Участники бюджетного процесса на муниципальном уровне, их функции и взаимодействие. Органы, обладающие бюджетными полномочиями Особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса

Оформление документов

Вернуться назад на

В соответствии с бюджетным законодательством бюджетными полномочиями обладают:

Финансовые органы (их структура определяется указом Президента РФ);
органы денежно-кредитного регулирования (ЦБ РФ);
органы государственного (муниципального) (Счетная палата РФ, контрольные и финансовые органы исполнительной власти, контрольные органы законодательных органов субъектов РФ и представительных органов ).

Каждый из них имеет собственные задачи и действует в пределах закрепленных полномочий.

Отдельные бюджетные полномочия могут осуществлять иные федеральные органы исполнительной власти в соответствии с законодательством.

Субъекты РФ для проведения собственной бюджетной создают финансовые органы и органы финансового контроля в соответствии со своим законодательством.

Муниципальные образования для обслуживания и управления средствами бюджета создают муниципальные казначейства и (или) иные финансовые органы в соответствии со своим уставом и законодательством РФ.

Участниками бюджетного процесса являются:

1. Президент РФ;
2. органы законодательной власти;
3. органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор , другие уполномоченные органы);
4. органы денежно-кредитного регулирования;
5. органы государственного и муниципального финансового контроля;
6. государственные внебюджетные фонды;
7. главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

8. иные органы, на которые законодательством возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

Участниками бюджетного процесса также являются бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.

Законодательные органы, представительные органы местного самоуправления:

Рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении;
осуществляют последующий контроль за исполнением бюджетов;
формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы;
осуществляют другие полномочия в соответствии с бюджетным законодательством.

Законодательные органы не имеют права создавать свои резервные фонды, а также выполнять отдельные функции по исполнению бюджетов (за исключением органов местного самоуправления, совмещающих функции законодательных и исполнительных органов).

Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления осуществляют:

Составление проекта бюджета, внесение его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательного органа, ;
исполнение бюджета, в том числе сбор доходов, управление государственным, муниципальным долгом;
ведомственный контроль за исполнением бюджета;
составление отчета об исполнении бюджета для утверждения законодательными органами;
другие полномочия.

Центральный банк РФ наделен следующими бюджетными полномочиями. Совместно с Правительством РФ он разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления . ЦБ РФ обслуживает счета бюджетов, а также осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам РФ.

Кредитные организации могут осуществлять отдельные операции со средствами бюджета, например, привлекаться для осуществления операций по предоставлению средств бюджета на возвратной основе. Они выполняют бюджетные функции ЦБ РФ, если на соответствующей территории нет учреждений ЦБ РФ или последние не могут выполнять эти функции.

Субъекты РФ, муниципальные образования вправе открывать счета в банках, обслуживающих расчеты по сделкам, совершаемым с государственными ценными бумагами субъектов РФ и муниципальными ценными бумагами, а также осуществляющих расчеты.

Органы государственного, муниципального финансового контроля, осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и бюджетов государственных , проводят экспертизы проектов указанных бюджетов, федеральных и региональных целевых программ и иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства. Они осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением бюджетов и бюджетов внебюджетных фондов.

Главным распорядителем бюджетных средств является орган власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям этих средств. Он определен ведомственной классификацией расходов федерального бюджета. Аналогично определяется главный распорядитель средств бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета.

Главный распорядитель:

Представляет в договорах о выделении бюджетных средств на возвратной основе, государственных или муниципальных гарантий, бюджетных инвестиций;
определяет задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг для подведомственных распорядителей и получателей с учетом нормативов финансовых затрат;
утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений;
составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям средств и исполняет соответствующую часть бюджета;
вносит изменения в утвержденную смету доходов и расходов бюджетного учреждения в части распределения средств между ее статьями с уведомлением органа, исполняющего бюджет (на основании мотивированного представления бюджетного учреждения);
осуществляет контроль получателей бюджетных средств в части обеспечения их целевого использования, своевременного их возврата, предоставления отчетности, выполнения заданий по предоставлению государственных или муниципальных услуг;
осуществляет контроль за использованием бюджетных средств их распорядителями, бюджетными учреждениями и другими получателями, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, которым передана на праве хозяйственного ведения или в собственность соответственно РФ, субъектов РФ или муниципальных образований. Непосредственное проведение контроля за использованием бюджетных средств унитарными предприятиями осуществляется по инициативе главного распорядителя органами финансового контроля;

готовит и представляет органу, ответственному за контроль исполнения бюджета, сводный отчет об исполнении бюджета по выделенным средствам, сводную смету доходов и расходов, а также отчет о выполнении задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг;
выступает в суде от имени казны РФ:
- по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) соответствующих должностных лиц и органов;
- по искам подведомственных предприятий и учреждений, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности.

Распорядителем бюджетных средств является орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям.

Бюджетное законодательство, наделяя главного распорядителя и распорядителя бюджетных средств широкими полномочия ми, устанавливает их ответственность за:

Целевое использование выделенных в их распоряжение средств;
достоверность и своевременное представление установленной отчетности и другой информации, связанной с исполнением бюджета;
своевременное составление бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств по подведомственным получателям и распорядителям средств;
своевременное представление бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств по подведомственным получателям и распорядителям средств в орган, исполняющий бюджет;
утверждение смет доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений;
соответствие бюджетной росписи показателям, утвержденным законом о бюджете;
соблюдение нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг при утверждении смет доходов и расходов;
эффективное использование средств;
соответствие иным требованиям Бюджетного кодекса и федеральным законам.

Бюджетное учреждение – это организация, созданная органами государственной власти для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы. Бюджетными учреждениями признаются также организации, наделенные государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления, не имеющие статуса федерального казенного предприятия.

Смета этого учреждения должна отражать все его доходы, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления , в том числе доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной на праве оперативного управления, и иной деятельности.

Если уполномоченные органы государственной власти уменьшают средства соответствующего бюджета, выделенные целевым назначением для финансирования договоров, заключаемых бюджетным учреждением, стороны договора согласуют новые сроки и другие условия договора. Контрагент вправе потребовать от бюджетного учреждения только возмещения реального ущерба, причиненного изменением договора.

Бюджетное учреждение составляет и представляет бюджетную заявку на очередной год, которая подается на утверждение главному распорядителю или распорядителю бюджетных средств.

Бюджетные средства используются в соответствии с утвержденной сметой. Однако бюджетное учреждение вправе при исполнении сметы перераспределить расходы по предметным статьям и видам расходов. Эти права определяет Федеральное казначейство РФ либо другой орган, исполняющий бюджет, совместно с главными распорядителями бюджетных средств. В расходовании же средств, полученных за счет внебюджетных источников, бюджетное учреждение самостоятельно.

