Требования к автошколе. Требования к ученикам автошкол ужесточаются Основные требования к преподавательско-инструкторскому составу

Ипотека

размер шрифта

ПИСЬМО Минобрнауки РФ ИК-221803 ГИБДД РФ 135-255 от 30-12-2008 О ТРЕБОВАНИЯХ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЯМ И ОРГАНИЗАЦИЯМ... Актуально в 2018 году

Требования к закрытым площадкам (автодромам, в том числе автоматизированным) для первоначального обучения вождению транспортных средств

Закрытая площадка (автодром, в том числе автоматизированный) для первоначального обучения вождению транспортных средств <*> должна иметь ровное и однородное асфальтобетонное покрытие, а также технические средства организации дорожного движения, обеспечивающие их круглогодичное функционирование.

Наклонный участок должен иметь продольный уклон в пределах 8 - 16% включительно, использование колейной эстакады не допускается.

Коэффициент сцепления колеса с покрытием автодрома (в том числе наклонного участка) должен быть не ниже 0,4.

В случае проведения обучения в темное время суток освещенность автодрома должна быть не менее 20 лк.

Размеры автодрома и его обустройство техническими средствами организации дорожного движения должны обеспечивать выполнение каждого из учебных (контрольных) заданий, предусмотренных Примерными программами подготовки водителей транспортных средств, а также Методикой проведения квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами соответствующих категорий <*>.

В целях имитации реальных условий движения на площадке оборудуются перекресток, пешеходный переход, железнодорожный переезд, устанавливаются дорожные знаки, светофор и иные технические средства организации дорожного движения, а также наносится разметка в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52290-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования", ГОСТ Р 51256-99 "Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Типы и основные параметры. Общие технические требования", ГОСТ Р 52282-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний", ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств".

Применяются также конуса разметочные (ограничительные), стойки разметочные, вехи стержневые.

Если размеры автодрома не позволяют разместить на его территории все учебные (контрольные) задания, предусмотренные Примерными программами подготовки водителей транспортных средств, а также Методикой проведения квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами соответствующих категорий, необходимо иметь съемное оборудование, позволяющее разметить границы выполнения соответствующих заданий: конуса разметочные (ограничительные), стойки разметочные, вехи стержневые, столбики оградительные съемные, лента оградительная, разметка временная.

Автоматизированные автодромы должны быть оборудованы техническими средствами, позволяющими осуществлять контроль, оценку и хранение результатов выполнения учебных (контрольных) заданий в автоматизированном режиме.

Технические требования к оборудованию автодромов утверждаются федеральным органом управления Госавтоинспекции.

Насколько выгоден и перспективен этот бизнес на сегодня? Вопрос спорный. Ужесточение требований, которое продолжается с 2014 года, должно в далекой перспективе сделать работу таких школ продуктивнее, а дороги - безопаснее. Но на сегодня все изменения приводят лишь к удорожанию услуг обучения и усложнению процесса получения прав для рядовых граждан.

Сегодня мы расскажем об актуальных требованиях к автошколам. Но поскольку процесс законотворчества в этой сфере незавершен, рекомендуем перед тем, как готовить документы к открытию "провентилировать" этот вопрос в местных контролирующих органах.

Основные разрешительные органы

Автошкола (АШ), как и любая другая школа относится к образовательной сфере. Это значит, что прежде чем начать процесс обучения, программу нужно будет согласовать с Минобрнауки.

Кроме того, разрешительные документы придется получать от:

  • ГИБДД.
  • Роспотребнадзора (СЭС).
  • Госпожинспекции.

Основные нововведения 2017 года

Основные нововведения 2017 года касаются требований, полномочий и обязанностей ГИБДД. Имейте в виду, что деятельность автошкол лицензируется.

Лицензия выдается лишь после того, как представители полиции проверят по месту:

  • автомашины для обучения;
  • автодромы;
  • учебные классы.

Только после подтверждения от ГИБДД о соответствии этих элементов законодательной базе вы можете претендовать на открытие школы.

Введенные новшества, касающиеся экзаменационных мероприятий, регламентированы правилами прохождения сдачи экзаменов на право управлять ТС (введены в действие с 04.04.17).

Среди нововведений также значится:

  1. Наличие медкабинета и медработника при школе (врач/фельдшер/медицинская сестра).
  2. Наличие в штате педагога с психологическим образованием.
  3. Наличие специального в/о у преподавательского состава (автолюбители даже с огромных стажем уже не смогут выступать в роли педагогов без соответствующего документа).
  4. Владелец данного заведения должен располагать на законных основаниях площадью под практические занятия не менее 0,24 гектара. На полезной площади должен размещаться светофор (по ГОСТу Р 52282-2004), ЖД переезд, грамотная разметка (ГОСТу Р 51256-99), и все главные ДЗ (знаки по ГОСТу Р 52290-2004).
  5. Территория для практики вождения должна быть расположена под уклоном в диапазоне от 8 до 16% и ее покрытие обязательно выполняется из одного материала (асфальт/бетон) со сцеплением колесо-дорога от 0,4%.
  6. АШ на законных основаниях должна владеть/иметь в распоряжении автопарк, в котором есть отечественные и импортные ТС, последних должно быть около половины.

