Информация как объект права, понятие и признаки. О необходимости развития информационного права в российской федерации Уровни информации и ее юридически значимый аспект

Приватизация

1) государственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нести ущерб безопасности РФ.

1) сведения в военной области:

2) сведения в области экономики, науки и техники:

3) сведения в области внешней политики и экономики:

4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности:

Основным критерием отнесения сведений к государственной тайне является необходимость обеспечения обороны безопасности государства и правоохранительной деятельности в Российской Федерации.

2) Защита государственной тайны – наиболее важное направление государственных органов. Россия тратит огромные деньги на обеспечение и защиту безопасности страны и её граждан. За понятием «государственная тайна» стоят огромные финансовые средства и активы, труд множества поколений учёных, научно-исследовательских институтов, экспериментальных баз и многое другое.

Под распоряжением сведениями, составляющими государственную тайну, понимается «взаимная передача сведений, составляющих государственную тайну, органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями». С позиций информационного права это не что иное, как одно из информационных правомочий.

к органам, непосредственно обязанным защищать государственную тайну, относят:

Межведомственную комиссию по защите государственной тайны;

Органы федеральной исполнительной власти (Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации), Служба внешней разведки Российской Федерации, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю и их органы на местах;

Органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны.

На первом месте среди органов защиты государственной тайны находится Межведомственная комиссия по защите государственной тайны.

3)Федеральный закон « Об информации, информатизации и информационных ресурсов»

Информационные ресурсы являются объектами отношений физических, юридических лиц, государства, составляют информационные ресурсы России и защищаются законом наряду с другими ресурсами.

Пользователи - граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения - обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцами этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации. Исключение составляет информация с ограниченным доступом.


Доступ физических и юридических лиц к государственным информационным ресурсам является основой осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных, политических и иных организаций, а также за состоянием экономики, экологии и других сфер общественной жизни.

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления;

информационная система - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств;

Врачебная тайна - информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания, иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, сведения о наличии у гражданина психического расстройства, фактах обращения за психиатрической помощью и лечении в учреждении, оказывающем такую помощь, а также иные сведения о состоянии психического здоровья.

Ст. 61 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, ст. 9 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

2. Тайна усыновления - информация о факте усыновления ребенка.

Ст.139 Семейного Кодекса РФ.

3. Нотариальная тайна - сведения, которые стали известны нотариусу в ходе осуществления им профессиональной деятельности.

Ст. 16 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате.

4. Редакционная тайна - редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, предоставленные гражданином с условием сохранения их в тайне. Редакция обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, за исключением случая, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом. Редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, прямо или косвенно указывающие на личность несовершеннолетнего, совершившего преступление либо подозреваемого в его совершении, а равно совершившего административное правонарушение или антиобщественное действие, без согласия самого несовершеннолетнего и его законного представителя.

Ст. 41 Закона РФ «О средствах массовой информации».

5. Тайна кредитной истории - информация, которая характеризует исполнение заемщиком принятых на себя обязательств по договорам займа (кредита) и хранится в бюро кредитных историй.

Ст. 7 ФЗ «О кредитных историях».

6. Адвокатская тайна - это любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю. В частности, даже сам факт обращения клиента к адвокату за юридической помощью является адвокатской тайной.

Ст. 8 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

7. Тайна совещания присяжных заседателей - присяжные заседатели не могут разглашать суждения, имевшие место во время совещания.

Ч.4 ст.341 Уголовно-процессуального кодекса РФ

8. Тайна следствия – данные предварительного расследования, которые не могут быть распространены без согласия следователя или лица, производящего дознание.

Ст. 161 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

9. Тайна судопроизводства – действует в случаях закрытого судебного разбирательства. По определению судьи, рассматривающего дело, заседание может быть объявлено закрытым, т.е. на него не допускаются слушатели и представители СМИ.

Ст. 10 Гражданского процессуального кодекса РФ и ст.241 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

4) Защите подлежит любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю, иному лицу. Режим защиты информации устанавливается:

1. в отношении сведений, отнесенных к государственной тайне, - Законом РФ "О государственной тайне";

2. в отношении персональных данных, информации о частной жизни граждан - Конституцией РФ и иными федеральными законами. Например, согласно Федеральному закону от 15 ноября 1997 г. № 104 "Об актах гражданского состояния" сведения, ставшие известными работнику органов записи актов 1ражданского состояния в связи с государственной регистрацией акта гражданского состояния, являются персональными данными и, следовательно, не подлежат разглашению;

3. в отношении коммерческой и служебной тайны - законодательными актами и локальными нормативными актами организации. Например, в соответствии со ст. 15 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" сведения, составляющие коммерческую тайну, которые получены федеральным антимонопольным органом (территориальным органом), не подлежат разглашению. Получение, использование, разглашение хозяйствующими субъектами в процессе предпринимательской деятельности коммерческой тайны без согласия ее владельца рассматривается в качестве одной из форм недобросовестной конкуренции;

4. в отношении банковской тайны - ст. 857 ГК РФ, ст. 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности". Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и в порядке, определенных законом.

