Здравствуйте! В этой статье мы расскажем про такой инструмент продвижения и продаж, как мобильный маркетинг.
Сегодня вы узнаете:
Согласно статистике около 40% покупок в интернете происходят через мобильные версии сайтов или мобильные приложения. Чтобы не потерять эту львиную долю клиентов, необходимо познакомиться с такой наукой, как мобильный маркетинг.
Свое начало мобильный маркетинг берет с 2000-х годов, когда мобильные телефоны только начали входить в жизнь россиян. В период своего зарождения, мобильный маркетинг представлял собой СМС-спам. Назойливые рекламные СМС-сообщения рассылались всем пользователям, номера телефонов которых удавалось добыть.
Сегодня, мобильный маркетинг перевоплотился в науку, где главное – персонализированный подход и помощь клиенту.
Итак, мобильный маркетинг – совокупность инструментов продвижения, которые реализуются с помощью мобильной связи и мобильных устройств в отличие от классического маркетинга в компаниях.
Преимущества мобильного маркетинга:
Недостатки мобильного маркетинга:
Мобильный маркетинг следует применять тогда, когда вы ставите перед компанией одну из следующих задач:
Ко всему прочему, необходимо добавить, что мобильный маркетинг можно считать отличным примером . То есть тем каналом, который позволяет без больших капиталовложений продвигать товар широкой аудитории.
Для того чтобы выбрать конкретный инструмент распространения мобильной рекламы, необходимо провести следующие работы:
Мобильный маркетинг давно вышел за пределы обычных СМС-сообщений хотя и они имеют место быть, но уже в другом виде.
СМС-сообщения, как инструмент мобильного маркетинга сегодня – персонализированные письма рекламного характера. Рекламные сообщения следует рассылать только тем пользователям, которым интересен ваш товар.
При этом важно формировать сообщения индивидуально для каждого пользователя с учетом потребностей, интересов и других данных потенциальных клиентов.
В теории все это звучит отлично, но как получить все необходимы данные на практике?
Для этого есть несколько способов:
Для того чтобы сформировать персонализированное рекламное СМС-сообщение вам могут пригодиться следующие поля при регистрации: “Шампуни с каким эффектом вас интересуют в большей степени?”, “Какие ароматы вы предпочитаете?”. Не перегружайте анкету и всегда предлагайте варианты ответов, иначе вы спугнете потенциального потребителя.
Мобильный маркетинг в форме ММС-сообщений полностью идентичен СМС-рассылкам. В случае с ММС-сообщениями вы получаете возможность отправлять не только текстовую рекламу, но и визуальную (изображения), аудиальную (голосовые сообщения), а также видеорекламу.
Стоимость этой услуги колеблется от 1 рубля до 3 рублей за одного абонента. Количество абонентов, которым вы хотите продемонстрировать рекламу, вы выбираете сами, оплатив определенное количество показов.
Лучше всего связываться с разработчиками приложений напрямую, но можно это сделать и с помощью бирж DoubleClick и OpenX.
Кроме того, вы можете сами создать мобильное приложение, например, игру сюжетная линия которой пересекается с . За прохождение этой игры назначьте бонусы, которые можно будет обменять на скидку или подарок.
Относительно новый для России инструмент. Он представляет собой код, который можно разместить на печатном носителе, который можно считать при помощи мобильного приложения. Такой код должен нести в себе ценность для потребителя. Никто не будет скачивать приложение для считывания QR-кодов для того, чтобы посмотреть рекламу.
Поэтому QR-код должен нести в себе одну из следующих ценностей:
В этом случае потенциальный клиент к вам обращается сам, чтобы получить какую-либо информацию. Как правило, этот инструмент используется в сочетании с каким-либо другим, в котором был “крючок” для потенциального клиента и сам короткий номер.
Такие сервисы, как “Хамелеон” от Билайн, “Калейдоскоп” от Мегафон и МТС-новости также предоставляют услуги по размещению рекламы. В случае использования названных сервисов, реклама примет вид тизерной рекламы.
Из того, какой инструмент распространения мобильных рекламных сообщений вы выбрали, будет зависеть технология маркетинга, через которую он будет реализован.
В таблице представлены основные технологии мобильного маркетинга с их кратким описанием и соотнесением с конкретными инструментами и формой реализации.
