Атомные глубоководные станции проект 1910 шифр кашалот. Секреты «Лошарика. Миссия «Хребет Менделеева»

Оформление документов

О «малышах», как моряки окрестили эти подлодки, на флоте распространяться не любят. Особенно о тех задачах, которые они выполняют. Однако даже то, о чём говорят, зачастую далеко от истины. Тема секретная. Всё же кое-какие достоверные сведения собрать удалось. Например, известно, что вплоть до 1986 года «малыши» не числились в составе Военно-морского флота, в то время как вовсю покоряли глубины морского океана. Подлодки числились за отдельным подразделением Генерального штаба, которое работало в интересах Главного разведуправления. В 1986 году корабли вошли в состав ВМФ лишь косвенно. На флот возлагались лишь отдельные вопросы обеспечения, управление же по-прежнему осуществлялось непосредственно из Москвы. Также известно, что все атомные глубоководные станции базируются на Северном флоте. Сведены они в бригаду АПЛ, которая организационно входит в состав одной из флотилий СФ. До недавнего времени соединением командовал Герой России контр-адмирал Владимир Дронов. Этого звания он был удостоен в 2000 году. Это говорит о том, что работы «малышам» по-прежнему хватает. О специфике задач этих подлодок говорит само их название. Корабли и их экипажи занимаются в основном глубоководными работами. «Лежать» на грунте они могут несколько месяцев. В их обеспечении задействованы так называемые подлодки-матки. Например, АПЛ «Оренбург» проекта 09774 (667АН) (переоборудован из стратегического ракетоносца). Раньше «малышей» обеспечивала спасательная подводная лодка Северного флота проекта 940 («Ленок»). Это подлодки - носители небольших спускаемых аппаратов («Бестер»), которые выполняют роль своеобразного лифта между лежащим на огромной глубине «малышом» и поверхностью. Они перевозят людей и грузы. Более продвинутой в этом плане считается АС-12 (проект 10831). По нашим данным, она «возит» на себе собственную мини-подлодку «Русь». Причём сама «Русь» способна погружаться на фантастические глубины. Чем же занимаются все эти подлодки на глубине? Существует несколько версий. По одной из них, глубоководные станции в основном занимаются банальной прослушкой. Подключаются к подводным кабелям и скачивают информацию. Ещё поговаривают, что «малыши» занимаются откровенным вредительством в отношении натовских станций акустического обнаружения SOSUS на знаменитом фареро-исландском рубеже, чем обеспечивают скрытность боевого патрулирования атомоходов Северного флота. Также есть информация, что глубоководные станции несколько раз проводили операции по подъёму секретного оборудования с разбившихся в море натовских самолётов и вертолётов, а также были задействованы в секретной программе «Донный старт». О значимости работы подводников говорит то, что, по имеющимся данным, только за последние 10 лет более десяти офицеров соединения (включая командира) были удостоены звания Героя России. Кстати, на этих подлодках служат исключительно офицеры.


Кстати, там же гляньте табличку и ссылки на АПЛ спецназначения.
Короче, ничего реально вы не узнаете, как мне кажется...
2 mamontyonok
>А как подключатся к оптическому кабелю - по типы Global Crossings?
Так вам всё и расскажут... Есть наверняка и прмиенение, и способы применения, но о них всем подряд знать явно не положено...

Атомные подводные лодки Проекта 1910 (NATO: Uniform) начали проектироваться в 1972 году, в конструкторском бюро Малахит. Создание первой АПЛ класса началось в 1977 году. Вероятно, толчком к созданию ПЛ, стало появление в США специальной инженерной подводной лодки типа NR-1. Для Советского, а позже российского ВМФ было построено три подводных лодки проекта 1910: АС-13 (сдана 31.12.1986), АС-15 (сдана 30.12.1991) и АС-33 (16.12.1994). Ас-13 изначально была сделана без рубки (как миджет для ПЛ Проект 675Н), но ее эксплуатация сопровождалась рядом технических проблем, вследствие чего на АС-15 и АС-33 рубки были установлены изначально.


АС-33 в Оленьей Губе.


Все субмарины вошли в состав Северного флота, причем АС-15 была последней лодкой, вставшей на вооружение СССР. Субмарины предназначались для обслуживания атомных глубоководных станций новых типов, вследствие чего информация о них до сих пор окутана темной вуалью тайны.