Нововведения коснулись школьной программы. В нее включена психология, как отдельная дисциплина и расширено время на дисциплину, знакомящую будущих водителей с правилами оказания первой помощи при аварии. Появился новый предмет "Основы управления ТС".

С этого года рядовые инспектора ГИБДД не будут принимать участие в приеме экзаменов на права. Практическая часть будет приниматься либо на базе автополигона МВД, либо на базе выбранного дорожной поилицей автополигона одной из обучающих организаций. Учащиеся автошкол имеют право выбирать отделение дорожной полиции, где будут экзаменоваться.

Помните, что "правильные" школы находятся в списке на сайте ГАИ. И ваша задача в этот реестр попасть.

Основные законодательные акты

  1. ФЗ РФ , регулирующий безопасность на дорогах.

Требования Минобрнауки и ГИБДД

Прежде чем организовывать бизнес, нужно понять, к какому виду учреждений его отнести. Для этого стоит воспользоватьсяразъяснительным письмом от Минобразования №АК-2726/06 от 18.09.15 .

Итак, согласно этому письму автошкола - это профессиональная образовательная организация. Этим определением и обоснованы главные требования данной структуры.

При открытии АШ у вас должны быть:

  • "правильный" преподавательский состав;
  • обучающие программы;
  • наглядные пособия;
  • техника для демонстрации визуального материала (проекторы и др.);
  • техническое оснащение (АПК и тренажеры/манекены);
  • карта-схема населенного пункта;
  • доска (в идеале магнитно-маркерная).
  • автомобили;
  • автодром.

Техтребования к аппаратному оснащению автошколы, ее компьютерным программам, обустройству автодромов утверждает управление ГАИ на федеральном уровне, контролируют местные органы ГИБДД.

Требования к учебным программам

На сегодня есть требования к теоретическому курсу, практической части и расчету объемов выпускников, которые может осилить школа за год.

Нововведения предполагают разбиение теоретического курса на три большие части:

  • базовую;
  • курс по спецпредметам;
  • обучение профессиональным навыкам.

Это касается будущих водителей всех категорий. Обучение в АШ включает курсы по КоАП, ГК и УК РФ.

Вы так же обязаны обучить ваших учащихся правилам:

  • поведения в ситуации острого конфликта на дороге;
  • при аварии;
  • оказания неотложной доврачебной помощи травмированным при аварии лицам.

Практическая часть курса направлена на привитие навыков у будущих водителей по тому, как правильно:

  • усаживаться в автомобиль;
  • начинать процесс движения, как и когда переключать передачи;
  • разгонять ТС и грамотно затормозить в разных ситуациях;
  • осуществить разворот и повернуть;
  • маневрировать в процессе парковки и при катастрофической нехватке места;
  • проехать через ЖД-полотно.

На последнем этапе инструктор с учеником выезжают в город для проведения самого сложного и ответственного момента обучения - тренировке в реальных условиях.

Количество часов, которое должно быть заложено в программах по обучению водителей, установлено законодательно:

  • "B"-категория 190 ч;
  • "D" - 257 ч.

Причем реализовывать обучающие программы могут только педагоги с соответствующим средне-специальным или высшим образованием, отвечающие требованиям профстандарта.

Программы расписываются с учетом количества обучающихся водителей в автошколе в течение года. Для этого можно использовать формулу

Z = (t * 24,5 * 12 * (R - a ))/ T,

  • Z - количество будущих водителей, обучающихся в школе автомобилистов в течение года,
  • t — временной промежуток, в течение которого будет работать один автомобиль из учебного автопарка (при одном использующем его мастере - это 7,2 ч, при двух - в 2 раза больше);
  • Константа 24,5 — усреднение для числа рабочих дней в месяце;
  • Постоянное число 12 соответствует количеству месяцев в году;
  • R— количество учебных автомашин,
  • Константа a— количество учебных техсредств в резерве;
  • T - время, затрачиваемое на вождения учеником (определяется в часах) по плану обучения.

N = (F * P * 0,75)/ R , где

  • N- число выпусков/год;
  • постоянное число — процент загрузки кабинетов теоретической подготовки;
  • F — время, в течение которого занят один кабинет/часы;
  • P— количество таких кабинетов;
  • R — время полного теоретического, рассчитанного на одну группу/часы (современный стандарт 138 ч).

F=24,5Х12ХH, где

  • константы используется те же, что и для расчета пропускной способности АШ;
  • H— время использования кабинета/часы.

Примерные программы для водителей разных категорий можно почерпнуть из приказа Министерства образования № 1408 от 26.12.13.

Требования к обеспечению автошкол по наличию аппаратов и обучающе-проверяющих программ

Данное оборудование призвано:

  • проверять физиологические качества будущих водителей;
  • тестировать психику претендентов;
  • оценивать указанные показатели;
  • повышать уровень физических навыков и психологических реакций, обеспечивающих безопасность на дороге.

