Государственное законодательство об окружающей среде. Федеральный закон “Об охране окружающей среды”. Общие положения закона об экологии

Ипотека

Положения законодательства в сфере экологической безопасности нацелены на сохранение окружающей среды и природных богатств. Обусловлен такой подход предписанием Конституции о том, что каждый гражданин имеет право на благоприятное для жизни окружение. В Российской Федерации имеется несколько законов, регламентирующих вопросы экологии.

Природоохранные законы РФ нацелены на охрану и обеспечение природного фонда страны. Положения законодательства относятся не только к последствиям жизнедеятельности людей. Устанавливаются предписания по устранению техногенных и природных катаклизмов, а также по минимизации их ущерба для окружающей среды.

Для регламентирования соответствующих положений в России действует ряд правовых актов. принят 19 июля 1995 года. Назначение документа – обеспечение конституционного права граждан на благоприятную среду и предупреждение негативных воздействий. ФЗ 174 решает следующие вопросы:

  • полномочия Президента РФ, федеральных и региональных органов власти;
  • проведение государственной экологической экспертизы;
  • права граждан и общественных организаций, а также заказчиков документации по проводимой экспертизе;
  • финансовое обеспечение, международные договоры;
  • ответственность за нарушения законодательства, а также порядок решения возникающих споров.

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» 89 ФЗ принят 22 мая 1998. Он регламентирует вопросы по обращению и утилизации отходов, которые могут принести вред гражданам или окружающей среде. Учитываются возможности переработки и вторичного использования. Положения ФЗ 89 регулируют следующие аспекты:

  • полномочия Российской Федерации, ее регионов и местных органов самоуправления;
  • общие требования к обращению с отходами;
  • нормирование, государственный учет и система отчетности;
  • экономическое регулирование поставленных задач;
  • регулирование действий, направленных на обращение с твердыми коммунальными отходами;
  • система государственного надзора за исполнением предписаний;
  • ответственность за нарушения.

Регулирует вопросы, направленные на охрану здоровья граждан и обеспечение благоприятной для жизни экологической обстановки. Документ регламентирует следующие правовые нормы:

  • права и обязанности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц;
  • санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению экологической безопасности и охраны окружающей среды;
  • обеспечение профилактических мероприятий;
  • государственное регулирование предписанных действий и организация государственного федерального надзора;
  • ответственность за нарушение предписанных норм.

Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» 96 ФЗ принят 2 апреля 1999 и регулирует аспекты, связанные с предотвращением загрязнения атмосферного воздуха. Обусловлено это тем, что таковой по ФЗ 96 является жизненно важным компонентом для жизни человека, растений и животных. На основе данного заключения устанавливаются правовые нормы по охране атмосферного воздуха. Выражаются они в следующих положениях:

  • формирование управления в области охраны атмосферного воздуха;
  • организация соответствующей деятельности;
  • государственный учет источников вредного воздействия на атмосферу;
  • обеспечение государственного надзора и экономический механизм охраны и регулирования;
  • права граждан и юридических лиц в области охраны атмосферного воздуха;
  • ответственность за нарушение данного закона;
  • международные договора и сотрудничество РФ.

Основным экологическим законом является ФЗ 7 «Об охране окружающей среды» . Документ регулирует общие аспекты, связанные с экологической безопасностью. Предписываются правовые нормы взаимодействия общества и природы, возникающие в ходе хозяйственной деятельности граждан.

Описание закона об экологии

Федеральный закон об экологической безопасности РФ «Об охране окружающей среды» принят 20 декабря 2001 года. По структуре он состоит из нескольких глав, объединяющих в себе тематические положения законодательства по экологической безопасности. ФЗ 7 содержит в себе следующие правовые нормы:

  • общие положения , регулирующие основные понятия закона и правовые принципы, на которые он опирается, учитываются также категории объектов, негативно влияющие на экологическую ситуацию;
  • основы управления в области охраны окружающей среды – определяются полномочия федеральных, региональных и муниципальных органов государственной власти, разграничение прав и система управления;
  • права и обязанности граждан, общественных объединений и юридических лиц предписываются в контексте государственной системы мер по обеспечению экологической безопасности;
  • принципы экономического регулирования основываются на взыскании за негативное воздействие и определение лиц, обязанных регулярно вносить соответствующую плату; предписывается также система контроля и государственная поддержка деятельности, направленной на обеспечение экологической безопасности;
  • нормирование в области охраны окружающей среды – определяются нормативы для допустимых действий в нарушении экологии;
  • оценка воздействия на экологию и порядок проведения экологической экспертизы;
  • требования по экологической безопасности при осуществлении отдельных видов хозяйственной или иной деятельности;
  • процедура установления зон экологических бедствий и чрезвычайных ситуаций;
  • учет объектов природы , которые числятся под особой охраной, их правовой режим и меры, направленные на их сохранение;
  • лесопарковые зеленые пояса – их создание, размещение информации о них, принципы охраны;
  • государственное экологическое наблюдение за ситуацией, функционирование его единой системы и фонд обеспечения;
  • государственный экологический надзор — обеспечение производственного и общественного контроля, учет объектов, деятельность которых негативно сказывается на окружающей среде;
  • определение принципов проведения научных исследований экологии ;
  • основы формирования экологической культуры – меры, направленные на образование и просвещение граждан;
  • ответственность за нарушения закона – ее виды, порядок решения споров, возмещение нанесенного ущерба и ограничение деятельности соответствующих объектов;
  • ликвидация накопленного вреда экологии – выявление такового и организация мероприятий по устранению;
  • принципы международного сотрудничества Российской Федерации по вопросам экологической безопасности.

