Налоговые нарушения частных охранных предприятий. Как правильно вести учет для охранной организации. Организация питания работников

Оформление документов

Для начала немного сухой статистики о Забайкальском крае. Общая численность жителей края составляет около 1 миллиона человек.

Город краевого значения Забайкальского края - город Чита, численность населения около 350 000. На начало 2015 года на территории Забайкальского края зарегистрировано граждан в качестве частных охранников около 5800 человек, из них 4900 в городе Чита. На территории Забайкальского края числится около 8200 объектов физической и пультовой охраны, из них около 5700 объектов в городе Чита. На территории края лицензии на осуществление частной охранной деятельности выданы 146 юридическим лицам, из 110 находятся в городе Чита. Берем в руки калькулятор и погружаемся в волшебный мир цифр. На основании входных данных в среднем на 500 жителей Забайкальского края приходится 1 частный охранник. На 100 жителей краевого центра также приходится около одного частного охранника. Средняя статистическая численность охранных предприятий около 44 человек (она совершенно условная, так как не менее 5 охранных предприятий имеют численность более 100 человек личного состава, не менее 80% из них 6-го квалификационного разряда).

Средняя заработная плата частного охранника 4 разряда составляет 7000-9000 рублей в месяц, 5 разряда 9000-11000 рублей в месяц, 6 разряда 12000-16000 рублей в месяц. Заработные платы выше 20000 рублей в месяц –предел мечтаний охранников.

Стоимость охранных услуг на объекты физической охраны составляет от 40 (!) до 125 рублей за один человеко-час. Стоимость пультовой охраны составляет от 1500 рублей в месяц и выше, в зависимости от категории объекта, стоимости покрытия рисков, глубины ответственности и жадности заказчика.

Вернемся снова к калькулятору. Посчитаем, из каких компонентов состоит заработная плата частного охранника, и какие начисления и налоги с нее платит охранное предприятие, сколько выходит на руки сотрудникам при различных стоимостях договоров на физическую охрану. Возьмем гипотетические цифры и приступим. Предположим, что некая организация «А» заключает с ООО ЧОП «Б» договор на физическую охрану объекта силами двух охранников на круглосуточной основе, при условии обеспечения пропускного режима на предприятии. Стоимость договора составляет = 2 (человека)*24(часа)*30(суток)*40 (рублей/час)= 57600 рублей в месяц. Для обеспечения работы необходимо, что бы охрану осуществляли 6 человек по два в сутки с двумя сутками отдыха посуточно. Для удобства предполагаем, что предприятие платит налоги по упрощенной системе налогообложения 6% от оборота (хотя выгоднее будет платить доходы минус расходы / 15%, потому что, физическая охрана, очень расходное предприятие). Продолжаем расчеты. 57600 рубля-6% (налог УСН)=54144 рубля – 15 % (прибыль предприятия)=46022,4 рубля - 22% (пенсионный, соц.страх, мед.страх)=35897,47 рубля – 13% (подоходный налог)=31230,80 рублей. Теперь просто делим оставшуюся сумму на 6 человек и получаем очень «смешной» результат – 5205 рублей, которые получит каждый охранник при режиме работы сутки через двое, при нагрузке 120 часов в месяц. Такие выкладки многих руководителей охранных предприятий погружают в состояние депрессии, причем в основном в таком положении вещей они виноваты сами, так как, пытаясь сохранить объем работы предприятия принимают участие в демпинге, надеясь получить от заказчика в дальнейшем более выгодные контракты или оказывать ему сопутствующие услуги.

Многие руководители идут на явные нарушения налогового законодательства и уходят в тень, выплачивая своим сотрудникам серые заработные платы. Эта практика через некоторое время приносит свои плоды, когда при проверке налоговым органом, или на основании информации пенсионного фонда выявляются такие случаи и материалы передаются в Прокуратуру. Последствия прокурорской проверки знакомы всем - материалы вновь передаются в налоговую инспекцию, которая производит доначисление налогов и выставляет штрафные санкции. Но большее количество «серых» охранных предприятий прекращают деятельность перед проверкой, либо приостанавливают ее, замораживая предприятие. Один из способов ухода от налогов в последнее время стало открытие предприятий в других регионах Российской Федерации, при осуществлении деятельности в Забайкальском крае, что так же позволяет работать по «серым» схемам.

Государство, в какой то, мере лояльно относится к сфере частной охранной деятельности, применяя политику «мягкой руки» - плавно регулируя этот вид деятельности, путем постепенных и плавных изменений в 272- ФЗ «О частной детективной и охранной деятельности», полностью отдавая ценовую политику на откуп рыночным отношениям.Если посчитать экономику – в Забайкальском крае фискальные органы недополучают около 212 миллионов налоговых поступлений от данной отрасли, которые, при огромном дефиците бюджета Забайкальского края были бы совершенно не лишними для казны.

Некоторое количество организаций используют в своей деятельности, так называемый и пресловутый «С.А.В.О.К», что так же позволяет снизить затраты на привлечение охранных организаций. От этого страдают не только охранные предприятия, которые подвергаются критике со стороны органов государственной власти, которые считают их виновными во многих резонансных происшествиях (особенно при обеспечении охраны массовых мероприятий и как ни странно продуктовых супермаркетов), но и сами заказчики услуг таких сомнительных компаний, которым приходится выплачивать компенсации и нести уголовную и административную ответственность.

В настоящее время становится актуальным вопрос регулирования частной охранной деятельности со стороны органов государственной власти в более жестком формате.

