Капитальные затраты на противопожарную защиту. Расходы на обеспечение пожарной безопасности Затраты на пожарную безопасность

Продажа

На создание и функционирование системы противопожарной защиты в городах, населенных пунктах и на объектах предприятий и организаций расходуются ощутимые средства.

Часть этих средств, расходуемых в процессе эксплуатации (функционирования) системы противопожарной защиты для поддержания ее в работоспособном состоянии, имеет характер ежегодных затрат, и потому их называют текущими (расходуются в течение календарного года по мере появления потребности) или эксплуатационными расходами (например, расходы на техническое обслуживание пожарного автомобиля, средств пожарной автоматики, затраты на огнетушащие вещества, топливо, электроэнергию, оплату труда работников и т.п.).

Другая часть средств, используемая в период создания системы противопожарной защиты, разработки и внедрения или обновления отдельных ее элементов, носит характер разовых (единовременных) затрат (расходы на сооружение учебно-тренировочного полигона, приобретение пожарных машин, строительство пожарного депо, возведение противопожарных преград и т.п.). Эти средства называют капитальными затратами, поскольку они являются составной частью капитальных вложений, реализуемых на создание новых, реконструкцию и техническое перевооружение действующих основных фондов.

Таким образом, капитальными затратами на противопожарную защиту называется часть капитальных вложений в основные фонды юридических лиц, реализуемая на создание новой, реконструкцию и техническое перевооружение действующей системы противопожарной защиты или отдельных ее элементов.

Капитальные затраты на противопожарную защиту распределяются в основном по двум направлениям: на противопожарную защиту строительной и технологической частей объектов; создание, обновление и техническое переоснащение действующих основных фондов пожарной охраны, включающих пожарные машины и оборудование, а также здания и сооружения противопожарного назначения. Укрупненная схема распределения капитальных затрат на противопожарную защиту представлена на рис. 1.

Выполнение противопожарных требований при проектировании и строительстве объектов, как правило, связано с существенными капитальными затратами. Доля этих затрат в общем объеме капитальных вложений, осваиваемых при строительстве жилых зданий, составляет 1.8%, общественных зданий – 3.8…4.4%, производственных зданий и сооружений – до 18%. В общей сложности в год это составляет или должно составлять внушительную сумму примерно 800 млрд. руб.


Здания и сооружения
Рис.1

При создании новых и обновлении действующих технических средств противопожарной защиты капитальные вложения включают следующие элементы:



· Затраты на научные исследования, создание экспериментальных и опытных образцов, испытания опытных образцов и промышленные испытания;

· Затраты на приобретение, доставку, монтаж, наладку и освоение технических средств потребителем;

· Затраты на модернизацию оборудования завода-изготовителя и на и изготовление силами этого предприятия нестандартного оборудования;

· Затраты на пополнение оборотных средств завода-изготовителя;

· Затраты на освоение необходимых производственных площадей и других элементов основных фондов, непосредственно связанных с производством и использованием нового технического средства;

· Затраты на приобретение и доставку запасов огнетушащих веществ со сроком хранения более года;

· Сопутствующие внедрению нового технического средства капитальные затраты (строительство новых или реконструкция действующих зданий, сооружение водопровода, подъездных путей и т.п.).

В составе капитальных вложений может быть также учтена остаточная стоимость заменяемого оборудования, если оно при внедрении нового технического средства должно пойти на слом.

Величина капитальных вложений, реализуемых при создании новых технических средств К т.с. , представляется в виде удельного показателя, характеризующего долю затрат на единицу изделия (технического средства). Она включает две основные составляющие, которые объединяют ранее рассмотренные элементы затрат:

К т.с. = К н. + К п.н., (3.1)

где К н. – затраты на научные исследования и опытно-конструкторские работы, руб./ед.; К п.н. – удельные капитальные вложения в производственные фонды завода-изготовителя нового технического средства, руб./ед.;

К п.н. = Ф/с т.п. х с ед z, (3.2)

Здесь Ф - стоимость основных производственных фондов завода-изготовителя, тыс. руб.; с т.п. – себестоимость товарной продукции завода-изготовителя, тыс. руб.; с ед. – себестоимость единицы технического средства, руб.; z – поправочный коэффициент на новое техническое средство, если его изготовление влечет за собой удорожание или удешевление основных производственных фондов.

Поправочный коэффициент определяется по формуле

z = k 1 k 2 , (3.3)

где k 1 – коэффициент, учитывающий изменение трудоемкости изготовления нового технического средства Т н по сравнению с базовым Т б:

k 1 =Т н./Т б.; (3.4)

k 2 – коэффициент, учитывающий изменение среднегодового выпуска нового технического решения А н по сравнению с базовым А б;

k2 = А н /А б; (3.5)

Так как затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, как правило, осуществляются по мере их выполнения в течение ряда лет, то приведение их к началу расчетного года осуществляется по формуле:

К н 1 = ∑ К н t (1+Е) t (3.6)

где t р – порядковый номер расчетного года от начала работ (t=to, t 1 , …tp); К н t – затраты соответствующих этапов работы в t-м году, руб.; Е=0,1 – норматив приведения.

Тогда удельные затраты на единицу технического решения К н. будут равны:

∑K н t (1+E) t

К н1 ‗ t=to (3.7)

Капитальные затраты на обновление технических средств противопожарной защиты (без создания новых средств) или на приобретение не имевшихся (недостающих) на данном объекте средств К т.с определяются по формуле:

К т.с = k т.з ∑Ц о i A т.с i , (3.8)

где k Т.з – коэффициент, учитывающий транспортные и заготовительно-складские расходы. Принимается равным: для пожарных машин 1,04; для пожарного оборудования и автоматики – 1,07; Ц о i – оптовая цена i-го технического средства (i = 1,2, …,n); А т.с i – количество технических средств i-го вида.

В том случае, когда приобретение технических средств противопожарной защиты осуществляется в процессе сооружения объекта, величина капитальных затрат определяется на основании специальной сметы, входящей в состав общей сметы расходов на строящийся объект.

Капитальные затраты на строительство пожарных депо, учебно-тренировочных полигонов и т.п., а также на выполнение требований противопожарных норм и правил строительного проектирования при создании основных фондов включают расходы на строительно-монтажные работы, приобретение оборудования, инструмента и инвентаря, проектно-изыскательские работы и др.

Величина затрат на противопожарную защиту может быть установлена на основе изучения проектно-сметной документации либо определена путем самостоятельного составления сметы.

Сметная стоимость представляет собой фактически цену строительства, поскольку она содержит себестоимость строительно-монтажных работ (прямые затраты и накладные расходы) и прибыль строительно-монтажных организаций, выступающую в форме плановых накоплений. Определяется стоимость путем составления сметы.

Смета – это документ, составляемый, как правило, в табличной форме и содержащий данные по расчету стоимости строительства. На основе сметы осуществляются планирование капитальных вложений, финансирование строительства и расчеты между заказчиком и исполнителями работ (подрядчиками).

Методику определения сметной стоимости рассмотрим путем последовательного анализа составляющих затрат на строительные работы, приобретение оборудования, его монтаж. В заключение рассмотрим порядок определения общей стоимости строительства, устанавливаемой на основе сводной сметы. При этом, в отличие от общепринятой структуры капитальных вложений, затраты на проектно-изыскательские работы отнесем к прочим затратам, а затраты на монтажные работы подвергнем анализу отдельно от затрат на строительные работы.

Сметная стоимость строительных работ К с включает следующие элементы затрат: прямые затраты К п.з. (около 75% сметной стоимости), накладные расходы К н.р. (в среднем 17%) и плановые накопления К п.н. (8%);

Кс = К п.з. + К н.р. + К п.н. (3.9)

К прямым относятся затраты, которые непосредственно связаны с производством строительно-монтажных работ. В состав прямых затрат включают заработную плату основных рабочих - З п.р.; стоимость материалов, изделий, конструкций - М; расходы на эксплуатацию строительных машин и механизмов - Р э.м.:

К п.з. = З п.р. + М + Р э.м. (3.10)

Зарплату подразделяют на основную и дополнительную. В основную включают зарплату рабочих, занятых непосредственно на строительно-монтажных работах. Основная зарплата составляет до 15% прямых затрат. Дополнительная зарплата входит в состав накладных расходов.

Затраты на материалы, изделия и конструкции в сметной стоимости строительства составляют около 50%. Отсюда видно, какое значение для роста эффективности капитальных вложений имеет экономное использование материалов, снижение материалоемкости.

