Жан боден и его учение. Теория государственного суверенитета. Политическое учение Ж. Бодена Теория государственного суверенитета политическое учение ж бодена

Нежилые помещения

Конечно, социально-политические взгляды Жана Бодена имеют для нас более важное значение, чем мировоззренческие, но все же и об этом стоит сказать. Жан Боден жил в период расцвета эпохи Возрождения. Поэтому было бы странным, если бы он не сочуствовал современным ему космологическим и прочим натуралистическим идеям. И действительно, среди прочих произведений Бодена мы моджем найти и такие, в которых Боден популяризирует идеи Галилея и других астрономов и естествоиспытателей. В отличие от своих современников Боден смело разоблачает сущность религии. Одним из знаменитейших его произведений является “Беседа семерых” (Colloquium heptaplomeres”). Это произведение долгое время ходило исключительно в рукописном варианте, так как было не просто запрещено церковью, но подвергалось жесточайшему преследованию как представителей официальной церкви, так и светских общественных деятелей. Это была своего рода бомба, взорвавшая фундамент господства церкви.

Нам известно, что в разное время Боден был поклонником разных религий, а его эрудиция была необычайно широка. Это позволило ему создать “Беседу семерых”, в которой шестеро собеседников являются представителями различных религий, а седьмой является символом всеобщей естетственной религии. Он не только показывает, что по своей сущности все религии подобны и могут быть заменены единой общей религией, но и делает выводы, которые “внушили панический ужас ревнителям христианства”.

В частности, Боден говорит от лица седьмого собеседника:”Если религия лишь мнение, то она всегда сомнительна, повиснув между истиной и заблуждением, и диспуты потрясают ее с каждым днем все больше.”

Боден пришел к выводу о недоказуемости христианства. При этом он не стал атеистом, но разделил собственно Бога и религию. “Религии измышлялись законодателями или просто честолюбцами с целью освятить в глазах народа те или иные институты. И хотя обычно этот вымысел ставит своей задачей поднять нравственность общества, нередко религия внедряет не нравственность, а безнравственность.”

В некотором роде Боден был одним из предшественников Вольтера.

Как ни странно, при всем своем понимании сущности религии, Боден почему-то верил в демонов и рассуждал о целесообразности охоты на ведьм, причем охоты не в переносном, а буквальном смысле.

6. Выводы.

Таким образом, мы видим, что хотя мировоззрение Жана Бодена еще не сложилось (а у какого философа оно сложилось окончательно?!) , имеются определенные противоречия, нельзя не признать его огромный вклад в политическое учение. Его воззрение на государство в корне отличается от воззрения Макиавелли. Если государство Бодена - правовое, то Макиавеллиевское - хищническое, если цель государства Бодена - мир, то у Макиавелли напротив - вооруженный захват, если у Бодена - умелое управление внутри страны, то у Макиавелли - интриганство в международных отношениях.

Бодена можно считать настоящим буржуазным философом, отстаивающим права верхушки третьего сословия, и несколько презирающего его низы. Но тем не менее, это один из самых здравомыслящих политиков XVI, XVII и, может быть, даже XVIII веков. Его лозунги: буржуазные свободы, независимость от церкви, борьба с нищетой (при сохранении частной собственности) и по сей день актуальны.

Цитируемая литература.

1. Антология мировой философии, т.2, М.:Мысль, 1970, стр. 171-177

2. Агабеков Г. Б. Жан Боден - основатель концепции государственного суверенитета //Вестник ИНИОН, М., 1990.

3. Богуславский В. М. У истоков французского атеизма и материализма.М.:Мысль, 1964.

4. Кучеренко Г. С. Исследования по истории общественной мысли Франции и Англии XVI - первая половина XIX в.М.:Наука, 1981.

5. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней.:СПб, Петрополис, 1994, т.2, стр.320-321

ЧЕЛОВЕК. ПРИРОДА. ОБЩЕСТВО. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ Материалы 13-й международной конференции молодых ученых 26-30 декабря 2002 г. СПб., 2002

А. А. Соловьев СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ ПРАВА ФРАНЦУЗСКОГО ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ НА ПРИМЕРЕ ПРАВОВОГО УЧЕНИЯ ЖАНА БОДЕНА

ФИЛОСОФИЯ, КУЛЬТУРОЛОГИЯ, РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ с. 65

Жан Боден - политик, ученый, философ, юрист, живший в XVI в. во Франции. Своим политическим учением он открыл новую эпоху в развитии науки о государстве, создав концепцию самостоятельного, обособленного от личности правителя государства, основанного на публичном характере государственной власти, который нашел свое выражение в теории государственного суверенитета. Государство, которое описывал в своих работах Жан Боден - государство Нового времени, которое по ряду существенных признаков отличается от прежнего средневекового типа государственности. Однако в правовом учении значительно более отразилась практическая направленность его работ, те навыки, которые Жан Боден выработал в качестве адвоката и государственного служащего в области отправления правосудия (он был в разное время королевским инспектором прокурором и даже мэром города Лиона). В результате, в отличие от политической теории, созданная Жаном Боденом система и структура источников права практически не имеет прогностической составляющей и является предельно точным слепком с существовавшей в его время системы, которая имеет высокую степень сложности и обычно расценивается как характерная для периода позднего Средневековья.

Описанная Жаном Боденом система источников права имеет многоуровневую структуру, в которой все нормы более низких уровней должны отвечать более высоким нормам, а подчас создаются на основе последних.

Высшую ступень классификации занимают Божественные законы (divinum). Они созданы непосредственно Богом и доведены до сведения человечества посредством откровения с последующей записью в Священных книгах. Примером этого могут считаться Законы Моисеевы, Христовы заповеди и пр. В силу своего наивысшего статуса данные нормы регулируют только наиболее общие отношения, задают основу существования человека на Земле и в обществе себе подобных. Кроме того, они регулируют отношения людей с Богом. Кроме распоряжений общего характера, Бог может вмешиваться также и в частные случаи общественных отношений путем Божественной кары, выражения божественной воли в ордалиях и даже посредством откровения, которое является безусловным оправданием для восстания граждан против того правителя, который нарушает божественные или естественные законы (указанное основание Жан Боден специально оговаривает при рассмотрении вопроса о правомерности восстания против правителей). Содержание божественных законов специально не описывается, поскольку философ ограничивается ссылками на иные источники.

Следующую ступеньку занимают Законы природы (naturale). Необходимо отметить, что Жан Боден говорит в своих работах именно о "законе" природы, а не о естественном праве. Он является последовательным позитивистом и не мыслит существования иного права, кроме волеустановленного. Право всегда является выражением чьей-то воли. В случае с Законом природы его творцом является тоже Бог, действующий опосредованно через установленный им миропорядок. К числу таких законов относятся следующие принципы: разумность человеческих созданий; способность управлять своими действиями и отвечать за них; раздельное существование частного (в том числе - частной собственности) и публичного; определение государства как социальной структуры, ведающей общезначимыми делами, т. е. публичными общественными отношениями. Из этих общих принципов Жан Боден выводит следующие конкретные нормы Законов природы: нерушимость и обязательность договоров между лицами; неприкосновенность семьи и семейных отношений для государства; неприкосновенность частной собственности для иных лиц и для государства; невозможность налогообложения имущества без согласия собственников последнего, а также запрет на введение иных налогов без согласия граждан.

