1. В целях непосредственного обнаружения, выявления и фиксации различных материальных объектов и следов на них, а также выяснения обстановки происшествия и установления иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела, следователем, уполномоченным должностным лицом органа дознания производится осмотр места происшествия.
2. При необходимости для участия в осмотре места происшествия могут быть приглашены потерпевший, подозреваемый, обвиняемый, свидетель и защитник. С целью получения помощи по вопросам, которые нуждаются в специальных познаниях, следователь для участия в осмотре места происшествия может пригласить специалистов различных отраслей знаний.
3. Сотрудники органов дознания обязаны оказывать содействие при производстве осмотра места происшествияи по поручению следователя, уполномоченного должностного лица органа дознания проводить необходимые мероприятия по охране места происшествия, выявлению очевидцев, обнаружению и задержанию лиц, совершивших уголовное преступление либо проступок, либо по организации преследования подозреваемых по горячим следам, эвакуации пострадавших, транспортировке погибших, пресечению продолжающихся и предупреждению повторных уголовных преступлений и (или) проступков, ликвидации иных последствий происшествия.
4. В случае невозможности своевременного прибытия следователя осмотр места происшествия по его поручению может быть произведен сотрудником органа дознания.
5. Осмотр места происшествия, являющегося жилищем или иным объектом, находящимся в собственности или ином праве, производится с согласия проживающих в нем лиц.
В случае если проживающие в жилище или ином объекте лица возражают против осмотра либо являются несовершеннолетними или заведомо страдающими психическими заболеваниями, принудительный осмотр места происшествия должен быть проведен на основании решения следственного судьи. В случае отказа в даче разрешения осмотр места происшествия не производится.
6. При наличии обстоятельств, не терпящих отлагательств, связанных с необходимостью спасения жизни людей или имущества либо непосредственным преследованием лица, в отношении которого имеется обоснованное подозрение в совершении преступления и (или) проступка, осмотр места происшествия в жилище или ином объекте, находящихся в собственности или ином праве, может быть произведен на основании постановления следователя либо уполномоченного должностного лица органа дознания без получения решения следственного судьи. В этом случае следователь либо уполномоченное должностное лицо органа дознания в установленном порядке в течение 24 часов с момента начала осмотра уведомляют следственного судью о производстве следственного действия. К уведомлению прилагается копия протокола осмотра места происшествия для проверки законности решения о его производстве. Получив указанное уведомление, следственный судья в течение 24 часов в порядке, предусмотренном статьей 261 настоящего Кодекса, проверяет законность произведенного осмотра места происшествия и выносит постановление о его законности или незаконности. В случае если следственный судья признает произведенное следственное действие незаконным, все доказательства, полученные в ходе осмотра места происшествия, признаются недопустимыми в соответствии с частью 4 статьи 82 настоящего Кодекса.
7. При осмотре места происшествия, являющегося жилым помещением или иным объектом, должно быть обеспечено присутствие проживающего в нем совершеннолетнего лица. В случае невозможности его присутствия приглашаются представители органа местного самоуправления.
8. Осмотр места происшествия, являющегося помещением организации, производится в присутствии представителя администрации соответствующей организации. В случае невозможности обеспечить его участие в осмотре места происшествия об этом делается запись в протоколе.
9. Осмотр места происшествия в помещениях, занимаемых дипломатическими представительствами, а равно в помещениях, в которых проживают члены дипломатических представительств и их семьи, может производиться с согласия главы дипломатического представительства или лица, его заменяющего, и в его присутствии. Согласие дипломатического представителя испрашивается через уполномоченный государственный орган. При производстве осмотра места происшествия обязательно присутствие прокурора и представителя уполномоченного государственного органа.
10. Осмотр следов преступления и (или) проступка и иных обнаруженных предметов проводится на месте происшествия. В случаях если для его производства требуется продолжительное время или осмотр на месте затруднен, то предметы должны быть изъяты, упакованы, опечатаны, заверены подписями следователя, уполномоченного должностного лица органа дознания, зафиксированы с помощью фото-, видеосъемки на месте осмотра и доставлены в другое удобное для осмотра место. Изъятию подлежат только те предметы, которые могут иметь отношение к уголовному делу и (или) делу о проступке. При этом в протоколе осмотра места происшествия указываются индивидуальные признаки и особенности изымаемых предметов.
11. Все обнаруженное и изъятое при осмотре места происшествия должно быть зафиксировано с помощью фото-, видеосъемки и предъявлено участникам осмотра, о чем делается отметка в протоколе.
12. Лица, участвующие в осмотре места происшествия, вправе обращать внимание следователя либо уполномоченного должностного лица органа дознания на все то, что, по их мнению, может способствовать выяснению обстоятельств дела, а также имеют право делать заявления, которые подлежат занесению в протокол осмотра.
13. Следователь, уполномоченное должностное лицо органа дознания имеют право запретить любому лицу покидать место осмотра происшествия до его окончания и совершать любые действия, которые мешают проведению осмотра.
