Церковь Владимирской иконы Божией Матери. Быково, Московская область, Раменский р-н. Быково. Усадьба и Владимирская церковь Владимирская церковь в быково история создания

Прописка
moscowhite wrote in August 24th, 2009

Впервые село Быково упоминается в XIV веке в духовной грамоте (завещании) великого князя Дмитрия Донского, завещавшего его перед Куликовской битвой своим младшим сыновьям Василию и Ивану. Позже, в начале XVII века, село Быково уже упоминается в окладных книгах казенного приказа как "великого государя дворцовое село у озера" с церковью Рождества Христова, деревянной, "построенной истари". В 1704 году указом Петра I село Быково было пожаловано "за заслуги перед Отечеством" ростовскому воеводе Иллариону Воронцову.

Во второй половине XVIII века, в 1762 году, село Быково переходит в собственность к видному сановнику М. М. Измайлову, турку по происхождению, перешедшему в одном из сражений на сторону русских и принявшему православие. Михаил Михайлович Измайлов служил камергером, был гофмаршалом двора, затем стал Московским генерал-губернатором. Он был одним из участников государственного переворота 1762 года, в результате которого на престол взошла Екатерина II. Заслуги его не были забыты - ему были пожалованы земельные угодья под Москвой, сама императрица посетила Быково в 1775 году и отобедала у М. М.Измайлова в его новой подмосковной усадьбе. Позднее он был назначен Первоприсутствующим (председателем) "Экспедиций кремлевского строения". Находясь в этой должности, Измайлов руководил строительством Кремлевского дворца. Для его проектирования он привлек одного из самых талантливых архитекторов того времени - В. И. Баженова (ходили слухи, не подтвержденные документально, что и Измайлов, и Баженов состояли в масонской ложе). Однако вскоре дорогостоящее строительство в Кремле по указанию императрицы было приостановлено, и Баженов оказался не у дел. В это тяжкое для зодчего время Измайлов предложил Баженову перестроить свою усадьбу в селе Быково. Василий Иванович горячо взялся за работу. Он принял решение создать новый архитектурно-парковый ансамбль, состоящий из дворца, церкви, парка, прудов, зимнего сада, грота и Эрмитажа.

Церковь Владимирской Божьей Матери. Акварель конца XVIII века.

Жемчужиной всей усадьбы была двухэтажная белокаменная церковь, построенная по проекту Баженова в 1789 году в стиле «русской готики» в честь Владимирской Божьей Матери. Построена она была на том же месте, где исстари находилась деревянная церковь Рождества Христова. Баженов сделал два проекта; первый без наружных лестниц, ведущих в верхний храм, но с двумя симметрично расположенными церковными сторожками, не был осуществлён. Реализован был второй проект. Специалисты утверждают, что это единственный в России храм овальной формы. На его нижнем этаже был храм Рождества Христова, а на втором этаже - церковь Владимирской Божьей Матери. Основной объем храма – овальный в плане, поставленный на высокий подклет; с запада к нему пристроена обширная прямоугольная трапезная с двумя башнями-колокольнями по углам.

Нереализованный проект церкви.

Основной объем завершается световой ротондой с высоким шпилем наверху; окружает ее ряд таких же шпилей. По бокам в овале основного объема храма прорезаны высокие стрельчатые окна, между которыми размещены декоративные портики с колоннами, обрамляющие боковые входы. Под кровлей проведен богатый резной карниз. Высокие окна с островерхим завершением украшают и трапезную, боковые фасады которой сверху увенчаны тимпанами. Сверху на трапезную поставлена невысокая ротонда с очень маленьким шпилем с крестом. К площадке перед входом в верхний храм ведет парадная лестница на два всхода, под которой расположен вход в нижний храм. Одна башня строилась как колокольня, с площадкой для звона, вторая – для часов. Круглые верхние ярусы башен прорезаны арочными проемами и завершаются куполами с высокими шпилями, такими же, как над центральной главой. Весь декор храма необыкновенно богат. Многообразие деталей, выдержанных в едином готическом стиле, придает высокому зданию устремленность ввысь, выражающуюся не только в остроконечных шпилях. В 1884 г. рядом с храмом была построена отдельная колокольня, причем так удачно и гармонично, как будто она была задумана самим Баженовым. Одни источники называют ее архитектором Д. А. Гущина, другие – И. Т. Таманского. Внутри храм отделан в стиле классицизма. Своды опираются на четыре купы колонн с коринфскими капителями, отделка выполнена из искусственного мрамора, с деревянной резьбой. Роспись стен храма поздняя, была выполнена по просьбе прихожан в 1912 году, но не завершена.

