Правовые режимы: понятие, признаки, виды. Понятие правовых режимов Виды правовых режимов и порядок их обеспечения

Долевая собственность

Правовой режим можно определить как совокупность юридических средств, устанавливаемых и обеспечиваемых государством в целях урегулирования конкретных общественных отношений путем ограничения одних и стимулирования других сторон деятельности отдельных субъектов права. Иными словами, правовые режимы «создают конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов отдельных субъектов права».1

Выделим четыре основных признака правовых режимов:

  • 1) устанавливаются и обеспечиваются государством;
  • 2) имеют целью регулирование конкретных общественных отношений на законодательном уровне;
  • 3) представляют собой специфическую совокупность правовых средств, реализуемых путем предоставления субъективных прав и возложения юридических обязанностей;
  • 4) призваны направлять общественные отношения для удовлетворения интересов отдельных субъектов права посредством стимулирования необходимых сторон их деятельности и ограничения нежелательных.

Правовые режимы можно классифицировать по различным основаниям:

  • - по предмету правового регулирования -- конституционный, административный, трудовой и т. д.;
  • - по юридической природе -- материальные и процессуальные;
  • - по субъектам -- правовой режим для ветеранов, казаков, жертв сталинских репрессий и т. п.;
  • - по форме выражения -- нормативный и договорной.

Эти основания имеют большое значение для воплощения правовых режимов в законодательстве, но во всех случаях они будут отражать природу применения данной категории лишь частично:

в одном -- по методу воздействия на общественные отношения,

в другом -- по статусу субъекта,

в третьем -- по уровню нормативных актов, их устанавливающих, и т. д.

Смысл понятия правовых режимов и способы их применения наиболее полно отражает метод деления категории по соотношению в ней стимулов и ограничений. В зависимости от этого правовой режим будет либо стимулирующим, либо ограничивающим. Самыми яркими проявлениями стимулирующего и ограничивающего режимов являются соответственно режим наибольшего благоприятствования (основным признаком выступает развитая система льгот и поощрений) и режим наибольшего неблагоприятствования (в качестве которого можно рассматривать режим чрезвычайного положения). В свою очередь, указанные виды правовых режимов можно разбить на множество подвидов в зависимости от того, какие именно стимулы и ограничения преобладают в них: дозволительный, рекомендательный, льготный, обязывающий, запрещающий и т. д.

В различных отраслях законодательства правовые режимы выделены по-разному: то они непосредственно называются «режимами» (ст. 23 Таможенного кодекса РФ: режимы транзита, экспорта, таможенного склада и т. д.), то их наименования подразумеваются (разделы Земельного кодекса РФ: земли сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, лесного фонда), то структура текста не показывает наличие конкретного режима, но его смысловое содержание говорит о наличии и здесь правового режима (режим налога на имущество предприятий, режим рабочего времени).

Одна из функций правовых режимов состоит в том, чтобы направлять волю субъекта, ориентируя человека на правомерное поведение, отказ от правонарушений. Следствием такого поведения является либо неприменение наказания, либо фактическое поощрение. Правовой режим, таким образом, обеспечивает устойчивое нормативное регулирование группы общественных отношений. Эта функция проявляется прежде всего в том, что при установлении определенного правового режима законодатель изначально определяет статус интересующего его объекта, затем создает условия его деятельности, подготовив базу развития устанавливаемых отношений, а также обеспечив недопущение поведения, выходящего за рамки предоставляемых полномочий.

Другой функцией правового режима является определение объекта, в отношении которого данный режим устанавливается. Значение этой функции заключается в том, что участники правоотношений получают непосредственное представление об интересующем их предмете. Например, понятие «фашизм», прочно укоренившееся в сознании населения как нечто «ужасное» и «злобное», но не вполне определенное, в российском законодательстве не нашло должного и полного освещения, хотя общественная опасность данного явления чрезвычайно велика.

Третьей функцией можно назвать создание условий для удовлетворения интересов субъекта права путем предоставления гарантий в том, что контрсубъект не будет нарушать его права, а в противном случае понесет наказание.

Безусловно, что при демократизации и декриминализации российского общества, установлении стабильных коммерческо-производственных отношений роль правовых режимов будет сводиться в основном к регламентации деятельности различных субъектов права, к стимулированию общественных отношений, а не к их ограничению, поскольку таковое будет обеспечиваться правосознанием большинства граждан. Для этих целей в правовых режимах должны быть четко определены основные объекты правоотношений, статусы субъектов, действующих в рамках этого режима, пределы их ответственности в случае неправомерного поведения. Важно исключить коллизии между различными правовыми режимами, а сами правовые режимы и их характер (преобладание стимулирующего или ограничивающего) должны соответствовать реальной ситуации в обществе, настроениям населения, для чего необходимо обустройство соответствующих статистических служб на максимально качественном уровне, чтобы законодатель получал реальные социологические анализы и прогнозы. Принятие новых нормативных актов должно строиться не только на привлечении всего материала данной отрасли, но и на обращении к другим отраслям права, в которых, «не изобретая пороха», можно найти готовые и качественные модели правовых режимов, годных к межотраслевому использованию. Правовые режимы должны развиваться в направлении упрощения путем концентрации на поведении, основанном на выборе, уходя таким образом от «занормированности» жизни, поскольку введение обязанности для субъекта неизбежно влечет за собой цепочку санкций за ее невыполнение, серию норм о порядке применения этой санкции.

правовой монархия правление

Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
(библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ


Матузов, Н. И., Малько, А. В.,д-р юрид. наук,
проф. Саратовской государственной академии права
Правовые режимы:Вопросы теории и практики.
//Правоведение. -1996. - № 1. - C. 16 - 29
  • Статья находится в издании «Известия высших учебных заведений. »
  • Материал(ы):
    • Правовые режимы: Вопросы теории и практики [Журнал "Правоведение"/1996/№ 1]
      Матузов Н.И., Малько А.В.

      Происходящие в современной России динамичные социально-экономические, политические, культурные, национальные, демографические, информационные и иные процессы сказываются на изменениях в правовой сфере. Вслед за модификацией общественных отношений модифицируется и юридическая форма, все ее составные части. Одним из наиболее сложных и наименее исследованных является такой элемент этой формы, как правовой режим.

      Научная и практическая значимость проблемы определяется тем, что сложившиеся условия требуют обновленных правовых режимов, отвечающих духу времени, связанных со становлением новых политических и государственных состояний, с появлением нетрадиционных для нас субъектов и объектов права, с интенсивным развитием различных форм собственности, частного права, предпринимательской деятельности, переориентацией на другие, более совершенные и свободные методы правового регулирования, сменой приоритетов в системе имеющихся юридических средств и ценностей.

      Понятие правового режима все активнее используется в юридической литературе, все более прочно утверждается в качестве одной из важнейших категорий правоведения. Законодатель весьма часто употребляет такие словосочетания, как «таможенный, пошлинный режимы», «режим хозяйственной деятельности», «льготный режим», «валютный режим», «режим чрезвычайного положения», «режим особой охраны», «режим секретности», «режим наибольшего благоприятствования» и т. п., не давая им определения. Используются эти понятия и в общественно-политическом лексиконе, в средствах массовой информации.

      Что такое правовой режим? Слово «режим» весьма богато и многозначно по своему содержанию, употребляется в самых различных смыслах и контекстах. В переводе с французского и латинского оно означает: 1) государственный строй, совокупность средств, методов, способов осуществления власти; 2) строго установленный распорядок жизни (труда, отдыха, питания, лечения, сна); 3) систему обязательных правил, требований, норм, принципов, установленных для какого-либо вида деятельности (например, судоходства, лесо-, водо-, землепользования, охоты, рыболовства и т. д.); 4) определенное состояние, положение, статус кого-либо или чего-либо (отсюда выражения: «режимный завод», «режимный объект», «режимное производство»).

      Правовой режим - разновидность социального режима. Главная его особенность состоит в том, что он, по определению, создается, закрепляется, регулируется правом, основан на праве. Вне правовой сферы он немыслим - там действуют другие режимы, не опосредуемые юридическими нормами. Невозможно понять сущность правового режима и вне связи с политическими процессами и событиями, происходящими в определенное время в той или иной стране. Вообще политический подтекст многих юридических явлений, понятий, конструкций вполне очевиден. Трудно назвать такой правовой режим, который бы устанавливался вопреки политической воле государства. Иначе последнее - не суверенно.

      В литературе правовой режим определяется и как социальный режим некоторого объекта, закрепленный правовыми нормами и обеспеченный совокупностью юридических средств;1 и как порядок регулирования, выраженный в комплексе правовых средств, которые характеризуют особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний и создают особую направленность регулирования;2 и как результат регулятивного воздействия на общественные отношения системы (определенного набора) юридических средств, присущих конкретной отрасли права и обеспечивающих нормальное функционирование данного комплекса общественных отношений.3

      Приведенные определения отражают наиболее существенные признаки рассматриваемого явления, однако содержат в себе некоторые погрешности, требующие пояснения.

      Так, в первом случае правовой режим определяется через понятие социального режима, которое, в свою очередь, тоже не отличается четкостью и требует соответствующих уточнений и интерпретаций.

      Второе определение многословно, отдельные термины повторяются («регулирование»). К тому же правовой режим, как нам представляется, в большей мере характеризует не направленность правового регулирования (формальный признак), а степень его благоприятности или неблагоприятности для интересов различных субъектов права (материальный признак).

