Игра на классный час про доброту. Цикл классных часов о доброте классный час на тему. Подготовила:учительница начальных классов

Продажа

1. Помогай другу в беде.

2. Умей с другом разделить радость.

3. Не смейся над недостатками друга.

4. Останови друга, если он делает что-то плохое.

5. Умей принять помощь, совет.

6. Не обманывай друга.

7. Относись к другу так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.

8. Умей признавать свои ошибки.

Предварительный просмотр:

«Час доброты и дружбы»

МБОУ «Жилевская СОШ»
Учитель начальных классов
1 квалификационной категории

Савельева Валентина Алексеевна

Педагогическая цель:

Продолжить знакомить учащихся с общечеловеческими ценностями.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать доброжелательность, доброту;
  • умение видеть красоту в простом и обыденном;
  • умение дарить тепло и доброту;
  • способствовать развитию кругозора детей, умению мыслить и рассуждать;
  • развивать у учащихся эстетические и духовно - нравственные способности;
  • воспитывать у детей чувство доброты, вежливости, внимания и дружбы, умение дорожить близкими людьми.

Учитель:

Я рада видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний классный час принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!

Повернитесь все друг к другу

И пожмите руки другу.

Руки вверх все поднимите

И вверху пошевелите.

Крикнем весело: "Ура!"

Классный час начинать пора!

Ход классного часа
Учитель. Сегодня мы с вами собрались в такой уютной кампании, чтобы поговорить об очень важном качестве, без которого человек не может называться человеком.

Качество это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Это качество -
Наших сердец ДОБРОТА.

Учитель: - Ребята, а как вы думаете, что такое доброта?
Да. Многие верно понимают и чувствуют, что такое доброта. В толковом словаре можно прочесть следующее определение.
Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Учитель:- Много времени прошло, чтобы люди поняли, что нужно быть добрым, внимательным к другим людям, чтобы жить в мире.
А зачем нужна доброта?
Абсолютно верно, ребята, чтобы было легче общаться друг с другом, чтобы общение приносило радость.

Лев Николаевич Толстой говорил: «Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других».

Добрым быть совсем, совсем не просто:
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта - не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы, с тобой добрей.

Учитель: В народе всегда относились к доброте по-особому. Это человеческое качество ценилось во все времена. Русские люди всегда стремились быть добрыми, милосердными, заботливыми, честными. Может быть, поэтому ещё в старославянской азбуке буквы назывались словами:

А-аз Ж-живёте
Б-буки 3 - земля
В-веди Л-люди
Г - глагол М - мыслите
Д - добро П - покой


Азбука как бы призывала: «Люди Земли, мыслите, думайте и творите добро».

Распределение по группам

Дети подходят к столу. Берут перевёрнутые карточки (солнышко, облака, цветы).

Садятся по группам за столы, в зависимости от того, какая карточка.

Ребята, мы с вами распределились по группам.

Как вам нужно работать в группе? (дружно)

Вам нужно вместе обсуждать задание, советоваться, обращаться за помощью друг к другу.

Учитель: Много пословиц и поговорок сложили они на эту тему. Давайте с ними познакомимся.

1. Составление и объяснение пословиц.

В конвертах у вас лежат пословицы и поговорки о доброте, но они перепутаны. Вам необходимо их собрать правильно.

Ребята работают в группах

1 группа
«Злой не верит, что есть добрый»
«Добрая слава лежит, а худая бежит»
«Доброго чтут, а злого жалуют»
«Добрые вести прибавят чести»

Учись доброму - плохое на ум не пойдёт.

Про доброе дело говори смело.

Жизнь дана на добрые дела.

Худо жить без ласкового слова.

Доброе слово лечит, а злое калечит.

Не одежда красит человека, а его добрые дела.

Злой плачет от зависти, а добрый от радости.

Добрые слова дороже богатства.

Не ищи красоты, ищи доброты.

Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

Сумел провиниться, сумей и повиниться.

Будь добрым с тем, кто от тебя зависит.

Доброта – язык, на котором немые могут говорить и некоторые глухие могут слышать.

Кто слишком долго думает о том, чтобы делать добро, тому нет времени быть добрым.

Молодцы, ребята, вы знаете много пословиц о доброте.

2. Составление сложных слов и объяснение.

Учитель: Добрые люди обладают хорошими качествами, с которыми я хотела вас познакомить, но их названия рассыпались. Давайте вместе подумаем, посоветуемся в группах, попытаемся составить из простых слов сложные и объяснить их значение
соседи ДОБРО

Ребята читают получившиеся слова и объясняют их.

  • добросердечный - это человек, обладающий добрым сердцем, ласковый
  • добродушный - добрый и мягкий по характеру, незлобный
  • доброжелательный - желающий добра
  • добропорядочный - приличный, достойный одобрения
  • добронравный - отличающийся хорошим поведением, хорошим нравом
  • добросовестный - честно выполняющий свои обязанности

А ещё доброта - это забота, понимание, сочувствие, любовь, милосердие.

Поговорим об этом подробнее.

Учитель: Сегодня я разрешу вам делать то, чего никогда вам не разрешают. Познакомьтесь, это Настя (кукла, вырезанная из бумаги). Сейчас мы её будем обижать. Я попрошу помочь мне. Вспомните, как вы обижаете, друг друга на перемене, когда злитесь и ссоритесь. Обижая друг друга, даже словом, мы причиняем боль. …… будет говорить Кате что-то обидное, а я буду причинять ей боль, загибая край бумаги.
(Ученица называет обидные слова, учитель загибает края куклы)

Учитель: Посмотрите на куклу, изменилась она? Такая ли она была в начале? Что в ней изменилось?
- Мы очень травмировали куклу. Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? (пожалеть куклу, попросить прощения, сказать что-то приятное).

Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили.
(Дети по очереди называют слова)

Ребята, а сейчас посмотрите на Катю, ей уже лучше, но стала ли она такой, какая была в начале разговора? Почему?

Попытаемся сделать вывод: боль остаётся в душе ещё очень долго, и никакие комплименты не могут её разгладить. Русский учёный Павлов сказал: «Словом можно убить, словом можно воскресить». Слово имеет очень важное значение в жизни человека.

