Иоанн кронштадтский моя жизнь во христе. Моя жизнь во христе

Продажа

Ваша помощь сайту и приходу

ВЕЛИКИЙ ПОСТ (ПОДБОРКА МАТЕРИАЛОВ)

Календарь — архив записей

Поиск по сайту

Рубрики сайта

Выберите рубрику 3D-экскурсии и панорамы (6) Без рубрики (11) В помощь прихожанам (3 693) Аудиозаписи, аудиолекции и беседы (309) Буклеты, памятки и листовки (133) Видеофильмы, видеолекции и беседы (970) Вопросы священнику (414) Изображения (259) Иконы (542) Иконы Божией Матери (105) Проповеди (1 025) Статьи (1 791) Требы (31) Исповедь (15) Таинство Венчания (11) Таинство Крещения (18) Георгиевские чтения (17) Крещение Руси (22) Литургия (155) Любовь, брак, семья (76) Материалы для воскресной школы (413) Аудио (24) Видео (111) Викторины, вопросы и загадки (43) Дидактические материалы (73) Игры (28) Изображения (43) Кроссворды (24) Методические материалы (47) Поделки (25) Раскраски (12) Сценарии (10) Тексты (98) Повести и рассказы (30) Сказки (11) Статьи (18) Стихи (29) Учебники (17) Молитва (512) Мудрые мысли, цитаты, афоризмы (385) Новости (280) Новости Кинельской епархии (105) Новости прихода (52) Новости Самарской митрополии (13) Общецерковные новости (80) Основы православия (3 784) Библия (786) Закон Божий (801) Миссионерство и катехизация (1 394) Секты (7) Православная библиотека (483) Словари, справочники (51) Святые и Подвижники благочестия (1 772) Блаженная Матрона Московская (4) Иоанн Кронштадтский (2) Символ Веры (98) Храм (160) Церковное пение (32) Церковные записки (9) Церковные свечи (10) Церковный этикет (11) Церковный календарь (2 466) Антипасха (6) Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц (14) Неделя 3-я по Пятидесятнице (1) Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном (7) Неделя 5-я по Пасхе о самаряныне (8) Неделя 6-я по Пасхе, о слепом (4) Пост (457) Радоница (8) Родительская суббота (32) Страстная Седмица (28) Церковные праздники (692) Благовещение (10) Введение во храм Пресвятой Богородицы (10) Воздвижение Креста Господня (14) Вознесение Господне (17) Вход Господень в Иерусалим (16) День Святого Духа (9) День Святой Троицы (35) Икона Божией Матери »Всех скорбящих Радость» (1) Казанской иконы Божией Матери (15) Обрезание Господне (4) Пасха (129) Покров Пресвятой Богородицы (20) Праздник Крещения Господня (44) Праздник обновления храма Воскресения Иисуса Христа (1) Праздник Обрезания Господня (1) Преображение Господне (15) Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня (1) Рождество (118) Рождество Иоанна Предтечи (9) Рождество Пресвятой Богородицы (23) Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (3) Сретение Господне (17) Усекновение главы Крестителя Господня Иоанна (5) Успение Пресвятой Богородицы (27) Церковь и таинства (149) Елеосвящение (8) Исповедь (33) Миропомазание (5) Причащение (23) Священство (6) Таинство Венчания (14) Таинство Крещения (19) Основы православной культуры (34) Паломничество (241) Афон (1) Главные святыни Черногории (1) Святыни России (16) Пословицы и поговорки (9) Православная газета (35) Православное радио (66) Православный журнал (34) Православный музыкальный архив (170) Колокольные звоны (11) Православный фильм (95) Притчи (102) Расписание богослужений (60) Рецепты православной кухни (15) Святые источники (5) Сказания о Русской земле (94) Слово Патриарха (111) СМИ о приходе (23) Суеверия (37) Телеканал (374) Тесты (2) Фото (25) Храмы России (245) Храмы Кинельской епархии (11) Храмы Северного Кинельского благочиния (7) Храмы Самарской области (69) Художественная литература проповедническо-огласительного содержания и значения (126) Проза (19) Стихи (42) Чудеса и знамения (60)

Православный календарь

Прмц. Евдокии (ок. 160–170).

Прп. Мартирия Зеленецкого (1603). Мчч. Нестора и Тривимия (III). Мц. Антонины (III–IV). Мчч. Маркелла и Антония. Прп. Домнины Сирийской (ок. 450–460).

Сщмчч. Василия Никитского, Петра Любимова, Иоанна Стрельцова, Вениамина Фаминцева, Михаила Букринского пресвитеров, прмч. Антония Коржа, прмцц. Анны Макандиной, Дарии Зайцевой, Евдокии Архиповой, Ольги Жильцовой, Александры Дьячковой, Матроны Макандиной, мч. Василия Архипова, мц. Надежды Аббакумовой (1938); сщмч. Александра Ильенкова пресвитера (1942); сщмч. Василия Константинова-Гришина пресвитера (1943).

На 6-м часе: Ис. II, 11–21. На веч.: Быт. II, 4–19. Притч. III, 1–18.

Именинников мы поздравляем с днем Ангела!

Икона дня

Преподобный Мартирий Зеленецкий

Преподобный Мартирий Зеленецкий , в миру Мина, происходил из города Великие Луки. Родители его, Косма и Стефанида, умерли, когда ему не было еще десяти лет. Воспитывал его духовный отец, священник городского Благовещенского храма, и мальчик все более и более прилеплялся душой к Богу.

Овдовев, его наставник принял иночество с именем Боголеп в Великолукском Троице-Сергиевом монастыре. Мина часто посещал его в обители, а затем и сам принял там постриг с именем Мартирий. Семь лет неослабно трудились Господу учитель и ученик в одной келлии, соревнуя друг другу в подвигах труда и молитвы. Инок Мартирий нес послушания келаря, казначея и пономаря.

В это время Матерь Божия впервые проявила Свое особое попечение о преподобном Мартирии. В полдень он задремал на колокольне и увидел на огненном столпе образ Пресвятой Богородицы Одигитрии. Инок с трепетом приложился к нему, горячему от столпа огненного, и проснувшись, еще ощущал этот жар на своем челе.

По духовному совету преподобного Мартирия тяжело больной инок Аврамий ходил на поклонение чудотворной Тихвинской иконе Божией Матери и получил исцеление. Преподобный проникся горячей верой в заступление Богоматери. Он стал молить Царицу Небесную, чтобы Она указала, куда ему укрыться для прохождения подвига совершенного безмолвия, к которому стремилась его душа. Преподобный тайно удалился в пустынное место за 60 верст от Великих Лук. Как пишет сам преподобный в своих записках, "в той пустыни принял я великие страхования от бесов, но я молился Богу, и бесы были посрамлены". В письме к старцу Боголепу преподобный просил благословения на пустынножительство, но духовник посоветовал Мартирию вернуться в общежитие, где он был полезен братии. Не дерзая ослушаться и не зная, как поступить, святой Мартирий отправился в Смоленск на поклонение чудотворной иконе Божией Матери Одигитрии и чудотворцу Авраамию (память 21 августа). В Смоленске святому явились в сонном видении преподобные Авраамий и Ефрем и успокоили его возвещением, что ему Господом назначено жить в пустыне, "где Бог благословит и Пресвятая Богородица наставит".

