Игра перевертыши темы по коррупции. Сценарий игры прилагается «Познавательная игра «Коррупция как есть …. «Не подмажешь - не поедешь»

Прописка

Тимофеева Светлана Григорьевна

учитель истории и обществознания

МБОУ «Петровскозаводская средняя общеобразовательная школа»

Сармановского муниципального района Республики Татарстан

Интеллектуальная игра «Нет коррупции!»

для учащихся 7 -8 классов

Цель – воспитать ценностные установки и развивать способности, необходимые для формирования у молодого поколения гражданской позиции относительно коррупции

Задачи:

Углубить знания учащихся о коррупции, способах её развития.

Формировать основы совместной, коллективной деятельности, нетерпимость к проявлениям коррупции.

Стимулировать мотивацию антикоррупционного поведения.

Воспитывать активные жизненные позиции относительно коррупции.

Оборудование: листы бумаги, ручки, пословицы, ребусы, аббревиатура организаций по борьбе с коррупцией и преступлениями, «математические» вопросы, призы-сувениры

Ход игры

Вступление

Дорогие ребята! Согласно ООН 9 декабря является международным днём борьбы с коррупцией. Коррупции должны противодействовать государство, средства массовой информации, международные организации. Но важно понимать, что противостояние коррупции – это дело каждого из нас, всего общества. Хотелось бы, чтобы после этой игры каждый из вас смог чётко сформулировать для себя свою жизненную позицию по отношению к этому преступному деянию.

В нашей интеллектуальной игре принимают участие 2 команды. Оценивать их выступление будет наше жюри (представление членов жюри). Итак, команды, представьтесь!

Представление команд (2 балла)

1 – я команда «ХИППИ» Девиз: «Хочешь иметь победу, пошевели извилинами»

2-я команда «ЗНАТОКИ» Девиз: «Орешек знаний твёрд, но расколоть его поможет желание всё знать»

Проведение конкурсов

1 конкурс – «Ребусы»

Переставьте в словах буквы местами так, чтобы получилось слово, относящееся к противоправным деяниям (1 б.) Попробуйте объяснить значение этого слова (2 б.)

ТАЖШАН, ДОГЛОП, ЭКТЕР, ЯИФМА, РИКОТЮБАЯ, НИЩИХЕЕ

Угроза разоблачения, разглашения сведений, которые объект шантажа хотел бы сохранить в тайне, с целью добиться какой – либо выгоды

Преступление, заключающееся в подделке подлинных или в составлении фальшивых документов

Незаконное, производимое путем угроз, шантажа вымогательство денег от предпринимателей со стороны преступных элементов, рэкетиров

Организованная групповая преступность; преступные объединения людей, связанных между собой и получающих поддержку коррумпированных государственных чиновников

бюрократия

Высший чиновничий аппарат, администрация; система управления, основанная на формализме, административной волоките

Актуальность темы. В последнее время тема коррупции в России стала очень обсуждаемой. Еще весной 2008 года Д.А. Медведев заявил о том, что борьба с коррупцией становится одной из приоритетных задач. 25 декабря 2008 года принят Федеральный закон «О противодействии коррупции» № 273-ФЗ, где обозначены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Закон в большей мере сосредоточен на борьбе с коррупцией на государственной и муниципальной службе, однако коррупционные явления встречаются и во многих других сферах деятельности, связанных с доступом к различным материальным и нематериальным ценностям.

Антикоррупционное образование является целенаправленным процессом обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, основанным на общеобразовательных программах, разработанных в рамках государственных образовательных стандартов и реализуемых в образовательных учреждениях для решения задач формирования антикоррупционного мировоззрения, повышения уровня правосознания и правовой культуры учащихся.

Таким образом, данное мероприятие разработано в рамках понимания необходимости антикоррупционного образования учащихся, так как наши студенты – будущие педагоги, которые не только сами должны иметь четкую гражданскую позицию, но им также предстоит воспитывать эту позицию у детей.

Цель: содействие формированию личности, которая наделена знаниями об опасности, которую представляет собой коррупция для благосостояния общества и безопасности государства, которая не желает мириться с проявлениями коррупции, т.е. формирование антикоррупционной компетентности.

Задачи:
формирование неприятия коррупции, понимания важности антикоррупционной деятельности в сфере образования
воспитание чувства сопричастности и ответственности за все, что происходит в стране, в городе, в образовательном учреждении;
развитие коммуникативной компетентности, умения работать в команде, сотрудничать, договариваться;
правовое воспитание; развитие осознания необходимости соблюдать законы государства.

Организация игры:
В игре принимают участие группы первого курса колледжа. Группа делится на команды по 5-7 человек в команде. Для разделения на команды мы предлагали различные способы: по дружеским контактам (кто с кем хочет работать), случайный выбор (собрать разрезанную на части открытку, выбор цвета, по буквам разного цвета и величины – когда буквы одного цвета и величины складываются в слово, имеющее отношение к теме и т.д. Выбор способа у нас зависел от группы, в какой проводилась игра, ее особенностей).

