Костёл Святой Екатерины. Римско-католический собор Св. Екатерины Костел святой екатерины на невском проспекте

Продажа

Петербург католический представлен несколькими храмами и приходами общим числом около десятка. Наиболее крупный католический храм города – Базилика святой Екатерины Александрийской. Это один из первых западно-христианских приходов в России, основанный в первой четверти XVIII века. Более двадцати лет католики города на Неве не имели собственного храма, и лишь в 1738 году, в период правления императрицы Анны Иоанновны, было принято решение о строительстве католического собора на Невском проспекте.

Ожидание длиною в 45 лет

Проект и строительство храма поручили архитектору Пьетро Антонио Трезини, чья карьера в последующие годы резко пошла вверх. Он был назначен главным архитектором Петербурга, создал несколько выдающихся православных храмов в российской столице. При этом строительство католического собора продвигалось крайне медленно. Россию сотрясали дворцовые перевороты, менялись правители, а латинский приход оставался «бездомным». В 1751 году, во время царствования Елизаветы Петровны, Трезини покинул Россию, так и не закончив строительство. Петр III вообще приостановил строительные работы, а возобновила их Екатерина Великая, перепоручив архитектору Жану-Батисту Валлен-Деламоту. Впрочем, и он оставил храм незаконченным.

«Недострой» в центре города несколько портило Невскую перспективу. Да и католическая община, собравшая на строительство немалые средства, но вынужденная ютиться во временном молельном доме напротив, не оставляла императрицу в покое постоянными просьбами и ходатайствами. В результате третья творческая группа во главе с архитектором Антонио Ринальди завершила казавшееся уже бесконечным строительство. В 1783 году католический собор был освящен именем святой Екатерины Александрийской – в честь небесной покровительницы Екатерины Великой. С момента старта строительства и до его завершения прошло 45 лет.

От постройки до наших дней

Открытие храма стало долгожданным и значительным событием в жизни многочисленной католической общины Петербурга. Прихожанами собора Святой Екатерины стали знаменитые деятели искусства, ученые, государственные служащие, приглашенные из Европы.

Менялись времена, менялись цари на престоле, и вместе с ними на смену одним монашеским орденам, несущим служение в базилике, приходили другие. До начала XIX века собор принадлежал францисканцам, а после 1800 года, в правление Павла I – иезуитам. Спустя 15 лет православная церковь развернула борьбу с иезуитским орденом на территории России, в результате чего все представители этой конфессии были высланы из страны с конфискацией имущества. Базилика перешла в руки доминиканцев.

К началу ХХ века приход храма Святой Екатерины насчитывал около 30 000 человек, из которых 20 000 здание могло вместить в себя одномоментно.

Все изменилось после Октябрьской революции... Многие из прихожан были репрессированы, в 1923 году начались расстрелы служителей церкви. Храм, однако, продолжал действовать, оставаясь единственным католическим приходом, в котором служил последний католический священник Ленинграда, доминиканец Мишель Флоран. В 1938 году внутреннее убранство разграбили, книги и образы святых выбросили на помойку. Уничтожение интерьеров храма завершил в 1947 году масштабный пожар.

В 70-х годах прошлого века начались реставрационные работы, целью которых было переоборудовать храмовые помещения в органный зал (до этого их занимали склады). Большую часть работ реставраторы уже завершили, когда в результате поджога собор сгорел снова. В числе прочего, огонь уничтожил уникальный орган конца XVIII века.

Возрождение католической общины Петербурга началось в 1991 году, и в первых годах нашего столетия храм святой Екатерины вновь открыл свои двери для прихожан.

Архитектурные особенности собора

Поскольку за долгое время строительства храма надзор за ним поручался разным архитекторам, каждый из которых имел свой художественный стиль и почерк, первоначальный проект здания не раз менялся. Внешний вид собора сегодня – результат вынужденного компромисса нескольких ярких художников.

