Приоритет прав и свобод человека основной. Приоритет прав человека по отношению к. III Экономические права и свободы

Помощь государства

Тема 2. Система, принципы и законодательство о государственной службе Российской Федерации

Государственная служба Российской Федерации – профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:

· Российской Федерации;

· федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

· субъектов Федерации;

· органов государственной власти субъектов Федерации, иных государственных органов субъектов Федерации;

· лиц, замещающих должности, установленные Конституцией РФ федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;

· лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Федерации для непосредственного исполнения полномочий субъектов.

Основные источники законодательного обеспечения государственной службы

Под источниками законодательства о государственной службе следует рассматривать нормативные правовые акты, которые регулируют организацию государственной службы и правовое положение государственных служащих.

В настоящее время законодательство Российской Федерации о государственной службе включает в себя: Конституцию РФ, базовые федеральные законыФедеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27.05.2003 N 58-ФЗ и Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004 N 79-ФЗ, а также ряд указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти. В их состав входят также конституции (уставы) субъектов РФ, их законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы государственной службы на уровне субъекта РФ, например, Закон Брянской области «О государственной гражданской службе Брянской области» от 16.06.2005 N 46-З, также Закон Брянской области от 28 февраля 2017 г. N 12-З "О порядке установления и перерасчетапенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Брянской области".

Конституционные основы государственной службы

Конституция РФ юридически закрепила существование института государственной службы в РФ и следующие основные принципы ее организации:

Принцип федерализма

Данный принцип отражает устройство РФ. Ключевыми элементами этого принципа являются понятия «единство системы», разграничение предметов ведения и полномочий. В соответствии с пунктом «н» ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении РФ и субъектов РФ находится установление общих принципов организации системы органов государственной власти.Исходя из этих положений Конституции РФ, принцип федерализма призван обеспечивать: во-первых, единство системы государственной службы; во-вторых соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.

Принцип единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами РФ

Принцип единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами РФотражает целостность системы, взаимосвязь и взаимодействие трех видов государственной службы (гражданской, военной и иной (правоохранительной)) и двух ее уровней - федерального и субъектов РФ. Единство системы предполагает наличие общих признаков во всех видах и уровнях государственной службы. Общими являются правовые, организационные и управленческие основы системы государственной службы, которые содержатся в федеральном законодательстве. Что касается особенностей, то они определяются федеральными законами о видах государственной службы и законами субъектов РФ о гражданской службе.

Принцип законности

Принцип законностиозначает, что государственные органы и должностные лица при осуществлении своих задач и функций обязаны строго соблюдать Конституцию РФ и иные нормативные правовые акты о государственной службе. Принцип законности отражает требования ст. 4 Конституции РФ о том, что Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ, а все остальные нормативные правовые акты, в том числе по вопросам государственной службы, должны соответствовать Конституции РФ. Понимание и применение всех нормативных правовых актов в субъектах РФ должно быть единообразным.

Существенными гарантиями законности в деятельности государственных служащих являются:

Ø правовое регулирование государственной службы;

Ø контроль и надзор за соблюдением режима законности на службе;

Ø качество работы государственных служащих и управленческой деятельности, соответствующее предъявляемым требованиям;

Ø юридическая защита государственных служащих;

Ø высокое правовое сознание и правовая культура государственного служащего.

Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина

Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защитыосновывается на положения статьи 18 Конституции РФ, согласно которой человек, его права и свободы признаются высшей ценностью. Поэтому именно права и свободы человека и гражданина являются содержанием всех видов государственной службы как социального института. Деятельность государственных служащих направлена на претворение в жизнь и защиту конституционных прав, свобод и законных интересов граждан. Государственные служащие в пределах своих полномочий обязаны способствовать:

§ созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

§ реализации на практике равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, другим обстоятельствам;

§ охране труда и здоровья людей;

§ государственной поддержке семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, в том числе поддержанию на достойном уровне системы государственных гарантий социальной защиты населения, созданию системы социальных служб;

§ охране достоинства личности, недопущению его умаления ни по каким основаниям органами управления и должностными лицами;

§ защите частной собственности наравне с государственной, муниципальной и иными формами собственности и др.

Права гражданина - это коллективная воля общества, которую призвано обеспечить государство.
Статус гражданина определяется институтом гражданства, его особой правовой связью с государством. Данная связь означает как содействие государства в реализации гражданских прав, так и их защиту от незаконного ограничения.
Права человека есть неотъемлемые, неразделимые, материально обусловленные и гарантированные государством возможности индивида обладать и пользоваться конкретными благами: социальными, экономическими, политическими, гражданскими (личными) и культурными.

Работа содержит 1 файл

Конституция Российской Федерации (ст. 2), рассматривает человека, его права и свободы как высшую ценность. Раскрывая это конституционное положение, мы прибегаем к употреблению понятий - человек, личность, гражданин. Оперируя ими, необходимо помнить о том, что для каждого из них характерно свое содержание.

Понятие человек носит природно-общественный характер. Этим понятием фиксируются общие родовые признаки биологического организма, сознание, язык, труд. Понятие личность - социальное. Под ним понимается совокупность социальных признаков, свойственных и выражающихся в своеобразной индивидуальной форме.

Человек - это материальный носитель личности и личность выражает его общественные свойства. Человек как личность, т.е. в социальном плане, существует только во взаимоотношениях с другими членами общества. В процессе становления человека личностью большое значение имеют его права и свободы, закрепленные законодательством.

Что касается понятия - гражданин, то оно является свидетельством принадлежности лица к определенному государству, политико-правовым выражением взаимоотношений человека и государства, отношением личности к государству и праву, к власти и закону, к политической деятельности.

Говоря о соотношении понятий человек и гражданин, необходимо отметить, что понятие человек является родовым, обобщающим понятием не только для граждан Российской Федерации, но и для иностранных граждан, лиц без гражданства, вынужденных переселенцев, беженцев. В условиях своего государства понятие человек, личность, гражданин совпадают, ибо одни и те же лица выступают во всех этих качествах, имеют общий государственно- правовой статус.

Как член гражданского общества человек равноправен со всеми другими, но как член политического, т.е. государственно- организованного общества, он равноправен лишь с теми, кто, как и он, принадлежит к данному государству. У него больше прав и обязанностей в своей стране, чем у тех, кто к данному государству не принадлежит. Права человека приобретают юридическую значимость только тогда, когда их признает государство. Сами по себе права человека без такого признания не могут являться категориями внутригосударственного права и представляют собой постулаты международного права.

В чем же проявляется ценность права? Ценность права - это свойство, обуславливающее его значимость для удовлетворения интересов и потребностей общества и личности. Право, как и все другие социальные регуляторы, предстает перед личностью в виде системы норм, требований, определяющих ее способность ориентироваться в окружающем мире и выбирать социально оправданные варианты поведения. Системой правовых норм очерчивается пространство свободы, в котором осуществляется самоопределение личности. Границы и объем свободы в правовой сфере детерминированы и закреплены государством в системе нормативных правовых актов. Таким специфическим способом государство выражает в нормах права меру свободы личности и общества в целом.

