Детки 7 месяцев более активны и самостоятельны, выполняют упражнения без помощи родителей.
Купание грудничка с кругом в 7 месяцев видео:
К году можно научить ребенка поднимать выше ножки к поверхности и делать брызги. Упражнение развивает осознанное управление нижними конечностями и позволяет быстрее освоить навык ходьбы.
Обзор на круг для купания грудничков от родителей видео:
Благодаря данному изделию, можно выполнять любые упражнения гимнастики в воде для грудничков, кроме ныряния. Не рекомендуется выполнять и подготовку к нырянию - окатывать водой ребенка с верху. Выемка для подбородка плотно контактирует с кожей, вода может попасть в рот или нос малыша.
Музыка для купания. Отличным решением для музыкального сопровождения во время купания имеет круг Flipper. Спокойные классические мелодии заинтересуют любого малыша и доставят больше радости от гимнастики в воде.
Обучению сознательным действиям дает мышечный тонус. Когда грудничок в расслабленном состоянии и спокоен, его мышечная система слегка напряжена. Это явление называется мышечным тонусом.
Нужна ли гимнастика грудничку при гипертонусе - Доктор Комаровский видео:
По мере взросления тонус понижается. Но так происходит не всегда, и патологию тонуса (гипертонус, гипотонус, тонус асимметричен, неравномерный) нужно исправлять. Для устранения мышечного тонуса рекомендуют проводить гимнастику в воде для грудничков и комплекс массажных упражнений.
На протяжении всех манипуляций должно быть ласковое общение с малышом. Если ребенок устал или недоволен, массаж нужно прекратить.
В каждом возрастном периоде делаются конкретные манипуляции:
От 1,5 до 3 месяцев. Распространен гипертонус ручек и ножек. Для расслабления делается поглаживание. Время проведения массажа и гимнастических упражнений – 15 минут.
Гимнастика и массаж от гипертонуса грудничков 1-3 месяцев видео:
От 3 до 6 месяцев. Энергично двигает ручками и ножками, хватает игрушки - развиваются и укрепляются мышцы и суставы. Занятие включает в себя пассивные несложные упражнения, которые усложняются по мере взросления.
Гимнастика при гипертонусе грудничков 3 - 6 месяцев видео:
Массаж осуществляется по принципу: встряхивать, вибрировать и растирать с помощью подушечек пальцев. Для расслабления и успокоения нервной системы, к массажу приступают и завершают поглаживанием. Так же гимнастику от гипертонуса в этом возрасте выполняют с использованием надувного мяча.
От 6 до 9 месяцев. Применение гимнастических процедур для активизирования координационных действий и развития опорно-двигательной системы.
Гимнастика для снятия тонуса грудничков 6 - 9 месяцев видео:
Используются следующие упражнения: сводить ручки на груди, сгибать и разгибать ножки, переворачивать со спинки на животик, поощрять ползание, подымать ровные ножки.
От 9 до 12 месяцев. Делать гимнастические упражнения и массаж для укрепления суставов ножек и ручек, мышц животика и спинки.
Гимнастика для снятия гипертонуса грудничков 9 - 12 месяцев видео:
Массаж рекомендовано проводить днем через час после приема пищи или за час до еды. Помещение полезно проветрить. Температура минимум 22 градуса. Руки - вымыты с мылом, сухие и теплые. Для массажа подойдет крем либо масло, которые следует наносить на руки. Непосредственно на детское тело крема не наносятся.
Причина напряжения мышц может быть разной. Водные процедуры показаны всем, а при выполнении массажа от перенапряжения нужно учитывать ряд особенностей.
При гипертонусе осуществляется массаж щадящий: легкие поглаживания точечные прикосновения.
При гипотонусе осуществляется массаж стимулирующий: слегка давить, растирать, поколачивать, постукивать, пощипывать при поглаживании.
При тонусе асимметричном делается массаж успокаивающий. Усиление направлено на сторону с пониженным тонусом. Используется надувной мяч.
Физические манипуляции великолепно влияют на развитие. Кроме растирания и мяча, гимнастика в воде для грудничков имеет огромную значимость.
Многие родители плотно занимаются развитием своего малыша, в том числе начинают обучать новорожденного раннему плаванию с нуля. Возникает множество закономерных вопросов: насколько это целесообразно, в чем польза, не рано ли и не опасно ли для здоровья и жизни крошки? Давайте попробуем ответить на эти вопросы.
Татьяна Елизарова, детский тренер по плаванию, рассказывает, что никаких ограничений по возрасту для обучения плаванию у детишек нет. От нуля до года можно использовать домашнюю ванну, а с года приходить в бассейн.
Единственное, что советуют педиатры, - дождаться пока заживет пуповина, и только потом начинать купания. То есть через 15-20 дней после рождения. К этому времени кроха подрастет, прибавит в весе, адаптируется к новой действительности. А еще не забудутся, малыш легко вспомнит свое умение и воспользуется им.
Нельзя учить детишек плаванию время от времени, занятия должны быть регулярными. Повторяемые движения посылают сигналы в кору головного мозга, что активизирует появление новых нервных связей. Новые связи влияют на двигательные, дыхательные, другие функции. Это регулирует и ускоряет слаженность всех функций организма.
