Есть ли правила правописания для иностранных слов? Орфография. приключения иностранных слов в россии X. правописание имен числительных

Приватизация

Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П.

СПРАВОЧНИК ПО ПРАВОПИСАНИЮ, ПРОИЗНОШЕНИЮ, ЛИТЕРАТУРНОМУ РЕДАКТИРОВАНИЮ

М.: ЧеРо, 1999

Справочник, созданный на основе известного «Справочника по правописанию и литературной правке» Д.Э Розенталя, посвящен вопросам орфографии, пунктуации, произношения и литературного редактирования текста.

В третьем издании справочника исправлены опечатки и стилистические погрешности, изменены отдельные формулировки и примеры

Справочник предназначен для работников средств массовой информации, редакторов, авторов, переводчиков, а также для самого широкого круга читателей, интересующихся вопросами культуры русского языка. Может быть использован в качестве пособия для абитуриентов.

При подготовке электронной версии книги частично использованы материалы размещенные здесь

ПРЕДИСЛОВИЕ

ОРФОГРАФИЯ

I. ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ

§1. Проверяемые безударные гласные

§2. Непроверяемые безударные гласные

§3. Чередующиеся гласные

§4. Гласные после шипящих

§5. Гласные после ц

§6. Буквы э – е

§7. Буква й

II. ПРАВОПИСАНИЕ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ

§8. Звонкие и глухие согласные

§9. Двойные согласные в корне и на стыке приставки и корня

§10. Непроизносимые согласные

III. УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРОПИСНЫХ БУКВ

§11. Прописные буквы в начале текста

§12. Прописные буквы после знаков препинания

§13. Собственные имена лиц

§14. Клички животных, наименования видов растений, сортов вин

§15. Имена действующих лиц в баснях, сказках, пьесах

§16. Имена прилагательные и наречия, образованные от индивидуальных названий

§17. Географические и административно-территориальные названия

§18. Астрономические названия

§19. Названия исторических эпох и событий, геологических периодов

§20. Названия праздников, народных движений, знаменательных дат

§21. Названия, связанные с религией

§22. Названия организаций, учреждений, предприятий, иностранных фирм

§23. Названия документов, памятников старины, произведений искусства

§24. Наименования должностей и званий

§25. Названия орденов, медалей, знаков отличия

§26. Названия литературных произведений и средств массовой информации

§27. Сложносокращенные слова и аббревиатуры

§28. Условные имена собственные

IV. РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ Ъ И Ь

§29. Употребление ъ

§30. Употребление ь

V. ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК

§31. Приставки на з-

§32. Приставки пре- и при-

§33. Гласные ы и и после приставок

VI. ГЛАСНЫЕ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц В СУФФИКСАХ И ОКОНЧАНИЯХ

§34. Гласные о и е после шипящих

§35. Гласные после ц

VII. ПРАВОПИСАНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

§36. Окончания имен существительных

§37. Суффиксы имен существительных

VIII. ПРАВОПИСАНИЕ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

§38. Окончания имен прилагательных

§39. Суффиксы имен прилагательных

IX. ПРАВОПИСАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ

§40. Соединительные гласные о и е

§41. Сложные слова без соединительной гласной

§42. Правописание сложных существительных

§43. Правописание сложных прилагательных

X. ПРАВОПИСАНИЕ ИМЕН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ

§44. Числительные количественные, порядковые, дробные

§45. Числительное пол-

§46. Способы оформления числительных на письме

XI. ПРАВОПИСАНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ

§47. Отрицательные местоимения

XII. ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАГОЛОВ

§48. Личные окончания глаголов

§49. Употребление буквы ь в глагольных формах

§50. Суффиксы глаголов

XIII. ПРАВОПИСАНИЕ ПРИЧАСТИЙ

§51. Гласные в суффиксах причастий

§52. Правописание нн и н в причастиях и отглагольных прилагательных и их производных