Расходы на эксплуатацию строительных машин (около 10%) определяются по приложению ТСН-81-03-2001 «Территориальные сметные нормы»

Прямые затраты на производство строительно-монтажных работ по базисному району можно определить по формуле:

К п.з. = ∑W i Ц I , (3.11)

где W i – объем выполнения работы i –го вида, м3, м2, м, шт.; Ц i – единичная расценка работы i –го вида для базисного района, руб./ед. изм.; i – количество видов работ (i = 1, 2, …, n).

Единичной расценкой называется сумма прямых затрат, установленная на основе сметных норм и цен, приходящихся на единицу конструктивного элемента или вида работ.

Территориальные единичные расценки (ТЕР) на строительные конструкции и работы предназначены для определения сметной стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений, разработки укрупненных нормативов сметной стоимости и прейскурантов на строительство зданий и сооружений, а также для расчетов за выполненные строительные работы. Они составлены на основе государственных элементных сметных норм на строительные конструкции и работы (ГЭСН); средних районных сметных цен на материалы, изделия и конструкции; сметных цен эксплуатации строительных машин.

ТЕР изданы в составе 50 сборников, наименование и порядковые номера которых соответствуют принятым в сборниках ГЭСН. Каждый сборник ТЕР содержит техническую часть и таблицы с единичными расценками. В технической части приведены указания о порядке применения единичных расценок сборника. В таблицах содержатся показатели сметных затрат, установленные на соответствующий измеритель конструкции или работ.

Районирование прямых затрат в ТЕР по территориальным районам и подрайонам произведено в соответствии с районированием привозных материалов, учтенных в расценках.

Расценки делятся на два вида: закрытые и открытые. В закрытых расценках учтена стоимость всех ресурсов, предусмотренных сметными нормами.

Открытые расценки не учитывают затраты на местные и некоторые привозные строительные материалы, изделия и конструкции, наименования, технические характеристики и нормы расхода которых указаны в графе «Материальные ресурсы» сборника.

К местным материалам ТЕР отнесены: кирпич, камень, щебень, гравий, песок, бетонные, железобетонные, пенобетонные конструкции и изделия, бетоны и растворы. ТЕР на строительные конструкции и работы с использованием местных материалов применяются только после привязки их к местным условиям строительства. Привязка осуществляется путем добавления в графу «Прямые затраты» стоимости не учтенных в расценках местных материалов, изделий и конструкций, наименования, технические характеристики и нормы расхода которых указаны в графе «Материальные ресурсы» или приложениях к сборникам ТЕР.

Стоимость материалов, изделий и конструкций, не учтенных в открытых расценках, определяют по сборнику средних районных сметных цен на материалы, изделия и конструкции или по действующим прейскурантам оптовых цен на промышленную продукцию с учетом транспортных расходов,

Накладные расходы в строительстве включают затраты на организацию, управление и обслуживание строительно-монтажных работ и связаны с обеспечением необходимых условий для функционирования процесса строительного производства. Они вызываются непосредственно технологическим процессом строительства, и связаны со всей продукцией строительной организации.

Накладные расходы в составе сметной документации относятся к косвенным затратам Они определяются по нормативу в процентах и рассчитываются на основе данных о фактических затратах подрядных организаций по статьям накладных расходов. Их нельзя установить по каждому виду работ или по строительным конструкциям, поэтому эти расходы распределяются пропорционально прямым затратам:

К п.з. Н н.р.

К н.р. = (3.12)

где Н н.р. – норма накладных расходов, %.

К накладным относятся расходы: административно-хозяйственные, на обслуживание рабочих, организацию и производство работ, прочие накладные расходы, затраты не учитываемые в нормах накладных расходов, но относимые на накладные расходы.

В административно-хозяйственные расходы входят зарплата административно-управленческого персонала и затраты на различные хозяйственные нужды (содержание административных зданий, легкового транспорта, командировки и разъезды работников административно-управленческого персонала, почтово-телеграфные и др.).

В расходы на обслуживание рабочих включаются дополнительная зарплата рабочих и отчисления на социальное страхование, расходы на охрану труда и обеспечение техники безопасности и др.

В расходы на организацию работ включаются содержание пожарной и сторожевой охраны на строительной площадке, расходы на производственные командировки рабочих и ИТР, которые не относятся к административно-управленческому персоналу, и др.

Среднеотраслевая величина нормы накладных расходов составляет 17%.

Плановые накопления представляют собой нормативную прибыль строительной организации. Прибыль подрядных строительных организаций образуется за счет двух основных источников – величины сметной прибыли, установленной в договорной цене строительства, и снижения себестоимости строительных работ за счет уменьшения накладных расходов, экономии ресурсов и прямых затрат. Как правило, начисление плановых накоплений К п.н. в договорной цене производят в размере 8% от суммы прямых затрат К п.з. и накладных расходов К н.р. для всех строек:

К п.н. = 0.08(К п.з. + К н.р.), (3.13)

Итак, сметная стоимость строительных работ может быть выражена в следующем виде:

К с = 1.08К п.з.(1 + 100). (3.14)

Сметная стоимость монтажа пожарного оборудования . Устройство средств пожарной автоматики и пожарного оборудования требует капитальных затрат не только на их приобретение, но и на монтаж. Стоимость монтажа складывается из заработной платы рабочих, затрат на материалы, расходов на эксплуатацию машин. Учитываются, как и при производстве строительных работ, накладные расходы и плановые накопления. Накладные расходы, в отличие от строительных работ, исчисляются только от суммы заработной платы рабочих.

Сметная стоимость монтажа всех видов технологического оборудования, в том числе и пожарного, определяется по сборникам расценок на пожарные работы. В расценках учтены затраты на материальные ресурсы исходя из усредненных сметных цен. Дополнительному учету подлежат затраты на неучтенные в расценках ресурсы, перечень которых утвержден в технических частях, вводных указаниях или приложениях к соответствующим сборникам. Стоимость материальных ресурсов определяется по форме расчетов «франко-приобъектный склад» и устанавливается по соответствующим ценам «Сборника средних районных сметных цен на материалы, изделия и конструкции», а при их отсутствии – по прейскурантам оптовых цен с учетом транспортных и заготовительно-складских расходов. Стоимость материальных ресурсов, отсутствующих в перечнях, утвержденных в технических частях, вводных указаниях или приложениях к соответствующему сборнику, следует учитывать в стоимости оборудования.

Монтируемое в настоящее время оборудование чрезвычайно разнообразно, постоянно появляются новые виды и марки оборудования. Поэтому в сборниках отсутствует многое пожарное оборудование.

В ряде случаев при монтаже оборудования производятся затраты и работы, не учтенные в расценках на монтаж. Эти работы и затраты дополнительно учитываются в сметах.

Заключительным этапом сметных расчетов является определение объема капитальных вложений на основе сводной сметы затрат. Сводная смета на противопожарную защиту объекта К включает результаты расчетов по сметам на противопожарное оборудование Ко , на монтаж оборудования Км и на строительные работы Кс:

К = 1.1(Ко + Км + Кс), (3.15)

где 1.1 – коэффициент, учитывающий стоимость прочих затрат, которые предназначаются для оплаты расходов заказчика, генерального подрядчика и проектной организации.

Номенклатура затрат, входящих в группу «прочих затрат», содержит около 70 наименований. Номенклатура прочих затрат, включаемых в смету конкретной стройки, может существенно отличаться в зависимости от условий строительства или характера строительных организаций. Порядок определения их величины и включения в сметную документацию регламентируется ТСН-81-03-2001.

Единицы измерения работ и конструкций в подсчетах объемов работ должны точно соответствовать единицам измерения, принятым в сметных нормах (метр кубический, квадратный метр, тонна, штука и т.д.).

На основании сборников расценок на монтаж оборудования, прейскурантов оптовых цен, сборников средних районных сметных цен на материалы, изделия и конструкции и объемов работ, определенных по чертежам проекта, составляют смету на противопожарную защиту объекта.

Экономические механизмы стимулирования роста уровня противопожарной безопасности.

