Уполномоченный по правам ребенка правовой статус. Кто является уполномоченным по правам ребенка при Президенте Российской Федерации и чем он занимается? Перечислим, какие особые права имеют несовершеннолетние граждане

Долевая собственность

Необходимо отметить, что правовой статус несовершеннолетнего отражает особенности его возраста. С этой целью законодатель использует различные методы правового регулирования:

  • – ограничение прав несовершеннолетних, с целью исключить воздействие факторов, влияющих негативно на их здоровье, психическое, социальное и нравственное развитие;
  • – освобождение от ряда гражданских обязанностей и ответственности за совершение ими правонарушения;
  • – предоставление им дополнительно специальных прав, обусловленных их возрастом;
  • – введение льгот и преимуществ в пользовании правами;
  • – введение специальных механизмов защиты их прав.

Законодатель также предусматривает основные возрастные группы несовершеннолетних: от рождения до 6 лет; от 6 до 10 лет; от 10 до 14 лет; от 14 до 16 лет; от 16 до 18 лет .

Для более эффективной защиты нрав ребенка в Российской Федерации создан специфичный правоохранительный орган – Уполномоченный по правам ребенка в Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента РФ от 1 сентября 2009 г. № 986 "Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка" Уполномоченный по правам ребенка назначается и освобождается от должности Президентом РФ. Обеспечение его деятельности возложено на аппарат Общественной палаты РФ (п. 3 Указа).

Уполномоченному по правам ребенка в целях выполнения возложенных на него обязанностей предоставлено право .

  • – запрашивать и получать в установленном порядке необходимые сведения, документы и материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц;
  • – беспрепятственно посещать федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, организации;
  • – проводить самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, а также должностных лиц, получать от них соответствующие разъяснения;
  • – направлять в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и интересов ребенка, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных нрав и интересов;
  • – привлекать в установленном порядке для осуществления экспертных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе (п. 4 вышеназванного Указа Президента РФ).

Органам государственной власти субъектов РФ рекомендовано учредить должность уполномоченного по правам ребенка в субъектах РФ (п. 5 этого же Указа). Эта рекомендация нашла должное понимание, что дало определенные результаты. Вместе с тем наряду с положительными моментами в защите прав ребенка в 2011 году как отмечалось на IV съезде Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации, в работе которого принимали участие правозащитники из 76 регионов, количество детей в интернатах сократилось на 26%, из 100 тыс. детей сирот только 14 тыс. переданы в детские дома, остальные – устроены в семьи. Существуют и болезненные проблемы детства: жертвами преступлений стали 48,1 тыс. несовершеннолетних, из которых 723 погибли, и более одной тысячи детей причинен тяжкий вред здоровью. Российские омбудсмены за 1,5 года рассмотрели более 7 тыс. обращений, касающихся нарушений прав детей

Несовершеннолетние россияне имеют больше прав, нежели совершеннолетние. Обеспечивать защиту прав и интересов детей могут не только родители, представители, но и уполномоченный по правам ребенка.

Расскажем, когда и в каких случаях следует обращаться к омбудсмену, каким способом можно подать жалобу, а также определим, где находятся Институты уполномоченного в Москве и Санкт-Петербурге.

Особые права ребенка в России

Дети, являющиеся гражданами РФ, имеют общие, базовые права, которые предусмотрены Конституцией РФ и Декларацией прав человека, и дополнительные. Ряд всех прав подлежит защите - независимо от того, к какому виду они отнесены.

Права несовершеннолетних в России защищаются и отстаиваются. Обычно нарушения, связанные с дополнительными, особыми правами и интересами детей, рассматривает уполномоченный по правам ребенка.

Должность детского омбудсмена была закреплена на законодательном уровне Указом Президента под названием «Об уполномоченном при президенте РФ по правам ребенка», от 1 сентября 2009 года.

Перечислим, какие особые права имеют несовершеннолетние граждане:

  1. Право на семью. Ребенок имеет право проживать в своей семье, получать воспитание от родителей до того момента, пока его интересы не будут нарушены.
  2. Право на общение. Зачастую дети лишаются общения со своими родителями или другими родственниками в связи с распадом семьи. Это не правильно. Дети должны общаться с родителями, независимо от того, находятся они в браке или нет. Кроме того, никто не должен отменять общения с другими родственниками.
  3. Право на защиту. Ребенка можно защищать даже от его родителей, которые, например, угрожают его жизни и здоровью.
  4. Право на мнение. Когда ребенку исполняется 10 лет, он может сам высказывать свое мнение. Также его мнение должно быть учтено и до этого возраста. Несовершеннолетний должен быть выслушан при решении любого вопроса.
  5. Право на полные инициалы. У ребенка обязательно должна быть фамилия, имя и отчество.

А к основным правам детей можно отнести : право на получение образования, право на лечение, право на защиту от неравенства и др.

Уполномоченный по правам ребенка встает на защиту законных интересов и прав детей.

Вам помогла наша статья? Поделитесь в соц сетях!

