Кровавая мэри история о ней. История кровавой мэри. История с привидением

Нежилые помещения

Кровавая Мери - один из самых известных персонажей фильмов ужасов. Истории о ней периодически можно прочитать в газетах и увидеть на экранах телевизоров. Они леденят душу и щекочут нервы, но стоит ли доверять всему, что говорят?

Кровавая Мери, легенда о которой живет по сей день, впервые взглянула на читателя со страниц журнала в 1978 году. Именно тогда писатель Джанет Лангло описал ее историю. В те времена в США она была необычайно популярна у подростков.

Про нее рассказывали и пересказывали на дружеских вечеринках. Девочки и мальчики проводили ритуалы, призывая дух появиться. Истинное происхождение легенды доподлинно неизвестно. Мнения в этом вопросе расходятся. Одни считают, что Кровавая Мери - это ведьма, которую в древности сожгли за колдовство. По мнению других, это обычная женщина, погибшая в автокатастрофе. Все сходятся на том, что трагедия с ней произошла в

Согласно наиболее популярной версии, в лесу жила в одиночестве старуха. Она собирала лечебные травы и оказывала некоторым людям особого рода услуги, связанные якобы с колдовством. Люди называли ее Кровавой Мери и старались обходить дом старухи стороной. Трогать ее никто не смел, ведь, будучи опытной ведьмой, она могла наслать любое проклятие на семью и дом обидчика. Люди в это глубоко верили и втихомолку таили злобу и на старуху.

В одно время в близлежащих деревнях стали пропадать маленькие девочки. Родители, да и все местные жители, обыскивали округу в надежде найти их живыми. Но следов детей не было. Кому-то пришла в голову мысль о том, что виной всему Кровавая Мери. Расхрабрившись, отчаявшиеся люди направились к ней. Однако старуха все отрицала, а люди не смогли ничего доказать.

Однажды дочь одного из крестьян ночью встала из постели и попыталась выйти из дома. Ее успели остановить напуганные родители. Девочка находилась в состоянии гипноза, кричала и пыталась вырваться, чтобы уйти в лес. Шум услышали соседи и пришли на помощь. На они увидели ненавистную старуху, которая колдовала, призывая девочку к себе. Разгневанные люди бросились к ней, и на этот раз уйти старухе не удалось. Ее поймали и сожгли на костре. После этого рядом с ее домом были найдены могилы пропавших детей. Сгорая на костре, ведьма выкрикивала одно и то же проклятие. Любой человек, упомянувший ее имя три раза перед зеркалом, будет жестоко убит, а его душа будет вечно гореть в огне.

Еще один вариант этой легенды, который используется в кинематографе - Кровавой Мери была Мери Уортингтон. Она была жестоко убита. Ее мучитель вырезал девушке глаза. Умирала она перед зеркалом, а ее дух впоследствии в него вселился. Мери пыталась написать имя своего убийцы, но не смогла, и эта тайна ушла с ней в могилу. Злополучное зеркало перевозилось по разным городам, а вместе с ним путешествовал и дух Мери. В гневе она жестоко убивала всех, кто осмеливался вызывать ее.

Картинки Кровавой Мери с окровавленным лицом наводят ужас. Уже не имеет большого значения вопрос о том, откуда пришла к нам эта легенда. Многие люди верят в нее и пытаются призвать дух несчастной девушки или злой ведьмы. Возможно, у кого-то это получается. Но мы об этом вряд ли узнаем.

История о Кровавой Мэри является очень популярной формой современного фольклора практически неизвестного происхождения, поскольку уже пол столетия исследователи и фольклористы безуспешно пытаются установить возможные источники этой легенды. В своей современной версии эта страшилка рекомендует детям и молодым девушкам (лучше всего во время подростковой вечеринки) войти в темную комнату со свечой, встать перед зеркалом и повторить «Кровавая Мэри» три раза, одновременно повернувшись вокруг себя. И тогда в зеркале появится ведьма или женщина-призрак с окровавленным лицом.

Вариации легенды

Эта детская «игра» имеет ряд вариаций, в том числе:

  • Использование разных имен: Кровавая Мэри, Адская Мэри, Мэри Уорт, Мэри Уэйлс, Агнес или Черная Агнес.
  • Вызывать её можно тоже по-разному: «Я верю в Мэри Уорт», «Кровавая Мэри», «Я украла (убила) твоего ребенка, Кровавая Мэри».
  • Появляющийся призрак в зеркале может быть без головы или появляется только кровь.
  • Некоторые версии включают либо ее лицо, либо кровь, появляющуюся в воде: в туалете, ванной или из крана.
  • Процесс вызывания Мэри следует повторить от трех до ста раз.

Возможное происхождение легенды о Кровавой Мэри

На протяжении многих лет исследователи пытались связать эту детскую легенду с реальными историческими событиями. Некоторые их трактовки включают следующие предположения:


В конце концов, ни один исследователь до сих пор не смог абсолютно убедительно доказать, когда и где зародилась эта легенда.

Фольклор, общество и Кровавая Мэри

Фольклор любых обществ и культур состоит из обычаев, практик, суеверий и в значительной степени из историй и легенд, фиксирующих какие-либо исторические события этого общества. Многие из этих историй преподают детям определенные уроки или предупреждают и предостерегают: например, старые детские стишки-рифмовки, популярные в Европе. Индейские культуры, у которых нет богатой письменной истории, предпочитают устные народные традиции.

Доводы исследователей

Джанет Ланглуа (анализ 1978) утверждала, что ритуал служит для острых ощущений и воспринимается детьми как развлечение. Тем не менее, многие ученые усматривают в легенде о Кровавой Мэри следы, которые ведут к более ранним мифам и суевериям.