Примечание: Текущий статус АС-13 неизвестен. Есть информация о том, что АС-15 также выведен из состава действующего флота.

Несмотря на то, что лодки выглядят большими, в действительности они очень маленькие. Диаметр внутренних отсеков «Кашалота» не превышает 6 метров. Прочный корпус разделен на две независимые тандемные. Причем в реакторный отсек невозможно попасть из рабочего отсека. В передней части ПЛ находится отделение, оборудованное роботизированным манипулятором. Корпус подводной лодки сделан из титановых сплавов, вследствие чего «Кашалот» может погружаться на глубину 1,000 метров (минимум). Вероятно, ПЛ обладает усовершенствованной двигательной установкой, которая обладает несколькими боковыми системами, меняющими вектор движения подводной лодки. С помощью этих небольших маневровых двигателей (их минимум 6) «Кашалот» может «парить» над базальтовым дном океана.


Правая передняя подруливающая колонка без крышки. Фотография сделана в Северодвинске.


На борту АПЛ, предположительно установлено следующее оборудование:
- эхолот,
- телевизионная наблюдательная система,
- ГАС бокового обзора,
- магнитометр
- спутниковая система навигации,
- высокочастотный профилограф,
- фотоаппаратура для съемки глубоководных объектов,
- роботизированный манипулятор с дистанционным управлением,
- система отбора проб воды,
- барокамера для водолазов и система выхода водолазов на грунт.

Оперативной базой «Кашалотов» является комплекс ГУГИ в Оленьей Губе (Мурманская область). Как правило, «Кашалоты» всегда появляются там, где действует проект 1851 «Лошарик» или проект 1083 аппараты типа «Палтус».

Известно, что АС-15 привлекалась к работам по поиску и спасению подводной лодки «Курск». Несколько раз подводную лодку засекали в районах падения самолетов НАТО и в местах прокладки западных транокеанских кабелей.


ПРОЕКТ 1910 «КАШАЛОТ»
Водоизмещение: 1,390 тонн (надводное) / 2,000 тонн (подводное)
Длина: 69 метров
Ширина: 6 метров
Осадка: 5,2 метра
Скорость: 30 узлов (подводная) / 10 узлов (надводная)
Глубина погружения: 1000 метров+
Экипаж: 36 офицеров ГУГИ
Вооружение: Неизвестно. Есть вероятность, что подводная лодка АС-13 использовалась для тестирования системы «Краб» (контейнер для пуска ракет с океанского грунта).
Двигательная установка: водо-водяной ядерный реактор мощностью 10,000 л.с.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ:: ПРОЕКТ 1910 "КАШАЛОТ"

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Общие характеристики
Название проект 1910 "Кашалот"
Код НАТО "Uniform"
Разработчик СКБ-143 (КБ морского машиностроения "Малахит")
Изготовитель "СевМашПредприятие" (г. Северодвинск)
Количество лодок в серии 3
Экипаж, чел. 36 (все офицеры)
Автономность 90 суток
Архитектура однокорпусная
Материал корпуса n/a
Запас плавучести n/a
Массо-габаритные характеристики
Водоизмещение надводное, т 1390
Водоизмещение подводное, т 2000
Длина, м 69
Ширина, м 7
Средняя осадка, м 5.2
Двигатель и динамические характеристики
Максимальная надводная скорость, узлов 10
Максимальная подводная скорость, узлов 28 (30?)
Глубина погружения, м 1000

ОПИСАНИЕ

Для исследования новых типов атомных реакторов в начале 70-х годов было решено построить атомную подводную лодку специального назначения проекта 1910 (шифр «Кашалот»). Проект был разработан в СКБ-143 "Малахит" под руководством Е.С. Корсукова. Корабль, лишенный традиционного торпедного вооружения, было решено использовать также в качестве средства доставки боевых подводных пловцов.

«Атомная глубоководная станция 1 ранга» (так классифицировалась АПЛ проекта 1910 в ВМФ) АС-13 была заложена в Ленинграде (ЛАО) 20 октября 1977 г., спущена на воду 25 ноября 1982 г. и 31 декабря 1986 г. вошла в состав Северного флота. 23 февраля 1983 г. там же был заложен второй однотипный корабль - АС-15. Он был спущен на воду 29 апреля 1988 г. и вступил в строй 30 декабря 1991 г. На Западе АПЛ проекта 1910 известны под обозначением Uniform.