Последние новости

  • Принят закон, который обязывает родителей после развода обеспечить детей жильем

    Новый Закон об обязанности родителей после развода обеспечить детей жильем внесет изменения в статью 86 Семейного кодекса РФ, в которой до этого были прописаны лишь обязательства по выплате алиментов на лечение и реабилитацию ребенка после развода.

  • Индексация пенсий работающим пенсионерам в 2020 году - свежие новости

    Пенсии работающих пенсионеров наконец-то будут тоже проиндексированы – об этом сообщила Сопредседатель профильной рабочей группы по Конституции России Талия Хабриева. Напомним, что пенсии трудящихся пенсионеров, в том числе имеющих инвалидность, не индексировались с 2016 года. Это было обусловлено сложной экономической ситуацией в стране, но вовсе не было справедливо – об этом говорили и сами пенсионеры, и эксперты из ПФР и соцзащиты.

  • Изменения в ОМС в 2020 году – новые анализы в списке бесплатных, новые правила лечения

    Финансирование медицинского обслуживания каждого застрахованного россиянина с января 2020 года увеличено до 12699 рублей - с 11800 рублей в 2019 году, а территориальные фонды ОМС будут получать финансирование, исходя из числа застрахованных граждан. С 1 января 2020 года вступили в силу новые правила лечения и обследования по полису ОМС, которые утверждены правительством России в конце 2019 года. Какие анализы можно сделать бесплатно, какие правила нахождения в стационаре и поступления на лечение введены в действие?

Найти компанию

Свежие отзывы о компаниях

  • Мне от отца по наследству достался бизнес, мягко говоря недоходный. Ни желания, ни возможности заниматься им не было. Чтобы не влететь на деньги решил ликвидировать фирму. Оказалось это не так уж просто. Были там кое-какие нюансы. Знакомый привел в компанию «Цезарь Консалтинг». Надо сказать взялись за работу сразу. Вопросы по фирме удалось закрыть, успешно ликвидировать и довольно быстро. Юрист к которому обращался до них рисовал другую картину. Так что я доволен.

  • Eclex (Эклекс)

    В феврале 2019 года обратилась в компанию Эклекс за услугой регистрации договора аренды, стоимость мне назвали сразу (20000 р), за эти деньги я получила весь пакет документов, который нужен, консультацию по всем вопросам, проверку всех документов, которые уже были, юристы организовали процесс подачи документов в органы и получения документов. Самое главное, что мне подготовили договор аренды с учетом всех пожеланий и доработок, а не типовой, скачанный из интернета. Результатом полностью довольна.

  • Искали компанию,где бы качественно оказали услугу регистрации, чтобы в дальнейшем избежать проблем. По рекомендации остановились на указанной. Уже на консультации было понятно, что ребята профессионалы. Все сделали оперативно, помогли собрать учредительные документы, все этапы удалось пройти максимально быстро благодаря опыту и навыкам специалистов. Профессионализм сотрудников фирмы - вне сомнений.

  • Цезарь Консалтинг

    Подружился я с компанией «Цезарь Консалтинг», регистрируя свое первое ООО. Тогда, помню, переживал, чтобы все сделали быстро и без проблем. И все получилось просто здорово! Сейчас у меня уже несколько магазинов, и юристы из компании стали мне просто друзьями. Бухгалтерия тоже радует, обращаюсь периодически. Решают многие проблемы по налогам. Спасибо, ребята!

  • Юридическая студия Ксении Пак

    Ксения здравствуйте. Скажите пожалуйста как мне общаться с главой администрации, на каком языке? Человек не понимает что творит. Унижает достоинство инвалида, отжимает то что положено по закону. Спасает своих товарищей. В каком ракурсе подать на него жалобу?

Каждый ребенок наделен рядом прав, начиная с самого рождения. Его родители должны обеспечивать их соблюдение. Но это не только обязанность взрослых. На официальном уровне определены инстанции, в обязанность которых входит обеспечение прав каждого малыша. Таковыми являются Комитет по защите прав ребенка, а также отдел по делам несовершеннолетних и защите их прав. Каждая из указанных организаций в рамках своей компетенции может и должна выполнять необходимые действия в интересах несовершеннолетних.

Лица, которые владеют информацией по фактам нарушений, могут направить сведения в Комитет или отдел. Чтобы обратиться в указанные инстанции, заинтересованному лицу потребуется собрать подтверждающие документы и оформить заявление в письменном виде.

В качестве инициатора может выступать как юридическое, так и физическое лицо.

Защита детей гарантирована нормами закона. Каждый малыш ограждается от неправомерных действий со стороны посторонних лиц, своих кровных родителей, лиц их заменяющих, а также других родственников и членов семьи. Защита представляет собой комплекс мероприятий, направленных на восстановление нарушенных прав и законных интересов. Она может реализовываться через различные уполномоченные инстанции, управления и т. д., в том числе и через суд.