В качестве разновидности Законов природы Жан Боден рассматривает Законы народов (gentium), вытекающие из внутренней природы той или иной нации. Они вырабатываются самим населением в результате социальной практики и подтверждают опытом. На их содержание влияют объективные гео- климатические особенности местности, в которой преимущественно проживает тот или иной народ. В силу этого существует целая система таких законов - от наиболее общих, применяемых в отношении крупных этнических групп, до более частных, свойственных той или иной компактно проживающей народности. В своей теории географических социальных факторов Жан Боден учитывает не только климат, но также и рельеф местности, удаленность ее от побережья и пр. В силу значительного разнообразия норм этих Законов, философ не останавливается на примерах, но вместе с тем, этот элемент в его системе источников права имеет чрезвычайно важное, порой даже определяющее значение и существенно ограничивает свободу законодательного усмотрения суверена. Дело в том, что под ним скрывается кутюмное право, распространенное во Франции вплоть до XVII-XVIII вв. Кроме того, этим Жан Боден подводит теоретическую базу под привилегии французских провинциальных парламентов, а также Парижского парламента, выражавшихся в их праве ремонстрации королевских эдиктов. Согласно этому праву, парламенты, как орган сословного представительства осуществляли регистрацию королевских актов и имели право отказать в такой регистрации тем из них, которые, по мнению парламента, противоречили обычаям французской нации или обычаям одной из провинций Франции.

Еще одной разновидностью Законов природы в системе Жана Бодена являются Законы власти (imperii), обязательные для того или иного государства в силу естественных особенностей практикуемой в нем формы правления. Здесь ученого интересовала из чисто практических соображений лишь монархия, поэтому оба, выделяемых им Закона власти, относятся к обязательным для монархий. Таким законом является, во-первых, закон престолонаследия ("Саллический закон", как его называл Жан Боден), а во-вторых - "Закон Аграриана", согласно которому монарх не вправе реквизировать (отчуждать) в личную собственность государственное имущество. Первый из этих законов устанавливает, что корону наследует старший прямой потомок мужского пола либо иной мужчина - наиболее близкий из родственников монарха. Второй был описан Жаном Боденом в связи с его борьбой на заседании Генеральных штатов 1576 г. в Блуа против попыток присвоения монархом земель и иного имущества из состава королевского домена, выделяемого ему провинциями в пользование с целью финансового обеспечения деятельности по управлению страной. Жан Боден толковал домен, как особое государственное имущество, которое принадлежит государству, но не может принадлежать лично монарху, который является сувереном лишь на период собственной жизни. Это имущество должно использоваться на общие, публичные цели, но не для личного обогащения монарха как частного лица.

Позитивные законы (positive), которые устанавливаются людьми произвольно, по собственному усмотрению разделяются Жаном Боденом в соответствии с естественным принципом различия частной и публичной сферы общественных отношений. Поэтому позитивное право распадается на две ветви каждая из которых решает свои собственные вопросы и не вправе вторгаться в сферу ведения другой: общегосударственное право, создаваемое сувереном; и нормы локальных актов, издаваемых полномочными субъектами общественного самоуправления (органами управления гильдий, цехов, городских и поселковых сообществ, монастырей, церковных и светских орденов и пр.).

При этом, законы, издаваемые сувереном, направлены на решение общих дел, касающихся всего государства. Прежде всего - это вопросы обеспечения безопасности и защиты собственности граждан на общегосударственном уровне. Понятие безопасности рассматривается Ж. Боденом чрезвычайно широко и охватывает кроме обычных вопросов, также экономическую и культурную безопасность. Так государство призвано обеспечивать "единство экономического пространства" (говоря современным языком) на своей территории через установление единой денежной системы и системы мер и весов. Кроме того, хотя философ и проповедует веротерпимость, он прямо вменяет в обязанность суверену бороться против радикальных учений, посягающих на основы государственности. Всякая свобода веры и убеждений возможна лишь до тех пор, пока это не затрагивает публичного интереса и является вопросом лишь частного выбора. Тем не менее, он выступает за строгое отделение церкви и церковных институтов от государственной власти, за воспрепятствование церкви вмешательству в общезначимые государственные дела. Во имя обеспечения государственного интереса суверен вправе карать нарушителей своей воли, выраженной в законах смертной казнью. Что является его исключительной прерогативой.

Нормы локальных актов существуют независимо от законов суверена поскольку постулируется строгое различие частной и публичной сферы жизни общества. На практике только семья полностью свободна от вмешательства суверена, поскольку все иные вопросы (даже отношения собственности) могут в той или иной степени затрагивать публичный интерес. Суверен обладает полной самостоятельностью в определении содержания этого интереса. Более того, как показывает анализ боденовской классификации форм государств, суверен во имя государственного интереса может ограничивать отдельные нормы более высокого порядка. Особенностью локальных нормативных актов является не только исключительность сферы нормативного регулирования, но и ряд внутренних особенностей. Так за нарушение указанных норм не может наступать ответственность, связанная с ущербом жизни или здоровью нарушителя. Наиболее характерной для них является имущественная ответственность. Кроме того, в отношении указанных норм часто применяется принцип добровольности возложения субъектом на себя обязанности по их исполнению. Источниками норм частного права могут являться нормативные договоры, уставы и иные учредительные документы различных общественных организаций, нормативные акты органов городского и сельского самоуправления, каноническое право религиозных организаций, а также обычаи (в том числе - семейные).

Системой источников позитивного права Ж. Боден завершает свою классификацию норм современного ему правового поля.

Соловьев Александр Александрович - аспирант юридического факультета помощник проректора по правовым и экономическим вопросам, СПбГУ

©СМУ, 2002 г.

Концепция Жана Бодена. Растущее осознание этого процесса видно в работах французского философа Жана Бодена (Bodin, Jean) (1530–1596), законника при королевском дворе. Задачей Бодена было оправдание притязаний короля на различные общественные институты. С одной стороны, он разрабатывал идею независимости короля от императора Священной Римской империи, а с другой – его верховенства над феодальными и муниципальными институтами. В своем труде Шесть книг о государстве (Six Livres de la Republique , 1576) Боден впервые сформулировал типичную для Нового времени концепцию верховной власти, которую он определял как «высшую и не ограниченную законами власть над гражданами и подданными»; государственное правление, по Бодену, осуществляет совокупность семейств, находящихся под управлением «высшей и вечной власти». Далее он утверждал: «Сила законов, какими бы справедливыми они сами по себе ни были, зависит только от волеизъявления того, кто является их творцом». Вместе с относительно новыми тезисами в сочинениях Бодена находят выражение и старые взгляды. Боден настаивает на том, что суверен связан естественным правом и своими обещаниями. Государь не может нарушать некоторые фундаментальные законы собственного королевства. Иногда в определение государственной власти Боден включает требование «разумности». Многие примеры он черпает из церковных учений и практики осуществления папской власти. В сущности, Боден предлагал две теории: теорию верховной власти и закона, которая является одной из основ теории абсолютизма, и теорию ограничений верховной власти, которая носит средневековый характер. С развитием теории государства в Новое время учение об ограничениях исчезло, а теория абсолютной верховной власти сохранилась.