Получателем бюджетных средств является бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение этих средств в соответствии с бюджетной росписью.

Получатели бюджетных средств имеют право на:

Своевременное получение и использование бюджетных средств в соответствии с утвержденным бюджетной росписью размером с учетом сокращения и индексации;
своевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств;
компенсацию в размере недофинансирования.

Получатели бюджетных средств обязаны:

Своевременно подавать бюджетные заявки или иные документы, подтверждающие право на получение средств;
эффективно использовать средства в соответствии с их целевым назначением;
своевременно и в полном объеме возвращать бюджетные средства, предоставленные на возвратной основе;
своевременно и в полном объеме вносить плату за пользование средствами, предоставленными на возмездной основе;
своевременно представлять отчет и иные сведения об использовании средств.

Бюджетное законодательство определяет круг участников бюджетного процесса, обладающих бюджетными полномочиями на федеральном уровне:

Президент РФ;
Государственная Дума;
Совет Федерации ;
Правительство РФ;
Министерство финансов РФ;
Федеральное казначейство;
органы, осуществляющие сбор доходов бюджета;
Банк России;
Счетная палата РФ;
государственные внебюджетные фонды;
главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
иные органы, на которые законодательством возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

Министерство финансов РФ обладает следующими бюджетными полномочиями:

Составляет проект федерального бюджета и представляет его в Правительство РФ, принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов;
по поручению Правительства РФ представляет государство в договорах о предоставлении средств федерального бюджета на возвратной основе и гарантий за счет средств федерального бюджета;
осуществляет методическое руководство в области составления проекта федерального бюджета и его исполнения;
составляет сводную бюджетную роспись федерального бюджета;
разрабатывает прогноз РФ;
разрабатывает по поручению Правительства РФ Программу государственных внутренних заимствований РФ, условия выпуска и размещения государственных займов, выступает в качестве государственных ценных бумаг, проводит регистрацию государственных ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных ценных бумаг;
осуществляет по поручению Правительства РФ сотрудничество с международными финансовыми организациями;
разрабатывает по поручению Правительства РФ Программу государственных внешних заимствований РФ, организует работу по привлечению иностранных кредитных ресурсов, разрабатывает программу предоставления гарантий Правительства РФ на привлечение иностранных кредитов третьими сторона ми и определяет порядок предоставления таких гарантий;
осуществляет методическое руководство по и отчетности юридических лиц независимо от их организационноправовых форм, если иное не предусмотрено законодательством;
принимает в пределах своей компетенции нормативные акты;
получает от органов исполнительной власти разных уровней, государственных внебюджетных фондов материалы, необходимые для составления проекта федерального бюджета, отчета об исполнении федерального бюджета, прогноза консолидированного , а также отчета об исполнении консолидированного бюджета РФ;
обеспечивает предоставление бюджетных ссуд и бюджетных кредитов в пределах утвержденного лимита в порядке, установленном Правительством РФ;
предоставляет по поручению Правительства РФ от имени РФ государственные гарантии субъектам РФ, муниципальным образованиям и юридическим лицам в пределах утвержденного лимита;
проводит проверки финансового состояния получателей бюджетных средств, в том числе получателей бюджетных ссуд, кредитов и гарантий;
проводит проверки получателей бюджетных инвестиций по соблюдению ими условий получения и эффективности использования указанных средств;
регистрирует эмиссии займов субъектов РФ, муниципальных образований, государственных унитарных предприятий и федеральных казенных предприятий;
ведет государственные книги (реестры) внутреннего и внешнего долга РФ;
осуществляет управление государственным долгом РФ;
осуществляет иные полномочия;
организует исполнение федерального бюджета, а также бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в случае заключения соответствующих соглашений;
исполняет ;
осуществляет предварительный и текущий контроль за исполнением федерального бюджета, а также бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в случае заключения соответствующих соглашений;
осуществляет операции со средствами федерального бюджета, а также бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в случае заключения соответствующих соглашений;
составляет отчет об исполнении федерального бюджета, а так же бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в случае заключения соответствующих соглашений;
составляет отчет об исполнении консолидированного бюджета РФ;
представляет отчет об исполнении федерального бюджета в Правительство РФ;
устанавливает порядок ведения учета и составления отчетности об исполнении бюджетов всех уровней, смет расходов бюджетных учреждений, устанавливает формы учета и отчетности по исполнению бюджетов всех уровней;
открывает главных распорядителей, распорядителей бюджетных средств, бюджетных учреждений, а также бюджетные счета получателей бюджетных средств;
обладает правом требовать от главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств предоставления отчетов об использовании средств федерального бюджета и иных сведений, связанных с получением, перечислением, зачислением и использованием средств бюджета;
получает от кредитных организаций сведения об операциях с бюджетными средствами и средствами ;
направляет представления главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета, ЦБ РФ и его учреждениям, кредитным организациям с требованием устранить выявленные нарушения бюджетного законодательства и осуществляет контроль за их устранением;
приостанавливает операции по лицевым счетам главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
взыскивает в бесспорном порядке с лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей бюджетных средств и получателей средств федерального бюджета средства в размере бюджетных средств, использованных не по целевому назначению;
взыскивает в соответствии с договорами со всех счетов получателей бюджетных средств средства, выданные в форме бюджетных ссуд и кредитов, по которым истек срок возврата, а также проценты, подлежащие уплате за пользование бюджетными ссудами и кредитами;
налагает на главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, кредитные организации штрафы в соответствии с договорами и законодательством;
ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджета и осуществляет регистрацию бюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из средств федерального бюджета;
осуществляет иные полномочия.

Бюджетный кодекс определяет исключительные полномочия министра финансов РФ.

Министр имеет дать разрешение (разрешительная надпись) на совершение следующих действий:

1. утверждение сводной бюджетной росписи федерального бюджета;
2. утверждение лимитов бюджетных обязательств для главных распорядителей;
3. предоставление бюджетных ссуд из федерального бюджета;
4. введение режима сокращения расходов федерального бюджета при условии недостатка поступлений не более 5% утвержденных поступлений в бюджет;
5. перемещение ассигнований между главными распорядителями, разделами, подразделами и статьями функциональной и экономической классификаций расходов бюджетов РФ в пределах 10% утвержденных расходов;
6. осуществление блокировки расходов и отмену решения о блокировке расходов.

Министр имеет право запретить главным распорядителям изменять целевое назначение бюджетных средств в пределах сметы, если министру поступило должностное представление Счетной палаты РФ или Федерального казначейства о нарушении главным распорядителем бюджетного законодательства.

