Ортодоксальный. Ортодоксальный – значение и толкование слова. Ортодокс (ortodox) Сугубая ортодоксальность

Помощь государства

Одним из передовых ученых современности является британский биолог Р.Шелдрейк, который своими работами в области морфогенетических полей внес существенный вклад в формирование новой научной парадигмы. Он справедливо считает, что представление современной механистической науки о том, что мы действительно знаем все главные силы и поля, которые действуют в мире, является по​разительно самонадеянным.

Кроме того, это представление невозможно проверить и поэтому, согласно критерию Карла Поппера, оно ненаучно уже по своей сути. Как по​лагают механицисты, если что-либо еще не объяснено, то ответ может быть найден, после того как будет получено немного больше знания, проведено немного больше исследований в этих направлениях. Это основано на утверждении, что будущее разрешит все проблемы, но такое утверждение опять же не проверяемо и, следовательно, не является научным.

Получается, что представители ортодоксальной науки сами далеко не всегда пользуются научными методами для доказательства собственных утверждений, выдаваемых за научные представления, т.е. нам предлагается лишь слепая вера в истинность этих утверждений без возможности проверки этой истинности. Таким образом, многие представления о реальности, лежащие в основе существующей научной парадигмы, основываются на слепой вере, а не на реальном знании и в лучшем случае имеют статус гипотез.

Вот, что об этом пишет сам Р.Шелдрейк: "Неправедная вера самонадеянна, самодовольна, догматична и нетерпима. Такова же скверная наука. Но в отличие от религиозных фундаменталистов научные фундаменталисты не понимают, что их мнения основываются на вере. Они считают, что им известна истина. Они убеждены, что наука уже решила фундаментальные вопросы бытия. Над деталями еще необходимо поработать, но в принципе все ответы уже известны...

Наука в ее наилучшем качестве - это непредвзятый метод исследования, а не система верований и убеждений. Но "научное мировоззрение" , основанное на материалистической философии, невероятно престижно, ибо наука за последнее время добилась больших успехов и пользуется повсеместно большим спросом.

Эти материалистические убеждения часто воспринимаются как нечто само собой разумеющееся, но не потому, что они их критически осмыслили а потому что они этого не сделали. Отступиться от них - это ересь, а ересь пагубна для карьеры".

Вот какие научные убеждения ортодоксальная наука, по мнению Д.Чопры предлагает нам слепо принять на веру:

Убеждение, что Вселенная - это механизм, функционирующие части которого можно объяснить и описать с помощью схем и графиков. Как только это удастся, мы получим Теорию Всеобщества.

Человеческое тело - тоже механизм, и наука однажды постигнет все его аспекты вплоть до молекулярного уровня. Как только она этого добьется, болезни будут искоренены. Кроме того, все ментальные заболевания и расстройства будут лечиться с помощью лекарств.

Природа бездумна, она продукт случайной деятельности на физическом уровне. Наука однажды убедит нас отказаться от веры в то, что у жизни есть какая-то другая внутренняя цель помимо выживания.

Вездесущая в процессе эволюции борьба за источники пищи и брачного партнера объясняет, как сформировалось человеческое поведение. Современное поведение - прямой результат дарвиновской эволюции. Нашу судьбу определяют наши гены.

Сознание можно свести к физическим процессам мозга. Поскольку эти процессы подчиняются неизменым законам химии и физики, наша жизнь предопределена. Свободная воля практически не играет роли, а если играет, то весьма незначительную.

Повторяю, ни одна из этих псевдонаучных догм не является истиной, доказанной научными методами.
Получается, что современная наука, зациленная на материлистическом мировоззрении, как и религия становится системой убеждений т.е по сути - псевдонаукой. Именно поэтому вернуть науке ее научность сможет только формирующаяся новая парадигма, основаная на более широком и недогматичном взгляде на окружающую реальность и методы ее познания.

Ортодоксальный психоанализ и эго-психология — оба направления относятся к глубинной , предмет которой — внутрипсихическая динамика.

Ортодоксальный психоанализ

Зигмунд Фрейд Ортодоксальный психоанализ — исторически первая психологическая концепция, положившая начало развитию глубинной психологии. Основателем глубинной психологии по праву считается Зигмунд Фрейд.

Ортодоксальным психоанализом в настоящее время называются теории, которые разрабатывал сам Зигмунд Фрейд . Одно из наиболее широко применяемых в психологической практике наследий ортодоксального психоанализа — представление Зигмунда Фрейда о структуре личности, заключащееся в том, что личность человека состоит из трех частей: Ид, Эго и Супер-эго .

