Информационный статус органов государственной власти. Правовой статус органов управления в информационной сфере. Система и компетенция органов, обеспечивающих охрану государственной тайны

Помощь государства

Термин "исполнительный орган" не равнозначен термину "орган исполнительной власти", поскольку исполнительные органы имеет практически всякая социальная система (и коммерческая организация в лице генерального директора, президента и т.п., и система местного самоуправления в лице управы, местной администрации и т.д.). Исполнительный орган – орган, выполняющий непосредственно организующие, обеспечивающие функции в рамках управления системой. Органы исполнительной власти являются исполнительными органами государства, но не они одни. К исполнительным органам можно отнести в какой-то части и институт Президента РФ, не входящий в систему органов исполнительной власти. Кроме того, в его административно-правовом статусе сфокусированы разнообразные функции государства, в том числе и не носящие собственно исполнительного управленческого характера (например, функция по определению основных направлений внутренней и внешней политики России). Присутствующий в действующем законодательстве термин "исполнительный орган государственной власти" равнозначен термину "орган исполнительной власти", поскольку государственная власть в Российской Федерации реализуется в качестве исполнительных только органами исполнительной власти.

Рисунок 1. Признаки органа исполнительной власти

Нужно отметить, что статус органа исполнительной власти и само введение в законодательство термина "исполнительная власть" вызывает ряд обоснованных претензий со стороны признанных специалистов административного права. Так, Ю.М. Козлов вполне закономерно указывал на то, что существовавшее ранее лишь в теории понятие "органы государственного управления", включавшее в себя полный спектр органов, созданных государством для осуществления государственно-управленческой или исполнительно-распорядительной деятельности от имени государства, не вполне удачно заменено Конституцией РФ 1993 г. на понятие "органы исполнительной власти", которое связано с четко определенным кругом субъектов права, в который не входят, в частности, Президент РФ и Прокуратура РФ.

Организационная структура государственного управления в сферах связи и информационных технологий

Организационная структура государственного управления в сферах связи и информационных технологий представляет собой сложную и многофункциональную систему, направленную на адекватное функционирование сферы связи и информационных технологий в РФ.

Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации осуществляет нормативно-правовое регулирование в сферах информационных технологий, массовых коммуникаций, электросвязи, почтовой связи и средств массовой информации. Ему подчинены:

– Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор);

– Федеральное агентство связи (Россвязь);

– Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать).

В соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ "О связи" Минкомсвязь России устанавливает требования к публичным организациям и субъектам предпринимательства при пользовании ими сетями электросвязи.

В состав единой сети электросвязи Российской Федерации входят сеть связи общего пользования, выделенные сети связи и другие сети связи, обеспечивающие передачу информации при помощи электромагнитных систем. Сети связи специального назначения (сети спецсвязи, спецсвязь) в отличие от других элементов единой сети электросвязи предназначены исключительно для обеспечения публичных потребностей и не могут быть использован м в коммерческих целях. Согласно п. 1 ст. 16 Федерального закона "О связи" сети связи специального назначения предназначены для нужд государственного управления, обороны, безопасности, обеспечения правопорядка и не могут использоваться для возмездного оказания услуг связи, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Спецсвязь осуществляется государственными органами и организациями, предназначенными для обеспечения абонентов президентской и правительственной связи и удовлетворения иных общегосударственных потребностей. Правительственная и президентская связь входят в единую систему специальной связи. В состав единой системы органов спецсвязи входят Служба специальной связи и информации при Федеральной службе охраны Российской Федерации, центры специальной связи и информации (территориальные органы Спецсвязи России), а также подразделения связи специального назначения.

Государственное регулирование в области связи гражданского назначения осуществляется Роскомнадзором посредством обеспечения разрешительной и контрольно-надзорной деятельности. Роскомнадзор выдает лицензии на оказание услуг связи, приостанавливает их действие, а также аннулирует лицензии, в случаях, не требующих оспаривания, т.е. когда коллизия не может возникнуть. Это происходит при наступлении не нуждающихся в судебном доказывании юридических фактов, возникновение которых заведомо несовместимо с деятельностью лицензиата, например в случаях ликвидации юридического лица или прекращения действия свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя. Судебное аннулирование лицензии предусмотрено при совершении лицензиатом оспоримых нарушений, например несоблюдения обязательств по оказанию услуг связи. Такие нарушения могут быть выявлены в ходе судебного рассмотрения иска лицензирующего органа или иных лиц, ходатайствующих об аннулировании лицензии. Случаи, когда аннулирование лицензии допускается только по решению суда, установлены в п. 1 ст. 39 Федерального закона "О связи". Судебное аннулирование лицензии в указанных случаях осуществляется независимо от того, оспаривает ли лицензиат факт правонарушения.

К иным особенностям лицензирования, установленным Федеральным законом "О связи" и не предусмотренным другими федеральными законами, регламентирующими лицензионные отношения, относятся:

1) выдача лицензий при наличии разрешения государственной комиссии по радиочастотам при Минкомсвязи России и в зависимости от результатов проводимых Россвязью торгов (аукциона, конкурса). Наличие столь продолжительного фиксированного максимального срока действия лицензии свойственно только лицензированию в области связи;

2) определение особых временных параметров действия лицензии – от трех до 25 лет, при этом конкретный срок действия лицензии устанавливается непосредственно лицензирующим органом;

3) разрешительный порядок доступа пользователей к радиочастотным спектрам.

Минкомсвязи России оказывает государственные услуги публичным организациям, например, при заключении контрактов на оказание услуг для государственных нужд, а также консультационные услуги гражданам. В отличие от Минкомсвязи России федеральные министерства, как правило, не оказывают публичных услуг госорганам и гражданам. Соответствующие полномочия отнесены к ведению подчиненных министерствам федеральных органов исполнительной власти.

Роскомнадзор имеет обширную систему подчиненных территориальных органов, выдает разрешения по эксплуатации сетей (сооружений) связи, а также регистрирует средства связи гражданского назначения. К его ведению отнесена регистрация средств массовой информации. Роскомнадзор оказывает государственные услуги в сфере публичной контрактации, а также предоставляет бесплатные консультационные услуги государственным органам и гражданам. К ведению Минкомсвязи России и Россвязи отнесены релятивные разрешительные полномочия в сферах сертификации средств связи (организации проведения сертификации), а Россвязь, кроме того, организует проведение торгов на получение лицензий, а также осуществляет иные полномочия в области публичного санкционирования (например, присваивает радиочастоту или радиочастотный канал для радиоэлектронных средств). Таким образом, Россвязь в опосредованных формах участвует в реализации разрешительных полномочий Роскомнадзора; Минкомсвязь и Роскомнадзор относятся к регистрирующим органам. Россвязь организует систему сертификации в области связи, включающую в себя органы по сертификации и испытательные лаборатории. К непосредственному ведению Минкомсвязи России отнесены полномочия по организации проведения обязательной сертификации информационных технологий, предназначенных для обработки государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей; регистрации государственных информационных ресурсов и систем.

Государственное регулирование в сфере связи осуществляется не только органами исполнительной власти, отдельные полномочия в этой сфере отнесены к ведению Государственной комиссии радиочастотам – межведомственного коллегиального органа Минкомсвязи России. Комиссия наделена властными полномочиями по обеспечению доступа пользователей к радиочастотном спектру. В ее состав входят представители федеральных органов исполнительной власти, в том числе подчиненных Минкомсвязи России ведомств. Председателем Комиссии "ex offcio" является министр связи и массовых коммуникаций РФ.

Административно-правое обеспечение государственной политики в сфере информационных технологий и связи

К ведению Минкомсвязи России и подчиненных ему федеральных органов исполнительной власти отнесено государственное управление в сферах электрической, почтовой связи и информатизации. Электрическая связь представляет собой передачу или прием знаков, сигналов, письменного текста, изображений и звуков по проводной, оптической и другим электромагнитным системам. Почтовая и фельдъегерская связь различаются по виду отправлений и абонентам информации. Почтовая связь представляет собой прием, обработку, перевозку и доставку почтовых отправлений, а также денежных переводов. Получателями отправлений фельдъегерской связи являются высшие должностные лица органов государственной власти. В качестве абонентов фельдъегерской связи эти лица получают отправления особой важности, документы, содержащие совершенно секретную, секретную и иную информацию. Все документы Президента РФ, федеральных государственных органов и государственных органов субъектов РФ, органов военного управления и администрации промышленных и военных объектов, имеющих особо важное государственное значение, содержащие совершенно секретную и секретную информацию, подлежат доставке только сотрудниками фельдъегерской связи.