Здание базилики святой Екатерины Александрийской в плане представляет собой католический крест с двадцатипятиметровым поперечным нефом. Длина собора – 44 метра. Фасад его украшен аркадой и колоннами, над которыми возвышаются фигуры апостолов-евангелистов и ангелов с крестом.

Внутреннее убранство храма не сохранилось до наших дней, но было частично восстановлено по старинным документам и фотографиям.

В 1938 году, во время разграбления храма большевиками, одна из прихожанок успела вынести из здания алтарный крест, который она хранила у себя дома всю жизнь. Сегодня сей крест установлен в отреставрированном соборном алтаре.

В 2013 году храм получил титул «малой базилики». Этот почетный статус присваивается самым значительным католическим святыням мира лично Папой Римским. Всего ним удостоено около 1700 храмов. Собор святой Екатерины Александрийской – единственная малая базилика в России.

Храм Святой Екатерины Александрийской в Петербурге - самый большой и старейший из сохранившихся до наших дней католических храмов России.

Храм Святой Екатерины Александрийской был основан в 1716 году; в 1738 году императрица Анна Иоанновна подписала разрешение на возведение католической церкви на Невском проспекте, однако строительство шло с большими проблемами. Первоначальный проект был разработан Пьетро Антонио Трезини, начавшиеся под его руководством работы были прекращены в 1751 году после отъезда зодчего на родину. Попытка закончить строительство в 60-х годах XVIII века, предпринятая архитектором Ж. Б. Валлен-Деламотом, также была неудачной. Лишь в 1782 году строительство храма было закончено под руководством итальянских архитекторов Минчиани и А. Ринальди, последний был старостой общины. 7 октября 1783 года храм, получивший статус собора, был освящён в честь святой Екатерины Александрийской, покровительницы императрицы Екатерины II.

Храм Св. Екатерины связан с именами многих выдающихся личностей. В 1798 году здесь был похоронен последний польский король Станислав Август Понятовский, а в 1813 году французский полководец Жан Виктор Моро. Прихожанином храма был знаменитый архитектор Монферран, строитель Исаакиевского собора . Здесь он венчался, крестил сына. Здесь же было отпето его тело после смерти, после чего его вдова увезла гроб с телом мужа во Францию.


Прихожанами храма был ряд российских дворян, перешедших в католичество: княгиня З. А. Волконская, декабрист М. С. Лунин, князь И. С. Гагарин и другие. Служение в церкви осуществляли представители различных монашеских орденов. Изначально храм принадлежал францисканцам, в 1800 году Павел I отдал храм иезуитам, а в 1815 году, после высылки последних из России, прихожан храма стали окормлять доминиканцы. В 1892 году храм перестал быть орденским и стал управляться епархиальными священниками, однако доминиканская община при храме продолжала существовать.

Перед революцией 1917 года приход насчитывал более тридцати тысяч прихожан.


При большевистском режиме некоторые члены прихода были подвергнуты репрессиям; настоятель прихода Константин Будкевич был расстрелян в 1923 году. Храм оставался открытым вплоть до 1938 года; служили французские священники. В 1938 году храм был закрыт и разграблен; утварь, иконы и книги из великолепной храмовой библиотеки выбросили на улицу. Окончательно разорение храма довершил пожар в 1947 году, во время которого сгорели деревянные детали внутреннего убранства церкви и орган.


Здание костёла Святой Екатерины использовалось как склад; в 1977 году было принято решение о реконструкции здания и преобразовании его в органный зал филармонии. В 1984 году, впрочем, в здании вспыхнул ещё один пожар, который свёл на нет работу реставраторов. В здании, находящемся в аварийном состоянии, были устроены кабинеты Музея атеизма и частные квартиры.