Жан Боден (1530–1596) – выдающийся французский политический мыслитель. Его взгляды на государство, на пути и методы упрочения централизованной монархической власти изложены в главном его труде «Шесть книг о республике» (1576). «Республикой» здесь называется то же, что обозначали этим словом в Древнем Риме, т. е. государство вообще. По Бодену, «государство есть управление множеством семейств и тем, что является общим у них всех, осуществляемое суверенной властью сообразно праву». Фактически все «Шесть книг о республике» посвящены раскрытию смысла и содержания этого определения. В первой – рассматриваются основы социальной общности. Во второй – формы государства. В третьей – институты. В четвертой – перемены в устройстве государства и контроль за ними. В пятой – приспособление к обстоятельствам и задачи государства. В шестой, последней, – средства власти и вопрос о лучшей государственной форме. Ячейкой государства у Бодена выступает семья (домохозяйство). По своему статусу глава семьи – прообраз и отражение государственной власти. Государственность как организация возникает посредством договора, и высшая ее цель не в том, чтобы обеспечивать внешнее благоденствие людей, но чтобы, гарантируя мир внутри общности и защищая общность от нападения извне, заботиться об истинном счастье индивидов. Последнее традиционно заключается в познании бога, человека и природы, а в конечном итоге – в почитании бога. Разработка проблемы суверенитета государства – крупнейший вклад Бодена в развитие политико-теоретического знания. Абсолютность суверенитета имеет место тогда, когда суверенная власть не знает каких-либо ограничений для проявлений своего могущества. Постоянство суверенитета имеет место тогда, когда суверенная власть существует неизменно в течение неопределенно долгого срока; временная власть не может сохраняться в качестве верховной силы. Боден выделяет пять отличительных признаков суверенитета. Первый из них – издание законов, адресуемых всем без исключения подданным и учреждениям государства. Второй – решение вопросов войны и мира. Третий – назначение должностных лиц. Четвертый – действие в качестве высшего суда, суда в последней инстанции. Пятый – помилование. По способу осуществления власти Боден делит все государства на три вида: законные, вотчинные (сеньоральные), тиранические. Законным является то государство, в котором подданные повинуются законам суверена, а сам суверен – законам природы, сохраняя за своими подданными их естественную свободу и собственность. Вотчинные государства суть те, в которых суверен силой оружия сделался обладателем имущества и людей и правит ими как отец семейства семьей. В тиранических государствах суверен презирает естественные законы, распоряжаясь свободными людьми, как рабами, а их собственностью – как своей. Лучшим, по мнению Бодена, является такое государство, в котором суверенитет принадлежит монарху, а управление имеет аристократический и демократический характер. Такое государство он называет королевской монархией. Идеальным для страны является такой монарх, который боится бога, «милостив к провинившимся, благоразумен в предприятиях, смел в осуществлении планов, умерен в успехе, тверд в несчастье, непоколебим в данном слове, мудр в советах, заботлив о подданных, внимателен к друзьям, страшен врагам, любезен с расположенными к нему, грозен для злых и ко всем справедлив». Боден стремится к гармонической справедливости. Она для него есть распределение наград и наказаний и того, что принадлежит каждому как его право, совершаемое на основе подхода, включающего в себе принципы равенства и подобия



40.Вопросы государства и права В «утопии» Томаса Мора

Его труд, полное название которого «Золотая книга, столь же полез­ная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом ос­трове Утопия, получила известность под сокращенным названием «Утопия» (1516). В произведении отразились представления Мора-гума­ниста. Мор принадлежит к кругу христианских (или северных) гумани­стов, лидером и идеологом которых стал Эразм Роттердамский.В отличие от своих собратьев из Италии и Южной Франции, резко критиковавших католическое духовенство, северяне, отдаленные от папского престола, превратившегося в центр коррупции и развращения католицизма, оставались ревностными христианами. В то же время они сознавали грехи папства и стремились к возрождению идеалов раннех­ристианских общин. В сознании Мора-гуманиста древние греки ужива­лись с отцами церкви, в частности, с Августином. Влияние жизнелюби­вой философии греков придало гуманистический характер религии Мора. В основе его общественно-политических рассуждений лежат от­ношения между людьми (а не отношения между человеком и Богом). Несмотря на религиозность Мора, его учение часто является мирским, проникнуто верой в прогресс и возможности рационального переуст­ройства жизни, что было довольно редким для Средних веков.

«Утопия» писалась в эпоху великих географических открытий, когда путешествия, новые земли привлекали внимание многих людей в Евро­пе. И Мор написал свое политическое сочинение в форме рассказа о странствиях некоего Рафаила Гитлодея, который открыл остров под на­званием Утопия. В названиях отражается новый литературный подход, характеризующий жанр, доселе не имевший места. Утопия переводится с греческого как «место, которого нет», столица острова Аморот - «го­род-призрак», река Анадрис - «река без воды», имя короля Адемос - «государь без народа», а имя Гитлодей означает «пустомеля».Книга делится на две части. В первой Мор устами Гитлодея крити­кует современное ему общество, называя его, как правило, европейским и даже французским, хотя это не может скрыть настоящий объект кри­тики. Эразм Роттердамский отметил: Мор «описывает Англию, которую он видел и глубоко знал». Во второй части описано административное устройство, организация жизни на острове

Основные положения «Утопии»:

1. Суровое осуждение феодального общества. Мор разоблачал пара­зитизм королей, аристократии, духовенства, многочисленных слуг и роскошь при полном отсутствии забот о тружениках («...Государи с го­раздо большим удовольствием заботятся о том, как бы незаконными пу­тями приобрести себе новые царства, нежели о том, как надлежаще уп­равлять приобретенным»; «...существует большое число знатных, которые живут в праздности, будто трутни, трудами других, например, держателей своих земель, которых для увеличения доходов они стригут до живого мяса»).

2. Критика нарождавшегося капитализма. Мор прозорливо всматри­вался в первые проявления капитализма в Англии, где развилось сукноделия, что делало чрезвычайно выгодной продажу шерсти. Для разведе­ния овец, которым очень подходил климат страны, английские лендлорды сгоняли крестьян с общинных земель и превращали послед­ние в пастбища, что было названо «огораживанием». Семьи крестьян превращались в бродяг и нищих, в предпролетариат, причем слабо еще развитая промышленность не могла их поглотить. В «Утопии» Мор оха­рактеризовал этот безжалостный процесс крылатым выражением: «овцы пожирают людей».

3. Доказательство социальной обусловленности преступности. Пре­ступность порождается эксплуатацией людей, их нищетой («Если...со­ветники полагают, что нищета народа служит охраной мира, то они же­стоко ошибаются по самой сути дела»). Как говорил Мор, европейское общество само создало воров для того, чтобы наслаждаться зрелищем их повешения. Он видит решение проблемы преступности в устранении социальных контрастов, заботе о тружениках, охране их земельных на­делов, в обеспечении работой безземельных. Он выдвигает новаторские для своего времени идеи о том, что наказание должно перевоспитывать, а не устрашать, о соразмерности преступления и наказания, о замене смертной казни принудительными работами.

4. Определение государства как орудия эксплуататоров. Мор выска­зывает догадку о зависимости государства от интересов эксплуататоров (под предлогом и под именем государства богатые думают о своих вы­годах): «И, конечно, допускать, чтобы кто-нибудь один жил среди изо­билия удовольствий и наслаждений, а другие повсюду стонали и плака­ли, - это значит быть сторожем не королевства, а тюрьмы»

5. Определение частной собственности как причина социальной не­справедливости: «Именно, если каждый на определенных законных ос­нованиях старается присвоить себе сколько может, то, каково бы ни бы­ло имущественное изобилие, все оно попадает немногим; а они, разделив его между собой, оставляют прочим одну нужду, и обычно бывает так, что одни вполне заслуживают жребия других: именно, первые хищны, бесчестны и никуда не годны, а вторые, наоборот, люди скромные и про­стые и повседневным трудом приносят больше пользы обществу, чем се­бе лично».