Электрическая связь осуществляется с помощью сетей электросвязи – технологических систем, обеспечивающих телефонную, телеграфную или факсимильную передачу информации. Минкомсвязи России и подчиненные ему ведомства обеспечивает единое централизованное управление взаимоувязанной сетью связи Российской Федерации, представляющей собой систему технологически сопряженных сетей связи общего пользования и ведомственных сетей электросвязи. Абонентами сетей связи общего пользования может быть любые юридические или физические лица. В отличие от них ведомственные сети электросвязи создаются и действуют системах федеральных органов исполнительной власти и предназначены исключительно для удовлетворения их информационных потребностей. На территории РФ любыми юридическими или физическими лицами, включая и иностранных инвесторов, могут даваться выделенные сети связи, не имеющие выхода на сеть связи общего пользования.

Целью государственной политики в области связи и информатизации является обеспечение публичных (общегосударственных) и индивидуальных (частноправовых) интересов в сферах государственного управления и информационной безопасности, государственное управление объектами гражданской связи (почтовой и электрической) отнесено к ведению Минкомсвязи России подчиненных ему ведомств. Предназначением государственного управления объектами специальной связи (систем шифрованной и засекреченной связи) является обеспечение информационной безопасности. Осуществление государственного контроля в этой сфере отнесено к ведению ФСО России, ФСБ России, СВР России, ГФС России и других подчиненных Президенту РФ федеральных органов исполнительной власти. Государственное управление объектами гражданской и специальной связи осуществляется посредством:

1. лицензирования деятельности по оказанию услуг связи;

2. сертификации технических средств и услуг связи. Сертификат – это документ, подтверждающий, что надлежащим образом идентифицированные оборудование или услуги связи соответствуют установленным стандартам, иным нормам и требованиям. Лицензия и сертификат относятся к правоустанавливающим документам, подтверждающим легитимный статус их обладателей. Вместе с тем указанные документы представляют собой и специальные разрешения на осуществление деятельности в области связи.

3. обеспечения контроля и надзора.

Для лицензирования деятельности в сфере связи характерно преобладание административных методов: лицензирующий орган выдает лицензии, приостанавливает их действие и аннулирует лицензии. Лицензирование услуг связи проводится в соответствии с паллиативными процедурами лицензирования Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Роскомнадзор лицензирует деятельность юридических и физических лиц, связанную с предоставлением услуг связи. К ведению Россвязи отнесены полномочия по организации системы сертификации в сфере связи. В процессе сертификации должностные лица указанного органа подтверждают соответствие технических средств и услуг связи требованиям, предъявляемым законодательством и ведомственными нормативными правовыми актами. Полномочия Россвязи в сфере сертификации не распространяются на системы специальной связи Минобороны России, МВД России и других силовых федеральных министерств и ведомств.

К ведению Роскомнадзора отнесено осуществление государственного надзора и контроля в области связи. Надзор за связью осуществляется государственными инспекторами по надзору за связью и информатизацией в Российской Федерации. Руководитель Роскомнадзора по должности является главным государственным инспектором по надзору за связью и информатизацией в РФ, а его заместители – заместителями главного государственного инспектора по надзору за связью в Российской Федерации. Государственные инспекторы по надзору за связью и информатизацией вправе приостанавливать или прекращать деятельность в области связи юридических и физических лиц, не имеющих лицензий на предоставление услуг в области связи или нарушающих условия выданных лицензий. Государственным инспекторам подведомственно рассмотрение административный правонарушений, предусмотренных ст. 13.2 – 13.4, 13.6 –13.9, 13.18 КоАП РФ.

К ведению Минкомсвязи России и подчиненных ему ведомств отнесено осуществление государственного управления в области информатизации.

Информатизация представляет собой организационный процесс удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, государственных органов и юридических ли в области информации. Таким образом, важнейшим предназначением информатизации является обеспечение правового регулирования лиц, действующих в области связи, предоставляющих услуги связи или пользующихся этими услугами.

Минкомсвязи России издает нормативные акты, определяющие порядок предоставления органам государственной власти и организациям услуг электрической и почтовой связи, включая международные телефонные разговоры. Указанные акты являются обязательными для выполнения всеми физическими и юридическими лиц предоставляющими услуги связи или пользующимися ими.

Компетенция Минкомсвязи России в сфере управление объектами специальной связи ограничена: координационные полномочия министерства распространяются по преимуществу федеральные министерства, ведомства, действующие в сфере гражданской связи. При осуществлении государственной политики в области связи и информатизации Минкомсвязи России согласовывает лишь отдельные полномочия с министерствами, ведомствами, обеспечивающими информационную безопасность, в частности, со Службой специальной связи и информации при ФСО России и Спецстроем России.

Литература

1. Конституция Российской Федерации с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ // Справочно-правовая система "Гарант": [Электронный ресурс] / НПП "Гарант-Сервис".

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ в ред. от 31.01.2012 // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.

3. Федеральный закон РФ "О связи" от 07.07.2003 N 126-ФЗ, в ред. от 21.10.2013 // Парламентская газета, N 127-128, 12.07.2003.

4. Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 N 149-ФЗ в ред. от 06.04.2011, с изм. от 21.07.2011 // Парламентская газета, N 126-127, 03.08.2006.

5. Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ в ред. от 02.07.2013 "О лицензировании отдельных видов деятельности"// "Парламентская газета", N 23, 13-19.05.2011.

6. Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 в ред. от 22.06.2010 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"// Собрание законодательства РФ, N 11, 15.03.2004, ст. 945

7. Агапов А.Б. Административное право – М.: Юрайт, 2012

8. Алехин А. П., Кармолицкий А. А. Административное право России – М.: Зерцало-М, 2013

9. Дмитриев Ю.А Административное право Российской Федерации. – М.: система ГАРАНТ, 2013

10. Елагин Р. И. Административное право России – М.: Высшая школа, 2011

11. Зенкин И.И. Международно-правовое регулирование телекоммуникационных услуг в рамках ВТО. Автореф. дисс. на соискание ученой степени кандидата юридических наук – М.: 2010.

12. Конин Н.М. Административное право России – М.: Проспект, 2012

13. Мигачёв, Ю.И., Попов, Л.Л., Тихомиров, С.В. Административное право РФ – М.: Норма, 2013

14. Фатьянов А.А. К вопросу о реформировании системы административного права // Административное право и процесс, 2012, N 11. С.3-5

15. Четвериков B.C. Административное право. Серия "Высшее образование". Ростов-на-Дону: Феникс, 2011

Ковалева Наталия Николаевна, доцент кафедры административного и муниципального права ФГБОУ ВПО "Саратовская государственная юридическая академия", кандидат юридических наук.

Рецензент: Морозов Андрей Витальевич, заведующий кафедрой информационного права, информатики и математики РПА Минюста России, доктор юридических наук, профессор.

В статье анализируются вопросы правового статуса органов публичной власти как субъектов управления в информационной сфере, обосновывается вывод о том, что важнейшей задачей при определении правового статуса таких субъектов является обеспечение массового информационного обслуживания на основе государственного информационного ресурса.

Ключевые слова: государственное управление, информационное пространство, информационная сфера, субъекты управления в информационной сфере.

Agencies of public power as subjects of management in the informational sphere

In the article subjects of the government in information sphere are analyzed. And also it is proved that the major problem in sphere at definition of legal status of subjects of the government in information sphere is creation of the organizations and the divisions specializing on mass information service on the basis of the state information resources.

Key words: the government, information field, information sphere, kinds of subjects in information sphere.