В ноябре 1937 года церковь была закрыта. На глазах у верующих людей сбрасывались на землю колокола, со шпилей сшибались кресты, ломалась церковная утварь, сжигались в костре священные книги, а чтимые иконы использовались в качестве перегородок в конюшне. Настоятеля храма отца Петра вместе с матушкой Евдокией и церковным причтом отправили трудиться на стройки коммунизма, где они и сгинули навечно. Здание церкви, в котором после ее закрытия разместили пошивочную мастерскую, после войны оказалось в тяжелом состоянии. Не разобравшись толком в калориферном отоплении, которое исправно функционировало еще со времен Баженова, его заменили на привычные "буржуйки", дым от которых заполнял почти полностью все помещение и выедал у швей глаза. Погост вокруг храма, где еще не так давно хоронили именитых и уважаемых граждан, был порушен, а гранитные памятники, пока их не растащили, валялись как попало. В 1989 г. храм был возвращен Церкви, и там начались восстановительные работы и богослужения.

Фото: http://www.mostransavto.ru

Фото: misha_grizli

Фото: misha_grizli

Фото: misha_grizli

Фото: misha_grizli

Фото: misha_grizli

Фото: serge_freeman

Фото: serge_freeman

Фото: serge_freeman

Фото: serge_freeman

Фото: serge_freeman

Фото: serge_freeman

Фото: serge_freeman

Фото: serge_freeman

Фото: serge_freeman

Фото: oumnique

Фото: oumnique

Фото: oumnique

Фото: misha_grizli

Фото: misha_grizli

Главная в Москве церковь, освященная во имя Владимирской иконы Божией Матери, стояла до революции в Китай-Городе, близ Лубянской площади, в самом начале Никольской улицы. Она была основана по обету царицей Натальей Нарышкиной там, где издревле стояла часовня с Владимирским образом. Эта часовня, как и церковь, были основаны на той дороге и близ того самого места, где в 1395 году москвичи с благоговением и страхом встречали из Владимира чудотворный образ Богоматери, надеясь обрести спасение от страшного Тимура, шедшего с войском на Москву.

И в память о той легендарной, судьбоносной для Москвы встрече был основан не только московский Сретенский монастырь, но и Владимирская часовня на московском посаде, а вслед за ней – и приходская Владимирская церковь на Никольской. Ее чешуйчатая главка, «как еж, ощетинившаяся колючками», по выражению современного москвоведа, была далеко видна с окрестностей и красиво возвышалась над старинной застройкой Никольской улицы.

Владимирская икона – главная православная и историческая святыня Москвы, а с ней – и всего государства Российского. По преданию, образ написал сам Евангелист Лука на доске от стола, за которым совершилась трапеза Спасителя и Пресвятой Богородицы с праведным Иосифом Обручником. На Русь икона попала всего лишь в начале XIV века – тогда ее прислали из Константинополя князю Мстиславу, который поместил ее в Вышгороде. Сын основателя Москвы, князь Андрей Боголюбский перенес ее во Владимир и установил в новопостроенном Успенском соборе. А уже в 1395 году, когда москвичи с ужасом ожидали нашествие «великого хромого», икону впервые привезли в Москву, где она милостью Божией осталась на века и еще не раз чудесами своими спасала стольный град от врагов и даровала победы. Именно ей слезно молились русские осенью 1480 года, когда пало монголо-татарское иго, 240 лет терзавшее Русь, – после великого стояния на реке Угре хан Ахмет без боя и навсегда ушел от Москвы. А в 1521 году Владимирская икона спасла Москву от нашествия крымского хана Менгли-Гирея.