Описание технологии |
Инструменты, реализуемые технологией |
Форма реализации |
|
Представляют собой простые голосовые сообщения рекламного характера | ММС-сообщения;
Короткие номера |
||
Рекламные СМС-сообщения | СМС-сообщения |
Текстовое сообщение |
|
Рекламные ММС-сообщения | ММС-сообщения | ||
Wap, gprs, edge |
Технологии интернет-связи для мобильных устройств (способы доступа к мобильному интернету) | Реклама в мобильных приложениях, QR-коды |
Видео, изображение, текст |
Голосовое меню | Короткие номера | ||
ICB (Interactive Cell Broadcast) |
Мобильная рассылка от операторов связи | Сервисы мобильных операторов |
Изображение (кликабельное) |
Каждый инструмент мобильного маркетинга может привести вас к успеху. Приведем примеры успешных рекламных кампаний, проведенных с помощью различных инструментов.
“Это очень конфиденциальная информация… Только тссс!:) Мы раздаем любовь и все, что к ней прилагается”. И это у них отлично получается.
Такие заведения быстрого общественного питания, как Бургер Кинг и КФС давно выпустили свои мобильные приложения, позволяющие получать скидки пользователям, чем привлекли внимание клиентов.
QR-коды
Авиакомпания Scandinavian Airlines проводила акцию, в ходе которой потенциальному клиенту предлагалось отсканировать QR-код, чтобы получить скидку на перелет. Особенность заключалась в том, что отсканировать код можно было только при помощи двух гаджетов. Таким образом, пользователи стали приводить компании своих друзей и знакомых, чтобы воспользоваться их гаджетами.
В завершение хотелось бы отметить, что мобильный маркетинг не заканчивается на перечисленных инструментах продвижения. Он включает в себя и адаптацию вашего сайта под мобильные устройства.
Важно, чтобы ваш сайт в смартфоне отображал основную информацию и позволял совершать целевые действия. Для этого установите изображения соответствующего разрешения и размера, избавьтесь от плагинов, увеличьте немного шрифт, кнопки и другие активные элементы страницы.
Согласно исследовательской компании Mediascope, в России мужчины больше, чем женщины, пользуются мобильным Интернетом, но их перевес невелик. Почти все пользователи в возрасте от 12 до 35 лет используют мобильный интернет. В больших городах чуть меньше половины респондентов старше 45 лет выходят в интернет через мобильные устройства, а в целом по России – только каждый 3-4 пользователь.
Пользователи мобильного Интернета:
Согласно исследованиям аналитической платформы AppAnnie, в 2017 г. в среднем пользователи в мире проводили около двух часов в мобильных приложениях ежедневно. Более 20% владельцев Андроид проводят в приложениях от четырех часов и больше каждый день.
В России на конец 2017 г. среднее время использования мобильных приложений составляло 82 минуты или 1ч 26 мин, что почти в два раза меньше общемирового показателя.
По общемировой статистике, владельцы iPhone чаще всего используют утилиты, приложения соцсетей и инструменты производительности. Владельцы Андроид больше всего используют специальные инструменты, мессенджеры и инструменты производительности.
Время, которое пользователи тратят на игры, растет. В исследуемых странах в среднем геймеры тратили на игры полчаса в день, в Японии и Южной Корее – более часа в день. Однако 10% всех геймеров проводят в играх от трех до пяти часов ежедневно.
Ежедневное время и число сессий по категориям мобильных приложений распределяется так: больше всего времени тратят на карты и навигационные приложения, а чаще всего заходят в приложения знакомства. Реже всего заходят и меньше всего тратят время в образовательных приложениях.
В России чаще всего пользуются приложениями соцсетей, на втором месте - мессенджеры. Об этом говорится в исследовании компании Gfk. Больше всего времени за один визит пользователи проводят за изучением информации - в среднем 8,2 минуты, играя – 7,7 минут, в соцсетях – 7,3 минут.
В России, по данным Mediascope, 91% пользователей совершает оплату товаров и услуг через интернет, 68% из них – с помощью мобильных приложений. Чаще всего пользователи платят за сотовую связь, на втором месте – заказы в интернет-магазинах, на третьем – оплата услуг ЖКХ. Каждый четвертый пользователь переводит деньги через мобильные приложения.