В современных условиях деятельность подразделений ГПС сопряжена с взаимодействием предприятий различных форм собственности. Задачей ГПС является повышение уровня ПБ некоторого региона подконтрольного территориальному органу ГПС. Совокупный уровень ПБ региона будет определяться уровнем безопасности объектов, находящихся на территории данного региона. Следовательно, повышая уровень ПБ конкретных объектов, мы тем самым повышаем уровень всего региона. Задачей территориального подразделения ГПС является выделение объектов повышенной опасности, оценка уровня безопасности каждого конкретного объекта, мониторинг всех объектов, разработка мероприятий по повышению уровня ПБ территории. Осуществление мероприятий по повышению ПБ предприятий требует от них финансовых затрат. На предприятиях частной собственности отвлечение финансовых средств на ПБ воспринимается очень болезненно из-за постоянной нехватки оборотных средств, поэтому предприятие очень часто не заинтересовано в повышении уровня ПБ. В силу этого государством применяются экономические механизмы стимулирования уровня ПБ. Все экономические механизмы в своей основе имеют идею компенсации затрат предприятия на повышение уровня ПБ. В частности, предполагается либо компенсировать только затраты, либо производится компенсация не затрат, а упущенной выгоды. При этом, под упущенной выгодой понимают тот объем средств, которые получило бы предприятие, если бы средства предназначенные на ПБ вложило бы в основную деятельность. В качестве основных механизмов компенсации используются:

· Плата за риск, квотирование рисков;

· Перераспределение рисков;

· Стимулирование снижения рисков;

· Комплексная оценка социально-экономического эффекта управления рисками.

Одним из самых действенных и эффективных способов стимулирования роста уровня противопожарной безопасности во всем мире считается страхование от пожаров.Переход многих предприятий страны к рынку и, как следствие, к полной финансовой самостоятельности, т. е. ответственности естественно повлиял на построение взаимоотношений между суверенными юридическими лицами и органами ГПС. В этой связи появляется достаточно заманчивая альтернатива увеличению (поддержанию) затрат на противопожарную защиту через страхование рисков от пожара.

Естественно, что возникает необходимость выделения страхования от пожаров в самостоятельный вид, разработки системы страховых тарифов, дифференцированных по видам объектов с учетом уровня их пожарной опасности, а также разработки системы скидок с этих тарифов на внедрение конкретных противопожарных мероприятий, проведение определенной части работы по профилактике пожаров за счет средств страхования, учета при определении потерь как прямого, так и косвенного ущерба.

Во многих странах, как мы уже говорили, механизм стимулирования противопожарной защиты предприятий связан со страхованием. Проведение противопожарных мероприятий в них стимулируется дифференциацией страховых взносов в зависимости от отнесения того или иного предприятия к различным рисковым группам или от вероятности наступления страхового события. Кроме того, стимулируется соблюдение правил пожарной безопасности. Так, страховые компании вправе сократить размер страхового возмещения в том случае, если возникновению ущерба от пожара способствовали нарушения правил пожарной безопасности или неисправность средств пожаротушения. Именно страхование от пожара может стать наиболее радикальным и действенным механизмом экономического стимулирования экономически самостоятельных предприятий за обеспечение ими достаточного уровня пожарной безопасности своих объектов.

Страхование может быть обязательным и добровольным, только от прямого ущерба и косвенного и т.д. Особенно важные и сложные проблемы – установление страховых тарифов, обеспечивающих заинтересованность предприятия, как страхователя и страховой организации, как страховщика, а также разработки надбавок и скидок с этих тарифов в зависимости от уровня пожарной безопасности.

Страхование призвано, прежде всего, возмещать ущерб. Но и вместе с тем оно может сыграть важную роль в предупреждении и сокращении потерь от пожаров, в контроле за обеспечением сохранности собственности, в стимулировании повышения уровня противопожарной, технологической и экологической безопасности. Возможности такого страхования весьма широки.

В конце курса мы еще раз вернемся к теме страхования от пожаров и рассмотрим ее более подробно.

Ущерб от возникновения пожарной ситуации.

Традиционно этот ущерб делится на прямой и косвенный.

Прямой ущерб это – экономические потери, социальные потери, экологические потери.

Косвенный ущерб возникает на объектах не пострадавших от пожара, но каким-либо образом (экономически, социально, структурно) связанных с объектами, на которых возник пожар. Например, если пострадал завод по производству минудобрений, сельское хозяйство вынуждено будет искать новых поставщиков, тратить драгоценное время, переплачивать.

Оценка мероприятий по повышению уровня ПБ.

Задача ГПС может быть сформулирована следующим образом: надо определить набор мероприятий, так изменяющий параметры объекта, чтобы риск возникновения пожарной ситуации был не больше заданного, а стоимость мероприятий была минимальной, при условии их полноценности.

Эта задача делится на три составляющих:

· Оценка существующего уровня ПБ;

· Определение оптимального набора мероприятий;

· Определение плана проведения мероприятий.

Определение уровня пожарной безопасности.

Уровень ПБ является величиной зависящей от большого числа параметров, так называемой агрегированной величиной. Задача ставится следующим образом – как оценить уровень ПБ некоего объекта, используя традиционную статистику, которая ведется в органах ГПС. В настоящее время органы ГПС учитывают число пожаров, материальный ущерб, число погибших и травмированных. Для получения уровня ПБ необходимо осуществить сведение нескольких частных параметров оценки в одну, которую называют комплексной, интегральной или рейтинговой.

Мы ООО (отель) УСН доходы-расходы. Мы планируем заключить договор с организацией, которая занимается оценкой пожарных рисков в помещении, которое ООО арендует. Можем ли мы включить эти услуги в расходы, уменьшаемые доходы?

Ответ

Налоговым кодексом предусмотрено право включать в расходы затраты на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика в соответствии с действующим законодательством. Так как Федеральным Законом «О противопожарной безопасности» предусмотрена обязанность руководителей организаций разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности, в том числе и в отношении арендованного имущества, расходы на оценку пожарных рисков в помещении включить в состав расходов.

При этом такие расходы должны быть документально подтверждены и экономически оправданы.

Какие расходы можно учесть при расчете единого налога при упрощенке

Особенности признания отдельных расходов при расчете единого налога представлены в .

Условия для признания расходов

Все расходы налогоплательщика, уменьшающие налоговую базу, должны быть экономически обоснованны, документально подтверждены и связаны с деятельностью, направленной на получение доходов ( , НК РФ).

Налоговый кодекс РФ

Часть вторая
Статья 346.16. Порядок определения расходов

10) расходы на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика в соответствии с законодательством Российской Федерации, расходы на услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности;

За пожарную безопасность ответственность несет не только собственник помещения, но и его арендатор

Цена вопроса: 150 000 руб.

Организация арендовала помещение для ведения в ней деятельности по оказанию услуг общественного питания. В ходе проведенной проверки на соблюдение требований пожарной безопасности контролерами были выявлены такие нарушения: отсутствует табличка с указанием номера телефона вызова пожарной охраны, эвакуационный выход не обеспечен возможностью открывания изнутри без ключа, дверь на пути эвакуации открывается не по направлению движения из здания. На этом основании проверяющие привлекли организацию к административной ответственности по КоАП РФ. Однако компания с таким решением не согласилась и обратилась в суд. По ее мнению, она не должна нести ответственность за пожарную безопасность в помещении, собственником которого она не является.

Вместе с тем судьи отметили, что Федерального закона от 21.12.94 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрена обязанность руководителей организации соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности.

В соответствии с положениями Закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

За нарушение требований пожарной безопасности указанные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

Таким образом, судьи пришли к выводу, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности возлагается не только на собственника имущества, но и на его арендатора. Соответственно решение о привлечении организации к административной ответственности по статье 20.4 КоАП РФ правомерно.

О пожарной безопасности

Статья 37. Права и обязанности организаций в области пожарной безопасности

Руководители организации имеют право:
создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке подразделения пожарной охраны, которые они содержат за счет собственных средств;
вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения по обеспечению пожарной безопасности;
проводить работы по установлению причин и обстоятельств пожаров, происшедших на предприятиях;
устанавливать меры социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности;
получать информацию по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны.
Руководители организации обязаны:
соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;
проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;
включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;
содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;

Статья 38. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:
собственники имущества;
руководители федеральных органов исполнительной власти;
руководители органов местного самоуправления;
лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;
лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;
должностные лица в пределах их компетенции.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности для квартир (комнат) в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда возлагается на ответственных квартиросъемщиков или арендаторов, если иное не предусмотрено соответствующим договором.
Лица, указанные в части первой настоящей статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Проведение в компании противопожарных мероприятий без отражения их в учете невозможно. Ведь все хозяйственные операции, совершаемые предприятием, должны быть отражены в регистрах бухгалтерского учета. Поэтому очень важно правильно отразить расходы на противопожарные мероприятия в бухгалтерском учете.

Установка противопожарных систем - важный элемент пожарной безопасности, в особенности систем пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения. Эти системы достаточно дороги и соответствуют требованиям для признания их основными средствами (п. 4 ПБУ 6/01). Они принимаются к учету по первоначальной стоимости, которой признается сумма фактических затрат организации на приобретение (за исключением НДС).