Считается, что древняя часовня с Владимирским образом была выстроена здесь, на подступах к Кремлю, в том же 1395 году, когда икону встречали в Москве, или же позднее, но именно в честь этого события, по московскому обычаю. Так или иначе, часовня стояла тут задолго до построения стены Китай-города. И когда в 1534 году итальянский зодчий Петрок Малый, архитектор кремлевской Успенской звонницы, стал возводить крепостную стену, то на этом участке она вплотную примкнула к часовне: тогда здесь была устроена башня с ворота, получившими официальное имя «Никольские» по местной улице и «Владимирские» - по часовне. А потом, приблизительно в XVI веке список с Владимирской иконы поместили и на наружной стене Никольской башне Китай-города. Эта башня и оказалась на участке той самой эпохальной для Москвы Сретенской дороги…

И царица Наталья Кирилловна Нарышкина решила построить тут церковь, освященную во имя Владимирской иконы. Ведь к тому времени не только в Москве, но и в этом историческом месте еще не было ни одного приходского храма в честь чудотворной иконы, а только Сретенский монастырь и часовня. И праздничные крестные ходы из Кремля совершались прямо в обитель. Царица дала обет – возвести здесь церковь.

Причиной тому было не только знаменательное место – царица считала Владимирскую икону своей покровительницей, поскольку ее именины приходились на день праздника чудотворной иконы. И именно Владимирским образом родители царицы (по другим данным, ее воспитатель боярин Матвеев) благословили ее в день свадьбы с царем Алексеем Михайловичем в далеком 1671 году. Именно этот фамильный образ овдовевшая государыня и пожаловала царским подарком в новоустроенную церковь, хотя до освящения своего обетного храма ей дожить не довелось.

Строительство красавицы-церкви в ярком, узорчатом стиле нарышкинского барокко было начато по личному указу Петра I, очень любившего мать, летом 1691 года на казенные средства Стрелецкого приказа, а освящена она была в октябре 1694 года. Тогда к ней был установлен крестный ход из Кремля 21 мая - в празднование чудесного спасения Москвы от набега крымского хана в 1521 году.

Интересно вот что. Из-за своего местоположения церковь была приписана к Заиконоспасскому монастырю, что на Никольской улице, и именно его духовенство служило в этом обычном московском храме. Однако у Владимирской церкви не было и не могло быть своего прихода в торговом посаде Москвы, зато, как писал один дореволюционный краевед, у этой «бесприходной» церкви приходом была вся Москва, и каждый, кто шел по Никольской улице, непременно заходил в храм помолиться Заступнице рода человеческого и Спасительнице Москвы.

Бесценные святыни Владимирской церкви соответствовали «дворцовому» статусу храма, возведенного по обету царицы. Она и стала его первой дарительницей, а вслед за Нарышкиной в эту китайгородскую церковь дарили и Елизавета Петровна, и Мария Федоровна – богатые пелены и воздухи, расшитые руками императриц. Образ Спаса Нерукотворного, в манере «фряжского письма», был, по преданию, написан самим Симоном Ушаковым. Во второй половине XVIII века архитектор Василий Баженов соорудил в храме огромный иконостас. Список Владимирской иконы в начале XIX века украсила великолепная золотая риза с драгоценными алмазами, жемчугами, изумрудами и яхонтами – это был дар знаменитого графа Н.П.Шереметева по завещанию, так как прежний оклад храмовой чудотворной иконы был «легковесен».

А напротив Владимирской церкви по левой стороне Никольской когда-то стоял двор его деда, сподвижника Петра Великого, первого русского графа Бориса Петровича Шереметева. И дочь его, Наталья Борисовна, горько оплакивала здесь усопшего императора Петра II, который сильно благоволил ее мужу, князю Долгорукому. После смерти малолетнего правителя она была выслана в Сибирь, а ее супруг казнен. Теперь же о старом бытоукладе, когда наряду с московским посадом в привилегированном Китай-городе стояли дворы богатых бояр, там напоминают лишь имена местных Черкасских переулков – двор графа Шереметева одно время принадлежал князю Черкасскому. Позже всех аристократических жильцов вытеснили торговые лавки, учебные просветительские учреждения, да деловые центры московского Китай-Города.

В церкви был и другой образ Владимирской Богоматери, в серебряном окладе, - тот самый, которым патриарх Иоаким благословил царицу Нарышкину на венчании с царем Алексеем Михайловичем.

