Федеральный закон о регистрации недвижимости 218 фз. О новом законе о государственной регистрации недвижимости. Создание единого государственного электронного регистра

Оформление документов

ЕГРН – относительно новое понятие, которое подлежит применению в сфере регистрации недвижимости с 1 января 2017 года. С этого момента вступил в силу новый федеральный закон – ФЗ №218 «О государственной регистрации недвижимости» .

Этот нормативный акт пришел на смену сразу двум популярным законам – ФЗ №221 «О государственном кадастре недвижимости» и ФЗ №122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Причины кардинального изменения существующего порядка регистрации недвижимости лежат на поверхности этого процесса. Те, кто из вас за последний год пытались совершить регистрационные действия со своей собственностью, с большой вероятностью столкнулись с огромным количеством барьеров на своем пути. Основной из них – необходимость кадастрового учета и регистрации прав в двух различных реестрах.

И несмотря на то, что ведение этих реестров возложено на один государственный орган (Росреестр РФ), при подаче документов на регистрацию прав требовали предоставления кадастрового паспорта, а при необходимости кадастрового учета объекта – выдавали приостановки для предоставления документов из реестра прав, подтверждающие сведения о недвижимости.

Сейчас два реестра, со сведениями о кадастровом учете и правах на недвижимость, объединили в один – Единый государственный реестр недвижимости, или ЕГРН.

Со вступлением нового федерального закона №218 необходимость совершения двух последовательных процедур регистрации отпадет. На смену ЕГРП и кадастру пришел новый реестр – ЕГРН, в котором будет отражена информация об объектах, как по кадастру, так и по правам на них.

Остались вопросы?

Задайте их специалисту по телефону

7 978 744 30 11

До 1 января 2017 года технические характеристики недвижимости содержались в государственном кадастре, который с 2013 года ведет Кадастровая палата (структура Росреестра). Эту функцию она получила от органов БТИ Ростехинвентаризации. Регистрацию прав проводили отделения Росреестра – УФРС по районам города и регионам.

Если вам необходимо было зарегистрировать новый объект недвижимости, то сначала вы должны были его поставить на учет в Кадастре (путем подготовки технического плана и заполнения декларации), а потом – зарегистрировать свои права в другом подразделении УФРС по регистрации прав, подав документы в многофункциональный центр.

Срок кадастрового учета составлял 10 рабочих дней вне зависимости от вида регистрационных действий, срок регистрации прав – 10 рабочих дней. К этому сроку необходимо было приплюсовывать время на пересылку документов из МФЦ в госорганы. Это время было нерегламентированно и могло быть от 4 до 10 дней. Быстрее было подать документы на регистрацию посредством электронного функционала сети Internet, но в этом случае неподготовленному пользователю сложно было разобраться с порядком подготовки документов, электронной подписью и доверенностью на представителя, подходящей для этой процедуры.

Также, существование двух реестров можно было проследить на официальном сайте Росреестра, где в режиме «онлайн» вы просматривали сведения об объекте – по кадастру и ЕГРП. За последнее время мы сталкиваемся с большим количеством ошибок, которые вызваны, к примеру, наличием объекта и его правообладателей в ЕГРП и отсутствием сведений о нем в Кадастре.

Выход из такой ситуации может быть разный. По закону и здравой логике, необходимо произвести учет ранее учтенного объекта, однако в различных территориальных отделениях Кадастровой палаты «рекомендовали» устранять такие разночтения по-разному.

Новым законом №218 «О государственной регистрации недвижимости» предусматривается ведение единого реестра, что, соответственно, приведет к единообразному подходу при проведении регистрации недвижимости.

Структура ЕГРН

Структура ЕГРН определена следующая:

  • Реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости).
  • реестр прав и ограничений (обременений).
  • реестр информации о границах особых зон (реестр границ).
  • реестровые дела.
  • кадастровые карты.
  • книги учета документов.

Каждый элемент ЕГРН хранится теперь в особом режиме: реестры недвижимости, карты и книги учета – в электронном виде. В виде документов на бумаге и на электронных носителях подлежать хранению реестровые дела. Время хранения указанной информации неограниченно, и она не подлежит уничтожению. Все сведения о недвижимости строго охраняются законом и органами Росреестра РФ, который является оператором ЕГРН.

Кадастр недвижимости с 2017 года

Кадастр недвижимости включает в себя два вида сведений об объектах:

1. Основные – это характеристики объектов, которые их индивидуализируют и определяют, как обособленную вещь (этажность, вид и пр.).

2. Дополнительные – характеристики объекта, которые могут быть изменены из вне – к примеру адрес объекта недвижимости, кадастровая стоимость и пр.

Реестр прав на недвижимость с 2017 года

В настоящее время права на недвижимость и смежные с ними категории определены в законе следующими формулировками:

  1. Права на объекты.
  2. Ограничения прав на недвижимость.
  3. Обременение прав на объекты.
  4. Сведения о сделках с недвижимостью.
  5. Дополнительные сведения, не влияющие на права.