АПЛ оснащена ГЭУ номинальной мощностью 10.000 л. с. с одним реактором. Имеется один основной и два вспомогательных гребных винта.

ЛОДКИ, ПОСТРОЕННЫЕ ПО ПРОЕКТУ

Название Зав. номер Заложена Спущена
на воду Сдана ВМФ Состояние
"АДМИРАЛТЕЙСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ" (САНКТ-ПЕТЕРБУРГ) - 3 ЕДИНИЦЫ
АС-13 01401 20.10.1977 25.11.1982 31.12.1986 Северный флот. В строю. Возможно, списана.
АС-14 01402 23.02.1983 29.04.1988 30.12.1991 Северный флот. В строю.
АС-15 01403 28.11.1988 23.11.1993 16.12.1994 Северный флот. В строю.

29.01.2004, "ФСБ снова обратила внимание на "Версию"

Газету "Версия", входящую в издательский холдинг "Совершенно секретно", снова обвиняют в разглашении государственной тайны. Как сообщил NEWSru.com редактор отдела национальной безопасности "Версии" и главный редактор сайта Agentura.Ru Андрей Солдатов, в четверг в редакцию приехал следователь ФСБ, который сообщил журналистам о возбуждении уголовного дела N234 по факту разглашения государственной тайны.

Как отметил Андрей Солдатов, это уже третье уголовное дело, которое возбуждается против журналистов газеты. Однако на этот раз дело возбуждено следственным управлением ФСБ, ранее "Версией" занималось управление ФСБ по Москве и Московской области.

Интерес сотрудников ФСБ вызвала статья обозревателя газеты Вадима Саранова "На дне", которая была опубликована в 33 номере газеты за 1-7 сентября 2003 года.

Вадим Саранов пишет в газете преимущественно на флотскую тематику, в частности, о коррупции на флоте. В течение полутора лет в газете вышел цикл публикаций, в которых расследовались факты хищений на флоте, совершенные с ведома главкома ВМФ адмирала Владимира Куроедова. По словам Андрея Солдатова, журналистам со стороны флотских чиновников разного уровня поступали негласные предупреждения о целесообразности прекращения расследования. [...]

Старший лейтенант следственного управления ФСБ Александр Павлов в четверг в присутствии понятых произвел выемку документов в редакции газеты, в частности, был изъят номер газеты, где была опубликована статья Вадима Саранова.

На этот раз следователи ФСБ не тронули компьютерную технику газеты. Во время обысков в рамках предыдущих уголовных дел в редакции "Версии" были изъяты сервер и компьютеры. Журналистам удалось получить их назад только через несколько месяцев.

В Центре общественных связей ФСБ РИА "Новости" подтвердили факт изъятия в помещении газеты "Версия" тридцать третьего номера издания за сентябрь 2003 года. Следователей интересовала опубликованная в упомянутом номере статья "На дне".

"Действия проводились в рамках Уголовно-процессуального Кодекса РФ в рамках расследования уголовного дела", возбужденного по признакам разглашения государственной тайны, сказал собеседник агентства. По его словам, дело возбуждено следственным управлением ФСБ.

Сам автор статьи Вадим Саранов также отрицает, что в его статье содержатся сведения, которые могут относиться к государственной тайне. "Заметка "На дне" рассказывает о подводных лодках специального назначения. Все сведения, на основании которых строился материл, были опубликованы в открытых источниках", - сообщил Саранов.

Оригинал этого материала
© "Версия" , №33, 01.09.2003

На дне. Российские учёные изобрели стеклянную субмарину

Вадима Саранов

В начале августа в ряде центральных СМИ прошла информация о том, что на северодвинском судостроительном предприятия «Севмаш» спущена на воду уникальная подводная лодка. Как сообщила пресс-служба предприятия, этот корабль «предназначен для научно-технических целей и спасения людей в экстремальных ситуациях». Больше никаких подробностей. Известно лишь, что эта подлодка имеет необычную компоновку: она состоит из нескольких сферических фрагментов, что позволяет ей работать на предельных глубинах. Ни о типе энергетической установки, ни о каких-либо других параметрах корабля не сообщалось. Между тем, несмотря на столь мирное предназначение подлодки, её спуск на воду сопровождался рядом странностей. Церемония была закрыта не только для журналистов, но и для большинства сотрудников «Севмаша». Из высокопоставленных официальных лиц на ней присутствовал лишь Главком ВМФ адмирал Владимир Куроедов. Впрочем, ничего странного в этом нет. Очевидно, что новый корабль пополнит состав подводных сил специального назначения, информация о которых всегда держалась в строгой тайне.

