Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Поздняя осень». план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему. Конспект занятия в средней группе «Поздняя осень Окружающий мир средняя группа поздняя осень

Приватизация

Цель: Создание условий для развития художественно-творческих способностей у детей в бумагопластике.

Задачи:

  • Развивать творческие способности в создании птиц.
  • Вовлекать детей в коллективные формы изодеятельности.
  • Учить согласовывать свои действия, договариваться друг с другом.
  • Обобщить знания детей о сезонных изменениях в природе осенью.
  • Обогащать и активизировать словарь детей: пегая кобыла, холод вещает, телега, грудень, полузимник, зимники.
  • Развивать фантазию, эстетический вкус, чувство ритма, аккуратность.
  • Воспитывать положительное отношение к осени.

Связь с др.разделами : Ознакомление с окружающим, естественно-научн. представления, МУЗО, развитие речи.

Словарная работа: Грудень, полузимник, листопад; птицы-зимники.

Методические приемы: Вопросы к детям, рассматривание иллюстраций и репродукции картины И.Левитана «Золотая осень»,прослушивание грамзаписи «Осень» А.Вивальди, П.И.Чайковского «Осень» из цикла «Времена года»,чтение стихов и пословиц.

Предварительная работа : Наблюдения за изменениями в природе на прогулке, рассматривание иллюстраций с изображением птиц и осенних пейзажей, заучивание стихотворений, Дид. игра «Десять птичек-стайка». Слушание грамзаписи «Птицы в лесу».

Литература: О.А.Скоролупова « Осень», Е.К.Брыкина «Творчество детей в работе с разным материалом», Е.Трутнева «Стало вдруг светлее вдвое».

Ход занятия

Ребята, сегодня утром мне передали письмо. Оказывается, его нам написал лесовичок. Без вас я не стала вскрывать конверт и читать письмо. Хотите, прочтём его вместе.

Чтение письма. (Лесовичок не может понять, какое сейчас время года? На деревьях ещё есть разноцветные листья - это осень, а на земле снег- это зима. Лесовичок просит помочь ребят во всём разобраться).

Ну что, ребята, давайте попробуем помочь лесовичку. Сейчас я покажу вам его рисунки, они помогут определить тему нашего занятия. Но, почему-то они все разрезаны? Ребята, лесовичок решил с вами поиграть. Я попрошу вас подойти и взять по одному фрагменту. А теперь посмотрите на обратную сторону. Видите, «рубашки» у картинок разного цвета. Распределить ребят на команды по цветам «рубашек». Предложить составить из частей целое изображение.

Итак, ребята, внимательно посмотрите на получившиеся у вас картинки. Что у вас получилось? Правильно, осень и зимующие птицы. Если мы эти картинки соединим, то какая получится тема занятия? Да, ребята, мы будем говорить о поздней осени.

Какие осенние месяцы вы знаете?

Сейчас у нас какой идёт месяц?

Что вы можете сказать об этом месяце?

(Правильно - это холодный месяц, можно назвать месяцем встречи осени и зимы. Ноябрь- это самое тёмное время года.)

Мы с вами говорили, что люди в старину этот месяц называли по другому. А как? (Грудень, листопад, полузимник). Почему они его так называли? (Эти названия отражают признаки погоды. Грудень-это от груд замёрзшей земли)

Раньше люди наблюдали за изменениями в природе, и свои знания передали нам в виде пословиц. Какие поговорки и пословицы вы знаете?

  • Ноябрь-полузимник: мужик с телегой прощается, в сани забирается.
  • Ноябрь-ворота зимы, месяц молодого звонкого льда.
  • Ноябрь на пегой кобыле ездит: то снег, то грязь.
  • Синица к избе, зима на дворе.
  • Синица пищит, зиму и холод вещает.
  • Ребята, в наши дни эти пословицы тоже верны.

Назовите мне, пожалуйста, признаки поздней осени.

  • Деревья стоят без листвы. Часто идёт дождь и первый снег. Дни стали короче, а ночи длиннее. Понижение температуры воздуха. Лужи покрываются льдом. Прилетают зимующие птицы.