Тренд на создание контентных сайтов для заработка на трафике начался лет 10 назад. Количество ресурсов, созданных исключительно для размещения рекламы, растет. Однако ставку нужно делать на мобильный трафик. По данным исследовательской компании TNS, в 2017 г. шесть человек из десяти выходили в интернет через мобильные устройства. Каждый четвертый пользуется только мобильным интернетом. Это 20 млн. человек.
Рынок мобильной рекламы в России также бурно растет . В 2016 г. он вырос на 86%, в 2017 г. - на 44%. К 2021 г. объем должен вырасти в три раза и составить 1 млрд $. Мобильная реклама делится на два канала: мобильный веб и мобильные приложения. Владельцы мобильных приложений успешно монетизируют трафик, еще на стадии проектирования предусматривая место на экране и в сценарии для размещения рекламы.
Rewarded Video.
Banner.
Rich Interstitial.
Video Interstitial.
Rewarded Video - реклама видеоформата, которую можно просмотреть или пропустить. В награду за просмотр пользователи получают бонусы в виде виртуальной валюты, обновления персонажей, дополнительных ходов и подобные. Рекламный формат отличается высокой вовлеченностью.
Banner (баннер) - самый распространенный формат рекламы. Статичный горизонтальный баннер располагается вверху или внизу. Размеры отличаются: по требованию Google должны быть 300х250, 728х90, 320х50 или 468х60, для рекламы в Яндексе - 320х100 или 320х50, дополнительно бывает - 300х50.
Rich Interstitial - полноэкранная реклама, которую невозможно пропустить. Она показывается всего несколько секунд. Обычный размер - 320х480. Не так давно появился новый вариант - playable ads. Это формат рекламы, в котором пользователю предлагается игра.
Video Interstitial - полноэкранная реклама в формате видео, которую можно пропустить.
Агентство Appodeal проанализировало в 2017 г. мировой рынок рекламы в мобильных приложениях. Отдельно по России статистика не собиралась. Наша страна вошла в регион “Восточная Европа” вместе с еще 21 страной, поэтому приводятся общие данные по региону.
Согласно Appodeal, наибольший доход приносит формат - Rewarded Video: в Андроид-приложениях средний CPM составлял 1,05$, в iOS-приложениях - 2,33$.
Android
Android
Перед выбором оцените преимущества и недостатки разных рекламных форматов. Реклама, которую нельзя пропустить, раздражает пользователей, но приносит наибольший доход. Наименьший доход приносят баннеры. Однако к ним относятся лояльно и на уменьшение retention rate они не влияют. Также баннеры популярны у рекламодателей за счет простоты изготовления, поэтому баннерное рекламное место всегда будет занято.
Изучите аудиторию мобильного приложения: пол, возраст, профессию, географию. Это важные показатели для рекламодателей, по которым будут отбираться площадки для показа. Данные по пользователям можно собрать с помощью сервисов Flurry и MixPanel .
Соберите данные о количестве активных пользователей, так называемые DAU, WAU и MAU. Для рекламодателей эти показатели важнее, чем количество загрузок и доля удержанных клиентов.
Анализируйте рекламные форматы , подходят ли они для приложения. Для контентного приложения лучше использовать нативную рекламу, а для игрового - Rewarded Video. Определите, возможно ли сразу запустить выбранный формат. Если в силу технических возможностей показ рекламы откладывается, не размещайте заявку на такой формат. Display rate будет низким: реклама загружена, но не отработана. Подобная ситуация не нужна ни рекламодателям, ни рекламной сети.
Добавляйте формат Rewarded Video для приложений с покупками. Он принесет дополнительный доход. Например, студия Rusty Lake в качестве бонусов использует подсказки игрокам, когда они не могут пройти уровень. Игрок смотрит рекламу и играет дальше до следующего тупика. Это позволяет много раз показывать рекламу одному и тому же пользователю.
Попробуйте нативную рекламу . Считается, что она меньше раздражает пользователей. В данном случае нативная реклама просто замаскирована под обычный контент, т.е. реклама нативна не по содержанию, а по дизайну. По оценке сервиса Mobyaffiliates, доля нативной рекламы в мобильных приложениях растет на 2-3% в год и к 2020 г. должна занять 63% от общего объема рекламы.
