Конспект урока "синонимы, их роль в речи". Конспект урока по русскому языку на тему "синонимы"

Помощь государства

Тема урока: Синонимы – слова, близкие по значению.
Тип урока : Открытие нового знания.
Мотивация учащихся: проблемная ситуация, «открытие» новых знаний через формулировку учебных вопросов и поиск их решения.
технология сотрудничества (групповая)
Цель урока: расширение представлений о синонимах.
Задачи:
Предметные:
- умения использовать средства устного общения в разных речевых ситуациях в ходе монолога, диалога;
- находить слова – синонимы в тексте и отличать их от однокоренных слов;
- работать со словарём;
- подбирать родственные слова, определять части речи;
- использовать орфографическое чтение как средство самоконтроля при списывании небольшого текста.
Метапредметные:
Создать условия для развития у учащихся:
- умения принимать и сохранять учебную задачу;
- умения определять общую цель и пути её достижения;
- навыков работы с учебной книгой;
- навыков активного использования речевых средств для развития коммуникативных и познавательных задач;
- готовности слушать собеседника и вести диалог;
- умения выделять информацию из словаря в соответствии с учебной задачей.
Обеспечение: учебник «Русский язык. 2 класс» автор Н.В.Нечаева, 2013г., часть 2.
Примечание: ЛУУД – личностные УУД
РУУД – регулятивные УУД
КУУД – коммуникативный УУД

Ход урока:

I Организационный момент
Включение в деловой ритм урока.
- Здравствуйте. Ребята, садитесь. Давайте проверим вашу готовность к работе.
II. Актуализация знаний
На доске:
Труд, плакать, дело, рыдать, смелый, отважный.
- Рассмотрите запись. Что вы можете сказать о данной записи?

Какую «работу» выполняют слова в нашей речи?
- Распределите слова на три грамматические группы.
- Что можно сказать о группах слов?
(Каждая группа обозначается карточками с названиями частей речи).
III. Новый материал. Определение темы урока, постановка проблемных вопросов.
- Синонимы – это и есть тема урока. На какие вопросы по теме урока хотели бы сегодня найти ответы?
1. Работа по учебнику
- Вернёмся к словам. Напомните, почему ваш товарищ назвала эти слова синонимами.
(На доске появляются записи- опорные слова, которые помогут «собрать» правило, что такое слова – синонимы:синонимы, слова близкие по смыслу.
_ Перечитайте пары слов и дополните каждую грамматическую группу ещё одним словом – синонимом, используя словарь – синонимов. Какие знания вам помогут при работе со словарём?
На доске:
Имена сущ. Имена прилаг. Глагол
труд смелый плакать
дело отважный рыдать
работа храбрый реветь
- Проанализируйте группы слов. Что ещё можете сказать о синонимах?
На доске:синонимы, слова близкие по смыслу,они относятся к одной части речи.


- Сделайте вывод, используя опорные слова.
- Откройте учебник с.60, прочитайте правило… Совпал ли ваш вывод с выводом учебника.
- Что ещё нового узнали из статьи.
- Вспомните, какие вопросы о синонимах ставили перед изучением темы…
- Вы нашли на уроке ответы на эти вопросы?
IV. Первичное закрепление. Работа по учебнику - упр.321
- Познакомьтесь с заданием 321.Прочитайте выразительно.
- Определите основную мысль стихотворения.
- О чём оно?
-Что рассказывается об осинке?
- Спишите, так как в учебнике, проговаривая слова орфографически.
- Подчеркните грамматическую основу, укажите части речи.
- Докажите, что слова «зябнет, стынет, дрожит, мёрзнет» - синонимы.
- Можно ли утверждать, судя из ваших выводов, что эти глаголы имеют один смысл - это слова родственные?
- В словаре - синонимов найдите синонимы к слову «дрожать».
- Как вы думаете, зачем столько много синонимов?
- Хорошо. Давайте вернёмся к стихотворению и найдём существительные к схеме: корень суффикс окончание.
Запишите их и разберите.
V. Физминутка
Покажем действиями стихотворение.
V. Применение новых знаний
- Предлагаю вам поработать в группах. Прочитайте предложения. Что заметили?
Текст на карточках в таблице слева:
Мальчик упал с дерева.
Кот перекатился через себя и упал на землю.
Подъёмный кран, издавая громкий скрежет железа, упал с корабля в реку.
- Ой, обратно упал – сказал продавец апельсинов неведомому зверьку».
Слова на карточке в таблице справа:
чебурахнуться
свалиться
рухнуть
шмякнуться
- Попробуйте заменить глаголы синонимами и запишите предложения. Воспользуйтесь словами в списке.
- Как лучше звучит, как было или как вы зачитывали?
- Почему? Зачем нужны слова – синонимы?
- Откройте словарь – синонимов на стр. 3, найдите и прочитайте пятый абзац. Найдите ту информацию, где говорится о роли синонимов.
VI. Рефлексия
- Какое открытие вы сделали?
- Всем ли было комфортно на уроке?
- Кого бы вы похвалили за работу на уроке?
VII. Итог
- Наш урок подошёл к концу, спасибо за работу. Оцените свою работу на ступеньках успешности.
Д./з. упр. 325