Комитет по правам детей

Комитет по правам детей является основным органом, в компетенцию которого входит защита интересов каждого гражданина, не достигшего 18 лет. Указанная инстанция образована на федеральном уровне и действует на всей территории страны. В неё входят специалисты, которые обладают необходимыми знаниями и опытом профессиональной деятельности в области педагогики, психологии, медицины и юриспруденции. При необходимости собирается комиссия, которая и занимается решением всех вопросов. Непосредственным контролем соблюдения прав занимается уполномоченный. При этом как последний, так и Комитет в целом наделены рядом полномочий для того, чтобы полноценно выполнять поставленные задачи.

Уполномоченный

Уполномоченный по правам ребенка назначается из числа наиболее подготовленных специалистов Комитета. Он существует как на уровне Федерации в целом, так и каждого региона в отдельности. По сути своей деятельности омбудсмен является самым главным должностным лицом в сфере защиты возможностей малышей.

Обратите внимание!

Даже при чрезвычайном положении в регионе или стране права и обязанности уполномоченного приостановлены не будут.

Компетенция

В компетенцию комитета входит следующее:

  1. Оказание помощи малышу, который оказался в затруднительной жизненной ситуации. К ним можно отнести тяжелое заболевание ребенка или его родителей, низкий уровень дохода в семье, утрата законных представителей.
  2. Привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушении прав отпрыска. Это могут быть не только посторонние, но также и кровные родители.
  3. Выявление и постановка на специальный учет детей, которые лишились постоянного присмотра взрослых.
  4. Обеспечение надлежащих условий малышам сиротам.
  5. Регистрация и рассмотрение обращений о нарушении возможностей детей.

Уполномоченный по правам детей также наделен рядом полномочий:

  1. Контроль соблюдения отечественных и международных нормативных правовых актов, касающихся прав несовершеннолетних.
  2. Оформление документов рекомендательного характера для местных администраций по поводу нарушений возможности малышей.
  3. Изучение и обобщение имеющейся юридической практики.
  4. Привлечение необходимых квалифицированных специалистов на условиях договоров о выполнении работ или оказании услуг.

Дополнительная информация

Уполномоченный может быть наделен и иными специальными правами в интересах ребенка.

Отдел по делам несовершеннолетних

Ещё одной инстанцией, которая имеет отношение к правам малышей, является отдел по делам несовершеннолетних. Такие организации создаются на региональном уровне. Они подчиняются местной администрации. Отдел наделен рядом прав и обязанностей. По сути, он так же, как и Комитет, осуществляет функции надзора и контроля соблюдения прав детей. Отдел входит в структуру ОВД.

Права

Отделы и их сотрудники имеют право:

  1. Приглашать на беседу несовершеннолетних и их родителей для получения более подробной информации по поводу нарушений.
  2. Проводить беседы профилактического характера.
  3. Собирать материалы для решения вопроса о применении мер воздействия к виновным лицам.
  4. Запрашивать любую информацию в отношении ребенка. При этом она должна быть использована сугубо в служебных целях.

Сотрудники отдела также вправе задержать нарушителя на три часа и проводить его досмотр.

Обязанности

К обязанностям отдела отнесены:

  1. Профилактическая работа с детьми и родителями.
  2. Выявление лиц, которые могут оказывать негативное воздействие на ребенка и создавать препятствие для него нормального физического и психологического развития.
  3. Предоставление информации родителям, учреждениям образования и органам опеки обо всех фактах нарушения прав ребенка.
  4. Взаимодействие с другими официальными органами и структурами.
  5. Участие в изъятии малыша. Для этого необходимо решение суда, вступившее в законную силу.

Обратите внимание!

Отдел может выступать в качестве инициатора по делам о нарушении прав ребенка. То есть от него исходит первичный материал по всем подобным фактам.

Порядок обращения

По общим правилам любой заинтересованный вправе написать жалобу в Комитет по защите прав ребенка. Это делается через уполномоченного. Инициировать процедуру вправе педагогические и медицинские работники, соседи, знакомые семьи, должностные лица. Для начала потребуется оформить обращение. Оно составляется в письменном виде на обычном листе офисной бумаги.

В тексте должно быть указано следующее:

  1. Наименование и адрес инстанции, в которую обращается инициатор.
  2. Данные о том, когда и где были нарушены права ребенка, в чем это выразилось.
  3. Перечень прилагаемых документов.
  4. Дата заявления и подпись обратившегося.

После этого потребуется собрать бумаги, которые будут являться подтверждением обоснованности обращения.

К ним отнесены:

  1. Паспорт или иной документ, на основании которого действует заинтересованное лицо.
  2. Характеристика на родителей с места проживания, работы или образовательного учреждения, в котором находится малыш.
  3. Справки из органов полиции и медицинских инстанций.

Указанный перечень исчерпывающим не является. К обращению могут прилагаться и другие данные. При отсутствии у инициатора необходимой информации, уполномоченная официальная инстанция запрашивает их сама. Далее собранные данные нужно передать по назначению. Для этого можно использовать несколько способов.

