Колония строгого режима для несовершеннолетних девочек. Воспитательная колония для трудных подростков (12 фото). Развлечение и отдых

Помощь государства

По уголовно–исполнительному законодательству России несовершеннолетние осужденные получают срок наказания отдельно от взрослых в воспитательных колониях. Такое положение исключает негативное влияние опытных преступников на несформировавшуюся личность несовершеннолетнего осужденного. Воспитательная колония представляет собой центр, в котором собрана огромная масса не достигших совершеннолетия подростков с нестандартными формами поведения. Для правильного развития и нормального функционирования подростковой психики в учреждении создается отдел психологической службы.

Задачи психологов воспитательного учреждения

Подразделение обеспечивает устойчивый моральный климат в колонии, помогающий исправлению несовершеннолетних. Психологическая служба решает следующие задачи:

  • предоставляет необходимую психологическую помощь подросткам для проживания в местах лишения свободы;
  • оказывает и корректирует педагогическое воздействие на подростка, совершившего преступление;
  • психологически подготавливает несовершеннолетнего к последующей реабилитации в обществе после выхода из колонии;
  • обеспечивает педагогический и обслуживающий персонал необходимыми знаниями, чтобы осужденные, отбывающие наказание в воспитательных колониях, не провоцировали конфликтов.

Особенности уголовного делопроизводства подростков

Аспекты ответственности подростков, не достигших совершеннолетия, описываются в 17-й главе УК РФ. Несовершеннолетними считаются лица с гражданством России, других стран и лица без гражданства, которые на время преступления закона имеют полных 14 лет, но не достигли 18 лет.

Если подросток вступил в преступную деятельность под давлением взрослого, то последний отвечает перед судом за подстрекательство и соучастие. Подросток, проявивший собственную инициативу в преступлении, несет ответственность перед законом в полной мере за соучастие.

Специфические условия оценки преступления несовершеннолетнего определяют особый подход в оценке личности при последующих рецидивах. Если таковые имеют место, то во внимание не берутся нарушения закона, допущенные в возрасте до 18 лет. Несовершеннолетие преступника считается смягчающим фактором для определения наказания.

Исторические факты наказаний несовершеннолетних

Впервые о привлечении к ответственности подростков в России упоминается в 1715 году, но официально Екатерина II закрепила возраст, с которого разрешалось наказывать детей, в 1765 году. Указом предписывалось наказывать детей от 10 до 17 лет только за определенные нарушения закона. В 1845 году выходит документ, определяющий наказание для категории подростков этого возраста за умышленные преступления. Взрослые наказываются за подобные нарушения более сурово, а несовершеннолетних ссылают в ссылки, награждают плетями и отдают на воспитание в монастыри.

В конце 1866 года император России издает указ о создании колоний и приютов для исправления в нравственном отношении несовершеннолетних нарушителей закона. Средства на учреждения выделяются их бюджета и принимаются от попечителей и частных лиц, на проживание каждого воспитанника рассчитывается сумма, равная содержанию взрослого преступника. Закон нового советского руководства в 1918 году упраздняет тюремное заключение подростков и создает абсолютно новый тип воспитательных учреждений.

В 1935 году создается отдел трудовых колоний для руководства и координации деятельности воспитательных домов. 1956 год характеризуется созданием новых положений о трудовых и детских колониях. Выделяется категория учреждений со строгим режимом, где содержатся злостные несовершеннолетние нарушители. В 1968 году Указ Президиума определяет порядок регламентирования детских приемников и распределителей. В наше время отдел воспитательных учреждений находится в структуре управления по работе с осужденными.

Меры воздействия на несовершеннолетних подростков

К несовершеннолетним нарушителям закона в рамках Уголовного кодекса РФ применяются такие меры воздействия:

  • осужденные несовершеннолетние, отбывающие наказание в воспитательной колонии, освобождаются от уголовного наказания с использованием принудительных воспитательных мер;
  • несовершеннолетним нарушителям определяется уголовное наказание;
  • подростки освобождаются от наказания и помещаются в закрытые специальные учреждения учебно-образовательного типа.

Исполнение и отбывание наказания

Совокупность действий администрации колонии по обеспечению надзора за осужденными подростками и их охраны, выявлению запрещенных предметов посредством обысков, организации режима, контролю над выполнением распорядка называется режимом исполнения. К нему относится предоставление работы осужденным, учебного времени, досуга и отдыха, обеспечение нормальных условий проживания, свиданий, получение вестей от родных, посылок, покупка продуктов.

Отбывание наказания определяет распорядок проживания, трудовой деятельности, учебного процесса, отдыха подростков в учреждении закрытого типа воспитательного направления. Понятие включает в себя условия для отбывания срока наказания в рамках обязательных для исполнения стандартных правил, определяющих поведение несовершеннолетних преступников.