Утешить можно им, помочь
Развеселить, совет дать снова
Но ты запомни лишь одно
Всегда должно быть добрым слово.

Ах; как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убеждались сами,
А может не слова - дела важны?
Дела - делами, а слова - словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.

3. Добрый ли человек

Можно ли назвать добрым человека, который:
делает что-то полезное для людей;
делает домашнее задание за кого-то;
ждёт, когда его позовут на помощь;
переводит старушку через дорогу;
накормит бездомного котёнка;
заберёт обратно подаренную вещь


Учитель: Сегодня мы с вами говорим о доброте и дружбе. Давайте мы ещё раз подумаем о значении этих слов в жизни каждого человека. Я не сомневаюсь в том, что вы добрые, вежливые и умеете дружить. Готовясь к нашей встрече я случайно прочла стихотворение Федора Абрамова «Щенок», которое поразило меня жестокостью одного из героев.

Брошенный, он шел туда, где люди.
И уселся возле гаража,
Мелкою прерывистою дрожью
На морозе утреннем дрожа.
Мокрый иней склеивал ресницы,
Взгляд с тоской участия просил,
Только каждый мимо проходящий
Часть надежд собачьих уносил.
Почему не кто не замечает,
Что давно не ел он ничего?
И сейчас, за ломтик хлеба
Он отдал пол жизни
Жизнь - за руку, давшую его!
Вдруг вскочил....
И счастьем и морозом
Задохнулся, взвихривая с ног
То ему, ему призывно кто - то свистнул
Незнакомый добрый человек!
Господина будущего чуя,
Пёс бежит по снегу прямиком
И... летит, отброшенный тяжёлым,
Кованным кирзовым сапогом.
Взвыл щенок от нестерпимой боли
(футболист, как видно, был мастак...)
Ты привыкни, маленький калека.
Первое знакомство с человеком
Часто совершается и так...
В разговоре этот самый парень
Как - то о знакомом он сказал:
«Разве человек он?
Пёс, собака! Я б его иначе не назвал...»

Как можно назвать поступок этого человека?

(высказывания детей)

- Какой это человек? (высказывание детей )

А что есть зло? (высказывание детей)

Конечно, нельзя причинять даже самого незначительного страдания, не одному животному существу на нашей земле, не людям, ни животным. Достойны осуждения те бессердечные люди, которые издеваются над животными, которые выбрасывают на улицу кошек и собак, обрекая их на голод и холод. Тех людей, которые унижают и оскорбляют других, не уважают старших, которые обижают младших.


Учитель: Как вы думаете, можно ли заставить человека быть добрым? (доброта должна быть в душе)

Учитель: Давайте попробуем составить правила, следуя которым можно стать чуточку добрее. А поможет нам в этом народная мудрость.
Доброе слово лечит, злое калечит.
Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
Делай другим добро – будешь сам без беды.
Худо тому, кто добра не творит никому.
Чего не сделаешь силком, того добьешься добром.
Добрые умирают да дела их живут.
Живи добрее, будешь всем милее.

Дети называют правила, а учительница записывает на доске.
Правила доброты.


1. Будь приветлив, вежлив.
2. Будь внимателен к людям.
3. Делай добрые дела.
4. Не отвечай злом на зло.

5. Делись последним с другом.
6. Помогай людя
7. Защищай слабог
8. Не завиду
9. Прощай ошибки други

10. Уметь радоваться успехам своих товарищ

11.Достойно переживать свои неудач.

12. Быть рядом, когда неудача у другого.


Учитель: - Давайте жить и следовать нашим правилам доброты и тогда каждый из вас будет необыкновенно красив и привлекателен, потому, что доброта украшает человека.


Я хочу, чтобы каждый новый день своей жизни вы начинали с улыбки и не стеснялись улыбаться себе самому, новому дню, маме, папе, учительнице, одноклассникам и всем прохожим. Я надеюсь, что вы вырастите добрыми, вежливыми, порядочными людьми и будете следовать законам доброты потому, что добрые дела и поступки живут вечно.


Доброта делает человека обаятельным, красивым. Человек, в душе у которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице и милая улыбка на губах.

Ты улыбкой, как солнышко брызни,

Учитель: Как вы, ребята, понимаете слово “ДРУЖБА”?

Учитель: Случается, что ради дружбы необходимо поступиться своими личными интересами. Говоря о дружбе, нельзя не сказать и о таком важном понятии, как порядочность. Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков. Заступиться за младшего, которого обижают, уступить место в автобусе, прийти на помощь старому человеку – все это проявления порядочности. Лишь у доброжелательного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь.

Дружба – главное чудо всегда,

Сто открытий для всех настоящее,

И любая беда – не беда,

Если рядом друзья настоящие.

5. Игра-тренинг «Ромашка»

Поиграем в игру «Ромашка».

Учитель: У каждой группы 5 лепестков. Каждый из вас назовёт необходимое качество для дружбы и запишет его на лепестке ромашки. Каждый предлагает своё качества, но прежде чем записать прислушивается к оценке товарищей.

Правило : записать одно самое необходимое качество для дружбы.

(Группы по очереди выходят к доске, куда прикрепляют свою ромашку и называют качества необходимые для дружбы.

Учитель: Какими качествами должен обладать человек, умеющий дружить?

Лепестки ромашки: (не бросать друга в беде, умеет хранить секреты, честный, должен уметь дружить, заступаться друг за друга)

  • добрый
  • преданный
  • щедрый
  • внимательный
  • понимающий

Много слов сказано о дружбе.

6. Игра «Рука дружбы»

(под музыку)

Дети на альбомных листах обводят свою руку (или дать готовые руки). На ладошке можно написать своё имя. Предлагается на пальчиках написать свои достоинства и хорошие качества.

Прикрепляем руки на доску.

Мы все протянули руку дружбы друг другу. Составили хоровод дружбы.

Подойди, загляни в глаза

И плечо его тихо тронь.

На щеке у него слеза

И обиды в душе огонь

Его боль раздели на двоих,

Помоги ему, он - твой друг.

На лодонь положи звезду

И звезду эту другу дай.

Пусть она его вместе с тобой

Поведет в прекрасную даль.

Учитель вручает каждому ребенку звезду, на которой написаны правила дружбы.