Чаще всего люди делают это самостоятельно. Такой вариант допускает оформление обращения на месте, а также возможность получить разъяснения по интересующим вопросам и убедиться, что заявление принято к рассмотрению.

Почтовая пересылка предполагает самостоятельное оформление жалобы, а также исключает консультацию. В таком случае правильным будет использовать специальную корреспонденцию. Инициатор получит письменное уведомление о доставке письма адресату.

Интернет-пересылка применяется крайне редко. В этом случае инициатору нужно иметь доступ к электронной почте и оцифровать все данные. Такой способ используется крайне редко.

Гражданин России, даже если он несовершеннолетний, обладает общими правами, перечисленными в законодательстве. И хотя из-за возраста он не все из них может осуществлять, но его базовые права должны защищаться так же, как и у взрослого. К тому же в законодательстве предусмотрены и некоторые особые права именно для детей. Как общие права ребёнка, так и особые защищают родители или опекуны, а также государственные органы: служба опеки, прокуратура, суд и другие.

Но есть и ещё одно важное звено: уполномоченный по правам ребёнка – такая должность существует в РФ как на федеральном, так и на местном уровне. Он имеет целый ряд возможностей, чтобы влиять на положение детей как в общем, на уровне законодательства, так и помогать в отдельных случаях.

На базовом уровне права ребёнка, как и других граждан РФ, обеспечиваются Конституцией, а также Семейным кодексом, нормативными актами субъектов РФ, и другими документами. Помимо этого, их защищают международные декларации и конвенции – такие как Конвенция ООН о правах ребёнка и другие.

Об уполномоченном по правам ребёнка подробнее сказано в ФЗ № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», где ему посвящена статья 16.1, в которой указывается, что уполномоченный при президенте РФ призван защищать интересы несовершеннолетних, а его полномочия очерчиваются президентскими указами. Кроме того, в регионах могут также учреждаться аналогичные должности.

Дополнительная информация

Должность омбудсмена по правам детей нужна потому, что уполномоченный по правам человека в силу законодательства менее эффективен в этом вопросе: важную часть его деятельности занимает рассмотрение жалоб, а дети не могут подать и оформить их в соответствии с требованиями.

В октябре 2018 года Президентом на рассмотрение Государственной думы был внесён новый законопроект, посвящённый правовому статусу уполномоченных по правам детей и заполняющий этот пробел в законодательстве. Вероятно, следует ждать, что после доработок он будет принят, и за этим может последовать дальнейшее, более чёткое установление прав и обязанностей детских омбудсменов и в регионах тоже.

Структура и порядок назначения

К сожалению, чёткой структуры уполномоченных по правам несовершеннолетних в РФ нет: есть уполномоченный при Президенте, а также отдельные уполномоченные в регионах, но не в каждом. Назначаются и работают они в соответствии с местным законодательством, там, где оно это предусматривает.

Сам институт вторичен по отношению к уполномоченному по правам человека, из-за чего в некоторых регионах назначение отдельного омбудсмена для детей и считается необязательным. Законодательство в этом отношении не даёт чётких указаний, отмечая лишь возможность существования такой должности на местном уровне, но не её обязательность. В последнее время наметилось определённое оживление в этой сфере, и, возможно, вскоре последует расширение федерального законодательства, поскольку в настоящий момент эта сфера практически целиком отдана на откуп регионам.

На федеральном уровне

Уполномоченный при Президенте назначается главным лицом страны, после чего наделяется неприкосновенностью. До тех пор, пока федеральный омбудсмен не потеряет свою должность, его нельзя будет отправить под арест или даже обыскивать. Он призван оказывать влияние на законодательство в сфере прав несовершеннолетних, а также помогать и в отдельных ситуациях.

В регионах

В некоторых субъектах также имеются собственные омбудсмены, имеющие приблизительно схожий объём полномочий, но действующих лишь на местном уровне. Назначаются они по местному законодательству, им же определяется порядок назначения и объём полномочий.

Вследствие этого от региона к региону то и другое может в значительной мере различаться. Так, омбудсмены могут быть:

  • Частью системы исполнительной власти, если их назначение происходит по указу губернатора или главы республики.
  • Назначаться законодательным органом субъекта Федерации, и тогда они работают более независимо от исполнительной власти.
  • Быть депутатами местных законодательных органов, назначенными в соответствии с законами региона в качестве уполномоченных – а значит, они будут сочетать возможности депутатов и омбудсменов.
  • Быть заместителями уполномоченного по правам человека в регионе либо состоять в его штабе и отчитываться перед ним.
  • Работать на общественных началах – то есть вообще не быть частью структуры власти. Такого рода омбудсмены могут заниматься даже не регионом, а отдельным городом.

Во всех этих случаях, как видно, специфика работы омбудсмена по правам несовершеннолетних будет различаться, иногда значительно. Будучи депутатом, он имеет возможность свободно вносить законы в Законодательное собрание региона, а, работая на общественных началах, он в некоторых случаях может иметь очень ограниченные возможности. Различается, соответственно, и степень автономности от местной власти, и объём полномочий, предусмотренный местными законами.