Четыре режима системы требований

По закону условия отбывания наказания в воспитательных колониях позволяют получать там наказание несовершеннолетним нарушителям, осужденным на сроки лишения свободы. Помимо этой категории в стенах исправительного учреждения содержатся лица, оставленные в колонии до возраста 19 лет. Воспитательная колония создает отдельные зоны, существующие как исправительные учреждения строгого режима, для тех заключенных, которые в процессе отбывания срока достигли 18 лет. Если нет возможности для создания такого участка, то осужденные переводятся в колонию на общих условиях.

Отбывание наказания юношами и девушками осуществляется в рамках обычных, льготных, облегченных и строгих условий, определенных УК РФ.

Режим отбывания срока в обычных условиях

Несовершеннолетние нарушители закона, содержащиеся в колонии на условиях обычного распорядка, живут в общежитиях. Правила внутреннего распорядка воспитательных колоний предписывают, что вне общежития несовершеннолетние осужденные соблюдают общественный порядок, соблюдают режим возвращения после работы, оповещают о прибытии администрацию, предъявляют документы и пропуск по требованию полиции.

Проживающие не покидают общежитие в неурочное время, во время работы не уходят с рабочего места. Им не разрешается брать на себя обязанности по передаче писем или передач осужденным, выполнять их иные поручения, передавать свои документы и пропуск кому бы то ни было. Разрешается в рамках закона покупать продукты и личные предметы на сумму 4 тыс. руб. в месяц. В течение года допускается восемь свиданий на короткое время и четыре длительных встречи.

Срок в облегченных условиях

Осужденные, которым для отбывания срока определен режим облегченных условий, живут в общежитиях. Воспитательная колония для несовершеннолетних разрешает для приобретения продуктов и предметов личной гигиены потратить сумму в 6 тыс. руб. в месяц. Им предоставляется 4 длительных свидания в год и еще 12 встреч на короткое время.

Проживание в условиях льготного режима

Таким несовершеннолетним осужденным по разрешению и постановлению начальника колонии допускается жить в общежитии за границей территории воспитательного учреждения, но под присмотром административных работников. Эта популярная мера позволяет адаптироваться подростку перед выходом на волю после срока.

Те, кто в воспитательных колониях отбывают наказание в льготном режиме, используют на продукты сумму без ограничения, которая находится на их счетах. На количество краткосрочных свиданий не устанавливается квота, длительные свидания ограничены числом 6. Свидания осужденные осуществляют как в пределах колонии, так и за ее границами. Одежду разрешается носить гражданскую.

Строгие условия срока

Для таких несовершеннолетних подростков предусмотрено проживание в изолированных комнатах закрытой зоны. Помещения закрываются на ключ во время, не занятое для учебы или работы. Осужденные покупают продукты и личные вещи в месяц на сумму 1 тыс. руб., свидания разрешены только краткосрочные, не более 6 раз в год. Подростки проживают в более щадящих условиях, чем в исправительной тюрьме, где осужденные заперты в течение всего времени.

Изменение режима отбывания в колонии

Возможность изменить условия проживания стимулирует заключенных к исправлению, способствует повышению эффективности воспитательного процесса. Подростки, не достигшие совершеннолетия, в воспитательных колониях отбывают наказание в условиях обычного режима. Умышленные действия при совершении преступления наказываются содержанием в строгих условиях, так же поступают с теми, кто ранее отбывал наказание.

Воспитательная колония для несовершеннолетних предполагает переход подростков из обычных условий содержания в облегченный режим, если у осужденного не было нарушений содержания, отсутствуют взыскания, он усердно трудится и постигает знания. Закон устанавливает такие критерии для облегчения режима содержания:

  • для впервые осужденных подростков мужского пола содержание в колонии 3 месяца исправления в обычных условиях;
  • повторно осужденные подростки мужского пола переходят в облегченный режим после проживания в течение 6 месяцев;
  • для осужденных впервые и повторно особ женского пола требуется отбывание наказания 3 месяца.

Те несовершеннолетние осужденные, которые находятся в облегченных условиях содержания, переводятся в льготный режим с целью подготовительного этапа к освобождению из воспитательной колонии. Задачи воспитательной колонии на данном этапе сводятся к облегчению вливания подростка в социальные слои общества. Законом не определены конкретные условия для перевода осужденных подростков в условия льготного содержания, обычно применяют для этого те же требования, которые предъявляются для предыдущего перехода. Сроки перевода в законе не обозначаются, решения принимаются администрацией колонии.

Так как содержание осужденного в льготном режиме обозначает проживание в общежитии за территорией колонии, то стремление несовершеннолетнего подростка к исправлению имеет стойкий характер, предполагается, что содержание его вне стен колонии не причинит никакого вреда окружающим. Если же отбывание наказания в воспитательных колониях сопровождается серией нарушений, тогда осуществляется перевод осужденного в более строгую категорию содержания.

