Конспект урока по предмету «человек и мир». тема: «главные правила хороших отношений» (с презентацией) - конспекты занятий - каталог статей - логопед дома. План-конспект урока по предмету человек и мир "животные поля"

Оформление документов

План-конспект урока по курсу "Человек и мир" для 2 класса адресован в помощь учителю начальных классов. В нем в занимательной форме представлен материал по теме "Азбука питания".
Материал подобран таким образом, чтобы воздействовать на комплекс анализаторов (зрительный, слуховой). Урок способствует развитию мышления, навыков связной речи, умения рассуждать.
Автор: Пилимон Екатерина Андреевна,учитель начальных классов государственного учреждения образования "Средняя школа № 40 г. Витебска"
Тема : «Азбука питания»
Цель:
1. воспитать у детей умения культурного поведения во время приёма пищи;
2. развивать связную речь учащихся, образное мышление, творческое воображение;
3. обучить основам рационального питания, а также руководствоваться умением выбора продуктов питания не только опираясь на вкусовые качества, но и на наличие в продуктах основных питательных веществ.
Оборудование: кроссворд (нарисован на ватмане), сигнальные карты, карточки с правилами питания, карточки со словами «белки», «жиры», «углеводы», «витамины», картинки с изображением мяса, рыбы, молочных продуктов, картофеля, гречки, мёда, орехов, хлеба, овощей, фруктов, морепродуктов.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Начинаем наш урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
В своей жизни применять.
2. Проверка домашнего задания.
- Ребята, вспомнить материал, пройденный на прошлом уроке, нам поможет кроссворд. Обратите внимание на доску. Я буду читать вопрос, а вы – отвечаете.
В ОДА
КИСЛО РОД
З ДОРОВЬЕ
Д ОЖДЬ
КУ СТАРНИКИ
ОХ РАНЯТЬ
1. Чем поливают улицы в жаркие дни, чтобы было меньше пыли.
2. Какой газ выделяют растения?
3. Охраняя растения, мы заботимся о своём ….
4. После чего воздух становится чище?
5. Для того, чтобы воздух был чистым, в населённых пунктах сажают деревья и …
6. Чтобы воздух был чистым, растения нужно …
- Молодцы! Все правильно отгадали!
3. Сообщение темы и постановка учебных задач.
- Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с азбукой питания. Она поможет нам правильно питаться и расти здоровыми.
- Давайте послушаем стихотворение С.Михалкова, а затем его обсудим:
Раз бабулю Люсю посетила внучка,
Крохотная девочка, милая Варюшка.

Бабушка от радости накупила сладостей,
Вкусный суп сварила, свежий сок открыла.
- Кушай, Варечка, скорей – будешь крепче, здоровей,
Вырастешь такая – умная, большая,
Глазки будут меткими, зубки будут крепкими.
- Скушай суп, котлетки, йогурт и ещё сырок.
- Не хочу, бабулечка, выпью только сок.
Снова бабушка хлопочет, угодить малышке хочет:
- Сырнички, тефтели, блинчики, пельмени.
Морщит Варя носик – есть она не хочет.
- Не сердись, бабуля, ты готовишь очень вкусно,
Но компот, конфеты, мороженое – это главная еда,
Остальное все продукты – ерунда!
- Какие продукты выбрала девочка? Согласны ли вы с ее выбором? Почему? (нет, она выбрала сладости, а они не приносят пользы)
- Права ли девочка, сказав, что остальные все продукты ерунда? Почему?
4. Изучение нового материала.
- Надя, героиня стихотворения, как и все дети, любит только сладости и не знает, что для ребёнка полезно есть совершенно другие продукты. Откройте свои учебники на стр. 13 и рассмотрите картинки. Назовите продукты, которые считаете наиболее полезными.
- Как вы думаете, а зачем человеку надо есть?
- Правильно, дети. Обратите внимание на доску. Давайте хором прочитаем стихотворение (написано на доске):
Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтоб расти и кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться.
И при этом не болеть.
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь.