      Это косвенно признает и С.С. Алексеев, когда пишет, что «каждый правовой режим есть все же именно режим; следует принимать во внимание основные смысловые оттенки этого слова, в том числе и то, что правовой режим выражает степень жесткости юридического регулирования, наличие известных ограничений или льгот, допустимый уровень активности субъектов, пределы их правовой самостоятельности. Именно поэтому при рассмотрении правовых вопросов мы обычно говорим, например, о жестких или льготных правовых режимах».4

      В третьем определении излишне категорично делается упор на понимание правового режима только как результат нормативно-правового воздействия. На наш взгляд, правовой режим - это не столько результат, сколько система условий и методик осуществления правового регулирования, определенный «распорядок» действия права, необходимый для оптимального достижения соответствующих целей. Правовой режим призван обеспечить наступление желаемого социального эффекта, состояния, так как выражает собой прежде всего путь к подобному результату. Правовой режим - это функциональная характеристика права.

      Учитывая сказанное, правовой режим - это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права.

      В качестве примеров различных по характеру правовых режимов можно назвать режим финансовой стабилизации, режим протекционизма, режим въезда и выезда за границу, режим отдельных свободных (оффшорных) зон и территорий, режим военного положения, паспортный режим, режим хранения и транспортировки ядерного и химического оружия, режим санкций, моратория, эмбарго и т. п.

      Основные признаки правовых режимов состоят в том, что они 1) устанавливаются в законодательстве и обеспечиваются государством; 2) имеют цель специфическим образом регламентировать конкретные области общественных отношений, выделяя во временных и пространственных границах те или иные субъекты и объекты права; 3) представляют собой особый порядок правового регулирования, состоящий из юридических средств и характеризующийся определенным их сочетанием; 4) создают конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов отдельных субъектов права.

      Правовой режим обусловлен прежде всего интересами государства, волей законодателя, а также спецификой и характером общественных отношений, требующих к себе особых подходов, форм и методов правового опосредования, своеобразного юридического инструментария для своей организации. Данный феномен отвечает на вопрос: зачем, для чего и кому он нужен, как можно достичь желаемой цели?

      Правовой режим - это проявление нормативности права, но на более высоком уровне. Следует согласиться с С.С. Алексеевым, что прежде всего правовой режим можно рассматривать как своего рода «укрупненный блок» в общем арсенале правового инструментария, соединяющий в единую конструкцию определенный комплекс правовых средств. И с этой точки зрения эффективное использование правовых средств при решении тех или иных специальных задач в значительной степени состоит в том, чтобы выбрать оптимальный для решения соответствующей задачи правовой режим, искусно отработать его сообразно специфике этой задачи и содержанию регулируемых отношений.5

      Правовые режимы обеспечивают устойчивое нормативное регулирование группы общественных отношений, определенного участка социальной жизни, содействуют оптимальному использованию конкретных объектов. Это особенно важно в период экономических, политических и культурных преобразований, осуществляемых сегодня в России. Исключительное значение в наши дни приобретает режим выборов как специфическое, наиболее интенсивное и напряженное социально-правовое состояние.

      И хотя правовые режимы характеризуются определенной стабильностью, известным постоянством, что, собственно, и гарантирует высокий уровень их нормативности, они тоже эволюционируют, развиваются, адаптируются к современным условиям и реалиям.

      Так, если до недавнего времени в отношении предприятий малого бизнеса существовал режим сплошной отчетности (при постоянном росте их числа требовавший соответственного роста контролирующего аппарата), то начиная с 1996 г. режим упрощается, делается более гибким. В ст. 2 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 9 октября 1995 г. Госкомстату России поручено «осуществлять начиная с 1996 года текущее статистическое наблюдение за деятельностью малых предприятий в режиме выборочных квартальных обследований».6

      Изменение, корректировка или даже замена тех или иных режимов могут быть связаны с процессами демократизации действующих государственных институтов, совершенствованием системы административного управления, усилением защиты прав граждан, необходимостью приведения российского законодательства в соответствие с требованиями международных стандартов. Например, в настоящее время в стране вводится новый порядок «учета граждан», согласно которому традиционный режим прописки заменяется режимом регистрации. Коренное отличие между этими режимами заключается в том, что в основе прописки лежит разрешительный принцип, а в основе регистрации - уведомительный. Излишне говорить о том, насколько это важно для каждого отдельного индивида, семьи, общества в целом. Это не что иное, как переход к цивилизованным формам общежития.

      В ряде случаев в законодательстве прямо указывается на возможность изменения режимов самими субъектами. Так, в новом Семейном кодексе РФ, принятом 8 декабря 1995 г.,7 предусматриваются два режима имущества супругов: законный (глава 7) и договорный (глава 8). В ст. 42 однозначно зафиксировано, что «брачным договором супруги вправе изменить установленный законом режим совместной собственности... установить режим совместной, долевой или раздельной собственности на все имущество супругов, на его отдельные виды или на имущество каждого из супругов». То же самое закреплено в ст. 256 нового Гражданского кодекса РФ.

      Следовательно, не только устойчивость правовых режимов, но и их изменчивость, развитие, совершенствование укрепляют правопорядок, стабильность, управляемость в обществе, направлены на защиту интересов государства и личности.

      Неточно определенный режим заставляет функционировать всю систему юридических средств ниже оптимума, вызывает падение количественных и особенно качественных показателей деятельности. Неоправданно льготный режим также не приносит пользы, ибо ведет к неэкономной трате материальных, кадровых, финансовых ресурсов, рабочего времени, гипертрофированию одних подсистем в ущерб другим.8

      Правовые режимы придают адекватность и эластичность юридической форме, позволяют ей более четко улавливать различия неоднородных социальных связей, учитывать особенности разных субъектов и объектов, временные и пространственные факторы, включенные в сферу действия права.

      Например, в ст. 15 (Режим особой охраны территорий национальных парков) Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях»9 записано, что «на территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей». По такой же схеме вводятся соответствующие режимы Постановлением Правительства РФ «О режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 25 декабря 1992 г.10 и многими другими нормативными актами.

      Правовой режим - органическая часть государственного и политического режимов. Если государственный режим определяется обычно как совокупность методов осуществления государственной власти, то политический режим - как функциональная сторона политической системы общества. Политический и государственный режимы, отражая содержательную сторону принятия и исполнения управленческих решений, придавая политической жизни определенную направленность, непосредственно обусловливают основные черты, общие параметры правовых режимов.

      С другой стороны, именно с помощью правовых режимов утверждаются и реально осуществляются режимы государственные и политические.

      Правовые режимы непосредственно отражают важнейшие элементы правовой политики государства, о которой писали еще дореволюционные русские юристы (С.А. Муромцев, Л.И. Петражицкий, Н.М. Коркунов, Г.Ф. Шершеневич и др.). Они определили правовую политику как прикладную науку, призванную оценивать действующее законодательство и способствовать выработке более совершенного права.11

      Сегодня можно обозначить правовую политику гораздо шире: как совокупность правовых средств, целей, задач, установок, приоритетов, направленных на совершенствование общественных отношений, формирование правового государства, реализацию принципов демократии, гуманизма, справедливости, прав и свобод человека и гражданина. Правовой режим - неотъемлемое свойство власти, ее устройства, функционирования, социальной направленности.

      Понятие «правовой режим» нельзя отождествлять с понятием «механизм правового регулирования», которое означает систему правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.

      Правовой режим реализуется через механизм правового регулирования, который представляет собой общий порядок, процесс действия права. Если механизм правового регулирования - юридическая категория, показывающая, как осуществляется правовое регулирование, то правовой режим - в большей мере содержательная характеристика конкретных нормативных средств, призванных организовать определенный участок жизнедеятельности людей.

      Правовой режим представляет собой специфический механизм правового регулирования, его особый порядок, направленный на конкретные виды субъектов и объектов, «привязанный» не столько к отдельным ситуациям, сколько к более широким общезначимым социальным процессам (состояниям), в рамках которых эти субъекты и объекты взаимодействуют.

      Существующий ныне механизм правового регулирования в силу ряда причин, как верно замечено В.Б. Исаковым, ориентирован главным образом на разрешение жизненных ситуаций. Эти ситуации выступают в правовом регулировании в виде юридических фактов, порождающих (в соответствии с законом) различные правовые последствия. Регулирование длящегося социального процесса нельзя свести к упорядочению отдельных ситуаций. Оно требует специфических юридических форм, одной из которых и выступает правовой режим.12

      Правовые режимы, направленные на урегулирование социальных процессов (состояний), должны иметь соответствующую структуру, позволяющую им эффективно выполнять поставленные перед ними цели. Помимо элементов механизма правового регулирования (нормы права, юридические факты, правоотношения, акты реализации прав и обязанностей, правоприменение), в рамках которых осуществляется правовой режим, структура последнего включает в себя еще и такие слагаемые, как субъекты, их правовые статусы, объекты, методы взаимосвязи конкретных видов субъектов с объектами, систему гарантий (прежде всего юридическую ответственность за нарушение режима).

      Для правового режима важнейшее значение имеют такие условия, как время, пространство, круг лиц, на которых он распространяется. В любом режиме эти три компонента наполняются вполне определенным, «живым» содержанием, всегда своеобразным и связанным непременно с длящимися социальными процессами.