Государственное управление представляет собой форму реализации функций государства его органами и должностными лицами как разновидность социального публичного управления. Субъектами же процесса государственного управления могут быть физические и юридические лица, которые сами осуществляют управление или принимают участие в государственном управлении как субъекты управленческих отношений. При этом физические лица и общественные объединения, как правило, выступают в качестве участников - субъектов управленческих отношений; в свою очередь, государственные органы исполняют роль управляющих субъектов в правовых отношениях.

Согласно ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" государственные органы, органы местного самоуправления в целях организации доступа к информации о своей деятельности определяют соответствующие структурные подразделения или уполномоченных должностных лиц по приему обращений от пользователей информацией <1>.

<1> Ковалева Н.Н., Холодная Е.В. Комментарий к Федеральному закону от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" // Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс".

Основная роль в системе административно-правового регулирования в сфере применения информационных технологий сегодня, безусловно, принадлежит Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. В п. 1.3 Регламента Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (утв. Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 3 ноября 2009 г. N 139) <2> обозначено, что Министерство есть федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет функции по разработке государственной стратегии и правовому регулированию в информационной сфере, в том числе при использовании информационных технологий для формирования государственного информационного ресурса и обеспечения доступа к нему.

<2> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. N 4. 25 января.

Административно-правовое управление информационным ресурсом должно быть обусловлено принципами признания права собственности на него, чтобы была создана правовая основа регулирования взаимоотношений и введения государственного информационного ресурса в гражданский оборот. При этом право собственности государства на информационный ресурс, создаваемый, приобретаемый, накапливаемый за счет средств государственного бюджета всех уровней, должно превалировать. Любое министерство или ведомство может быть только владельцем или пользователем создаваемого, накапливаемого за счет средств бюджета информационного ресурса. Исходя из того что государственный информационный ресурс - объект собственности, управление им на основании ст. 114 Конституции Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации посредством назначения специального федерального органа исполнительный власти, наделенного соответствующими полномочиями. Как правило, такими органами определяются федеральные агентства в соответствующих сферах управления и экономики.

Объем компетенции каждого федерального органа исполнительной власти по осуществлению распоряжения, владения или пользования государственным информационным ресурсом должен определяться в положении о статусе этого органа.

Что касается уровня субъектов Российской Федерации, то им может быть передано право распоряжаться, владеть и пользоваться государственным информационным ресурсом, а также информационным ресурсом совместного ведения на основе административных договоров о разграничении полномочий или о совместном ведении. На основании аналогичных договоров необходимо разграничивать и правомочия владения и распоряжения информационным ресурсом, который был создан не только на средства федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ, но с использованием средств иных субъектов (например, собственные средства физических и юридических лиц).

Следует отметить, что субъектами государственного управления осуществляется тесное взаимодействие с органами местного самоуправления по следующим аспектам: во-первых, государство осуществляет правовое регулирование местного самоуправления; во-вторых, муниципальные органы могут наделяться отдельными государственными полномочиями государственными органами, они осуществляют и контроль выполнения переданных государственных полномочий; в-третьих, субъекты государственного управления осуществляют взаимодействие по финансовым и некоторым другим вопросам с органами местного самоуправления.

В то же время взаимодействие муниципальных и государственных органов при осуществлении информационной функции имеет весьма специфические проблемы.

Муниципальные органы вправе вносить в государственные органы субъектов РФ предложения, связанные с развитием почтовой связи в муниципальном образовании <3>.

<3> Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 29. Ст. 3697; 2004. N 35. Ст. 3607; 2008. N 29 (ч. I). Ст. 3418; 2009. N 26. Ст. 3122.

В то же время уже в Федеральном законе от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" <4> полномочия органов местного самоуправления в области связи были исключены, обусловлено это было усилением вертикали власти, и в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <5>, в котором в значительной мере конкретизированы предметы ведения муниципальных органов, также вопросы связи были исключены, т.е. эта часть компетенции полностью подпадает под государственное регулирование, и в настоящее время полномочия в сфере связи органам местного самоуправления могут быть переданы путем их наделения государственными полномочиями.

<4> Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 28. Ст. 2895; 2008. N 18. Ст. 1941; 2009. N 29. Ст. 3625; 2010. N 7. Ст. 705.
<5> Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 40. Ст. 3822; 2008. N 49. Ст. 5744; 2007. N 46. Ст. 5556; 2009. N 19. Ст. 2280; N 52 (ч. I). Ст. 6441.

То есть налицо правовая коллизия: Федеральный закон "О почтовой связи" предусматривает специфические полномочия муниципальных органов, а Федеральный закон "О связи" - нет. Кроме того, административно-правовое регулирование информационного обеспечения деятельности органов власти в части установления порядка работы с документами, установления режимов информации, структуризации информации, к сожалению, недостаточно.

Необходимо также установление фильтров входящей информации и их административно-правовое регулирование. Большой объем такой информации может вызвать остановку работы государственных и муниципальных органов, при этом поток входящей информации имеет особое значение для обеспечения связи органа власти с внешней средой. Поэтому особенно важен внимательный подход к разработке различных положений и инструкций по обработке и подготовке к представлению руководству входящих документов.

Кроме того, необходимо обеспечить систематизацию информации, как входящей, так и исходящей, в зависимости от категорий доступа. По категориям доступа информация может быть разделена на открытую информацию, информацию, составляющую государственную тайну, персональные данные, коммерческую тайну, тайну частной жизни, профессиональную и т.д. До тех пор пока в соответствующем органе власти находится эта информация в пределах функциональной деятельности органа, должен обеспечиваться надлежащий режим доступа. Отсюда следует, что целесообразно структурировать информацию по категориям доступа, урегулировать работу с такого рода информацией специальными законами <6>.

<6> См.: Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право: Учебник / Под ред. акад. РАН Б.Н. Топорнина. СПб.: Юридический центр Пресс, 2001. С. 209.

В процессе реализации своих функций государственные и муниципальные органы не только получают информацию, необходимую для обеспечения постоянного взаимодействия с подчиненными им структурами, с другими органами власти, физическими и юридическими лицами, но и предоставляют информацию другим пользователям, в том числе физическим и юридическим лицам, средствам массовой информации, а также друг другу. Это, в свою очередь, обусловливает тесное взаимодействие государственных и муниципальных органов на трех уровнях: федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации и на муниципальном уровне. Отсюда следует, что административно-правовое регулирование использования информации необходимо создавать по двум направлениям: во-первых, в соответствии с ее административно-правовым режимом доступа и, во-вторых, - на основании правил открытости, свободного доступа к информации.

Особое значение для решения вышеперечисленных проблем государственного регулирования деятельности субъектов государственного управления в условиях использования информационных технологий имеет принятие специального федерального закона, регулирующего административно-правовой режим служебной тайны, законов об информационном обеспечении деятельности государственных и муниципальных органов, закона об административно-правовом режиме тайны частной жизни и т.д. Частично эти вопросы решены за счет включения отдельных административно-правовых норм в положения о структурных подразделениях государственных и муниципальных органов, в регламенты некоторых государственных и муниципальных органов, но при этом весь объем административно-правового регулирования этих проблем не обеспечивается.

Таким образом, важнейшей задачей при определении правового статуса субъектов государственного управления в условиях использования информационных технологий является обеспечение массового информационного обслуживания на основе государственного информационного ресурса. К сожалению, государственные и муниципальные органы, которые владеют соответствующим информационным ресурсом, не осуществляют массового информационного обслуживания, это связано в том числе с тем, что у них отсутствуют соответствующие технологические, кадровые, организационные и финансовые возможности. В этих случаях перспективным было бы создание системы, обеспечивающей взаимодействие с негосударственными информационными службами, которые производили бы информационные продукты и оказывали бы информационные услуги, основываясь на использовании государственных информационных ресурсов. Поэтому необходимо обеспечить правовое регулирование системы взаимодействия органов власти с негосударственными информационными службами по поводу использования государственных информационных ресурсов и условий распространения информационных продуктов и услуг.