В игре предусматривается выполнение шести заданий, каждое из которых оценивается определенным количеством баллов (от 3х до 5). Максимальное суммарное количество баллов — 25.

Игра сопровождается презентацией (Прил.1).

Для объективного судейства приглашается жюри. Баллы, набранные за игру, включаются в общий рейтинг группы (20 баллов за участие, 30 за победу).
Для проведения игры кабинет должен быть оборудован интерактивной доской или компьютером с мультимедийным проектором. Столы в кабинете расставляются так, чтобы можно было организовать групповую работу.

Подготавливаются раздаточные материалы.
По ходу игры ведется протокол с проставлением баллов каждой команде (Прил. 2).

Вступительное слово:
— актуальность проблемы в современных условиях;
— пояснение условий игры,
— представление жюри.

Задание 1
(Прил. 3). Собрать определение:
Определение напечатано на листе формата А4 и разрезано. Для сбора определения выдается конверт, в котором разрезанное определение, лист бумаги формата А4, на который необходимо наклеить получающееся определения, клей.

Задание выдается каждой группе.

Коррупция - (от лат. corruptio — разламывать, портить, повреждать) социальное явление, включающее совокупность этических и правовых нарушений, выражающееся в злоупотреблении государственной властью, положением, статусом для получения выгоды, преимуществ в личных целях в ущерб общественному благу и интересам государства.

Время на сбор определения – 6 минут.
Оценка: Кто сдал первым без ошибок – 4 балла, дальше – убавляется на 0,5 балла.

После того, когда все определения сданы, на экран выводится слайд с правильным определением. Проводится обсуждение, к которому подключаются члены жюри, комментируя сданные работы.

Задание 2. Подготовка выступления на заданную тему.
Согласны ли вы с утверждением: От коррупции рядовому гражданину нет особого вреда. Почему? Докажите.

На обдумывание – 2 минуты.
Оценка: Максимум 3 балла (логическая выстроенность выступления, количество аргументов, самостоятельные примеры, эмоциональность выступления).

В ходе работы мы пришли к выводу, что студенты достаточно активно включаются в обсуждение, поэтому предлагали не только выступить, но и ответить на вопросы, которые после выступления предлагали задать студентам других групп.

Задание 3. Просмотр мультфильма.
Демонстрируется мультфильм Взятка, авторы: Кирилл Засорин и Евгения Кулешова. Мультфильм снят в рамках проекта «Гражданская антикоррупционная инициатива», по заказу Центра Антикоррупционных исследований и инициатив.
Просмотрите мультфильм. Ответьте на вопросы:
О каком коррупционном действии идет речь?
Возможно ли это действие в сфере образования?
Как ему противостоять?

Время на подготовку – 2 минуты. Максимум баллов — 3

Задание 4. Определите, является данное явление коррупционным?
Описаны десять явлений. Ситуации предъявляются последовательно на экране. После предъявления каждой ситуации необходимо решить, является ли данное явление коррупционным и записать это на бланке для ответов. Бланк для ответов – 10 карточек с проставленными номерами заданий – от одного до десяти. В ходе работы мы поняли, что удобно выдать каждой группе карточки своего цвета (для простоты обработки в жюри).

Ответы сдаются в жюри через 30 секунд после предъявления каждой ситуации.
За правильный ответ – 0,5 балла. Максимум баллов – 5.

№ п/п Явление Правильный ответ
1 Чиновник берет деньги от родителей ребенка за то, что обещает содействие в получении места в детском саду Да
2 Учитель начальных классов объявляет на собрании, что если родители заботятся об успешном освоении учебной программы детьми, они обязательно должны приобрести комплект учебников определенного автора Да, если есть связь с этим автором
3 На сайте образовательного учреждения опубликован перечень услуг, оказываемых бесплатно, и тех, за которые предусматривается оплата (с указанием размера оплаты). Нет
4 Педагог предлагает «подтянуть» студента по своему предмету за счет дополнительных занятий По разному, в зависимости от того, предусматривается ли дополнительная плата за занятия
5 Педагог в столовой проходит без очереди Нет
6 Педагог ДОУ на собрании предлагает родителям поблагодарить детский сад, сотрудников за отличную подготовку детей к школе По разному. В зависимости от того, что понимается под благодарностью?
7 Студенты договариваются с педагогом о переносе экзамена на другое время без уведомления об этом учебной части Нет, если не было платы
8 Родители организуют поездку детей на экскурсию, педагог сопровождает детей бесплатно, не платит деньги за экскурсию Нет
9 Студенты преподносят цветы педагогу на экзамене Нет
10 Классный руководитель 7а класса собирает у детей деньги на подарок педагогу, который ведет у детей уроки в этом классе. У педагога в жизни предстоит важное событие (юбилей, свадьба, рождение ребенка и т.п.) Да

После того, как все работы сданы, на экран также выводится таблица с правильными ответами. И пока жюри подводит итоги, проводится обсуждение.