Противопожарные системы и установки

Но не каждая компания сможет сама смонтировать и установить такие сложные технические устройства. Поэтому для выполнения таких работ можно пригласить специализированную компанию. Чтобы повысить эффективность пожарной безопасности, рекомендуется привлечь специализированную фирму и для выбора типа соответствующей системы. В этом случае вознаграждение специализированной организации, выплаченное за консультирование, монтаж и установку систем пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения, включается в их первоначальную стоимость (п. 8 ПБУ 6/01). Следует отметить, что работы по монтажу и установке противопожарных систем и установок не подлежат лицензированию (письмо Минэкономразвития России от 2 октября 2010 г. № Д05-246).

Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ) (далее – Классификатор), утвержденному постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 359, приборы и аппаратура систем автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации относятся к основным средствам, поименованным под кодом 14 3319000. Срок полезного использования – свыше пяти лет до семи лет включительно. В указанных пределах компания вправе самостоятельно определять срок полезного использования объекта. В течение указанного времени стоимость установленных систем будет переноситься на счета затрат. Амортизация будет учтена в составе расходов по обычным видам деятельности.

Для целей налогового учета дорогостоящие противопожарные системы также являются амортизируемым имуществом (п. 1 ст. 256 НК РФ). НДС, предъявленный поставщиком систем и специализированной организацией, принимается к вычету (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).

Пример 1

В ноябре 2010 года ООО «Радуга» установило систему пожарной сигнализации стоимостью 354 000 руб. (в том числе НДС 18% – 54 000 руб.). Для приобретения и установки системы «Радуга» воспользовалась услугами специализированной организации, заключив договор на сумму 59 000 руб. (в том числе НДС 18% – 9000 руб.). Согласно учетной политике компании амортизация начисляется линейным способом для целей как бухгалтерского, так и налогового учета. Срок полезного использования системы пожарной сигнализации установлен 70 месяцев. Фирма не применяет налоговую премию для целей налогообложения.

В бухгалтерском учете ООО «Радуги» отражены следующие операции.

В ноябре 2010 года:

Дебет 08 Кредит 60 – 354 000 руб. – приобретена система пожарной сигнализации;

Дебет 19 Кредит 60 – 54 000 руб. – выделен НДС со стоимости пожарной сигнализации;

Дебет 08 Кредит 60 –59 000 руб. – учтены услуги специализированной организации;

Дебет 19 Кредит 60 – 9000 руб. – выделен НДС со стоимости услуг специализированной организации;

Дебет 01 Кредит 08 – 350 000 руб. ((354 000 – 54 000) + (59 000 – 9000)) – введена в эксплуатацию система пожарной сигнализации;

– 63 000 руб.(54 000 + 9000) – принят к вычету НДС;

Дебет 60 Кредит 51 – 413 000 руб. (354 000 + 59 000) оплачена система пожарной сигнализации и услуги специализированной организации;

В декабре 2010 года:

Дебет 20, 25, 26, 44 Кредит 02 – 5900 руб. (413 000 руб. : 70 мес.) – начислена амортизация по пожарной сигнализации.

Указанные операции отражаются ежемесячно в течение периода полезного использования.

Первичные средства пожаротушения

Приобретение первичных средств пожаротушения – необходимая составляющая противопожарных мероприятий. К таким средствам относятся огнетушители, пожарные стенды, пожарный инвентарь. Как правило, стоимость первичных средств пожаротушения не превышает установленный порог для признания их основными средствами. Поэтому их следует учитывать в составе материально-производственных запасов (абз. 4 п. 5 ПБУ 6/01). В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в компании должен быть организован надлежащий контроль за их движением, например, за балансом.

Отдельного забалансового счета для учета таких малоценных активов Планом счетов не предусмотрено, но предприятие может ввести его самостоятельно, например, 013 «Активы со сроком полезного использования более 12 месяцев и стоимостью менее 20 000 (40 000, если поправки вступят в силу) рублей».

При вводе первичных средств пожаротушения в эксплуатацию их стоимость включается в расходы по обычным видам деятельности (п. 5, 7, 8 ПБУ 10/99).

В налоговом учете малоценные первичные средства пожаротушения также не признаются амортизируемым имуществом (п. 1 ст. 256 НК РФ).

Для целей налогообложения прибыли данные затраты являются прочими расходами, связанными с производством и реализацией (подп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ). В то же время предприятие может учесть затраты на приобретение малоценных первичных средств пожаротушения в составе материальных расходов (подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ). Если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, компания вправе самостоятельно определить, к какой именно группе она отнесет такие расходы (п. 4 ст. 252 НК РФ). Поэтому фирме следует отразить в учетной политике порядок отнесения на расходы стоимости первичных средств пожаротушения.

Важно

Хотя законодательством установлена обязанность компании размещать в помещениях первичные средства пожаротушения, особо увлекаться приобретением таких активов не следует. Нормативы необходимого количества первичных средств пожаротушения установлены в приложении 3 к Правилам пожарной безопасности. Если предприятие пренебрежет этими нормами в большую сторону, то у него могут возникнуть риски в части непринятия излишне понесенных затрат для целей расчета прибыли. Также могут возникнуть проблемы с возмещением НДС, относящегося к превышающим нормы затратам.

Приобретение первичных средств пожаротушения не единственная статья расходов компании. Предприятие обязано содержать их в исправном состоянии и не допускать их использования не по назначению (ст. 37 Закона № 69-ФЗ). В частности, огнетушители необходимо постоянно осматривать и передавать на перезарядку в специализированную организацию. Для целей бухгалтерского учета сумма подобных расходов включается в расходы по обычным видам деятельности (п. 5, 7 ПБУ 10/99). В налоговом учете затраты признаются в составе прочих расходов (п. 1 ст. 264 НК РФ) в том периоде, к которому они относятся (п. 1 ст. 272 НК РФ). НДС, предъявленный специализированной организацией, принимается к вычету (подп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).

Пример 2

В ноябре 2010 года ООО «Радуга» также приобрело два огнетушителя по 3540 руб. каждый, (в том числе НДС 18% – 540 руб.). В этом же месяце огнетушители были переданы в эксплуатацию. В учете «Радуги» были сделаны такие записи:

Дебет 10 Кредит 60 – 7080 руб. (3540 руб. x 2 шт.) – приобретены огнетушители;

Дебет 19 Кредит 60 – 1080 руб.(540 руб. х 2 шт.) – выделен НДС со стоимости огнетушителей;

Дебет 20, 25, 26, 44 Кредит 10 – 6000 руб. (7080 – 1080) – стоимость огнетушителей включена в состав расходов по обычным видам деятельности;

Дебет 013 – 6000 руб. – стоимость огнетушителей отнесена на забалансовый счет.

Дебет 68 субсчет «НДС» Кредит 19 – 1080 руб.принят к вычету НДС;

Дебет 60 Кредит 51 –7080 руб. (3540 руб. x 2 шт.) оплачены огнетушители.

Обслуживание противопожарных систем

Системы и установки должны постоянно содержаться в исправном рабочем состоянии (п. 34 Правил пожарной безопасности). Поэтому они нуждаются в постоянном техническом обслуживании и планово, предупредительном ремонте.

Обслуживанием противопожарных систем могут заниматься специально обученные штатные работники предприятия. В этом случае компания будет нести расходы на зарплату специалистов, а также на необходимые материалы.

Предприятие также может заключить договор со специализированной организацией на обслуживание противопожарных систем (п. 97 Правил пожарной безопасности). Такие работы также не подлежат лицензированию (письмо Минэкономразвития России от 2 октября 2010 г. № Д05-246).

Расходы по обслуживанию противопожарных систем и установок включаются в расходы по обычным видам деятельности (п. 5, 7, 8 ПБУ 10/99).

Для целей налогового учета расходы учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ). Расходы признаются на основании подписанных актов сдачи-приемки работ. НДС, уплаченный специализированной организации, принимается к вычету (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).

Пример 3

Воспользуемся условиями предыдущих примеров. В декабре 2010 года ООО «Радуга» заключило договор со специализированной организацией по обслуживанию системы противопожарной сигнализации. Стоимость услуг – 5900 руб. в месяц, (в том числе НДС 18 % – 900 руб.).

В бухгалтерском учете ООО «Радуга» сделаны записи:

– 5 900 руб. – учтены расходы по обслуживанию системы пожарной сигнализации;

Дебет 19 Кредит 60 – 900 руб.– выделен НДС со стоимости расходов по обслуживанию системы пожарной сигнализации;

Дебет 68 субсчет «НДС» Кредит 19 – 900 руб.принят к вычету НДС;

Дебет 60 Кредит 51 – 5900 руб. оплачены услуги по обслуживанию системы пожарной сигнализации.