14. Повторный осмотр того же места происшествия может быть проведен в следующих случаях:
1) когда прокурором либо руководителем следственного подразделения дано в письменном виде обязательное для следователя указание о проведении повторного осмотра места происшествия;
2) когда условия первоначального осмотра места происшествия были неблагоприятны для эффективного восприятия объекта;
3) когда после первоначального осмотра места происшествия могут быть получены новые сведения;
4) в случае если первоначальный осмотр места происшествия проведен некачественно;
5) в случае передачи уголовного дела и (или) дела о проступке от одного следователя, уполномоченного должностного лица органа дознания другому.
Статья 166. Осмотр вещественных доказательств
1. Предметы, обнаруженные при осмотре места происшествия, изъятые при производстве обыска, выемки, следственного эксперимента или других следственных действий, либо представленные по требованию следователя, уполномоченного должностного лица органа дознания физическими, юридическими лицами, подлежат осмотру по правилам статьи 165 настоящего Кодекса.
2. После осмотра указанные предметы могут быть признаны в соответствии со статьей 88 настоящего Кодекса вещественными доказательствами.
О признании предмета вещественным доказательством и приобщении его к делу следователь либо уполномоченное должностное лицо органа дознания выносят постановление, в котором также должен быть решен вопрос об оставлении вещественного доказательства в деле или сдаче его на хранение владельцу или иным лицам, организациям.
3. Порядок изъятия, учета, хранения и передачи вещественных доказательств по уголовным делам и (или) делам о проступках следователем, уполномоченным должностным лицом органа дознания определяется в соответствии со статьями 88, 89 настоящего Кодекса.
Статья 167. Осмотр трупа
1. Следователь производит осмотр трупа на месте его обнаружения с соблюдением требований статьи 165 настоящего Кодекса и с участием судебно-медицинского эксперта. Если участие эксперта окажется невозможным, то привлекается иной специалист в сфере медицины. При необходимости для осмотра трупа могут привлекаться также и другие специалисты.
2. Наружный осмотр трупа не заменяет и не исключает последующего назначения и проведения судебно-медицинской экспертизы.
3. Неопознанные трупы подлежат обязательному фотографированию, дактилоскопированию и изъятию образцов ткани для последующего установления личности трупа.
4. В случае необходимости проведения дополнительного либо повторного осмотра трупа участие судебно-медицинского эксперта обязательно.
5. Заявления граждан об опознании умершего, сделанные в процессе осмотра трупа, заносятся в протокол данного следственного действия с последующим допросом заявителя в качестве свидетеля, что не исключает дальнейшее предъявление трупа для опознания другим лицам.
Безотлагательность осмотра диктуется прежде всего возможностью необратимого изменения первоначальной обстановки и объектов осмотра, происшедшего в результате: производственной деятельности; изъятия или подбрасывания определенных предметов; умышленного или случайного повреждения или уничтожения следов на месте происшествия; порчи следов преступления под воздействием погодных условий и др. Кроме того, чем скорее будет произведен осмотр места происшествия, тем больше вероятность раскрытия преступления, если оно в действительности имело место, и, напротив, тем меньше затрачивается сил и средств, если своевременно обнаруживается ошибочность предположения о наличии события преступления.
Вместе с тем следует иметь в виду, что согласно ч. 5 ст. 177 УПК РФ «осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения. Если проживающие в жилище лица возражают против осмотра, то следователь возбуждает перед судом ходатайство о производстве осмотра в соответствии со статьей 165 настоящего Кодекса». Таким образом, если местом происшествия является жилище, то его осмотр производится по правилам, закрепленным в ст. 165 и ч. 5 ст. 177 УПК РФ. Однако в исключительных случаях, когда производство осмотра жилища не терпит отлагательства, следователь (дознаватель), руководствуясь ч. 5 ст. 165 УПК РФ, вправе произвести данное следственное действие на основании постановления следователя (дознавателя) без получения судебного решения (подробнее об этом см. §4 настоящей главы «Иные виды осмотра» - Осмотр жилища и помещения).
Качество и результативность осмотра места происшествия определяются: 1) своевременным и полным осуществлением организационно-подготовительных мероприятий, обеспечивающих оптимальные условия для производства осмотра; 2) исполнением адресованных следователю (дознавателю) предписаний уголовно-процессуального закона и разработанных в криминалистике рекомендаций относительно порядка производства данного следственного действия; 3) точным исполнением обязанностей участниками осмотра места происшествия и согласованности их,дейст-вий; 4) соблюдением требований уголовно-процессуального закона, предъявляемых к порядку составления протокола осмотра места происшествия.
Действия следователя (дознавателя) по осуществлению организационно-подготовительных мероприятий, образующие подготовительный этап осмотра места происшествия, различаются в зависимости от того, получено ли сообщение о совершенном преступлении непосредственно от заявителя или от дежурного сотрудника органа внутренних дел и есть ли необходимость в создании следственно-оперативной группы или таковая уже создана, а следователь (дознаватель) является его руководителем.
Если сообщение о совершенном преступлении поступило непосредственно следователю (дознавателю), то необходимо сразу же установить связь с дежурным территориального или линейного органа внутренних дел и уведомить его о поступившем сообщении. Дежурный, получив сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, осуществляет следующие мероприятия:
Если место происшествия находится на значительном удалении от населенных пунктов, то следователь (дознаватель) должен обеспечить доставку понятых, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 170 УПК РФ. В следственной практике нередки случаи, когда в осмотре места происшествия принимают участие понятые, не отвечающие требованиям ст. 60 УПК РФ, в связи с чем результаты осмотра не приобретают доказательственного значения.
