсистемы отрасли права, структурирующие правовые нормы в группы или комплексы, регулирующие определенный вид общественных отношений. В конституционном праве институты выстраиваются в иерархической последовательности, которая задается их юридическими свойствами.
Большинство государствоведов склонны представлять систему институтов, основываясь на структуре Конституции России. Такой подход не лишен оснований, так как на самом деле Основной закон Российского государства структурируется в разделы и главы, регулируя в них определенные, взаимосвязанные конкретными признаками общественные отношения.
Основные институты, определенные Конституцией РФ следующие:
2. основы правового статуса человека и гражданина;
4. система государственной власти;
5. система местного самоуправления.
Особенность представленных институтов заключается в том, что они носят комплексный, интегрированный характер, и их единство обусловлено общностью правовых норм, на основе которой они объединяются.
В приведенной классификации каждый из выделяемых институтов отличается значительной широтой охвата и разнообразием регулируемых общественных отношений и может быть в свою очередь подразделен на подсистемы или подинституты. Ряд ученых, например, А.А. Безуглов и С.А. Солдатов , предлагают называть институты, определяемые Конституцией РФ, комплексными или генеральными, которые в свою включают несколько более узких конституционно-правовых институтов. Представляется, однако, что для удобства оперирования терминологией целесообразнее использовать схему: институты и подинституты .
Наиболее широкий и разнообразный круг общественных отношений вбирают в себя такие институты как основы конституционного строя, основы правового статуса человека и гражданина и система государственной власти. Некоторые государствоведы последний из названных институтов стремятся дифференцировать при решении научной задачи структурирования отрасли конституционного права на институты. Например, по мнению М.В. Баглая , система российского конституционного права включает в себя следующие основные правовые институты с их основными внутренними подразделениями (подсистемами):
1. основы конституционного строя;
2. основные права и свободы человека и гражданина;
3. федеративное устройство государства;
4. избирательная система (избирательное право);
5. президентская власть;
8. судебная власть и прокуратура;
9. местное самоуправление;
10. порядок внесения поправок и пересмотр Конституции.
В приведенной классификации лишь институт системы государственной власти подразделяется на подсистемы, остальные, структурированные Конституцией РФ, представлены без градации. М.В. Баглаем особо выделяется также порядок внесения поправок и пересмотр Конституции РФ, который по степени значимости может быть вполне отнесен к основам конституционного строя и в рамках данного института интегрироваться с основами государственного строя.
Основы конституционного строя можно подразделить на: 1) основы общественного строя и 2) основы государственного строя, либо представить в виде четырех элементов как:
систему основ политической; экономической; социальной; духовно-культурной жизни общества.
Институт основы правового статуса человека и гражданина включает в себя такие подинституты как:
· гражданство;
· основные личные права и свободы человека и гражданина;
· основные политические права и свободы человека и гражданина;
· основные экономические права и свободы человека и гражданина;
· основные социальные права и свободы человека и гражданина;
· основные духовные и культурные права и свободы человека и гражданина;
· основные обязанности человека и гражданина.
Названные подинституты можно в свою очередь дифференцировать с точки зрения носителей основных прав, свобод и обязанностей на две группы: 1) права, свободы и обязанности, которыми обладают только граждане, и 2) те из них, которыми обладает любой человек, включая иностранцев и лиц без гражданства.
Возможны и другие градации. Например, как замечают АА. Безуглов и С.А.Солдатов , основные права свободы и обязанности человека можно рассматривать как комплексный правовой институт, включающий в себя:
а) институт основных прав;
б) институт основных свобод;
в) институт основных обязанностей.
Система государственной власти может быть дифференцирована на следующие подинституты:
· глава государства;
· парламент;
· правительство;
· судебная система и прокуратура.
Структура федеративного устройства раскрывается через такие составляющие, как:
· правовые принципы федеративных отношений;
· правовой статус Федерации;
· правовой статус субъектов Федерации;
· правовые основы взаимоотношений Федерации и ее субъектов.
Самым компактным по структуре является институт системы местного самоуправления , но и его можно структурировать на подинституты, выделив, в частности:
· основы местного самоуправления;
· самоуправление населения;
· статус муниципальных образований;
· система органов местного самоуправления.
