Конспект занятия по грамоте 7 старшая группа. Занятие по обучению грамоте в старшей группе «Знакомство со звуком «У» и буквой «У. Вариант игры «Кто больше»

Приватизация

Ольга Полуэктова
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Слово на ладошке»

ЦЕЛЬ : Закрепление пройденного.

ЗАДАЧИ :

1. Образовательные.

Закрепить умение называть слова по заданной теме ;

Закрепить умение использовать в речи предлоги и придумывать с ними слова ;

Обогащать словарь детей ;

Закрепить умение проводить звуковой анализ слова ;

Продолжать учить детей вычленять словесное ударение , определять его место в слове ;

Закреплять знание о слоге, как части слова ;

Продолжать учить работать в тетрадях в узкую линейку.

2. Развивающие.

Развивать мышление, речь, внимание;

Развивать память;

Развивать мелкую моторику рук.

3. Воспитательные.

Воспитывать любовь к родному языку;

Воспитывать культуру общения, аккуратность.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ :

Игра «Слово на ладошке » ;

Игра «Разбери слово » ;

Пальчиковая гимнастика.

Игра «Дорисуй»

МАТЕРИАЛ :

Воздушный шар;

Картинка – гуси;

Домики-слова , круги-звуки, полоски-ударение;

Тетради, карандаши.

СЛОВАРЬ : воздушный, невесомый, шаловливый, звуки, гласные, твердые согласные, мягкие согласные, ударение, ударный звук, безударный звук, слоги, широкая строка, узкая строка.

ИНТЕГРАЦИЯ :

1. Образовательная область «Здоровье» - правильная посадка за столом; одежда.

2. Образовательная область «Физическая культура» - физкультминутка и пальчиковая гимнастика.

3. Образовательная область «Социализация» - выполняют действия в коллективе, умеют советоваться друг с другом, прислушиваться к мнению другого.

4. Образовательная область «Труд» - выполняют различные действия по уходу за своим рабочим местом.

5. Образовательная область «Безопасность»

6. Образовательная область «Коммуникация» - участие в беседе, оценка ответов сверстников.

7. Образовательная область «Художественное творчество» - рисование в тетрадях.

Ход ЗАНЯТИЯ.

I. Организационный момент.

Игра «Слово на ладошке » .

Воспитатель : Ребята, вы уже знаете, что все предметы, которые нас окружают, мы называем … (словами ) .

Я найду слова везде

И на небе, и в воде,

На полу, на потолке,

На носу и на руке.

Вы не слышали такого?

Не беда! Играем в слово !

Давайте поищем слова в лесу и сложим их в корзинку.

(Воспитатель предлагает корзинку детям, они «складывают» - называют слова , которые встречаются в лесу.)

II. Основная часть.

1. Словесные игры на развитие речи

Воспитатель : Слова и вправду можно найти везде. Недаром в народе родилась такая загадка : «Не лёд, а ко всему льнёт» . Что это? (слово ) . Как вы думаете, в нашей группе можно найти такой предмет, который никак не называется?

Всему название дано :

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным–полно,

А безымянных нету.

Помогите мне назвать разные слова . (Дети по-очереди читают строки из стихотворения «Какие бывают слова » ).

Есть сладкое слово – конфета ,

Есть быстрое слово – ракета ,

Есть кислое слово – лимон ,

Есть слово с окошком – вагон ,

Есть слово колючее – ежик ,

Есть слово промокшее – дождик ,

Есть слово упрямое – цель ,

Есть слово колючее – ель ,

Есть книжное слово – страница ,

Есть слово лесное – синица ,

Есть слово пушистое – снег ,

Есть слово веселое – смех .

Воспитатель : А сейчас, закройте глаза, и перед вами появится предмет, которого в нашей группе нет (достает воздушный шар) . Он какой? (Воздушный, голубой, легкий, невесомый, большой, прозрачный) .

Какие слова могут лететь , как этот шарик, прыгать, светить?

Ребенок берет шарик :

Шар воздушный, шаловливый,

Непослушный и строптивый

Вместе с ветром убежал,

А куда - нам не сказал.