299
По прибытии наместо происшествия следователь:
низме происшедшего события, об обстоятельствах их задержания и т.п. В частности, целесообразно привлекать к участию в осмотре места происшествия водителей транспортных средств, совершивших дорожно-транспортные происшествия, что позволяет в дальнейшем избежать обвинений в необъективности иди неполноте произведенного осмотра.
Потерпевший, свидетель, подозреваемый, обвиняемый и его защитник могут принимать участие
в осмотре места происшествия, если он производится в ходе предварительного следствия. Следова
тель принимает решение об участии в осмотре места происшествия перечисленных лиц исходя из
того, будет ли способствовать их участие уточнению обстоятельств происшедшего, отысканию
следов преступления и предметов, а также получению фактических данных, имеющих значение для
правильного разрешения дела. -
Так, например, участие подозреваемого и обвиняемого в осмотре места происшествия целесообразно, если он изъявляет желание уточнить место совершения преступления или указать, где спрятаны орудия преступления и объекты преступного посягательства. Однако при этом следует иметь в виду, что желание подозреваемого и обвиняемого принять участие в осмотре мест происшествия может быть продиктовано их стремлением скрыться от следствия и суда (если они задержаны или заключены под стражу) или уничтожить следы преступления.
Нежелательно участие подозреваемого и обвиняемого в первоначальном осмотре места происшествия по делам о преступлениях против личности, так как в последующем это может оказаться препятствием для производства следственного эксперимента путем воспроизведения обстановки или определенных обстоятельств события преступления.
Защитник может участвовать в осмотре места происшествия в случаях, когда это следственное действие производится с участием или по ходатайству его подзащитного, либо по ходатайству самого защитника (п. 5 ч. 1 ст. 53 УПК РФ).
Представитель администрации соответствующей организации присутствует при осмотре помещения данной организации. В случае невозможности обеспечить его участие в осмотре об этом делается запись в протоколе (ч. 6 ст. 177 УПК РФ).
Непосредственно осмотр места происшествия осуществляется в следующем порядке: вначале производится общий осмотр, а затем детальный осмотр места происшествия.
В ходе общего осмотра следователь (дознаватель) совершает обход места происшествия, выявляет объекты, связанные с происшествием, и на основе полученной информации составляет общее представление о характере происшедшего события; определяет границы подлежащего осмотру пространства и уясняет его соотношение с прилегающей территорией; устанавливает наличие следов, которые необходимо срочно защитить от воздействия атмосферных осадков, случайной или преднамеренной порчи, уничтожения; в случае обнаружения следов, оставленных преступником,- с учетом мнения инспектора-кинолога,- принимает решение о применении служебно-розыскной собаки для обнаружения лица, совершившего преступление, орудий преступления и других предметов, имеющих значение для дела; при наличии к тому оснований дает задание оперативному работнику организовать преследование преступника; выбирает исходную точку и способ осмотра, а также позиции для производства ориентирующей и обзорной фотосъемки.
Далее следователь (дознаватель) вместе с другими участниками осмотра исследует весь комплекс вопросов, относящихся к обстановке места происшествия, т.е. определяет взаимное расположение и взаимосвязь предметов, находящихся на месте происшествия, изучает их внешний вид, состояние и с максимально возможными в данных условиях подробностями фиксирует все обнаруженное с помощью фото-, видеосъемки, планов, схем, чертежей и делает необходимые заметки для протокола осмотра.
В ходе общего осмотра применяется статический метод осмотра, который заключается в том, что осмотр производится без нарушения первоначального расположения предметов. Применение данного метода является гарантией того, что обстановка происшествия будет зафиксирована в ее первоначальном, неизменном виде.
По окончании общего осмотра следователь (дознаватель) переходит к детальному осмотру, в ходе которого тщательно осматривает все объекты, находящиеся на месте происшествия.
Концентрический способ осмотра места происшествия заключается в том, что осмотр производился по спирали от периферии к центру места происшествия, под которым обычно понимается i амый важный объект, находящийся на данном месте (труп, взломанный сейф, предмет, оставленный преступником, и др.) или условная точка.
Концентрический способ целесообразно применять в следующих случаях: 1) когда центр места происшествия трудно определить (например, при осмотре места драки в большом помещении или на открытом участке); 2) когда при подходе к центру места происшествия могут быть повреждены следы, находящиеся на периферии (например, в узком коридоре, в конце которого видны следы ог-
301
Глава 17. Следственный осмотр
ня или лежит труп); 3) когда существует реальная угроза, что следы, находящиеся на периферии, могут быть утрачены, в то время как сохранение следов в центре не вызывает опасений. Так, например, следы, оставленные преступником в помещении, могут быть надежно сохранены, а находящиеся снаружи следы транспортных средств, обуви, брошенные вещи и другие предметы могут быть уничтожены в любой момент.