Полагаю своевременным открытие региональных организаций «НСБ», которые могли бы стать не только отраслевыми профсоюзами, но и иметь возможность с помощью торгово-промышленных палат регионов и ФАС регулировать ценовую политику, особенно в разрезе 44-ФЗ «О государственных закупках». Необходимо обсуждать вопрос минимальных цен на оказание услуг по физической охране объектов совместно с ФАС, органами региональной власти, МВД, Общественной Палатой Забайкальского края, Торгово-Промышленной палатой Забайкальского края.

«НСБ» в данной ситуации может стать саморегулируемой организацией в сфере частной детективной и охранной деятельности. Аналогичные меры были предприняты со стороны Государства в строительной отрасли. После введения нового института СРО в строительстве, стало заметно меньше нарушений, и рынок строительных услуг стал более качественным и гибким.

Кроме этого считаю, что необходимо снова вернуться к обсуждению внесения изменений в 272-ФЗ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», которые касаются темы получения лицензий частными охранными организациями. В настоящее время для получения лицензии на частную охранную деятельность в заявлении достаточно указать один из семи видов охранных услуг (как правило, это физическая охрана) и для получения лицензии на частную охранную деятельность нет проблем. Получается, что при наличии уставного капитала в сумме 250 000 рублей и минимуме затрат можно создать охранную организацию и спокойно работать 3 года до плановой налоговой проверки, а потом так же легко закрыть охранное предприятие. Таких «фирм-однодневок» на рынке охранных услуг вполне достаточно. Если предусмотреть в 272-ФЗ требование получения лицензии по всем 7-ми видам деятельности и установить размер уставного капитала не менее 1 миллиона рублей, это будет вполне эффективной мерой по борьбе с такими «однодневками».

Рынок охранных услуг в настоящий момент нуждается в серьезной ревизии и проведении реформ на Федеральном уровне.

член Общественной палаты Забайкальского края

заместитель председателя РОО «Патриоты Забайкалья»

член координационного совета при УМВД России по

Забайкальскому краю

директор образовательной организации дополнительного

профессионального образования «Учебный Центр «Лидер»

Баранов Дмитрий Валентинович

Какужеотмечалось, наЧОПкакравноправныйхозяйствующийсубъектвполноймере распространяютсятребованиязаконодательстваоналогахисборах. Следовательно, всостав административного персонала охранного предприятия должны непременно входить бухгалтерские работникисо знаниемналогообложения. Смоментасозданияигосударственнойрегистрации охранное предприятие обязано (ст. 23 НК РФ):

Уплачивать законно установленные налоги;

Встатьнаучетвналоговыхорганах, еслитакаяобязанностьпредусмотренаНалоговым кодексом РФ;

Вестивустановленномпорядкеучетсвоихдоходов (расходов) иобъектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

Представлятьвналоговыйорганпоместуучетавустановленномпорядкеналоговые декларациипотемналогам, которыеониобязаныуплачивать, еслитакаяобязанность предусмотреназаконодательствомоналогахисборах, атакжебухгалтерскуюотчетностьв соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете";

Представлятьналоговым органам и их должностным лицамв случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

Выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательстваоналогахисборах, атакженепрепятствоватьзаконнойдеятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

Предоставлятьналоговомуорганунеобходимуюинформациюидокументывслучаяхи порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ;

В течение четырехлет обеспечивать сохранностьданныхбухгалтерскогоучета и других документов, необходимыхдляисчисленияиуплатыналогов, атакжедокументов, подтверждающихполученныедоходы (дляорганизаций - такжеипроизведенныерасходы) и уплаченные (удержанные) налоги;

Иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Такимобразом, значительноеколичествообязанностейсформированоотсылочным методом. Это означает, что исполнение той или иной обязанности налогоплательщика зависит не только от требований ст. 23 НК РФ, но и должно быть дополнительно предусмотрено особенной нормойзаконодательстваоналогахисборах. Поэтому, решаявопрособисполнении обязанностейналогоплательщика, управленческомуперсоналуЧОПанеобходимоизучитьи другиеразделызаконодательстваоналогахисборах, устанавливающиеконкретныеналогии сборы. Кроме того, перечень обязанностей налогоплательщика, установленный в ст. 23 НК РФ, не являетсяисчерпывающим. Следовательно, прирешениивопросов, связанныхсналоговыми обязанностями, такженеобходимоприниматьво вниманиедругиеразделыналогового законодательства. Рассмотримнекоторыеизперечисленныхобязанностейналогоплательщиков применительно к охранным предприятиям.

Обязанность уплачивать законно установленные налоги

При реализации данной обязанности необходимо учитывать следующее. Во-первых, обязательной уплате подлежаттолько законноустановленныеналоги исборы. Согласно ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если в нормативном акте определен круг его плательщиков, а также основные элементы налогообложения.

Согласно Налоговому кодексу РФ к элементам налогообложения относятся: - объект налогообложения;

Налоговая база;

Налоговый период;

Налоговая ставка;

Порядок исчисления налога;

Порядок и сроки уплаты налога.

