Мероприятия в лагерь дневного пребывания по экологии. Экологические лагеря: среда формирования экологических лидеров. с дневным пребыванием детей

Прописка

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

"Видновский художественно-технический лицей"

Сценарий для летнего лагеря

Тема «День экологии»

Составила воспитатель Латышева Ленара Ремзиевна

2016 – 2017 учебный год

Сценарий для летнего лагеря.

День экологии.

Природа… Как часто повторяем это слово! С некоторых пор оно стало символом нашей борьбы за выживание, за благополучие всего живого на планете.
Общение с природой – неотъемлемая часть духовной жизни человека. Вот что говорят, например, о лесе великие люди: «Леса – это не только украшение земли, ее великолепный и удивительный наряд, не только источник сырья. Леса – это самый верный наш помощник в борьбе за урожай. Они хранят влагу, поддерживают полноводность наших великих рек, смягчают климат, останавливают жаркие ветры и пески… Они учат человека понимать прекрасное» (К.Г. Паустовский).

«Пусто никогда не бывает в лесу, если кажется пусто – сам виноват» (М.М. Пришвин).

Задачи:
1. гражданской позиции, бережного отношения ко всему живому на земле.

2. Привитие потребности к воссозданию мира растительности.

3. Пополнение копилки на экологическую тему.

4. Подготовку к этому дню лучше начать с первых дней лагерной смены.

В план подготовки можно включить:

– экскурсии;

– ботанические и другие викторины;

– конкурсы стихотворений, песен, пословиц, поговорок о лесе, природе;

– выставки полевых и других цветов;

– конкурс лесных поделок «Лесная быль» или «Природа и фантазия»;

– выставку рисунков на экологическую тему;

– конкурс плакатов о природе «Зеленый патруль»;

– изучение лекарственных трав;

– экологическую акцию «Чистота спасет мир»;

– игру-путешествие по станциям.

Экологический калейдоскоп (Игра - путешествие)

На линейке детям вручается маршрутный лист с обозначением этапов. На каждом этапе ребят ждет определенное задание, связанное с природой. Каждый отряд ходит по своему маршруту. Этапы расположены на территории всего лагеря. Весь маршрут детям неизвестен. На каждом этапе они узнают, что их ждет впереди. Этапы могут проводить разные сказочные герои. За выполнение задания на каждом этапе отряд получает баллы. После прохождения этапов все собираются в актовом зале для подведения итогов и проходит церемония вручения призов.

Образец маршрутного листа

п/п

11. Станции. Место расположения. Ведущий станции. Баллы.

«Творческая» - Организатор

«Природные барометры» - Ромашка

«Бабушка-загадушка» Бабушка-веселушка

«Лесная аптека» - Айболит

«В гостях у Лесовичка» - Лесовичок

«Пословица недаром молвится» - Чебурашка и крокодил Гена

«Где чей дом?» - Водяной

«Чуткий нос» - Буратино и Мальвина

«Игровая» Леший и Баба - яга

«Лесная карусель» (конкурс рисунков на асфальте) - Карандаш

«Правила поведения на природе» - Белочка

I. «Творческая»

Проводится на месте старта игры - путешествия. Отряды заранее готовят названия отрядов, девизы, песни, связанные с экологической темой. По сигналу педагога - организатора сдают рапорта.

II. «Природные барометры»

Викторина о народных приметах

1. Перед вами муравейник, а муравьев не видно. К чему бы это?

а) к жаркой погоде;

б) к дождю;

в) к похолоданию.

2. Комары летают над водой роем (столбом). К чему бы это?

а) к хорошей солнечной погоде;

б) к дождю;

в) к похолоданию.

3. С запада движутся тонкие перистые облака, какую ждать погоду?

а) ясную, солнечную;

б) пасмурную;

в) ветреную.

4. Солнышко садится в тучку. Какую ждать погоду?

а) ясную, солнечную;

б) дождливую;

в) ветреную.

5. Какую следует ожидать погоду, если вечером и ночью был туман?

а) хорошую;

б) ненастную;

III. «Бабушка - загадушка»

Загадки про природу

Он совсем неслышно на прогулку вышел. Мокрым, мягким клювом постучал по крышам. Полосатым следом прочертил окошко. А пройдя, остался у меня в ладошках. (Дождик.)

Между гор, средь быстрых речек,

Ветерок пасет овечек.

Дунет он – летят овечки

Воду пить от речки к речке.

Пьют без удержу, пока

Не нальются их бока! (Облака.)

Кто входит в окно

И не ломает его? (Солнечный луч.)

Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет. И никуда я не иду, покуда он идет. (Дождь.)

Разноцветные ворота на лугу построил кто- то. Постарался мастер тот, взял он красок для ворот не одну, не две, не три – целых семь, ты посмотри. Как ворота эти звать? Можешь их нарисовать? (Радуга.)

Бежал по тропке луговой – кивали маки головой. Бежал по речке голубой – речка сделалась рябой. (Ветер.)

Как по небу, с севера,

Плыла лебедь серая,

Плыла лебедь сытая,

Вниз кидала-сыпала

На поля-озерушки

Белый снег да перышки. (Снежная туча.)

Ты весь мир обогреваешь, Ты усталости не знаешь, улыбаешься в оконце, и зовут тебя все… (солнце).

Это что за потолок?

То он низок, то высок,

То он сер, то беловат,

То чуть-чуть голубоват.

А порой такой красивый –

Кружевной и синий- синий! (Небо.)

Ночью на небе один золотистый апельсин. Миновали две недели, апельсина мы не ели, но осталась в небе только апельсиновая долька. (Луна, месяц.)

Он черной тучей был сначала, он белым пухом лег на лес. Покрыл всю землю одеялом, а по весне совсем исчез. (Снег.)

IV. «Лесная аптека»

Ребятам предлагаются картинки, на которых изображены лекарственные растения. Нужно вспомнить название растения и его целебные свойства:

ландыш – болезни сердца; чистотел – заболевания кожи;

крапива – радикулит; сок останавливает кровотечения;

подорожник – лечит раны, нарывы, язвы; цветы липы – простуда;

одуванчик – заболевания желудка; валериана – бессонница;

василек – воспаление слизистой оболочки глаз;

редька – сок от кашля; малина – простуда; шиповник – укрепляет сердце;

земляника – корень улучшает зрение; тысячелистник – останавливает кровотечение;

мох сфагнум – заменяет вату.

V. «В гостях у Лесовичка»

О каких растениях идет речь в стихотворениях? Как белые звезды, средь розовой кашки цветут всем знакомые с детства… (ромашки).

Я звонкий и лиловый, расту в тени лесной, и в просеке сосновой киваю головой. (Колокольчик.)

Я – капелька лета

На тоненькой ножке.

Плетут для меня

Кузовки и лукошки.

Кто любит меня,

Тот и рад поклониться.

И имя дала мне

Родная землица. (Земляника.)

Тот, кто в поле бывал, несомненно, замечал: вьется розовый цветок. Как же назван он?.. (Вьюнок.)

Колосится в поле рожь,

Там во ржи цветок найдешь,

Хоть не красный он, а синий,

Все ж на звездочку похож. (Василек.)

В колыбельке подвесной

Спит в тиши жилец лесной.