Профессиональные детские инструкторы по плаванию и педиатры уверены, что учить детей плавать можно буквально с рождения
До рождения целых девять месяцев кроха плавал, нырял и развивался в жидкой среде. То есть, рождаясь, ребенок номинально умеет плавать. Удельный вес его тельца невелик, поэтому у крохи природная плавучесть, вода легко держит ребенка. И если не поддержать плавательный рефлекс, не научить плавать младенца в первые недели и месяцы, то после трех месяцев он забудет свое умение.
Еще одно важное умение младенца - толчковый рефлекс. Если малыш коснется ножками дна, под воздействием веса тела ножки сгибаются. Вот тут вступает в силу толчковый рефлекс: ножки разгибаются, отталкиваются от дна, кроха всплывает вверх.
Инстинкт самосохранения и рефлексы помогут крохе плавать и нырять с радостью для себя и родителей.
Татьяна Елизарова объясняет, что с маленькими детьми до года это не совсем плавание. Опытный инструктор приучает их к воде, учит задерживать дыхание, и к 4-5 месяцам ребенок способен до 40 раз проныривать за один урок.
До рождения ребенок умел задерживать дыхание в жидкости, поэтому задача взрослых заключается в том, чтобы помочь ему не забыть это знание. Задерживая дыхание в воде, грудничок легко сможет нырять. Умение нырять и не дышать под водой - серьезный навык, доступный не каждому взрослому. Малыш не захлебнется, рефлекс заставит его задержать дыхание на несколько секунд. Рефлекторно сердечная мышца замедляет сокращения, большая часть крови подается в мозг и сердце. Это сохраняет кислород в легких и сосудах, позволяет юному ныряльщику дольше оставаться под водой.
Древние говорили о невеже: «Он не умеет ни читать, ни плавать». Поэтому античных воинов с младенчества бросали в воду для закаливания и обучения плаванию. Сейчас родители возят детей в бассейны, где начиная с 2-3 недель или с 1-2 месяцев новорожденных обучают плаванию. Однако многие все же задаются вопросом, нужно ли учить таких маленьких плаванию, опускать в воду, рискуя здоровьем, а может и жизнью крохи?
Детское плавание - это явление совсем не новое. Известно, что методики занятий с детьми раннего возраста получили развитие с 1939 года благодаря госпоже Тиммерман из Австралии. Сегодня мало кто сомневается, что ранние занятия в воде идут на пользу здоровью и физическому развитию малыша. Для грудного карапузика вода более привычна, чем воздух, поэтому в воде организм укрепляется, развивается, оздоравливается быстрее, чем на воздухе.
В воде кроха двигается, активно работает ручками и ножками, плавает, закладывает фундамент здорового организма. При плавании малыш развивается быстрее, чем лежа в кроватке. Быстро формируется дыхательная, сердечно-сосудистая, мышечная, опорно-двигательная, иммунная системы.
После купания и занятий плаванием малыш лучше кушает, чувствует себя спокойно, не капризничает. После водных процедур быстрее устанавливается режим дня и ночи, кроха спит спокойнее.
Перед родителями всегда должны стоять цели, зачем они учат своего малыша плаванию. Цели следующие:
Дома малышу привычно, вокруг все знакомые, поэтому плавание в домашней ванне пройдет безболезненно для грудничка.
Для того, чтобы быстро научить плаванию малыша, говорите с ним негромко, ласково, с улыбкой. Мягко и осторожно поддерживайте его руками. На первых порах воспользуйтесь кругом или наденьте на кроху плавательный жилет.
Родительскую ванну необходимо тщательно вычистить и промыть сильной струей воды. Первоначальная температура воды, как при купании, равна температуре тела или 36-37°С. Постепенно, каждый месяц, снижайте температуру на 1 градус, пока не доведете до 34°С.
Подробную инструкцию желательно получить у доктора или инструктора по плаванию грудных детишек. Идеально - пригласить детского тренера по плаванию, специализирующемся на обучении именно грудничков с нуля. Но в целом инструкции сводятся к тому, что обучение начинается с плавания на спине, затем на животе, потом осваивается ныряние.
Обучение плаванию: мама держит ребенка одной рукой под животик, а другой - за подбородок. Можно делать с крохой «восьмерки» или просто возить его взад-вперед
Следующая техника поможет вам научить малыша нырять.
1 этап
Начинаем упражнения перед умывальником. Громко произнесите: «Саша, ныряй!», подуйте в лицо крохи. Малыш задержит дыхание, а вы свободной рукой полейте на его головку и на личико водой. Ласково с улыбкой скажите ему, что он молодец. Обязательно хвалите малютку. Делайте это упражнение каждый раз, когда подносите малыша к умывальнику.
2 этап
Теперь все то же самое проделываем в ванной комнате. Опускаем малыша в ванночку или в ванну, дуем на личико, командуем: «Саша, ныряй!» и льем на его личико водичку.
3 этап
Увеличиваем количество воды. Теперь после того, как вы подули на кроху и скомандовали ему нырять, воду вы льете из большого стакана или ковша.
4 этап
Здесь может понадобиться 4 руки. Поливать малыша нужно в движении, постепенно увеличивая объем воды. Один родитель держит кроху за затылочек и подбородок, производя с ним «восьмерки» по ванне или просто водя его взад-вперед, а второй поливает на личико (после команды, естественно!).