Во-вторых, согласност. ст. 13 - 15 НК РФ насегодняшнийдень в РоссийскойФедерации установлено 14 налоговыхплатежейисборов, которыеразделяютсянафедеральные, региональные и местные. Какиеизнихобязаноуплачиватьохранноепредприятие, зависит отобъекта налогообложения, возникающего у ЧОПа в результате его хозяйственной деятельности. Согласноп. 1 ст. 38 НКРФобъектаминалогообложениямогутявлятьсяоперациипо реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную илифизическую характеристики, сналичиемкоторого уналогоплательщика законодательство о налогахи сборах связывает возникновениеобязанностипо уплатеналога. Каждыйналог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй НК РФ. Такимобразом, объектомналогообложенияявляетсяюридическийфакт, приналичии которогоухозяйствующегосубъектавозникаетобязанностьисчислитьиуплатить соответствующийналог. Поэтомуобязательнойуплатеподлежатлишьтеналоги, объект налогообложения которых возник в результате хозяйственной деятельности ЧОПа. Например, объектомналогообложенияпоНДСявляетсяреализациятоваров, работили услуг. Охранноепредприятиеосуществляетреализациюуслугпоохране. Следовательно, в деятельностиЧОПаформируетсяобъектналогообложенияпоНДСивозникаетобязанность исчислить и уплатить налог. Определениеналичияилиотсутствияобъектаналогообложения - обязанность налогоплательщика. Налоговыеорганылишьосуществляютконтрользаправильностью исчисленияналоговиопределенияобъектовналогообложения. ПоэтомуеслиЧОП самостоятельнонеопределилналичиеобъектаналогообложенияинеуплатилналог, топри проверкедеятельностиЧОПаналоговыеорганымогутвыявитьэтотобъект налогообложения и принять решение о начислении и взыскании соответствующего налога.

Обязанность встать на учет в налоговых органах

Частное охранное предприятие обязано встать на учет в налоговых органах по нескольким основаниям, перечень которых содержится в п. 1 ст. 83 НК РФ. Организация обязана встать на учет в налоговых органах:

1) по месту своего нахождения. Данноеоснованиеприменяетсяковсеморганизациям, внесеннымвЕГРЮЛ. Результат постановкинаучетподанномуоснованию - присвоениеидентификационногономера налогоплательщика (ИНН) и кода причины постановки на учет (КПП);

2) по месту нахождения обособленных подразделений организации. Постановканаучетосуществляетсявналоговоморгане, натерриторииобслуживания которогоохранноепредприятиеимеетобособленныеподразделения. Согласност. 11 НКРФ обособленным подразделением признается любое территориально обособленное от организации подразделение, по местунахождениякоторогооборудованыстационарные рабочиеместа. При этом признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отраженоилинеотраженоегосозданиевучредительныхилииныхорганизационно- распорядительныхдокументахорганизации, атакжеотполномочий, которыминаделяется указанноеподразделение. Рабочее место считается стационарным, если оносоздается насрок более одного месяца. Такимобразом, если охранноепредприятие, зарегистрированное, например, в Раменском районе Московской области, выставило посты охраны на срок более одного месяца на объекте, расположенном в Ленинском районе Московской области, то оно обязано встать на учет по месту нахожденияобособленногоподразделениявсоответствующемналоговоморганеЛенинского района Московской области;

3) поместунахожденияпринадлежащихейнедвижимогоимуществаитранспортных средств. Постановка на учет осуществляется в том налоговом органе, на территории обслуживания которогонаходитсяпринадлежащиеемунедвижимоеимуществоилизарегистрированы транспортные средства. Еслипервоеоснованиеприменяетсявотношениивсехорганизаций, товтороеитретье являются факультативными и в зависимости отконкретных условий деятельности ЧОПа могут к нему не применяться. Кромеданныхоснованийзаконодательствооналогахисборахможетпредусматривать и другие случаи постановки охранного предприятия на налоговый учет. Так, Налоговый кодекс РФ устанавливает обязанность в отношении определенной категории организаций встать на учет в качестве плательщиков НДС.

Обязанность вести учет доходов (расходов) и объектов налогообложения

Врамкахданнойобязанностиохранномупредприятию надлежитвести какбухгалтерский, такиналоговыйучет, атакжеотслеживатьиучитыватьфактыформированияобъектов налогообложения, предусмотренных нормативными актами, устанавливающими конкретные виды налоговых платежей.

Обязанность представлять в налоговый орган по месту учета налоговые декларации, а также бухгалтерскую отчетность

В рамках данной обязанности охранное предприятие предоставляет в налоговый орган:

Налоговыедекларацииииныеотчетныеналоговыедокументывпорядкеивсроки, предусмотренные законодательством о налогах и сборах;

Документыбухгалтерскойотчетности, предусмотренныезаконодательствомо бухгалтерском учете, в частности бухгалтерский баланс.

Обязанность выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей

При исполнении данной обязанности нужно учесть следующее. Во-первых, нарушениязаконодательстваоналогахисборахмогутбытьвыявлены налоговыми органами тольков процессе осуществленияими мероприятийналоговогоконтроля, таких как выездные и камеральные налоговые проверки. Во-вторых, подслужебнымиобязанностямидолжностныхлицналоговыхорганов подразумевается проведение ими мероприятий налогового контроля. Но нужно иметь в виду, что и вдругихслучаяхзапретнапрепятствованиезаконнойдеятельностиработниковналоговых органов сохраняет силу. Обязанность предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ Данная обязанность призвана обеспечить эффективность мероприятий налогового контроля. В частности, требования о предоставлении необходимой информации и документов имеют место при проведении камеральных или выездных налоговых проверок. Обязанность в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (расходы) и уплаченные (удержанные) налоги Охранноепредприятиеобязанообеспечитьсохранностьдокументации, являющейся основанием для исчисления и уплаты налоговых платежей, освобождения от их уплаты, атакже другойдокументации, имеющейзначениесточкизренияналоговогозаконодательства. В сохранности должны содержаться также документы бухгалтерского учета и отчетности. При этом следует помнить, что срок исковой давности для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения - три года.

Иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах

НалоговыйкодексРФидругиеактызаконодательстваоналогахисборахмогут предусматривать различные "дополнительные" обязанности налогоплательщиков. Например, ст. 23 НКРФ, устанавливает, чтоналогоплательщики, являющиеся организациями (ктаковымотноситсяиЧОП), обязанысообщатьвналоговыйорганпоместу своего учета:

Об открытии или закрытии счетов - в десятидневный срок;

Обо всехслучаях участияв российских и иностранных организациях - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

Обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, - в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;

О реорганизации - в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения.

Кинымобязанностямтакжеотноситсяобязанностьохранногопредприятияисполнять функции налогового агента в предусмотренных законодательством случаях и т.д. Перечисленныеобязанностидолжнынеукоснительнособлюдатьсяуправленческим персоналомЧОПа. Занарушениетребованийзаконодательстваоналогахисборахк ответственностиможетбыть привлеченонетолькоохранное предприятие, ноиегоотдельные должностные лица. Специфическийхарактердеятельностиохранныхпредприятийповлиялнавозникновение ряда особенностей в сфере налогообложения. Так, при исчислении и уплате отдельных налогов охранное предприятие должно учитывать такие моменты, как выдача работникам форменного обмундирования, страхование работников в обязательном и добровольном порядке, организацию профессиональной подготовки работников и т.д. Эти моментыимеютсущественное значениепри определенииналоговой базыпо налогам, начисляемым на фонд оплаты труда. Кроме того, охранное предприятие выполняет функции налогового агента. Согласно п. 1 ст. 24 НКРФналоговымиагентамипризнаютсялица, накоторыхвсоответствиисНалоговым кодексомРФвозложеныобязанностипоисчислению, удержаниюуналогоплательщикаи перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Системаналогообложенияохранныхпредприятийимеетидругиеособенности, которые будут подробно рассмотрены в следующих главах.

Статья: Охранные предприятия: бухгалтерский учет и налогообложение ("Консультант Бухгалтера", 2000, N 2)

Комментарии к статье

  • гость
    пишу квалификационную практику по бух учету,очень полезная информация.СПАСИБО БОЛЬШОЕ!!!

    еще:
    Вопрос: Организация обменяла квартиру, находящуюся на балансе (счет N 04), на другую квартиру меньшей стоимости по договору мены. Квартиры признаны равноценными (38 000 руб.), а балансовая стоимость квартиры - 59 000 руб. После обмена вторая квартира сдана в аренду работнику предприятия. Как правильно отразить в учете указанные выше операции? ("Консультант Бухгалтера", 2000, N 2)
    Вопрос: ...Предприятие по договору купли - продажи продает свою долю в ООО по стоимости, превышающей ее учетную стоимость. По условиям договора покупателем перечислен аванс, срок окончательного расчета обусловлен датой завершения регистрации соответствующих изменений в учредительных документах. Облагается ли данная операция НДС? ("Московский налоговый курьер", 2000, N 3)

  • (C) сайт. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.

    "Главбух". Приложение "Учет в сфере образования", 2006, N 4

    Проблему безопасности образовательная организация может решить одним из следующих способов: организовать собственное охранное подразделение, обратиться к специализированному частному агентству или же воспользоваться услугами вневедомственной охраны при МВД России.

    В этом материале мы расскажем о налоговых последствиях каждого из этих вариантов, а также о нюансах налогового учета охранных затрат организации.

    Охранное подразделение

    Пожалуй, собственную службу безопасности можно назвать тем роскошеством, которое требует значительных финансовых и трудовых затрат.

    Так, у охранного подразделения должен быть собственный устав. Причем его надо согласовать с местным отделением милиции. Таково требование ст. 14 Закона РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".

    Еще одна проблема - лицензия. Точнее, две лицензии: одна - позволяющая заниматься собственно охранной деятельностью, а вторая - покупать оружие и патроны. Милиция зачастую отказывает охранным подразделениям в таких лицензиях. Основанием для этого служит то, что якобы такие лицензии выдаются только специализированным охранным предприятиям.

    Примечание. Плата за лицензию является сбором. Поэтому ее следует списывать в налоговом учете в состав прочих расходов на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ.

    С первой лицензией выход довольно прост - получать ее вовсе не обязательно. Дело в том, что такие лицензии обязательны только для фирм, которые оказывают охранные услуги на возмездной основе. Этот вывод следует из ст. ст. 1, 11 и 14 Закона N 2487-1. А служба охраны образовательной организации вправе работать без лицензии. Заметим, что к такому же выводу пришли судьи в Постановлении ФАС Московского округа от 25 июня 2004 г. N КА-А40/4223-04.

    А вот лицензию на оружие охранному подразделению колледжа действительно получить будет непросто. Поскольку в отношении таких лицензий судьи соглашаются с милицией. По их мнению, оружием могут пользоваться только те юридические лица, которые специально созданы для охранных целей (см., например, Постановление ФАС Московского округа от 30 января 2006 г. по делу N КА-А40/13931-05).

    Как правило, охранникам выдается форменная одежда. Учесть ее стоимость при расчете налога на прибыль можно, если форма остается в личном постоянном пользовании сотрудника. Это сказано в п. 5 ст. 255 Налогового кодекса РФ. А если одежда не остается в собственности охранника, уменьшить налогооблагаемый доход нельзя. Это разъяснено в Письме Минфина России от 10 марта 2006 г. N 03-03-04/1/203.

