Кальвинизм история начала реформации и появления кальвинизма. Краткая историческая справка о кальвинизме

Оформление документов

Протестантизм

Кальвинизм

Теологическая система кальвинизма

Теологическая система Кальвина принята с некоторыми изменениями современными реформаторскими и пресвитерианскими церквями. Кальвинизм рассматривает Библию как единственный источник веры, принимает учение об оправдании одною верой, рассматривает церковные обряды как подсобное средство укрепления религиозной связи, отрицает культ икон, святых, девы Марии, всякую пышность религиозных обрядов, богослужение сводится к чтению Библии, общему пению псалмов и проповеди.

Кальвинизм не считает священство таинством, упраздняет деление верующих на наделённых особой силой священников и мирян. Руководство кальвинистской церкви не назначается, а избирается общинами верующих.

В отличие от лютеранства, кальвинизм отвергает подчинение церкви государству. Сначала кальвинистские церкви имели теократические тенденции (Цюрих, Женева, некоторые колонии в Северной Америке), затем кальвинизм стал довольствоваться отделением церкви от государства и невмешательством государства в церковную жизнь. Институт пресвитеров является отличительной чертой кальвинистской церкви. У католиков высший авторитет принадлежит папе, у англикан - епископам, у кальвинистов - группе лиц (пресвитерии), представляющей ряд местных церквей и состоящей обычно из богатеев, что даёт возможность буржуазии руководить религиозной жизнью.

Наиболее влиятельным документом кальвинизма является «Второе гельветическое исповедание» (1566 г.), составленное крупнейшим богословом кальвинизма Буллингером. Другой важный документ кальвинизма - «Гейдельбергский катехизис» (1563 г.).

Характерной особенностью ортодоксального кальвинизма является учение об абсолютном предопределении. Лютеранское учение о спасении верой, а не делами Кальвин довёл на первый взгляд до абсурда. Он учил, что бог ещё до сотворения мира в своём абсолютном предвидении предопределил одних людей к спасению и вечному блаженству, а других - к погибели в муках ада и что Христос умер только за избранных к спасению. Этот приговор бога абсолютно неизменен и неизбежен. Грешный человек настолько слаб и порочен, что никакие его усилия не способны обеспечить ему право на спасение.

Казалось бы, это фаталистическое учение должно было вызвать среди протестантов волну апатии, на самом же деле именно кальвинисты были особенно ревностны в практике капиталистического накопления. Дело в том, что, согласно кальвинизму, хотя человек не может с достоверностью знать, избран он богом или нет, успех в делах может быть истолкован с некоторой долей вероятности как свидетельство избранности. Будничная деятельность стала рассматриваться как богоугодное дело. Один кальвинистский проповедник говорил: «Для бога должны вы работать, чтобы разбогатеть». В учении о предопределении в фантастической форме отразилось то обстоятельство, что в мире капитализма удача и банкротство зависят от милосердия стихийных, неведомых сил.

КАЛЬВИНИЗМ, одно из основных течений протестантизма. Возник в 30-х гг. XVI в. во Франции . Название течения связано с именем его основателя Жана Ковена (латинизир. форма - Кальвинус, Кальвин), сына нотариуса из небольшого городка Нуайон, недалеко от Парижа. Получив в Париже, Орлеане и Бурже хорошую подготовку в области теологии, права и литературы, он под влиянием Мартина Лютера и других протестантских религиозных деятелей всецело включился в борьбу за реформирование церкви. В 1534 вышла его первая работа на богословскую тему «Психопаннихия», в которой была подвергнута критике доктрина о сне души. Вынужденный покинуть Францию и переехать в город Базель в Швейцарии , Ж. Кальвин издал в 1536 на латинском языке свою основную теологическую работу «Наставление в христианской вере», которая многократно переиздавалась с вносимыми автором изменениями и дополнениями (последнее прижизненное издание вышло в 1560 на французском языке; если первое издание состояло из 6 глав, то последнее - из 79). В работе, задуманной как своего рода введение к Библии, провозглашались принципы Реформации в их понимании Ж. Кальвином, давалось чёткое и законченное изложение важнейших догматических положений кальвинизма.

В конце XVI - начале XVII вв. с кальвинизмом слилось очень близкое к нему течение - цвинглианство (подробнее о нём см. в статье Реформатство), основанное швейцарским религиозным реформатором Ульрихом Цвингли.

Доктрины кальвинизма зафиксированы с небольшими вариациями в нескольких исповеданиях: Галликанском (1559), Бельгийском (1561), Втором Гельветическом (1566), Вестминстерском (1647) и др.

В основе кальвинистского вероучения лежит предложенная Ж. Кальвином интерпретация Библии. Священное Писание рассматривается как слово Божие, записанное людьми по наитию Святого Духа и представляющее откровение Бога человеку. Как и в других течениях протестантизма, Библия считается в кальвинизме единственным непогрешимым стандартом веры и жизни.

Кальвинисты полагают, что грехопадение человека коренным образом изменило его натуру, превратив её в сугубо греховную: всё, что способен делать человек, - это грешить (даже если внешне его поступки выглядят как добрые дела). Как и в лютеранстве, в кальвинизме вера является показателем того, что человек будет спасён, однако, по кальвинистской доктрине абсолютного предопределения, Бог ещё до грехопадения человека и даже до сотворения мира предопределил одних своих созданий к спасению, а других - к вечным мукам в аду. Впрочем, эта доктрина была позже несколько смягчена умеренными кальвинистами. Верующий, согласно кальвинизму, должен делать добрые дела и вести добропорядочную жизнь, но это опять-таки - не средство, с помощью к-рого можно достигнуть спасения, а лишь знак того, что Бог предопределил человека к спасению.

В соответствии с такой точкой зрения на спасение трактуются и таинства. Таинств у кальвинистов два - крещение и Вечеря Господня (причащение), причём они не имеют спасительной силы, а являются только знаками спасения человека. Крещение считается знаком членства человека в церкви с освобождением его от грехов, поскольку вера в Христа даёт такое освобождение.

Своеобразно понимается кальвинистами и причащение. В отличие от М. Лютера, Ж. Кальвин считал, что во время евхаристии тело и кровь Христа присутствуют в элементах причастия не физически, а духовно. В настоящее время многие кальвинисты приняли несколько отличную от точки зрения Ж. Кальвина трактовку У. Цвингли и рассматривают причащение лишь как увековечивание памяти о Вечере Господней, воспоминание об искупительной жертве Христа.