Категории злостных нарушений

Что относится законом к нарушениям во время содержания в воспитательной колонии? Это:

  • употребление горячительных напитков или наркотиков, психотропных препаратов;
  • хулиганские действия;
  • неповиновение административным работникам, оскорбление, нанесение телесных повреждений;
  • хранение на территории колонии запрещенных предметов или их изготовление и распространение;
  • неповиновение в части лечебных мер обязательного порядка, назначенного судебным решением или медкомиссией;
  • организация забастовок, других актов неповиновения, непосредственное участие в них;
  • проявление нетрадиционной ориентации, склонение других осужденных к подобным действиям;
  • неповиновение в рабочей обстановке, отказ от выполнения работы.

Меры поощрения осужденных

Назначение воспитательных колоний состоит в том, чтобы предоставить подростку возможность исправиться и встать на путь истинный. К осужденным применяется система поощрений, которые становятся хорошим стимулом для нормального поведения, успешной учебы, работы и развития личности. Для активных и отличившихся положительной динамикой роста несовершеннолетних предоставляется право на поход в кинотеатр, культурно-развлекательные мероприятия за стенами колонии в сопровождении сотрудников.

Еще одним немаловажным стимулом является предоставление права прогулки с родителями, опекунами или другими родственниками за стенами колонии. Немаловажным фактором в деле исправления несовершеннолетних преступников является возможность освобождения до срока, которую предоставляет воспитательная колония, и перевод в облегченные условия содержания.

Особенности применения поощрительных мер

Предоставление осужденным права на выход за территорию колонии с целью посетить культурное мероприятие в сопровождении родственников или администрации сопровождается выдачей им гражданской одежды. Посещение общественных центров в одежде исправительного учреждения способствует недоброжелательному отношению окружающих и вызывает у осужденных подростков психологическое состояние, сводящее на нет эффект воспитательных мер, для которых предназначены воспитательные колонии.

Посещение культурных и спортивных мероприятий осуществляется только в дневное время, что ведет к уменьшению соблазнов подростка совершить противоправные нарушения в темное время суток. Максимальный срок отсутствия на территории колонии составляет для осужденного не более 8 часов. Это время высчитано с учетом рабочего времени или учебы и возможности иметь продолжительный сон в ночное время.

Виды взысканий, применяемых к осужденным

Воспитательная колония осуществляет не только поощрения, но и применяет к несовершеннолетним подросткам меры наказания за нарушение порядка нахождения в исправительном учреждении. Меры взыскания аналогичны тем, что применяются в исправительных колониях:

  • осужденному объявляется выговор;
  • несовершеннолетний наказывается лишением просмотра кинофильмов сроком на один месяц (это не распространяется на телевидение);
  • нарушитель наказывается штрафом, составляющим два оклада минимального размера, что влечет ограничение покупки продуктов и предметов личной гигиены;
  • осужденного помещают в изолятор, время пребывания в котором зависит от тяжести нарушения, обычно наказание осуществляется в течение семи суток, на учебу производится вывод.

Особенности воспитательных учреждений

История воспитательных колоний насчитывает немало изменений в плане развития. На сегодняшний день над этим работают ученые из отдела ВК ГУИН Минюста России. Для увеличения эффективности исправительной и воспитательной работы предполагается создание единого вида исправительного учреждения для содержания несовершеннолетних подростков мужского и женского пола в раздельных помещениях.

Этот принцип заложен в российском законодательстве для дифференцирования исполнения наказания, где указано, что несовершеннолетние и взрослые, мужчины и женщины содержатся при отбывании наказания отдельно. Это же требование к содержанию заключенных озвучено в международных стандартах отбывания сроков наказания.

Разделение взрослых и подростков при отбывании наказания обеспечивает воспитательная колония. Отбывание несовершеннолетних, отделенных от взрослых преступников, обеспечивает защиту от негативного влияния и настроя закоренелых уголовников с их психологическими отклонениями. Для такого типа раздельного размещения характерно подключение к воспитательной работе с подростками общественных организаций, родителей, это позволяет более полно пользоваться осужденному правами на исправление и восстановление.

Воспитательный центр на службе исправления

Создание воспитательного центра ставит своей первостепенной задачей обеспечить окончательный цикл работы по перевоспитанию несовершеннолетних нарушителей закона. Воспитательный центр собирает воедино результаты работы различных категорий исполнительно-уголовной системы, например СИЗО, ИК, ВК. Этот орган своим появлением поставит барьер на дальнейшей криминализации перевоспитавшегося подростка и предотвратит рецидив нарушений уголовной практики.

Могут ли воспитательные колонии действительно перевоспитать подростков? Воспитательный центр отвечает позитивной практикой исправленных судеб, надломанных уголовными преступлениями и нарушениями закона в молодом возрасте. Проблемы возникают в связи с продлением содержания в колонии лиц, которые переступили 18-летний возраст. Это влечет за собой повышение численности осужденных, возникает необходимость перестраивать работу администрации воспитательной колонии в связи с повышением возрастного барьера контингента.