Расходы по обслуживанию системы пожарной сигнализации принимаются к учету ежемесячно.

Расходы на обучение пожарно-техническому минимуму

Проведение противопожарного инструктажа на предприятии – обязательная составляющая допуска сотрудника к работе. Причем инструктаж может провести как сам руководитель, так и специально назначенный им специалист. Но надо помнить, что перед тем, как начнется инструктаж работника, сам инструктирующий должен пройти соответствующее обучение (ст. 31 приказа МЧС РФ от 12 декабря 2007 г. № 645). Обучение пожарно-техническому минимуму руководителей и специалистов организаций проводится в течение месяца после приема на работу. Причем их дальнейшее обучение проводится с периодичностью не реже одного раза в три года. Если же работы связаны с взрывопожароопасным производством, то обучение проводится один раз в год (п. 32 приказа № 645). Обязанность организовать обучение пожарно-техническому минимуму в организации возлагается на ее руководителя.

Обучение по программам проводится на основании заключенных договоров (п. 37 приказа № 645):

  • в образовательных учреждениях пожарно-технического профиля;
  • в учебных центрах федеральной противопожарной службы МЧС России;
  • в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов РФ;
  • в территориальных подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России;
  • в организациях, оказывающих в установленном порядке услуги по обучению населения мерам пожарной безопасности. К ним, в частности, относятся любые организации, имеющие право на образовательную деятельность на основании лицензии и проводящие обучение мерам пожарной безопасности.

Расходы, направленные на обучение работников, признаются в бухгалтерском учете расходами по обычным видам деятельности (п. 5, 7, 8 ПБУ 10/99).

Для целей налогообложения затраты на обучение работников пожарно-техническому минимуму учитываются при расчете прибыли как расходы, связанные с обучением персонала (подп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ) или направленные на обеспечение пожарной безопасности (п. 1 ст. 264 НК РФ). Главное — определить порядок учета таких расходов и закрепить его в учетной политике.

Вводный инструктаж проводится в специально оборудованном помещении с использованием наглядных пособий и учебно-методических материалов (п. 13 приказа № 645). Поэтому предприятию следует закупить соответствующие пособия. И хотя они используются длительное время, учесть их можно в составе материально-производственных запасов. При передаче в эксплуатацию их стоимость будет формировать расходы по обычным видам деятельности (п. 5, 7, 8 ПБУ 10/99). Следует отметить, что образовательные услуги не облагаются налогом на добавленную стоимость (подп.14 п. 2 ст. 149 НК РФ).

В налоговом учете стоимость наглядных пособий учитывается при расчете прибыли (подп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ). НДС, включенный в их стоимость, принимается к вычету

Пример 4

Воспользуемся условиями предыдущих примеров.В декабре 2010 годаООО «Радуга» назначило ответственным за проведение инструктажа по пожарной безопасности заместителя главного инженера М. И.Степанова. В соответствии с этим Степанов был направлен на обучение пожарно-техническому минимуму. Стоимость обучения 8500 руб. НДС не облагается. В этом же месяце обучение было закончено. Кроме того, «Радуга» приобрела наглядные пособия на общую сумму 4400 руб. (в том числе НДС 400 руб.).

Бухгалтер «Радуги» сделал следующие записи в учете:

Дебет 20, 25, 26, 44 Кредит 60 – 8500 руб. – учтены расходы на обучение;

Дебет 10 Кредит 60 – 4400 руб.– приобретены наглядные пособия;

Дебет 19 Кредит 60 – 400 руб.– выделен НДС со стоимости наглядных пособий;

Дебет 013 – 4000 руб. – стоимость наглядных пособий отнесена на забалансовый счет;

Дебет 68 субсчет «НДС» Кредит 19 – 400 руб. –принят к вычету НДС;

Дебет 60 Кредит 51 – 8500 руб. – оплачено обучение;

Дебет 60 Кредит 51 – 4400 руб. – оплачены наглядные пособия.

О.Е. ЧЕРЕВАДСКАЯ, директор по аудиту ЗАО «Финансовый Контроль и Аудит»

В соответствии с Правилами пожарной безопасности в РФ (ППБ-01-93), утвержденными Приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313, все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности должны обеспечивать пожарную безопасность. Сегодня наиболее распространенные меры, принимаемые руководителями организаций по обеспечению пожарной безопасности, — это установка в офисе организации противопожарной сигнализации и приобретение огнетушителей. В этой статье мы расскажем о том, как правильно отразить в бухгалтерском и налоговом учете затраты на их приобретение, монтаж, содержание и эксплуатацию.

1 Начнем с расходов на приобретение и установку по­ жарной сигнализации . В соответствии с п. 4 и 5 Положе­ ния по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01) (утв. Приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 г. № 2бн) приборы и аппаратура систем пожарной сигнали­зации принимаются к бухгалтерскому учету в качестве объектов основных средств .

Напомним, что согласно ПБУ 6/01 основные средства при­нимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стои­ мости (сумме фактических затрат организации на приобре­тение, сооружение и изготовление, за исключением НДС). Стоимость объектов основных средств погашается посред­ством начисления амортизации одним из способов, указан­ных в п. 18 ПБУ 6/01 и принятых в учетной политике органи­зации. Срок полезного использования пожарной сигнализа­ции для целей бухгалтерского учета определяется организа­цией исходя из ожидаемого срока использования этого объ­екта, ожидаемого физического износа, нормативно-право­вых и других ограничений использования этого объекта.

В налоговом учете (ст. 256 НК РФ) пожарная сигнализа­ция принимается к учету в качестве объекта амортизиру­емого имущества, так как является имуществом со сро­ком полезного использования более 12 месяцев и перво­начальной стоимостью свыше 10 000 руб.

В соответствии с Классификацией основных средств , включаемых в амортизационные группы (утв. Постанов­лением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1), прибо­ры и аппаратура систем пожарной сигнализации входят в состав четвертой амортизационной группы (имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно).

Стоимость объектов основных средств в налоговом учете также погашается посредством начисления аморти­зации одним из способов, указанных в ст. 259 НК РФ и принятых в учетной политике организации.

Пример

ООО «Мир» установило пожарную сигнализацию стоимостью 118 000 руб . (в том числе НДС 18 000 руб .). Стоимость работ по установке оборудования составила 59 000 руб . (в том числе НДС 9000 руб .).

В бухгалтерском учете ООО «Мир» вышеуказанная операция отражается следующими проводками: Д-т сч . 08 К-т сч . 60 — 100 000 руб. — акцептован счет по­ставщика оборудования пожарной сигнализации Д-т сч . 19 К-т сч . 60 — 18 000 руб. — отражена сумма НДС, предъявленная поставщиком оборудования пожарной сигнализации Д-т сч . 60 К-т сч . 51 — 118 000 руб. — оплачен счет постав­щика оборудования пожарной сигнализации; Д-т сч . 08 К-т сч . 76 — 50 000 руб. — акцептован счет орга­низации, осуществляющей услуги по установке системы пожарной сигнализации Д-т сч . 19 К-т сч . 76 — 9000 руб. — отражена сумма НДС, предъявленная организацией, установившей систему по­жарной сигнализации Д-т сч . 76 К-т сч . 51 — 59 000 руб. — оплачены услуги орга­низации, установившей систему пожарной сигнализации Д-т сч . 01 К-т сч . 08 — 150 000 руб. — введено в эксплуата­цию оборудование пожарной сигнализации Д-т сч . 68 К-т сч . 19 — 27 000 руб. — предъявлена к выче­ту сумма НДС, ранее уплаченная поставщикам оборудо­вания и услуг.

2 Огнетушители (углекислотные, пенные и прочие) принимаются к бухгалтерскому учету также в качестве объ­ ектов основных средств (п. 4 и 5 ПБУ 6/01). Первоначальной стоимостью огнетушителей, приобретенных за плату, при­знается сумма фактических затрат организации на их при­обретение, за исключением НДС. Причем их стоимость мо­жет списываться на затраты на производство (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуата­цию, так как их стоимость составляет менее 10 000 руб. (на­пример, сегодня стоимость углекислотного огнетушителя составляет от 400 до 7500 руб. в зависимости от модели).

