Требования безопасности при нахождении в командировке. Командировка во всеоружии. Подтверждение фактического срока пребывания в командировке

Приватизация

1. Какие поездки сотрудников признаются служебными командировками

2. Что изменилось в порядке оформления служебных командировок в 2015 году.

3. Какими документами оформляется служебная командировка.

Несмотря на огромное количество средств дистанционного общения, без личного присутствия при решении рабочих вопросов иногда просто не обойтись. Поэтому служебные командировки сотрудников практикуются не только в крупных организациях, имеющих филиалы и обособленные подразделения, но и в сравнительно небольших компаниях. При этом, независимо от масштабов организации-работодателя, направление сотрудников в командировки должно быть оформлено по всем правилам. С 2015 года требования законодательства к документальному оформлению служебных командировок несколько смягчились: заполнять командировочное удостоверение, служебное задание и отчет о его выполнении стало не обязательно (Постановление Правительства РФ от 29.12.2014 № 1595 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»). Однако в остальном придется соблюдать установленные нормы. Как оформить командировки сотрудников с учетом указанных изменений, — читайте в статье.

Что признается служебной командировкой

Согласно ТК РФ, служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы (ст. 166 ТК РФ). Место постоянной работы сотрудника определяется трудовым договором с ним, и не всегда оно совпадает с местом расположения самой организации. Поэтому к командировкам относятся, в том числе, следующие служебные поездки работников:

  • поездка в обособленное подразделение (представительство, филиал) командирующей организации, которое находится вне места постоянной работы сотрудника;
  • поездка из обособленного подразделения, в котором работает сотрудник, в головную организацию;
  • поездки дистанционных работников и надомников в головную организацию.

Как следует из самого определения, в служебные командировки могут направляться только сотрудники, с которыми заключены трудовые договоры. Например, поездка, в которую направляется исполнитель по гражданско-правовому договору, не является служебной командировкой. Также командировками не признаются служебные поездки сотрудников, имеющих разъездной характер работы, или работа которых осуществляется в пути (ч. 1 ст. 166 ТК РФ).

! Обратите внимание: При направлении сотрудника в служебную командировку необходимо учитывать ограничения, установленные Трудовым кодексом:

  • Нельзя направлять в командировки работников, даже при наличии их согласия, относящихся к следующим категориям (ст. 259, 268 ТК РФ):
    • беременные женщины;
    • работники в возрасте до 18 лет.
  • Можно направлять в командировки только с письменного согласия и при отсутствии медицинских противопоказаний работников из следующих категорий (ст. 259, 264 ТК РФ):
    • женщины, имеющие детей до трех лет;
    • работники, воспитывающие без супруга (супруги) детей в возрасте до пяти лет;
    • работники, имеющие детей-инвалидов;
    • работники, осуществляющие уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением.

Если указанные работники откажутся от командировки, работодатель не вправе командировать их в принудительном порядке. В противном случае работодателя ждет административная ответственность по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ за непредоставление гарантий, предусмотренных трудовым законодательством. Для юридических лиц наказание довольно существенное – штраф от тридцати до пятидесяти тысяч рублей. Поэтому выгоднее знать нормы трудового права и не нарушать их.

Документальное оформление служебной командировки

Итак, если поездка сотрудника соответствует рассмотренным критериям служебной командировки, ее необходимо оформить надлежащим образом, чтобы выплаты сотруднику и расходы, связанные с такой поездкой, были обоснованы. Порядок документального оформления служебных командировок, как правило, устанавливается в соответствующем локальном акте, например, в Положении о служебных командировках. Работодатель вправе самостоятельно определять количество и формы необходимых документов в зависимости от масштабов деятельности, организационной структуры и других факторов. Рассмотрим документы, которые обычно используются при оформлении служебных командировок.

1. Служебное задание

С 8 января 2015 года составлять служебное задание для направления работника в служебную командировку и отчет о его выполнении не обязательно (пп. б п. 2 Изменений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 № 1595). Однако если работодатель все-таки решил продолжать использование данного документа, это необходимо прописать в локальном акте, где также устанавливается форма служебного задания: унифицированная (№ Т-10а) или самостоятельно разработанная.

Использовать служебное задание для направления в командировку может быть удобно в организациях с большим количеством структурных подразделений и разветвленной иерархией. Руководитель структурного подразделения составляет служебное задание для направления в командировку подчиненного ему сотрудника, в котором обосновывается необходимость командировки: основание, цель, место назначения, срок. Затем на основании этого документа руководитель организации принимает окончательное решение и издает приказ о направлении в командировку.

Очевидно, что небольшим организациям намного удобнее обходится без оформления служебного задания, поскольку вся информация, содержащаяся в нем, присутствует также и в других документах (например, в приказе о направлении работника в командировку), а сокращение «бумажной работы» позволит ускорить процедуру оформления служебных командировок.

3. Подтверждение фактического срока пребывания в командировке

До изменений в Положении об особенностях направления работников в служебные командировки, вступивших в силу 8 января 2015 года, документом, подтверждающим фактический срок нахождения сотрудника в командировке, было командировочное удостоверение (форма № Т-10). Командировочное удостоверение сотрудник представлял по возвращении из командировки с проставленными отметками о времени прибытия в пункты назначения и убытия из них.

Теперь оформлять командировочное удостоверение не требуется, а фактический срок нахождения сотрудника в командировке подтверждают (п. 7 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки):

  • проездные документы (авиа-, ж/д- билеты и т.д.), или
  • служебная записка с приложенными оправдательными документами (путевой лист, кассовые чеки, квитанции и т.д.) – в случае .

Срок служебной командировки рассчитывается как период со дня выезда сотрудника в командировку по день приезда их нее. При этом днем выезда является день отправления транспортного средства (автобуса, поезда, самолета и т.д.) от места постоянной работы сотрудника, а днем приезда – день прибытия транспортного средства. День отъезда в командировку (прибытия из командировки) определяется по времени отправления транспортного средства: до 24:00 часов включительно – текущие сутки, а после 00:00 часов – следующие сутки (абз. 2 п. 4 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки).