Восстановление нормальной деятельности Католической церкви в России началось в начале 90-х годов XX века. В 1991 году был зарегистрирован вновь образованный приход святой Екатерины, в феврале 1992 года городские власти приняли решение о возвращении храма Церкви. В том же году начались масштабные реставрационные работы в здании храма, находившемся в ужасном состоянии. К октябрю 1992 года завершился первый этап реставрационных работ, был установлен временный алтарь. В октябре 1998 года была открыта часовня Благовещения, а 16 апреля 2000 года была освящена алтарная часть храма.


В 2003 году было закончено восстановление основной части храма и впервые открыты центральные ворота. Работы над восстановлением внутреннего интерьера продолжаются до сих пор.


11 марта 2006 храм Св. Екатерины принял участие в совместной молитве Розария с католиками из десяти европейских и африканских городов, организованной посредством телемоста. В молитве принял участие Папа Римский Бенедикт XVI.



Здание храма Святой Екатерины имеет форму латинского креста, с поперечным трансептом, увенчано большим куполом. Длина здания храма - 44 м, ширина - 25 м, высота - 42 м. Храм вмещает одновременно около двух тысяч человек. Главный фасад здания решён в виде монументального арочного портала, который опирается на свободно стоящие колонны. Над фасадом высокий парапет, на котором размещены фигуры четырёх евангелистов и ангелов, держащих крест. Над главным входом начертаны слова из Евангелия от Матфея: “Дом Мой домом молитвы наречётся” и дата завершения строительства собора. Над главным престолом был помещён большой образ “Мистическое обручение святой Екатерины”, написанный художником Якобом Миттенлейдером и подаренный храму императрицей Екатериной II. Старинный алтарный крест был спасён в 1938 году во время разграбления храма одной из прихожанок, Софьей Степулковской, и ныне возвращён в храм.


Загрузить фото 3,9 МБ ">

На аттик храма Святой Екатерины на Невском возвращаются скульптуры Евангелистов Загрузить фото 6,0 МБ ">

На аттик храма Святой Екатерины на Невском возвращаются скульптуры Евангелистов Загрузить фото 3,3 МБ ">

На аттик храма Святой Екатерины на Невском возвращаются скульптуры Евангелистов Загрузить фото 2,6 МБ ">

На аттик храма Святой Екатерины на Невском возвращаются скульптуры Евангелистов Загрузить фото 4,2 МБ ">

На аттик храма Святой Екатерины на Невском возвращаются скульптуры Евангелистов Загрузить фото 4,4 МБ ">

На аттик храма Святой Екатерины на Невском возвращаются скульптуры Евангелистов Загрузить фото 3,6 МБ ">

На аттик храма Святой Екатерины на Невском возвращаются скульптуры Евангелистов Загрузить фото 3,4 МБ ">

На аттик храма Святой Екатерины на Невском возвращаются скульптуры Евангелистов Загрузить фото 2,2 МБ ">

На аттик храма Святой Екатерины на Невском возвращаются скульптуры Евангелистов Загрузить фото 2,1 МБ ">

На аттик храма Святой Екатерины на Невском возвращаются скульптуры Евангелистов Загрузить фото 2,3 МБ ">

На аттик храма Святой Екатерины на Невском возвращаются скульптуры Евангелистов Загрузить фото 1,9 МБ

">

На аттик храма Святой Екатерины на Невском возвращаются скульптуры Евангелистов Загрузить фото 1,3 МБ ">

На аттик храма Святой Екатерины на Невском возвращаются скульптуры Евангелистов Загрузить фото 316,4 КБ

">

На аттик храма Святой Екатерины на Невском возвращаются скульптуры Евангелистов Загрузить фото 546,6 КБ

">

На аттик храма Святой Екатерины на Невском возвращаются скульптуры Евангелистов Загрузить фото 627,6 КБ

">

На аттик храма Святой Екатерины на Невском возвращаются скульптуры Евангелистов Загрузить фото 729,1 КБ

">

Копии скульптур святых Евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна сегодня начали устанавливать на аттик римско-католического храма Святой Екатерины на Невском пр., 32-34.