Назовите мне птиц-зимников:

  • Свиристель, щегол, сова, клёст, дятел, воробей, ворона, синица, снегирь, сойки, чечётки…

А кто знает загадки про зимующих птиц? (Дети друг другу загадывают загадки и отгадывают их. ) А теперь отгадайте мою загадку:

«Немного зинька ест и пьёт,
а весело живёт». (Синица ).

Давайте, вспомним стихи про эту птичку.

  • «Синичка-воробью сестричка».
  • «Скачет шустрая синичка…»

А сейчас мы превратимся в птичек-Синичкиных подружек.

Пальчиковая игра «Десять птичек-стайка».

Весёлые получились у нас птички. Мы сделаем для лесовичка синичек и отправим их в лес. Садитесь за рабочие столы.

Посмотрите внимательно на синичку. Вспомните все части тела.

Подумайте, какой они формы? Найдите квадрат бумаги нужного вам цвета (с одной стороны - жёлтого, с другой - синего). Методом оригами складываем птицу. (Можно сделать снегиря. Завернуть в квадрат гофрированной бумаги кусочек ваты и концы завязать нитью. Приклеить клюв и крылья - ваша птица готова). В конце занятия полюбоваться птичками.

Вечером мы вместе напишем письмо лесовичку и отправим ему этих красивых птичек.

Литература

  1. Под редакцией Л.А.Парамоновой Программа « Истоки»,
  2. Л.А.Парамонова- «Бумагопластика» .
  3. Журнал «Обруч» № 6, 2000г.
  4. «Обруч» №2, 1997г.
  5. О.А.Скоролупова « Занятия по теме «Осень».
  6. Н.В.Елкина, Т.И.Тарабарина «1000 Загадок»
  7. Г.И.Перевертень «Самоделки из разных материалов».

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Дарит осень чудеса" для детей средней группы (4 - 5 лет).

Автор: Акинина Жанна Анатольевна, воспитатель МБДОУ №22 "Улыбка", город Старый Оскол, Белгородская область.
Описание материала: данный конспект рассчитан на детей 4 - 5 лет (средняя группа). Может быть использован воспитателями для работы по экологическому воспитанию и ознакомлению с окружающим миром. Развивает у детей любознательность, наблюдательность, эстетическое восприятие природных явлений.

Цель: формирование представлений об осени, на основе ознакомления с существенными признаками сезона.

Задачи:
1. Развивать любознательность, творческое воображение, координацию движений с речью, слуховое и зрительное восприятие, умение различать листья разных деревьев, ловкость.
2. Учить понимать содержание поэтических текстов, упражнять в образовании разных форм глаголов, совершенствование грамматического строя речь (образование множественного числа существительных), активизация обогащения словарного запаса по теме осень.
3. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость по отношению к природе, интерес и заботливое отношение к растительному миру.
4. Вызвать интерес к собственной руке, познакомить с возможностью создания образов на основе одинаковых элементов.

Словарная работа : осень, пожелтели, покраснели, позолотились, воет, гудит, стонет, льёт, идёт, моросит.

Предварительная работа: рассматривание на прогулке листьев деревьев, наблюдение за осенним небом, деревьями, за явлениями неживой природы.

Оборудование : сюжетные картины с изображением времён года, магнитофон, кассета с записью «Осенние песни» П.И.Чайковского, листья деревьев из цветной бумаги, коробка - посылка, раскладной зонтик, предметные картинки с изображением фруктов и овощей, мяч, лист картона размером А3, гуашевые краски, мольберт, салфетки на каждого ребёнка.

Друзья, сегодня мы отправимся в необыкновенное путешествие. В чудесную страну, страну загадочную, полную тайн.
«Но в эту страну не идут поезда,
И самолёт не летает туда,
Как же страну эту назвать?
Страну, до которой рукою подать!»

А здесь простой секрет. Попасть туда можно только если сказать волшебные слова (воспитатель включает запись «Осенней песни» П.И.Чайковского). Закройте глаза и повторяйте за мной: «Раз, два, три! Дверь нам в сказку отвори!». Откройте глаза, кажется мы на месте (дети рассматривают панно с изображением осеннего времени года, любуются яркими красками. Воспитатель читает стихотворение о рыжей осени).