В заключительные положения закона 7 ФЗ входят предписания о его вступлении в силу, а также приведение иных законодательных актов в правовое соответствие. Закон вступил в силу в день своего официального опубликования – 10 января 2002. С данного момента он претерпел ряд изменений, нацеленных на устранение неточных формулировок и актуализацию правовых норм. Последние поправки были внесены в 2016 году.

Изменения в законе по экологии

Изменения в экологическом законе «Об охране окружающей среды» последний раз вносились в 2016 году. Поправки были введены различными документами 5 апреля, 23 июня и 3 июля. Общий перечень определяется следующими изменениями:

  • в статьях 1, 19, 29 и 70 после слов «документы » были добавлены слова «, федеральные нормы и правила » в соответствующих падежах;
  • статья 78 закона об экологии дополнилась пунктом 2.1 об учете затрат на устранение нанесенного окружающей среде;
  • была добавлена глава 14.1 о ликвидации вреда , нанесенного окружающей среде, соответствующие поправки были внесены также в статьи 1, 5.1, 28.1 и 65;
  • в закон об экологии введена глава 9.1 о лесопарковых зеленых поясах , дополнительно была скорректирована редакция статьи 44, а также добавлены пункты 4-7 в статью 68 о возможности граждан оказывать помощь государственным службам в обеспечении экологической безопасности;
  • в пункт 1 статьи 50 добавлен абзац о запрете выращивания растений и животных с генно-инженерным материалом, исключение составляют лишь научно-исследовательские работы и проведение экспертизы.

ЗАДАНИЕ N 3 Конституцией Российской Федерации не предусмотрены экологические права на …

свободное посещение заповедников

благоприятную окружающую среду

достоверную информацию о состоянии окружающей среды

возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением

Обоснование: Статьей 42 Конституции Российской Федерации предусмотрены следующие экологические права человека: право на благоприятную окружающую среду; право на достоверную информацию о ее состоянии; право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

ЗАДАНИЕ N 18 Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения не бывает в виде …

конфискации

замечания

выговора

увольнения

Обоснование: Дисциплинарной ответственности за экологические правонарушения подлежат должностные лица и работники за невыполнение ими своих прямых обязанностей по службе или по договору. Кроме Федерального закона «Об охране окружающей среды» этот вид ответственности регламентируется также Трудовым кодексом РФ. Дисциплинарные взыскания заключаются в замечании, выговоре или увольнении и накладываются администрацией предприятия или вышестоящей организацией. За каждое дисциплинарное нарушение накладывается только одно взыскание. Дисциплинарная ответственность является самостоятельным видом ответственности, поэтому наложение взыскания не исключает наступления других видов ответственности – административной, уголовной или гражданской.

ЗАДАНИЕ N 9 В системе экологического права, современная структура которого показана на рисунке, выделяют общую, специальную и _____________ часть.

особенную

бюджетную

плановую

доступную

Обоснование: Система экологического права включает в себя юридические нормы, представленные в виде главных частей, основных разделов, институтов и входящих в них норм. Как и в других отраслях права, в экологическом выделяют общую, особенную и специальную части. Общая часть предусматривает: предмет и систему экологического права; источники и принципы экологического права; экологические правоотношения; права собственности и природопользования; экологическую экспертизу; экологический контроль; управление экологией; ответственность за экологические правонарушения (Закон «Об охране окружающей среды», Закон «Об экологической экспертизе», Закон «Об особо охраняемых природных территориях», Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и др.). Особенную часть составляет ряд эколого-правовых режимов использования природных объектов и защиты экологической системы, а также эколого-правовой режим и охрана экологических систем, находящихся в сфере производственной деятельности и антропогенного воздействия (Земельный кодекс, Водный кодекс, Закон «О недрах», Закон «О животном мире», Закон «Об охране атмосферного воздуха» и др.). Специальная часть – экология и космос, международное экологическое право, сравнительное экологическое право.

ЗАДАНИЕ N 15 Лицо, совершившее экологическое правонарушение, не может быть

виртуальным

юридическим

должностным

физическим

Обоснование: Под юридической ответственностью за экологические правонарушения понимают отношения между государством и лицом, совершившим экологическое правонарушение (физическим, должностным или юридическим), связанные с применением к нарушителю соответствующего взыскания. Сущность юридической ответственности заключается в неблагоприятных последствиях, наступающих для нарушителя экологического законодательства. Экологическое правонарушение – это противоправное, как правило, виновное деяние (действие или бездействие), причиняющее вред или несущее реальную угрозу причинения экологического вреда.