5 этап
Пора опускать малыша на одну секунду в воду с полным погружением головы. Не забывайте перед погружением произносить: «Внимание, ныряем!».
6 этап
Увеличиваем пребывание малютки под водой. На этом этапе малыша уже можно отпустить одного в «свободное плавание» на несколько секунд.
Во время отдыха и в паузах между нырянием держать малыша необходимо вертикально за ребра.
Детский тренер должен быть квалифицированным, иметь опыт работы именно с детьми с нуля. Спрашивайте у него обязательно диплом! Обратите внимание, как тренер общается с детьми и на их реакцию на него
Плавание для детишек до года - это закаливание, положительные эмоции, жизнерадостность, укрепление здоровья, общее развитие. Когда родители сумеют научить малыша держаться на воде и под водой, дышать и задерживать дыхание, двигать ручками и ножками, они увидят, как легко и свободно плавают детки.
Одно важное «но»: не начинайте занятия с ребенком, не будучи уверенными в своих силах. Не стоит окунать малыша, если вы не знаете, как точно нужно действовать; это может быть опасно. Желательно пригласить опытного специалиста, который все вам покажет и всему научит.
Вода окружает малыша все девять месяцев внутриутробной жизни и за это время становится для него практически родной стихией. Поэтому неудивительно, что многие современные родители сразу же после рождения стремятся определить своего малыша в бассейн для грудничков. Польза и вред раннего плавания является предметом постоянных споров между педиатрами и родителями. Между тем, грудничковое плавание имеет многолетнюю историю.
Еще в 1939 году австралийка по фамилии Тимерман по совету своего доктора стала брать с собой в бассейн грудничка. Женщина заметила, что малыш с первого посещения начал буквально расцветать в воде, а после и развиваться гораздо быстрее сверстников. Вскоре госпожа Тимерман написала книгу, которая стала учебным пособием для всех родителей, желающих заниматься грудничковым плаванием со своим малышом.
О том, когда и как начинать занятия в бассейне с грудничком, какая от этого может быть польза и возможен ли вред для детского организма, расскажем в нашей статье.
Плавание в бассейне с грудничком сложно назвать обучением. Это скорее один из способов раннего развития ребенка, расширение его кругозора, формирование у него важных навыков, чтобы он мог уверенно чувствовать себя в каждой из стихий. Родители, которые выбрали для своего малыша этот путь развития, часто сталкиваются с противостоянием в лице родственников. Старшее поколение считает, что "грязный" бассейн не место для грудничка, и знакомство с ним стоит отложить как минимум до трехлетнего возраста. Главное, что требуется от родителей, - не отходить от намеченной цели и следовать по выбранному пути.
Перед тем как приносить малыша в бассейн, рекомендуется познакомить его с большой домашней ванной, наполненной водой до краев. Делать это можно с 3 недели жизни младенца, то есть тогда, когда у него полностью заживет пупочная ранка. Если родители испытывают страх или чувствуют себя неуверенно, они могут пригласить в дом специалиста. В противном случае неуверенность передастся малышу, он может испугаться воды, что в дальнейшем отрицательно скажется на ваших планах быстрому обучению плаванию.
Занятия в бассейне для грудничков можно начинать с двухмесячного возраста, то есть тогда, когда он уже полностью освоился в своей домашней ванне.
Важным условием успешного плавания является подбор оптимального температурного режима воды. Комфортной для грудничков считается температура воды 37 градусов. С такого значения и следует начинать первое знакомство с бассейном. Она не должна быть намного выше 37 градусов, иначе малыш будет пассивно лежать и не захочет двигаться. В тоже время слишком холодная вода может вызвать у ребенка дискомфорт, и он начнет плакать.
Постепенно температуру воды рекомендуется понижать с 37 до 32 градусов, а после 3 месяцев еще ниже. Малыш, который ведет себя в воде активно, находится в комфортной для него воде. Бассейн для грудничка достаточно посещать 2 раза в неделю по 10 минут. С 3 месяцев время нахождения в воде можно увеличивать на 15 секунд.
Начинать упражнения в бассейне следует с вертикального погружения малыша в воду. Во время купания его несколько раз опускают в воду и вытаскивают из нее. Только после того, как малыш освоится в вертикальном положении, его можно учить плаванию горизонтально.
Бассейн для грудничка - это то место, где можно выполнять самые разные упражнения: и на спине, и на животе. Но начинать обучение плаванию следует с самых простых из них:
Различные исследования одновременно и доказывают пользу бассейна для грудничков, и опровергают этот факт.
Польза грудничкового плавания состоит в следующем:
Ребенок, который плавает с детства, никогда не испытает страх перед водой во взрослом возрасте и будет поддерживать здоровый образ жизни на протяжении жизни.
Последние европейские исследования доказывают вред крытых бассейнов для дыхательной системы детей. По подтвержденной информации риск возникновения заболеваний дыхательных путей у детей, которые с грудного возраста занимались плаванием в бассейнах, в несколько раз выше, чем у тех, кто этого не делал. Весь вред бассейна заключается в опасных соединениях хлора, которые через дыхательные пути или через рот попадают в организм грудничка, накапливаясь в нем и вызывая опасные заболевания.