      Понятие «правовой режим» в системе юридических категорий весьма близко расположено к понятию «правовое состояние». Правовое состояние - это особая разновидность социального состояния, которая выступает сложным, относительно самостоятельным элементом правовой системы, представляет собой закрепленное образование и выражает меру процесса движения субъектов либо объектов юридического бытия в соответствующих временных и пространственных отношениях.13

      В свою очередь правовое состояние можно охарактеризовать как правоотношение общерегулятивного типа. Б.А. Кистяковский писал: «Состояние есть правоотношение длящегося характера».14 Ту же мысль проводит И.А. Ильин: «Положительное право берет на себя ответственную задачу указать людям объективно лучший способ внешнего поведения и “связать” их этим указанием».15 Но положение юридической связанности, взаимной ответственности - первейший признак всякого правоотношения. Вообще такие феномены, как состояние, положение, статус, режим, во многом схожи, они в известном смысле - синонимы.

      Правовой режим, призванный упорядочивать социальные состояния (процессы) и обладающий в этой связи соответствующими элементами, сам выступает в качестве разновидности правового состояния. Соотношение здесь такое: всякий правовой режим представляет собой определенное правовое состояние, но не всякое правовое состояние есть правовой режим. Полного совпадения нет, но и различия несущественны.

      Справедливы трактовки законности и правопорядка как всеобщих, универсальных, объективно необходимых социально-правовых режимов или социально-правовых состояний (М.С. Строгович, Д.А. Керимов, И.С. Самощенко, Е.А. Лукашева, В.В. Борисов, П.М. Рабинович и др.).

      Правовые режимы классифицируются по многим основаниям в зависимости от:

      • предмета правового регулирования - конституционный, административный, финансовый, земельный и т. д.;
      • (их) юридической природы - материальные и процессуальные;
      • содержания - хозяйственной деятельности, валютный, таможенный, пошлинный и т.п.;
      • субъектов, в отношении которых режим устанавливается, - режим беженцев, вынужденных переселенцев, иностранцев, лиц без гражданства и т. д.;
      • функций права - режим особого регулирования и режим особой охраны;
      • формы выражения - законный и договорный;
      • уровня нормативных актов, которыми они установлены, - общефедеральные, региональные, муниципальные и локальные;
      • сфер использования - внутригосударственные и межгосударственные (режимы экономических санкций, территориальных вод, нераспространения ядерного оружия).

      Важно заметить, что характер правового режима, формирующегося на межгосударственном уровне, зависит соответственно от воли различных государств. В частности, правовой режим международного туризма складывается из совокупности норм права как России, так и других стран.

      В последнее время, особенно в связи с трагическими событиями в Чечне и рассмотрением «чеченского дела» в Конституционном Суде, проблема правовых режимов и их видов привлекла к себе пристальное внимание широкой общественности как у нас, так и за рубежом. Возникли острые политические вопросы «деликатного» свойства. Что такое, к примеру, режим «федерального вторжения или федеральной интервенции», «режим скрытых (подразумеваемых) полномочий», «режим экстраординарной ситуации», «режим разреженного правового пространства», «специальный или особый режим»? Конституция РФ таких понятий не знает. Между тем они уже использованы («апробированы») на практике и не совсем удачно.

      В Конституции и соответствующих законах говорится лишь о режиме военного положения, чрезвычайного положения, прямого президентского правления. Но эти режимы как раз и не были задействованы. В связи с этим можно понять сетования министра внутренних дел РФ Ф.И. Куликова по поводу того, что федеральные войска в Чечне «действовали в правовом вакууме, который не ликвидирован до сих пор»,16 т. е. фактически нелегитимно. Добавим, что они действовали там и в морально-психологическом вакууме, ибо не знали толком, за что, против кого и во имя чего воюют. Цели, необходимость и оправданность чеченских событий были и по сей день остаются неясными. Но для всех здравомыслящих людей понятно, что «конституционный порядок» вооруженным путем, ценою огромных жертв и разрушений не восстанавливается. Таким способом его можно лишь еще больше дестабилизировать. Не случайно различные международные организации (Совет Европы, Комиссия по правам человека ООН и др.), не беря под сомнение само право российских федеральных властей разрешить свой внутренний конфликт, осудили, хотя и в мягкой форме, метод разрешения, определив его как «несоразмерный и неадекватный». Ведь и легитимное применение силы должно отвечать определенным условиям.

      Весьма непросто определить политико-правовой режим, существовавший в Чеченской республике до ввода туда федеральных войск. В прессе он интерпретировался самым различным образом - как криминально-мафиозный, незаконный, диктаторский, террористический, преступный, самопровозглашенный и никем не признанный, сепаратистский или просто «режим Дудаева». Антидемократичность и репрессивность этого режима ни у кого не вызывали сомнений, несмотря на то, что его носители умело эксплуатировали (как сказано в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 1996 г.) «тезис национально-освободительной борьбы».17

      А. Майдыков, выступая в Конституционном суде в качестве эксперта, отметил, что существовавший в Чечне правовой режим не вписывается ни в какие известные науке юридические определения. Там переплелись элементы военного положения, чрезвычайного положения и нормального действия конституционного права.

      Другой эксперт, А.С. Пиголкин, напротив, пришел к выводу, что использование армии для разрешения внутреннего конфликта неправомерно, так как противоречит действующему российскому законодательству и общей теории права. Кстати, это запрещено и недавно принятым Законом о вооруженных силах.

      Наконец, некоторые представители Конституционного суда, разъясняя журналистам и общественности свое итоговое решение по чеченским событиям, квалифицировали их как мятеж .

      Но что такое мятеж? В нашем законодательстве нет определения этого понятия. В литературе же он трактуется неоднозначно, но в основном как целенаправленное политическое действие вооруженной группы лиц, предъявляющих обществу определенные требования или обвинения, - нечто близкое к бунту, однако не поддержанное массовым движением. Если массы не присоединяются к мятежникам, он становится путчем.18

      Если признать, что чеченский кризис - это мятеж, то возникает ряд небезынтересных вопросов.

      Во-первых, мятеж обычно подавляется сразу, а не спустя три года; во-вторых, мятежников не вооружают те, против кого он направлен; в-третьих, с мятежниками не ведут официальных переговоров, как с равноправной стороной; в-четвертых, предводитель мятежа был избран президентом, и этот факт молчаливо признавался федеральными властями; в-пятых, мятежники, в принципе, не выдвигали каких-либо требований, обвинений, ультиматумов в адрес «центра» или общества, государства в целом; в-шестых, мятежников поддержала определенная часть населения, особенно после начала боевых действий, бомбежек, массовой гибели мирных людей и т. д. Мятежники виновны лишь в том, что попытались «проглотить» суверенитета столько, сколько смогли.

      Аналогия с Кронштадским, Антоновским мятежами, которую проводят некоторые правоведы, на наш взгляд, некорректна.19 К тому же мятеж, как правило, возникает внезапно, отличается быстротой и максимальной степенью интенсивности действий, предельной эмоциональной напряженностью, экстренностью. Примером может служить хотя бы кратковременный мятеж группы военных в Таджикистане (январь 1996 г.), который благополучно разрешился без кровопролития. Чеченский же конфликт вызревал постепенно, прошел ряд этапов. Причем становление и утверждение данного режима происходило не без участия тех, кто сейчас вынужден вести с ним борьбу.

      Возможно, главе государства следовало сначала инициировать принятие законодательной нормы о мятеже и его правовых последствиях, а уж затем на этой основе предпринимать определенные действия. Впрочем, инициировать давно надо было и другие законы, связанные с возможностью вмешательства федеральных органов в дела субъектов Федерации. Это вопрос принципиальный и неотложный.

      В свете рассматриваемой проблемы нуждается в правовой оценке весь комплекс событий и мероприятий в Чечне, как с точки зрения внутреннего, так и международного права, ибо Конституционный Суд устанавливал (проверял) лишь сугубо формальный момент - соответствие Конституции известных теперь секретных Указов Президента РФ. Он нашел эти акты вполне правовыми и не противоречащими Основному закону страны. Но суд не стал вникать в суть чеченской трагедии как таковой, ее истоков, причин, мотивов, последствий, процедуры подготовки «операции», соблюдения при этом прав человека и т. д., хотя сам Президент РФ затем публично признал, что Чечня - одна из его серьезных ошибок. невольно вспоминается известное изречение, что ошибка в политике - хуже преступления. Многие обстоятельства дела не выяснены до сих пор. Теперь в нем будет разбираться Стокгольмский общественный трибунал. Сами не смогли... Правда, многое, (но далеко не все) прояснила в этой истории комиссия С.С. Говорухина.20

      Понятно, что возможности Конституционного Суда жестко ограничены рамками закона о нем. Прерогативы этой третьей ветви власти сводятся в сущности к «сличительно-интерпретационной» функции, да и то лишь по жалобе или запросу заинтересованной стороны, а не по собственной инициативе. В результате она вынуждена заниматься в основном рутинными делами, коих - миллионы. Данная структура изначально задумывалась не для разрешения наиболее острых политико-юридических конфликтов, а главным образом для «сверки» и толкования выходящих в стране нормативных актов, что само по себе, разумеется, тоже важно.

      Вовсе не предполагалось, чтобы Конституционный Суд был реальной силой во властном механизме сдержек и противовесов, силой, способной предотвратить или остановить произвол. Впрочем, первоначально Конституционный Суд конструировался в основном таковым и даже сумел проявить себя в этом качестве, но затем, после событий сентября-октября 1993 г. закон о нем был пересмотрен и права суда были резко усечены.

