Договор передачи земли в собственность. Акт приема-передачи земельного участка по договору купли продажи. Образец заполнения. Порядок бесплатной передачи земельного участка государственной или муниципальной собственности

Приватизация

Земля - это один из самых ценных природных ресурсов любой страны, это основа для возведения городов, промышленных объектов, основа для расположения различных растительных, водных и животноводческих объектов, а также организации насаждений полезных сельскохозяйственных культур. Вся земля как объект недвижимости полностью является собственностью государства, а также всех жителей страны, поэтому земельные территории передаются из федеральной собственности в частную или муниципальную формы владения.

Однако процесс передачи государственных земельных участков в собственность муниципальных органов и различных субъектов страны требует строгого соблюдения определенной процедуры, правильного составления заявлений и сбора соответствующей документации. Помимо этого, важно ознакомиться со всеми нюансами осуществления кадастровых работ и принятия судебных решений по поводу передачи территорий.

Подача заявления о передаче земельного участка, находящегося в федеральной собственности

Земельные участки, которые являются собственностью страны, могут на бесплатной основе предоставляться в собственность и пользование различным субъектам страны и муниципальным органам самоуправления. Круг лиц, которые имеют возможность обрести в пользование федеральные территории, является следующим:

  • Муниципальные районы получают в собственность территории, которые расположены на межселенных участках сопутствующих районов. Главное условие соответствия - наличие детальной схемы территориального планирования, которая утверждена в установленном государством порядке;
  • Города федерального значения (Москва, Севастополь, Санкт-Петербург) могут получить территории, которые находятся в пределах их административных границ;
  • Поселения и городские округа имеют возможность получить территории, которые расположены в пределах административных границ данных городов, округов и поселений. Ключевой условие передачи - наличие генеральных планов, правил землепользования, а также застроек, которые утверждены в установленном государственным законодательством порядке;
  • Всевозможные субъекты федерального значения могут получать земельные территории, которые предназначены для возведения объектов межрегионального значения, при условии наличия подтверждающей документации с планированием, проектами планировки и межевания.

Основным этапом в процессе передачи федеральных территорий в частную или муниципальную собственность является составление соответствующего заявления. Основанием для осуществления процесса передачи территорий является подача заявления соответствующего содержания.

Данный документ передается главой муниципального образования, то есть наивысшим должностным лицом исполнительного муниципального органа субъекта. Заявление о предоставлении территории должно подаваться в ответственный федеральный исполнительный орган, который выступает в роли собственника и обретает полномочия владельца конкретного участка земли.

Содержание заявления о передаче земельного участка, находящегося в федеральной собственности

Подача заявления с прошением или требованием о предстоящем предоставлении земельных территорий в пользование федеральных субъектов и муниципальных органов самоуправления предусматривает предоставление в ответственный за земельные манипуляции государственный орган документа с достоверной информацией.

Любое заявление должно содержать следующие данные в полном объеме:

  • кадастровый регистрационный номер земельной территории, если в государственном земельном кадастре присутствуют регистрационные данные о конкретном участке;
  • данные проекта и схемы расположения территорий.

Образование участка для передачи его в муниципальную собственность или в собственность субъекта РФ

Участки, которые становятся объектом передачи в пользование федеральных или муниципальных субъектов, могут участвовать в предстоящей операции по преобразованию. В данном случае к заявлению от имени государственных органов должен добавляться утвержденный законодательством проект межевания территории, в пределах которой располагается конкретный участок.

Если такой проект отсутствует, то заявитель предоставляет схему расположения территории, а в соответствующем заявлении он указывает кадастровый регистрационный номер участка, который зарегистрирован в соответствующих базах.

Документы для передачи земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъекта РФ

Процесс передачи земельной территории в пользование федеральных субъектов и муниципальных органов самоуправления должен сопровождаться подачей в ответственный за совершение земельных сделок орган полного объема документации.

Если же бумаги будут предоставлены не в соответствии с законодательными актами, то данный факт может стать поводом для отказа в предоставлении участка.

Перечень документов следующий:

  • заявление с просьбой о передаче территории в пользование федеральных субъектов и муниципальных учреждений.
  • проект предстоящего межевания территории, который утвержден в законном порядке.
  • схема точного месторасположения земельной территории, если данный участок будет участвовать в преобразовании.