Кровавая Мэри как обряд инициации девочек и молодых девушек

Фольклорист Алан Дандис, написавший в 1998 году статью «Кровавая Мэри в зеркале: ритуальное отражение препубертатных тревожных состояний», утверждает, что этот обряд имеет массу параллелей с обрядами инициации, используемыми в различных культурах, чтобы отметить начало полового созревания у девочек. В своем очень фрейдистском по духу анализе Дандис показывает, как сама легенда и обряд дают девочкам и девушкам возможность избавиться от испытываемых страхов и тревог, связанных с изменениями тела во время полового созревания.


В конечном счете, Дандис заключает, что такой ритуал и легенды будут развиваться как любой другой фольклор – в данном случае, чтобы помочь детям справиться со сложными и пугающими возрастными изменениями, поскольку подобные обряды позволяют подросткам избавиться от страха, беспокойства и волнений.

22 августа 2011, 21:57

Говорят, знаменитый напиток назван в ее честь. Никаких доказательств этому нет, но поприветствуем: Мария I Тюдор, она же Мария Католичка, она же Мария Кровавая - старшая дочь Генриха VIII от брака с Екатериной Арагонской, королева Англии. Этой королеве не поставили ни одного памятника на родине (есть памятник на родине мужа – в Испании). В своем завещании она просила воздвигнуть мемориал, совместный для нее и ее матери, чтобы, как она писала, «сохранилась славная память о нас обеих», по воля покойной так и осталась неисполненной. 17 ноября, день ее смерти и одновременно день восшествия на престол Елизаветы, в течение двухсот лет считался в стране национальным праздником, и, прежде чем поколение, помнившее королеву Марию, исчезло с лица земли, в сознании людей прочно укоренилось, что правление Марии было «кратким, презренным и породило нищету», а правление ее сестры «длилось долго, было славным и процветающим». Все последующие годы ее звали не иначе как Мария Кровавая и представляли себе тогдашнюю жизнь по иллюстрациям в «Книге мучеников» Фокса, где палачи-католики пытают закованных в кандалы узников-протестантов. Те в ожидании казни молятся, и лица их озаряют экстатические видения рая. Однако при жизни Марию никто и никогда не называл "кровавой". Наименование королевы Марии как "Кровавая Мэри" появляется в английских письменных источниках только в начале 17-го века, то есть примерно через 50 лет после её смерти! Мария была весьма неоднозначной личностью - ее многие склонны и оправдывать и считать несчастной, одно бесспорно - это была женщина нелегкой судьбы. До рождения Марии Тюдор все дети Генриха VIII и Екатерины Арагонской умирали во время или сразу после родов, и появление на свет здоровой девочки вызвало большую радость в королевской семье. Девочку окрестили в монастырской церкви близ дворца Гринвич спустя три дня, нарекли её в честь любимой сестры Генриха - королевы Франции Марии Тюдор. Первые два года жизни Мария переезжала из одного дворца в другой. Связано это было с эпидемией английского пота, которой опасался король, перебираясь все дальше и дальше от столицы. Свита принцессы в эти годы состояла из леди-наставницы, четырёх нянек, прачки, капеллана, постельничего и штата придворных. Все они одевались в цвета Марии - голубой и зелёный. К осени 1518 года эпидемия отступила, и двор возвратился в столицу и к своей привычной жизни. В это время во Франции на престол вступил Франциск I. Ему не терпелось доказать свою силу и могущество, для чего он стремился заключить дружеский союз с Генрихом, через брак Марии и французского дофина. Среди условий, касающихся приданого принцессы, была записана одна весьма существенная оговорка: если у Генриха так и не появится сын, то корону наследует Мария. Это самое первое по времени установление ее прав на престол. При тогдашних переговорах это условие было чисто формальным и несущественным. Генрих пока еще возлагал большие надежды на появление сына - Екатерина снова была беременна и почти что на сносях, - да и в любом случае в те времена казалось немыслимым, чтобы женщина по праву наследования стала королевой Англии. Но, как мы знаем, именно эта, тогда весьма маловероятная возможность и оказалась реализованной. Королева родила мёртвого ребёнка, и Мария продолжала оставаться основной претенденткой на английский престол. Детство Марии проходило в окружении большой свиты, соответствующей её положению. Однако, родителей она видела весьма редко. Её высокое положение слегка пошатнулось, когда любовница короля Элизабет Блаунт родила мальчика (1519). Его нарекли Генрихом, ребёнок был почитаем как имеющий королевское происхождение. Ему приставили свиту и даровали титулы, соответствующие наследнику престола. План воспитания принцессы был составлен испанским гуманистом Вивесом. Принцесса должна была научиться правильно говорить, освоить грамматику и читать по-гречески и по-латыни. Огромное значение уделялось изучению творчества христианских поэтов, а ради развлечения ей рекомендовали читать рассказы о женщинах, пожертвовавших собой - христианских святых и античных девах-воительницах. В свободное время она занималась верховой ездой и соколиной охотой. Однако в её образовании было одно упущение - Марию совершенно не готовили к управлению государством. Ведь никто не предполагал... В своей работе «Наставление женщине-христианке» Вивес писал, что каждая девушка должна постоянно помнить, что от природы она «инструмент не Христа, а дьявола». Образование женщины, по Вивесу (и с ним были согласны большинство гуманистов того времени), должно строиться прежде всего с учетом ее природной греховности. Этот постулат и