А в 1805 году у церкви появилась и новая часовня, в которую поместили список иконы в красивой серебряной ризе, устроенной на пожертвование богатого москвича. В том столетии уже существовал знаменитый «пролом» – новые проходные ворота китай-городской стены, проломанные ради удобства прохода на Никольскую улицу. Эти проломные ворота часто именовались «Владимирскими».

У «Пролома» был знаменитый развал московских букинистов (второй по величине после Сухаревки), где постоянно рылись «зашибленные книгой» страстные библиофилы в поисках раритетов. Одним из таких обитателей «Пролома» был историк и глава кадетов, профессор П.Н.Милюков, в бытность свою студентом Московского университета ежедневно приходивший сюда подержать старую и ценную книгу в руках – и пополнить свою домашнюю библиотеку.

Уже в советское время эта традиция счастливо продолжилась – словно в память о том развале «у Пролома» именно здесь построили популярный букинистический магазин «Книжная находка».

Но судьба московской церкви оказалась печальной - осенью 1932 года она была закрыта и передана под клуб милиции. А летом 1934 года она была снесена вместе со стеной Китай-города, и ровно в 400-летний юбилей этой московской крепости. Теперь на месте храма – проезжая часть улицы.

Я давно слышала об одном из красивейших и самых необычных соборов Подмосковья — Владимирской церкви в Быково, которая похожа на сказочный замок. Кроме того, неподалеку сохранилась дворянская усадьба Быково с парком. Все это послужило поводом съездить и посмотреть эту красоту в один из летних выходных.

Усадьба Быково расположена в нескольких километрах к югу от Москвы, поэтому добраться до нее достаточно просто даже без машины.
Как только мы вышли из маршрутки, увидели шпиль Владимирской церкви. Ориентируясь на него, прошли вдоль частных домов к храму. Построен он был в 1789 году по проекту известного архитектора В.И. Баженова для любимчика императрицы Екатерины Великой Измайлова. Церковь выполнена в псевдоготическом стиле и выглядит довольно необычно для нашей Подмосковной местности. Больше она напоминает какой-то зловещий замок, особенно со стороны внушительной лестницы.

Храм разделен на верхний и нижний. Внизу разместилась действующая церковь, там проводятся богослужения. Наверх же проход закрыт из-за того, что лестница находится в аварийном состоянии и требует восстановления.

Фасад Владимирской церкви

Вообще, несмотря на то, что я видела в интернете фотографии всей церкви вместе с лестницей, оказалось, что сделать такое фото без широкоугольного объектива довольно сложно. Отойти от входа на достаточное расстояние не получилось, из-за того, что на территории ведутся ремонтные работы и вокруг разложены стройматериалы.

Владимирская церковь усадьбы Быково

К тому же на маленькой площадке возле церкви возвышается колокольня, построенная уже в XIX веке, но отлично вписавшаяся в архитектурный ансамбль Владимирского храма.

Колокольня Владимирского храма

Туристов в выходной день здесь хватает, все стараются запечатлеть это произведение искусства себе на память, да и себя на фоне него.

Видно, что люди при церкви хорошо ухаживают за территорией: вокруг посажены цветочки, потихоньку идет ремонт. Надеюсь, что в скором времени удастся восстановить столь необычный храм и сохранить его для следующих поколений.


Территория около храма

Усадьба Быково

Обогнув церковь по дорожке вдоль детской площадки и пройдя вдоль кирпичной пятиэтажки, мы подошли к входу в парк. Прошли сквозь вертушку, такую же, как устанавливались на советских заводах, и оказались в парке бывшей усадьбы Быково. Сразу же бросились в глаза горы мусора. Очень сложно сделать хотя бы одну фотографию, чтобы в кадр не влезла какая-нибудь куча бумаг, бутылка или консервная банка. Никогда не понимала, неужели так сложно убрать за собой мусор, а обязательно надо оставить его в лесу, или в таком потрясающем месте как эта усадьба. Люди, одумайтесь!
Парк также находится в запустении и крайне не ухожен, хотя сохранились некоторые аллеи и дорожки.

Когда-то это усадьба поражала своим великолепием. Место это было подарено губернатору Москвы М.М. Измайлову самой Екатериной Великой. Так как по служебным делам он был знаком с архитекторами, которые занимались строительством царской усадьбы Царицыно, В.И. Баженовым и М.Ф. Казаковым, он привлек их и для строительства усадьбы в своем имении в Быково.