Личность, обретая формальную свободу, может в этих границах выбирать нужный вариант поведения, а также рассчитывать на определенные действия других лиц и государственных органов. Поэтому система норм не только очерчивает сферу свободного поведения самой личности, но и ограждает эту сферу от чьих бы то ни было посягательств. В этом случае право противостоит беззаконию и произволу, в чем проявляется один из важнейших аспектов его социальной ценности. Таким образом, право очерчивает те границы, в пределах которых личность обладает свободой, возможностью совершать действия, отвечающие ее интересам.

Характеристика права как меры, как границы свободы действий всех участников общественных отношений раскрывает его общие ценностные свойства. Такая характеристика может разворачиваться и конкретизироваться в различных аспектах. Один из таких аспектов определен Конституцией Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации, рассматривая человека, его права и свободы в качестве высшей ценности, тем самым провозглашает свое понимание взаимоотношений государства и личности, ставит на передний план именно личность. Уважение к личности и ее защита являются неотъемлемым атрибутом конституционного государства, его обязанностью. Об этом прямо сказано в статье 2 Конституции Российской Федерации: "Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства".

Установленные в статье 2 Конституции принципиальные положения, связанные с отношением государства к человеку, служат надежной предпосылкой к решению всех конкретных проблем правового регулирования статуса человека и гражданина в Российской Федерации. Поэтому для большинства зафиксированных в Конституции Российской Федерации прав и свобод характерна тесная связь с признанием человека высшей ценностью.

Что характерно для связи между признанием человека, его прав и свобод высшей ценностью и конкретными правами и свободами человека и гражданина, закрепленными в главе II Конституции Российской Федерации?

Во-первых, эта связь состоит в том, что если статья 2 Конституции, определяющая общий принцип взаимоотношений человека и гражданина с точки зрения (с позиции) возможного нарушения прав и человека и гражданина, имеет в виду лишь объект защиты, то статьи главы II Конституции, посвященные конкретным основным правам и свободам человека и гражданина сформулированы уже более субъективно и представляют собой определенный элемент конкретизации положения человека и гражданина в обществе и государстве применительно к конкретной сфере жизни или определенной ситуации;

Во-вторых, принцип признания прав и свобод высшей ценностью должен оказывать определяющее влияние не только на содержание основных прав и свобод, но и на всю деятельность государства. государство в условиях действия этого принципа не вправе в своей деятельности выходить за установленные им границы взаимоотношений с человеком. Только действуя в этих рамках в интересах человека оно приобретает те черты, которые характеризуют его в качестве конституционного государства. Все это говорит о том, что нормы Конституции, посвященные основным правам и свободам человека и гражданина, т.е. те, которые закреплены в главе II Конституции, нельзя рассматривать вне связи с принципом признания его прав и свобод высшей ценностью, нельзя вносить в них изменения и дополнения, противоречащие этому принципу. Именно поэтому в ч. 1 статьи 135 Конституции Российской Федерации установлен особый порядок внесения поправок в главу II Конституции. Это также относится не только к конституции, но и ко всему текущему законодательству;

В-третьих, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью касается каждого человека. Однако для реализации этого принципа важное значение имеют социальные функции каждого человека, его ответственность перед другими людьми, обществом в целом и государством. Только в этом случае принцип признания человека высшей ценностью может быть распространен в равной мере на всех членов общества. Человек, который не желает признавать достоинство, права и свободы других людей, никогда не сможет обеспечить собственное достоинство, свои права и свободы. Иначе говоря, личностная ценность права неотделима от его нравственной ценности;

В-четвертых, свобода личности обеспечивается и четким закреплением компетенции или правового статуса государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, общественных объединений. Юридическая урегулированность их деятельности позволяет гражданам требовать защиты нарушенного права, его восстановления. Человек, его права и свободы должны защищаться государством с помощью разнообразных норм материального и процессуального права, в том числе за счет повышения эффективности реализации судебной защиты.


  1. Бессарабов Владимир Григорьевич - доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры Академии Генеральной прокуратуры РФ, государственный советник юстиции 3 класса;
  2. Игонина Надежда Александровна - кандидат юридических наук, заведующая отделом НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, старший советник юстиции;
  3. Ашиткова Татьяна Васильевна - кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, старший советник юстиции

Аннотация:

В статье дается определение понятия «приоритеты деятельности прокуратуры», уточняется его значение для сферы соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Проведена классификация приоритетов, в основе которой лежат положения Конституции Российской Федерации и международного права. По мнению авторов, первоочередной защите подлежат личные права, вытекающие из естественного статуса человека как такового, присущие ему от рождения. Следующими по степени приоритетности являются политические права, обеспечивающие полноценное участие граждан в политической жизни страны и, наконец, – права человека в социально-экономической и духовной сферах, призванные гарантировать свободу развития личности и достойный уровень жизни. Как утверждают авторы статьи, прокуроры при выделении наиболее важных целей и задач в своей деятельности, руководствуются такими объективными факторами, как анализ состояния законности, связь положения дел в рассматриваемой сфере правоотношений с поддержанием стабильности и баланса в обществе, правозащитной функцией, указаниями руководства страны или Генерального прокурора Российской Федерации. В статье показано, что выбор приоритетов в прокурорской деятельности, в том числе в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина, - сложный многогранный процесс, на который оказывает влияние международная обстановка, внутренние процессы, происходящие в государстве, в том числе чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, ряд других факторов. Авторы выделяют проблемы, которые, по их мнению, следует решить для повышения эффективности прокурорской деятельности, это – дальнейшее развитие законодательства о прокуратуре, упрочение ее правового положения, в том числе конституционного статуса. Выводы и предложения авторов статьи основаны на теоретических положениях, выдвинутых российскими правоведами, а также на собственных эмпирических исследованиях.

Ключевые слова:

прокуратура, приоритеты, права и свободы человека и гражданина, правовое государство, прокурорский надзор, Россия, РФ.

Приоритеты прокурорской деятельности в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина представляют собой первоочередные задачи, решение которых имеет особую актуальность для состояния законности. Приоритеты органов прокуратуры закладывают основы для разработки направлений деятельности, в которых определяются подходы к реализации намеченных целей, конкретные механизмы реализации поставленных стратегических или тактических задач.

Сама прокурорская деятельность в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина является приоритетной для российской прокуратуры; она основана на положениях ст. 2 Конституции Российской Федерации, закрепившей императивное положение о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - важнейшая обязанность государства.

В ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что деятельность прокуратуры осуществляется в целях «обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства». Таким образом, прокурорская деятельность в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина является предназначением российской прокуратуры и одним из основных приоритетов.

Законодательное признание приоритетности надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина служит подтверждением практической реализации программной установки правового государства о приоритете интересов личности в системе защищаемых законом ценностей .

