Библия нередко говорит о том, как важна радость и благодарность Богу для духовного роста человека.
«Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков». Первое послание к Тимофею, глава 2, стих 1
«Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе». Первое послание к Фессалоникийцам, глава 5, стихи 16-18
«Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих. Господом будет хвалиться душа моя; услышат кроткие и возвеселятся. Величайте Господа со мною, и превознесем имя Его вместе». Псалом 33, стихи 1-4
«Хвалите Бога во святыне Его, хвалите Его на тверди силы Его. Хвалите Его по могуществу Его, хвалите Его по множеству величия Его. Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях. Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе. Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных. Все дышащее да хвалит Господа! Аллилуия». Псалом 150
Обращаться ко Господу через молитву , торжественную хвалебную песню – древняя православная традиция . Акафист – это один из многих различных видов церковных гимнов . Дошедшее к нам из Греции слово “Ο Ακάθιστος Ύμνος ” происходит от местного слова “akathistos “, где а – это отрицание , а kathizo – сидеть . Его также называют “неседальным гимном “, потому что исполнять его принято стоя .
В греческой литературе средних веков мы часто можем встретить упоминание акафиста . Этот жанр известен с ранних Византийских времен . Позднее из Греции традиция пения этой молитвы перешла в страны Восточной Европы . Это отразилось и в литературе, и в исторических трудах . Самым первым гимном , дошедшим до современности , стал великий акафист Пресвятой Богородице , он был написан после чудесного освобождения Константинополя от нападения врагов . Этот великий акафист предположительно относится к 626 году (времена правления императора Ираклия ). Многие гимнографы называют и более ранние сроки . Считается, что над молитвой работали сразу несколько гимнографов . В те дни Патриарх Сергий , проносил на руках икону Пресвятой Богородицы вдоль городских стен , и умолял Бога о защите от войск персов и скифов , которые осаждали Константинополь . Люди просили Господа о заступничестве в храмах , умоляя спасти их дома и родной город .
Император считал Богородицу Покровительницей и заступницей столицы после чудесного спасения города . Первое время праздник акафиста совершали в Константинополе именно в том храме (Влахернский храм ), где хранились святыни : чудотворная икона Богородицы и Ее риза , а также пояс. Позднее праздник стала отмечать вся Восточная Церковь .
Христианские поэты составили подражания этому акафисту , а в российской традиции Православия такие гимны принято писать каждому святому , которого Церковь начинает прославлять . В рассказе А .П . Чехова “Святою ночью ” можно встретить художественный рассказ о том , как люди сочиняли акафист Богородице . Подобные молитвы продолжили традицию жанра .
Великий акафист Богородице стал образцом хвалебной песни . Обычно хвалебную песню пишет акафистограф – православный поэт –христианин . Сейчас есть не только классические акафисты , которые мы могли встретить в древности , поэтому акафист стал отдельным особым жанром хвалебной песни Иисусу Христу , Богородице , святому , а иногда и церковному празднику .
В России акафист , особый вид молитвы , появился около 916 –го года . Первый русский гимн посвящался святому Сергию Радонежскому.
Во времена гонений на Церковь жанр торжественной молитвы был в расцвете. Именно в это время было написано много новых акафистов, потому что в пении акафиста не участвовал церковный хор, он читался келейно, без священника. Верующие могли молиться дома. Новые акафисты пишутся и сейчас. Существует около 1800 хвалебных песен на разных языках мира. Зачастую остаются неизвестными авторы музыки акафиста, так как многие распевы рождались в народе.
Хвалебная песня Пресвятой Богородице , который называют “великим акафистом ” и считают образцом хвалебной песни, состоит из 25 строф . Это – 13 кондаков и 12 икосов . Икосы принято начинать с греческих букв . Этот акафист поют в богослужебное последование Утрени . Текст акафиста содержится в нескольких книгах , но считается , что изначально он появился в Триоди Постной . Его поют только один раз в году . Субботу пятой седмицы Великого Поста именно поэтому называют “Похвала Богородице ” или “Суббота акафиста “.
Существует около 30 различных редакций акафиста . В нашей стране широко известен не афонский вариант акафиста начала XIV столетия (старца по имени Иоанн ), а киевская версия 1627 года . Эту версию молитвы составил архимандрит Плетенецкий (Елисей ), автор перевода “Триоди постной ” О том , что греческие гимны были известны еще отечественным монахам XV века , говорит книга “Канонник ” Кирилла Белозерского , которая вышла в 1407 году .
В синксаре субботы 5 –ой седмицы Великого Поста отмечается , что праздник установлен в честь отступления захватчиков от Констинополя , которое свершилось по молитвам Пресвятой Богородицы . Жители Константинополя считали Богородицу своей заступницей . Но содержание и структура торжественного богослужения не привязано к тем или иным победам на военном поприще . Лейтмотив акафиста – это важные для верующих праздники Благовещение Пресвятой Богородицы и Воплощение Сына Божия .