ЗАДАНИЕ N 9 Согласно экологическому законодательству Российской Федерации особой охране не подлежат такие объекты, как …

промышленные предприятия

национальные парки

лечебно-оздоровительные местности

государственные природные заповедники

Обоснование: В соответствии с законами Российской Федерации «Об охране окружающей среды» и «Об особо охраняемых природных территориях» особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные заповедники, в том числе и биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.

ЗАДАНИЕ N 29 На схеме представлена классификация источников экологического …

страхования

моделирования

Обоснование: Под источниками права понимается особая форма выражения правил поведения, делающая их общеобязательными. Нормативные правовые акты являются одним из источников права наряду с другими источниками (правовые обычаи, судебные прецеденты). Нормативные акты подразделяются на две основные группы: законы и подзаконные акты. Источниками права являются: 1) на федеральном уровне: – Конституция РФ; – международные документы; – федеральные конституционные законы; – федеральные законы; – акты Президента РФ (указы, распоряжения); – акты Правительства РФ (постановления, распоряжения); – нормативные правовые акты федеральных министерств, служб и агентств; 2) на уровне субъектов РФ: – законодательство субъектов РФ – конституции, уставы субъектов РФ; – законы субъектов РФ; – акты глав субъектов РФ; – акты органов исполнительной власти субъектов РФ; 3) на муниципальном уровне – акты местного самоуправления.

ЗАДАНИЕ N 17 На схеме показаны ______________ экологического права.

субъекты

принципы

Обоснование: Объектом экологического права в самом широком смысле является природа (окружающая природная среда) как совокупность естественных условий существования человечества на нашей планете: земля, недра, атмосферный воздух, вода, лес, животный мир.

ЗАДАНИЕ N 5 На схеме представлена классификация экологических …

правоотношений

правонарушений

обязанностей

преступлений

ЗАДАНИЕ N 28 Уголовная ответственность за экологические правонарушения не наступает в случае …

Обоснование: Уголовная ответственность за экологические правонарушения наступает при совершении экологического преступления и регламентируется Уголовным кодексом РФ и ФЗ «Об охране окружающей среды». Экологическое преступление – это предусмотренное уголовным законодательством и запрещенное им под угрозой наказания виновное общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на окружающую среду и ее компоненты и приводящее к негативным изменениям ее качества. Для отнесения деяния к экологическому преступлению используют следующие критерии: масштаб вреда, нанесенного окружаюшей среде, наличие умысла и повторность действия. Уголовная ответственность наступает за: нарушение правил техники безопасности на объектах ядерной энергетики; сокрытие или отказ в предоставлении информации об опасности для жизни и здоровья людей; экоцид (сознательное уничтожение объектов дикой живой природы); жестокое обращение с животными; регистрацию незаконных сделок с землей; терроризм; нарушение правил техники безопасности при ведении горных и строительных работ; нарушение правил техники безопасности при обращении со взрывоопасными веществами; нарушение правил учета, хранения и перевозки взрывоопасных и легковоспламеняющихся веществ; незаконное обращение с радиоактивными веществами.

ЗАДАНИЕ N 27 Выберите из схемы эколого-правовые нормы, устанавливающие правовые преимущества в охране и использовании одних объектов перед другими в интересах обеспечения качества природной среды.

Обоснование: Эколого-правовые нормы подразделяются на нормы-принципы, нормы-приоритеты и нормы-правила. Нормы-принципы закрепляют основополагающие начала охраны окружающей природной среды. Нормы-приоритеты устанавливают правовые преимущества в охране и использовании одних объектов перед другими в интересах обеспечения качества природной среды. Экологические приоритеты означают, что любые мероприятия хозяйственного и иного содержания запрещаются, если они угрожают здоровью и экологической безопасности человека. Выделяют нормы-приоритеты трех уровней: отраслевого, межотраслевого и общего экологического уровня. Нормы-правила предусматривают экологические требования-императивы применительно к конкретной сфере экологических отношений. По содержанию экологические императивы подразделяются на предупредительные, запретительные, обязывающие, разрешительные, восстановительные, карательные, управомочивающие, поощрительные.

В систему правовой охраны природы России входят четыре группы юридических мероприятий:

1) правовое регулирование отношений по использованию, сохранению и возобновлению природных ресурсов;

2) организация воспитания и обучения кадров, финансирование и материально-техническое обеспечение природоохранных действий;

3) государственный и

общественный контроль за выполнением требований охраны природы;

4) юридическая ответственность правонарушителей.

В соответствии с экологическим законодательством объектом правовой охраны выступает природная среда - объективная, существующая вне человека и независимо от его сознания реальность, служащая местом обитания, условием и средством его существования.

Источниками экологического права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические отношения. К ним относятся законы, указы, постановления и распоряжения, нормативные акты министерств и ведомств, законы и нормативно-правовые акты субъектов Федерации. Наконец, в числе источников экологического права большое место занимают международно-правовые акты, регулирующие внутренние экологические отношения на основе примата международного права.