Причем эта приоритетность носит перманентный, стратегический характер. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина – неотъемлемая часть прокурорской деятельности, которая никогда и ни при каких условиях не может быть прекращена или приостановлена российской прокуратурой.

Деятельность российской прокуратуры охватывает защиту всего комплекса прав и свобод человека и гражданина, который установлен Конституцией Российской Федерации. Согласно теории права и международно-правовым нормам личность в обществе имеет три группы прав и свобод. Это, во-первых, личные права и свободы, которые закреплены в ст. 20–30 Конституции Российской Федерации. К ним относятся: право на жизнь, право на защиту своей чести и доброго имени, право на свободу и личную неприкосновенность, право неприкосновенность жилища и др. Ограничения этих прав могут осуществляться только в случаях, установленных федеральным законом и на основании судебного решения. К личным правам человека относятся также право на свободное передвижение, выбор места жительства и пребывания, право каждого определять и указывать свою национальность, право на пользование родным языком, свобода совести и вероисповедания, свобода информации и др.

Вторую группу прав составляют политические права и свободы, с помощью которых обеспечивается участие граждан в политической жизни общества, в формировании важнейших государственно-правовых институтов страны. Это, прежде всего, право участвовать в управлении делами государства и избирательное право; право граждан проводить собрания, митинги и демонстрации; равный доступ к государственной службе; право участвовать в отправлении правосудия; право обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления.

Третью группу прав составляют социально-экономические и культурные права и свободы человека и гражданина, с помощью которых обеспечивается социальная и экономическая защищенность человека, определяется его положение в сфере труда, благосостояние.

Конституция провозглашает такие социально-экономические и культурные права, как право на свободное использование своих способностей и имущества; свободу экономической деятельности; право частной собственности; право на труд, на отдых и на социальное обеспечение; право на жилище, на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на благоприятную окружающую среду; право на образование и др.

Полагаем, что выбор и реализация прокурором приоритетов деятельности в сфере соблюдения прав человека и гражданина зависит от вида прав, в защиту которых он выступает.

Безусловно, в первую очередь подлежат защите со стороны прокурора личные права, которые принадлежат человеку от рождения и составляют основу его правового статуса. Большинство личных прав носят абсолютный характер, т.е. являются не только неотчуждаемыми, но и не подлежащими ограничению. Отсюда повышенный уровень гарантий и охраны этих прав и свобод, в том числе со стороны прокуроров.

Затем по степени приоритетности следуют политические права человека и гражданина, поскольку деятельность прокурора осуществляется в рамках существования политической структуры общества – государства.

Полнота и последовательность реализации политических прав и свобод человека и гражданина в обществе во многом определяет степень реализации прав социально-экономического и культурного характера. Многие права данной группы детализируются в отраслевом законодательстве – трудовом, жилищном, пенсионном, семейном, о здравоохранении, лекарственном обеспечении и др. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере исполнения этих видов законодательства осуществляют прокуроры.

Результаты анкетирования, проведенного в 2013 г. отделом проблем прокурорского надзора и укрепления законности в сфере конституционных прав и свобод человека и гражданина НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, среди почти 1300 прокуроров, специализирующихся по вопросам надзора за исполнением законов и законностью правовых актов, показали какие направления надзора являются наиболее приоритетными в процессе осуществления ими своей деятельности. Таковыми, по мнению прокуроров, являются: трудовые права (55,1%), жилищные права (54,9%), права в сфере охраны здоровья (49,1%), права на оплату труда (41,3%), права пенсионеров и инвалидов (25,6%), права в сфере миграции (18,9%), право на охрану труда (15,7%), право на обращение (14,5%), права потребителей (8,4%), избирательные права (7,0%), права в сфере занятости (6,3%), права о воинской обязанности и воинской службе (2,4%), право на средства массовой информации (1,3%), иные направления (2,14%).

В научной литературе вопросам определения и реализации приоритетов деятельности органов прокуратуры, в том числе в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина, уделяется значительное внимание.

В силу универсальности и всеобъемлемости надзорной деятельности прокурора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина особенно актуален принцип научной обоснованности приоритетов. Учеными предлагаются различные критерии выделения приоритетов, которые, как правило, носят комплексный характер и могут быть использованы и служить ориентиром при их определении в практической деятельности прокуроров.

Например, А.Х. Казариной предложены следующие критерии для выделения основных приоритетных направлений прокурорского надзора:

– состояние законности в рассматриваемой сфере общественных отношений определяет экономическое благосостояние страны, политическую и социальную стабильность общества;

– нарушения законодательства в рассматриваемой сфере имеют широкую распространенность и устойчивую тенденцию к росту, представляют собой повышенную общественную опасность и затрагивают интересы личности и государства;

– нормы законодательства, которые подлежат проверкам, отличаются императивностью и охранительным характером, а надзор в рассматриваемой сфере отношений является не только правом, но и обязанностью прокурора;

– общественные отношения, регулируемые нормами законодательства, имеют очевидную перспективу развития и тесную, часто доминирующую, взаимосвязь с иными общественными отношениями .

Несколько иные критерии положены в основу «теории приоритетов организации и деятельности органов прокуратуры», разработанной Т.А. Ашурбековым. Индикаторами таковых приоритетов, по его мнению, выступают: «социальные, экономические, политические, и иные явления, процессы, которые по своей природе, значимости и степени актуальности воздействуют на характер принимаемых решений органами исполнительной, законодательной власти, на поведение отдельных лиц, социальных групп, населения конкретного региона, населенного пункта или страны в целом, уровень и интенсивность проявления угроз национальной безопасности; установленные изменения в состоянии законности и правопорядка, … свидетельствующие о неблагоприятных тенденциях их развития и т.д.» .

В защищаемых диссертациях последних лет нередко с успехом доказывается, что исследуемое авторами направление прокурорского надзора является наиболее актуальным и приоритетным . Как правило, авторы обоснованно кладут в основу объективные факторы, такие как анализ состояния законности, связь положения дел в рассматриваемой сфере правоотношений с поддержанием стабильности и баланса в обществе, правозащитной функцией, указаниями руководства страны или Генерального прокурора Российской Федерации.

Можно констатировать, что определение и реализация в рамках надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина направлений, которые могут иметь приоритетное значение для прокуроров, обусловлены в первую очередь тем фактом, закреплены ли права и свободы в Конституции Российской Федерацией, которая устанавливает основные права и свободы человека и гражданина в стране. Безусловно, как свидетельствуют события, право на труд, оплату труда, жилье, охрану здоровья, образование, свободу слова и т.д. всегда будут в центре внимания российской прокуратуры. Поэтому Генеральный прокурор Российской Федерации приказом № 195 от 07.12.2007 ориентировал прокуроров «акцентировать внимание на защите закрепленных в Конституции Российской Федерации прав на охрану здоровья и медицинскую помощь, социальное обеспечение, трудовых, жилищных, избирательных и иных социальных и политических прав и свобод человека и гражданина» .