6. Обоснование необходимости уничтожения частной собственности. «...Распределить все поровну и по справедливости, а также счастливо уп­равлять делами человеческими невозможно иначе, как вовсе уничтожив собственность». На острове Утопия нет частной собственности, отмене­ны деньги и сделки между частными лицами, царит полное имуществен­ное равенство, запрещено всякое проявление роскоши и излишеств.

7. Обоснование обязательности производительного труда. Каждый гражданин осваивает какое-нибудь ремесло и некоторое время занима­ется земледелием. Для этого все поочередно проводят по два года в сель­ской местности. «Главное и почти исключительное занятие сифогрантов (начальников) состоит в заботе и наблюдении, чтобы никто не сидел праздно и чтобы каждый усердно занимался своим ремеслом, но не с раннего утра и до поздней ночи и не утомлялся подобно скоту». Утопи­сты бережливы и все участвуют в производительном труде, за исключе­нием должностных лиц и небольшого числа талантливых людей, специ­ально освобожденных для занятий наукой. Эти меры позволяют обеспечить общество всем необходимым, сделать труд не слишком из­нурительным и оставить время для отдыха, занятий науками и искусст­вами.

8. Семья - основа общества. В то же время она является трудовым коллективом. Каждая семья имеет в городе свой дом. Один раз в 10 лет, по жребию, семьи обмениваются домами. Все необходимое для жизни главы семей получают с общественных складов.

Чувство общности воспитывают и совместные трапезы граждан. Ус­тройство общества у утопистов напоминает жизнь платоновских стражей, но Мор не только сохраняет семью, но и делает ее главной ячей­кой общества. В семье царят патриархальные нравы, оберегаются устои традиционной морали. Внебрачные связи и прелюбодеяния наказыва­ются.

9. Демократизм политического правления. Все должностные лица на острове - выборные, от филарха (главного среди сифогрантов), из­бираемого каждыми 30 семействами, до принцепса (князя), который выбирается всеми филархами из четырех кандидатов, названных наро­дом. Принцепс избирается пожизненно, однако может быть смещен, ес­ли будет заподозрен в стремлении к тирании. Остальные должностные лица и сенат, состоящий из самых старых и опытных граждан, избира­ются ежегодно. Их функция - наблюдение за соблюдением законов и организация общественных работ, а также надзор за ними (исполни­тельная власть и судебная совмещаются). Важнейшие вопросы - про­должительность рабочего времени, количество продуктов, необходимых для общества, их распределение - решаются народным собранием. Во­обще ни одно значительное дело не решается без сената и народного со­брания: «Уголовным преступлением считается принятие решения по общественным делам, помимо сената или народного собрания». По всем крупным вопросам филархи советуются с главами семей. Таким образом, представительная система сочетается с элементами непосред­ственной демократии.

10. Гармоничное сочетание личных и общественных интересов. Коренной принцип строя утопистов - не подчинение личности обществу как части целому, а гармоничное сочетание личных и обшественных интересов. Известный историк, академик Е.В. Тарле писал: «Томас Мор старательно избежал необходимости прямо высказаться по вопро­су, чьи интересы - государства или личности - должны быть принесе­ны в жертву в случае их столкновения; Мор так построил свой трактат, что столкновения между интересами государства и индивидуума у него немыслимы». Тем не менее. Мора обвинили в том, что описанный им режим будто бы сковывает развитие личности, губит всякую индивиду­альность, что каждый шаг граждан регламентируется. Легко продемон­стрировать необъективность подобной критики на примере отношения утопистов к религии. А ведь религия - это сфера, где в Средние века су­ществовали очень жесткие каноны и веротерпимость не поощрялась. На острове Утопия в отношении религии царит общая гуманность, терпи­мость и мягкость политического режима проявляются достаточно ярко.

11. Веротерпимость - условие социальной гармонии. На острове множество религий, и каждый свободен в выборе любой из них. Все ре­лигии окружены равным уважением, оскорбление религиозных чувств не допускается. Утописты говорят о коренной общности всех верований. Специфические для отдельных сект священнодействия исполня­ются дома. Однако утописты осуждают полное неверие, сказывающееся в отрицании бессмертия души и провидения. Атеистам они отказывают в уважении и не доверяют никаких должностей, так как считают, что их ничто не может удержать от нарушения законов в угоду своим страстям. Им запрещено проповедовать свои взгляды перед народом, но они не должны их скрывать и вправе обсуждать их со священниками и серьез­ными людьми. Такие диспуты даже поощряются. Это мало похоже на ту монополию власти на философию, на изгнание или умерщвление ина­комыслящих, о которых говорил Платон.

Миролюбие и признание справедливых войн. Утописты «сильно гнушаются войной как деянием поистине зверским». Не желая, однако, обнаружить, в случае надобности, свою неспособность к ней, они по­стоянно упражняются в военных науках. «Они никогда не начинают войны зря, а только в тех случаях, когда защищают свои пределы или прогоняют своих врагов, вторгшихся в страну их друзей, или сожалеют какой-либо народ, угнетенный тиранией, и своими силами освобожда­ют его от ига тиранов или от рабства; это они делают по человеколю­бию». Т.Мор оказал большое влияние на последующих представителей социалистической мысли. Он ввел понятие и жанр утопии не только как форму выражения идеала, но и как средство критики существующего строя.

41. Политико Правовые идеи раннего Социализма в книге Кампанеллы «Город Солнца».

При описании общественного строя Города Солнца Кампанелла во многом следует “Утопии” Томаса Мора. Город находится где-то на острове около экватора. Он основан народом, решившим “вести философский образ жизни общиной”. Здесь нет частной собственности, все трудятся в соответствии со своими природными склонностями, труд почетен. Воспитание и обучение связаны с производительным трудом, организуются и регулируются государством.

Мысли Кампанеллы о наилучшем общественном строе отличаются от взглядов Мора тем, что Кампанелла, подобно Платону, пытался распространить принцип общности на брачно-семейные отношения; соответственно этому производственной ячейкой в Городе Солнца является не семья, а мастерская или бригада. Всячески подчеркивая вслед за Мором почетность труда, Кампанелла осуждает рабство; поэтому преступников в Городе Солнца не присуждают к общественным работам. Вместе с тем в описании порядков Города Солнца значительно резче, чем в “Утопии”, сказались уравнительность и грубый аскетизм. Вся жизнь соляриев (жителей Города Солнца) тщательно регламентирована. Они носят одинаковую одежду, получают одинаковую пищу (только в общественных столовых), военным строем отправляются работать, питаться, отдыхать, развлекаться.

Кампанелла полагал, что в обществе, основанном на общей собственности, сохранится государство. Однако государство, им описанное, резко отличалось от всего, что было известно истории политической мысли и государственных учреждений. Власть и управление в Городе Солнца основываются на трех принципах: 1) главными задачами нового государства будут организация производства и распределения, управление воспитанием граждан; 2) эти задачи государства обусловливают значительную роль ученых в осуществлении власти и управления; 3) новый общественный строй требует участия народа в управлении государством. Мор, наметивший эти принципы, считал возможным их осуществление в рамках соответствующим образом модифицированной смешанной республики, воспроизводящей ряд характерных черт античных и средневековых городских республик. Кампанелла же изображает совершенно новую организацию государственной власти, не имеющую аналогии в истории.