Тогда преподобный направился к Тихвинской обители, уповая, что там Матерь Божия разрешит окончательно его недоумения. И действительно, инок Аврамий, который в благодарность Матери Божией за исцеление навсегда остался в той обители, поведал ему о сокровенной пустыни, над которой ему было видение сияющего Креста Господня. Получив на этот раз благословение старца, преподобный Мартирий взял с собой две малые, одинаковой меры иконы - Живоначальной Троицы и Пресвятой Богородицы Тихвинской - и отправился в пустынь, именовавшуюся Зеленой, ибо она возвышалась красивым зеленым островом среди лесистой топи.

Жестоко, многоболезненно было житие преподобного в этой пустыни, но ни холод, ни лишения, ни дикие звери, ни козни врага не смогли поколебать его решимости претерпеть испытания до конца. Он поставил часовенку в прославление и благодарение Господа и Пречистой Богородицы, в которой вновь удостоился увидеть во сне образ Богоматери, на этот раз - плывущий по морю. Справа от иконы явился Архангел Гавриил и пригласил инока приложиться к образу. После колебаний преподобный Мартирий вступил в воду, но образ стал погружаться в море. Тогда преподобный взмолился, и его тотчас волна перенесла с образом на берег.

Пустыня освятилась жизнью отшельника, и в нее стали приходить многие, не только, чтобы назидаться словом и примером преподобного, но и для водворения вместе с ним. Умножившееся братство учеников побудило преподобного построить церковь во Имя Живоначальной Троицы, куда он поставил и свои моленные иконы. Во свидетельство благодати Божией, почившей на обители преподобного Мартирия, инок Гурий сподобился видеть над церковным крестом сиявший на небе Крест.

Так было положено начало Троицкому Зеленецкому монастырю - "Зеленой Мартириевой пустыни". Господь благословлял труды преподобного, и благодать Божия видимо воссияла на нем самом. Далеко распространилась слава о его прозорливости и даре исцелений. Многие именитые новгородцы стали посылать приношения в обитель. На средства благочестивого боярина Федора Сыркова была построена теплая церковь, освященная в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в память о той, первой церкви в Великих Луках, откуда он мальчиком начал свой путь к Богу.

От Пречистой Богородицы преподобный продолжал получать благодатные подкрепления. Однажды в тонком сне Матерь Божия Сама явилась ему в келлии, на лавке, в большом углу, где стояли иконы. "Я глядел, не отрываясь, на Ее святой лик, на очи, исполненные слез, готовых капнуть на пречистое лицо Ее. Встал я ото сна и был в ужасе. Зажег свечу от лампады, чтобы посмотреть, не сидит ли Пречистая Дева на месте, где я видел Ее во сне. Подошел я к образу Одигитрии и убедился, что воистину явилась мне Богородица в том образе, как изображена Она на иконе моей", - вспоминал преподобный.

Вскоре после этого (около 1570 года) преподобный Мартирий принял в Новгороде от архиепископа (Александра или Леонида) священство. Известно, что в 1582 году он был уже игуменом.

Позже Господь даровал Зеленой пустыни еще более богатого благотворителя. В 1595 году в Твери святой Мартирий исцелил умирающего сына бывшего Касимовского царя Симеона Бекбулаговича, помолившись пред своими иконами Живоначальной Троицы и Тихвинской Божией Матери и возложив образ Пресвятой Богородицы на грудь больному. На пожертвования благодарного Симеона были построены церкви в честь Тихвинской иконы Божией Матери и святителя Иоанна Златоуста - Небесного покровителя исцеленного царевича Иоанна.

В 1595 году царь Феодор Иоаннович дал монастырю жалованную грамоту, утвердив основанный преподобным монастырь.

Достигнув глубокой старости и приготовляясь к смерти, преподобный Мартирий ископал себе могилу, поставил в ней своими руками сделанный гроб, и много плакал там. Почувствовав близкое отшествие, преподобный созвал братию и умолял своих чад о Господе иметь непоколебимую надежду на Пресвятую Живоначальную Троицу и всецело возложить упование на Матерь Божию, как и он всегда уповал на Нее. Приобщившись Святых Христовых Таин, он дал братии благословение и со словами: "Мир всем православным", - в духовном веселии почил о Господе 1 марта 1603 года.

Преподобный был погребен в ископанной им самим могиле близ церкви Богоматери, а затем его святые мощи покоились под спудом в церкви Пресвятой Троицы, под подвальным храмом в честь святого Иоанна Богослова. Бывший инок Зеленецкого монастыря, митрополит Казанский и Новгородский Корнилий (+ 1698), составил службу и написал житие преподобного Мартирия, использовав личные записки и завещание преподобного.

Тропарь преподобному Мартирию Зеленецкому

От ю́ности, Богоблаже́нне, Христа́ возлюби́в,/ оте́чество оста́вил еси́/ и, всех мирски́х мяте́жей уклони́вся,/ в ти́хое приста́нище пречестны́я оби́тели Богома́терни дости́гл еси́;/ отню́дуже уве́дев непрохо́дную пусты́ню,/ крестови́дною заре́ю пока́занную,/ жела́тельне ю́ обре́л еси́,/ и, в ней всели́вся,/ и́ночествующих собра́л еси́,/ и сих уче́ньми свои́ми, я́ко ле́ствицею восхо́дною на Не́бо,/ трудолю́бно тща́лся еси́ возводи́ти к Бо́гу,/ Ему́же моли́ся, Богому́дре Марти́рие,// дарова́ти душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Перевод: С юности, в Боге блаженствующий, Христа возлюбив, ты оставил Отечество и от всей мирской суеты удалившись, в тихом пристанище досточтимой обители Богоматери ты оказался, оттуда увидев непроходимую пустыню, крестовидной зарей указанную, нашел ее подходящей, и в ней поселившись, монашествующих собрал и их своим учением, как лестницей восходящей на Небо, в неустанном труде старался ты приводить к Богу, Ему же молись, Богомудрый Мартирий, даровать душам нашим великую милость.

Кондак преподобному Мартирию Зеленецкому

Оте́чества, преподо́бне, и всего́ мирска́го мяте́жа уклони́тися возжеле́л еси́,/ и, в пусты́ню всели́вся,/ та́мо во блаже́ннем безмо́лвии жесто́кое житие́ показа́л еси́,/ и ча́да послуша́ния и смире́ния в нем возрасти́л еси́./ Сего́ ра́ди, дерзнове́ние стяжа́в ко Святе́й Тро́ице,/ е́же моли́тися, Богоблаже́нне, о нас, ча́дех свои́х, и́хже собра́л еси́,/ и о всех правове́рных, да зове́м ти:// ра́дуйся, о́тче Марти́рие, безмо́лвия пусты́ннаго люби́тель.

Перевод: Отечества, преподобный, и всей мирской суеты удалиться ты пожелал и в пустыне поселился, там, в блаженном безмолвии, трудную жизнь явил и детей послушания и смирения [монахов] в ней вырастил. Из-за того обрел дерзновение [смелость, решительное устремление] молиться Святой Троице о нас, детях своих, которых ты собрал, и обо всех верующих, призываем тебя: радуйся, отец Мартирий, безмолвия пустынного любитель.