Кроме указанного, важнейшую роль при определении приоритетов прокурорского надзора играет международная ситуация, исторические события, которые требуют правового оформления в законах, играющих особую роль для реализации прав и свобод человека и гражданина, и как следствие – организации прокурорского надзора.

Например, Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» накладывает новые актуальные и срочные обязанности на работников прокуратуры. Реализация этого закона предполагает, что прокуроры вновь образованных субъектов Российской Федерации прежде всего направят свои усилия на обеспечение единства правового пространства при формировании правового поля при интеграции новых субъектов Российской Федерации - Республики Крым и города федерального значения Севастополя - в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.

Новыми приоритетными задачами в этом процессе, стоящими перед органами прокуратуры на первом этапе, являются:

Обеспечение участия прокуроров в подготовке законопроектов, разрабатываемых органами государственной власти указанных субъектов РФ во исполнение Федерального закона от 06 октября 1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации",

Обеспечение осуществления прокурорского надзора за законностью принятых нормативных правовых актов на постоянной основе;

Инициативная разработка проектов законов и иных нормативных правовых актов во исполнение законодательства Российской Федерации, в первую очередь, по финансово-бюджетным вопросам, по регулированию имущественных отношений, по формированию органов власти, в том числе, органов контроля на уровне субъектов Российской Федерации, что позволит обеспечить реализацию социально-экономических задач в указанных регионах и достойный уровень жизни граждан.

На втором этапе необходимым является формирование муниципального уровня власти в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», разработка уставов муниципальных образований, формирование нормативной базы, регламентирующей различные сферы жизнедеятельности, активизация надзора за законностью нормативных правовых актов, принимаемых органами местного самоуправления, в целях реализации прав граждан на местное самоуправление и оперативного решения всех задач на местах на максимально приближенном к населению уровне.

Также насущной задачей прокуроров Крымского федерального округа станет защита прав и свобод населения Крыма, его правовое просвещение, организация приема граждан, рассмотрение их заявлений и обращений, участие в судах в защиту прав и законных интересов социально незащищенных категорий граждан.

В целях своевременного реагирования на факты нарушения законов, обеспечения защиты прав граждан, а также оказания необходимой правовой помощи жителям полуострова распоряжением Генерального прокурора Российской Федерации Ю.Я. Чайки в мае 2014 г. в Симферополе создана временная приемная Генерального прокурора Российской Федерации. Благодаря функционированию данной приёмной в органы прокуратуры Российской Федерации поступает оперативная информация о развитии социально-экономической ситуации в Республике.

Недавно принятые законы также могут потребовать от прокуроров концентрации надзорных усилий для оценки законности их правоприменения, отработки механизма действия закона, выявления его слабых мест или пробелов регулирования правоотношений.

Так, вступивший в силу 01 сентября 2013 г. Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» регулирует важнейшие стороны современной социальной жизни граждан Российской Федерации. Поэтому прокурорский надзор за исполнением положений этого закона может стать одним из приоритетных направлений деятельности прокуратуры в ближайшие годы.

Федеральный закон от 25 ноября 2013 № 317-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации» внес изменения более чем в 60 федеральных законов, регулирующих или затрагивающих сферу охраны здоровья граждан. Внесенные изменения касаются наиболее важных, существенных сторон организации медицинской помощи населению Российской Федерации. Очевидно, что прокурорам при планировании своей деятельности на ближайшие периоды времени необходимо будет учесть новации законодательства об оказании медицинской помощи в России и выделить надзор за его исполнением в разряд приоритетных.

Ознакомление прокуроров с планами законопроектной деятельности в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина поможет им определить и реализовать приоритеты в процессе участия в нормотворческой деятельности.

В периоды проведения предвыборных компаний и выборов усилия прокуроров должны быть в первую очередь направлены на укрепление законности в данной сфере общественных отношений, обеспечение соблюдения прав граждан на свободу выбора.

Кроме того, в основу выработки критериев приоритетов в сфере прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина должны быть положены такие объективные факторы, как оценка состояния законности в тех или иных сферах общественных отношений; принятие федеральных, региональных или муниципальных программ развития тех или иных социальных сфер жизни общества.

Чрезвычайные ситуации, факты стихийных бедствий или катастроф, происходящих время от времени на территории Российской Федерации, ставят перед прокуратурой срочные и неотложные задачи по осуществлению надзора за исполнением федерального законодательства и соблюдением прав граждан при ликвидации последствий этих аварий и катастроф.

Чтобы сориентировать прокуроров на проведение наиболее эффективных мероприятий в обстановке, требующей принятия экстренных мер, Генеральный прокурор Российской Федерации издал приказ 10 февраля 2011 № 30 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного характера и их последствий».

Приоритетным направлением становится деятельность прокуроров при наступлении каких-либо знаменательных дат, принятии в связи с такими событиями специальных нормативных правовых актов, указов Президента и постановлений Правительства Российской Федерации, что требует от прокуроров принятия дополнительных усилий и мер по укреплению законности в той или иной сфере общественной жизни.

07 мая 2008 г. Президентом Российской Федерации издан Указ № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов», которым в связи с предстоящим празднованием 65-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановил считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 № 5-ФЗ «О ветеранах». В связи с данным указанием органам государственной власти было предложено принять дополнительные меры по обеспечению жильем названных категорий граждан.

Принятие федеральных, региональных или муниципальных целевых программ или проектов перспективного развития отдельных сторон социальной жизни общества также служит для прокуроров ориентиром для направления усилий на осуществление надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в таких областях социальной сферы. Так реализация приоритетных национальных проектов стала на многие годы предметом неослабного прокурорского надзора за соблюдением законности в процессе их выполнения. Генеральным прокурором Российской Федерации издан приказ от 19 января 2007 № 11 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации приоритетных национальных проектов», регулярно и на всех уровнях организовывались проверки по исполнению законодательства при реализации приоритетных национальных проектов, создавались рабочие группы, проводились коллегии по итогам проведения проверок, направлялись информационные письма.

Такие факторы выбора приоритетов в деятельности прокуроров, как указания руководства государства, Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров спецпрокуратур по вопросам соблюдения прав и свобод человека и гражданина также носят для всех нижестоящих прокуроров, осуществляющих надзор, объективный характер, поскольку такие указания исходят из оценки объективно существующей реальности и определении ключевых моментов, которые влияют на укрепление законности в обществе, закрепляются в нормативных актах и являются обязательными для исполнения.

Приоритеты в выборе направлений прокурорского надзора указываются в организационно-распорядительных документах Генерального прокурора Российской Федерации. Например, конкретные и определенные приоритеты обозначены в приказе от 07 декабря 2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», где прокурорам предписано «конкретными и систематическими действиями реализовывать приоритетное направление прокурорского надзора – соблюдение прав и свобод человека и гражданина…».