В налоговом учете огнетушители не принимаются к учету в качестве объекта амортизируемого имущества, так как их первоначальная стоимость составляет не бо­лее 10 000 руб. (ст. 256 НК РФ). Затраты на их приобрете­ние (без учета сумм налогов, подлежащих вычету либо включаемых в расходы в соответствии с НК РФ) отражают­ся в составе материальных расходов (подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ). Указанные затраты включаются в состав матери­альных расходов в полной сумме в момент, когда имуще­ство вводится в эксплуатацию.

Расходы на содержание в исправном состоянии систем и средств противопожарной защиты, в том числе затраты на зарядку и ремонт огнетушителей, по мнению автора, отра­жаются в бухгалтерском учете в составе расходов по обыч­ным видам деятельности (п. 5 и б ПБУ 10/99), а в налоговом учете в составе прочих расходов, связанных с производст­вом и (или) реализацией (подп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ).

"Российский налоговый курьер", 2010, N 23

Согласно действующему законодательству каждая организация должна обеспечивать пожарную безопасность принадлежащих ей объектов. Она осуществляется в целях защиты помещений и работающих в них сотрудников от пожара. Какие расходы возникают у организации при обеспечении пожарной безопасности? Как они учитываются в налоговом и бухгалтерском учете?

Вопросы пожарной безопасности регулируются Федеральными законами от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), а также иными нормативно-правовыми актами, в числе которых:

  • Правила пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденные Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313 (далее - Правила пожарной безопасности);
  • Положение о государственном пожарном надзоре, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 N 820;
  • Нормы пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций", утвержденные Приказом МЧС России от 12.12.2007 N 645 (далее - Нормы пожарной безопасности), и др.

На основании названных документов каждая организация должна иметь систему обеспечения пожарной безопасности, то есть комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на защиту людей и имущества от пожара. К ней предъявляются определенные требования. В рамках выполнения этих требований организация производит различные расходы.

К расходам на пожарную безопасность, в частности, можно отнести следующие затраты:

  • составление декларации пожарной безопасности и оценка пожарного риска;
  • приобретение минимального набора средств пожаротушения;
  • приобретение, установка, а также обслуживание пожарной сигнализации и системы оповещения;
  • оборудование офиса курительными комнатами;
  • противопожарное обучение;
  • услуги профессиональных пожарных;
  • страхование риска потерь от пожара и пр.

Рассмотрим порядок налогового и бухгалтерского учета каждого из указанных выше видов затрат.

Декларация пожарной безопасности и оценка пожарного риска

Декларация пожарной безопасности - это форма оценки соответствия, содержащая информацию о мерах пожарной безопасности, направленных на обеспечение на объекте защиты нормативного значения пожарного риска. Обязанность ее представления в органы государственного пожарного надзора МЧС России введена Законом N 123-ФЗ.

Примечание. Объект защиты - продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, строения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре (п. 15 ст. 2 Закона N 123-ФЗ).

Порядок составления декларации

Декларация составляется на все объекты защиты, включая находящиеся в стадии строительства, соответствующие критериям объектов капитального строительства, а также на такие здания, как детские сады, школы и т.д. Данный документ может оформляться как на объект защиты в целом, так и на отдельные входящие в его состав здания, сооружения, строения и помещения, к которым установлены требования пожарной безопасности. Декларация составляется один раз за все время существования объекта защиты. Исключение - случаи, когда вносятся изменения в содержащиеся в ней сведения или требования пожарной безопасности, в том числе в функциональное назначение объекта защиты. При внесении соответствующих изменений подается уточненная декларация.

Разработка декларации, а также проведение расчетов по оценке пожарного риска производятся:

  • на строящиеся и проектируемые здания - застройщиком либо лицом, осуществляющим подготовку проектной документации;
  • на существующие здания - собственником или лицом, владеющим объектом защиты на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному федеральным законом или договором.

По общему правилу декларацию должны подавать собственники зданий площадью от 1500 кв. м и высотой три этажа и более. Если по договору аренды ответственность за противопожарное состояние возложена на арендатора, декларацию должен подавать арендатор. Допустим, зданием владеют несколько собственников или здание арендуют несколько арендаторов и занимаемая каждым из них площадь составляет менее 1500 кв. м, тогда декларация составляется на здание в целом. Заполнять декларацию пожарной безопасности организации могут как собственными силами, так и силами сторонних организаций.

Примечание. Форма декларации пожарной безопасности и Порядок ее регистрации утверждены Приказом МЧС России от 24.02.2009 N 91.

Отражение расходов на составление декларации

Порядок налогового и бухгалтерского учета затрат на составление декларации пожарной безопасности и оценку пожарного риска зависит от нескольких факторов: состояния здания - строящееся или готовое, способа осуществления затрат - собственными силами или с привлечением специализированной организации.

Расходы на декларацию по строящемуся объекту. Затраты, связанные с оформлением декларации пожарной безопасности по строящемуся объекту, в целях налогообложения прибыли учитываются в составе первоначальной стоимости амортизируемого имущества. Основание - п. 1 ст. 257 НК РФ, согласно которому первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования.

В бухгалтерском учете расходы на составление декларации и оценку пожарного риска строящегося здания также включаются в его первоначальную стоимость. До завершения строительства такие расходы учитываются в составе вложений во внеоборотные активы на счете 08, субсчете 08-3 "Строительство объектов основных средств" (п. 3 ПБУ 10/99, п. 8 ПБУ 6/01 и п. 3.1 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций). После ввода объекта в эксплуатацию и его государственной регистрации сформированная на указанном субсчете первоначальная стоимость здания списывается в дебет счета 01 "Основные средства".

Примечание. Расчеты по оценке пожарного риска являются составной частью декларации пожарной безопасности (по объектам, для которых они должны быть разработаны в соответствии с законодательством РФ).

Указанные расходы в налоговом и бухгалтерском учете отражаются в следующих суммах. Если застройщик составляет декларацию собственными силами, то расходы признаются в сумме фактически произведенных затрат. При привлечении к составлению декларации специализированной организации выполненные и оформленные в установленном порядке работы отражаются у застройщика-заказчика по договорной стоимости согласно оплаченным или принятым к оплате счетам специализированной организации и актам сдачи-приемки работ.

После ввода объекта в эксплуатацию расходы на составление декларации пожарной безопасности, учтенные в первоначальной стоимости основного средства, списываются собственником в налоговом и бухгалтерском учете в расходы через амортизационные отчисления (п. 4 ст. 259 НК РФ и п. п. 17 и 21 ПБУ 6/01).

Расходы на декларацию по готовому зданию. Расходы на составление декларации пожарной безопасности (как первичной, так и уточненной) и оценку пожарного риска по зданию, находящемуся в эксплуатации, отражаются таким образом.

Составление декларации пожарной безопасности и оценка пожарного риска в случаях, указанных в Законе N 123-ФЗ, являются для организации обязательной процедурой. Поэтому в налоговом учете указанные затраты признаются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ. Согласно этому подпункту в целях налогообложения прибыли учитываются расходы на обеспечение пожарной безопасности, осуществленные налогоплательщиком в соответствии с законодательством РФ.

Порядок отражения указанных расходов в бухгалтерском учете не так однозначен, как в налоговом учете, по следующим причинам. Декларация пожарной безопасности, как правило, составляется один раз на все время эксплуатации объекта. Поэтому в соответствии с п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, затраты на ее составление должны учитываться как расходы будущих периодов в течение срока действия этого документа. Вместе с тем на практике точно определить этот срок сложно. Следовательно, целесообразно в учетной политике для целей бухучета предусмотреть единовременное признание расходов на составление декларации пожарной безопасности и оценку пожарного риска. Тогда подобные затраты включаются в состав прочих расходов в соответствии с п. 11 ПБУ 10/99.

Первичные средства пожаротушения

Согласно п. 19 ст. 2 Закона N 123-ФЗ каждая организация должна иметь минимальный набор переносных или передвижных средств пожаротушения (огнетушителей, пожарных кранов, пожарных шкафов с набором необходимого оборудования и инструментов), используемых для борьбы с пожаром в начальной стадии его развития. Требования, предъявляемые к этим средствам, а также их необходимый перечень и количество установлены гл. 24 Закона N 123-ФЗ, а также Правилами пожарной безопасности (п. 108 и Приложение N 3). Расходы на указанные средства учитываются в целях налогообложения прибыли и бухгалтерском учете в таком порядке.

Расходы на приобретение средств пожаротушения

Примечание. Первичные средства пожаротушения - это персональные и передвижные средства пожаротушения, используемые для борьбы с пожаром в начальной стадии его развития.

Средства пожаротушения стоимостью более 20 000 руб. за единицу признаются в налоговом учете в составе амортизируемого имущества (п. 1 ст. 256 и п. 1 ст. 257 НК РФ). После ввода этих средств в эксплуатацию их стоимость списывается на затраты через амортизационные отчисления (п. 4 ст. 259 НК РФ).