- Все ли согласны с тем, что мы прочитали?
- Здоровье человека зависит от правильного питания, поэтому нужно соблюдать некоторые правила. Давайте зачитаем на стр. 13 первое правило (дети читают, после чего правило крепится на доску)
- Организму человека нужны различные питательные вещества (карточки с их названиями крепятся под первым правилом)
- Белки являются строительным материалом для клеток нашего организма, углеводы и жиры дают энергию, а без витаминов ни один ребенок не может нормально расти и развиваться.
- Давайте с вами сейчас поиграем. Я покажу вам картинку, а вы, отыскав ответ в учебнике, скажете, к каким питательным веществам ее отнесем (показ картинок)
- Молодцы! Мы немного устали. Давайте отдохнём. Встаньте, выйдите из-за парт.
На раз – подняться, потянуться,
На два – согнуться, разогнуться,
На три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.

- Присаживайтесь, продолжим наш урок.
- Прочитаем второе правило (крепится на доску)
- Так, наиболее полезными для человека являются молоко и молочные продукты, гречневая и овсяная крупы, хлеб, овощи. А вот сладостей много кушать вовсе не полезно.
- А как вы думаете, почему?
- Давайте зачитаем третье правило (прикрепить)
- Действительно, пищу нужно тщательно пережёвывать, чтобы она лучше усваивалась организмом.
- Ребята, мы рассмотрели правила рационального питания. Давайте теперь из них составим азбуку (прикрепить на доску, читают ученики по одному):
1. Обязательно завтракай;
2. Каждый день ешь свежие фрукты и овощи;
3. Обед начинай с салата или винегрета;
4. Старайся употреблять сладкое после обеда и в небольших количествах;
5. Не ешь очень холодную и очень горячую пищу.

5. Закрепление.
- Ребята, надеюсь, вы запомнили правила питания? Давайте проверим, как вы их усвоили. Приготовьте свои сигнальные карты. Если вы согласны с утверждением – поднимайте зелёную карту, если нет – красную. Готовы?
1. не садись за стол с немытыми руками;
2. ешь не спеша, хорошо пережёвывай пищу;
3. не разговаривай во время еды;
4. ежедневно употребляй много острой и жареной пищи;
5. жирную пищу ешь не часто и понемногу;
6. следи, чтобы в твоём меню было мало молочных продуктов;
7. почаще ешь солёную пищу;
8. выбирай на десерт свежие фрукты;
9. каждый день ешь много конфет и других сладостей;
10. не пей черный кофе и крепкий чай.

- Молодцы! Все прекрасно справились с заданием.
6. Итоги урока.
- О чём мы сегодня говорили на уроке?
- Какие правила вы запомнили?
7. Рефлексия.
- А теперь давайте оценим наш урок: тем, кому понравился – похлопайте в ладоши, а те, кому было скучно и неинтересно – потопайте ногами.
8. Д/З
- Вашим д/з будет с. 13-15, прочитайте и ответьте на вопросы.
- Урок окончен.

Конспект урока по предмету «Человек и мир»

на тему «Поведение в природе»

Класс : 2

Цель : Формирование способов действий по уходу за комнатными растениями.

Задачи:

Образовательные:

· совершенствовать представления о комнатных растениях посредством дидактической игры «Найди такой же»

· Формировать способы действий по уходу за комнатными растениями посредством практической работы

Коррекционно-развивающие:

· Совершенствовать активный словарь: «рыхлить», «опрыскивать», «протирать» посредством беседы

· Развивать мелкую моторику рук посредством ухода за комнатными растениями

Воспитывающие:

· Воспитывать интерес к растениям, любовь к природе

· Воспитывать желание ухаживать за растениями и бережно относиться к ним.

Оборудование: иллюстрации по теме, слова-подсказки, учебник «Человек и мир» 2 класса вспомогательной школы (Т. Л. Лещинская), фартуки для детей, лейки, деревянные палочки, клеенка, горшки с комнатными растениями, влажные салфетки, пульверизаторы.

Ход урока

I. Вводная часть

1. Организационный момент

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем!

2. Проверка домашнего задания

Давайте сделаем маленькую зарядку для наших рук изображая цветок.

«Цветок»

Руки держим перед собой,

прижимаем ладошки обеих рук друг к другу,

затем слегка раздвигаем их, округлив пальчики.

3. Уточнение временных представлений

Скажите мне ребята, какое сегодня число? Месяц? День недели?

II. Основная часть

1. Подготовка к усвоению нового материала

Послушайте внимательно загадку и сами отгадайте, о чём будет наше занятие.

Воздух очищают, создают уют.

На окнах зеленеют, и зимой цветут.

(Комнатные растения)

Правильно сегодня мы с вами будем продолжать говорить о комнатных растениях, и научимся правильно за ними ухаживать (Стук в дверь)

Ребята, к нам кто-то пришёл (На столе появляется кукла Юля) .