Правила дружбы

  • помогать другу в случае беды
  • делится с другом новостями
  • эмоционально поддерживать друга
  • доверять другу
  • защищать друзей
  • быть доброжелательными с друзьями

Исполнение песни "Если с другом вышел в путь"

Рефлексия

Игра «Паутина дружбы»

(Дети встают в круг)

Наш сегодняшний разговор о дружбе подходит к концу.

А чтобы ваша дружба была ещё крепче, я предлагаю вам сплести паутину, связывающую вас всех вместе.

При этом каждый из вас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые возникли у вас, и сказать добрые слова своим одноклассникам.

(Учитель берёт клубок нити, обматывает нить вокруг своей ладони и передаёт клубок кому-то из детей. После чего говорит этому ребёнку фразу: «Мне…., потому что…» Затем этот ребёнок также обматывает нить и передаёт клубок кому захочет. Каждый ребёнок говорит о том, чем ему понравилось или не понравилось.

Ваш класс – это маленькая семья. Хотелось бы, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, любовь, взаимопонимание.

Я желаю вам иметь верных и преданных друзей.

Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече

«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта - она от века
Украшенье человека...

19. Заключительное слово учителя:

Перед тем как нам расстаться
И уйти всем по домам,
Хочется мне попрощаться,
Пожелав при этом вам,
Чтобы добрыми вы были,
Слов волшебных не забыли,
Чтобы добрыми словами
Говорили вы с друзьями.


Вы ещё дети, но впереди вас ждет много славных дел. Вы сделаете нашу планету красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит: смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро, творить добро - это здорово. И по жизни вы должны идти Дорогою добра.

Давайте закончим наше внеклассное занятие песней, которая так и называется:

20. Песня «Дорога добра»

ПОПРОБУЙ – И ТЫ УВИДИШЬ, КАКИМИ ТЁПЛЫМИ, РАДОСТНЫМИ, СПОКОЙНЫМИ СТАНУТ ТВОИ ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ, КАКОЕ УДИВИТЕЛЬНОЕ ЧУВСТВО СОГРЕВАЕТ СЕРДЦЕ, СТАРАЙСЯ РАДИ СЕБЯ САМОГО НЕ ПРИЧИНЯТЬ ВРЕДА ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ.

1. Один за всех и все за одного.

2. Уважайте друг друга и помогайте друг другу.

3. Радуйтесь вместе с друзьями.

4. Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.

5. Не оставляйте друзей в беде, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.

6. Берегите друзей, ведь друга потерять

легко. Старый друг лучше новых двух.

Подведение итогов

Для чего мы сегодня говорили о дружбе?

Какой вы сделали вывод для себя?

Рефлексия

Что было интересным?

В чём испытывали затруднения?

Физминутка:

Встаньте дети, встаньте в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Влево, вправо повернитесь

И друг другу улыбнитесь.

Руки к солнцу протянули,

Лучики поймали и к груди скорей прижали.

С этим лучиком в груди

Ты на мир ясней гляди

  • Доброе дело два века живет.
  • Доброму везде добро. https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Час доброты и дружбы Учитель начальных классов МБОУ «Жилевская СОШ» Савельева Валентина Алексеевна

    ДОБРОТА - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим

    Лев Николаевич Толстой Доброта. Вот качество, которое я желаю приобреси больше всех других.

    Старославянская азбука А - аз Б- буки В - веди Г - глагол Д - добро Ж - живёте З -земля Л - люди М - мыслите П - покой Люди Земли, мыслите, думайте и творите добро.

    добро сердце добро душа добро желать добро порядок добро нрав добро совесть добросердечный добродушный доброжелательный добропорядочный добронравный добросовестный

    * делает что-то полезное для людей * делает домашнее задание за кого-то * ждёт, когда его позовут на помощь * переводит старушку через дорогу * накормит бездомного котёнка * заберет обратно подаренную вещь

    Не причиняйте даже самого незначительного страдания, не одному живому существу на нашей земле, не людям, ни животным! Не причиняйте даже самого незначительного страдания, не одному живому существу на нашей земле, не людям, ни животным! Относитесь к ним бережно!

    Народная мудрость * Доброе слово лечит, злое калечит. * Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила. * Делай другим добро - будешь сам без беды. * Худо тому, кто добра не творит никому. * Чего не сделаешь силком, того добьёшься добром. * Добрые умирают да дела их живут. * Живи добрее, будешь всем милее.

    ПРАВИЛА ДОБРОТЫ 1. Будь приветлив, вежлив. 2. Будь внимателен к людям. 3. Делай добрые дела. 4. Не отвечай злом на зло. 5. Делись последним с другом. 6. Прощай ошибки другим. 7. Защищай слабого.

    Дружба нужна всем!

    Желаю вам хороших и верных друзей!


    Классный час «Час доброты и человечности»


    Педагогические цели:

    Воспитательные задачи:

    Оборудование:

      аудио - магнитофон;

      кассеты с фонограммами.

    1.Вступительное слово учителя

    Добрый день, ребята! Добрый день, наши дорогие гости!

    Сегодня мы с вами поговорим о доброте. Давайте мы ещё раз подумаем о значении этого слова в жизни каждого человека. Я не сомневаюсь в том, что вы добрые, вежливые и умеете дружить. Начать мне бы хотелось со стихотворения Федора Абрамова «Щенок», которое поразило меня жестокостью одного из героев.

    Брошенный, он шел туда, где люди.
    И уселся возле гаража,
    Мелкою прерывистою дрожью
    На морозе утреннем дрожа.
    Мокрый иней склеивал ресницы,
    Взгляд с тоской участия просил,
    Только каждый мимо проходящий
    Часть надежд собачьих уносил.
    Почему не кто не замечает,
    Что давно не ел он ничего?
    И сейчас, за ломтик хлеба
    Он отдал пол жизни
    Жизнь - за руку, давшую его!
    Вдруг вскочил....
    И счастьем, и морозом
    Задохнулся, взвихривая с ног
    То ему, ему призывно кто - то свистнул
    Незнакомый добрый человек!
    Господина будущего чуя,
    Пёс бежит по снегу прямиком
    И... летит, отброшенный тяжёлым,
    Кованным кирзовым сапогом.
    Взвыл щенок от нестерпимой боли
    (футболист, как видно, был мастак...)
    Ты привыкни, маленький калека.
    Первое знакомство с человеком
    Часто совершается и так...
    В разговоре этот самый парень
    Как - то о знакомом он сказал:
    «Разве человек он?
    Пёс, собака! Я б его иначе не назвал...»
    2.Беседа по содержанию стихотворения

    - Как можно назвать поступок этого человека?