      Конечно, и отдельного гражданина надо всячески защищать, особенно если он не нашел поддержки в обычных судах или если его «дело» имеет принципиальный, поучительный характер. Здесь, кстати, вырабатываются весьма ценные правовые прецеденты для всей нашей юридической практики.

      Но прежде всего голос высокого суда должен быть слышен, когда речь идет о массовых нарушениях прав человека, непримиримой конфронтации властей, трагических фактах и событиях нашей государственно-правовой действительности. При этом мы против того, чтобы расхожие слова «куда смотрит милиция» переносить на Конституционный Суд. Однако в принципе он должен служить существенной гарантией стабильности и мира в стране. К сожалению, на деле, как показали чеченские события, этого не происходит.

      Возникает вопрос: а такой ли Конституционный Суд нужен сегодня обществу? Аргументы некоторых уважаемых судей типа «мы не пожарная команда», «мы не должны вмешиваться в политику», «это не наша юрисдикция» и т. п. грешат изрядной долей лукавства. Когда «дом горит», Конституционный Суд должен быть самой настоящей «пожарной командой» или своего рода «скорой помощью». Иначе - зачем он? Кому гасить пламя распрей, вспышек, неурядиц в стране? Не будут же это делать сами виновники «возгораний». Кроме того, тезис о «невмешательстве в политику» есть тоже политика.

      Да и вообще любое решение Конституционного Суда неизбежно приобретает политическое значение, желают того сами судьи или не желают. Ведь суд - одна из ветвей власти, а власть не может быть внеполитической. Позволим себе высказать суждение: постановление Конституционного Суда по «чеченскому делу» объективно было не только юридическим, но и политическим актом. Суд не может быть вне политики по определению.

      Мы понимаем, что всякое решение Конституционного Суда надо уважать, надо всячески оберегать авторитет данного органа; к этому обязывает закон. Но это вовсе не значит, что деятельность Конституционного Суда и его позиция по тем или иным вопросам не может быть подвергнута критическому анализу и оценкам со стороны общества. В этом смысле он не является и не должен быть «неприкасаемой» структурой. Различные характеристики данной высокой инстанции уже даются.

      Так, известный российский политолог и депутат Государственной Думы В. Никонов считает, что «главная особенность нынешнего Конституционного Суда заключается в том, что его нельзя назвать активистским. Он последовательно не желает иметь самостоятельного мнения по вопросам, от которых пахнет политикой. Он избегает конфликтов с другими властями даже по поводу реализации собственных решений, часто повисающих в воздухе».21 Недавно конституционный судья О. Тиунов недвусмысленно подтвердил это: «В своей работе мы всегда стараемся быть как можно дальше от политики».22

      Можно ли все происходящее в Чечне охарактеризовать как режим войны ? Юридически - нет, ибо войну никто официально не объявлял и статуса «законной» она не имеет. Но фактически - это, конечно, война со всеми ее атрибутами - крупномасштабными боевыми действиями, применением тяжелой техники, людскими и материальными потерями, ранеными, пленными, беженцами, бесчеловечностью.

      В печати эту войну называли и называют по-разному: «карательная акция», «вооруженный конфликт», «разборка», «чеченская кампания», «интервенция», «оккупация». Применялись и более сильные выражения - «бойня», «возмездие», «геноцид»; а самые мягкие - «странная», «бессмысленная», «абсурдная», «тупиковая», «непопулярная». Таков ее «богатый» статус. На языке же указов и правительственных постановлений, приказов высших военных чинов все это именуется «восстановлением конституционного порядка и законности», «обеспечением целостности страны». В любом случае определить режим войны весьма затруднительно.

      Комментаторы решения Конституционного Суда по «чеченскому делу» отметили, что с вводом в Чечню войск там был установлен, как сформулировала президентская сторона, «режим восстановления конституционного порядка». Вообще говоря, это правомерный режим, известный в мировой практике под названием «режим федеральной интервенции». Такой режим допускает и использование армии, и ограничение прав человека, но при условии, что все это опирается на закон. Иной позиции ни у суда, ни у общества быть не может, сколько бы мы ни говорили об интересах государства. В противном случае - это произвол власти. Мы никогда не вырвемся из тоталитарной петли, если не признаем приоритет права в самых сложных ситуациях.23

      Не случайно постановление Конституционного суда не было единодушным: шесть судей публично выразили свои особые мнения (Н.В. Витрук, Г.А. Гаджиев, В.Д. Зорькин, А.Л. Кононов, В.О. Лучин, Б.С. Эбзеев), а их аргументация и доводы выглядят более убедительными, чем общее решение суда, который фактически раскололся по столь острому политико-юридическому вопросу. Выразители особого мнения, в частности, отметили, что никто не может произвольно менять общепризнанную в мировом сообществе иерархию ценностей; что человек, его жизнь, права, безопасность, собственность имеют бесспорный и абсолютный приоритет как по международному праву, так и по Конституции РФ.

      Ни обеспечение единства государства, ни установление порядка не могут оправдать массовой гибели людей. Один из судей (В.О. Лучин) заявил в печати: «Если согласиться с тем, что указы Президента и постановления Правительства конституционны, то невольно возникает вопрос: а что представляет собой сама Конституция?».24 Заметим в этой связи, что гражданская позиция авторов данных строк полностью совпадает с позицией вышеназванных конституционных судей, как и позиция, судя по прессе, большинства россиян.

      Нуждается в определении правовой режим, статус «противной стороны», т. е. тех, с кем идет война в Чечне. Здесь тоже царит полный «разнобой». Официальные документы и структуры именуют их «незаконными вооруженными формированиями». Неофициальные (пресса, журналисты, комментаторы, политики) - «боевиками», «преступниками», «бандитами», «террористами», «дудаевцами». Последние сами себя называют «ополченцами», «бойцами», «воинами», «силами самообороны», «отрядами сопротивления», «защитниками независимости» и т. д. Кто прав? Всякий ли «человек с ружьем» есть «боевик»? Ведь оружием сейчас владеют многие и не только в Чечне. Как отличить «ополченца» от «боевика»? Вопросов больше, чем ответов.

      В свете рассматриваемой темы чеченская проблема продолжает оставаться актуальной. Более того, она еще долго будет оставаться таковой, ибо из нее надо извлекать уроки. По крайней мере ясно, что необходимо различать режим де-юре и режим де-факто . Это значит, что типология режимов, выявление их сущности, природы, особенностей имеет важнейшее значение для нашего «смутного времени». И не только внутринациональное, но и межгосударственное, особенно в связи с распадом ряда федеральных держав на отдельные самостоятельные государства (Югославия, Чехословакия, СССР). Указанные процессы порождают новые, порой малоизученные, «нестандартные» политико-правовые режимы, требующие тщательного научного анализа. При этом имеются в виду как страны СНГ, так и дальнее зарубежье.

      Не совсем одинаковые правовые режимы складываются даже в пределах собственно Российской Федерации, поскольку некоторые ее субъекты заключают двусторонние соглашения с «центром», оговаривая для себя особые условия, в то время как остальные живут и действуют лишь на основе Конституции, по которой все должны быть равны. Одни считают, что это укрепляет режим федерализма, другие, напротив, видят в этом угрозу для единства государства, называют подобные процессы «конфедерализацией» или даже «эсэнговизацией». В печати обращалось внимание на то, что такие «сепаратные» соглашения заключаются без участия парламентов и в обход Конституции. Тем самым для отдельных субъектов Федерации создается «привилегированный» режим.

      Между бывшими советскими республиками также возникают непростые проблемы пограничных, таможенных, пошлинных, валютных, торговых и иных режимов. Размежевание суверенитетов проходит не всегда гладко, чаще всего болезненно. Неизбежны определенные трения, столкновения интересов. Достаточно назвать, к примеру, режим Черноморского флота, режим Байконура, режим миротворческих сил в «горячих точках», чтобы убедиться в этом.

      Важное значение имеет определение правового режима в самом Содружестве Независимых Государств, в котором постепенно создается единое правовое пространство. Как известно, с этой целью уже принят ряд модельных рекомендательных кодексов - своеобразных аналогов Основ бывшего союзного законодательства. Подобный правовой режим, по-видимому, можно считать интернациональным и в то же время интеграционным с тенденциями к унификации. Каждое государство разрабатывает свой режим национальной безопасности или по крайней мере ее общую концепцию. В то же время складывается режим коллективной безопасности.

      В рамках информационно-психологического подхода к действию права можно предложить еще одну классификацию правовых режимов.

      В зависимости от того, какие средства (стимулы или ограничения) доминируют в правовом режиме , он может быть либо стимулирующим, либо ограничивающим. Если первый создает благоприятные юридические условия для удовлетворения тех или иных интересов, то второй нацелен на их комплексное сдерживание. С.С. Алексеев, рассматривая правовые преимущества (в нашей терминологии - правовые стимулы) и правовые ограничения, приходит к выводу, что «и то и другое имеет первостепенное значение для освещения правовых режимов».25

      В свою очередь, правовые режимы стимулирования и правовые режимы ограничения могут подразделяться в зависимости от того, какие стимулы и ограничения в них преобладают. Среди первых можно выделить дозволительный, рекомендательный, льготный и т. п. режимы, в которых доминируют соответственно дозволения, рекомендации, льготы. Среди вторых - обязывающий, запрещающий, наказывающий и пр.