За нарушение установленного режима защиты информации виновные лица привлекаются к 1ражданско-право вой, административной и уголовной ответственности. Так, статья 183 УК РФ определяет наказание за незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну.

Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) - ст. 13.11; разглашение информации с ограниченным доступом - ст. 14.14;нарушение правил защиты информации - ст. 13.12идр.

ФЗ об информации устанавливает, что информация может быть объектом частного и публичного права. Объектом публичного права она становится в силу прямого указания в НПА или в силу индивидуальных распоряжений органов государственной власти и должностных лиц наделенных соответствующей компетенцией.

В правовой практике России законодательно определяется информация как объект права в ст.128.

ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации", направленный на регулирование взаимоотношений в информационной сфере, дает разъяснения по этому вопросу.

«Информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.»

Признаки информации:

Является не материальным объектом (идеальным);

Независимость от конкретного материального носителя на котором она закреплена в конкретный момент времени;

Возможность обладания информацией неограниченным кругом лиц;

На информацию не распространяется право собственности;

Информация применяется правообладателем;

Режимность информации (законодательно установленный специальный правовой режим для каждого вида информации включающий в себя: возможность раскрытия и ограничения доступа к ней; статус обладателя информацией; ответственность за незаконные действия с такой информацией).

  1. Информационные права и свободы человека и гражданина.

Реализация основных прав и свобод граждан в информационной сфере основывается на принципах свободы информации и запретительном принципе права (все, что не запрещено законом, разрешено). Этот принцип закреплен в основных международных правовых документах, Конституции РФ и ряде других законов.

Основным объектом правоотношений здесь выступает право на информацию, а субъектами являются любые физические и юридические лица.

Как записано во Всеобщей декларации прав человека, утвержденной и провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г., каждый человек имеет право на свободу (ст.3), право на свободу мысли (ст.18); право на свободу убеждений и на свободное выражение их. Это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ (ст.19).

Позднее эти права и свободы нашли отражение в ряде международных документов:

в ст. 10 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, где дополнительно было указано, что свободы относятся ко всякого рода информации, идеям и способам их распространения;

в ст. 13 Декларации прав и свобод человека и гражданина, где в дополнение к перечисленным правам провозглашена свобода слова.

В Конституции Российской Федерации также закреплены эти права и свободы:

    право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени - ч.1 ст.23;

    право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений - ч.2 ст.23;

    свобода мысли и слова - ч.1 ст.29;

    свобода массовой информации - ч.5 ст.29;

    право на свободу выражения своих мнений и убеждений (никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них) - ч.3 ст.29;

    право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом - ч.4 ст.29;

    право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления - ст.33;

    свобода всех видов творчества - ч.1 ст.44;

    право на доступ к культурным ценностям - ч.2 ст.44.

    Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека 26.05.1995 г., также в ст.11, 32 и 33 определяет право граждан на свободное выражение своего мнения.

Эти права и свободы личности при своей реализации могут быть ограничены как правами и свободой других лиц, так и по другим основаниям и в случаях, прямо указанным в ФЗ.

В п.2 ст.29 Всеобщей декларации прав человека говорится: «При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью:

    обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других (в ст.12 Декларации перечисляются права и свободы других лиц: личная и семейная жизнь, неприкосновенность жилища, тайна корреспонденции, честь и репутация);

    удовлетворение справедливых требований морали;

    общественного порядка;

    и общего благосостояния в демократическом обществе.»

Конституция РФ (ч.3 ст.17 и ч.3 ст.55) к основаниям для ограничения основных информационных прав и свобод гражданина относит:

    защиту основ конституционного строя;

    нравственности;

    здоровья;

    прав и законных интересов других лиц;

    обеспечение обороны страны и безопасности государства.

Кроме того, в ст.56 предусматривается возможность ограничения прав и свобод с указанием пределов и сроков их действия в условиях чрезвычайного положения в соответствии с ФКЗ.