Скачать Конспект урока русского языка, 2 класс. Синонимы

Тема урока : «Синонимы».

Тип урока : урок открытия новых знаний.

Цели урока:

1.Образовательные: познакомить с определением синонимов; с различными оттенками значений синонимов, эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью; с ролью синонимов в речи; со словарями синонимов.

2. Практические: совершенствовать умения подбирать синонимы к данному слову; употреблять синонимы в речи в соответствии с оттенками значений и стилистическими особенностями, пользоваться словарем синонимов.

3. Воспитательные: воспитывать чувство уважения и любви к Родине, природе, чувство прекрасного, приобщить к музыке, живописи, совершенствовать читательский вкус.

4. Развивающие: обогащать словарный запас учащихся; обучать сравнению, умению выделять главное, систематизировать, объяснять понятия; развивать творческие способности учащихся.

Задачи урока:

    Образовательные:

развивать умение формулировать определение понятий;

развивать умение находить синонимы в тексте;

формировать умение использовать синонимы в речи;

развивать умение различать синонимы в тексте;

обогащать словарный запас учащихся;

совершенствовать орфографические умения;

учить различать синонимы по оттенкам значений, эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью;

развивать умение подбирать синонимы к слову.

    Развивающие:

осуществление системно-деятельностного подхода;

развитие критического мышления;

развитие внимания;

развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

развивать умение применять новые знания;

развитие творческих, речевых способностей учащихся;

формирование логических умений;

развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

развитие умения формулировать проблему;

развитие умения групповой и парной работы.

    Воспитательные:

воспитание интереса и уважения к родному языку;

воспитание ценностного отношения к слову;

создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

Планируемые результаты:

познавательные : самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;

личностные: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;

регулятивные : целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Оборудование:

мультимедийная презентация к уроку;

учебник, словари русского языка (орфографический, толковый, синонимов); карточки индивидуальные.

Методы и приемы : словесные, наглядно-практические, проблемного изложения, самоконтроля.

Структура урока:

    Организационный этап.

    Актуализация знаний.

    Постановка учебной задачи.

    Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

    Минута релаксации

    Закрепление изученного материала.

    Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

    Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

Ход урока.

    Организационный момент, мотивация к учебной деятельности. Принцип психологической комфортности.

Приветственное слово учителя.

- Добрый день, ребята. Давайте, посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». А теперь давайте повернёмся к нашим гостям и поделимся своими улыбками, громко скажем: «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места. Я рад, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

Приветствие учащихся.

    Актуализация прежних знаний .

    Ответьте на вопросы:

- Что такое лексика? - Какая наука о языке изучает лексику? - Какие слова называются однозначными? многозначными? - Что такое омонимы? - Что такое антонимы? 2. Выпишите словосочетания с многозначными словами в первый столбик, а с омонимами во второй. вид на море – вид спорта шелковое полотно – полотно конвейера курносый нос – нос самолёта свадебный наряд – наряд милиции кузнечный горн – звонкий горн вращающийся вал – городской вал ловить мяч – ловить момент лист бумаги – капустный лист
    Вызов. Формирование новых понятий и знаний.
    Словарная работа.
Громада, громоздить, громоздкий, громадный. ____________________ Громада – огромный предмет, что-нибудь очень большое. (Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова.)
    Лексическая разминка.
Задание: подберите к данным словам другие прилагательные, которые характеризуют предмет, обозначая его признак – большой размер. Громоздкий, громадный,…
    Знакомство с новыми понятиями.
Синонимы слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение. Группа синонимов, состоящая из двух или более слов, называется синонимическим рядом . Могут быть синонимические ряды существительных (работа – труд – дело – занятие) ; прилагательных (влажный – мокрый – сырой) ; глаголов (бежать – спешить – торопиться) ; наречий (тут – здесь) ; фразеологизмов (переливать из пустого в порожнее – носить воду решетом) .