В результате последней кодификации сложилась система экологического законодательства, в основе которой находятся три основополагающих нормативных акта: Декларация Первого съезда народных депутатов РСФСР о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (1990 г.), Декларация прав и свобод человека и гражданина (1991 г.) и Конституция Российской Федерации, принятая в результате всенародного голосования 12 декабря 1993 г.

Система экологического законодательства , руководствующаяся идеями основополагающих конституционных актов, включает две подсистемы:

  • природоохранное
  • природоресурсное законодательство.

В природоохранное законодательство входят Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другие законодательные акты комплексного правового регулирования.

В подсистему природоресурсного законодательства входят: Земельный кодекс РФ(ФЗ № 136 от 25.10.2001 г.), Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах», Лесной кодекс РФ (ФЗ № 200 от 04.12.2006 г.), Водный кодекс РФ(ФЗ № 74 от 03.06.2006 г.), Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире», а также другие законодательные и нормативные акты.

В Конституции РФ отражены основные положения экологической стратегии государства и главные направления укрепления экологического правопорядка. Конституция РФ вводит в научный оборот определение экологической деятельности человека в сфере взаимодействия общества и природы: природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности.

Центральное место среди экологических норм Конституции РФ занимает ч. 1 ст. 9, где указывается, что земля и другие природные ресурсы в Российской Федерации используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В Конституции РФ есть две очень важные нормы, одна из которых (ст. 42) закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу, а другая провозглашает право граждан и юридических лиц на частную собственность на землю и другие природные ресурсы (ч. 2 ст. 9). Первая касается биологических начал человека, вторая - его материальных основ существования.

Конституция РФ также оформляет организационно-правовые взаимоотношения Федерации и субъектов Федерации. Согласно ст. 72 пользование, владение и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности являются совместной компетенцией Федерации и субъектов Федерации.

По предмету своего ведения Российская Федерация принимает федеральные законы, которые являются обязательными на территории всей страны. Субъекты Федерации имеют право на собственное регулирование экологических отношений, включая принятие законов и иных нормативных актов. Конституция РФ закрепляет общее правило: законы и иные правовые акты субъектов Федерации не должны противоречить федеральным законам. Положение Конституции РФ конкретизируется в источниках экологического права.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешних и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

В 16 главах Закона закрепляются следующие правовые положения:

  • основы управления в области охраны окружающей среды;
  • права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды;
  • экономическое регулирование в области охраны окружающей среды;
  • нормирование в области охраны окружающей среды;
  • оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза;
  • требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности;
  • зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций;
  • государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг);
  • контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль);
  • научные исследования в области охраны окружающей среды;
  • основы формирования экологической культуры;
  • международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

Охрана здоровья и обеспечение благополучия человека - конечная цель охраны окружающей природной среды . Поэтому в законодательных актах, направленных на охрану здоровья граждан, экологические требования занимают ведущее место. В этом смысле источником экологического права служит Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Он регулирует санитарные отношения, связанные с охраной здоровья от неблагоприятного воздействия внешней среды - производственной, бытовой, природной. Экологические требования, выраженные в статьях Закона, одновременно являются и источниками экологического права. Например, на охрану здоровья и окружающей природной среды направлены нормы ст. 18 Закона о захоронении, переработке, обезвреживании и утилизации производственных и бытовых отходов и т. д.

Другим источником экологического права служат Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ. В нем есть норма, обеспечивающая экологические права граждан. Так, ст. 18 говориться, что: « Каждый имеет право на охрану здоровья. Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды…»

Правовые нормы по охране природы и рациональному природопользованию содержатся и в других актах природоресурсного законодательства России. К ним относятся Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Федеральный закон «О животном мире» и др.

Круг экологических вопросов, по которым могут издаваться указы и распоряжения Президента РФ, практически не ограничен. В их числе следует назвать Указ Президента РФ от 4 февраля 1994 г. № 238 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития».

На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения, отвечая также за их исполнение. Постановление Правительства РФ также является нормативно-правовым актом. В соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии.

Постановления Правительства РФ по вопросам экологии можно разбить на три группы.

  • К первой группе относятся те, которые принимаются во исполнение закона для конкретизации отдельных положений.
  • Вторая группа постановлений предназначена для определения компетенции органов управления и контроля.
  • Третья группа постановлений включает нормативно-правовые акты дальнейшего правового регулирования экологических отношений.

Природоохранительные министерства и ведомства наделяются правом издавать нормативные акты в рамках своей компетенции. Они предназначены для обязательного исполнения другими министерствами и ведомствами, физическими и юридическими лицами.