      Самым «мягким» правовым режимом стимулирования является режим наибольшего благоприятствования, который складывается из целой системы привлекательных поощрений и льгот. Именно в подобном режиме многие субъекты права заинтересованы, ибо он создает для них немало преимуществ и выгод, благоприятный юридический климат, своего рода социально-правовой комфорт. Думается, что в современных условиях такой режим необходимо установить для всех инвесторов - отечественных и иностранных.

      В качестве примера закона, в котором фиксируется режим наибольшего благоприятствования, можно назвать Федеральный закон «Об особой экономической зоне в Калининградской области», принятый 15 ноября 1995г.26 В его преамбуле говорится, что «настоящий Федеральный закон направлен на создание благоприятных условий для социально-экономического развития Российской Федерации и Калининградской области». В этих целях, согласно ст. 1 названного документа, «в Особой экономической зоне устанавливается особый, льготный, по сравнению с общим, режим инвестиций и предпринимательской деятельности, в том числе внешнеэкономической и инвестиционной деятельности». Подобный режим включает в себя целую систему других особых стимулирующих режимов (их в этой связи можно назвать подрежимами ): таможенный (ст. 7), национальный банковский (ст. 12), режим труда и отдыха (ст. 23) и т. д.

      Вместе с тем в установлении режимов наибольшего благоприятствования немало произвольного, субъективного, волюнтаристского; процветают протекционизм, лоббирование, злоупотребления со стороны отдельных властных структур и должностных лиц. Регулируются эти рамки, как правило, не законами, а указами Президента и постановлениями Правительства.

      Нередко определенный правовой режим создается искусственно, в силу тех или иных «сиюминутных» причин (предвыборная кампания, популизм, давление общественного мнения, политический ажиотаж и т. д.). Можно говорить об отрицательных (негативных) режимах, когда они возникают как побочное следствие определенных шагов и решений (режим безработицы, режим беженцев, инфляционный режим, режим неплатежей и т.п.). Такие режимы нежелательны, но они возникают (режим де-факто).

      Подчас и сам законодатель «подливает масла в огонь», фиксируя в нормативных актах неравноправные правовые режимы. Так, на принцип равенства сторон в процессе до сих пор влияют установленные в законе процессуальные льготы, определяющие лучшие условия для защиты наиболее значимых для истца субъективных прав (права на труд; на возмещение вреда, причиненного повреждением здоровья, а также в связи со смертью кормильца; на возмещение материального ущерба, причиненного преступлением либо привлечением к уголовной ответственности, незаконным осуждением и др.), что создает ему более благоприятный, по сравнению с ответчиком, процессуальный режим в судопроизводстве.27

      Самым жестким правовым режимом ограничения следует, вероятно, считать режим наибольшего неблагоприятствования, который складывается из целой системы соответствующих ограничивающих средств: запретов, обязанностей, приостановлений, наказаний и т. п. Так, чрезвычайное положение, вводимое в соответствии с законодательством на всей либо на части территории Российской Федерации, означает особый правовой режим деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, организаций, учреждений; допускающий ограничение прав граждан и юридических лиц; возложение дополнительных обязанностей и запретов с указанием пределов и срока их действия (ч. 1 ст. 56 Конституции РФ).

      Правовые режимы ограничения призваны выполнять особые охранительные и защитные функции. В частности, в июне 1995 г. был издан Указ Президента РФ «О преобразовании города Полярного Мурманской области в закрытое административно-территориальное образование»,28 в котором установлено, что это сделано «в целях создания надежной защитной зоны для безопасного функционирования судоремонтных предприятий и баз Северного флота, обеспечения требуемого режима их работы и экологической безопасности населения». Особый режим предусматривает ограничения на въезд и постоянное проживание граждан, полеты летательных аппаратов над территорией, а также существование контролируемых и закрытых зон.

      Для каждой отрасли права характерны специфические режимы регулирования, поэтому правовой режим во многом определяется особенностями той или иной отрасли права, ее ролью, функциями, задачами. Это хорошо видно на примере исправительно-трудового (или, как его теперь называют в литературе, уголовно-исполнительного) права.

      Так, если исправительно-трудовое законодательство является охранительной, ограничительной отраслью, то и правовой режим для осужденных будет соответственным, ибо он есть форма реализации наказания. Такой режим по своему предназначению не должен радикально меняться, ведь его функция - быть ограничителем свободы, формой определенных лишений. Название наказания - «лишение свободы» - говорит само за себя.

      Вместе с тем в рамках данного правового режима для осужденного можно и нужно говорить об усилении тех или иных стимулирующих средств: о более широком предоставлении прав, свобод, льгот, поощрений, которые должны быть дополнением сдерживающих механизмов. Именно на пути такого стимулирования можно ожидать успехов в исправлении осужденных. «Охрана и надзор создают внешние рамки, в пределах которых осужденный может регулировать свое поведение, не нарушая режима. Однако сами по себе эти ограничения не могут оказать эффективного влияния на поведение, если не применять умело средств стимулирования, призванных привлечь и использовать для исправления внутренние силы самого осужденного».29

      В отличие от правовых ограничений, которые действуют как меры пресечения недостойных поступков, стимулирующие средства призваны вызывать положительную активность осужденного. Психологическое значение средств стимулирования состоит в том, что они способствуют осознанию непрерывно действующей причинно-следственной связи между социальной значимостью поведения осужденного и его повседневным моральным самочувствием и материальным положением. А это, в свою очередь, побуждает отбывающего наказание сознательно регулировать свое поведение в соответствии с требованиями режима, контролируемыми охраной и надзором; вызывает у него чувство удовлетворения, возбуждает энергию, формирует чувство личного достоинства, вселяет веру в свои силы.

      Вместе с тем при всей необходимости расширения мер правового стимулирования они не должны заменять главные в данном режиме средства - ограничения. В противном случае может возникнуть диспропорция стимулов и ограничений в правовом режиме осужденного, что будет противоречить традиционно ограничительной природе данной отрасли права как таковой.

      По-другому обстоит дело с функционированием правовых режимов в гражданском и предпринимательском праве для физических и юридических лиц. Здесь стимулы должны играть первостепенную роль, а ограничения призваны лишь обслуживать их, содействовать наиболее полному, законному и справедливому осуществлению.

      Значение стимулирующих факторов в упорядочении социальних связей в условиях становления многоукладной экономики в России заметно увеличивается, так как если правовые ограничения выступают прежде всего формой проявления централизованных и непосредственных (прямых) методов юридического воздействия, то правовые стимулы - формой проявления опосредованных (косвенных) методов, которые ориентируются главным образом на процессы самонастройки, что более соответствует развитию рыночных (во многом свободных, стихийных) отношений.

      Преимущество стимулирующих начал по сравнению с началами ограничивающими заключается в том, что они, как правило, выступают более тонкими и гибкими способами регулирования, юридическим выражением свободы личности, незаменимым механизмом содействия самоуправлению.

      Давно замечено, что сложно организованным системам нельзя волюнтаристски навязывать пути и способы их развития. Необходимо понять, как содействовать проявлению их собственных тенденций, как стимулировать их самоорганизацию и функционирование, т. е. проблема упорядочения должна включать в себя и проблему самоупорядочения.

      Правовой режим стимулирования создает больше возможностей для кажущегося «хаоса», который объективно требуется в целях постоянной адаптации к меняющимся условиям среды, в целях порождения нововведений в социальных связях, без чего гражданское общество, как самоуправляющийся организм, немыслимо. Для подобного режима характерно то, что он с помощью, например, таких форм, как договор, позволяет субъекту выбрать из всего многообразия вариантов поведения оптимальный (наиболее выгодный, целесообразный), согласовывать интересы формально равных сторон фактического отношения, соизмерять свою программу управления с правовой самореализацией личности.

      Режимом правового ограничения, властными приказами, жесткими предписаниями о должном можно сформировать лишь всеобщее повиновение, но отнюдь не заинтересованность, что является продуктом режима правового стимулирования. властно-императивные методы должны постепенно уступать место разрешительно-дозволительным, поощрительно-стимулирующим, опираясь на волю, самостоятельность, интересы законопослушных субъектов.

      Всестороннее исследование природы, сущности, назначения правовых режимов, всего их многообразия и взаимодействия имеет важное значение как для правотворчества, так и для правоприменительной практики. Их основательный анализ может во многом содействовать совершенствованию механизма правового регулирования, повышению его эффективности. В перспективе данная проблема призвана стать одним из важных направлений российской правовой науки.

      * Заслуженный деятель науки РФ, доктор юридических наук, профессор Саратовской государственной академии права, академик Академии политических наук, академик Академии гуманитарных наук.

      ** Доктор юридических наук, профессор Саратовской государственной академии права.

      1 Исаков В.Б. Механизм правового регулирования и правовые режимы//Проблемы теории государства и права. М., 1987. С. 258-259.

      2 Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М., 1989. С. 185.

      3 Морозова Л.А. Конституционное регулирование в СССР. М., 1985. С. 123.

      4 Алексеев С.С. Теория права. 2-е изд. М., 1995. С. 244.

      5 Там же. С. 243.

      8 Исаков В.Б. Механизм правового регулирования... С.261.

      11Государство и право. 1995. № 10. С. 49.

      12Исаков В.Б. Правовые режимы и их совершенствование // ХХVI съезд КПСС и развитие теории права. Свердловск, 1982. С. 35.

      13 Байтин М.И., Баранов В.М. О логико-гносеологической и юридической природе правового состояния //Вопросы теории государства и права. Саратов, 1991. С. 48.