Об истории вопроса

«Подводные лодки специального назначения» - понятие весьма широкое, как и спектр задач, которые они выполняют. Строительство подобных лодок началось ещё в послевоенные годы. Основную их массу составляли так называемые экспериментальные подводные лодки, на которых отрабатывались новейшие технические решения в области подводного кораблестроения, образцы вооружений, гидроакустические средства. За основу экспериментальных лодок брались, как правило, серийные образцы ПЛ, которые впоследствии подвергались глубокой модернизации. Для схожих целей предназначались и так называемые лодки-мишени. Поначалу это тоже были переоборудованные серийные корабли, но позже возникли самостоятельные проекты. Например, проект 690 («Кефаль»). К категории «подводных лодок специального назначения» относятся также спасательные субмарины. Их достаточно много. Самая последняя разработка - подводная лодка проекта 940 («Ленок»). Несколько проектов подлодок предназначены для более секретных миссий. Среди них известная по фильму «Особенности национальной рыбалки» подводная лодка проекта 865 («Пиранья»). «Пиранья» используется как средство доставки боевых пловцов и диверсантов. В открытых источниках информации об этих кораблях предостаточно. Помимо обычных дизельных существуют ещё и атомные подводные лодки специального назначения. На них мы остановимся подробнее.

Железо

Эти подлодки не имеют имён. Официально их обозначают аббревиатурой «АС» - «атомная глубоководная станция». Первые были приняты на вооружение в начале 80-х годов. Головным кораблём серии стала атомная глубоководная станция АС-13 «проект 1910 «Кашалот» (по натовской классификации Uniform), которая была заложена на заводе ЛАО (Ленинград) в 1977 году. Официально она предназначалась для «испытаний новых типов атомных реакторов». Примечательно, что в состав ВМФ корабль был принят лишь в 1986 году, в то время как приступил к выполнению задач ещё в 1982-м. Но об этом чуть позже. Вторым кораблём серии стала подлодка АС-15, которая была выпущена на том же ЛАО в 1988 году.

Развитием проекта 1910 стал проект 1851 (натовская классификация Х-Ray). Как гласят источники, он предназначается для проведения глубоководных работ и оснащён водолазной станцией. Корабли строились на заводе «Судомех» (Ленинград). Всего спущено на воду три подлодки: АС-21, АС-23 и АС-35.

Самая новая атомная глубоководная станция вошла в состав флота в 1997 году. Это подлодка АС-12 проекта 10831 (по натовской классификации NORSUB-5).

Малыши

О «малышах», как моряки окрестили эти подлодки, на флоте распространяться не любят. Особенно о тех задачах, которые они выполняют. Однако даже то, о чём говорят, зачастую далеко от истины. Тема секретная. Всё же кое-какие достоверные сведения собрать удалось. Например, известно, что вплоть до 1986 года «малыши» не числились в составе Военно-морского флота, в то время как вовсю покоряли глубины морского океана. Подлодки числились за отдельным подразделением Генерального штаба, которое работало в интересах Главного разведуправления. В 1986 году корабли вошли в состав ВМФ лишь косвенно. На флот возлагались лишь отдельные вопросы обеспечения, управление же по-прежнему осуществлялось непосредственно из Москвы. Также известно, что все атомные глубоководные станции базируются на Северном флоте. Сведены они в бригаду АПЛ, которая организационно входит в состав одной из флотилий СФ. До недавнего времени соединением командовал Герой России контр-адмирал Владимир Дронов. Этого звания он был удостоен в 2000 году. Это говорит о том, что работы «малышам» по-прежнему хватает. Итак, что это за работа?