Это Юля. Наша гостья. Она хочет, чтобы я вам рассказала, какая история с ней приключилась. Слушайте внимательно. (Рассказ сопровождается картинками ).

Оля и Юля - сестрички. Они родились в один день, и им исполнилось по 6 лет. На день рождения они получили много подарков. Мама подарила – мяч, дедушка - книгу, папа - «сказочный» дом. А что подарила бабушка?(Учитель показывает картинку с цветочными горшками ) (Горшочки ).

Правильно, бабушка подарила горшочки, но не простые. Она велела поставить их на окно и поливать каждый день и смотреть, что же произойдёт. Оля всё сделала, как велела бабушка: поставила на окно и поливала каждый день свой горшочек (Учитель показывает картинку с лейкой ).

Через неделю появился росток.(Картинка с маленьким ростком).

А скоро на высоком стебле распустился красивый цветок(Картинка с цветком амариллиса ).

Бабушка сказала Оле, что это и есть чудо-подарок. А у Юли цветок погиб(Картинка с засохшим растением). Как вы думаете почему? (Юля не поливала цветок ).

Правильно, у Юли цветок погиб, потому что она не ухаживала за ним. Давайте расскажем Юле, что же такое комнатные растения, для чего они нам нужны. И научим ее правильно за ними ухаживать.

2. Сообщение нового материала

2.1. Беседа

Почему эти растения называют комнатными? (Потому что они растут в классе, в комнате).

Давайте вспомним их. Откройте в учебнике страницу 83. Такие же цветы есть у нас в классе. Давайте их назовём (Фикус, кактус, гортензия )

(Учитель показывает цветы детям и соотносит с названиями цветов, прикрепленными магнитами на доске ).

Для чего нужны комнатные растения? (Для красоты, для уюта, ещё они очищают воздух).

2.2. Дидактическая игра «Найди такой же»

Юля мне шепнула, что забыла, как выглядят наши комнатные растения. Давайте поможем ей. Разделимся на 3 группы. Я буду описывать растение, а вы мне ответите, про какое растение я рассказываю. (Учитель вызывает ответить трех учащихся от каждой группы)

Для 1 группы: Вкусно пахнет, у него есть много белых цветочков (Гортензия )

Для 2 группы: Имеет зеленые толстые колючие листья. Не пахнет. Круглой формы. (Кактус )

Для 3 группы: Имеет гладкие, зеленые листья. Не пахнет. Листочки овальной, продолговатой формы (Фикус )

Молодцы, вы хорошо угадали комнатные растения. Теперь Юля хорошо запомнила наши комнатные растения.

2.3. Ознакомление со схемой «Потребности растений»

А теперь скажите, что нужно растению, чтобы оно росло? (Вода, солнце, земля, воздух, доброта)

(Учитель одновременно показывает детям схему «Потребности растений», на доске слова: поливать, рыхлить, опрыскивать, протирать).

- Откройте в учебнике страницу 84. Снизу на картинке представлены потребности растений. Давайте их назовём по очереди: поливать, протирать, опрыскивать, рыхлить

(Учитель показывая слово на доске проговаривает его с учащимися несколько раз соотносит с соответствующей иллюстрацией в учебнике).

А теперь немного отдохнем.

2.4. Физкультминутка «Цветочки» (музыка)

На окне в горшочке (дети сидят на корточках)

Поднялись цветочки. (медленно встают)

К солнцу потянулись, (поднимаются на носочки)

Солнцу улыбнулись. (разводят руки в стороны)

К солнышку листочки, повернут цветочки, (разворачивают ладони вверх )

Развернут бутоны, в солнышке утонут. (Соединяют руки над головой , медленно разводят в стороны)

3. Закрепление нового материала

3.1. Практическая работа

Помните наших сестричек Олю и Юлю? Помните ошибки Юли? (Да, у нее завяло растение ).

Теперь мы научимся ухаживать за нашими комнатными растениями, чтобы не допустить таких ошибок и не дать погибнуть нашим «зеленым друзьям».

Я приготовила вам инструменты по уходу за растениями. Давайте рассмотрим инструменты и определим, для чего они нужны (лейка поливать , деревянная палочка - рыхлить , пульверизатор - опрыскивать , влажные салфетки - протирать ).

Посмотрите, на доске записаны слова, прочитаем их и запомним, как они пишутся (слова-подсказки на доске прикреплены магнитами ).