Орган, который выступает законным собственником территорий, не имеет законного права требовать у заявителя дополнительной документации, не предусмотренной законодательством.

После предоставления заявления в орган исполнительной власти в течение одного месяца учреждение, которое выступает в роли собственника земли, должно принять решение о передаче территорий или же принять решение об отказе в предоставлении участка из федеральных активов в пользование федеральных субъектов и муниципальных органов самоуправления. Если орган выносит отрицательное решение, то в нем должны быть указаны основания данного отказа.

Решение об отказе в передаче земельного участка

Подача заявления с просьбой о передаче земельной территории из федерального актива в пользование муниципальных структур и субъектов государства может не принести должных результатов, поэтому ответственный за решение земельных вопросов орган может ответить отказом в удовлетворении требований.

Причинами для вынесения отрицательного решения в данном вопросе могут быть следующие случаи:

  • Если в предоставленном заявлении не был указан кадастровый номер земельной территории или же к этому документу не были приложены важные документы (проект межевания земельных участков, утвержденный ответственным государственным органом, или же схема месторасположения территории, если конкретный участок будет участвовать в преобразовании).
  • Если территории, которые рассматриваются в качестве объекта передачи органам государственной власти, ведомственным предприятиям и учреждениям, которые были созданы на некоммерческой основе, были замечены в случаях нарушения законодательства в сфере пользования землей, порчи свойств территорий, нарушения целевого предназначения, невыполнения обязанностей землепользователей или длительного отказа от эксплуатации территорий;
  • В схеме расположения территорий, утвержденной законодательством, существуют факторы, достаточные для отказа. Таковыми могут быть несоответствие плана формату или процессам подготовки документации, несовпадение данных схемы с реальным положением участка, а также если в процессе разработки были допущены серьезные ошибки, схема не соответствует утвержденному проекту и всей дополнительной документации, схема с планом предстоящего образования земли включает границы участков, которые будут участвовать в процессах межевания.
  • Земельная территория не подлежит передаче в муниципальное или государственное пользование, если она предназначена для предоставления в пользование другим производствам и субъектам.

Выполнение кадастровых работ, необходимых для уточнения границ передаваемых земельных участков или образования земельного участка и государственной регистрации права собственности муниципального образования или субъекта РФ

Законная процедура передачи земли в пользование федеральных субъектов или муниципальных организаций предусматривает не только принятие решения или вынесение отказа в передаче участков земли. В случае успешного проведения процедуры в течение тридцати дней заявителю направляется решение для ознакомления.

Далее ответственный орган, который исполняет роль владельца земельных территорий, должен уведомить государственный фонд по развитию жилищного строительства о факте поступления заявления, а также о принятии какого-либо решения.

Следующим этапом является выполнение соответствующих кадастровых работ.

Если в государственном кадастровом реестре отсутствуют данные о местоположении границ территорий, то данный факт не является поводом для отказа о предоставлении участков.

Все необходимые кадастровые работы выполняются за счет финансовых активов местных бюджетов. Соответствующие работы необходимы для установления точных границ территорий, образования земель, а также государственной регистрации прав собственности муниципальных или федеральных субъектов на конкретный земельный участок.

Вопрос-ответ

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

Спросить юриста

О передаче из федеральной в муниципальную собственность земельных участков, находящихся в бессрочной аренде у ООО

ТУ Росимущества в 2016 году без уведомления арендатора (собственника здания) передал в собственность города земельный участок. в 2009 году по надуманным причинам отказав в выкупе земли арендатору. правомерно?

Приемопередаточный акт при отчуждении земли становится доказательством передачи имущества новому владельцу.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Документ выступает приложением к основному договору. Какой вид имеет акт о приеме-передаче участка земли?

По ГК РФ наличие акта приема-передачи недвижимости позволяет удостоверить неоспоримое право собственности нового владельца.

Сей документ необходим для регистрации полученного права. Как выглядит образец акта приема-передачи при отчуждении земли?