      14Кистяковский Б.А. Социальные науки и право. М., 1916. С. 106.

      15Ильин И.А . О сущности правосознания. М., 1993. С. 168.

      18 Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. С. 226-227.

      19Венгеров А.В . Прямое действие Конституции: Правовые, социальные и психологические аспекты // Общественные науки и современность.1995. № 5. С. 50.

      20Комиссия Говорухина. Кто развязал кровавый конфликт в Чечне?Правда, которую не хотят знать. Свидетельства, заключения, документы. М., 1995.

      23 Феофанов Ю. Вердикт по «чеченскому делу» и особые мнения судей //Известия. 1995. 2 авг.

      25 Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. С. 66.

      27 Зайцев И.М. Истцу и ответчику - равные процессуальные условия // Советская юстиция. 1991. № 19-20. С. 14.

      29Васильев В.Л. Юридическая психология. М., 1991. С. 428.

    Информация обновлена :30.06.1997

    Сопутствующие материалы:
    | Персоны | Книги, статьи, документы

    Право, выступая регулятором общественных отношений, в
    зависимости от преследуемых законодателем целей устанавливает
    определенные правовые режимы. Жесткость регламентируемых
    отношений определяется рядом факторов: степенью угрозы
    общественной безопасности; временными параметрами;

    международными обязательствами государства; масштабностью; предназначением объекта, подвергаемого специальной правовой регламентации и др.

    Чтобы лучше понять природу особых или специальных правовых режимов необходимо исходить из общей характеристики правового режима, выступающего в качестве основного (первичного) по отношению ко всем остальным.

    Словарное понимание выражения «режим» сводится к «способу


    управления, совокупности административных мероприятий» 1 , или к «совокупности правил, мероприятий, норм для достижения какой-либо цели» 2 . В контексте излагаемого материала одно из определений термина «режим» означает «установленный порядок жизни» 3 .

    Целью правового режима является стабильный порядок в
    государстве и обществе. Ее достижение предполагается посредством
    обеспечения безопасности, т.е. надежного состояния «защищенности
    жизненно важных интересов личности, общества и государства от
    внутренних и внешних угроз» 4. Производной от этого понятия является
    национальная безопасность Российской Федерации, т.е. «безопасность
    ее многонационального народа как носителя суверенитета и
    единственного источника в государстве.

    Под правовым режимом условимся понимать определяемую законодательством совокупность приемов и методов, используемых органами государственной власти в процессе регулирования общественных отношений для достижения поставленных целей 6.

    В теории права под понятием метода правового регулирования принято понимать совокупность приемов и способов, используемых при регламентации конкретных общественных отношений для достижения определенных целей.

    Одним из основных методов является административно-правовой, применяемый для регулирования управленческих отношений, в которых субъекты права чаще всего находятся в соподчиненном отношении друг к другу. Объем их взаимных прав и обязанностей определяется нормативными актами, а не взаимными соглашениями, как это присуще гражданско-правовому методу. В тоже время, в теории управления в качестве фундаментального положения, не подвергающегося сомнению сложилось мнение о том, что управление (в том числе и государственное) «будет только тогда эффективным, когда оно не

    1 См.: В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Терра -
    книжный клуб, 1998. Т. 3. С. 1670.

    2 См.: Большой энциклопедический словарь под ред. А.М. Прохорова, изд. 2,
    переработанное и дополненное. М.: Научное издательство «Большая Российская
    энциклопедия». СПб. «Норинт». 2000 . С. 1005.


    3 См., например: В.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. М.:
    1998 г. Том 3. С. 1670; С. И. Ожегов. Словарь русского языка под ред.
    Н.Ю. Шведовой. М.:1985 г. С.586.

    4 Ст. 1 Закона РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г. № 2446-1 (с изм. от 25
    дек. 1992 г.)

    5 См., например: Концепция национальной безопасности, утв. Указом
    Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24.

    6 Р. Т. Мухаев понятие «правовой режим» определяет как «совокупность
    способов, методов и типов правового регулирования, характеризующих особенности
    и характер правового воздействия и складывающихся внутри каждой отрасли
    права». // Мухаев Р. Т. Теория государства и права: Учебник для вузов. М.:
    «Издательство ПРИОР». 2001. С. 457.


    сводится лишь к воздействию субъекта на объект, а является процессом их определенного взаимодействия» 1 .

    Подобный подход к формированию принципов взаимодействия между управляющим субъектом и управляемым объектом при установлении различных административно - правовых режимов можно рассматривать только в качестве вспомогательных.

    Институт правовых режимов широко используется не только в теории, но и в практической деятельности. Его применение связано с необходимостью четкой регламентации определенного порядка юридически обязательных действий субъектов права в целях обеспечения международной и внутригосударственной безопасности.

    Необходимо отметить, что мировое сообщество пытается решить наиболее важные проблемы безопасности, такие как использование воздушного пространства, территориальных вод, космоса, международных проливов, эфира, отдельных участков суши, противодействие радиационной, экологической, военной и другим видам опасности посредством введения международно-правовых режимов.

    Н.И. Матузов и А.В. Малько рассматривают правовой режим как особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств, создающих желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности или неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права.

    Из определения этого понятия следует, что специальное правовое регулирование связано с:

    объектами деятельности;

    временем и местом ее осуществления;

    спецификой самих действий, а чаще всего с сочетанием этих факторов.

    Правовой режим определяет совокупность правил, закрепленных в юридических нормах, регулирующих определенный вид общественной деятельности. Его также можно характеризовать как комплекс общественных отношений определенного вида деятельности, закрепленный юридическими нормами и обеспеченный совокупностью юридико-организационных средств. От других способов регулирования общественных отношений правовой режим отличают следующие особенности.

    Во-первых, значимость общественных отношений, регулируемых при помощи права, которые осуществляются для сохранения устойчивости функционирования личности, общества и государства.

    1 Россинский Б. В. О предмете и системе административного права. //Административное право: теория и практика. Укрепление государства и динамика социально - экономического развития (Материалы научной конференции. Москва, 28 ноября 2001 г.). М.: 2002. С. 40-49.


    Во-вторых, использование особых принципов, форм и методов деятельности, выражающихся в определении системы прав и обязанностей субъектов.

    Правовой режим выражает степень жесткости юридического регулирования, наличие известных ограничений или льгот, допустимый уровень активности субъектов, пределы их правовой самостоятельности. Жесткость применяемых средств юридического воздействия для регулирования соответствующих общественных отношений определяется необходимостью обеспечения функционирования стабильности государства, как основного условия стабильности функционирования всего общества и его институтов.

    Целью введения различных правовых режимов является:

    обеспечение суверенитета и обороны государства; обеспечение общественного порядка и общественной безопасности; обеспечение охраны здоровья и жизни граждан; обеспечение устойчивости функционирования институтов гражданского общества.

    Классификация любого, в том числе и правового явления, начинается с поиска и определения того, что одновременно лежит в основе деления и в тоже время является консолидирующим обстоятельством, позволяющим разделить исследуемое явление на части, чтобы более полно изучить как целое. Например, при обосновании гражданско - правовых договоров М.И. Брагинский исходит из того, что классификация любого понятия предполагает его разделение. Оно может быть произведено двумя способами - дихтомии (деление на двое) и создание с помощью определенных доводов некоторых групп, в каждой из которых основания соответствующим образом индивидуализируются 1

    Классификация правовых режимов законодательством и исследователями проводится по различным основаниям. Подходы определяются и высказываются самые разнообразные. Они отличаются друг от друга по многим основаниям, которые условно можно подразделить на следующие:

    сферы действия - подразделяются на международно-правовые и внутригосударственные правовые режимы;

    отрасли права;

    продолжительность действия;

    основания установления;

    объекты правового воздействия;

    субъекты реализации устанавливаемых правовых предписаний.

    Необходимо отметить, что отраслевые правовые режимы обладают теми же основными чертами, отличающими отрасли права друг от друга. Поэтому при их характеристике следует выделять:

    1 См.: Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право, Книга первая: Общие положения. Изд.2-е. М.: «Статут» 1999. С.377.


    предмет регулирования (особенности установления

    управленческих, имущественных и других отношений);

    методы правового воздействия, характерные для конкретной отрасли права;

    отраслевые юридические инструментарии, базирующиеся на специфических принципах конкретной отрасли права;

    наличие кодифицированного акта, нормативно закрепляющего отраслевые принципы, общие положения и основные правовые средства.

    В.В. Ласточкин определяет понятие административно - правового режима как совокупность правовых установлений и необходимых организационных управленческих мероприятий, обеспечивающих порядок реализации отдельными гражданами своих соответствующих прав и обязанностей, а также такой порядок деятельности государственных органов и общественных объединений, который наиболее адекватно отвечает интересам обеспечения безопасности и охраны общественного порядка на данном, строго ограниченном участке государственного управления 1 .

    В.Б. Рушайло считает, что административно - правовой режим «есть установленная в законодательном порядке совокупность правил деятельности, действий или поведения лиц, а также порядок реализации ими своих прав в определенных ситуациях обеспечения и поддержания общественной безопасности специально созданными для этой цели государственными органами и общественными объединениями» 2 .

    Институт возникновения специальных правовых режимов чрезвычайного положения в истории человечества не имеет точной даты. Известный историк профессор Скрипилев Е.А. 3 считает, что одной из первых форм специального правового режима был институт диктатуры. Он является «очень древним и восходит еще к царскому периоду» древнеримского государства с республиканской формой правления (шестой - первый века до новой эры).

