Как получить справку о применяемой системе налогообложения. Письмо-уведомление о применении компанией или предпринимателем осно. Запросил контрагент: для чего

Ипотека

Письмо о применении УСН для контрагента – важная часть деловой жизни предпринимателя. Таким образом он вправе сообщить деловому партнеру о причинах, по которым он не включает НДС в стоимость своей продукции или услуг.

ФАЙЛЫ

Трудность заключается в том, что каждый руководитель сам вправе выбирать форму налогообложения, переходить с одной на другую. А контрагенты, с которыми он работает, не всегда готовы к смене условий. Они могут быть не в курсе произошедших изменений в форме налогообложения той организации, с которой взаимодействуют, либо сотрудничество между сторонами только налаживается.

По этим причинам письмо о применении УСН для контрагента является полезной бумагой для организации плодотворного делового общения.

Обязательно ли использовать такой бланк письма

Приведенная форма не является унифицированной. Согласно существующему законодательству таких форм для письма о применении УСН для контрагента вообще не существует. Есть формулировка «свободная форма» и ряд прилагающихся требований. Для того чтобы все их соблюсти, удобнее ориентироваться именно на приведенные бланки, так как они удобны, в них соблюдается деловой стиль изложения, упомянуты все детали.

Составные части

Письмо чаще всего состоит из шапки, вводной части, основной и завершения документа. Шапка содержит сведения о:

  • Полном наименовании организации. Той, которая направляет письмо своему контрагенту.
  • Основных реквизитах. В крупных компаниях выпускаются специальные бланки, сразу с указанием адреса, телефона, ИНН, ОГРН, КПП. Письма делового содержания имеет смысл располагать именно на них.
  • Произведенном запросе. Имеет смысл сослаться в самом начале на номер и дату запроса, который поступил в организацию. Это считается хорошим тоном в деловом общении – напоминать о том, что контрагент запрашивал данные и какого числа он это делал. Кроме того, это оберегает обе стороны от возникновения путаницы при большом потоке поступающей документации.
  • Номер и дату текущего документа. Естественно, если в организации для удобства принята такая нумерация.

Основная часть обычно имеет введение в виде ссылки на поступивший от контрагента запрос. После мотивировки идет сообщение основных данных, а именно:

  • С какого времени и где зарегистрирована компания, какую систему налогообложения она использовала с момента открытия.
  • При факте изменения системы налогообложения – когда это изменение произошло.
  • Ссылка на подтверждающие документы. Их копии прикрепляются к письму. Приложениями могут быть налоговая декларация, уведомление о прекращении деятельности по одной из систем налогообложения.
  • Документ будет иметь больше доверия, если копии уведомлений будут заверены ИФНС России.

Обязательное содержание заключительной части – подпись руководителя учреждения (например, генерального директора) либо его доверенного лица, с должностью и расшифровкой подписи.

Налоговые режимы

В Российской Федерации, помимо основного налогового режима, в рамках которого выплачивается НДС, существует ряд специальных режимов. К ним относят:

  • УСН. Расшифровывается как «упрощенная система налогообложения».
  • Единый сельскохозяйственный налог.
  • Патентная система налогообложения.
  • Единый налог на вмененный доход по определенным видам деятельности.
  • СН при выполнении соглашений о разделе продукции.

Налоговый кодекс точно описывает каждый из них. Вместе с тем, там сказано, что «упрощенцы» НДС не выплачивают (статья 366.11).

Информационное письмо

Как известно, для того чтобы перейти на упрощенную систему налогообложения, предпринимателю достаточно обратиться в налоговую инспекцию по месту своего расположения. Отказать в переходе она никому не имеет права.

Для того чтобы запросить информацию о поданной заявке на переход, а также узнать, была ли предоставлены декларация от его имени, налогоплательщик (ИП, ООО, ОАО) может направить свой запрос в налоговую инспекцию. А она должна ответить ему, используя специально предусмотренную для этого форму 26.2-7 «Информационное письмо».

Именно оно является главным из приложений к письму о применении УСН для контрагента. Однако, для того чтобы его получить, организации или индивидуальному предпринимателю стоит самостоятельно создавать запрос в налоговую инспекцию.

Важно! Налогоплательщик не обязан запрашивать информационное письмо в налоговой инспекции. Однако для полноценного делового общения в некоторых случаях, это бывает необходимо.