Немаловажную роль играют нормативные правила - санитарные, строительные, технико-экономические, технологические и т. д. К ним относятся нормативы качества окружающей среды: нормы допустимой радиации, уровня шума, вибрации и т. д. Эти нормативы представляют собой технические правила, и в этом виде они не рассматриваются как источники права. Ведомственные нормативные акты могут быть отменены Правительством РФ, если они противоречат закону. Акты вступают в силу только после регистрации в Министерстве юстиции и публикации в газете «Российские вести». Согласно Конституции РФ субъекты Федерации также вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты по вопросам, отнесенным к их ведению. Нормотворческой деятельностью вправе заниматься представительные и исполнительные органы власти республик, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, Севастополя.

Сфера компетенции субъектов Федерации определяется отраслевыми законодательными актами: по землепользованию - Земельным кодексом РФ, по недрам - Законом РФ «О недрах», водопользованию - Водным кодексом РФ, по использованию животного мира - Федеральным законом «О животном мире», по окружающей природной среде - Федеральным законом «Об охране окружающей среды». В основе такого разделения правового регулирования лежит отношение к природным ресурсам. Порядок отнесения природных ресурсов к федеральным или иным регулируется Указом Президента РФ о федеральных ресурсах. Конституция РФ (ст. 76) устанавливает законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. В случае наличия противоречия между нормативными актами субъектов Федерации и статьями федеральных законов первые подлежат отмене указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ. Помимо специальных нормативно-правовых актов экологического содержания в последние годы широко используется экологизация нормативных актов, регулирующих экономическую, хозяйственную и административную деятельность предприятий. Под экологизацией понимают внедрение экологических требований в нормативно-правовые акты неэкологического содержания. Необходимость такого процесса объясняется тем, что экологические законы не всегда могут напрямую касаться хозяйствующих субъектов, занятых в различной сфере производства.

Так, Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (ст. 7) дает право потребителю требовать, чтобы товары были безопасны для его жизни. Он также дает право органам управления на приостановление реализации товаров, если создается угроза здоровью граждан либо состоянию окружающей среды. В законах о местном самоуправлении, налогообложении юридических лиц отражены различные льготы за снижение выбросов, использование чистых технологий и т. д.

2) зако-ны и иные нормативные акты РФ и субъектов РФ в области природопользования и охраны окружающей среды;

3) указы и распоряжения Президента РФ и постановления Правитель-ства РФ;

4) нормативные акты министерств и ведомств;

5) нормативные решения органов местного самоуправления.

1. Конституция Российской Федерации (1993 г.) провозгла-шает права граждан на землю и другие природные ресурсы, на благоприятную окружающую среду (экологическую безопас-ность), на возмещение ущерба, причиненного его здоровью, на участие в экологических организациях и общественных дви-жениях, на получение информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране. Одновременно Кон-ституция РФ устанавливает обязанности граждан соблюдать требования природоохранного законодательства, принимать участие в охране окружающей природной среды, повышать уровень знаний о природе и экологическую культуру. Консти-туция РФ также определяет организационные и контрольные функции высших и местных органов власти по рациональному использованию и охране природных ресурсов.

2. Законы и иные нормативные акты РФ и субъектов РФ в области природопользования и охраны окружающей природной среды.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды » (2002 г.) лежит в основе природоохранного законодательстваРФ. Зада-чами природоохранительного законодательства Российской Федерации являются регулирование отношений в сфере взаи-модействия общества и природы с целью сохранения природ-ных богатств и естественной среды обитания человека, предот-вращения экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровления и улучшения качества окру-жающей природной среды, укрепления законности и правопо-рядка в интересах настоящего и будущих поколений людей.

Настоящий закон охватывает все аспекты природопользо-вания и охраны окружающей среды, и нормы других законов в области охраны окружающей среды не должны противоре-чить Конституции РФ и Федеральному закону «Об охране окружающей среды».


Федеральный закон «Об экологической экспертизе » (1995 г.) регулирует отношения в области экологической экспертизы, направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяй-ственной и иной деятельности на окружающую природную среду и предусматривает в этой части реализацию конститу-ционного права субъектов Российской Федерации на совмес-тное с Российской Федерацией ведение вопросов охраны ок-ружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Федеральный закон «Об особо охраняемых природных терри-ториях » (1995 г.) регулирует отношения в области организа-ции, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных при-родных комплексов и объектов, достопримечательных природ-ных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологи-ческого воспитания населения.

Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха » (1999 г.) устанавливает правовые основы охраны атмосферного возду-ха. Атмосферный воздух является жизненно важным компо-нентом окружающей природной среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных. Важнейши-ми общими мероприятиями охраны воздушного бассейна на-званы установление нормативов предельно допустимых кон-центраций (ПДК) и предельно допустимых выбросов (ПДВ), а также платы за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ.

Федеральный закон «О радиационной безопасности населения » (1995 г.) определяет правовые основы обеспечения радиаци-онной безопасности населения в целях охраны его здоровья. Он провозглашает принцип приоритета здоровья человека и окружающей природной среды при практическом использо-вании и эксплуатации объектов ионизирующих излучений. В случае радиационной аварии закон гарантирует возмещение ущерба здоровью и имуществу граждан. Законом устанавлива-ется также компенсация за повышенный риск, связанный с проживанием вблизи ядерных и радиационных установок, в виде улучшения социально-бытовых условий населения и др.

Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1994 г.) определяет правовые основы защиты населения, тер-риторий и акваторий при возникновении природных и техногенных чрезвычайных ситуаций.

Федеральный закон «Об отходах производства и потребле-ния» (1998 г.) определяет правовые основы обращения с отхо-дами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую при-родную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйствен-ный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Основы законодательства Российской Федерации об охране здо-ровья граждан (1993 г.) регулируют отношения граждан, органов государственной власти и управления, хозяйствующих субъек-тов, субъектов государственной, муниципальной и частной сис-тем здравоохранения в области охраны здоровья граждан.

Федеральный закон «О недрах » (1992 г.) регулирует правовые отношения при изучении, использовании и охране недр. За-кон направлен, в первую очередь, на рациональное использо-вание недр и их загрязнение.

Земельный кодекс РФ (2001 г.) регламентирует охрану зе-мель и защиту окружающей природной среды от возможного вредного воздействия при использовании земли. Основными правовыми функциями охраны земель являются сохранение и повышение плодородия почв, сохранение фонда сельскохо-зяйственных земель. Экологическими нарушениями считают-ся порча, загрязнение, засорение и истощение земель. Кодекс регламентирует куплю-продажу земель и совершение других земельных сделок.

Водный кодекс РФ (1995 г.) регулирует правовые отношения в области использования и охраны водных объектов. Закон на-правлен на охрану вод от загрязнения, засорения и истощения.

Лесной кодекс РФ (1997 г.) регулирует отношения, возника-ющие при пользовании лесным фондом Российской Федера-ции в целях создания условий для рационального использова-ния, воспроизводства, охраны и защиты лесов, устанавливает правовые основы рационального использования, охраны, за-щиты и воспроизводства лесов, повышения их экологическо-го и ресурсного потенциала.

Федеральный закон «О животном мире» (1995 г.) регулирует отношения в области охраны и использования животного мира, а также в сфере сохранения и восстановления среды его оби-тания в целях обеспечения биологического разнообразия, ус-тойчивого использования всех его компонентов, создания ус-ловий для устойчивого существования животного мира, со-хранения генетического фонда диких животных и иной защи-ты животного мира как неотъемлемого элемента природной среды.

3. Указы и распоряжения Президента РФ и постановления Правительства РФ затрагивают широкий круг экологических вопросов. Например, Указ о концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (1996 г.).

4. Нормативные акты природоохранительных министерств и ведомств издаются по вопросам рационального использова-ния и охраны окружающей природной среды в виде постанов-лений, инструкций, приказов и т.д. Они являются обязатель-ными для других министерств и ведомств, физических и юри-дических лиц.

5. Нормативные решения органов местного самоуправления (мэрий, сельских и поселковых органов) дополняют и конк-ретизируют действующие нормативно-правовые акты в обла-сти охраны окружающей природной среды.

Экологическое право Боголюбов Сергей Александрович

§ 1. Социальная обусловленность экологического права

(кризисное состояние окружающей среды; что такое экология; наши возможности)

О состоянии окружающей природной среды говорится и пишется достаточно много - эта тема не сходит с экранов телевизоров и страниц печати. Задача серьезного наблюдателя, зрителя, исследователя, слушателя - внимательно разобраться в основных явлениях и терминах, относящихся к теме, вынести собственные суждения, сделать выводы.

Кризисное состояние окружающей среды

Многие века потребление природных ресурсов казалось безбрежным и неограниченным: человек боролся с природой, пытался подчинить ее себе, не ждал от нее милостей. Постепенно она начала ему мстить: массовая вырубка лесов привела к образованию оползней, оврагов, смыву почвы; сброс загрязняющих веществ в водоемы резко понизил питьевые качества воды; рост автотранспорта, индустриализация, урбанизация лишают атмосферу необходимого количества кислорода; химизация и интенсификация сельского хозяйства привели к наличию вредных веществ в продуктах питания.

В наиболее развитых в промышленном отношении странах давно бьют тревогу по поводу надвигающегося (по мнению оптимистов) или уже состоявшегося (по оценкам пессимистов) экологического кризиса, причем не только в масштабе одной или нескольких стран, но и в масштабе всей планеты Земля. Основания для подобного вывода имеются: налицо исчерпаемость полезных ископаемых, которых с учетом разведанных данных хватит лишь на обозримое будущее в пределах 100-150 лет (отсюда вытекает необходимость поиска новых источников энергии; с этим же связан достаточно болезненный, надвигающийся новый передел мира - раздел добываемой из недр земли нефтяной и газовой продукции).

Если к этому добавить повсеместно наблюдаемое загрязнение Мирового океана, уничтожение южноамериканской сельвы - легких планеты, утоньшение и прорыв озонового слоя Земли, еженедельное исчезновение одного или нескольких видов живых существ (навсегда!), то станет понятно, что тревоги по поводу сохранения биологического разнообразия Земли, условий выживания человека не являются беспочвенными и требуют пересмотра отношений человека и природы, организации взаимодействия общества и окружающей природной среды.