Эксцентрический способ, или способ «развертывающейся спиралиgt;^ состоит в том, что осмотр осуществляется от центра места происшествия к его периферии. Этот способ применяется, как правило, на открытой местности, если в начале осмотра не представляется возможным определить границы места происшествия,
Способ фронтального осмотра представляет собой линейный осмотр площадей от одной их границы, принятой за исходную, до другой. Этот способ осмотра применяется в тех случаях, когда подлежащая осмотру территория обширна и ее можно разбить на достаточно четко различимые полосы.
В ходе детального осмотра место происшествия должно быть тщательно исследовано с целью обнаружения следов обуви преступника, оставленных им предметов, выделений, орудий преступления, микрочастиц одежды преступника и т.п. Находящиеся на месте происшествия предметы исследуются с целью обнаружения на них следов рук и выделений преступника, следов орудий взлома и инструментов. Для этого следователь (дознаватель) и участвующий в осмотре специалист могут применять динамический метод осмотра, т.е. в целях полного исследования обстановки происшествия изменять (сдвигать, перемещать, переворачивать) положение различных предметов, находящихся на месте происшествия.
Для обнаружения и фиксации следов преступления следователь (дознаватель) или специалист по поручению следователя могут применять необходимые технические средства, находящиеся в следственном чемодане или в чемодане прокурора-криминалиста либо в передвижной криминалистической лаборатории.
Все осматриваемые предметы должны предъявляться понятым. В случае обнаружения следов преступления на это обстоятельство необходимо специально обратить внимание понятых.
В ходе осмотра места происшествия может быть использован метод искусственных координат. Суть данного метода состоит в том, что при осмотре места происшествия в местах обнаружения трупа, вещественных доказательств и иных предметов следователь (дознаватель) составляет справки с указанием в них, когда, в ходе какого следственного действия, кто и где обнаружил. Справка составляется в двух экземплярах. Один экземпляр каждой справки, подписанной предварительно следователем (дознавателем) и понятыми, плотно завязывают или запаивают в полиэтиленовые пакеты и закапывают в определенных местах (Например, в местах расположения головы, рук и ног трупа). Факт составления справок, количество справок, упаковки и помещения в определенных местах отражаются в протоколе. Вторые экземпляры справок также подписывает следователь и понятые, после чего они приобщаются к протоколу. В последующем оставленные на месте происшествия справки могут служить средством проверки достоверности результатов следственного эксперимента, проведенного на этом же месте.
При наличии оснований полагать, что за пределами границ осмотра могут быть обнаружены объекты, имеющие отношение к совершенному преступлению (орудия преступления, похищенные вещи и т.д.), следователь (дознаватель) решает вопрос об обследовании определенного участка местности. Это действие, именуемое прочесыванием местности, может проводиться одновременно с осмотром или после осмотра места происшествия с участием сотрудников органа дознания и представителей общественности. Перед прочесыванием местности следователь ставит перед его участниками задачи и разъясняет, что в случае обнаружения искомых объектов их нельзя трогать руками, перемещать и изменять их положение. Участник прочесывания местности, обнаруживший объекты, имеющие отношение к совершенному преступлению, сообщает об этом следователю. Следователь (дознаватель), убедившись в том, что обнаруженное может иметь значение для дела, производит с участием понятых, а в необходимых случаях и специалиста осмотр участника местности и предмета, о чем составляется протокол осмотра.
Обнаруженные в ходе осмотра места происшествия объекты, имеющие, по мнению следователя, отношение к происшедшему событию, осматриваются на месте происшествия. Результаты осмотра фиксируются в протоколе осмотра места происшествия. Если для осмотра потребуется продолжительное время или по иным основаниям осмотр предметов или документов на месте происшествия произвести невозможно, следователь производит осмотр по месту производства следствия.
Объекты или части объектов, имеющие на себе следы преступления, фотографируются по правилам узловой и детальной съемки, а затем подлежат изъятию. При невозможности изъятия таких объектов или их частей, изготавливаются слепки и оттиски имеющихся на них следов.
302
Глав* 17. Следственный осмотр
Изъятые с места происшествия объекты упаковываются и опечатываются печатью следователя. Заинтересованные в исходе дела лица нередко обвиняют следователя (дознавателя) в подмене объектов, изъятых с места происшествия. Для предупреждения подобных обвинений целесообразно действовать следующим образом. Упаковку изымаемых объектов следует производить в присутствии понятых. Каждый пакет с изъятыми объектами должен быть опечатан с помощью бирки, на которой имеются подписи понятых и следователя (дознавателя). В случае необходимости вскрытия Пакета для осмотра находящихся в нем объектов должны быть приглашены те же понятые. Если участие тех же понятых по каким-либо причинам невозможно, то упаковочная бирка в присутствии приглашенных понятых должна быть осмотрена и описана в протоколе осмотра до вскрытия пакета, а после вскрытия - приобщена к протоколу осмотра.