лежал в основе воспитания Марии. Главное, чему ее учили, это каким образом преуменьшить, смягчить или скрыть фатальную порочность своей натуры. Предложив Вивесу составить план образования Марии, Екатерина прежде всего имела в виду, что это образование должно будет защитить девочку, предохранить ее «более надежно, чем любой копьеносец и лучник». В первую очередь защита требовалась девственности Марии. Эразм Роттердамский, который вначале вообще считал ненужным давать женщинам в Англии какое-то образование, позднее все же пришел к выводу, что образование поможет девушке «лучше сохранить скромность», потому что без него «многие, по неопытности запутавшись, теряют свое целомудрие раньше, чем осознают, что их бесценное сокровище в опасности». Он писал, что там, где об образовании девушек не думают (разумеется, имелись в виду девушки из аристократических семей), они проводят утро в расчесывании волос и умащении лица и тела мазями, пропуская мессы и сплетничая. Днем в хорошую погоду они посиживают на траве, хихикая и флиртуя «с мужчинами, которые лежат рядом, склонившись на их колени». Свои дни они проводят среди «пресыщенных и ленивых слуг, с очень убогой и нечистой моралью». В такой атмосфере скромность расцвести не в состоянии, а добродетель значит очень мало. Вивес надеялся удержать Марию от этих влияний и потому очень большое значение придавал ее окружению. Он настаивал, чтобы она с самого раннего детства держалась подальше от мужского общества, «дабы не привыкать к мужскому полу». А поскольку «женщина, размышляющая в одиночестве, размышляет по указке дьявола», она денно и нощно должна быть окружена «грустными, бледными и скромными» слугами, а после занятий учиться вязать и прясть. Вязание Вивес рекомендовал как «безусловно» испытанный метод расхолаживания чувственных размышлений, свойственных всем существам женского пола. Девушка ничего не должна знать об «отвратительных непристойностях» популярных песенок и книг, а всяких там влюбленностей остерегаться, как «удавов и ядовитых змей». Он советовал внушать принцессе страх оставаться одной (чтобы отбить привычку полагаться па себя); Марию следовало приучить к тому, чтобы ей все время требовалось общество других и чтобы во всем она полагалась именно на других. Иными словами, Вивес рекомендовал привить принцессе комплекс неполноценности и беспомощности. Неизменной спутницей этого должна была стать постоянная меланхолия. В июне 1522 года ко двору Генриха прибыл император Священной Римской империи Карл V. В честь него были устроены богатые празднества, к этой встрече готовились несколько месяцев. На ней был подписан договор о заключении помолвки между Марией и Карлом (помолвка с французским дофином была расторгнута). Жених был старше невесты на шестнадцать лет (Марии в ту пору было только шесть). Однако, если Карл воспринимал этот союз как дипломатический шаг, то Мария испытывала к своему жениху какие-то романтические чувства и даже посылала ему небольшие подарки. В 1525 году, когда стало понятно, что Екатерина не сможет родить наследника, Генрих всерьез задумался о том, кто станет следующим королём или королевой. Если его незаконнорожденному сыну были дарованы титулы раньше, то Мария получила титул принцессы Уэльской. Этот титул всегда носил наследник английского престола. Теперь ей необходимо было осуществлять управление своими новыми владениями на месте. Уэльс ещё не был частью Англии, а только зависимой территорией. Управлять ею было задание не из простых, так как валлийцы считали англичан завоевателями и ненавидели их. Принцесса выехала в свои новые владения в конце лета 1525 года с огромной свитой. Её резиденция в Ладлоу представляла королевский двор в миниатюре. На Марию были возложены обязанности творить правосудие и выполнять церемониальные функции. В 1527 году Генрих поостыл в своей любви к Карлу. Помолвка между ним и Марией была расторгнута незадолго до отъезда Марии в Уэльс. Теперь его интересовал союз с Францией. Марию можно было предложить в жёны самому Франциску I или одному из его сыновей. Мария вернулась в Лондон. Летом 1527 года Генрих решил аннулировать брак с Екатериной. Мария при этом становилась незаконной дочерью короля и теряла свои права на корону. Следующие несколько лет Мария была для Генриха средством давления на королеву. Екатерина не признавала недействительности брака, а Генрих, угрожая ей, не позволял видеться с дочерью. После самовольного развода Генриха, жизнь Марии нисколько не улучшилась. Он вновь женился, его новой супругой стала Анна Болейн, а Мария была отправлена на услужение к мачехе, отношения с которой не складывались. Но Анна Боллейн была казнена за супружескую измену и Генрих VIII взял в жёны тихую и спокойную Джейн Сеймур. Она родила королю сына Эдуарда, но вскоре умерла. После Джейн, как я уже рассказывала, была Анна Клевская, затем Екатерина Говард, а последней - Екатерина Парр. Жизнь Марии все это время по большому счету зависела от того, какие отношения складывались у неё с новыми мачехами. После смерти Генриха Мария все ещё не была замужем, хотя ей исполнился 31 год. Она была второй претенденткой на престол после Эдуарда - сына Генриха и Джейн Сеймур. Во время недолгого правления своего младшего брата Мария значительно расширила круг своих придворных. “Дом принцессы – единственное прибежище знатных молодых дам, не чуждых благочестия и добропорядочности, - свидетельствует Джейн Дормер, одна из камеристок Марии, - причем самые благородные лорды королевства добиваются у принцессы места для своих дочерей”. Джейн спала в опочивальне Марии, носила