Источник: Mobyaffiliates .
Установите ограничение при показе одинаковой рекламы. Задайте price floor - минимальный уровень цены для размещения рекламы в вашем приложении. Дополнительно ограничьте frequency caps - частоту показов. Это снизит навязчивость рекламы и поможет смягчить раздражение пользователей.
Оценивайте эффективность по метрике ARPDAU - средней выручке на ежедневно активного пользователя. Разделите доходы за рекламу на количество активных пользователей. Лучше отдельно подсчитывать разные форматы рекламы и показы рекламы в разных странах. При подсчете не учитывайте декабрь и январь, т.к. в эти месяцы большой разброс по трафику. В декабре, как правило, самая высокая доходность за год, в январе - самая низкая.
Рекламная сеть должна обеспечивать партнеров постоянными рекламодателями и хорошим доходом. Выбирайте рекламную сеть по рейтингу. За 2017 год самые высокие показатели по заполняемости и выручке показали следующие сети:
Rewarded Video |
Banner |
Rich Interstitial |
Video Interstitial |
AppLovin |
AdMob |
AdMob |
Unity Ads |
Unity Ads |
MyTarget |
MyTarget |
AppLovin |
AdColony |
Yandex |
Yandex |
AdColony |
Tapjoy |
Major Marketplace |
Major Marketplace |
Vungle |
MyTarget |
Inneractive Marketplace |
Facebook AN |
Major Marketplace |
AdMob |
Facebook AN |
Inneractive Marketplace |
InMobi |
Vungle |
AppLovin |
StartApp |
|
Major Marketplace |
Smaato |
AppLovin |
|
Chartboost |
InMobi |
InMobi |
|
IronSource |
Chartboost |
||
Facebook AN |
Smaato |
Rewarded Video |
Banner |
Rich Interstitial |
Video Interstitial |
AppLovin |
AdMob |
AdMob |
AppLovin |
AdColony |
Major Marketplace |
StartApp |
Unity Ads |
Unity Ads |
Yandex |
Major Marketplace |
AdColony |
IronSource |
Inneractive Marketplace |
Inneractive Marketplace |
Vungle |
Tapjoy |
MyTarget |
Yandex |
Major Marketplace |
Vungle |
AppLovin |
AppLovin |
InMobi |
AdMob |
Facebook AN |
MyTarget |
|
Facebook AN |
InMobi |
Facebook AN |
|
Chartboost |
IronSource |
||
Major Marketplace |
InMobi |
||
MyTarget |
Chartboost |
Формат работы различается. Можно работать с рекламной сетью напрямую или через посредников:
SSP (Sell Side Platform) - технологические платформы по продаже рекламных мест;
Ad Mediation - сервисы по оптимизации рекламы для работы со многими рекламными сетями.
Нельзя принуждать пользователей нажимать на рекламу. Никаких CTA- сообщений и жалобных надписей в формате “Реклама помогает нам предоставлять наши услуги бесплатно”.
после каждого нажатия кнопки или перехода;
когда приложение свернуто;
при запуске мобильного приложения;
при возврате из спящего режима;
на экранах входа, выхода, благодарности, ошибки и подобных;
несколько раз подряд: одну за другой.
не размещайте на экране несколько баннеров.
Доля пользователей мобильного интернета растет. В 2017 г. 54% пользователей в России выходили в интернет через смартфоны как минимум раз в месяц, 24% используют только мобильный интернет. Объем российского рынка мобильной рекламы за 2016 г. составил 309 млн $. К 2021 г. объем должен вырасти до 1 млрд $.
Основные рекламные форматы в мобильных приложениях: Rewarded Video, Banner, Rich Interstitial и Video Interstitial. Они отличаются по востребованности у рекламодателей, по степени раздражения пользователей и по доходу. Наибольший средний CPM приносит Rewarded Video.
Собирайте статистику по аудитории приложения и предоставляйте данные по социально-демографическим характеристикам пользователей и географии. Указывайте показатели по активной аудитории DAU, WAU, MAU. Подбирайте рекламные форматы под тип приложения. Пробуйте подходящие форматы, оценивайте с помощью метрики ARPDAU. Ставьте ограничение на частоту показов и порог минимальной цены.