    С этим выводом можно поспорить, поскольку перечень расходов на оплату труда в ст. 255 Налогового кодекса РФ является открытым. Поэтому организация может списать стоимость форменной одежды на основании п. 25 ст. 255 Налогового кодекса РФ. Естественно, при условии, что такие затраты предусмотрены в коллективных или трудовых договорах.

    Если же вступать в судебное разбирательство нецелесообразно, лучше выдавать форму охранникам в собственность. Правда, при этом придется удерживать с сотрудников НДФЛ. Ведь п. 3 ст. 217 Налогового кодекса РФ позволяет не исчислять налог на доходы физических лиц только со стоимости одежды, выдавать которую требует законодательство. Но форменная одежда охранникам выдается по инициативе колледжа. Следовательно, у них возникает доход в натуральной форме, облагаемый НДФЛ (п. 1 ст. 210 Налогового кодекса РФ). Также на стоимость формы придется начислить ЕСН и пенсионные взносы.

    Можно также остановиться на следующем варианте. Выдать форму охране во временное пользование и не учитывать ее стоимость при расчете налога на прибыль. При этом не придется удерживать НДФЛ, а также начислять ЕСН и пенсионные взносы.

    И, наконец, организовывая собственную охранную службу, надо помнить о том, что ст. 19 Закона N 2487-1 требует от работодателя за свой счет застраховать всех охранников на случай гибели, получения увечья или повреждения здоровья.

    Тут следует обратить внимание на важный нюанс. Хотя организация не вправе отказаться от такого страхования, оно формально считается добровольным. Все дело в тарифах. Для обязательного страхования тарифы должны утверждаться соответствующими законами. Это требование ст. 11 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации". А, к сожалению, тарифы по страхованию охранников законом не утверждены.

    Поэтому расходы на страхование охранников на случай гибели и потери трудоспособности можно отразить в налоговом учете лишь в пределах 10 000 руб. в год на одного охранника (п. 16 ст. 255 Налогового кодекса РФ). Взносы, превышающие этот лимит, в целях налогообложения учесть нельзя.

    Что касается ЕСН, то на страховые премии этот налог не начисляется (пп. 7 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса РФ). Налог на доходы физических лиц со стоимости страховки также не удерживается. Об этом сказано в пп. 3 п. 1 ст. 213 Налогового кодекса РФ.

    Частные охранные предприятия

    Согласно пп. 6 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ средства, истраченные на охрану имущества, можно списать в уменьшение налогооблагаемого дохода. Эта норма в полной мере распространяется и на суммы, выплаченные частному охранному предприятию (ЧОП).

    Само собой, с ЧОПом надо заключить договор, а также периодически (раз в месяц или раз в квартал) подписывать акты об оказанных услугах.

    Также целесообразно требовать от частного охранного предприятия отчет об оказанных услугах. Эти документы будут основанием для учета расходов на охрану при расчете налога на прибыль.

    Примечание. С 1 января 2006 г. расходы в налоговом учете можно подтвердить с помощью документов, которые лишь косвенно доказывают произведенные траты. Но желательно, чтобы в них были все обязательные реквизиты, перечисленные в ст. 9 Закона о бухучете.

    Поскольку деятельность ЧОПов лицензируется, налоговые инспекторы при проверке образовательной организации могут потребовать копию лицензии охранников. Поэтому стоит заранее обзавестись такой копией. Ведь иначе есть риск того, что суд, руководствуясь ст. 173 Гражданского кодекса РФ, признает сделку организации с ЧОПом недействительной.

    Вневедомственная охрана

    С 1 января 2005 г. суммы, истраченные на вневедомственную охрану, можно списывать на прочие расходы на основании пп. 6 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ. Документами, обосновывающими такой расход, как и в случае с ЧОПом, будут договор и акты.

    Проблемы могут возникнуть, если организация списывала при расчете налога на прибыль суммы, уплаченные вневедомственным охранникам до 1 января 2005 г. При проверке инспекторы могут выдвинуть обвинение в занижении налога на прибыль. Дело в том, что Президиум ВАС РФ в Постановлении от 21 октября 2003 г. N 5953/03 указал, что выручка вневедомственных охранников является для них целевым финансированием и не облагается налогом на прибыль. Основываясь на этом выводе, Минфин России в Письме от 24 марта 2005 г. N 03-06-05-04/71 (тогда еще в ст. 264 Налогового кодекса РФ не было нормы, позволяющей списывать расходы на вневедомственную охрану в налоговом учете) сообщил, что организации не вправе уменьшить налогооблагаемый доход на вознаграждение, выплаченное вневедомственным охранникам. Аналогичная точка зрения приведена и в более позднем Письме Минфина России от 24 июля 2006 г. N 03-03-04/2/180.

    Ведь согласно п. 17 ст. 270 Налогового кодекса РФ деньги и другое имущество, переданные в рамках целевого финансирования, не уменьшают налогооблагаемую прибыль.

    Однако отметим, что данный вывод можно и оспорить. Президиум ВАС РФ пришел к своему выводу на основании ст. 35 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" в редакции, действовавшей до 2004 г. Тогда там было сказано, что милиция финансируется, в частности, за счет средств, поступивших от организаций по заключенным договорам. Но действие этой нормы было приостановлено с 2004 г. Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ.

    Также можно оспорить и то, что эта выручка вневедомственной охраны относилась к целевому финансированию до 2004 г. Ведь в пп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ прописаны признаки, по которым то или иное поступление относят к средствам целевого финансирования. Так, получатель обязан использовать поступившие средства по назначению, указанному организацией, эти средства перечислившей.