Пополнеет, подрастет –

На зубок он попадет

Мальчикам и девочкам,

Хлопотуньям-белочкам.

Кто найдет его быстрей

Посреди листвы, ветвей? (Лесной орех.)

Наряд ее легок, чудесен,

Нет дерева сердцу милей,

А сколько задумчивых песен

Поется в народе о ней. (Береза.)

Стоит дерево кудряво,

А когти – волчьи. (Боярышник.)

Белые, душистые в лесу растут, весной рано цветут. (Ландыш.)

Ее всегда в лесу найдешь, пойдем гулять и встретим. Стоит колючая, как еж, зимою в платье белом. (Елка.)

Я черная, красная, белая,

Я всем хороша, когда спелая,

И листьев узоров нарядным

Равняюсь с листом виноградным. (Смородина.)

Урюк ты съел и курагу – теперь вопрос задать могу: Какой же плод, друг дорогой, Урюком стал и курагой? (Абрикос.)

Долгоножка хвалится:

– Я ли не красавица! –

А всего-то тросточка

Да красненькая косточка. (Вишня.)

Я шариком пушистым

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок –

Остался стебелек. (Одуванчик.)

VI. «Пословица недаром молвится»

Детям дается начало пословицы, они должны продолжить ее.

Вспомнить и назвать как можно больше пословиц, связанных с природой.

Народные пословицы о лесе: Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади. Дубовую рощу ветер свалит. Срубить дерево – пять минут, вырастить – сто лет! Лес и вода – брат и сестра. Деревья скоро сажают, да не скоро с них плоды едят. Гриб ищут – по лесу рыщут. И зимой будет ягода, если заготовить загодя. На лес не поднимай руку, он будет служить и сыну, и внуку. Кто рубит лес, тот сушит места, гонит от полей тучи и готовит себе горя кучи.

VII. «Где чей дом?»

На асфальте начерчены круги с надписями: небо, озеро, лес, болото.

Ответственный за этот этап называет животных и растения. Например: воробей, кувшинка, цапля, медведь, осока и т. д.

Дети должны встать в тот круг, который является домом названного обитателя. (Воробей – небо, цапля – болото и т. д.).

VIII. «Чуткий нос»

Душистые растения (полынь, ягоды малины, земляника, грибы, веточка сосны, ландыш, шиповник и т. д.) раскладываются на столе. Нужно с закрытыми глазами определить по запаху, что это за растение.

IX. «Игровая»

Перед игрой ведущий этой станции предупреждает: «Я буду называть в игре только птиц, и если вы услышите, что появились не птицы, а что- то другое, дайте мне знать. Можно топать и хлопать».

Голуби, синицы, мухи и стрижи…

Дети топают. Что неправильно?

Д е т и. Мухи!

В е д у щ и й. А мухи – это кто?

Д е т и. Насекомые!

В е д у щ и й. Прилетели птицы:

Голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны…

Дети хлопают.

В е д у щ и й. Прилетели птицы:

Голуби, куницы… (Продолжает.)

Прилетели птицы: Голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки…

Дети топают.

Прилетели птицы: Голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты,

Даже совы - сплюшки,

Лебеди и утки – И спасибо шутке!

Оценивается активность и внимательность.

X. «Лесная карусель»

Конкурс рисунков на асфальте.

XI. «Правила поведения на природе»

Название говорит само за себя: ребята должны рассказать об основных правилах поведения в природе.

– Как оформить место привала во время похода? – Как оформить костровище, чтобы не повредить дерн? – Как обезопасить себя от солнечного удара, от укуса змеи? – По каким народным явлениям можно определить, где север, где юг и т. д.?

Экологическая сказка

«Как люди речку обидели»

Разработали и показали: ученики 1-ых классов

Герои: Речка, папа, мама, Боря

Жила-была Голубая речка с чистой прозрачной водой. Она была весёлой и любила, когда к ней приходили люди.

Речка:

Посмотрите, какая я чистая, прозрачная и красивая! Как много жильцов в моей воде: и рыбы, и раки, и птицы, и жуки. Я приглашаю вас в гости. Искупаться, отдохнуть. Я буду вам очень рада!

Однажды к ней в гости пришли папа, мама и мальчик Боря. Семья расположилась на берегу и стала отдыхать, загорать, купаться.

Сначала папа развёл костёр, потом наловил много рыбы. Мама нарвала огромный букет красивых белых кувшинок, но они быстро увяли и ей пришлось их выбросить. Боря выловил из воды множество улиток, разбросал их по берегу, а некоторых разбил камнем, чтобы выяснить, что у них внутри. Потом он поймал лягушку и убил её, потому что не любил лягушек. И ещё он раздавил большого чёрного жука, который неосторожно выполз на берег.

Когда семья собралась уходить домой, папа выбросил все пустые банки в речку, мама спрятала в кустах грязные пакеты и бумажки. Она очень любила чистоту, и не терпела мусора в своём доме.

Гости ушли довольные, а Голубая речка посерела, стала грустной, и больше никогда никого не звала к себе в гости.

П Р О Г Р А М М А

экологического лагеря

с дневным пребыванием детей

«ЭКОГРАД»

МБОУ «СОШ № 2 г. Осы»

1. Концептуальные основы программы.

Цель :

Создание условий для формирования и развития у подростков экологического мышления и природосообразного поведения при организации летнего отдыха.

Задачи :

    Развивать интерес к изучению экологии.

    Создать условия для творческого самовыражения участников лагеря.

    Расширять и углублять знания о природе Осинского района.

Программа основана на следующих принципах:

    Принцип гуманности.

    Принцип креативности и творческого начала в воспитании.

    Принцип доступности.

    Принцип эффектности.

    Принцип целостности.

    Участники проекта.

Общее количество участников проекта составит 29 человек, из которых – 25 учащихся и 4 педагогических работников.

Набор в лагерь будет осуществляться по желанию из числа подростков 6 – 8 классов, в возрасте от 13 до 15 лет, а также будут приглашены учащиеся, увлекающиеся естественными науками, учащиеся из малообеспеченных семей, участники экологического движения, биологического кружка, олимпиад, НОУ, конференции.

3. Время и место проведения.

Профильный экологический лагерь с дневным пребыванием подростков планируется с 2 июня по 27 июня 2014 года.

Питание участников осуществляется в школьной столовой. Для лабораторных занятий и отдыха предусмотрены отдельные помещения.

Содействуют в реализации программы районная детская библиотека, ДДЮТ «Росток», Осинский филиал Пермского краеведческого музея, лаборатория СЭС и Центр планирования семьи.

1. Исследовательская:

Изучение растений и животных Осинского района

Посещение краеведческого музея и музея «Природы»

Экскурсия в Осинскую лесную дачу

Лабораторные работы «Отбор проб атмосферного воздуха» и «Нитраты в овощах и фруктах»

Создание и защита экологических проектов.

2. Познавательная:

Реализация программы «Я и мое здоровье»

Интеллектуальные игры по экологии, биологии, валеологии

Праздники, посвященные дням Воды, Земли, Цветам и Леса.

3. Просветительская:

Выступление агитбригады «Здоровый образ жизни!»

Выпуск экологической газеты «Луч»

Оформление фотоальбома «Экоград»

Составление заметки в газету «Осинское Прикамье»

    Перспективный план работы по реализации программы

Дата

Мероприятие

Ответственные

1. Открытие лагеря.