Важные моменты

Тем не менее, именно акт удостоверяет факт передачи и принятия участка земли. Наличие подписей обеих сторон доказывает, что сделка действительно свершилась по факту, а не только на бумаге.

Приложениями приемопередаточного акта становятся:

  • кадастровый паспорт.

Земельный участок передается по акту после проведения любой сделки отчуждения, а именно после подписания соответствующего договора.

Также указываются реквизиты договора. Непременно отображается основание передачи, и прописываются реквизиты сторон.

Выражаясь проще, приемопередаточный акт земельного участка являет собой изложение основной сути договора.

Подписи в договоре свидетельствуют о намерении сторон свершить сделку на оговоренных условиях. Подписи в акте указывают, что сделка совершена на условиях заключенного договора.

Что нужно знать

Акт приема-передачи подтверждает факт принятия при передаче недвижимого имущества. Он станет основанием для госрегистрации перехода права собственности.

В процессе составления акта указываются данные о сторонах сделки и подробное описание объекта.

К обязательным сведениям о земельном участке относятся его месторасположение, целевое назначение, площадь и кадастровый номер. Составляется приемопередаточный акт в трех экземплярах.

Приемопередаточный акт является неотделимой частью большинства договорных сделок, где предполагается передача имущества.

Составлять он может участниками любого обязательства и по личной инициативе. В сделках с недвижимостью составление акта это законодательное требование.

С какой целью формируется

Одна из основных целей составления приемопередаточного акта это доказательство исполнения обязательств. Кроме того содержание документа свидетельствует о состоянии участка на момент передачи.

Наличие акта о приеме-передаче для сторон гражданско-правовой сделки становится гарантией безопасности.

Акт это дополнение основного договора и по сути своей дублирует его. Казалось бы, в составлении акта нет особого смысла.

Однако отсутствие сего документа не замедлит сказаться в случае признания сделки недействительной, оспоримой или ничтожной.

Соответственно гражданским правоотношениям, требующим возвращения земли, должно устанавливаться состояние таковой на момент передачи в пользование иному лицу.

При отсутствии четких доказательств данного состояния может возникать конфликт сторон. А именно требование возмещения материального ущерба и рассмотрение дела в судебном порядке.

При этом требования и возражения сторон не подкреплены доказательной базой в виде акта о приеме-передаче. Обязательность составления приемопередаточного акта может вытекать из условий договора.

Но в случае с земельным участком факт предопределен законодательно и базируется на нормах .

Действующие нормативы

Гражданским Кодексом установлено, что недвижимость передается по передаточному акту либо подобному документу, подписываемому участниками сделки.

Можно не указывать, что акт является приложением к договору, но обязательно прописывается, что передача имущества по акту происходит в рамках конкретного договора.

О необходимости составления приемопередаточного акта сказано в .

В частности содержание положения в том, что недвижимость передается продавцом и принимается покупателем на основании подписания передаточного акта или подобного документа.

Когда иное не предопределено законом или договором, то обязательство по передаче имущества почитается реализованным с момента вручения такового покупатели и фиксации данного факта подписями в передаточном акте.

Форма передаточного акта не регламентирована. Стороны сами определяют условия и пункты, какие надлежит включать в документ.

Здесь сказано, что учетно-хозяйственная документация, к коей можно отнести и передаточный акт, должна содержать название документа, дату составления и основную суть свершенной операции.

Особенности составления документа

Акт о приеме-передаче земли разрешается написать от руки или напечатать. Главное, чтобы подписан документ был непосредственными участниками сделки.

При составлении акта надлежит учесть следующие аспекты:

Порядок заполнения

Форма приемопередаточного акта не утверждена законодательными нормативами, но большинство подобных документов имеют унифицированную форму.

Существует такая форма и для приемопередаточного акта. Утверждена она в 2003 году Федеральной службой госстатистики .

Перед составлением желательно уточнить, как именно выглядит акт приема-передачи земельного участка образец 2019, Росреестр откажет в регистрации права собственности новому владельцу при неверном оформлении документа.