Если налоговики отказывают в предоставлении информации

Если налоговая инспекция отказывает обратившемуся юридическому лицу в предоставлении информации, то она нарушает положения 21 статьи Налогового кодекса. Информировать всех желающих о правах, обязанностях и других нюансах налогообложения – прямая обязанность ее работников. В том числе эти разъяснения могут быть оформлены в письменном виде, в данном случае – информационного письма о применяемой организацией системе налогообложения.

Пути взаимодействия

Что касается переписки с контрагентом, то здесь ситуация достаточно щепетильная. Некоторые организации довольствуются минимальным составом предоставленной документации, другие – более расширенным. Бывают такие участники хозяйственного оборота, которые формулируют запросы на не существующие в природе документы. Таким образом, у организации есть три пути взаимодействия с контрагентом, который предъявляет повышенные требования к основаниям для приложений к письму о применении УСН:

  • Прекратить сотрудничество.
  • Предоставить все бумаги, которые в своем запросе упомянул контрагент.
  • Договориться, убедив делового партнера уменьшить список требуемых документов до выполнимого.

Доступный для скачивания образец письма о применении УСН для контрагента можно найти в верхней части этой статьи.

Для ответа на вопрос были использованы следующие документы и нормативно-правовые акты:

  • Налоговый кодекс РФ (НК РФ);
  • Приказ Министерства РФ по налогам и сборам от 19.09.2002 г. № ВГ-3-22/495 «Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения»;
  • Приказ Федеральной налоговой службы от 13.04.2010 г. № ММВ-7-3/182@ «Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения»;
  • Приказ ФНС России от 02.11.2012 г. № ММВ-7-3/829@;
  • Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 09.08.2011 г. по делу № А12-23585/2010.

Исходя из предоставленной информации, считаем необходимым сообщить следующее.

Действующее налоговое законодательство Российской Федерации предусматривает несколько налоговых режимов. Наряду с общим налоговым режимом, в рамках которого подлежат уплате налог на добавленную стоимость (НДС) и налог на прибыль, существуют и другие режимы. К специальным налоговым режимам относятся система налогообложения для сельскохозяйственных производителей (единый сельскохозяйственный налог), упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, патентная система налогообложения.

В соответствии со ст. 346.11. НК РФ организации и индивидуальные предприниматели , применяющие упрощенную систему налогообложения, НДС не уплачивают за исключением случаев, указанных в законе. Требования к налогоплательщикам и ограничения для налогоплательщиков установлены в статьях 346.12. и 346.13. НК РФ.

В соответствии со ст. 346.13. НК РФ переход на упрощенную систему налогообложения носит уведомительный характер, что означает, что для перехода на упрощенную систему налогообложения организация или индивидуальный предприниматель, изъявившие такое желание и удовлетворяющие требованиям для перехода на упрощенную систему налогообложения, должны в определенный срок уведомить об этом налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства индивидуального предпринимателя. Никакого разрешения на применение упрощенной системы налогообложения не требуется. Налоговая инспекция не может отказать налогоплательщику в переходе на упрощенную систему налогообложения, на что указал Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в постановлении от 09.08.2011 г. по делу № А12-23585/2010.

Рекомендуемая форма уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения утверждена приказом Федеральной налоговой службы России от 02.11.2012 г. № ММВ-7-3/829@ «Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения». Указанным приказом также утверждена форма № 26.2-7 Информационное письмо, в котором налоговый орган в ответ на запрос налогоплательщика сообщает, подавал или нет налогоплательщик заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения или нет, предоставлял налогоплательщик декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, или нет. Налогоплательщик не обязан запрашивать, получать или иметь указанное письмо. Достаточным подтверждением того, что налогоплательщик находится на упрощенной системе налогообложения, является заявление налогоплательщика о переходе на упрощенную систему налогообложения с отметкой налогового органа в принятии или с приложением почтового документа об отправке уведомления в налоговую инспекцию. Информационное письмо – лишь дополнительное подтверждение факта направления налогоплательщиком уведомления в инспекцию. Возможно, Ваш контрагент имеет в виду эту «справку».