К прямым ограничениям прав и свобод Конституция (ч.1 и 2 ст.23, ч.1 ст.24, ч.2 и 4 ст.29) относит все случаи, предусмотренные Декларацией прав и свобод человека и гражданина. Из этого перечня исключено ограничение, связанное с пропагандой классовой ненависти, насилия и войны, коммерческой и профессиональной тайн, и дополнительно введены ограничения на использование информационных прав и свобод с целью пропаганды социальной ненависти, социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Также в ст.51 Конституции закреплено, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

В российском правовом поле были сформированы совсем недавно. Понятие информационного права старательно исследуют отечественные юристы. О том, что именно представляет собой рассматриваемая отрасль, будет рассказано в нашей статье.

Информационное право

Что такое информация? Согласно самому распространенному определению, это - определенная совокупность сведений и сообщений о состоянии чего-либо. В последние два десятка лет информации стали уделять особое внимание. Дело в том, что появилась возможность хранить сведения на электронных носителях, структура которых постоянно модернизируется. Однако регламентировать способы хранения, распространения и передачи информации не так уж и просто.

В России законодательное регулирование информации стало возможным совсем недавно. В была принята четвертая часть Гражданского кодекса, посвященная а также интеллектуальной собственности. На основании норм Кодекса был разработан ряд федеральных законов. В итоге система информационного права приобрела целостный предмет, методологию, принципы и содержание. Обо всем этом будет рассказано далее.

Предмет права

Что является предметом информационного права? Специалисты в области юриспруденции указывают на процедуру информатизации. Данный процесс представляет собой форму создания наиболее оптимальных условий для удовлетворения

Предмет рассматриваемой юридической отрасли имеет несколько основных направлений. Первым является изучение права. Все дефиниции и термины должны быть рассмотрены с позиций информации. Второе направление касается исследования особенностей права. Все нормы, институты и отрасли должны быть исследованы с позиций их построения и полноты. Наконец, третье касается содержания права и составления классификаций.

Некоторые юристы создают проекты Информационного кодекса РФ - закона, который мог бы собрать в себе все основные нормы рассматриваемой юридической отрасли.

Задачи информационного права

Что такое право, и почему оно регулирует все сферы общественной жизни? Правом называют совокупность норм и правил, которые устанавливает государство в целях защиты интересов и свобод человека. Подобный принцип действует и с информационной системой: люди хотят пользоваться качественными средствами связи, охранять личные сведения от посторонних, не допускать искажения информации и т. д. Во всем этом поможет правовое регулирование. Отсюда вытекает и основная задача рассматриваемой юридической отрасли: защита свобод, прав и интересов всех российских граждан.

Второй задачей является изучение и совершенствование действующих нормативных актов, а также формирование новых. В рассматриваемой отрасли должны выявляться и ликвидироваться все коллизии и пробелы. Не менее важной является и процедура оценивания действующего законодательства.

Наконец, последней важной задачей информационного права стоит назвать сотрудничество с международными инстанциями в целях совершенствования отечественного законодательства. Это даже не право, а обязанность российских законодателей: большинство межгосударственных конвенций и договоров необходимо ратифицировать.

Виды информации

Рассматривая вопрос о том, что такое информационное право, нельзя не затронуть проблему классификаций. Основной элемент юридической отрасли, информация, бывает нескольких видов.

Элементарная информация существует на уровне атомов. Биологическая формируется живыми существами, в том числе и людьми. Социальная информация затрагивает сферу человеческих отношений, а технико-кибернетическая область производного и машинного характера.

Информации присущи некоторые юридические признаки и особенности. Во-первых, это физическая неотчуждаемость. Единственным законным способом отчуждения будет передача прав на использование информации. Вторым признаком является обособленность. Это означает, что действует лишь та информация, которая используется в виде знаков и символов обособленно от производителя. Распространяемость и тиражированность являются третьим признаком, а организационная форма четвертым.

Именно по форме заполнения информация делится на следующие виды:

  • Документированная. Отражена в виде символов, знаков, букв или прочих средств отображения на материальном носителе.
  • Недокументированная. Такая информация остается за пределами юридического регулирования, так как не отражена на носителе и не зарегистрирована.

Также информация бывает правовой и внеправовой. Первая создается в результате правотворческой деятельности, бывает нормативной и ненормативной. Внеправовая информация никак не связана с юридической сферой отношений.

Информационные ресурсы

Все нормы информационного права хранятся в больших массивах документов. Такие документы составляют информационные ресурсы, качестве которых могут выступать библиотеки, архивы, банки, фонды и прочие системы.

Всем известно, что информацию необходимо постоянно генерировать. Сбор, накопление, хранение, изменение, поиск, распространение - все эти процедуры возможны только благодаря качественной работе ресурсов. В рассматриваемой области работает громадное количество субъектов информационного права. О каждом из них будет рассказано далее.