Пульверизатор – это инструмент, с помощью которого мелко разбрызгивается вода.

Прежде чем начать работу познакомимся с правилами ухода за растениями (демонстрация действий ):

Рыхление. Чтобы земля была мягкой ее нужно рыхлить, глубоко нельзя, чтобы не повредить корешки, которые находятся далеко в земле.

Полив . Носик лейки прислоню к горшку, чтобы вода текла осторожно, налью ее столько, чтобы цветок напился вдоволь. Все цветы живые, не могут жить без воды.

Давайте прорыхлим и польем наши цветы. Наденем фартуки и начнем работу.

(Дети подходят к столу, на котором стоят горшки с комнатными растениями, с помощью учителя начинают рыхлить и поливать цветы) .

А теперь я напомню правила, как надо протирать листья от пыли. Мы с вами дышим носиком, а цветочки дышат листочками. Чтобы они могли дышать, они должны быть чистыми.

Растения с крупными листьями будем протирать влажной салфеткой или тряпочкой . Кладем на правую ладошку влажную салфетку, а на левую - листочек и аккуратно от стебелька до конца листочка будем протирать. Давайте попробуем.

(Дети выполняют задание).

Другие растения будем опрыскивать из пульверизатора.

(Дети выполняют задание, учитель в ходе работы помогает им советом, беседует с детьми о том, как называются растения, отмечает старательных детей. По окончанию работы дежурные убирают рабочее место).

- Вы все большие молодцы, теперь Юля знает, как правильно ухаживать за комнатными растениями.

4. Повторение пройденного материала

4.1. Работа в парах «Как можно помочь комнатным растениям»

Чтобы Юля еще плотнее запомнила, как нужно ухаживать за комнатными растениями, мы должны ей напомнить и объяснить все правила. Давайте разделимся по парам. Каждой паре я буду называть одно из правил ухода, а вы будете выходить ко мне и показывать это правило.

(Учащиеся выходят к учителю и показывают правила ухода за комнатными растениями)

III. Заключительная часть

1. Объяснение домашнего задания

Вам будет домашнее задание: поухаживать за своими комнатными растениями дома вместе с родителями.

2. Оценивание деятельности учащихся на уроке

- Какие вы молодцы как хорошо у вас все получилось. В нашем классе сразу воздух стал чище и комнатные растения все блестят от чистоты! Хорошо работали сегодня …(учитель называет учащихся ). (Учитель называет учащихся ) у вас неплохо получается, но нужно еще потренироваться в уходе за комнатными растениями.

Юля ты все запомнила, о чем рассказали и что показали тебе ребята? Давайте еще раз напомним Юле, чем мы сегодня занимались на уроке (Дети по очереди отвечают ).

3. Подведение итогов урока

- Давайте попрощаемся с Юлей, она теперь знает, как ухаживать за комнатными растениями, и сможет вырастить много красивых комнатных цветов.

Тема урока: «Права ребенка»

Цель: создать условия для осознания второклассниками своих прав, стимулирования потребности в защите своих прав и уважении прав других людей.

Задачи: - познакомить второклассников с Конвенцией ООН и Законом Республики Беларусь «О правах ребенка» (глава 2);

Формировать представление о том, что каждый ребенок имеет право на защиту от жестокости и насилия, другие права;

Создать условия для понимания второклассниками необходимости защиты своих прав и уважения прав других людей, а также выполнения своих обязанностей;

Содействовать формированию умений выбирать правильный вариант поведения, оценивать свои поступки и поступки других людей с точки зрения соблюдения прав человека.

Оборудование: Закон Республики Беларусь «О правах ребенка», конверт с картинками о жизни мальчика, карточки с иллюстрациями из сказок, карточки-пиктограммы с изображением прав человека; отрывок из сказки В.Катаева «Цветик-семицветик».

Ход урока

І. Организационное начало урока.

Сегодня урок необычный у нас.

Готов к нему, вижу, каждый из вас:

Улыбка, уверенность. Что ж: «Так держать!»

За парты садитесь, пора начинать.

ІІ. Актуализация знаний.

О чем мы говорили на прошлом уроке?

Какую тему обсуждали?

Давайте немного поиграем.

Конкурс «Устами младенца»

Давайте вместе попробуем отгадать, о чем рассказывают дети.

Это когда все вместе: мама, папа, бабушка, дедушка и дети. (Семья.)