Бассейн для грудничка должен быть стерильным, но поскольку хлор опасен для несформировавшейся дыхательной системы, рекомендуется обрабатывать помещение ультрафиолетом и фильтрами с кварцевым песком. При выборе бассейна следует обратить на это пристальное внимание.
Ныряние в бассейне является логичным продолжением занятий плаванию. После успешного обучения родители спокойно смогут оставлять своего подросшего ребенка играть рядом с водой, не беспокоясь о том, что он может утонуть.
Все упражнения следует выполнять последовательно. Главная задача, которая стоит перед тренером или родителем, - научить грудничка задерживать дыхание. Для этого малышу сначала брызгают водичкой в лицо. В результате этого он задерживает дыхание на 10 секунд. После того как ребенок усвоит упражнение, его начинают поливать водой сверху вниз, а затем опускать под воду на пару секунд. Как только малыш усвоит короткие ныряния, их продолжительность можно увеличивать.
Глава 11.
ПЛАВАНИЕ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
11.1. Занятия плаванием детьми грудного возраста
Основными задачами занятий плаванием с детьми грудного возраста
являются: >
- улучшение дыхания и кровообращения;
- укрепление опорно-двигательного аппарата;
- улучшение деятельности центральной нервной системы;
- укрепление здоровья (профилактика заболеваний с помощью
закаливания).
Занятия плаванием с детьми грудного возраста осуществляются в детских
поликлиниках и в домашних условиях, под руководством
специалистов-медиков. При этом строго учитывается индивидуальное
развитие и состояние здоровья малыша. Если ребенок имеет нормальный вес,
то, начиная с 3-й недели, после получения разрешения врача, можно
приступать к занятиям плаванием, которые должны проводиться 5-6 раз в
неделю.
Заниматься плаванием с малышом можно в обычной домашней ванне или в
небольшом бассейне-ванне из дерева, пластмассы, кирпича и нержавеющей
стали (длина - 2 м, ширина -1м, глубина - 80 см).
Прежде чем наполнить ванну, ее необходимо тщательно вымыть и
продезинфицировать. Вода должна быть абсолютно чистой, пригодной для
питья. Только в идеально чистую ванну можно опускать новорожденного.
Температура воды на первых занятиях должна быть не ниже 36,5°С, а время
пребывания в воде - не более 10-15 мин. Занятия плаванием лучше
проводить в первой половине дня, в одно и то же время. Во время занятий
надо постоянно разговаривать с ребенком, повторяя поощрительные
слова, чтобы вызывать у него положительные эмоции. Желательно включить
тихую, мелодичную музыку.
В течение занятия нужно постоянно следить за состоянием ребенка, не
допуская перегрузок и переохлаждения и соблюдая главный принцип
постепенности.
В течение курса обучения не реже чем 1 раз в 1,5-2 месяца необходимо
показывать ребенка детскому врачу. Первые занятия следует провести под
наблюдением и при помощи специалиста по лечебной физической культуре при
детской поликлинике.
Поскольку головка у новорожденного слишком тяжелая по отношению к
другим частям тела, ее нужно обязательно поддерживать или прикрепить к
чепчику пенопластовые поплавки («чепчик русалки»).
Обучение плаванию детей первого года жизни можно условно разделить на 5
этапов.
1-й этап. Срок обучения - 1 месяц; в среднем проводится 25 занятий.
Продолжительность первых занятий - 15-20 мин при температуре воды
36-37°С. Постепенно продолжительность каждого занятия увеличивается до
30 мин, а температура воды снижается до 34°С.
Все упражнения, используемые на этом этапе, выполняются с помощью
методиста ЛФК, который специальными приемами поддерживает ребенка за
различные части тела. В течение первого месяца обучения с поддержками
применяются три вида упражнений - покачивания, проводки и погружения. Во
время выполнения упражнений нужно поливать голову ребенка теплой водой
из лейки: это учит его задерживать дыхание и побуждает двигаться в воде.
Основными упражнениями, выполняемыми на 1-м этапе обучения, являются:
- окунание в воду несколько раз до подбородка, держа ребенка под мышки и
за верхнюю часть грудной клетки (рис. 83);
Рис 83, 84. Поддержка под мышки и - поддержки в вертикальном по- «солдатиком» ложении (в течение 1 мин): левая
-покачивания в воде в поло жении на спине, используя под держку «солдатиком». Покачи вания осуществляются переводом ребенка из горизонтального положения в полувертикальное и обратно - сначала медленно, затем все быстрее (2-3 мин). Для поддержки «солдатиком» левая ладонь подводится под затылок, а правая обхватывает область таза ребенка (рис. 84); -использование в качестве отдыха между упражнениями
Ладонь с разведенными четырь мя пальцами обхватывает грудь ребенка (он чуть заваливается на ладонь), большой палец поддерживает подбородок, а правая ла донь - затылок (рис. 85); - поддержка «двойным зам ком». Применяется в двух по зициях:
а)на спине: подвести обе ла- дони под спину малыша и большими пальцами рук, как замком, обхватить сверху плечи ребенка (рис. 86). В таком по ложении выполнять боковые покачивания вправо-влево
Проводка от одного конца ванны до другого и обратно в положении на спине, а затем (на последнем занятии) на груди, применяя поддержку «сол датиком» и «двойным замком». Чередовать прямые проводки на груди и на спине.