Налоговый орган также не прав, отказывая в даче разъяснений. Согласно ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение от налоговых органов бесплатной информации о действующем законодательстве о налогах и сборах, действующих подзаконных актах в указанной сфере, право на разъяснения в области своих прав и обязанностей и в области полномочий налоговых органов и должностных лиц. В соответствии со ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в т.ч. письменно) налогоплательщика о различных вопросах, относящихся к действующему законодательству о налогах и сборах, правах и обязанностях налогоплательщика, полномочиях налоговых органов. Согласно ст. 111 НК РФ выполнение организацией или индивидуальным предпринимателем письменных разъяснений налогового органа исключает ответственность налогоплательщика за налоговые правонарушения, явившиеся следствием исполнения разъяснений налогового органа. Право разъяснять налоговое законодательство предоставлено также Министерству финансов РФ.

Налоговый орган, безусловно, не прав, отказывая в консультации. Налоговый кодекс предоставляет налогоплательщикам право на получение бесплатных разъяснений налогового законодательства. Указанному праву коррелирует обязанность налоговых органов разъяснять налогоплательщикам (гражданам и организациям) положения законодательства о налогах и сборах, предоставлять формы деклараций и разъяснять порядок их заполнения.

В отношении документов, которые один контрагент должен предоставить другому, требования у разных участников хозяйственного оборота совершенно разные. Некоторые требуют предоставить минимум документов, другие составляют длинные перечни, в которые включают, в том числе, несуществующие документы. Побудить контрагента не требовать какой-либо документ и заключить договор и работать без указанного документа в подавляющем большинстве случаев невозможно. Таким образом, в отношениях с контрагентами возможны три пути. Первый – это предоставить все документы, которые затребовал контрагент, второй – это убедить контрагента сократить список требуемых документов, найдя консенсус, третий путь – отказаться от сотрудничества с таким контрагентом.

В рассматриваемом случае необходимо уточнить, что именно контрагент имеет в виду под «справкой». Если речь идет об информационном письме налогового органа, ссылка на форму которого дана выше, т.е. о таком письме, в котором налоговый орган подтверждает, что налогоплательщик предоставил в налоговый орган уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения, то, возможно, имеет смысл подать в налоговую инспекцию запрос в свободной форме о выдаче такого информационного письма. Если же контрагент твердо настаивает на предъявлении уведомления о возможности применения упрощенной системы налогообложения, то стоит учитывать, что налоговые инспекции ранее выдавали уведомления о возможности применения упрощенной системы налогообложения № 26.2.- 2 на основании приказа Министерства РФ по налогам и сборам от 19.09.2002 г. № ВГ-3-22/495 «Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения», который был отменен приказом Федеральной налоговой службы от 13.04.2010 г. № ММВ-7-3/182@ «Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения» (в настоящее время не действует) и с момента принятия указанного последним приказа уведомления о возможности применения упрощенной системы налогообложения налоговыми органами не выдаются, т.к. не предусмотрены действующими приказами.

Хотите получить юридическую консультацию по Вашему вопросу? Позвоните мне сейчас!

Уведомление о применении УСН — для чего оно нужно, как выглядит и как его получить? На все эти вопросы ответим в нашей статье.

Нужно ли получать уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения

Переход на упрощенную систему носит добровольный и уведомительный характер (п. 1 ст. 346.11, п. 1 ст. 346.13 НК РФ). Последнее означает, что для того чтобы начать применять УСН, налогоплательщик должен просто сообщить об этом в налоговый орган. При этом никакого разрешения на упрощенку или получения уведомления о применении УСН ждать от контролеров не нужно.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Уведомление о переходе на УСН подается по форме 26.2-1, утвержденной приказом ФНС России от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829@. О том, как заполняется этот документ, читайте в этой статье .

В то же время в некоторых случаях организации необходимо подтвердить тот факт, что она является «упрощенцем». Например, документ-подтверждение может потребоваться для применения льготных тарифов страховых взносов или как обоснование неуплаты НДС. И такой документ можно получить в инспекции.

Уведомление (информационное письмо) о применении УСН в 2018-2019 годах: форма, как получить

Ранее, до апреля 2010 года, «упрощенцам» в инспекции выдавался документ под названием «Уведомление о возможности применения УСН». Его форма была утверждена приказом МНС России от 19.09.2002 № ВГ-3-22/495. С 13.04.2010 данный приказ утратил силу, и на смену уведомлению о применении упрощенной системы налогообложения пришло информационное письмо.

В настоящее время оно составляется по форме 26.2-7 согласно приложению 7 к приказу ФНС России от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829@. Чтобы его получить, необходимо направить в ИФНС соответствующий письменный запрос в свободной форме.