Можно констатировать, что система определения и реализации приоритетов деятельности органов прокуратуры в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина четко не закреплена в каких-либо правовых актах, не имеет четкой структуры, поэтому носит открытый и гибкий характер, может быть диверсифицирована в связи с развитием как самого российского общества, так и его правового регулирования, а также расширением функций и полномочий российской прокуратуры.

Ряд факторов, негативно влияющих на выбор и реализацию приоритетов прокурором, осуществляющим надзор в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина, обусловлен недостатками действующего законодательства, в связи с чем необходимо изменение и дополнение Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в части расширения полномочий прокурора, упрочения его правового статуса.

Нормативное положение о приоритетности для прокуратуры надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина должно быть закреплено в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации», а также отражено в Модельном законе о прокуратуре для стран СНГ.

Осуществление такой важной государственной задачи, как надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, требует чтобы прокуратура занимала соответствующее место в самой Конституции Российской Федерации: была выделена в отдельную самостоятельную главу. Также очевидно, что Генеральному прокурору Российской Федерации должно быть предоставлено право законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Право прокуроров привлекать к проведению проверок специалистов органов государственного контроля и надзора должно иметь организационно-финансовое обеспечение.

Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 07 декабря 2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» // СПС «КонсультантПлюс», 2015.

Хатов Э.Б. Теоретические и практические проблемы совершенствования прокурорского надзора за исполнением законов органами государственного контроля в сфере экономики. Дисс. … канд. юрид. наук.: 12.00.11. М., 2004.

Ястребов В.Б. Прокурорский надзор. Учебник. М., 2001.

Аннотация En:

In the present article the notion of "priorities of the prosecution" are defined, its value for the sphere of human rights and freedoms of man and citizen are stated. The classification of priorities, which is based on the provisions of the Russian Constitution and international law are stated. According to the authors, under the primary protection are the personal rights, which are derived from a natural person"s status, inherent from birth. Next in order of priority are political rights, ensuring the full participation of citizens in the political life of the country, and finally - human rights in the socio-economic and cultural spheres, to guarantee the freedom of personal development and decent standards of living. Due to the authors` opinion, prosecutors in the allocation of the most important goals and objectives of its activities are guided by objective factors such as the analysis of the state of law, connection of the situation in this sphere of legal relations with the maintenance of stability and balance in the society, human rights functions, country"s leadership and guidance of the General Prosecutor of the Russian Federation. The article shows, that the choice of priorities in the public prosecutor"s activity, including the field of human rights and freedoms of man and citizen is a complex multi-faceted process, which affects the international situation, the internal processes, occurring in the country, including natural and man-made emergencies and a number of other factors. Authors identify issues that, in their opinion, should be addressed to improve the effectiveness of prosecutorial activities. That is the further development of the law about the Prosecutor"s Office and the consolidation of its legal position, including constitutional status. Conclusions and suggestions are based on the authors" theoretical positions, made by the Russian jurists, as well as according their own empirical researches.

Ключевые слова En:

prosecutor"s office, priorities, rights and freedoms of man and citizen, constitutional state, public prosecutor"s supervision, Russia, Russian Federation.

Принцип федерализма способствует демократизации государственного механизма.

Всего в РФ 89 субъектов, добровольно объединенных в одно государство. Это объединение закреплено Федеративным договором , подписанным 31 марта 1992 г., а также Конституцией РФ 1993 г.

Федерализм предполагает :

1) равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти;

2) государственную целостность;

3) единство системы государственной власти;

4) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

5) равноправие и самоопределение народов.

Субъекты равноправны во взаимоотношениях не только с федеральными органами государственной власти, но и между собой.

Право на самоопределение народов не должно нарушать государственную целостность Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов РФ и федеральные органы государственной власти образуют единую систему .

Органы государственной власти субъектов РФ имеют собственную компетенцию , закрепленную в Конституции РФ, и самостоятельны в пределах этой компетенции. Конституция РФ называет вопросы совместного ведения РФ и субъектов РФ и указывает, что вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.

Для реализации стоящих перед ними задач субъекты РФ обладают финансовыми средствами, наделены собственностью. Они имеют собственный бюджет, который пополняется за счет налоговых отчислений, доходов от собственности субъекта и т. д., кроме того, при необходимости субъект РФ получает трансферты (дотации) из федерального центра.

В РФ гарантируется равноправие и самоопределение народов . Кроме того, РФ гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами.

Принятие в РФ и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

Конституция РФ допускает изменение наименования субъекта. В связи с изменением наименований Ингушской Республики и Республики Северная Осетия соответственно на Республику Ингушетия и Республику Северная Осетия – Алания в ст. 65 Конституции РФ вносились изменения Указом Президента РФ.

13. Принцип приоритета прав и свобод человека

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью , а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Законодательство РФ и в первую очередь Конституция РФ защищают права и свободы человека и гражданина. Эти права, кроме того, являются непосредственно действующими .

Субъективное право – это действительная возможность личности поступать по собственному усмотрению, осуществлять самостоятельно выбор юридически значимого поведения.

Диспозитивность конституционных норм выражается в предоставлении человеку права самому решать, как использовать свои права или вовсе их не использовать.

Субъективное право имеет следующие признаки :

1) оно предусмотрено нормой права;

2) оно гарантировано государством;

3) оно является мерой возможного поведения лица.

Государство характеризует ряд прав и свобод как неотчуждаемые, естественные и присущие с рождения.

Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина заключается в том, что права и свободы определяют смысл, содержание и применение законов , деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием, т. е. силой государственного принуждения.

Приоритет прав и свобод человека и гражданина является обязательным в правовом государстве.

Положения Конституции РФ, касающиеся прав и свобод, сходны с соответствующими положениями международных документов, таких как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Устав ООН и т. д.

Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Перечень основных прав и свобод , закрепленный в Конституции РФ, составляет основы правового статуса личности в РФ. Следует иметь в виду, что этот перечень не является исчерпывающим. Перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы граждан.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Так, в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. Однако и в этом случае не подлежат ограничению такие права и свободы, как право на жизнь, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, свобода совести, право на судебную защиту, право на получение квалифицированной юридической помощи, право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей, презумпция невиновности, право на пересмотр приговора вышестоящим судом, право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Поскольку правовой статус личности имеет для законодателя первостепенное значение и должен быть стабильным, изменения положений главы 2 Конституции РФ возможны только в особом порядке .

Каждому праву соответствует определенная обязанность . Свои права граждане вправе использовать в такой мере, в какой это не нарушает права других граждан. Злоупотребление правами запрещается.

Гарантом прав и свобод граждан РФ является Президент РФ.

14. Принцип равноправия граждан

Принцип равноправия граждан означает наличие равного количества прав у всех граждан по закону . Каждый человек уникален, каждый человеческий опыт неповторим.

В силу различной активности, физических возможностей, имущественного положения, развития, интеллектуальных способностей и других данных все люди занимают различное положение в обществе и выполняют различные социальные задачи. Это не противоречит принципу равноправия, поскольку этот принцип предполагает не фактическое, а юридическое равенство.