Завтра продолжится монтаж на аттик центральной скульптурной группы «Поклонение Кресту». Точное время завершения установки пока не известно в связи со значительной технической сложностью процесса.

Предполагается, что полностью от строительных лесов фасад храма освободится на следующей неделе.

В настоящее время решается вопрос о передаче подлинных скульптур на музейное хранение.

В 2014 году для решения вопроса о копировании скульптур был созван реставрационный совет с участием специалистов КГИОП, Государственного Эрмитажа и Государственного Русского музея, члены которого единодушно пришли к выводу, что дальнейшее пребывание подлинных скульптур на открытом воздухе невозможно, поскольку деструкция мрамора увеличивается вследствие влияния климата и агрессивной атмосферной среды. Аттик базилики также находился в неудовлетворительном состоянии.

Все основные параметры скульптур (высота, ширина, толщина), а также все нюансы авторской пластики и даже выветренность исторического камня перешли в копии. Для того чтобы избежать передачи значительных дефектов поверхности и многочисленных утрат с поверхности оригинала была применена так называемая «двойная формовка». Работы выполняли специалисты ООО «РМ «НАСЛЕДИЕ».

Научно-проектная документация на реставрацию скульптурной группы на аттике была разработана в 2013 году. В том же году выполнены работы по реставрации входных и воссозданию металлических решеток для ограждения боковых входов на паперти и настенных фонарей у входа на общую сумму 43,9 млн. руб.

В 2014 году выполнена реставрация скульптурной группы на аттике храма на сумму 19,8 млн. руб.

В 2015 году - работы по копированию четырех скульптур на аттике храма на 42,7 млн. руб.

Работы по усилению стенки аттика храма, а также реставрацию кровли, купола и фасада барабана в 2017 году выполнило АО «Ренессанс-Реставрация». Объем финансирования на эти работы из бюджета Санкт-Петербурга по программе КГИОП составил 34,6 млн. руб. руб.

Кирпичный аттик над стеной главного фасада имеет высоту 2 метра. Его стены в угловых зонах и центральной части имеют значительное утолщение, рассчитанное для размещения тяжелых скульптур. Исторически крепление скульптур на аттике храма производилось после завершения его строительства, за исключением скульптурной композиции «Поклонение Кресту», которая устанавливалась вместе с возведением каменной кладки стены. Крест крепился во время укладки аттика.

Храм Святой Екатерины будет принимать футболистов и болельщиков в период проведения Чемпионата мира по футболу 2018 года в качестве центрального римско-католического храма Санкт-Петербурга .

Комплекс построек Римско-католического храма Святой Екатерины занимает прямоугольный в плане сквозной участок, выходящий на Невский проспект и Итальянскую улицу; состоит из церковного здания и расположенных вдоль границ владения жилых домов с флигелями.

Разрешение на строительство католического храма на Невской перспективе (ныне Невский проспект) было подписано императрицей Анной Иоанновной в 1737 году. Первоначальный проект, составленный архитектором П.А. Трезини, не был реализован. Новый проект разработал в 1762 году арх. Ж.-Б. Валлен-Деламот. В плане храм решён как латинский крест; с куполом над пересечением нефа и трансепта. Здание отодвинуто вглубь участка и соединено арками с фланкирующими его церковными домами. Главный фасад прорезан почти на всю высоту арочной нишей с двумя колоннами. Задуманная арх. Ж.-Б. Валлен-Деламотом композиция с огромной аркой в центре, двумя башнями-звонницами и обильным скульптурным декором соответствовали господствующему в то время стилю «барокко». Здание было заложено 16 июля 1763 года, однако работы по его возведению затянулись; руководивший с 1775 года строительством архитектор А. Ринальди, внёс при осуществлении значительные изменения в проект 1763 года. Он упростил декор главного фасада, убрал фланкирующие главный вход в храм башни и завершил триумфальную арку главного фасада по Невскому проспекту высоким прямоугольным аттиком, украшенным скульптурами.