Основные задачи

На федеральном уровне в задачи детского омбудсмена входит:

  • Контролировать соблюдение закона по отношению к несовершеннолетним.
  • Выявлять нарушения по отношению к малолетним детям и обращать на это внимание государственных органов, чтобы выявленные нарушения были скорейшим образом устранены.
  • Чтобы снизить число этих нарушений, уполномоченный должен также вести юридическую деятельность, обобщая уже имеющуюся в стране юридическую практику и предлагая новые нормы, которые впоследствии могут быть применены в законодательстве – для этого он может привлекать специалистов-юристов с выплатой им гонорара.

Обратите внимание!

Подать жалобу омбудсмену вправе даже лица, отбывающие наказание в тюрьме или колонии, находящиеся в следственном изоляторе, проходящие лечение в психиатрической больнице.

На региональном уровне основные задачи, стоящие перед уполномоченным, обычно примерно совпадают с федеральным, и ключевая разница будет состоять в том, что региональный омбудсмен выполняет их лишь в одном субъекте. Однако, зачастую есть и региональная специфика, ведь задачи и полномочия устанавливаются местными законами. Разберём те и другие на примере уполномоченного по Новосибирской области. Его задачи таковы:

  • Защищать права несовершеннолетних.
  • Содействовать их скорейшему восстановлению при нарушениях.
  • Прилагать все усилия для улучшения местного законодательства в этом направлении.
  • Проводить правовое просвещение в сфере – это важно, чтобы граждане понимали, какими именно правами наделён ребёнок, и не нарушали их либо могли отстаивать при нарушениях.
  • Принимать участие в сотрудничестве между регионами, содействующем защите прав и интересов детей.
  • Информировать граждан о том, каково положение в сфере защиты прав ребёнка в регионе, о собственной деятельности и её результатах.

Полномочия

Чтобы выполнять задачи, которые перед ними ставятся, омбудсмены наделяются рядом полномочий. Федеральный уполномоченный имеет право:

  • Беспрепятственно наносить визиты во все государственные и муниципальные органы, так или иначе, связанные с его сферой деятельности.
  • Инициировать проверки либо же проводить их собственными силами, чтобы установить, нет ли каких-либо нарушений прав детей.
  • Вносить предложения с тем, чтобы усовершенствовать любую процедуру, касающуюся прав ребёнка.
  • Аналогично он может делать предложения и относительно совершенствования законодательства.
  • При необходимости запрашивать документы и иные сведения в федеральных и местных органах власти, а также организациях, у должностных лиц.
  • Чтобы эффективнее работать над внесением в законодательство поправок, омбудсмен имеет право привлекать специалистов, создавая из них экспертные группы либо советы. Привлекаться к работе могут и негосударственные организации.
  • Если ему удалось выявить нарушение, то он должен обратиться в прокуратуру или суд, чтобы лица, допустившие его, были наказаны, а само нарушение пресечено.

Даже если в регионе или стране действует режим чрезвычайного положения, омбудсмен всё равно сохраняет все свои полномочия.

Осуществление деятельности

В рамках очерченных полномочий омбудсмены и должны выполнять поставленные перед ними цели, на что и направляется их рабочая деятельность. В её ходе проводится:

  • Рассмотрение обращений – это очень важная часть работы уполномоченного, он должен разбирать различные жалобы от граждан и организаций, и предпринимать по ним проверки, а также перенаправлять в другие ведомства для устранения проблем.
  • Проведение проверок и профилактических мер – непосредственная реализация полномочий, которыми он наделён. Для этого он имеет право не только посещать различные учреждения, но также и подробно знакомиться с их работой, получать объяснения от сотрудников.
  • Работа с законодательством – опять-таки, конкретная реализация имеющихся в его распоряжении полномочий.
  • Ведение личного приёма граждан как в собственном кабинете, так и с выездом в другие населённые пункты.
  • Иная деятельность по защите прав несовершеннолетних.

Помимо перечисленного, омбудсмены должны готовить различные доклады, посвящённые затрагиваемым в ходе их деятельности вопросам, а также её итогам. Например, в обязанности уже упоминавшегося нами представителя в Новосибирской области входят ежегодные доклады местному Законодательному собранию, губернатору, а также специальные доклады уполномоченному по правам человека по отдельным вопросам.

Следует принимать во внимание – хотя омбудсмен и имеет полное право на обращение в суд или внесение в государственные органы законодательных инициатив, но не может подменять собой специализированные организации, такие как суды, органы опеки, законодательные и так далее. Его роль в первую очередь состоит именно в том, чтобы своевременно поднимать проблемы, чтобы те затем были устранены уже другими лицами, выполняющими соответствующую роль в государственном аппарате.

В целом институт уполномоченного характеризуется несколько размытым статусом и полем деятельности, иногда эта должность может политизироваться. А из-за отсутствия чётко прописанных законодательных рычагов нередко омбудсменам в работе приходится опираться на авторитет должностных лиц, указами которых они назначены, – в первую очередь это губернаторы и главы республик. Это негативный фактор, поскольку так они ставятся в зависимость от исполнительной власти, чего быть не должно для более успешного осуществления функций, но не в условиях, когда оно невозможно без помощи исполнительной власти.