Кратко охарактезиуем эти части личности.

  • Ид — архаическое, «темное» начало личности, состоящее из инстинктивных, биологических импульсов. Ид не подчиняется никаким правилам поведения; в структуре личности является носителем энергии. Энергия заключена в первичных потребностях (связанных с приемом пищи, реализацией сексуальных влечений). Ид (и человек, находящийся во власти Ид) живет тем, что получает удовольствие через разрядку психического напряжения. Например, чувство голода создает напряжение в психической системе личности, а поглощение пищи способствует разрядке этого напряжения и, как следствие, получению удовольствия. При этом Ид не способно отличить реальность от своих фантазий, и это создает определенную сложность для выживания человека: чтобы насытиться, нужно найти и употребить реальную пищу, одними фантазиями голод не удовлетворишь. Ид — подструктура врожденная (все мы рождаемся с потребностями в еде, сне, сексуальном удовлетворении и т.п.).
  • Эго — подструктура личности, отвечающая за принятие решений и соотнесение своих желаний, источником которых является Ид, с реальным миром. Эго, в отличие от ИД, не врожденная структура; Эго формируется в процессе онтогенеза по мере того, как личность научается отделять Я от не-Я, себя от окружающего мира. На службе у Эго находятся когнитивные процессы: восприятие, память, мышление, внимание. Энергию на них Эго черпает в Ид, а использует для того, чтобы удовлетворять импульсы Ид. Например, если мы хотим есть, это дает нам силы (в психологии это называется мотивацией) на то, чтобы отправиться на поиски подходящей еды (не иллюзорной и не опасной для здоровья). Конечная же цель наших поисков — удовлетворение потребности в пище. С помощью Эго мы научаемся ориентироваться в окружающем нас мире, искать и выбирать из него пригодное для себя и отбрасывать ненужное.
  • Супер-эго — подструктура личности, координирующая наши действия с точки зрения морали и нравственности, с точки зрения оценок «хорошо» и «плохо». Самая поздняя из трех подструктур личности. Согласно Зигмунду Фрейду, Супер-эго состоит из совести и Эго-идеала. Совесть формируется как следствие порицаний наших неблаговидных поступков, а Эго-идеал — результат похвалы, положительных оценок нашей личности. Говоря простым языком, совесть диктует нам, как «не надо» поступать, а Эго-идеал — как «надо» и к чему нужно стремиться в своем поведении.

Ортодоксальный психоанализ сосредоточен на исследовании Ид . Зигмунд Фрейд считал, что все поведение личности диктуается Ид. Все психические патологии личности связаны с неправильным удовлетворением импульсов Ид (либо в сторону дефицита, либо, наоборот, в сторону пресыщения). Как следствие, ортодоксальная психоаналитическая психотерапия направлена на то, чтобы обнаружить самые архаические и темные импульсы в личности и подходящими способами их удовлетворить, если такие способы существуют.

Эго-психология

Эго-психология в истории развития психологии появилась позже, на основе трудов З. Фрейда, в процессе критики основных положений его теории. Эго-психология, как было отмечено в начале, — это тоже часть глубинной психологии, интересующейся внутрипсихической динамикой.

Яркий представитель эго-психологии — Эрик Эриксон , автор теории психосоциального развития личности (в противовес психосексуальной теории З. Фрейда).

Критика ортодоксального психоанализа в числе прочего заключалась и в том, что предлагаемый З. Фрейдом акцент на Ид заводит психотерапию в тупик. Ид — структура костная, врожденная, плохо поддающаяся контролю личности, не подверженная даже своим собственным изменениям. Реализовывать личностное развитие, делая ориентиром Ид, невозможно .

Неудивительно, что Эрик Эриксон — видный представитель психологии развития — одним из первых отказался от идеи делать акцент в личности на подструктуре Ид, и сделал его на Эго. Отсюда и название новой ветки глубинной психологии — эго-психология.

Основным интересом эго-психологии является Эго, или Я, человека. Идеи личностного развития, социально-психологической адаптации, личностной зрелости можно реализовывать лишь в развитии такой подструктуры личности, как Эго.

Развивая Эго, мы развиваем личность :

  • Совершенствовать память, внимание, мышление;
  • учиться делать выбор, принимать решения, нести за них ответственность;
  • ставить себе цели, искать способы их достижения;
  • реализовывать сложную работу по согласованию импульсов Ид и требований Супер-эго.