Министр вправе назначить в федеральные органы исполнительной власти и бюджетные учреждения уполномоченных по федеральному бюджету при установлении случаев нецелевого использования средств. К уполномоченному переходят все полномочия главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств.

Министр имеет право запретить главному распорядителю, распорядителю бюджетных средств, бюджетному учреждению осуществление отдельных расходов, за исключением расходов, осуществляемых руководителем бюджетного учреждения за счет средств, полученных от внебюджетных источников.

Бюджетный кодекс определил следующую ответственность Министерства финансов РФ, министра финансов, Федерального казначейства.

Так, Министерство финансов РФ несет ответственность за:


соблюдение порядка предоставления бюджетных ссуд, кредитов, государственных гарантий и бюджетных инвестиций.

Министр финансов несет ответственность за:

Соответствие бюджетной росписи утвержденному бюджету;
своевременность составления бюджетной росписи;
введение режима сокращения при получении сведений о невозможности исполнения федерального бюджета.

Федеральное казначейство несет ответственность за:

Правильность исполнения федерального бюджета, ведение счетов и управление бюджетными средствами;
финансирование расходов, связанных с предоставлением бюджетных ссуд, бюджетных инвестиций, государственных гарантий с нарушением установленного порядка;
полноту перечисления бюджетных средств их получателям;
своевременность перечисления бюджетных средств их получателям;
своевременность зачисления бюджетных средств на счета их получателей;
своевременность представления отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета;
своевременность доведения уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах обязательств бюджета до получателей средств;
финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись;
финансирование расходов сверх утвержденных лимитов обязательств бюджета;
осуществление контроля за соблюдением законодательства РФ главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств, кредитными организациями;
исполнение предписаний Счетной палаты РФ и решений актов судебных органов о компенсации ущерба, нанесенного финансовыми органами получателям бюджетных средств.

Федеральные органы исполнительной власти вправе осуществлять исполнение бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов через Федеральное казначейство на основании соглашений.

Бюджет - это главный финансовый документ страны, который отражает все статьи доходов и расходов. Процесс его составления является важнейшим моментом в организации работы экономического сектора государства. Именно от бюджета во многом зависит то, как будет жить народ в следующем году. Важным элементом данной работы являются участники бюджетного процесса. Именно о них и пойдет речь.

Что такое бюджет?

Бюджетом называют основной документ, который закрепляет ту совокупность финансов, согласно которой работают звенья государственного и муниципального самоуправления. Осуществляют работу по его формированию участники бюджетного процесса. И их полномочия напрямую влияют на конечный результат. От того, насколько правильно будет составлен бюджет, зависит дальнейшая деятельность не только бюджетно-финансовой системы, но и государства в целом. Главный финансовый документ страны определяет, насколько держава способна выполнять свои обязательства перед народом, оказывать бюджетные услуги и обеспечивать социальную стабильность. Бюджет включает в себя совокупность следующих категорий:

  • налоговые сборы;
  • государственный кредит;
  • государственные расходы.

Документ является звеном, объединяющим в себе все вышеперечисленные финансовые позиции. Так как бюджет предопределяет жизнь государства на будущий год, то неудивительно, что его утверждают на Федеральном Собрании. Это говорит о том, что по юридической силе проект бюджета приравнен к закону.

В экономическом смысле документ представляет собой форму, которая наглядно демонстрирует, куда будут расходоваться средства централизованного фонда, и как он будет восполняться. После формирования бюджета начинается распределительный этап, когда все зафиксированные в документе финансы делят между регионами и отраслями народного хозяйства. Более детальный порядок составления и реализации документа прописан в Бюджетном кодексе. Там же закреплено и общее право Российской Федерации на самостоятельный бюджет, а также перечислены участники бюджетного процесса.

Что представляет собой бюджетный процесс?

Составление бюджета представляет собой согласованную работу различных органов. Все участники бюджетного процесса касаются каких-либо стадий формирования документа. Они могут представлять интересы государственной власти и местного самоуправления. Работа участников бюджетного процесса происходит согласно порядку, регламентированному законодательством Российской Федерации. Составление главного финансового документа страны включает в себя следующие действия:

  1. Составление и рассмотрение проекта бюджета.
  2. Утверждение.
  3. Исполнение проекта.
  4. Контроль над выполнением предыдущего пункта.
  5. Ведение бюджетного учета.
  6. Формирование бюджетной отчетности.

Данная работа, в которой задействованы участники бюджетного процесса, направлена на то, чтобы отыскать все возможные источники пополнения государственной казны, разработать их и мобилизовать. Бюджет должен быть максимально точным, чтобы в будущем была возможность подсчитывать реальные доходы и расходы.

Данный процесс направлен на последующее планирование распределения финансовых средств, их вложение или сохранение. Четкость и закрепленность позволяют не потратить лишнего, ведь в масштабах государства одно неправильное решение обернется потерей огромных средств.

Бюджетный процесс является основополагающим при определении направления соответствующей политики, которая могла бы реализовывать намеченную экономическую программу. Она заключается в оптимальном распределении имеющейся суммы между различными экономическими зонами, бюджетами разных уровней и сферами хозяйственной деятельности.

В чем заключается принцип работы участников?

Чтобы правильно определить размер бюджета, способы его формирования, распределения и реализации, участники соответствующего процесса должны придерживаться определенных принципов. На них и основывается вся работа по организации главного финансового документа страны.

Чтобы максимально полно охватить все средства в стране, необходимо учитывать ту информацию, которая предоставляется территориальными и местными бюджетами. Именно такой детальный анализ информации позволяет максимально точно рассчитать конечное число в главном финансовом документе страны.

Все цифры, которые имеются в предоставляемых органами местного самоуправления документах, должны иметь подкрепление, на основании которого из федерального бюджета будет выделена требуемая сумма денег. То есть на получение каких-либо средств от государства должны быть причины, имеющие социально-экономический характер.

Данный процесс не может осуществляться кем-то самостоятельно. От него зависит жизнь и развитие всего государства, поэтому он должен быть обсужден и согласован участниками. Принятием единого решения завершается каждый этап бюджетного процесса. Этот пункт определяется Кодексом, как гласность и публичность.

На любом уровне при формировании документа за основу берется единая классификация. Это необходимо для однородности данного действия и отсутствия разногласий.

Документ составляется лишь на определенный срок, составляющий, как правило, один календарный год. Это необходимо для того, чтобы информация, предоставленная от всех органов, была актуальной и в то же время носила периодический характер.