Письмо налоговики должны выдать в течение 30 календарных дней со дня регистрации письменного обращения в налоговой инспекции. Такой срок на ответ установлен п. 93 Административного регламента ФНС по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов), утвержденного приказом Минфина России от 02.07.2012 № 99н.

При этом обратиться с запросом на получение информационного письма можно и в электронной форме, в том числе по ТКС (пп. 111-124 вышеуказанного регламента).

О том, какие действуют ограничения на применение УСН, читайте в нашей рубрике .

Итоги

Уведомление о возможности применения УСН налоговыми органами не выдается. Однако налогоплательщик в любое время может обратиться в ИФНС с просьбой выдать письменное подтверждение применения УСН. Подтверждение применения УСН налоговый орган выдает в виде информационного письма по форме 26.2-7, в котором указана дата подачи уведомления о переходе на УСН.

Еще больше информации о возможности перехода на УСН см. в рубрике

Существует ли определенный образец справки о применяемой системе налогообложения? Какие особенности стоит учитывать налогоплательщикам в 2019 году?

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Известно, что в Российской Федерации нет единой налоговой системы. Стороны сделки могут работать на совершенно разных режимах, что не всегда является для них удобным.

Бывает, что фирма попросту не знает, на какой системе работает их партнер. Тогда возникает вопрос — как узнать используемую систему?

Можно ли где-то взять образец заполнения справки о применяемой системе налогообложения? Когда такой документ необходим?

Общие сведения

Для начала разберемся в нюансах налогообложения разных систем. Кому можно использовать определенный вид режима, в каких случаях такие права теряются?

Выбор режима

Каждый предприниматель и компания со статусом юридического лица имеет право использовать одну из предложенных правительством систем налогообложения, если будет отвечать требованиям, указанным в нормативной документации.

Возможен переход на один из специальных режимов или традиционную систему – ОСНО. Перечислим специальные режимы:

При выборе налоговой системы фирмы учитывают:

  • виды деятельности;
  • количество сотрудников, которые работают на предприятии по или ;
  • соотношение прибыли и затрат;
  • наличие ОС;
  • участие в уставном капитале учредителей.

Влияющими факторами также является месторасположение компании, величина оборота и т. д. Чтобы не прогадать с налоговым режимом, стоит произвести предварительные расчеты и сравнить результаты.

Кто и на что имеет право?

Разберем, какие особенности каждой системы налогообложения и кем они могут использоваться.

ОСНО

Не существует ограничения по видам деятельности. При использовании режима плательщики обязаны исчислять налог:

Необходимо также платить взносы на страхование во внебюджетные фонды (в ФСС и ПФР) и остальные налоги (на землю, транспорт, за пользование водоемами, за добычу полезных ископаемых и т. д.).

К преимуществам ОСНО можно отнести:

  • возможность применения любой компанией;
  • она удобна для крупных предприятий;
  • допускается возмещение НДС при ведении определенного вида деятельности (при вывозе, ввозе товара, лизинге и т. д.);
  • затраты на производственный процесс можно учесть при определении размера налога на прибыль фирмы.

Основные недостатки:

  • нужно нанимать бухгалтера по причине большого документооборота и сложного бухучета;
  • стоит подавать отчеты каждый месяц в структуры Пенсионного фонда , ФСС , Фонд по обязательному медстрахованию ;
  • каждый квартал сдается отчетность по иным видам платежей.

В соответствии с гл. 26.2 НК право на использование данного режима возникает в том случае, когда выполнены такие условия:

Плательщики на упрощенке имеют право не платить:

Остальные налоги и взносы перечисляются по общим правилам ().

Фирмы имеют возможность выбрать один из объектов (согласно ):

Плательщики на УСН уплачивают налоги каждый квартал, а отчет сдают единожды в году. Право применять режим возникает после подачи соответствующего уведомления в отделение налоговой службы ().

К плюсам можно отнести:

  • низкие ставки налогов (описаны в );
  • простота отчетности;
  • минимальное ведение бухучета;
  • не нужно представлять отчеты в ФСС, ФОМС.

Но есть и факторы, которые не на руку фирмам и ИП:

  • нельзя использовать упрощенку при ведении деятельности, о которой говорится в ;
  • при открытии филиала или обособленного подразделения право на применение утрачивается;
  • переход на УСН возможно только с начала налогового периода (если не было подано уведомления при регистрации организации);
  • при УСН с объектом «Доходы» расчет производится без учета затрат;
  • при УСН «Доходы минус затраты» стоит предоставлять доказательства наличия расходов.