Пример .

Работник едет в командировку на поезде, который отправляется 25 февраля в 23:58. В этом случае первым днем командировки будет 25 февраля, то есть за весь этот день (полный) работнику полагается выплата суточных.

! Обратите внимание: Если место отправления транспортного средства (аэропорт, станция, пристань) находится за пределами населенного пункта, где расположена командирующая организация, то для определения срока служебной командировки, необходимо также учесть время, которое требуется сотруднику, чтобы добраться до аэропорта, станции или пристани (абз. 3 п. 4 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки).

Пример.

Работник отправляется в командировку на самолете, который вылетает 5 марта в 00:30, при этом аэропорт находится за пределами населенного пункта, в котором расположена командирующая организация (место постоянной работы сотрудника). Чтобы добраться до аэропорта, сотрудник выезжает 4 марта в 23:00. В данном случае днем начала командировки является 4 марта, даже несмотря на то, что в билете указана дата 5 марта.

4. Продление срока служебной командировки

В некоторых случаях может возникнуть необходимость продлить первоначально установленный срок служебной командировки. Процедура продления срока командировки законодательно не регламентирована, поэтому работодатели могут самостоятельно ее разработать и закрепить в локальном акте о командировках. В общем случае продление срока служебной командировки включает в себя следующие действия:

  • Запрос согласия на продление срока командировки у сотрудников, которые могут быть направлены в служебные командировки только с их письменного согласия;
  • Издание приказа о продлении срока служебной командировки (в произвольной форме) с указанием причины такого продления и новой даты окончания командировки;
  • Перечисление работнику денежных средств на оплату дополнительных командировочных расходов, связанных с увеличением срока командировки;
  • Уведомление работника о продлении срока служебной командировки (например, направление скана приказа о продлении командировки по электронной почте).
5. Отражение служебных командировок в табеле учета рабочего времени

В табеле учета рабочего времени (унифицированная форма № Т-13) необходимо отражать отработанное время всех сотрудников, в том числе и тех, кто направлен в служебные командировки. На основании приказа о направлении в служебную командировку дни командировки отмечаются в табеле буквенным кодом «К» или цифровым кодом «06». Продолжительность отработанного времени в дни командировки не указывается.

! Обратите внимание: Если дни командировки приходятся на выходной или нерабочий праздничный день, то в табеле учета рабочего времени такие дни должны отмечаться кодом «РВ» или «03» (Письмо Роструда от 04.03.2013 № 164-6-1). Либо указываются два кода «РВ» и «К» или «06» и «03» (Письмо Минтруда России от 14.02.2013 № 14-2-291). Главное, чтобы данные табеля учета рабочего времени позволяли правильно рассчитать оплату труда командированного сотрудника: выплаты за рабочие дни командировки в размере среднего заработка (ст. 167 ТК РФ), а также за соответствующие дни командировки (ст. 153 ТК РФ).

6. Ведение журнала учета командированных сотрудников

Работодатели должны вести учет работников, выбывающих в служебные командировки из командирующей организации и прибывших в организацию, в которую они командированы, в специальном журнале. Форма журнала и Порядок учета работников, выбывающих в служебные командировки, утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 11.09.2009 № 739н в соответствии с п. 8 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки. До тех пор пока такие журналы официально не отменены (как, например, командировочное удостоверение), лучше не пренебрегать их ведением, поскольку при проверке Трудовой инспекцией отсутствие журнала регистрации командированных сотрудников может повлечь административную ответственность по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

7. Отчет о выполненном в служебной командировке задании

Как уже говорилось в этой статье, с 8 января 2015 года оформлять служебное задание и отчет о его выполнении не обязательно. Однако отсутствие необходимости представлять письменный отчет о выполненном в командировке задании не освобождает работника от выполнения своих трудовых обязанностей в период командировки. Поэтому за работодателем сохраняется право:

  • требовать от работника выполнения в командировке служебного поручения;
  • требовать представления результатов выполненной работы, если это предусмотрено служебным поручением. Например, если сотрудник головной организации командирован в обособленное подразделение для проведения процедур внутреннего контроля, то работодатель вправе требовать от него предоставления результатов такого контроля;
  • привлекать работника к дисциплинарной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него в период командировки трудовых обязанностей.

Кроме того, работодатель может предусмотреть оформление отчета о выполненном в командировке задании в локальном акте о командировках, а также самостоятельно разработать форму такого отчета.

С внесением изменений в Положение об особенностях направления работников в служебные командировки (Постановление Правительства РФ от 29.12.2014 № 1595 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации») с 2015 года процедура документального оформления служебных командировок в большей степени регламентируется самим работодателем. Указанные изменения заметно упростили оформление командировок, но, вместе с тем, поставили работодателя перед непростым выбором: какие документы действительно необходимы при оформлении командировок, а без каких вполне можно обойтись? С ответом на этот вопрос Вы, наверняка, уже определились, прочитав статью. А в рассмотрим, какие выплаты положены командированному сотруднику и какие расходы можно отнести к «командировочным». Не пропустите!

Считаете статью полезной и интересной – делитесь с коллегами в социальных сетях!

Остались вопросы – задавайте их в комментариях к статье!

Yandex_partner_id = 143121; yandex_site_bg_color = "FFFFFF"; yandex_stat_id = 2; yandex_ad_format = "direct"; yandex_font_size = 1; yandex_direct_type = "vertical"; yandex_direct_border_type = "block"; yandex_direct_limit = 2; yandex_direct_title_font_size = 3; yandex_direct_links_underline = false; yandex_direct_border_color = "CCCCCC"; yandex_direct_title_color = "000080"; yandex_direct_url_color = "000000"; yandex_direct_text_color = "000000"; yandex_direct_hover_color = "000000"; yandex_direct_favicon = true; yandex_no_sitelinks = true; document.write(" ");

Нормативная база

  1. Трудовой кодекс РФ
  2. Кодекс об административных правонарушениях РФ
  3. Положение об особенностях направления работников в служебные командировки (утверждено Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749 «Об особенностях направления работников в служебные командировки»
  4. Постановление Правительства РФ от 29.12.2014 № 1595 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
  5. Постановление Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты»
  6. Письмо Роструда от 04.03.2013 № 164-6-1
  7. Письмо Минтруда России от 14.02.2013 № 14-2-291

Как ознакомиться с официальными текстами указанных документов, узнайте в разделе

Уважаемые коллеги!