XIV. ПРАВОПИСАНИЕ НАРЕЧИЙ

§53. Гласные на конце наречий

§54. Наречия на шипящую

§55. Отрицательные наречия

§56. Слитное написание наречий

§57. Дефисное написание наречий

§58. Раздельное написание наречных сочетаний

XV. ПРАВОПИСАНИЕ ПРЕДЛОГОВ

§59. Дефисное написание предлогов

§60. Слитное и раздельное написание предлогов и предложных сочетаний

XVI. ПРАВОПИСАНИЕ СОЮЗОВ

§61. Слитное написание союзов

§62. Раздельное написание союзов

XVII. ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТИЦ

§63. Раздельное написание частиц

§64. Дефисное написание частиц

Правописание не и ни

§65. Правописание не с именами существительными

§66. Правописание не с именами прилагательными

§67. Правописание не с именами числительными

§68. Правописание не с местоимениями

§69. Правописание не с глаголами

§70. Правописание не с причастиями

§71. Правописание не с наречиями

§72. Правописание ни

XVIII. ПРАВОПИСАНИЕ МЕЖДОМЕТИЙ И ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫХ СЛОВ

§73. Дефисное написание междометий и звукоподражаний

XIX. ПРАВОПИСАНИЕ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ

§74. Транскрипция иностранных слов

Приложение. Правила переноса

ПУНКТУАЦИЯ

Иностранные (иноязычные) слова прочно вошли в наш языковой обиход. Бурное пополнение языка заимствованиями часто сопровождается их довольно быстрым освоением на лексическом и грамматическом уровнях, но не в плане письма. Вопрос о том, где почерпнуть сведения об орфографии новых иноязычных слов, какие существуют правила их письменного употребления, может вызвать растерянность: правил правописания заимствований как таковых не существует. Наиболее частотные орфографические проблемы, которые возникают при письменном освоении заимствований,- это проблема употребления буквы «э», проблема удвоенных согласных и проблема слитных/дефисных написаний.

Если вы хотите перед прочтением материала проверить свои знания русского языка, то рекомендуем пройти наш новый интересный тест:

Источник теста: «АиФ», «Лайфкаххер»

Чтобы прояснить, например, написание таких слов, как бренд / брэнд (англ. brand), рекет / рэкет (англ. racket), сленг / слэнг (англ. slang), хайвей / хайвэй (англ. highway), хетчбек / хэтчбэк / хетчбэк / хэтчбек (англ. hatch + back), в академическом справочнике «Правила русской орфографии и пунктуации» нужно посмотреть раздел «Правила употребления букв»:

«§ 8. Не в начале корня после согласных буква э пишется для передачи гласного э и одновременно для указания на твердость предшествующего согласного в следующих случаях.

1. В немногих нарицательных словах иноязычного происхождения. Перечень основных слов: мэр, мэтр «учитель, мастер», пленэр, пэр, рэкет, рэп, сэр; то же в производных от них словах, напр.: мэрия, пэрство, рэкетир. Круг других слов (преимущественно узкоспециальных) определяется орфографическим словарем».

Таким образом, из этого правила мы получили ответ на свой вопрос только о слове рэкет, и при этом осталось неясным, почему именно этому слову отдано предпочтение.

При желании узнать, как пишется иноязычное слово фитнес© (англ. fitness) - с одной или двумя буквами «с», в каком месте буквенное удвоение у слова мил (л)ен (н)иум (англ. millennium), сколько букв «ф» в слове оф (ф)шор (англ. off-shore), следует обратиться к разделу о двойных согласных, общему для исконно русских и для заимствованных слов:

«§ 107. Написание двойных согласных в корнях заимствованных (иноязычных) слов определяется в словарном порядке, напр.: аббревиатура, акклиматизация, аккомпанемент, аккредитация, аккуратный, аллея, антенна, (…) тонна, триллер, труппа, хлорофилл, хоккей, эксцесс, эссенция.

Ср. иноязычные слова с одиночными согласными: алюминий, галерея, десерт, дилер, (…) официальный, офшор, рапорт, раса, софит, тореро, тротуар, штекер, эмиграция и многие другие».