В тех случаях, когда не представляется возможным полностью осмотреть место происшествия до наступления темноты, а искусственного освещения для продолжения осмотра недостаточно, осмотр должен быть завершен и составлен протокол, отвечающий требованиям ст. 180 УПК РФ. Перед тем как покинуть место происшествия, следователь (дознаватель) должен принять меры к его охране. После возвращения производится либо дополнительный, либо повторный осмотр места происшествия. В рамках дополнительного осмотра изучаются отдельные участки места происшествия или отдельные объекты. Повторный осмотр представляет собой осмотр уже изученного следователем (дознавателем) места происшествия. Вопрос о том, какой именно осмотр производить, - дополнительный или повторный, - решает следователь (дознаватель) с учетом полноты и качества предшествующего осмотра.
Ход и результаты осмотра места происшествия фиксируются в протоколе, который должен отвечать требованиям, закрепленным в ст. 166, 167 и 180 УПК РФ: 1) полно, точно и объективно отражать все обнаруженное в ходе осмотра с тем, чтобы можно было получить четкое представление об обстановке места происшествия; 2) содержать описание всех следов и предметов, обнаруженных на месте происшествия, и в том виде, в каком они были во время осмотра.
Содержание протокола должно быть таким, чтобы в случае необходимости по описаниям можно было осуществить реконструкцию места происшествия.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 166 УПК РФ протокол осмотра места происшествия составляется в ходе осмотра или непосредственно после его окончания. Если по объективным причинам составить протокол на месте происшествия невозможно, то в ходе осмотра следователь делает черновые записи или записывает ход и результаты осмотра на диктофон (магнитофон), а затем составляет подробный протокол. Обязательным условием при этом является присутствие участников осмотра до подписания ими составленного протокола.
Текст протокола осмотра места происшествия может написать под диктовку следователя любой участник осмотра (если это не мешает выполнению им его обязанностей) либо напечатать машинистка.
Если протокол осмотра места происшествия, в ходе которого осматривался труп, печатается на пишущей машинке или изготавливается на компьютере, то целесообразно изготовить два экземпляра протокола, так как один экземпляр потребуется судебно-медицинскому эксперту для дачи заключения.
В1 протоколе осмотра места происшествия (Приложение 4 к ст. 476 УПК РФ) различаются вводная, описательная и заключительная части.
Вводная часть протокола осмотра содержит следующие реквизиты: место и дата производства осмотра; время начала и окончания осмотра; должность, классный чин или звание, фамилия и инициалы следователя (дознавателя); основание производства осмотра (сообщение о происшествии с указанием, от кого и когда получено); фамилии, имена, отчества и местожительство понятых; процессуальное положение, фамилии и инициалы участвующих в осмотре лиц, ссылки на статьи УПК РФ, регламентирующие действия следователя в ходе осмотра места происшествия; факт разъяснения прав, обязанностей и ответственности понятым; факт разъяснения прав и обязанностей специалисту (эксперту), а если в осмотре принимал участие переводчик, то - факт разъяснения его прав и ответственности; факт объявления участвующим лицам о применении технических средств, и каких именно; условия осмотра (дождь, снег, температура воздуха при осмотре на открытой местности, характер освещения и др.).
Описательная часть протокола содержит описание всех действий следователя (дознавателя), а также всего обнаруженного при осмотре в той последовательности, в какой производился осмотр, и в том виде, в каком обнаруженное наблюдалось в момент осмотра. Здесь же должно быть указано, какие технические средства применялись в ходе осмотра для обнаружения и фиксации сведений, имеющих значение для уголовного дела (фотосъемка, видео-, аудиозапись и т.д.). В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 180 УПК РФ описательной части протокола должно быть указано также, ка-
303
Глава 17. Следственный осмотр
юге предметы изъяты и опечатаны, и какой печатью, куда направлены после осмотра труп или предметы, имеющие значение для уголовного дела.
Если в ходе осмотра места происшествия следователем (дознавателем) были составлены схемы, планы или фототаблицы, то об этом должна быть запись в описательной части протокола.
Описательная часть протокола, как правило, начинается определением координат места происшествия (например: «Местом происшествия является нерегулируемый трехсторонний перекресток улиц...») и общей характеристикой обстановки места происшествия. Основным содержанием этой части протокола является детальное описание обстановки места происшествия и отдельных ее частей (входной двери в квартиру, кухни, ванной комнаты и т.д.), а также наиболее важных узлов (например: труп, висящий в петле, крюк, к которому прикреплена петля, подставка со следами ног). В описании следует избегать длинных фраз с обилием причастных и деепричастных оборотов, а также неопределенных выражений при обозначении расстояния между предметами обстановки («около двух метров», «неподалеку от окна», «на расстоянии двух шагов» и т.п.).
Если в ходе осмотра составляется схема, то в протоколе допустимы отсылки к имеющимся на ней обозначениям. Осматриваемые объекты в таком случае нумеруются, а их номера должны быть одинаковыми как на схеме, так и в описательной части протокола.
В этой части протокола фиксируются обнаруженные в ходе осмотра негативные обстоятельства, т.е. сведения, которые противоречат обычному для данного события механизму его совершения, а также версиям, выдвинутым следователем, или объяснениям конкретных лиц (например, не соответствующее позе трупа направление потеков крови на его теле и одежде, отсутствие загрязнений на подошвах обуви трупа, лежащего на грязной поверхности, отсутствие опилок внутри помещения, которые должны были образоваться от распиливания потолочного перекрытия, и т.п.).