2. Входной экологический мониторинг.

1.Подготовка к открытию лагеря.

2. Создание структуры самоуправления.

1. Презентация мэра и вице - мэра.

2. Оформление стенда «Экоград».

3. День науки.

1. День леса. Экскурсия в краеведческий музей.

2. Праздник края.

    Праздник Леса.

    Выставка творческих работ из природного материала.

    Программа «Я и мое здоровье».

    Практическая работа «Отбор проб атмосферного воздуха».

    Программа «Я и мое здоровье».

1. Экологический калейдоскоп проектов:

    «Зеленая аптека»;

    «Мое любимое дерево»;

    «Человек и лес»;

    «Вторая жизнь вещей».

2. День спорта «Сильнее! Выше! Быстрее!»

    Программа «Я и мое здоровье».

    Защита проектов.

    Закаливающие мероприятия.

1. День экологии «Защити нашу планету!»

2. Подготовка к выставке творческих работ на тему «Цветы»:

  • аппликации;

    объемные работы из цветной бумаги;

    сочинения.

3. Мисс Флора.

1.Праздник «Чудесный мир цветов».

2. Выпуск листовок «Берегите растения».

3. «Алло, мы ищем таланты!»

    Практическая работа «Нитраты в овощах и фруктах».

    Выпуск газеты « Нитраты в нашей жизни».

    Программа «Я и мое здоровье».

1. День воды. Просмотр видеофильма « Вода».

2. Творческая работа. Эссе «Правда это или ложь?»

3. Программа «Я и мое здоровье».

1. Выпуск листовок «Берегиня» с призывом к охране воды.

2. День памяти. Выступление агитбригады по теме «Нет наркотикам!»

3. Дыхательная гимнастика.

2. Ток-шоу «Самое лучшее – это вода».

3. Витаминизация.

1. Программа «Я и мое здоровье».

2. Интеллектуальная игра «Растения Прикамья».

3. Подготовка ко Дню криминалистики.

1.«Детектив – шоу».

2. Экскурсия в Осинскую лесную дачу.

    Составление паспортов живому организму и его защита.

1. Программа «Я и мое здоровье». Рефлексия.

2. Подготовка к закрытию лагеря.

3. Интеллектуальная игра «Животные Прикамья».

1.Подведение итогов. Награждение. Итоговый мониторинг.

2.Праздник «Наши достижения».

6. Распорядок дня с 9.00 до 16.00 часов

9.00 – 9.15 - зарядка

9.15 - 9.30 - линейка

9.30 - 10.00 - завтрак

10.00 - 12.00 - мероприятие

12.00 - 12.30 - оздоровительные процедуры, отдых на свежем воздухе

12.30 - 13.00 - обед

13.00 - 14.00 - подготовка к мероприятию

14.00 - 15.30 - экскурсии, музыкальные часы, спортивные соревнования

15.30 - 15.45 - полдник

16.00 - подведение итогов дня, рефлексия

7. Ожидаемые результаты и их оценка.

В ходе реализации проекта в период с 3июня по 27 июня 2014 года будут получены следующие результаты:

    Организован летний отдых подростков в количестве 25 человек.

    Для 25 детей организована оздоровительная работа (витаминизированное питание, занятие спортом).

    Проведено 3 экскурсии по охраняемым местам Осинского района и в краеведческий музей природы.

    Организована и проведена выставка творческих работ учащихся: рисунков, аппликаций, сочинений, экологических проектов.

    Организованы общественные акции «Берегиня», трудовой десант по уборке территории городского парка и прибрежной зоны реки Кама.

    Организован и оформлен стенд «Экоград».

    Проведена пропаганда и просвещение здорового образа жизни.

    Выпущены листовки с информацией о химическом составе питьевой воды, о редких и исчезающих видах растений и животных Осинского района.

    Проведены практические работы совместно с сотрудниками лаборатории СЭС.

Показателем эффективности проекта является изменившееся сознание участников, которое проявится в позитивном отношении подростков к себе, окружающей природе, в способности каждого оценивать свои поступки и поступки других.

Реальное улучшение психического и физического состояния подростков, которое проявится в активности, в без конфликтных отношениях, в адекватной реакции за замечания взрослых.

Осознанное участие в общественно-полезной деятельности.

Повышение экологической грамотности и экологической культуры участников лагеря – оперирование понятиями, умения вести наблюдение, анализировать, делать выводы, укрепляется интерес к изучению природы, формируется убеждение о необходимости беречь и охранять природу.

Поставленная цель, задачи и намеченные результаты достигнуты путем проведения различных мероприятий, экскурсий, бесед, общественно-полезного труда, проведение конкурсов, игр, соревнований.

Объективно оценить эффективность проекта помогут результаты анкетирования, а также результаты рефлексии, которые будут анализироваться после каждого мероприятия.

8. Кадровое обеспечение.

Селиванова Людмила Александровна – руководство деятельностью смены экологического лагеря, знакомит с условиями труда педагогов смены лагеря, проводит инструктаж по технике безопасности, профилактике травматизма и предупреждения несчастных случаев, составляет график выхода на работу педагогического персонала, несет ответственность за организацию питания и финансово-хозяйственную деятельность.

Мокрушина Елена Ивановна – учитель биологии.

Воспитатели участвуют в разработке концепции лагерной смены, составляют программу развития деятельности подростков. Отвечают за жизнь и здоровье детей: своевременный прием пищи, личную гигиену и безопасность, участие детей во всех мероприятиях, отслеживают и анализируют эмоциональное состояние детей.

Приложение 1.

Анкетирование участников экологического лагеря

Опросник «Альтернатива» (В.А. Ясвин).

Ориентирован на выяснении мотивации поступков опрашиваемых в природном окружении: готовы взаимодействовать с природой для получения эстетического удовольствия, изучения, практических действий, реализации своих целей.

В предложенных ситуациях подростки выбирают один вариант ответа, который кажется наиболее подходящим для них.

1. Для вашего аквариума Вы предпочли бы завести рыбок:

А) с красивой окраской;

Б) с интересным поведением.

2. Вы бы сочли для себя более подходящим занятием:

А) собирать гербарий лекарственных растений;

Б) собирать растения для изготовления настоек.

3. Если бы Вы были учителем биологии, то с большим удовольствием рассказывали ученикам:

А) о строении животных;

Б) о том, как ухаживать за животными.

4. В ботаническом саду Вы, скорее всего:

А) будете любоваться тропическими растениями;

Б) захотите получить отросток для выращивания дома.

5. Просматривая книгу о грибах, Вы больше обратите внимания:

а) на то, как они устроены;

6. Будучи селекционером, Вы бы предпочли выводить новые сорта:

а) цветочных культур;

Б) плодовых культур.

7. Купив календарь природы, Вы сначала прочтете:

А) стихи хороших поэтов о природе;

Б) заметки из блокнотов натуралиста.

    Получив диплом ученого агронома, Вы предпочли бы работать:

а) в лаборатории;

б) на опытной станции.

9. Вы бы завели собаку:

А) чтобы ухаживать за ней;

Б) для охраны квартиры.

10. Вы предпочтете прочесть:

А) книгу о красоте природы;

Б) книгу, которая учит ухаживать за растениями и животными.