1. Государственное управление в информационной сфере

За последнее время резко увеличился поток информации, как внешней, так и внутриотраслевой. В связи с постоянной потребностью улучшения эффективности управления растет необходимость более качественной обработки информации. Все это вместе взятое и заставляет искать новые пути и методы организации приема, обработки и передачи информационных потоков.
Глобализация мирового пространства привела к трансформации пространства как такового: наряду с географическим пространством формируется, в частности, электронное. Традиционное противостояние между государствами осуществляется сегодня как в физическом пространстве, так и в новом, виртуальном, или киберпространстве. Информационная деятельность государств диктуется их внутренними интересами: интересами финансово-промышленных групп, их потребностью в сырье, в рынках сбыта продукции, которые невозможно удовлетворить в пределах одного государства.
Итак, говоря о государственном управлении в информационной сфере, следует сказать, что это специфический вид социального управления посредством реализации своих властных полномочий всеми органами государственной власти (в широком смысле) либо органами исполнительной власти (в узком смысле) по регулированию отношений, возникающих по поводу информации и в связи с ее оборотом в социальных системах.
Государственные СМИ обязаны публиковать сообщения и материалы федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 13 января 1995 г. № 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» .
Федеральный закон от 4 июля 1996 г. № 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене» имел своей целью создание условий для эффективного участия России в международном информационном обмене в рамках мирового информационного пространства, защиты интересов РФ, ее субъектов и муниципальных образований, интересов, прав и свобод физических и юридических лиц при международном информационном обмене.
Функции государственного управления в области информации и информатизации реализуются в процессе управленческой деятельности Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.
Главными целями российского государства в сфере информатизации являются информационное обеспечение деятельности органов государства, информационное обеспечение внешних по отношению к государственным органам субъектов, в том числе физических лиц; сохранение и структурирование информационного пространства .
Политика по информационному обеспечению должна проводиться по многим взаимоувязанным направлениям, прежде всего Правительство РФ обязано разрабатывать программы в области информационного обеспечения граждан, государства, общества.
Финансирование и экономическое регулирование деятельности в этой области следует осуществлять из федерального и местных бюджетов по статье расходов «Информационное обеспечение», в процессе деятельности должны использоваться современные электронные системы и средства для коллективного анализа и обсуждения принимаемых решений.
В случаях, когда для реализации полномочий федерального органа исполнительной власти, в частности для исполнения поручений, необходимо получение информации, заключений, экспертиз (далее – информация) от других федеральных органов исполнительной власти, заинтересованный федеральный орган исполнительной власти обращается с запросом в соответствующий федеральный орган исполнительной власти. Срок получения необходимой информации указывается в запросе.
Срок получения информации, необходимой для исполнения поручений, содержащихся в актах Президента РФ и Правительства, протоколах заседаний и совещаний, проводимых в Правительстве, а также поручений Президента РФ, Председателя Правительства и заместителя Председателя Правительства, определяется исходя из сроков исполнения указанных поручений, при этом в запросе указываются номер и дата поручения, для исполнения которого запрашивается информация.
В случаях, когда запрашиваемая информация не может быть предоставлена в срок, указанный в запросе, федеральный орган исполнительной власти, получивший запрос, в 5-дневный срок с даты получения запроса согласовывает с федеральным органом исполнительной власти, направившим запрос, срок предоставления информации.
Изменение сроков предоставления информации, необходимой для исполнения поручений, содержащихся в актах Президента РФ и Правительства, протоколах заседаний и совещаний, проводимых в Правительстве, а также поручений Президента РФ, Председателя Правительства и Заместителя Председателя Правительства, не допускается.
Для обеспечения требуемой оперативности и достоверности приема, передачи и представления информации органам государственного управления должны применяться электронная цифровая подпись, электронное визирование документов.
Именно разработка этих направлений способна дать значительный эффект в сфере информационного обеспечения органов государственного управления и действительно улучшить положение дел в данной сфере.
Во все времена совершенствованию государственного управления придавалось первостепенное значение. Достижения научно-технического прогресса во многих отраслях, в том числе в информатике и связи, обеспечили возможность практической реализации идей формирования в целом информационного общества. Эта проблема, будучи общегосударственной, комплексной, фокусирует в себе широкий спектр межотраслевых, отраслевых, региональных и международных составляющих.
Большое внимание уделяется информационному обеспечению деятельности парламентов зарубежных стран, внедрению новых информационных технологий. Здесь выделяются на это значительные финансовые ресурсы. Во всех парламентах образованы соответствующие самостоятельные структурные подразделения, укомплектованные высококвалифицированными специалистами, занимающиеся разработкой, внедрением и сопровождением парламентских систем и сетей.
В РФ повышение информационной открытости деятельности федеральных органов государственной власти, доступности соответствующей информации для граждан и организаций, а также создание механизмов общественного контроля их деятельности будут обеспечиваться путем создания:
1) общегосударственных информационных ресурсов, а также информационных ресурсов, содержащих информацию о деятельности федеральных органов государственной власти, с предоставлением доступа к ним граждан и организаций, в том числе через сеть «Интернет»;
2) единой системы навигации в сети «Интернет» по общегосударственным информационным ресурсам, а также информационным ресурсам федеральных органов государственной власти;
3) инфраструктуры пунктов общественного доступа к информации о деятельности федеральных органов государственной власти и государственным информационным ресурсам;
4) систем учета и обработки запросов граждан о предоставлении информации и контроля их исполнения;
5) системы публикации и распространения сведений о деятельности федеральных органов государственной власти;
6) системы подтверждения передачи информации в электронном виде, ее подлинности, а также любых действий по ее изменению в процессе межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия федеральных органов государственной власти с населением и организациями;
7) механизмов обучения граждан в области их прав и возможностей использования информационных технологий при взаимодействии с федеральными органами государственной власти.

2. Система и полномочия органов государственной власти, обеспечивающих право доступа к информации

Конституция РФ закрепляет право свободного доступа к информации, поэтому государственное управление в информационной сфере осуществляется всеми ветвями власти. Общее управление осуществляют:
– Федеральное Собрание РФ;
– Президент РФ;
– Правительство РФ;
– суды;
– Совет Безопасности. Полномочия этих органов следующие.
1. Осуществление государственной политики через принятие нормативных актов.
2. Подготовка и реализация государственных программ в информационной сфере.
3. Реализация прав физических и юридических лиц.
4. Государственный контроль и надзор в сфере информатизации (при Совете Безопасности формируется межведомственная комиссия по информационной безопасности).
Наиболее информационно-емкие структуры государственной власти на федеральном уровне – это:
1) министерства:
– Министерство культуры и массовых коммуникаций;
– Министерство образования и науки;
– Министерство промышленности и энергетики;
– Министерство информационных технологий и связи;
– Министерство юстиции;
– Министерство внутренних дел и др.;
2) агентства:
– Государственное агентство по патентам и товарным знакам;
– Федеральное архивное агентство;
– Федеральное агентство по науке и инновациям;
– Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости;
– Федеральное агентство геодезии и картографии;
– Федеральное агентство по образованию;
– Федеральное агентство по культуре и кинематографии;
– Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям;
– Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии;
3) службы:
– Федеральная служба безопасности;
– Федеральная служба государственной статистики;
– Федеральная регистрационная служба;
– Государственная фельдъегерская служба РФ (федеральная служба);
– Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия;
– Федеральная служба по финансовому мониторингу;
– Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам;
– Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки.
К полномочиям этой группы органов относят следующие.
1. Осуществление регулирования в информационной сфере, направленного на удовлетворение потребностей физических, юридических лиц и органов власти.
2. Координация деятельности федеральных исполнительных органов и органов исполнительной власти субъектов РФ.
3. Осуществление государственного учета (ведение государственных сводок): реестры, кадастры, списки, перечни.
4. Лицензирование, сертификация и экспертиза информационных услуг.
5. Обеспечение подготовки кадров.
6. Проведение научно-исследовательских работ.
7. Осуществление методических и консультационных работ по обеспечению развития информационных систем.
8. Осуществление запросов у юридических, физических лиц и органов власти по информационно-аналитическим материалам.
9. Формирование временных творческих коллективов и экспертных советов.
10. Привлечение к ответственности лиц, нарушивших нормы права в информационной сфере.