В случае применения служебно-розыскной собаки в протоколе делается отметка об этом и указывается, что акт применения служебно-розыскной собаки прилагается к протоколу.
Если в ходе осмотра делались перерывы, то в протоколе указываются их причины и в какое время прерван и возобновлен осмотр.
В заключительной части протокола осмотра содержатся следующие реквизиты:
При обнаружении трупа
Встатье 178 УПКсказано: "Следователь производит осмотр места происшествия, местности, помещений, предметов и документов в целях обнаружения следов преступления и других вещественных доказательств, выяснения обстановки происшествия, а равно иных обстоятельств, имеющих значение для дела. В случаях, не терпящих отлагательства, осмотр места происшествия может быть произведен до возбуждения уголовного дела. В этих случаях, при наличии к тому оснований, уголовное дело возбуждается немедленно после проведения осмотра места происшествия".
Порядок производства осмотра регламентирован ст. 179 УПК. В статье есть указания, что следователь для участия в осмотре места происшествия может пригласить специалиста соответствующего профиля. Однако в необходимых случаях следователь самостоятельно производит при осмотре измерения, фотографирование, киносъемку (видеосъемку), составляет планы и схемы, изготавливает слепки и оттиски следов. Осмотр предметов и документов, обнаруженных при осмотре места происшествия, следователь может произвести в необходимых случаях непосредственно на месте происшествия. Предметы, которые целесообразно изъять, упаковываются по соответствующим правилам.
Статьей 180 УПК предусматривается проведение наружного осмотра трупа на месте его обнаружения с участием врача-специалиста в области судебной медицины, а при невозможности его участия – иного врача.
По результатам осмотра места происшествия в соответствии со ст. 182 УПК составляется протокол с соблюдением требований ст. ст. 141 и 142 УПК.
Круг участников осмотра не ограничивается участием следователя и врача-специалиста. В соответствии со ст. ст. 135, 179 и 180 УПК при осмотре трупа на месте его обнаружения должны присутствовать понятые в количестве не менее двух человек, а также специалист-криминалист, сотрудники оперативного подразделения, кинолог и другие сотрудники ОВД, если это необходимо для качественного проведения следственного действия.
Участники осмотра предупреждаются следователем об уголовной ответственности по ст. 310 УК РФ за разглашение сведений, которые стали им известны в ходе осмотра.
В соответствии со ст. 179 УПК следователь вправе привлечь к осмотру места происшествия обвиняемого, подозреваемого, свидетеля и иных лиц.
Организация и порядок осмотра места
Обнаружения трупа
Дежурный следователь территориального органа внутренних дел проводит первоначальные действия по организации осмотра места происшествия и трупа. В необходимых случаях осмотр возглавляет следователь прокуратуры, в чью подследственность входят убийства.
Информацию об обнаружении трупа следователь получает из дежурной части милиции. Получив ее в виде заявления или сообщения, следователь должен:
1. Уточнить, расширить и детализировать исходную информацию, связавшись с заявителем, дежурной частью милиции, другими возможными источниками информации;
2. Дать указания об охране места происшествия и установить свидетелей произошедшего;
3. Связаться с сотрудниками оперативных, экспертно-криминалистических и иных подразделений ОВД, а также с судебными медиками для координации деятельности по подготовке и совместному выезду на место происшествия.
По прибытии на место происшествия порядок действия следующий:
Установить достоверными средствами не сохранились ли признаки жизни у пострадавшего, при обнаружении таковых предпринять меры к оказанию ему первой медицинской помощи, вызвать бригаду скорой медицинской помощи;
Организовать охрану места происшествия по всем правилам, предусмотренным законом и ведомственными инструкциями;
Проверить наличие лиц, необходимых для проведения осмотра, удалить всех посторонних;
Собрать исходную информацию о происшедшем;
Выяснить, какие изменения на месте происшествия были произведены с момента обнаружения происшествия, кем и с какими целями;
Оценить обстановку места происшествия, не нарушая следы;
Наметить план и систему осмотра места происшествия;
Дать задание на проведение оперативных и неотложных следственных действий;
Разъяснить участникам осмотра их права и обязанности, предупредить об ответственности за разглашение данных осмотра, ознакомить их с намеченным планом работы на месте происшествия.
В рамках предварительного расследования осуществляются различные процессуальные действия, позволяющие собрать доказательства. Одним из них является осмотр места происшествия. УПК РФ устанавливает основания и правила его проведения, порядок фиксации результатов. Рассмотрим особенности выполнения этого следственного действия.
Осмотр помещения предприятия (организации) осуществляется в присутствии представителя его администрации. Если участие этого лица невозможно, об этом делается отметка в протоколе.
Общие правила оформления протоколов следственных действий закреплены в 180 норме УПК РФ. При осмотре места происшествия следователь фиксирует все свои действия; обнаруженные предметы, следы, документы и пр. описываются в том виде, в каком они были найдены.
Протокол оформляется с соблюдением предписаний 180 статьи Кодекса, а также 166, 167 норм.