    Но, безусловно, образовательная организация не стала бы указывать милиционерам, на что они могут использовать свое вознаграждение. Следовательно, считать вознаграждение охранников целевым финансированием нельзя.

    Теперь что касается налога на добавленную стоимость.

    Как правило, решив сотрудничать с вневедомственной охраной, учреждение заключает два договора:

    • об экстренном вызове наряда милиции;
    • на техническое обслуживание комплекса охранных средств.

    Первый договор заключают с управлением вневедомственной охраны при УВД. НДС такие услуги не облагаются на основании пп. 4 п. 2 ст. 146 Налогового кодекса РФ. Там сказано, что не возникает объекта налогообложения по НДС при оказании услуг органами, входящими в систему органов государственной власти, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности. И Президиум ВАС РФ в Постановлении от 25 ноября 2003 г. N 10500/03 подтвердил, что на основании пп. 4 п. 2 ст. 146 Налогового кодекса РФ подразделения вневедомственной охраны не должны платить со своей выручки налог на добавленную стоимость.

    Заметим, что вплоть до конца 2004 г. предприятия могли получать от вневедомственных охранников счета-фактуры с выделенными там суммами НДС.

    Но поскольку обязанности начислять этот налог у охранников не было, по мнению Минфина России, у охраняемых организаций не возникало права на вычет уплаченного налога на добавленную стоимость. В частности, об этом было сказано в Письме Минфина России от 29 июня 2004 г. N 03-1-08/1462/17@.

    С таким подходом можно поспорить. Ведь в п. 2 ст. 171 Налогового кодекса РФ прямо сказано, что налогоплательщик может принять к вычету весь предъявленный ему НДС. При этом колледж не обязан контролировать, является его контрагент плательщиком этого налога или нет. Достаточно того, что НДС выделен в счете-фактуре и уплачен. К такому выводу не раз приходили и арбитражные судьи.

    Примерами могут служить Постановление ФАС Поволжского округа от 27 сентября 2005 г. по делу N А65-809/05-СА2-11 и Постановление ФАС Московского округа от 14 декабря 2005 г. по делу N КА-А40/12158-05.

    Что же касается договора на техническое обслуживание комплекса охранных средств, то его заключают с местным отделом филиала ФГУП "Охрана". Данное предприятие создано на основании Постановления Правительства РФ от 11 февраля 2005 г. N 66. Как и все другие унитарные предприятия, ФГУП "Охрана" является плательщиком НДС. Соответственно, заключив с ним договор, образовательная организация будет получать счета-фактуры, на основании которых сможет принять к вычету соответствующие суммы налога на добавленную стоимость.

    Д.А.Волошин

    Эксперт журнала "Главбух"

    Охранные услуги могут оказывать организации, соответствующие определенным требованиям. Согласно статье 11 Федерального закона от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон № 2487-1), оказанием охранных услуг занимаются организации, специально учреждаемые для их выполнения и име-ющие соответствующую лицензию.

    О начале и окончании оказания охранных услуг ЧОО обязана уведомить ОВД (см. Правила уведомления частной охранной организацией органов внутренних дел о начале и об окончании оказания охранных услуг, изменении состава учредителей (участников), утв. постановлением Правительства РФ от 23 июня 2011 г. № 498).

    Частная охранная организация создается только в форме ООО и не может осуществлять иную деятельность. Минимальный размер уставного капитала ЧОО – 100 000 рублей.

    Уставный капитал в сумме 250 000 рублей потребуется для учреждения ЧОО, оказывающей услуги по вооруженной охране имущества и охране объектов с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию, перечень которых установлен Правительством РФ.

    Половина уставного капитала может быть сформирована неденежными вкладами. А вот использовать кредиты и займы при этом нельзя.

    Учредить ЧОО могут только россияне и отечественные компании. Для них «охранный» бизнес должен быть основным.

    Филиалы ЧОО создаются только в субъекте РФ, на территории которого зарегистрирована данная организация.

    Отдельные требования предъявляются к руководителю охранной организации. Он должен иметь высшее профессиональное образование, удостоверение частного охранника и пройти соответствующие курсы повышения квалификации.

    Место работы или подразделение

    Охранники ЧОО часто направляются для исполнения своих служебных обязанностей не по месту регистрации самой организации, а к заказчику. Пост охраны бывает оборудован, то есть организуются полноценные рабочие места. А значит, появляется вопрос: возникает ли в данном случае обособленное подразделение? Ведь такие структурные подразделения необходимо отдельно ставить на учет в налоговой.

    Особенности деятельности охранных организаций не прописаны в налоговом законодательстве, поэтому ЧОО приходится искать выход, учитывая современные нормы. Одной из проблем является то, что налоговики буквально трактуют статью 11 Налогового кодекса, в которой приведена формулировка понятия «обособленное подразделение».

    Согласно указанной норме, обособленным признается любое территориально обособленное подразделение, где оборудованы стационарные рабочие места. Факт упоминания таких структурных единиц в учредительных документах организации никакого значения не имеет. В свою очередь рабочее место считается стационарным, если создается на срок более одного месяца.

    В Трудовом кодексе место признается рабочим, если работник должен там находиться для исполнения трудовых обязанностей и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

    По этим причинам налоговики часто расценивают пост охраны как «стационарное рабочее место» и признают его обособленным подразделением.