    (высказывания детей)

    - Какой это человек? ( высказывание детей )

    - А что есть зло? (высказывание детей)

    Конечно, нельзя причинять даже самого незначительного страдания, ни одному живому существу на нашей земле, ни людям, ни животным. Достойны осуждения те бессердечные люди, которые издеваются над животными, которые выбрасывают на улицу кошек и собак, обрекая их на голод и холод. Тех людей, которые унижают и оскорбляют других, не уважают старших, которые обижают младших

    1 ученик.

    Кто любит собак или прочих животных,
    Серьёзных котят
    И щенков беззаботных,
    Кто может любить козла и осла, -
    Тот людям вовеки
    Не сделает зла.
    2 ученик Не стой в стороне равнодушно,
    Когда у кого- то беда.
    Рвануться на выручку нужно
    В любую минуту, всегда.
    И если кому - то, кому - то поможет
    Твоя доброта, улыбка твоя,
    Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
    Что годы живешь ты не зря.
    3. Ребята, посмотрите, какие замечательные слова:

    Твоя доброта, улыбка твоя.

    Доброта.... Что означает это слово? (высказывание детей )

    Это все хорошее, доброе, красивое.

    - «Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим»

    - Какого человека можно назвать добрым? (высказывание детей)

    Добрый человек - это тот, кто любит людей и животных, который готов в трудную минуту прийти на помощь.

    Добрый человек любит природу и бережёт её.

    Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу.

    Добрый человек старается быть аккуратным, быть вежливым и внимательным в общении с друзьями и взрослыми

    Конечно, доброта, милосердие, радость переживание за других людей создают основу человеческого счастья .

    Какие пословицы о доброте вы знаете?

    Пословицы о доброте:

    Учись доброму - плохое на ум не пойдёт.

    Про доброе дело говори смело.

    Жизнь дана на добрые дела.

    Худо жить без ласкового слова.

    Доброе слово лечит, а злое калечит.

    Не одежда красит человека, а его добрые дела.

    Злой плачет от зависти, а добрый - от радости.

    Добрые слова дороже богатства.

    В ком добра нет, в том и правды мало.

    Не ищи красоты, ищи доброты.

    Сумел провиниться, сумей и повиниться.

    Молодцы! Как вы много знаете пословиц о доброте.

    5. А вот такие пословицы о доброте вы знаете?

    (Начало пословицы, написаны на карточке, дети должны продолжить её):

    Один за всех - .... (все за одного)

    Нет друга ищи, а..... (нашёл – береги)

    Молодцы!

    6.Но ведь добрый человек всегда улыбается и дарит свою улыбку другим

    (исполнение песни «Улыбка»)

    Ученик 3:

    Ты улыбкой, как солнышко брызни,

    Классный час «Разговор о хороших манерах»

    Педагогические цели:

    1.Продолжить знакомить учащихся с общечеловеческими ценностями.

    2.Формировать нравственные качества учащихся: этические нормы поведения, толерантность, чуткость и отзывчивость.

    Воспитательные задачи:

      воспитывать доброжелательность, доброту;

      умение видеть красоту в простом и обыденном;

      умение дарить тепло и доброту;

      способствовать развитию кругозора детей, умению мыслить и рассуждать;

      развивать у учащихся эстетические и духовно - нравственные способности;

      воспитывать у детей чувство доброты, вежливости, внимания и дружбы, умение дорожить близкими людьми.

    Оборудование:

      диски.

    1.Слово учителя

    Ребята, на прошлом классном часе, говоря о доброте, вы мне сказали, что добрый человек должен быть ещё и вежливым.

    - Какого человека, мы можем назвать вежливым ? (высказывание детей)

    Да, вежливый человек соблюдает правила приличия, он очень культурный, доброжелательный, учтивый, предупредительный, обходительный, любезный и хорошо воспитан и знает много вежливых слов. А вы знаете вежливые слова? (высказывание детей)

    Конечно, добрые слова нужны нам дома, в школе, на улице и в магазине.

    2.Давайте послушаем стихотворение С.Я. Маршака «Ежели вы вежливы…»

    Ежели вы вежливы и к совести не глухи,
    Вы место без протеста уступите старухе.
    Ежели вы вежливы в душе, а не для виду,
    В троллейбус вы поможете взобраться инвалиду.
    И ежели вы вежливы, то сидя на уроке,
    Не будете с товарищем трещать, как две сороки.
    И ежели вы вежливы, поможете вы маме,
    И помощь ей предложите без просьбы - то есть сами.
    И ежели вы вежливы, то в разговоре с тетей,
    И с дедушкой, и с бабушкой вы их не перебьёте....
    И ежели вы вежливы, то вы в библиотеке
    Некрасова и Гоголя возьмёте не на веки.
    И ежели вы вежливы, вы книжечку вернёте
    В опрятном, не измазанном и целом переплёте.
    И ежели вы вежливы, тому, кто послабее,
    Вы будете защитником, пред сильным не робея.

    Кто вежлив, тот никогда не обидит малыша и более слабого. Это одно из главных правил вежливого человека.

    А мы сейчас с вами послушаем частушки и подумаем, нет ли среди вас таких ребят

    3.Частушки:

    Про дела свои ребячьи
    Пропоём мы вам в стихах
    Все расскажем без утайки,
    Все воскликните вы: « Ах!»
    В поезд входят три юнната:
    - Ух, народу сколько тут!
    Занимай места, ребята,
    А то бабушки займут.
    Коля ссорился с друзьями,
    В ход пуская кулаки.
    У задиры под глазами
    Не проходят синяки.
    Петя ловко ловил рыбу,
    Может лодки мастерить,
    Только «Здравствуй» и «Спасибо»
    Не умеет говорить.
    Говорит лентяйке мать:
    - Убери свою кровать!
    - Я бы мама убрала,
    Только я ещё мала.
    Ох, частушки хороши,
    Их поём от всей души.
    Но вы тоже не зевайте,
    А смелее подпевайте
    От души мы вам пропели
    Школьные частушки.
    Мы нисколько не устали -
    Жалко ваши ушки.