Покачивания и проводки выполняются на 1-5-м занятиях, постепенно увеличивая продолжительность каждого упражнения в положениях на груди и на спине - до 5 мин; после этого ребенкудается отдых в вертикальном положении в течение 1 мин.
На последующих занятиях проводки усложняются: выполня ются на поверхности воды по кругу, восьмеркой, зигзагами, одно временно с покачиваниями («винтом»).
После 10-го занятия, усложнив прямую проводку, проверяетсяналичие у ребенка «толчкового рефлекса», который поможет ему активно скользить по воде. Упражнение выполняется в «чепчике русалки», поддерживающем лицо ребенка над водой для дыхания. Для этого необходимо довести ребенка в положении на спине (рис. 87) (а позднее на груди), до правой стенки ванны, повернуть его, при близив пятки к самому бортику ванны, и до отказа согнуть его ноги
в коленных и тазобедренных суставах; затем установить пятки на стенку ванны и на несколько секунд прекратить свое усилие. Ребенок должен сам оттолк нуться от стенки ванны и слегка проскользить по поверхности воды. Затем рекомендуется вы полнить проводку к левой стен ке ванны и повторить те же действия, но в обратную сторону.
Такие проводки с поворотами выполняются в течение 2-3 мин, затем ребенку дается отдых в течение 1 мин и упражнение повто ряется. За одно занятие надо выполнить 2-3 серии таких упражне ний, чередуя их с прямыми проводками, по кругу и восьмеркой. Если в течение недели ребенок не начнет отталкиваться от стенки ванны, выполнение упражнения придется прекратить.
С 15-16-го занятия проводку
в положении на спине выполня ют с поддержкой «ложкой»: ре бенок лежит на спине, а взрос лый, сложив ладонь в форме ложки, поддерживает его заты лок (рис. 88). Через некоторое время можно попробовать под держивать голову ребенка раз веденными пальцами, затем 2-3 пальцами.
Начиная с 12-го занятия, усложняются проводки в положении на груди - с поддержкой «дугой». Взрослый, сомкнув 4 пальца ле вой руки, отводит в сторону большой палец и на образовавшийся изгиб («дугу») укладывает и слегка приподнимает подбородок ре бенка.
Начиная с 16-го занятия, постепенно увеличивается продолжи тельность проводки ребенка в положении на спине или на груди, и к 25-му занятию она достигает 4 мин.
Для стимулирования активных плавательных движений ногами и руками, а также для развития врожденной способности к за держке дыхания с 20-го занятия начинается подготовка к погружению, т.е. кратковременному окунанию с головой в воду. Для этого во время проводки на груди с поддержкой «дугой» нужно погру зить в воду лицо ребенка до уровня носа. На 23-25-м занятиях,
|
поддерживая ребенка в верти кальном положении, громко со считать: «Раз, два, три - ны ряй!» - и после этого погрузить ребенка в воду несколько раз (до уровня носа, затем до уровня глаз). В течение одного занятия можно выполнить 5-6 погруже ний (рис. 89).
На этом программа 1-го этапа обучения заканчивается.
На 1-м этапе нужно придер живаться следующих методиче ских рекомендаций:
При горизонтальных про водках ребенок должен отдыхать в вертикальном положении;
- следить, чтобы ребенок во время проводки принимал строго горизонтальное положение и был полностью погружен в воду;
- не увеличивать рекомендованное число упражнений;
- не погружать ребенка в воду из положения на спине и не окунать в воду плачущего ребенка;
По окончании 1 -го этапа показать ребенка детскому врачу.2-й этап. Срок обучения - около 2 месяцев (40-50 занятий).
Продолжительность пребывания ребенка в воде постепенно увеличивается до 40-45 мин; температура воды снижается с 34 до 32°С (каждые 2-3 дня на 0,5°С).
Перед занятием в ванне рекомендуется сделать ребенку легкиймассаж и выполнить с ним несколько упражнений (движения но гами типа «велосипед», кролем и брассом; поочередные движенияпрямыми руками вверх-вниз, в стороны-вниз).
Задачами 2-го этапа обучения являются:
Обучение ребенка самостоятельно держаться на воде в положении на спине 2-3 мин;
сохранение в течение 2 мин горизонтального положения тела при беспрерывной проводке на груди с поддержкой одной рукой;
погружение в воду на 5 с (3 раза в течение 1 мин) с помощью взрослого.
На 2-м этапе осваиваются несколько новых способов поддержки.
Поддержка «ковшом» - ребенок лежит на груди на разведенных пальцах правой руки взрослого; подбородок придерживается предплечьрм (рис. 90).
Поддержка «обхватом сза ди» - ребенок находится в вер тикальном (рис. 91) или в гори зонтальном (рис. 92) положении; взрослый обхватывает егодвумя руками под мышками так, чтобы большие пальцы располагались на лопатках, а остальные на груди.