Приложение № Х

к ПОЛОЖЕНИЮ о командировках

в ООО «НАША ФИРМА»

Памятка отбывающему в командировку

1. Срок командировки работников определяется руководителем предприятия, однако он не может превышать 40 дней , не считая времени нахождения в пути.

2. За рабочие дни в командировке работнику выплачивается средняя заработная плата за все рабочие дни недели по графику, установленному по месту постоянной работы. Поэтому заработная плата, начисленная за месяц, в котором была командировка, будет отличаться от установленного оклада.

3. Время фактического пребывания работника в командировке определяется по отметкам в командировочном удостоверении. В Вашем командировочном удостоверении должны быть отметки из всех мест, где Вы проживали, и из которых есть счета гостиниц .

4. Если период командировки включает выходные и праздничные дни, то другие дни отдыха по возвращении работника из командировки ему не предоставляются.

5. В связи с производственной необходимостью днем отъезда в командировку может быть выходной или праздничный день. В этом случае день отъезда рабочим днем не считается, заработная плата за этот день не начисляется . Суточные выплачиваются в общеустановленном порядке.

6. Командировочные расходы имеют следующую схему:

деньги – расходы – отчет .

Не допускается производить расходы (в том числе приобретать билеты) до того, как Вами получен аванс на командировку. Если возникла необходимость произвести расходы до получения аванса, необходимо в этот же день оповестить об этом бухгалтерию .

7. Командированному работнику в качестве расходов по проезду могут возмещаться:

— стоимость проезда воздушным, железнодорожным, водным и автомобильным транспортом общего пользования (кроме такси) междугороднего сообщения;

— расходы по оплате услуг по предварительной продаже проездных документов;

— расходы за пользование в поездах постельными принадлежностями;

— расходы по проезду транспортом общего пользования (кроме такси) к станции, пристани, аэропорту, если они находятся за чертой населенного пункта.

Проезд городским пассажирским транспортом общего пользования по городу командированный работник должен оплачивать за счет суточных . Исключением является поездка на вокзал или в аэропорт, если они находятся за чертой населенного пункта .

8. Из гостиницы Вы должны получить следующие документы:

— счет (форма 3-г или другая). Если Вам не дают счет, необходимо попросить работника гостиницы заполнить бланк (форма 3-г), который у Вас всегда должен быть с собой ;

— чек ККМ. Если Вам не дали чека ККМ, то счет обязательно должен быть бланком строгой отчетности с пометкой о разрешении ФНС не использовать кассовый аппарат .

Прочие документы (акты произвольной формы, квитанции к приходным кассовым ордерам) не заменяют указанных документов .

Не оплачиваются за счет предприятия расходы за телевизор и холодильник , выделенные в счете гостиницы отдельной строкой.

Если документы, предъявленные работником, оформлены с ошибками , расходы считаются не подтвержденными документально и не принимаются к возмещению .

9. Выдача аванса на командировочные расходы производится при условии полного отчета конкретного лица по ранее выданному любому авансу (на командировочные, хозяйственные и другие расходы). Передача выданных под отчет наличных денег одним работником другому запрещается .

10. Если возникает необходимость приобрести билет для следующей командировки для сотрудника, находящегося в данный момент в командировке , то аванс на билет выдается тому из сотрудников, кто реально будет осуществлять покупку. После приобретения билета сотрудник, купивший билет, должен отчитаться за потраченные деньги и предъявить билет в бухгалтерию . Сотрудник, для которого приобретался билет, получает оставшиеся денежные средства после полного отчета по предыдущей командировке. Стоимость билета включается в сумму выданного на командировку аванса . Отчет по командировке производится исходя из суммы «стоимость билета + реально выданный аванс».

11. В течение трех дней после возвращения из командировки работник обязан представить в бухгалтерию авансовый отчет об израсходованных в связи с командировкой суммах и произвести окончательный расчет по ним. К авансовому отчету прилагаются командировочное удостоверение и служебное задание, оформленные в установленном порядке; документы о найме жилого помещения, документы, подтверждающие фактические расходы по проезду, включая плату за пользование постельными принадлежностями в поезде и другие документы, подтверждающие произведенные работником расходы.

12. Если есть вероятность того, что в командировке возникнет необходимость приобрести какие-либо материалы для работы , одновременно с получением аванса на командировку необходимо написать заявление на получение денег на хозяйственные нужды. Если эти деньги не будут использованы, Вы просто сдадите их по возвращении из командировки. Если Вы истратите большую сумму, перерасход будет возмещен. Покупка материалов на деньги, выданные в качестве командировочных расходов, не допускается .

С уважением,

Настоящая инструкция по охране труда разработана специально для работников, направляемых в служебную командировку.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. Работники организации направляются в командировку в одиночном порядке или в составе групп. В составе групп, от двух человек и более, руководитель организации в приказе или распоряжении о командировке назначает старшего группы, который отвечает за соблюдение трудовой и производственной дисциплины в группе, за организацию и качество выполнения порученного задания или работы, рациональное использование рабочего времени, выполнение требований данной инструкции.
1.2. Работник, направляемый в служебную командировку, обязан знать, что во все время следования к месту командировки и обратно и во все время нахождения в сторонних организациях, он считается исполняющим служебные обязанности и, что на него распространяются требования Правил внутреннего трудового распорядка.
1.3. Не допускается направление в служебную командировку одного водителя на одном автомобиле при длительности командировки более одной рабочей смены.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД ОТБЫТИЕМ РАБОТНИКА В СЛУЖЕБНУЮ КОМАНДИРОВКУ