Приходящие в колонию на перевоспитание подростки зачастую были лишены социальных благ в прошлых условиях существования в семье. Это обуславливается воспитанием ребенка в трудных условиях домашней нездоровой атмосферы. Родители не заботятся о подрастающих детях, допускают пьянство, употребляют наркотики, устраивают разборки на глазах у подростка, заставляют выполнять преступные поручения и вовлекают в уголовно наказуемые действия.

Учеба иногда становится невозможной в таких асоциальных семьях. Нехватка материальных средств из-за нежелания родителей работать и содержать себя и детей приводят к неполноценному питанию. Проживая в воспитательном исправительном учреждении, несовершеннолетний устраивает свой быт надлежащим образом, восполняет недостающие знания в рамках школьной программы, получает навыки профессии. Для неокрепшей подростковой психики очевидны преимущества честной и спокойной жизненной атмосферы, а специалисты педагогического профиля и психологи с удовольствием помогают человеку уйти с шаткого криминального пути и построить нормальную человеческую жизнь.

Как уже сказано выше, подросткам в колонии изменяют режим пребывания на более легкий, если они выполняют требования, распорядок дня, хорошо учатся и плодотворно работают. Изменение статуса содержания на более приемлемый режим является отличным стимулом для исправления и начала новой жизни после выхода из воспитательной колонии.

Несовершеннолетние в мировой юридической практике считаются особой категорией субъектов правоотношений и преступлений.

В силу их неполного нравственного, поведенческого и интеллектуального развития они не могут в полной мере осознавать последствия своих действий. Именно поэтому для них в отечественной системе исправительных институтов и учреждений создана специальная тюрьма.

Колония для несовершеннолетних в большей степени носит не карающий характер, а воспитательный. Такое воздействие создает почву для потенциального исправления малолетних преступников, с целью ограждения их от рецидива.

Со скольки лет сажают в колонию для несовершеннолетних, и какие виды детских колоний бывают – на эти вопросы Вы найдете ответ в данной статье.

Воспитательная колония – это один из видов исправительных учреждений в стране . В нем отбывают наказание в виде лишения свободы лица, не достигшие возраста в 18 лет.

До 1997 года такие колонии носили название «трудовые колонии» или ВТК «воспитательно-трудовые колонии». Их число в то время было в разы меньше, чем сегодня.

Особенности функционирования воспитательных колоний и порядок исполнения наказания в данном виде исправительного учреждения закреплены в главе 17 Уголовно-Исполнительного Кодекса.

Уголовно-исполнительным Кодексом предусмотрены несколько режимов исполнения наказания несовершеннолетними. Это обычный, льготный, облегченный и строгий режим.

Всех по умолчанию осужденных, поступивших в первый раз в колонию, помещают в обычные условия содержания.

Если в течение 3 месяцев нахождения в обычных условиях подросток не допускает нарушений порядка, его переводят в облегченный режим.

Если же, наоборот, за подростков неоднократно фиксируются нарушения, он попадает в карцер или конфликтует с сокамерниками, то его переводят в строгий режим.

Перед окончанием срока заключения подростков переводят на льготный режим содержания.

Полный перечень оснований для перевода осужденного из одного режима в другой закреплены в статье 132 УИК РФ.

Итак, тем осужденным, кто отбывает наказание в обычных условиях разрешено:

  • 10800 рублей в месяц расходовать на питание и иные нужды;
  • 8 краткосрочных и 4 долгосрочных свидания в год.

При нахождении на облегченных условиях осужденные имеют право на:

  • 11400 рублей в месяц расходовать на питание и иные нужды;
  • 12 краткосрочных свиданий и 4 долгосрочных свидания в год.

Льготный режим содержания подростков предполагает разрешения следующего характера:

  • Нет ограничений на расходование денежных средств;
  • 6 длительных свиданий и неограниченное количество краткосрочных свиданий в год.

Для строгих условий характерно:

  • 9600 рублей в месяц расходов на питание и иные нужды;
  • 6 краткосрочных и 4 длительных свидания в год.

Обычные, льготные и облегченные условия отбывания наказания предполагают проживание осужденных в общежитиях. В строгих условиях осужденные проживают в запираемых изолированных помещениях.

По общему правилу детская колония для несовершеннолетних распространяется на содержание подростков, не достигших 18 лет. Но в большей части преступлений в нашей стране уголовная ответственность наступает с 16 лет.

Однако, это не означает, что дети 14 лет или даже младше этого возраста не могут сесть в тюрьму. За особо тяжкие преступления могут быть привлечены к ответственности и более молодые дети.

Попасть в детскую тюрьму можно за следующие виды преступлений:

Судебная практика 2020 года говорит о том, что суды стараются не применять в отношении несовершеннолетних наказание в виде реального лишения свободы.

Как правило, подросткам за преступления легкой или средней тяжести выносят условное наказание .

Реальный срок будет применяться при наличии отягчающих обстоятельств, большой общественной опасности данного ребенка.

Для несовершеннолетних девочек и для несовершеннолетних мальчиков существуют отдельные исправительные учреждения.