Что такое субъект? В юридической области это определенные лица, наделенные рядом обязанностей и полномочий. Субъекты реализуют свои действия для достижения объекта - конкретного имущественного или неимущественного блага. В информационном праве объектом является совокупность духовных, социальных и прочих благ, по поводу которых субъекты вступают в правоотношения.

В качестве самих субъектов выступают обычные граждане, в том числе иностранные и не имеющие российского гражданства. Здесь же стоит выделить организации - библиотеки, архивы, музеи, информационные фонды, аналитические центры и многое другое. Немалую роль в сфере информационного права играют и государственные органы. В систему входят представительные, исполнительные, судебные и прочие инстанции.

Виды ресурсов

Что такое информационное право? Это громадная система, содержащая в себе различные нормы, институты, отрасли и ответвления. Информационные ресурсы как основной предмет рассматриваемой юридической отрасли бывают научно-техническими, политическими, статистическими, экономическими, социальными и многими другими. Классификацию информации можно увидеть на примере законодательства. Правовые кодексы делятся по отраслям, так же как и Федеральные законы.

Особое место в информационной системе занимают сведения с ограниченным доступом. Они делятся на государственные, коммерческие и служебные. Ограниченная информация находится под особой технической и правовой защитой.

Ресурсы в рассматриваемой системе права должны обеспечиваться рядом специальных услуг. Так, здесь следует выделить обработку информации, ее передачу, хранение и многое другое.

Методы информационного права

Юридическим методом называют совокупность способов и приемов, при помощи которых можно исследовать предмет права. В случае с информационным правом нет четкого разделения на императивные (обязующие или запретительные) и диспозитивные (позволительные) методы. Зато здесь есть большое количество специальных приемов и средств. В частности, следует выделить формально-догматический подход. Применяется он при обработке юридических догм.

Метод обращения к наукам используется для сопоставления информационного права с другими научными дисциплинами и отраслями. Например, это Гражданское право или информатика. Метод социологического исследования предполагает оценивание эффективности работы информационных норм. Немалую роль здесь играет личное наблюдение. Существует и множество других методов, специфика которых зависит от типа информации.

Тема 2. Понятие и система информационного права.



5. Информационное право как наука и учебная дисциплина.

1. Понятие и основные признаки информационного права.

Информационное право рассматривается как наука, как учебная дисциплина и как система правоотношений.

Информационное право имеет несколько аспектов:

Как направление правового регулирования общественных отношений в информационной сфере, то есть подотрасль административного права;

Как направление правоотношений в гражданском праве (как подотрасль гражданского права);

Как комплексная отрасль права.

Большинство современных исследователей информационного права больше склоняются к пониманию информационного права как комплексной отрасли права не исключая при этом существования информационного права и как подотрасли административного права, и как подотрасли гражданского права.

Информационное право как наука - это система научных знаний об информационном праве как подотрасли административного права, его предмете, методах, принципах правового регулирования информационных отношений, истории развития, его основных институтах, сравнительно-правовом анализе норм права и общественных отношений в информационной сфере зарубежных стран. И эта наука находится на начальном этапе своего формирования.

Информационное право как учебная дисциплина - это система знаний об информационном праве, обязательных к изучению в соответствующих учебных заведениях, в первую очередь юридических.

Информационное право представляет собой комплексную отрасль права. До недавних пор информационное право являлось подотраслью административного права. Выделение информационного права в подотрасль признавалось не всеми учеными и произошло сравнительно недавно. В свою очередь, как новая отрасль права, не успела в полной мере устояться.