ее драгоценности и разрезала мясо для своей госпожи. Они были очень привязаны друг к другу, и Марии претила сама мысль о том, что Джейн может выйти замуж и покинуть ее. Нередко она говорила, что Джейн Дормер заслуживает хорошего мужа, но что она не знает мужчину, который оказался бы ее достоин. Взойдя на престол, Мария воспрепятствовала браку Джейн с завиднейшим холостяком королевства Генри Кортни. Только к концу своего правления королева разрешила любимой фрейлине выйти замуж за испанского посланника герцога Фериа. Сам Генри Кортни казался таким лакомым кусочком, что многие считали его подходящей партией для самой Марии. Но, придя к власти в тридцать семь лет, она отвернулась от красавчика Кортни, сочтя его просто избалованным юнцом. Эдуарду было девять, когда он взошёл на престол. Он был слабым и болезненным мальчиком. Регентами при нем стали герцог Сомерсет и Уильям Педжет. Они опасались, что в случае, если Мария выйдет замуж, то с помощью супруга попробует захватить престол. Её старались держать вдали от двора и всячески настраивали малолетнего короля против старшей сестры. Основной зацепкой для трений было нежелание Марии - преданной католички - переходить в протестантскую веру, которую исповедовал король Эдуард. В начале 1553 года у Эдуарда обнаружились симптомы прогрессирующей стадии туберкулеза. Ослабевшего подростка заставили подписать закон о наследии. По нему королевой становилась , старшая дочь герцога Саффолка. Мария и её сводная сестра Елизавета - дочь Анны Болейн - из претендентов на престол исключались. Историю столкновения Джейн и Марии я уже рассказывала недавно, поэтому останавливаться на ней не буду. Мария взошла на престол, когда ей было 37 -- огромный возраст по тем меркам - в тот период, когда Англия, по мнению большинства европейских монархов, потеряла возможность влиять на международную политику, скатившись к временам окончания войны Алой и Белой розы. Дело в том, что Генрих VIII был способен так убедительно создавать иллюзию могущества и величественности, что это распространялось и на его государство. При Эдуарде эта иллюзия рассеялась, а когда в 1549 году фактическим правителем страны стал Дадли, значение Англии как мощной державы утратилось окончательно. Укрепление английских территорий на континенте требовало денег. В конце июля Реиар записал, что Мария «не может найти средств на текущие расходы» и не знает, чем заплатить недовольным английским воинам, которые служат в гарнизонах Гиена и Кале. Правительство уже многие годы пребывало на грани банкротства, и наряду с огромным дефицитом платежного баланса, который оставил после себя Дад-ли, были еще сотни долговых обязательств, десятилетиями пылившихся в канцелярии королевского казначейства. Мария обнаружила, что правительство должно «многим старым слугам, работникам, чиновникам, купцам, банкирам, военачальникам, пенсионерам и воинам». Она изыскивала способы расплатиться по старым долгам и в сентябре объявила, что оплатит обязательства, оставленные двумя предыдущими правителями, независимо от срока давности. Кроме того, Мария сделала важный шаг в разрешении многолетнего валютного кризиса. Были выпущены новые монеты, с более высоким содержанием золота и серебра, в соответствии с установленным стандартом. Королева объявила, что в будущем снижения стандарта не предполагается. Конечно, эти меры заставили ее правительство еще сильнее залезть в долги, и оно по-прежнему оставалось неплатежеспособным, но инфляция в стране была поставлена под контроль. Курс английской валюты на финансовых рынках Антверпена и Брюсселя начал повышаться, и в 1553 году цены на продукты и другие товары в Англии снизились на треть. Несмотря на разговоры о неспособности и неопытности, Мария начала руководить и, кажется, неплохо. Народ был более или менее успокоен, религиозные и экономические проблемы начали решаться. За первые полгода на престоле Мария казнила 16-летнюю Джейн Грей, её мужа Гилфорда Дадли и свёкра - Джона Дадли. Будучи по натуре не склонной к жестокости, Мария долго не могла решиться отправить на плаху свою родственницу. Мария понимала что Джейн была лишь пешкой в чужих руках и вовсе не стремилась стать королевой. Вначале суд над Джейн Грей и ее мужем планировался как пустая формальность - Мария рассчитывала сразу же помиловать молодую чету. Но последовавший, вслед за судом, мятеж Томаса Уайата решил судьбу девятидневной королевы. Мария не могла не понимать что ее родственница всю жизнь будет маяком для протестантских бунтовщиков, и скрепя сердце подписала смертный приговор Джейн, ее мужу и отцу (последний был одним из участников мятежа Уайата). С февраля 1555 года запылали костры. Осталось множество свидетельств о мучениях людей, умирающих за свою веру. Всего было сожжено около трехсот человек, среди них иерархи церкви - Кранмер, Ридли, Латимер и другие. Было приказано не щадить даже тех, кто, оказавшись перед кострищем, соглашался принять католичество. Все эти жестокости принесли королеве прозвище «Кровавой». 