Правила внутреннего распорядка в таких тюрьмах строго регламентированы, но имеют более мягкие условия содержания, чем во взрослых тюрьмах.

Основные характерные особенности содержания осужденных в колонии выглядят следующим образом:

Итак, очевидно, что для детских колоний остро стоит проблема выхода осужденных из категории несовершеннолетних до окончания срока наказания.

Эта проблема решается двумя способами:

  • Оставление в воспитательной колонии после достижения совершеннолетия.
  • Перевод осужденных из воспитательных колоний в исправительные.

Решение об оставлении в воспитательной колонии подростка принимается совместно начальником колонии с прокурором.

Оставить осужденного в воспитательной колонии можно только на год – до достижения им 19 лет.

После достижения совершеннолетия подросток переводится в исправительную колонию в том случае, если он отрицательно характеризуется. Происходит этот перевод только по постановлению суда.

Все остальные осужденные, которые достигли возраста 19 лет, переводятся на дальнейшее отбывание срока наказания в исправительную колонию по постановлению начальника колонии.

В зависимости от поведения осужденных в стенах воспитательной колонии дети могут получать различные поощрения или наказания со стороны начальства исправительного учреждения. Закреплены данные правовые действия в ст. 135 и ст. 136 УИК РФ.

За хорошее поведение в тюрьме подростки могут получить в качестве поощрения:

  • Перевод на более мягкие условия содержания;
  • Посещение спортивных и культурных мероприятий на воле в сопровождение сотрудника колонии;
  • Можно досрочно покинуть сизо для несовершеннолетних;
  • Возможность покинуть колонию на время в сопровождении родственников.

За плохое поведение в отношении подростка могут быть применены санкции следующего характера:

  • Вынесение выговора;
  • Закрытие в изоляторе;
  • Штраф в размере не более 2 МРОТ;
  • Запреты на проведение досуга.

Кроме того, при систематических нарушениях порядка осужденный скорее всего будет переведен на более строгие условия содержания.

Сегодня в России функционирует 24 воспитательных колонии для несовершеннолетних. Из них только 2 содержат в своих стенах девочек-преступниц.

Подробно территориальный перечень колоний представлен следующим образом:

По данным 2017 года в колониях для несовершеннолетних содержится около 1700 человек . При этом большая часть из них содержится в обычных или облегченных условиях, что свидетельствует о том, что подростки активно встают на путь исправления.

Колония для несовершеннолетних – это воспитательное учреждение, в котором особое значение уделяется нравственному развитию преступивших закон подростков.

Главная цель такого учреждения заключается в перевоспитании трудных подростков, разъяснении им противоправности совершенных ими проступков и опасности возможного рецидива преступного деяния.

У одной моей знакомой сын находится в исправительной колонии. Ему был назначен срок отбывания наказания 3 года, а получил он его в 15 лет. Но они надеются, что, когда ребенку исполнится 18 лет, его отпустят досрочно, чтобы не переводить в колонию для взрослых.

Моя знакомая часто общается с сыном, ездит к нему на свидания, поэтому она достаточно хорошо изучила уклад данного учреждения. Назвать его детским действительно сложно, потому что требования там предъявляются как ко взрослым людям. Поэтому детство таких подростков заканчивается при попадании в подобные исправительные места. И сейчас я расскажу вам о них более подробно.

Эти учреждения действуют с целью исправления людей, совершивших преступные действия, как и другие колонии. Единственным их отличием является то, что предназначены они для детей. А так как ответственность наступает с 14 лет, соответственно, в них содержатся осужденные в диапазоне 14-18 лет.

Такие колонии должны быть направлены на исправление мировоззрения подрастающего поколения в правильное русло. Но на практике далеко не многие из заключенных в дальнейшем встают на правильный путь и больше не совершают преступных действий.

Виды колоний

Исполнительным законодательством установлено, что детские колонии могут быть нескольких видов:

  • обычные , где отбывает наказание большинство малолетних преступников;
  • строгие, где содержатся наиболее злостные и опасные подростки;
  • облегченные, их получают дети, которые добросовестно участвовали в исправительном труде и достигли неплохих результатов в учебе;
  • льготные, в них переводятся подростки из облегченных условий за некоторое время до их полного освобождения, а также такой перевод осуществляется из строгих в общие условия, а из общих в облегченные.

Больше всего ужасает количество действующих колоний для таких преступников, так как эти учреждения не пустуют, и в них ежедневно попадают дети. Сейчас действует 62 учреждения для таких детей. Они находятся в самых различных частях страны (в 54 субъектах). Большинство из них предусмотрены для мальчишек, но также есть и 2 женские.

В каждой колонии организованы различные виды содержания детей в зависимости от их поведения. Если подросток желает исправиться, старается работать и учиться, он может заслужить более льготные условия для себя. Но если он злостно нарушает дисциплину учреждения, его условия ужесточаются. Максимальное содержание может быть организовано в строгих условиях.