В семье это самое дорогое, ее берегут, передают из поколения в поколение. (Семейная реликвия.)

Самый нежный, самый добрый, самый любимый человек для всех людей на земле. (Мама.)

Место, где мы бываем все вместе. (Дом.)

Бывает только раз в году, но все его очень любят и очень ждут. (День рождения.)

Это такое маленькое, пищащее, доставляющее много хлопот, но его все любят. (Ребенок.)

В них играют все дети. (Игрушки.)

ІІІ. Сообщение темы и целей урока.

Очень много стран на свете,

Это знает каждый.

Кто, скажите, в странах этих

Самый-самый важный?

Не спешите, не пытайтесь

Дать ответ в один момент,

Главных много – выбирайте,

Там король, здесь – президент.

Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,
Но главней, важней, нужней для страны – ребёнок!

Кем он станет завтра, маленький и нежный?

Всей Земли права его – право на надежду!

–– Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

–– Какие цели поставим перед собой на этом уроке?

І V . Изучение нового материала.

–– Ребята, в этом конверте находятся рисунки о жизни одной девочки. Глядя на эти рисунки, внимательно слушая и дополняя меня, вы узнаете, какие права имеет каждый ребенок. Вы станете соавторами истории ее жизни. Итак, история начинается.

У папы Андрея и мамы Оли родилась дочка. Каждый человек имеет право на имя . Давайте дадим имя девочке. (Дети обсуждают имя.) Настя?.. Хорошее имя. У каждого из нас есть имя. А приятно, когда человеку придумывают кличку?.. Вот и нашу девочку, пока она будет маленькой, будут называть Настенька, когда пойдет в школу – Настей, а когда вырастет и станет работать, ее все будут называть Анастасией Андреевной.

Каждый ребенок имеет право на заботу . Кто же будет заботиться о Насте? Конечно же, – ее семья. Как заботится мама? Как заботится папа? Ребенок, живя в семье, тоже должен заботиться о своих близких. Как Настя может заботиться о своих родных?

Девочка и ее семья живут в большом доме. Каждый человек имеет право на жилье . В каждом доме есть дверь. За дверью живет семья. И никто без разрешения папы и мамы не имеет права войти в дом.

Когда Настя болеет, мама ведет ее к врачу. Что происходит дальше? Каждый человек, живущий в нашей стране, имеет право на медицинскую помощь .

Вот Настя подросла и пошла в школу. Потому что каждый человек, проживающий в нашей стране, имеет право на учебу . Она ходит в школу, общается с друзьями, занимается спортом, ходит в библиотеку.

Прошло время, Настя выросла и стала взрослой… А вы хотите знать, что было потом?

Настя окончила медицинский университет и теперь работает врачом. Все пациенты зовут ее Анастасией Андреевной. Каждый человек имеет право на труд и на плату за свой труд . Она встретила красивого парня Сашу. Они создали свою семью. Ведь каждый человек в нашей стране, достигший совершеннолетия, имеет право на создание семьи . И история снова повторится. У них тоже родится ребенок, у которого будут все эти права.

Давайте еще раз назовем права ребенка.

Работа с карточками-пиктограммами.

Учитель показывает карточку-пиктограмму, а дети называют, какое право она обозначает.

Рассказ учителя об истории создания закона «О правах ребенка».

Права каждого ребенка в нашей стране защищены Законом «О правах ребенка». Как вы думаете, для чего нужно было создавать такой закон?

В начале прошлого века произошла страшная война, которую назвали первой мировой войной. В этой войне погибло много мирных жителей и детей. И тогда люди поняли, что если будут продолжаться войны, то погибнет много ни в чем не повинных детей. Они собрались вместе и составили документ, где обращались к правительствам всех стран с просьбой беречь детей.

Но еще через 20 с лишним лет снова разразилась война, вторая мировая, в которой погибло еще больше людей разных стран, и детей тоже. И когда, наконец, настал мир, собрались представители всех народов со всех уголков планеты Земля вместе и составили документ. Там записали права людей и назвали его Всеобщей декларацией прав человека . Было это 10 декабря 1948г. Самыми беззащитными и бесправными являются дети, и поэтому была составлена Декларация прав ребенка , а потом Конвенция ООН (международный договор стран) о правах ребенка .

Наша страна – Республика Беларусь – признала Конвенцию и выполняет требования, записанные в ней. А затем приняла свой Закон «О правах ребенка» .