Основными упражнениями первого месяца занятий являют ся проводки, погружения и скольжения. Особенностью данного этапа является сведение к минимуму поддержки малыша в воде и постепенное увеличе ние времени самостоятельного плавания (до 5,10,15 с). Провод ки на спине чередуются с проводками на груди, используя поддержки «дугой» и «ковшом». Скольжение также выполня ется в двух вариантах - на груди и на спине. Для выполнения скольжения на спине следует выполнить 2-3 проводки вобычном темпе, затем ускорить проводку и, когда пятки ребен ка коснутся стенки ванны, на несколько секунд убрать руку - ребенок самостоятельно про двинется в обратном направлении по поверхности воды. Длявыполнения скольжения на гру ди, при поддержке «ожерельем русалки» (приспособление из кусочков пенопласта, одеваемое на подбородок для поддержки го ловы на поверхности воды) или руками, выполняются ускоренная проводка и толчок (рис. 93). Проводки со скольжением необходимо чередовать с короткими погружениями в воду. Продолжительность погружений - та же, что и на 1-м этапе, но глубину погружения можно увеличить, чтобы голова полностью находилась под водой.
От занятия к занятию увеличивается продолжительность самостоятельного плавания ре бенка (до 30 с и более). Надоследить, чтобы ребенок сохра нял горизонтальное положение в воде. Для поддержки ребенка на спине можно воспользо ваться подвесками (вожжами). Периодически (на 5-10 с) мож но ослаблять натяжение подве сок, и ребенок постепенно привыкнет самостоятельно держаться на воде.
На 2-м этапе обучения определяется наиболее удобный вариант движений малыша. Для этого выполняются следующие упражне ния в воде. В положении на спине (в «чепчике русалки») обхватить стопы ребенка: на 1-3-м занятиях попеременно сгибать и выпрямлять ноги ребенка в коленных суставах («велосипед»); на 4-6-м занятиях выполнять попеременные движения свободно вытяну тыми ногами ребенка (кроль); на 7-9-м занятиях одновременносгибать ноги ребенка в коленных суставах, разводить колени в сто роны, выпрямлять ноги и смыкать их (брасс). Эти же упражнения осваиваются и в положении на груди. В каждое занятие рекомен дуется включать однотипные движения ногами, выполняемые в положении на спине и на груди. На каждом последующем занятии увеличивается количество движений ногами.
На последних 4-5 занятиях погружения в положении на груди несколько усложняются и выполняются в сочетании с проводкой и скольжением. Поддерживая ребенка на поверхности правой рукой «ковшом», левой мягко надавливать на его спину и плечи, погружая с головой в воду и одновременно продвигая вперед. Выпол няя погружение, надо обязательно давать команду: «Раз, два, три - ныряй!» При многократном повторении такой команды у ребенка вырабатывается условный рефлекс и, услышав ее, он самостоятельно сможет погрузиться в воду, в чем и заключается конечная цель выполнения данных упражнений.
3-й этап. Срок обучения - примерно 2 месяца (50-60 занятий). Основное внимание уделяется упражнениям для активизации движений ногами, но выполнять их следует только одним (избранным на предыдущем занятии) способом - до тех пор, пока ребенок не начнет движения ногами самостоятельно.
Важными задачами данного этапа также являются:
активизация движений ру ками;
Освоение упражнения «качели»: поддерживая ребенка в положении на груди над самой по верхностью воды двумя руками (одной - под подбородок «дугой», ладонью другой - область таза или бедер обхватом снизу), 2 раза раскачать малыша из сто роны в сторону, а на третий погрузить в воду и 4-5 раз подряд про вести его от одной стенки ванны до другой (рис. 94).
В начале 3-го этапа при выполнении упражнений на спине и нагруди используются также поддерживающие средства, как «чеп чик русалки» и «пояс Нептуна» (надувная резиновая подушка,прикрепляемая к пояснице ребенка при плавании на груди). К концу этапа применение поддерживающих средств должно быть доведено до минимума.
Для того, чтобы научить ребенка выполнять движения на спи не, взрослый одевает ему «чепчик русалки», берет в руки его стопы и выполняет упражнения сериями по 3 мин (с интервалами отдыха 1 мин). На следующем занятии можно не надевать «чепчик», а поддерживать голову пальцами; на 3-м занятии можно попробо вать обойтись без поддержек
В положении на груди уп- ражнения выполняются так же, как и на спине, но для поддержки используется «пояс Нептуна» (рис. 95). К серединеобучения на 3-м этапе «пояс Нептуна» рекомендуется наду вать примерно на две трети, за тем наполовину.
С 8-10-го занятия упражне ния для активизации движений ногами можно чередовать с движе ниями руками. Для этого, поддерживая ребенка за руки в положе нии лежа на спине, выполнять движения руками, как при плава нии кролем на спине; затем в положении на груди - движения ру ками, как при плавании кролем на груди и брассом. После 20-30 движений надо дать ребенку отдохнуть 15-20 с и снова повторить серию движений. В течение одного занятия рекомендуется выпол нить 4-8 серий.
С целью повышения активности ребенка можно использовать его любимые игрушки. Ребенку показывают игрушку и постепенно отводят ее к противоположной стенке ванны. Ребенку придет ся тянуться за игрушкой, выполняя движения ногами.
На 3-м этапе детей грудного возраста также обучают нырянию в усложненных условиях. Ребенок находится в положении на спине; мягко касаясь ладонью его груди, взрослый погружает малыша в воду под привычную для него команду: «Раз, два, три - ныряй!»Затем то же выполняется во время прямой проводки в положении на спине. В том и другом случае погружать ребенка следует не бо лее чем на 4-5 с.