Решение о назначении любого перевода принимает только начальник учреждения. Для этого он должен получить специальное представление от сотрудников, занимающихся воспитанием осужденных. Переводы осуществляются каждые полгода.

Статистика

Анализируя статистику, можно увидеть, что основные преступления, за которые дети попадают в подобные учреждения, следующие:

  • 25 % кражи;
  • 20 % грабежи;
  • 15 % причинение вреда здоровью другим людям;
  • 10 % убийства;
  • 10 % изнасилования;
  • 20 % другие статьи.

Важно знать, что далеко не все статьи УК распространяются на детей с 14 лет. Общая ответственность начинается с 16 лет. Но некоторые серьезные преступления наказываются с более раннего возраста, чтобы оградить окружающих от таких опасных подростков. Поэтому получить реальный срок можно в 14 лет за:

  • похищение человека либо организацию захвата заложников;
  • кражи и грабежи , они являются наиболее распространенным преступлением в таком возрасте;
  • разбойные нападения , особенно это относится к преступлениям, совершаемым целыми бандами;
  • угоны транспортных средств , что тоже является не редкостью для любителей покататься;
  • изнасилования , к этой статье также могут быть отнесены и любые другие действия сексуальной направленности;
  • терроризм , нередко такие дети вовлекаются в опасные банды, и через них продолжается пропаганда среди подростков;
  • причинение вреда здоровью другому человеку, совершенное умышленно.

Это далеко не полный перечень преступлений, которые в реальной жизни совершают такие подростки. Они могут заниматься вымогательством, вандализмом и многими другими опасными для общества занятиями. Поэтому такую деятельность необходимо останавливать сразу, а не ждать, пока ребенок повзрослеет до определенного возраста.

До того как подростки попадают в такие учреждения, они обычно сталкиваются с комиссией, которая занимается делами несовершеннолетних. Данные сотрудники начинают свою работу, как только к ним поступает заявление на подростка о его ненормальном поведении в обществе, учебных заведениях. Обычно такие дети сразу становятся заметными среди остальной массы школьников.

Сотрудники комиссии обязаны провести воспитательную работу с самим подростком, а также его родителями. Также они разъясняют и законодательные нормы, ответственность за преступления и возраст, с которого она наступает.

Но если данные меры не помогают, и подросток оказывается задержанным и подозреваемым, то после вынесения наказания его воспитанием уже занимается колония. Длительность пребывания в ней зависит от тяжести совершенного преступления и степени вины подростка. Нередко бывает так, что назначенный срок продолжают отбывать во взрослых колониях. Единственным ограничением для детей является то, что им не может быть назначено пожизненное наказание.

Условия содержания

Они напрямую зависят от того режима, который установлен для подростка в зависимости от его дисциплинарного поведения. Обычные условия характеризуются следующими правилами:

  1. Все дети содержатся в общежитиях. Для них установлен лимит по расходованию личных средств со счета. Эта сумма составляет в месяц 10800 рублей. Использовать ее можно только на продукты или средства, необходимые им для проживания. Но в строгом соответствии с разрешенным списком.
  2. На один год им выделяется 8 коротких и 4 длительных свидания , которые проводятся на территории исправительного учреждения.

Все осужденные обязаны закончить 9 средних классов, а также получить определенную техническую специальность, пока они находятся в данном учреждении.

Более подробнее вы можете узнать об этом в следующем видео.

Отличительные особенности других режимов заключаются в следующем:

  1. Облегченные условия также проходят для подростков в общежитиях. Но потратить в месяц они имеют право 11400 рублей, а общее количество коротких свиданий у них увеличено до 12 в год. С разрешения начальника учреждения длительные встречи могут быть организованы не на территории учреждения.
  2. Льготные условия подразумевают проживание подростков в общежитиях с возможностью расходования своих денежных средств без установления лимитов. Количество длительных встреч с родными увеличено до 6, и они могут проводиться не в самой колонии. Короткие свидания не ограничены по количеству. Такие подростки могут проживать не в самой колонии. Однако за ними будет осуществляться строгий контроль администрации учреждения. При этом они получат право носить обычную одежду.
  3. Строгие условия не дают права проживания со всеми вместе, поэтому такие подростки живут в изолированных помещениях, которые запираются. Сами подростки могут тратить только 9600 рублей в месяц. Им предоставляется возможность проведения 6 коротких свиданий с родными и 3 длительных встречи за год.

Кроме основных режимов, существуют дополнительные меры поощрения подростков. Поэтому они могут заслужить своим поведением:

  • возможность посещать культурные мероприятия вне колонии;
  • получать выход за пределы на свободу в присутствии родных;
  • претендовать на право досрочного перевода из более строгих условий в более льготные.

Самое трудное для подростков в колонии — сформировать правильное мировоззрение на окружающий мир. С одной стороны, они должны понять, что их ждет, если они не изменят свой образ жизни. А с другой стороны, они должны соответствовать ожиданиям окружающих их сверстников, которые также отбывают здесь наказание. Потому что в противном случае их время нахождения в колонии может превратиться в настоящий ад, так как другие подростки будут подвергать их постоянным оскорблениям и унижениям.