У каждой АШ должен быть в наличии программно-тестовый набор компьютеризированных психодиагностических методик, способных оценить две группы качеств у претендентов:

  1. Психофизиологию.
  2. Личностные характеристики.

В первой группе анализируются:

  • когнитивные навыки (внимание, его переключение и распределение, память);
  • восприятие объемно-пространственных взаимоотношений объектов;
  • глазомер;
  • скорость психомоторных реакций;
  • эмоциональную стабильность/лабильность.

Вторая группа факторов, позволяет оценить степень приспособленности учащегося к напряженной ситуации на дороге:

  • устойчивость к стрессу, длительному напряжению и монотонии;
  • склонность к риску и конфликтность;
  • локус контроля (склонность брать на себя или переносить на окружение ответственность за события).

Кроме этого, аппаратно-программный набор в автошколе должен помогать в обучении, регулируя адаптационные процессы будущего водителя, и делая автоматическими реакции на наиболее распространенные "напрягающие" факторы в пути:

  • однообразию движения при управлении ТС;
  • стрессорам;
  • накопленной усталости.

Техтребования к данным комплексам утверждаются на федеральном уровне в Госавтоинспекции.

Требования к тренажерам

АШ обязаны иметь тренажеры, помогающие будущему водителю:

  • выработать правильную посадку в автомобиле;
  • оказывать помощь пострадавшим в аварии (манекены).

Кроме этого, они знакомят учащегося с основными приборами панели управления ТС и помогают отработать основные приемы по управлению авто.

Требования к автосредствам для обучения

Любые автомашины, предназначенные для привития навыков вождения, регистрируются в местном ГАИ по установленному регламенту.

Также они специальным образом комплектуются:

  • зеркалом заднего вида для мастера;
  • соответствующим знаком ("У");
  • дополнительными педалями для обучающего (кроме "автоматов");
  • набором техники, обеспечивающим фиксацию и хранение действия кандидата и инструктора в процессе движения и запись происходящего на дороге.

Школа по обучению автомобилистов должна иметь и специальные средства для обучения лиц со сниженными физическими возможностями.

Обратите внимания, что практическая часть занятий для водителей категории "А" возможна только на закрытой площадке. Требования к закрытой площадке и автодрому описаны в пункте "Основные нововведения".

Основные требования к преподавательско-инструкторскому составу

Преподаватели АШ должны иметь:

  • профилирующее образование;
  • дополнительное образование "Образование и педагогика" (стаж работы не требуется).

Например, педагог, обучающий будущих водителей методам оказания первой помощи, должен иметь медицинское образование (среднее/высшее). А педагог, объясняющий устройство двигателя ТС, должен иметь техническое образование.

Педагоги, ведущие дисциплины, разъясняющие учащимся правила:

  • безопасного управления ТС;
  • организации перевозок;
  • основы законодательства.

Должны иметь не только специальное образование, но и действующие водительские права соответствующей преподаваемым дисциплинам категории. Работать такие педагоги могут не более 36 часов в неделю.

К мастеру производственного обучения

Согласно разъяснительному письму от Минобрнауки инструктор по вождению педагогом не является. Но обучение водителей - это профессиональное обучение (ст.26, п.1 ФЗ РФ№196). Поэтому образование по профилю все-таки должно быть.

Однако, в том же разъяснительном письме указано, что по решению квалификационной комиссии вашего предприятия, вы можете нанять работника на должность без соответствующего образования, но с большим практическим опытом работы в данной сфере (п.9. Классификатора, Приказ Министерства здравоохранения и соцразвития №761 от 26.08.10).

Мастер или инструктор должен содержать ТС в исправном состоянии и обеспечивать своевременность его ТО.

Дополнительные требования

Руководство АШ должно обеспечить специальные условия для обучения будущих водителей с ограниченными по здоровью возможностями (ст. 79. ч.10 ФЗ РФ №273).

Требования СЭС

Разработкой специальных требований для АШ пока никто не занимался. При выборе и обустройстве помещения под теоретическую часть обучения рекомендуется руководствоваться СанПиНом 2.4.3.1186-03 .

Требования к автошколе: ее помещению и расположению

АШ должна иметь площади с сооружениями по ремонту и ТО учебных автомобилей. Владельцы АШ для теоретической части курса могут арендовать помещения учебных заведений, которые наверняка соответствуют требованиям СЭС.

Если для этих целей используется приспособленное помещение, то его площадь вычисляется исходя из численного состава групп. Требования к учебным комнатам описаны в СанПиНе 2.4.3.1186-03 (пункт 2.2.1 и 2.2.2), но площадь вашего лекционного кабинета в любом случае не должна быть меньше, чем 2,5 квадрата на учащегося.

Школа для автолюбителей должна иметь централизованную систему сброса стоков и поставки воды. Если таковых нет, внутренняя канализация должна быть в обязательном порядке проведена, а удаление отходов согласовано с СЭС.

