Для служебного пользования приложение. Могут ли коммерческие организации использовать гриф «ДСП»? Ограничения по применению пометки “для служебного пользования”

Нежилые помещения

М ы получили интересный вопрос читателя. И когда стали разбираться в нем, поняли, что он может быть полезен многим и ответ на него может вылиться в интересную статью. Вот о чем нас спросили:

  • Кому: delo@сайт
  • Тема: Бесплатные консультации

Подскажите, пожалуйста, относятся ли документы с грифом «Для служебного пользования» к разряду документов конфиденциального характера? Какими нормативными актами регулируется порядок работы с документами, имеющими гриф «ДСП»? Могут ли коммерческие структуры отправлять исходящие документы с таким грифом или это прерогатива органов государственной власти? Заранее спасибо.

  • Светлана Галкина
  • заведующая канцелярией, г. Саратов

Ранее в нашей стране существовал следующий подход к выделению категорий информации с ограниченным доступом: государственная тайна (с использованием грифов «особой важности» и «совершенно секретно»), служебная тайна (с грифом «секретно») и информация «Для служебного пользования» (далее сокращенно - «ДСП»). Однако со временем ситуация изменилась, появились новые разновидности «тайн», например, коммерческая тайна; изменился порядок использования специальных грифов на документах. Попытаемся разобраться в разнообразии подходов как к самому понятию служебной тайны, так и к порядку проставления грифа «ДСП».

Хоровод различных видов тайн на фоне пробелов законодательства

В федеральном законодательстве, связанном с защитой информации, не оговаривается содержание понятий «конфиденциальный документ» и «конфиденциальное делопроизводство» . Законодательно закреплено лишь деление информации в зависимости от категории доступа к ней на:

  • общедоступную и
  • ограниченного доступа.

Фрагмент документа

Свернуть Показать

Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

Статья 7. Общедоступная информация

1. К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен...

Статья 9. Ограничение доступа к информации

1. Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

2. Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.

3. Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

4. Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.

5. Информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности (профессиональная тайна), подлежит защите в случаях, если на эти лица федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации.

По нашему мнению, под конфиденциальным документом следует понимать информацию, зафиксированную на материальном носителе, содержащую коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать и обеспечивать защиту, доступ к которой ограничивается федеральными законами, а также ее обладателем.

Кроме того, действует Указ Президента РФ от 06.03.1997 № 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера». В нем дается определение понятию служебная тайна : это служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами. Таким образом, служебная информация относится к категории информации, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

Обратите внимание: в постановлении Правительства РФ от 03.11.1994 № 1233 «Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти» упоминается гриф «ДСП» . Однако данный нормативный правовой акт имеет достаточно узкую сферу применения: его действие распространяется на федеральные органы исполнительной власти, а также на подведомственные им организации .

Фрагмент документа

Свернуть Показать

Пункт 1.2 постановления Правительства РФ от 03.11.1994 № 1233 «Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти»

К служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью.

Почему речь идет о несекретной информации? Дело в том, что в 1 993 году был принят Закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне», и с этого времени гриф «секретно» стал относиться только к сведениям, составляющим государственную тайну . Следовательно, гриф «ДСП» не может быть проставлен на документах, содержащих сведения, отнесенные к государственной тайне, так как для них есть свои грифы, соответствующие степени секретности: «Особой важности», «Совершенно секретно» и «Секретно».

Служебную тайну необходимо отличать не только от государственной , но и коммерческой , а также иной охраняемой законом тайны .

Фрагмент документа

Статья 3 Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне»

Коммерческая тайна - режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Следовательно, документы, созданные в процессе жизнедеятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную / коммерческую деятельность и отвечающие вышеуказанным признакам, будут относиться именно к коммерческой тайне . И согласно статье 6 Федерального закона «О коммерческой тайне» на них должен быть нанесен гриф «Коммерческая тайна» с указанием ее обладателя.

Осталось определиться с термином «иная охраняемая законом тайна» . Речь, в частности, идет о:

  • неприкосновенности частной жизни (статьи 23, 24 Конституции РФ);
  • тайне переписки, телефонных, телеграфных и иных сообщений , иными словами, «тайне связи» (статья 63 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи»);
  • банковской тайне (статья 26 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»);
  • налоговой тайне (статья 102 Налогового кодекса РФ);
  • тайне страхования (статья 946 Гражданского кодекса РФ);
  • адвокатской и нотариальной тайнах (статья 8 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре Российской Федерации» и статья 5 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 .02.1993 № 4462-1);
  • тайне следствия, дознания (статья 161 Уголовно-процессуального кодекса РФ) и судопроизводства , а равно сведения о защищаемых лицах и мерах государственной защиты , осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 20.08.2004 № 11 9-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и другими нормативными правовыми актами РФ;
  • журналистской тайне (статья 49 Федерального закона от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации»);
  • аудиторской тайне (статья 8 Федерального закона от 07.08.2001 № 11 9-ФЗ «Об аудиторской деятельности»);
  • сведениях о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющих идентифицировать его личность (иначе называемые «персональные данные» ), кроме сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях;
  • сведениях о сущности изобретения , полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

И это не полный перечень возможных «тайн»!