Эвристическая беседа «Зачем знать свои права?»

Ребята, а зачем человеку нужно знать свои права?

Мир, в котором мы живем, полон хороших людей. Это правильно, когда взрослые любят, жалеют, заботятся о своих детях. Но бывает иначе. Я, к сожалению, знаю такую семью, где родители не только не заботились о своем ребенке, а еще и били его, наказывали без причины. Жилось мальчику очень плохо. Как вы думаете, к кому должен обратиться мальчик за помощью?

Физкультминутка

Раз - подняться, подтянуться,

Два - согнуться, разогнуться,

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на стульчик сесть опять

(соответствующие движения)

V . Закрепление изученного материала.

Работа в парах.

69, с.56 в рабочей тетради.

Рассмотри рисунки. О каких правах они напоминают? Напиши ответы в клетках.

Работа в группах.

1 группа работает с учебником.

2 группа

    Право на жизнь;

    Право на образование;

    Право на медицинскую помощь.

3 группа получает иллюстрацию к сказке с заданием.

Выбери право, которое нарушено в этой сказке:

    Право на жизнь;

    Право на образование;

    Право на жилье.

4 группа получает иллюстрацию к сказе с заданием.

Выбери право, которым воспользовалась лягушка:

    Право на образование;

    Право на свободное передвижение;

    Право на труд.

5 группа игра «Загадка философа».

Восстановить высказывание Диогена Лаэртского из слов, записанных в алфавитном порядке. Высказать свое мнение – согласны или не согласны с этими словами и почему.

без, в, государстве, жизнь, закона, не возможна

Решение ситуативных задач «Как ты поступишь, если…»

    Во дворе старшие ребята требуют деньги. А если я их не даю, то меня бьют и оскорбляют.

    За мной кто-то гонится.

    Из моего портфеля часто пропадают вещи и деньги. Я догадываюсь, кто это делает, но боюсь рассказать об этом.

    В раздевалке постоянно кто-то бросает мое пальто на пол и топчет его ногами.

Чтение по ролям отрывка из сказки «Цветик-семицветик»

(Участвуют три ученика, исполняющие роли Автора, девочки Жени и мальчика Вити.)

Женя. Вот так штука! Шесть лепестков, оказывается, потратила – и никакого удовольствия. Ну ничего! Вперед буду умнее… Чего бы мне все-таки велеть? Велю-ка я себе, пожалуй, два кило «Мишек». Нет, лучше два кило «Прозрачных». Ну допустим, все это я велю и съем. И ничего не останется. Нет, велю я лучше себе трехколесный велосипед. Хотя зачем? Ну покатаюсь, а потом что? Нет, велю я себе билет в кино или цирк. Там все-таки весело.

Автор. Рассуждая таким образом, Женя вдруг увидела мальчика, который сидел на лавочке. Мальчик был очень симпатичный, сразу видно, что не драчун, и Жене захотелось с ним познакомиться.

Женя. Мальчик, мальчик, как тебя зовут?

Мальчик. Витя. А тебя как?

Женя. Женя. Давай играть в салки.

Мальчик. Не могу. Я хромой.

Женя. Как жалко! Ты мне очень понравился, я бы с большим удовольствием побегала с тобой.

Мальчик. Я тоже с большим удовольствием побегал бы с тобой, но, к сожалению это невозможно. Ничего не поделаешь. Это на всю жизнь.

Женя. Ах, какие пустяки ты говоришь, мальчик! Гляди!

Женя. Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли –

Быть по-моему вели.

Вели, чтобы Витя был здоров!

Как вы думаете, дети-инвалиды пользуются такими же правами, как и остальные, или другими? Почему? А как мы должны относиться к ним?

Подумайте, как бы вы потратили последний лепесток?

Есть желания, без которых можно прожить. Нельзя иметь все, что хочешь. Но есть желания, которые обязательно должны исполняться, без них человеку просто нельзя жить. Всем необходимо дышать свежим воздухом, пить чистую воду, есть полезную пищу, ходить в школу, читать умные книги, чувствовать себя защищенным. Такие жизненно важные желания и определяют основные права человека.

V І. Подведение итогов.

О каких правах человека вы узнали на уроке?

К кому можно обратиться, если нарушаются ваши права?