Требования к меблировке учебных зон

Для обучения владелец автошколы приобретает мебель, согласующуюся с ГОСТами 11015-93 и11016-93 .

Расставляют мебель в зависимости от формы и размеров комнаты. При этом угол видимости не должен оказаться меньше, чем 35 градусов. Ширина проходов и расстояния до доски нормируются исходя из габаритов комнаты для обучения. Учебные пособия могут храниться как во встроенных шкафах, так и в пристенной мебели.

В автошколе должна быть туалетная комната для обучающихся с вытяжкой приточно-вытяжного типа. Для хранения уборочных средств и приспособлений должна быть выделена специальная комната/шкаф. Весь инвентарь маркируется. Если такие комнаты не оборудованы механической приточно-вытяжной системой вентиляции, готовить дезрастворы придется в туалетной комнате. Обязателен журнал учета дезинфектантов.

Туалеты должны быть обустроены с организацией внутренней системы сбора стоков (канализацией) и с подведением к умывальникам и раковинам воды (горячей и обязательно холодной).

Освещение в автошколе: требования и особенности

В учебных кабинетах автошкол обязательно освещение солнечным светом и искусственными осветителями.

Естественное освещение

Обычно - это свет, поступающий из окон, расположенных с левой стороны. При этом солнечные лучи не должны быть направлены в лицо обучающимся или в спину.

Требования к параметрам, следующие:

  • КЕО - 1,5% в 1 метре от стены;
  • коэффициент неравномерности 3:1;
  • соотношение яркости между поверхностью конспекта и столешницей - 3:1.

Отделку учебных классов следует проводить светлыми тонами красок с рассеивающе-отражающей способностью. Окна оборудуют легко моющими (жалюзи) светозащитными приспособлениями.

Искусственное освещение

Осветители искусственного света должны обеспечивать:

  • 500 люкс в зоне доски;
  • 300-500 люкс на столешнице обучающегося;
  • 200 люкс в области пола;
  • при использовании проекционной техники с ведением конспекта, конспект должен быть освещен 300 люксами;
  • при кинопроекции на столешницы парты должно быть не менее 500 люкс, допустимо создание неосвещенной зоны перед экраном.

Для обеспечения освещения в учебных комнатах разрешается использовать люминесцентные осветители ЛСО02-2х40/ЛПО28-2х40 (или 02-2х40,46-4х18-005) либо иные осветители, в таком же исполнении и с теми же техданными.

Воздушно-температурный режим в автошколе: основные требования

Этот режим нормируется согласно требованиям, предъявляем к сооружениям общественного назначения и построенным под жилье. Подробные требования можно найти в СНиПе31-06-2009 /СП118.13330.2012*.

Температура в классах для вычитки теории должна поддерживаться в пределах от 17-18 о С до 20 о С. Отопление и вентиляция здания АШ должны отвечать СП60.13330.2012 (СНиП41-01-2003).

При монтаже электрооборудования, в том числе классов с ПЭВМ и тренажерами нужно исходить из СанПиНа2.2.2/2.4.1340 .

При организации автошколы владельцу нужно обязательно позаботиться об оформлении Уголка Потребителей, наличии книги Отзывов и журнала проверок СЭС.

Требования к персоналу

Все работники автошколы, контактирующие с обучающимися должны иметь санитарные книжки и проходить регулярные медицинские осмотры.

Дополнительные требования

СЭС обязательно проверит отсутствие на учебной территории вредителей (крыс, мышей, насекомых) и наличие договоров по их уничтожению. Кроме этого, обязательными являются договора на вывоз бытовых отходов, в том числе люминесцентных ламп.

Требования Госпожнадзора

При проверках основное внимание инспектора Госпожнадзора (ГПС) уделяют:

  • наличию и исправности АУПС и тушения пожара;
  • наличию поверенных огнетушителей, журнала их учета и других средств первичного тушения пожара;
  • состоянию эвако-путей;
  • обучению сотрудников мерам и правила ПБ, наличию журнала инструктажей и проверки знаний.

Нормативно-правовая база

  • ГОСТ 12.4.009-83 (об огнетушителях).

Требования к кабинетам и эвако-путям

Эвакуационные пути должны быть свободными. Использовать их для складирования оборудования или развешивания верхней одежды педагогов/обучающихся запрещено. На местах с хорошим обзором должны находиться план-схемы эвакуации (в цветном исполнении). Дверные проемы учебных комнат должны иметь 90 см в ширину. Пути эвакуации должны иметь аварийное освещение.

Противопожарные системы

Все школы для автомобилистов оборудуются системами первичного тушения пожара. Это значит, что ручные огнетушители должны располагаться на видных местах, удобных для быстрого их применения. Они должны иметь бирку о поверке и инструкцию по использованию. А также обязательно должна быть установлена звуковая пожарная сигнализация (сирены).

Требования к персоналу

Все работники автошколы должны быть информированы о правилах по ПБ на территории учебного заведения.