Задание 5 . Установить соответствие
На бланке – две графы. В левой части бланка – определяемые слова, в правой – определения. Необходимо установить соответствие.
На выполнение задания дается 6 минут.
1 слово – 0,5 балла. Максимум – 5 баллов

Название: Игра для школьников 9 класса и студентов первого курса «Что мы знаем о коррупции?»
Номинация: Школа, Методические разработки, Публикации педагогов, Студенты колледжа (1 курс, база 9 классов)
Авторы:
Гусева Елена Анатольевна

заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Дубровченко Татьяна Николаевна
педагог-психолог
Место работы: ГПОАУ ЯО Рыбинский профессионально-педагогический колледж
Месторасположение: город Рыбинск, Ярославская область

Сценарий проведения деловой игры «Мы против коррупции» - страница №1/1

Сценарий проведения деловой игры

«Мы против коррупции»

Звучит ритмичная музыка на её фоне выходит ведущий.
Ведущий: Угрожает народ революцией –
В жизни много проблем и прорех:
Власть решила заняться коррупцией –
Есть уже в этом деле успех
По нашему короткому вступлению вы догадались, что наша программа посвящена – коррупции, одной из наиболее актуальных проблем нашего общества. Коррупция – явление неоднозначное и очень сложное для понимания. Вот одно из его определений:

"Коррупция представляет собой взяточничество и любое другое поведение лиц, которым поручено выполнение определенных обязанностей в государственном или частном секторе и которое ведет к нарушению обязанностей, возложенных на них, и имеет целью получение любых незаконных выгод для себя и других".

Коррупция – это достаточно широкое явление во всем мире. В общественно-политической и социально-экономической жизни оно проявляется в различных формах: давайте сейчас с вами проведём небольшой аукцион СЛОВ связанных с коррупцией. Участника, назвавшего слово последним ждёт небольшое вознаграждение.

(Взяточничество, растрата, мошенничество, вымогательство, произвол, злоупотребление служебным положением, получение незаконного пособия, льготы, или вознаграждения, назначение чиновником своих родственников и знакомых на служебные посты называют, фаворитизмом, получение незаконного пособия, льготы или вознаграждения)

1. Аукцион определений на тему КОРРУПЦИЯ.
Ведущий: Итак, мы с вами определили основные слова, связанные с коррупцией: это Взяточничество, Растрата, Мошенничество, Вымогательство, Злоупотребление служебным положением, Получение незаконного пособия, льготы, или вознаграждения, Фаворитизм. А теперь мы просим подняться на сцену по три человека от каждой команды, причём это могут быть не только участники акции, но и ребята из группы поддержки.

Ведущий: Итак – вы рабочая группа, задача, которой за 20 минут сделать плакат в виде коллажа, и дать своё определение, то есть, так как это вы понимаете слову определяющее коррупцию. Например: Произвол – это произвольное использование служебных полномочий для предоставления неоправданных льгот любой группе или индивидууму, или их дискриминация. У каждой рабочей группы будет своё задание, которое вы прямо сейчас и получите.

(выносится поднос с конвертами, в которых находятся задания)

Ведущий: Задание получено, и вы можете отправляться в фойе, где вас ждут подручные материалы.

(Участники уходят выполнять задание)

Ведущий: Ну, давайте вернёмся к нашей с вами теме – КОРРУПЦИЯ. Мошенничество. Что говорит нам определение этого слова? Мошенничество - это любое поведение, направленное на обман или на одурачивание человека или юридического лица, для собственной выгоды. В простонародье – это называется НАДУВАТЕЛЬСТВО. Что бы это подтвердить я прошу подняться на сцену по одному представителю команды.

(участники поднимаются на сцену им ВЫДАЁТСЯ ПО ОДНОМУ ВОЗДУШНОМУ ШАРИКУ)

Ведущий: Возьмите по одному шарику в руки и по моей команде вы будете их надувать. Кто надует шар самого большого размера, получит вознаграждение. Ваше время 30 секунд. Итак, начали!

Звучит музыкальная фонограмма

По истечению времени, игра останавливается. Если за время у игроков лопаются шары, ведущий говорит, что их мошенничество ЛОПНУЛО! Если все шары остаются целыми, ведущий предлагает разоблачить мошенничество и лопнуть все шары одновременно.
Ведущий: Что ж, с первым заданием все справились, и мы переходим ко второму определению коррупции – Взяточничество. Что является определением этого слова? Взяточничество включает влияние на действия или решения должностного лица путем обещания, предложения или предоставления ему какой-либо выгоды. Чаще всего взятки предлагаются в денежном выражении, и мы попробуем с вами сейчас это проиграть.