Что касается проблемы слитных/дефисных написаний, то с ними дело обстоит еще сложнее: информация о заимствованиях рассредоточена по нескольким параграфам, состоящим из многих подпунктов и примечаний.

Мы видим, что правила для иноязычных слов, во-первых, «спрятаны» внутри общих правил для всех слов русского языка; во-вторых, они представляют собой - иногда в основном, иногда исключительно - отсылку к словарю. Правильное употребление иностранных слов требует запоминания; об этом знают те, кто хорошо учился в школе.

Что такое правило орфографии? Это правило в ы б о р а. По словам академика А.А. Зализняка, «орфография - это совокупность правил, предписывающих выбор одной из графически правильных записей для всех случаев, когда такая запись не единственная». Речь идет о графических записях, которые точно, в соответствии с основными правилами чтения передают фонетический облик (произношение) слова. Можно написать акаунт или аккаунт, баннер или банер, граффити или графити, капуччино или капучино, риелтор или риэлтор, бренд или брэнд, каркадэ или каркаде, хайвей или хайвэй, бизнесвумен или бизнес-вумен, диджей или

ди-джей, имейл, имэйл, е-мейл или е-мэйл, экзитпол или экзит-пол, экономкласс или эконом-класс, секонд-хенд, сэконд-хэнд, секонд-хэнд или сэконд-хенд, но читаться варианты этих слов будут в принципе одинаково. Из этих вариантов в каждом конкретном случае надо выбрать один - правильный.

Что означает «п р а в и л ь - н ы й» применительно к иноязычным словам? Это значит: максимально точно передающий иноязычное слово и при этом не противоречащий традициям русского письма. Однако существующий в теории данный орфографический идеал весьма трудно достичь на практике, и тому есть вполне объективные причины.

Иноязычное слово в отличие от исконного одновременно испытывает влияние двух языков - языка-источника и русского, и порой эти влияния противоречат друг другу. Допустим, в языке-источнике слово пишется с удвоенной согласной, но в русском языке в данном случае два согласных (долгий согласный) не произносятся, звучит согласный нормальной длительности (напр., граффити - ит. graffiti). Что должно отражаться в его кириллическом письменном облике - этимологическая особенность или фонетические свойства в русском языке?

На протяжении всей истории русского правописания графический облик заимствования устанавливался п о т р а д и ц и и, т.е. стихийно. Слово некоторое время колебалось в практике употребления, пока - иногда с помощью нормативных словарей - его письменный облик не устанавливался в единственном варианте. Такой подход предполагает, так сказать, «штучность» нормирования: определив написание одного слова, мы не можем с полной уверенностью сказать, как будет писаться другое заимствование, даже если оно имеет похожие свойства. Стихийность установления нормы рождает непоследовательности и противоречия, что затрудняет применение аналогий и, кстати сказать, создание обобщающих правил правописания для данной категории слов. Так исторически получилось, что адрес (фр. adresse) закрепилось с одним «с», а компромисс (лат. compromissum) - с двумя, волейбол (англ. volley-ball) - с одним «л» в обоих случаях, а иллюзия (лат. illusio) - с двумя, литература (лат. litteratura) - с одним «т», а аттестация (лат. attestatio) - с двумя.

Когда в языке одновременно функционирует небольшое количество неосвоенных заимствований, у которых нет нормативного написания, это не страшно, хотя тоже не совсем хорошо (поскольку закрепиться может в силу случая тот вариант, который с лингвистической точки зрения не является предпочтительным). В настоящий же момент мы наблюдаем большое количество одновременно колеблющихся слов, и одних императивных рекомендаций («пишите так, а не иначе!») тут будет недостаточно, поскольку они могут быть кем-нибудь оспорены, что зачастую и происходит.

Правил потому и нет, что нет

о б щ е п р и н я т ы х к р и т е р и е в в ы б о р а из нескольких возможностей. Основания для определения написания, во-первых, недостаточно изучены, а во-вторых, слишком сложны и неоднозначны, чтобы быть правилом. Ведь правило вообще-то на то и правило, что существует не для одного слова, а для многих.