Молитва преподобному Мартирию Зеленецкому

О, па́стырю до́брый, наста́вниче наш, преподо́бне о́тче Марти́рие! Услы́ши е́же к тебе́ ны́не приноси́мое моле́ние на́ше. Ве́мы бо, я́ко ду́хом с на́ми пребыва́еши. Ты у́бо, преподо́бне, я́ко име́я дерзнове́ние ко Влады́це, Иису́су Христу́, Бо́гу на́шему, и ко Пречестне́й Богома́тери, бу́ди хода́тай и моли́твенник те́плый о оби́тели сей, ю́же возгради́л еси́, и о нас, недосто́йных рабе́х, живу́щих в ней, ея́же ты просвети́тель сый и нача́льник, богосо́бранному твоему́ бра́тству помо́мощник и засту́пник, я́ко да твои́м предста́тельством и моли́твами невреди́мы на ме́сте сем пребу́дем; от бесо́в же и злых челове́к ненаве́тованны и от всех бед и напа́стей свобо́дни сохрани́мся. Всем же отвсю́ду приходя́щим во святу́ю оби́тель твою́ и моля́щимся тебе́ с ве́рою и покланя́ющимся ра́це моще́й твои́х, о е́же изба́витися от вся́кия ско́рби, боле́зни и напа́сти, ми́лостивне поспеши́, дарова́ти же правосла́вным мир, тишину́, благоде́нствие и изоби́лие плодо́в земны́х; и о всех нас те́плый предста́тель ко Го́споду и помо́щник душа́м на́шим бу́ди, е́же отпусти́тися согреше́ниям на́шим и моли́твами твои́ми, свя́те, изба́витися нам ве́чнаго муче́ния и сподо́битися ца́рствия со все́ми святы́ми, да сла́ву, благодаре́ние и поклоне́ние возсыла́ем еди́ному Бо́гу, в Тро́ице сла́вимому, Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Читаем Евангелие вместе с Церковью

14 марта. Великий пост. Изучаем Священную евангельскую историю. Встреча Девы Марии и Елисаветы

Здравствуйте, дорогие братья и сестры.

Продолжаем изучение Священной евангельской истории. В прошлой программе мы говорили о Благовещении Деве Марии. Речь в нашей программе сегодня пойдет о встрече Марии и Елисаветы, которую описывает евангелист Лука.

1.39. Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин,

1.40. и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету.

1.41. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа,

1.43. И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?

1.45. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.

1.46. И сказала Мария: величит душа Моя Господа,

1.47. и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем,

1.48. что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды;

1.49. что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его;

1.50. и милость Его в роды родов к боящимся Его;

1.51. явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их;

1.52. низложил сильных с престолов, и вознес смиренных;

1.53. алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем;

1.54. воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость,

1.55. как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века.

1.56. Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой.

(Лк. 1, 39–56)

Данный отрывок, преисполненный радости, раскрывает один из удивительнейших моментов евангельской истории. Если до этого описания двух женщин шли параллельно, то теперь они соединились. Мария, узнав от ангела о беременности своей родственницы, спешит к ней. Слово «встав» с греческого языка означает «поспешность». И у этой поспешности есть две причины. В первую очередь Мария с радостью спешит поздравить Елисавету с ее чудом зачатия сына, а также удостоверится в словах ангела, ибо беременность Елисаветы служила в его устах доказательством благой вести о рождении от Марии Сына Божия.

Трудно представить, что женщина в те времена могла путешествовать в одиночку, тем более на такое большое расстояние, из Галилеи в Иудею, занимавшее три или четыре дня, но евангелиста Луку интересует только Мария, и он, по всей видимости, опускает всякие подробности.

Из текста Евангелия от Луки мы узнаем, что Захария и Елисавета жили в одном из городов горной части Иудеи, но более точного местоположения не указано, хотя, по преданию, это селение располагалось в Эйн-Кареме на месте Горненского женского монастыря.

Посещение Марией Елисаветы – это чудесное изображение двух женщин: пожилой, которая после долгого отчаяния наконец забеременела, и молодой, которая забеременела намного раньше, чем того ожидала. Здесь мог бы возникнуть некий внутренний конфликт: Мария могла бы ощущать гордость, Елисавета – обиду. Но ничего такого не происходит. Напротив, нам становятся известны интересные подробности: Иоанн, за три месяца до своего рождения, прыгает от радости во чреве Елисаветы, услышав голос Девы Марии. Происходит удивительная встреча Христа и Его предтечи еще до момента их рождения.

Елисавета исполнилась Святаго Духа (Лк. 1, 41). Данным выражением в Священном Писании обозначается дарование пророческого слова. Елисавете было открыто, что она видит не только свою юную родственницу, но ей было даровано собственными глазами увидеть мать Мессии – Самого Христа, еще скрытого во чреве Девы Марии.

Перед нами еще одно чудо: если беременность Елисаветы была видна (так как шел уже шестой месяц), то сама она никак не могла бы догадаться о том, что произошло с Марией, если бы ей не было открыто Духом Святым. Именно в этом Духе Елисавета произносит свое пророческое благословение: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! (Лк. 1, 42).

Более точный перевод этой фразы должен звучать как «благословеннейшая между женами», ведь нельзя сказать, что Мария была в числе прочих женщин, получивших благословение у Бога, таких как Сара, Ревекка или сама Елисавета… Марии даровано то, что не получит ни одна из женщин, – честь стать Матерью Сына Божия.

Свое пророческое благословение Елисавета заканчивает словами: И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа (Лк. 1, 45). Блаженна, то есть счастлива, а счастлива, потому что уверовала. В книге Бытие (Быт. 15, 6) мы читаем, что вера Авраама в рождение обещанного Богом сына вменена ему в праведность. Для апостола Павла такая вера открыла доверие Богу, пожелавшему спасти людей. Именно такая вера, которая проявила себя в полном доверии Богу, и сделала Марию блаженной.

На пророческое благословение Елисаветы Мария ответила гимном, посвященным Богу. Эта песнь Девы Марии стала одним из главных гимнов Церкви. Его поют практически за каждым богослужением и в полумраке монастырских храмов, и в величественных соборах.

Весь гимн Девы Марии сплетен из слов и речений, почерпнутых из разных библейских текстов, особенно псалмов. Перед нами прекрасный образец поэзии, проникнутый горячей верой, благоговением и целомудренной сдержанностью.

Мария возвеличивает Господа в духовной радости, и причина этой радости в том, что призрел Он на смирение Рабы Своей (Лк. 1, 48). В этих словах Мария выражает осознание своей малости и незначительности в сравнении с могущественным Богом. Она благодарит за Его ничем не обусловленную милость, которая дается не за заслуги, а по великой любви и доброте Божией.

ибо отныне будут ублажать Меня все роды (Лк. 1, 48). После рождения Асира, сына Иакова, которое описывается в 30-й главе книги Бытие, Лия воскликнула: блаженною будут называть меня женщины (Быт. 30, 13). Как схожи две эти фразы, но разница в том, что Деву Марию будут ублажать не только женщины, но и все роды, то есть все поколения людей.

что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его (Лк. 1, 49) – под «величием» понимается рождение Сына Божия, Мессии, Спасителя мира.

и милость Его в роды родов к боящимся Его (Лк. 1, 50) – этот стих почти дословно повторяет 17-й стих 102-го псалма: Милость же Господня от века и до века к боящимся Его, где под «боящимися Бога» подразумеваются те, кто чтят волю Божию.