В документе следователь указывает время, коротко описывает погоду, освещение, при которых проводился осмотр места происшествия. УПК РФ содержит требование об указании в протоколе технических средств, использованных при обследовании, результатов осмотра. В документе также приводятся характеристики печати, которой были опечатаны изъятые предметы, адрес, по которому они были отправлены после осуществления следственного действия. После завершения следственного действия субъекты, участвовавшие в нем, и следователь должны подписать заполненный бланк.
По УПК РФ, при осмотре места происшествия должны быть предприняты меры по сохранению целостности обнаруженных документов, следов, предметов, имеющих доказательственное значение.
Об особенностях проведения следственных действий с участием указанных лиц говорится в ст. 170 УПК РФ, осмотр места происшествия с понятыми производится по усмотрению следователя или на основании ходатайства участников мероприятия.
Случаи привлечения не менее двух понятых к осуществлению следственных действий установлены нормами 182, 183 (ч. 3.1), 193 и 184 Кодекса. В случаях, предусмотренных ст. 177-178, 155, 181, 183 (кроме ч. 3.1), 185 (ч. 5), 194, 186 (ч. 7), привлечение указанных лиц осуществляется по усмотрению следователя.
Среди указанных выше статей 176 норма отсутствует. Соответственно, согласно УПК РФ, осмотр места происшествия без понятых вполне законен.
Если по решению следователя либо на основании ходатайства участников указанные лица все же были привлечены к мероприятию, им до его начала разъясняется цель действия, права, обязанности, а также ответственность, установленные 60 нормой Кодекса.
Рассматриваемое следственное действие предполагает личное восприятие следователя и фиксацию внешних признаков предметов, к которым имеется, как правило, свободный доступ.
Понятие "осмотр" указывает на преимущественное использование визуального метода наблюдения. Но в процессе осмотра задействованы все органы чувств. Соответственно, в протоколе следователь может указать температуру объекта, результаты прослушивания аудиозаписи, резкий запах и пр.
Согласно УПК РФ, осмотр места происшествия направлен на:
Приведенный перечень целесообразно дополнить еще одной важной целью обследования - фиксацией признаков объектов.
В качестве нее выступает наличие сведений о том, что при обследовании объекта, доступного для следователя, может быть получена информация, имеющая значение для расследования.
Стоит отметить, что доступность предметов, места происшествия в целом сводит принуждение при обследовании к минимуму. В этой связи для выполнения этого следственного действия не требуется постановление. Исключением является принудительное обследование жилища.
Осмотр, как выше уже говорилось, нельзя назвать принудительным действием. Кроме того, его цели более широкие, нежели у обыска.
Некоторые сложности возникают при необходимости провести следственное действие в жилище. Если граждане, проживающие в нем, не соглашаются на осмотр, но отсутствуют причины предполагать, что лица что-то скрывают, то появляется основание для принудительного осмотра. Отказ может, к примеру, обуславливаться нежеланием впускать посторонних в жилое помещение, тратить время на оказание помощи следствию и пр.
Если вероятность сокрытия лицами следов преступления достаточно высока, то возникает основание для проведения обыска.
Необходимо сказать, что при осмотре не производится принудительный поиск, повреждение имущества, вскрытие хранилищ. При обыске такие действия допустимы.
Принудительность осмотра ограничивается только проникновением служащих в жилье без согласия проживающих в нем. После этого следственное действие осуществляется в порядке, установленном соответствующими статьями УПК.
Между тем и для обыска, и для осмотра жилища необходимо судебное решение. Проведение указанных мероприятий без такого постановления нарушает конституционное право лиц на неприкосновенность жилища.
Он может проводиться без согласия проживающих граждан с соблюдением порядка судебного контроля и прокурорского надзора, предусмотренного 165 статьей УПК (ч. 5) до возбуждения производства по делу.
Однако такое обследование не должно становиться фактическим обыском. В противном случае будет нарушен процессуальный закон, а все полученные при этом доказательства будут признаны недопустимыми.
В ходе него также может выполняться осмотр места или помещения. Они вполне могут быть местом совершения посягательства, обнаружения следов деяния и во время предварительного следствия могли обследоваться как место происшествия.
Одно и то же помещение, к примеру, комната убитого, в ходе расследования может рассматриваться как место происшествия. При судебном следствии, в свою очередь, оно уже таковым не считается. Принудительного осмотра в последнем случае быть не может, поскольку отсутствует необходимость совершения неотложных действий.
Учитывая вышесказанное, можно заключить следующее:
Осмотр жилища, других помещений, открытого пространства не является обследованием места происшествия, если его целью является не обнаружение следов, а других обстоятельств, подлежащих доказыванию. К примеру, выясняются условия воспитания и жизни несовершеннолетнего обвиняемого, проверяется алиби и пр. Соответственно, такие действия не могут производиться до возбуждения дела.
Именно так проводится, согласно ст. 176 УПК РФ, осмотр места происшествия. "Консультант Плюс" - компьютерная справочная правовая система в России, которая предоставляет как профессионалам, так и просто интересующимся людям всю необходимую информацию по вопросам законодательства, в том числе и УК. Так что каждый желающий может более подробно ознакомиться на данном портале с тем, что представляет собой осмотр места происшествия, если он не смог найти все ответы на свои вопросы в нашем обзоре.