Сведения о правах на недвижимость в свою очередь так же определены законом №218-ФЗ. К ним относятся: вид права на объект недвижимость, момент его регистрации, номер; информация о правообладателе; основания права; виды обременений и ограничений зарегистрированных прав; основания обременений (ограничений); информация о держателях обременений; основные сведения о сделках с объектом недвижимости.

Среди дополнительных сведений об объектах в реестре прав следует выделить информацию о зарегистрированных в жилых помещениях собственника объекта лицах, которые находятся под опекой или попечительством, а также – несовершеннолетних членах его семьи, которые остались без попечительства.

В свете запланированных изменений законодательства, которые будут затрагивать вопросы регистрации по месту жительства/пребывания несовершеннолетних, это нововведение закона №218 выглядит вполне логично. Напомним, что в настоящее время рассматривается законопроект, ограничивающий возможность выписки несовершеннолетних из жилых помещений, при отсутствии у их законных представителей в собственности иного недвижимого имущества, в которое может быть зарегистрирован ребенок.

Реестр границ объектов

В разделе, содержащим информацию о границах территорий, которые подразумевают особые условия использования, внесена следующая информация: информация об индивидуальных характеристиках зон (обозначения, виды, адреса и пр.), границы территорий, сведения о государственных органах, в чем ведении находится установление местоположения зон с особыми условиями использования, сведения об актах органов государственной власти, установивших статус особых территорий, информация об ограничениях в использовании особых зон и территорий.

Реестровые дела

Реестровые дела – это один из разделов ЕГРН. В нем содержатся документы об объектах недвижимости, которые являются основанием для сведений о нем в других разделах ЕГРН (кадастре недвижимости, реестре прав и пр.). Все эти документы хранятся в органах Росреестра в электронном виде. Если в органы учета соответствующая документация от заинтересованных лиц и органов государственной власти предоставляется в бумажном формате, сотрудники Росреестра обязаны переформатировать их в электронный вид.

Кадастровые карты

Это карты, которые составлены на картографической основе и несут в себе информацию, отраженную в ЕГРН:

  1. Публичные кадастровые карты;
  2. Дежурные кадастровые карты.

С информацией, содержащейся на публичной кадастровой карте, каждый желающий вправе ознакомиться на официальном сайте Росреестра:

Новый закон о регистрации недвижимости

Как мы уже писали, ЕГРН объединит два существовавших реестра, которые содержат всю информацию об объектах недвижимости в РФ.

Новым законом также вводится новый порядок регистрационных процедур. Он распространятся в большей степени на саму процедуру, а не на перечень документов для её совершения.

Так, регистрация прав с принятием нового закона, составляет 7 рабочих дней. Кадастровый учет – 5 рабочих дней. И если раньше собственник совершал эти процедуры исключительно поочередно, то с 01 января 2017 года эти процессы можно объединить в один. При этом общий срок не превысит 12 рабочих дней.

Сроки рассчитываются исходя из момента получения органом регистрации документов из МФЦ. В новом законе №218 предусмотрен строгий срок регистрационных действий для случаев обращения заинтересованных лиц в МФЦ – срок увеличивается на 2 рабочих дня. До 01 января 2017 года это время не было регламентировано и официально не ограничивалось.

Отдельные сроки в новом законе прописаны для сделок, заверенных нотариусами и отправленными от них на регистрацию – 3 рабочих дня, а также – заявления о регистрации прав и ограничений по судебным актам – также 3 рабочих дня.

В тексте нового закона мы увидели большое количество упоминаний о МФЦ. Это связано с тем, что полномочия по приему и выдаче документов для регистрации недвижимости сейчас переданы от УФРС отделениям Многофункциональных центров.

Из нового также можно выделить ответственность регистраторов и органов регистрации при совершении ошибок и неисполнении своих функций надлежащим образом. Установлено, что при совершении нарушений своих обязанностей, собственник может потребовать от органа регистрации оплаты его ущерба.

Примером может быть нарушение договорных обязательств по передаче недвижимости покупателю, если привязка этого момента была предусмотрена к дате регистрации договора купли-продажи.

Установлено также ограничение размера компенсации при утрате прав на недвижимое имущество собственника по ошибке регистратора и гос органа – до 10 000 000 рублей.

Также законом №218 установлено, что Российская Федерация вправе потребовать регрессной компенсации от виновного лица понесенных расходов на компенсацию убытков потерпевшему. Право требования может быть направлено: органу госвласти или местного самоуправления, если негативные последствия были следствием незаконного акта органа власти; кадастровому инженеру, если по его вине были внесены некорректные сведения об объекте; к иным лицам, если их действия стали причиной нарушения законных прав собственников недвижимости.

Этот порядок вступает в силу с 01.01.2020 года. Новым законом предусматривается ответственность нотариусов за ошибки, которые они совершают при оформлении сделок с недвижимостью. Уже с 01.02.2014 года нотариусам предоставлены полномочия по оформлению таких сделок и эти документы не проходят проверки сотрудниками Росреестра.

Заказать консультацию

Выписка из ЕГРН в 2017 году

Выписка из ЕГРН – документ, который будет содержит объединенную информацию об объекте. В том числе:

  • информация об объекте (включая кадастровую стоимость);
  • если объект – земельный участок, то все объекты, которые на нем расположены;
  • право на объект, правообладатели, основания возникновения собственности или обременений;
  • обременения объекта;
  • информация о притязаниях на объект со стороны иных лиц.