11. Если бы Вы работали в лесном хозяйстве, то предпочли бы:

А) следить за ростом и развитием деревьев;

Б) руководить заготовкой ценной древесиной.

12. Если Вас пригласят провести выходной на даче с фруктовым садом, то Вы бы поехали туда:

А) весной;

Б) осенью.

1

В статье рассматривается значение профильных лагерей экологической направленности для развития детского экологического движения и формирования экологических активистов среди учащейся молодежи. При финансовой поддержки Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области ежегодно организуется несколько десятков экологических лагерей и смен, что позволяет совмещать вовлечение детей в экологические программы и проекты и организацию летнего отдыха. Спектр форм работы, состоящий из теоретических и практических занятий, обеспечивает широкие возможности для участия в исследовательской и природоохранной деятельности и формирования лидерских качеств. В статье рассматривается работа некоторых летних экологических лагерей за последние годы реализованных на территории Нижегородской области.

природоохранная деятельность школьников

экологический лагерь

экологический лидер

1. Баринова М.Г. Формирование гуманистических ценностей у подростков лидеров в условиях учреждения дополнительного образования детей: Автореф. дис. . канд. пед. наук. – Н. Новгород, 2011. – 25 с.

2. Байбородова Л.В. Рожков М.И. Воспитательная работа в детском загородном лагере: учебно-методическое пособие – Ярославль: Академия развития: 2003. – 256 с.

3. Зверев И.Д. Приоритеты экологического образования // Экологическое образование: проблемы и перспективы: межвузовский сборник научных трудов, 1998. – С. 8-17.

4. Исследовательская деятельность школьников в экологическом лагере. Методическое пособие (Авторы-составители – О.А. Некипелова, Н.Ю. Киселева). – Н.Новгород: Поволжье, 2015. – 44 с.

5. Киселева, Н.Ю. Роль культурно-экологической среды в дополнительном экологическом образовании // Нижегородское образование. – 2013. – № 4. – С. 13-18.

6. Некипелова О.А. Проблемы и перспективы организации исследовательской работы школьников в летних экологических лагерях //Формирование и реализация экологической политики на региональном уровне. Материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции 24-25 октября 2013 г. / под науч. ред. Г.А. Фоменко. – Ярославль: Изд-во Академии Пастухова, 2013. – С. 540-544.

7. Огромный мир – лето. Система отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи Нижегородской области в 2008 году. ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования», 2008. – 156 с.

8. Состояние окружающей среды и природных ресурсов Нижегородской области: доклад [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mineco-nn.ru (дата обращения 7.02.2016).

9. Ушакова М.М., Ушаков В.А., Ушаков А.В. Экологический лагерь школьников. Методическое пособие для педагогов. Изд. 2-е, перераб. и доп. – Н.Новгород: Экоцентр «Дронт», 2011. – 40 с.

Летние каникулы - это особенный период в жизни каждого ребенка. Смена обстановки, общение в новом коллективе, отдых от традиционной системы занятий стимулируют интенсивное развитие ребенка в летний период времени. Отдых, развитие и восстановление здоровья составляют единый комплекс при организации летнего отдыха детей и молодежи - одного из приоритетных направлений социальной политики правительства Нижегородской области. Сложились в области и определенные подходы к организации отдыха в летний период . Загородные оздоровительные лагеря давно перестали быть единственной формой летнего отдыха. Совершенствуется система профильных лагерей, набирают популярность лагеря палаточного типа как одна из малозатратных форм летного отдыха, организуется отдых детей по месту жительства.

Деятельность профильных лагерей экологической направленности имеет неоценимое значение для повышения экологической культуры, развития детского экологического движения, формирования экологических активистов среди учащейся молодежи. Непосредственное общение с природой является мощным средством повышения экологической культуры, формирования здорового образа жизни учащихся, а тесное сотрудничество с учреждениями высшего профессионального образования, общественными экологическими организациями, экологическими фондами позволяет им проводить востребованные научные исследования, приобщает к науке .

Цель исследования - рассмотреть условия профильных лагерей экологической направленности как образовательной среды для формирования лидерских качеств учащейся молодежи.

Материалы и методы исследования

Теоретические: работа с информационными источниками по проблеме исследования, анализ и обобщение научно-экологической, психолого-педагогической и методической литературы; изучение нормативной базы организации экологических лагерей и дополнительного экологического образования в целом.

Эмпирические: проведение педагогических наблюдений.

Статистические: обработка полученных данных.

Результаты исследования и их обсуждение

Летняя оздоровительная кампания осуществляется в соответствии с нормативными актами федерального, регионального и местного уровней. Ежегодно Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области проводит конкурс по организации детских экологических лагерей и экспедиций Нижегородской области. По результатам конкурса финансовую поддержку получают несколько десятков экологических лагерей и смен, что позволяет совмещать вовлечение детей в экологические программы и проекты, а также организацию летнего отдыха.

Образование в свете ФГОС представлено с одной стороны как процесс усвоения компетенций, а с другой как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. По своей личностной направленности, лидер - это вожак, активный член коллектива, за которым идет большинство, на интересы и взгляды которого ориентируются практически все. Если ребенок, занимающий лидирующие позиции в детском коллективе, способен оказать влияние на сверстников, то формирование гуманистических ценностных ориентаций именно у него является важной задачей. Летние экологические лагеря, как составная часть системы дополнительного образования, с ее вариативностью и дифференцированностью обучения, представляет собой хорошую основу для формирования гуманистических ценностей .

Учебный процесс в летних экологических лагерях складывается из теоретических, научно-практических и самостоятельных занятий участников смен. Детям дается возможность получить практические знания об окружающем мире и применить эти знания и умения при проведении природоохранных акций . Динамика числа экологических лагерей, организованных при поддержке Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области в 2005-2015 гг. представлена в таблице.

Количество экологических лагерей реализованных в Нижегородской области за период 2005-2015 гг.

Число детей, получивших возможность отдохнуть и пройти обучение в рамках этих лагерей, колебалось от 1000 до 1700 человек .

В 2009 году Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области разработана Концепция областной целевой программы «Обеспечение экологической безопасности Нижегородской области на 2011-2015 годы», включающая подпрограмму «Формирование экологической культуры населения Нижегородской области».

Экологическая культура отражает целостное понимание мира, синтез многообразных видов деятельности человека, основанных на знаниях уникальных свойств биосферы, доминирующего положения в ней человека. В нашей стране десятки школ работают с позиции развития ноосферного сознания, космопланетарного единства. В этом аспекте приобретают новое звучание положения классической педагогики, некогда утвердившей принцип природосообразности, рассматривающей человека как органическую часть природы, живущего по ее законам. Классики педагогики высоко ценили сильные живые впечатления природы, воспитывающие ум и чувства ребенка; подчеркивали ее роль в развитии духовного и телесного здоровья; требовали жизни в гармонии с природой, природосозвучного уклада всей жизни в школьной среде. Летние экологические лагеря в наибольшей степени соответствуют условиям повышения экологической культуры молодежи.

В настоящий период, когда идет активный творческий поиск в создании учебных программ экологического содержания следует опираться на эти ориентиры:

Знание экологических законов, правил, теорий, понятий, научных фактов;

Деятельность в реальных социоприродных ситуациях, связанная с решением экологических проблем;

Эмоционально-эстетическое восприятие природы, художественных образов ее выражения и отношения человека к ней .