Приглашаем на сцену по два участника от команды, желательно чтобы это были юноша и девушка.

(участники поднимаются на сцену, им раздают денежные купюры)
Ведущий: Прошу вас встать лицом друг к другу. Как вы уже догадались одному из вас, будут давать взятку. Лицу, который будет давать взятку, выдаются денежные купюры. За время пока будет звучать музыка, ваша задача, быстро спрятать своему напарнику в разные места по одной купюре. Задача ясна? Готовы? Начали!
Музыкальная фонограмма звучит одну минуту
Ведущий: Стоп игра! Итак, один из наших участников получил взятку. А теперь мы поменяем вас местами.(помощники разбивают пары) Следующая задача: выступить в роли правоохранительных органов и найти деньги, которые ваши соперники успели спрятать. Внимание, начали!

4. Игра «Дать взятку!»

Ведущий: Спасибо за участие. Вы на себе испытали, что давать и искать взятки не простая задача.

(участникам раздаются сладкие призы)
Ведущий: Продолжим наши познания в коррупционных деяниях и даём определение слову Фаворитизм. Назначение чиновником своих родственников и знакомых на служебные посты называют, фаворитизмом.

Поскольку все вы здесь объединены одной целью, вас можно назвать родственниками. Мы приглашаем от каждой команды по два участника.

(собираются две команды по 7 человек)

Ведущий: Первый участник является тем самым чиновником, который будет продвигать своих родственников по служебной лестнице. Итак, задача: по сигналу «чиновник» бежит к стулу, обегает его и возвращается в команду. Берёт паровозиком следующего участника и бежит по тому же маршруту. Возвращается и к ним присоединяется следующий участник и итак до тех пор, пока все «родственники» не прибегут к «финишу первыми». Напоминаю, что бежать надо строго паровозиком, не размыкая цепочку. Готовы? Начали.

Музыкальная фонограмма

7. Игра «Собери, команду!»

Ведущий: Первой собрала всех своих родственников команда_______. Получите вознаграждение и проходите на свои места.

(участники проходят на место)

Ведущий: Есть в зале участники, кто ещё не поднимался на сцену? Мы просим командам направить на сцену по одному человеку.

(участники поднимаются на сцену)

Ведущий: В любом учреждении есть тёплое местечко, на которые каждый из карьеристов метит попасть. Давайте проведём такой эксперимент и выясним, кто из наших участников самый шустрый. Пока звучит музыка, все бегают вокруг стульев, как только музыка остановится – нужно занять свободный стул. Участник, которому стула не достанется, выбывает из игры. Задание ясно? Приготовились, начали!

8. Игра «Тёплое место!»

Ведущий: Дорогие друзья, вот так в шуточной, игровой форме мы с вами затронули проблемы коррупции и шуточные «механизмы» борьбы с ней. Но на самом деле коррупция – это большая, нешуточная проблема, которая оказывает разлагающее влияние на все стороны жизни людей.

Пришла пора пригласить наши рабочие команды, которые пытались по своему объяснить значение форм коррупции. Ребята, мы ждём вас на сцене.

(демонстрация и объяснение плакатов)

Ведущий: Спасибо всем участникам программы «Мы против коррупции»! До свидания, до новых встреч!

Курс на усиление борьбы с коррупцией, заявленный в России и на Украине, отражает насущную потребность общества в преодолении тех криминальных тенденций, которые могут привести к экономическому коллапсу.Масштабы коррупционной «деятельности» впечатляют и настораживают.Если коррупционный геноцидбудет развиваться дальше такими же темпами, последствия будут катастрофическими.

С позиции разработанной автором концепции структурно-субстратной оптимизации управления можно так объяснить тенденцию роста коррупционности нашего общества. Со сменой идеологического курса сменились приоритеты поведения, сформировались новые базовые ценности – субстраты самоорганизации личности. Если раньше нашим девизом был лозунг «Прежде думай о Родине, а потом о себе», то теперь обществом двигает тезис «Обогащайся любой ценой».Причем, эта идея пропагандируется средствами массовой информации непрерывно и ежечасно, что безусловно является одной из ошибок стратегического управления.Задача борьбы с коррупцией требует постепенной переориентации общественного сознания на популяризацию законопослушного образа жизни. А это, в свою очередь, требует постоянного внимания, гражданского мужества и, разумеется, высокого интеллекта, как и любая стратегическая управленческая проблема.Специально для подготовки общественного мнения, высшего руководства страны, специальных органов разработана деловая игра «Коррупция», которая моделирует некоторые аспекты антикоррупционнойдеятельности: постановку задачи оптимального управления процессом выявления коррупционеров, организацию контроля и мотивации управления, развитие и тестирование навыков построения оптимальных стратегий «войны» с коррупцией.