Культовая практика в разных кальвинистских церквах несколько различается, но в целом для неё характерно существенное упрощение богослужения не только по сравнению с православием, католицизмом, англиканством, но даже по сравнению с лютеранством. Как и лютеране, кальвинисты отказались от почитания святых, священных реликвий и мощей, в церквах у них нет статуй и икон. Но если лютеране, отказавшись от икон, согласились тем не менее допускать настенную живопись в церквах, то кальвинисты отвергли любые изображения. Церковные помещения у них отличаются непритязательностью. В отличие от лютеран и англикан, у кальвинистов отсутствуют какие-либо специальные облачения для духовенства, во время богослужения не зажигаются свечи. В храмах нет алтаря, крест не считается обязательным церковным символом. Церковные службы, как и у лютеран, совершаются на языках верующих. Экстатические торжественные призывы во время богослужений не разрешаются.

В противоположность М. Лютеру, признававшему верховенство государства над церковью, Ж. Кальвин фактически стоял за теократию - подчинение государства церкви. Однако сейчас кальвинистские церкви не претендуют на какие-то особые права в государстве. Там, где они являлись некогда государственными (Нидерланды , Большая часть швейцарских кантонов, американские штаты Массачусетс и Коннектикут и т. д.), они в большинстве случаев потеряли свой прежний статус, и только Церковь Шотландии сохранила своё положение «установленной» (государственной) церкви.

Кальвинистские церкви управляются либо пресвитериями, образуемыми священниками и старейшинами из числа мирян нескольких соседних общин, либо непосредственно собраниями конгрегаций (общин). Старейшины-миряне призваны помогать священникам в поддержании дисциплины и управлении церковью. Священникам помогают также диаконы, которые собирают пожертвования и ведают их использованием. Некоторые кальвинистские церкви имеют сейчас епископов, однако епископ у них - это не степень священства, а только должность церковного руководителя.

В настоящее время кальвинизм известен в трёх формах: реформатство, пресвитерианство и конгрегационализм. Первые две формы мало отличаются друг от друга, однако если реформатство возникло в континентальной Европе (Франции , Швейцарии , Германии), то пресвитерианство имеет свои корни на Британских островах. Конгрегационализм же отличен от реформатства и пресвитерианства тем, что в нём отсутствуют пресвитерии и каждая конгрегация вполне самостоятельна.

В 1970 был создан Всемирный альянс реформатских церквей (пресвитериан и конгрегационалистов), объединивший бульшую часть кальвинистов мира. Руководящие органы альянса находятся в Женеве.

Иногда термин «кальвинистский» понимается расширительно, и его относят не только к кальвинистскому течению протестантизма, но и ко всем другим церквам, принимающим кальвинистскую доктрину об абсолютном предопределении (например, к большинству баптистских церквей).

Общая численность последователей кальвинизма 62 млн. человек. В Европе они представлены прежде всего в Нидерландах (3,7 млн. человек, или 25% всего населения, - часть голландцев и фризы), Швейцарии (2,5 млн., или 38% населения, причём доля кальвинистов велика как среди германошвейцарцев, так и франкошвейцарцев), Венгрии (2 млн., или 19% населения), Германии (2 млн., или более 2% населения), Великобритании (1,9 млн., или свыше 3% населения, - преимущественно шотландцы и шотландоирландцы-ольстерцы). Имеются кальвинисты и в таких европейских странах, как Румыния (715 тыс. - главным образом венгры), Франция (392 тыс.), Украина (200 тыс. - в подавляющем большинстве венгры), Швеция (154 тыс.), Словакия (150 тыс. - в основном венгры), Югославия (21 тыс. - главным образом венгры), Финляндия (18 тыс.), Норвегия (16 тыс.), Ирландия (15 тыс.), Австрия (15 тыс.), Испания (14 тыс.).

Значительные группы сторонников кальвинизма есть в Америке: США (6,5 млн. человек - лица голландского, шотландоирландского, шотландского, швейцарского и другого происхождения), Бразилии (502 тыс.), Мексике (441 тыс.), Канаде (323 тыс. - преимущественно лица шотландского и шотландоирландского происхождения), Перу (254 тыс.), Гватемале (51 тыс.), на Тринидаде и Тобаго (40 тыс.), в Аргентине (31 тыс.), Колумбии (21 тыс.), Гайане (19 тыс.), Чили (12 тыс.), Доминиканской Республике (11 тыс.), Венесуэле (11 тыс.), Пуэрто-Рико (10 тыс.).

В Азии кальвинисты имеются в Южной Корее (свыше 5 млн.), Индонезии (около 5 млн. - преимущественно в восточных районах страны), Индии (0,6 млн. - главным образом на северо-востоке: кхаси, мизо и др.),

Кальвинизм - протестантское направление, ведущее свое начало от Кальвина. К середине XVI в. католическая церковь стала возрождаться и организовала сильную реакцию, охватившую всю Европу. Это изменило задачу протестантизма: надо было ввиду грозящей опасности подняться над разрозненными усилиями реформы в отдельных странах и охватить пропагандой весь Запад, принять резкие и ясные церковные формы и организоваться для борьбы на жизнь и смерть. Эту задачу принял на себя кальвинизм, который является романским типом Реформации. Выступая всего резче против католичества, кальвинизм был, однако, сильно проникнут средневековыми католическими принципами: нетерпимостью, безусловным подчинением отдельных личностей церкви, почти аскетическим кодексом нравственности. С другой стороны, ни одно протестантское направление не настаивало так резко на безусловном и исключительном следовании Библии, на изгнании из культа и учения "суеверий" и "язычества" (т. е. внешних символов). Стремясь восстановить древнюю христианскую общину, кальвинизм проводил в церкви народное начало; в интересах борьбы, однако, руководителям общин - пасторам и старейшинам - дается сильный авторитет и отдельные общины тесно скрепляются в союзы с общим выборным управлением (пресвитериальное и синодальное устройство).