Суть юридического равенства заключается главным образом в предоставлении всем лицам равных возможностей путем наделения равными правами.

Этот принцип стал общепризнанным не так давно. Еще в XIX в. в России все население делилось на сословия, наделенные различными правами и несущие различные обязанности. Так, например, всей совокупностью прав наделялось дворянство. Крепостные крестьяне же были бесправны. Для традиционных систем вообще характерна строгая иерархия сословий. Самым показательным примером являются варны (касты) в Индии.

Равноправие ставит всех граждан в равные условия , словно подводит к общей стартовой линии.

Основные права равны у всех людей в силу того, что принадлежат человеку от рождения и являются неотчуждаемыми.

Принадлежность основных прав человеку от рождения независимо от состояния гражданства, положения человека в обществе и других факторов предполагает их неотчуждаемость.

Неотчуждаемость основных прав логически вытекает из тезиса о естественности прав (если государство не наделяет человека этими правами, значит, оно и не вправе этих прав его лишать) и означает, что ни при каких условиях эти права не могут быть отчуждены (их нельзя отменить, ограничить, изменить, даже добровольно).

Права и свободы человека можно классифицировать следующим образом :

1) личные права и свободы;

2) политические права и свободы;

3) экономические права и свободы;

4) права и свободы в сфере культуры.

Эти права одинаковы для всех людей. Исключением являются политические права, поскольку в РФ они могут принадлежать только гражданам РФ.

Гражданство – особая правовая связь человека и государства, порождающая права и определенные обязанности и с той и с другой стороны.

Данный принцип подразумевает именно равенство прав и свобод граждан РФ. Что касается иностранцев, законодательство РФ предусматривает для них и лиц без гражданства национальный режим , т. е. им предоставляются одинаковые права и свободы, за исключением политических. Национальный режим для иностранцев в настоящее время повсеместно распространен.

Среди граждан РФ тоже существует определенная дифференциация, обусловленная присутствием в законодательстве РФ института двойного гражданства . Человек, обладающий гражданством двух государств, называется в теории права бипатридом (от греческих слов «би», что значит «два», и «патрия» – «родина»). Бипатриды также ограничены в некоторых политических правах. Например, они ограничены в праве занимать некоторые государственные должности.

От принципа равенства прав и свобод граждан следует отличать принцип равенства граждан перед законом и судом . Данный принцип уже принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, поскольку затрагивает лишь два аспекта этого равенства – равенство перед законом и равенство перед судом.

Принцип равенства граждан перед законом и судом означает, во-первых, наличие общего для всех общегражданского статуса и, во-вторых, отсутствие дискриминации, которая запрещается в какой-либо форме. В РФ запрещена дискриминация по половому, национальному или какому-либо другому признаку. Закон имеет одинаковый смысл для всех, а его нарушение влечет одинаковую для всех ответственность.

15. Принцип равенства перед законом и судом

Со времен Великой французской революции равенство признается социальной ценностью. Различают фактическое и юридическое равенство . В Конституции РФ и прочих правовых актах речь идет именно о юридическом равенстве.

Юридическое равенство – это такое закрепленное законодательством положение субъектов права, при котором каждый из них наделяется одинаковым статусом, одинаковыми возможностями.

Фактическое равенство – неправовая категория, его законодательное закрепление в правовом государстве невозможно потому, что это противоречило бы всем основным правам и свободам человека. Следует иметь в виду, что фактическое равенство является утопией и все попытки его установления неизбежно терпели крах.

Принцип равенства граждан перед законом и судом означает, во-первых, наличие общего для всех общегражданского статуса и, во-вторых, отсутствие дискриминации , которая запрещается в какой-либо форме. В РФ запрещена дискриминация по половому, национальному или какому-либо другому признаку.

Дискриминация – это незаконное ограничение в правах лица по основаниям его принадлежности к определенной расе, национальности, к религиозной группе и т. п.

Закон имеет одинаковый смысл для всех, а его нарушение влечет одинаковую для всех ответственность. Федеральные законы и Конституция РФ действуют на всей территории России, если самим законом не установлено иное. Их действие распространяется на всех лиц, находящихся на этой территории.

Закон в данном случае следует понимать широко, т. е. под законом подразумевается вся совокупность нормативно-правовых актов, начиная с Конституции РФ и международных договоров России, имеющих нормативный характер.

Суд – это специальный орган, осуществляющий судебную власть. Правосудие в РФ осуществляется только судом . Принцип равенства перед судом распространяется на все суды РФ, по всем категориям дел, будь то уголовное, гражданское, административное или конституционное судопроизводство.

В РФ всем открыт доступ к правосудию . В полной мере вопросы процессуального статуса в уголовном и гражданском процессах урегулированы в Уголовно-процессуальном кодексе РФ и Гражданско-процессуальном кодексе РФ. В соответствии с этими актами участники процесса обладают вполне конкретными процессуальными правами, такими как право на обращение в суд, право на пользование помощью адвоката, право на пересмотр приговора вышестоящим судом. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

Многие процессуальные принципы российского законодательства бессмысленны без принципа равенства перед законом.

Равенство перед законом и судом – необходимая предпосылка осуществления принципа справедливости при отправлении правосудия – общепризнано и общеобязательно.

Исключением из этого правила являются так называемые иммунитеты . Иммунитетом обладают дипломаты, высшие должностные лица иностранного государства, находящиеся на территории РФ с официальными визитами, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, судьи и некоторые другие лица, наделенные специальным статусом в соответствии с законом.

Иммунитет означает невозможность привлечь лицо, находящееся под его защитой, к уголовной или административной ответственности, подвергнуть аресту, обыску, задержанию и т. д.

Такого рода ограничения связаны с необходимостью особой защиты этих лиц от вмешательства в их деятельность со стороны государства.

Иммунитет может быть ограничен в специально предусмотренном для этого порядке.

Иммунитет не означает вседозволенности. Лица, обладающие иммунитетом, обязаны соблюдать законодательство РФ так же, как все остальные граждане.

16. Принцип верховенства конституции РФ

Значение Конституции РФ для государства трудно переоценить.

Конституция РФ 1993 г. – это Основной Закон государства, закрепляющий правовой статус человека и гражданина, основы общественного и государственного строя.

Конституция РФ имеет основополагающий, учредительный характер для всей системы российского права , является самым важным источником права. Она содержит исходные начала российского законодательства. Во многом Конституция РФ способствует согласованности правотворческих процессов разных уровней. Конституция РФ представляет собой базу для всего текущего законодательства . На основе ныне действующей Конституции РФ был принят целый ряд законодательных актов, таких как Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ и др. Конституционные нормы определяют также процесс систематизации права.

Конституция РФ регулирует очень широкую сферу общественных отношений , закрепляет основы общественного строя, систему государственных органов, национально-территориальное устройство государства, основные права и свободы человека и гражданина, принципы функционирования государственной системы, устанавливает правопорядок и законность.