Воспитатель указывает, что надо сделать, ребенок выполняет действия : шар опустился на стол, на стул, под стол, под шкаф. Вешает шар на гвоздик.

Воспитатель : Куда опускался шар? Назовите свои слова с маленькими словами на и под .

2. Звуковой анализ слова , постановка ударения.

(Дети садятся за столы.)

Воспитатель : мы называли много слов , но у нас в гостях только одно. Угадайте, какое :

Перед ними синий пруд.

Хорошо им будет тут.

Прямо с ходу лезут в воду,

Лезут в воду – и плывут. (гуси)

Правильно, мы будем разбирать слово «гуси» . Из чего оно состоит? (из звуков) . Вспомним, какие бывают звуки (гласные и согласные, согласные твердые и мягкие, каким цветом они обозначаются? (гласные – красным, твердые согласные – синим, мягкие согласные – зеленым.) Сколько звуков живут в этом домике-слове ? (четыре звука)

У доски 4-ро детей проводят звуковой анализ слова :

1-ый ребенок : Первый звук в этом слове «г» . он твердый согласный. Закрываем окошко синей шторкой.

2-ой ребенок : Второй звук в этом слове – «у» . он гласный. Закрываю второе окно красной шторкой.

3-ий ребенок : Третий звук в этом слове - «сь» . Он мягкий согласный. Закрываю третье окно зеленой шторкой.

4-ый ребенок : Четвертый звук в этом слове – «и» . Он гласный. Закрываю последнее окошко красной шторкой.

Воспитатель : Назовите гласные звуки в слове «гуси» . Сколько слогов в этом слове ? Какие? Найдите ударный слог, произнесите слово с ударением . Назовите ударный гласный звук. Как назовем другой гласный звук? (безударный)

(Чтение слова с ударением , перестановка ударения. Выбор правильного произношения).

3. Физкультминутка.

Веселый каблучок.

Мы за ручки взялись,

Кругом весело прошлись.

Веселый каблучок

Выбивает : чок да чок. (Повторять после каждого куплета) .

Эх, в присядку веселей

Мы попляшем все дружней.

Ай да пальчики у нас

Тоже все пустились в пляс.

Вот бежит, бежит вперед

Наш веселый хоровод.

Ох, устали мы плясать,

Лучше сядем отдыхать.

Каблучок мой, каблучок,

Не стучи ты чок да чок!

Дети делятся на две команды. Перед каждой командой выставляются в линейку кубики, по 8 кубиков, от кубика до кубика – шаг ребенка.

Воспитатель : В этой игре вам нужны будут длинные-предлинные слова – у кого слово окажется длиннее , тот быстрее дойдет до конца дорожки, тот и победил.

(Дети по очереди называют слова из 2 , 3 и более слогов и шагают от кубика к кубику. После игры они усаживаются за столы.

5. Пальчиковая гимнастика.

Мизинчик.

Наш мизинчик утром встал,

Безымянного поднял.

Средний пальчик потянулся,

Указательный проснулся.

Должен и большой вставать –

Братьев в садик провожать.

Кисти руки сжать в кулачок. Поочередно разгибать пальцы, начиная с мизинца. С последней фразой большим пальцем и мизинцем касаться друг друга.

6. Работа в тетради в узкую линейку.

Обвести по контуру и продолжить рисовать воздушные шарики – овал в широкой строке и наклонная палочка в узкой строке – веревочка.

III. Итог занятия .

Понравилось ли вам играть со мной сегодня?

Что больше всего понравилось?

Какое задание было самым сложным (легким?

Кто, по вашему мнению, сегодня отвечал лучше всех?

А как ты оцениваешь свои ответы?

Корнеева Валентина

Программное содержание :

Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, различать твердые и мягкие согласные звуки, ударные и безударные гласные звуки;

Закрепить умение детей делить слова на слоги;

Продолжать учить детей называть слова по определенной модели.

Демонстрационный материал : картины-схемы слов мышка, мишка; красные, синие, зеленые, черные фишки; указка.