3. Система и компетенция органов, обеспечивающих охрану государственной тайны

Система органов, обеспечивающих охрану государственной тайны, включает в себя:
– Федеральное Собрание РФ;
– Президента РФ;
– Правительство РФ;
– ОГВ РФ, субъектов РФ (ФСБ, Министерство обороны, Службу внешней разведки, судебную власть).
Полномочия Федерального Собрания РФ:
– Федеральное Собрание определяет законодательство в области государственной тайны;
– определяет средства и статьи федерального бюджета, направленные на реализацию программ по защите государственной тайны;
– определяет полномочия должностных лиц в аппаратах палат Федерального Собрания по обеспечению защиты государственной тайны в палатах Федерального Собрания.
Полномочия Президента РФ:
– утверждает программу по охране государственной тайны;
– утверждает структуру межведомственной комиссии по защите;
– утверждает перечень должностных лиц, которые имеют право относить информацию к государственной тайне, а также перечень сведений, относящихся к государственной тайне;
– заключает международные договоры о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну;
– определяет полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в Администрации Президента РФ.
Полномочия Правительства РФ:
– организует исполнение законов по охране государственной тайны;
– предлагает структуру межведомственной комиссии по защите государственной тайны;
– предлагает перечень должностных лиц, имеющих право относить сведения к государственной тайне;
– устанавливает порядок разработки перечня сведений, составляющих государственную тайну;
– организует разработку и выполнение государственных программ, направленных на защиту государственной тайны;
– определяет льготы гражданам, допущенным к работе с государственной тайной (3 уровня секретности);
– устанавливает порядок определения ущерба в случае разглашения государственной тайны, а также ущерб собственнику информации в результате засекречивания.
– определяет полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в аппарате Правительства РФ.
Полномочия органов государственной власти РФ, субъектов РФ:
– обеспечивают защиту государственной тайны, переданной им другими органами государственной власти, а также на подведомственных им предприятиях и учреждениях;
– обеспечивают проведение проверочных мероприятий по допуску лиц к государственной тайне;
– реализуют меры по ограничению прав граждан, имеющих доступ к государственной тайне и по предоставлению им льгот;
– вносят предложения по улучшению защиты государственной тайны.
Полномочия судебной власти:
– при расследовании дел, связанных с нарушением законодательства о государственной тайне;
– обеспечивает судебную защиту физических, юридических лиц в связи с их деятельностью по защите государственной тайны;
– определяет полномочия должностных лиц по охране государственной тайны в органах судебной власти.

4. Компетенция органов государственной власти по обеспечению правовых режимов конфиденциальной информации

Органы государственной власти обязаны обеспечить охрану коммерческой тайны, полученной ими в соответствии с законом, от разглашения и неправомерного использования с выполнением ими своих служебных обязанностей. Информация, составляющая коммерческую тайну, охраняется в указанных органах как служебная тайна.
Государственные органы обязаны возместить убытки, причиненные владельцам конфиденциальной информации вследствие своих неправомерных действий. Устанавливается ответственность и для владельцев конфиденциальной информации при нарушении правил ее предоставления в государственные органы. Государственные органы власти могут стать пользователем профессиональной тайны в установленных законом случаях. Информация охраняется как служебная тайна.
Органы государственной власти обладают следующими полномочиями по работе с персональными данными, составляющими тайну частной жизни.
1. Лицензирование деятельности, связанной с работой с персональными данными.
2. Регистрация массивов и держателей персональных данных.
3. Сертификация информационных систем и информационных технологий, предназначенных для обработки персональных данных.
4. Заключение межгосударственных соглашений трансграничной передачи персональных данных.

5. Взаимодействие органов местного самоуправления и органов государственной власти в условиях информатизации общества

Взаимодействие органов местного самоуправления и органов государственной власти осуществляется по многим направлениям: во-первых, это правовое регулирование государством проблем местного самоуправления; во-вторых, это наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями и контроль за их выполнением; в-третьих, это взаимодействие в финансовой сфере и некоторые другие вопросы.
В то же время основными направлениями деятельности органов местного самоуправления и органов государственной власти в области информатизации являются следующие:
– установление принципов отбора информации, необходимой для обеспечения деятельности органа власти с учетом его места в системе власти;
– обеспечение моделирования блоков информации по функциям органа в целях результативной подготовки решений органа в пределах его компетенции;
– систематизация всего комплекса информации, ведение делопроизводства, сдача дел в архив, предоставление информации в специализированные фонды;
– формирование информации, которая предназначена для внешних организаций и граждан, опубликование и доведение до сведения заинтересованных лиц;
– организация информационной системы в рамках ведения органа власти, обеспечение постоянных инноваций коммуникативных информационных процессов в своей системе;
– обеспечение безопасности и использования информации, соблюдение правил передачи другим органам государственной власти и органам местного самоуправления;
– подготовка и ведение банков информации официальной и массовой;
– организация ведения учета информационных ресурсов органа власти, установление ответственности за его адекватность задачам и функциям органа, полноту, своевременность представления, хранение и использование исключительно по назначению .
Отсюда следует, что взаимодействие органов местного самоуправления и органов государственной власти в условиях информатизации общества будет содержать весьма специфические проблемы.
В настоящее время, например, за органами местного самоуправления в области почтовой связи закрепляются следующие полномочия:
– оказывают содействие организациям почтовой связи в размещении на территории муниципального образования объектов почтовой связи, рассматривают предложения данных организаций о выделении нежилых помещений или строительстве зданий для размещения отделений почтовой связи и других объектов почтовой связи;
– способствуют оснащению объектов почтовой связи средствами механизации, автоматизации и информатизации, необходимыми для эффективного функционирования и расширения сферы услуг, оказываемых гражданам и организациям;
– устанавливают режим работы объектов почтовой связи, находящихся в муниципальной собственности, по обслуживанию пользователей услуг почтовой связи;
– способствуют созданию и поддержанию устойчивой работы местных почтовых маршрутов, оказывают содействие операторам почтовой связи в доставке почтовых отправлений в труднодоступные населенные пункты в установленные контрольные сроки;
– оказывают содействие организациям почтовой связи в обеспечении сохранности доставляемых по почтовым маршрутам почтовых отправлений и денежных средств;
– при планировании комплексного и социального развития муниципального образования рассматривают вопросы развития, финансирования и технического обеспечения объектов почтовой связи;
– рассматривают предложения организаций почтовой связи о предоставлении им льготы по уплате налогов, зачисляемых в соответствующие местные бюджеты, и арендной платы за пользование имуществом, находящимся в муниципальной собственности, а также устанавливают льготы по указанным налогам и арендной плате;
– оказывают содействие организациям почтовой связи в размещении почтовых ящиков на территории муниципального образования, контролируют обеспечение организациями, эксплуатирующими жилые дома, собственниками жилых домов сохранности и поддержания в исправном состоянии абонентских почтовых шкафов и почтовых абонентских ящиков.
Органы местного самоуправления вправе вносить в органы государственной власти субъектов РФ предложения о развитии сети почтовой связи на территории муниципального образования .
Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» уже не предусматривает полномочий органов местного самоуправления в этой сфере, так как в условиях усиления вертикали власти был принят Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» , который в значительной мере конкретизировал вопросы местного значения и не включил в этот перечень вопросы в области связи, т.е. эта сфера ушла полностью в область государственного регулирования и теперь может передаваться органам местного самоуправления только при условии использования механизма наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями.
Что кается возможностей участия муниципальных образований в международном информационном обмене, то они участвуют в международном информационном обмене в качестве субъектов права, представляющих интересы населения муниципальных образований по вопросам, отнесенным к предметам ведения местного самоуправления.
Правом выступать от имени муниципальных образований по вопросам международного информационного обмена обладают органы местного самоуправления в рамках их полномочий, установленных нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов. Муниципальные информационные службы и средства массовой информации муниципальных образований вправе самостоятельно участвовать в международном информационном обмене . Пожалуй, этот вопрос один из немногих, которые имеют нормативное закрепление.
Информационное обеспечение деятельности органа власти включает в себя установление порядка работы с документами, установление режима информации, структуризацию информации в пределах функционального влияния органов государственного управления и органов местного самоуправления. Эти вопросы, к сожалению, недостаточно полно урегулированы.
Существует также проблема фильтрации всего массива входящей информации, так как, с одной стороны, этот ресурс обеспечивает связь органа власти с внешней средой, с другой стороны, объем и содержание этой информации могут застопорить работу органов государственного управления и органов местного самоуправления. Поэтому необходима тщательная разработка положений и инструкций для работы структурных подразделений органов, обеспечивающих обработку и подготовку к представлению руководству входящих документов.
Следующая проблема в этой сфере – это систематизация поступающей и исходящей информации с учетом категорий информации ограниченного доступа. Необходимо выделять блоки информации по категориям: открытая информация, отнесенная к государственной тайне, отнесенная к персональным данным, отнесенная к коммерческой тайне субъектов, с которыми орган власти взаимодействует, отнесенная к тайне частной жизни, профессиональной и т.д. Пока эта информация находится в пределах функциональной деятельности органа, он обязан обеспечивать надлежащий режим доступа к такого рода информации. Поэтому целесообразно создать в структуре органа власти специальные банки данных по каждой категории информации и урегулировать работу с такими банками данных специальными инструкциями .