явил силу мышцы Своей (Лк. 1, 51) – «мышца», или в иных переводах – «рука», означает могущество Божие.

рассеял надменных помышлениями сердца их (Лк. 1, 51), то есть обратил в бегство противящихся воле Божией, приведя в смятение все их коварные замыслы.

низложил сильных с престолов, и вознес смиренных (Лк. 1, 52). Бог могущественнее земных владык, которые чаще всего сознательно или бессознательно противятся Богу, полагаясь на свои власть и силу. Возможно, о них и говорит Дева Мария, называя их «надменными» в предыдущем стихе.

алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем (Лк. 1, 53), буквально: голодных насытил, а богатых отправил ни с чем. Эта фраза очень перекликается с Нагорной проповедью Спасителя.

воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость (Лк. 1, 54). Под Израилем стоит понимать верных Богу людей, тех, кто последуют рожденному Христу и к кому Он придет на помощь, освобождая от греховного рабства, являя милость.

как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века (Лк. 1, 55), иными словами: вспомнив о милости, обещанной нашим праотцам, Аврааму и его потомкам навеки. Наверное, и тут должно понимать «потомков Авраама» как духовных наследников его традиции, более нежели потомков по плоти.

Заканчивается сегодняшний отрывок, дорогие братья и сестры, указанием евангелиста Луки о том, что Мария пребыла у Елисаветы в течение трех месяцев. То есть до того момента, когда Елисавета родила своего сына. Возможно, Мария была свидетелем и обрéзания и наречения имени будущему Крестителю, но Лука об этом умалчивает, как, впрочем, и о дальнейших отношениях Марии с Елисаветой после того, как Мария вернулась к себе в Назарет.

Иеромонах Пимен (Шевченко),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

Мульткалендарь

Православные просветительские курсы

СТАРЫЕ, НО НЕ ОДИНОКИЕ СО ХРИСТОМ: Слово на Сретение Господне

С имеон и Анна – два старых человека – не видели себя одинокими, потому что жили Богом и для Бога. Мы не знаем, какие жизненные скорби и старческие недуги у них были, но для человека, любящего Бога, благодарного Богу, подобные испытания и искушения никогда не заменят самого главного – радости Сретения Христа....

Скачать
(MP3 файл. Продолжительность 9:07 мин. Размер 8.34 Mb)

Иеромонах Никон (Париманчук)

Подготовка к таинству святого Крещения

В разделе "Подготовка ко Крещению " сайта "Воскресная школа: on-line курсы " протоиерея Андрея Федосова , руководителя отдела образования и катехизации Кинельской Епархии собрана информация, которая будет полезна тем кто сам собирается принять Крещение, либо хочет окрестить своего ребенка или стать крестным родителем.

Р аздел состоит из пяти огласительных бесед, в которых раскрывается содержание православного вероучения в рамках Символа Веры, объясняется последовательность и смысл обрядов, совершаемых при Крещении и даются ответы на распространенные вопросы связанные с этим Таинством. Каждая беседа сопровождается дополнительными материалами, ссылками на источники, рекомендованную литературу и интернет-ресурсы.

О гласительные беседы курса представлены в виде текстов, аудиофайлов и видео.

Темы курса:

    • Беседа №1 Предварительные понятия
    • Беседа №2 Священная Библейская история
    • Беседа №3 Церковь Христова
    • Беседа №4 Христианская нравственность
    • Беседа №5 Таинство святого Крещения

Приложения:

    • Часто задаваемые вопросы
    • Православные святцы

Чтение житий святых Дмитрия Ростовского на каждый день

Свежие записи

Радио "Вера"


Радио «ВЕРА» – это новая радиостанция, которая рассказывает о вечных истинах Православной веры.

Иоанн Кронштадтский

МОЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ

МИНУТЫ ДУХОВНОГО ТРЕЗВЕНИЯ И СОЗЕРЦАНИЯ, БЛАГОГОВЕЙНОГО ЧУВСТВА, ДУШЕВНОГО ИСПРАВЛЕНИЯ И ПОКОЯ В БОГЕ

Вся ко благоугождению Твоему и мудрствующе и деюще.

(Молитва пред Евангелием на Литургии).

Не предпосылаю моему изданiю предисловiя: пусть оно говоритъ само за себя. Все содержащееся въ немъ есть не иное что, какъ благодатное озаренiе души, котораго я удостоился отъ всепросвещающаго Духа Божiя въ минуты глубокаго къ себе вниманiя и самоиспытанiя, особенно во время молитвы. Когда могъ, я записывалъ благодатныя мысли и чувства, и изъ этихъ записей многихъ годовъ составились теперь книги. Содержанiе книгъ весьма разнообразно, какъ увидятъ читатели. Пусть они судятъ о содержанiи моего изданiя.

Духовный возтязуетъ убо вся, а самъ той ни отъ единаго востязуется .

Протоиерей I. Сергiевъ.

1. Обильно открыл Ты мне, Господи, истину Твою и правду Твою. Чрез образование меня науками открыл Ты мне все богатство веры и природы и разума человеческого. Уведал я слово Твое – слово любви, проходящее до разделения души же и духа нашего [Евр. 4. 12]; изучил законы ума человеческого и его любомудрие, строение и красоту речи; проник отчасти в тайны природы, в законы ее, в бездны мироздания и законы мирообращения; знаю населенность земного шара, сведал о народах отдельных, о лицах знаменитых, о делах их, прошедших своею чередою в мире; отчасти познал великую науку самопознания и приближения к Тебе; словом – многое, многое узнал я – так что вящшая разума человеческого показана ми суть [Сирах. 3, 23]; и доселе еще многое узнаю. Много и книг у меня многоразличного содержания, читаю и перечитываю их; но все еще не насытился. Все еще дух мой жаждет знаний; все сердце мое не удовлетворяется, не сыто, и от всех познаний, приобретенных умом, не может получить полного блаженства. Когда же оно насытится? – Насытится внегда явитимися славе Твоей [Пс. 16, 15]. А до тех пор я не насыщусь. Пияй от воды сея (от мирских знаний), вжаждется паки: а пияй от воды, юже Аз дам ему, не вжаждется во веки; но вода, юже Аз дам ему, будет в нем источник воды текущия в живот вечный [Иоан. 4, 13, 14], сказал Спаситель.

2. Как святые видят нас и наши нужды и слышат наши молитвы? Сделаем сравнение. Пусть вы переселены на солнце и – соединились с солнцем. Солнце освещает лучами своими всю землю, каждую песчинку на земле. В этих лучах вы видите также землю; но вы так малы в отношении к солнцу, что составляете только как бы один луч, а этих лучей в нем бесконечно много. По тождеству с солнцем этот луч участвует тесно в освещении солнцем всего мира. Так и душа святая, соединясь с Богом, как с духовным солнцем, видит чрез посредство своего духовного солнца, освещающего всю вселенную, всех людей и нужды молящихся.

3. Научился ли ты предзреть Господа пред собою выну – как Ум вездесущий, как Слово живое и действенное, как Дух животворящий? Священное Писание – вот область Ума, Слова и Духа – Бога Троицы: в нем Он проявляется ясно: глаголы, яже Аз глаголах вам, дух суть и живот [Иоан. 6, 63], сказал Господь; писания св. отцев – вот опять выражение Мысли, Слова и Духа ипостасных, с большим уже участием самого человеческого духа; писания обыкновенных светских людей – вот проявление падшего человеческого духа, с его греховными привязанностями, привычками, страстями. В Слове Божием мы видим лицем к лицу Бога и – себя, каковы – мы. Узнайте же в нем себя, люди, и ходите всегда в присутствии Божием.