Информационное право - новая, только лишь формирующаяся отрасль права, которая играет определяющую роль в развитии современного общества XXI в. и в ближайшее время станет полноценной отраслью права.
Откуда появилось понятие «информационное право»? Что оно означает? Существует ли такое право вообще? А если да, то каково его содержание? На все эти и другие подобные вопросы мы попытаемся дать ответ.
На чем зиждется информационное право? Естественно, на общественных отношениях, возникающих при взаимодействии с информацией, - сложнейшем и уникальнейшем с точки зрения права объекте. К сожалению, этот объект недостаточно исследован правовой наукой. Недостаточно исследован он и информатикой - наукой, изучающей естественнонаучную сущность информации. Сегодня мало внимания уделяется правовой информатике и правовой кибернетике - наукам, изучающим информацию в правовой сфере. Думается, что комплексное исследование информации методами правовой науки и естественных наук позволит изучить ее в полной мере как объект правоотношений.
В научной литературе последних лет можно выделить целый спектр понятий, с помощью которых авторы пытаются назвать эту новую отрасль права. К таким терминам можно отнести: «программное право», «правовая информатика», «право информатики», «компьютерное право», «информационно-компьютерное право», «право знать», «право на доступ к информации», «право на информацию», а также «телекоммуникационное право» и «информационное право» (см. работы А.Б. Агапова, Ю.М. Батурина, И.Л. Бачило, А.Б. Венгерова, М.М. Рассолова, Ю.А. Тихомирова и многих других авторов).
Термины, определяющие содержание этой новой отрасли (или ее составных частей), одним из первых обсудил Ю.М. Батурин. Он проанализировал термины, применяемые разными авторами, - «программное право», «правовая информатика», «право информатики», «компьютерное право», «информационно-компьютерное право» (в узком и широком его понимании). В последнем случае информационное право и компьютерное право рассматриваются как два множества отношений, возникающих в этих областях. В широком смысле слова информационно-компьютерное право понимается как сумма или объединение множеств отношений, составляющих «информационное право» и «компьютерное право», т.е. производное множество, в которое входят все отношения и первого, и второго множества, а в узком смысле слова информационно-компьютерное право понимается как произведение двух множеств, т.е. производное множество, в которое входят только те отношения, которые одновременно присутствуют и в первом, и во втором множестве.

2. Предмет информационного права.

Ядром предметной области информационного права яв­ляются общественные отношения. Информационные правоотношения возникают именно в рамках информационной сферы. Группы общественных отношений, возникающих в информационной сфере по поводу информации:

1) отношения, связанные с созданием и преобразовани­ем информации (создание официальной информации, интел­лектуальной собственности);

2) отношения, связанные с хранением информации (за­щита информации, хранение информации с особым ре­жимом доступа);

3) отношения, связанные с передачей и распростране­нием информации (правовое положение средств массовой информации, распространение информации посредством использования сети Интернет и др. глобальных информа­ционных сетей);

4) отношения, связанные с потреблением информации (реализации прав граждан на информацию, отношения в сфе­ре библиотечного и архивного дела).

Таким образом, предметом информационного права бу­дут является все вышеперечисленные общественные отноше­ния, возникающие в информационной сфере, а именно общественные отношения, возникающие в процессе созда­ния, преобразования, хранения, распространения и потреб­ления информации.

3. Метод информационного права.

Под методом правового регулирования в информационном праве будем понимать способы воздействия отрасли информационного права на информационные отношения.
Рассматривая ту или иную отрасль права, некоторые ученые утверждают, что каждая отрасль имеет свой особый метод правового регулирования. Однако, по сути дела, все отрасли права в регулятивных целях используют единые правовые механизмы, заложенные в природе права. Можно согласиться с тем, что любая отрасль права использует в качестве средств правового регулирования юридические возможности, выражающиеся в предписании (распоряжении, повелении), запрете или дозволении.
Повеление - возложение на участников общественных отношений юридической обязанности действовать в полном соответствии с требованиями правовой нормы. Этот способ чаще всего используется в административном праве, где большая часть норм имеет повелительный (императивный) характер.
Запрет - возложение на участников общественных отношений юридической обязанности воздержаться от совершения действий, предусмотренных правовой нормой. Чаще всего этот способ применяется в уголовном праве.
Дозволение - разрешение участникам общественных отношений совершать те или иные юридически значимые действия, указанные в правовой норме, либо воздерживаться от их совершения по своему усмотрению. Такой способ правового регулирования характерен для гражданского (частного) права, где большая часть норм построена на способе диспозитивного регулирования (равенство сторон).
В информационном праве применяется вся совокупность перечисленных способов регулятивного воздействия на информационные отношения. Действительно, поскольку информация сопровождает практически все области человеческой деятельности, то для регулирования информационных отношений применяются различные существующие методы публичного и частного права в зависимости от вида и назначения информации и характера поведения субъектов и возникающих при этом отношений.
Известно, что в основе гражданского права лежит метод диспозитивного регулирования, с присущими ему свойствами децентрализации и координации, в публичном - метод императивный, для которого характерны централизованное осуществление властных полномочий и строгая субординация участников правоотношений.
Для метода диспозитивного регулирования , применяемого при регулировании общественных отношений в информационной сфере, характерны:
равенство субъектов правоотношений, выражающееся, прежде всего, в их свободной волевой ориентации и независимости своей воли;
самостоятельность участников правоотношений и свободное осуществление ими своих прав;
самостоятельность субъектов правоотношений в смысле ответственности по обязательствам.
Диспозитивные методы применяются в информационном праве при регулировании отношений информационной собственности (вещной и интеллектуальной), при создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения (право автора и право собственности, отношения заказчика и разработчика информационных технологий и средств их обеспечения) и т.п. Как отмечалось выше, эти методы основаны на равенстве субъектов, их самостоятельности при вступлении в информационные правоотношения, самостоятельности осуществления ими своих прав, ответственности по своим обязательствам и т.п.
Методу императивного регулирования , применяемому при регулировании информационных отношений, присущи:
использование властеотношений «команда - исполнение» или «власти - подчинения» (отсутствие согласия сторон, наличие неравноправных сторон);
строгая связанность субъектов права правовыми рамками (субъекты публичного права действуют по своему усмотрению, но только лишь в пределах пред оставленных законом полномочий - «закрытый» перечень полномочий);
позитивное обзывание (обязанность действовать в определенном направлении для достижения тех или иных целей);
возможное запрещение каких-либо действий в порядке очерчивания возможной зоны неправомерного поведения;
сочетание убеждения и принуждения.
Императивные методы регулирования информационных отношений применяются в информационном праве:
при закреплении компетенции органов государственной власти и местного самоуправления по производству и распространению информации, создаваемой этими структурами в порядке обеспечения конституционных гарантий прав граждан по поиску и получению каждым информации, затрагивающей интересы личности;
при установлении порядка создания и применения государственных информационных систем и технологий с целью обработки информации определенного вида, а также и исполнения этими органами своей компетенции в этой части;
при формировании и реализации соответствующими структурами государственной политики по формированию и развитию информационного общества;
при осуществлении действий, связанных с государственной регистрацией информационных ресурсов и государственных информационных систем;
при регулировании информационных отношений в области массовой информации;
при регулировании информационных отношений в области информационной безопасности, включая государственную тайну, коммерческую тайну, персональные данные, другие виды тайн;
при решении органами государственной власти и иными структурами задач в области лицензирования определенных видов деятельности и сертификации продуктов и услуг в информационной сфере;
другие виды деятельности государственных органов и других государственных структур или уполномоченных ими образований в информационной сфере.