18 июля 1554 года Филипп Испанский прибыл в Англию. Он без всякого восторга встретился со своей невестой, которая была десятью годами старше него, и пожелал увидеться с остальными придворными Марии. Осмотрев цвет английского женского общества, он перецеловал всех дам. “Те, которых я видел во дворце, красотой не блещут, - заявил дворянин из свиты Филиппа, повторяя мнение своего господина. – По правде говоря, они просто уродливы”. “Испанцы любят угождать женщинам и тратить на них деньги – но это совсем другие женщины,” – писал другой приближенный испанского принца. Однако слуг Филиппа больше поразили короткие юбки англичанок – “они выглядят довольно непристойно, когда сидят”. Испанцев в равной степени поражало, что английские женщины не стесняются открывать лодыжки, целуют незнакомцев при первой встрече и, подумать только, могут пообедать наедине с другом своего мужа!.. Самым бесстыдным в глазах приезжих было то, как прекрасно англичанки держатся в седле. Сам Филипп слыл мужчиной, умеющим тактично обходиться с непривлекательными женщинами, однако его попытки затеять флирт с Магдаленой Дакре, одной из фрейлин Марии, получили резкий отпор. Летом 1554 года Мария все же вышла замуж. Супруг был на двенадцать лет моложе своей жены. По брачному договору, Филипп не имел права вмешиваться в управление государством; дети, рождённые от этого брака становились наследниками английского трона. В случае преждевременной смерти королевы, Филипп должен был вернуться назад в Испанию. В течение нескольких месяцев после свадебной церемонии приближенные королевы ожидали оглашения новости, что Ее Величество готовится дать стране наследника. Наконец в сентябре 1554 года было объявлено, что королева беременна. Но Пасху 1555 года несколько испанских дам собрались в королевском дворце, чтобы присутствовать при появлении ребенка на свет, как того требует этикет испанского королевского двора. Однако в конце мая прошел слух, что Мария вовсе не ждет потомства. Согласно официальной версии, произошла ошибка в определении даты зачатия. В августе королеве пришлось признать, что она обманулась и беременность оказалась ложной. Услышав эту новость, Филипп отплыл в Испанию. Мария провожала его в Гринвиче. На людях она старалась держаться, но, вернувшись в свои покои, разрыдалась. Она писала супругу, убеждая его вернуться. В марте 1557 года Филипп вновь прибыл в Англию, но скорее как союзник, чем как любящий муж. Ему требовалась поддержка Марии в войне с Францией. Англия выступила на стороне Испании и в результате потеряла Кале. В январе 1558 года Филипп уехал окончательно. Уже в мае 1558 года становится очевидным, что ложная беременность была симптомом болезни - королева Мария страдала от головной боли, лихорадки, бессонницы, постепенно теряя зрение. Летом она заразилась гриппом и 6 ноября 1558 года официально назначила Елизавету преемником. 17 ноября 1558 года Мария I скончалась. Болезнью, которая вызывала многие боли, историки считают рак матки или кисту яичника. Тело королевы было выставлено для прощания в Сент-Джеймсе больше трёх недель. Похоронили её в Вестминстерском аббатстве. Ей наследовала Елизавета I. А теперь некоторые факты для сравнения: Итак, за годы правления отца Марии, короля Генриха VIII (1509-1547), в Англии было казнено 72 000 (семьдесят две тысячи) человек. За время правления младшей сводной сестры и преемницы Марии, королевы Елизаветы I (1558-1603), в Англии было казнено 89 000 (восемьдесят девять тысяч) человек. Ещё раз сравним цифры: при Генрихе VIII - 72 000 казнённых, при Елизавете I - 89 000 казнённых, а при Марии - всего 287. То есть "Кровавая Мэри" казнила в 250 раз меньше народу, чем её отец, и в 310 раз меньше, чем её младшая сестра! (Мы, правда, не можем сказать, сколько было бы казней, будь Мария у власти подольше). При Марии I, якобы "Кровавой", казням подвергались в основном представители элиты, вроде архиепископа Томаса Кранмера и его приближённых (отсюда и такая низкая цифра казнённых, так как простых людей казнили в единичных случаях), а при Генрихе VIII и Елизавете I репрессии прошлись по широким народным массам. При Генрихе VIII основную массу казнённых составляли крестьяне, согнанные со своих земель и оставшиеся бездомными. Король и лорды отбирали у крестьян земельные наделы, и превращали их в огороженные пастбища для овец, так как продавать шерсть в Нидерланды было выгоднее, чем продавать зерно. В истории этот процесс известен как "огораживания". Чтобы пасти овец, нужно меньше рабочих рук, чем на выращивание зерновых. "Лишние" крестьяне вместе с землёй и работой лишались жилья, так как их дома разрушали, чтобы освободить место под те же пастбища, и были вынуждены заниматься бродяжничеством и просить милостыню, чтобы не умереть от голода. А за бродяжничество и попрошайничество была установлена смертная казнь. То есть Генрих VIII целенаправленно избавлялся от "лишнего" населения, которое не приносило ему экономической выгоды. В правление Елизаветы I к массовым казням бездомных и нищих, возобновившимся после недолгого перерыва, наступившего в правление Эдуарда VI (1547-1553) и Марии "Кровавой" (1553-1558), прибавились также массовые казни участников народных восстаний, происходивших почти ежегодно, а также казни женщин, заподозренных в колдовстве. В 1563 году Елизавета I издаёт "Акт против заклинаний, чародейства и ведовства", и в Англии начинается "охота на ведьм". Сама Елизавета I была очень умной и образованной королевой, и вряд ли она могла верить в то, что женщина способна вызвать бурю, снимая чулки (это не метафора, "Дело о чулках", слушавшееся в Хэнтингдоне - реальный случай из судебной практики - женщина и её девятилетняя дочь были повешены за то, что, по мнению суда, они продали душу дьяволу и вызвали бурю, сняв с себя чулки). Существует довольно распространенное мнение, что Марию ославили как Кровавую из-за того, что она была католичкой. В конце концов, это не первый случай в истории Англии, когда короля обвиняют во всех грехах. Ричард III тому наглядный пример. Лично для меня Мария навсегда останется женщиной несчастной судьбы, которой просто помешали жить по-человечески. Источники.