Раздаточный материал : полоски с пятью клеточками; красные, синие, зеленые, черные фишки.

Ход занятия.

1. Воспитатель предлагает детям вспомнить, какие бывают звуки. «Гласные и согласные» . – «Какие бывают согласные?» - «Твердые и мягкие» . – «Какой фишкой обозначаем твердые согласные звуки?» . – «Синей фишкой» . – «Какой фишкой обозначаем мягкие согласные звуки?» . – «Зеленой фишкой» . – «Какой фишкой обозначаем гласные звуки?» . – «Красной фишкой» . – «Какие бывают гласные звуки?» . – «Ударные и безударные» . – «Какой фишкой обозначаются ударные?» - «Черной фишкой» .

2. Игра «Назови пару» . Дети встают в круг. Воспитатель бросает ребенку мяч и называет твердый согласный звук. Ребенок бросает мяч назад воспитателю и называет мягкую пару произнесенного звука.

3. Звуковой анализ слова мишка. Воспитатель обращает внимание на количество клеточек под картиной и на полосках. Дети отвечают : «Пять клеточек означают, что в слове мишка пять звуков» .

Все работают на местах и самостоятельно делают звуковой анализ слова. Затем воспитатель вызывает к доске того ребенка, кто первым выполнил задание. У доски слово разбирает Миша. «Первый звук мягкий согласный, второй гласный, третий твердый согласный. Мы знаем правило, что звуки «ж, ш» всегда твердые, у звуков «ж, ш» нет мягкой пары, четвертый твердый, пятый гласный». Проведя звуковой анализ слова мишка, дети определяют ударный гласный звук «и» , обозначают его черной фишкой. Читают слово с перенесенным ударением (мишкаа, дети отмечают, что так неправильно. Правильно –миишка.

Воспитатель спрашивает : «Сколько слогов в слове мишка?» . Дети : «В слове мишка, два слога миш-ка» . Воспитатель : «Какое правило, мы знаем?» . Дети : «Сколько гласных звуков, столько и слогов» .

4. Звуковой анализ слова мышка. Дети самостоятельно на местах делают звуковой анализ слова. У доски слово разбирает Оля., она также определяет какой первый, второй, третий, четвертый, пятый. Дети также определяют ударный гласный звук, сколько слогов, отмечают, слова похожи по звучанию, отличаются двумя первыми звуками – «м, м» , и вторыми – «ы, и» ,

5. Игра «Назови слова» . Воспитатель выставляет на доске синюю, красную, синюю, красную фишки и предлагает детям назвать слава по этой модели-схеме. Как образец называет 2-3 слова данной звуковой структуры (рыба, нога, мама, рука, ваза, папа, каша) .

Если ребенок называет слово неверно, воспитатель с указкой читает слово по модели и объясняет ребенку его ошибку. В конце игры определяется победитель.



Публикации по теме:

«В гостях у бабушки Загадушки». Конспект итогового занятия по обучению грамоте в старшей группе за второй квартал Программное содержание. 1. Учить узнавать, различать и выделять отдельные звуки; определять их позицию в слове (начало,.

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Утиная история» Тема непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Утиная история»

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Незнайкины буквы» Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Незнайкины буквы» Цель: познакомить детей со следующими буквами алфавита 0,П,Р,С,Т, помочь.

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Поиски пропавшей буквы» Тема: Поиски пропавшей буквы. Цель: закрепить характеристику звука [й], развивать фонематические процессы, совершенствовать умение проводить.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе Составила старший воспитатель Нестеренко Л. С. Тема: согласный звук Н (Н*, буква Н. Цель: развитие фонематического и речевого слуха, формирование.

Конспект по обучению грамоте в старшей группе для детей с ЗПР «Звуки [В] и [В’]. Буква В» ЦЕЛЬ: автоматизация звуков [В] и [В’] в словах, слогах, предложениях. Знакомство с буквой В”. ЗАДАЧИ: развивать фонематический.