1.2. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ

Курбанова Асият Сафаудиновна, к.ю.н. Должность: доцент кафедры правового обеспечения управления. Место работы: государственный университет управления. Институт государственного управления и права. E-mail: [email protected]

Аннотация: Основной целью статьи является определение достигнутых результатов и приоритетных направлений правового обеспечения в информационной сфере органов государственной власти и местного самоуправления. Автор использовал в исследовании отношения между государством и гражданами посредством реализации управленческих функций и принципа доступности государственных и муниципальных услуг. В работе обсуждаются упущения российского законодательства в сфере информации. Предлагаются варианты для устранения препятствий между государством и гражданами. Работа позволит выделить проблемы механизма управления, которые с развитием информационного пространства требуют более четкой регламентации, и подобрать рекомендации по их преодолению.

Ключевые слова: информация; правовое обеспечение; управление; государственные органы; информационное общество; информационные ресурсы.

LEGAL SECURITY CONTROLS IN THE INFORMATION ENVIRONMENT

Kurbanova Aseeyat Safaudeenovna, PhD at law. Position: Associate Professor at Legal Support Management chair. Place of employment: State Management University. Institute of Public Administration and Law. E-mail: [email protected]

Annotation: The article reflects the progress and priorities of legal support in the information environment of state and local authorities. The author focuses on the failings of the Russian legislation in the sphere of information. The main goal of the article is to study the relationship between government and citizens through the implementation of management functions and the principle of accessibility of public and municipal services. Work will highlight problems of management arrangement which with the development of information space require precise regulation and pick up recommendations for overcome them. Keywords: information, legal support, management, government agencies, information society, information resources.

Отсутствие нужной информации, недостоверность имеющейся, несвоевременное получение необходимых данных, в любой сфере управления, становятся причиной затруднений в принятии органами управления правильных и обоснованных решений. Управленческая деятельность во многом формируется способностью анализировать и использовать информацию, и на ее основе принимать научно-обоснованные решения.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»: «информация -сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений».

Реализация государственной политики в сфере информационных отношений всегда имела актуальность в нашей стране. Во-первых, она тесно связана с понятием государственной безопасности, а во-вторых, является важным элементом государственного управления, как в целом, так и в каждой отдельно взятой сфере. Правовой статус информации всегда прогрессирует, так как доступ к информации, регулирование информационных потоков является основой управления всеми общественными отношениями. Глобальное информационное пространство требует более четких правил, регламентаций. Правовое регулирование отношений в данной сфере определяет уровень развития государства.

Правовое обеспечение - это разработка, утверждение, исполнение, использование, применение средств юридического воздействия на определенный объект. В связи с этим правовое обеспечение государственного управления представляет собой обширное правовое поле, не ограничивающееся только федеральными законами, а включающее массу правовых норм, актов, документов, выпускаемых органами государственного управления. Это разнообразные указы, распоряжения, постановления, положения, инструкции, разъяснения, приложения, дополнения к законодательным актам.

Как известно, управление есть воздействие субъекта на объект, осуществляемое с целью направить действия объекта в желаемом для субъекта направлении. К субъектам государственного управления в целом, как и в информационной сфере в отдельности, относят Президента РФ, Правительство РФ, законодательный (представительный) орган власти, различные государственные учреждения исполнительно-распорядительного характера. К последним относятся Министерство связи и массовых коммуникаций, его департаменты, их отделы, Федеральное агентство связи (Россвязь), Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать), Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), координационные и совещательные органы (комиссии, советы, рабочие группы), федеральные государственные унитарные предприятия подведомственные министерству. На уровне регионов - это министерства связи и телекоммуникаций или различные агентства по печати и средствам массовой информации, их отделы и др.

К объектам государственного управления в информационной сфере относят, как собственно информацию, так и применение информационных и телекоммуникационных технологий, осуществление права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, формирование законодательной базы в сфере информационных и телекоммуникационных технологий, контроль за исполнением установленных предписаний, обеспечение защиты информации, информационных ресурсов и информационных систем.

Основным нормативно-правовым актом в сфере информации является Федеральный закон Российской Федерации от 27.06.2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», который во многом решает задачи введения понятийного аппарата, определения границ объекта регулирования в процессах информатизации и защите информации. Его можно отнести к «Общей» части информационного законодательства. Если будет

приниматься Информационный кодекс, то этот закон следовало бы взять за его основу.

В соответствии с пунктом «и» статьи 71 Конституции РФ информация и связь находятся в исключительном ведении Российской Федерации, что ограничивает возможности регионов в этой сфере. Региональные министерства и ведомства связи и телекоммуникаций, принимают лишь участие в реализации федеральных законов, федеральных целевых программ, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ. Региональные профильные исполнительные органы создают нормативно-правовые акты в целях организации своей деятельности и нормативно-правовые акты во исполнение и реализацию правовых актов федерального уровня. Например, Постановление Правительства Республики Дагестан от 13.03.2013 года, №124 «О создании государственного казенного учреждения Республики Дагестан «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Дагестан», на основании Федерального Закона от 27.07.2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и постановления Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 №1376 «Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг». Основной целью указанных правовых актов является организация предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна». В связи с этим установлен запрет для государственных служащих требовать от получателей государственных и муниципальных услуг документы, уже имеющиеся в распоряжении органов власти. В соответствии с которым органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги обязаны обеспечить возможность получения заявителем государственной и муниципальной услуги в электронной форме. Трансформация в этом направлении требует усилия и надобности единого образца, модели обмена информацией для всех государственных и муниципальных органов, так как межведомственная система распространена на все уровни, в том числе на региональные и муниципальные.

В информационной терминологии появилось новое официальное словосочетание «Электронное правительство», которое не является дополнением или аналогом Правительства РФ, а лишь представляет собой новый способ взаимодействия на основе активного использования информационно-коммуникационных технологий, в целях повышения эффективности предоставления государственных услуг. Основная его работа была начата с момента принятия государственной программы РФ «Информационное общество 20112020 годы». Формирование информационного общества влияет на информатизацию государственного управления.

«Переход от закрытости информации к ее открытости невозможен без юридической поддержки. Именно, правовое сопровождение открытости государственных информационных ресурсов является необходимой предпосылкой обеспечения интеграции единого информационного пространства России с европейским и мировым информационным пространством»1. Новые информационные технологии позволяют расширить

1 Глушаченко Ю. Б. Организационно-правовые основы построения информационного пространства в современной России // Информационное право.2007. № 2. С. 8.

связь государства с обществом, тем самым делают деятельность государства более открытой, население активно участвует в управлении страной, возрастает осведомлённость и квалификация граждан, снижаются барьеры и повышается доступность государственных и муниципальных услуг.

В целях реализации принципа информационной открытости государственных органов и органов местного самоуправления, доступности к информации, принято ряд нормативно-правовых актов. Среди них:

Федеральный закон от 09.02.2012 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», целью которого является повышение открытости органов государственной власти для всех граждан.