Православная Церковь читает этот акафист для утверждения кающихся в надежде на Заступницу Небесную . Богородица избавляла людей от видимых врагов во времена императора Ираклия и верующие уповают на помощь в избавлении от врага невидимого , поэтому противоречия в истории создания акафиста Пресвятой Богородице и его современном понимании нет .
Акафист обязательно состоит из кондаков и икосов . Это 25 песен , они соответствуют порядку букв греческого алфавита . Молитва состоит из тринадцати хвалебных песен , кондаков и двенадцати пространных песней , которые называют “икос “. Каждая группа произведений объясняет смысл праздника , которому посвящен акафист .
Икосы принято заканчивать на слове “радуйся ” а кондаки на воспевании “Аллилуйя ”, которое означает “хвалите Бога “. Икос , который читают после кондака обычно делят на две части . Читать икосы без кондаков не принято .
Акафист напоминает классический кондак по своему составу . Такие кондаки обязательно имеют двадцать строфы : двенадцать из них более краткие , с восхвалением “аллилуйя ” и двенадцать длинных , которые соответствуют первому припеву кондака . Но , в отличие от кондака классического типа , акафист ставит перед собой, как первостепенную, задачу восхваления . От древних кондаков акафисты также отличают хайретизмы . Хайертизмы – это восхваления которые , начинаются со слова “Радуйся!” . Первое слово в краткой вводной фразе икоса – тоже “Радуйся “. Тринадцатый кондак читается три раза с обращением к тому , кому он посвящен , после него обязательно повторяется первый икос , затем опять читается первый кондак .
Акафист можно читать сразу после утреннего или вечернего правила . В этом случае начальные молитвы обычно не читают , можно читать акафист уже после чтения молитв до конечной молитвы “Достойно есть “. Чаще всего акафист читают келейно, когда человек остается наедине с Богом. И келейная и соборная молитва упоминаются в Библии. Но и при домашней молитве важно соблюдать богослужебный устав. Хвалебная песнь имеет четкую структуру, потому что даже в келейной молитве верующему, особенно тому, кто недавно пришел в Церковь, бывает тяжело сформулировать обращение к Господу. Многие обращаются к Богу и святым Его в житейских нуждах, но не каждое прошение угодно Богу и не каждая житейская просьба способствует спасению души. Поэтому существуют акафисты, посвященные житейским проблемам, с которыми сталкиваются верующие люди.
О защите в трудных ситуациях просят Пресвятую Богородицу. Читать акафист принято в субботу, на пятой неделе Великого поста.
Акафист читается в воспоминание Страстей Спасителя и память Пресвятой Богородицы.
Акафист святой Великомученице Екатерине читают девушки, желающие вступить в брак.
Акафист святым Первоверховным Апостолам Петру и Павлу читают с просьбой об умножении веры.
Акафист Святителю Митрофану, Воронежскому Чудотворцу читают о жизненном устройстве детей.
Акафист святой Великомученице Анастасии Узорешительнице читают для освобождения от зависимостей и плена.
Акафист святому чудотворцу Иоанну Воину читают в поиске защиты от обидчиков.
Читать акафист советуют утром, до принятия пищи. Обычно это делается вслух, слова хвалебного пения верующий пропускает через свое сердце. Текст молитвы лучше запомнится, если читать его каждый день. Обращаться к Господу можно не только после утренней или вечерней молитвы, акафисты читают в любой момент, когда этого требует душа (Непрестанно молитесь – 1Фесс.5:17). По молитвам Богородице и святым не раз случались чудеса, а Господь посылал утешение страждущим. Пишется много новых акафистов, не все из них успели получить церковное благословение и являются каноническими текстами. Их рассматривает специально созданная богослужебная комиссия. Если такой акафист верующий хочет читать в домашней молитве, можно обратиться за благословением к своему духовнику.
Торжественные хвалебные песни читают и в благодарность Господу и святым, нашим заступникам на Небесах. Мы также собрали для вас небольшую видео-коллекцию акафистов и наши лучшие материалы о церковных гимнах.
Акафист
26.04.2018 Обновлён файл акафиста Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой "Трех радостей", исправлено несколько опечаток.Сегодня в православной Церкви много святых образов, почитаемых верянами. Каждый из них заслуживает особое место в жизни каждого верующего человека. Особое почитаемое место среди православных занимает образ прп. Силуана Афонского.
Этого и не удивительно. Ведь если прийти к его иконе с мощами с искренней верой в душе и прочитать акафист преподобному Силуану Афонскому, то святой поможет избавиться от грехов и людских злых помыслов.
Преподобный Силуан в жизни имел имя Семен. Он родился в 1866 году в семье тамбовского крестьянина. При мирской жизни он ввел достаточно разгульный образ жизни. Пил, курил и т.д., но неся в сердце глубокую веру, …
Гимн настоящей добродетели. Именно так можно назвать акафист Симеону Верхотурскому. Его природная чистота и праведное смирение даруют каждому, кто изрекает эту молитву, избавление и незыблемую веру, которые и открывают дорогу к вечной жизни.