Звуки «Г», «Гь». Буква Г.
Занятие по обучению грамоте детей 5-6-ти летнего возраста.
Цели: закрепить навыки четкого произношения и различения этих звуков в слогах, словах, предложениях. Учить согласованию прилагательных с существительными; закрепить навык образования слов – антонимов; учить звукослоговому анализу слов; закрепить навыки печатания слов и чтения предложений. Развивать фонематический слух, внимание, память, логическое мышление.
Ход занятия
1.Организационный момент: садится сначала тот, кто назовет слова, в которых встречаются звуки «Г», «Гь».
2. Знакомство со звуками «Г», «Гь». Игра «Четвертый лишний»
Журавли, аисты, голуби, скворцы – голуби
Гусь, цапля, аист, орел – гусь
Пальто, иголка, куртка, блуза – иголка
Василек, одуванчик, ландыш, гвоздика – гвоздика
Характеристика звука: «Г» - согласный, звонкий, твердый
«Гь» - согласный, звонкий, мягкий.
Воспроизведение слоговых рядов
Га – гя гда – гдя гла – гля
Го – гё гдо – гдё гло – глее
Гу – гю гду – гдю глу – глю
Гы – ги гды – гди глы – гли
3. Выделение звука на слух
Ка – га – то – ге – бу – пя – гя – ви – ню – гы – ко – ву – со – гу – мо
Голос, волос, кормушка, гараж, погода, крокодил, градусник, конверт, грузовик, громоотвод, хворост, квартира, галстук…
Из рассказа «Гуси».
Галя маленькая. Галю испугали гуси. Гуси гоготали: «Га-га-га». «Не бойся, Галя, гусей! Гони их». Галя веткой гонит гусей. Гуси бегут от Гали. Галя довольна.
4. Дидактическая игра «Наоборот»
Веселый – грустный редкий – густой
Сытый – голодный мелкий – глубокий
Шершавый – гладкий тихий – громкий
5. Дидактическая игра «Один – много»
Серьга – серьги берлога – берлоги
Вьюга – вьюги дорога – дороги
Книга – книги бумага – бумаги
Нога – ноги телега – телеги
6. Согласование прилагательных с существительными.
Дети отвечают на вопрос, про что можно сказать: голубая, голубое, голубой, голубые?
7. Физкультминутка - логоритмика. Дети повторяют хором две последние строки каждого четверостишия.

Гуси.
Жили у бабуси
Два веселых гуся.
Один серый, другой белый,
Два веселых гуся. (Дети идут по кругу, взявшись за руки).

Вытянули шеи –
У кого длиннее!
Один серый, другой белый,
У кого длиннее! (вытягивают шеи, машут руками).

Мыли гуси лапки
В луже у канавки.
Один серый, другой белый,
Спрятались в канавке. (Потом садятся на корточки).

Вот кричит бабуся:
«Ой, пропали гуси!
Один серый, другой белый –
Гуси мои, гуси!» (Встают, прикладывают ладони к щекам и качают головой).

Выходили гуси,
Кланялись бабусе –
Один серый, другой белый,
Кланялись бабусе. (Наклоняются вперед).

8. Игра «Доскажи словечко».

На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков….горох.

Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день по пашне вскачь,
И зовется птица…грач.

Михаил играл в футбол
И забил в ворота…гол.

Лодки по морю плывут,
Люди веслами…гребут.

Я в любую непогоду
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь –
Чистоплотный серый…гусь.

9.Знакомство с буквой «Г».
Перед нами буква Г
Стоит подобно кочерге.

Г схожа с цаплею по виду
И на одной ноге стоит.

Гриб стоит среди дорожки –
Голова на тонкой ножке.
Звукослоговой анализ слов: ноги, вагон.
Печатание слов: гуси, нога, губы, вагон, гудок, бумага, гамак.
Чтение и печатание предложений: Это гуси. У папы бумага.
10. Закрепление употребления уменьшительно – ласкательных суффиксов существительных –ок, -ек, -ик, -к – игра «Эхо» с мячом.
Друг- губы- угол- лист-
Пирог- газета- уголь- колос-
Стог- ноготь- пень- волос-
Луг- голубь- день- пузырь-
Сапог- ягода- дуб- куст-
Берег- огонь- дым- хвост-
Рог- голос- дом- зуб-
Круг- глаз- кот- снегирь-
Снег- утюг- конь- стебель-

11.Итог занятия.