4. Человек, вы сами видите, в слове своем не умирает; он бессмертен в нем и по смерти говорит. Я умру, но и по смерти буду говорить. Сколько между людьми этого бессмертного слова, которое оставили по себе давным-давно умершие и которое живет на устах иногда целого народа! Как живуче слово, даже человеческое! Тем более – Слово Божие: оно переживет все века и будет всегда живо и действенно.

5. Так как Бог есть зиждительная, живая и животворящая Мысль, то весьма согрешают те, которые мыслями своего духа отклоняются от этой ипостасной Мысли и занимаются только предметами вещественными, тленными, овеществляя чрез то дух свой; особенно грешны те, которые во время Богослужения или домашней молитвы совсем отклоняются своими мыслями и блуждают в разных местах вне храма. Они крайне оскорбляют Божество, в которое должна быть вперена наша мысль.

6. К чему ведет пост и покаяние? Из-за чего труд? Ведет к очищению грехов, покою душевному, к соединению с Богом, к сыновству, к дерзновению пред Господом. Есть из-за чего попоститься и от всего сердца исповедаться. Награда будет неоценимая за труд добросовестный. У многих ли из нас есть чувство сыновней любви к Богу? Многие ли из нас со дерзновением, неосужденно смеют призывать Небесного Бога Отца и говорить: Отче наш!… Не напротив ли, в наших сердцах вовсе не слышится такой сыновний глас, заглушенный суетою мира сего или привязанностью к предметам и удовольствиям его? Не далек ли Отец Небесный от сердец наших? Не Богом ли мстителем должны представлять себе Его мы, удалившиеся от Него на страну далече? – Да, по грехам своим все мы достойны Его праведного гнева и наказания, и дивно, как Он так много долготерпит нам, как Он не посекает нас, как бесплодные смоковницы? Поспешим же умилостивить Его покаянием и слезами. Войдем сами в себя, со всею строгостью рассмотрим свое нечистое сердце и увидим, какое множество нечистот заграждают к нему доступ божественной благодати, сознаем, что мы мертвы духовно.

7. Любящий Господь здесь: как же я могу допустить в свое сердце и тень злобы? Да умрет во мне совершенно всякая злоба, да умастится сердце мое благоуханием незлобия. Любовь Божия да побеждает тебя, злобный сатана, нас злонравных к злобе подстрекающий. Злоба крайне убийственна для души и тела: палит, давит, мучит. Никто, связанный злобою, да не дерзнет приступить к престолу Бога любви.

8. Молясь, мы непременно должны взять в свою власть сердце и обратить его к Господу. Надобно, чтобы оно не было холодно, лукаво, неверно, двоедушно. Иначе что пользы от нашей молитвы, от нашего говенья? Хорошо ли слышать от Господа гневный глас: приближаются Мне людие сии усты своими, и устнами чтут Мя: сердце же их далече отстоит от Мене [Мф. 15, 8]. Итак, не будем стоять в церкви с душевным расслаблением, но да горит каждый духом своим, работая Господу. И люди не много ценят те услуги, которые мы делаем с холодностью, по привычке. А Бог хочет именно нашего сердца. Даждь Ми, сыне, твое сердце [Притч. 23, 26]; потому что сердце – главное в человеке, жизнь его; больше – сердце наше есть самый человек. Потому, кто не молится или не служит Богу сердцем – тот все равно что вовсе не молится, потому что тогда молится тело его, которое само по себе, без души – то же, что земля. Помните, что предстоя на молитве, вы предстоите Богу, имеющему разум всех. Потому молитва ваша должна быть, так сказать, вся дух, вся разум.

9. Живут и по смерти святые Божии. Вот часто слышу в церкви, как поет Божия Матерь чудную, проходящую в сердце песнь Свою, которую Она сложила в доме тетки Своей Елисаветы, после благовещения Архангела. Вот я слышу песнь Моисея, песнь Захарии – отца Предтечева, Анны – матери пророка Самуила, песнь трех отроков, песнь Мариами. А сколько новозаветных св. певцов доныне услаждают слух всей Церкви Божией! А Богослужение? А таинства? А обряды? Чей там дух движется и умиляет наши сердца? – Господа Бога и святых Божиих. Вот вам доказательство бессмертия человеческой души. Как это люди умерли и управляют по смерти нашею жизнию; умерли и доселе говорят, поучая, назидая и трогая нас!

Св. Иоанн Кронштадтский

МОЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ

Минуты духовного трезвения и созерцания, благоговейного чувства, душевного исправления и покоя в Боге

Вся ко благоугождению Твоему и мудрствующе и деюще. (Молитва пред Евангелием на Литургии).

Не предпосылаю моему изданiю предисловiя: пусть оно говоритъ само за себя. Все содержащееся въ немъ есть не иное что, какъ благодатное озаренiе души, котораго я удостоился отъ всепросвещающаго Духа Божiя въ минуты глубокаго къ себе вниманiя и самоиспытанiя, особенно во время молитвы. Когда могъ, я записывалъ благодатныя мысли и чувства, и изъ этихъ записей многихъ годовъ составились теперь книги. Содержанiе книгъ весьма разнообразно, какъ увидятъ читатели. Пусть они судятъ о содержанiи моего изданiя.

Духовный возтязуетъ убо вся, а самъ той ни отъ единаго востязуется .

Протоиерей I. Сергiевъ.

Из книги В начале было Слово… Изложение основных Библейских доктрин автора Автор неизвестен

7. Знамение покоя во Христе. В древние времена суббота, ставшая памятником избавления Израиля от египетского рабства и введения его в земной Ханаан - символ покоя, отличала искупленных от других народов. Точно так же и сейчас, являясь знамением избавления от греха и

Из книги Настоящая помощь в трудный час. Помощь тех, кто всегда помогал людям! Энциклопедия самых почитаемых святых автора Чуднова Анна

СВЯТОЙ ПРАВЕДНЫЙ ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ Память 20 декабря/2 января Святого праведного Иоанна Кронштадтского просят ОБ ИСЦЕЛЕНИИ ВО ВСЯКОЙ СЕМЕЙНОЙ И БЫТОВОЙ НУЖДЕ ОБ ИЗБАВЛЕНИИ ОТ ПЬЯНСТВАИ НАРКОТИЧЕСКИХ ЗАВИСИМОСТЕЙ О ПОМОЩИ В РЕШЕНИИ МАТЕРИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМК

автора Автор неизвестен

Из книги Послания к Фессалоникийцам автора Стотт Джон

а. Церковь- это община, имеющая жизнь в Боге–Отце и Господе Иисусе Христе (1:16). Кстати заметим, что Павел смело говорит о «Боге Отце» и «Господе Иисусе Христе» как об одном источнике жизни для церкви. Позже (в стихе 10) он назовет Иисуса «Сыном» Божьим. За двадцать лет,

Из книги Современная практика православного благочестия. Том 1 автора Пестов Николай Евграфович