Главный дом усадьбы Быково


В парке усадьбы Быково

Барский дом построили на искусственном холме, землю для которого крестьяне носили в корзинах. А брали эту землю в парке, когда рыли там пруды.


Вид с холма, на котором расположена усадьба

Позже, уже при новых владельцах Воронцовых-Дашковых, главный дом был перестроен и получил очертания английского замка. От творения Баженова остался только фундамент и белоснежная балюстрада при въезде в дом. Это и объясняет столь странный внешний вид строений, более привычный для европейских стран.

Усадьба Быково

Вокруг усадьбы был разбит парк с несколькими прудами, оранжереей, дворцом-Эрмитаж и аллеей из черных роз, купленных за золото во Франции. Как вы понимаете, всей былой красоты сейчас увидеть нельзя, что не может не огорчать.


Пруд около усадьбы Быково

Воронцовы-Дашковы были не последними владельцами усадьбы Быково. Дело в том, что согласно легенде, однажды в отсутствие жены хозяин имения устроил званый ужин, на который пригласил свою любовницу и пообещал подарить ей усадьбу в Быково. Когда его жена узнала от слуг о таком обещании, то велела мужу тотчас же продать имение.

Главный вход в усадьбу Быково

Следующими хозяевами усадьбы были представители рода Ильиных, которые владели Быково до самой революции. Позднее усадьба была национализирована, здесь размещался приют для сирот, а затем туберкулезный санаторий. За все это время были разворованы многочисленные ценности барского дома, разрушены оранжерея и дворец-Эрмитаж, а парк пришел в запустение.


В парке усадьбы Быково

К счастью на одном из прудов сохранилась беседка-ротонда, работы В.И. Баженова. Сейчас она возвышается на островке и сильно закрыта бурной растительностью. А когда-то хозяин усадьбы встречался здесь со своими возлюбленными, пруды были ухожены, а к дому вели многочисленные аллеи.

Усадьба Быково. Беседка Баженова на пруду

Мы увидели дворянскую усадьбу снизу, и надо сказать, она произвела потрясающее впечатление. На холме возвышается здание из красного кирпича, с балконом, который поддерживают колонны с изображением девушек. Над балконом изображен герб Воронцовых-Дашковых. Балюстрада дворца местами уже разрушена, а жаль.

Колонны усадьбы Быково

Очень бы хотелось надеяться на восстановление столь красивой усадьбы, причем не только фасадной части, но и интерьеров. В этом случае я бы с удовольствием посетила бы Быково еще раз, с удовольствием прошлась бы по музеям. Эх...мечты, мечты. А ведь вполне можно было бы сделать что-то наподобие Архангельского. Здесь есть и необходимый простор, и прекрасные творения знаменитых архитекторов, которые еще можно спасти.
Несмотря ни на что, усадьба в Быково поразила нас своим былым величием, и необычностью архитектурных решений. А Владимирская церковь является уникальным для Подмосковья храмом, который обязательно стоит увидеть своими глазами.

Как добраться до Усадьбы Быково и Владимирской церкви

Адрес: Московская область, Раменский район, с. Быково, ул. Колхозная

На автомобиле: по направлению от Москвы надо ехать по Рязаннскому ш. до поворота на Быково (через Жилино) примерно 8 километров, затем свернуть налево. Далее нужно ехать к г. Быково и Жуковскому, а не к аэропорту. Через Быково нужно насквозь проехать, на границе между Быково и Жуковским на светофоре свернуть направо, после этого через 200 м. свернуть еще раз направо. До Владимирской церкви ехать по улице Шоссейная.

До Усадьбы Быково можно доехать на электричке с Казанского вокзала до платформы «Удельная», а затем на маршрутке 23 или 39 до остановки «Храм». Также от метро «Выхино» ходят автобусы № 424. Билет на электричку стоит 70 рублей в один конец, а на автобус 58 рублей.