Ученые и лица, сведущие в какой-либо отрасли знания или искусства, образуют централизованную иерархию должностных лиц. Во главе Города стоит верховный правитель – “Солнце” (“Метафизик”) – всесторонне образованный человек, сведущий во всех науках, искусствах, ремеслах. Соответственно трем главным атрибутам бытия (мощь, мудрость, любовь) ему помогают три соправителя: “Пон” (“Сила” – ведает военным делом), “Син” (“Мудрость” – руководит развитием наук), “Мор” (“Любовь” – управляет воспитанием, деторождением, сельским хозяйством, производством продуктов питания, одежды и др.).

Коллегии высших должностных лиц подчинены лица, ведающие узкими специальностями (таковы, в частности, Агроном, Скотовод, Воспитатель, Экономист, Перспективист, Геометр, Поэт, Астроном). Имеются начальники отрядов, главные мастера; существуют и такие должности, как Правосудие (уголовное и гражданское), Мужество, Великодушие, Усердие, Бодрость, и т. д. Власть должностных лиц опирается на всеобщее уважение и добровольное подчинение; они распоряжаются при производстве работ, решают споры, наказывают нарушителей порядка, поощряют достойных, воспитывают и обучают подрастающее поколение.

В Городе Солнца дважды в лунный месяц созывается общее собрание всех соляриев, достигших 20-летнего возраста. На Большом Совете, как называется это собрание, каждому предлагается высказаться о том, какие есть в государстве недочеты. На Большом Совете обсуждаются все важные вопросы жизни государства.

Весьма оригинальны мысли Кампанеллы о способах сочетания демократии и правления ученых-специалистов. Кандидатуры на тот или иной пост предлагаются воспитателями, старшими мастерами, начальниками отрядов и другими должностными лицами, знающими, кто из соляриев к какой должности более пригоден; в Большом Совете каждый может высказаться за или против избрания; решение о назначении на должность выносится коллегией должностных лиц (четыре главных правителя, руководители соответствующих наук или ремесел, начальники отрядов).

Большому Совету принадлежит право поддержать или, наоборот, предотвратить назначение какого-либо лица; еще обширнее права Совета в контроле, критике и смене должностных лиц – здесь ему принадлежит решающее слово. Как видно, Кампанелла, считавший, что для исполнения той или иной должности необходимы специальные познания, четко понимал, что даже и наличие таких познаний не дает права оставаться в должности лицу, не завоевавшему популярности у сограждан.

Должностным лицам помогают советом так называемые жрецы, которые определяют дни посева и жатвы, ведут летопись, занимаются научными изысканиями (в том числе модной тогда астрологией, которую Кампанелла в духе времени считал важной наукой).

В Городе Солнца существуют право, правосудие, наказания. Законы немногочисленны, кратки и ясны. Текст законов вырезан на колоннах у дверей храма, где осуществляется правосудие. Солярии спорят друг с другом почти исключительно по вопросам чести. “Они преследуют у себя неблагодарность, злобу, отказ в должном уважении друг к другу, леность, уныние, гневливость, шутовство, ложь, которая для них ненавистнее чумы”. Процесс гласный, устный, быстрый. Для уличения необходимо пять свидетелей (это определяется тем, что солярии всегда ходят и работают отрядами). Пытка и судебные поединки, свойственные феодальному процессу, не допускаются. Наказания воздаются по справедливости и соответственно проступку.

Кампанелла порицал аморализм политиков и тиранов, придумавших понятие “государственная необходимость”, которое сводится к выгодному только им правилу – “для сохранения и приобретения власти можно преступить любой закон”. Кампанелла с горечью писал:

“Государи почитают Макиавелли за Евангелие. Ведь никто не верит ни в Библию, ни в Коран, ни в Евангелие, а все ученые и государи суть политики – макиавеллисты”.

Представления Кампанеллы о путях утверждения нового общества туманны. Город Солнца основан неким мифическим народом, сведущим в философии и астрологии. По мере распространения необходимых познаний весь мир придет к тому, что будет жить согласно их (соляриев) обычаям. Порядки Города Солнца он называет, как и Утопию Томаса Мора, “образцом для посильного подражания”, государственным устройством, “открытым посредством философских умозаключений”.

42 Г. Гроцкий о видах права, о понятии и предписаниях естественного права, о происхождении государства .

Гуго Гроций (1583–1645) – выдающийся голландский юрист и политический мыслитель, один из основателей ранне буржуазного учения о государстве и праве, рационалистической доктрины естественного и международного права Нового времени. Гроций был энциклопедически образованным и плодовитым автором, создавшим более 90 произведений по истории и теории государства и права. Его основной труд – это фундаментальное произведение «О праве войны и мира». Для Гроция как одного из ранних представителей формировавшегося буржуазного «юридического мировоззрения» существенный интерес представляли как теоретическое обоснование того нового правопонимания, которое соответствовало бы социально-историческим реалиям эпохи перехода от феодализма к капитализму и утверждения буржуазного общества, так и систематическая научная разработка на базе такого правопо-нимания основных начал, принципов и форм внутригосударственной жизни и международного общения. По Гроцию, предмет юриспруденции – это вопросы права и справедливости, а предмет политической науки – целесообразность и польза. Для того чтобы придать юриспруденции «научную форму», согласно Гроцию, необходимо тщательно отделить то, «что возникло путем установления, от того, что вытекает из самой природы», ибо в научную форму может быть приведено лишь то, что вытекает из природы вещи и всегда пребывает тождественным самому себе (т. е. естественное право). Поэтому, отмечал Гроций, в юриспруденции следует различать «естественную, неизменную часть» и «то, что имеет своим источником волю». В соответствии с таким пониманием предмета юриспруденции существенное значение Гроций придавал предложенному еще Аристотелем делению права на естественное и волеустановленное. Естественное право при этом определяется им как «предписание здравого разума».

Согласно этому предписанию то или иное действие – в зависимости от его соответствия или противоречия разумной природе человека – признается либо морально позорным, либо морально необходимым. Естественное право, таким образом, выступает в качестве основания и критерия для различения должного (дозволенного) и недолжного (недозволенного) по самой своей природе, а не в силу какого-либо воле-установленного (людьми или богом) предписания (дозволения или запрета). На основе своей концепции естественного права Гроций стремился создать такую нормативно значимую, аксиоматическую систему юриспруденции, общие начала и положения которой можно было бы легко применить к конкретным реальным ситуациям внутри отдельных государств и к отношениям между государствами. Возражая против представлений о том, что справедливость – это лишь польза сильных, что право создается силой, что именно страх побудил людей изобрести право, чтобы избежать насилия и т. д., Гроций в своей договорной концепции стремился показать, что происхождение государства и внутригосударственного права (законов) является логически неизбежным следствием бытия естественного права. Политико-правовое учение Гро-ция как во внутригосударственных, так и в международных отношениях нацелено на утверждение правовых начал и достижение мира. Обосновывая необходимость правового оформления и регулирования международных отношений, и прежде всего проблем войны и мира, Гроций критиковал распространенное мнение, что война совершенно несовместима с правом. Учение Гроция о праве войны и мира было ориентировано на формирование нового типа мирового сообщества, основанного на рационально-правовых принципах равенства, сотрудничества и взаимности в отношениях между всеми людьми, народами и государствами, на идее единого международного правопорядка добровольно устанавливаемого и последовательно соблюдаемого суверенными государствами.