    В первоначальном, истинном значении этого слова диктатором называлось должностное лицо, стоящее во главе ополчения общины римского народа. К его назначению прибегали лишь при чрезвычайных обстоятельствах (состояние войны или волнения внутри государства) и на срок не более 6 месяцев.

    Юридическая сила нормативных актов, определяющих подобные режимы различна. В этом качестве могут выступать, как законы ("О чрезвычайном положении," «О военном положении», «О безопасности», "О закрытом административно-территориальном образовании" (ЗАТО) и

    1 Ласточкин В. В. Административно - правовые режимы и охрана
    Государственной границы. М.: 1999. С. 55-56.

    2 Рушайло В. Б. Административно - правовые режимы. М.: 2000. С. 24.

    3 См.: Скрипилев Е.А.. История государства и права древнего мира. Учебное
    пособие. М.: 1993. С. 50-51.


    др.), так и подзаконные нормативные акты, в том числе ведомственные, которые составляют большинство в общем массиве применяемых нормативных правовых актов.

    В отличие от подзаконных актов установленные законом административно-правовые режимы отличаются стабильностью и комплексным характером регулируемых общественных отношений. В этом можно убедиться на примере закона Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании" 1992 года, отметив его следующие особенности:

    ЗАТО в императивном порядке приравниваются к административно-территориальным единицам;

    по ряду вопросов ЗАТО находятся в ведении федеральных органов власти (определение границ, административная подчиненность, режим безопасного функционирования предприятий и объектов, условия нахождения и проживания граждан и т.п.);

    решения о создании и упразднении ЗАТО принимаются Парламентом России по представлению Правительства России;

    доходная и расходная части бюджета ЗАТО находят свое отражение в федеральном бюджете государства;

    определяются социальные гарантии и компенсации гражданам, проживающим и работающим в ЗАТО.

    Ведомственные нормативные акты, принимаемые на основании и во исполнение обладающих большей юридической силой нормативных актов, при установлении специальных административно-правовых режимов исходят из целей и задач, стоящих перед конкретными ведомствами. Однако этот процесс не автономен. Он обусловлен и взаимосвязан с интересами и политикой государства в рассматриваемой сфере.

    Действующие в Российской Федерации правовые режимы многообразны и многоаспектны. Как правило, все правовые режимы в той или иной степени связаны с ограничением прав граждан (например, при введении режимов военного и чрезвычайного положений, пограничного режима, режима работы с секретными документами, режима ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, уголовно-исполнительного режима). Поэтому такие ограничения должны быть не только оптимальными с точки зрения объема вводимых ограничений, но и устанавливаться только федеральным законом. В Российской Федерации это является конституционным требованием.

    Применительно к отрасли административного права институт правовых режимов достаточно широко вошел в юридическую теорию и практику. С юридически точным определением понятием и реальным действием административно-правовых режимов непосредственно связана эффективность государственного управления. Любая его область обладает собственными административно-правовыми режимами (экономический, таможенный, санитарный, ветеринарный, налоговый,


    противопожарный режим, режим регистрации и др., которые установлены в федеральных законах).

    Контрольные вопросы

    1. Дайте определение понятиям: «система права», «норма права», «правовой институт», «подотрасль права», «отрасль права», «правовой режим».

    2. Охарактеризуйте структурные элементы системы права.

    3. Проблемы становления в современной России институтов частного и публичного права.

    4. Основные черты правовых режимов.

    5. Общая характеристика ведущих отраслей права России.

    1. Учебник ТГиП.

    2. Поленина СВ. Система права и система законодательства в современных условиях // ж-л «Правоведение», 1987 г., № 5

    3. Алексеев С.С. Общая теория права. М., Юр. Литература, т. 1-1981 г., т. П-1982г.

    4. Поленина СВ. Взаимодействие системы права и системы законодательства в современной России // Государство и право. 1999г., № 9, с. 5-12.

    5. Байтин М.И., Петров Д.В. Система права: к продолжению дискуссии. // Государство и право. 2003, № 1, с. 25-34.

    6. Мозолин П.В. Система российского права (Доклад на Всероссийской конференции 14 ноября 2001 г.) // Государство и право. 2003, № 1, с. 107-113.

    7. Бошно СВ. Доктринальные и др. нетрадиционные формы права. // «Журнал Российского права». 2003, № 1, с. 82-91.

    8. Проблема реализации прав и свобод человека и гражданина. // Тематический номер ж-ла «Юриспруденция». М.: РГГУ. 2003. № 3. 287 с.

    9. Идрисов Р.Ф. Государство в обеспечении национальной безопасности России. М.: Манускрипт. 2001. 290 с.

    Ю . Лукашева Е.А. Общая теория прав человека. М.: 1999.

    П . Пчелинцев СВ. Проблемы реализации положений Конституции РФ об особых правовых режимах в федеральном законодательстве. //«Журнал Российского права». 2003,№ 11, с. 131-145.

    12. Саликов М.С. Конституционный судебный процесс в системе российского права. // «Журнал Российского права». 2003,№ 11, с. 125-130.


    13. Абрамова А.И., Рахманкина Т. Н. Классификатор правовых актов и вопросы упорядочения законодательства. // «Журнал Российского права». 2003, № 7.

    14. Бриксов В.В. О юридической силе кодифицированных федеральных законов. //«Журнал Российского права». 2003, № 8.

    15. Бурков А.Л. К вопросу об отраслевой принадлежности института административной юстиции. //«Журнал Российского права». 2003, № 4.

    16. Давыдова М.Л. О юридической природе нормативно - правовых предписаний: основные научные концепции. //«Журнал Российского права». 2003, № 10.

    17. Тихомиров Ю.А., Талапина Э.В. О кодификации и кодексах. //«Журнал Российского права». 2003, № 3

    18. Пчелинцев СВ. Развитие законодательства об осуществлении правосудия в условиях особых правовых режимов: история и современность. //«Журнал Российского права». 2003, № 6, с. 97-108.

    19. Гуськов А.Я., Колбая Г.К. Составляющие национальной безопасности России. //«Журнал Российского права». 2003, № 3.

    20. Канишевский В.А. Международный торговый обычай и его место в правовой системе Российской Федерации. //«Журнал Российского права». 2003, № 8.

    21. Абдуллин А.И. Об истоках международного частного права в России. //«Журнал Российского права». 2003, № 5.

    22. Байтин М.И., Петров Д.Е. Система права: к продолжению дискуссии. // « Государство и право». 2003, № 1, с.25-34.

    23. Бахрах Д.Н. О предмете административного права в России. //«Государство и право». 2003, № 10, с.31-38.

    24. Васильев ЮГ. Институт выдачи преступников (экстрадиции) как отдельный институт права. // «Государство и право». 2003, № 3, с.67-78.

    25. Дудко И.Г. К вопросу о «правовой системе» субъектов Российской Федерации. // «Государство и право». 2003, № 9, с. 96-99.

    26. Кроткова Н.В. Система права субъектов Российской Федерации: проблемы становления и развития (Межрегиональная научно - практическая конференция). // «Государство и право». 2003, № 7, с. 99-105.

    27. Мозолин В.П. Система российского права (Доклад на Всероссийской конференции 14 ноября 2001 г.). // «Государство и право». 2003, № 1, с. 107-113.

    28. Гаврилов В. В. Развитие концепции правовой системы в отечественной доктрине права: общетеоретический и международно - правовой подходы. // «Журнал Российского права». 2004, № 1, с. 76-87.

    29. Бошно СВ. Развитие признаков нормативного правового
    акта в современной правотворческой практике. //«Журнал Российского
    права». 2004, № 2, с. 95-106.

    Правовой режим - это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юрид. средств и со­здающий желаемое социальное состояние и конкретную степень бла­гоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права.

    Правовым режимам присущи следующие основные признаки:

    1) они устанавливаются в законодательстве и обеспечиваются го­сударством;

    2) имеют цель специфическим образом регламентировать конкрет­ные области общественных отношений, выделяя во временных и про­странственных границах те или иные субъекты и объекты права;

    3) представляют собой особый порядок правового регулирования, состоящий из юридических средств и характеризующийся определен­ным их сочетанием;

    4) создают конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов отдельных субъектов права.

    Правовые режимы придают адекватность и эластичность юридической форме, позволяют ей более четко улавливать различия неоднородных социальных связей, точнее реагировать и учитывать особенности разных субъектов и объектов, временные и пространственные факторы, включенные в сферу действия права.

    Правовые режимы классифицируются по многим основаниям:

    В зависимости от предмета правового регулирования выделяют конституционный, административный, земельный режимы;

    В зависимости от их юридической природы - материальные и процессуальные режимы;

    В зависимости от содержания - валютный, таможенный, пошлинный режимы;

    В зависимости от субъектов, в отношении которых он устанавливается, - режим беженцев, вынужденных переселенцев, лиц без гражданства;

    В зависимости от функций права - режим особого регулирования и особой охраны;

    В зависимости от формы выражения - законный и договорный;

    В зависимости от уровня нормативных актов, в которых они установлены, - общефедеральные, региональные, муниципальные и локальные;

    В зависимости от сфер использования - внутригосударственные и межгосударственные (режимы территориальных вод, экономических санкций).

    108. Правовые стимулы и огранечения.Правовые поощоения и правовые льготы.

    Правовой стимул - это правовое побуждение к законопослушному поведению, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования.