2.1. Перед направлением в служебную командировку работник обязан:
— получить командировочное задание у лица уполномоченного выдавать разрешения на командирование работников;
— пройти целевой инструктаж у лица уполномоченного проводить целевой инструктаж при направлении работников в командировки;
— убедиться в наличии документов удостоверяющих личность работника и в наличии у него адреса, телефонов ответственных работников организации.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПРИ НАХОЖДЕНИИ В СЛУЖЕБНОЙ КОМАНДИРОВКЕ

3.1. Местная командировка
3.1.1. Местной командировкой считается выполнение заданий организации в сторонних организациях, находящихся в пределах того же населенного пункта, в течение не более одного рабочего дня.
3.1.2. Находясь на дорогах и улицах населенного пункта, командированный работник обязан соблюдать требования Правил дорожного движения относящихся к пешеходам:
— пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам;
— при отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним, пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части;
— вне населенных пунктов при движении по проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств;
3.1.3. Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.
3.1.4. В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии транспортного светофора.
3.1.5. Водители и пешеходы должны выполнять требования сигналов и распоряжения регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофора, требованиям дорожных знаков или дорожной разметки.
3.1.6. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть лишь после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен.
3.1.7. Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход, можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора.
3.1.8. Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии на тротуарах или обочине. На остановочных пунктах, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть.
3.1.9. При пересечении железнодорожных путей или необходимости прохода вдоль железнодорожного полотна работник обязан посмотреть в обе стороны и убедиться в отсутствии на путях движущихся транспортных средств.
3.2. По прибытии в организацию командирования командированный работник обязан:
— зарегистрировать время прибытия в организацию;
— выполнить задание своей организации;
— зарегистрировать время убытия из организации.
3.3. Иногородняя командировка
3.3.1. Иногородней командировкой считается служебная командировка для выполнения задания организации в сторонней организации, находящейся в другом населенном пункте, при условии следования к месту командировки и обратно на междугороднем общественном транспорте (автобус, электричка, поезд, самолет, маршрутное такси).
3.3.2. При следовании к месту командировки и обратно на общественном транспорте работник обязан выполнять требования соответствующих Правил пользования транспортными средствами и распоряжения должностных лиц обслуживающих транспортное средство (проводника, водителя, машиниста, контролера и др.)
3.3.3. Перед поездкой или в ходе нее работник обязан приобрести проездной билет.
3.4. На транспорте, предоставленном организацией
3.4.1. Служебной командировкой на транспорте организации считается направление работника в командировку на собственном или арендованном организацией транспорте.
3.4.2. При направлении на служебную командировку водитель транспортного средства обязан:
— убедиться в наличии удостоверения личности, водительского удостоверения, регистрационных документов на транспортное средство, путевого листа и документов на перевозимый груз;
— убедиться, что автомобиль укомплектован инструментом, запасным колесом, буксирным тросом, домкратом, колесными упорами, огнетушителем, знаком аварийной остановки, фонарем, аптечкой первой помощи;
— пройти предрейсовый медицинский осмотр и получить отметку в путевом листе о допуске к рейсу;
3.4.3. При направлении в служебную командировку на транспорте предприятия работник обязан:
— проверить вписана ли в путевой лист его фамилия;
— при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутым ими;
— посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства. Если посадка и высадка невозможны со стороны тротуара или обочины, они могут осуществляться со стороны проезжей части при условии, что это будет безопасно и не создаст помех другим участникам движения.
3.4.4. Во время следования в командировку на транспортном средстве организации работнику запрещается:
— отвлекать водителя от управления транспортным средством во время его движения;
— при движении автомобиля высовываться из окна салона, выставлять руки и жестикулировать;
— открывать двери транспортного средства во время его движения.
3.4.5. По прибытию в организацию командирования старший группы и водитель обязаны:
— доложить руководству организации о цели и сроках командировки;
— предъявить удостоверение о проверке знаний по охране труда;
— выяснить место и условия постановки на стоянку транспортного средства;
— пройти вводный инструктаж по охране труда, ознакомиться с Правилами внутреннего трудового распорядка организации пребывания, специфическими особенностями работы;
— при необходимости пройти первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. Работник, находящийся в служебной командировке, должен знать, что он имеет право на бесплатную медицинскую помощь, спасательные работы и другую экстренную помощь при любых несчастных случаях, дорожно-транспортных происшествиях от организаций и должностных лиц, на которых законом возложена обязанность, оказывать такую помощь.
4.2. При получении командированным работником травмы старший группы или администрация принимающей организации обязаны:
— сообщить по телефону, по факсу или телеграммой в организацию командировавшего работника: фамилию, имя, отчество пострадавшего, диагноз и степень тяжести травмы, обстоятельства несчастного случая, адрес организации и телефоны руководителей организации;
— при подтверждении полномочий от руководства своей организации принять участие в работе комиссии по расследованию обстоятельств и причин несчастного случая;
— по окончании расследования несчастного случая с командированным старший группы должен получить у руководства организации два экземпляра акта по форме Н-1, копию материалов расследования и доставить их работодателю.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПРИ ВОЗВРАЩЕНИИ ИЗ КОМАНДИРОВКИ

5.1. По возвращении из командировки работник обязан явиться к непосредственному руководителю, доложить о выполнении задания и возвращении из командировки, сообщить о всех происшествиях.
5.2. Водитель по возвращении из служебной командировки обязан:
— поставить автомобиль на установленное место стоянки;
— предъявить автомобиль для технического осмотра ответственному за техническое состояние автомобиля;
— сообщить ответственному за техническое состояние автомобиля обо всех имевших место дорожно-транспортных происшествиях;
— написать письменное объяснение о происшедших во время командировки несчастных случаях и дорожно-транспортных происшествиях;
— заполнить путевой лист и сдать его ответственному лицу.

Знаете ли вы, как правильно указать можно, конечно, без проблем найти на всевозможных профессиональных форумах бухгалтеров или специалистов по кадровой работе. Но копирование чужого опыта не всегда оправдано.

В нормативных актах нет списка по служебной надобности. Тем не менее формулировать причину, по которой сотрудник отправляется в путь, стоит таким образом, чтобы проездные и суточные расходы можно было отразить в учете для снижения налогооблагаемой прибыли.

Для этого важно учесть ряд моментов.