Перемена.

Что случилось в пятом классе? Что за шум здесь, что за гам? Скачут Таня, Витя, Саша, Прыгают Наташа с Машей. Засмеялись Толя с Пашей, Прыснули от смеха Даши, Захихикал и Захар. Мимо парт несётся Сонька, А за ней бежит Алёнка, Мчатся, никого не видя, Женька, Оля, Надя, Дима, И летят во весь опор Лена, Галя и Егор. А в сторонке, у окошка, Очень тихо, про себя, Учит правило, наверно, Ученик – отличник Гена. Что же здесь произошло? Это просто ПЕРЕМЕНА! Словом, всё здесь хорошо! Найти синонимы в этом стихотворении.
4. Использование синонимов в художественных текстах. Синонимы помогают наиболее точно выразить мысль. Работая над лексикой своих произведений, писатели выбирают из множества слов то, которое наиболее верно передает нужный оттенок смысла. Уговорились я и мама Дождаться выходного дня И посмотреть ги-ги-то-пама… Нет, ги-попо-тото-попама… Нет, ги-тото-попо-потама… Пусть мама скажет за меня! Вошли в открытые ворота И побежали мы вдвоём Взглянуть на ги… на бегемота. Мы чаще так его зовём. Я думаю, гиппопотама Зовут так трудно для того, Чтоб сторож из глубокой ямы Пореже вызывал его. С.Я.Маршак
    Физкультминутка.
    Осмысление. Формирование новых умений и навыков.
    Работа с упражнением в учебнике.
    Отметить последовательно прилагательные по степени возрастания признака.
1)большущий исполинский огромный большой 2)божественный красивый роскошный прекрасный
    Практическое упражнение по подбору синонимов.
скупой
Задание. Подберите синонимы к следующим словам: скупой, кидать, очи, спешить, неприятель, товарищ.
Проверьте себя: скупой
    Практическое упражнение.
Задание. Найдите в ряду синонимов разговорные и просторечные слова:
Болтать – разговаривать Порицание – головомойка Бродить – болтаться Дуться – сердиться Искать – копаться Задание. Спишите предложения. Вместо точек вставьте стоящие в скобках слова в нужном падеже . 1) Партизаны отразили все... противника. Вся природа ждала... весны (атака, наступление). 2) Учитель регулярно проводил... с родителями. Он оплатил на почте... по телефону (беседа, разговор). 3) Из окна открывался красивый... на море. ... в романах Тургенева играет важную роль (вид, пейзаж).

VI. Рефлексия . Ответьте на вопросы: - Что нового вы узнали сегодня на уроке? - Какие слова называются синонимами? - Что такое синонимический ряд? - Будут ли являться синонимами следующие слова: интерес, интересный, интересоваться ? - Будут ли являться синонимами следующие слова: чудесный, красота?

Тест

1. Подберите синоним к слову БОРОТЬСЯ. А) состязание Б) сражаться В) борьба 2. Какое из данных слов не является синонимом к слову БЫСТРО? А) бегло Б) стремительно В) быстрый 3. Какая из данных строк является синонимическим рядом? А) добрый – участливый - человеколюбие Б) лёгкий – воздушный - невесомый В) молодость – юность – молодеть
    Домашнее задание.

Тема урока : К ак используются синонимы. Синонимы в тексте.

Учитель: Королева Л.В.

ЦЕЛЬ: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации (слова-синонимы)

Задачи:

Образовательные:

Содействовать развитию умения находить синонимы, указывать их грамматические признаки;

Формировать умения подбирать синонимы для точной характеристики предметов (слов).

Воспитательные:

Воспитание положительной мотивации к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;

Формирование умения работать в паре, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.