Порядок обращения

Можно записаться на личный приём к омбудсмену, обратиться, когда он сам приезжает в ваш город, либо самый простой вариант – подать обращение через официальный сайт –

Не стоит думать, что обращения через интернет будут проигнорированы: все они в обязательном порядке рассматриваются, и на них даётся ответ. Параллельно жалобе омбудсмену, можно также обращаться и в другие инстанции, одновременно можно подавать обращения к уполномоченному в регионе и федеральному.

Но не все жалобы омбудсмен может рассматривать: даже федеральный не вправе рассматривать протесты против решений одной из палат парламента либо законодательных органов субъектов РФ.

Стоит выделить, что к уполномоченному дети могут обращаться лично, для этого не требуется, чтобы совершеннолетние лица выступали посредниками, как при обращениях к различным чиновникам, и это также в значительной мере определяет особенность данной должности. А то, что она востребована, подтверждается большим числом обращений.

Срок давности составляет год с нарушения, или же с момента, когда заявитель узнал о нём – пожаловаться нужно до его истечения, иначе вопрос рассматриваться не будет.

После того как жалоба получена, омбудсмен может:

  • принять её;
  • отказать в приёме с объяснением причин;
  • разъяснить, каким образом заявитель может отстоять свои права;
  • передать жалобу той инстанции, к компетенции которой относится её рассмотрение.

О том, какое решение принято, заявителя нужно поставить в известность в течение десяти дней.

Несмотря на все разбиравшиеся в статье проблемы, уполномоченный по правам ребенка в Российской Федерации – важный элемент в защите прав несовершеннолетних. От таких контролирующих органов, как прокуратура, он отличается тем, что сосредоточен на одном вопросе, к тому же самим детям можно обращаться к нему за помощью. Также охватываемый им круг вопросов шире, чем у органов опеки и попечительства. В результате не возникает сомнений в нужности этого института, но пока что законодательная база для его функционирования не до конца сформирована.

Вам это будет интересно

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации

Государственной Думой

Советом Федерации

Статья 1. Общие положения

Настоящий Федеральный закон определяет особенности правового положения, основные задачи и полномочия Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка (далее - Уполномоченный), а также основы правового положения уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации.

Статья 2. Деятельность Уполномоченного

1. Деятельность Уполномоченного направлена на обеспечение гарантий государственной защиты прав и законных интересов детей, реализации и соблюдения прав и законных интересов детей государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

2. Уполномоченный содействует:

1) восстановлению нарушенных прав и законных интересов детей;

2) совершенствованию законодательства Российской Федерации в части, касающейся защиты прав и законных интересов детей;

3) развитию международного сотрудничества в области защиты прав и законных интересов детей;

4) совершенствованию форм и методов защиты прав и законных интересов детей.

3. Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и законных интересов детей, не отменяет полномочий государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и законных интересов детей, и не влечет за собой пересмотра таких полномочий.

Статья 3. Назначение на должность Уполномоченного. Прекращение полномочий Уполномоченного

1. Уполномоченный назначается на должность Президентом Российской Федерации сроком на пять лет. Одно и то же лицо не может быть назначено Уполномоченным более чем на два срока подряд.

2. Полномочия Уполномоченного могут быть досрочно прекращены по решению Президента Российской Федерации.

Статья 4. Требования к Уполномоченному

1. Уполномоченным может быть назначен гражданин Российской Федерации не моложе тридцати лет, обладающий безупречной репутацией, имеющий высшее образование и опыт работы по реализации и защите прав и законных интересов детей, восстановлению нарушенных прав и законных интересов детей либо опыт правозащитной деятельности.

2. Уполномоченный не может быть членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

3. На Уполномоченного распространяются требования, ограничения и запреты, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" в отношении лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

4. Уполномоченный обязан прекратить несовместимую с его статусом деятельность в течение четырнадцати дней со дня назначения на должность.

Статья 5. Основные задачи Уполномоченного

Основными задачами Уполномоченного являются:

1) обеспечение защиты прав и законных интересов детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на территории Российской Федерации и на территориях иностранных государств, детей, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;

2) содействие формированию и эффективному функционированию государственной системы обеспечения реализации, соблюдения и защиты прав и законных интересов детей государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами;

3) мониторинг и анализ эффективности функционирования механизмов реализации, соблюдения и защиты прав и законных интересов детей федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, образовательными и медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные и иные услуги детям и семьям, имеющим детей, и должностными лицами;

4) участие в формировании и реализации единой государственной политики в области обеспечения и защиты прав и законных интересов детей, в том числе участие в деятельности координационных органов, созданных в целях реализации указанной государственной политики, а также подготовка и направление Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации соответствующих предложений;

5) предупреждение нарушения прав и законных интересов детей, содействие восстановлению нарушенных прав и законных интересов детей;

6) участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

7) содействие развитию международного сотрудничества в области защиты прав и законных интересов детей.