Конституция РФ выражает интересы всего народа РФ . Все это свидетельствует об особой роли Конституции в иерархии нормативно-правовых актов.

Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ.

Верховенство означает, что никакие другие акты не имеют на территории РФ такой же силы, что и федеральное законодательство. Верховенство закона является выражением суверенитета РФ.

На все упомянутые виды территорий распространяется действие законодательства РФ и в первую очередь принцип верховенства Конституции РФ.

В свою очередь в иерархии нормативных актов первое место занимает Конституция РФ как Основной Закон. Эта иерархия построена следующим образом:

1) Конституция РФ;

2) федеральные конституционные законы РФ;

3) федеральные законы РФ;

4) указы Президента РФ;

5) постановления и распоряжения Правительства РФ;

6) приказы и инструкции министерств и ведомств;

7) решения, распоряжения и постановления местных органов и др.

Верховенство Конституции РФ означает, что все нормативные акты независимо от статуса издавших их органов должны соответствовать Конституции РФ как Основному Закону.

Принцип верховенства Конституции РФ необходимо отличать от принципа высшей юридической силы Конституции РФ . Высшая юридическая сила Конституции РФ заключается в том, что суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом. Это положение всецело применимо и в случае несоответствия какого-либо акта Конституции РФ. В случае противоречия между нормами Конституции РФ и другого закона действуют нормы Конституции РФ.

Нормы Конституции РФ действуют непосредственно.

Два этих принципа тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Принцип высшей юридической силы Конституции РФ предусматривает реальный правовой механизм обеспечения принципа верховенства. Без принципа верховенства Конституции РФ принцип высшей юридический силы бессмыслен.

17. Принцип суверенитета РФ

История России как независимого государства началась с того, что первый Съезд народных депутатов РСФСР утвердил Декларацию «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики». На основании именно этого документа впоследствии был утвержден статус России как суверенного государства.

Российская Федерация – суверенное государство.

Государство – независимая организация политической власти, представляющая все общество и построенная по территориальному признаку.

Суверенитет – это свойство государства, характеризующее его как самостоятельное в решении всех вопросов. Институт суверенитета в публичном праве сходен с институтом дееспособности в частном праве. Признаками суверенитета являются :

1) верховенство внутри страны;

2) независимость в межгосударственных взаимоотношениях.

Суверенитет включает политическую и юридическую составляющие .

Политическая составляющая суверенитета предполагает наличие у государства такой организации политической власти, которая позволяла бы характеризовать его как суверенное (наличие сильного государственного аппарата, сложившийся механизм государства, собственная политика и т. д.).

Юридическая составляющая государственного суверенитета предполагает легитимацию суверенитета (признание суверенитета мировым сообществом, ООН и др.).

Доминирующее значение имеет политическая составляющая, юридическая же составляющая производна от нее.

Некоторые государства, существующие уже много лет, до сих пор являются необщепризнанными. Например, ряд стран Арабского Востока не признает государства Израиль.

Вопросы суверенитета регулируются международным публичным правом (приобретение, утрата государством суверенитета, свойства суверенитета и т. д.).

Как правило, статус государства как обладающего суверенитетом постоянен, но он так же, как и прочие правовые явления, может быть подвержен изменениям. Суверенитет появляется вместе с появлением нового государства . Например, при распаде СССР образовалось несколько суверенных государств вместо одного. При объединении государств происходит обратный процесс.

Суверенитет означает также способность государства быть полноценным членом межгосударственных объединений и международных организаций, участвовать через эти организации в урегулировании международных конфликтов, а также в решении других проблем.

Принцип суверенитета тесно связан с принципом народовластия, поскольку носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ . Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Полноценным суверенитетом в пределах одного государства может обладать только один субъект, а именно – народ РФ. Поэтому не соответствует конституционным нормам утверждение, что какой-либо субъект РФ, в том числе республика в составе РФ, наряду с Российской Федерацией обладает суверенитетом и является субъектом международного права. Некоторые положения конституций субъектов РФ нарушают это правило.

Суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию .

Территория РФ включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, а также воздушное пространство над ними. Территория РФ обозначается Государственной границей в соответствии с Законом «О Государственной границе». К этой территории приравнены территория военных судов РФ, территория военных частей в местах дислокации Вооруженных Сил РФ за границей, воздушных судов РФ, дипломатических представительств РФ за рубежом.

На все упомянутые виды территорий распространяется действие суверенитета РФ, значит, и действие законодательства РФ.

Нормальное функционирование государства без суверенитета невозможно.

1. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина.

Данный принцип основывается на ст. 2 Конституции РФ, которая гласит: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства". Более того, исходя из содержания ст. 18 Конституции РФ, именно права и свободы человека и гражданина должны определять деятельность органов законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления. Таким образом, можно констатировать, что данный принцип имеет значение не только для муниципальной службы, но и для всей системы публичной службы Российской Федерации. Можно отметить, что принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия, обязательности их признания, соблюдения и защиты закреплен и в Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» в качестве принципа построения и функционирования системы государственной службы (ст. 3) и в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» как принцип гражданской службы (ст. 4).

Данный принцип находит выражение в отдельных статьях Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации». Так, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 12 закона муниципальный служащий обязан соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций.

С учетом всего вышеизложенного при отборе кандидатов на должности муниципальной службы особое внимание должно уделяться их способности и готовности учитывать в своей работе интересы граждан. Серьезным нарушением приоритета прав и свобод следует считать случаи, когда сами муниципальные служащие не соблюдают права человека, защита которых является сущностью их деятельности.

2. Принцип равного доступа граждан к муниципальной службе.

Данный принцип базируется на конституционных положениях о равноправии граждан: граждане Российской Федерации имеют равные права на осуществление местного самоуправления. В то же время Конституция Российской Федерации прямо не закрепляет права на равный доступ граждан к муниципальной службе (в отличие от аналогичного права на равный доступ к государственной службе, которое закреплено в ст. 32).

Необходимость закрепления такого права на конституционном уровне отмечается многими учеными. Так, С.Ю. Фабричный приводит следующий доводы в пользу дополнения Конституции Российской Федерации в части прав граждан Российской Федерации на равный доступ не только к государственной, но и муниципальной службе:

Органы местного самоуправления наряду с органами государственной власти составляют структуру органов публичной власти, производных от народного волеизъявления;

Право граждан на местное самоуправление гарантировано Конституцией Российской Федерации и предполагает, в числе прочего, возможность замещения на профессиональной основе должности муниципального служащего;

Гарантированное конституционное право на равный доступ к муниципальной службе наряду с государственной должно являться институциональной основой концепции муниципальной службы.

Аналогичную позицию занимает и В.И. Фадеев.