Обучение грамоте дошкольников в старшей группе

занятие 1

Тема : Знакомство со словом и предложением.

Цель : Ознакомление со звучащим словом, самостоятельное называние слов детьми; дать понять детям, что слово обозначает все, что их окружает, что предложение состоит из слов; Закрепление знаний детей о слове, развитие умения слышать и слушать произносимые слова.

Материал к занятию: сюжетная картинка, фишки, игрушки

Ход занятия

Воспитатель: Сегодня мы поговорим о слове. : все, что нас окружает, можно назвать словами. Вокруг нас существует множество предметов. Осмотритесь вокруг себя, что вы видите? Сейчас каждый из вас назовет по одному слову, которое обозначает предмет, находящийся в группе. (дать возможность сказать каждому ребенку). - Посмотрите, как много слов мы сказали, ребята.

Воспитатель: - Я хочу поиграть с вами. Игра называется «Пары слов ». Я назову несколько пар слов. Вы должны запомнить слова в парах. Потом я назову любое из первых слов, а вы вспомните его «пару».

Кошка-молоко мальчик-машина стол-пирог

Тетрадь-карандаш школа-ученик книга-сказка

Дорога-светофор магазин-продавец подарки-праздник

Воспитатель: _ Молодцы, хорошо получается.

Устали? Отдохнем? Игра «Бывает - не бывает?» физминутка.

Дети встали. Я буду говорить, а вы слушайте внимательно. Если такое бывает- стоите на месте, если такое не бывает - приседаете.

Волк бродит по лесу. Волк сидит на дереве.

Кошка гуляет по крыше. Девочка рисует домик.

Собака гуляет по крыше. По небу лодка плывет.

Домик рисует девочку. Мышка любит сыр.

Кот купил колбасу. У курицы 2 ноги.

Курица меньше индюка. Ночью бывает радуга.

На лугу пасется конь. Собака ест траву.

Козел дает молоко. В небе летит самолет.

Молодцы, слушали внимательно. Веселая у нас получилась физминутка. (Сели на места).

Воспитатель: - Все что мы слышим, произносим - это речь человеческая. Речью обладает только человек. Животные - нет., наша речь состоит из слов, но слова эти мы произносим не как попало, а в определенной последовательности (это предложения) , иначе мы не смогли бы понять друг друга. Предложения имеют законченную мысль.

(показать сюжетную картинку) Что здесь изображено? …. Этот ответ называется предложением. Я выложу его с помощью слов-фишек. Попробуйте составить предложение. В начале назовите кто? изображен на рисунке. Потом скажите что делает? (ребенок говорит и выставляет фишки) Сколько слов в каждом предложении? (ск. фишек – ст.и слов)

Подведение итогов: - Ребята, вы сегодня очень хорошо позанимались, но лучше всех поработали…

*С чем мы сегодня познакомились? (познакомились с предложением)

*Что мы учились делать? (мы учились составлять предложения)

*Из чего состоят предложения? (предложения состоят из слов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вид занятия: коррекционно-развивающийЦель: закрепить произношение звука Р в словах и предложениях;- правильное произношение звука «р» в речи;- развитие слухо-произносительных навыков;- развитие функци...

Тема: АВТОМАТИЗАЦИЯ звука (Р) в слогах (обратных, прямых, со стечением согласных), словах и предложениях.

Цель: коррекция произношения звука (Р).Задачи:· Автоматизация звука (Р) в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных), словах, предложениях;·...