На протяжении XIX - первой четверти XX веков здание неоднократно ремонтировались и частично перестраивались. Значительные изменения претерпело оформление интерьеров; к северному и западному фасаду были пристроены новые объёмы, при ремонте крыши повышены отметки конька.

В 1938 году храм был закрыт, здание использовалось как складское помещение, предполагалась организация в нём выставочного и концертного залов. Дважды в храме происходили пожары - в 1947 и 1984 годах, в результате которых оформление интерьеров было практически утрачено.

В 1992 году здание было возвращено Римско-Католической Церкви. Были проведены ремонтно-реставрационные работы, в начале XXI века восстановлено внутреннее убранство.

Римско-католический храм Святой Екатерины сохранил историческое объёмно-пространственное решение и оформление фасадов. Здание принадлежит к лучшим образцам стиля, переходного от барокко к раннему классицизму. Оно гармонично входит в ансамбль Невского проспекта, его купол является одной из значимых доминант центральной части главной магистрали города.

Скульптура в завершении главного фасада храма предполагалась на всех этапах проектирования. На чертеже главного фасада арх. П.А. Трезини она показана схематично. По проекту Ж.-Б. Валлен-Деламота на аттике над центральной частью фасада предполагалось установить скульптурную группу из двух ангелов, поддерживающих крест, а на фланкирующих башенках - статуи святых. Арх. А. Ринальди завершил здание прямоугольным аттиком на котором были установлены скульптуры четырёх Евангелистов - Св. Иоанна, Св. Луки, Св. Матфея и Св. Марка, а по центральной оси - скульптурная композиция «Поклонение Кресту». Эта композиция перекликается с решением, предложенным Ж.-Б. Валлен-Деламотом, однако отличается большей композиционной завершённостью. Скульптуры выполнены из белого мрамора. Композиция «Поклонение Кресту» состоит из двух коленопреклонённых ангелов, один из которых держит крест, и двух херувимов у основания креста. Крест стальной кованый с позолоченной облицовкой из цветного металла (медь). Скульптуры Евангелистов размещены попарно над углами ризалитов главного фасада.

Авторство и время выполнения статуй не определены. Они были установлены одновременно, вероятно, в 1799-1780 годах при устройстве стропил и возведении купола храма, однако художественное решение центральной группы и фигур четырёх Евангелистов различно. Композиция «Поклонение Кресту» выполнена в характере барокко, стилистика скульптур Евангелистов позволяет отнести их к эпохе классицизма.

Тот свой день в Питере я теперь называю не иначе как Днём трёх церквей. До сих пор удивляюсь, как это я так удачно смогла совместить три разных храма и не смешать всё в голове в одну большую кучу))) Наверное, потому, что каждая из этих церквей уникальна по-своему: очень тихая и запоминающаяся своим красивым, но совершенно не вычурным внутренним убранством, армянская церковь Св.Екатерины; брутальный снаружи и немного аскетичный внутри католический храм, носящий имя той же святой; и потрясающей красоты Морской Никольский собор в Кронштадте - огромный, яркий и очень шумный от обилия туристов в нём.
Об , рассказ о кронштадтском соборе ещё впереди, а сегодня я покажу вам католический храм Св.Екатерины.

Нам на шумный Невский проспект…

А если конкретней, то на чётную сторону Невского, где в глубине квартала между домами №№ 32-34 видна католическая церковь Св.Екатерины. Архитектурный стиль - ранний классицизм:

В центре главного фасада - огромная арочная ниша с двумя колоннами:

Это польский костёл, история которого в Петербурге началась во времена Анны Иоанновны. Именно императрица выделила польским католикам участок земли на Невском:

Сначала церковь была деревянной, в 1763 году был заложен каменный храм по проекту Жан-Батиста Валлен-Деламота. Достраивал его уже Антонио Ринальди, храм был освящён в 1783 году:

Над главным входом в храм была сделана мраморная табличка, на которой бронзовыми буквами написано на латыни “Дом мой - дом молитвы” (“Domus Mea, Domus orationis”)

Я долго не могла войти внутрь храма, потому что зависла перед входной дверью. Настолько она привлекла моё внимание своим декором!