Должны знать:

  • инструкцию по ПБ;
  • местонахождения средств пожаротушения и эвако-выхода;
  • уметь пользоваться огнетушителями;
  • посещать инструктажи по ТБ с записью в соответствующем журнале;
  • иметь представления о помощи обучающимся при эвакуации, особенно маломобильным лицам.

Требования ГПС зависят от размера помещений школы, ее пропускной способности и одновременно находящихся в помещении людей. Приведенные выше требования достаточны для АШ обучающих более 10, но менее 50 человек одновременно (в одну смену).

Требования к образовательным учреждениям и организациям, осуществляющим подготовку и переподготовку водителей транспортных средств различных категорий, по их оснащению техническими средствами являются обязательной частью требований к их учебно-материальной базе.
Требования к учебно-материальной базе образовательных учреждений включают в себя требования к:

  • наличию учебно-программной и методической документации;
  • оснащенности учебным оборудованием, учебно-наглядными пособиями, учебной литературой;
  • информационным материалам;
  • технической оснащенности образовательных учреждений.
  • В образовательном учреждении должна быть в наличии следующая учебно-программная и методическая документация:
  • примерные программы подготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий, утвержденные в установленном порядке;
  • примерные программы переподготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий, утвержденные в установленном порядке;
  • рабочие программы подготовки и переподготовки водителей транспортных средств различных категорий, утвержденные руководителем образовательного учреждения;
  • методические рекомендации, утвержденные заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;
  • методические рекомендации по организации образовательного процесса, утвержденные руководителем образовательного учреждения;
  • материалы для проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, утвержденные руководителем образовательного учреждения.

Перечень требований к оснащенности учебным оборудованием, учебно-наглядными пособиями и информационным материалам представлен в Примерных программах подготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий.
Перечень учебной литературы самостоятельно определяется образовательным учреждением.
Техническая оснащенность образовательного учреждения включает в себя следующие компоненты:

  • технические средства обучения (далее – TCO);
  • аппаратно-программные комплексы тестирования и развития психофизиологических качеств (далее - АПК);
  • тренажеры первоначального обучения навыкам вождения (далее - тренажеры)2;
  • учебные транспортные средства;
  • закрытые площадки для первоначального обучения вождению (автодромы, в т.ч. автоматизированные).

В образовательном учреждении должны быть в наличии следующие ТСО: компьютер, средства отображения информации (проектор, экран, монитор, ТВ и т.д.), с соответствующим программным обеспечением.

Требования к АПК

Аппаратно-программные комплексы тестирования и развития психофизиологических качеств водителя должны обеспечивать оценку и повышать уровень психофизиологических качеств необходимых для безопасного управления транспортным средством (профессионально важных качеств), а также формировать навыки саморегуляции его психоэмоционального состояния в процессе управления транспортным средством. Оценка уровня развития профессионально важных качеств производится при помощи компьютерных психодиагностических методик, реализованных на базе АПК с целью повышения достоверности и снижения субъективности в процессе тестирования.
AПK должны обеспечивать тестирование следующих профессионально важных качеств водителя:

  • психофизиологических (восприятие пространственных отношений и времени, глазомер, устойчивость, переключаемость и распределение внимания, память, психомоторику, эмоциональную устойчивость, динамику работоспособности);
  • свойств и качеств личности водителя, которые позволят ему безопасно управлять транспортным средством (нервно-психическая устойчивость, свойства темперамента, склонность к риску, конфликтность, монотоноустойчивость).

АПК для формирования у водителей навыков саморегуляции психоэмоционального состояния должны предоставлять возможности для обучения саморегуляции при наиболее часто встречающихся состояниях: эмоциональной напряженности, монотонии, утомлении, стрессе.
Технические требования к аппаратно-программным комплексам развития психофизиологических качеств водителя утверждаются федеральным органом управления Госавтоинспекции.

Требования к тренажерам

Тренажеры используемые в учебном процессе, должны обеспечивать:

  • первоначальное обучение навыкам вождения;
  • отработку правильной посадки водителя в транспортном средстве;
  • ознакомление с органами управления, контрольно-измерительными приборами;
  • отработку приёмов управления транспортным средством.

Требования к учебным транспортным средствам различных категории

Требования к оборудованию учебного транспортного средства категорий «В», «С», «D», «ВЕ», «СЕ», «DE».
Учебное транспортное средство должно быть оборудовано:

  • дополнительными педалями привода сцепления (кроме транспортных средств с автоматической трансмиссией) и тормоза;
  • зеркалом заднего вида для обучающего;
  • опознавательными знаками «Учебное транспортное средство»;
  • аппаратно-программным комплексом, обеспечивающим аудио-видеонаблюдение за проезжей частью, контрольно-измерительными приборами, основными и дополнительными органами управления автомобилем, действиями кандидата в водители и мастера производственного обучения (экзаменатора), а также регистрацию и хранение полученной информации.

Технические требования к оборудованию учебных транспортных средств аппаратно-программными комплексами утверждаются федеральным органом управления Госавтоинспекции.