Преображение «внешнего» и «душевного» человека во «внутреннего» и «духовного» Глава 13. Зарождение «внутреннего», «духовного» человека Должно вам родиться свыше. Ин. 3, 7 Верою вселиться Христу в сердца ваши. Еф. 3, 17 Слово Божие… проникает до разделения души и духа. Евр. 4,

Из книги Начертание христианского нравоучения автора Феофан Затворник

Из книги Старец Силуан Афонский автора Сахаров Софроний

б) Чувства и расположения к Богу - из созерцания Его творчества и промышления Стоять на такой высоте исчезновения в Боге постоянно - многотрудно, при условиях нашей настоящей жизни. Внимание неизбежно совлекается оттуда в порядок временных отношений жизни. Но,

Из книги Русские святые. Декабрь-Февраль автора Автор неизвестен

Отец Иоанн Кронштадтский ОТЦА ИОАННА я видел в Кронштадте. Он служил Литургию. Я удивлялся силе его молитвы, и доселе, а прошло почти сорок лет, не видел, чтобы кто служил так, как он. Народ любил его, и все стояли со страхом Божиим. И не дивно: Дух Святой влечет к Себе сердца

Из книги 100 молитв на быструю помощь. Главные молитвы на деньги и материальное благополучие автора Берестова Наталия

Иоанн Кронштадтский чудотворец, праведный Святой праведный отец наш Иоанн, Кронштадтский чудотворец, родился 19 октября 1829 года в селе Сура Пинежского уезда, Архангельской губернии - на далеком севере России - в семье бедного сельского дьячка Илии Сергиева и жены его

Из книги Самые знаменитые святые и чудотворцы России автора Карпов Алексей Юрьевич

Святой Иоанн Кронштадтский

Из книги Ввысь к небесам [История России в рассказах о святых] автора Крупин Владимир Николаевич

ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ (ум. 1908)Святой Иоанн Кронштадтский (Иван Ильич Сергиев) родился 18 октября 1829 года в селе Суре Пинежского уезда Архангельской губернии. Село это расположено при слиянии рек Суры и Пинеги, правого притока Северной Двины, примерно в 500 верстах от Белого

Из книги 50 главных молитв на деньги и материальное благополучие автора Берестова Наталия

Иоанн Кронштадтский Каждый новый год по новому стилю начинается памятью богатыря былинной Руси Ильи Муромца, а на второй день по новому стилю установлено праздновать память святого Иоанна Кронштадтского. Но вот родился он совсем не богатырем, и учение ему давалось с

Из книги Православный календарь. Праздники, посты, именины. Календарь почитания икон Богородицы. Православные основы и молитвы автора Мудрова Анна Юрьевна

Святой Иоанн Кронштадтский Молитва первая О великий чудотворче и предивный угодниче Божий, богоносне отче Иоанне! Призри на нас и внемли благосердно молению нашему, яко великих дарований сподоби тя Господь, да ходатаем и присным молитвенником за нас будеши. Се бо

Из книги Православная энциклопедия автора Луковкина Аурика

Праведный Иоанн Кронштадтский Праведный Иоанн Кронштадтский родился 1 ноября 1829 года в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии в семье бедного сельского дьячка Илии Сергиева и жены его Феодоры Власьевны. Новорожденный казался столь слабым и болезненным, что

Из книги Молитвослов на русском языке автора

Преподобный Иоанн Кронштадтский 1 ноября православная церковь празднует память всероссийского молитвенника и чудотворца, святого Иоанна Кронштадтского (в миру – Иоанн Ильич Сергеев).Святой Иоанн, прозванный Кронштадтским, родился 19 октября 1829 г. в бедной семье в

Из книги автора

Молитва человека, ищущего покоя в Боге Господи, Боже наш! Прости нам все прегрешения наши, вольные и невольные!Во всём да будет Твоя святая воля над нами, грешными. Нас же сподоби во всём неуклонно, в мире душевном покоряться всеблагой и премудрой воле Твоей и исполнять её;

Купить книгу Комментарии

AVV_UA

whit_val писал(а):

Простите, 205 скачиваний и ни одного отзыва?

Вот, луше этого вряд ли можно написать:

Цитата:

Доступ к отцу Иоанну Кронштадтскому
Многим людям благодатную помощь оказал святой праведный Иоанн. О помощи рассказывают и те, кто далек от Церкви. Свидетельства об отце Иоанне побудили меня обратиться к его писаниям. Когда в начале 1990-х переиздали «Христианскую философию» отца Иоанна, я спешно приобрел книгу и возвращался домой с нетерпением – скорее погрузиться в мысли такого желанного автора. Читая Платона, Боэция, Владимира Соловьева, полюбил философию. Теперь же хотелось узнать, как строит философскую мысль подлинный христианин. И вот разочарование. Вместо философских рассуждений нашел что-то похожее на упражнения в риторике и вынужденно отложил книгу в сторону. Вынужденно, поскольку ощущал, что за риторически выстроенными рядами образов стоят глубокие личные переживания, а не краснобайство.
Похожие истории случались и при жизни отца Иоанна. Один ученый протоиерей (не буду называть имя) наслушался отзывов об отце Иоанне. Принялся его читать, ничего достойного внимания не нашел. И чтобы сделать окончательные выводы, поехал на службу в Кронштадт. Здесь он испытал неожиданную радость от вдохновенного служения и от живого слова отца Иоанна. Только все это случилось когда-то давно. А как же быть здесь и теперь?
Обнаружив, что читать отца Иоанна не могу, я по-прежнему чтил его как доброго пастыря и с удовольствием листал воспоминания о нем. В один прекрасный день я услышал по радио дневник отца Иоанна. Чтение неторопливое, вдумчивое, бережное по отношению к автору и пронизанное благоговением перед Богом. Озвучивал дневники заслуженный артист Владимир Заманский.
Я знал его по киноролям. Владимир Петрович работал у замечательных режиссеров, достаточно назвать Андрея Тарковского и Алексея Германа. Актерские работы Владимира Петровича сочетали неподдельную человечность с интеллектуальной утонченностью. Все это характерно для лучших представителей русской интеллигенции. Что еще сказать? Известного актера не испортила «звездная болезнь», напротив, скромнее, чем он и вести себя нельзя. Еще в юности Заманский добровольцем ушел на фронт, пережил тяжкий опыт ГУЛАГа. Главное, Владимир Петрович – воцерковленный православный человек. Вот он прикасается к дневникам праведного Иоанна. И что же мы услышали по радио?
Как читал Заманский! Еще одной удачной актерской работой это назвать нельзя. Это не было художественным чтением текста. Произошло чудо в религиозном и, если угодно, в светском смысле слова. Дневниковые записи отца Иоанна зазвучали, будто сам батюшка в полный голос поведал свои сокровенные переживания. Святые Божии угодники открываются как совершенно особые люди. Святость даже гениальному актеру сыграть нельзя. Заманский и не играл, тут было что-то иное.
Не могу точными словами назвать духовное делание Владимира Петровича, когда он взял в руки дневник, и началась студийная запись. Но от его чтения все во мне ликовало – мысли отца Иоанна стали проникновенными, входили в самую душу, в сердце. Невидимая преграда рухнула. Я вновь раскрыл напечатанные записи отца Иоанна и уже смог из них впитывать назидания дивного наставника. Прочел и книгу митрополита Вениамина (Федченкова) «Небо на земле», буквально испещренную цитатами из отца Иоанна. Еще будучи священником, Вениамин сослужил батюшке Иоанну, полюбил его. Учился у него стоять перед живым Богом и ходить перед Богом, священнодействовать. Я штудировал «Небо на земле» и понимал, что теперь к писаниям всероссийского старца допущен беспреткновенно, благодаря чуду.
После этих радостных событий произошло еще одно. В больничном коридоре вдруг лицом к лицу встретил Владимира Заманского. Не смог удержаться, подошел к нему поблагодарить за неоценимый труд. Он сделал отца Иоанна таким близким, и не только для меня. Владимир Петрович внимательно слушал рассказ о трудностях с чтением отца Иоанна, о том, как эти трудности остались позади. По глазам Заманского было видно, что интересуют его не комплименты публики и прочие приятности актерской профессии. Заметно было, с какой самоотдачей этот человек относится к своей работе, обязанностям, служению. Его живое отношение вдохновляло. Признаюсь, осмелился сказать своему почтенному собеседнику: «Вы великолепно прочли «Писания старца Силуана», но книгу преподобного Силуана мне было не трудно осваивать. А вот с писаниями отца Иоанна другое дело – Вы просто дверь открыли к батюшке, непосильную для меня дверь, и я смог подойти к нему. Он стал теперь родным. Благодарю».
Что соединило Владимира Петровича с отцом Иоанном? Опыт церковной жизни. Необъяснимым образом их духовная связь словно протянулась до меня, как церковная традиция. В какой-то мере и я приобщился тому, чем жил, о чем размышлял батюшка Иоанн. Твердо верю, что святой Иоанн Кронштадский и сейчас сам станет ближе, пойдет навстречу человеку, который жаждет с ним познакомиться, от него получить наставление и помощь.
Диакон Павел Сержантов
2 января 2012 года