Данная форма образования и расхода денежных средств отражает и социально-экономическую политику, которой планирует придерживаться Президент Российской Федерации.

Какие существуют этапы деятельности?

Прежде чем начать сам бюджетный процесс, необходимо проделать ряд подготовительных операций, которые заключаются в анализе текущего состояния социально-экономической сферы. На его основе делается прогноз того, насколько реально выполнить те или иные задачи. Под рассмотрение попадает все - от работы муниципальных учреждений до отраслей народного хозяйства. Полученные данные и баланс имеющихся ресурсов объединяются в перспективный финансовый план. Он является той базой, ориентируясь на которую, органы местного самоуправления составляют свои предположительные проекты бюджета. Важным моментом в данной линии является регулирование, задача которого заключается в выделении той доли средств, которая положена конкретному уровню.

На федеральном уровне процесс формирования главного экономического документа страны начинается с составления проектной базы, которая потом рассматривается и утверждается. В течение года реализуются все те действия, финансирование которых предусмотрено схемой расходов и доходов. В конце составляется отчет о проделанной работе, который анализируется, чтобы выделить и устранить допущенные ошибки.

Какие субъекты задействованы в процессе?

Участниками бюджетного процесса являются соответствующие субъекты, работа которых непосредственно связана с данной процедурой, т. е. уполномоченные органы. Их права и обязанности закреплены Бюджетным кодексом Российской Федерации. Но не все участники прослеживают формирование главного финансового документа страны полностью, многие лишь касаются некоторых стадий. От этого их роль не становится менее значительной. В зависимости от того, на чем сосредоточена деятельность участников можно выделить три категории субъектов данного процесса:

  • формирования финансового сектора;
  • денежно-кредитного регулирования;
  • органы, осуществляющие контроль над растратой государственного имущества.

Под первым пунктом понимается непосредственно само Министерство финансов, как Российской Федерации, так и республик. Сюда также входят финансовые управления администраций муниципальных образований.

Последний пункт представляют те органы, которые осуществляют бюджетный процесс на его последней стадии, т. е. контролируют четкость исполнения предписаний главного финансового документа страны. Сюда можно отнести Счетную палату, контрольные и финансовые органы исполнительной власти, а также региональных и местных представительств.

Аналогичными полномочиями обладают и другие субъекты. От предыдущих они отличаются результатами работы, имеющими федеральное значение. Это такие субъекты, которые имеют определенные должности (например, президент РФ) или являются представителями других формирований. К последним относятся все депутаты Государственной думы. Такими полномочиями обладают члены Правительства и Совета Федерации. Но большая часть органов имеет профиль непосредственно связанный с финансовой деятельностью. Бюджетный процесс невозможен без Казначейства, фискальных органов, Счетной палаты. Свое слово в формирование бюджета вносят представители Государственных внебюджетных фондов, а также распорядители финансов.

Помимо тех лиц, которые составляют бюджет и формируют средства в реализацию, существуют и другие участники данного процесса. Это те субъекты, относительно запросов которых, и формируется схема расходов и доходов. К ним относятся учреждения, работа которых ведется за счет государственных средств.

Работа всех участников процесса имеет различное направление. Согласно этому классификационному признаку, субъекты делятся на две категории - законодательного характера и исполнительного. Деятельность первых заключается в разработке необходимой нормативно-правовой базы посредством выпуска соответствующих законов. Другая функция, возложенная на них, заключается в контроле и проверке расхода выделенных средств. Вторая категория участников занимается тем, что приводит идеи первых в жизнь, то есть занимается проектной деятельностью. Они составляют ориентировочный образец схемы доходов и расходов и, после обсуждения, утверждают его.

Зачем нужно вести учет субъектов процесса?

Реестр участников бюджетного процесса закрепляет в себе информацию обо всех получателях государственных средств. Этот перечень является одним из тех информационных ресурсов, которые поставляют данные для формирования главного финансового документа страны. Но не только реестр участников бюджетного процесса является тем самым источником. Помимо него, можно выделить следующие элементы:

  • систематизационная форма, закрепляющая списки отраслевых и ведомственных муниципальных услуг;
  • база, включающая в себя все источники доходов бюджетного процесса;
  • реестр, состоящий из договоров, в которых прописана субсидия, предоставленная физическим и юридическим лицам;
  • перечень зданий и сооружений, которые находятся во владении государства;
  • список банковских гарантий;
  • учетная форма контрактов, которые были заключены заказчиками;
  • перечень банковских организаций, наделенных достаточными полномочиями для принятия банковских гарантий с целью налогообложения;
  • таблица кодов, которые отвечают за прибыль и затраты.

Какие элементы являются частью сводного реестра?

Сводный реестр участников бюджетного процесса является упорядоченной структурой, из которой берется информация на различных этапах формирования схемы доходов и расходов государства. В этой базе последовательно изложены данные о двух категориях субъектов. Это участники и неучастники бюджетного процесса.

И если с первыми все предельно ясно, то что представляет собой второй подвид? Сюда относятся те формирования, которые работают на государственной основе, но при этом являются автономными и бюджетными. Также юридическое лицо, не являющееся участником бюджетного процесса, - это предприятия унитарного характера. Отличие таких предприятий в том, что они являются получателями субсидий. Последние, в свою очередь, выделяются из бюджета соответствующего уровня.

Реестр участников и неучастников бюджетного процесса включает в себя еще одну форму соответствующих субъектов. К ним можно отнести также унитарные предприятия, но которые наделены правами государственного заказчика. Это необходимо для того, чтобы у организации появилась возможность реализовывать муниципальные контракты. Сводный реестр участников и неучастников бюджетного процесса предусматривает и иные формы выражения субъектов процесса по составлению схемы главного финансового документа страны.

Как происходит формирование информационных ресурсов бюджетного процесса?

Понять назначение и эффективность работы данной структуры можно на примере государственного задания. На каждый такой проект составляется соответствующая форма, которая включает в себя:

  1. Информацию, о том предприятии или учреждении, на плечи которого ложится выполнение задания. Вот как раз тут и приходит в помощь сводный реестр участников бюджетного процесса. Дело может быть поручено как субъектам данного действия, так и юридическим лицам, которые к нему не относятся. В этом пункте прописывается наименование организации и сфера её деятельности.
  2. Уникальный номер государственного заказа. Также в этом пункте прописывается наименование самой задачи и её особенностей.
  3. Показатели качества. Это те результаты и заданные значения, которым должна соответствовать работа, и по которым впоследствии проводится оценка.
  4. Нормативно-правовые акты, согласно которым проводится тарификация предоставляемой услуги.
  5. Порядок оказания государственной услуги.
  6. Дополнительные данные о государственном заказе.