Кровавая Мэри

Я долго думала, какой легендой открыть наше сообщество и, в конце концов, решила, что лучше всего будет начать с классики.

Легенда о Кровавой Мэри известна не только в Америке, Мэри очень популярна и в других странах.
В России, помню, был прообраз Мэри – Пиковая Дама, которую можно было вызвать, если, стоя перед зеркалом, три раза сказать: «Пиковая Дама, приди!». Помните эту страшилку?
Легенда о Кровавой Мэри очень старая. В 1978 году фольклорист Джанет Лангло опубликовала статью, посвящённую Кровавой Мэри. В те времена это поверье было необычайно распространено в Соединённых Штатах, на дружеских вечеринках Мэри вызывали, как девочки, так и мальчики. Никто не знает истинного происхождения легенды, поэтому на звание Кровавой Мэри претендует и ведьма, сожженная в древности за колдовство, и ничем не примечательная молодая женщина, погибшая в наши дни в автокатастрофе – всё зависит от того, в какой части Штатов вам рассказывают эту историю.
Сборщик легенд психолог Шарлотта Бенсон отмечает, что в правдивость легенд о кровавой Мэри и Сладком человеке до сих пор верят 90% детей в возрасте от 7 до 15 лет.
В 1999 году, после выхода фильма «Городские легенды», история Кровавой Мэри обрела второе рождение.
Местом рождения легенды о Кровавой Мэри считается штат Пенсильвания.
В глубине леса, в крошечной избушке жила старуха, собиравшая на продажу лечебные травы. Люди, живущие в ближайшем поселке, называли ее Кровавой Мэри и считали ведьмой. Никто не смел перечить старой карге, опасаясь, что она нашлет мор на скот, гниль на припасы, лихорадку на детей, либо сотворит еще какое-нибудь ужасное зло, на которое способны ведьмы, обозлившись на соседей. Как-то в округе начали одна за другой исчезать маленькие девочки. Убитые горем родители обыскивали лес, окрестные здания и фермы, но нигде не могли найти следов пропавших детей. Несколько храбрецов даже пошли в лес к Мэри, но она отрицала свою причастность к пропаже девочек. Подозрения она не развеяла, однако доказательств против нее не было. Впрочем, соседи обратили внимание, что старая карга заметно изменилась: она выглядела гораздо моложе и привлекательней...
Однажды ночью дочь мельника встала с кровати и вышла из дома, очарованная звуком, который кроме нее никто не слышал. Той ночью у жены мельника разболелся зуб и она, сидя на кухне, готовила отвар, чтобы снять боль. Увидев, как дочь выходит из дому, она позвала мужа и выбежала следом за девочкой. Мельник выскочил из дома в одном исподнем, вместе с женой они пытались остановить девочку, но тщетно. Отчаянные крики мельника и его жены разбудили соседей. Многие выскочили на улицу, чтобы помочь отчаявшимся родителям.
Внезапно мельник вскрикнул и указал соседям на странный свет на краю леса. Там, около старого большого дуба стояла Мэри и указывала волшебной палочкой на дом мельника. Она светилась неземным светом и насылала злые чары на дочь мельника.
Поселяне вооружились кто чем – палками, вилами – и бросились к ведьме. Услышав их приближение, ведьма прервала колдовство и попыталась скрыться в лесу. Один предусмотрительный фермер, прихвативший ружье, заряженное серебряными пулями, выстрелил в нее. Он попал ведьме в ногу и женщина упала. Разъяренные люди схватили ведьму, притащили на площадь, где соорудили огромный костер и сожгли Мэри. Вскоре после ее смерти жители поселка отправились к ее дому в лесу и нашли могилы пропавших девочек. Ведьма убивала их, а их кровь использовала, чтобы омолодиться. Сгорая на костре, Кровавая Мэри выкрикнула проклятие. К любому, кто упомянет ее имя перед зеркалом, придет ее мстительный дух и человек погибнет ужасной смертью. С тех пор любой, кто настолько глуп, что трижды произнесет «Кровавая Мэри» перед зеркалом, вызывает дух ведьмы. Этим несчастным уготована мучительная смерть, а их души, пойманные в зеркальную ловушку, будут вечно гореть в адском пламени, поскольку сама Кровавая Мэри однажды была сожжена.

История легенды
У пенсильванской легенды, вполне вероятно, есть более ранние английские корни. Английская королева Мария I Тюдор (1516-1558) славившаяся своей жестокостью, получила в народе прозвище Кровавая Мэри. Ярая католичка, за 5 лет своего правления она отправила на костер более 300 людей (преимущественно протестантов), включая архиепископа Кранмера. Ходили слухи, что она использовала кровь девочек-протестанток, чтобы продлить свою молодость.
По другой версии, прототип Кровавой Мэри – Мэри Уорт, которую обвиняли в убийстве ее собственных детей.
В 1986 Иэн Гарольд Брунвэнд, известный популяризацией термина "городские легенды" даже посвятил ей главу под названием "Я верю в Мэри Уорт".
А за 8 лет до этого фольклорист Джанет Лангло опубликовала статью, тоже посвященную Кровавой Мэри, но другой: учащиеся католической семинарии рассказывали о духе по имени Мэри Уэльс. Девушка, якобы, умерла от потери крови - ей разодрали лицо.
Еще один вариант, уже кинематографический: Кровавая Мэри – это жестоко убитая Мэри Уортингтон. Убийца вырезал ей глаза. Ее дух вселился в зеркало, перед которым она умерла. Перед смертью девушка попыталась написать имя убийцы на стене, но не успела, и тайна ее гибели ушла за ней в могилу. Куда бы не перевозили зеркало, Мэри переезжала следом за ним и убивала всех, кто имел глупость вызвать Кровавую Мэри.

Хотите испытать судьбу и вызвать Кровавую Мэри?
Ладно, только имейте в виду: легенды легендами, сказки сказками, но…
В общем, решайте сами.

Вот что нужно сделать
Дождитесь ночи.
Зайдите в ванную комнату.
Закройте дверь, зажгите свечу.
Посмотрите прямо в зеркало и скажите три раза: «Кровавая Мэри, приди ко мне!» Когда вы скажете эти слова в третий раз, то увидите Мэри за своим левым плечом.
Помните, когда вы заметите ее, делать что-то уже поздно.