Жан Кальвин

Силою вещей кальвинизм тесно сплетается с политическими движениями и вырабатывает определенные политические принципы. Последователям кальвинизма пришлось выступать в эпоху, когда представители светской власти по большей части действовали в духе церковной реакции. В столкновениях с властями кальвинизм скоро принимает по преимуществу народное, антимонархическое направление, сближается с республиканскими и конституционными партиями. Из принципа "Бога надо слушаться больше, чем людей" кальвинисты выводят теорию сопротивления нечестивой и вообще тиранической власти, учение о скрепленном Богом договоре между народом и королем; республиканские формы церковного устройства переносятся на политическую жизнь. Кальвинист XVI и XVII вв. представляет собой резко очерченный тип человека, глубоко уверенного в правоте своего учения, сурового и тяжелого, враждебного светской жизни и удовольствиям, республикански-простого по внешности, вечно с молитвой или благочестивым текстом на устах. кальвинизм выставляет большую воинствующую литературу, в которой встречается и богословская полемика, и сатира, и политические памфлеты, и трактаты.

Помимо небольшого уголка романской Швейцарии, где действовал Кальвин с ближайшими сотрудниками, кальвинизм распространяется в Германии, преимущественно на З. (в Рейнской области и Гессене - под названием реформатской церкви), в Нидерландах, во Франции (под названием гугенотства), в Шотландии и Англии (под общим названием пуританизма) и в Польше. Его ученым центром долго остается Женева.

Реформаторы-кальвинисты Женевы: Гийом Фарель, Жан Кальвин, Теодор Беза, Джон Нокс

"Стена реформаторов" в Женеве

В Германии кальвинизм не играл первенствующей роли: кальвинисты не были включены в условия Аугсбургского религиозного мира (см. Реформация), признавшего за князьями право менять веру. Вражда кальвинистов с лютеранами разгорелась до крайности: последние находили, что "лучше паписты, чем кальвинисты". Этот разлад оказался вредным для дела протестантизма в эпоху Тридцатилетней войны; лютеране остались большей частью чужды предохранительной унии (1609), заключенной кальвинистскими князьями. Вестфальский мир (1648) распространил условия терпимости и на кальвинистов. В XVII в. кальвинизм был принят могущественным бранденбургским курфюрстом. Его преемники, прусские короли, заняли примирительное положение в отношении двух исповеданий. В XIX в., ко времени юбилея Реформации (1817), со стороны Пруссии была сделана попытка их слияния (см. Евангелическая церковь).

В Нидерландах (Бельгии и Голландии) кальвинизм выразился в очень энергичной форме. После подавления при Карле V лютеранской реформации в этих областях, кальвинизм стал здесь распространяться в 50-х и 60-х гг. XVI в., первоначально среди низших классов, особенно в городах. Суровые меры правительства придали ему с самого начала революционный характер: народ сходился толпами в несколько тысяч человек, чтобы слушать проповедь, и собрания обыкновенно охранялись вооруженными людьми; осужденных на сожжение проповедников силою освобождали. В 1566 г. по самым крупным городам прошла страшная буря иконоборства. Около того же времени дворяне представили правительнице (Маргарите Пармской) протест против инквизиции, составленный кальвинистом Марниксом де-Сент-Альдегонд (см. Гезы). Прибытие испанского войска под начальством Альбы, казни, которым подверглись видные лица в среде аристократии (Эгмонт, Горн), еще более сблизили политическую оппозицию дворян с кальвинистами; многие перешли в протестантизм - между прочим, главный противник Филиппа, Вильгельм Оранский, - многие эмигрировали. Нидерландские кальвинисты завели сношения с французскими гугенотами. Первые попытки вооруженного сопротивления кончились неудачей; испанцы господствовали почти над всей страной, когда несколько эмигрантов - "морские гезы" - захватили приморский город Бриль. С этого момента сопротивление пошло успешнее, и северные области, в которых преобладали кальвинисты, отложились. После смерти преемника Альбы, Реквезенса (1576), Вильгельму Оранскому удалось привлечь к восстанию и южные штаты (Гентская пацификация), но уния была непрочна вследствие национального и религиозного различия: большинство населения Бельгии оставалось верным католичеству. Политическими уступками испанцам удалось удержать южные области под своей властью, а семь северных, верных кальвинизму провинций составили независимую Голландскую республику (1581). С этой поры Голландия делается убежищем гонимых в других странах протестантов; на протестантской основе здесь развивается замечательная политическая литература (Гуго Гроций, Салмазий). Церковное устройство, исходившее от кальвинистского начала самоуправления отдельных общин, приладилось к федеративному устройству с его самостоятельностью провинций и городов: религиозные дела предоставлены были усмотрению каждой такой политической группы. В среде нидерландских кальвинистов скоро образовался раскол: от рьяных кальвинистов, принимавших предопределение и отличавшихся нетерпимостью, - так наз. гомаристов - отделились умеренные, арминиане (см.), отвергавшие суровое учение Кальвина о предвечном избрании и склонные к большей мягкости в отношении других исповеданий. К религиозному спору примкнула борьба партий республиканско-аристократической и демократо-монархической, с Оранским домом во главе. Первая, державшаяся арминианства, была побеждена, и вожди ее сложили головы; учение арминиан было осуждено на национальном синоде в Дордрехте (см.).

Историю кальвинизма во Франции см. Гугеноты. Французский кальвинизм в учении и строе церкви стоял всего ближе к родоначальнику направления. В 1559 г. парижский синод представителей кальвинистских общин утвердил обширный план церковной организации, которая должна была охватить всю Францию: соседние общины соединялись в коллоквии, коллоквии - в провинции; каждая группа имела свои собрания, свои консистории, своих выборных пасторов и старейшин, которые утверждались высшей группой; представители общин сходились в провинциальные, представители провинций - в генеральные собрания. С переходом гугенотов на почву политической борьбы принципы этой организации легли в основу политического устройства партии. Выработка этого устройства относится ко времени наиболее ожесточенного столкновения гугенотов с правительством и католическим большинством после Варфоломеевской ночи (1572). На Ю. и З. Франции гугеноты находят себе поддержку в сепаратистских стремлениях части дворянства и горожан и вырабатывают федерацию областей с представительными учреждениями. Талантливые их публицисты и историки (Hotman во "Franco-Gallia", Languet в "Vindiciae contra tyrannos", неизвестный автор "Réveille-Matin des Franςais", Agrippa d"Aubigné в "Histoire universelle") развивают республиканские и конституционные теории, доказывают исконность представительных учреждений во Франции. К своему королю, Генриху Наваррскому, гугеноты относились как к государю конституционному. Нантским эдиктом (1598) политическая организация их была признана; король старался лишь урегулировать ее и контролировать ее деятельность, посредством своих комиссаров. Интерес к политическим собраниям охладевает у гугенотов в первое 20-летие XVII в., вместе с развитием в их среде веротерпимого и свободомыслящего направления. В начале 20-х годов XVII в. политическая организация гугенотов рушилась, а через несколько лет (1629), после разрозненного сопротивления, политические права были у них отняты Ришелье.