Чтобы этого избежать, подросток должен понимать все возможные последствия своих действий и выбирать друзей, которые не имеют криминальных интересов.

Воспитательные колонии для девушек в России есть только в двух регионах - в городе Новый Оскол Белгородской области и Томске. Сюда попадают те, кто совершил действительно тяжкие преступления. В других случаях суд редко приговаривает подростков к лишению свободы.

В Новооскольской колонии сейчас содержатся воспитанницы в возрасте от 14 до 19 лет из 53 регионов России. Среди девочек, которые освободились отсюда, практически нет рецидивисток и тех, кто был бы осужден второй раз, - и это главный показатель работы учреждения. После выхода на свободу многие продолжают работать в тех профессиях, которые получили здесь - устраиваются швеями, рабочими зелёного хозяйства, поварами, вышивальщицами, операторами ПК. В этом году ввели новую специальность - «делопроизводитель», благодаря взаимодействию колонии с местным колледжем десять девочек получили свидетельство о прохождении соответствующего курса. Некоторые за период обучения получают по три-четыре специальности, аттестат, свидетельство или диплом государственного образца.

Школа, вуз, работа

Многие воспитанницы получают профессию швею. Фото: АиФ / Татьяна Черных

В первую смену воспитанницы работают на фабрике, которая находится на территории колонии, а во второй половине дня учатся в школе. Занимаются с ними восемь учителей, директор и его заместитель. Точные науки - физику и химию - преподают мужчины.

«Мы работаем согласно закону об образовании РФ и всем нормативным документам, которые издаёт Министерство образования РФ, департамент образования Белгородской области, - говорит директор средней общеобразовательной школы управления ФСИН России по Белгородской области Василий Обрезанов. - Мы учим девочек по тем же образовательным программам, что действуют во всей стране в обычных школах. Для 10-11 классов это 34 учебных часа в неделю, для 9-8 классов - 33 часа, начальные классы - 23 часа. Учитель истории и обществознания преподаёт и основы православной культуры».

Финансово школа зависит от регионального УФСИН, которое несёт все расходы на зарплату учителям, оборудование кабинетов, обеспечение учебниками и школьными принадлежностями. Классы со свежим ремонтом, в каждом - компьютер, интерактивные доски, проектор, экран.

В колонии оборудован компьютерный класс. Фото: АиФ / Татьяна Черных

Василий Алексеевич не без гордости рассказывает, что у воспитанниц есть возможность получить даже высшее образование. Правда, они не сдают ЕГЭ - согласно приказу Министерства образования РФ, лица, отбывающие наказание, могут проходить государственную аттестацию в форме государственного выпускного экзамена - это контрольные работы в виде тестов по математике и сочинения по русскому языку. Именно его выбирает основная масса девочек, потому что сдать его легче, меньше психологическая нагрузка. В аттестате не указано, что он выдан в колонии. А после можно обучаться дистанционно в вузе, с которым у колонии есть договор о сотрудничестве. В этом году высшее образование здесь получают четыре человека.

«Я родилась в Пензе, когда родители развелись, переехала в Московскую область, - рассказывает 19-летняя Галина . - Попала в колонию за убийство, срок большой - девять с половиной лет. Попала под влияние старшего по возрасту человека, не слушала маму, жила сама, как хотелось. Тут нахожусь уже два года, закончила 10 и 11 классы, начала учиться на психолога дистанционно - очень хочу получить высшее образование, чтобы на свободу выйти уже с дипломом, вернуться домой к маме - она платит за моё обучение».

В колонии для несовершеннолетних крайний возраст пребывания - 18 лет, поэтому Гале предстоит переводиться отсюда во взрослую колонию. Но там, по её словам, у неё есть перспектива выйти условно-досрочно, когда она отбудет две трети срока.

Поломанные судьбы

На открытой площадке оборудована зона для сдачи норм ГТО. Фото: АиФ / Татьяна Черных

В качестве поощрения за хорошее поведение девушки могут выходить за пределы колонии в сопровождении сотрудника. И в самой колонии у них не только учёба и работа, есть и досуг, и возможность заниматься спортом - специально для них на территории оборудовали площадку для сдачи норм ГТО.

«После того, как девушки освобождаются, они забирают с собой свои кубки за спортивные достижения, грамоты, медали, очень всем этим гордятся, - говорит начальник воспитательного отдела колонии, майор внутренней службы Екатерина Жильникова. - Ведь многие из них дома не видели и не знали столько тепла, заботы и внимания, сколько они получают здесь. Это многолетняя традиция нашей колонии - создавать для девочек такую семейную атмосферу. Все сотрудники нацеливают их на ресоциализацию, на нормальную жизнь после освобождения. И девочки это прекрасно понимают - то, что они здесь приобретут, наработают, поможет в дальнейшей жизни. Поэтому они получают несколько профессий, стремятся хорошо учиться в школе. Очень радуются своим результатам, говорят - на воле я не ходила в школу, прогуливала уроки, а теперь у меня четвёрка за четверть! И эта оценка действительно заслуженная - они готовятся, делают домашние задания, стремятся, чтобы у них было меньше троек, хорошо сдать экзамены, чтобы получить хороший аттестат».