Статья 6. Полномочия Уполномоченного

1. Уполномоченный в целях реализации возложенных на него задач:

1) направляет в государственные органы, имеющие право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации, мотивированные предложения в пределах своей компетенции об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;

2) направляет членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, другим субъектам права законодательной инициативы мотивированные предложения о принятии законодательных актов, о внесении в законодательные акты изменений, направленных на обеспечение реализации и соблюдения прав и законных интересов детей;

3) направляет руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления мотивированные предложения о признании утратившими силу или приостановлении действия правовых актов и решений в случаях, если эти акты и решения нарушают права и законные интересы детей, либо о внесении в эти акты и решения изменений, направленных на обеспечение реализации и соблюдения прав и законных интересов детей;

4) обращается в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих в защиту прав и законных интересов детей, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту Российской Федерации, нарушают права и законные интересы детей, создают препятствия к реализации их прав и законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности;

5) участвует по собственной инициативе в судебном разбирательстве по гражданским делам для дачи заключения в целях защиты прав и законных интересов детей;

6) направляет в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых усматриваются нарушения прав и законных интересов детей, мотивированные предложения, содержащие рекомендации по устранению указанных нарушений, а также о привлечении лиц, виновных в нарушении прав и законных интересов детей, к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

7) проводит в соответствии с законодательством Российской Федерации самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проверку информации, изложенной в обращениях на имя Уполномоченного, либо иной информации по вопросам, касающимся нарушения прав и законных интересов детей или непринятия федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, образовательными и медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные и иные услуги детям и семьям, имеющим детей, и должностными лицами мер по обеспечению и защите прав и законных интересов детей, а также получает от указанных органов, организаций и лиц соответствующие разъяснения;

8) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

2. Административное исковое заявление, предусмотренное пунктом 4 части 1 настоящей статьи, в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах не облагается государственной пошлиной.

3. Уполномоченный при осуществлении своей деятельности имеет право:

1) запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц необходимые сведения, документы и материалы;

2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, образовательные и медицинские организации, организации, оказывающие социальные и иные услуги детям и семьям, имеющим детей;

3) без специального разрешения посещать учреждения, исполняющие наказания, и следственные изоляторы, в которых содержатся несовершеннолетние, беременные женщины и женщины, дети которых находятся в домах ребенка исправительных учреждений;

4) привлекать для выполнения экспертных и научно-аналитических работ в области защиты прав и законных интересов детей научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.

4. Руководители либо лица, временно исполняющие их обязанности, иные должностные лица федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, учреждений и органов, исполняющих наказания, образовательных и медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные и иные услуги детям и семьям, имеющим детей, обязаны безотлагательно принимать Уполномоченного.

5. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, учреждения и органы, исполняющие наказания, образовательные и медицинские организации, организации, оказывающие социальные и иные услуги детям и семьям, имеющим детей, обязаны предоставить Уполномоченному в течение пятнадцати дней со дня поступления запроса Уполномоченного необходимые сведения, документы и материалы. Ответ на запрос Уполномоченного направляется за подписью должностного лица, которому непосредственно был адресован запрос, либо лица, временно исполняющего его обязанности.

Статья 7. Рассмотрение Уполномоченным обращений

1. Уполномоченный рассматривает обращения граждан (в том числе несовершеннолетних), объединений граждан, организаций (далее в настоящей статье - заявители), содержащие предложения, заявления, жалобы или информацию по вопросам, касающимся нарушения прав и законных интересов детей, в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" , настоящим Федеральным законом, а также в порядке, утвержденном Уполномоченным.

2. Обращения, адресованные Уполномоченному лицами, находящимися в местах принудительного содержания, не подлежат просмотру администрациями мест принудительного содержания и в течение двадцати четырех часов направляются Уполномоченному.

3. Уполномоченный рассматривает по существу обращение, содержащее предложение, заявление, жалобу или информацию по вопросам, касающимся нарушения прав и законных интересов детей, либо разъясняет заявителю, какие средства могут быть использованы для защиты прав и законных интересов детей, либо направляет обращение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, к полномочиям которых относится рассмотрение обращения.

4. О результатах рассмотрения обращения Уполномоченный извещает заявителя.

Статья 8. Ежегодный доклад Уполномоченного

1. Уполномоченный подотчетен Президенту Российской Федерации. По окончании календарного года Уполномоченный направляет Президенту Российской Федерации доклад о результатах своей деятельности, содержащий в том числе оценку соблюдения прав и законных интересов детей в Российской Федерации, а также предложения о совершенствовании их правового положения.

2. Ежегодные доклады Уполномоченного подлежат размещению на официальном сайте Уполномоченного в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и официальному опубликованию в "Российской газете".