Срок предоставления выписки из ЕГРН с 01.01.2017 года составляет 3 рабочих дня. Учитывая срок на передачу запроса от лица в МФЦ, а затем – Росреестр – 5 рабочих дней.

Новым федеральным законом №218 предусмотрен перечень лиц, помимо собственников, которые вправе получать по запросам более полную информацию об объектах недвижимости. Этот список утвержден ст. 62 ФЗ №218.

Напомним, что уже с середины 2016 года при подаче документов для регистрации права собственности на объекты недвижимости, заинтересованные лица не получают Свидетельства о регистрации прав на объекты. Органами Росреестра выдаются выписки из ЕГРП (теперь – из ЕГРН) о проведении регистрационных процедур.

Стоимость выписки из ЕГРН в 2017 году

Стоимость выписки из ЕГРН с 01.01.2017 года будет зависеть от лица, которое ее заказывает и формы этого документа.

Для физических лиц и органов государственной власти в бумажном формате стоимость выписки из ЕГРН за один документ на один объект недвижимости составит 750 рублей, для юридических лиц это будет стоить 2200 рублей. Электронная выписка из ЕГРН с 2017 года будет стоить для физлиц и органов госвласти 300 рублей, для организаций 600 рублей.

Полный перечень тарифов за предоставление сведений об объектах недвижимости и иной информации из реестров представлен в Приказе Минэкономразвития России от 10.05.2016 N 291 (ред. от 09.12.2016) «Об установлении размеров платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.07.2016 N 42937).

Как видно из перечня информации, кадастровые сведения об объекте в выписке отсутствуют, поэтому при необходимости предполагается заказ Кадастрового паспорта с графической составляющей (чертежом объекта).

Вступление в силу закона о ЕГРН

Федеральный закон №218 «О государственной регистрации недвижимости» вступил в силу с 01.01.2017 года. Отдельные его положения начнут действовать с 01.01.2020 года (ст. 66, 68). Все подготовительные мероприятия для полноценного использования новой нормативной базы, должны были быть разработаны Правительством РФ до 1 января 2017 года.

По логике, документ, поданный на регистрацию, сначала должен пройти кадастровый учет, затем регистрацию. Однако, если в заявлении некорректно заполнены сведения о координатах объекта, будут ли регистраторы в это же время проверять полноту сведения для регистрации прав? Или при обнаружении первой ошибки, будет выдана первая приостановка, а если будут ошибки еще – приостановки будут выдавать каждый раз заново? Вопрос актуален еще и тем, что новый закон уменьшает срок приостановки для устранения выявленных нарушений. А отказ означает аннулирование оплаченной государственной пошлины.

Таким образом, вопросы право применения нового федерального закона 218 будут понятны после начала его применения.

Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" с последними изменениями (внесенными Федеральным законом от 26.07.2019 N 248-ФЗ ), вступившими в силу с 23.01.2020 года (ред 29).

Порядок вступления в силу закона № 218-ФЗ установлен в статье 72 .

Предисловие

Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" вступил в силу с 1 января 2017 г. (за исключением отдельных положений, вступающих в силу со 2 января 2017 года и с 1 января 2020 года ).

Указанный закон № 218-ФЗ призван объединить государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и его кадастровый учет в единую систему учета и регистрации. Предполагается формирование Единого государственного реестра недвижимости, который объединит данные кадастрового учета и данные ЕГРП. Проводить кадастровый учет недвижимости и регистрировать права на нее теперь будет исключительно Росреестр и его территориальные органы.

Новое в Законе № 218-ФЗ

Глава 2. Единый государственный реестр недвижимости

Глава 3. Государственный кадастровый учет недвижимого
имущества и государственная регистрация прав
на недвижимое имущество

Глава 4. Внесение сведений в Единый государственный реестр
недвижимости в порядке межведомственного
информационного взаимодействия

Глава 5. Внесение сведений в Единый государственный реестр
недвижимости в уведомительном порядке

Глава 6. Особенности осуществления государственного
кадастрового учета отдельных видов недвижимого имущества и
государственной регистрации отдельных видов прав
на недвижимое имущество

Глава 7. Исправление ошибок, содержащихся в Едином

Глава 8. Предоставление сведений, содержащихся в Едином
государственном реестре недвижимости

Глава 9. Государственный регистратор прав

Глава 10. Ответственность при осуществлении государственного
кадастрового учета недвижимого имущества и государственной
регистрации прав на недвижимое имущество, ведении единого
государственного реестра недвижимости, предоставлении
сведений из единого государственного реестра недвижимости

Глава 11. Заключительные и переходные положения

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН

13 июля 2015 года в юридическую силу вступил Федеральный Закон № 218 фз о государственной регистрации недвижимости. Статьями документа утверждены условия и порядок выполнения процедуры госрегистрации прав собственности на объекты недвижимой собственности. 3 апреля 2018 года в действующий закон № 218 были внесены существенные изменения.

Новые правки распространяются на все факты государственной регистрации объектов, совершенные после 01.01.2017 года. А изменения, предусмотренные ст. 68 (компенсация за утрату прав) и ч. 4 ст. 66 (ответственность гос реестра) начинают действовать только с начала 2020 года.