В связи с этим очень интересной нам представляется интересной позиция Конституционного Суда РФ, выраженная в Постановлении № 19-П от 15.12.2003. В ходе рассмотрения дела Конституционный Суд отметил, что из статьи 37 (часть 1) Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, во взаимосвязи с ее статьями 19 и 32 (части 2 и 4) вытекает право граждан на равный доступ к муниципальной службе, прохождение которой является одновременно и осуществлением трудовых прав.

Таким образом, систематически толкуя указанные статьи Конституционный Суд пришел к выводу, что хотя текстуально (формально юридически) право на равный доступ к муниципальной службе Конституция не закрепляет, однако смысловой потенциал заложенный в соответствующие нормы позволяет говорить о его признании государством.

Данный вывод представляется вполне обоснованным. Принципы организации государственной и муниципальной службы во многом схожи. Муниципальная служба как и государственная является специфическим видом профессиональной деятельности, которая носит публичный характер. Поэтому, как нам представляется, на современном этапе нет необходимости менять конституцию Российской Федерации ради юридического закрепления данного права, как это предлагают указанные выше авторы.

Право на равный доступ к муниципальной службе, вытекающее из Конституции Российской Федерации вполне может базироваться на законодательных положениях. В ч. 2 ст. 16 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» указывается, что при поступлении на муниципальную службу, а также при ее прохождении не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего.

Это предполагает и определенные особые требования к лицам, поступающим на муниципальную службу, которые являются условиями реализации права равного доступа к муниципальной службе. Так, например, статья 16 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" устанавливает общие требования к кандидатам на замещение должности муниципальной службы. К ним относятся:

– наличие у лица гражданства Российской Федерации;

– достижение гражданином Российской Федерации возраста 18 лет;

– владение таким гражданином государственным языком Российской Федерации.

Кроме того, лицо, поступающее на муниципальную службу, должно соответствовать определенным квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Указанные квалификационные требования устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы

Наконец, помимо условий поступления на муниципальную службу комментируемый закон содержит перечень обстоятельств, препятствующих замещению должности муниципальной службы, - ограничения, связанные с муниципальной службой (ст. 13 Закона). При наличии таких обстоятельств гражданину должно быть отказано в приеме на муниципальную службу.

Ограничения права равного доступа к муниципальной службе могут устанавливаться только федеральным законом и лишь в той степени, в какой это связано с обеспечением цели и задач муниципальной службы как особого вида профессиональной деятельности. Например, в качестве такого ограничения можно рассматривать установление предельного возраста для нахождения на должности муниципальной службы - 65 лет. Нужно сказать, что вопрос о таком ограничении прав муниципального служащего явился предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. Люберецкий городской суд Московской области обратился в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности установления предельного возраста муниципального служащего.

Заявитель указывал, что данные нормы нарушают конституционный принцип равенства прав и свобод человека и гражданина, а также предписания международно-правовых актов, являющихся частью правовой системы Российской Федерации, в частности Конвенции МОТ № 111 1958 года, запрещающей дискриминацию в области труда и занятий, и потому не соответствуют статьям 15 (часть 4) и 19 (часть 2) Конституции Российской Федерации.

Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации муниципальная служба как профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной, так же как и государственная служба, в силу своего публично-правового характера сопряжена с определенными требованиями. Реализуя полномочия Российской Федерации в области организации местного самоуправления (статья 72, пункт "н" части 1, Конституции Российской Федерации) и устанавливая во исполнение предписания пункта 17 статьи 4 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" общие принципы организации муниципальной службы и основы правового положения муниципальных служащих в Российской Федерации, федеральный законодатель вправе, учитывая специфику профессиональной деятельности муниципальных служащих, не только предусмотреть для муниципальных служащих гарантии правовой и социальной защищенности, во многом аналогичные тем, какими пользуются государственные служащие, но и распространить на них установленные законодательством о государственной службе требования к замещению соответствующих должностей, в том числе требование о соблюдении возрастных критериев при приеме на муниципальную службу и увольнении по достижении предельного возраста для нахождения на муниципальной должности муниципальной службы, как это установлено для государственных служащих.

Вместе с тем, говоря о возрастных пределах доступа к муниципальной службе, нельзя не отметить дискуссионность этого вопроса. Так, например, А.М. Насташкин полагает, что установление предельного возраста пребывания именно на государственной гражданской службе не соответствует Конституции РФ и общепризнанным нормам международного права. А ведь именно на сходство государственной и муниципальной службы ссылался Конституционный Суд Российской Федерации при рассмотрении вопроса об установлении предельного возраста пребывания на муниципальной службе.

Критикуя запрет на пребывание на государственной службе сверх установленного возраста, А.М. Насташкин отмечает, что обновление и сменяемость управленческого персонала должны достигаться «не путем поголовного увольнения всех госслужащих, достигших определенного возраста, а строго индивидуально». По мнению указанного автора, высокий уровень госслужбы определяется не возрастом госслужащих, а их профессионализмом, компетентностью и ответственностью. Именно эти критерии должны ставиться во главу угла при решении вопроса о судьбе того или иного работника госаппарата. Для определения же профессионального уровня государственного служащего в том числе его способности замещать соответствующую должность государственной службы существует институт аттестации. Кроме того, по мнению А.М. Насташкина улучшение кадрового состава и обеспечение профессионализма государственных служащих в большей степени зависят от перевода государственной службы на контрактную основу и внедрения механизмов конкурсного отбора на замещение соответствующих должностей. С этими доводами автора трудно не согласиться.

В связи с этим представляется, что ограничение пребывания абсолютно всех государственных и муниципальных служащих на службе одинаковым для всех возрастом вряд ли обоснованно. Возможно, в данном случае законодательно следовало бы дифференцировать максимальный возраст пребывания на муниципальной службе в зависимости от группы должностей и функциональных обязанностей служащего.

Местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления принимать (издавать) правовые акты по вопросам своего ведения. Своеобразие норм, составляющих в совокупности муниципальное право, определяется также и тем, что муниципальное право - это комплексная отрасль права. Специфика таких правовых образований в системе права проявляется в том, что нормы комплексной отрасли права как бы...

Субъектов РФ, а также уставами МО. Законодательное регулирование субъектами РФ вопросов местного значения осуществляется в соответствии с Конституцией РФ и ФЗ 154. ФЗ, законы субъектов РФ, устанавливающие нормы муниципального права, не могут противоречить Конституции РФ и ФЗ 154, ограничивать гарантированные ими права МС. Предметы ведения местного самоуправления Понимаются...

Запрещается ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами. 3. По степени определенности (категоричности) содержащихся в них предписаний нормы муниципального права делятся на императивные и диспозитивные. · Императивная норма, например, устанавливает порядок вступления в силу нормативных правовых актов органов местного...

Постановление ГД РФ <Об обеспечении конституционных прав населения на местное самоуправление в нормативных актах субъектов РФ> и др.): 3) постановления Правительства РФ, содержащие нормы муниципального права (например, <Об утверждении Федеральной программы государственной поддержки местного самоуправления в РФ>); 4) постановления и другие акты Конституционного Суда РФ, касающиеся...