В Шотландии кальвинизм стал распространяться в 50-х гг. XVI в., во время регентства Марии Гиз, управлявшей за малолетнюю дочь свою, Марию Стюарт. Развитие протестантизма стоит здесь в тесной связи с политической оппозицией против династии Стюартов, в особенности сильно выражавшейся у дворянства. Вождем протестантов с самого начала является энергичный Джон Нокс, ученик Кальвина, похожий на него характером и настроением, но в то же время политический агитатор и народный трибун. Беспощадно бичуя в проповедях "идолослужение" двора, Нокс направил недовольную аристократию к составлению "Христовой конгрегации", потребовавшей от регентши введения "божественной формы первоначальной церкви". Отказ повел к иконоборству, сопровождавшемуся разрушением монастырей (1559). Регентша была низложена, причем Нокс доказывал цитатами из Ветхого Завета, что низвержение нечестивых государей угодно Богу. В следующем году постановлением парламента была отобрана церковная собственность, доставшаяся по большей части дворянству, и в Шотландии введен кальвинизм под названием пресвитерианской церкви: эта церковь имела синодальную организацию и предоставляла значительный авторитет священникам, избиравшимся не непосредственно народом, а церковными советами. Кальвинизму в Шотландии пришлось еще раз выдержать борьбу в правление Марии Стюарт, возвратившейся из Франции в 1561 г. Несмотря на обличения Нокса, Мария не желала отказаться от католического богослужения, и строгие законы, изданные против католиков в ее отсутствие, не исполнялись. С низложением Марии пресвитерианство достигает в Шотландии полного торжества: наследника престола, будущего Иакова I Английского, отдают на воспитание кальвинистскому публицисту и историку Букэнэну. В XVII веке Иаков I и Карл I, правившие одновременно в Шотландии и Англии, пытались ввести в Шотландии англиканскую церковь, с саном епископа и некоторыми нововведениями в культе в духе католичества (политика архиепископа Лода). Результатом этих попыток было восстание, слившееся с английской революцией.

В Англии кальвинизм развивается после введения реформации государственной властью и вследствие этого в оппозиции не к католицизму, а к официальной протестантской церкви, к англиканству. Строй этой церкви, введенный при Эдуарде VI (1547-1553) и утвержденный Елизаветой (1558-1603), не удовлетворял более последовательных приверженцев протестантских принципов, как слишком еще проникнутый католическими чертами. Все считавшие необходимым дальнейшее очищение церкви от "суеверий" и "идолослужения" получили название "пуритан". С точки зрения официальной церкви, они были "нонконформисты", т. е. отвергавшие единообразие учения и культа (они назывались также диссентеры, т. е. разногласные). Одного целого пуритане не составляли; между ними можно было различить несколько градаций. Наиболее умеренные готовы были помириться с верховенством короля в церкви, но отрицали епископат и католические остатки в культе; другие, приближаясь к шотландскому кальвинизму, принимали республиканско-аристократическую организацию пресвитерианства, с национальным синодом во главе; наконец, в конце XVI в. стало развиваться направление броунистов (от основателя их, Броуна) или индепендентов, которые вносили в церковное устройство начало демократическое и самоуправление общин. Оппозиция пуритан носила вначале чисто религиозный характер. Парламент издавал против них постановления, Елизавета преследовала их как мятежных подданных, но, сидя в тюрьмах, подвергаясь наказаниям, они молились за королеву, тем более что она поддерживала их единоверцев в Шотландии, Голландии, Франции. Положение изменилось в XVII в., при Стюартах: с одной стороны, англиканство стало приближаться к католичеству и пуритане подверглись еще более тяжким гонениям, с другой - короли стали ограничивать привилегии парламента. Религиозная и политическая оппозиция соединились, и пуритане стали передовыми борцами за политическую свободу при Иакове I и Карле I; церковные представления их были перенесены на политическую почву и обратились в конституционные и республиканские теории; не допуская королевского верховенства в церковных делах, они боролись против абсолютизма в государстве. Тяжелые испытания в начале этой борьбы заставили многих выселиться во вновь основанные колонии в Сев. Америке; здесь, на свободе развились многочисленные секты, на которые распался английский кальвинизм (о дальнейшем см. Долгий парламент, Революция в Англии, Индепенденты, Квакеры, Пуритане). После героической эпохи XVII в. пуританство, или диссентерство, достигнув фактической терпимости и распавшись на умеренные и крайние толки, затихает, утрачивает свое влияние и внутреннюю силу. Его возрождение в Англии относится к концу XVIII в. и происходит в так назыв. веслеянстве, или методизме (см.). В настоящее время значительная часть английских протестантов - диссентеры; Валлис почти сплошь заселен ими.

В Польше кальвинизм сыграл преходящую роль. Ранее его здесь распространялись лютеранство (среди немецкого населения городов) и учение чешских братьев. Кальвинизм с его республиканско-аристократической организацией подошел в особенности к стремлениям шляхты, которая, господствуя на сеймах, старалась провести политическую реформу в своих интересах и сильно враждовала с духовенством. Сношения между Кальвином и видными людьми в Польше возникли в начале правления Сигизмунда II (конец 40-х, начало 50-х гг. XVI в.). Вскоре (1556-60) организатором кальвинистической церкви в Польше (под назв. "гельветического исповедания") явился Ян Лаский, обращавшийся и к правительству с предложением произвести реформацию (1554). Кальвинизм не вызвал, однако, большой ревности. В среде протестантов здесь скоро развилось под влиянием Италии рационалистическое направление, обратившееся к антитринитаризму (отрицанию Троицы) - так назыв. социнианство (см.), вовсе не отличавшееся свойствами энергичной церкви. Сильная католическая реакция с 60-х гг. встретила в Польше лишь разрозненное сопротивление протестантов, и влияние кальвинизма было скоро в конец разрушено.