Статья 9. Взаимодействие Уполномоченного с государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, обеспечивающими защиту прав и законных интересов детей

1. Уполномоченный в пределах своих полномочий осуществляет взаимодействие с государственными органами, органами местного самоуправления, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, уполномоченными по правам ребенка в субъектах Российской Федерации и иными должностными лицами, обеспечивающими защиту прав и законных интересов детей.

2. Уполномоченный в целях обеспечения эффективной деятельности уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации:

1) осуществляет координацию деятельности уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, направленной на реализацию единой государственной политики в области обеспечения и защиты прав и законных интересов детей;

2) оказывает уполномоченным по правам ребенка в субъектах Российской Федерации организационную, правовую, информационную и иную помощь в пределах своих полномочий;

3) имеет право создать в качестве консультативного и совещательного органа координационный совет уполномоченных по правам ребенка.

Статья 10. Общественные представители. Экспертные, консультативные и иные совещательные органы

1. Уполномоченный имеет право назначать общественных представителей.

2. Уполномоченный имеет право создавать экспертные, консультативные и общественные советы, рабочие группы и иные совещательные органы, действующие на общественных началах, и привлекать для участия в их работе должностных лиц федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, представителей общественных организаций.

Статья 11. Место постоянного нахождения и финансовое обеспечение деятельности Уполномоченного

1. Местом постоянного нахождения Уполномоченного является город Москва.

2. Финансовое обеспечение деятельности Уполномоченного осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Статья 12. Ответственность за вмешательство в деятельность Уполномоченного

Вмешательство в деятельность Уполномоченного с целью повлиять на его решения, невыполнение должностными лицами законных требований Уполномоченного и воспрепятствование его деятельности в иной форме влекут за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Статья 13. Уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации

1. Законом субъекта Российской Федерации может учреждаться должность уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации в целях обеспечения дополнительных гарантий эффективного функционирования механизмов реализации, соблюдения и защиты прав и законных интересов детей органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, образовательными и медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные и иные услуги детям и семьям, имеющим детей, и должностными лицами.

2. Должность уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации является государственной должностью субъекта Российской Федерации.

3. Уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации осуществляет свою деятельность в границах территории субъекта Российской Федерации.

4. Правовое положение, основные задачи и полномочия уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации устанавливаются законом субъекта Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона.

5. Уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации назначается на должность в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, по согласованию с Уполномоченным.

6. Досрочное прекращение полномочий уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, по согласованию с Уполномоченным.

7. Финансовое обеспечение деятельности уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации.

Статья 14. Полномочия уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации

1. Уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации:

1) осуществляет мониторинг и анализ реализации, соблюдения и защиты прав и законных интересов детей на территории субъекта Российской Федерации;

2) содействует эффективному функционированию государственной системы обеспечения реализации, соблюдения и защиты прав и законных интересов детей в субъекте Российской Федерации;

3) принимает в пределах своих полномочий меры по предупреждению и пресечению нарушения прав и законных интересов детей.

2. По окончании календарного года уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации направляет высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации и Уполномоченному доклад о результатах своей деятельности, содержащий в том числе оценку соблюдения прав и законных интересов детей на территории субъекта Российской Федерации, а также предложения о совершенствовании их правового положения.

3. Уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации при осуществлении своей деятельности имеет право:

1) запрашивать и получать от территориальных органов федеральных государственных органов, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления и должностных лиц необходимые сведения, документы и материалы;

2) посещать территориальные органы федеральных государственных органов, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, образовательные и медицинские организации, организации, оказывающие социальные и иные услуги детям и семьям, имеющим детей, расположенные на территории субъекта Российской Федерации;

3) посещать учреждения, исполняющие наказания, и следственные изоляторы, в которых содержатся несовершеннолетние, беременные женщины и женщины, дети которых находятся в домах ребенка исправительных учреждений;

4) обращаться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих в защиту прав и законных интересов детей, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту Российской Федерации, нарушают права и законные интересы детей, создают препятствия к реализации их прав и законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности;

5) направлять в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления мотивированные предложения об издании (принятии) нормативных правовых актов, о внесении в нормативные правовые акты изменений, направленных на обеспечение реализации и соблюдения прав и законных интересов детей, признании нормативных правовых актов утратившими силу или приостановлении их действия в случаях, если эти акты нарушают права и законные интересы детей;

6) направлять высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) мотивированные предложения о признании утратившими силу или приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случаях, если эти акты нарушают права и законные интересы детей;

7) самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проводить проверку информации, изложенной в обращении на имя уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, содержащем жалобу, либо иной информации по вопросам, касающимся нарушения прав и законных интересов детей;

8) участвовать в пределах своих полномочий в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации.

4. Помимо прав, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации имеет иные права, предусмотренные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, в том числе право безотлагательного приема руководителями либо лицами, временно исполняющими их обязанности, иными должностными лицами территориальных органов федеральных государственных органов, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, образовательных и медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные и иные услуги детям и семьям, имеющим детей, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.

Статья 15. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент

Российской Федерации

Москва, Кремль

Электронный текст документа