4-й этап. Срок обучения - 2,5-3 месяца (50-60 занятий). На каждом занятии 15 мин рекомендуется отводить активному отды ху в воде (играм, ходьбе по дну ванны).
Задачами 4-го этапа обучения являются:
обучение ребенка плаванию на спине в течение 10 мин, само стоятельно выполняя движения ногами или руками;
плавание на груди в течение 5 мин (можно с легкой поддерж кой), самостоятельно выполняя движения ногами или руками;
самостоятельное, по команде обучающего, погружение в воду и выныривание на поверхность.
|
Рис. 96. Ходьбапо
дну ванны
с опорой орейку
Ходьбе по дну ванны отво дится по 4-5 мин в начале и в конце занятия. Когда ребенок стоит в ванне, вода должна до ходить ему до уровня плеч. Сверху поперек ванны кладет ся и слегка придерживается гладко выструганная реечка, закоторую малыш сможет уце питься. Многие дети ходят, держась за реечку, которую пе редвигает взрослый (рис. 96).
Для подготовки ребенка к самостоятельному плаванию его поддерживают кончиками разведенных пальцев под грудь
и живот, слегка толкают вперед и тут же убирают пальцы. Ребенок начинает самостоятельно выполнять движения ногами или руками. Вначале ребенка оставляют без поддержки не больше чем на 2-3 с, затем постепенно увеличивают продолжительность само стоятельного плавания до нескольких минут.
Для активизации малыша, так же, как и на 3-м этапе обучения, используют его любимые игрушки.
Плаванию на спине на 4-м этапе уделяется несколько меньше времени, чем на 3-м: примерно 15-20 мин на каждом занятии от водится совершенствованию умения ребенка держаться на воде. Можно оставлять малыша без поддержки в положении на спине на 10-15 миН. В течение этого времени постоянно следует побуждать ребенка к движениям: подталкивать его для скольжения и помо гать ему выполнять движения ногами и руками.
Плавание на спине можно использовать не на каждом занятии, 2-3 раза в неделю. На других занятиях рекомендуется совершенст вовать движения ногами, помогать ребенку выполнять уже извест ные ему упражнения, но в более быстром темпе. Подобными уп ражнениями надо заниматься в течение 8-10 мин. Кроме того, на этом этапе совершенствуются изученные ранее гребковые движе ния руками.
Упражнения с погружениями в воду можно повторять по 3-4 раза в первой и во второй половине занятия. Продолжительность каждого погружения прежняя - 4-5 с (с интервалами отдыха 15-20 с). Надо постараться научить ребенка самостоятельно выныривать из воды.
После каждого упражнения, выполняемого в горизонтальном положении, надо давать ребенку отдых в вертикальном положении.
В программу занятий 4-го этапа включаются игры и упражнения, основанные на проявляющейся в этом возрасте способности к подражанию. Покажите ребенку гребки руками и попросите егосделать то же - и так 10-2 раз в течение занятия. Подражательные способности ребенка можно использовать для того, чтобы научить его самостоятельно погружаться в воду.
5-й этап. Срок обучения - 3-4 месяца (до тех пор, пока домаш няя ванна не станет мала для плавания). Затем можно перейти к занятиям (с разрешения детского врача) в плавательном бассейне при поликлинике.
Занятия рекомендуется проводить не реже 5 раз в неделю. Про должительного каждого занятия - 50-60 мин. Температуру воды разрешается постепенно снизить до 29-30°С.
Задачами 5-го этапа являются:
обучение ребенка самостоятельно держаться на воде в положении на спине в течение 10 мин (при этом он должен активно рабо тать ногами);
Самостоятельное плавание в положении на груди в течение 5 мин;
по команде обучающего самостоятельное погружение в воду (3 раза в течение 3 мин) и доставание игрушек со дна бассейна.
В каждое занятие включаются плавание в положение на груди,самостоятельное плавание на спине, погружение в воду с самосто ятельным выныриванием, разнообразные игры. Усложняются упражнения, основанные на подражании. Ребенка обучают дыханию(выдохи на поверхность воды). Повторяя с ребенком уже известные ему движения ногами и руками, надо стараться, чтобы они становились более симметричными, плавными, мягкими. Выполняя с малышом движения руками, надо следить, чтобы он погру жал их в воду с ускорением, чтобы гребки руками имели достаточ ную амплитуду и руки быстрее возвращались в исходное положение. Движения ногами тоже должны иметь достаточную амплитуду и выполняться ритмично.
Следует отметить, что разделение периода обучения детей груд ного возраста на этапы носит условный характер; продолжитель ность каждого этапа может быть увеличена в зависимости от инди видуальных особенностей ребенка. Надо помнить о том, что главная цель занятий плаванием с детьми первого года жизни - закаливание и укрепление здоровья. Поэтому важно соблюдать основ ные принципы закаливания: систематичность и постепенность.
Контрольные вопросы и задания
1. Перечислите основные задачи, которые решаются на занятиях плаванием с детьми грудного возраста.