Литература

Филиппсон. Западная Европа в век Филиппа II, Елизаветы и Генриха IV

Поленц. История французского кальвинизма

Кервин де Леттенхов. Гугеноты и гёзы

Вайнгартен. Церковная революция в Англии

Кареев Н. И. Очерк истории реформационного движения в Польше

Любович Н. История Реформации в Польше

В данном параграфе мы кратко рассмотрим историю возникновения и распространения феномена европейской Реформации. Ознакомимся с наиважнейшими ее персоналиями и краткими основами их учений. В частности будет рассмотрена история появления и развития такого протестантского направления как кальвинизм, который вслед за остальными протестантскими деноминациями также отрицал иконы в своей богослужебной практике.

XVI век оказался переломным веком для Европы. В течении буквально нескольких десятилетий европейских континент, доселе объединенный одной церковью, оказался разделен в религиозном отношении на два непримиримых лагеря. Подобные последствия оказались побочным следствием начавшейся т. н. «Реформации».

Что же это такое? Как пишет об этом В. П. Слободин Реформация (от лат. Reformatio - преобразование) – это широкое социально-политическое и идеологическое движение против католической церкви, охватившее в XVI веке большинство стран Западной и Центральной Европы. 45

Как гласит легенда, хмурым днем 30 октября 1517 года Мартин Лютер, бывший в то время священником Виттенбергской церкви, прибивает к воротам своей церкви некий текст, состоящий из 95 тезисов, направленный, якобы, против индульгенций и лично папы Римского. С этого неприметного события и ведет свою история Реформация, в будущем расколовшая европейскую цивилизацию на два враждующих лагеря. Но это всего - лишь легенда.

В действительности же у Реформации, как и у любого другого культурно значимого феномена имелась и своя длинная предыстория, и свои мыслители, предвосхитившие ее, но ныне не известные широкому кругу. Но даже, несмотря на всю предысторию, европейскую Реформацию по сложившейся традиции, продолжают отсчитывать от 1517 года и рассматривать деятельность Мартина Лютера как ее зачинателя.

Мы будем двигаться в стезе сложившегося порядка вещей, поэтому историю Реформации тоже будем начинать в XVI веке, рассмотрев деятельность основных реформаторов этого периода - Мартина Лютера, Ульриха Цвингли и Жана Кальвина.

Мартин Лютер родился в 1483 году и происходил из семьи зажиточных бюргеров, выходцев из крестьян. «Вопреки воле отца, прочившего ему карьеру адвоката, в 1505 году Лютер отказался от путей мирянина, вступив в монашеский орден августинцев. Обратившись к изучению источников христианской веры, Лютер своими изысканиями обратил на себя внимание руководителей Ордена и был направлен в университет Эрфурта и затем Виттенберга с целью более углубленного изучения теологии». 46 В 1507 году его посвящают в священники, а в 1512 году он становится доктором и профессором теологии Виттенбергского университета.

Лютер не был спокойным человеком, он во всем искал твердой опоры, твердой истины, на которую мог бы опереться всей душей, всем своим сердцем. Поступив в монастырь, он прилежно и добросовестно исполнял все возложенные на него обязательства. Однако, несмотря на ревностное исполнение монастырских правил, душа его не знала успокоения, Мартин все время ощущал свою греховность. Эта скрытая внутренняя жизнь, а точнее борьба, августинского монаха, не давали ему внутреннего покоя, к которому он так стремился, что и провоцировало его на постоянный духовный поиск. Масла в огонь подлило паломническое путешествие в Рим, совершенное в 1510 году, где Лютер увидел вовсе не образец благочестивого города и впервые столкнулся с продажностью и развращенностью клира Церкви.

Путем внутреннего озарения Мартин Лютер приходит к своим выводам, отличным от официального католического учения. «Лютер осознал, что на прежнем пути тщательного соблюдения предписаний монастырского устава, совершения «добрых дел» просто невозможно обрести душевный покой и спасение. Непременное условие спасения и оправдания – вера, она является Божьим даром, и тот, кто лишен самодовольства, правдив и требователен к себе, тот уже небезнадежен и может надеяться на спасение». 47

Открыв для себя это спасительную истину, Мартин Лютер постепенно начинает разрабатывать эту идею, которая в дальнейшем получит наименование «оправдание верой».

В тот же период в Саксонии появился монах Иоганн Тецель, который абсолютно беззастенчиво, обманом и хитростями, продавал индульгенции, доход от которых должен был идти на возведение храма Св. Петра в Риме.

В католической традиции индульгенция понимается как частичное или полное освобождение от тех временных страданий, которые душе причитается вынести для удовлетворения (сатисфакции) за те грехи, которые ей уже прощены в таинстве покаяния. Освобождение от наказания дается Церковью во имя преизобилующих заслуг Иисуса Христа, который, согласно католической сотериологии, принес большую, чем нужно было, жертву правосудию Божию.

Этот неисчислимый преизбыток заслуг Спасителя, а также заслуги Пресвятой Девы Марии и сверхдолжные заслуги святых, якобы откладываются в виде особого капитала или запаса и составляют то, что называют «Сокровищем Церкви». Церковь черпает из него и распределяет между немощными членами, восполняя недостаток их заслуг.

Акт предоставления индульгенций не был чем-то из ряда вон выходящим, потому что индульгенция не была действительна без предварительной исповеди в том или ином грехе. Но со временем выдачей индульгенций стали злоупотреблять, продавая их за деньги и утверждая, что только с помощью индульгенций и можно заслужить спасение. Именно с этим и столкнулся Мартин Лютер, наблюдая за деятельностью Тецеля.

Участились случаи игнорирования таинства исповеди прихожанами его церкви, которые мотивировали это тем, что грехи им уже отпущены при помощи индульгенций.

Как достаточно образованный и начитанный человек Мартин Лютер не мог оставаться в стороне. Он подготовил текст «95 тезисов об индульгенции» в котором разбирал с богословской точки зрению практику продажи индульгенций. В данных тезисах, предназначенных к неторопливому обдумыванию в узких кругах, нежели к прокламациям на улицах, Лютер довольно мягко критикует верхушку римской церкви, перекладывая всю ответственность за превышение на продавцов индульгенций. Несмотря на умеренный тон в данном документе уже проглядывается его будущая теология «оправдания верой». Он пишет что: «Всякий истинно раскаявшийся христианин получает полное освобождение от наказания и вины, уготованное ему даже без индульгенций». 48 В последующем этот тезис (Sola fide (лат.) - «Только верой») получит всестороннее развитие и станет одним из краеугольных камней протестантской доктрины.