Спектр форм работы, обеспечивающих широкие возможности для исследовательской и природоохранной деятельности учащейся молодежи, очень широк. Участниками лагерей был прослушан лекционный курс по экологии, для них проводились экскурсии, знакомящие с биологическим разнообразием различных экосистем, позволяющие выяснить причины экологического неблагополучия и разработать рекомендации по рациональному использованию ресурсов региона .

Особенностью экологических лагерей является практическая работа, во время которой дети получают знания о биоте Нижегородской области, знакомятся с природными объектами региона. Дети активно участвуют в практической природоохранной работе (очистке берегов водоемов, благоустройстве родников и т.д.), одновременно ведется и учебно-исследовательская работа. Обязательным компонентом, программ каждого лагеря являются спортивно оздоровительные и культурно-массовые мероприятия - конкурсы, спортивные соревнования, концерты, викторины, игры .

Для летних экологических лагерей, создающих временные детские коллективы, большую роль играет самоуправление. Подобная форма организации жизнедеятельности коллектива обеспечивает включенность ребенка в решение значимых для него проблем, что формирует социальную активность и способствует развитию лидерства. О детском самоуправлении можно говорить, когда сами дети определяют проблему, ищут пути ее решения, принимают решение, организуются для его реализации. Проблемы могут носить различный характер: социальный, экологический, исследовательский. Самоуправление может развиваться практически во всех видах деятельности детского коллектива. При этом оно развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера интересов детей. В то же время, как показывает изучение этого процесса, развитие самоуправления в одном виде деятельности оказывает существенное влияние на этот процесс в других видах деятельности. В каждом виде деятельности есть особенности развития детского самоуправления, связанные с характером отношений, специфичными для этого вида, отсюда различны и формы взаимоотношений педагогов и детей. Одним из условий развития лидерских качеств является создание в коллективе конкурентных отношений между различными группами, которые не только активизируют детей, но и обогащают их взаимоотношения, вносят в них здоровый дух соперничества. Этапы развития детского самоуправления соответствуют основным периодам смены и логично согласуются с этапам проведения исследовательских работ .

Первый этап, организационно-диагностический обычно совпадает с организационным периодом. На этом этапе предполагается диагностика мотивов приезда детей в лагерь, определение их общих интересов, общих целей деятельности. На этом же этапе происходит выбор темы или направления исследования проводимого в рамках лагерной смены.

На этапе становления в качестве источника развития выступает противоречие между целью деятельности, определенной самим коллективом, и отношением детей к ее содержанию. Разрешается это противоречие на основе широкого вовлечения детей в преодоление трудностей при выборе решений, позволяющих достигнуть цели. При выполнении исследовательской работы происходит анализ возможных методик.

На завершающем этапе очень важна продуктивная рефлексия, то есть глубокий самоанализ самоуправленческой деятельности детей, который позволяет определить степень достижения ими личных целей. Оформление и презентация проведенной работы - важные критерии при самооценке деятельности в условиях экологического лагеря.

На развитие лидерских качеств в условиях детского самоуправления в эколагере влияют три важных условия. Первое - поиск деятельности любого характера: социальной, исследовательской, природоохранной, творческие задания поискового характера. Второе условие связано с планированием коллективной деятельности. Использование таких методов как «мозговой штурм» или «аукцион идей» позволяет создать такие планы, который предоставляют детям возможность планировать и решать задачи самостоятельно, без вмешательства со стороны взрослых, способствуя формированию у них гибкого мышления, понимания отношений в коллективе, формируя социальный опыт. Третье условие связано с формой организации коллективной деятельности, такой как создание творческих лабораторий, групп по интересам, направленных на решение значимой для них задачи.

Рассмотрим несколько наиболее интересных примеров работы экологических лагерей последних лет.

В 2010 г. в пос. Рустай на территории Керженского заповедника в течение трех смен дети получали не только полевые, биологические, но и системные экологические знания о мире. Вожатыми в лагере детско-юношеской организации «Зеленый парус» были волонтеры из Германии, Польши и Голландии, а также студенты вузов Нижнего Новгорода и Саратова. Этот лагерь стал механизмом развития международного сотрудничества - в августе 2010 года 16 юных нижегородцев стали участниками экологического лагеря в Берлине. Участники лагеря изучали немецкий опыт внедрения технологий энергоэффективности и альтернативных источников энергии в служебных и жилых помещениях. Полученные знания члены организации активно внедряют в «Центре образования для устойчивого развития» в поселке Рустай. «Зеленый парус» и «Компьютерный экологический центр» - постоянные и активные участники городских, областных и международных экологических акций. Они шефствуют над нижегородскими парками «Дубки», «Александровский сад», речкой Ковой. Такая успешная работа является ярким примером для других экологических организаций области. Благодаря международному партнерству, эти организации стали проводниками и распространителями удачных и ярких международных «находок» в деле экологического воспитания среди нижегородских педагогов и школьников .

Летом 2011 года был реализован самым масштабный проект по организации экологического палаточного лагеря-экспедиции «Уста-2011». Участниками стали дети из Тонкинского, Шарангского, Уренского, Тоншаевского районов Нижегородской области, а также из Нижнего Новгорода и Санкт-Петербурга. Работу в лагере осуществляли 20 высококвалифицированных педагогов, а также студенты Арзамасского государственного педагогического института и Волжской государственной академии водного транспорта. Условия, созданные в лагере, помогают включать детей в социально значимую творческую деятельность, формировать у них ответственное отношение к окружающему миру, готовность к практической деятельности, участию в пропаганде экологических идей, охране природы .

В трехнедельном экологическом походе-экспедиции «Пустынь-2012: Хвойные богатства» 50 школьников в полевых условиях изучали природу Нижегородской области. Для детей проводились учебные занятия с целью углубления знаний по экологии и биологии. Выполняя проект «Биологическое разнообразие Пустынского заказника: голосеменные растения», участники похода-экспедиции провели индивидуальные работы, связанные с хвойными растениями Пустынского заказника. Важной частью программы культурно-массовых мероприятий были экологические викторины и конкурсы. Школьники активно участвовали в их подготовке и проведении. Условия жизни в походе-экспедиции способствовали совершенствованию у учащихся навыков физической подготовки (в лёгкой атлетике, акробатике, плавании). Все участники этого необычного экологического лагеря проводили экологические десанты - убирали территорию Пустынского заказника от мусора, оставляемого туристами .

Не случайно, что школьники - участники экологических лагерей ежегодно становятся призерами и лауреатами конкурсов исследовательских работ различного масштаба - от районного до международного. Знания и навыки, полученные в экологических лагерях, развивают лидерские качества детей, позволяют им консолидировать членов местных сообществ для решения социально-экологических проблем, содействуя становлению гражданственности молодежи.

Библиографическая ссылка

Некипелова О.А. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЛАГЕРЯ: СРЕДА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЛИДЕРОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 4-2. – С. 266-269;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=9782 (дата обращения: 05.07.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Директор МБОУ СОШ №3

И.Н.Литвинова

«____» _______________ 2013г.

ПРОГРАММА

летнего школьного лагеря с дневным пребыванием

(направление: экология)

Составила: Терещенко Н.В.