Жан Боден (1530–1596) – выдающийся французский политический мыслитель. Его взгляды на государство, на пути и методы упрочения централизованной монархической власти изложены в главном его труде «Шесть книг о республике» (1576). «Республикой» здесь называется то же, что обозначали этим словом в Древнем Риме, т. е. государство вообще. По Бодену, «государство есть управление множеством семейств и тем, что является общим у них всех, осуществляемое суверенной властью сообразно праву». Фактически все «Шесть книг о республике» посвящены раскрытию смысла и содержания этого определения.

С защитой королевского абсолютизма выступил идеолог Французской буржуазии Жан Боден (1530-1596), автор трактатов "Шесть книг о республике", "О государстве". Автор пытается подойти исторически к исследованию государства. Политическая идеология Жана Бодена - это идеология светского национального централизованного государства, идущего на смену феодальной раздробленности, против которой он выдвигает одну из важнейших политических идей того времени - идею государственного суверенитета. В основе лежит мысль о неделимой, единой, постоянной, стоящей над законом государственной власти.

Государство - правовое, справедливое управление множеством семей и тем, что у них есть под единой суверенной властью. Именно наличие права отличает государство от шайки воров или разбойников.

Признаки государства:

1.Семья - ячейка государства.

2.Частная собственность.

3.Правовое управление соответствует естественным, божественным законам.

4.Суверенитет государства. Суверенитет - верховенство, господство. Государство является верховной политической организацией. Власть государства выше власти церкви и власти феодальной аристократии.

Признаки и содержание суверенности власти: Постоянство (власть по наследству). Абсолютность суверенной власти. Собственность правителя. Надзаконная власть. Власть сама является источником закона.

1. Законодательная власть.



2. Распорядительная власть.

3. Военная власть.

4. Право назначения и смещения чиновников.

5. Право судебной власти.

6. Право помилования.

7. Вопросы войны и мира.

8. Чеканка монет.

Но суверенность власти не означает у Ж. Бодена того, что ею может обладать только единоличный правитель, ибо суверенитет есть и у монархии, и у республики. Власть может быть устроена сложно: она может быть выражена в государе и одной палате, в двух палатах и государе и т.п., но как единое целое эта власть всегда обладает верховенством, постоянством, стоит выше всех других властей.

Боден - убежденный сторонник действительной суверенной (в его трактовке - абсолютистской) монархической власти. Однако в условиях монархизма он допускает существование отдельных элементов аристократических и демократических форм правления

По способу осуществления власти Ж. Боден делит государства на три вида:

1) Законные (подданные повинуются законам суверена, а сам суверен - законам природы, сохраняя за подданными их естественную свободу и собственность).

2) Вотчинные или сеньориальные (в которых суверен силой оружия стал обладателем имущества и людей, и правит ими как отец семейства).

3) Тиранические (где суверен презирает естественные законы, распоряжаясь свободными людьми, как рабами, а их собственностью - как своей).

Лучшим, по мнению Бодена, является то государство, в котором суверенитет принадлежит монарху, а управление носит аристократический и демократический характер.

Боден выделяет пять отличительных признаков суверенитета. Первый из них – издание законов, адресуемых всем без исключения подданным и учреждениям государства. Второй – решение вопросов войны и мира. Третий – назначение должностных лиц. Четвертый – действие в качестве высшего суда, суда в последней инстанции. Пятый – помилование.

По способу осуществления власти Боден делит все государства на три вида: законные, вотчинные (сеньоральные), тиранические. Законным является то государство, в котором подданные повинуются законам суверена, а сам суверен – законам природы, сохраняя за своими подданными их естественную свободу и собственность. Вотчинные государства суть те, в которых суверен силой оружия сделался обладателем имущества и людей и правит ими как отец семейства семьей. В тиранических государствах суверен презирает естественные законы, распоряжаясь свободными людьми, как рабами, а их собственностью – как своей. Лучшим, по мнению Бодена, является такое государство, в котором суверенитет принадлежит монарху, а управление имеет аристократический и демократический характер. Такое государство он называет королевской монархией. Идеальным для страны является такой монарх, который боится бога, «милостив к провинившимся, благоразумен в предприятиях, смел в осуществлении планов, умерен в успехе, тверд в несчастье, непоколебим в данном слове, мудр в советах, заботлив о подданных, внимателен к друзьям, страшен врагам, любезен с расположенными к нему, грозен для злых и ко всем справедлив». Боден стремится к гармонической справедливости. Она для него есть распределение наград и наказаний и того, что принадлежит каждому как его право, совершаемое на основе подхода, включающего в себе принципы равенства и подобия.

Религиозные войны во Франции привели к распаду страны на воюющие между собой лагеря. С одной стороны - католики, с другой - протестанты. Междоусобицы мешали нормальной жизни общества. С критикой такого положения и обоснованием абсолютизма выступил в XVI ст. Жан Боден (1530-1596), юрист по образованию.

Жан Боден родился седьмым ребенком в большой семье в городе Анже. Рос и приобретал знания в монастыре, занимался метафизикой, которая на то время была "царица средневекового знания", но у Бодена это сформировало негативное отношение к ней. Завершил образование в университетах Парижа, Анже, Тулузы. Образование для таких людей - это единственный путь к власти, получить возможность участвовать в судьбе отечества.

Когда Жан учился в Париже, у него сформировалось негативное отношение к католической церкви, после изучения трактатов немецких протестантов, французских гугенотов, Кальвина. Для Бодена авторитет Ветхого Завета выше чем Нового Завета. Наступил период, когда он отказывается от законов жизни монаха, оправдывая свой поступок тем, что был "пострижен", когда ничего не сознавал и был недееспособным.

Право Жан учился в Тулузском университете, который принадлежал до лучших учебных заведений Франции, где обучалось четыре тысячи студентов. Все они были опорой короля Франции. После окончания университета в Тулузе, преподает римское право.

Жан Боден становится великим юристом французского Возрождения, и любовь к Родине приводит его на путь служения королю. Во Франции более 30 лет велись междоусобные религиозные войны. Кровопролитие, особенно в Варфоломеевскую ночь, резня гугенотов католиками в 1572 г. привела страну к упадку. Поэтому самые верные и патриотически настроенные силы стали объединяться вокруг короля Франции, кроме того, они также устали от религиозных войн. Жан Боден чудом остался жив во время Варфоломеевской ночи, убегая через окно своего дома. События во Франции XVI века, которую раздирали религиозные, политические, экономические и правовые противоречия, тысячи убитых людей, вызвали у Бодена большое желание мира, спокойствия, согласия в обществе. Он мечтал о справедливом государстве, где будут существовать правовые гарантии свободы, развития личности. Человек должен быть спокойна за себя, за свое будущее, за свою семью, должны быть защищены ее личные права.

Авторитет Бодена как юриста был огромный. Когда он работал прокурором в Нормандии, то провел около 400 судебных дел, даже против дворянства и представителей высшей знати. В 1571 г. Жан Боден возглавляет партию политиков, которая считала, что главная задача государства - установить порядок, право и мир, а не господствующее положение той или иной веры. То, что он так выступил против религии, вызвало при дворе у многих непонимание, а то и подозрения. Чем больше Боден становился популярным во Франции, тем больше терял поддержку короля. Он вынужден был отойти от политики. Переехал в город Лан, женился на вдове, а после смерти ее брата унаследовал должность королевского прокурора. Умер Жан Боден от чумы во время эпидемии. Так закончилась жизнь великого юриста во времена смуты во Франции и Европе.