Лютер отослал тезисы на теологический факультет Эрфуртского университета, однако никакого отклика не последовало. Имел ли место факт прибивания этих тезисов к воротам своей церкви, или не имел, доподлинно не известно. Но, несмотря на это «95 тезисов» внезапно получили чересчур широкое распространение. Благодаря налаженной системе книгопечатания их несколько раз переиздавали только в 1517 году. Общество услышало то, о чем раньше говорили лишь вполголоса. Лютер не ожидал подобной известности и поначалу был весьма напуган фактом моментального распространения своих измышлений по всей Европе.

«Тезисы Лютера оживи надежды самых разных сословий. Князья увидели в них подспорье в стремлении прибрать к рукам церковные имущества. <…> Бюргерство было радо избавится от начинавших казаться ему бесполезными церковных поборов». 49

Реакция римской церкви на эти тезисы была резко негативной не только из-за вопроса возможности или невозможности индульгенций, но и из-за того что материальная жизнь церкви, в то время очень сильно зависела от материальных вливаний, которые по большей части приносили именно индульгенции.

Инквизиторы обвинили Лютера в ереси, но в дело вмешался известный и уважаемый ученый того времени Эразм Роттердамский. Он написал письмо курфюрсту Фридриху III Мудрому с просьбой поддержать своего подданного. Последний, будучи сторонником реформы Священной Римской Империи в сторону увеличения прерогатив князей, решил воспользоваться «казусом» в собственных целях. В чисто церковный вопрос все больше и больше начало вливаться политических фигур, которые преследовали свои интересы.

Лютер категорически не хотел признавать свою «еретичность». Он продолжает дальнейшую разработку своей системы, которая станет основой для всего протестантизма. Усугубление разрыва Лютера с церковью стало происходить в 1519 году. На одном из диспутов между ним и его оппонентами он высказал идею что Церковь наличествует всюду, где проповедуется и исповедуется Св. Писание. Лютер отстаивал мнение, что церковные соборы могут погрешать против истины и заблуждаться, а Св. Писание стоит выше соборов и папских декретов. 50 В дальнейшем безусловный примат Св. Писания над Св. Преданием и опора именно на Библию в формировании своей системы богословских взглядов станет базисом для будущих протестантов и получит наименование Sola Scriptura (лат.) - «Только Писание». И хотя Мартин Лютер еще остается в лоне римской церкви и надеется на ее изменение изнутри, ситуация меняется. Нарастающее недопонимание с обеих сторон и откровенное нежелание прислушаться к чужой точке зрения приводит к тому, что в январе 1521 года папа римский издает буллу «Decet Pontifex Romanus» (Учит Римский Первосвященник), в которой бесповоротно отлучает Лютера от церкви.

Как справедливо замечает В. П. Слободин: «Чем дальше шла интеллектуальная борьба между курией и Лютером – тем более на поверхность выплывали вопросы уже не отношения бога и человека, а вопросы церковного устройства и власти папы. Лютер доходит до идеи всеобщего священства, все миряне обладают правом на священство, каким прежде обладало только католическое духовенство. Он отвергал неприкосновенность папы и его прелатов, требовал четкого разграничения прерогативы двух властей – светской и духовной, как и сферы действия двух прав – светского и церковного. Причем светскому праву он придавал первостепенное значение. В произведении «О вавилонском пленении церкви» он подверг сокрушительной критике учение церкви о семи таинствах, признав на основе Священного Писания из семи таинство только три (позже – лишь два, крещение и причащение). Отныне компромисс между Лютером и Римом стал невозможен. Новая теология превратилась в знамя общественной оппозиции». 51

Часть дворянства, а также многочисленные плебеи поддержали Лютера. Это вылилось в Крестьянскую войну 1524 - 1525 годов. Причина ее – налоговый гнет крестьян и непомерные налоги. До этих событий крестьяне фактически не принимали участия в реформационном движении. Но последнее пропагандой идеи «всеобщего священства» и мотивацией принципов «естественного права» и особенно – «божьей справедливости» оказало влияние на пробуждение сознания и рост общественной активности крестьян. 52 Лютер призывал народ к миру, не восставать против своих господ. И хотя восставшие потерпели поражение, эта война ярко показала, что религиозные идеи теперь попали на чересчур плодородную почву политики. Противостояние между одиночкой - богословом и римским двором становится уже противостоянием между различными классами и политическими группировками. Начинается религиозный раскол Европы, который ширится не по дням, а по часам.

Несмотря на острую социально-религиозную борьбу, которая шла в немецких землях, в Швейцарии, параллельно и независимо от деятельности М. Лютера, начиналась своя Реформация, связанная с именем Ульриха Цвингли.(1484-1531). Он был священником и происходил из семьи зажиточных крестьян. Цвингли получил хорошее образование и был дружен со многими гуманистами, (в частности с Эразмом Роттердамским), уважал таких мыслителей как Марсилио Фичино и Пико дела Мирандола.

Как и Лютер, Цвингли опирался на авторитет Священного Писания и отвергал Священное Предание, резко критиковал схоластическое богословие, исповедовал принципы «оправдания верой» и «всеобщего священства», идеализировал раннехристианскую церковь. Цвингли высказывался против путешествий к святым местам, поклонения иконам, указывая что Бог всюду, рядом с человеком и к нему можно обращаться в любое время. В 1516 году он в открытую стал заявлять, что не находит в Библии рациональных оснований для существования института папства. 53 С 1519 года Цвингли приступил в Цюрихе к систематической пропаганде собственного евангельского учения, излагая и комментируя Священное Писание. За основу было взято учение об «оправдании верой», то есть отрицание необходимости посредничества католической церкви, индульгенций, икон, мощей, монашества, целибата, пышности ритуала и т.д. Свои основные идеи Цвингли высказал в программных 67 тезисах (1523) и работах «О божественной и человеческой справедливости» (1523), «Об истинной и ложной вере» (1525), а также в «Изложении христианской веры» (1531).

Цвингли стал отрицать мистический характер евхаристии, что разделило его богословие и богословие Лютера, который держался более традиционного взгляда на это таинство. Швейцарский реформатор считал что причащение - это всего лишь воспоминание об историческом событии - основании Церкви, в то время как Лютер считал, что это в таинстве пресуществления хлеб и вино действительно изменяют свою сущность.

В отличии от реформационной деятельности Мартина Лютера преобразования Цвингли не сразу стали объектом критики местных вышестоящих чинов римской церкви. Благодаря этому Ульрих добился значительных успехов в деле реформации Швейцарии.