Конспект занятия по обучению грамоте по теме «Лес». Старшая группа

Описание материала: предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе (5-6 лет) по теме «Лес». Данный материал будет полезен воспитателям дошкольного образования старших групп. Этот конспект занятия направлен на формирование умения проводить звуковой анализ слов и проводить графическую запись предложения.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».
Программные задачи:
1. Формировать умение проводить звуковой анализ слов;
2. Формировать умение проводить графическую запись предложения;
3. Развивать и совершенствовать фонематический слух детей;
4. Расширять представления детей об окружающем мире;
5. Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: иллюстрация леса; предметные картинки животных; фишки; схемы слов; 2 дома с кармашками; графическая схема предложения; обручи.
Словарная работа: лиса.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением диких и домашних животных.

Ход занятия

1. Организационный момент
Воспитатель: Сегодня к нам пришли гости, давайте им представимся. Каждый из вас назовёт своё имя и выделит первый звук, на которое начинается ваше имя.
2. Сообщение темы и цели занятия
Воспитатель: Как называется наше занятие? Чем занимаемся мы на грамоте? Нужна ли нам грамота в жизни? Для чего?
Воспитатель: Сегодня мы будем, играть и выполнять различные упражнения, за свою работу вы будете получать фишки, а в конце посчитаете, кто сколько заработал.
3. Фонетическая зарядка

– Послушайте музыку. (Звучит музыка леса)
– Где все эти звуки можно услышать? Что такое лес? (Показ иллюстрации) .
– Кто живёт в лесу? Что можно услышать в лесу? Вспомним, лесные звуки и обозначим их фишками. Как гудит сильный ветер?
– Какой фишкой обозначим звук? Как шумят листья на деревьях?
– Как жужжат жуки? (Ж-ж-ж)
– А как звенят маленькие комарики? (З-з-з)
4. Звуковой анализ слова «лиса»
Воспитатель: А теперь послушайте загадку про одного лесного жителя:
Хитрая плутовка,
Рыжая головка
Пушистый хвост – краса,
Кто ж это? (Лиса. )
Воспитатель: Поделим слово «лиса» на слоги. Сколько слогов? (2)
Воспитатель: Произнесём слово. Какой слог произносится с большей силой? Назовите первый слог. – Какой первый звук услышали? Обозначим фишкой.
Дети выкладывают схему слова «лиса».
Воспитатель: Сколько всего звуков? Сколько всего гласных? Согласных?
5.Физкультминутка для глаз
6. Графическая запись предложения
Воспитатель : Составим предложение о лисе и запишем с помощью схемы. (Дети предлагают различные варианты и записывают схемы предложений).
Воспитатель: Кто такая лиса? Какое это животное? Почему? Каких диких животных ещё знаете?
7.Дидактическая игра «Что это?»
Воспитатель: В лесу это может быть зеленым. Что это? (Листья, трава, кузнечик, лягушка, ель.)
Воспитатель: В лесу может быть длинным. Что это? (Змея, гусеница, лесная тропинка.)
Воспитатель : В лесу это может быть быстрым. Что это? (Заяц, птица, белка.)
Воспитатель : В лесу это может быть опасным. Что это? (Змея, медведь, ядовитые грибы.)
8. Физкультминутка
Воспитатель: Поиграем и отдохнём на лесной полянке. Игра называется «Не ошибись». Сейчас будет звучать музыка, а вы должны под музыку бегать вокруг обручей, в которых лежат картинки с животными, если животное, изображённое, на картинке живёт в лесу, вы забегаете в обруч по окончанию музыки, если нет, то выбываете из игры. (Играют 2 раза) (Картинки диких и домашних животных).
9. Игра «Найди домик животному»
Воспитатель: Вы, знаете, что в лесу живёт много диких животных. Поиграем в игру «Найди домик животному». (Наглядность 2 дома: с одним и с двумя окнами кармашками) . Если в названии животного один слог, то заселяем в дом с одним окошком, если два слога, то в дом с двумя окошками. Картинки: мышь, волк, медведь, лиса, белка.
10. Итог занятия

Воспитатель: Чем мы сегодня занимались? Что вам больше всего понравилось? Что у вас хорошо получалось? А что вызывало затруднения? Посчитайте, сколько фишек у каждого из вас?
Молодцы!