    4.Учитель. Ну, так что, есть среди вас такие ребята?

    А такие ребята есть?

    5. Сценка Осеевой «Синие листья»

    У Кати было два зелёных карандаша, а у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:

    Дай мне зеленый карандаш, Катя.

    Спрошу у мамы.

    Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена.

    Позволила мама?

    Мама то позволила, а брата я не спросила.

    Ну что ж, спроси ещё и брата.

    Приходит Катя на следующий день.

    Ну что, позволил брат?

    Брат то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.

    Я осторожненько.

    Смотри не ломай, не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.

    Мне только листочки на деревьях нарисовать да травку зеленым цветом.

    Это много.

    Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:

    Ну, бери, что же ты? Бери!

    Не надо.

    На уроке учитель спрашивает:

    Так, ребятки, покажите мне ваши работы..

    Леночка, а отчего у тебя листья на деревьях синие? Разве такие бывают?

    Карандаша зелёного нет.

    А почему же ты у своей подружки не взяла?

    Я ей давала, а она не берёт.

    Посмотрела учительница на обеих:

    Надо так давать, чтобы можно было взять.

    6. Учитель. Ребята, правильно ли поступила Катя?

    Как вы думаете, стало ли ей стыдно за свой поступок?

    А вы бы с такой девочкой стали дружить?

    7. Учитель.А что такое дружба? (Высказывание детей)

    Ученик.

    Что такое дружба?
    Это совесть чистая
    И душа открытая,
    Так считают исстари
    Что такое дружба?
    Дружба - это равенство
    А дружить без равенства
    Никому не нравится
    Что такое дружба?
    Если станет туго
    То во всём, как на себя,
    Положись на друга.
    Что такое дружба?
    Крепкая опора.
    Вместе верные друзья
    Могут сдвинуть горы
    Что такое дружба?
    Это счастье, дети.
    Это небо чистое,
    Мир на всей планете!
    8. Учитель

    - А теперь давайте рассмотрим несколько ситуаций.

    Первая ситуация.
    Давайте поговорим о том, что такое хорошие и плохие манеры.
    Пусть Таня будет мамой, а Рома и Ира – её дети. Вы собираетесь в гости. «Мама» должна объяснить «детям», как нужно и как нельзя вести себя в гостях.
    Вторая ситуация.
    Мама велела прийти домой в 3 часа дня. Но у вас нет часов. Вам придётся обратиться к кому-нибудь из старших. Как вы это сделаете?
    Третья ситуация.
    Вася и Коля едут в трамвае. На остановке входит старушка. Как вы будете действовать?
    Учитель: Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям нашим, ни друзьям.
    Воспитанные дети никогда не будут подшучивать над физическими недостатками своих товарищей, смеяться над ними.
    Игра «Доскажи словечко»

    9. Учитель: А сейчас мы поиграем, узнаем у вас, знаете ли вы «Волшебные слова»?

      Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … (спасибо)

      Зазеленеет даже пень, когда услышит … (добрый день)

      Если больше есть не в силах, скажем маме мы …. (спасибо)

      Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь … (здравствуйте)

      Когда нас бранят за шалости, говорим … (простите, пожалуйста)

      И во Франции и в Дании на прощание говорят … (до свидания)

    (После отгадки дети собирают из слогов слова.)

    10. Учитель: Внимательно послушайте стихотворение А. Антонова «Вежлив Витя или нет».

    Малыша обидел Витя,
    Но перед школою в строю
    Витя просит:
    «Извините, я ошибку признаю».
    На урок пришёл учитель,
    Положил на стол журнал.
    Следом Витя:
    «Извините, я немного опоздал».
    Спор давно ведётся в классе:
    Вежлив Витя или нет?
    Разберитесь в споре нашем
    И скажите нам ответ.
    11. Учитель: Ну, а как вы считаете? Вежлив Витя или нет? А теперь послушайте следующее стихотворение С. Погорельского «Перестарался». Вот кто вежливость у нас
    Проявил на деле:
    Он в полночный тихий час
    Поднял мать с постели.
    - Что с тобой?! – вскричала мать, -
    Заболел сыночек?..
    - Я забыл тебе сказать:
    «Мама, доброй ночи».

    12. Учитель:

    А этот мальчик вежливый? Кто из вас тоже так поступает?

    А трудно ли быть вежливым?

    13. Заключительное слово учителя.

    Перед тем как нам расстаться
    И уйти всем по домам,
    Хочется мне попрощаться,
    Пожелав при этом вам,
    Чтобы добрыми вы были,
    Слов волшебных не забыли,
    Чтобы добрыми словами
    Говорили вы с друзьями.

    Вы ещё дети, но впереди вас ждет много славных дел. Вы сделаете нашу планету красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит: смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро, творить добро - это здорово. И по жизни вы должны идти Дорогою добра.

    Давайте закончим наше внеклассное занятие песней, которая так и называется:

    14.Исполнение песни «Дорога добра»

    1. Организационный момент:

    У. - Давайте познакомимся.

    2. Вводная беседа:

    У. - Ребята, сегодня мы с вами собрались здесь, чтобы поговорить о доброте и добрых делах (слайд 1)

    У. - Доброта... Что означает это слово?

    (Объяснение детей, как они понимают это слово)

    У. - Какого человека можно назвать добрым? (добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Добрый человек бережёт природу, любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу. Добрый человек старается быть аккуратным, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.)

    У. - А теперь обратимся к определению в толковом словаре Сергея Ожегова.

    Доброта ~ это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. (Слайд 2)Он отметил качества, определяющие доброту: добродетельный, добродушный, доброжелательный, добронравный, добропорядочный, добросердечный, добросовестный. Наверное, по-настоящему добрый человек обладает всеми этими качествами.(слайд 3)

    Мне кажется, в вашей жизни были случаи, когда вас обижали. (ответы детей)

    У. - Скажите, какие чувства вы при этом испытывали? (Боль, горечь, обиду, досаду, чувство одиночества, несправедливость к вам, незащищенность.)