Подводная прослушка

О специфике задач этих подлодок говорит само их название. Корабли и их экипажи занимаются в основном глубоководными работами. «Лежать» на грунте они могут несколько месяцев. В их обеспечении задействованы так называемые подлодки-матки. Например, АПЛ «Оренбург» проекта 09774 (667АН) (переоборудован из стратегического ракетоносца). Раньше «малышей» обеспечивала спасательная подводная лодка Северного флота проекта 940 («Ленок»). Это подлодки - носители небольших спускаемых аппаратов («Бестер»), которые выполняют роль своеобразного лифта между лежащим на огромной глубине «малышом» и поверхностью. Они перевозят людей и грузы. Более продвинутой в этом плане считается АС-12 (проект 10831). По нашим данным, она «возит» на себе собственную мини-подлодку «Русь». Причём сама «Русь» способна погружаться на фантастические глубины.

Чем же занимаются все эти подлодки на глубине? Существует несколько версий. По одной из них, глубоководные станции в основном занимаются банальной прослушкой. Подключаются к подводным кабелям и скачивают информацию. Ещё поговаривают, что «малыши» занимаются откровенным вредительством в отношении натовских станций акустического обнаружения SOSUS на знаменитом фареро-исландском рубеже, чем обеспечивают скрытность боевого патрулирования атомоходов Северного флота. Также есть информация, что глубоководные станции несколько раз проводили операции по подъёму секретного оборудования с разбившихся в море натовских самолётов и вертолётов, а также были задействованы в секретной программе «Донный старт».

О значимости работы подводников говорит то, что, по имеющимся данным, только за последние 10 лет более десяти офицеров соединения (включая командира) были удостоены звания Героя России. Кстати, на этих подлодках служат исключительно офицеры.

Спецназ на «Курске»

Очевидно, что «малыши» оснащены уникальным оборудованием для проведения глубоководных работ. После катастрофы «Курска» неоднократно доводилось слышать вопрос: почему мы ждали иностранную помощь, когда неподалёку были такие подлодки? На самом деле «малыши» на «Курске» были. Это АС-15 (проект 1910 «Кашалот»). Лодка обследовала «Курск» уже в ночь с 12 на 13 августа 2000 года - спустя 10-15 часов после катастрофы, и это отчасти подтверждается официальными данными. Возникает другой вопрос: зачем мы тогда запрашивали иностранную помощь? Существует несколько циничная версия на этот счёт. Мол, секретную подлодку не хотели светить на весь мир. Вполне вероятно, что уже тогда было предельно ясно: спасти никого не удастся.

Стеклянные лодки

Как мы уже говорили в начале этой заметки, в скором времени состав глубоководного спецназа пополнится новым кораблём, который строители за особенности конструкции окрестили Лошариком. Думается, что по техническим характеристикам он значительно превосходит своих предшественников. В то же время, как нам стало известно, в России уже несколько лет ведутся работы по созданию принципиально нового типа подводных лодок, которые могут произвести настоящую революцию в судостроении.

В 1995 году профессором Дальневосточного государственного технического университета В. Пикулем был изобретён и запатентован способ изготовления оболочек прочного корпуса подводного аппарата из хрупких неметаллических материалов. В изобретении используется эффект приобретения ими пластических свойств в условиях глубокого обжатия. В качестве такого материала профессор предлагает использовать стекло. При использовании обшивок из титана хрупкий слой стекла может быть обжат до напряжений в 10 000 атмосфер, что, по задумке автора изобретения, придаст корпусу достаточную ударостойкость. По расчётам, подлодка с таким запасом прочности сможет работать на глубинах до 6000 метров. Ещё в 1997 году Военно-морской флот выразил серьёзную заинтересованность в этих разработках. Однако на их финансирование у флота не хватает средств.

Краткие тактико-технические характеристики подводной лодки

водоизмещение: нормальное - 1390 т, полное - 2000 т
скорость: в подводном
положении - 30 узлов,
в надводном положении - 10 узлов
максимальная глубина
погружения: свыше 1000 м
размерения: 69х7х5,2 м
экипаж: 36 человек
ТТХ ПЛ проекта 1831
водоизмещение: нормальное - 550 т,
полное - 1000 т
рабочая глубина погружения:
1000 м
размерения: 40х5,3х5 мпроекта 1910

Подлодки проекта 1910 являются первым поколением атомных научно-исследовательских станций малого водоизмещения для длительных работ различного назначения на больших глубинах Мирового океана.