Каких именно?

Практикующие бухгалтеры легко приводят различные примеры целей командировки и указывают на следующее:

  1. Деловая поездка сотрудника должна очевидным образом соответствовать интересам компании. Цель командировки формулируется так, чтобы было ясно: «путешествие» выгодно для фирмы, прямо или косвенно способствует тому, чтобы предприятие зарабатывало прибыль, наращивало объемы деятельности, повышало качество товаров и услуг. Работника организации нельзя отправить в командировку, поставив перед ним задачу «отдохнуть», «восстановить силы» или «вылечиться». Для этого предусмотрены отпуска - ежегодные или по состоянию здоровья.
  2. Цель командировки не должна противоречить должностной инструкции работника. Так, бухгалтера нельзя отправить в деловую поездку для переговоров с клиентами. А коммерческий директор фирмы не может быть командирован в другой город с целью «перевозки сотрудников».
  3. Причина, по которой совершается деловая поездка, должна соответствовать сроку «путешествия» и его маршруту. Если целью командировки является, например, участие в выставке, работник организации обязан «двинуться» в обратном направлении в течение суток после окончания мероприятия.
  4. Крайне осторожно следует отнестись к обоснованию поездок по служебной надобности в выходные. Если сотрудник компании отправляется в другой город, например, для проведения переговоров в понедельник, а время пути составляет один день, то выехать можно не раньше вечера субботы. В противном случае стоимость билетов или ГСМ нельзя будет отнести к затратам.
  5. Лучше избегать общих формулировок. Важно указать, зачем именно сотрудник организации отправляется работать вне места постоянной службы. Иначе у контролеров могут возникнуть сомнения в правомерности отнесения командировочных расходов к налоговому учету.
  6. Цель поездки следует формулировать так, чтобы можно было сделать однозначный вывод о том, выполнено или не выполнено назначенное задание. После поездки сотрудник должен будет представить отчет о результатах, приложить к нему документы, подтверждающие выполнение поставленной задачи. Кстати, возможна ситуация, когда цель командировки не достигается. В этом случае работодатель требует у сотрудника «объяснительную» с указанием причин, почему не удалось выполнить служебное задание. При наличии этого документа расходы на поездку можно принять к налоговому учету.
  7. Если цель командировки объемная, состоит из нескольких заданий, важно прописать также отдельные задачи поездки, выполнение каждой из которых также потребуется подтвердить.
  8. Если работа специалиста носит разъездной характер и перемещение в другой населенный пункт связано с выполнением повседневных дел, то такое «путешествие», согласно Трудовому кодексу, не признается командировкой вообще.

Любых ли сотрудников можно посылать в деловые поездки?

Это имеет столь же важное значение, как и вопрос о том, как определить цель командировки. когда работодатель был оштрафован за то, что направил в другой город работника, которого нельзя было посылать в поездку, не единичны.

Прежде чем командировать сотрудника в другой город или страну, важно учесть то, что:

  1. Категорически запрещено «снаряжать в дорогу» беременных женщин и несовершеннолетних работников (кроме кадров, занятых в сфере творчества).
  2. Сотрудник, направляемый в деловую поездку, должен состоять в трудовых отношениях с работодателем. На момент отправления уже должен быть заключен договор найма, оформленный в соответствии с действующими законами.
  3. Есть категории граждан, которые имеют право отказаться от командировок. Отправлять их в другой город или страну по служебной надобности допустимо только при наличии их письменного согласия.

К таким лицам относятся:

  • Мамы детей младше 3 лет.
  • Родители или опекуны инвалидов до 18 лет.
  • Граждане, ухаживающие за больными членами семьи, в соответствии с медицинским заключением.
  • Матери и отцы, воспитывающие детей в возрасте до 5 лет без супругов.

В каких документах пишут цель командировки?

До 2015 года поездка сотрудника оформлялась:

  1. Приказом.
  2. Служебным заданием.
  3. Командировочным удостоверением.
  4. Отчетом.

В настоящее время все характеристики «путешествия» указываются в приказе. Унифицированные формы «служебного задания», «командировочного удостоверения» и «отчета» отменены.

Для подтверждения факта поездки и выполнения приказа служат: билеты, чеки на отчеты, объяснительные записки, протоколы переговоров, сертификаты о прохождении обучения, заключенные договоры, описи.

Из состава и содержания этих документов должно быть видно, достигнута ли обозначенная цель командировки.

Рассмотрим, как определяются задачи деловых поездок для разных категорий сотрудников.

Директор

Работа первых лиц предприятий часто связана с «путешествиями».

Командировка директора фирмы, как правило, оформляется не приказом, а распоряжением, содержащим фразу: «Убываю в командировку с целью…».

Руководитель компании может отправиться в деловую поездку, в частности для завоевания новых рынков сбыта, поиска клиентов, заключения контрактов на поставку продукции. Как в этом случае будет звучать цель командировки директора? Примеры:

  • проведение переговоров и заключение контракта с ООО «Фирма»;
  • проведение переговоров с участниками конференции «Товары будущего» в г. Н-ске «___»________ 20__ г.;
  • демонстрация образцов продукта «Предмет-1» компании ООО «Крупный заказчик»;
  • для компании АО «Хороший клиент».

Первое лицо фирмы может также поехать в другой город или страну, чтобы встретиться с уже действующими клиентами предприятия. Для этого случая специалисты по кадровой работе уже придумали, как писать цель командировки в командировочном удостоверении. Примеры:

  • обсуждение условий договора на поставку производственного оборудования ООО «Наш друг»;
  • согласование с АО «Концерн» плана закупки на 2-е полугодие ____ года.

Директора компаний время от времени направляются в другие города или страны для «открытия нового филиала компании». Такая формулировка желаемого результата допустима и в документах. Однако в этом случае стоит обозначить и командировки. Пример:

«Отбываю в г. Н-ск для организации работы нового структурного подразделения.

  • Изучение целевого рынка.
  • Тестирование и прием на работу сотрудника на должность управляющего филиалом.
  • Согласование с руководителем филиала планов работ на ___ год».