    Как вы считаете, справедливо ли с вами поступили? (Ответы детей.)

    У. - А сейчас расскажите, были ли в вашей жизни ситуации, когда вы сами обидели кого-то? (Ответы детей.)

    У. - А теперь поставьте себя мысленно на место обиженного вами и подумайте: захотели бы вы, чтобы с вами обошлись так же?

    У. - В Евангелии от Матфея сказано: “...во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними”.(слайд 4)

    Пусть эти золотые слова определяют все ваши поступки в жизни. Каждый ребенок хочет, чтобы окружающие его любили, заботились о нем. Но мало только желать этого. Надо самому все делать так, чтобы твои поступки не вызывали у других обиду, горечь, досаду и чувство несправедливости.

    У. Есть два человека. У каждого - десять хороших друзей.

    1. Один из них каждый день просит своих друзей помочь ему: одолжить деньги, еду, оказать другие услуги. Обращаясь к ним, он говорит, что если они действительно его друзья, то не откажут ему в этом и, в конце концов, просто обязаны ему помочь. Через некоторое время все друзья отворачиваются от него. Они перестают звонить и навещать его.

    2. Другой каждый день встает пораньше., чтобы все успеть. Он всем сердцем предан своим друзьям, поэтому часто навещает их, помогая им, чем может. Через короткое время все знакомые считают его лучшим другом, стараясь быть ближе к нему. Они рассказывают о нем другим, и он становится всеобщим любимцем.

    С кем из этих двух людей вы хотели бы дружить? (ответы детей)

    Вывод учителя - Все люди очень разные…. Одни готовы отдать последнее своему другу и просто знакомому; у других и снега зимой не допросишься.

    4. Выполнение теста

    .

    У. - Сейчас мы проведем тест “Добрый ли, я” (слайд 5)

    Каждый из вас сможет проверить Какой вы, всегда ли вы внимательны и добры к окружающим?

    У. – давайте рассмотрим бланк ответов (слайд 6)

    Вам предлагаются вопросы и бланк ответов, в котором против каждого номера вопроса нужно указать “да” или “нет”

    У. - а теперь вопросы (слайд 7)

    1. У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям или родным?
    2. Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тема тебе не интересна, дашь ли ты это понять собеседнику?
    3. Твой партнер плохо играет в шахматы или в другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре?
    4. Нравится ли тебе говорить людям приятное, чтобы поднять их настроение?
    5. Часто ли ты используешь злые шутки?
    6. Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?
    7. Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя совершенно не интересует?
    8..С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?
    9. Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты проиграл?
    10. Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека?
    11. Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности (что-то выполнить за кого-то из домочадцев, например)?
    12. Станешь ли ты передразнивать кого-то, чтобы развеселить своих друзей?

    У. – Теперь давайте посмотрим как правильно подсчитать баллы (слайд 8)

    Одно очко за каждый утвердительный ответ на вопросы 1, 3, 4, 7, 11 и за отрицательный ответ на вопросы 2, 5,6,8,9, 10,12.

    Результаты:

    Больше 8 очков. Ты любезен, нравишься окружающим, умеешь общаться с людьми. У тебя много друзей. Одно предостережение: никогда никому не позволяй злоупотреблять твоей добротой.

    От 4 до 8 очков. Твоя доброта - вопрос случая: добр ты не с каждым. Для кого-то ты идешь на все, но старайся быть ровным со всеми, чтобы не было на тебя обид.

    Менее 4 очков. Тебе предстоит сложная работа над собой.

    5. Игра: Сказочный герой – добрый или злой?”

    (слайд 9)

    Все вы любите сказки. Одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас поиграем в игру. Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, ели злой – закрываете лицо ладошками.

    Иван – царевич, Дюймовочка, Карабас –Барабас, Красная шапочка, Баба – яга, Золушка, Мальвина.

    У. - Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла?

    6. Работа со словами

    (слайд 10)

    А сейчас давайте попробуем слова первого столбика заменить словами противоположными по значению:

    Плохо - хорошо
    Зло – добро
    Война - мир
    Жадность- щедрость
    Грубость – вежливость
    Жестокость – ласка
    Ложь - правда
    Предательство - преданность

    У. - Чтобы победить зло, надо чтобы добра было больше.

    В жизни капельки добра, сливаясь превращаются в ручеёк, ручейки в реку, реки - в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка.”

    У. - Значит не только слова должны быть добрыми, но и дела.

    У. - Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, в природе? (ответы детей)

    7. Беседа о вежливых словах.

    (слайд 11)

    У. - Подумайте и ответьте, что в общении друг с другом помогает делать наши отношения теплее, добрее, искреннее? (ответы детей)

    У. - Конечно же, это добрые, теплые слова. Какие? (Ответы детей: “доброго здоровья”, “счастливого дня”, “будьте добры” и т. д.)

    У. - Скажите, а как можно усилить красоту и обаяние эти слов? (С помощью улыбки, доброжелательного взгляда.)

    Добрые слова - это цветы человеческой души. И не скупитесь раздавать эти цветы окружающим.

    Слова чудеснейшие эти
    Услышать каждый очень рад;
    Добреют взрослые и дети
    И улыбнуться всем спешат.

    Учитель. Давайте мы немного поиграем. Я прочту стихотворение, а ваша задача - досказать подходящее по смыслу доброе слово.

    Придумано кем-то просто и мудро -
    При встрече здороваться... (“Доброеутро!”)
    Зазеленеет старый пень,
    Когда услышит: ... (“Добрый день!”)
    Мальчик вежливый и развитый,
    Говорит, встречаясь: ... (“Здравствуйте!”)
    Растает ледяная глыба
    От слова доброго... (“Спасибо!”)
    Когда бранят за шалости, Мы говорим: ... (“Прости, пожалуйста!”)
    И во Франции, и в Дании Говорят, прощаясь: ... (“До свидания!”)
    Всем вам с большой любовью
    Желаю… (Крепкого здоровья.)

    Вывод учителя: много тёплых добрых слов в нашей речи. Доброе слово может нас приободрить. Вселить в нас уверенность, согреть душу.