Во-первых, эти короны. До чего же красивы!

Во-вторых, дверные ручки. Дело в том, что ручка сделана в форме человеческой руки)))

В общем, очень скоро я поняла, что мешаю остальным посетителям церкви входить и выходить из неё и наконец-то оказалась внутри:

Те из вас, кто периодически читает мои отчёты, уже знают, что в храмы я хожу исключительно ради архитектуры, изучения интерьеров и, конечно же, мне всегда интересно их историческое прошлое. Поэтому я совершенно спокойно посещаю церкви различных конфессий, предварительно изучив правила поведения в них.
Этот католический храм вряд ли поразит кого-нибудь пышным убранством и обилием позолоты, но мне он очень понравился как раз своей спокойной красотой и нежными пастельными тонами интерьера:

Ещё я отметила для себя, что, несмотря на довольно большие размеры, нет ощущения, будто храм давит на тебя и хочется быстрее выйти наружу, как бывает иногда в церквях с мрачной готической архитектурой. В этом плане церковь Св.Екатерины оказалась очень лёгкой и светлой:

Окошки, пропускающие дневной свет, с сидящими по бокам ангелами:

Ажурные светильники на стене:

В 1998 году в храме состоялось торжественное освящение капеллы во имя явлений Девы Марии в Фатиме. Расположена капелла слева от главного алтаря:

Табличка рядом с входом в капеллу поясняла, что это помещение предназначено только для молящихся прихожан.
Я, естественно, не стала нарушать правила, а сделала пару фото через дверь. Зуммер мне в помощь))

Есть у церкви и своя гордость - не совсем обычный большой киот с помещённым в нём образом Св.Екатерины:

Расположен он у балюстрады главного алтаря и появился в храме относительно недавно, в июле 2014 года.
На всякий случай поясню, что киот - это ящик со стеклом, в который помещают иконы для защиты их от свечной копоти и пыли.
Отличие этого киота от тех, что обычно встречаются в русских православных храмах - неширокие поля красного бархата вокруг иконы. Они сделаны как место для посвятительных и благодарственных даров. В Европе часто драгоценные четки, крестики исцелённых помещают на стенах рядом с чтимой иконой или статуей, а иногда - прямо на нее. В России посвятительные дары чаще всего подвешивают в киоте на сам образ или его оклад.
А необычность киота в храме Св.Екатерины состоит в том, что он совмещает эти две традиции. Знаки признательности святой Екатерине находятся под стеклом киота для большей безопасности, но не закрывают саму икону. Так икона сможет оставаться на небольшом расстоянии от молящихся.

Расскажу вам о нескольких исторических фактах, которые я нашла об этом храме.
Храм славился великолепным убранством и прекрасной акустикой, а также огромной библиотекой: в начале 19-го века в ней было 60 000 томов на 30 языках.
В 1829 году в церкви Святой Екатерины венчался архитектор Огюст Монферран, строитель Исаакиевского собора. А незадолго до гибели Пушкина - Жорж Дантес и Екатерина Гончарова, родная сестра Натальи Гончаровой, жены Пушкина.

При храме действовали различные школы и гимназии. С 1884 года при приходе действовало Римско-католическое Благотворительное Общество, которое на протяжении 35 лет своего существования сыграло значительную роль в жизни поместной Церкви.

В подземельях храма были погребены короли Польши Станислав Август Понятовский и Станислав Лещинский. До сих пор в крипте храма покоится французский генерал Жан Виктор Моро, главнокомандующий союзными армиями в войне с Наполеоном.

В 1938 году храм был закрыт и разорён.