Зачем каждому участнику необходим свой номер?

Чтобы сделать процесс выделения финансов более организованным, каждому субъекту присваивается код по реестру участников бюджетного процесса. Он представляет собой восемь цифр, согласно которым можно четко идентифицировать, является ли запрашиваемая организация участником, или же это юридическое лицо, которое не наделено подобными полномочиями. Код сводного реестра участников бюджетного процесса позволяет узнать необходимую информацию об учреждении. Данные находятся в свободном доступе.

Для чего потребовалось формирование «Электронного бюджета»?

Чтобы упростить систему поиска, правительством был внедрен проект по формированию Сводного реестра системы «Электронный бюджет». Благодаря ему стало гораздо проще идентифицировать бюджетное учреждение. Участником бюджетного процесса является оно или нет - это тоже зафиксировано в системе. В век активного развития информационных технологий просто невозможно было не автоматизировать данный процесс.

Проект разработан с целью облегчения работы финансовых органов всех уровней. «Электронный бюджет» предназначен для закрепления актуальной информации, которая должна соответствовать реестру. С этого года изменению подверглись реквизиты обязательных полей в документах Федерального казначейства. Под данное правило попал и код по реестру участников бюджетного процесса, который с пяти цифр увеличился до восьми.

У данной системы есть масса преимуществ по сравнению с процессом работы без компьютера. Во-первых, не нужно заполнять реквизиты по каждой организации вручную. Информационная система автоматически вводит код участника бюджетного процесса. Как узнать данные из соответствующих справочников теперь также не станет проблемой, ведь программа автоматически синхронизирует их со справочниками системы «Электронный бюджет». Заявки на изменение организаций формируются также автоматически и данные по учреждению сразу заполняются. Но главным плюсом компьютеризации является полное соответствие «Электронного бюджета» и «Сводного реестра». Теперь на вопрос «как узнать, сводный реестр участников бюджетного процесса включает в себя информацию об учреждении или нет» можно с уверенностью ответить положительно.

Как ведется работа Реестра?

Чтобы внести в базу муниципальное учреждение, Федеральное казначейство формирует проект заявки. Затем организация, наделенная соответствующими полномочиями, должна заполнить предоставленную форму. После этого Федеральное казначейство занимается непосредственно созданием самой реестровой записи, а также настраивает автоматическое изменение данных в случае необходимости.

На проектной стадии производится проверка, корректировка и ввод данных. Этому предшествует формирование заявки на включение информации.

Затем происходит процесс внутреннего согласования. Действующими лицами на данном этапе являются: исполнитель, согласующий и утверждающий.

Заявка проходит проверку в течение пяти рабочих дней после утверждения. В том случае, если результат отрицательный, происходит повторное внутреннее согласование, после которого протоколу присваивается уникальный номер.

Если проверка была пройдена успешно, то, так же как и в предыдущем случае, происходит внутреннее согласование. После этого записи присваивается уникальный код. Следующим этапом является формирование извещения и также присвоение уникального номера. По окончании процедуры данные размещаются в системе «Электронный бюджет».

· утверждение сводной бюджетной росписи федерального бюджета;

· утверждение лимитов бюджетных обязательств для главных распорядителей средств федерального бюджета;

· предоставление бюджетных кредитов из средств федерального бюджета;

· введение режима сокращения расходов федерального бюджета при условии недостатка не более 5 процентов утвержденных поступлений в федеральный бюджет;

· перемещение ассигнований между главными распорядителями средств федерального бюджета, разделами, подразделами и статьями функциональной и экономической классификаций расходов бюджетов РФ в пределах 10 процентов утвержденных расходов;

· осуществление блокировки расходов и отмену решения о блокировке расходов.

Министр финансов имеет право назначить в федеральные органы исполнительной власти и бюджетные учреждения уполномоченных по федеральному бюджету при установлении случаев нецелевого использования бюджетных средств.

· соответствие бюджетной росписи утвержденному бюджету;

· своевременность составления бюджетной росписи;

· соблюдение порядка предоставления бюджетных кредитов, государственных гарантий и бюджетных инвестиций.

· введение режима сокращения расходов бюджета при получении сведений о невозможности исполнения федерального бюджета.


Федеральное казначейство создано в целях проведения государственной бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами федерального бюджета, повышения оперативности в финансировании государственных программ, усиления контроля за поступлением и целевым использованием государственных средств. В его обязанности входят:

· прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов и оперативное управление ими;

· сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов;

· представление высшим органам государственной власти отчетности об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, отчета о состоянии бюджетной системы РФ;

· управление и обслуживание совместно с Банком России государственного долга;

· разработка методологических и инструктивных материалов, ведение операций по учету государственной казны.

На органы Федерального казначейства возложены функциипо исполнению бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Органы исполнительной власти РФ вправе осуществлять исполнение бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов через казначейство на основании соглашений. При этом полномочия органов Федерального казначейства распространяются на организации (включая кредитные организации), осуществляющие операции со средствами соответствующих бюджетов в объеме имеющихся полномочий применительно к средствам федерального бюджета.

Федеральное казначейство несет ответственность за:

· правильность и своевременность проведения операций и учета кассовых поступлений и выплат из бюджетов, составления отчетов о кассовых поступлениях в бюджеты и выплатах из бюджетов;

· своевременность представления отчетов о кассовых поступлениях в бюджеты и выплатах из бюджетов;

· своевременность доведения представленных Министерством финансов РФ лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей средств федерального бюджета;

· своевременность доведения распределенных главным распорядителем (распорядителем) средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств до находящихся в его ведении распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

· осуществление расходов с единого счета федерального бюджета в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств;

· осуществление контроля за соблюдением бюджетного законодательства РФ главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета в пределах своей компетенции.

Руководитель Федерального казначейства несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Федеральное казначейство полномочий.

Контрольные и финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств соответствующих бюджетов, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных и муниципальных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств.

Для осуществления государственного бюджетного контроля за соблюдением налогового законодательства созданы органы государственного налогового контроля. Задача работы этих органов заключается в систематизации учета, отчетности, контроле за налогоплательщиками и объектами, подлежащими налогообложению и налоговой проверке. В соответствии с действующим законодательством полномочиями органов налогового контроля обладают Государственная налоговая служба РФ и таможенные органы.

В целях контроля за соблюдением налогового законодательства, предупреждения и пресечения экономических преступлений в России была создана Федеральная служба налоговой полиции РФ (упразднена с 2003 г.). Она выполняла функции по предупреждению, выявлению пресечению и расследованию нарушений налогового законодательства, которые являлись преступлениями или административными правонарушениями.