    8. Работа в парах

    Доброта - это самое ценное нравственное качество русского народа. Сколько пословиц и поговорок о доброте создала русская народная мудрость! Вспомните некоторые из них:

    Вам даны карточки, в них 2 столбика, вы к началу пословицы из второго столбика должны подобрать продолжение, соединить стрелками. Кто быстрее.

    У - теперь проверим (слайд 12)

    9. Заключение

    (слайд 13) Игра-тренинг “Волшебный цветок добра”.

    Дети, встаньте в круг, слегка вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас скажу. (Можно включить красивую, приятную мелодию.)

    Нарисуйте в своем воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце.

    Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе...

    Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.

    Подведение итога - Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми – смелыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро – это здорово.

    А теперь откройте глаза. Посмотрите вокруг. Возьмитесь за руки. Глядя друг другу в лицо, пожелайте чего-нибудь хорошего. (Дети выполняют.) Я хочу, чтобы вы запомнили то, что вы сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя из этой комнаты. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами...

    Всего вам доброго!

    Бланк для ответов.

    № вопроса

    № вопроса

    Литература:

    1. “Проблемные классные часы – 10 -11 кл” автор Я.В. Голубева
    2. “Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию” 1- 4 кл. автор О.Е.Жиренко, Е.В.Лапина
    3. “Внеклассные мероприятия в начальной школе” Я.Ю.Мартынова

    Тема: «Добрые поступки»

    Цели: - научить детей выделять нравственную сторону жизненных явлений и поступков.

    Способствовать формированию нравственных качеств

    Побуждать к нравственному самосовершенствованию.

    Способствовать пониманию того, что добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками.

    Способствовать развитию навыков общения, работы в коллективе, умение анализировать жизненные ситуации и давать им соответствующую оценку.

    Способствовать развитию духовно-нравственного самосознания обучающихся.

    Оборудование: карточки с пословицами, записи на доске, листики, фломастеры, картинки с изображением хороших и плохих поступков.

    Ход классного часа:

    Сказка по лесу идёт – сказку за руку ведёт,

    Сказка – умница и прелесть, с нами рядышком живёт,

    В сказке солнышко горит, справедливость в ней царит!

    Сказка – умница и прелесть, ей повсюду путь открыт.

    Кто-то догадался, почему я прочитала в самом начале отрывок из стихотворения? Как обычно заканчиваются сказки? (отв.дет.)

    (В сказках добро побеждает зло)

    Человек так устроен, что умеет анализировать, отделять плохое от хорошего. Добро и зло всегда идут рядом, также как любовь и ненависть. Дорога к добру нелегка. Поэтому важно осознавать свои действия и их результаты. Научиться быть добрым чрезвычайно сложно, но необходимо. Почему? (Ответы детей)

    Основополагающим качеством, ведущим к любви, является доброта. Но сначала надо определить: что такое добро? Что такое зло? Что такое доброта? Что такое злоба?

    Продолжите фразы:

    Доброта – это … Злоба – это …

    Добро – это … Зло – это …

    (Дети выбирают фразы и заканчивают определения)

    (Открывается доска и зачитываются записи на ней учениками.)

    Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

    Добро – это нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу.

    Зло – это нечто дурное, вредное, противоположное добру.

    Злоба – это чувство злости, недоброжелательства к кому-нибудь.

    Доброта – это лекарство от многих болезней, и, прежде всего, от дурных. Это чудесное, светлое свойство помогает людям жить, творить, делает жизнь красивой и прекрасной. Добро начинается с любви ко всему живому.

    Добрый человек – тот, кто уважает людей, помогает им; он любит и охраняет природу. А если человек добр, он спокоен, весел, от него исходит тепло.

    Тема нашего классного часа «ДОБРЫЕ ПОСТУПКИ»

    Какие пословицы и поговорки вы знаете о добре? (отв.дет.)

    (прикрепляются карточки на доску):

    1. Доброе дело и в воде не тонет.
    2. Добро не умрет, а зло пропадет.
    3. От добра добра не жди.
    4. Доброта без разума пуста.
    5. Добро помни, а зло забывай.
    6. Добрый гость всегда в пору.

    Как вы их понимаете? (отв.дет.)

    Сейчас я вам предлагаю определить, где выражения соответствуют добру, а где злу, зачитываю, а вы отвечайте:

    1. умение сопереживать

    2. умение радоваться удачам других

    3. умение сочувствовать

    4. всё, что губит душу человека

    5. зависть и жадность

    6. умение сострадать

    7. преследование людей другой национальности, другого цвета кожи (скинхеды, фашисты). А кто такие скинхеды и фашисты? (отв.дет.)

    8. младшие не уважают старших

    9. война и предательство

    10. помощь другому человеку не ради выгоды, бескорыстно

    11. умение прощать и просить прощение

    12. взрослые не заботятся о детях

    13. сильный защищает слабого.

    Давайте на примере следующего текста подумаем об этих понятиях.

    А) «Петя гулял во дворе. Прямо перед ним на землю упал плюшевый мишка. Петя посмотрел наверх: было открыто окно второго этажа, но в окне никого не было. Петя поднял мишку. Игрушка ему очень понравилась, он давно мечтал о такой. Петя смотрел на мишку и думал …»

    Как вы считаете, о чём думал Петя? (отв.дет.)

    «И, наконец, он принял правильное решение».

    Какое решение принял Петя? (отв.дет.)

    Как оценить его поступок? (отв.дет.)

    Вывод: Доброта – это помощь людям, животным, растениям.

    А какие добрые поступки совершали вы? Перед классным часом вам задавалось на дом – описать один из своих добрых поступков. И сейчас некоторых мы прослушаем.

    (пересказы нескольких детских работ)

    Какую цель вы преследовали, когда это делали? (отв.дет.)

    Итак, хорошие поступки совершили ваши одноклассники? (отв.дет.)

    А с остальными работами вы сможете познакомиться позже, когда они будут вывешены на стенде.

    - Давайте рассмотрим рисунки на доске и прокомментируем их.

    (работа с картинками)

    Мальчик увидел старушку, которая никак не решалась перейти дорогу. Он предложил ей помочь. При расставании старушка захотела поблагодарить мальчика, но не успела…

    Почему не успела старушка сказать добрые слова? (отв.дет.)

    Какая пословица больше подходит к рассказу: «доброе дело делай смело», « скромность всегда украшает»?