Комментарий к статье 1. Осмотр места происшествия производится, как правило, немедленно по получении информации о происшествии. Закон допускает его проведение в ночное время в случаях, не терпящих отлагательства (ч. 3 ст. 164). Однако лучше его производить днем, когда налицо более благоприятные условия для восприятия.
2. Следователь - руководитель и основной исполнитель всех производимых в процессе осмотра действий; он ответствен за полное и объективное проведение осмотра, за точное выполнение предписаний закона. Во время производства осмотра он вправе давать органам дознания обязательные для исполнения поручения.
3. Прокурор может производить осмотр по любому делу. Обычно он ограничивается участием в осмотре, не заменяя и не подменяя следователя. Участвуя в осмотре, прокурор дает лицу, производящему осмотр, рекомендации, а при необходимости - обращает внимание на недостатки и упущения.
4. Следователи практикуют проведение осмотров мест происшествия при участии оперативных работников, других сотрудников милиции. Прибыв на место происшествия раньше следователя, последние принимают меры к охране места происшествия, не нарушая обстановки и расположения предметов. Не ожидая прибытия следователя, работники милиции принимают меры к оказанию помощи пострадавшим, преследованию преступников по горячим следам, выяснению личности потерпевшего, установлению очевидцев преступления и т.п.
5. Подбор понятых для участия в осмотре осуществляется на общих основаниях (см. коммент. к ст. 60). Исключение составляет осмотр почтово-телеграфной корреспонденции, при проведении которого понятые подбираются из числа работников почтово-телеграфного учреждения (ч. 5 ст. 185 УПК). Проведение осмотра без участия понятых допускается, если его производство связано с опасностью для жизни и здоровья людей, а также в некоторых других случаях с соблюдением условий, предусмотренных ч. 3 ст. 170 УПК. При этом важно иметь в виду, что отсутствие в протоколе данных о разъяснении понятым их прав лишает протокол доказательственного значения (БВС РФ. 1998. N 2. С. 11).
6. В качестве специалистов, участвующих в осмотре, могут быть представители различных отраслей знания: криминалист, химик, биолог, врач, инженер-строитель, искусствовед, инженер по эксплуатации автотранспорта и т.п. О случаях обязательного участия специалиста в осмотре см. коммент. к ст. 178.
Специалист оказывает помощь следователю в обнаружении следов преступления, установлении механизма их образования, в розыске, изъятии и сохранении предметов и документов, имеющих значение для дела, и т.п.
7. Вопрос об участии в осмотре обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего или свидетеля решается в зависимости от того, может ли участие этих лиц способствовать успешному отысканию следов преступления, предметов или документов, а также более точному установлению обстановки на месте происшествия и т.п. Обвиняемый, подозреваемый, потерпевший вправе ходатайствовать о допуске к участию в осмотре.
8. Защитник вправе участвовать в осмотре, проводимом с участием подозреваемого или обвиняемого, а также по ходатайству обвиняемого (подозреваемого) или его защитника (п. 5 ч. 1 ст. 53).
9. Ориентируясь в принципе на осмотр следов преступления и иных обнаруженных предметов на месте производства следственного действия, законодатель в ч. 3 комментируемой статьи предусмотрел исключения из правила (если осмотр на месте затруднен).
К основаниям, по которым осмотр предметов и документов производится не по месту их обнаружения и изъятия, а по месту производства следствия, относится, в частности, необходимость использования при осмотре особых инструментов, материалов и создания соответствующих технических условий, а также если для их осмотра требуется продолжительное время.
10. При необходимости проведения осмотра жилища следует четко соблюдать требования ст. 25 Конституции и ч. 5 комментируемой статьи (см. коммент. к ст. 176).
11. Об исключительных случаях, когда производство осмотра жилища не терпит отлагательства, в силу чего он может быть произведен без получения судебного решения, а также последующих действиях следователя см. коммент. к ст. 164, 165, 182.
12. Важно определить последовательность производимого осмотра, в особенности - места происшествия. Обычно принято выделять статическую и динамическую стадии осмотра.
Статическая (обзорная) стадия состоит в выяснении всей картины места происшествия в целом, установлении расположения отдельных предметов, выявлении следов, с тем чтобы на основе такого ознакомления попытаться уяснить природу и характер происшедшего. В этой стадии все обнаруженное остается на месте в неизменном виде. Обычно на этом этапе фотографируется общий вид места происшествия.
В динамической стадии следователь детально исследует каждый предмет и следы, предъявляет предметы специалистам и понятым. Предметы тщательно осматриваются. Тогда же делаются фотоснимки отдельных деталей, участков, объектов. Последовательность детального осмотра объектов следователь устанавливает в зависимости от характера места происшествия.
13. Обязательно подлежат упаковке и опечатываются изъятые в процессе осмотра предметы, которые направляются на экспертизу.
14. Данные осмотра места происшествия имеют доказательственное значение, если он произведен с соблюдением требований УПК (БВС РФ. 1992. N 12. С. 10; 1998. N 1. С. 11 - 13, N 4. С. 12).
15. См. приложения 82 - 85 к ст. 476.