4. Понятие и система принципов информационного права.

Правовое регулирование информационных отношений основывается на принципах информационного права, под которыми понимаются основные исходные положения, юридически объясняющие и закрепляющие объективные закономерности общественных отношений, проявляющихся в информационной сфере. Именно применение принципов информационного право позволяет формировать это права как самостоятельную отрасль.
Принципы информационного права базируются на положениях основных конституционных норм, закрепляющих информационные права и свободы и гарантирующих их осуществление, а также на особенностях и юридических свойствах информации как объекта правоотношений.
Выделяют следующие основные принципы.

1. Принцип приоритетности прав личности. Статья 2 Конституции утверждает, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Отсюда следует, что органы государственной власти обязаны защищать права и свободы человека и гражданина в информационной сфере.

2. Принцип свободного производства и распространения любой информации, не ограниченной федеральным законом (принцип свободы творчества и волеизъявления). Закрепляется закономерность, основанная на конституционных положениях, составляющих основы демократического государства, и выражающаяся в том, что ограничение этой свободы возможно только федеральным законом, да и то в целях и интересах личности, общества, государства.

3. Принцип запрещения производства и распространения информации, вредной и опасной для развития личности, общества, государства. Запрет направлен на защиту интересов и свобод личности и общества от воздействия вредной и опасной информации, которое может привести к нарушению информационных прав и свобод, дестабилизации общества, нарушению стабильности и целостности государства.

4. Принцип свободного доступа (открытости) информации, или принцип гласности. То есть ни одна государственная структура не может вводить ограничений по доступу потребителей к информации, которой она обладает в соответствии с установленной для нее компетенцией, затрагивающей права и свободы человека и гражданина и представляющей общественный интерес.

5. Принцип полноты обработки и оперативности предоставления информации.

6. Принцип законности предполагает, что субъекты информационного права обязаны строго соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ.

7. Принцип ответственности.

8. Принцип «отчуждения» информации от ее создателя основан на юридическом свойстве физической неотчуждаемости информации (ее содержания) от ее создателя (обладателя).

9. Принцип оборотоспособности информации основан на юридическом свойстве обособляемости информации от ее создателя (обладателя) на основе ее овеществляемости. Закономерность заключается в том, что информация, будучи обнародованной, превращается в объект, существующий независимо от ее создателя и, стало быть, который может быть включен в общественный оборот. Этот принцип определяет необходимость правового регулирования отношений, возникающих при обороте информации, с целью защиты интересов участвующих в нем сторон.