Общепринятых критериев нет, но есть определенные языковые тенденции, которые можно установить с помощью наблюдений и анализа стихийной практики употребления. Это требует изучения. Что может влиять на установление орфограммы? Для удвоенных согласных это их позиция по отношению к ударению и качество согласного, но в целом их употребление передает не столько произношение, сколько этимологическое написание слова; для буквы «э» после согласных, в частности,- особенность обозначаемой данным словом реалии («э» чаще сохраняется у слов-экзотизмов, в основном восточного происхождения, напр.: рэнга «жанр японской поэзии», сэнсэй «в Японии: учитель», тэквондо «корейское национальное единоборство без оружия», удэге «восточная народность», фэн-шуй «китайское искусство жить в гармонии с природой», шэн «китайский язычковый музыкальный инструмент»).

Так что, если правил правописания для иноязычных слов в настоящее время нет, это не значит, что их в принципе не может быть.

Да, точные рекомендации по правописанию новых иноязычных слов можно дать не всегда. Но понимать причины этого явления школьникам было бы полезно. Это будет способствовать формированию их отношения к языку не как к застывшей субстанции, а как к живой, развивающейся системе.

Ия Нечаева, научный сотрудник Института русского языка РАН

Чтобы прояснить, например, написание таких слов, как бренд / брэнд (англ. brand), рекет / рэкет (англ. racket), сленг / слэнг (англ. slang), хайвей / хайвэй (англ. highway), хетчбек / хэтчбэк / хетчбэк / хэтчбек (англ. hatch + back), в академическом справочнике «Правила русской орфографии и пунктуации» нужно посмотреть раздел «Правила употребления букв»:

«§ 8. Не в начале корня после согласных буква э пишется для передачи гласного э и одновременно для указания на твердость предшествующего согласного в следующих случаях.

1. В немногих нарицательных словах иноязычного происхождения. Перечень основных слов: мэр, мэтр «учитель, мастер», пленэр, пэр, рэкет, рэп, сэр; то же в производных от них словах, напр.: мэрия, пэрство, рэкетир. Круг других слов (преимущественно узкоспециальных) определяется орфографическим словарем».

Таким образом, из этого правила мы получили ответ на свой вопрос только о слове рэкет, и при этом осталось неясным, почему именно этому слову отдано предпочтение.

При желании узнать, как пишется иноязычное слово фитнес(с) (англ. fitness) - с одной или двумя буквами «с», в каком месте буквенное удвоение у слова мил(л)ен(н)иум (англ. millennium), сколько букв «ф» в слове оф(ф)шор (англ. off-shore), следует обратиться к разделу о двойных согласных, общему для исконно русских и для заимствованных слов:

«§ 107. Написание двойных согласных в корнях заимствованных (иноязычных) слов определяется в словарном порядке, напр.: аббревиатура, акклиматизация, аккомпанемент, аккредитация, аккуратный, аллея, антенна, (...) тонна, триллер, труппа, хлорофилл, хоккей, эксцесс, эссенция.

Ср. иноязычные слова с одиночными согласными: алюминий, галерея, десерт, дилер, (...) официальный, офшор, рапорт, раса, софит, тореро, тротуар, штекер, эмиграция и многие другие».

Что касается проблемы слитных/дефисных написаний, то с ними дело обстоит еще сложнее: информация о заимствованиях рассредоточена по нескольким параграфам, состоящим из многих подпунктов и примечаний.

Мы видим, что правила для иноязычных слов, во-первых, «спрятаны» внутри общих правил для всех слов русского языка; во-вторых, они представляют собой - иногда в основном, иногда исключительно - отсылку к словарю. Правильное употребление иностранных слов требует запоминания; об этом знают те, кто хорошо учился в школе.