Что делать коммерческой организации?

Итак, проанализировав различные виды охраняемой законом тайны, мы увидели, что далеко не на все вопросы есть ответы и четкая граница между различными понятиями не всегда видна. В качестве главной причины можно назвать отсутствие единого закона, который содержал бы необходимую нам систематизацию, а существование отдельных документов, изданных для разных целей. Но, несмотря на пробелы, работать с документами и оформлять на них гриф, ограничивающий к ним доступ, нужно уже сейчас. Поэтому постараемся дать конкретные рекомендации для коммерческой организации, о которых просит автор вопроса.

Организация, осуществляющая коммерческую деятельность, может проставлять на своих документах гриф «Коммерческая тайна» в силу Федерального закона «О коммерческой тайне», причем в законе конкретно оговаривается состав информации такого грифа (его образец приведен в Примере 1).

Данный гриф обычно ставят в верхнем правом углу.

Фрагмент документа

Свернуть Показать

Статья 10 «Охрана конфиденциальности информации» Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне»

5) нанесение на материальные носители (документы), содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, грифа «Коммерческая тайна» с указанием обладателя этой информации (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).

Пример 1

Как уже было сказано, понятие «служебная тайна» и правила, устанавливающие порядок обращения с документами, содержащими служебную информацию ограниченного распространения, в государственных учреждениях , приведены в постановлении Правительства РФ от 03.11 .1994 № 1 233 «Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти». Это положение может быть использовано и для негосударственных структур, но только в случае принятия специального Федерального закона «О служебной тайне».

В декабре 2004 года Комитетом по безопасности в Госдуму был внесен проект Федерального закона от 24.12.2004 № 124871-4 «О служебной тайне». 18 апреля 2006 года он был рассмотрен Советом Государственной Думы, а в планах законопроектной работы комитетов первое чтение закона намечено на ближайшие месяцы. До принятия этого закона мы порекомендовали бы коммерческой организации воздержаться от использования грифа «ДСП» на своих исходящих документах.

Строго говоря, коммерческим организациям пока никаким законом прямо не разрешено использовать гриф «Для служебного пользования» (гриф «ДСП») . И в их распоряжении остается только гриф «Коммерческая тайна», но его явно недостаточно!

Например, любой работодатель имеет документы, содержащие персональные данные работников, доступ к которым должен быть ограничен в силу Трудового кодекса РФ и Федерального закона «О персональных данных». А ставить на кадровых документах гриф «Коммерческая тайна» как-то нелогично. Ведь если вспомнить определение коммерческой тайны (мы привели его выше), в нем речь идет об информации, позволяющей увеличить доходы и избежать неоправданных расходов, получить коммерческую выгоду. Но в ТК РФ и Федеральном законе «О персональных данных» постоянно идет речь о конфиденциальности информации. Поэтому уже сейчас некоторые организации используют в своей работе для подобных документов пометку «Конфиденциально» , которую проставляют штампом.

В настоящее время представление в диссертационный совет диссертаций с пометкой «Для служебного пользования» Положением о присуждении ученых степеней не предусмотрено (ранее представление таких диссертаций в диссертационный совет допускалось).

В СССР существовал следующий подход к выделению категорий информации с ограниченным доступом: государственная тайна (с использованием грифов «особой важности» и «совершенно секретно»), служебная тайна (с грифом «секретно») и информация «Для служебного пользования» («ДСП»). В настоящее время ст. 7, 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изменениями и дополнениями) закреплено лишь деление информации в зависимости от категории доступа к ней на общедоступную и ограниченного доступа.

Кроме того, понятие «служебная тайна» встречается в указе Президента РФ от 06.03.1997 № 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера»:

3. Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна).

В п. 1.2 постановления Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1233
«Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти и уполномоченном органе управления использованием атомной энергии» (с изменениями и дополнениями) (применимо к федеральным органам исполнительной власти, а также на подведомственных им организаций) отмечается, что:

К служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью.