Современные экологические проблемы «докатились» и до нас, хотя вследствие громадности территории и некоторой зашоренности мышления они пришли к нам несколько позднее, но тем скорее и компетентнее, с учетом международного опыта, надо их решать. Согласно ежегодным государственным докладам «О состоянии окружающей природной среды в Российской Федерации», составляемым и публикуемым с 1992 г., в состоянии, близком к экологическому бедствию, находится почти 10% территории нашей страны. Основные причины этого видятся в интенсивном длительном развитии народнохозяйственного комплекса, игнорировании основных выработанных мировой практикой законов экономического развития, приоритетности тяжелой и военной промышленности.

Ощутимыми проявлениями наших экологических трудностей становятся загазованность атмосферного воздуха в крупных городах, уменьшение плодородия почв, и в первую очередь российских черноземов, недопустимое загрязнение среды в местах производства, складирования и уничтожения химического оружия и других отравляющих веществ, обезвоживание, а кое-где и подтопление земель, провалы поверхности в местах активной добычи минеральных ресурсов. Возникшие перед человечеством, конкретными странами, каждым поселением проблемы обусловили возникновение новой науки и учебной дисциплины под названием «Экология».

Что такое экология

Термин «экология» возник в конце XIX в. и происходит от греческих слов oikos - дом, жилище, место обитания и logos - наука. Буквально можно понимать под экологией науку о месте обитания. Первоначально экология была разделом биологической науки, наукой об отношениях живых организмов и окружающей среды, о связи между организмами и средой их обитания.

Постепенно, по мере возникновения и драматизации проблем отношений общества и природы, осознания обществом их места в системе знаний, центральное место стал занимать наиболее мыслящий и активный представитель живого мира - человек. Возникла промышленная экология (о воздействии промышленности на природу), социальная экология (о взаимодействии общества и природы), экология человека (биосфера человечества, человеческая особь, ее здоровье), космическая экология (о системах поддержания жизнедеятельности в летательных космических аппаратах) и т. д.

После многочисленных дискуссий и преодоления некоторых неясностей пришлось прийти к выводу о необходимости изучения закономерностей обеспечения природных условий жизни человека, анализа и обобщения, имеющихся здесь опыта и трудностей, установления обязательного минимума знаний для каждого россиянина. В учебных заведениях различного профиля под разными углами зрения изучаются различные, в том числе упомянутые выше, аспекты экологии. Во всех без исключения высших учебных заведениях России введен с середины 90-х гг. обязательный стандарт и курс «Экология»; в юридических и сельскохозяйственных вузах не один десяток лет преподается учебная дисциплина «Экологическое право».

Уместно здесь отметить некоторую условность этого термина, рядом с которым можно порой обнаруживать такие узловые термины, как «природа», «окружающая среда», «природная среда» и др. Более полному и четкому их разграничению отводится достойное место в научной литературе - и это немаловажно, так как уяснение и единообразное понимание терминов является началом единомыслия оппонентов и подхода к решению проблемы.

Здесь же отметим и подчеркнем, выделим главное, заключающееся в том, что при изучении экологии и соответствующей отрасли права всегда подразумевается окружающая природная среда, в которую не входит промышленная среда, криминогенная среда, социальная среда. То есть, изучая экологию, мы имеем в виду лишь природную сторону места обитания, лишь природную характеристику окружающей среды. При этом изучаются воздействие промышленности на нее - антропогенное воздействие, закономерности обеспечения экологического правопорядка и предупреждения экологических преступлений, социальная направленность охраны окружающей (и только природной!) среды.

Наши возможности

О природных катаклизмах и экологическом кризисе (грозящем либо наступившем) говорится достаточно много на международных и национальных форумах, в средствах массовой информации. Не будем впадать в крайности: по-видимому, экологического конца света можно избежать, но не без принятия срочных и решительных мер; если их не форсировать, то уже нашему и следующим поколениям придется туго. Надо решить, что мы можем и должны делать, чтобы остаться царями природы либо работниками в ее мастерской.

Основное направление решения экологических проблем лежит в сфере экономики, и именно поэтому сочетание экономики и экологии является одним из основных принципов охраны среды. Организация экономических механизмов, внедрение рыночных отношений, взвешенное распространение их на природные ресурсы не могут не иметь социальной направленности, поскольку охрана среды осуществляется, прежде всего, для поддержания социума, благосостояния людей.

Не меньшая роль принадлежит праву: оно может тормозить либо подталкивать общественные отношения, быть их стимулятором либо обременителем. Социальная обусловленность права не вызывает сомнений, однако оно всегда носит волевой характер, но обусловливается уровнем развития науки и техники, степенью и состоянием достижений и провалов научно-технического прогресса, обузданием его негативных сторон. Поэтому право не может быть всесильным, его возможности должны осознаваться и использоваться по назначению, не во вред обществу.