Задача создания научно-исследовательских субмарин с атомными энергетическими установками была поставлена перед отечественной промышленностью более 40 лет назад постановлением правительства СССР 1965 года. Глубоководные научно-исследовательские субмарины эффективны при освоении Мирового океана в интересах экономики и науки: они обеспечивают изучение континентального шельфа, поиск и подъем затонувших объектов и проведение научных исследований. По задумкам конструкторов, субмарина могла длительное время, ограниченное только физиологическими способностями человека, работать у грунта на любых глубинах — независимо от ледовой обстановки и погодных условий.

Проектирование атомной глубоководной станции началось в 1966 году в стенах ЦКБ «Рубин», затем все работы на стадии технического проектирования АГС проекта 1910 «Яуза» передали в ЦКБ «Волна», которое позднее вошло в «Малахит», где была создана специальная конструкторская группа под руководством Юрия Михайловича Коновалова.

Постройка первой атомной глубоководной станции АС-13 началась в 1977 году на Ленинградском адмиралтейском объединении. Строительство велось в условиях высокой секретности. В 1986 году АГС была передана в опытную эксплуатацию флоту. Строительство серии из трех лодок завершилось 16 декабря 1994 года передачей ВМФ третьей лодки. Все АГС проекта 1910 проходили или проходят службу на Северном флоте в составе 29-й отдельной бригады ПЛ ВМФ в Оленьей губе. По непроверенным данным, две из них проходят ремонт в Северодвинске.

Конструкция:

Двухкорпусная субмарина. Прочный корпус изготовлен из титанового сплава. Субмарины оснащены робототехническими, манипуляторными и другими комплексами. Они используются не только для разведывательных и научных целей, но и в качестве средства доставки боевых пловцов. Во время катастрофы к работам по поиску и спасению привлекалась одна из станций этого проекта.

Двигательная установка: ядерная энергетическая установка с водо-водяным реактором и двумя турбогенераторами общей номинальной мощностью 10000 л. с., основной гребной электродвигатель и 6 подруливающих колонок. Вероятно, что находящаяся в отдельном прочном корпусе ЯЭУ обслуживается только в условиях базы — в доке.

Тактико-технические характеристики:

  • Экипаж — 8−12 человек,
  • Длина — 69 м,
  • Ширина — 7 м,
  • Осадка — 5,2 м,
  • Водоизмещение надводное — 1390 т,
  • Водоизмещение подводное — 2000 т,
  • Скорость надводная — 10 уз.,
  • Скорость подводная максимальная — нет данных,
  • Глубина погружения — 700 м (по западным данным, в большинстве источников указано — до 1000 м),
  • Вооружение — отсутствует.

Список построенных АГС проекта 1910 «Яуза»:

  1. АС-13
  2. АС-15
  3. АС-33

Следует отметить, что отбор моряков для допуска к службе на новой АГС был строг — в соответствии с приказом Главкома ВМФ СССР для эксплуатации глубоководных станций, по образцу отряда космонавтов был сформирован и отряд гидронавтов. Кандидаты в отряд должны были: прослужить на ПЛ ВМФ СССР не менее 5 лет, состоять в КПСС и пройти медицинскую комиссию по требованиям, которым должны были соответствовать космонавты.

Формирование отряда гидронавтов было начато на территории 39-й бригады строящихся подводных лодок на улице Римского-Корсакова в Ленинграде. Первым офицером был Платон Александрович Чеботаев, который сформировал отряд и был назначен заместителем командира. Позднее отряду предоставили небольшой городок на Шкиперском протоке, в котором до этого физики исследовали воздействие ядерного излучения на живые организмы. Там отряд просуществовал до 1992 года. В 1979-м для обучения были набраны первый и второй экипажи АГС 1-го ранга АС-13 проекта 1910. В том же году для базового обслуживания АГС и эксплуатации их носителей на Северном флоте в губе Оленья начато формирование 29-й отдельной бригады ПЛ КСФ. В 1980 году первые гидронавты отряда начали эксплуатацию буксируемого комплекса «Селигер».

В некоторых интернет-СМИ встречается также наименование шифра проекта «Кайман» — вероятно, ошибочное. Иногда проект АГС именуется в источниках как «Нельма», что также ошибочно. Наименование проекта — «Яуза» — приводится в справочнике «Краткая история ОАО «СПМБМ «Малахит» . Все данные и графические материалы основаны на опубликованных источниках.

Статья подготовлена по материалам сайта militaryrussia.ru и издания «Уникальные боевые и глубоководные аппараты России 20-начала 21 века (Краткая история ОАО «СПМБМ «Малахит»» ).