Кровавая Мэри может:
а) убить вызвавшего её человека.
б) выцарапать ему глаза.
в) свести с ума.
г) затянуть следом за собой в зеркало.
Если же вы сделали, как полагается, а Кровавая Мэри не пришла, не торопитесь предъявлять претензии: возможно, она заглянет к вам попозже.
В самом деле, подумайте, сколько народу стоит в это самое время у зеркала и пытается вызвать Мэри!
Вас всех много, а она одна.
Но имейте в виду, Кровавая Мэри занесла вас в свой список.
Ждите…

А теперь – о более приятных вещах.
Все мы знаем, что существует и коктейль – «Кровавая Мэри».
Поговорим о нем?

BLOODY MARY: Краткое введение в историю знаменитого коктейля.
Сначала – рецепт. Итак:
водка - 3/10
сок томатный - 6/10
сок лимонный - 1/10
соус вустерширский по вкусу
соус табаско по вкусу
сельдерейная соль
соль по вкусу
молотый черный перец по вкусу
В стакане хайбол (можно, просто в стакане) со льдом перемешать все ингредиенты.
Далее:
Возьмите бокал. В неглубокое широкое блюдце налейте лимонный сок (или сок лайма), в другом таком же блюдце приготовьте сухую смесь соли, молотого перца (лучше кайенского, но можно и черного) и семян укропа. Теперь последовательно окуните каждый бокал верхним краем в лимонный сок и сразу в смесь соли и специй. Получается такой ободок на крае стакана. В бокал положите кубики льда (количество – на ваше усмотрение) и аккуратно, чтобы не повредить украшенные края, налейте в них коктейль.

История коктейля:
Всемирно известная «Кровавая Мэри» появилась на свет в 1920 году.
Именно тогда бармен Фердинанд Пети устроил в парижском баре “Harry’s” настоящее шоу. На глазах у огромного числа посетителей он начал смешивать водку, томатный сок и кучу соусов. Никто не мог догадаться, что он делает и посетители начали спорить, что готовит бармен: новый коктейль или кетчуп.
Фердинад налил в высокий стакан водку, томатный сок, добавил острый мексиканский соус Tabasco (с красным перцем, уксусом и солью) и пряный английский Worcestershire (в него входят соя, уксус и специи), и сдобрил получившуюся смесь хорошим количеством соли и перца. Несмотря на необычность рецепта, напиток клиентам понравился.
Теперь новому коктейлю нужно было придумать имя.
Вариантов было много: “Ведро с кровью”, “Стакан крови”, “Красная граната”. Но больше всех поклонникам нового коктейля понравилось название “Кровавая Мэри”.
Говорят, что кто-то из посетителей вспомнил об американской звезде немого кино Мэри Пикфорд (в миру Глэдис Мэри Смит). Но существует еще одна легенда, по которой коктейль якобы назвали в честь другой женщины - малоизвестной бродвейской певички, которая любила носить вызывающие красные платья. Правда, вскоре имена двух актрис затмила английская королева Мария Тюдор.
Кто первым связал название коктейля с ее именем, история умалчивает. Но на сегодняшний день весь мир считает, что напиток был создан и назван в ее честь. Тюдор вошла в историю как самая кровожадная правительница Соединенного Королевства (существует документ, в котором римско-католическая церковь приносит извинения за религиозные преступления проклятой Марии). Как бы там ни было, коктейль стал известен именно как “Кровавая Мэри”.
В 1933 году ему даже устроили презентацию, но уже в Нью-Йорке в баре “King Cole Bar”. Коктейль представили как лучшее лекарство от похмелья и занесли в категорию pick me up’s (дословно “подними меня”).
Конечно, существует великое множество разновидностей «Кровавой Мэри».
Самый просто вариант все мы с вами хорошо знаем: томатный сок и водка. Кто его не пробовал? Но, конечно, это всего лишь вариация, для настоящей «Мэри» все-таки нужен вустерский соус и табаско.
Если же сделать все, как в рецепте, но убрать алкоголь (зачем? зачем?!), то такой коктейль будет называться «Девственница Мэри» или «Дева Мария».
Нет под рукой водки, зато есть джин?
Тоже выход! Такую «Мэри» делали на северо-востоке США с 1950-ых, когда водку достать было не так-то просто. После восстановления объёмов поставок, коктейль с водкой некоторое время назывался «Красный молот».
Если же водку заменить мексиканским пивом, получаем нечто под названием «Michelada».
Раздобыли бутылочку сакэ? Томатный сок, сакэ, специи – и на столе «Кровавая Гейша»! Знающие люди говорят, что этот коктейль хорошо идет под японские ужастики, типа, «Звонка».
Текила вместо водки тоже пригодится: «Кровавая Мария» в Мексике почти так же популярна, как знаменитый коктейль «Мексиканский флаг».
Виски вместо водки – «Whiskey Mary», скромно и со вкусом.
Херес, плюс томатный сок и все остальное – «Кровавый Епископ», единственный мужчина в компании разновидностей «Кровавой Мэри».
Но, конечно, главное в приготовлении коктейля – это чувство меры.
Вот, например, в 1960 году американцы Херб и Тейлор создали свою “Кровавую Мэри” – сок, водка и еще 22 натуральных ингредиента!
Это, конечно, затейливо, да уж больно хлопотно.
Не удивительно, что новый коктейль успеха не имел, а вот старушка «Кровавая Мэри» до сих пор всеми любима.
Но не вздумайте, хлебнув коктейля, вызывать настоящую Кровавую Мэри!
Легенды легендами, но все может быть!