    Позиция финансового министерства по этому вопросу изложена в письмах от 4 мая 2007 г. № 03-02-07/1-214, от 19 декабря 2008 г. № 03-02-07/1-522, от 10 апреля 2009 г. № 03-02-07/1-176. По мнению чиновников Минфина России, обязанность постановки на учет возникает только при создании оборудованного стационарного рабочего места. Форма организации работ и срок нахождения конкретного работника на стационарном рабочем месте не имеют правового значения для постановки на учет. Оборудованным признается стационарное рабочее место, если созданы все условия, необходимые для исполнения трудовых обязанностей. В обоснование своей позиции Минфин приводит решения арбитражных судов: постановления ФАС Московского округа от 30 июля 2004 г. № КА-А41/6389-04, ФАС Северо-Кавказского округа от 21 сентября 2006 г. № 08-4234/2006-1814 и от 29 ноября 2006 г. № ф08-6161/2006/2552А.

    Если же организация не сумела самостоятельно решить вопрос о месте нахождения ее «обособленцев», Минфин рекомендует обратиться за помощью в инспекцию.

    Мнение налоговиков изложено, в частности, в письме УФНС России по г. Москве от 11 сентября 2007 г. № 18-11/3/086094@. В этом письме налоговое ведомство разъясняет, что посты охраны, обладающие признаками обособленных подразделений, должны быть поставлены на учет. Сделать это необходимо независимо от наличия оборудования на постах охраны, а также от того, установлено это оборудование самой ЧОО или организацией, являющейся объектом охраны.

    Судебные инстанции не находят оснований для постановки на учет по месту нахождения рабочих постов. Такая позиция изложена в постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 8 августа 2011 г. № А27-15867/2010 и от 19 июля 2011 г. № А27-15866/2010, ФАС Московского округа от 20 декабря 2010 г., от 2 марта 2009 г. № КА-А40/817-09.

    Судьи считают, что признать у ЧОО наличие обособленных подразделений нельзя, ведь у охранной организации отсутствует договор на получение в пользование имущества заказчика (договор аренды). Охранные организации, как правило, заключают с заказчиком только договор на оказание охранных услуг. Следовательно, рабочее место не контролируется работодателем. В целях налогового законодательства рабочее место, как и обособленное подразделение, не создаются. Таким образом, обязанность встать на учет в налоговом органе по месту нахождения заказчика отсутствует.

    Форма за счет фирмы

    Как правило, охранные организации обеспечивают свой персонал формой. Поскольку речь заходит о передаче сотрудникам ценностей, возникает вопрос обложения их стоимости НДФЛ и страховыми взносами.

    Согласно пункту 9 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ, стоимость форменной одежды и обмундирования не облагается страховыми взносами. Но только той формы, которая выдается работникам в соответствии с законодательством РФ.

    Закон № 2487-1 не предусматривает выдачу форменной одежды работникам ЧОО. Следовательно, со стоимости одежды, бесплатно переданной охранникам в постоянное пользование, придется заплатить страховые взносы. Не спасет ситуацию и упоминание о форме для сотрудников в трудовом или коллективном договоре.

    Однако в договоре можно прописать, что форма выдается сотруднику на время работы и сдается при увольнении. Если право собственности на форменную одежду не переходит к сотруднику, то объект обложения страховыми взносами не возникает (ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ). Такая же позиция изложена в письме ФСС РФ от 17 ноября 2011 г. № 14-03-11/08-13985.

    Аналогичная ситуация с исчислением НДФЛ со стоимости форменной одежды.

    Дохода, облагаемого НДФЛ, не возникает, если форменная одежда не переходит в собственность сотрудника и сдается при увольнении (п. 1 ст. 210 НК РФ).

    Если форма отдается сотрудникам бесплатно и навсегда, у работника возникает доход, полученный в натуральной форме. В таком случае со стоимости формы необходимо исчислить и удержать НДФЛ (п. 1 ст. 210, п. 1 ст. 211 НК РФ).

    Добровольно-принудительное страхование

    Статья 19 Закона № 2487-1 обязывает охранные организации страховать сотрудников на случай гибели, получения увечья или иного повреждения здоровья в связи с оказанием ими охранных услуг. Страхование ЧОО осуществляют за свой счет.

    Ранее финансовое министерство и налоговые органы указывали, что рассматриваемые расходы не признаются в налоговом учете, поскольку отсутствует федеральный закон о данном виде обязательного страхования (письма Минфина России от 17 октября 1997 г. № 16-00-17-70, УМНС России по г. Москве от 11 июля 2003 г. № 28-11/38625).

    В настоящее время Минфин изменил позицию. В письме от 21 марта 2011 г. № 03-11-06/2/35 чиновники указали, что ЧОО вправе учесть сумму взносов по договорам добровольного страхования работников в составе расходов на оплату труда. Финансовое министерство ссылается на пункт 16 статьи 255 Налогового кодекса, согласно которому к расходам на оплату труда относятся, в частности, суммы платежей работодателей по договорам добровольного страхования работников.

    Взносы по договорам добровольного личного страхования в случаях смерти и причинения вреда здоровью учитываются в размере, не превышающем 15 000 рублей в год на одного застрахованного работника.

    Особые правила

    При осуществлении частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности лицензия получается для каждого вида отдельно. Лицензия выдается сроком на пять лет. За предоставление лицензии уплачивается государственная пошлина в размере 2600 рублей.

    В бухгалтерском учете платежи по добровольному страхованию признаются расходами по обычным видам деятельности (п. 5, 7, 9 ПБУ 10/99 «Расходы организаций», утв. приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н).

    Если сумма страховой премии за весь период действия договора перечислена единовременно, то применяется счет 97 «Расходы будущих периодов». Со счета 97 расходы списываются ежемесячно в дебет счета 20 «Основное производство». Целесообразно рассматриваемые расходы признавать равномерно в течение срока действия договора страхования.