Предисловие

Закон о государственной регистрации – шаг навстречу упрощенной процедуре реестра объектов. Основная задача документа – объединить в единую систему функцию кадастрового учета собственности, а также сведения о правах собственности на имущество.

ФЗ о регистрации недвижимости предусматривает необходимость формирования единого государственного реестра объектов недвижимой собственности (ЕГРН), в котором отображалась бы информация:

  • обо всех текущих владельцах собственности;
  • о прошлых собственниках;
  • о техническом состоянии (кадастр);
  • наличие обременений;
  • основания получения прав собственности на объект текущим владельцем имущества;
  • результаты последней оценки объекта, а также его кадастровая стоимость.

Обязанность ведения электронного архива ложится на плечи Росреестра.

Новое в законе № 218-ФЗ

В старой редакции федерального закона № 218 о регистрации недвижимости отображалось, что в ЕГРП должны вноситься сведения о каждом объекте отдельно. Даже если на территории одного земельного участка располагается несколько жилых (хозяйственных построек), информация вносится отдельно по каждому из них.

Внесенными правками была добавлена функция осуществлять государственную регистрацию таких объектов:

  • предприятия (одно сооружение или комплекс таковых, которые используются для осуществления предпринимательской деятельности);
  • единый недвижимый комплекс (расположенные на одном земельном участке объекты, объединенные между собой, а также линейные объекты, которые связаны воедино технически, например, трубопроводы).

Кроме того, изменения российского законодательства в сфере государственной регистрации объектов недвижимости, коснулись таких вопросов:

  • правила и порядок подачи заявлений;
  • временной период, который отводится для проведения процедур регистрации;
  • увеличение количества причин, позволяющих приостановить процедуру госрегистрации объектов;
  • порядок получения сведений физическими и юридическими лицами из электронного архива;
  • условия и основания оформления компенсации, если имущественные права были утрачены.

В целом новый федеральный закон о государственной регистрации недвижимости упрощает алгоритм оформления объекта, получения сведений о нем и проверке юридического статуса собственности.

Подача заявления

Настоящими положениями зафиксировано, что регистрировать сведения о кадастровых характеристиках объекта, а также его владельцах можно только на основании заявления, поданного заинтересованными лицами. К перечню таких участников относятся:

  • владелец или получатель земли, на которой планируется в будущем проведение строительных работ, начало строительство или уже завершено возведение отдельных объектов и их комплексов;
  • владельцы объектов, которые были существенно реструктурированы и изменены;
  • собственники построек, существование которых прекращается;
  • хозяин имущества, в отношении которого возникли финансовые и другие обременения;
  • кадастровые инженеры;
  • представители локальных органов власти.

Допускается привлечение к процедуре третьих лиц, действующих по нотариальной доверенности. Вверенные полномочия должны подтверждаться документально оригиналом такой доверенности.

Обращение должны быть составлено лично заявителем и подается в письменной форме (при личном обращении) в виде сканированного документа (при удаленном доступе к системе), в виде заполненной электронной форм (если гражданин обладает электронной подписью).

Сроки кадастрового учета и госрегистрации прав

Ознакомиться с правилами исчисления сроков можно в статье 16 Федерального закона № 218-фз «О государственной регистрации недвижимости». Временные рамки, отведенные для выполнения процедуры, были сокращены. С января 2019г. начинают действовать новые правила. Регистрация должна быть выполнена на протяжении трех рабочих дней при таких обстоятельствах:

  • внесение информации о наложении обременений или ареста на собственность, исполняемая на основании решения суда (в рамках уголовного делопроизводства);
  • регистрация прав собственности на объекты, на основании имущественной сделки, утвержденной нотариусом (оформление дарения или распределения долевой собственности), но только при обращении участников непосредственно в Росреестр.

Пять суток отводится для регистрации сведений в следующих ситуациях:

  • инициация процедуры кадастрового учета, выполненная лично в Росреестре;
  • выполнение процедуры учета (кадастрового, собственников или сразу двоих) на основании вступившего в юридическую силу решения суда;
  • внесение информации о владельце собственности на основании двухстороннего соглашения, подтвержденного нотариально, если процедура инициирована через МФЦ;
  • регистрация имущества, приобретенного в ипотеку (заемщик обращается непосредственно в органы госрегистрации).

Семь рабочих дней потребуется для выполнения процедуры:

  • заявление подается на внесение информации о новом собственнике объекта непосредственно в локальное подразделение Росреестра;
  • в отношении объектов, приобретенных по договору ипотечного кредитования, если заявление подано в многофункциональный центр;
  • необходимость проведения кадастрового учета собственности, если заявление направлено посредством МФЦ.

Девять рабочих дней необходимы Росреестру при таких обстоятельствах:

  • заявитель направил обращение через МФЦ с просьбой сменить сведения о владельце объекта.

Десять суток придется подождать, если физическим или юридическим лицом направляется ходатайство на одновременную регистрацию кадастровых сведений и информации о правах собственности на имущество. Но только когда обращение направлено непосредственно в Росреестр. Запрос проведения одновременно двух процедур, поданный через МФЦ, займет до 12 рабочих дней.