В прошлом учебном году четыре девочки стали победителями олимпиады МГУ им. Ломоносова в рамках проекта «Путёвка в жизнь». В олимпиадах участвует примерно половина осужденных. Как и у всех других учеников, у каждой девочки здесь есть портфолио, где накапливаются все достижения - учебные, творческие, спортивные.

Многие из них отбывают наказание за убийства или тяжкие телесные повреждения, как, например, 18-летняя Светлана из Брянска.

«Был семейный конфликт с маминым сожителем, и так вышло, что я сюда попала на шесть с половиной лет, - говорит она. - Тут хорошие условия, учёба, здесь я уже два года, закончила девять классов без троек. Учителя очень хорошие, всё доступно объясняют. Хочу вернуться домой и продолжать дальше учиться».

Света - активистка, у неё хорошая перспектива выйти по УДО. Она рассказывает, как победила в этом году в областном конкурсе социальных инициатив.

«Я сама захотела представить там нашу колонию, мне, конечно, помогли учителя, и мы сделали проект «Наша школа - территория здоровья», - говорит Света. - Вместе с представителем администрации колонии мы ездили в Губкин в гражданской одежде, ничем не отличались от всех других участников, и я защитила проект и стала лауреатом 2-й степени - мне дали грамоту и подарили электронные часы».

Примерно половина девочек отбывает наказание за распространение наркотиков - именно за распространение, а не за употребление. Их втягивают и подставляют наркодельцы. 18-летняя Елена из Сыктывкара - одна из таких. Она закончила дома девять классов, поступила в колледж, но не закончила первый курс, её задержали. Из положенных трех с половиной лет отбыла полтора года - у неё тоже есть перспектива на УДО.

«Я хорошо учусь - я и дома всегда хорошо училась, на производстве тоже шью хорошо. Летом у нас были дополнительные курсы - я закончила курс рабочего зелёного хозяйства и оператора ПК, недавно получила третий разряд как швея, - говорит Лена. - Когда выйду на свободу, обязательно буду учиться, на кого - ещё не знаю, мы с мамой ещё думаем. Мы с ней держим связь, она меня не бросает».

Кстати, по УДО из Новооскольской колонии выходят многие: за девять месяцев из восьми поданных ходатайств семь уже удовлетворены.

«Вы нас не боитесь?»

Картины из войлока, которые делают девочки, - настоящие произведения искусства. Фото: АиФ / Татьяна Черных

Знакомимся с учителями - Василий Обрезанов показывает нам каждый класс, представляет каждого педагога. Подбирал коллектив школы он сам.

При входе в школу - выставка творческих работ девочек, которые они делают на кружках.

«У нас есть традиционные мероприятия - к Новому Году и Пасхе мы участвуем в выставках и различных творческих конкурсах, которые организуются как в колонии, так и на всероссийском уровне, - говорит заместитель директора школы Наталья Фиронова . - В этом году в региональном конкурсе поделок «Новогодняя сказка» наша колония заняла первое место. Всё это девочки делают своими руками под руководством учителей. А после освобождения они пишут нам, что кружковые занятия им пригодились - кто-то даже делает игрушки, поделки на заказ».

Учитель иностранных языков Любовь Кизилова занимается с девочками картинами из валяльной шерсти.

«Эту технику сухого валяния я чисто случайно нашла в интернете, и мы решили с девчонками попробовать. - рассказывает Любовь Алексеевна. - Первую картину делали очень долго, дня два над ней сидели, но когда показали - всем понравилось, и мы решили продолжать. Сейчас работ уже очень много».

Учитель математики Наталья Назина 20 лет работает с трудными детьми. Фото: АиФ / Татьяна Черных

Есть в колонии кабинет информатики, девочки все продвинутые, умеют пользоваться компьютерами. Математику преподаёт Наталья Назина, учитель с 20-летним стажем.

«Я всегда работала с трудными детьми и в обычной школе, - говорит Наталья Дмитриевна. - И эти девочки ведь тоже трудные, у многих из них неблагополучные семьи, и они все очень тянутся к общению. Их похвалишь - они рады, раскрываются. Знания у них, конечно, слабоваты, потому что многие толком не учились, но здесь они стараются, заинтересованы в том, чтобы активнее себя проявить и на уроках, и вне уроков. Знаете, мы никогда не интересуемся, за что они сюда попали - дети и дети, нам главное - их выучить. Когда я пришла сюда работать, мне девочки говорят: «А вы нас не боитесь?» Я так удивилась, говорю - почему я должна вас бояться? Вы - обычные люди».