Многое зависит от экологических позиций граждан, как изучающих, так и не знающих экологию, экологическое право. Формирование глобального мироощущения, увязка планетарных проблем с местными позволяют понять место человека в окружающей среде, порождает желание участвовать в исправлении трагической экологической ситуации, в спасении земной цивилизации и собственного дома.

Мы можем научиться распознавать экологические риски и угрозы, предотвращать их, нейтрализовать, предвидеть. Цель учебной дисциплины «Экологическое право» заключается в том, чтобы перевести философию выживания на язык правового поведения, уяснить законодательные предписания, проконтролировать их осуществление, принять посильное участие в функционировании природоохранного механизма.

Познав законы природы, совместив их с законодательством, выполняя задачу «не навредить», соблюдая свои обязанности - общечеловеческие и возложенные национальным правом, человек может многое, но не может остановить прогресс: не может перестать распахивать и использовать сельскохозяйственные угодья, производить продукты питания, обогревать и освещать свое жилище, интересоваться другими странами и мирами.

Стоящая перед Россией цель построения правового демократического социального государства предполагает обеспечение ее гражданам природных условий жизни, труда, отдыха, предпринимательства. С этих позиций правовая экология нужна всем независимо от возраста, социального положения, места проживания и рода занятий: она всеобща, является актуальной для всех, требует не столько эмоций и гнева, сколько компетентности и конкретных знаний, приложения их на практике, социального действия и оптимизма.

автора Сазыкин Артем Васильевич

2. Предмет и методы правового регулирования экологического права В предмет правового регулирования могут входить такие общественные отношения, как:1) отношения, имеющие волевой характер;2) отношения, формирующиеся по поводу объектов природы и их экологических

Из книги Правоведение: Шпаргалка автора Автор неизвестен

3. Система и принципы экологического права Система экологического права – совокупность институтов экологического права, расположенных в определенной последовательности согласно экологическому законодательству.Институтом экологического права является совокупность

Из книги Правоведение: учебное пособие автора Автор неизвестен

4. Нормы экологического права и экологические правоотношения Нормы экологического права представляют собой требования в области охраны окружающей среды, а экологические правонарушения – несоблюдение данных требований, закрепленных законодательством, нормами,

Из книги Экологическое право автора Боголюбов Сергей Александрович

5. Специфические черты экологического права Законодательство в области охраны окружающей среды определяет правовые основы государственной политики в этой области, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной

Из книги Философия права. Учебное пособие автора Кальной И. И.

6. Источники экологического права Источники экологического права – нормативные акты, принятые уполномоченными на то государственными органами и органами местного самоуправления в установленной форме и с соблюдением определенной процедуры, регулирующие общественные

Из книги Экологическое право автора Пуряева Анна Юрьевна

50. Источники международного экологического права Источником международных эколого-правовых отношений является воля членов мирового сообщества, направленная на охрану и рациональное использование окружающей природной среды. Функционирование, пребывание в

Из книги автора

52. ИСТОЧНИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА Источник экологического права – нормативный акт, содержащий эколого-правовые нормы и регулирующий отношения в области использования окружающей среды (экологопользования). Виды источников экологического права:1) по юридической

Из книги автора

Тема XI Основы экологического права План изучения § 1. Предмет и метод экологического права. Экология человека § 2. Источники экологического права. Экологические правоотношения. Экологические права и обязанности граждан РФ § 3. Ответственность за экологические

Из книги автора

§ 2. Предмет экологического права (регулируемые общественные отношения; три составные части экологического права)Оригинальность и самостоятельность отрасли права в общей системе увязывается обычно с наличием своего предмета правового регулирования: если есть

Из книги автора

§ 3. Метод экологического права (экологизация; административно-правовой и гражданско-правовой способы; историко-правовой и прогностический методы)Каждой отрасли права должны быть присущи свой предмет, метод или комбинация методов: предмет и метод обладают определенным

Из книги автора

Тема II. Источники экологического права Понятие и виды источников экологического права. - Закон - высшая форма правового акта. - Нормативные указы главы государства и иные подзаконные акты. - Значение общих принципов, договоров и обычаев. - Правотворчество субъектов

Из книги автора

§ 1. Понятие и виды источников экологического права (виды источников права; нормативный акт - основной источник российского права)Несмотря на прикладной, учебный характер настоящего издания, целесообразно хотя бы кратко остановиться на некоторых теоретических

Из книги автора

Тема V. Механизм действия экологического права Правовое регулирование экономического механизма охраны среды. - Роль местного самоуправления. - Природоохранные органы. - Экологическая экспертиза. - Экологический контроль. - Чрезвычайные экологические

Из книги автора

Из книги автора

Глава I Понятие экологического права Развитие общества за период своего существования воздействовало на окружающую природную среду, преобразовывало ее. Нежелательные последствия для природы, а также для человека потребовали развития определенного спектра знаний,

Из книги автора

Глава III Нормы экологического права и экологические правоотношения. Источники экологического права. Принципы экологического права Нормы права относятся к разряду социальных норм. Норма права – это мысль, высказывание о должном или дозволенном поведении. Нормы