ЕНВД

Опираться стоит на порядок, прописанный в гл. 26.3 НК. Применяется такая система налогообложения при ведении тех видов деятельности, что утверждены правительством субъектов РФ. Работать на ЕНВД можно не во всех регионах России.

Уплачиваемые налоги:

  • единый налог, рассчитанный с учетом базовой доходности, коэффициентов и физического показателя;
  • страховые взносы;
  • НДФЛ при выполнении обязанности налогового агента;
  • налоги, обязательные для всех предприятий – земельный, водный и т. д.

Виды деятельности, при которых возможно применение вмененки, отражены в . Отчетность должна представляться каждый квартал ().

Преимущества работы на ЕНВД:

  • фиксированные платежи (что может быть и недостатком при наличии убытков);
  • возможность использовать режим с УСН и ОСНО одновременно;
  • НДФЛ может быть уменьшен на страховые взносы.
  • К минусам относятся:

    • утверждены лимиты физического показателя, при превышении которого фирма не может использовать ЕНВД;
    • вести деятельность можно только в рамках того региона, где ООО или ИП становились в качестве плательщика вмененки.

    ЕСХН

    Регулируется применение системы гл. 26.1 НК. Работать на режиме могут производители сельхозтоваров, которые занимаются растениеводством, животноводством, а также фирмы, что занимаются разведением и промыслом рыбы ().

    Те компании, которые занимаются только первичной или промышленной переработкой, не имеют права работать на ЕСХН.

    Видео: основная система налогообложения

    Плательщики могут не исчислять такие налоги ():

    • на прибыль фирмы, кроме тех случаев, когда производится оплата с дивидендов и по иным долговым обязательствам;
    • на имущество;
    • НДС (кроме импорта).

    Переход является добровольным (п. 5 статьи 346.2 НК) на основании уведомления, предоставляемого в налоговые структуры. Использовать данный налоговый режим можно будет с начала нового года (после подачи документов о переходе).

    Основное требование, выполнив которое организация сможет работать на ЕСХН – прибыль от деятельности в сельскохозяйственной отрасли не должна составлять меньше 70%.

    Не имеет права применять систему ООО и ИП, что производит подакцизный товар, ведут деятельность в отрасли игорного бизнеса, а также казенное, бюджетное и автономное предприятие.

    Такой режим может использоваться исключительно индивидуальными предпринимателями.

    Работать на ПСН ИП может, если соблюдены такие условия:

    1. Численность работников не должна превысить 15 человек ().
    2. Не ведется деятельность, осуществляема в соответствии с договорами простого товарищества и доверительного управления имущественными объектами (п. 6 ст. 346.43 НК).

    Лицо освобождается от таких налогов:

    1. НДФЛ.
    2. На имущество.

    Предприниматели, имеющие патент, не должны подавать декларацию. Перейти на режим можно добровольно, но заявления стоит представить не позднее, чем за 10 дней до осуществления деятельности ().

    Допускается одновременное применение ПСН и другого режима (ст. 346. 43 Налогового кодекса).

    Нормативная база

    Перечислим актуальные документы:

    1. Нормативный акт, которым утверждено формы документации, утвержден , .
    2. 1 статьи 346.45 гл. 26.5 НК (об утверждении формы патента).

    Справка о применяемой системе налогообложения (образец) в 2019 году

    Как доказать, что вы работаете на конкретном виде налогообложения? Существует ли документ, который подтвердит применение ОСНО, УСН или иного режима?

    При упрощенке

    Налоговая структура не располагает объективной информацией на момент представления заявления о подаче справки о используемом режиме. В виду этого Налоговый орган не имеет основания для подачи таких документов.

    Но нормативным документом от 13 апреля 2010 года № ММВ-7-3/182@ утверждено , которая содержит дату подачи уведомления о применении УСН, информацию о представлении за те периоды, в которых использовалась упрощенка.

    Обратите внимание, что уже не выдается. То есть, в том случае, когда компания обращается с просьбой выдать справку, что подтвердит использование УСН, инспектор представит «Информационное письмо».

    Заявление о предоставлении справки плательщик составляет в свободной форме.