«Летний сад»
Летний сад порыжел немножко.
Хоть возьми да и перекрась!
Это осень - рыжая кошка -
Тёмной ночью в него пробралась.
Где ступала на мягких лапках,
Там и след оставляла свой:
Крона дуба - в жёлтых заплатках
Клён горит огневою листвой.
На газоне - смотрите сами -
Не трава, а рыжая шерсть!
Это кошка лазать устала
И решила в траве присесть.
Г. Новицкая

Скажите ребята, о чём это стихотворение? (об осени).
С кем поэт сравнивает осень? (с рыжей кошкой).
А вам хочется, что бы наступила осень? (да).
Грустно расставаться с летом, но осень будет радовать нас своими чудесами. Осень словно искусный художник, выбрала самые яркие краски для украшения природы.
Дети, как вы думаете, какого цвета осень? (жёлтая, красная, оранжевая).
А можно сказать, что осень разноцветная? (да).
Отгадайте осеннюю загадку: «Падают с ветки золотые монетки?» (это листья).
Посмотрите какое чудо этот осенний букет из листьев (воспитатель раздаёт листья детям). Листья осины красные. Значит, что они сделали? (покраснели). На что похожи листья осины? (на монетки). Листья клёна жёлтые. Значит, они что сделали? (пожелтели). Как вы думаете, на что похожи листья клёна? (на ладошку). А какое дерево потеряло вот этот листок, похожий на пёрышко? (рябина). Листья рябины золотые. Значит, они позолотились. Давайте вместе скажем это слово (проговаривают хором).
Какой ветер дует осенью? (холодный, пронизывающий, злой). А что делает ветер? (воет, гудит, стонет, ревёт). И вдруг подул осенний ветерок. Листочки разлетелись. Сколько листьев! Да у нас здесь целое дерево, как на участке детского сада.

Подвижная игра: «Листья»
Листья осенние тихо кружатся (кружатся на месте, руки в стороны)
Листья нам под ноги тихо ложатся (приседают)
И под ногами шуршат, шелестят (движение руками вправо - влево)
Будто опять закружиться хотят (кружатся на месте, на носочках).

Соберём прекрасный букет в вазу. Пусть он радует нас своей красотой (дети садятся на ковёр). Воспитатель читает стихотворение.

«Что случилось»
Ах, что было,
Что случилось!
Дверь тихонько отворилась
И тихонько затворилось.
Мы судили, мы рядили
Да и думать бросили:
Кто же нам через порог
Кинул жёлтенький листок -
Письмецо от осени?
О.Дриз

Воспитатель показывает коробку, открывает её и сообщает, что в нашу группу пришла посылка от осени. Ребята, вы знаете приметы осени? (да). Поиграем в игру «Осенние приметы». Когда я назову приметы осени, говорите дружно «да». Если приметы относятся к другому времени года, говорите дружно «нет». Вы готовы? (да). Дайте правильный ответ:
Осенью цветут цветы? (нет).
Осенью растут грибы? (да).
Тучки солнце закрывают? (да).
Часто - часто льют дожди? (да).
Туманы осенью плывут? (да).
Ну а птицы гнёзда вьют? (нет).
Звери норки закрывают? (да).
Урожай все собирают? (да).
Птичьи стаи улетают? (да).
Солнце светит очень жарко? (нет).
Все купаются в реке? (нет).
Можно детям загорать? (нет).
Ну а что же надо делать? Куртки, шапки надевать? (да).
Сапоги всем обувать? (да).
Молодцы! Вы знаете приметы осени. Загадаю вам загадку, слушайте внимательно. Загадка:
«Появилась в небе клякса
Если клякса заревёт,
Разбежится весь народ» (туча).
Осенью часто идут дожди. А что делает дождь? (моросит, идёт, шумит, льёт). Посмотрите, стало пасмурно, кажется дождик начинается (воспитатель раскрывает зонтик).
Подвижная игра: «Дождик»
Капля раз, (прыжок на носочках, руки на поясе)
Капля два, (прыжок на носочках, руки на поясе)
Очень медленно сперва (четыре прыжка на носочках, руки на поясе)
А потом, потом, потом (восемь прыжков на носочках, руки на поясе)
Всё бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли, (развести руки в стороны)
От дождя себя укрыли. (сомкнуть руки над головой полукругом).