Все перечисленное — это задачи Эго, ресурс для развития Эго.

Становление зрелой личности возможно только через развитие Эго, через усиление как самого Эго, так и его связей с другими личностными подструктурами.

ортодоксальная, ортодоксальное; ортодоксален, ортодоксальна, ортодоксально (от греч. orthodoksos - правоверный) (книжн.). Последовательный, строго придерживающийся правильного учения. Ортодоксальные взгляды. марксизм.


Смотреть значение Ортодоксальный в других словарях

Ортодоксальный Прил. — 1. Последовательно и неуклонно придерживающийся основ какого-л. учения, мировоззрения, каких-л. взглядов.
Толковый словарь Ефремовой

Ортодокс, Ортодоксальный — (Буквально: правоверный) неуклонно следующий определенному учению (доктрине, системе взглядов); строго придерживающийся этого учения в его первоначальном или общепринятом виде.
Политический словарь

Ортодоксальный — -ая, -ое; -лен, -льна, -льно. [от греч. orthodoxos - правоверный] Книжн. Последовательный, неуклонно придерживающийся основ какого-л. учения, мировоззрения. О-ое направление в науке.........
Толковый словарь Кузнецова

Ортодоксальный — Это слово, заимствованное из французского, имеет в русском языке параллельную кальку – православный. Во французском orthodoxal восходит к греческому orthodoxos – "имеющий правильное........
Этимологический словарь Крылова

Сон Ортодоксальный — см. Сон медленный.
Большой медицинский словарь

Ортодоксальный — - правоверный - неуклонно следующий определенному учению, направлению, системе взглядов, идеологии; строго придерживающийся какого-либо учения в его первоначальном или общепринятом виде.
Исторический словарь

Ортодоксальный Марксизм — Г.В.Плеханов (1856-1918). Основные социологические работы: "Социализм и политическая борьба", "Очерки по истории материализма" , "Основные вопросы марксизма" , "Искусство........
Социологический словарь

Ортодоксальный Марксизм (развитие) В Социологии — Развитием идей Плеханова занимался В.И.Ленин.
Социологический словарь

Ортодоксальность как качество личности – склонность последовательно и неуклонно придерживаться основ какого-либо учения, мировоззрения, каких-либо взглядов.

Ортодоксальный ребе ведет беседу с молодой парой, перед свадьбой: - И еще запомните, танцевать вы больше не будете. А если будете, то мужчины отдельно, женщины отдельно. - Ребе, а как же насчет ceкcа? - Секс, это можно, даже нужно. Секс - это мицва, богоугодное дело. - А какой ceкc можно? Если жена снизу, муж сверху, можно? - Можно. - А если муж снизу, жена сверху? - Это тоже можно. - А если стоя? - Стоя нельзя - этак и до танцев докатитесь!

В субботу иудеям нельзя носить с собой никаких предметов. Суббота. Ортодоксальный еврей переходит улицу. Вдруг на асфальте что-то блеснуло… «Золотые часы! Поднимать? Не поднимать? В субботу же ничего нельзя с собой носить. Так что же, пройти мимо? Но разве можно такое выдержать?» И тут вдруг на еврея находит озарение. Наклонившись над часами, он убеждается, что они ещё тикают, и строго говорит: — Уж если вы идёте, то пойдём вместе!

Ортодоксальность – следование тысячи раз проверенной традиции. Постоянная, стабильная и устойчивая, ортодоксальность всегда идёт к чему-то устоявшемуся. Помешанная на вульгарной традиционности и преемственности, ложная ортодоксальность стремится перенести в новое всё старое. Ни самое лучшее, что было в старом, а всё – и хорошее и плохое. Возникает эклектика старого и нового.

Беда ложной ортодоксальности в чрезмерной привязанности, зависимости от какого-либо учения, второстепенной идеи. Зачастую поверхностная идейка возводится в ранг главных, основополагающих. Если ортодокс занимается, к примеру, бабочками, то все жизненные процессы и явления он видит во взаимосвязи с бабочками. Без бабочек, по его убеждению, и солнце не взойдёт.