Также глава небольшой компании, как и специалист может отправиться в другой город или страну для того, чтобы приобрести новое оборудование, заключить договоры на поставку сырья, материалов, комплектующих, обговорить условия сотрудничества с поставщиками. В этом случае в документах также следует корректно указать цель командировки директора. Примеры:

  • проведение переговоров с ООО «Партнер» о закупке партии товара «Вещь»;
  • заключение договора на приобретение изделий ООО «Помощник»;
  • приобретение оборудования «Станок»;
  • исследование образцов товара «Штука» от ООО «Производитель».

Как еще может быть сформулирована цель деловой поездки первого лица компании? Примеры:

  • обучение персонала;
  • участие в выставке, семинаре, конференции» (посещение мероприятий, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью предприятия);
  • повышение профессионального уровня;
  • освоение новых технологий;
  • проверка качества работы подразделения.

Менеджер по продажам

В подразделениях, занятых реализацией товаров и услуг, цели поездок по служебной надобности, как правило, прописываются очень подробно. Сотрудники получают подробные инструкции в письменной форме, с указанием на то, какие задачи должны быть выполнены и какие количественные показатели достигнуты.

Вначале ставится основная цель командировки менеджера по продажам. Примеры:

  • увеличение объемов реализации в регионе;
  • изучение рынка сбыта;
  • переговоры с потенциальными клиентами.

«Большое» служебное задание делится на этапы, по итогам прохождения каждого из которых сотрудник составляет письменный отчет. Перед менеджером по продажам часто ставятся такие «подцели»:

  • нанести визиты действующим клиентам, согласно графику посещений;
  • посетить потенциальных заказчиков в соответствии с планом встреч;
  • собрать информацию по новому рынку для отдела маркетинга;
  • посетить торговые точки конкурентов, провести сравнительный анализ.

Инженеры, производственный персонал

Деловые поездки этих категорий сотрудников носят длительный характер, так как обычно они связаны с обеспечением эффективной работы станков, автоматических линий, роботов.

Для инженеров и рабочих тоже очень важно корректно сформулировать цель командировки в командировочном удостоверении. Примеры:

  • установка, наладка оборудования;
  • обучение ответственных сотрудников работе с производственной линией;
  • проверка, тестирование работы станков;
  • гарантийный ремонт, сервисное обслуживание аппаратов, поставленных по Контракту №___ от «___»__________ г.;
  • регламентные работы, профилактика оборудования.

Многие инженеры отправляются в деловые поездки для общения с коллегами и получения новых практических знаний. Это очень распространенная цель командировки. Пример:

  • обмен опытом с разработчиками аппаратов «Мощные».

Бухгалтер

Главные бухгалтера выезжают в другие города для проверки качества работы учетных специалистов, обучения сотрудников, сбора информации, подведения итогов финансово-хозяйственной деятельности фирмы.

Рядовой счетовод может отправиться в путь, чтобы повысить свою квалификацию, обменяться опытом с коллегами,

Как может быть сформулирована цель командировки бухгалтера? Пример:

  • проведение внутреннего правильности отражения в бухгалтерском учете финансово-хозяйственных операций филиала.

Допустима и любая другая, соответствующая должностной инструкции счетовода, цель командировки. Пример:

  • посещение для приемки дел.

Работники сельскохозяйственной отрасли

Фермеры, агрономы, механизаторы, животноводы, птичники сталкиваются с необходимостью ездить в командировки, пожалуй, намного чаще, чем «городские» специалисты. Работая в сельской местности, они обязаны постоянно быть на связи с «цивилизацией»: закупать семена, корма для животных, посещать выставки достижений народного хозяйства, знакомиться с новыми технологиями и, наконец, реализовывать продукцию предприятиям города и частным лицам, посетителям рынков.

В соответствии с задачами конкретной поездки формулируется цель командировки сельхозработников. Примеры:

  • закупка удобрений;
  • получение разрешающей документации;
  • представление инвестиционного проекта на специализированной выставке;
  • участие в конференции фермеров, обмен опытом;
  • приобретение спецтехники;
  • реализация продукции на городской ярмарке;
  • доставка партии товаров заводу АО "Заказчик".

Водитель

От конкретной задачи зависит, как писать в приказе цель командировки. Примеры для водителя:

  • доставка товаров в компанию ООО «Наш клиент» (адрес);
  • перевозка коммерческого директора;
  • доставка ТМЦ, получение накладных.

Как еще может «выглядеть» цель командировки водителя? Примеры:

  • приобретение запчастей для ремонта автомобиля;
  • плановая диагностика автомашины;
  • доставка оригиналов документации по сделке.

Научный сотрудник

Ученые, исследователи, эксперты, теоретики разных отраслей, преподаватели средних и высших учебных заведений выезжают в командировки с целью участия в конференциях и конкурсах, обмена опытом, изучения уникальных источников, посещения специализированных выставок и музеев, участия в археологических раскопках.

Как может быть сформулирована цель командировки? Пример:

  • Сбор информации для научной работы по теме (название).
  • Изучение оригиналов документации.

Заключение

Вовсе не обязательно пользоваться стандартными «терминами», в которых обычно описывают цель командировки. Примеры лишь облегчают процесс выбора «подходящих» слов. Опыт многих сотрудников доказывает, что формулировка задания может быть свободной.

Приветствую, уважаемые друзья! Отправляете работников в служебные командировки? Возможно вам пригодится инструкция по охране труда для командированных. Скачать её разумеется можно будет здесь! Настоящая инструкция по охране труда устанавливает правила безопасности при пользовании общественным наземным транспортом, метрополитеном, железнодорожным транспортом, воздушным транспортом.

1. Правила безопасности при следовании к месту выполнения работ и обратно пешком

1.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии – по обочинам.

1.2. При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой – по внешнему краю проезжей части).

1.3. При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств.

1.4. Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии – на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

1.5. В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии – транспортного светофора.

1.6. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

1.7. Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).

1.8. При приближении транспортных средств с включенными синим проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода проезжей части, а находящиеся на ней должны уступить дорогу этим транспортным средствам и незамедлительно освободить проезжую часть.