Дожди прошёл. Выглянуло солнышко. Присаживайтесь на лесную полянку (ковёр). «Нынче, друг, не зевай, собирай урожай». Дидактическая игра «Один - много». Давайте поиграем в мяч. Я бросаю мяч и называю один овощ или фрукт, а вы ловите мяч, бросаете мне его и называете много овощей или фруктов (огурец - огурцы, помидор - помидоры, яблоко - яблоки).
Рисование «Цветные ладошки» (осенние листья). Сегодня мы нарисуем листочки, но рисовать мы красками и карандашами не будем. Ребята, а вы знаете, можно рисовать руками. Есть выражение «наши руки не для скуки». Мы сегодня будем раскрашивать свои ладошки гуашевыми разноцветными красками и ставить отпечатки на листах бумаги. Воспитатель опускает ладошки в тарелочки с разведённой гуашевой краской, прикладывает свою ладонь с расставленными пальцами к листу бумаги, размещённому на мольберте. На что похожа моя ладошка? (на листья клёна). Воспитатель предлагает детям перенести «ручки» на большой лист белой бумаги. Вот какой у нас получился листопад, листья жёлтые, красные, зелёные летят.

Молодцы!

Список литературы:
1. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы). - М.: ВАКО, 2005. - 240с. - (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. - М.: «КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА», 2008. - 208 с., 16 л. вкл., переиздание дораб. и. доп.
3. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР. - Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. - 656с.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 89 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Конспект занятия в средней группе на тему «Осень»

Выполнила : Данилова Олеся Викторовна

Должность: воспитатель

Санкт -Петербург 2013 год

Цель: расширять представления детей о характерных признаках осени, учить самостоятельно, находить их: уточнить представления детей об измерениях, происходящих осенью в жизни растений, продолжать учить различать некоторые лиственные деревья; воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться её красотой.

Оборудование : картина с изображением осени, письмо, картинки с изображением животных, осенние листья.

Ход занятия:

1. Беседа по теме:

Ребята давайте посмотрим в окошко. Какое сейчас время года? (осень). Сегодня мы поговорим об осени.

После, какого времени года наступает осень?

Назовите осенние месяцы.

Какая сейчас осень ранняя или поздняя?

Что происходит осенью в природе, жизни зверей и птиц?

Какую одежду и обувь носят осенью? Почему?

Какая погода бывает осенью, если идёт дождь — дождливая, дует ветер-ветреная, на улице холодно-холодная, пасмурно-пасмурная, сыро, солнечно, ясно?

Какие деревья растут в лесу? (дубы, берёзы, осины, клёны)

2. Игра «Исправь ошибки» (сюрпризный момент, приходит заяц, задаёт вопросы)

Осенние месяцы — февраль, июнь, март? (нет)

Осенние месяцы – сентябрь, октябрь, ноябрь? (да)

Осенью погода ясная, солнечная, тёплая? (да)

Когда бывает такая погода: в начале или конце осени? (в начале)

А теперь скажите, какое из двух предложений правильное: «Осенью дети надевают панамки, футболки, шорты и сандалии» или «Осенью дети надевают плащи, куртки и сапоги».

Что было бы, если бы вышли на улицу в панамках, футболках, шортах и сандалиях?

Зайка хвалит детей и показывает письмо.

3. Дидактическая игра.

Посмотрите, что у меня есть. Это письмо. Его вчера из леса мне прислали лесные жители. Посмотрите кто? Открывает конверт и достает картинки. Назовите их (белка, ёж, медведь, и мышка).

Как готовятся к зиме осенью эти звери?

Какие запасы делают? (белка складывает в дупло шишки, орешки, ягоды и грибы; ёжик прячет грибы; медведь роет берлогу; мышка тащит в норку колоски).

Для чего звери делают запасы на зиму?

Какого цвета осенью трава и листики? (жёлтые, красные, зелёные, коричневые, оранжевые).

Зайка хвалит детей и уходит.

4. Физкультминутка.

ЛИСТИКИ.

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим. (Присели на корточки)

Дунул ветер – полетели. (побежали по кругу)

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели. (присели)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (встали)

Закружились, полетели. (покружились, побежали)

И на землю снова сели. (присели)

5. Дидактическая игра.