При этом, в п. 1.3. отмечается, что:

Не могут быть отнесены к служебной информации ограниченного распространения:
акты законодательства, устанавливающие правовой статус государственных органов, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;
сведения о чрезвычайных ситуациях, опасных природных явлениях и процессах, экологическая, гидрометеорологическая, гидрогеологическая, демографическая, санитарно-эпидемиологическая и другая информация, необходимая для обеспечения безопасного существования населенных пунктов, граждан и населения в целом, а также производственных объектов;
описание структуры органа исполнительной власти, его функций, направлений и форм деятельности, а также его адрес;
порядок рассмотрения и разрешения заявлений, а также обращений граждан и юридических лиц;
решения по заявлениям и обращениям граждан и юридических лиц, рассмотренным в установленном порядке;
сведения об исполнении бюджета и использовании других государственных ресурсов, о состоянии экономики и потребностей населения;
документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах организаций, необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

Аспиранты также должны помнить, что законом охраняется:
неприкосновенность частной жизни (статьи 23, 24 Конституции РФ);
тайна переписки, телефонных, телеграфных и иных сообщений, иными словами, «тайне связи» (статья 63 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи»);
банковская тайна (статья 26 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»);
налоговая тайна (статья 102 Налогового кодекса РФ);
тайна страхования (статья 946 Гражданского кодекса РФ);
адвокатская и нотариальная тайна(статья 8 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре Российской Федерации» и статья 5 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 .02.1993 № 4462-1);
тайна следствия, дознания (статья 161 Уголовно-процессуального кодекса РФ) и судопроизводства, а равно сведения о защищаемых лицах и мерах государственной защиты, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 20.08.2004 № 11 9-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и другими нормативными правовыми актами РФ;
журналистская тайна (статья 49 Федерального закона от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации»);
аудиторская тайна (статья 8 Федерального закона от 07.08.2001 № 11 9-ФЗ «Об аудиторской деятельности»);
сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющих идентифицировать его личность (иначе называемые «персональные данные»), кроме сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях;
сведениях о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

Аспиранты, добывающие материалы для диссертации в коммерческих фирмах и корпорациях, должны принять во внимание, что согласно ст. 10 Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (с изменениями и дополнениями), эти организации могут принять законные меры по охране конфиденциальности информации. При этом в статье 5 закона упомянуты и те сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну.

Защита диссертации с грифом «Для служебного пользования»

До 2013 года защита диссертационных исследований с грифом ДСП осуществлялась согласно Приказу Минобрнауки РФ от 07.06.2007 N 169 «Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения и защиты диссертаций с грифом «Для служебного пользования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 25.06.2007 N 9684). С принятием нового «Положения о присуждении ученых степеней», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2013 г. № 842, защита диссертаций без секретных сведений, не размещенных в ЕГИСМ , невозможна.

А вот как прокомментировал ситуацию Председатель Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки Владимир Филиппов в интервью газете «Новые Известия» за 18 декабря 2013 г.:

Мы стараемся не оставлять такой возможности. Многие пытались найти варианты не вывешивать работы в Сеть - для этого вкладывали в диссертацию одну страничку секретного материала какого-то, чтобы работа шла под грифом ДСП. А гриф ДСП присваивается самой организацией - например, я в РУДН могу многим материалам такой гриф присвоить. Так вот сейчас мы ликвидировали понятие «диссертация ДСП» - таких больше не будет. Останутся либо секретная - это совсем другая процедура защиты, либо все остальное - открытое.

Наверное, каждый из вас, дорогие читатели, помнит, как на заре защиты персональных данных, в далеком 2008 году, существовал почти оккультный труд под названием "четверокнижие ". ФСТЭК рассылала труд сей по запросу, ибо имел он гриф "ДСП", да за вознаграждение малое - ибо печать и пересылка. И каждый экземпляр труда этого был пронумерован и прогрифован соответствующим образом - не дай бог супостату в руки попадет. Времена те давно ушли, да и труд давно неактуален - да вот только гриф "Для Служебного Пользования" остался, и периодически дает о себе знать.

Согласно законодательства РФ, на любом предприятии, в любой организации и любом учреждении должен вестись воинский учет . Дело это весьма непростое и имеющее определенные нюансы, связанные, прежде всего, с взаимодействием с государственными силовыми ведомствами. Не так давно в одну знакомую фирму наведался товарищ проверяющий, который высказал массу претензий, связанных с отсутствием грифа ДСП на одной из форм, передаваемых в госучреждение, и соответствующих процедур, связанных с этим грифом. Лица, ответственные за воинский учет на предприятии, попытались возразить - но проверяющий был неумолим: надо - и все тут. А надо ли?

Давайте ненадолго вернемся в далекий 2008 год и представим, что некая коммерческая организация получила то самое, грифованное и нумерованное "четверокнижие". Что дальше? Вообще, "ДСП" расшифровывается как "для служебного пользования" и, стало быть, не предназначено для посторонних глаз. Отсюда вытекает необходимость ограничения доступа к информации, содержащейся в документе "ДСП", а также учета носителя, на котором эта информация зафиксирована, в какой-то системе делопроизводства (и скорее всего, создания такой системы) - в противном случае гриф ДСП не будет иметь никакого смысла. Тут же возникают затраты, которые ложатся на коммерческую организацию вследствие реализации всего того, что написано выше, и любой владелец бизнеса задаст вопрос - а насколько они обоснованы, прежде всего с законодательной точки зрения?