Цели игры:

  1. Привлечение внимания общественности к проблеме, путем соответсвующего психологического воздействия на играющих и болельщиков.
  2. Погружение играющих в антикоррупционную терминологию и проблематику.
  3. Обучение методам построения оптимальных стратегий управления.
  4. Тестированиенавыков построения оптимальных стратегий, которые могут использоваться при решении практически любых управленческих проблем.

Игра проводится в среде «Гайдпарка» в режиме онлайн. Количество участников неограниченно. Игровые ходы можно делать не дожидаясь очередного хода партнера. Время игры от нескольких часов до нескольких дней. В процессе игры разыгрывается личное и командное первенство.Игра не имеет мировых аналогов и демонстрируется впервые.

Суть игры заключается в следующем. Каждый игрок должен выявить коррупционера среди некоторого количества подозреваемых, которых может быть от 12 до 20 человек. Проблема заключается в том, чтобы сделать это за наименьшее количество ходов. Все подозреваемые выступают под номерами от 1 до 20. При этом каждый из них может иметь идентификатор от 0 до 3. Принята следующая система идентификации подозреваемых и коррупционеров: 0 – коррупционная составляющая для данного подозреваемого пока не определена. Это начальное и текущее состояние любого подозреваемого. 1 – растратчик государственных средств. Это человек, который работает в основном в минус для государственной казны. Основная его жизненная ориентация направлена на воровство, злоупотребление служебным положением и т.д.

2 – законопослушный гражданин. Он успешно работает, принося пользу обществу.

3 – человек с коррупционными наклонностями, главная жизненная цель которого заключается в увеличении собственного богатства. Это хапуга, т.е. человек, жизненная ориентация которого направлена «в плюс», но только в первую очередь для себя, и делается это в ущерб обществу.

Каждый игрок управляет своей группой подозреваемых в коррупционной деятельности. Причем в каждой такой группе имеется только один коррупционер. Есть более сложный вариант игры, когда количество коррупционеров может быть несколько. Номер коррупционера и его идентификатор (1,2 или 3) назначается случайным образом. Задача игрока заключается в том, чтобы определить номер коррупционера и его идентификатор при наименьшем количестве ходов.Таким образом, проблема сводится к решению задачи структурной оптимизации разрабатываемой стратегии. Менее опытные игроки могут больше полагаться на метод проб и ошибок и на интуицию. Чем больше логики в действиях игрока, тем выше будет его рейтинг.Для моделирования управленческих ситуаций в игру введены зоны А и В , чтобы на каждом шаге игры сравнивать их по суммарному весу идентификаторов коррупционности. Клеточки разделов А и В (см. пример сканированной копии экрана на рисунке в начале статьи) обозначаются именами А1, А2, В1, В2 и т.д. Чтобы посмотреть все рисунки этой статьи, нажмите или на зеленые треугольники слева и справа от рисунка или назначьте режим просмотра (меню слева- вверху). В результате этого на каждом шаге игры вы получаете ответную реакцию системы. Это своеобразная обратная связь управления или, если хотите, функция контроля в управлении в виде сообщения трех видов, которые после каждого вашего хода высечиваются в графеRez . Эти сообщения могут быть трех видов: A = B , A > B или A < B . Сделав соответствующие выводы, вы назначаете нужные вам номера подозреваемых в зоны А и В до тех пор, пока вы не сможете сделать окончательного вывода о числовом значении номера коррупционера Nm и о числовом значении его идентификатора коррупционности Id , который может принимать всего два окончательных значения 1 или 3. Чем раньше вы это сделаете, тем выше будет ваш персональный рейтинг, характеризующий ваши способности строить структурно оптимальные стратегии управления. Косвенно рейтинг характеризуется количеством сделанных вами ходов (чем их меньше, тем лучше) и местом, занятым вами в общем списке играющих MS . Ваши имя и фамилия будут внесены в графу FIO .Для участия в игре вам нужно направить мне следующую информацию:

  1. Фамилию и имя.
  2. E -mail и телефон для установления оперативной связи.
  3. Номера подозреваемых в разделы А и В . Количество подозреваемых в данном варианте игры равно 12. Их номера, соответственно равны числам от 1 до 12, которые вы должны поставить в разделы А и В таким образом: А1=…, А2=… , и т.д. А9=… . Аналогично заполняется и раздел В. Количество номеров подозреваемых в разделах А и В должно быть равно. Остальные неиспользованные клеточки в разделах А и В заполняются нулями. Таким образом в некоторые клеточки разделов А и В допускается ставить нули.

УРОК – ИГРА «ГОРОД БЕЗ КОРРУПЦИИ»

(Номинация – внеклассное мероприятие)

Гостищева Тамара Александровна

учитель биологии и классный руководитель

МБОУ СОШ № 16 п. Тульского

Текнеджян Анжелика Артюшевна

педагог – библиотекарь

2015г.