1.9. Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии – на тротуаре или обочине. В местах остановок маршрутных транспортных средств, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть.

2. Правила безопасности при пользовании общественным наземным транспортом

2.1. При поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими.

2.2. Посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины на остановочных пунктах и только после полной остановки транспортного средства.
Если посадка и высадка невозможна со стороны тротуара или обочины, она может осуществляться со стороны проезжей части при условии, что это будет безопасно и не создаст помех другим участникам движения.

2.3. При обнаружении в салоне транспортного средства забытых вещей, коробок и т.п., не трогая их, немедленно сообщить об этом кондуктору или водителю.

2.4. Пассажирам запрещается:

  • отвлекать водителя от управления транспортным средством во время его движения;
  • препятствовать закрытию дверей или открывать их до полной остановки;
  • проезжать в общественном транспорте в нетрезвом состоянии или в пачкающей одежде;
  • курить;
  • высовываться из окон;
  • провозить в качестве багажа и ручной клади огнеопасные, взрывчатые, отравляющие, легковоспламеняющиеся, ядовитые, радиоактивные, едкие и зловонные вещества.

3. Правила безопасности в метрополитене

Метрополитен - транспортное предприятие, связанное с повышенной опасностью. К территории метрополитена относятся станции и входящие в их состав подуличные переходы, межстанционные тоннели и открытые участки, площадки электроподстанций, депо и вентиляционных шахт, вагоны поездов.

3.1. Лица, находящиеся на территории метрополитена, должны соблюдать в нем чистоту и общественный порядок.

3.2. Находясь на эскалаторе, необходимо стоять справа лицом по направлению его движения, проходить с левой стороны, держаться за поручень, не наступать на ограничительную линию на ступенях, не прислоняться к неподвижным частям, не задерживаться при сходе с экскалатора.
Запрещается входить на неработающий эскалатор без разрешения работников метрополитена.

3.3. На платформе станции запрещается заходить за ограничительную линию у края до полной остановки поезда, а при его остановке следует освобождать место у дверей вагонов для выхода пассажиров.

3.4. В вагоне следует не прислоняться к дверям, не мешать входу и выходу пассажиров, при подъезде к станции назначения подготовиться к выходу.

3.5. О всех случаях падения людей или вещей на пути метрополитена, возникновения задымления или пожара, а также ситуаций, которые могут повлиять на безопасность пассажиров или движения поездов, необходимо немедленно сообщать дежурному по станции или машинисту поезда по связи «пассажир - машинист».

3.6.1. Огнестрельное оружие, колющие и легкобьющиеся предметы без чехлов и надлежащей упаковки, лыжи и коньки с открытыми острыми частями.

3.6.2. Легковоспламеняющиеся, взрывчатые, отравляющие, ядовитые и зловонные вещества и предметы.

3.7. На территории метрополитена запрещается:

3.7.1. Распивать спиртные напитки и находиться в нетрезвом состоянии.

3.7.2. Курить.

3.7.3. Создавать ситуации, мешающие движению пассажиропотока.

3.7.4. Сидеть, ставить вещи на ступени и поручни эскалаторов, облокачиваться на поручни, бежать по эскалаторам и платформам.

3.7.5. Проходить и находиться на станции без обуви.

3.7.6. Спускаться на путь.

3.7.7. Подкладывать на пути метрополитена посторонние предметы.

3.7.8. Открывать двери вагонов во время движения и остановок, а также препятствовать их открытию и закрытию на остановках

3.7.9. Проезжать в поездах, следующих в электродепо и на пути для перестановки составов.

3.7.10. Самовольно проникать в производственные помещения и на огражденную территорию метрополитена.

3.7.11. Разводить костры менее чем в 10 м за ограждением и на территориях внутри его на наземных участках линии метрополитена, а также менее чем в 25 м от вентиляционных киосков.

3.7.12. Подключать электрическую нагрузку к сетям метрополитена без соответствующего разрешения администрации метрополитена.

3.7.13. Наносить повреждения сооружениям, устройствам пути, оборудованию и подвижному составу метрополитена.

3.8. При падении на рельсы:

  • поручите рядом стоящим на платформе людям сообщить об этом дежурному по станции, машинисту электропоезда;
  • не пытайтесь выбраться наверх самостоятельно, т.к. вы рискуете наступить на проходящий под платформой контактный рельс под напряжением;
  • если при падении вы не травмировались и можете самостоятельно двигаться, нужно, не приближаясь к краю платформы, пройти к месту остановки головного вагона поезда, это даст машинисту возможность затормозить вовремя (ориентир – черно-белая рейка, укрепленная на пути). Достигнув места, спокойно ожидайте работника метрополитена, который выведет вас из тоннеля;
  • если вы не можете быстро дойти до места остановки головного вагона ложитесь между рельсами и не вставайте до отхода поезда.

3.9. Если поезда долго нет, или в метро давка, воспользуйтесь другими линиями метро или другим (наземным) транспортом.

3.10. Если есть возможность, отдавайте предпочтение центральным вагонам, которые в случае аварии страдают меньше, чем головные и хвостовые.

3.11. Обращайте внимание на оставленные сумки, портфели, свертки, игрушки, банки и другие бесхозные предметы, в которых могут находиться самодельные взрывные устройства. Немедленно сообщите об обнаружении таких предметов водителю, машинисту поезда, любому работнику милиции. Не открывайте их, не трогайте руками, предупредите стоящих рядом людей о возможной опасности.

4. Правила безопасности на железнодорожном транспорте

Правила безопасности пешеходов

4.1. Пешеходы должны переходить железнодорожные пути только в установленных местах, пользуясь при этом пешеходными мостами, тоннелями, переездами. На станциях, где мостов и тоннелей нет, граждане должны переходить железнодорожные пути по настилам, а также в местах, где установлены указатели «Переход через пути».

4.2. Перед переходом пути по пешеходному настилу необходимо убедиться в отсутствии движущегося поезда, локомотива или вагонов.

4.3.При приближении поезда, локомотива или вагонов следует остановиться, пропустить их и, убедившись в отсутствии движущегося подвижного состава по соседним путям, продолжить переход.