Форма документа такова:

Преамбула наименование документа;
данные об участниках сделки (Ф.И.О., паспортные данные, адреса регистрации и действительного проживания);
правовая ссылка на нормы ГК;
утверждение об отсутствии воздействия (угроз, принуждения и т.д.)
Описание участка адрес месторасположения и регистрации;
номер по кадастру;
площадь участка;
номер и дата подписания договора
Подтверждение, что земля передана вместе с правоустанавливающей и технической документацией Здесь же следует описать состояние участка на момент передачи
Претензии Отсутствие таковых
Численность экземпляров документа и перечень лиц У каких оные сохраняются
Подписи сторон с расшифровкой

Составляется акт непосредственно на передаваемом участке земли. Обязательно при этом присутствуют лица, участвующие в сделке.

Отчуждающей стороной предварительно составляется перечень всего имущества, что находится на участке.

Видео: оформляем передаточный акт к договору купли-продажи квартиры

Принимающая сторона проверяет все объекты, перечисленные в списке, и подтверждает согласие/несогласие.

По договору купли-продажи

По п.1 ст.556 ГК прием-передача объектов недвижимости реализовывается по передаточному акту или схожему документу.

Этот факт нужно отразить в акте. Обратить внимание следует на даты. Дата документа и дата передачи земли могут не совпадать. При этом днем передачи будет считаться дата, указанная в акте.

Обязательно нужно проверить полномочия лица, подписывающего документы. Малейшие неточности при составлении акта о приеме-передаче могут стать причиной его оспаривания.

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

ЗК РФ Статья 39.31. Порядок безвозмездной передачи земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации

1. Передача находящегося в федеральной собственности земельного участка в соответствии с настоящей статьей осуществляется по заявлению о передаче земельного участка, направляемому главой муниципального образования, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (далее в настоящей главе - заявление о передаче земельного участка). Заявление о передаче земельного участка подается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества.

2. В заявлении о передаче земельного участка указывается кадастровый номер земельного участка в случае, если сведения о земельном участке внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

3. В случае, если земельный участок, который предлагается передать в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации, предстоит образовать, к заявлению о передаче земельного участка прилагается утвержденный проект межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок, или при отсутствии этого проекта - схема расположения земельного участка, а в заявлении о передаче земельного участка указывается кадастровый номер исходного земельного участка (в случае образования земельного участка из земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости).

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Не допускается требовать от заявителя иные документы, за исключением документов, предусмотренных настоящей статьей.

5. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, не позднее чем в течение одного месяца со дня поступления заявления о передаче земельного участка обязан принять и направить заявителю решение о безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации (далее в настоящей главе - решение о передаче земельного участка) или решение об отказе в безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации (далее в настоящей главе - решение об отказе в передаче земельного участка). В решении об отказе в передаче земельного участка должны быть указаны все основания для отказа в передаче земельного участка, и к нему должны быть приложены копии документов, подтверждающих наличие оснований для такого отказа.

6. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, уведомляет в порядке, установленном этим органом, единый институт развития в жилищной сфере о поступлении заявления о передаче земельного участка, а также о принятом в соответствии с настоящей статьей решении о передаче земельного участка или решении об отказе в передаче земельного участка.

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

До 01.03.2018 основанием для отказа в передаче земельного участка также является принятое до 01.03.2015 решение о предварительном согласовании места размещения объекта в отношении такого участка, срок действия которого не истек (ФЗ от 23.06.2014 N 171-ФЗ).

7. Решение об отказе в передаче земельного участка принимается при наличии следующих оснований:

1) земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, не подлежит передаче в соответствии с пунктом 2 статьи 39.30 настоящего Кодекса;

2) в заявлении о передаче земельного участка не указан кадастровый номер земельного участка либо к этому заявлению не приложены утвержденный проект межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок, или схема расположения земельного участка в случае, если такой земельный участок предстоит образовать;

3) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

4) земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, предоставлен федеральному органу государственной власти, его территориальному органу, федеральному казенному предприятию, федеральному государственному предприятию, федеральному государственному учреждению, созданной Российской Федерацией некоммерческой организации и отсутствуют предусмотренные - настоящего Кодекса основания для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, права безвозмездного пользования таким земельным участком, расторжения договора аренды такого земельного участка или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.

8. Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка, который предлагается передать, не является основанием для принятия решения об отказе в передаче земельного участка.