В жизни иногда нарушаются права людей. Чтобы защитить себя, свои права нужно знать. Важно также не нарушать права своих одноклассников, соседей, близких людей. И если люди, которые живут в разных странах, на разных континентах, говорят на разных языках, будут совершать только хорошие поступки, все люди на Земле будут жить в мире и согласии.

V ІІ. Рефлексия.

Что было интересно на уроке?

Что было трудно?

V ІІІ. Домашнее задание.

Нарисовать рисунок на тему: «Мои права» или

Подготовить рассказ на тему: «Мои права и обязанности».

Государственное учреждение образования «Средняя школа №45 г.Могилева»

Конспект урока по предмету

«Человек и мир»

на тему:

«Права ребёнка»

Подготовила:

учитель начальных классов

Кухарева Ю. М.

Министерство образования Республики Беларусь

Могилевский Государственный университет имени А.А. Кулешова

Разработка плана-конспекта урока в 1 классе по курсу "Человек и мир"

Выполнила: студентка 3 курса "В" группы

Домашова Татьяна Олеговна

Могилев, 2014 г.

Предмет: Человек и мир.

Класс: 1 класс

Тема: " Домашние животные зимой. Труд людей зимой".

Цель: Конкретизировать представления первоклассников о жизни домашних животных зимой; способствовать формированию понимания, почему в различные сезоны изменяется специфика труда человека (в сельской местности), показать, какие работы по охране природы проводятся зимой; содействовать формированию умения объяснять причины изучаемых явлений.

Задачи:

  • предполагается, что к концу учебного занятия учащиеся расширят представление о домашних животных, об изменениях в жизни домашних животных осенью;
  • в ходе учебного занятия планируется создать условия для формирования умения работать в группе;
  • содействовать формированию бережного отношения к животным.

Оборудование: картинки с изображением животных; дидактический материал: домик, ёлка; кластер; маршрутный лист; схема задачи-описания.

Учебное занятие: изучения нового материала.

Используемая технология: технология развития критического мышления.

Ход учебного занятия

І. Мотивационный этап

Учитель. Улыбнитесь друг другу, выскажите свои пожелания! С каким настроением вы начинаете учебное занятие? (Показать цветом)

Радость - карточка зелёного цвета.

Неуверенность - карточка красного цвета.

Тревога - карточка синего цвета.

Учитель. Итогом нашего прошлого урока было объединение нескольких элементов в одну общую гроздь. Кто из вас может сказать как эта гроздь называется иначе? (Кластер). Давайте сейчас все вместе посмотрим на доску и вспомним, что мы уже узнали о диких животных? (Ответы детей)

конспект урок охрана природа

1Игра "Рассели животных.

На доске размещены картинки с изображением домашних и диких животных.

Учитель. Ребята, вам необходимо из всех животных выбрать диких и заселить их в свою среду обитания. (Вывешиваются возле ёлки).

Учитель. Молодцы! Какие животные остались?

Учитель. Как их можно назвать одним словом? (Домашние животные)

Учитель. Как вы считаете, о ком пойдёт речь на учебном занятии?

Учитель. Какая тема нашего учебного занятия?

2. Открывается тема "Домашние животные"

Учитель. Среди остальных животных найдите то, о котором сейчас пойдёт речь. (Задаются загадки)

С удивительным носом-пятачком, коротким закрученным хвостиком, снабжает человека мясом, салом. Свинья

Даёт человеку молоко, из которого делают творожок, сметану, кефир и другие ценные молочные продукты. Корова

Грациозна и красива.

Ножки, спинка, шейка, грива.

Резво скачет по утру,

Хвост как шарфик на ветру.

Прокатись на спинке шаткой.

Кто красавица? … (Лошадка)

Не боится лютой стужи. Никто не дивится. (Козёл)

Хвост лохматый, чёрный нос.

Кто же это?

Рыжий. (Пёс)

Заплелись густые травы, Мягкие лапки,

Закудрявились луга, А в лапках царапки. (Кот)

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завитком рога. (Баран)

Учитель. Ответьте на мой вопрос: мы вспомнили обо всех домашних животных? Каких ещё домашних животных мы можем назвать? Что бы вы хотели узнать о домашних животных?

ІІІ. Сообщение нового материала

Учитель. Сегодня мы с вами отправимся погостить в деревню Простоквашино. Вспомните, какие домашние животные были у дяди Фёдора? (Собака, кот, корова, телёнок). А знаете ли вы, откуда вообще появились домашние животные?

Методы активного чтения:

"+" - это я знал

"-" - не знал

Учитель читает текст, ученик слушает и, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки в маршрутном листе.