Датой выполнения действий является день, когда информация о кадастровых характеристиках объекта или о собственнике имущества была внесена в ЕГРН.

Приостановление кадастрового учета и госрегистрации прав

Закон о регистрации недвижимости с 1 января 2018 года будет вступать в действие и в вопросах временного приостановления процедуры кадастрового учета. По сравнению с предыдущей редакцией документа, новыми изменениями было добавлено четыре основания, позволяющих на ограниченный период времени запретить осуществление процедуры государственной регистрации. На сегодняшний день предусмотрено 55 законных причин, когда регистратор может отказать в проведении процедуры.

Ст. 26 ФЗ «О госрегистрации недвижимости» предусмотрены такие граничные сроки приостановления действий с собственностью:

  • один месяц, если в оговоренный срок регистратор не получил ответа на межведомственный запрос, без которого установить всю информацию об объекте не удается;
  • до завершения предварительной сделки с собственностью, если уже раньше была инициирована процедура регистрации прав собственности на объекты, но соглашение не было в полной мере исполнено;
  • при выполнении продажи по ипотеке, если стороны решают возникший конфликт в суде, то продолжение регистрации, возможно, только после того, как вступит в юридическую силу решение суда по результатам спора;
  • если объект является предметом залога или имеет другие обременения (например, арест), то продолжить процедуру получится только после получения исполнительного документа о снятии всех обременений;
  • один месяц при продаже доли жилья или отчуждении прав собственности на коммунальную квартиру (это срок отводится для того, чтобы другие совладельцы могли заявить свои претензии на имущество).

По всем другим вопросам установлен универсальный граничный срок действия запрета – три месяца.

Выписка из ЕГРН вместо свидетельства

ФЗ № 218-фз «О государственной регистрации недвижимости» также отменяет необходимость изготовления свидетельства о праве собственности на объект, как это было оговорено в предыдущей регистрации документа. Теперь после выполнения процедуры внесения сведений об имуществе и его владельцах в единую базу данных, собственники будут получать выписку из ЕГРН.

Удобно, что получить сведения из ЕГРН могут физические и юридические лица, воспользовавшиеся удаленными сервисами.

Условия выплаты компенсации за утрату права на жилое помещение

В статье 68 принятого ФЗ установлены основания, когда владелец собственности или предыдущий хозяин недвижимости может претендовать на одноразовую компенсацию. Это возможно при таких обстоятельствах:

  • подтверждена утрата прав собственности на объект;
  • спорное имущество является единственным жилым помещением гражданина;
  • причины утраты не зависят от самого лица.

Эта норма начинает действовать с начала 2020 года и распространяется только на те ситуации, которые подтверждены решением суда. То есть гражданин, утративший право на единственное жилье, направляет исковое заявление в мировой суд с просьбой подтвердить размер полученного ущерба и присвоить его выплату. Если иск удовлетворен, то гражданин получит одноразовую выплату, сумма которой не может превышать один миллион рублей.

Исходя из вышесказанного, предстоит выделить, что теперь гражданам не нужно обращаться в различные инстанции, чтобы зарегистрировать недвижимость и оформить права собственности на нее. С помощью одной выписки из ЕГРН можно узнать максимально полную информацию об объекте начиная от кадастровых характеристик, юридической чистоты (отсутствия обременений) и сведений о текущем хозяине. Это является дополнительным уровнем защиты интересов покупателей недвижимой собственности.

Законодательство постоянно обновляется. Таким образом, власти пытаются подстраивать нормативные акты под реалии меняющегося мира. В частности, 218 ФЗ о государственной регистрации недвижимости был принят недавно и заменил два других устаревших вложения. Что именно регламентирует закон, насколько он хорош? Стоит разобраться подробнее.

Что регламентирует федеральный закон №218

Закон регулирует те отношения, которые неизбежно возникают после создания в РФ системы госреестра и процедуры обязательной регистрации всего приобретенного имущества. Граждане, осуществляющие сделки, предметом которых является недвижимость, теперь обязаны каждую фиксировать в базе Росреестра.

Федеральный закон облегчает государству контроль за движением объектов недвижимости на рынке. При этом права граждан иметь собственность и распоряжаться ею не будут никак ущемлены. Наоборот, система регистрации закрепляет их, мешая мошенникам осуществлять незаконные операции. Вдобавок покупатели, решившие приобрести какую-нибудь недвижимость, смогут проверить через систему Росреестра факт принадлежности объекта продавцу. Ведь зачастую недобросовестные продавцы стараются реализовать то, что в реальности не принадлежит им.

В едином Росреестре будут содержаться основные сведения, касающиеся объектов недвижимости. Регистрация для собственников – юридический акт, суть которого - подтвердить документально их права. Взамен граждане получают выписку, где содержится вся необходимая информация, касающаяся объекта недвижимости, и сведения о его владельце.

Важно: без регистрации собственник не сможет свободно распоряжаться недвижимостью. Законопроект ясно отражает это. Незарегистрированная собственность будет считаться бесхозной, значит, осуществлять с ней какие-либо сделки невозможно.