«Море солнца, море света.

Здравствуй, праздничное лето!»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности. Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореализации.

Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.

Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. Это жизнь в новом коллективе, это, наконец, новая природосообразная деятельность. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.

Значимость летнего периода для оздоровления и воспитания детей, удовлетворения детских интересов и расширения кругозора.

Лагерь размещается на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения средней школы №3, г.Донецк, Ростовская область, ул.Цветкова, 18а. В основу организации закладываются здоровьесберегающие технологии, реализующиеся в игровой форме.

Программа деятельности летнего лагеря ориентирована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья. Эффективное управление в современном лагере – это главная основа его существования и непременное условие развития.

Программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, образования, воспитания в условиях лагеря.

Основная идея программы - представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате общественно полезной деятельности. Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе. Общая численностью ___ человек, лагерь будет делиться на 3 отряда (первый отряд «Ромашка» - учащиеся 1-2 классов; второй отряд – «Ровесник» - учащиеся 3-4 классов, третий отряд «Эколог» учащиеся 5-7 классов).

Формируя воспитательное пространство лагеря, в основу организации смены закладывается легенда лагеря, согласно которой все дети, посещающие лагерь, становятся участниками длительной сюжетно-ролевой игры со своими законами и правилами.

Детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.

Одним из противоречий современной эпохи, затрагивающим самые основы существования цивилизации, является все углубляющееся противоречие между обществом и природой. В связи с этим чрезвычайно ответственное значение приобретает целенаправленная работа по формированию экологической культуры.

Приоритетной задачей является формирование в сознании учащихся единого образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.

Программа «Зелёный островок» нацелена на формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и нравственной среде.

Актуальность использования природы как ведущего педагогического средства объясняется и экологическими проблемами. В современном мире проблемы окружающей среды приобретают поистине глобальный характер. Они затрагивают основы человеческого общества и во многом определяют возможности его выживания. На первый взгляд может показаться, что экологические проблемы в основном имеют отношение к городам. Однако на практике наблюдается изменение характера почв, низкое плодородие, нередки случаи нарушения норм внесения минеральных удобрений и так далее. Поэтому сохранение среды приобретает первостепенное значение. Чем больше людей будут рассматривать природу как объект своей заботы, тем эффективнее окажутся усилия общества по ее охране.

Лето – наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы, здоровье. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное – рядом.

В общении с природой заложен огромный потенциал для гармоничного развития личности. Активная экологическая работа, осуществляемая в летний период года, позволяет формировать у детей установку на диалоговое отношение к природе.

Одна из содержательных линий программы включает вопросы, связанные со здоровьем и безопасной жизнедеятельностью детей , и нацелена на формирование соответствующих умений и навык Наряду с овладением правилами гигиены, необходимо обучать умению ориентироваться в ситуациях, которые могут представлять опасность на улице, на дороге, при контактах с незнакомыми людьми.

Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к реализации. Пребывание здесь для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены.

Детям предоставлена свобода в определении содержания их отдыха. Участие в дополнении основных направлений плана, конкретизация планирования каждого дня дает возможность детям самореализации.

Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:

    Конвенцией ООН о правах ребенка;

    Конституцией РФ;

    Законом РФ «Об образовании»;

    Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;

    Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-Ф3;

    Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об административных нарушениях» от 09.01.96 г. № 2-ФЗ;

    Приказом «Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха». Приказ Министерства образования РФ от 13.07.2001 г. № 2688.

Актуальность проблемы

Экологический лагерь дневного пребывания «Зелёный островок» организуется на базе МБОУ СОШ №3. Экологическое воспитание в условиях летних лагерей является одной из наиболее эффективных форм, так как способствует освоению социализации и реализации школьников за счет включения их в конкретно значимую природоохранную деятельность.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель:

    Создать условия для успешной организации экологического взаимодействия школьников с природой как основополагающего регулятора формирования экологической культуры личности каждого ребенка;

    Создание условий для обеспечения активного, интеллектуального и эмоционально насыщенного летнего отдыха и всестороннего развития личности ребёнка на основе его включения в жизнедеятельность сельского лагеря.

Задачи программы:

    Создать целостный подход к экологическому воспитанию культуры личности в условиях коллективной (творческой) деятельности, построенной на основе «зоны доверия» детей и взрослых.

    Формировать у детей представление о социальной значимости разумного отношения человека к природе, ее изучения, рационального использования и сохранения по принципам природной гармонии.

    Формировать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, определяющим единство человека и природы и накопленным экологическим знаниям.

    Развитие творческих способностей воспитанников. Включение детей в различные виды деятельности с учетом их возможностей и интересов.

Программа летнего оздоровительного лагеря «Зелёный островок» опирается на следующие принципы :

1. Принцип гуманизации отношений : построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.

2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности : результатом деятельности воспитательного характера в лагере «Зелёный островок» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.

3 . Принцип демократичности : участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей.

4 . Принцип дифференциации воспитания : дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:

Отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;

Создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);

Взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;

Активное участие детей во всех видах деятельности.

5. Принцип творческой индивидуальности : творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.

Направления деятельности летнего оздоровительного учреждения:

    Экологическое направление.

    Художественно – эстетическое направление.

    Физкультурно-оздоровительная деятельность.

    Патриотическое направление .

Экологическое направление

Задачи экологической деятельности:

Воспитать бережное отношение к природе. Обеспечить развитие экологического мышления:

Стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде;

Раскрытие сущности происходящих экологических, геополитических, исторических процессов;

Приобщение детей к изучению природы, истории родного края, осознанию связей между человеком и природой;

Изучение эколого-санитарной обстановки на территории сельского поселения;

Основные формы работы :

Экологический десант

Операция « Тропинка»

«Экологическое ассорти»

«Зеленый патруль»

Участие в экологических акциях

Художественно – эстетическое направление

Прекрасное окружает нас повсюду: и в природе, и в обществе, и в отношениях между людьми. Надо только его видеть, чувствовать и понимать. Ростки этого чудесного умения заложены в каждом ребенке. Развивать их – значит воспитывать эстетически. Вот почему эстетическое воспитание всегда было и остается важнейшей частью педагогической деятельности детских оздоровительных лагерей.

Задачи эстетической деятельности :

    пробуждать в детях чувство прекрасного;

    формировать навыки культурного поведения и общения;

    прививать детям эстетический вкус.

В рамках нравственно-эстетического воспитания в лагере можно многое сделать, и действовать можно в нескольких направлениях: музыка, песня, танец; общение с книгой, природой, искусством.

Основные формы проведения :

Посещение кинотеатров, музеев;

Конкурсы: «Мы снимаем кино…», «Самый, самый»

Конкурс оформления отрядных уголков «Наш отрядный дом»

Основным назначением художественно- эстетической деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.

Формы организации художественно- эстетической деятельности:

Изобразительная деятельность (оформление отряда «Наш отрядный дом», конкурс стенгазет и рисунков «А в нашем лагере…»)

Конкурсные программы («Алло, мы ищем таланты», «Лучшая пародия»)

Творческие конкурсы («Знакомьтесь – это мы!»)

Игровые творческие программы

Концерты («Звездопад»)

Творческие игры («День рекордов»)

Праздники («Творческая волна – 2013»)

Выставки, ярмарки

Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.