Практическое обучение вождению транспортных средств категории «А» осуществляется только на закрытых от движения площадках и автодромах, требования к дополнительному оборудованию данной категории транспортных средств не предъявляются.
Транспортные средства, используемые для обучения вождению лиц с ограниченными возможностями здоровья, должны быть оборудованы соответствующим ручным или другим предусмотренным для таких лиц управлением.
Учебные транспортные средства регистрируются в установленном порядке.

Требования к закрытым площадкам (в том числе автоматизированным) для первоначального обучения вождению транспортных средств

Закрытая площадка (автодром, в том числе автоматизированный) для первоначального обучения вождению транспортных средств должна иметь ровное и однородное асфальтобетонное покрытие.

Наклонный участок должен иметь продольный уклон в пределах 8 - 16 % включительно, использование колейной эстакады не допускается.

Коэффициент сцепления колеса с покрытием автодрома (в том числе наклонного участка) должен быть не ниже 0,4. / г
В случае проведения обучения в темное время суток освещенность автодрома должна быть не менее 20 лк.

Размеры закрытой площадки и её обустройство должны обеспечивать выполнение каждого из учебных (контрольных) заданий, предусмотренных Примерными программами подготовки водителей транспортных средств, а также Методикой проведения квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами соответствующих категорий.

В целях имитации реальных условий движения на автодроме оборудуются перекресток, пешеходный переход, железнодорожный переезд, устанавливаются дорожные знаки, светофор и иные технические средства организации дорожного движения, а также наносится разметка в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52290-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования», ГОСТ Р 51256-99 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Типы и основные параметры. Общие технические требования», ГОСТ Р 52282-2004 «Технические средства организации дорожного движения.

Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний», ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».

Применяются также конуса разметочные (ограничительные), стойки разметочные, вехи стержневые.
Если размеры закрытой площадки не позволяют разместить на её территории все учебные (контрольные) задания, предусмотренные Примерными программами подготовки водителей транспортных средств, а также, Методикой проведения квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами соответствующих категорий, необходимо иметь съемное оборудование, позволяющее разметить границы выполнения соответствующих заданий: конуса разметочные (ограничительные), стойки разметочные, вехи стержневые, столбики оградительные съемные, лента оградительная, разметка временная.
Автоматизированные автодромы должны быть оборудованы техническими средствами, позволяющими осуществлять контроль, оценку и хранение результатов выполнения учебных (контрольных) заданий в автоматизированном режиме.
Технические требования к оборудованию автодромов утверждаются федеральным органом управления Госавтоинспекции.

Требования к квалификации педагогических кадров Требования к квалификации преподавателей по предметам: «Основы законодательства в сфере дорожного движения», «Основы организации перевозок», «Эксплуатация транспортных средств и организация пассажирских перевозок» и «Основы безопасного управления транспортным средством»

Преподаватель по предметам: «Основы законодательства в сфере дорожного движения», «Основы организации перевозок», «Эксплуатация транспортных средств и организация пассажирских перевозок» и «Основы безопасного управления транспортным средством» должен иметь:

  • высшее или среднее профессиональное образование;
  • действительное водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории.

Требования к квалификации преподавателей по предмету «Устройство и техническое обслуживание транспортных средств»

Преподаватель по предмету «Устройство и техническое обслуживание транспортных средств» должен иметь высшее или среднее профессиональное образование технического профиля.

Требования к квалификации преподавателей по предмету «Оказание медицинской помощи»

Преподаватель по предмету «Оказание медицинской помощи» должен иметь высшее или среднее профессиональное образование медицинского профиля.

Требования к квалификации мастера производственного обучения

Должностные обязанности. Проводит практические занятия и учебно-производственные работы, связанные с профессиональным (производственным) обучением. Участвует в проведении работы по профессиональной ориентации обучающихся, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, а также современных информационных технологий. Подготавливает оборудование и соответствующую оснастку к занятиям, совершенствует материальную базу. Заведует гаражом, мастерской, кабинетом и принимает меры к их своевременному обеспечению оборудованием, инструментами, материалами, запасными частями и средствами обучения. Обеспечивает соблюдение безопасности труда, овладение обучающимися передовыми методами труда, современной техникой и технологией производства. Организует выполнение практических работ, а также работ по изготовлению качественной продукции и оказанию услуг населению. Принимает участие в заключении договоров с организациями и хозяйствами о проведении учебной (производственной) практики и осуществляет контроль за их выполнением. Готовит обучающихся, воспитанников к выполнению квалификационных работ и сдаче квалификационных экзаменов. Участвует в работе предметных (цикловых) комиссий (методических объединений, кафедр), конференций, семинаров, педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим). Способствует общеобразовательному, профессиональному, культурному развитию обучающихся, привлекает их к техническому творчеству. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; учебные программы по производственному обучению; технологию производства по профилю обучения; правила технической эксплуатации производственного оборудования; основы педагогики, психологии; методики профессионального обучения и воспитания обучающихся; методы развития мастерства; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися, воспитанниками, детьми разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе, технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; технологии педагогической диагностики; основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами), электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в областях, соответствующих профилям обучения и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы.