4.4.Подходя к железнодорожному переезду необходимо внимательно следить за световой и звуковой сигнализацией, а также положением шлагбаума. Переходить пути можно только при открытом шлагбауме, а при его отсутствии, прежде чем перейти через пути, нужно убедиться, не приближаются ли к переезду поезд, локомотив или вагон.

4.5.1. Ходить по железнодорожным путям.

4.5.2. Переходить и перебегать через железнодорожные пути перед близко идущим поездом, если расстояние до него менее 400 метров.

4.5.3. Переходить через путь сразу же после прохода поезда одного направления, не убедившись в отсутствии следования поезда встречного направления.

4.5.4. Переходить железнодорожные переезды при закрытом шлагбауме или показании красного сигнала светофора переездной сигнализации.

4.5.5. На станциях и перегонах подлезать под вагоны и перелезать через автосцепки для прохода через путь.

4.5.6. Проходить вдоль железнодорожного пути ближе 5 метров от крайнего рельса.

4.5.7. Подлезать под закрытый шлагбаум на железнодорожном переезде, а также выходить на переезд, когда шлагбаум начинает закрываться.

4.5.8. На электрифицированных участках подниматься на опоры, а также прикасаться к спускам, идущим от опоры к рельсу.

4.5.9. Приближаться к лежащему на земле электропроводу на расстояние ближе 8 метров.

Правила безопасности пассажиров

4.6. Посадку (высадку) в вагоны следует производить только после полной остановки поезда.

4.7. Выход из вагонов и посадку в них необходимо производить только со стороны перрона или посадочной платформы.

4.8.1. Проезжать на крышах, подножках, переходных площадках вагонов.

4.8.2. Посадка и высадка на ходу поезда.

4.8.3. Высовываться из окон вагонов и дверей тамбуров на ходу поезда.

4.8.4. Стоять на подножках и переходных площадках, открывать двери вагонов на ходу поезда, задерживать открытие и закрытие автоматических дверей пригородных поездов.

4.8.5. Проезжать в грузовых поездах без специального разрешения.

4.8.6. Проезжать в поездах в нетрезвом состоянии.

4.8.7. Провозить в вагонах легковоспламеняющиеся и взрывчатые вещества.

4.8.8. Выходить из вагона на междупутье и стоять там при проходе встречного поезда.

4.8.9. Прыгать с платформы на железнодорожные пути.

4.8.10. Устраивать на платформе различные подвижные игры.

4.8.11. Курить в вагонах (в том числе в тамбурах) пригородных поездов, в неустановленных для курения местах в поездах местного и дальнего сообщения.

4.8.12. Бежать по платформе рядом с вагоном прибывающего или уходящего поезда, а также находиться ближе двух метров от края платформы во время прохождения поезда без остановки.

4.8.13. Подходить к вагону до полной остановки поезда.

4.8.14. Самовольно без надобности останавливать поезд.

5. Правила безопасности на борту воздушных судов

5.1.Пассажиры обязаны:

5.1.1. Безоговорочно выполнять требования командира воздушного судна и рекомендации других членов экипажа;

5.1.2. Размещать ручную кладь и личные вещи на специально отведенных для этого местах; 5.1.3. Держать привязные ремни застегнутыми при включенном табло “Застегните ремни” (рекомендуется оставлять привязные ремни застегнутыми в течение всего полета);

5.1.4. Соблюдать общепринятые правила поведения в общественных местах.

5.2. Пассажирам запрещается:

5.2.1. Создавать ситуации, угрожающие безопасности полета или жизни, здоровью, чести и достоинству других пассажиров, а также членов экипажа и обслуживающего персонала,

5.2.2. Употреблять алкогольные напитки, кроме предложенных на борту;

5.2.3. Употреблять наркотические вещества;

5.2.4. Использовать аварийно-спасательное оборудование без соответствующих указаний экипажа;

5.2.5. Пользоваться электронными приборами и средствами связи во время руления, взлета и посадки самолета;

5.2.6. Создавать условия, некомфортные для остальных пассажиров и препятствующие работе членов экипажа;

5.2.7. Входить в пилотскую кабину и вмешиваться в действия экипажа;

5.2.8. Портить или выводить из строя имущество или оборудование воздушного судна и/или выносить его с борта самолета;

5.2.9. Покидать свои места при рулении воздушного судна, во время взлёта и набора высоты, а также снижения и посадки, когда горит табло «Застегните ремни»;

5.2.10.Проносить в салон какое-либо оружие, колющие и режущие предметы, а также сувенирные имитации и детские игрушки, похожие на оружие и перечисленные предметы;

5.2.11. Перевозить при себе и в багаже нижеперечисленные опасные предметы и вещества:

  • взрывчатые вещества, средства взрывания и предметы, ими начиненные;
  • сжатые и сжиженные газы;
  • легковоспламеняющиеся жидкости;
  • легковоспламеняющиеся твердые вещества;
  • радиоактивные материалы;
  • окислители-перекиси органические, отбеливатели;
  • ядовитые и отравляющие вещества;
  • едкие и коррозирующие вещества.

При совершении ближайшей запланированной или вынужденной посадки, в случае нарушения пассажиром правил поведения на борту воздушного судна, создающего угрозу безопасности полета, либо угрозу жизни или здоровью других лиц, а также в случае невыполнения пассажиром распоряжений командира воздушного судна, предъявленных в соответствии со ст.58 Воздушного кодекса Российской Федерации, перевозчик имеет право в одностороннем порядке расторгнуть заключенный с данным пассажиром договор воздушной перевозки без какой-либо компенсации его стоимости (согласно ст.107 Воздушного кодекса Российской Федерации) и передать такого нарушителя в правоохранительные органы для применения к нему соответствующих санкций.

СКАЧАТЬ ИНСТРУКЦИИ

Инструкция по охране труда при следовании к месту служебной командировки и обратно, во время служебных поездок

Ещё вариант:

Инструкция по охране труда для работников, направляемых в служебную командировку

На этом всё.

Продолжение следует …