Ребята я принесла вам листики

С каких деревьев сорвал их ветер? (с рябины, клёна, дуба, берёзы)

Если у дуба листья дубовые, то у клёна – какие? (у рябины, у берёзы, у тополя, у ивы, у осины).

6. Итог занятия.

О чём мы сегодня с вами говорили?

Что вы узнали об осени?

Кто приходил к нам в гости?

Во что вы сегодня играли?

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Поздняя осень».

Цели: Систематизировать знания детей об осени, об осенних явлениях в природе, развивать зрительную память, мышление, связную речь, логическое и наглядно-образное мышление.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Поздняя осень».

Цели: Систематизировать знания детей об осени, об осенних явлениях в природе, развивать зрительную память, мышление, связную речь, логическое и наглядно-образное мышление.

Оборудование: картинки с изображением различных периодов осени, краски, бумага, фотографии гроздьев рябины и калины.

Ход занятия:

Воспитатель читает стихотворение А. Плещеева.

Миновало лето. Осень наступила.

На полях и рощах пусто и уныло.

Птички улетели, стали дни короче,

Солнышка не видно, темны, темны ночи.

Беседа с детьми о признаках и изменениях в природе осенью. Демонстрация картинок с изображением разных периодов осени.

Акцентирование внимания на отличиях между «золотой» осенью и поздней: нет листвы на деревьях, т. е. листопад закончился; в лесу уже нет грибов и ягод; в огородах и садах собран урожай; улетели перелетные птицы; дни стали короче, а ночи длиннее; одежда людей становиться все теплее.

Воспитатель: Ребята, поздней осенью надо заготавливать капусту - квасить. Для этого ее режут, солят и мнут руками. В таком виде она сохраняет все витамины. Давайте, мы тоже наготовим капусты.

Дети встают в круг и выполняют вместе с воспитателем.

Физкультминутка «Капуста».

Мы капусту рубим, мы капусту рубим.

Мы морковку трем, мы морковку трем.

Мы капусту солим, мы капусту солим.

Мы капусту жмем, мы капусту жмем.

Воспитатель: Ребята, давайте узнаем, как лесные звери приготовились к зиме. Есть ли у них теплый, уютный дом?

Дети читают заранее выученные стихотворения:

1-ый ребенок

У лисы в лесу глухом

Есть нора – надежный дом.

2-ой ребенок

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

3-ий ребенок

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

4-ый ребенок

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

5-ый ребенок

Спит в берлоге, косолапый,

До весны сосет там лапу.

6-ой ребенок

Есть у каждого свой дом

Всем тепло, уютно в нем.

Воспитатель. Так вот как зимуют звери нашего леса!

Воспитатель: Даже поздняя осень богата красками. На рябине и калине листья опали, но остались красивые гроздья ягод. Зимой ими будут питаться птицы. Для нас эти ягоды тоже очень полезны. Из них можно варить варенье и компот. Давайте нарисуем и украсим нашу группу гроздями этих ягод.

Рассматривание работ, подведение итога.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Алексеевский детский сад №6 «Пчелка» Алексеевского муниципального района Республики Татарстан

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

по формированию целостной картины мира

в средней группе на тему:

«Поздняя осень»

Воспитатель,

Богатова Ольга Николаевна

Дата проведения: 07.11.2016 г.

пгт. Алексеевское

2016

Образовательная область «Формирование целостной картины мира»

ТЕМА: ПОЗДНЯЯ ОСЕНЬ.

Цель: Формировать представления об изменениях в природе в ноябре.

Задачи:

Образовательные : Учить называть приметы поздней осени, сравнивать лето и осень, называть отличительные черты поздней осени от «золотой»; закреплять знание осенних месяцев. Учить детей обосновывать ход своих мыслей, отвечать на вопросы предложениями.

Развивающие: Развивать навыки связной речи, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать свои суждения. Развивать внимание, выдержку.

Воспитательные : В оспитывать любовь к природе и ее красоте.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие».

Словарная работа: поздняя осень, серое небо, холодный ветер, голые деревья холодный, моросящий, проливной дождь, морозец.