Развивающие:

Развитие речи (обогащения словарного запаса), мышления, памяти;

Развитие умения планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную деятельность.

Тип урока: урок открытия нового

Формы работы учащихся : фронтальная, групповая

Структура и ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Самоопределение к деятельности

Какой сегодня прекрасный день. Я рада вас видеть. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне! Повернитесь друг к другу, улыбнитесь своему соседу, соприкоснитесь ладошками и пожелайте друг другу успеха. Сегодня на уроке вам необходимы: внимательные глаза, чуткие уши, ловкие пальцы, сообразительные головы, а самое главное – хорошее настроение.

Дети улыбаются друг другу

Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Отгадайте зашифрованное слово

я р а у т б

Вызвало ли затруднение при написании этого слова? Давайте проанализируем его? Сколько слогов? Какой слог ударный? Какое опасное место встретилось? Можно ли подобрать проверочное слово? Какой вывод сделаем?

Назовите лексическое слово «ребята». Кто такие ребята? Как назвать их по другому? Чем эти слова похожи? А может вы знаете как они называются?

Отгадывают слово и записывают

Нет. Это слово нужно запомнить.

Затрудняемся.

Постановка учебной задачи

Прочитайте тему урока на с 42. Чему мы должны научиться? Хотите узнать о словах- синонимах? Давайте проведём исследование. У меня есть карта исследования. Будем работать в группах, соблюдая правила (выставляется памятка работы в коллективе)

Слова-синонимы.

Узнаем, что такое синонимы, будем их подбирать, сравнивать.

Построение проекта выхода из затруднения

1 группа: исследует значение слова «синоним» в толковом словаре;

2 группа: делят слова на три группы и записывают в таблицу

ребята, строят, весёлые, мастерят, дети, радостные

3 группа: сравните два текста учебника на с 41 42 и сделайте вывод.

Я тоже провела исследование. Слово «синоним» произошло к нам из греческого языка и означает «одноимённый» и прикрепляю следующий элемент карты

За окном зима. Часто дует сильный ветер, вихрь со снегом. Как это явление можно по-разному назвать. Подберите синонимы. Уточните значение слов в учебнике с 44 упр 3 Устно придумайте предложения. Сделайте вывод

1 группа Синонимы – это слова близкие по смыслу (прикрепляют элемент к карте)

2 группа Синонимы – слова близкие по значению и отвечающие на один и тот же вопрос (прикрепляют элемент к карте)

3 группа Синонимы обогащают нашу речь, делают её более разнообразной, точной и выразительной. Они помогают избежать повторов. (прикрепляют элемент к карте)

Каждый синоним имеет свой оттенок значения (прикрепляют элемент к карте)

Физминутка

Засиделись не на шутку, проведём физкультминутку.

Первичное закрепление и проговаривание во внешней речи

Итак, что же такое слова-синонимы?

Что в переводе с греческого обозначает слово синоним?

Какую роль играют синонимы в речи?

Учащиеся проговариваю (проверка на компьютере слайд)

Самостоятельная работа с самопроверкой

Предлагаю вам задание. Прочитайте предложения, что заметили? (карточки) Замените глаголы синонимами и спишите предложения.

По улице шли подружки.

По площади шли солдаты.

По дороги шли усталые путники.

Предлагаю вам список слов: брели, маршировали, шагали .

Повторяется глагол шёл

Самостоятельно выполняют задание

Проверка. Ответы детей.

Включение в систему знаний и повторение

Подберите синоним по предложенным картинкам на слайде:

заяц, собака, лошадь, луна

Ответы: косой, пёс, конь, месяц.

Рефлексия деятельности

Вы сегодня хорошо поработали! Были замечательными исследователями! Довольны вы своей работой? Пригодятся ли вам полученные знания на уроке?

Покажите зелёный кружочек, если вам всё удалось на уроке!

Жёлтый – работал с хорошим настроением, но иногда ошибался.

Красный- если у вас не всё получилось.

Д/з составьте 3 предложения о любимых зимних забавах, используя слова-синонимы.