Что такое правило орфографии? Это правило в ы б о р а. По словам академика А.А.Зализняка, «орфография - это совокупность правил, предписывающих выбор одной из графически правильных записей для всех случаев, когда такая запись не единственная». Речь идет о графических записях, которые точно, в соответствии с основными правилами чтения передают фонетический облик (произношение) слова. Можно написать акаунт или аккаунт, баннер или банер, граффити или графити, капуччино или капучино, риелтор или риэлтор, бренд или брэнд, каркадэ или каркаде, хайвей или хайвэй, бизнесвумен или бизнес-вумен, диджей или

ди-джей, имейл, имэйл, е-мейл или е-мэйл, экзитпол или экзит-пол, экономкласс или эконом-класс, секонд-хенд, сэконд-хэнд, секонд-хэнд или сэконд-хенд, но читаться варианты этих слов будут в принципе одинаково. Из этих вариантов в каждом конкретном случае надо выбрать один - правильный.

Что означает «п р а в и л ь - н ы й» применительно к иноязычным словам? Это значит: максимально точно передающий иноязычное слово и при этом не противоречащий традициям русского письма. Однако существующий в теории данный орфографический идеал весьма трудно достичь на практике, и тому есть вполне объективные причины.

Иноязычное слово в отличие от исконного одновременно испытывает влияние двух языков - языка-источника и русского, и порой эти влияния противоречат друг другу. Допустим, в языке-источнике слово пишется с удвоенной согласной, но в русском языке в данном случае два согласных (долгий согласный) не произносятся, звучит согласный нормальной длительности (напр., граффити - ит. graffiti). Что должно отражаться в его кириллическом письменном облике - этимологическая особенность или фонетические свойства в русском языке?

На протяжении всей истории русского правописания графический облик заимствования устанавливался п о т р а д и ц и и, т. е. стихийно. Слово некоторое время колебалось в практике употребления, пока - иногда с помощью нормативных словарей - его письменный облик не устанавливался в единственном варианте. Такой подход предполагает, так сказать, «штучность» нормирования: определив написание одного слова, мы не можем с полной уверенностью сказать, как будет писаться другое заимствование, даже если оно имеет похожие свойства. Стихийность установления нормы рождает непоследовательности и противоречия, что затрудняет применение аналогий и, кстати сказать, создание обобщающих правил правописания для данной категории слов. Так исторически получилось, что адрес (фр. adresse) закрепилось с одним «с», а компромисс (лат. compromissum) - с двумя, волейбол (англ. volley-ball) - с одним «л» в обоих случаях, а иллюзия (лат. illusio) - с двумя, литература (лат. litteratura) - с одним «т», а аттестация (лат. attestatio) - с двумя.

Когда в языке одновременно функционирует небольшое количество неосвоенных заимствований, у которых нет нормативного написания, это не страшно, хотя тоже не совсем хорошо (поскольку закрепиться может в силу случая тот вариант, который с лингвистической точки зрения не является предпочтительным). В настоящий же момент мы наблюдаем большое количество одновременно колеблющихся слов, и одних императивных рекомендаций («пишите так, а не иначе!») тут будет недостаточно, поскольку они могут быть кем-нибудь оспорены, что зачастую и происходит.

Правил потому и нет, что нет

о б щ е п р и н я т ы х к р и т е р и е в в ы б о р а из нескольких возможностей. Основания для определения написания, во-первых, недостаточно изучены, а во-вторых, слишком сложны и неоднозначны, чтобы быть правилом. Ведь правило вообще-то на то и правило, что существует не для одного слова, а для многих.

Общепринятых критериев нет, но есть определенные языковые тенденции, которые можно установить с помощью наблюдений и анализа стихийной практики употребления. Это требует изучения. Что может влиять на установление орфограммы? Для удвоенных согласных это их позиция по отношению к ударению и качество согласного, но в целом их употребление передает не столько произношение, сколько этимологическое написание слова; для буквы «э» после согласных, в частности, - особенность обозначаемой данным словом реалии («э» чаще сохраняется у слов-экзотизмов, в основном восточного происхождения, напр.: рэнга «жанр японской поэзии», сэнсэй «в Японии: учитель», тэквондо «корейское национальное единоборство без оружия», удэге «восточная народность», фэн-шуй «китайское искусство жить в гармонии с природой», шэн «китайский язычковый музыкальный инструмент»).

Так что, если правил правописания для иноязычных слов в настоящее время нет, это не значит, что их в принципе не может быть.