Краткое описание закона

Изначально содержание нового закона можно было посмотреть в «Российской газете», также на официальном сайте, где публикуются действующие нормативные акты.

ФЗ 218 был разработан и принят 13 июля 2015 года. Государственный закон посвящается собственникам, когда возникают, меняются и прекращаются права владения гражданином недвижимым имуществом.

Таким образом, до 1 января этого года процедура госрегистрации собственников и последующий расценочный учет регулировались ФЗ 122 (принятым 21.07.1997) и ФЗ 221 (принятым позднее, 24.07.2007). Результатом изменений в законодательстве стало принятие в 2016 году ФЗ 218, задачей которого было объединение госрегистрации прав с общим кадастровым учетом.

Главная идея: создать единую универсальную систему, где будет вся необходимая информация, касающаяся объектов недвижимости.

Дата редакции была назначена сначала на 1 января 2017 года. За исключением некоторых положений, которые внесли позднее, 2 января 2017 года. Другие видоизменения перенесены на будущее, они вступят в свою силу лишь к 2020 году.

Подробности разработки и принятия нового закона отражены в тексте статьи 72.

Последние изменения, внесенные в закон о государственной регистрации недвижимости

Насколько масштабными стало обновление действующего законопроекта? Чтобы понять, как выглядит новый закон, нужно подробно изучить нововведения отдельно.

Изменения Подробности
Формирование новой структуры Создан ЕГРН, он стал объединением двух ранних структур – ЕГРП плюс ГКН
Стало обязательным ведение и контроль кадастрового учета Росреестр продолжает регистрировать новых собственников и все происходящие с имуществом сделки. Однако, наряду с ведением системы, специалисты Росреестра обязаны вести еще кадастровый учет. Проверка их деятельности указана в содержании 14 статьи данного закона
Используется теперь экстерриториальный принцип Это касается предоставления гражданам услуг Росреестра. Людям облегчили процедуру получения госуслуг. Теперь можно спокойно обращаться в ближайший МФЦ, чтобы зарегистрировать имущество.

Как известно, МФЦ – специальные многофункциональные центры, они считаются посредниками между простыми людьми и системой Росреестра. Сдача бумаг и получение выписки осуществляется там в стандартом установленном порядке

Теперь юридические лица при обращении в Росреестр не обязаны показывать учредительные документы Федеральный орган сможет самостоятельно получать все комментарии и необходимые сведения, отправляя запросы
Изменились установленные сроки осуществления регистрации Теперь они составляют:

● 3 дня (рабочих) + 2 дня (также рабочих) – на логистику в МФЦ. Актуально подавать бумаги, заверенные нотариусом, когда граждане осуществляют оформление своих прав собственника, также регистрация прав на полученное наследство или разделение долей (совместное имущество, между супругами);

● 5 дней (рабочих) + 2 дня – идет логистика МФЦ. Действует, если подается документация на осуществление регистрации ипотеки или регистрация собственника после решения суда;

● 7 дней (рабочих) + 2 дня – идет логистика МФЦ, действует, если осуществляется переход прав (дарение, передача недвижимости);

● 10 дней + 2 дня – идет логистика МФЦ, действует, если осуществляется подача документов на проведение регистрации и одновременно постановкой указанного объекта на общий кадастровый учет

Можно увеличить период (по необходимости) приостановки процесса регистрации прав ● 3 месяца (календарные) – когда есть инициатива регистратора (раньше был месяц);

● 6 месяцев (календарные) – когда есть инициатива обращающегося заявителя (раньше было 3 месяца)

Данные ЕГРН теперь можно менять без личного присутствия заявителя Касается основных характеристик недвижимости и других сведений
Обязательства нотариусов Когда они осуществляют выдачу наследникам свидетельства, дающие им возможность оформления недвижимости, ставшего частью общей наследственной массы, специалисты сами обязаны направлять сведения в систему Росреестра
Регистрирование машины обновлено Теперь процедура напоминает регистрацию недвижимости
Государственные пошлины Утверждены официально Налоговым Кодексом. Физическим лицам расценки следующие:

● за процедуру госрегистрации прав, также обременение прав – 2000 рублей;

● за процедуру госрегистрации прав землевладельца – 350 рублей;

● при осуществлении изменений в данные ЕГРП – 350 рублей;

● госрегистрация ипотеки, согласно 61 статье в НК РФ – 1000 рублей;

● за госрегистрацию нового договора дарения (дарственной) - 350 рублей;

● электронная выписка (она же выписка ЕГРН) – 300 рублей, бумажная выписка – 750 рублей

Судебная практика

Обновление закона произошло недавно, но сам проект существует уже как несколько лет. Насколько он удобен для применения в разрешении многочисленных споров, касающихся недвижимости?

Законодательство, разрабатывая нормативные акты, старается учитывать права собственников и подчеркнуть, что у них также имеются обязательства. ФЗ 218 содержит еще требования, относящиеся к Росреестру и системе госрегистрации.

Зачастую споры, возникающие между гражданами, касаются факта принадлежности недвижимости или определения ее границ. Например, когда два землевладельца разбираются, кто именно перешел незримую (порой весьма осязаемую) границу и устроился на чужой территории.