Жан Боден написал сочинение "Шесть книг о государстве" в 1576 г. Латыни для всей Европы книга была издана в 1584 г. Основные политико-правовые идеи этой работы следующие: 1. Ж. Боден выступал против феодальной децентрализации. 2. Призвал прекратить религиозный фанатизм. 3. Самая основная и главная идея заключалась в том, что Же. Боден первый в истории политико-правовой мысли сформулировал и обосновал понятие суверенитета как существенного признака государства. Суверенитет - это абсолютная и постоянная власть государства... Абсолютная, не связанная никакими законами власть над гражданами и подданными.

Власти государства - постоянная и абсолютная. Это высшая и независимая власть как внутри страны, так и в отношениях с зарубежными государствами. Выше носителя суверенной власти только Бог и законы природы. Суверенитет Же. Боден понимал как независимость государства от Папы Римского, от церкви, от другого государства.

Суверенитет как верховная власть дает права: 1. Издавать и отменять законы. 2. Объявлять войну и заключать мир. 3. Назначать высших должностных лиц. 4. Осуществлять верховный суд. 5. Миловать. 6. Чеканить монету. 7. Устанавливать эталоны меры и веса. 8. Взимать налоги.

Государство Боден определял как правовое управление многими семьями и тем, что в них есть общее, на основе суверенной власти. Государство - это правовое управление согласно со справедливостью и законами природы. Правом оно отличается от шайки разбойников или пиратов, с которыми нельзя заключать союзов. Государство - совокупность семей, а не отдельных лиц. Семья - основа и средоточие государства. В семье Же. Боден различает три вида властных отношений: 1. Супружеские. 2. Родительские. 3. Барские.

Рабство Же. Боден не признавал и был против его существования. Он также выступал против различных форм государства, как правильных так и неправильных, и даже смешанных. Надо исходить из того, поучал Боден, кому принадлежит суверенитет, реальная власть: одному, немногим, большинству.

К демократии Же. Боден относился отрицательно, потому что при демократии много законов, а общее дело в наследственные. Лучшая форма государства - монархия. Монарх, как Бог, без помех правит подданными. Власть передается наследнику, и она существует тысячу лет. Много кто советует, но решает один.

Жан Боден выступил в защиту частной собственности, потому что она связана с законами природы. Природный закон запрещает брать чужое, а имущественное равенство - гибель для государства.

По способу осуществления власти Же. Боден делит все государства на три вида: 1. Законны. 2. Вотчинные. 3. Тиранические. В законных подданные повинуются законам, а сам руководитель только законам природы. В вотчинных - силой, оружием руководитель захватил имущество людей и правит как отец в семье. В тиранических - руководитель презирает естественные законы, распоряжается свободными людьми как рабами, а их собственностью как своей.

В наше время учение Жана Бодена достаточно актуален. Во-первых: Суверенитет присущ только государству, как неотъемлемое качество верховной власти в стране. Во-вторых: Суверенитет - неограниченный, он или есть, или его нет, его нельзя ограничить. В-третьих: Суверенитет неделим.

Жан Боден (1530-1596) – французский правовед, вы­дающийся политический мыслитель.

Основные работы: «Метод легкого познания истории» (1566); «Шесть книг о республике» (1576).

Логическое основание политико-правового учения. По­литическое и правовое мышление Бодена сформировалось под влиянием теоцентризма; историзма; рационализма.

Лучшему познанию права, полагал Боден, должно слу­жить знание юридической практики: «Тот, кто думает, что познал право вне юридической практики, в действительно­сти глубоко ошибается – и уподобляется тому, кто, истязаясь гимнастикой и физическими упражнениями, мнит себя равным воину, познавшему пыл сражения и утомление во­енной битвой».

Боден уделяет пристальное внимание институту госу­дарства (для обозначения понятия государства им исполь­зуется латинский термин «respublica» и его французский аналог «uneRepublique», но не современный французский термин «Etat»).

Боден ставил перед собой цель осмыслить государство иначе, чем его предшественники (Аристотель, Полибий, Цицерон и др.) и современники (Макиавелли, Мор и др.). Он упрекал Аристотеля и Цицерона за то, что они не пред­ложили детального описания верховной власти, без ко­торой невозможно представить себе государство. Боден оспаривает исключительное значение и такого признака государства, как «согласие в вопросах права», на котором настаивал Цицерон: « ...Глупо утверждать, что империя ту­рок, которая включала народы, проживающие вместе, но не подчиненные общей системе единого закона, не была госу­дарством, пока народы удерживались в одном государстве при помощи силы и власти».



Боден понимает государство следующим образом: «Го­сударство – это правовое управление семьями и тем, что у них общее, суверенной властью». В этом определении еще нет упоминания о территории как признаке государства (для западных теоретиков государства этот признак приоб­ретет значение, начиная с XIX в.). Государство понимается Боденом как правовое управление, что позволяет ему отли­чать государство от шайки разбойников (в этой части Бо­ден продолжает придерживаться взглядов Цицерона и Аврелия Августина). Основным элементом государства для Бодена является семья: «Государство не может существо­вать без семьи как город без домов или как дом без фунда­мента».

Вслед за Аристотелем Боден различает три вида соци­альной власти внутри семьи: родительскую; супружескую; господскую. Ослабление власти главы семьи, по Бодену, приводит к деградации государства.

Важнейший признак государства – суверенная власть (четвертый вид социальной власти), под которой Боден по­нимает постоянную, абсолютную и неделимую власть госу­дарства: «Суверенитет есть абсолютная и постоянная власть государства». Именно Бодену принадлежит научное первен­ство в создании теории государственного суверенитета.

Суверенная власть государства, с точки зрения Боде­на, – это власть:

ü постоянная, которая отличается от временной, подоб­ной власти диктаторов Древнего Рима;

ü абсолютная, не ограниченная никакими условиями, носитель которой может ее передать другому лицу как соб­ственник. Боден допускает лишь три ограничения абсолют­ной власти: суверен в своей деятельности связан законами Бога, законами естественными и законами человеческими, общими для всех народов. Законами Бога и естественными законами людям предписана частная собственность, поэ­тому суверен не может произвольно облагать налогами граждан без согласия Генеральных штатов. Никто, считает Боден, не имеет право брать чужую собственность без со­гласия ее владельца. Боден был одним из первых мыслите­лей, критически оценивших утопийское государство Тома­са Мора: государство, основанное на отрицании частной собственности «было бы прямо противоположно законам Бога и природы»;

ü единая, т.е. неделимая. Она не может принадлежать одновременно монарху, аристократии и народу. Боден был противником теории смешанной формы государства, кото­рой в разное время придерживались Полибий, Цицерон, Мор, Макиавелли.

Компетенция суверенной власти государства – комп­лекс исключительных прерогатив:

ü право издавать, отменять и обнародовать законы без согласия граждан (основная прерогатива);

ü право объявлять войну и заключать мир;

ü право назначать должностных лиц и определять для них служебные обязанности;

ü правосудие в последней инстанции для всех должност­ных лиц и граждан;

ü право помилования в тех случаях, «когда сам закон не предоставляет возможности для помилования и смягчения наказания»;

ü чеканка монет;

ü определение мер и весов;

ü взимание налогов и податей.

Боден обстоятельно исследует проблему форм государ­ства. Вслед за Аристотелем он рассматривает проблему обусловленности форм правления государства различны­ми факторами (климатом, почвой и др.). В XVIII в. эта же проблема будет рассматриваться французским мыслите­лем Ш. Л. Монтескье. Вместе с тем Боден критикует Арис­тотеля, который делил формы правления государства на правильные и неправильные, и предлагает собственную классификацию.