Прежде всего, заглянем в "трехглавый" Закон - 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации ", статья 5 которого делит всю информацию на 4 категории:

  1. Информацию, свободно распространяемую;
  2. Информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;
  3. Информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;
  4. Информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.
В статье 9 этого же закона упоминается понятие "служебная тайна" - это, согласно п. 3 Указа Президента РФ от 06.03.1997 № 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера », служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами. Таким образом, служебная информация относится к категории №4.

Пытливый читатель сразу задаст вопрос - свидетельствует ли гриф "ДСП" о том, что в документе содержится "служебная тайна"? На этот вопрос нам ответит Пункт 1.2 постановления Правительства РФ от 03.11.1994 № 1233 «Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти », в котором говорится: "к служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью".

Именно это Постановление и предписывает проставлять гриф "ДСП" на документы, содержащие "служебную информацию ограниченного распространения" и, хотя и с большим "натягом", этот термин можно приравнять к определению "служебной тайны", но само постановление, согласно пункта 1.1, распространяется только на федеральные органы исполнительной власти, а также на подведомственные им предприятия, учреждения и организации.

Что делать коммерческому предприятию? Ответ прост - смотреть законодательство РФ. И вот здесь "коммерсант", увы, не найдет ничего, кроме проекта Федерального закона от 24.12.2004 №124871-4 «О служебной тайне» , который с момента своего внесения на рассмотрение в Государственную Думу в декабре 2004 года, так дальше никуда и не двинулся. Правда, была попытка вынести его на первое чтение в мае 2011 года, но по каким-то причинам оно не состоялось.

Получается интересный парадокс: служебная тайна, равно как и служебное делопроизводство, существует в настоящее время только в государственных структурах. Коммерческое предприятие, получающее документ с грифом "ДСП", не только не обязано предпринимать каких-либо мер по его охране, но и не обязано сохранять конфиденциальность полученной информации: согласно ч. 1 ст. 9 149-ФЗ, доступ к информации может быть ограничен только федеральным законом, а закона о "служебной тайне" пока нет и не предвидится.

Именно по этой причине использование коммерческим предприятием грифа "ДСП" на ЛЮБЫХ документах является невозможным: наносить-то можно, но вот только легитимным он не будет. А это означает, что товарищ проверяющий явно заблуждается: его "конторе" придется наносить гриф на полученный от коммерческого предприятия документ самостоятельно, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

ГЛАВГОСЭКСПЕРТИЗА РОССИИ

ИНСТРУКЦИЯ
о порядке обращения с документированной
служебной информацией
ограниченного распространения
в организациях, учреждениях, предприятиях и т.д.

Москва

Отметка о возврате

Проверка исполнения

Прочие отметки

Фонд №

Опись №

Дело №

(Оборотная сторона)

Формат А5 (148 ´ 210) или А6 (105 ´ 148)

Приложение 2

к п. .

ЖУРНАЛ
учета документов и изданий с грифом «Для служебного пользования» *

Дата поступления и индекс документа

Дата и исходящий номер документа

Откуда поступил или куда направлен

Вид документа и краткое содержание

Количество листов

Количество и номера экземпляров

документа

приложения

Окончание

Резолюция или кому направлен на исполнение

Отметка о взятии на контроль и срок исполнения

Дата и расписка

Индекс (номер) дела, куда подшит документ

Отметка об уничтожении

о получении

о возврате

* Допускается раздельное ведение журналов на входящие и исходящие документы и издания с грифом «Для служебного пользования».

Приложение 3

к п. .

ЖУРНАЛ
учета и распределения изданий «Для служебного пользования»

№№ пп.

Наименование издания

Издано или поступило

Распределение

Возврат

Уничтожение

откуда поступило и где отпечатано

входящий номер сопроводительного письма

куда и кому направлено (или выдано)

№ исходящего документа (или расписка в получении) и дата

количество экземпляров и №№ экз.

дата, №№ экз.

дата, № акта

Приложение 4

к п. .

КАРТОЧКА УЧЕТА
выдаваемых дел и изданий с грифом «Для служебного пользования»

Наименование дела или издания

№№ пп

Номер дела, №№ экземпляров, изданий и количество листов

Подразделение и фамилия сотрудника

Расписка

Примечание

в получении и дата

о возврате и дата

Приложение 5

к п. .

опись

документальных материалов ___________________ хранения

(постоянного, временного)

________________________________________________________________________

(отдела, управления)

за _________ год