  1. Очень давно, много тысяч лет назад, люди не имели домашних животных " … "
  2. Пищу они добывали охотой, рыбной ловлей и собирательством съедобных растений и плодов." … "
  3. Убивая на охоте взрослых животных, они иногда находили их детёнышей и приносили их домой." … "
  4. С ними играли дети, звери вырастали и привыкали к человеку." … "
  5. Человек стал специально разводить прирученных животных. "… "
  6. Они постепенно стали источником пищи, материалов для одежды, обуви. "…"

Учитель. Что новое узнали о домашних животных?

Учитель. Какую же пользу приносят домашние животные?

Учитель. Хотела ли мама дяди Фёдора иметь домашних животных? Какая польза была от кота? От собаки? От коровы? (Ответы учащихся)

Учитель. А что вы знаете о корове?

Корова

Часто коровы общаются друг с другом "мычанием". Это помогает им поддерживать контакт, особенно в темноте. Они также используют множество движений и гримас.

Коровы известны тем, что дружат всю жизнь.

Коровы всегда ждут старших и слабых членов стада. Когда коровы возвращаются на дойку, выбирают вожака, чтобы показывал дорогу.

У коров прекрасное чувство обоняния и слуха. Они слышат высокие и низкие частоты лучше, чем люди, и могут различать запахи с расстояния 8 километров.

Шерсть коров подобна снежинкам - каждое пятнышко уникально, и нет двух полностью одинаковых.

Коровы, живущие в стаде, будут сообща защищать детенышей.

Словарная работа: обоняние - ощущение запаха, способность определять запах веществ, рассеянных в воздухе (или растворенных в воде - для животных, живущих в ней).

Учитель. Что новое узнали о корове?

Учитель. Сейчас я предлагаю поработать в группах. Вам необходимо будет составить задачу-описание по схеме:? →размер→где живёт→чем питается→польза для человека. (Демонстрация алгоритма учителем)

Учитель. Вы прослушали загадки ваших одноклассников. Так чем же питаются домашние животные? (Учащиеся перечисляют: мясо, молоко, трава и т.д.). Дикие животные питаются так же, как и домашние. Так есть ли между ними какое-нибудь отличие? (Да, в добыче питания)

Учитель. Вокруг нас находятся дикие и домашние животные, как человек должен относиться к тем и другим? Как вы думаете, всем ли животным нужна помощь и забота человека? (Учащиеся делают вывод: без заботы человека, животные погибнут)

Учитель. Как люди заботятся о домашних животных?

Учитель. А как люди заботятся о диких животных?

ІV. Закрепление

Учитель. А теперь давайте сравним полученные знания о диких и о домашних животных. (Затрагивается тема подготовки к зиме)

Учитель. Как человек должен относиться к домашним и диким животным?

Учитель. А теперь давайте поиграем.

Игра "Верно - неверно"

  1. Кролик живёт в лесу. "-"
  2. У коровы ребёнок - жеребёнок. "-"
  3. Коза даёт молоко. "+"
  4. Кролик любит косточку. "-"
  5. Собака ловит мышей. "-"
  6. Свинья любит купаться в грязи. "+"

Вывод: домашние животные дают больше пользы, когда о них заботятся.

Закончить фразу:

  • Я могу похвалить себя…
  • Я доволен собой, потому что…

Дополнительный материал для сообщения

Люди вывели более 300 видов собак. И все они происходят от одного предка - волка. Крупные и сильные овчарки - отличные служебные собаки. Собаки-проводники помогают слепым. Ньюфаудленды, или водолазы, чёрные лохматые гиганты на толстых лапах, хорошо плавают и ныряют, их учат спасать утопающих. Собаки - очень умные животные: они легко поддаются дрессировке. Могут преодолеть сотни километров, чтобы вернуться к своему хозяину. У собак отличная пам"ять. Рассказывают, что одна пограничная собака через 20 лет опознала и загрызла шпиона, который убил её первого хозяина.

Устройство тела и повадки говорят о том, что коты - хищные животные. Острые когти втягиваются в подушечки лап, поэтому у них бесшумная походка. У котов отличный слух и хорошее зрение. Своих детёнышей кошка вскармливает молоком. Она заботливая мать. Может вскармливать и чужих детёнышей - щенков и даже мышей. Когда люди вселяются в новый дом, первой туда впускают кошку.