Патриотическое направление

Задачи патриотической деятельности:

Пробуждать в детях чувство любви к родине, семье;

формирование уважительного отношения к памятникам истории и развития интереса к изучению родного края;

формирование национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений;

возрождение нравственных, духовных ценностей семьи и поиск эффективных путей социального партнерства детей и взрослых.

Основные формы работы:

Марафон сказок.

День России. Конкурс рисунков на асфальте «Я люблю тебя, Россия»

« Это ты, моя Россия!»

Спортивные соревнования «Снайпер»

Беседа «Символика Российской Федерации»

Игра «Зарничка»

Оздоровительная работа.

Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:

Ежедневный осмотр детей медицинским работником;

Утренняя гимнастика;

Принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере);

Организация пешеходных экскурсий;

Организация здорового питания детей;

Организация спортивно-массовых мероприятий:

Спортивные эстафеты;

Подвижные спортивные игры.

Работа по сплочению коллектива воспитанников

Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей с детьми проводятся:

Коммуникативные игры на знакомство «Тутти-фрутти», «Снежный ком»,

«Назовись»;

Игры на выявление лидеров «Верёвочка», «Карабас».

Игры на сплочение коллектива «Зоопарк», «Заколдованный замок»,

«Шишки, жёлуди, орехи», «Казаки-разбойники», «Да» и «Нет» не говори!»,

«Хвост дракона».

Диагностика

Вводная

диагностика

Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детских коллективах:

Анкетирование;

Беседы в отрядах;

Планерки администрации лагеря, старших вожатых и воспитателей.

Пошаговая

диагностика

Цветопись по результатам мероприятий и дел лагеря.

Беседы на отрядных сборах.

Форум лагеря (возможность вынесения проблемы, идеи, события в общее обсуждение)

Итоговая

диагностика

Анкетирование

Творческий отзыв (рисунок « Наш лагерь»)

Беседы в отрядах

Цветопись

Народный форум (фабрика достижений лагеря)

Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период

Инструктажи:

«Правила пожарной безопасности»

«Правила поведения детей при прогулках и походах»

«Правила при поездках в автотранспорте»

«Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий»

«Правила безопасности при терактах»

«По предупреждению кишечных заболеваний»

«Меры безопасности жизни детей при укусе клещом»

«Если ты один дома»

«Безопасность в доме»

«Правила поведения с незнакомыми людьми»

«Правила поведения и безопасности человека на воде»

«Меры доврачебной помощи»

«Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий».

Беседы:

«Как ухаживать за зубами?»

«Путешествие в страну Витаминию»

«Как беречь глаза?»

Агитбригада «Уроки безопасности при пожаре»;

Работа по развитию творческих способностей детей

Оформление отрядных уголков, стенных газет;

Ярмарка идей и предложений;

Конкурсы рисунков на асфальте: «Миру – мир!», «Ты, я и огонь», «Волшебные мелки»;

Коллективно-творческие дела: «Ключи от лета» (Театральный фейерверк», «Алло! Мы ищем таланты!», «До свидания, лагерь!»

Кружки

Кружок «Сказочник»

Кружок « Умелые руки»

Кружок «Айболит»

Ожидаемый результат .

    укрепление здоровья детей;

    формирование умений, навыков, приобретение жизненного опыта поведения в экстремальных ситуациях;

    создание благоприятных условий для оздоровления детей, их эстетического, патриотического и нравственного развития через сотрудничество с учреждениями дополнительного образования;

    пополнение жизни детей интересными социо-культурными событиями;

    укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов;

    развитие творческих способностей, инициативы и активности ребёнка;

привитие навыков самообслуживания;

    развитие чувства патриотизма;

    воспитание уважение к родной природе.

Что ожидают дети?

Самовыражение

Приключения

Дружба

Новые знакомства

Яркий отдых

Открытие нового

Радость, эмоциональное удовлетворение

Высокую активность ребят

Проявление лидерских качеств

Взрослые ожидают

Воспитание чувства ответственности

Сохранение и укрепление здоровья

Осознания малой и большой Родины

Расширение кругозора и проявление творческих способностей

Результат оценивается по следующим направлениям:

    Выявление мнения детей о качестве конкретного мероприятия, дела, о работе лагеря (беседа, анкетирование, шкала настроения, Ларец откровений).

    Усвоение норм и правил экологической грамотности, трансформация значительной их части в привычки ребят.

    Наличие потребности в приобретении экологически - краеведческих знаний, ориентация на их практическое применение.

    Физическое развитие и оздоровление детей через спортивно – игровую деятельность.

    Приобретение новых знаний, умений и навыков в основных областях творческой деятельности (труд, спорт, учение, общение).

    Формирование способностей детей эффективно общаться и работать в коллективе.

    Отражение деятельности отрядов осуществляется через отрядные уголки, анкетирование, интервью, итоговые сборы отрядов.

    Награждение за активное участие в мероприятиях.

Схема взаимодействия пришкольного лагеря

«Зелёный островок» с социумом в реализации программы

Центр детского творчества

Музыкальная школа

Городская библиотека

«Зелёный островок»

Газеты: «Донецкий рабочий», «Новость»

Городской музей

Школьная библиотека

Критерии эффективности реализации программы

Чтобы оценить эффективность данной программы с воспитанниками лагеря проводится постоянный мониторинг, промежуточные анкетирования. Каждый день ребята заполняют экран настроения, что позволяет организовать индивидуальную работу с детьми.

Экран настроения

Дополнительно для анализа работает Ларец откровения. Он служит для того, чтобы получить от детей отзыв о проведенных мероприятиях, жизни в лагере. Ларец откровений постоянно висит на территории лагеря, обновляется, сделать там запись может каждый.

По продолжительности программа является краткосрочной, т.е. реализуется в течение лагерной смены.

9.00-9.15 Бодрячок

Музыка звучит: пора, пора!

С добрым утром, детвора,

И тотчас же по порядку

Всем ребятам на зарядку!

Линейка (Построение)

На линейку быстро стройся!

Завтрак

Всем за стол! Узнать пора,

Чем богаты повара !

Отрядные дела

Кто куда: кто в поход,

Кто в цветник, на огород!

Загорай и закаляйся,

В быстрой речке искупайся.

Раз пришел веселый час,

Здесь играют все у нас!

11.00.-11.15 Второй завтрак

Вот и снова горн поет,

Сладкий фрукт в столовой ждет!

«Твори! Выдумывай! Пробуй!» (занятия по интересам)

Не грустят в семействе нашем,

Мы поем, рисуем, пляшем,

Мастерим, умеем шить,

Все занятия хороши!

12.15-13.30 Общелагерное мероприятие.

13.30-14.00 Обед

Но у всех, смешливых даже,

За столом серьезный вид.

За обедом виден сразу аппетит.

А теперь всем: «ДО СВИДАНИЯ!»

Завтра снова мы придем

ДЕНЬ

МЕРОПРИЯТИЕ

День первый

«День знакомств»

1.Организационное мероприятие «Расскажи мне о себе»

2. Операция «Уют»

3. Игры, конкурсы «Ярмарка идей»

4. Подготовка к открытию лагерной смены (творческие номера)

День второй

«Открытие лагеря Зелёный островок»

1. Минутка здоровья «Закаливание»

2. Беседа «Осторожно огонь»

3. Занятия в кружках

4. Подвижные игры на воздухе

5. Веселыми тропинками лета (открытие смены)

«Здравствуй ЛЕТО!»