Огнетушители, пожарные краны, пожарные шкафы и другие средства пожаротушения, первоначальная стоимость которых не превышает 20 000 руб., не являются амортизируемым имуществом. В целях налогообложения прибыли затраты на их приобретение включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, как расходы на обеспечение пожарной безопасности (пп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Примечание. С 1 января 2011 г. в налоговом учете к амортизируемому имуществу будет относиться имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью 40 000 руб. Соответствующие изменения в п. 1 ст. 256 НК РФ внесены Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ.

Кроме того, указанные затраты могут быть учтены организацией в составе материальных расходов при вводе средств пожаротушения в эксплуатацию на основании пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ. Поскольку затраты на приобретение средств пожаротушения с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, организация вправе самостоятельно определить, к какой именно группе она будет относить такие затраты (п. 4 ст. 252 НК РФ).

В бухгалтерском учете расходы на приобретение средств пожаротушения признаются с учетом положений п. 5 ПБУ 6/01. Напомним, что в соответствии с данным пунктом основные средства стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике, но не более 20 000 руб. за единицу организация может учитывать как материально-производственные запасы. Если организация применяет указанный порядок, то расходы на приобретение средств пожаротушения признаются следующим образом. Средства пожаротушения стоимостью выше установленного лимита отражаются в составе основных средств. По мере ввода в эксплуатацию их стоимость списывается на затраты через начисление амортизации. Стоимость средств пожаротушения, учтенных как МПЗ, в полной сумме единовременно включается в состав расходов по обычным видам деятельности после приобретения и установки их в предназначенном для этого месте, то есть в момент ввода в эксплуатацию.

Пример 1 . ООО "Байкал" приобрело 5 огнетушителей по цене 18 700 руб. (без учета НДС). Огнетушители были установлены в производственных помещениях. Согласно учетной политике для целей бухучета основные средства стоимостью не более 20 000 руб. за единицу учитываются как МПЗ.

В целях налогообложения ООО "Байкал" учло затраты на приобретение огнетушителей в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ.

В бухгалтерском учете ООО "Байкал" были сделаны следующие проводки:

Дебет 10 Кредит 60

  • 93 500 руб. (18 700 руб. x 5 шт.) - приобретены огнетушители;

Дебет 60 Кредит 51

  • 93 500 руб. - оплачены огнетушители;

Дебет 20 Кредит 10

  • 93 500 руб. - установлены огнетушители.

Расходы на перезарядку огнетушителей

Чтобы поддерживать огнетушители в исправном состоянии, организации должны их периодически перезаряжать. Перезарядка может быть плановой и внеплановой. Плановая перезарядка огнетушителей проводится по результатам проверки параметров огнетушащих веществ или в срок, указанный изготовителем на огнетушителе. Необходимость внеплановой перезарядки возникает в результате их использования при тушении пожара. От причины перезарядки огнетушителей зависит порядок признания расходов.

Примечание. Расходы по перезарядке огнетушителей стоимостью 20 000 руб. за единицу, связанные с поддержанием огнетушителей в исправном состоянии, не увеличивают первоначальную стоимость огнетушителей, по которой они приняты к налоговому и бухгалтерскому учету.

В целях налогообложения прибыли расходы на плановую перезарядку огнетушителей учитываются в составе прочих расходов в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ, а на внеплановую - в качестве внереализационных расходов на основании пп. 6 п. 2 ст. 265 НК РФ. Напомним, что согласно этому подпункту к внереализационным расходам относятся потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций.

Датой признания расходов на перезарядку огнетушителей является дата подписания акта сдачи-приемки выполненных работ (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

В бухгалтерском учете затраты на плановую перезарядку огнетушителей признаются как расходы по обычным видам деятельности (п. п. 5 и 7 ПБУ 10/99). Расходы на внеплановую перезарядку признаются как прочие расходы (п. 13 ПБУ 10/99). Указанные затраты принимаются к учету в сумме, равной договорной стоимости работ, выполненных специализированной организацией (п. 6 ПБУ 10/99).

Пожарная сигнализация

Согласно нормативным документам по обеспечению пожарной безопасности в некоторых зданиях в обязательном порядке должна быть установлена пожарная сигнализация.

Примечание. Пожарная сигнализация - это совокупность технических средств, предназначенных для обнаружения пожара, обработки, передачи в заданном виде извещения о пожаре, специальной информации и (или) выдачи команд на включение автоматических установок пожаротушения и включение исполнительных установок систем противодымной защиты, технологического и инженерного оборудования, а также других устройств противопожарной защиты.

Расходы на пожарную сигнализацию в собственном здании

Затраты на приобретение и установку пожарной сигнализации (в зависимости от ее стоимости) в собственном здании учитываются в таком же порядке, как и первичные средства пожаротушения. Сложности обычно вызывает учет затрат, связанных с модернизацией имеющейся пожарной сигнализации с первоначальной стоимостью менее 20 000 руб., которая была единовременно списана на расходы в налоговом и бухгалтерском учете.

Расходы на модернизацию такой малоценной пожарной сигнализации независимо от суммы произведенных затрат отражаются в целях налогообложения прибыли так же, как затраты на приобретение и установку сигнализации. То есть они единовременно в полном объеме включаются в состав текущих расходов налогового (отчетного) периода в качестве прочих расходов на основании пп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ. Соответствующие разъяснения даны в Письмах Минфина России от 25.03.2010 N 03-03-06/1/173, от 02.04.2009 N 03-03-06/2/74, от 15.01.2009 N 03-03-06/1/16 и др. При этом датой признания указанных расходов является дата подписания акта о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств <1> (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

<1> Форма акта N ОС-3 о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств утверждена Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7.

В аналогичном порядке затраты на модернизацию малоценной пожарной сигнализации признаются и в бухгалтерском учете . Они учитываются в составе текущих расходов по обычным видам деятельности.

Расходы на пожарную сигнализацию в арендованном здании

Как правило, договор аренды нежилых помещений включает обязанность арендатора поддерживать здание (помещение) в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и осуществлять расходы на содержание здания (помещения). Указанный договор обычно не содержит обязанности арендодателя возмещать арендатору расходы, связанные с приобретением и установкой последним пожарной сигнализации. В связи с этим у арендатора возможны следующие варианты налогового учета затрат на пожарную сигнализацию, признаваемую амортизируемым имуществом .

Во-первых, пожарная сигнализация может быть признана неотделимым улучшением , но только при условии, что ее нельзя демонтировать без повреждения арендованного помещения. В этом случае по окончании договора аренды это неотделимое улучшение будет принадлежать арендодателю в соответствии с п. п. 2 и 3 ст. 623 Гражданского кодекса.

На основании п. 1 ст. 256 НК РФ капитальные вложения в арендованное основное средство в форме неотделимых улучшений, произведенные арендатором с согласия арендодателя, признаются амортизируемым имуществом. Указанные капитальные вложения арендатор имеет право включать в расходы посредством начисления амортизации в течение срока действия договора аренды исходя из сумм амортизации, рассчитанных с учетом срока полезного использования, определяемого для арендованных объектов основных средств или для капитальных вложений в указанные объекты в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы <2> (п. 1 ст. 258 НК РФ). Согласно данному документу пожарная сигнализация относится к четвертой амортизационной группе (подкласс 14 331 9000 ОКОФ) со сроком полезного использования свыше пяти лет и до семи лет включительно. Исходя из этого, организация-арендатор может установить свой срок полезного использования такого объекта. Чтобы признать в целях налогообложения прибыли названные затраты, арендатор должен получить от арендодателя письменное согласие на установку пожарной сигнализации с обязательным указанием на то, что данные расходы ему не будут возмещены.

<2> Утверждена Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.

Во-вторых, пожарная сигнализация является отделимым улучшением , если ее демонтаж может быть осуществлен без нанесения вреда арендованному помещению. По окончании договора аренды данное отделимое улучшение будет принадлежать арендатору при условии, что в договоре аренды не указано, что отделимые улучшения принадлежат арендодателю (п. 1 ст. 623 ГК РФ). Письменное согласие арендодателя на установку пожарной сигнализации в рассматриваемой ситуации не требуется.

При указанном варианте налогового учета, как и в первом случае, организация-арендатор включает пожарную сигнализацию в состав основных средств (п. 1 ст. 257 НК РФ). Амортизацию по такому объекту она вправе учитывать для целей налогообложения прибыли в течение установленного срока полезного использования (свыше пяти лет и до семи лет включительно).