Государственный бюджетный контроль осуществляется также и рядом других государственных органов: Центральным банком РФ, федеральной антимонопольной службой, федеральной службой по финансовым рынкам, федеральным агентством по управлению федеральным имуществом и другими министерствами и ведомствами.

К сожалению, в последние годы государственный финансовый контроль осуществлялся недостаточно эффективно, несмотря на ряд указов Президента (№ 1095 от 25 июля 1996 г. «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ», № 477 от 12 мая 1997 г. «О мерах по усилению контроля за использованием средств федерального бюджета») и принятия Бюджетного кодекса РФ (раздел IX). Имеет место нецелевое использование средств, выделенных из федерального бюджета, под которым понимается такое их использование, которое не приводит к результатам, предусмотренным при их предоставлении, или приводит к этим результатам, но сопровождается неправомерными действиями или событиями.


Например:

· направление бюджетных средств на банковские депозиты, приобретение различных активов (валюты, ценных бумаг, иного имущества) с целью их последующей перепродажи;

· осуществление взносов в уставный капитал другого юридического лица;

· оказание финансовой поддержки;

· расходование средств при отсутствии оправдательных документов,

· неоформление или неправильное оформление первичных документов;

· расходование средств сверх норм, установленных Минфином РФ (командировочные расходы, нормы на расходование бензина и др.);

· использование средств на цели, не предусмотренные сметой расходов;

· расходование средств не по коду экономической классификации и др.

К нарушителям применялась такая мера ответственности, как взыскание денежных средств, используемых не по целевому назначению, и наложение штрафа в размере действующей учетной ставки Банка России.

В 2002 г. Минфином РФ были приняты меры по усилению финансового контроля. За 9 месяцев 2002 г. было проведено 31 тыс. ревизий и проверок, в ходе которых выявлено нарушений на сумму 29 млрд. руб. По выявленным финансовым нарушениям материалы передавались в правоохранительные органы. Проверенными организациями в добро-вольном порядке было возмещено 3,3 млрд. руб., из которых 226 млн. руб. – в федеральный бюджет.

Несмотря на значительные успехи в сфере финансового контроля, назрела необходимость принятия федерального закона о государственном финансовом контроле.

Бюджетные полномочия представительных (законодательных) органов обусловлены правовой формой бюджетов, поскольку в соответствии со ст. 11 БК РФ федеральный бюджет разрабатывается и утверждается в форме федерального закона, бюджеты субъектов РФ – в форме законов субъектов РФ, местные бюджеты – в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

Бюджетные полномочия представительных (законодательных) органов изложены в ст.

Представительные (законодательные) органы участвуют в бюджетном процессе по двум направлениям:

1) рассмотрение и утверждение бюджетов и отчетов об их исполнении. При рассмотрении и утверждении проектов бюджетов представительные (законодательные) органы на всех уровнях – федеральном, региональном, местном – облекают бюджет в требуемую правовую форму, аналогичным образом утверждается отчет об исполнении бюджета;

2) осуществление контроля за исполнением бюджетов. Для осуществления последующего контроля за исполнением бюджетов представительные (законодательные) органы создают специальные органы бюджетного контроля (счетные палаты и др.), порядок формирования которых определяется соответствующим представительным (законодательным) органом.

Помимо этого, представительные (законодательные) органы определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации.

Полномочия представительных (законодательных) органовна федеральном уровне определяются Конституцией РФ, БК РФ, на региональном уровне – конституциями (уставами) субъектов РФ и законодательными актами субъектов РФ о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, на местном уровне – актами органов местного самоуправления.

В 2000 г. введен запрет на создание представительными (законодательными) органами резервных фондов, который был направлен на то, чтобы избежать возможных злоупотреблений полномочиями, поскольку принятие решения о создании таких фондов находится в исключительной компетенции законодательных (представительных) органов. Одновременно был введен запрет на выполнение представительными (законодательными) органами отдельных функций по исполнению бюджетов, что соответствует конституционному принципу разделения властей: если принятие законов (решений) о бюджете относится к компетенции законодательной власти, то исполнение бюджета находится в компетенции органов исполнительной власти.

В то же время этот запрет не распространяется на органы местного самоуправления, совмещающие функции как законодательных, так и исполнительных органов.

Участники бюджетного процесса. Исполнительные органы власти

Бюджетные полномочия органов исполнительной власти, закрепленные в ст. 154 БК РФ, реализуются в ходе составления проекта бюджета, исполнения бюджета, а также в ходе контроля за его исполнением.

Органы исполнительной власти участвуют в бюджетном процессе по следующим направлениям:

1) составляют проект бюджета и вносят его с необходимыми документами на утверждение соответствующих законодательных (представительных) органов. Составление проекта бюджета находится в компетенции высших органов исполнительной власти соответствующего уровня;

2) осуществляют исполнение бюджета, в том числе сбор доходов бюджетов, управление государственным (муниципальным) долгом. Исполнение бюджета осуществляется различными органами исполнительной власти, в том числе финансовыми органами, налоговыми органами, органами по управлению имуществом, органами казначейства и прочими в соответствии с их компетенцией;

3) осуществляют ведомственный контроль за исполнением бюджета. Ведомственный контроль за исполнением бюджета осуществляется в соответствии с компетенцией соответствующих ведомств;

4) представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение соответствующих законодательных (представительных) органов. Отчет об исполнении бюджета соответствующего уровня также составляется высшими органами исполнительной власти соответствующего уровня.

Общие полномочия исполнительных органов власти на федеральном уровне установлены Конституцией РФ, БК РФ, на региональном уровне – конституциями (уставами) субъектов РФ и законодательными актами субъектов РФ о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, на местном уровне – актами органов местного самоуправления. Правовыми актами бюджетного законодательства РФ, субъектов РФ, актами представительных органов местного самоуправления на исполнительные органы могут быть возложены и иные полномочия.

В отличие от представительных (законодательных) органов исполнительные органы власти всех уровней вправе создавать в бюджете резервные фонды. Размер резервных фондов и порядок расходования средств резервных фондов на федеральном уровне определяется БК РФ и нормативными правовыми актами Правительства РФ, на региональном уровне – нормативными правовыми актами исполнительных органов власти субъектов РФ, на местном уровне – нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. При этом органы исполнительной власти всех уровней обязаны ежеквартально информировать о расходовании средств резервного фонда соответствующий орган представительной (законодательной) власти либо представительный орган местного самоуправления

Участники бюджетного процесса. Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ, органы Федерального казначейства

Министерство финансов РФ выступает в бюджетном процессе на федеральном уровне в качестве органа, ответственного за составление и исполнение федерального бюджета. Полномочия Минфина РФ определены ст. 165 БК РФ, а также Положением о Министерстве финансов РФ.