Да, точные рекомендации по правописанию новых иноязычных слов можно дать не всегда. Но понимать причины этого явления школьникам было бы полезно. Это будет способствовать формированию их отношения к языку не как к застывшей субстанции, а как к живой, развивающейся системе.

Ия Нечаева, научный сотрудник Института русского языка РАН

ОРФОГРАФИЯ

Написание слов в русском языке подчиняется изложенным в настоящем разделе правилам. В тех же случаях, когда написание опирается не на правила, следует обращаться к нормативным словарям (см. приложение в конце книги).

XIX. ПРАВОПИСАНИЕ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ

§74. Транскрипция иностранных слов

1. В любом языке, помимо исконных слов и освоенных заимствований, используются слова и сочетания, сохраняющие свой иноязычный облик и воспринимающиеся как вкрапления из других языков. Они могут оформляться как латиницейalma mater, так и кириллицей альма-матер. При оформлении кириллицей требуется возможно более точное воспроизведение звукового облика слова или сочетания на языке-источнике с учетом его морфологической структуры. С этой целью используют так называемую практическую транскрипцию (исторически сложившаяся система русской графики используется для передачи звукового облика слов из других языков), которая неизбежно может быть только приблизительной. При передаче на письме такого типа слов возможны варианты как существующие одновременно, так и сменяющие друг друга. В целом этот вопрос остается недостаточно разработанным русской орфографией, и написание таких слов определяется по словарям. Приведем некоторые примеры: а капелла, а конто, априори, бомонд, биг-мак, буги-вуги, ва-банк, вестерн, ин-кварто, ин-фолио, казус белли, кватроченто, комедия дель арте, комильфо, крешендо и крещендо, мементо мори, мосье, мсье, месье, нотабена и нотабене, о’кей, ноу-хау, перпетуум мобиле, персона нон грата, постскриптум, постфактум, рок-н-ролл, рейтинг, рэкет, паблисити, сальто-мортале, си-бемоль, статус-кво, терра инкогнито, тет-а-тет, форс-мажор, хеппи-энд, уик-энд.

2. Особую важность имеет точность передачи собственных имен (имена лиц, географические названия, наименования исторических, культурных памятников, различных учреждений, организаций, фирм, концернов, средств массовой информации и др.), например: Нотр-Дам де Пари, Унтер-ден-Линден, «Ла Скала», «Рейнджер», «Стандард ойл девелопмент компани», Ассошиэйтед Пресс и т.п. Рекомендуется пользоваться в этом случае справочником «Иностранные имена и названия в русском тексте», составленным Р.С. Гиляревским и Б.А. Старостиным («Международные отношения», 1978, изд. 2). Иногда в интересах точности прибегают к дублированию: собственное имя передается средствами русской графики, а в скобках дается в латинской графике на языке источника, например: генерал Колин Пауэл (Colin Powell), агентство «Рейтер» (Reuter), группа Битлз (Beatles), се-ля-ви (c’est la vie). Иногда собственные имена даются в латинской графике без русского эквивалента, особенно это касается рекламы. Все-таки такого написания следует избегать, так как это затрудняет восприятие текста.

В некоторых случаях (составление телеграмм, факсов) возникает необходимость передать русский текст средствами латинского алфавита. Тогда используют транслитерацию – передачу знаков одной письменности знаками другой. См. таблицу латинских эквивалентов русских букв, разработанную Р.С. Гиляревским и Б.А. Старостиным.

Резолюция - это документ, который фиксирует решение, постановление. Чаще резолюцию принимают на собрании, съездах, конференциях, ее помещают в конце протокола или пишут отдельно и добавляют к нему

Резолюция состоит из вводной (констатирующей) и директивной (резолютивной) части. В констатирующей части сначала отмечают достижения с рассматриваемого, а затем указывают недостатки в. Дыре ективно части делают обобщающие выводы, оценивают работу, намечают конкретные меры по каждому вопросу, направленные на выполнение поставленных задач, устранение выявленных недостатков, определяющих ответственных осиіб.