Общество реформированной Швейцарии привыкало не только по новому верить, но и по новому жить. Обновление мышления влекло за собой изменения быта. «В Цюрихе Цвингли навел порядок. В городе был введен надзор за нравственной стороной жизни граждан. Не поощрялись танцы в парах мужчин и женщин, даже игра в шахматы и кегли. Священники носили теперь повседневную одежду». 54

Цвингли погиб в сражении с католиками в 1531 году, не успев полностью покорить Швейцарию своему учению. Но в той же Швейцарии суждено взойти новой звезде реформационного движения Европы - Жану Кальвину.

Появление кальвинизма придало новый импульс всей Реформации и в целом вывело реформационное движение на новый уровень. Вот как об этом пишет исследователь Ерохин: «В лице кальвинизма Реформация обрела доктрину, способную распространиться в любой национальной среде. В соответствии с кальвинистскими принципами община верующих могла организовываться вне зависимости от политического строя данной страны. Жан Кальвин дал Реформации доктрину, следуя которой протестантам можно было отстоять свои права во взаимоотношениях со светской властью». 55

Также кальвинизм способствовал новой трудовой дисциплине, качественно изменив категорию труда человека, освятив ее божественным постановлением. Кальвинизм исходит из того, что жизненное предназначение, иначе говоря, призвание Божие, во многом реализуется в повседневном труде. 56 В дальнейшем это положение, как справедливо подметил социолог М. Вебер, способствовало развитию европейского капитализма.

Жан Кальвин родился в 1509 году во французском городе Нуайон в обеспеченной семье. Он получил хорошее теологическое и юридическое образование. Был замкнутым и нелюдимым, но все это компенсировалось его умом. Во время учебы способный ученик часто подменял профессоров на лекциях. Нам остаются неизвестны мотивы его перехода в лагерь протестантов, лишь достоверно известно, что в 1532 году он окончательно принимает протестантизм и примыкает к радикальному крылу французских реформаторов. Впоследствии противостояний с католической властью Кальвин бежит из Франции, и в 1536 году он анонимно выпускает «Наставления в христианской вере», написанные первоначально на латинском языке и предназначавшиеся для узкой прослойки образованных людей. В этой книге была систематически представлена протестантская догматика и теория взаимоотношений между протестантскими общинами и светской властью.

Кальвин хотел уехать в Базель, но в Базель тогда ему можно было безопасно добраться только через Женеву. До Реформации это был богатый город с богатым духовенством и развитой экономикой. В городе стабильно росла преступность и падали нравы. Но постепенно в Женеву стали проникать реформаторские идеи, что привело к своему результату. В городе начинает свою деятельность протестантский проповедник Гийом Фарель. Окончательно же Женева становится протестансткой лишь благодаря политической воле ее правителей. Политические пертурбации вынуждают высший правящий орган города - Городской совет, отринуть католицизм ради сохранения независимости города. Это происходит в 1532 году.

Фарелю с этого момента оказывают чрезвычайное уважение; его представления и проекты называются «божественными». В сельских округах решительно проводится реформация <...> от всех без исключения граждан требуется посещение проповеди. 57 Однако энтузиазма Фареля не хватало и он, узнав, что в Женеве остановился по пути автор знаменитых «Наставлений» упрашивает Кальвина остаться именно в Женеве.

Встав во главе реформации, Кальвин сразу же приступает к активным действиям. В частности, ужесточается законодательство. «Прелюбодеяние начало наказываться смертной казнью, ругательства и проклятия были запрещены. Смертная казнь угрожала также за богохульство». 58

Однако через восемнадцать месяцев его вместе с Фарелем по политическим мотивам изгоняют из Женевы. Кальвин уезжает в Страсбург. Но политическая ситуация снова меняться и представители Женевы упрашивают Кальвина вернуться. И хотя по своему возвращению он избегает резких шагов, вскоре Женева сделалась образцом пуританской строгости. Под запретом оказались игры, музыка, танцы, празднества. Преступность была искоренена, возросло благосостояние граждан.

Положение Ж. Кальвина не было прочным, ибо власть в Женеве постоянно переходила от его сторонников к его противникам и поэтому его статус постоянно менялся. И хотя он не был «диктатором», его авторитет оставался велик.

К 50-60 годам XVI века Женева превратилась в самый твердый оплот европейской Реформации. В 1559 году Кальвин открыл академию для подготовки проповедников, которую возглавил Теодор Беза. В типографиях Женевы десятками тысяч экземпляров печатались протестантские книги для всей Европы. Кальвин стал признанным авторитетом и главой протестантского мира, значение Виттенберга перешло к Женеве. 59

Кальвин умер 27 мая 1546 года. Преемником Кальвина в Женеве стал Теодор Беза, который продолжил развивать основные идеи Кальвина.

Кальвинизм начал активно распространяться по Европе, становясь действенным фактором внутриполитической жизни ряда европейских стран. Характерная для кальвинизма склонность к участию в политической борьбе нашла выражение в том, что его берут на вооружение разного рода оппозиционные силы в обществе, в основном дворянство и буржуазия. Практически везде он был принят оппозиционными элементами в обществе как идеология. В некоторых странах, таких как Франция и Польша, он исчез с арены политической борьбы, в некоторых, таких как Швейцария, Шотландия и Нидерланды - одержал победу.

В качестве примера удачного распространения кальвинизма рассмотрим этапы его распространения и победы в Нидерландах. Кальвинизм там начал укреплять свои позиции с пятидесятых годов XVI века. Распространение кальвинизма происходило из города Эмден, что находился на северо-западе Германии. Какое-то время в конце XVI века его даже называли «Женевой севера». Эмден выполнял роль «материнской церкви» для кальвинистских общин стран северной Европы, в особенности Нидерландов. 60

В самих Нидерландах католические власти немедля стали преследовать приверженцев «ереси», в результате чего многие кальвинисты стали приходить на проповеди вооруженными, что только усиливало градус конфронтации. Приобретая последователей в среде городского населения, кальвинизм становился знаменем антииспанской оппозиции. В 1562 году на сторону кальвинистов перешла часть аристократии, во главе с принцем Вильгельмом Оранским, потребовавшая от испанского короля вывода испанских войск и отмены законов против еретиков. В 1563 году возник «Союз дворян», выдвинувший схожие требования. В ответ на это испанские власти учреждают в Нидерландах инквизицию. В обществе стала складываться взрывоопасная ситуация, которая нашла свой закономерный выход в виде массового восстания.