http://www.pravoslavie.ru/put/50740.htm

С вятой Иоанн - один из великих подвижников Православной Церкви нового времени. Он был известен всем, от простых мирян до аристократов. В данную книгу вошла основная часть духовного дневника отца Иоанна, который он вел на протяжении десятилетий. Глубокие размышления о духовной жизни человека, о его слабости и силе, о трудности и радости обретения веры нашли отражение на страницах этого дневника. До революции 1917 г. "Моя жизнь во Христе" издавалась в России более 10 раз, была переведена на английский и немецкий языки.

Св. Иоанн Кронштадтский

МОЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ

или

Минуты духовного трезвения и созерцания, благоговейного чувства, душевного исправления и покоя в Боге

Не предпосылаю моему изданiю предисловiя: пусть оно говоритъ само за себя. Все содержащееся въ немъ есть не иное что, какъ благодатное озаренiе души, котораго я удостоился отъ всепросвещающаго Духа Божiя въ минуты глубокаго къ себе вниманiя и самоиспытанiя, особенно во время молитвы. Когда могъ, я записывалъ благодатныя мысли и чувства, и изъ этихъ записей многихъ годовъ составились теперь книги. Содержанiе книгъ весьма разнообразно, какъ увидятъ читатели. Пусть они судятъ о содержанiи моего изданiя.

Духовный возтязуетъ убо вся, а самъ той ни отъ единаго востязуется .

Протоиерей I. Сергiевъ.

Том 1

1–100

Обильно открыл Ты мне, Господи, истину Твою и правду Твою. Чрез образование меня науками открыл Ты мне все богатство веры и природы и разума человеческого. Уведал я слово Твое - слово любви,

проходящее до разделения души же и духа

нашего [Евр. 4. 12]; изучил законы ума человеческого и его любомудрие, строение и красоту речи; проник отчасти в тайны природы, в законы ее, в бездны мироздания и законы мирообращения; знаю населенность земного шара, сведал о народах отдельных, о лицах знаменитых, о делах их, прошедших своею чередою в мире; отчасти познал великую науку самопознания и приближения к Тебе; словом - многое, многое узнал я - так что

вящшая разума человеческого показана

[Сирах. 3, 23]; и доселе еще многое узнаю. Много и книг у меня многоразличного содержания, читаю и перечитываю их; но все еще не насытился. Все еще дух мой жаждет знаний; все сердце мое не удовлетворяется, не сыто, и от всех познаний, приобретенных умом, не может получить полного блаженства. Когда же оно насытится? - Насытится

внегда явитимися славе Твоей

[Пс. 16, 15]. А до тех пор я не насыщусь.

Пияй от воды сея

(от мирских знаний),

вжаждется паки: а пияй от воды, юже Аз дам ему, не вжаждется во веки; но вода, юже Аз дам ему, будет в нем источник воды текущия в живот вечный

[Иоан. 4, 13, 14], сказал Спаситель.

Как святые видят нас и наши нужды и слышат наши молитвы? Сделаем сравнение. Пусть вы переселены на солнце и - соединились с солнцем. Солнце освещает лучами своими всю землю, каждую песчинку на земле. В этих лучах вы видите также землю; но вы так малы в отношении к солнцу, что составляете только как бы один луч, а этих лучей в нем бесконечно много. По тождеству с солнцем этот луч участвует тесно в освещении солнцем всего мира. Так и душа святая, соединясь с Богом, как с духовным солнцем, видит чрез посредство своего духовного солнца, освещающего всю вселенную, всех людей и нужды молящихся.

Научился ли ты предзреть Господа пред собою

Как Ум вездесущий, как Слово живое и действенное, как Дух животворящий? Священное Писание - вот область Ума, Слова и Духа - Бога Троицы: в нем Он проявляется ясно:

101–200

Человек, мечтающий о жизни тленной и не помышляющий о жизни бесконечной, небесной! рассуди: что такое временная жизнь твоя? Это - постоянное подкладывание дров (разумею пищу) для того, чтобы огонь нашей жизни горел и не оскудевал, чтобы в доме нашем (разумею тело) было тепло и чтобы постоянно преходящая жизнь нашего тела была восстановляема питающими началами из организмов других живых тварей, лишаемых жизни для жизни нашего тела. В самом деле, какая ничтожная паутина - жизнь твоя, человек: ты ежедневно два раза утверждаешь внутрь ее подставки для ее прочности (т. е. дважды подкрепляешь себя пищею и питием) и каждую ночь раз запираешь душу свою в теле, закрывая все чувства тела, как ставни дома, чтобы душа не жила вне тела, а в теле, и согревала и оживотворяла его. Какая паутина жизнь твоя и как легко разорвать ее! Смиряйся и благоговей пред жизнью бесконечною!

Истина - основа и многоразличие всего, что ни сотворено, и в твоих делах (внутренних и наружных) истина да будет основою всего, особенно - основою молитвы; пусть на истину, как на основу, нанизывается вся жизнь твоя, все дела твои, все мысли и желания твои.