2. В каких условиях проводятся занятия плаванием с малышами (гигиенические требования к воде, температурный режим, время проведения занятий, их продолжительность) ?
3. Расскажите о методике проведения занятий плаванием с деть ми грудного возраста.
4. Перечислите основные поддерживающие средства, используемые на занятиях плаванием с малышами.
5. Назовите этапы обучения плаванию детей первого года жизни (задачи, продолжительность, основные средства и методы).
1.
Осокина
Т.И., Тимофеева Е.А., Богина Т.Л. Обучение плаванию
в детском саду. - М.: Просвещение, 1991, с. 35-38
2. Фирсов З.П. Плавание для всех. - М.: ФиС, 1983.
Грудничковое плавание приобретает все большую популярность в наше время. Родители сами учат детей плавать с рождения дома в ванне с поддерживающим кругом или доверяют это инструктору в бассейне. Для кого-то это просто модно и интересно. Если же основательно изучить данный вопрос, можно убедиться, насколько полезно плавание в столь раннем возрасте.
Следует сразу заметить, что новорожденные дети уже умеют плавать. В этом нет ничего удивительного – целых 9 месяцев ребенок жил в водной стихии в материнской утробе. После рождения еще около 3 месяцев он сохраняет способность инстинктивно задерживать дыхание под водой, к четвертому месяцу эта способность постепенно утрачивается.
Вода - естественная стихия малышей, поэтому введение купания в первые месяцы жизни может оказаться замечательной развивающей и физической нагрузкой для ребенка
Плавание для грудничков как повсеместная практика было предложено еще в 60-х годах 20 века. Среди современных педиатров все больше специалистов признают этот метод и говорят о его несомненной пользе:
Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !
Некоторые родители считают, что лишь опытный инструктор в бассейне, специализирующийся на грудничковом плавании, может проводить обучение. На самом деле, все не так сложно. Посмотрим, чему следует уделить внимание при подготовке.
У многих родителей возникают сомнения и страхи по поводу ныряния. Известный педиатр Евгений Комаровский, который положительно высказывается о грудничковом плавании и водных процедурах для новорожденных, к нырянию также относится хорошо. Он утверждает, что ныряние очень полезно и не опасно, однако, если у родителей присутствует страх, от ныряния лучше отказаться или повременить.
Необходимо правильно выбрать время для занятий. Не стоит это делать, когда малыш голоден, или сразу после кормления; лучше подождать час, чтобы молоко усвоилось. Также ребенок должен быть хорошо выспавшимся и бодрым.
Маме стоит подумать и о своем удобстве. Чтобы не затекла спина и плечи, лучше сесть возле ванны, а на пол постелить резиновый коврик во избежание скольжения. Хорошо заранее приготовить чистую пеленку. Когда процедуры будут окончены, ею можно будет вытереть малыша и в ней же отнести его в комнату. Хотя отнести можно и голышом – это будет дополнительным закаливанием.
Когда ванна или мини-бассейн наполнены водой, можно начинать знакомство ребенка с водой с осторожного касания сначала одной ручкой или обеими. Затем можно намочить ступни, полностью ножки и постепенно – все тело. Погружать ребенка в воду следует в вертикальном положении. При этом с ним нужно постоянно разговаривать и улыбаться.
Маме необходимо опробовать оба вида поддержек, применяемых в грудничковом плавании: под подбородок и под затылок. Когда малыш лежит на воде животиком, мама поддерживает его голову так, чтобы подбородок лежал на ее ладони. Если ребенок лежит на спине, маме нужно поддерживать его затылок. Можно выбрать любое положение, которое больше понравится малышу, или использовать оба по очереди. Можно также попробовать плавание с плавательным кругом. После того, как домашние занятия хорошо освоены, рекомендуется переходить в большой бассейн.
Если мама занимается с малышом только на дому, это вовсе не значит, что ребенку будет неинтересно в условиях обыкновенной ванны, а не большого бассейна. Чтобы свести на нет риск и обеспечить себе спокойствие, можно приобрести или шапочку с пенопластом, которые позволят малышу держаться на воде самостоятельно. Использование круга и освободит по большей части мамины руки, и движения ребенка сделает более раскованными.
Методика включает в себя следующие упражнения:
С такими несложными занятиями справится любая мама. Чтобы было понятнее, как выглядят упражнения на практике, можно посмотреть видео-уроки с инструктором в бассейне.
Несмотря на то, что грудничковое плавание очень полезно и любимо детьми, оно тоже может иметь противопоказания. Чтобы их выявить, нужно обратиться к педиатру: если он не найдет никаких запрещающих факторов и не выскажется против, можно смело начинать водные занятия с малышом.
Очень важен и позитивный настрой. Если ребенок не хочет плавать и нырять, ни в коем случае нельзя настаивать и заставлять его. Такие действия родителей могут запросто травмировать детскую психику.
Какие нарушения в развитии могут препятствовать плаванию грудничка:
Как видим, противопоказаний к грудничковому плаванию не так много, и они не являются распространенными среди новорожденных. Большинству же детей плавание показано. Кроме большой пользы, оно дает малышам множество положительных эмоций, поскольку вода изначально является для них родной стихией. Такие детки физически здоровее и лучше адаптируются к разным социальным условиям, а физическое и духовное здоровье ребенка заботит каждую маму.