Посмотреть на карте яндекса:
Адрес Владимирской церкви: Московская область, Раменский район, с. Быково, ул. Колхозная.
Как проехать к Владимирской церкви на общественном транспорте: с Казанского вокзала до станции «Удельная», далее автобусы № 23, 39 до остановки «Храм» («Клуб»).
Расписания автобусов - в полезных ссылках.
Далее пройти по узкому проходу между заборами, по которому нужно выйти на параллельную улицу, затем свернуть направо, немного пройти и повернуть налево. Всего идти около 400 м.
Как проехать к Владимирской церкви на автомобиле: от Москвы по Рязанскому шоссе до поворота на Быково (через Жилино) - 8 км, там свернуть налево. Далее - проезд не к аэропорту, а к г. Быково и Жуковскому. Проехать через Быково насквозь, на границе между Быково и Жуковским на светофоре свернуть направо, после этого через 200 м. свернуть еще раз направо на ул. Шоссейная, и проехать по ней до Владимирской церкви.


Владимирская церковь в Быково.
Церковь Владимирской иконы Божией Матери (Рождества Христова) в усадьбе Быково была построена в 1789 г. По одной, наиболее распространенной и авторитетной версии, проект ее принадлежит В.И. Баженову, по другим – М.Ф. Казакову или А.Н. Бокареву.


Баженову (возможно, вместе с Казаковым) приписывается создание всего ансамбля усадьбы сенатора и управляющего Москвы и Московской губернии М.М. Измайлова, которому и было в 1762 г. пожаловано подмосковное село.


Церковь в дворцовом селе Быково известна с начала XVII века, тогда она была деревянной, клетского типа. В 1704 г. здесь на дворцовые средства построен каменный храм во имя Рождества Христова.


Новый владелец имения, Михаил Михайлович Измайлов, задумал построить в Быкове новую церковь, и в 1789 г. осуществил это намерение.


Белокаменная церковь в стиле русской готики (или псевдоготики) не имеет себе достойных аналогов в храмовой архитектуре Подмосковья, да и, пожалуй, в храмовой архитектуре России вообще.


В здании два храма – верхний в честь Владимирской иконы Божией Матери и нижний в подклете – Христорождественский.


Основной объем храма – овальный в плане, поставленный на высокий подклет; с запада к нему пристроена обширная прямоугольная трапезная с двумя башнями-колокольнями по углам.


Основной объем завершается световой ротондой с высоким шпилем наверху; окружает ее ряд таких же шпилей.


По бокам в овале основного объема храма прорезаны высокие стрельчатые окна, между которыми размещены декоративные портики с колоннами, обрамляющие боковые входы. Под кровлей проведен богатый резной карниз.


Высокие окна с островерхимзавершением украшают и трапезную, боковые фасады которой сверху увенчаны тимпанами. Сверху на трапезную поставлена невысокая ротонда с очень маленьким шпилем с крестом. Трапезная была расширена в первой половине XIX века.


Очень эффектно смотрится храм с запада, со стороны колоколен.


К площадке перед входом в верхний храм ведет парадная лестница на два всхода, под которой расположен вход в нижний храм.


Одна башня-колокольня строилась как собственно колокольня, с площадкой для звона, вторая – для часов. Круглые верхние ярусы башен прорезаны арочными проемами и завершаются куполами с высокими шпилями, такими же, как над центральной главой.


Весь декор храма необыкновенно богат. Многообразие деталей, выдержанных в едином готическом стиле, придает высокому зданию устремленность ввысь, выражающуюся не только в остроконечных шпилях.


В 1884 г. рядом с храмом была построена отдельная колокольня в подражание тому же стилю. Одни источники называют ее архитектором Д.А. Гущина, другие – И.Т. Таманского.


Внутри храм отделан в классицистическом стиле. Своды опираются на четыре купы колонн с коринфскими капителями, отделка выполнена из искусственного мрамора, с деревянной резьбой.


Интерьеры сильно пострадали в советское время: в 1937 г. церковь была закрыта и разорена.


Со шпилей сбили кресты, колокольня осталась без колоколов, множество церковной утвари и книг было уничтожено. В здании храма разместилась швейная фабрика. Позднее ее заменил склад управления кинофикации. В 1989 г. храм снова передали верующим, начались восстановительные работы и богослужения.


Владимирская церковь в Быково.


Владимирская церковь в Быково.