Указ Президента РФ от 07.05.2012 №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», который расширяет и устанавливает задачи, определенные вышеназванным федеральным законом. Например, комплексного повышения качества официальных интернет-сайтов государственных органов, доступных в сети Интернет для всех аудиторий и содержащих актуальную информацию о деятельности государственных органов и порядке предоставления государственных услуг.

Постановление Правительства РФ от 10.07.2013, №584 «Об использовании федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме».

Федеральный закон «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», от 21 июля 2005 г.№ 94-ФЗ. После 1 января 2014 года, указанный закон, утратит силу в связи с тем, что принят ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 года №44-ФЗ. Ныне, законодательно закреплена единая информационная система в сфере закупок, а также ее предоставление с использованием официального сайта единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Федеральный закон от 06.04.2011г. №63-ФЗ «Об электронной подписи», который регулирует отношения в области использования электронных подписей при совершении государственно-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий. Одним из основных компонентов автоматизированных информационных систем с применением электронной подписи является Удостоверяющий центр (обеспечивающий изготовление сертификатов открытых ключей и управление ими).

Важным является создание Единого общероссийского ресурса, где будет накапливаться и храниться вся информация по жилищно-коммунальному хозяйству. Это средство, возможно, станет частью портала государственных услуг. С одной стороны, это возможность для граждан получать информацию о расчетах по ЖКХ из любой точки России, а с другой государственные органы и органы местного самоуправления приобретают возможность контролировать поставщиков коммунальных и жилищных услуг. Это будет стимулиро-

вать последних по надлежащему исполнению обязательств. Для реализации данного ресурса требуется нормативно-правовое регулирование этого процесса и подготовка специалистов в данной сфере.

Информация является основой деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной властей, всей системы государственного управления, управления Вооруженными Силами. Низкая культура функционального и информационного взаимодействия органов власти, слабость горизонтальных связей снижают эффективность управления страной2.

Данные информационные технологии позволяют тесно взаимодействовать государство с гражданами, реализовывать управленческие функции, корреспондировать друг другу права и обязанности.

Информационное поле в современный период стало доминирующим фактором государственного управления. Оперативность этой сферы влияет на политические, экономические, социальные и другие составляющие национальной безопасности государства. Национальная безопасность, как известно, зависит от информационной безопасности т.е. от состояния защищенности интересов личности, общества и государства в информационной сфере. Прогресс информационных технологий и техники обуславливает и укрепляет эту взаимосвязь. Информационной безопасности органов государственной власти в период формирования информационного общества в РФ уделяется особое внимание, так как в системе государственного управления в постоянном обороте находится различная информация, в том числе и конфиденциальная (государственная тайна, служебные сведения, коммерческая тайна, персональные данные физических лиц).

Правовое обеспечение информационной безопасности было реализовано посредством Доктрины3 информационной безопасности, которая была разработана в рамках Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по информационной безопасности и утверждена Президентом РФ. В указанной Доктрине наряду с тремя общими методами обеспечения информационной безопасности Российской Федерации выделен правовой метод обеспечения информационной безопасности РФ, определяющий разработку нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в информационной сфере, и нормативных методических документов по вопросам обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, по таким направлениям как: устранение внутренних противоречий в федеральном законодательстве, противоречий, связанных с международными соглашениями, к которым присоединилась Российская Федерация, и противоречий между федеральными законодательными актами и законодательными актами субъектов Российской Федерации, а также в целях конкретизации правовых норм, устанавливающих ответственность за правонарушения в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, законодательное разграничение полномочий в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Россий-

2 Райков А.Н. Информационная безопасность и управле-ние.//Информационное общество. 1999. №5. С.6.

ции: утв. поручением Президента Российской Федерации от 9.09.2000 г

ской Федерации, определение целей, задач и механизмов участия в этой деятельности общественных объединений, организаций и граждан; создание правовой базы для формирования в Российской Федерации региональных структур обеспечения информационной безопасности.

В соответствии с Указом Президента РФ «О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена» от 17.03.2008, №351, субъектам международного информационного обмена в РФ не допускается подключение информационных систем, информационно-телекоммуникационных сетей и средств вычислительной техники без использования специально предназначенных для этого средств защиты информации, в том числе шифровальных (криптографических) средств, прошедших в установленном законодательством Российской Федерации порядке сертификацию в Федеральной службе безопасности Российской Федерации и (или) получивших подтверждение соответствия в Федеральной службе по техническому и экспортному контролю.

В целях ликвидации возникающих недостатков, функционирует Межведомственная комиссия по информационной безопасности, которая осуществляет подготовку предложений и рекомендаций Совету Безопасности по основным направлениям внутренней и внешней политики в области обеспечения национальной безопасности в информационной сфере.

Информационная безопасность органов исполнительной власти позволяет повысить эффективность решения важнейших задач управления, предотвращая несанкционированный доступ и специальные воздействия на информацию в информационных системах, используемых в органах исполнительной власти, а также обеспечивая безопасность электронного документооборота. В правовых документах субъектов Российской Федерации не находят уточнения отдельные положения по организации защиты информации, определенные на федеральном уровне. Должным является создание и постоянная актуализация базы данных о состоянии технической защиты информации на всех уровнях органов исполнительной власти. «Информационная безопасность важна потому, что мы защищаем свои информационные границы, мы защищаем свою национальную культуру, мы защищаем свой язык, мы защищаем свои информационные ре-сурсы4».

Россия находится в состоянии развития и в этом своем качестве ставит приоритеты направления государственной политики. Одним из основных направлений на сегодняшний день является нормативно-правовое регулирование в сферах: информационных технологий, электросвязи, массовых коммуникаций и средства массовой информации (СМИ), печати, издательской и полиграфической деятельности, обработки персональных данных.

Первого сентября 2013 года для Российской Федерации вступила в силу Конвенция Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных. В целях реализации и соответствия, указанных в Конвенции положений, Правительством РФ Федеральным Собранием РФ

4 Засурский Я.Н. Информационная безопасность России и средства массовой информации // Информационное общество. 2001. №4.с.23

вносятся изменения в отраслевые федеральные законы в отдельных сферах правового регулирования. Основой этих изменений является защита прав физических лиц при обработке персональных данных, ответственность лиц нарушающих права физических лиц, контроль и выявлении нарушителей. Тем самым, имеется необходимость внесения изменений в Кодекс об административных правонарушениях, предусматривающих ответственность за нарушения законодательства о персональных данных.

Разработка нормативно-правовых актов в информационной сфере вызывает недоверие, так как законы общего направления не работают столь эффективно, как должны. Сейчас принципиально важно досконально продумать и создать действенный механизм проработки, научной и практической реализации, основных положений нормативных документов, процедуры разработки, подготовки и принятия обязательных решений в сфере информации, организации ее исполнения и эффективного контроля.

Нормативно-правовое обеспечения включает в себя: принятие и совершенствование правовых актов, направленных на реализацию единого информационного пространства, разработку современной правовой системы терминов связанных с информацией, создание правовых механизмов установления ответственности за правонарушения в сфере информации, разработку региональных программ, направленных на реализацию федеральной программы, необходимостью нормативно-правового регулирования межведомственного взаимодействия, в том числе, принятие единого порядка обмена информацией между всеми ведомствами управления, введение регламента для информационного сервиса.

Управление, как признано, включает в себя следующие основные процессы: управление, как приспособление, ориентация к бытующим отношениям, управление, целью которого является видоизменение этих общественных отношений. Информационные отношения развиваются стремительно, в связи с этим требуют ориентироваться на второй процесс. Однако это требует определенных затрат.

В целях развития информационных технологий в субъектах РФ нужно обеспечить достаточное бюджетное финансирование, подготовку кадров, обмен опытом. Расходы на информационное обслуживание, к сожалению, ложатся бременем на федеральный бюджет. Кроме того, проводятся конкурсы федеральными органами государственной власти на реализацию различных проектов. Так:

Федеральными органами государственной власти проводится конкурс на реализацию проекта информационного общества в субъектах РФ, поощрением которого является субсидии из федерального бюджета.

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям ежегодно на конкурсной основе выделяет субсидии за счет средств федерального бюджета на производство социально-значимых проектов в сфере электронных средств массовой информации, имеющие социальное и образовательное значение.