10. Принцип информационного объекта (информационной вещи), или принцип двуединства информации и ее носителя, основан на свойстве двуединства материального носителя и содержания информации, отображенной на нем.

5. Информационное право как наука и учебная дисциплина.

Наука информационного права только лишь формируется. Исследования в области информационного права материализуются в статьях, монографиях, на конференциях, круглых столах, в Интернет.

Предметом науки информационного права является система информационного права. Информационное право как наука изучает научные проблемы формирования и развития этой системы.

Основные направления:

Изучение понятийного аппарата информационного права, основных терминов и их дефиниций, применяемых в системе информационного права;

Исследования особенностей и характеристик информационного права как новой комплексной отрасли права;

Исследование структуры и состава отрасли информационного права как комплексной отрасли права, изучение взаимосвязей этой отрасли права с другими отраслями права в системе российского права;

Исследование информационно-правовых норм, особенностей их построения, оценка их полноты и качественного оформления;

Изучение информационных правоотношений как отношений особого рода, исследование особенностей поведения субъектов информационных правоотношений, прав, обязанностей и ответственности лиц - участников информационных правоотношений, юридических фактов;

Изучение особенностей и юридических свойств информационных объектов, по поводу которых возникают информационные отношения;

Исследование и разработка принципов информационного права, особенностей применения методов правового регулирования информационных отношений;

Изучение источника информационного права - информационного законодательства, судебных решений, других правоприменительных актов;

Систематизация и кодификация информационно-правовых норм, объединение их в институты и подотрасли информационного права;

Разработка теоретических основ и способов формирования Информационного кодекса РФ как основного кодифицированного акта информационного права;

Исследование практики применения и методов повышения эффективности норм информационного права.

Информационное право как учебная дисциплина имеет целью обучение студентов, аспирантов, других слушателей в области информационного права.

Основные направления
здесь:
разработка методики обучения информационному праву, учебников и методических пособий, стандартов в области информационного права;

разработка лекционных материалов и материалов проведения семинаров и практических занятий;

разработка методологии оценки знаний в области информационного права;
проведение работ по совершенствованию процессов подготовки специалистов высшей квалификации - докторов и кандидатов наук в области информационного права.

Отличительной особенностью преподавания информационного права можно считать «внедрение» информационных технологий непосредственно в учебный процесс. Например, проведение семинарских занятий основывается в том числе и на активном использовании компьютерных технологий. При изучении информационных правовых норм и других источников информационного права применяются известные справочные правовые системы Гарант, Кодекс, КонсультантПлюс, ЮСИС. С применением компьютеров решаются также специально подготовленные юридические задачи. Компьютеры используются студентами при построении моделей структур информационного права и алгоритмов поведения субъектов правоотношений.
В настоящее время становится актуальным дистанционное интерактивное обучение, в том числе и с применением Интернет.

6. Система информационного права.

Система информационного права существует объективно, ибо отражает реальные общественные отношения, являющиеся предметом данной отрасли. Эта система получает выражение в информационном законодательстве, в науке информационного права и в учебном процессе, что облегчает изучение и преподавание курса «Информационное право».

Структурно система информационного права подразделяется на две части - Общую и Особенную.

В Общей части информационного права сосредоточиваются нормы, устанавливающие основные понятия, общие принципы, правовые формы и методы правового регулирования деятельности в информационной сфере (информационной деятельности). Излагается содержание предмета и метода правового регулирования информационных отношений, дается характеристика источника информационного права, системообразующих начал информационного права: правовое регулирование отношений при осуществлении права на поиск, получение и использование информации; при самостоятельном обороте информации; при обращении документированной информации; при установлении правового режима информационных технологий и средств их обеспечения, а также информационной безопасности. Формулируются правовые проблемы Интернета как виртуальной информационной сферы.

Особенная часть включает в себя отдельные институты информационного права, в которых сгруппированы близкие по смысловому содержанию информационные правовые нормы. Это две группы институтов: институты, содержащие нормы, регулирующие общественные отношения по поводу обращения открытой, общедоступной информации (институт интеллектуальной собственности применительно к информационным объектам, институт массовой информации, институты библиотечного дела и архивного дела), и институты информации ограниченного доступа (институт государственной тайны, институт коммерческой тайны, институт персональных данных). Набор таких институтов не ограничен, не исключается их дополнение новыми институтами, например банковской тайны, служебной тайны и т. п.

Итак, система информационного права выглядит следующим образом.

Общая часть

Введение. Информационные революции. Информационная сфера. Информационное общество.

Предмет и метод информационного права. Принципы информационного права. Источники информационного права. Система информационного права.