    Пример 1

    ЧОО перечислило 120 000 руб. согласно договору личного страхования своих охранников. Договор заключен в целях обязательного страхования работников-охранников на случай гибели, получения увечья или иного повреждения здоровья в связи с осуществлением ими охранных действий. Срок договора – 12 месяцев.

    В рассматриваемом случае расходы по договору добровольного личного страхования признаются в налоговом учете в полном объеме равномерно в течение 12 месяцев.

    Для отражения в бухгалтерском учете необходимо сделать следующие проводки:

    ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 51

    – 120 000 руб. – уплачены страховые взносы;

    ДЕБЕТ 97 КРЕДИТ 76

    – 120 000 руб. – расходы по добровольному личному страхованию учтены в составе расходов будущих периодов;

    ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 97

    – 1000 руб. (120 000 руб. : 12 мес.) – списаны расходы по добровольному личному страхованию.

    Охранный бизнес на УСН

    Расходы на добровольное страхование могут списать и «охранные» организации, применяющие УСН. Если, разумеется, они выбрали в качестве объекта обложения «доходы минус расходы».

    Относятся затраты на страхование в состав расходов на оплату труда. Такой вывод следует из письма Минфина России от 21 марта 2011 г. № 03-11-06/2/35. Расходы на оплату труда признаются в порядке, предусмотренном статьей 255 Налогового кодекса. Таким образом, при списании платежей по договорам добровольного личного страхования в случаях смерти и причинения вреда здоровью максимальная сумма страховых взносов, которую можно учесть, составит 15 000 рублей в год на одного работника.

    Охрана для иностранца

    ЧОО часто оказывают услуги по обеспечению порядка в местах проведения массовых мероприятий: конференций, спортивных соревнований, концертов и форумов. Рассмотрим на примере отражение в учете указанных услуг, если заказчиком является иностранная фирма.

    В бухгалтерском учете сумма предоплаты не признается доходом и учитывается в составе кредиторской задолженности обособленно на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». На дату получения предоплаты отражается запись по дебету счета 52 «Валютные счета». Доход в сумме выручки, согласованной сторонами в договоре, ЧОО признает на дату подписания заказчиком акта приемки-сдачи оказанных услуг. Признание выручки отражается записью по дебету счета 62 и кредиту счета 90 «Продажи», субсчет 90-1 «Выручка». Одновременно себестоимость оказанных услуг списывается со счета 20 «Основное производство» в дебет счета 90, субсчет 90-2 «Себестоимость продаж».

    Записи сумм по валютным счетам и по операциям, предусмотренным в договоре в иностранной валюте, производятся в рублях и в валюте расчетов и платежей.

    Предоплата в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу Банка России, действующему на дату поступления денежных средств на валютный счет организации. В последующем сумма предоплаты не пересчитывается.

    Охранные организации являются плательщиками НДС. Если ЧОО осуществляют бизнес на территории России, то операции по охране делегации иностранной компании облагаются НДС в общем порядке. При получении предоплаты налог следует исчислить по расчетной ставке 18/118. На дату подписания акта приемки-сдачи оказанных услуг вновь начисляется НДС. Сумма НДС, исчисленная ранее с суммы предоплаты, подлежит вычету.

    В налоговом учете выручка от оказания услуг признается доходом на дату подписания акта приемки-сдачи оказанных услуг. Сумма полученной предоплаты доходом не признается, если ЧОО применяет метод начисления.

    Предоплата, полученная в иностранной валюте, принимается к учету в сумме, определяемой по курсу Банка России, действующему на дату получения предоплаты. В дальнейшем сумма предоплаты не пересчитывается, следовательно, курсовых разниц не возникает.

    Расходы, связанные с оказанием услуг, признаются в периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств. Организации, оказывающие услуги, вправе относить на расходы всю сумму прямых расходов, осуществленных в отчетном периоде.

    Пример 2

    ЧОО оказывает услуги по охране иностранной музыкальной группы и обеспечению порядка во время гастролей. Иностранная фирма – организатор гастролей не имеет постоянного представительства в РФ. Согласно условиям договора, получена 100-процентная предоплата в евро за весь период охраны. Стоимость оказанных услуг – 2360 евро (в том числе НДС), фактическая себестоимость оказанных услуг – 60 000 руб. Договор на оказание охранных услуг заключен на месяц. Курс евро, установленный Банком России, на дату получения предоплаты составил (условно) 45,0 руб./евро.

    Потребуются такие проводки:

    ДЕБЕТ 52 КРЕДИТ 62 «Предоплата»

    – 106 200 руб. (2360 руб. X 45 руб./евро) – получена предоплата в счет оказания услуг;

    ДЕБЕТ 62 «НДС» КРЕДИТ 68

    – 16 200 руб. (106 200 руб. X 18: 118) – исчислен НДС с суммы полученной предоплаты;

    ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90-1

    – 106 200 руб. – признана выручка от оказания услуг; ДЕБЕТ 62 «Предоплата» КРЕДИТ 62 «Расчеты с заказчиками»

    – 106 200 руб. – зачтена сумма предоплаты;

    ДЕБЕТ 90-3 КРЕДИТ 68

    – 16 200 руб. (106 200 руб. : 118 X 18) – исчислен НДС с выручки;

    ДЕБЕТ 90-2 КРЕДИТ 20

    – 60 000 руб. – списана фактическая себестоимость оказанных услуг;

    ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 68 «НДС»

    – 16 200 руб. – принят к вычету НДС, ранее исчисленный с предоплаты.

    А.С. Юхневич-Лелива, налоговый консультант