    Общие признаки реализации правовых стимулов:

    1) они связаны с благоприятными условиями для осуществления собственных интересов личности, так как выражаются в обещании либо предоставлении ценностей, а иногда в отмене либо снижении меры лишения ценностей;

    2) сообщают о расширении объема возможностей, свободы, ибо формами проявления правовых стимулов выступают субъективные права, законные интересы, льготы, поощрения;

    3) обозначают положительную правовую мотивацию;

    4) предполагают повышение позитивной активности;

    5) направлены на упорядоченное изменение общественных отно­шений, выполняют функцию развития социальных связей. В этих признаках заключается их необходимость и социальная ценность.

    Виды правовых стимулов:

    В зависимости от элемента структуры нормы права можно вы­делить юридический факт-стимул (гипотеза), субъективное право, за­конный интерес, льготу (диспозиция), поощрение (санкция);

    В зависимости от предмета правового регулирования выделяют конституционные, гражданские, экологические и другие стимулы;

    В зависимости от объема выделяют основные (субъективное право), частичные (законный интерес) и дополнительные (льгота) стимулы;

    В зависимости от времени действия выделяют постоянные (право на собственность) и временные (разовая премия) стимулы;

    В зависимости от содержания выделяют материально-правовые (заработная плата) и морально-правовые (благодарность) стимулы.

    Правовое ограничение - это правовое сдерживание противозакон­ного деяния, создающее условия для удовлетворения интересов контрсубъекта и общественных интересов в охране и защите.

    Общие признаки реализации правовых ограничений:

    1) они связаны с неблагоприятными условиями (угроза или Лише­ние определенных ценностей) для осуществления собственных инте­ресов субъекта, ибо направлены на их сдерживание и одновременно на удовлетворение интересов противостоящей стороны и общественной потребности в охране и защите;

    2) сообщают об уменьшении объема возможностей, свободы, а зна­чит, и прав личности, что достигается с помощью обязанностей, запре­тов, наказаний и т.п.;

    3) обозначают собой отрицательную правовую мотивацию;

    4) предполагают снижение негативной активности;

    5) направлены на защиту общественных отношений, выполняют функцию их охраны.

    Виды правовых ограничений:

    В зависимости от элемента структуры нормы права можно выде­лить юридический факт-ограничение (гипотеза), юридическую обязан­ность, запрет, приостановление и пр. (диспозиция), наказание (санкция);

    В зависимости от предмета правового регулирования выделяют конституционные, гражданские, экологические и подобные ограничения;

    В зависимости от объема выделяют полные (ограничение дее­способности детей) и частичные (ограничение дееспособности несо­вершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет) ограничения;

    В зависимости от времени действия выделяют постоянные (установленные законом избирательные ограничения) и временные (обозначенные в акте о чрезвычайном положении) ограничения;

    В зависимости от содержания выделяют материально-правовые (лишение премии) и морально-правовые (выговор) ограничения."

    Правовые поощрения - это форма и мера юридического одобрения \ добровольного, заслуженного поведения, в результате чего субъект вознаграждается, для него наступают благоприятные последствия.

    5) выступают в качестве юридического стимула, как правило, самого действенного по сравнению с субъективными правами, реко­мендациями, льготами.

    Под правовой льготой понимается правомерное облегчение поло­жения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворить свои интере­сы и выражающееся как в предоставлении дополнительных, особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей.

    Правовым льготам присущи следующие признаки.

    1) они сопровождаются более полным удовлетворением интересов субъектов, облегчением условий их жизнедеятельности, что обязательно должно осуществляться в рамках общественных интере­сов. При установлении льгот законодатель ставит цель социально за­щитить, улучшить положение отдельных лиц, перевести процесс удов­летворения их интересов в более благоприятный режим.

    2) правовые льготы представляют собой исключения из общих правил, выступают способом юридической дифференциации. Чем совершеннее право, тем дифференцированнее оно регламентиру­ет конкретные вопросы общественной жизни.

    3) правовые льготы выступают правомерными исключе­ниями, законными изъятиями, установленными компетентными орга­нами в нормативных актах в соответствии с демократическими про­цедурами правотворчества.

    Правовые льготы выполняют две основные функции: компенсаци­онную и стимулирующую.

    Компенсационный характер правовых льгот состоит в создании хотя бы примерно равных возможностей для развития лиц, находя­щихся в неравных условиях в силу биологических и социальных при­чин.

    Наряду с компенсационной, льготы выполняют и стимулирующую функцию: должны побуждать к отдельным видам общественно-полез­ной деятельности, создавать благоприятные условия для удовлетворе­ния собственных интересов лица. Это прежде всего налоговые льготы, установленные в целях развития производства, предпринимательства, фермерства, благотворительности, инвестиционной деятельности и пр.

    Категорию «льгота» нужно отличать от категории «гарантия», ко­торая является более широкой по своему объему, ибо включает в себя кроме льгот и другие юридические средства: поощрения, наказания, обязанности, запреты.

    "

    Другие определения

    Правовой режим - широкое юридическое понятие, в связи с чем единой точки зрения в теории права и правоприменительной деятельности касаемо как самого понятия, так и содержания данного феномена нет.

    Правовой режим - это порядок регулирования, который выражен в комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний и создающих особую направленность регулирования.

    С. С. Алексеев

    Правовой режим - одно из проявлений нормативности права, но на более высоком уровне. Он соединятет в единую конструкцию определенный комплекс правовых средств, который диктуется возникающими целями

    А. В. Малько

    Причины расхождений

    Расхождение во взглядах ученых, изучающих феномен «правового режима», проявляется в основном в подходе к «ширине» рассматриваемого понятия. Общим является то, что все авторы видят в режимах совокупность средств, направленных на достижение какой-либо общественной цели.

    Виды правовых режимов

    В настоящее время в правовой науке рассматривается множество отраслевых режимов, например:

    Примечания

    Литература

    • Андрей Пушкин Правовой режим иностранных инвестиций в Российской Федерации. - М .: Альпина Паблишер, 2012. - 376 с. - ISBN 978-5-9614-1954-2
    • Матузов Н. И., Малько А. В. Правовые режимы: Вопросы теории и практики. // Правоведение - 1996. - № 1. C. 16 - 29.

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Правовой режим" в других словарях:

      Правовой режим - специфический вид правого регулирования, выраженный в своеобразном сочетании комплекса нормативных правовых средств (дозволений, запретов, обязываний, правовых ограничений, стимулов, общедозволительного и разрешительного порядка регулирования и… … Элементарные начала общей теории права

      Правовой режим - это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов… … Большой юридический словарь

      Правовой режим контртеррористической операции в России - В целях совершенствования правовых основ деятельности по борьбе с терроризмом и его предупреждению в Российской Федерации 6 марта 2006 года был принят Федеральный закон О борьбе с терроризмом. Федеральный закон определяет контртеррористическую… … Энциклопедия ньюсмейкеров

      Правовой режим контртеррористической операции - Федеральный закон О противодействии терроризму предполагает в особых случаях введение режима контртеррористической операции. На территории или объектах в пределах которых введен правовой режим КТО на период проведения операции допускается… … Энциклопедия ньюсмейкеров

      Правовой режим территориальных вод - Территориальные воды (территориальное море) это морской пояс, расположенный вдоль берега или непосредственно за внутренними морскими водами прибрежного государства и находящийся под его суверенитетом. Прибрежные установки и искусственные острова… … Энциклопедия ньюсмейкеров

      Правовой режим конфиденциальности информации - это правовой режим доступа к конфиденциальной информации, а также регламентация порядка ее использования, способов и средств обеспечения ее защиты... Источник: МОДЕЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ КОДЕКС ДЛЯ ГОСУДАРСТВ УЧАСТНИКОВ СНГ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ (Принят в… … Официальная терминология

      Правовой режим секретности информации - это правовой режим доступа к секретной информации, а также регламентация ее использования, способов и средств обеспечения ее защиты... Источник: МОДЕЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ КОДЕКС ДЛЯ ГОСУДАРСТВ УЧАСТНИКОВ СНГ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ (Принят в г. Санкт… … Официальная терминология

      Правовой режим земель - определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

      Правовой режим информационных ресурсов - нормы, устанавливающие порядок документирования информации, право собственности на нее, категорию информации по уровню доступа к ней и порядок правовой защиты информации... Источник: СОГЛАШЕНИЕ ОБ ИНФОРМАЦИОННОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ГОСУДАРСТВ ЧЛЕНОВ… … Официальная терминология

      Правовой режим персональных данных - нормативно установленные правила, определяющие условия доступа, хранения, уточнения, передачи, блокирования, обезличивания и уничтожения персональных данных... Источник: МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ … Официальная терминология

    Книги

    • Правовой режим Шпицбергена и прилегающих морских районов , А. Н. Вылегжанин,В. К. Зиланов,В. М. Савва. Рассматривается эволюция правового положения островов архипелага Шпицберген от Соглашения 1S71 1872 гг. в виде обменных нот России и унии Швеции-Норвегии до Договорао Шпицбергене 1920 г. с…
    • Правовой режим Шпицбергена и прилегающих морских районов. Академический учебник для магистратуры , Вылегжанин Александр Николаевич, Зиланов Вячеслав Константинович, Савва Вера Михайловна. Рассматривается эволюция правового положения островов архипелага Шпицберген от Соглашения 1S71-1872 гг. в виде обменных нот России и унии Швеции-Норвегии до Договорао Шпицбергене 1920 г. с…