Возьмите труд - хотя один день провести по заповедям Божиим, и вы увидите сами, вы испытаете сердцем, как хорошо исполнять волю Божию (а воля Божия по отношению к нам - жизнь наша, блаженство наше вечное). Возлюбите Господа всем сердцем, хотя так, как вы любите своих родителей и благодетелей; оцените по силе своей Его любовь и благодеяния к вам (переберите их умом в своем сердце: как Он дал вам бытие и с ним все блага, как Он бесконечно много терпит на вас грехи ваши, как Он бесконечно много прощает их ради вашего искреннего раскаяния в силу крестных страданий и смерти Сына Своего единородного, какое блаженство обещал Он вам в вечности, если вы будете верны Ему), благодеяния, которые бесконечно велики и многочисленны. Далее, возлюбите всякого человека, как самих себя, т. е. не желайте ему ничего, чего себе не желаете; мыслите, чувствуйте для него так, как мыслите и чувствуете для себя; не желайте видеть в нем ничего, чего не хотите видеть в себе; пусть ваша память не удерживает зла, причиненного вам другими, как вы желаете, чтобы забыто было другими сделанное вами зло; не воображайте намеренно ни в себе, ни в другом ничего преступного или нечистого, представляйте других благонамеренными, как себя; вообще, если не видите явно, что они неблагонамеренны, делайте для них, что делаете для себя, или хоть не делайте им того, чего не делаете для себя - и вы увидите, что у вас будет на сердце, какая тишина, какое блаженство! Вы будете прежде рая в раю, прежде рая на небеси - в раю на земле.

201–300

Не поддавайся мрачным, злобным на ближнего расположениям сердца, но овладевай ими и искореняй их силою веры, при свете здравого разума - и будешь благодушен.

Аз незлобою моею ходих

[Пс. 25, 1]. Такие расположения часто появляются в глубине сердца. Кто не научился овладевать ими, тот будет часто мрачен, задумчив, тяжел себе и другим. Когда они приходят, принуждай себя к душевному расположению, веселости, невинным шуткам: и как дым они рассеятся. - Опыт.

Странное и дикое явление в поврежденной грехом природе нашей иногда ненавидеть благодетельствуемых и за свое благодеяние платить им нерасположением! О, как тесно, скудно любовью и милостью сердце наше! Как оно самолюбиво! Враг сильно посмевается над нами; он хочет уничтожить плоды наших добрых дел. Но ты тем более люби, чем более кому благотворишь, зная, что получающий от тебя милость служит и для тебя залогом помилования твоего от Бога.

Прося Господа, или Пречистую Матерь Божию, или Ангелов, или святых, нужно иметь такую веру, какую имел капернаумский сотник [Лк. 7, 6 и след.]. Он веровал, что, как слушались его воины и исполняли его слова, так тем более, по всемогущему слову Всеблагого Господа, исполнится его просьба. Если твари своею ограниченною силою исполняли то, о чем он их просил, то не исполнит ли Сам Владыка Своею всемогущею силою прошения рабов Своих, с верою и надеждою к Нему обращающихся! Не исполнят ли наших прошений, с верою, надеждою и любовью приносимых, и верные, сильные благодатью и ходатайством к Богу слуги Его - Пречистая Матерь Божия, Ангелы и святые человеки! Воистину, и я верую с сотником, что если буду просить как должно и о чем должно какого-либо святого: подай сие - и подаст, приди ко мне на помощь - и придет, сотвори сие - и сотворит. Вот какую простую и сильную веру надо иметь!

Всякая ложная мысль в самой себе носит доказательство своей ложности. Это доказательство - смертельность ее для сердца;

мудрование плотское смерть есть

[Рим. 8, 6]. Равно всякая истинная мысль заключает в себе самой доказательство своей истины. Это доказательство - животворность ее для сердца;

301–400

Для истинно верующего в Бога всякое вещество земное и всех видимых миров как бы исчезает, нет для него и одной мысленной линии пространства без Бога; везде он созерцает единое, бесконечное Существо - Бога. Он представляет, что с каждым вдыханием воздуха он дышит Богом; Господь для него везде и все, а тварей как бы не существовало, и сам он охотно исчезает мысленно, чтобы дать и в себе место Единому Сущему Богу, вся в нем действующему.

Иногда только лишь насладишься Господом, а враг вскоре же после того или сам или чрез людей нанесет тебе крайнюю скорбь. Таков удел работающих в этой жизни Господу. Например, ты упокоился и возвеселился у Чаши Господней, и иногда тотчас после службы встречает тебя огненное искушение, с ним и скорбь; даже у самой Чаши враг делает тебе козни и смущает тебя разными помыслами, и не хочешь, да борись, и хотел бы долго, долго опочить с Господом, да враги не дают. Пока в нас страсти будут действовать, пока ветхий человек в нас будет жить и не умрет, до тех пор нам придется много скорбеть от различных искушений в жизни, от борьбы ветхого человека с новым.

Великое ободрение и утешение и великую надежду подают молящимся эти уверительные слова Господа:

просите и дастся вам…

кто есть от вас человек, егоже аще воспросит сын его хлеба, еда камень подаст ему?

.. [Мф. 7, 7, 9]. Если у меня просят чего-либо другие и я, хотя злой по испорченности природы, но внемлю просьбам других, их слова подвигают и мое сердце к милосердию и помощи, а руку к даянию, то не подвинут ли мои слова, мое искреннейшее прошение Человеколюбивейшую Утробу Господа к милосердию и помощи мне, хотя и грешному, но все-таки Его созданию, делу рук Его? Если земные отцы благи, то не тем ли паче Отец Небесный? Если я бываю благ, не тем ли паче благ Бог, Источник благости?

Аще убо вы лукави суще, умеете даяния блага даяти чадом вашим, кольми паче Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него

[Мф. 7, 11]. Утверждай же веру и надежду свою на Бога земными отношениями отцов к детям. Ведь все мы дети Отца Небесного, Единого, по истине, Отца всех тварей.

401–500

Ничтожна милостыня того человека, который подает ее не доброхотно, потому что милостыня вещественная не его, а Божий дар, ему же принадлежит только расположение сердечное. Поэтому многие милостыни окажутся почти суетными оттого, что они были подаваемы недоброхотно, с сожалением, с неуважением к лицу ближнего. Как и гостеприимцы многие окажутся суетными вследствие лицемерного, тщеславного обращения с своими гостями. С сердечным расположением да приносим жертвы свои на алтарь любви к ближнему:

доброхотна бо дателя любит Бог

Враг действует убийственно на сердца человеческие, между прочим, чрез природу внешнюю, как на Иова: ветрами, водою и огнем; по козням вражеским сгорают иногда дома; суда и дома потопляет вода; ветры обрушивают здания; или враг в сырую погоду, под прикрытием влажности и газов, коварствует в наших внутренностях, отягощая, стесняя и поражая их бесчувственным холодом ко всему истинному и святому. О, как многоразличны козни князя власти воздушныя, и как трудно иногда распознавать их!

Растленный человек хочет постоянно есть, пить, постоянно утешать свое зрение, свой слух, свое обоняние, свое осязание; плотские люди удовлетворяют себя изысканными яствами и питьями, зрелищами, музыкою, куреньями, великолепными зданиями, внешним блеском. Но украшение предметов священных, так как оно возводит к Богу, не только не греховно, а свято и назидательно, равно как пение священное, благоухание кадила, великолепие и блеск украшений храма и всей утвари его. Все это - так как назначено служить славе Божией и возбуждению благочестивого чувства - не греховно и свято. Но там, в мире, все служит плотскому, растленному человеку и удаляет от Бога. Растленное сердце ищет нечистых плотских ощущений - и ему удовлетворяют; растленный разум ищет соответственного своей растленности знания - и ему удовлетворяют; растленное воображение и память ищут соответствующих себе образов - и им удовлетворяют. Это все - ветхий человек, дела ветхого человека. Но мы христиане,