    ЕНВД

    При работе на ЕНВД фирма не может взять в налоговых органах справку, которая подтвердила бы факт использования вмененки.

    В том случае, когда у вас требуют подобный документ, вы можете показать ксерокопию свидетельства о постановке на учет в качестве плательщика единого налога на вмененный доход.

    При общей системе налогообложения

    Справок, что являются доказательством применения общей системы налогообложения, не существует.

    Если контрагенты запрашивают от вас какой-либо документ, чтобы удостовериться в применении ОСНО, вы можете составить письмо, в котором прописать:

    • название предприятия;
    • сведения о постановке на учет в налоговых структурах (в соответствии с регистрационным свидетельством);
    • является ли плательщиком налога на добавленную стоимость.

    Далее нужно будет поставить подпись и печать. Если вы желаете узнать, на каком режиме работает контрагент, то можете попросить представить справку о расчетах с госструктурами, где отражаются все уплаченные налоги в соответствии с налоговой системой.

    Взять такой документ у представителя Налоговой можно, написав заявление. Представитель выдаст вам такой документ в качестве образца справки о применяемой системе налогообложения ОСНО.

    Справка об общей системе налогообложения - образец ее, а также письма о применяемом режиме для представления контрагенту прикреплены к настоящей статье в виде файлов для скачивания. Рассмотрим ситуации, когда требуются подобные документы, и реквизиты, которые нужно в них отразить, а также другие возможности, риски и спорные моменты, связанные с этим.

    Информационное письмо или уведомление о применении общей системы налогообложения (ОСНО) и образец его заполнения

    Представленное контрагентом оформленное по предложенному ниже образцу письмо об общей системе налогообложения— простой способ удостовериться в том, что он уплачивает налог на добавленную стоимость (НДС).

    Налогоплательщику на ОСНО (некоторые подробности об этом режиме можно узнать из статьи по ссылке: Налогообложение при ОСНО - виды налогов) для получения вычета по НДС необходим счет-фактура (ст. 169 Налогового кодекса РФ). Этот документ может быть выставлен:

    • Контрагентом, который уплачивает НДС, применяя ОСНО. В этой ситуации иногда прибегают к такому способу подтверждения, как получение справки (письма, уведомления) от контрагента о том, что он действительно применяет ОСНО.
    • Лицом, применяющим спецрежим налогообложения (единый налог на вмененный доход (ЕНВД), упрощенную систему налогообложения (УСН) и др.) и не являющимся плательщиком НДС. Такие налогоплательщики в отдельных случаях обязаны, а по общему правилу не ограничены в возможности начисления НДС при условии соблюдения обязанности по уплате налога (п. 3 ст. 175 НК РФ). В этом случае, кроме четкого выделения НДС в договоре, актах, счетах-фактурах, желательно получение письменного подтверждения того, что контрагентом действительно начислен и уплачен НДС по нужным операциям.

    Итак, при получении запроса контрагент может представить от собственного имени справку-письмо о системе налогообложения ОСНО по образцу, который в заполненном виде можно скачать по ссылке: Образец заполнения информационного письма-уведомления о применении ОСНО .

    Справка о применении общей системы налогообложения и ее образец для контрагента

    Для того чтобы письмо или справка действительно выполняли функцию подтверждения применения ОСНО и (или) других систем налогообложения, как показывает практика, необходимо выполнение ряда требований:

    1. Возможность точно установить, от кого исходит информация. В этом помогут фирменный бланк с реквизитами, скрепление подписей печатью при ее наличии (подробнее о том, каким образом могут выглядеть бланк и печать фирмы, можно узнать из нашей статьи по ссылке: Фирменный бланк и печать организации - образцы для ООО).
    2. Указание на применение одного из универсальных режимов — общего или УСН. Желательно указать, с какого времени применяется система налогообложения (это особенно важно, если переход осуществлен недавно), при возможности приложить копии документов, которые могут подтвердить указанную информацию (например, копии налоговых деклараций по НДС, налогу на прибыль).
    3. Указание на применение специальных режимов — при их совмещении с ОСНО или УСН.

    Справка — более формализованный документ по сравнению с письмом. Нередко справка составляется на бланке путем рукописного или печатного заполнения реквизитов. Целесообразно изготовление типового бланка такого рода при наличии большого числа контрагентов.

    Примерный бланк подобной справки можно скачать по ссылке: Образец справки о применяемой системе налогообложения ОСНО .