Церковь Владимирской иконы Божией Матери (Рождества Христова) в усадьбе Быково была построена в 1789г. По одной, наиболее распространенной версии проект ее принадлежит В.И.Баженову, по другим - М.Ф.Казакову или А.Н.Бокареву.

Баженову (возможно, вместе с Казаковым) приписывается создание всего ансамбля усадьбы сенатора и управляющего Москвы и Московской губернии М.М.Измайлова, которому и было в 1762г. пожаловано подмосковное село.

Церковь в селе Быково известна с начала XVII века, тогда она была деревянной, клетского типа.

В 1704г. здесь на дворцовые средства построен каменный храм во имя Рождества Христова. Новый владелец имения, Михаил Михайлович Измайлов, задумал построить в Быково новую церковь, и в 1789г осуществил это намерение.

Вход на второй этаж в церковь Владимирской иконы Божией Матери.Четыре года назад можно было подняться по этим красивым ступеням на верх, посмотреть церковную библиотеку, красивое убранство, сейчас это невозможно из-за ветхости и разрушения лестницы.

Над входом в нижнюю церковь сохранилось панно.

Белокаменная церковь в стиле русской готики (или псевдоготики) не имеет себе достойных аналогов в храмовой архитектуре Подмосковья, да и, пожалуй, в храмовой архитектуре России вообще.

В здании два храма - верхний в честь Владимирской иконы Божией Матери и нижний в подклете - Христорождественский.

Основной объем храма - овальный в плане, поставленный на высокий подклет; с запада к нему пристроена обширная прямоугольная трапезная с двумя башнями-колокольнями по углам.

Разные кресты???

В одном храме находятся две церкви.


Основной объем завершается ротондой с высоким шпилем наверху; окружает ее ряд таких же шпилей. По бокам в овале основного объема храма прорезаны высокие стрельчатые окна, между которыми размещены декоративные портики с колоннами, обрамляющие боковые входы. Под кровлей проведен богатый резной карниз. Высокие окна с островерхим завершением украшают и трапезную, боковые фасады которой сверху увенчаны тимпанами.

Сверху на трапезную поставлена невысокая ротонда с очень маленьким шпилем с крестом. Трапезная была расширена в первой половине XIX века.


Очень эффектно смотрится храм с запада, со стороны колоколен. К площадке перед входом в верхний храм ведет парадная лестница на два всхода, под которой расположен вход в нижний храм. Одна башня строилась как колокольня, с площадкой для звона, вторая - для часов.
Круглые верхние ярусы башен прорезаны арочными проемами и завершаются куполами с высокими шпилями, такими же, как над центральной главой.
Весь декор храма необыкновенно богат. Многообразие деталей, выдержанных в едином готическом стиле, придает высокому зданию устремленность ввысь, выражающуюся не только в остроконечных шпилях.


В 1884г. рядом с храмом была построена отдельная колокольня в подражание тому же стилю. Одни источники называют ее архитектором Д.А.Гущина, другие - И.Т.Таманского.



Внутри храма своды опираются на четыре купы колонн с коринфскими капителями, отделка выполнена из искусственного мрамора, с деревянной резьбой.
На самом деле очень маленькое и низкое внутреннее помещение, свет дневной почти незаметен, только свечи горят. Перед алтарём, на потолке прекрасная картина "Рождение Христа" - глаза невозможно отвести.
Интерьеры сильно пострадали в советское время: в 1937г. церковь была закрыта и разорена. Со шпилей сбили кресты, колокольня осталась без колоколов, множество церковной утвари и книг было уничтожено. В здании храма разместилась швейная фабрика. Позднее ее заменил склад управления кинофикации.

В 1989г. храм снова передали верующим, начались восстановительные работы и богослужения.

В глубине старинного (точнее запущенного парка), расположена сама усадьба Быково, то что от нее сохранилось.

Баженовская беседка на искусственно созданном острове.


Из огромного количества построек уцелел лишь главный дом, перестроенный в XIX веке и поставленный на цоколь от старого дома, выстроенного по проекту Баженова и упомянутая выше беседка.



Дворец в усадьбе Быково.

Всё же в Подмосковье нет подобной красоты, как этот ансамбль из усадебного дома и особенно готического храма.
Добраться сюда можно на электричке с Казанского вокзала до ст. Удельная, далее маршрутка до остановки "Храм".