Расходы на обслуживание пожарной сигнализации в форме неотделимых и отделимых улучшений арендатор может учесть при исчислении налога на прибыль в составе прочих расходов в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ.

В бухгалтерском учете пожарную сигнализацию арендатор также должен учитывать в составе основных средств. Это следует из п. 5 ПБУ 6/01, в котором сказано, что капитальные вложения в арендованные объекты основных средств учитываются в составе основных средств. Этот порядок касается пожарной сигнализации как в форме неотделимых, так и отделимых улучшений. Первоначальная стоимость основного средства в виде пожарной сигнализации определяется как сумма, уплаченная специализированной организации, поставившей и смонтировавшей данное оборудование. Указанную стоимость данного основного средства арендатор имеет право включать в расходы путем начисления амортизации. При этом срок полезного использования объекта определяется исходя из срока аренды здания. По окончании срока аренды пожарная сигнализация в форме неотделимых улучшений, установленная с согласия арендодателя, передается ему на безвозмездной основе (если договором не предусмотрено иное).

Пример 2 . ЗАО "Березка" осуществляет деятельность в арендованном здании. Организация установила в здании пожарную сигнализацию, которая признана неотделимым улучшением, поскольку не может быть демонтирована без нанесения вреда зданию. Согласно договору неотделимые улучшения, осуществленные арендатором, передаются арендодателю безвозмездно после окончания срока аренды. Затраты ЗАО "Березка" на приобретение и установку пожарной сигнализации составили 82 800 руб. (без учета НДС). Срок договора аренды, который учитывается при начислении амортизации по пожарной сигнализации в бухучете, составляет 5 лет (60 месяцев). Срок использования пожарной сигнализации для целей налогообложения прибыли - 6 лет (72 месяца).

В налоговом учете ЗАО "Березка" пожарную сигнализацию стоимостью 82 800 руб. отражает в составе амортизируемого имущества. При этом до окончания срока аренды здания стоимость сигнализации будет списываться в расходы посредством начисления амортизации ежемесячно в сумме 1150 руб. (82 800 руб. : 72 мес.). Всего за период аренды амортизация будет начислена в размере 69 000 руб. (1150 руб. x 60 мес.). Оставшаяся часть стоимости пожарной сигнализации в сумме 13 800 руб. (82 800 руб. - 69 000 руб.) в целях налогообложения прибыли не учитывается.

В бухгалтерском учете ЗАО "Березка" были сделаны следующие проводки:

Дебет 08 Кредит 60

  • 82 800 руб. - отражены затраты на приобретение и установку пожарной сигнализации;

Дебет 60 Кредит 51

  • 82 800 руб. - оплачены приобретение и установка пожарной сигнализации;

Дебет 01 Кредит 08

  • 82 800 руб. - введена в эксплуатацию пожарная сигнализация.

С месяца, следующего за месяцем ввода пожарной сигнализации в эксплуатацию, в бухучете ежемесячно будет отражаться начисление амортизации в сумме 1380 руб. (82 800 руб. : 60 мес.);

Дебет 20 Кредит 02

  • 1380 руб. - начислена амортизация по пожарной сигнализации.

По окончании срока аренды здания сумма амортизации, начисленная по пожарной сигнализации, переданной арендодателю в виде неотделимых улучшений, списывается у арендатора записью:

Дебет 02 Кредит 01

  • 82 800 руб. (1380 руб. x 60 мес.) - списана амортизация, начисленная по пожарной сигнализации.

Примечание. Затраты на модернизацию малоценной пожарной сигнализации отражаются в бухучете в расходах, поскольку с момента принятия этой сигнализации в состав материально-производственных запасов к ней применяются правила ПБУ 5/01, которыми увеличение первоначальной стоимости МПЗ не предусмотрено.

Обучение пожарно-техническому минимуму

Руководители, специалисты и работники организации, не связанные с взрыво- и пожароопасным производством, должны обучаться пожарно-техническому минимуму (ПТМ) в течение месяца после приема на работу и в последующем с периодичностью не реже одного раза в три года после последнего обучения (в организациях, связанных с взрыво- и пожароопасным производством, - один раз в год). Такой порядок установлен ст. 32 Норм пожарной безопасности.

Обязанность организовать обучение ПТМ возлагается на руководителя предприятия (ст. 34 Норм пожарной безопасности). Обучение может проходить как с отрывом, так и без отрыва от производства.

Примечание. Ответственность за организацию и своевременность обучения в области пожарной безопасности работников несут собственники организаций, должностные лица организаций, а также работники, заключившие трудовой договор с работодателем в порядке, установленном законодательством РФ.

Расходы на обучение ПТМ организация вправе учесть в целях налогообложения прибыли в составе прочих расходов (пп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ). Для документального подтверждения таких затрат необходимо иметь следующие документы:

  • договор на обучение с образовательным учреждением;
  • копию лицензии образовательного учреждения на образовательную деятельность;
  • свидетельство о прохождении обучения по программе пожарно-технического минимума, выданное образовательным учреждением;
  • квалификационное удостоверение, в котором указывается срок действия обучения;
  • платежное поручение, подтверждающее оплату обучения.

В бухгалтерском учете расходы на обучение пожарно-техническому минимуму учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности.

Оборудование комнат для курения

В каждой организации должны быть определены и оборудованы специальные места для курения, обозначенные знаком "Место для курения". Таково требование п. 2 ст. 6 Федерального закона от 10.07.2001 N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака" и п. п. 15 и 27 Правил пожарной безопасности. При этом места для курения должны быть указаны в отдельном приказе (распоряжении) руководителя организации.

Поскольку требование о наличии специальных мест для курения вытекает из законодательства, все затраты, связанные с оснащением и эксплуатацией мест для курения и курительной комнаты (стоимость металлических урн, пепельниц, антитабачных воздухоочистителей и пр.), в налоговом учете можно включить в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль (пп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Примечание. Правила пожарной безопасности не устанавливают каких-либо специальных требований к местам для курения. Поэтому достаточно не располагать их рядом с легковоспламеняющимися материалами, поставить скамейки из несгораемого материала и металлические урны для окурков, заполненные водой не менее чем на 10 см.

В бухгалтерском учете расходы на оборудование мест и комнат для курения относятся к расходам по обычным видам деятельности (п. 7 ПБУ 10/99).

Услуги профессиональных пожарных

В состав Федеральной противопожарной службы (ФПС России) входят договорные подразделения, созданные в целях охраны имущества организаций от пожаров на договорной основе. Выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности договорные подразделения ФПС России осуществляют на основании договоров, заключаемых организациями и территориальными органами МЧС России (п. 1 Правил выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности договорными подразделениями ФПС России, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 N 989).

Примечание. Работы и услуги в области пожарной безопасности, оказываемые договорными подразделениями Федеральной противопожарной службы, осуществляются в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности.

Расходы на приобретение услуг договорных подразделений ФПС России в области пожарной охраны на основании заключенных договоров организация может признать для целей налогообложения прибыли в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ в размере, установленном договором (Письмо Минфина России от 27.01.2010 N 03-03-06/1/26).

В бухгалтерском учете указанные затраты отражаются в составе расходов по обычным видам деятельности.

Страхование имущества от пожара

Риск потери имущества в результате пожара можно застраховать, заключив соответствующий договор со страховой компанией. Расходы на добровольное страхование имущества в целях налогообложения прибыли включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат при условии, что они осуществлены в отношении видов страхования, перечисленных в п. 1 ст. 263 НК РФ. В частности, если такими видами страхования являются:

  • страхование средств транспорта (водного, воздушного, наземного, трубопроводного), в том числе арендованного, расходы на содержание которого включаются в расходы, связанные с производством и реализацией;
  • страхование основных средств производственного назначения (в том числе арендованных), нематериальных активов, объектов незавершенного капитального строительства (в том числе арендованных);
  • страхование товарно-материальных запасов;
  • страхование иного имущества, используемого налогоплательщиком при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода.

Расходы по добровольному страхованию признаются в качестве расхода в том отчетном (налоговом) периоде, в котором в соответствии с условиями договора налогоплательщиком были перечислены (выданы из кассы) денежные средства на оплату страховых взносов (п. 6 ст. 272 НК РФ). Если по условиям договора страхования предусмотрена уплата страхового взноса разовым платежом, то по договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода, расходы признаются равномерно в течение срока действия договора пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде.

В бухгалтерском учете расходы на добровольное страхование имущества от пожара отражаются в составе расходов по обычным видам деятельности.

М.Н.Лагунова

Эксперт журнала

"Российский налоговый курьер"