Что общего у алкоголя и фольклора? Их объединяет Кровавая Мэри – популярный коктейль на основе водки и томатного сока и английская городская легенда, положившая начало многочисленным мистическим историям про Кровавую Мэри.

История с привидением

В английском фольклоре есть много историй о привидениях и ведьмах. Одна из них рассказывает о призраке, живущем в зазеркалье. Желающие его увидеть зажигают свечу, входят в темную комнату и становятся напротив зеркала.

Глядя на свое отражение, они трижды произносят вслух словосочетание «Кровавая Мэри», вызывая ее дух. Не всем он является, но тех, кто увидит лицо призрака, ожидают страшные последствия.

По слухам, увидевших привидение впоследствии находили с вырванными глазами, следами когтей на коже, обезображенными лицами. Некоторые сходили с ума или умирали от сердечного приступа прямо у зеркала.

Что из этого – правда, а что – вымысел, сейчас не разберешь. Догадки и исторические факты перемешались, обросли слухами – так и сложилась легенда.

Прототипом персонажа из легенды могла стать графиня Лиз Батори. По скудной информации, дошедшей до наших дней, она была безжалостной женщиной, готовой жестоко убить невинных людей ради сохранения молодости.

Родители выдали Элизабет замуж совсем ребенком – ей едва исполнилось 11 лет. Взрослый и деспотичный супруг поселил ее в замке – там Батори родила пятерых детей.

О судьбе детей ничего неизвестно, а судьба мужа трагична. Он погиб, оставив Элизабет одну. Годы шли – женщина старела, в волосах появлялась седина, кожа теряла упругость, фигура расплывалась, но Батори не желала мириться со старостью. Она обращалась к знахаркам, пользовалась их целебными отварами.

Результат был, но недолгий. Тогда знахарка посоветовала Батори купаться в крови девственниц. Элизабет тошнило от одной мысли, но она решила не останавливаться.

Чтобы привыкнуть к крови, графиня с садистским удовольствием издевалась над служанками. Через несколько месяцев она приказала слугам похищать девушек из деревни и доставлять в замок.

Обескровленные тела невинно убитых находили местные жители. Они и заподозрили графиню в зверствах. Когда преступления раскрылись, Батори заперли в подземелье. Слуг, похищавших девушек, казнили. Через 3 года Элизабет умерла.

Мэри Уорт

Мэри Уорт – еще один прототип, но, в отличие от графини Батори, в ее реальном существовании никто из историков не сомневается. Американский фольклорист, специалист по городским легендам Ян Гарольд Брунванд в одной из своих книг отвел ей целую главу «Я верю в Мэри Уорт». По его версии она была крестьянской девушкой, убившей собственных детей.

Но есть еще одна вариация истории про Кровавую Мэри, в которой красавица Уорт попала в аварию. Последствия были жуткими – лицо девушки было изуродовано до неузнаваемости. Родственники, опасаясь за душевное состояние, не позволяли ей смотреться в зеркало.

Однажды, когда все заснули, одолеваемая любопытством девушка, пробралась тайком в комнату с зеркалом. Увидев обезображенное лицо, она испытала шок, кричала, рвала волосы в отчаянии. Ее желание вернуть былую красоту было настолько сильным, что она в поисках утраченного вошла внутрь зеркала. С тех пор дух девушки уродует любого, кто его потревожит.

В работе специалиста по фольклору Джанета Лангло, опубликованной в 1978 году, упоминается еще одна Мэри – ученица католической семинарии, умершая от потери крови. Когда девушку обнаружили, у нее было разорвано лицо. Суеверные люди поговаривают, что ее дух так и не обрел успокоение.

Исследователи английского фольклора часто связывают происхождение легенды с Марией Английской. Мария Тюдор – первая коронованная королева, которую прозвали Кровавой Мэри за жестокость и кровавые расправы над подданными, представителями другой веры и политическими оппонентами.

Период ее правления запомнился массовыми казнями протестантов – более 300 человек сожгли на кострах. Не пощадили даже тех, кто соглашался принять католичество.

Одно время день смерти королевы праздновали с размахом, характерным для национальных праздников. На родине нет ни единого памятника Тюдор. Зато ее имя увековечено в коктейле.

Как и когда появился знаменитый коктейль Кровавая Мэри? Почему он носит такое название? В 2020-м напиток отпразднует 100-летний юбилей. Его рецепт, как все гениальное, прост и основан на неожиданном сочетании томатного сока и соусов. А придумал его бармен Фердинанд Пети, работавший в то время в одном из баров французской столицы.

Он экспериментировал для клиентов, смешивая водку с томатным соком и доводя до вкуса разными соусами. Посетители не понимали, что делает Фердинанд, спорили. Никому и в голову не пришло, что Фердинанд создает шедевр, которому суждено будет войти в список официальных напитком Международной барменской лиги.

В классическом рецепте к водочно-томатной смеси добавляются соусы Табаско и Worcestershire, соль, черный перец. Затем все ингредиенты тщательно перемешиваются, разливаются по бокалам. Можно добавить лед и дегустировать.

Коктейль бармена Пети понравился необычным вкусом, но ему нужно было придумать название. Предложений было много, среди них прозвучало имя английской королевы Марии Тюдор. Кто его предложил, история умалчивает, но название «Кровавая Мэри» оказалось самым удачным и запоминающимся.

В 1933 году в баре Нью-Йорка прошла масштабная презентация напитка – его представляли как лучшее средство от похмельного синдрома.

Сегодня существует множество вариантов приготовления коктейля – важно сохранять голову и не отправиться вызывать дух Кровавой Мэри после нескольких щедрых глотков коктейля. А вдруг легенда окажется правдой?