Информационные правоотношения. Информация как объект информационных правоотношений. Субъекты информационных правоотношений. Основные информационные права. Информационные технологии и средства их обеспечения как объекты информационных правоотношений.

Информационно-правовые конфликты. Юридический механизм профилактики информационных конфликтов.

Государственная информационно-правовая политика. Концепция и Доктрина информационной безопасности России.

Особенная часть

Правовое регулирование информационных отношений интеллектуальной собственности.

Правовое регулирование информационных отношений при создании и распространении массовой информации.

Правовое регулирование информационных отношений в области библиотечного дела.

Правовое регулирование информационных отношений в области архивного дела и архивов.

Правовое регулирование информационных отношений в области государственной тайны.

Правовое регулирование информационных отношений в области коммерческой тайны.

Правовое регулирование информационных отношений в области персональных данных.

Правовое регулирование информационных отношений в Интернете.

Информационное законодательство представляет собой совокупность законов, иных нормативно-правовых актов, с помощью и посредством которых государство устанавливает, изменяет либо прекращает действия соответствующих информационно-правовых норм. Информационное законодательство выступает главенствующей формой закрепления норм информационного права и важнейшим правообразующим фактором. Появление информационного законодательства в системе нормативно-правовых актов Российской Федерации свидетельствует о повышении роли государства в регулировании информационных отношений и придании им качеств общественно значимых отношений.

Наряду с законодательством иных отраслевых принадлежностей информационное законодательство органично включено в систему источников информационного права и является основной их разновидностью.

Систему информационного законодательства образуют различные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты, посвященные прямому или опосредованному регулированию отношений, объектом которых является информация , производные от нее продукты и связанная с ними деятельность .

Система информационного законодательства включает в себя правовые акты федеральных органов и акты органов субъектов РФ. Это обусловлено, в частности, тем обстоятельством, что Конституция РФ в пункте "и" ст. 71 относит информацию и связь к ведению Российской Федерации и в то же время защиту прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Федерации ( пункт "б" части первой ст. 72 Конституции РФ).

Среди правовых актов федеральных органов главное место занимают федеральные законы. Они обладают высшей юридической силой, регулируют наиболее важные, основополагающие отношения и содержат информационно-правовые нормы исходного характера, которые рассчитаны на постоянное либо длительное действие. Признание за федеральными законами высшей юридической силы и их верховенство среди иных источников информационного права позволяет сделать вывод о необходимости их более широкого использования в правотворческой деятельности и активного конструирования в них норм прямого действия, чего, по правде говоря, законодатель зачастую избегает.

Нормативные акты, не относящиеся к категории законов, являются подзаконными. В их число входят нормативные акты Президента РФ, Правительства РФ, ведомственные нормативные акты. Многие из них носят комплексный характер, но включают в себя и правила информационно-правового содержания. Акт, изданный на основе и во исполнение закона, не может выходить за его рамки и за пределы полномочий издавшего его органа. Подзаконные нормативные акты характеризуются также тем, что они направлены на организацию исполнения закона.

В нормативно-правовом массиве подзаконного характера ведущую роль играют указы Президента РФ, которые являются основными актами осуществления компетенции Президента РФ, непосредственно закрепленной в Конституции РФ и вытекающей из основополагающих принципов разделения властей.

Среди подзаконных актов в информационной сфере видное место занимают правовые акты Правительства РФ. Они издаются главным образом тогда, когда в законе есть прямые указания на подобное издание либо дано конкретное поручение.

Ведомственные акты, как подзаконные, издаются на основе законов, указов Президента РФ и актов Правительства РФ. Они представляют собой управленческие акты органов специальной компетенции. Их юридическая сила зависит от функций издавшего их органа и специфики государственного управления информационной сферой.

На уровне субъектов РФ применяются те же формы выражения информационного права , что и на федеральном уровне (законы субъектов РФ, постановления органов исполнительной власти, акты отраслевых и территориальных органов управления). Основанием для данного уровня нормотворчества является часть 4 ст. 76 Конституции РФ.

Наряду с актами законодательства и подзаконными нормативными правовыми актами, издаваемыми для целей регулирования информационных отношений, существуют так называемые локальные нормативные акты. Они, как правило, представляют собой приказы и распоряжения нормативного и индивидуального значения, принимаемые руководителями различных организаций. С помощью локальных актов регулируются самые различные информационные вопросы, например порядок конфиденциального делопроизводства, порядок допуска сотрудников к сведениям, находящимся в режиме служебной и коммерческой тайны, порядок организации защиты коммерческой тайны в организации и т.п.

В систему информационного законодательства следует включить и международно-правовые акты, предметом регулирования которых являются информационные отношения.