    А сейчас мы проведем упражнение «Пять добрых слов».

    Вам необходимо разбиться на группы по 5 человек. Каждый должен обвести свою руку на листе бумаги и на ладошке написать своё имя. Потом вы передаёте свой лист соседу справа, а сами получаете рисунок от соседа слева. В одном из пальчиков, на полученном рисунке, вы должны будете написать какое-нибудь положительное слово-качество, подходящее обладателю листка (например, «Ты очень добрый», «Ты всегда заступаешься за слабых» и т.д.) и так пока лист не вернётся к владельцу. (работают)

    Отлично, и теперь каждый из вас узнает, что о вас думает ваш одноклассник.

    Сейчас послушайте текст:

    «Дети играли в песочнице. Мимо проходила собака, она была старая и большая. Шерсть висела на ней клочьями: собака линяла.

    Фу, какая противная собака, - сказал Игорь.

    Так и хочется в неё чем-нибудь кинуть, - сказала Надя.

    И дети принялись кидать в собаку камни».

    Как оценить поступок детей? А вы сами так делали когда-нибудь? (отв.дет.)

    Да, верно, это плохой поступок, злой. А что же такое зло?

    «Зло» – это причинение вреда и боли людям, животным и т.д.

    Расскажите о злых поступках, которые вы наблюдали? (отв.дет.)

    На доске написаны несколько примеров,а вам надо определить - какие из них являются добрыми делами, а какие – злыми? К доске выходят два человека, один определяет хорошие и ставит галочку напротив, второй выделяет плохие, и ставит минус напротив. А остальные проверяют их.

    1. Играть в футбол на газонах.
    2. Рисовать на стенах в школе.
    3. Посадить растения возле школы.
    4. Подложить кнопку на стул.
    5. Метко плюнуть жвачкой в товарища.
    6. Поиграть с младшей сестрой, пока мама ходит в магазин.

    (работают, сидячие проверяют и комментируют)

    А как проверить добрые вы дети или нет? Какое доброе дело мы можем совершить в школе?

    Я раздам листики, а вы ответите на это письменно. Потом зачитаем.

    (выполняют)

    1. Убрать территорию вокруг школы.
    2. Провести уборку в кабинете.
    3. Убрать свои рабочие места и т.д.

    Чтение стихотворения Ачох Юлианны «Добрые люди»

    Добрых людей, как всегда, не хватает...

    Добрых людей, как всегда, не хватает,

    Добрых людей, как всегда, дефицит.

    Добрых людей не всегда понимают,

    Сердце у добрых сильнее болит.

    Добрые - щедро больным помогают,

    Добрые - дарят тепло и уют,

    Добрые - в ногу со слабым шагают

    И никакого спа-си-бо не ждут.

    Пришло время подвести итоги классного часа.

    Давайте вспомним, о чем мы говорили?

    Какие качества добра вам известны? Зла?

    Почему нужно совершать добрые дела?

    Домашним заданием будет – найти песни о добре и принести тексты песен.


    В окружающем нас мире часто сталкиваются проявления добра и зла. И очень важно научить детей давать оценку хорошим и безнравственным поступкам. Так что проведение урока добра будет очень актуальным для всех возрастных категорий школьников.

    Цели и задачи классного часа о доброте

    Добро — важнейшее качество, без которого человек уже не человек. Главной целью проведения классного часа на тему добра можно назвать формирование моральных и нравственных норм поведения в обществе, создание системы этических ценностей учащихся.

    Поставленные задачи:

    • сформировать знания о категориях добра и зла, милосердия и жестокости;
    • воспитать стремление совершать добрые поступки, учить доброжелательности;
    • развить умение аргументировать свою точку зрения;
    • поспособствовать формированию навыка работы в коллективе.

    Какие темы выбрать для проведения классного часа о добре?

    • Творите добро!
    • Мой друг, всегда иди дорогою добра!
    • Добру откроются сердца.
    • Добро. Зло. Милосердие.
    • Жизнь дана на добрые дела.
    • Что такое доброта?

    Литературно-музыкальное наполнение классного часа о доброте

    В презентации нужно отобразить понятия «добро», «зло», «терпимость», «милосердие», «добродетель». Можно привести примеры проявления добра и зла в различных культурах мира (буддизм, даосизм, индуизм, конфуцианство и другие).

    Добро и зло давно стали единицами культурной информации, особенно в литературе. Подтверждение тому можно найти в поэзии Омара Хайяма, А.А. Фета («Добро и зло»), Э. Асадова («Доброта»), Г.Р. Державин («Счастливое семейство») и т.д.

    Книги на тему добра

    Выставка книг, в которых можно проследить силу милосердия и победу добра над злом, поможет учащимся лучше вникнуть в тему классного часа.

    • Л. Толстой «Маленькие рассказы», «Сказки и притчи».
    • К. Паустовский «Теплый хлеб», «Растрепанный воробей» .
    • Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке».
    • А.Г. Алексин «Рассказы».
    • А.И. Солженицын «Матренин двор».
    • М. Горький «Старуха Изергиль».
    • Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание».
    • М. Булгаков «Мастер и Маргарита».

    В современной культуре существует множество афоризмов на тему доброты. Одно из них можно взять в качестве эпиграфа. Например:

    • Добру человек у человека учится (Ч. Айтматов).
    • Доброта — язык, на котором немые могут говорить, а глухие могут слышать (К. Боуви).
    • Трудно привести к добру нравоучением, легко — примером (Сенека).
    • Добрые дела красят человека (пословица).
    • Добро наживай, а худо изживай (пословица).
    • Доброе слово — это доброе дело (пословица).

    Для музыкального оформления возможно использование песенных композиций «Дорога добра», «Твори добро», «Песня о добром человеке», «Огонек добра» и классических произведений Клода Дебюсси, Дж. Верди, Ф. Шопена.

    В какой форме провести классный час на тему добра и милосердия?

    Зачастую такие классные часы проводят в форме дискуссии на тему «Добро и зло», либо в виде беседы. В начальных классах лучше совместить его с игровой формой и провести несколько состязаний. Например, игра «Добрый или злой этот сказочный герой?», игра-тренинг «Добрая планета». Можно провести психологический тест «Добрый ли ты человек?».