    Получение справки о применяемой системе ОСНО из налогового органа

    На практике встречаются ситуации, когда при совершении операции на крупную сумму или вступлении в длительные отношения покупатель просит поставщика предъявить справку о применении ОСНО из налогового органа.

    Запросы налогоплательщиков о предоставлении информации подпадают под несколько видов норм:

    • закон «О порядке рассмотрения обращений…» от 02.05.2006 № 59-ФЗ (далее — закон № 59-ФЗ);
    • закон «Об обеспечении доступа…» от 09.02.2009 № 8-ФЗ;
    • подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ.

    В общем плане рассмотрение обращений урегулировано законом № 59-ФЗ. В соответствии со ст. 7 закона № 59-ФЗ в подобном документе должны в обязательном порядке содержаться:

    1. Наименование органа-адресата.
    2. Наименование (Ф. И. О.) лица, обращающегося с запросом.
    3. Адрес для направления ответа.

    Обращение, содержащее просьбу о предоставлении сведений о том, что организация, от которой исходит запрос, применяет ОСНО, должно быть подписано. В противном случае невозможно установить, от кого оно исходит. Скреплять подпись должностного лица печатью, в том числе при ее наличии, необязательно, т. к. это не влияет на возможность установления заявителя.

    Ответ на обращение должен быть дан в течение 30 дней (ст. 12 закона № 59-ФЗ).

    Может ли такое письмо быть заменено копией уведомления налогового органа о том, что налогоплательщик прекратил применять спецрежим? Рассмотрим этот вариант подробнее.

    Подтверждение перехода со специального режима на ОСНО

    Налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы, не исчисляют и не уплачивают НДС, за исключением некоторых специально оговоренных в НК РФ случаев (ввоз товаров в РФ и др.). При этом нужно принимать во внимание, что по всем направлениям работы не применяют ОСНО только организации на УСН, а пользователи ЕНВД, ЕСХН (единого сельскохозяйственного налога), ПСН (патентной системы налогообложения) вправе совмещать свою деятельность с ОСНО.

    Если контрагент, применявший спецрежим, перешел на ОСНО, то оформление отказа от спецрежима производится следующим образом:

    • Путем направления уведомления, сообщения в налоговый орган — при УСН (пп. 5, 6 ст. 346.13 НК РФ), ЕСХН (пп. 5, 6 ст. 346.3 НК РФ). В этом случае налоговый орган не выдает документ, подтверждающий переход.
    • Путем снятия с регистрационного учета — при ПСН, ЕНВД. При этом при прекращении патента согласно п. 4 ст. 346.45 НК РФ уведомление налоговым органом не выдается. При отказе от ЕНВД налоговый орган в соответствии с п. 3 ст. 346.28 НК РФ обязан выдать уведомление о снятии с учета. Форма такого документа под номером 1-5-Учет утверждена приказом ФНС РФ от 11.08.2011 № ЯК-7-6/488@.

    Отметим, что при представлении копии уведомления о снятии с учета в качестве плательщика ЕНВД невозможно сделать вывод о переходе на ОСНО. В случае если режим ЕНВД применялся наряду с УСН, при отказе от ЕНВД происходит возврат на УСН.

    ВАЖНО! Бланк уведомления по форме 1-5-Учет не содержит указания, на какой режим налогообложения переходит лицо, заявившее о снятии с учета по ЕНВД.

    Можно ли получить справку из налоговой инспекции, минуя контрагента

    Случается, что справка о применении ОСНО контрагентом необходима, а ответ на соответствующий запрос от него не поступает. Вместе с тем потребность в таком документе может быть острой, например, у бюджетных организаций, которые подконтрольны вышестоящим и контролирующим органам. Как поступить в таком случае? Можно ли получить информацию из налогового органа? Такими вопросами задаются налогоплательщики.

    Позиция ФНС РФ

    Существует вариант обращения в налоговый орган с целью выяснить, исполняет ли третье лицо обязанности налогоплательщика на ОСНО. ФНС РФ его не поддерживает, опасаясь массовой практики обращений.

    При этом главный фискальный орган страны аргументирует свою позицию ссылкой на подп. 3 п. 17 административного регламента ФНС РФ, утв. приказом Минфина РФ от 02.07.2012 № 99н: сотрудники налоговых органов не вправе давать правовую оценку каких-либо обстоятельств и событий. Таким образом, возможность прямой формулировки вопроса о том, надлежащим ли образом выполняются обязанности по уплате налогов, исключается. Тем не менее существуют варианты запросов, на которые налоговые органы обязаны дать ответ.