Ответы учащихся

Синонимы

Цели урока: формировать у учащихся знаний о синонимах, развивать умение различать слова-синонимы по оттенкам значений, эмоциональной окраске и стилевой принадлежности, учить подбирать синонимы к данному слову. строить синонимический ряд, пользоваться словарём синонимов, употреблять синонимы в речи, воспитывать положительные качества у учащихся.

Ход урока

Организационный момент

Сообщение целей урока.

Мы с вами уже познакомились с многозначными словами и омонимами, сегодня продолжим изучение разделов лексики. Все в сборе, нет только Алеши и Гены.(Распахивается дверь, входят мальчики, они поняли,что опоздали.)

Не сердитесь на нас.

Не обижайтесь.

Не дуйтесь.

Где вы были?-спрашивает учитель.

В школе, тут близко.

Совсем недалеко.

Рядом.

Что же вы там делали? И почему так странно отвечаете? Говорите все об одном и том же, но по-разному.

Мы узнали, что сегодня пятиклассникам обещали рассказать о словах-друзьях. Их ещё называют синонимами.

Учитель: Да, тема нашего урока называется «Синонимы».Проходите, присаживайтесь. Откроем тетради, запишем число и тему урока.

Синтаксическая пятиминутка.

Кусты опушились блестящим инеем.

Подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения.

Какие орфограммы есть в этом предложении?

Какими ещё словами можно описать иней?(сверкающий, сияющий, переливающийся, искрящийся).

Одинаковое или разное значение у этих слов?

Совпадает ли у них звучание и написание?

Делается вывод о том, какие слова называются синонимами.

Прочитаем правило в учебнике. Всё ли мы сказали о синонимах? А чем синонимы отличаются от омонимов? Знакомство со словарём синонимов.

3. Упражнение на экране.

Найти слова, похожие по значению, но разные по написанию. Как связаны предложения в тексте?

Во время каникул я побывала в цирке. Восторг и ликование вызвало в моей душе выступление медвежат. Топтыжки катали мячи, танцевали, управляли мотоциклами. Видно было,что косолапым нравится участвовать в цирковом представлении.

(в тетрадь выписать слова-синонимы, проверить себя по словарю)

А теперь поучимся доказывать, что данные слова являются синонимами. Упражнение 349.

Ученики записывают в тетрадь слова и доказывают, что они являются синонимами.

Игра »Третий лишний»

Исключить лишнее слово и объяснить, почему оно лишнее.

Огонь, дым, пламя.

Алфавит, азбука, чистописание.

Лошадь, конница, кавалерия.

Бросать, кидать, ловить.

Ураган, дождь, буря.

Шалун, озорник, тихоня.

Физминутка

Запишем слова в два столбика.

Соотнесите слова из левого столбика с их синонимами из правого.

Неразговорчивый рассеянный

Невнимательный молчаливый

Неправильный простой

Неудачный безуспешный

Несложный легкомысленный

несерьезный ошибочный

Продолжить загадки

Простое слово »промежуток»:

В театре несколько минуток,

Пока начнётся новый акт,

Мы называем их …(антракт).

На время что-то прекратив,

Мы объявляем… (перерыв).

В борьбе, в труде устали слишком,

Дают уставшим… (передышку).

После урока непременно

Нужна ребятам …(перемена).

Упражнение 351(самостоятельно).

Есть у нашего народа такая пословица:»Добра мать до своих детей, а земля до всех людей.» Для всех нас одинаково светит солнце, поют птицы, растут деревья, расцветают цветы. Но ведь мы все разные. Потому что одни люди добрые, а другие злые. Сила доброты в том, что один добрый человек может сделать добрыми и счастливыми многих людей, а злой- никогда.

(В.Крупин)

О чём говорится в этом тексе? Какими нам нужно быть друг к другу? Подберём синонимы к слову добрый. Можно пользоваться словарём синонимов(добродушный, добросердечный, мягкосердечный, благодушный).Составьте предложения с этими словами.(Дети зачитывают получившиеся предложения)

Вот и заканчивается наш урок. Давайте вспомним, с какими словами мы с вами сегодня познакомились? Чем они отличаются от омонимов? Где можно найти эти слова? Какие задания для вас были лёгкими, трудными? Что больше всего понравилось на уроке?

Отройте дневники, запишите домашнее задание. П. 68, придумать и записать 5-6 предложений со словами –синонимами, используя материал сегодняшнего урока.