Вышеприведенный структурный анализ обнаруживает тот факт, что использование лишь структуры российской Конституции не позволяет охватить все институты конституционного права в их целостном виде. Наряду с рассмотренными выше, в системе российского конституционного права сформировались, по меньшей мере, еще и такие элементы как институт прямой демократии , подинститутами которого являются референдум, выборы, народное обсуждение важных вопросов и др., и институт системы общественной власти (система органов, статус и порядок деятельности общественных объединений).
Исходя из изложенного, уместно расширить систему институтов, структурируемых Конституцией РФ, и представить институты конституционного права России, по меньшей мере в следующем виде :
1) основы конституционного строя Российской Федерации;
2) основы правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации;
4) прямая демократия в Российской Федерации;
5) система общественной власти в Российской Федерации;
6) федеративное устройство Российской Федерации;
7) система государственной власти Российской Федерации;
8) система местного самоуправления в Российской Федерации.
По мнению Конюховой И.А ., такая система институтов позволяет более емко и комплексно охватить все содержание конституционного права России.
Каждый из институтов имеет свои особенности предмета регулирования и норм, объединяемых в его рамках.
Институт основ конституционного строя Российской Федерации отличается более высокой юридической силой по сравнению с другими институтами. Его нормы носят базовый характер для всей российской правовой системы, так как закрепляют концептуальные идеи, основополагающие для данного общества и государства. Содержание данного института полностью определено Конституцией России.
Сущностное содержание правового воздействия основ конституционного строя влияет на все сферы общественных отношений, все стороны социальной реальности. Нормы данного института являются определяющими для всех других институтов конституционного права, направляют конституционно-правовое регулирование, предопределяют содержание всех других отраслей права.
Никакие другие положения Конституции России не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации. Нормы, составляющие основы конституционного строя Российской Федерации, не могут быть изменены иначе, как в порядке, установленном федеральной Конституцией, а их пересмотр требует принятия нового основного закона Российского государства (ст.ст. 16 и 135 Конституции РФ). Таким образом, правовые положения, объединяемые данным институтом, обладают особой, наиболее высокой юридической силой по сравнению с положениями, объединяемыми другими институтами. Нормы данного института по своим функциям являются определяющими для всех других институтов конституционного права, направляют все конституционно-правовое регулирование.
В целом, институту, который объединяет нормы, закрепляющие основы конституционного строя, свойственны следующие специфические черты . Нормы этого института:
1. воздействуют на общественные отношения путем установления определенных начал устройства общества и государства;
2. как правило, не порождают конкретных правоотношений;
3. определяют сущностное содержание правового воздействия на все сферы общественных отношений, все стороны социальной реальности; нормам рассматриваемого института не могут противоречить никакие другие положения Конституции РФ;
4. адресованы всем субъектам права, всем правоприменяющим субъектам;
5. имеют способом своей защиты общий режим охраны Конституции, конституционного строя, могут быть изменены только путем принятия новой Конституции;
6. устанавливаются преимущественно в конституционной форме;
7. являются в преобладающей части нормами-принципами, нормами-дефинициями, нормами-целями;
8. предполагают для практической и правовой реализации содержащихся в них целей «включение» всех отраслей права;
9. призваны обеспечить системное закрепление концептуальных идей, основополагающих для данного общества и государства.
Общерегулятивный характер имеют нормы, объединенные в институт основы правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации . Эти нормы реализуются по преимуществу вне конкретных правоотношений. Одной из сторон правоотношений выступает личность- человек и гражданин. В отношении этих норм также действует особый режим охраны. Положения, составляющие основы правового статуса личности не могут быть изменены иначе, как в порядке принятия новой Конституции России (ст.ст. 64, 135 Конституции РФ.). Непосредственная реализация конституционных прав и обязанностей осуществляется путем применения норм других отраслей права (трудовое, гражданское, семейное и другие отрасли права).