21 Правописание слов иноязычного происхождения

Правописание и, /, и "

Написание иииу словах иноязычного происхождения подлежит фонетическому принципу украинской орфографии и регулируется следующими правилами

буква ее пишется:

1) в общих названиях иноязычного происхождения после д, т, с, с, ц же (дж), ч, ш, г перед буквами, что обозначают согласные звуки: динамо, директор, титан, физика, система, цистерна, жирафа, трикотаж, джинсы (правило девятки);

2) в именах:

а) в географических названиях, что заканчиваются на-ика -идя:. Америка,. Африка,. Арктика, Антарктида ,. Флорида "

б) в географических названиях после шипящих согласных:. Алжир,. Вашингтон,. Чикаго,. Чили;

в) в географических названиях с звукосочетанием-ры:. Париж,. Рига,. Рим. Мадрид,. Крит:

г) в отдельных словах согласно традиционной речью:. Египет,. Иерусалим,. Палестина,. Сызрань,. Братислава,. Бразилия, Аргентина ,. Скандинавия,. Тибет

буква и пишется:

1) в начале слова как общих, так и в именах: институт, идея, интернациональный,. Индия,. Испания,. Ибрагим;

2) в середине слов после букв, что обозначают согласные звуки, перед буквами для обозначения гласных и перед есть, и: гениальный, диалектика, материал, фиалка, аудиенция, радиус, радуйся, пенсионер "

3) после согласных в конце несклоняемых слов: такси, жюри, пони, пенальти, мерси"

4) после согласных в личных именах и в географических названиях перед следующим согласным и в конце слова:. Капри,. Лиссабон,. Сочи,. Гримм

5) после букв, не входящих в правила девятки, перед следующим согласным: бизнес, вибрация, химия, литература, ниша

Буква""пишется после букв для обозначения гласных звуков: мозаика, наивный, атеист

Правописание е, е

буква е пишется:

1) после букв, что обозначают твердые согласные: декан, легенда, телефон;

2) в начале слова: этап, эскадрон (но в некоторых словах пишется с:. Египет,. Европа,. Ева);

3) после а, о, у в середине слов: поэт, силуэт, фаэтон (но траектория);

4) в иностранных префикса де-, ре-: денационализация, реконструкция

Є пишется после апострофа, знака размягчения, е, и, и:

п "едестал, портьера, гигиена, феерия (но: диез, деэскалация)

Апостроф в словах иноязычного происхождения пишется:

1) после букв, что обозначают губные согласные б, п, в, м, ф, шипящие ж, ч, ш, заднеязычные г, к, х и после р перед я, ю, есть, и интервью, премьер

2) после префиксов, что заканчиваются на согласный, перед ю, являются: инъекция, адъютант, субъект, конъюнктура

Апостроф не пишется:

1) если я, ю, есть обозначают мягкость предыдущего согласного: гравюра, пюре, бюро, кювет;

2) перед е: курьез, серьезный

Знак мягчения пишется:

1) после согласных д, т, с, с, л, н перед я, ю, есть, и

е: конферансье, бильярд, ателье, досье, виньетка, медальон;

2) после л перед следующим согласным (согласно произношения): альбом, альбатрос, фильм;

3) в соответствии с произношением в конце слов: магистраль, автомобиль, стиль, марганец

Удвоение согласных

1. В общих названиях иноязычного происхождения, в отличие от русского языка, согласные не удваиваются: группа, коллектив, барокко, красавка,. Брависсимо, класс, интермеццо, стаккато, сумма, фортиссимо, шасси, л либретто (исключения: бонна, брутто, нетто, ванна, манная, мотто, панна, пенни, тонна, билль, была, вилла, дурра, мирра)

2 . При совпадении одинаковых согласных префикса и корня, если в украинском языке существует слово без этого префикса: иррациональный, апперцепция, ирреальный, контрреволюция, иммиграция

3. В именах и производных от них словах удвоение сохраняется, если оно в том языке, из которой заимствовано слово:. Марокко,. Ницца,. Руссо,. Торричелли,. Шиллер