День третий

«День игр, игрушек, шариков и бантиков»

1.Минутка безопасности «Мы и дорога»

2.Выход в бассейн.

3.Спортивно-развлекательный праздник «Шар-Ах, Шоу!»

День четвертый

«День экологии»

1.Минутка здоровья «Зеленая аптечка» (первая помощь при укусах насекомых)

2.Экологический десант десант «А в нашем лагере» (конкурс плакатов)

3. Спортивные игры на воздух

4. Конкурсы песен, пословиц, поговорок о лесе, природе

5. Игра по станциям «Экомарафон»

День пятый

«День Эколог-Шоу»

3. Выход в бассейн

4. Конкурс талантов «Эколог-Шоу»

День шестой

«День талантов»

1. Минутка здоровья «Путешествие в страну витаминию»

2. Беседа «Чем опасна дорога для нас и мы для дороги»

3. Выход в бассейн

4. Конкурс талантов «Звездопад»

День седьмой

«День Волшебных сказок»

1. Минутка здоровья «Книги о здоровье»

2. «Там чудеса…» встреча с сотрудниками библиотеки

3. Конкурс рисунков «Волшебные краски»

4. Участие в городской Спартакиаде, посвященной Дню России и Международному дню друзей.

5. Игра-путешествие «В гостях у сказки»

День восьмой

«Летняя карусель»

1. Минутка здоровья «Как снять усталость с ног»

2. Занятия в кружках

3. Выход в бассейн

4. Участие в городском празднике «День Свободной России»

5. Развлекательная игра по станциям «Летняя карусель»

День девятый

«День России»

1. Беседа «Мои друзья: велосипед, ролики, сноуборд, мопед»

2. Заочная экскурсия в музей «История нашего города»

3. Конкурс рисунков «Я люблю тебя, Россия»

4. Выход в парк

5. Спортивно-игровой праздник «Символика России»

День десятый

«День Фантазий и Юмора»

1.Беседа «Смех – лучшее лекарство»

2. Викторина «Устами младенца»

3. Занятия в кружках

4. Юмористический конкурс «Эти забавные животные»

День одиннадцатый

«День Следопытов»

1.Минутка безопасности «Один дома…».

2.Выход в бассейн

3.Игра на местности «Следопыт»

День двенадцатый

«День Олимпийцев»

1.Минутка здоровья «Бывают ли привычки невредными?»

2.Конкурс рисунков «Дети против наркотиков»

4. Развлекательная игра «Зов джунглей»

День тринадцатый

«День здоровья и спорта»

1.Минутка здоровья

2.Конкурс «Экологическая тропа»

4. Развлекательная игра «Весёлые старты»

День четырнадцатый

День «Лесное путешествие»

2.Путешествие в страну «Экология»

3.Занятия в кружках

4.Спортивно-развлекательное мероприятие «Лесное»

путешествие» Веселые старты с участием Бабы Яги и ее друзей

День пятнадцатый

«День водных забав»

1.Минутка безопасности «Как вести себя на воде?»

2.Путешествие в страну «Спортландия»

3.Занятия в кружках

4.Спортивно-развлекательное мероприятие «Экологическое ассорти»

День шестнадцатый

«День памяти и скорби»

1.Минутка здоровья «Правильное питание»

2.Митинг «Слава павшим героям» с участием ветеранов Вов

3.Конкурс рисунков «А мы с тобой войны не знали»

4.Занятия в кружках

День семнадцатый

«Разноцветный День»

1. Минутка здоровья «Осанка – основа красивой походки»

2. Беседа «Как вести себя в театре, доме культуры».

3. Выход в бассейн

4. Конкурс «Творческая волна»

День восемнадцатый

«День расставаний»

1.Минутка здоровья «Гигиена в доме»

2. Выход в бассейн

3. Праздничный концерт , посвященный закрытию лагерной смены «Расстаются друзья»

26.07.2017 | Посмотрели сценарий 2477 человек

Берендей.
О, мой лес, мой дивный лес,
Полный сказок и чудес!
В заботах и трудах проходит жизнь моя,
Надеюсь, что узнали вы меня.
Защитник леса, друг зверей,
Я царь из сказки...
Дети. Берендей.
Берендей.
Молодцы, мои друзья!
Всех приглашаю в гости...

Сценарий экологического мероприятия для летнего лагеря «Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды»

26.07.2017 | Посмотрели сценарий 4137 человек

Ведущий 1.
5 июня - Всемирный день охраны окружающей среды.
Каждый цветок и травинка любая,
Птицы, что в синее небо взлетают,
Вся та природа, что нас окружает,
Нашей защиты, дружок, ожидают.
Звучит звук набата на фоне тревожной музыки.
Чтец 1.
Что...

Сценарий для летнего лагеря. День экологии. Экологический калейдоскоп (Игра-путешествие)

28.05.2013 | Посмотрели сценарий 14993 человека

Природа… Как часто повторяем это слово! С некоторых пор оно стало символом нашей борьбы за выживание, за благополучие всего живого на планете.

Общение с природой – неотъемлемая часть духовной жизни человека. Вот что говорят, например, о лесе...

Сценарии для летнего лагеря. Лесная школа (сюжетно-ролевая игра)

28.05.2013 | Посмотрели сценарий 4917 человек

На период подготовки к игре создается «Штаб сотрудников школы». В него входят старшие ребята, «директор» со своими «заместителями» и «учителя». Они разрабатывают программы занятий, составляют расписание «уроков», оборудуют место работы «школы», ...

Экологический субботник “Пикник на лесной полянке”

28.05.2013 | Посмотрели сценарий 4895 человек

Ведущий: Дорогие ребята! Все мы знаем, что Земля – наш общий дом. С самого рождения нас окружает природа – деревья, травы, воздух и вода. Мы живём в этом мире, и то какой он есть и каким он станет в будущем, зависит только от нас. Природа очень...

Экологическая сказка "Чистый город"

27.07.2011 | Посмотрели сценарий 4449 человек

На берегу великой Волги
Построен город был большой.
Звался Астраханью он.
Весь в зелёных насажденьях!
Ах, какое наслажденье!
По чудным улицам гулять,
Чистым воздухом дышать.
Говорят, что Астрахань у нас – чистый город!
Но и здесь полно мусора...

"Эта хрупкая планета"

19.06.2011 | Посмотрели сценарий 6146 человек

Мы речь свою ведем о том,
Что вся Земля – наш общий дом –
Наш добрый дом, просторный дом,
Мы все с рожденья в нем живем.
Еще о том ведем мы речь,
Что мы наш дом должны беречь.
Давай докажем, что не зря
На нас надеется Земля.
Ведущий 1. Наша...

Экологическая игра "Веселый муравейник"

02.06.2010 | Посмотрели сценарий 13038 человек

Ведущий: Ребята, сегодня у нас состоится эколого-биологическая игра “Веселый муравейник”, посвященная Всемирному Дню защиты окружающей среды. Скажите, пожалуйста, что такое - экология? (Ответы детей). Правильно, ребята, экология – наука об окружающей...