Данное внеклассное мероприятие можно проводить в рамках классных часов, библиотечных уроков для учащихся 9 - 11 классов.

В начале занятия учащиеся сами формулируют цель. Опыт показывает, что люди добиваются большего, если они сами формируют цель. Форма проведения занятия игра, с использованием разных методических приёмов в течение всего занятия ("Мозговой штурм", "Источник информации", "Домино", "Эстафета", "Кластер", "Синквейн", "Поединок", "Активный концерт", "Интеллектуальная мишень"). Приведённые ниже методические приёмы мотивируют учащихся, вызывают интерес к рассматриваемой теме и формируют способы и пути решения проблемы, а так же способствуют социализации личности, что соответствует требованиям ФГОС.

Внеклассное мероприятие.

Урок – игра «Город без коррупции».

Оборудование: раздаточный материал, содержащий статьи ФЗ "О противодействии коррупции" (в электронном виде), Этимологический словарь, толковый словарь, презентация Microsoft Power Point, мишень, кружки красного и зелёного цвета, разноцветные домики из бумаги, видео отрывки фильма "Ты мне я тебе" (режиссёр Александр Серый)

    Этап. Организационный момент .

Войдя в класс, каждый ученик получает красный или зелёный кружок и в соответствии с цветом кружка учащиеся делятся на команды.

Добрый день уважаемые ребята, учителя. Мы рады приветствовать вас на нашей интеллектуальной игре.

Правила игры в команде:

Выбрать капитана;

В обсуждении принимают участие все;

Высказать своё мнение и выступить перед всеми должен каждый участник команды;

Уметь выслушать каждого;

уважать мнение других.

2 Этап. Мотивация.

Приём – «Проблемная ситуация».

Мероприятие начинается с просмотра видео отрывков фильма «Ты мне я тебе».

Учитель: Как вы думаете, какой теме посвящено наше занятие?

Не случайно был выбран данный отрывок для обсуждения с учащимися, так рассматриваемый случай связан с явлением коррупции.

В ходе дискуссии, обсуждая отрывок, каждый участник высказывает своё мнение и учащимися формулируется тема занятия.

Учитель пишет на доске тему: Город без коррупции (Слайд 1.)

3 Этап. Определение цели.

Учитель предлагает учащимся прочитать цитату Томаса Гоббса (Слайд 2):

"Коррупция "есть корень, из которого
вытекает во все времена и при всяких
соблазнах презрение ко всем законам".
Томас Гоббс

и на основании рассмотренного отрывка из фильма и цитаты обсудить в группах и сформулировать цель занятия.

Вопросы:

В чем заключается важность данной темы? В чем заключается важность данной темы для вас лично? Какой результат вы должны получить в конце работы?

Цель:

1.Сформировать представление о том, что такое коррупция, ознакомиться с причинами возникновения коррупции. Как молодежь может помочь в борьбе с коррупцией. Формирование собственного мнения и позиции по отношению к этому вопросу.

2.Развить способности высказывать свое мнение и аргументировать его.

3. Воспитать чувство ответственности перед своим государством. Основная задача - сформировать четкую гражданскую позицию, основывающуюся на противостоянии коррупции.

4 Этап. Усвоение новых знаний и способов действий.

Игра (этап вызова).

Вступительное слово учителя: Согласно ООН 9 декабря является международным днем борьбы с коррупцией. Коррупции могут и должны противодействовать государство, бизнес, СМИ, международные и иностранные организации. Но важно понимать, что противостояние коррупции - дело всего общества, каждого из нас.

Рассмотрим отдельные возможные случаи коррупции и обсудим меры по нейтрализации или минимизации проявлений коррупции. Сегодня работа организована в группах в форме игры «Город без коррупции».

Учитель: Чтобы создать город без коррупции, мы должны понимать смысл понятия «коррупция».

Предлагаем вам игру

    «Снежный ком» Приём "Мозговой штурм"

Слепим «снежный ком» о понятии «коррупция».

Каждой команде даются листы бумаги, для написания слов.

Задание каждой команде: Какие ассоциации возникают у вас со словом «коррупция» (Слайд 3)?

(взятка, подкуп, обман, мошенничество и т.д.) (Слайд 4).

Учащиеся пишут слова на отдельных листах бумаги.

Затем зачитывают слова, делают из них большой ком и символично выбрасывают.

    Работа со словарём. Приём "Источник информации

Командам раздаются этимологические словари и толковые словари русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова.

Задание: Найти в словаре понятия «коррупция», «коррумпировать» и зачитать их.

Этимологический словарь:

Коррупция (от лат. corruptio) означает подкуп, подкупность и продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц.