Осуществление регистрации приобретенного земельного участка обязует нового землевладельца проводить межевание. Таким образом, надел приобретает индивидуальный кадастровый номер, межевой план. и там устанавливаются специальные межевые знаки. Права нового землевладельца отражаются в системе Росреестра, это упрочняет его позицию в споре с ближайшими соседями.

ФЗ 218 частично отражается и на риэлторской деятельности. Изменился порядок предоставления госуслуг, регистрации недвижимости. Более того, покупатели смогут выяснить больше о понравившемся им объекте недвижимости через систему Росреестра. Для этого достаточно отправить специальный письменный запрос.

Важно: руководствуясь статьями обновленного ФЗ 218, собственник сможет грамотно отстаивать свои права, а проведение регистрации даст ему свободу распоряжаться имуществом.

Наиболее похожими по смыслу и направленности законами являются ФЗ 122, касающийся государственной регистрации прав граждан на недвижимое имущество и осуществление сделок с ним.

Как видно, принятый 21 июля 1997 года проект касается недвижимости, прав собственников, а также необходимости регистрации всех сделок, проводимых с недвижимостью.

Именно его заменой стал ФЗ 218. Кстати, в 2020 году ФЗ 122 официально утратит силу. Уже сейчас процедура регистрации должна проводится согласно обновленному ФЗ 218.

Другой похожий проект – ФЗ 221 «О кадастровой деятельности». Касался необходимости проведения общего кадастрового учета и особенностей работы кадастровых компаний, осуществляющих установление границ (межевание).

Другие важные нюансы

Обязательно ли межевание при осуществлении регистрации приобретенного участка? Считается, что сложнее регистрировать землю, чем другое имущество. Почему? Многие владельцы наделов пользовались ими десятилетия, не задумываясь об оформлении дополнительных бумаг или проведении каких-то процедур. Межевание казалось им дорогостоящим и лишним. Ведь границы и так видны, зачем волноваться? Достаточно установить забор.

Однако проблемы появляются, когда такой собственник решает продать надел. Согласно ФЗ 218, стороны обязаны провести сделку и отметить ее проведение в Росреестре. Однако реализовать можно лишь зарегистрированную недвижимость. Известно, что измерительные работы проводят приглашенные специалисты. Их услуги обходятся в определенную сумму, цены назначаются индивидуально. Конечно, существуют категории граждан и разновидности участков, для которых межевание обойдется бесплатно. Но это скорее исключительный случай. Что делать обычному собственнику?

Если ранее межевание им не проводилось, но участок зарегистрирован, возможно, измерительные работы проведет позднее сам покупатель. Эта процедура выгоднее ему, ведь стоит выяснить конкретную площадь участка, который он собрался приобрести.

Впрочем, законодательство требует обязательного проведения межевания и включения данных в общий кадастровый учет. Иначе собственники, проигнорировавшие это требование, рискуют вовсе лишиться земли. Их наделы будут учтены как бесхозная (ничья) земля.

Можно как-то зарегистрировать несколько владельцев, если имущество планируют разделить? Да, долевая собственность - понятие давно известное, и ФЗ 218 не умаляет его значимости. Бывают случаи, когда единый объект недвижимости достается группе лиц, и они решают разделить поровну, чтобы каждый стал долевым полноправным владельцем. Законопроект требует обязательной регистрации изменений прав владения на указанный объект. Собственникам нужно посетить Росреестр, составить там заявление и провести госрегистрацию разделенного объекта недвижимости.

Кадастровый учет как-то отражается на обязательствах собственника как налогоплательщика? Да, ведь налоговая ориентируется по указанной кадастровой стоимости. Когда недвижимость получает свой кадастровый паспорт, там специалисты, кроме основных характеристик, указывают еще цену объекта. Ее налоговая и берет для расчета выплат. Кстати, если гражданин – хозяин имущества, против указанной стоимости, он вправе оспаривать ее, обратившись с соответствующим заявлением в суд.

В системе Росреестра хранится актуальная информация? Да, она будет обновляться своевременно, ведь собственники обязаны регистрировать все проводимые сделки.

А.Н. Борисов

Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (постатейный)

(в редакции Федеральных законов от 30 декабря 2015 г. № 431-ФЗ, от 26 апреля 2016 г. № 108-ФЗ, от 1 мая 2016 г. № 119-ФЗ, от 2 июня 2016 г. № 172-ФЗ, от 23 июня 2016 г. № 221-ФЗ, от 3 июля 2016 г. № 265-ФЗ, от 3 июля 2016 г. № 304-ФЗ, от 3 июля 2016 г. № 315-ФЗ, от 3 июля 2016 г. № 351-ФЗ, от 3 июля 2016 г. № 354-ФЗ и от 3 июля 2016 г. № 361-ФЗ)


COMMENTARY

TO THE FEDERAL LAW

№ 218-FZ of July 13, 2015

«ON STATE REGISTRATION OF REAL ESTATE»

(as amended by the Federal Laws № 431-FZ of December 30, 2015, № 108-FZ of April 26, 2016, № 119-FZ of 1 May 2016, № 172-FZ of June 2, 2016, № 221-FZ of June 23, 2016, № 265-FZ of 3 July 2016, № 304-FZ of July 3, 2016, № 315-FZ of July 3, 2016, № 351-FZ of 3 July 2016, № 354-FZ of July 3, 2016 and № 361-FZ of July 3, 2016)


Borisov A.N.