1 сентября 2016 года Административный регламент предоставления госуслуги проведения экзаменов на право управления транспортным средством МВД России начнет определять по новому систему оценки результатов экзаменов на автодроме.

До 01 сентября 2016 года использовалась специальная таблица штрафных балов по которой выставлялась общая оценка экзамена на автодроме. В такой таблице предусматривалось определенное количество штрафных баллов за конкретные ошибки. Начиная уже с 1 сентября вводится новая система оценки экзамена, по которой вообще не предусматриваются штрафные баллы. Поэтому в этой статье мы и поговорим об этих нововведениях.

Новая система оценки экзаменов на автодроме

Для начала сформулируем основные особенности, которые отличают новую систему оценки экзаменов на автодроме:

  1. Штрафные баллы за допущенные ошибки начисляться не будут. Теперь серьезное нарушение может привести к тому, что за экзамен могут сразу выставить оценку «НЕ СДАЛ». Средняя ошибка допускается всего один раз. Незначительные нарушения позволены не более двух раз – третья ошибка дает кандидату в водители финальный результат «НЕ СДАЛ».
  2. Для всех упражнений предусматривается общая система оценки. Ранее у каждого упражнения на автодроме существовала своя собственная штрафная таблица. При этом кандидат мог получить на каждом упражнении четыре из пяти штрафных баллов и успешно при этом закончить экзамен. Новая система подразумевает следующее: если кандидат допускает на разных упражнениях одно и то же незначительное нарушение правил три раза за весь экзамен, то ему зачисляют оценку «НЕ СДАЛ».
  3. Для всех упражнений предусмотрен общий перечень нарушений. Ранее таблица штрафных баллов была индивидуальной для каждого элемента экзамена. Начиная с сентября этого года вводится единая система оценки, которую будут применять для всех упражнений.

Получается, что новая система оценки будет предъявлять кандидатам в водители уже более серьезные требования к уровню их подготовки.

Перечень ошибок при экзамене на автодроме

Небольшая ошибка

Под небольшой ошибкой в сегодняшнем материале мы будем считать такие нарушения, допустить которые можно не более двух раз в течение всего экзамена. После третьего нарушения кандидату в водители будет автоматически присвоена оценка «НЕ СДАЛ».

  • Наезд на линию разметки, которая обозначает границу проводимого упражнения или наезд на конус или разметочное оборудование. Стоит обратить внимание, что данный пункт предусматривает как раз наезд на саму линию, а не пересечение ее как таковой. Если колесо машины хоть на сантиметр пересечет такую линию разметки – нарушение засчитают как серьезное. Это мы рассмотрим далее.
  • Остановка двигателя автомобиля. Если машина заглохла три раза – считайте, что экзамен не сдан.
  • При сдаче на права по мотоциклу или мопеду произошло касание поверхности площадки ногой.

Средняя ошибка

Средней ошибкой считается такая, которую позволено допустить единственный раз при экзамене на автодроме:

Единственной средней ошибкой считается отсутствие поворотного сигнала при сдаче экзамена на управление мотоциклом или мопедом.

Серьезная ошибка

Серьезной ошибкой считают такое нарушение, которое с самого первого раза приводит к отметке «НЕ СДАЛ»:

Серьезной ошибкой считаются такие ситуации:

  • Кандидат не начал выполнение поставленного упражнения в течение 30 секунд после того как экзаменатор подал команду;
  • Кандидат отказался выполнять упражнения и покинул экзамен;
  • Кандидат не прошел все упражнения за установленное общее время. На любое упражнение по категориям В, B1, C, C1, D, D1 выделяется по две минуты. К этому времени также добавляют время, которое уходит на передвижение машины между заданиями. Таким образом, получается, что для выполнения всех пяти элементов автодрома выделяется как минимум десять минут. Подробнее о времени выполнения упражнений можно узнать из 8-го и 9-го пунктов III раздела Приложения №7 Административного регламента;
  • Кандидат превысил время выполнения задания «Скоростное маневрирование». Это упражнение подразумевает максимальный временной лимит на исполнение в 35 секунд;
  • Проезд перекрестка при запрещающем сигнале светофора или пересечение стоп-линии при выполнении задания «Регулируемый перекресток»;
  • Пересечение стоп-линии. Такое требование установлено только для упражнения «Эстакада» при сдаче экзаменов по категории «B»;
  • Не пересечение контрольной линии габаритами автомобиля. Такое требование установлено для упражнений «Параллельная парковка» и «Въезд в бокс» при сдаче на категорию «B»;
  • Отклонение от установленной траектории движения. С 1 сентября 2016 года установлено описание траектории движения для всех упражнений. К примеру, «Параллельная парковка» требует въезда на парковочное место только за один заход. Если кандидат не сможет выполнить это требование и включит первую передачу повторно – такой факт будет считаться нарушением установленной траектории движения. Это касается и всех остальных упражнений;
  • Остановка от линии на расстоянии, которое превышает значение описанное административным регламентом. Экзамен по категории «B» требует выполнение этого пункта на упражнении «Эстакада». От кандидата требуется остановка на дистанции не более метра от линии «СТОП-1»;
  • Откат машины при выполнении задания «Эстакада» на расстоянии более чем в 0,3 метра;
  • Движение машины задним ходом в том случае, когда выполнение элемента не подразумевает такое движение. Экзамен по категории «B» предусматривает такое требование по упражнениям «Змейка» и «Повороты на 90 градусов»;
  • Пересечение колесами сплошной линии. Напомним еще раз: если просто наехать на разметочную линию ошибку засчитают легкой. В случае, когда линию разметки пересечь – такая ошибка будет причислена к серьезным.