Нормы института конституционного права, закрепляющие основы правового статуса человека и гражданина:
1. воздействуют на общественные отношения в основном путем провозглашения, признания государством естественными, неотчуждаемыми прав человека;
2. реализуются по преимуществу вне конкретных правоотношений;
3. входят в сферу взаимоотношений государства и личности;
4. включают в качестве субъекта права человека (гражданина), как такового, вне связи его с каким-либо особым правовым статусом;
5. предусматривают особую систему охраны, не могут быть пересмотрены без принятия новой Конституции;
6. предполагают подключение многих других отраслей права, в которых реализация конституционных прав граждан осуществляется путем возникновения конкретных правоотношений (трудовых, гражданских, семейных и др.).
Федеративное устройство Российской Федерации - институт, который объединяет нормы, регулирующие государственное устройство. Для данного института присущ специфический круг субъектов, их особая правоспособность. Имеются характерные черты и в составе норм данного института. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 11 Конституции РФ разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, Федеральным и иными договорами. Некоторые особенности присущи соотношению федеральных законов и нормативных правовых актов субъектов РФ по юридической силе. В предусмотренных Конституцией РФ случаях последние имеют приоритет перед федеральными законами (ч. 6 ст. 76 Конституции РФ). Для норм данного института предусмотрен и особый характер их охраны, разрешения коллизий, возникающих в процессе правоприменения, - путем согласования или конституционного судопроизводства, через Конституционный Суд Российской Федерации.
Институты прямой демократии в Российской Федерации, системы общественной власти в Российской Федерации, системы государственной власти Российской Федерации и системы местного самоуправления в Российской Федерации также имеют свои особенности. Нормы данных институтов обладают свойством преимущественно прямого регулирующего действия и реализуются в конкретных правоотношениях. У данной группы институтов нормы российской Конституции по объему незначительны, но играют определяющую роль для текущего законодательства, регулирующего механизм реализации прямой демократии и разнообразных форм общественной власти, организации и деятельности государственной власти и местного самоуправления.
Нормы института, который определяет систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, имеют следующие особенности:
1. это нормы преимущественно прямого регулирующего действия; они реализуются в конкретных правоотношениях;
2. в качестве субъектов возникающих на их основе правоотношений выступают органы государства и органы местного самоуправления в их статусе органов народовластия;
3. преобладающая часть данных норм устанавливается на основе Конституции России в актах текущего законодательства, детально определяющих порядок образования органов, их компетенцию, формы деятельности;
4. для норм этого института характерно специфическое, отличное от других институтов, соотношение норм общефедеральных и норм, действующих на территории каждого из 89 субъектов Российской Федерации, а также на территориях, в которых осуществляется местное самоуправление.
Между конституционно-правовыми институтами существует такая правовая форма взаимодействия, в силу которой нормы одного института создают предпосылки для действия норм другого, определяют их направленность и содержание . Иногда одна и та же правовая норма может входить в состав нескольких конституционно-правовых институтов. Например, полномочия Президента РФ назначать всероссийский референдум представляют собой норму, входящую одновременно в два института: институт главы государства и институт прямой демократии.
Нормы института, закрепляющего основы конституционного строя, занимают верхнее место в иерархии институтов конституционного права. В них содержатся исходные начала правового регулирования, осуществляемого нормами других конституционно-правовых институтов.
Следующее верхнее положение занимает институт, устанавливающий основы правового статуса человека и гражданина, его основные права, свободы и обязанности. Такое положение этого института обусловлено тем, что человек, его права и свободы признаются высшей ценностью в государстве и обществе, главной целью функционирования всех государственных и общественных структур и основной обязанностью государства.
Институт федеративного устройства создает предпосылки для организационного построения системы государственных органов. Нормы этого института устанавливают существующие в Российской Федерации государственно-территориальные образования, разграничивают власть между Федерацией и ее субъектами, исходя из чего, строится система органов государства.
Для лучшего понимания системы отрасли конституционного права важное значение имеет вопрос о ее соотношении с отраслью конституционного законодательства. Эти два правовых явления связаны между собой, но не совпадают полностью. Для системы отрасли конституционного права характерен более высокий, чем для системы конституционного законодательства уровень обобщения правовых норм. По структуре отрасль конституционного права шире одноименной отрасли законодательства. Источником права помимо законодательства являются правовые обычаи, решения судебной власти Отрасль конституционного права образуется не только на формально-юридическом уровне, но и как система фактических конституционно-правовых отношений. Вместе с тем именно признание наличия одноименной отрасли законодательства служит в качестве одного из определяющих оснований для констатации факта существования полноценной отрасли конституционного права.