Классификация форм правления государства. В своей классификации форм правления государства Боден ис­пользует критерий принадлежности власти тому или ино­му суверену (табл. 6). Боден выделяет три формы правле­ния: демократию; аристократию; монархию.

В демократии все или большая часть граждан обладают суверенной властью над всеми.

В аристократии меньшая часть граждан обладает суве­ренной властью над всеми. Аристократия для Бодена не есть правление «лучших» в понимании Аристотеля. Боден считает, что коррупция «может появиться в любом госу­дарстве, где нобили или богатые люди сосредоточили в своих руках политическую власть, не располагая ни уваже­нием окружающих, ни личной добродетелью, ни соответ­ствующим образованием».

В монархии суверенная власть всегда принадлежит од­ному лицу, будь это король или тиран. Боден критикует Аристотеля, который считал, что тиран – это правитель, действующий всегда вопреки желаниям народа. Тогда, зак­лючает Боден, «сам Моисей, наиболее мудрый и справед­ливый правитель, может быть заклеймен как величайший тиран, потому что он приказывал и запрещал своему наро­ду почти все, действуя против его воли».

Таблица 6

Формы правления государства

Ж. Боден рассматривает различные формы правления государства с точки зрения их эффективности для обеспе­чения общественного порядка.

Демократию он оценивает отрицательно: «Народ – это зверь многоголовый и лишенный рассудка, он с трудом дела­ет что-либо хорошее. Доверять ему решение политических дел – это все равно, что спрашивать совета у безумного».

Недостаток аристократии – неустойчивость, которая обусловлена коллегиальным способом принятия решений. Общий недостаток демократии и аристократии, по Бодену, заключается в следующем: «В демократическом или арис­тократическом государстве голоса подсчитываются, но не взвешиваются на весах добродетели».

Лучшая форма правления государства для преодоления политического и религиозного кризиса – монархия, так как она прямо отвечает природе суверенной власти: ее единству и неделимости. Боден приводит много доводов в пользу монархии, используя рассуждения по аналогии. Он повсюду находит торжество единовластного начала: Бога, Солнца, отца и др. Боден был сторонником наследствен­ной, а не выборной монархии. Выборная монархия – это всегда междуцарствие, а государство в это время «подобно кораблю без капитана, мечется по волнам мятежей, и часто тонет».

Идеальная форма государства для Франции XVI в., по Бодену, – легитимная монархия. Это такая форма правле­ния государства, при которой подданные, пользуясь лич­ной свободой и собственностью, подчиняются законам мо­нарха, а монарх – законам божеским и естественным. Но монархия может превратиться в тиранию, если монарх бу­дет нарушать естественные законы, рассматривая соб­ственность своих граждан как свою собственную и отно­сясь к гражданам как рабам.

Боден признает право народа на убийство тирана, если тот захватил власть насилием, но Боден не признает такого права, если монарх ведет себя как тиран, занимая престол на основе действующего закона о престолонаследии. Боден уповает только на Божественный суд: «Считается незакон­ным для частного лица не только попытка убить своего за­конного государя, но даже и восставать против него без особого и недвусмысленного повеления Господа».

Нестабильность форм правления государства определя­ется следующими факторами:

Крайне неравномерным распределением богатства;

Отсутствием свободы вероисповедания.

Следовательно, необходимы законы против ростовщи­чества, законы о наследовании имущества, а также законы, допускающие веротерпимость.

Содержание правовой теории. Как правовой мысли­тель Боден сформулировал концепцию универсального пра­ва. Это право нельзя вывести, изучая законодательство только одного государства, будь это даже римское государ­ство. Напротив, необходимо провести сравнительный ана­лиз законодательства древних народов (персов, евреев, гре­ков, египтян, римлян и др.) и дополнить его знанием современных правовых систем (французской, турецкой и др.). Боден обосновывает свою точку зрения ссылкой на Платона: «Пусть бы они почитали Платона, который пола­гал, что другого способа утвердить закон или наладить го­сударственное управление не существует, мудрый человек соберет вместе законодательные структуры всех или наиболее известных ему государств и, сравнив, из них выделит лучшую форму».

Однако Боден признает зависимость законов от формы правления государства: «Законы необходимы и при монархии, и при народных формах правления, и при аристокра­тических (законы являются столь же разнообразными, как и формы правления)».

Боден классифицирует законы и в зависимости от их источника. Он выделяет:

Законы, установленные Богом;

Законы, установленные природой;

Законы, установленные суверенной властью;

Законы, установленные народами;

Законы, установленные общим соглашением, в кото­ром берет начало суверенная власть (для монархии – это закон престолонаследия, подобный Салическому Закону (LexSalica)).

Исторический подход к праву привел Бодена к такому пониманию права, в основе которого лежит синтез право­вых взглядов Фомы Аквинского, римских юристов, а также собственное понимание Боденом современных правовых систем.

Основная научная заслуга Бодена – это создание тео­рии государственного суверенитета. Она сформировалась в эпоху становления европейских абсолютных монархий. Те­ория государственного суверенитета оказалась очень про­дуктивной.

В XVII в. понятие суверенитета как абсолютной власти государства было воспринято английским философом То­масом Гоббсом. Государство у Гоббса стало представлять собой великого Левиафана – «смертного Бога», которому по силе в земной жизни никто и ничто не может противо­стоять. В XVIII в. суверенитет как абсолютную власть го­сударства понимал и французский философ Жан-Жак Руссо. Но в отличие от Бодена и Гоббса носителем этой власти у Руссо могла быть только Общая Воля (Volontй Gftnftrale), которая исходила от народа как единого целого. Суверенитет, считал Руссо, никому нельзя передать. Боден же полагал иначе: «Эту верховную и постоянную власть над гражданами с правом жизни и смерти народ может пе­редать одному из граждан без всяких ограничений так же, как может это сделать собственник, желающий кого-либо одарить».

В XIX в. немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель предложил понимать государство как «шествие Бога в мире», наделив его абсолютной властью над индиви­дами, т.е. суверенитетом в трактовке Бодена. Только в го­сударстве, писал Гегель, человек понимает кто для кого: че­ловек для государства или государство для человека.

В XX в. теория государственного суверенитета Бодена подверглась основательной критике. Так, французский правовед Леон Дюги предложил отказаться от понятия суверенитета государства, которое приводит к представле­нию о неподотчетности государства. Дюги считал, что госу­дарство связано в своей деятельности нормой солидарности. Критически оценивал теорию государственного суверени­тета также австрийский правовед Ганс Кельзен, признавая приоритет норм международного права над внутригосудар­ственными нормами права.

Весьма скептически относился к концепции суверените­та государства французский религиозный философ Жак Маритен. Он полагал, что понятие «суверенитет» может быть применимо только к Богу, папе римскому или мудре­цу. Это понятие необходимо исключить из политической философии, ведь оно «есть не что иное, как аналог понятия абсолютизм». Маритен считал, что «в сфере политики и в отношении тех людей и организаций, которые ответствен­ны за земную судьбу людей, понятие суверенитета не мо­жет использоваться адекватно. Потому что, в конечном счете, ни одна земная власть не есть образ Бога и не явля­ется представителем Бога».

Но, несмотря на существенную критику, теория госу­дарственного суверенитета Бодена до сих пор остается важным компонентом современной науки о государстве и руководством для принятия решений на государственном уровне.