Основными проблемами в сфере информационных ресурсов являются закрепление собственности на информационные ресурсы и полномочий по распоряжению информационными ресурсами; соотношение правового регулирования СМИ и других форм информационного обслуживания, механизмы управления информационными ресурсами, закрепление и разграничение полномочий и ответственности в области ин-

формационных ресурсов между государственными органами различных ветвей и уровней.

В условиях изменяющихся федеративных отношений, перехода от централизации к децентрализации управления, значимость, имеет принятие нормативно-правовых актов в субъектах РФ, регулирующих деятельность по формированию информационных ресурсов и принятие федеральных нормативно-правовых актов, определяющие контроль над субъектами РФ, ответственность за формирование конкретных ресурсов и их использование. Необходимо обеспечить доступ к информационным ресурсам органам местного самоуправления, независимо от их территориальной расположенности. Ведомственная разрозненность затрудняет доступ к информации.

Однако чрезмерная децентрализация власти и системы управления может привести к ослаблению единого правового и информационного пространства. Важно найти конструкции и способы указания этих вопросов в договорах о разграничении полномочий между Российской Федерацией и ее регионами.

В некоторых субъектах РФ в целях эффективного государственного управления, принятия своевременных управленческих решений проводятся программы по обучению ИТ-специалистов, квалифицированных кадров в сфере ИКТ, по работе в единой государственной сети управления и передачи данных. Также проводится обучение граждан по использованию интернет-портала государственных и муниципальных услуг.

Частью 5 статьи 29 Конституции РФ гарантируется свобода информации и запрещается цензура. Принцип свободы слова подразумевает под собой не только наделение всех субъектов правами, но и определенными обязанностями. Однако зачастую происходит злоупотребления правом в сфере деятельности СМИ. Кроме того, в ч. 2 ст. 29 Конституции РФ перечисляются гарантии от злоупотребления правом: «Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

На деле, санкции за несоблюдение указанных норм, содержащиеся в законодательстве, носят невнятный, двусмысленный характер. Гражданско-правовая ответственность не работает в полной мере, и слишком слабы административные меры. Правовая норма должна гарантировать устойчивость всех общественных отношений, для этого она сама должна быть прочной.

С целью выяснения степени и количества нарушений в СМИ точности и правдивости информации предполагается изучить судебные иски к средствам массовой информации со стороны учреждений, юридических лиц и отдельных граждан по обвинению в клевете и в оскорблении личного достоинства5.

Государство вынуждено регулировать информационные процессы определяя информационную политику посредством правовых норм. Различные факторы по-разному влияют на реализацию наиболее важных задач государственного управления. Управление информационной сферой деятельности обязано учитывать потребности общества. Средства массовой информации в этих условиях помогают обеспечить об-

5 Засурский Я.Н. Информационная безопасность России и средства массовой информации // Информационное общество. 2001. №4.с.22

ществу возможность контакта со структурами власти по всем общественно значимым проблемам с предоставлением равных возможностей участия представителям различных социальных и политических сил. Правовое поле не успевает за новыми формами отношений, поскольку средства массовой информации -это важный для государства институт общества, предназначенный для информирования людей о происходящих событиях. Тем самым государство формирует общественное мнение т.е. процесс при котором слова и поступки одних людей по определенному вопросу могут оказать решающее воздействие на других.

Современные СМИ превратились в инструмент государственного управления обществом. Государство любыми путями стремится контролировать их деятельность. СМИ, должны отстаивать интересы не только государства, как института управления, но всего общества и отдельных граждан. Государство должно быть заинтересовано, чтобы СМИ осуществляли свою деятельность в интересах всего общества, соблюдая при этом действующее законодательство.

Список литературы:

1. Конституция РФ от 12.12.1993.//Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, №4, ст.445

2. Федеральный закон от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» //Собрание законодательства Российской Федерации 31.07.2000, №31(1ч), Ст.3448

3. Федеральный закон от 06.04.2011г. №63-ФЗ «Об электронной подписи». // Собрание законодательства Российской Федерации 11.04.2011, № 15, Ст. 2036

4. Федеральный закон от 09.02.2012 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». // Собрание законодательства Российской Федерации 16.02.2009, № 7, Ст. 776

5. Федеральный закон от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». // Собрание законодательства Российской Федерации 08.04.2013, № 14, Ст. 1652

6. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации: утв. поручением Президента Российской Федерации от 9.09.2000.//Российская газета 28.09.2000, №187.

7. Глушаченко Ю. Б. Организационно-правовые основы построения информационного пространства в современной России. // Информационное право.2007. № 2.

8. Засурский Я.Н. Информационная безопасность России и средства массовой информации. // Информационное общество. 2001. №4.

9. Райков А.Н. Информационная безопасность и управление. //Информационное общество. 1999. №5.

Literature list:

1. The Constitution of the Russian Federation of 12.12.1993. / / Collected Legislation of the Russian Federation, 26.01.2009, № 4, st.445

2. The Federal Law of 27.07.2006 № 149-FZ «It is about Information, Information Technologies and Protection of Information» / / Collected Legislation of the Russian Federation of 31.07.2000, № 31 (1h) St.3448

3. The Federal Law of 06.04.2011g. № 63-FZ «It is about electronic signature». / / Collected Legislation of the Russian Federation of 11.04.2011, №15, Art. 2036

4. The Federal Law of 09.02.2012 № 8-FZ «It is about ensuring access to information about the activities of state bodies and local self-governmen». / / Collected Legislation of the Russian Federation of 16.02.2009, № 7, Art. 776

5. The Federal Law of 05.04.2013, № 44-FZ «It is about contract system in the procurement of goods, works and services for state and municipal need». / / Collected Legislation of the Russian Federation of 08.04.2013, № 14, Art. 1652

6. Information Security Doctrine of the Russian Federation ratified. It is approved by order of the President of the Russian Federation dated 09.09.2000. / / Russian Newspaper 28.09.2000, № 187.

7. Glushachenko YB. Organizational and legal bases for the construction of information space in modern Russia. / / Information right.2007. №2.

8. Zassoursky Y. Information security and the Russian media. / / Information Society. 2001. № 4.

9. Raikov A.N. Information security and control. / / Information Society. 1999. №5.

Рецензия

на статью «Правовое обеспечение управления в информационной сфере» Курбановой Асият Сафаудиновны, к.ю.н., доцента кафедры правового обеспечения управления Института государственного управления и права ГУУ.

Данная статья отражает достигнутые результаты и приоритетные направления правового обеспечения в информационной сфере органов государственной власти и местного самоуправления. Реализация государственной политики в сфере информационных отношений всегда имела актуальность в нашей стране. Во-первых, она тесно связана с понятием государственной безопасности, а во-вторых, является важным элементом государственного управления, как в целом, так и в каждой отдельно взятой сфере. Правовой статус информации всегда прогрессирует, так как доступ к информации, регулирование информационных потоков является основой управления всеми общественными отношениями.

Автор акцентирует внимание на упущениях российского законодательства в сфере информации. Основной целью статьи является исследование отношений между государством и гражданами посредством реализации управленческих функций и принципа доступности государственных и муниципальных услуг. Государство вынуждено регулировать информационные процессы определяя информационную политику посредством правовых норм. Различные факторы по-разному влияют на реализацию наиболее важных задач государственного управления. Управление информационной сферой деятельности обязано учитывать потребности общества. Средства массовой информации в этих условиях помогают обеспечить обществу возможность контакта со структурами власти по всем общественно значимым проблемам с предоставлением равных возможностей участия представителям различных социальных и политических сил. Правовое поле не успевает за новыми формами отношений, поскольку средства массовой информации - это важный для государства институт общества, предназначенный для информирования людей о происходящих событиях. Тем самым государство формирует общественное мнение, т.е. процесс при котором слова и поступки одних людей по определенному вопросу могут оказать решающее воздействие на других.

В целом представленная статья соответствует требованиям, предъявляемым к научным трудам, посвящена актуальной проблеме и содержит авторские выводы и предложения.

Профессор кафедры «Налоговое консультирование» Финансового университета при Правительстве РФ

к.э.н, доцент В.В. Мороз