Ортодоксальное знание – знание, ставшее частью жизненного опыта многих тысяч успешных людей. Знание должно быть авторитетным, иметь тысячи представителей, которые успешно реализовали его на практике, должно всегда готово рассказать, как в настоящий момент обстоят дела с цепочкой ученической преемственности. То есть знание должно быть проверено практикой. Тогда оно будет ортодоксальным и, вместе с тем правильным. Иначе это – нереализованное знание – признак ума, но не мудрости. Мудрость – это реализованное, проверенное практикой знание. Ортодоксальность здесь отождествляется с мудростью.

Можно знать обо всём на свете, быть энциклопедистом и знатоком всего и вся и, в то же время, быть глупцом. От нереализованного знания наступает горе от ума. Человек с нереализованным знанием становится злым, горделивым, циничным и неуважительным к людям. Он может называть себя ортодоксом, но какой в этом смысл? Он представляет умственное, то есть спонтанное, хаотичное, сумбурное знание. Такое знание иллюзорно. Словом, называй меня хоть горшком, только в печь не ставь.

Ортодоксальность – преданное следование обычаям своего миропонимания. Анекдот в тему. В кафе приходит старый ортодоксальный еврей и заказывает суп. Ему приносят суп и два куска хлеба. После того, как он его доедает, к нему подбегает менеджер и спрашивает: — Вам у нас понравилось? — Да. Но вы могли бы дать побольше хлебушка? На следующий день еврей опять приходит. Ему дают суп и четыре куска хлеба. Менеджер, предвкушая приятный отзыв, подбегает к нему: — Вам у нас понравилось? — Да. Но почему бы вам не дать еще больше хлебушка! На следующий день еврею дают восемь кусков хлеба. История повторяется. Наконец, подав еврею к супу батон хлеба и получив тот же ответ, менеджер решает проблему раз и навсегда. Он отправляется в ближайшую пекарню, заказывает там полуметровый хлебище, который потом режут на две половины, мажут маслом и подают еврею, когда он приходит. После того, как он доедает, менеджер подбегает к нему и нервно спрашивает: — Ну, как вам у нас? Еврей, хитро: — Хорошо! Но я смотрю, вы опять даете всего лишь два кусочка хлебушка!

В книге «Личность и Вечность», авторы Л. А. Секлитова и Л. Л. Стрельникова пишут: «Ортодоксальность подразумевает не только изучение определённых знаний, но умение применять их длительное время, одновременно отторгая всё другое. Поэтому ортодоксальность можно охарактеризовать как постоянство и неизменность следования выбранному знанию и направлению развития. Если индивид следует новому прогрессивному учению, это способствует его продвижению вперёд; если же он следует устаревшему учению, то начинает деградировать вместе с ним. Некоторые теории превращаются в догмы, потому что начинают не соответствовать современным тенденциям развития. И если человек не способен разобраться, что устарело и тянет его назад, а что ново и прогрессивно, то, цепляясь за старое, он теряет годы, отпущенные ему для совершенствования, и тем самым удлиняет свой путь развития на данной стадии. Ортодоксальность как предпочитаемая тенденция развития должна быть всегда связана с прогрессивными процессами, чтобы не перейти в застойные явления, не превратиться в догму и консерватизм, когда индивид, увлекаясь чем-то одним, не желает больше заниматься ничем другим и пытается отвергать всё новое и современное. То есть собственную Ортодоксальность он пытается строить только на старом, хорошо им усвоенном. Но это уже — остановка в развитии, а следовательно, — деградация. Она отбрасывает личность назад в прогрессировании. Так что Ортодоксальность может иметь и направленность регресса. Только в воссоединении с новым она имеет прогресс и устремляет индивида в будущее. Современность как настоящий момент действительности для того и даётся, чтобы двигать каждого в развитии вперёд к будущему, то есть дорога в будущее лежит только через постижение и усвоение нового».

Ортодокс, отказавшись даже на минуту от своего миропонимания, рискует жизнью. Один ортодоксальный еврей влюбился в простую русскую девушку и очень хотел на ней жениться. Однако родителям невесты не внушал доверия внешний вид жениха. Грязный, в рванье, с длинными нечесаными волосами он был им неприятен, и они поставили условие — перед свадьбой привести себя в порядок. Любовь штука не шутейная. И вот уже свежепомытого и постриженного жениха по дороге к невесте насмерть сбивает автомобиль. Очутившись в раю, несостоявшийся молодожен обращается к Богу с горькими словами. Он спрашивает, почему Бог допустил, что его, ни разу не согрешившего, сбила машина. Бог внимательно выслушал его. Пригляделся повнимательнее и молвил: — Хаим это ты. Да я тебя просто не узнал.

Петр Ковалев