Коррумпировать (лат. corrumpere), т.е. подкупать кого-либо деньгами или иными материальными благами.

Толковый словарь:

Коррупция - моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами.

Коррумпированный - проникнутый коррупцией.

Учитель:

Согласно Российскому законодательству, коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача и получение взятки, коммерческий подкуп, или иное незаконное использование своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера.

    О чем гласит народная мудрость… Приём "Домино"

Командам предлагают четыре незаконченные пословицы и поговорки. Их окончания написаны на других листах. Учащимся необходимо подобрать правильное окончание к этим фразам. Объясните смысл пословиц и поговорок?

Не подмажешь, не поедешь – вымогательство, взятничество.

Рука руку моет – групповая запланированная деятельность в подкупе.

Загребать жар чужими руками – несознательное соучастие в мошенничестве и аферах.

Видит око, да зуб не мед – безрезультативность действий борьбы с коррупцией (Слайд 5).

Учитель: Историческая справка.

Коррупция - сложное социальное явление, которое зародилось еще в глубокой древности в странах Египта, Месопотамии, Китая, Индии, Иудеи (т.е. в центрах древневосточных цивилизаций) и существует сегодня во всех странах независимо от уровня ее развития, различаясь лишь своими масштабами.

Исторические корни коррупции, вероятно, восходят к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения. Дорогой подарок выделял человека среди других просителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена. Поэтому в первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой. В древнеиндийском трактате по искусству управления государством подчеркивается, что важнейшей задачей, стоящей перед царем, является борьба с казнокрадством. Здесь перечислено 40 способов хищения казенного имущества и делается вывод о том, что легче угадать путь птиц в небесах, чем уловки хитроумных чиновников.

Физкультминутка

Приём "Эстафета".

Ученики по цепочке встают и садятся в едином ритме так, чтобы, как только сел предыдущий, встал следующий. Затем поднимают руки. Делают вращательные движения руками.

    Кластер.

Приём "Кластер".

Учитель: Многие сравнивают коррупцию с болячкой. У каждой болячки есть свои причины, которые нужно лечить. Каковы же причины коррупции (Слайд 6)?

Задание: В течение 3-х минут учащиеся пишут на цветных кружочках, которые получили в начале занятия причины коррупции и размещают их на доске в форме виноградной грозди вокруг фразы «ПРИЧИНЫ КОРРУПЦИИ». Чья команда напишет больше причин, та команда зарабатывает большее количество баллов.

Причины коррупции (кластер):

Примерная схема-кластер

(Слайд 7)

Низкая заработная плата государственных служащих

Незнание законов

Желание легкой наживы

Частая сменяемость лиц на различных должностях

Нестабильность в стране

Коррупция как привычка

Низкий уровень жизни населения

Слабая развитость государственных институтов

Безработица

5. Литературная разминка.

Приём "Источник информации" - использование отрывков из художественной литературы.

Проблема взяточничества не нова для России. Над ней размышляют мастера слова ни одно столетие. Проведем литературную разминку. Определите автора и название произведения.

О чем идет речь в отрывке? (растрате, злоупотреблении должностными полномочиями, хищении госбюджета)

    Подай, Фелица! наставленье: Как пышно и правдиво жить, Как укрощать страстей волненье И счастливым на свете быть? Меня твой голос возбуждает, ; Но им последовать я слаб. Мятясь житейской суетою, Сегодня властвую собою, А завтра прихотям я раб. (Г.Р.Державин, «Фелица»)

    Где, укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?

Не эти ли, грабительством богаты?

Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,

Великолепные соорудя палаты,

Где разливаются в пирах и мотовстве… (А.С.Грибоедов, «Горе от ума»)

    В то время образовалось сильное общество контрабандистов

обдуманно-правильным образом; на миллионы сулило выгод дерзкое предприятие.

Он давно уже имел сведение о нем и даже отказал подосланным подкупить, сказавши сухо: "Еще не время".

Получив же в свое распоряжение все, в ту же минуту дал знать обществу, сказавши: "Теперь пора". Расчет был слишком верен. Тут в один год он мог получить то, чего не выиграл бы в двадцать лет самой ревностной службы.

(Н.В.Гоголь «Мёртвые души»)

    «… Да, если спросят, отчего не выстроена церковь при богоугодном заведении, на которую пять лет тому назад была ассигнована сумма, то не позабыть сказать, что она начала строиться, но сгорела. Я об этом и рапорт представлял. А то, пожалуй, кто-нибудь, позабывшись, сдуру скажет, что она и не начиналась!»

(Н.В. Гоголь «Ревизор»)

6. Ситуации.

Приём "Поединок"

Каждой команде в электронном варианте предлагается ФЗ «О противодействии коррупции» (электронное приложение).