Предварительная работа: Наблюдения за осенними изменениями в природе и жизни человека. Заучивание стихотворения об осени. Просмотр видеозаписи «Осень».

Материалы и оборудование: сюжетная картинка на тему «Поздняя осень».

1.Организационный момент.

Воспитатель. Ребята, сегодня мы отправимся на прогулку в лес и посмотрим, какие же изменения произошли в природе. А чтобы попасть в лес нам нужно закрыть глава и покружиться.

2. Беседа об осени.

Звучит музыка (П. И. Чайковский «Времена года» пьеса Ноябрь (на тройке).

Воспитатель. Ребята, слышите, какая прекрасная музыка звучит в лесу? Скажите, какие чувства вы испытываете, слушая ее?

Дети . Грусть, печаль, тоска.

Воспитатель. А как вы думаете, почему музыка грустная, печальная?

Дети. Природа грустит о том, закончилось лето и скоро придет зима.

Воспитатель. Как называется первый осенний месяц?

Дети. Сентябрь.

Воспитатель. А второй?

Дети. Октябрь.

Воспитатель. Сейчас уже третий месяц осени. Как он называется?

Дети. Ноябрь.

Воспитатель. Правильно, ноябрь. Скажите, какие изменения произошли в природе? Посмотрите на экран.

Рассматривание осени в картинах – слайды (Садятся на палас)

Воспитатель. На улице тепло или холодно?

Дети. На улице холодно.

Воспитатель. Солнце часто светит?

Дети. Солнце светит редко и не греет.

Воспитатель. В ноябре трава растет или засыхает?

Дети. Трава засыхает.

Воспитатель. Что происходит с листьями на деревьях?

Дети. На некоторых деревьях листьев уже нет, они опали.

Воспитатель. Какую одежду носят люди?

Дети. Люди стали одеваться теплее.

Воспитатель. Ребята, а что еще интересного вы видели на улице?

Дети. Иногда идет снег с дождем, замерзшие лужи.

Воспитатель. Ребята, правильно. На улице лежит снег, но вы как заметили, он ещё временами тает. Это осень борется с зимой. Зима хочет придти к нам раньше, но осень ещё не уступает зиме, и сейчас ещё пока осень «ноябрь».

Физминутка «Листочки».

Воспитатель. Ребята, а сейчас мы с вами превратится в осенние листочки. Возьмите по листочку в каждую руку.

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим. (Присели на корточки)

Дунул ветер – полетели. (Побежали по кругу)

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели. (Присели)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (Встали)

Закружились, полетели. (Покружились, побежали)

И на землю снова сели. (Присели)

3. Сравнение.

Воспитатель. Предлагаю вам поиграть в игру с мячом «Закончи предложения».

(Встаем все в круг)

В октябре было тепло, а сейчас – … (холодно).

В октябре листья начинают падать, а сейчас – … (опали).

В октябре птицы начали улетать, а сейчас – … (все улетели).

В октябре солнце немного грело, а сейчас – … (не греет).

В октябре дожди шли редко, а сейчас – … (часто).

В октябре снега нет, а в ноябре выпадает … (первый снег).

Игра «Скажите наоборот»

Летом солнце яркое, а осенью…

Летом небо светлое, а…

Летом день длинный, а…

Летом деревья зеленые, а…

Летом люди одеваются легко, а…

Летом колхозники растят урожай, а…

Игра «Найдите ошибки»

Воспитатель. Ребята, а сейчас я вам буду говорить вам предложение, а вы должны найти ошибку.

В ноябре дети носят легкую одежду.

В ноябре набухают почки, распускаются листья.

В ноябре солнце сильно греет.

В ноябре бывают заморозки и снег.

В ноябре птицы прилетают из теплых краев.

4. Описание поздней осени.

Воспитатель. Поздней осенью становится холодно. Солнце светит редко и не греет. Небо серое, хмурое. Часто идут холодные моросящие дожди. Деревья сбрасывают последние листья. Трава засохла, цветы завяли. Последние птицы улетают на юг. Животные готовятся к зиме. Люди надели теплую одежду.

Дети по образцу описывают осень.

5. Заучивание стихотворения.

Воспитатель. Что нового вы узнали? Какие отличительные признаки лета и осени?