Конституционно-правовые институты отличаются друг от друга по следующим основаниям:
1. по специфике правового воздействия на соответствующую сферу общественных отношений. Такое воздействие может осуществляться в формах закрепления, установления, регулирования, провозглашения, целеполагания, допущения и т.д.;
2. по особенностям механизма действия конституционно-правовых норм, способам их реализации. Действие нормы может не порождать конкретных правоотношений, или, наоборот, реализовываться через конкретные правоотношения или через правоотношения общего характера;
3. по характеру направленности конституционно-правового регулирования. Нормы одних институтов устанавливают лишь принципы правового воздействия на обширные сферы общественных отношений, нормы других - конкретно регулируют те или иные общественные отношения;
4. по субъектному составу. Нормы одних институтов адресованы конкретным субъектам либо типовому виду субъектов; нормы других - всем субъектам права, всем правоприменяющим субъектам. Различны в связи с этим и правовой статус субъектов правоотношений, конкретное выражение их правообязанностей;
5. по способу правовой защиты действия конституционно-правовых норм, формам и методам ответственности правообязан-ных субъектов. В одних институтах преобладает общий механизм охраны конституции, конституционного строя, в других - конкретное воздействие на субъекта, нарушающего конституционно-правовые нормы, путем отмены соответствующих неправомерных актов и действий;
6. по специфике форм выражения охватываемых данным институтом правовых норм. В одних институтах нормы имеют по преимуществу конституционную форму выражения, в других - преобладающая часть норм выражена в текущем законодательстве;
7. по видовому характеру норм соответствующего конституционно-правового института. В одних институтах преобладают нормы-принципы, нормы-цели, нормы-дефиниции, в других - нормы конкретного регулирующего действия;
8. по степени и масштабам включенности других отраслей права в реализацию целей, заложенных в содержании конституционно-правовых норм. Нормы некоторых конституционно-правовых институтов содержат установления, которые не могут быть претворены в жизнь в рамках только конституционно-правового регулирования. Нормы других институтов реализуются непосредственно в рамках конституционно-правового регулирования;
9. по целенаправленности правового регулирования. В рамках общего назначения отрасли конституционного права правовое регулирование каждой части его системы имеет качественно особые характеристики. В правовом регулировании отражается тот результат, который должен быть достигнут действием данной группы правовых норм, их реализацией. Общая целенаправленность конституционно-правового регулирования определяется закономерностями развития той стороны социальной действительности, правовое воздействие на которую оказывает данный конституционно-правовой институт. Цель эта в общей форме прямо не формулируется конституционным правом, однако она пронизывает все правовые нормы данной отрасли, выступает объединяющим их началом;
10. по функциям, присущим каждому конституционно-правовому институту. Они определяют его место в системе отрасли в целом, характер связи отрасли и института, его взаимодействие с другими правовыми институтами. Функции каждого данного правового института показывают его назначение в общем воздействии отрасли на предмет правового регулирования;
11. по принципам, свойственным каждому из конституционно-правовых институтов. То есть по тем руководящим началам, которым подчинено совокупное действие всех норм данного института.
Указанные специфические особенности в своей совокупности и определяют характер каждого из институтов конституционного права как относительно самостоятельного элемента, составной части отрасли.
В системе конституционного права принято также выделять следующие институты, которые составляют основные элементы отрасли и объединяют нормы, закрепляющие:
1. основы конституционного строя;
2. основы правового статуса человека и гражданина;
3. федеративное устройство государства;
4. систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.
По мнению, Козловой Е.И. и Кутафина О.Е. , такое строение отрасли конституционного права соответствует внутренней системности тех сфер общественных отношений, которые составляют его предмет. Очевидна и специфичность каждой из соответствующих сфер общественных отношений по объекту отношений, по субъекту, по форме и мере должного правового воздействия, его характеру.