    Нормы НК РФ о налоговой тайне

    Вероятность получения ответа по существу поставленных вопросов зависит от того, является ли соответствующая информация налоговой тайной. К этой категории относятся любые сведения, за некоторым исключением. В ст. 102 НК РФ в перечень изъятий включаются данные:

    • о нарушениях налогового законодательства (подп. 3 п. 1 ст. 102 НК РФ);
    • применяемых налогоплательщиком специальных режимах (подп. 7 п. 1 ст. 102 НК РФ).

    Таким образом, об этих 2 параметрах деятельности контрагента налоговый орган обязан сообщить в силу закона. По ответу на вопрос о спецрежимах можно будет сделать вывод о том, применяет ли контрагент ОСНО. При этом нужно учитывать, что только применение УСН полностью исключает возможность применения ОСНО.

    Запрос необходимо оформить по тем же правилам, что указаны выше, четко изложив в нем вопросы. Кроме того, при его составлении следует учесть позицию Минфина РФ, который является вышестоящим органом по отношению к ФНС РФ.

    Позиция Минфина РФ

    Минфин РФ в своем письме от 20.08.2013 № 03-02-08/33970 со ссылкой на определение ВАС РФ от 01.12.2010 № ВАС-16124/10 указал, что сведения об исполнении налогоплательщиками своих обязательств по уплате налогов не являются налоговой тайной, поэтому запрос о применении ОСНО также не должен быть оставлен налоговым органом без ответа. При этом особо было отмечено, что подобного рода обращения заслуживают внимания, если они продиктованы осмотрительностью при определении контрагента.

    Таким образом, по мнению ВАС РФ и Минфина РФ, запрос в налоговый орган можно направить по всем 3 параметрам:

    • о применении контрагентом ОСНО;
    • привлечении контрагента к налоговой ответственности;
    • применении спецрежимов.

    Существует судебная практика и позиция Минфина РФ, подтверждающие правомерность подобного запроса и обязанность налоговых органов отвечать по существу поставленных запросов.

    Итак, письмо или справка получены. Независимо от того, кем представлена справка — контрагентом или налоговым органом, неизбежно возникает вопрос: достаточно ли такого документа для того, чтобы полностью обезопасить себя от претензий со стороны проверяющих?

    Достаточно ли справки о применении ОСНО для подтверждения правомерности вычета

    Формально для предоставления вычета по НДС достаточно документов, подтверждающих проведение хозяйственной операции, и счета-фактуры. На практике при налоговой проверке этих документов, а также справки о применении ОСНО может быть недостаточно. Если налогоплательщик предъявляет к вычету НДС, который не уплачен его контрагентом в бюджет, могут возникнуть серьезные проблемы, связанные с необходимостью подтверждения правомерности вычета, для чего потребуется доказывание 2 аспектов:

    • выполнения проверочных мероприятий по контрагенту;
    • реальности проведенной хозяйственной операции, ее соответствия деловой цели.

    Получение справки о применении ОСНО является только одним из элементов первой группы действий. При этом в письмах ФНС РФ, посвященных данной проблематике, например от 24.07.2015 № ЕД-4-2/13005@, от 24.06.2016 № ЕД-19-15/104, такой документ не упоминается. Главный фискальный орган страны предписывает налогоплательщикам в первую очередь проведение проверки реальности существования контрагента.

    ВАЖНО! Непроведение проверки контрагента само по себе не повлечет доначисление налогов. Как отмечается в письме ФНС РФ от 23.03.2017 № ЕД-5-9/547@, налоговые органы должны отходить от формального подхода и обращать внимание на порядок выбора контрагента, признаки согласованности действий и т. п. Неуплата поставщиком налогов в бюджет сама по себе не влечет налоговой ответственности для покупателя, предъявившего НДС к вычету.

    Итак, справка о применении ОСНО — документ, форма и обязанность представления которого не регламентированы законодательством. Такого рода письмо может быть представлено как налогоплательщиком, так и налоговым органом по запросу. Кроме такого письма, осмотрительному налогоплательщику может понадобиться большое количество других документов для проверки благонадежности контрагента и подтверждения собственной добросовестности.