Экзаменационный лист на автодроме

С 01 сентября 2016 года при экзамене на автодроме сам экзаменационный лист будет выглядеть следующим образом:

В целом становится понятно, что требования к будущим водителям стали серьезнее. Новый административный регламент убирает многие послабления. К примеру, упражнение «Параллельная парковка» до 01 сентября 2016 года кандидат может провести в 2 захода. После нововведений отклонение от траектории движения будет приводить к оценке «НЕ СДАЛ» и второго шанса на этом экзамене у человека не будет. Это значит, что экзамен на автодроме сдать станет немного сложнее. Однако, не стоит этого бояться. Учите правила и осваивайте практику вождения!

Проект приказа носит замысловатое название: «Об утверждении порядка определения соответствия условий для проведения теоретического экзамена и (или) экзамена по первоначальным навыкам управления транспортным средством, имеющихся у организации, осуществляющей образовательную деятельность, установленным требованиям» . Что лежит за этой сухой формулировкой?

По разрабатываемым новым правилам приема экзаменов предлагается принимать теоретические экзамены и первоначальные навыки управления ТС на площадке (практический экзамен), на территории автошкол. Проект разработан с целью создания юридических и технических условий при которых инспекторы ГИБДД смогли бы принимать в самих автошколах, а не на базе существующих экзаменационных подразделений ГИБДД. А при наличии в автошколе автоматизированного автодрома, будет засчитываться успешно сданный практический экзамен.

Как сказано в пояснительно записке к проекту приказа МВД, «Реализация требований проекта приказа позволит экзаменационным подразделениям использовать учебно-материальную базу образовательных организаций при проведении теоретических экзаменов и (или) экзаменов по первоначальным навыкам управления транспортным средством, что положительно скажется на уровне удовлетворенности гражданами получаемой государственной услуги». То есть как предполагается, подобное использование учебно-материальной базы должно снизить нагрузку на подразделения Госавтоинспекции, в связи с чем должно улучшится качество предоставляемых услуг. Но в действительности, подобное использование чужих площадок, как считают эксперты, преследует другие цели, а именно сокращение расходов самого ГИБДД.

В связи с тем, что с 1 сентября этого года, отделения Госавтоинспекции РФ должны будут принимать экзамены по новым правилам, экзаменационные площадки должны соответствовать гораздо более жестким требованиям. Для принятия экзаменуемых потребуется дозакупка автомобилей для сдачи на права разных категорий и прицепов к ним. Необходимо арендовать или строить площадку для проведения практических экзаменов, оборудовать ее в соответствии с требованиями регламента. Плюс в этому потребуется приобретение компьютерной техники, на которой установлено необходимое программное обеспечение в те отделения ГИБДД, в которых она отсутствует. Прибавьте сюда закупку и установку видеорегистраторов на автомобили на которых будут сдавать на права, и необходимость согласно новому регламенту, обустроить площадку и прилегающую к ней территорию. Траты большие, проще перекинуть финансовую лямку на коммерческие автошколы. По данным экспертов суммы дооборудования для автошкол обойдутся в сотни тысяч, а то и миллионы рублей.

Краткий список требований, предъявляемых к автошколам для проведения экзаменов на права:

Н аличие лицензии на осуществление образовательной деятельности на право оказывать образовательные услуги по программам профессионального обучения

Н аличие автоматизированной системы для проведения теоретического экзамена, соответствующей утвержденного комплекта экзаменационных задач

З акрытую площадку или автодром (автоматизированный автодром)

Т ранспортные средства, отвечающие требованиям к транспортным средствам, используемым для проведения практических экзаменов

К опии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании помещений, используемых для проведения теоретического экзамена, и (или) закрытой площадки, автодрома (автоматизированного автодрома) для проведения практического экзамена

С ведения об автоматизированной системе (аппаратно-программном комплексе) для проведения теоретического экзамена (копии технической документации, технических условий, документов, удостоверяющих качество продукции (сертификаты соответствия))

Р азработанные образовательной организацией схемы организации движения, размещения и обустройства зон выполнения испытательных упражнений с указанием их размеров

С ведения о транспортных средствах, используемых для проведения экзамена по первоначальным навыкам управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории (если образовательная организация предоставляет транспортные средства).