К полномочиям Минфина РФ в частности относятся:

1) составление проекта федерального бюджета и представление его в Правительство РФ;

2) представление интересов государства в договорах о предоставлении средств федерального бюджета на возвратной основе и гарантий за счет средств федерального бюджета;

3) составление и ведение сводной бюджетной росписи федерального бюджета;

4) осуществление управления государственным долгом РФ;

5) организация исполнения федерального бюджета;

6) представление отчета об исполнении федерального бюджета и отчета об исполнении консолидированного бюджета РФ в Правительство РФ.

Банк России участвует в бюджетном процессе в качестве органа денежно-кредитного регулирования. Бюджетные полномочия Центрального банка России закреплены в ст. 155 БК РФ, а также в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г. № 86–ФЗ.

Основными функциями ЦБ РФ являются:

1) разработка совместно с Правительством РФ основных направлений денежно-кредитной политики;

2) обслуживание без взимания комиссионного вознаграждения счетов федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;

3) осуществление функции генерального агента по государственным ценным бумагам РФ.

Органы Федерального казначейства РФ осуществляют кассовое обслуживание бюджетов. Полномочия органов Федерального казначейства установлены ст. 166.1 БК РФ.

К полномочиям органов Федерального казначейства относятся:

1) распределение доходов и иных поступлений между бюджетами по установленным нормативам;

2) открытие счетов по учету средств федерального бюджета и иных средств, предусмотренных законодательством;

3) установление порядка кассового обслуживания исполнения бюджетов;

4) установление порядка открытия и ведения лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

5) ведение сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

6) ведение учета операций по кассовому исполнению федерального бюджета, составление отчетности о кассовом исполнении федерального бюджета;

7) составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета и представление их в Министерство финансов РФ.

Участники бюджетного процесса. Главные распорядители, распорядители, бюджетополучатели

Главный распорядитель средств федерального бюджета – орган государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенным ведомственной классификацией расходов федерального бюджета (ст. 158 БК РФ).

Главный распорядитель средств бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета – орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета.

Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета утверждается федеральным законом, перечень главных распорядителей средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов утверждается соответственно органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления.

Основными полномочиями главного распорядителя являются:

1) представление интересов государства в договорах о предоставлении бюджетных средств на возвратной основе, государственных или муниципальных гарантий, бюджетных инвестиций;

2) утверждение сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений;

3) составление бюджетной росписи, распределение лимитов бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, исполнение соответствующей части бюджета, контроль за получателями бюджетных средств в части обеспечения их целевого использования и своевременного возврата;

4) контроль использования бюджетных средств распорядителями бюджетных средств, бюджетными учреждениями и другими получателями бюджетных средств.

Распорядитель бюджетных средств – орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств. Распорядитель бюджетных средств наряду с главным распорядителем участвует в исполнении бюджета по расходам (ст. 159 БК РФ).

Основными полномочиями распорядителя бюджетных средств являются:

1) представление интересов государства, субъекта РФ или муниципального образования в договорах о предоставлении средств соответствующего бюджета на возвратной основе;

2) составление бюджетной росписи, распределение лимитов бюджетных обязательств по подведомственным получателям бюджетных средств;

3) утверждение смет доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений;

4) контроль за использованием бюджетных средств подведомственными получателями бюджетных средств.

Получатель бюджетных средств – бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год (ст.

Статья 152. Участники бюджетного процесса

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

(см. текст в предыдущей)

1. Участниками бюджетного процесса являются:

Президент Российской Федерации;

высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;

законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления (далее — законодательные (представительные) органы);

исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);

Центральный банк Российской Федерации;

органы государственного (муниципального) финансового контроля;

органы управления государственными внебюджетными фондами;

главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;

главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;

главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;

получатели бюджетных средств.

2. Особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, являющихся федеральными органами государственной власти (государственными органами), устанавливаются настоящим Кодексом и (или) принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

3. Особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, являющихся органами государственной власти субъектов Российской Федерации, устанавливаются настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, а также в установленных ими случаях иными нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

4. Особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, являющихся органами местного самоуправления, устанавливаются настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а также в установленных ими случаях муниципальными правовыми актами местных администраций.

5. Участники бюджетного процесса вправе осуществлять бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом, при условии включения сведений о данных бюджетных полномочиях в участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, формирование и ведение которого осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 165 настоящего Кодекса.

(п. 5 введен Федеральным законом от 22.10.2014 N 311-ФЗ)

Ст. 152 БК РФ. Участники бюджетного процесса

Неучастники бюджетного процесса. государственных (муниципальных) автономных и бюджетных учреждениях; государственных (муниципальных) унитарных предприятиях, получающих субсидии государственных (муниципальных) унитарных предприятиях, которым переданы полномочия государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов неучастниках бюджетного процесса, не являющихся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями, получающих субсидии, бюджетные инвестиции из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) открывающих лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) — иные неучастники бюджетного процесса. 21.

Слайд 21 из презентации «Бюджетный процесс»

Размеры: 675 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как…». Скачать всю презентацию «Бюджетный процесс.ppt» можно в zip-архиве размером 686 КБ.

«Электроэнергетика России» — Российская энергосистема обоснованно считается одной из самых надежных в мире. На размещение тепловых электростанций оказывает основное влияние топливный и потребительский факторы. Среди основных программ предложены следующие: 1. Национальная программа энергосбережения. Программа использования нетрадиционных возобновляемых источников энергии.

«Вирусные инфекционные заболевания» — Небольшое повышение концентрации аланинаминотрансферразы. Вирусные гепатиты. Понтинная форма. Ребёнок. Холера в Китае. Полиомиелит, спинальная форма. Вирусы гепатита С. Каков механизм передачи. Вирусный гепатит. Какой возбудитель изображён. Железные легкие. Терапия альфа-интерфероном. Вирус гепатита Е.

«Тест «Западная Европа»» — Западная Европа. Самая большая агломерация Европы. Консультативная политическая организация. Сколько областей (земель) в составе ФРГ. Самые крупные месторождения нефти. Район Северного моря. Сколько миллионов человек проживает в Западной Европе. Укажите правильное соответствие. Главная роль. Выберите один правильный ответ.

«Проектирование дизайна» — Технологические решения. Рабочая документация. Представление дизайнерского проекта по внутренней и внешней отделке. Авторский надзор. Архитектурно-планировочное задание (АПЗ). Декорирование интерьера. Использование ИТ в проектировании предметно-пространственной среды. Стадии проектирования. Планировочные решения.