The commentary to the Federal law № 218-FZ of July 13, 2015 «On state registration of real estate» / A.N. Borisov. – M.: Yustitsinform, 2017. – 550 p.

978-5-7205-1372-6


The book gives an article-by-article commentary to the Federal law № 218-FZ of July 13, 2015 «On state registration of real estate» as amended, including by the Federal law № 361-FZ of July 3, 2016. It also gives a detailed review of the content and rules of conducting the Unified state register of real estate (EGRN), the procedure for state cadastral registration and state registration of rights, the procedure for correcting errors the EGRN contains, the order of reporting the information the EGRN contains, features of the legal status of the state registrar of rights, the responsibility of the registration body and the state registrar of rights.

A comparative analysis with the norms of the «predecessors» – the Federal law № 122-FZ of July 21, 1997 «On state registration of rights to own real estate and transactions with it» and № 221-FZ of July 24, 2007 «On state real estate cadastre» – has been done. An overview of statutory and regulatory acts issued in order to implement the provisions of the commented law is also presented in the book. The legal positions of the highest judicial bodies, the views of the Ministry of economic development and Rosreestr on the application of the provisions of the Act are taken into account.

The book is intended primarily for legal professionals, persons for whose benefit state cadastral registration and state registration of rights are implemented, for the officials of the registry of rights authority and for state registrars. The book will also be useful for anyone interested in the issues of legal regulation of state registration of real estate in Russia.


© Yustitsinform, 2017

Список сокращений

Органы государственной власти, иные государственные органы и организации:

Совет Федерации – Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

Государственная Дума – Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации;

КС России – Конституционный Суд Российской Федерации;

ВС России – Верховный Суд Российской Федерации;

ВАС России – Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;

Минкультуры России – Министерство культуры Российской Федерации;

Минобороны России – Министерство обороны Российской Федерации;

Минэкономразвития России – Министерство экономического развития Российской Федерации;

Минюст России – Министерство юстиции Российской Федерации;

Росземкадастр – Федеральная служба земельного кадастра России;

Росрегистрация – Федеральная регистрационная служба;

Росреестр – Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии;

Росимущество – Федеральное агентство по управлению государственным имуществом;

ГК «Росатом» – Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»;

ФГБУ «ФКП Росреестра» – федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»;

ФНП – Федеральная нотариальная палата.


Правовые акты:

Закон 1993 г. о нотариате – Основы законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1;

Закон 1997 г. о регистрации – Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;

Закон 1998 г. об ипотеке – Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»;

Закон о введении ЗК РФ – Федеральный закон от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»;

Закон 2002 г. о сельхозземлях – Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;

Закон 2006 г. об информации – Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;

Закон 2007 г. о кадастре – Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции до 1 января 2017 г.), «О кадастровой деятельности» (в редакции с 1 января 2017 г.);

Закон 2015 г. о геодезии – Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. № 431-ФЗ «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

Закон 2016 г. № 361-ФЗ – Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 361-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».


Источники правовых актов:

arbitr.ru – «Официальный сайт Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации http://www.arbitr.ru», «Официальный сайт федеральных арбитражных судов Российской Федерации http://www. arbitr.ru»;

pravo.gov.ru – «Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru»;

БНА ФОИВ – «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти»;

Бюллетень Минюста России – «Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации»;

ВВАС РФ – «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации»;

Ведомости СНД и ВС РСФСР – «Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР»;

Ведомости СНД и ВС РФ – «Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации»;

РГ – «Российская газета»;

СЗ РФ – «Собрание законодательства Российской Федерации»;

СПС – справочные правовые системы.


Иные сокращения:

ГКН – государственный кадастр недвижимости;

ЕГРН – Единый государственный реестр недвижимости;

ЕГРП – Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

ЕГРЮЛ – единый государственный реестр юридических лиц;

МФЦ – многофункциональный центр;

ФГИС ЕГРН – федеральная государственная информационная система ведения Единого государственного реестра недвижимости.

Введение

Законопроект, принятый в качестве Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (т. е. комментируемого акта), разработан и внесен в Государственную Думу Правительством РФ в целях исполнения плана мероприятий по подготовке проектов нормативных правовых актов, утвержденных Концепцией создания единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости, одобренной Правительством РФ 11 июня 2009 г. (протокол № 18, раздел III) и утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2009 г. № 534, а также Плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», утв. распоряжением Правительства РФ от 1 декабря 2012 г. № 2236-р (в ред. распоряжения Правительства РФ от 4 апреля 2014 г. № 527-р).

Как отмечалось разработчиками законопроекта, в качестве основных предпосылок создания единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости (единая система регистрации прав) можно рассматривать уже сложившийся положительный многолетний опыт функционирования систем государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости, а также современную международную практику развития предоставления услуг в этих сферах, которая свидетельствует о перспективности институционального объединения рассматриваемых систем и внедрения новых информационных технологий, снижающих издержки пользователей и государства при оказании соответствующих услуг.