Задание: Рассмотреть ситуации и указать, ссылаясь на статьи ФЗ "О противодействии коррупции", в которых из них представлены случаи коррупции, а в которых нет.

В каждой команде назначают дуэлянтов, остальные ученики выполняют роль секундантов. Соперники от каждой команды сходятся по очереди в интеллектуальном поединке. Один ученик высказывает свою точку зрени, а его соперник, произносит контраргумент. При этом учитывается умение вести спор, корректность, аргументированность.

Ситуации:

1. В благодарность за то, что врач вылечил её тяжело больного ребёнка, Галина подарила врачу букет из цветов своего сада.

2. Бухгалтер Петрова А. использовала поддельные счета, которые содержат неверную информацию.

3. Кандидат в депутаты договорился фирмой о финансировании её выборов в органы государственной власти, взамен обещал помогать этой фирме получать хорошие заказы.

4. Государственное должностное лицо пользуется служебным автомобилем и топливом в личных целях.

5. Иван вынужден был отблагодарить чиновника, сознательно тянувшего время для решения его вопроса.

6. Должностное лицо правительства поздно приходит на работу, рано возвращается с работы и в рабочее время занимается личными делами.

7. Памятка.

Задание: Составить памятки «Противодействие коррупции», в ней отразить понятие коррупция в форме синквейна и виды ответственности.

Приём "Синквейн".

Учащимся предлагается написать сикнвейн по теме «Коррупция»

по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом) (Слайд 8).

Существует пять видов ответственности: уголовная , административная , гражданско-правовая , дисциплинарная и материальная .

К коррупционным преступлениям относятся:

злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ),

дача взятки (ст. 291 УК РФ)

получение взятки (ст. 290 УК РФ)

злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК РФ)

коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ)

5 Этап. Заключение.

Подведение итогов и награждение команд.

Учитель: Выскажите своё мнение «Что могу сделать я?»

На доске написана фраза «Город без коррупции».

На фоне музыкального произведения - Моцарт. Концерт для скрипки и оркестра № 7 D - dur , учащиеся пишут на листочках (в форме домиков) высказывания, читают их и крепят на доске, создавая город (приём "Активный концерт" - информацию, которую надо усвоить, читают в слух в сопровождении экспрессивной музыки).

Примерные высказывания:

    не давать и не брать взятки;

    стараться добиваться желаемых результатов на основе личной добропорядочности;

    предавать гласности случаи коррупции.

Мы также можем:

    изменить существующую систему и создать законы, которые бы защищали активных граждан, выступающих против коррупции;

    писать об известных случаях коррупции в местную газету;

    принимать участие в проводимых во всем мире многочисленных кампаниях, акциях по борьбе с коррупцией;

    изучать данное явление;

    Знакомиться с антикоррупционными мероприятиями и методами борьбы с коррупцией.

Учитель: Прежде всего, нужно начать с самого себя и требовать устранения коррупционных проявлений от окружающих. Эффективность борьбы зависит от взаимодействия всех ветвей власти, их ответственности за процесс оздоровления общества. Необходимо быстро реагировать на все виды проявлений коррупционных правонарушений, справедливо давать наказания. Тогда в глазах окружающих возрастет авторитет, вера и уважение к структурам власти, общество осознает потребность в борьбе с коррупцией.

Рефлексия . Приём "Интеллектуальный тир".

Учащиеся в соответствующем поле мишени прикрепляют цветной магнит.


Активно участвовал (а) Было интересно

Было понятно Узнал (а) новое

Учитель: Считаю, сегодняшнее мероприятие затронуло очень серьезную проблему, есть над чем поразмыслить и рассуждать. На этом наше мероприятие закончено (Слайд 9, 10).

Литература:

    Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О противодействии коррупции".

    Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов / Н.М. Шанский, Т.А. Боброва. - 7-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2004.

    Садкина В.И. 101 педагогическая идея. Как создать урок/ В.И. Садкина. - Ростов н/Д: Феникс, 2014г.

    Журавлева О.Н. Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников на уроках истории и обществознания: методическое пособие. (Рекомендовано РЭС КО СПб.) – М.: ИЦ «Вентана-Граф», 2009.

    Коррупция и антикоррупционная политика: Словарь-справочник. – М., 2008.

    Кузьминов Я.И. Тезисы о коррупции. – М., 2000.

    Антикоррупционная политика в современной России / Под ред.

А.В. Малько. Саратов: Изд-во СГАП, 2006.

    Горный М.Б. Коррупция в России: системная проблема и

системное решение. Центр «Стратегия». СПб, 2004.

    Гражданское образование: содержание и активные методы

обучения / под ред. Н. Воскресенской и С. Шехтера. М., 2005.

    Словарь - справочник «Антикоррупционная политика»,

Издательство «Проспект», М., 2006.

Интернет-ресурсы:

http :// law . edu . ru - юридическая Россия Федеральный правовой портал