«Особенности класса насекомых» — Летуны и прыгуны. Кузнечик. Класс насекомые. Бернгард Гржимек.

Интересные факты из жизни животных. Разгадай ребусы. Отряды животных класса насекомых. Разгадай кроссворд. Божьи коровки. Живые синонимы. Подёнки. Двухвостки. Отгадать загадку. Цветок. Кто лишний. Систематизировать знания об основных отрядах насекомых.

«Коммуникативные качества речи» — Разновидности русского языка. Правовая сфера. Стили языка и речи. Речевое взаимодействие. Культура профессиональной речи. Этический аспект культуры речи. Публицистический стиль. Научный стиль. Выразительная речь. Правильность речи. Понятия речи. Задачи речи. Жаргон. Взаимодействие функциональных стилей.

Без темы

23692 презентации

Поиск Лекций

Участники бюджетного процесса и их полномочия

Таблица

Номер статьи БК РФ Участник бюджетного процесса Полномочия
Президент РФ · обращается к Федеральному собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства; · вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; · осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации; · ведёт переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации; · подписывает ратификационные грамоты; · решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища; · награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почётные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;
органы законодательной (представительной) власти рассматривать и утверждать бюджеты; рассматривать и утверждать отчеты об исполнении бюджетов; формировать и определять правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджетов соответствующих уровней и др.
исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) составление проектов бюджетов; представление их на рассмотрение и утверждение законодательными (представительными) органами власти вместе с необходимыми документами и материалами; исполнение бюджетов, в том числе сбор доходов бюджета; управление государственным (муниципальным) долгом; осуществление ведомственного контроля за исполнением бюджета; представление отчета об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов власти и др.
Центральный банк РФ совместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение в Государственную Думу РФ основные направления денежно-кредитной политики; обслуживает счета бюджета; осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам.
органы государственного и муниципального финансового контроля контроль за исполнением бюджетов соответствующих уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов; проведение экспертизы проектов бюджетов, федеральных и региональных целевых программ и иных нормативных актов бюджетного законодательства Российской Федерации, субъектов РФ, актов органов местного самоуправления.
главные распорядители бюджетных средств определяет задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг для подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств; утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений; составляет бюджетную роспись; распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств; исполняет соответствующую часть бюджета и др.
160.1 160.2 иные органы, на которые законодательством РФ, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия. Министерство финансов РФ: составляет проект федерального бюджета и принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов; составляет сводную бюджетную роспись федерального бюджета; разрабатывает Программу государственных внутренних заимствований и Программу государственных внешних заимствований РФ; осуществляет сотрудничество с международными финансовыми организациями; осуществляет методическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм; проводит проверки финансового состояния получателей бюджетных средств, в том числе получателей бюджетных ссуд, бюджетных кредитов и государственных гарантий; регистрирует эмиссии займов субъектов РФ, муниципальных образований, государственных унитарных предприятий и федеральных казенных предприятий; осуществляет в порядке, установленном Правительством РФ, управление государственным долгом РФ; исполняет федеральный бюджет; составляет отчет об исполнении федерального бюджета; налагает на главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, кредитные организации штрафы в соответствии с договорами и законодательством РФ; осуществляет иные полномочия.

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Бюджетная политика как совокупность действий и мероприятий, проводимых органами власти по использованию финансовых отношений для выполнения ими своих функций и управлению бюджетной системой, осуществляется главным образом в ходе работ, производимых органами власти по моби­лизации средств в бюджет и их использованию, т.е. в ходе бюд­жетного процесса.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, бюджетный процесс – регламентируемая законодательством РФ деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Согласно Бюджетному кодексу РФ участниками бюджетного процесса являются:

– Президент Российской Федерации;

– высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;

– законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления;

– исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);

– Центральный банк Российской Федерации;

– органы государственного (муниципального) финансового контроля;

– органы управления государственными внебюджетными фондами;

– главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;

– главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;

– главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;

– получатели бюджетных средств.

Особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса устанавливаются Бюджетным кодексом РФ (гл. 18) и (или) принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами:

1. Бюджетные полномочия законодательных (представительных) органов. Законодательные (представительные) органы рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением соответствующих бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, контролирующих исполнение соответствующих бюджетов, осуществляют другие полномочия.

2. Бюджетные полномочия исполнительных органов государственной власти (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований). Исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядок предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают управление государственным (муниципальным) долгом, осуществляют иные полномочия.



3. Бюджетные полномочия Центрального банка Российской Федерации. Центральный банк Российской Федерации совместно с Правительством Российской Федерации разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики, обслуживает счета бюджетов, осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам Российской Федерации. В случае отсутствия учреждений Центрального банка Российской Федерации на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций их выполняют кредитные организации.

4. Бюджетные полномочия органов государственного и муниципального финансового контроля. Органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные законодательными (представительными) органами, осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и готовят заключение на годовой отчет об исполнении соответствующих бюджетов, проводят экспертизы проектов указанных бюджетов, долгосрочных целевых программ и правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации. Органы государственного, муниципального финансового контроля вправе проводить проверки получателей бюджетных средств.

5. Бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств. Главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств; обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств получателями; ведет реестр расходных обязательств; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания; организует и осуществляет ведомственный финансовый контроль в сфере своей деятельности; осуществляет иные бюджетные полномочия.

6. Бюджетные полномочия главного администратора доходов бюджета. Главный администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями: формирует перечень подведомственных ему администраторов доходов бюджета; представляет сведения, необходимые для составления среднесрочного финансового плана и (или) проекта бюджета; осуществляет иные бюджетные полномочия. Администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями: осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним; осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов; осуществляет иные бюджетные полномочия.

7. Бюджетные полномочия главного администратора источников финансирования дефицита бюджета . Главный администратор источников финансирования дефицита бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями: формирует перечни подведомственных ему администраторов источников финансирования дефицита бюджета; осуществляет планирование (прогнозирование) поступлений и выплат по источникам финансирования дефицита бюджета; обеспечивает адресность и целевой характер использования выделенных в его распоряжение ассигнований; распределяет бюджетные ассигнования по подведомственным администраторам источников финансирования дефицита бюджета; организует и осуществляет ведомственный финансовый контроль в сфере своей деятельности; формирует бюджетную отчетность.

8. Бюджетные полномочия получателя бюджетных средств. Получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: составляет и исполняет бюджетную смету; принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований; исполняет иные бюджетные полномочия.