История создания песни – это история жизни святого. Родившись в семье русских дворян, он покинул все материальные блага и выбрал жизнь отшельника. Бродил по окрестностям и помогал самым разным людям, несмотря на их происхождение и социальный статус.
Особенно он воздавал помощь ново-просвещённым жителям Сибири, так как и сам был странником и жил в самом уединённом месте дремучей тайги.
Он никогда не знал праздности …
Акафист Святым Петру и Февронии помогает наладить личную жизнь, прекратить скандалы и выяснения отношений между супругами, возродить любовь. Потому, что в христианстве они считаются покровителями брака и семьи. Их брак – пример настоящего христианского супружества.
За некоторое время до своего вступления на престол Петр заболел проказой и ни один лекарь не мог его вылечить. Во сне ему явилось видение, что исцелить его сможет девушка Феврония, дочь древолазца.
Она была умной, доброй и благочестивой девушкой. Дикие животные слушались ее. Она могла лечить разные недуги, так как знала свойства различных трав. В обмен на свое исцеление князь …
Святому Трифону акафист читается в различных жизненных ситуациях, для исцеления, защиты урожая, от голода и стихийных бедствий. Необходимо помнить о том, что всякая молитва должна исходить от чистого сердца. Тогда помощь Господа и Его угодников сойдет с Небес для каждого просящего.
Родился святой Трифон в селении Кампсада. Он был одарен Богом силой исцеления болезней и изгнанием бесов. Как-то жители его поселения страдали от голода. Вредные насекомые истребляли злаки и сметали все на полях. Благодаря молитве, Тихон заставил их покинуть край и спас жителей от голода.
Известность ему принесло изгнание беса, который был в середине …
При царствовании императоров Диоклитиана и Максимилиана христиане испытывали гонения. В городе Едессе были схвачены два друга: Самон и Гурий. Они были проповедниками слова Божьего. Им было приказано принести жертву богам, но они отвергли данное предложение, толку это верой в Господа.
В ответ на это их подвергли пыткам и издевательствам: бросали в темницу, вешали к дереву за руки, а на ноги …
Родился Сергий Радонежский в семье бояр. Но их стиль жизни не был приближен к вельможному, а скорее к крестьянскому. Есть сведения, что он знал, как обращаться с конями. Родители его были справедливыми и почтенными людьми.
Также отмечено, что очень религиозны. Старались всегда помогать нуждающимся и странникам. 3 мая у них родился сын, которого нарекли Варфоломеем. Это им еще с ранних лет оставило на нем след. Науки давались ему с особым трудом. Сколько бы он не прикладывал усилий, а результата не было. Но отличительной чертой мальчика было то, что он постоянно очень добросовестно выполнял любое дело, за которое брался.
Поистине велика роль святого в развитии православного духовенства. Ведь именно он стал одним из первых, кто открыл православному народу его смысл в знаниях и деяниях. И каждый акафист святителю Тихону – это молитва о спасении души и все целом исцелении.
Стремление жить в духовном мире пришло к нему ещё в детстве, в юности он много учился, полностью посвящая себя церковному делу, а потом, став учителем в духовной семинарии, дарил свои знании детям, которые его очень любили и уважали.
Нелегка была жизнь святителя, ведь жил он в то время, когда настроения по поводу духовенства были достаточно разными, но …
Один из самых почитаемых святых как при жизни, так и после своего ухода, он в полной мере показал православному народу, что такое самопожертвование во имя Бога, настоящая христианская вера и праведная жизнь. Именно поэтому читать акафист Серафиму Саровскому– значит приблизиться к его подвигам, постепенно достигая совершенства и гармонии.
Поистине великой души человек, он шёл к Господу всю свою земную жизнь. И его путь был очень сложным. Ещё в детстве, спасённый Всевышним от смерти, Серафим решил, что его призвание – служение Великому. И далее, пробыв несколько лет послушником в Саровском монастыре, он становится отшельником, дабы через испытания …
По своей первоначальной сути это песнопение одно из самых величественных в православной культуре, так как главным ликом, к которому обращены все молитвы, есть сам Господь. Акафист Преображению Господа имеет огромную силу, в которой и заключено духовное начало каждого верующего человека, что сопровождает его на жизненном пути и дарует вечную веру.
В народе это песнопение, как правило, сопряжено с празднованием Преображения, которое по традиции принято ещё называть Яблочным или Вторым Спасом и отмечать 19 августа.
Это самая красивая и в то же время драматическая история взаимной любви и самопожертвования в истории православной культуры. Поэтому многие годы с таким огромным вдохновением исполняют акафист Петру и Февронии Муромским все те, кто хочет найти счастье в браке, потому что Святые – христианский образец преданности и верности.
Пётр и Феврония относились к разным социальным слоям общества: он – сын великого князя Муромского и наследник престола, она – обычная крестьянка, дочь пчеловода. А связала их страшная болезнь князя – проказа, излечиться от которой ему никто не был в силах помочь. И вот во сне он увидел …