Нидерландская буржуазная революция началась 10 августа 1566 года в Западной Фландрии как иконоборческое восстание. Подстрекаемые кальвинистскими пасторами крестьяне, горожане и присоединившиеся к ним дворяне громили католические церкви и монастыри, уничтожали иконы и статуи святых, предметы церковного культа. В ответ на это, в восставшие провинции была послана карательная армия герцога Альбы.

Историк Виппер пишет об этом периоде: «Множество людей, разоренных или преследуемых за веру, бежало из страны; частью они бросились на родную стихию нидерландцев, море, и обратились в пиратов. Эти «морские гезы» захватили несколько прибрежных мест и оттуда жестоко обрушивались на католиков, как испанцев, так и своих единоплеменников; они вешали священников, издевались над церковными святынями; некоторые носили шляпы с полумесяцем и надписью: «лучше будем турками, чем папистами»». 61

В 1572 году наступил новый этап революции, когда вспыхнуло восстание против испанцев в северных провинциях страны. На собрании штатов Голландии, куда прибыли участники восстания, принц Оранский был назван верховным статхаудером, то есть наместником короля. Из конфискованных церковно-монастырских имуществ и других поступлений был создан фонд для оплаты военных расходов. В частности, в сфере религиозной жизни была провозглашена свобода совести. В 1576 году в г. Гента собрались Генеральные штатаы и обьявили о взятии власти в свои руки.

Однако только с принятием 23 января 1579 году Утрехтской унии борьба кальвинистов против испанской короны и ее наместников приняла необратимый характер. В 1581 году штаты, собравшиеся в Гааге, объявили Филиппа II низложенным. Новое государство стало называться Соединенными Провинциями или просто республикой Голландией – по имени самой многолюдной и богатой из семи провинций, составивших союз.

Итогом многолетней борьбы кальвинстских штатов с испанской короной стало не просто образование нового государства на карте Европы. «С достижением политической независимости республика Соединенных провинций становится, пожалуй, самой свободной для протестантов страной в Европе. В городах здесь действовали кальвинистские консистории. В Нидерландах находили убежище английские пуритане, другие протестанты из разных европейских стран. Здесь, в Лейдене, жили также и английские конгрегационалисты, которые впоследствии, в сентябре 1620 года отправились на судне «Мэйфлауэр» в Северную Америку». 62

Мы рассмотрели довольно краткий, но очень важный исторический период европейской истории, который был ознаменован появлением новой религиозной конфессии внутри христианского мира. Мы увидели что стихийно начавшаяся Реформация, возникнув вначале как внутрицерковный сухой догматический спор сразу же привлекла к себе внимание широких кругов, которые, воспользовавшись удобным поводом, включились в борьбу за свои интересы. Практически везде распространение реформационных идей не было мирным и часто приводило к политической борьбе и радикальным переворотам в обществе. С появлением протестантизма началась новая веха в общественном и политическом развитии Европы, что продолжает оказывать непосредственное влияние, в том числе и на современный мир.

Название: Кальвинизм (от имени основателя, по латыни - Кальвина)
Время возникновения : XVI век
Основатель: Жан Ковен

Это протестантское направление возникло в первой половине XVI век во Франции.

Жан Ковен, получив хорошее образование в сфере теологии, литературы и права, попав под влияние протестантских идей, главным образом Мартина Лютера, принял активное участие в реформировании церкви. В своих работах, написанных после вынужденного переезда в Швейцарию, он чётко изложил основные догмы кальвинизма.

Кальвин исключил из своей церкви всё, что можно было исключить, не нарушив предписаний Библии. В результате такого подхода получилось одно из самых рациональных и немистических направлений .

Главное, что отличает кальвинизм от церкви, это отношение к Библии как к единственному и непогрешимому стандарту веры и жизни. Согласно взглядам большинства протестантов, например, лютеран, после грехопадения Адама человек может быть спасён только через веру в Бога, при этом неважно какие действия в жизни он предпринимает - все они по определению считаются греховными. Кальвинисты пошли в своей доктрине ещё дальше - по их представлениям спасение или вечные муки в аду каждого конкретного человека предопределены Богом ещё до сотворения мира и изменить данную ситуацию невозможно. Согласно логике кальвинизма, если человек творит добрые дела, это не способ попасть в рай после смерти, а признак того, что данный человек изначально был предопределён Богом к спасению. Соответственно в кальвинизме существуют два таинства - крещение и причащение, которые являются знаками спасения, но не несут непосредственной спасительной силы, так как всё изначально уже предопределено.

Культовая практика кальвинизма чрезвычайно проста, например, нет почитания святых и реликвий. В церквях отсутствуют не только иконы и статуи, но и даже настенная живопись, характерная для других направлений протестантизма. Даже алтарь и крест не являются в храмах обязательными предметами. Соответственно службы в кальвинизме проводятся очень скромно - свечи не зажигаются, не звучит музыка, духовенство не использует специальных одежд, которые бы выделяли его из массы мирян.

Управление кальвинистскими церквями осуществляется специальными органами - пресвитериями, в которые входят священники и представители общин мирян.

Интересно, что кальвинизм рассматривает природу как одно из божественных откровений, наряду с безмерно почитаемой Библией. Таким образом, непостижимый для человека в чистом абстрактном виде Замысел Божий, воплощён в природе, закономерности и проявления которой человек должен изучать, чтобы приблизиться к пониманию божественной гармонии.

Большую роль кальвинизм играл в противостоянии протестантов (гугенотов) и , существовавшем во Франции, и получившем яркое отражение во множестве художественных произведений. Самой драматической страницей этого конфликта была Варфоломеевская ночь 1572 года, когда погибло более 6 тысяч кальвинистов, а 200 тысяч гугенотов были вынуждены покинуть Францию, спасаясь от гонений.

В наше время существуют три основных формы кальвинизма: реформаторство,
пресвитерианство, конгрегационализм.
По различным оценкам на сегодня численность кальвинистов составляет около 60 млн. человек.

На сегодняшний день кальвинизм является одной из авторитетных протестантских церквей, он имеет серьёзное политическое и религиозное влияние в ряде стран.

Другие направления:

Мадхьямика Буддизм | Сутра сердца | Нагарджуна Название: Мадхьямака, или мадхьямика («срединность») Основатель: Нагарджуна Время возникновения: II ...