). О некоторых проблемах правоприменительной практики "антитабачного" закона (Булатецкий П.С.) 14.53 коап рф судебная практика

Приватизация

Статья 14.53. Несоблюдение ограничений и нарушение запретов в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями

1. Нарушение установленных порядка, срока или периодичности созыва общего собрания членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих -

2. Нарушение требований к размеру, порядку формирования, размещению и расходованию средств компенсационного фонда саморегулируемой организации арбитражных управляющих, в том числе осуществлению компенсационной выплаты, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

3. Нарушение установленных порядка, срока или периодичности проведения саморегулируемой организацией арбитражных управляющих проверки деятельности своих членов -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

4. Нарушение установленного порядка проведения процедуры выбора кандидатуры арбитражного управляющего либо воспрепятствование свободному доступу заинтересованных лиц к проведению такой процедуры выбора -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

5. Прием в члены саморегулируемой организации арбитражных управляющих лица, не соответствующего установленным требованиям, или непринятие мер по исключению такого лица из саморегулируемой организации арбитражных управляющих -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

6. Нарушение установленных порядка применения мер дисциплинарного воздействия или порядка рассмотрения дел о нарушении членами саморегулируемой организации арбитражных управляющих требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

7. Представление в арбитражный суд или собранию кредиторов кандидатуры арбитражного управляющего, не соответствующего установленным федеральным законом требованиям, либо представление в арбитражный суд недостоверной информации о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего установленным федеральным законом требованиям -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

  • "Кодекс РФ об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 02.08.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019)
  • Раздел II. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
  • Глава 14. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Статья 14.53 КоАП РФ . Несоблюдение ограничений и нарушение запретов в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями

Статья 14.53. Несоблюдение ограничений и нарушение запретов в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями

1. Несоблюдение ограничений в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Оптовая или розничная продажа насвая, табака сосательного (снюса) -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от семи тысяч до двенадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей.

3. Продажа несовершеннолетнему табачной продукции или табачных изделий -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

СТ 14.53 КоАП РФ

1. Несоблюдение ограничений в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Оптовая или розничная продажа насвая, табака сосательного (снюса) -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от семи тысяч до двенадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей.

3. Продажа несовершеннолетнему табачной продукции или табачных изделий -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 14.53 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями. Ограничения и нарушение запретов в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями прописаны в Федеральном законе "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающею табачного дыма и последствий потребления табака".

2. Объективная сторона правонарушения (ч. 1) выражается в несоблюдении ограничений в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями.

3. Объективная сторона правонарушения (ч. 2) выражается в оптовой или розничной продаже насвая.

4. Объективная сторона правонарушения (ч. 3) выражается в продаже несовершеннолетнему табачной продукции или табачных изделий.

5. Субъектами правонарушения являются граждане, должностные и юридические лица.

6. С субъективной стороны правонарушения могут быть совершены умышленно.

7. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица, уполномоченные рассматривать дела данной категории (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

8. Дела об административных правонарушениях по комментируемой статье рассматривают должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка (ст. 23.49 КоАП РФ).

Дела об административных правонарушениях по ч. 2 комментируемой статьи рассматривают также должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ).

Общеизвестно, что одним из приоритетных направлений современной государственной политики является противодействие потреблению табака. В целях снижения распространенности его потребления среди населения и связанных с этим процессом негативных медицинских, демографических и других социально-экономических последствий с учетом положений Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака была разработана Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010 - 2015 гг. , а также принят Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" (далее - Закон N 15-ФЗ).

Между тем, несмотря на положительно взятый государством вектор в области охраны здоровья граждан и обеспечения благоприятной окружающей среды - этих основополагающих прав, закрепленных в ст. 41, 42 Конституции РФ, правоприменительная практика так называемого антитабачного закона не лишена недостатков, требующих своевременного вмешательства.
Так, абсурдной представляется его реализация в части обеспечения выполнения ограничений, установленных ст. 19, 20 Закона N 15-ФЗ в области торговли табачной продукцией и табачными изделиями, за несоблюдение которых законодательством установлена административная ответственность, предусмотренная ч. 1, 3 ст. 14.53 КоАП РФ.

Как известно, 1 июня 2014 г. в соответствии с этими ограничениями существенно сократилось число мест, где разрешена розничная торговля табачной продукцией и табачными изделиями. По общему правилу их реализация возможна только в магазинах и павильонах (ч. 1 ст. 19 Закона N 15-ФЗ), при этом законодатель установил, что понимается под данными торговыми объектами. В иных же торговых объектах, таких как киоски, палатки, ларьки и т.д., оборот табачных изделий и табачной продукции запрещен, за исключением случаев, когда в населенном пункте магазины и павильоны отсутствуют. При таких обстоятельствах допускается реализация табака в иных точках продажи, а также путем развозной торговли (ч. 2 ст. 19 Закона 15-ФЗ).

Кроме того, Законом N 15-ФЗ установлен запрет на способы реализации табачной продукции. Так, в частности, с 1 июня 2014 г. недопустима ее продажа путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом (например, через сеть Интернет), с использованием автоматов и иными способами (ч. 3 ст. 19 Закона N 15-ФЗ), а также с выкладкой и демонстрацией в торговом объекте (ч. 4 ст. 19 Закона N 15-ФЗ), за исключением предоставления покупателю информации о продаваемой табачной продукции, которая должна быть оформлена надлежащим образом (ч. 5 ст. 19 Закона N 15-ФЗ).
Единственным органом, должностные лица которого в соответствии со ст. 23.49 и ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ вправе составлять протоколы и рассматривать дела по данным административным правонарушениям, выступают органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка, т.е. территориальные органы Роспотребнадзора . Однако последние, в соответствии с положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" , своего административного регламента , могут выявлять и пресекать административные правонарушения в области торговли табачными изделиями и табачной продукцией лишь в ходе плановых и внеплановых проверок. Между тем, учитывая порядок их проведения, лицо, осуществляющее розничную продажу табачной продукции и табачных изделий, фактически может пренебрегать и, как показывает практика, зачастую пренебрегает установленными Законом N 15-ФЗ ограничениями.
Иными словами, ч. 1, 3 ст. 14.53 КоАП РФ, по сути, являются "мертвыми" нормами действующего федерального законодательства об административных правонарушениях.
Для разрешения сегодняшней правовой коллизии необходимо расширить круг должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях по ч. 1, 3 ст. 14.53 КоАП РФ. Полагаем, что к их числу в первую очередь следует отнести должностных лиц органов внутренних дел (полиции). Соответственно, в п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ следует внести изменения, дополнив после слов "14.43 (в части транспортных средств, находящихся в эксплуатации на территории Российской Федерации)" словами "частями 1 и 3 статьи 14.53".
Другая проблема правоприменительной практики Закона N 15-ФЗ обусловлена знаком о запрете курения.
В соответствии с ч. 5 ст. 12 Закона N 15-ФЗ для обозначения территорий, зданий и объектов, где курение табака запрещено, должен размещаться соответствующий знак, несоблюдение требований к которому влечет за собой административную ответственность, предусмотренную ч. 1 ст. 6.25 КоАП РФ.
Приказом Минздрава России от 30.05.2013 N 340н были утверждены требования к знаку о запрете курения, а также порядок его размещения, однако в феврале 2014 г. данный Приказ был отменен без предъявления новых требований.
В результате учреждения и организации, на территории и в помещении которых курение табака запрещено, хотя де-юре и обязаны размещать знак о запрете курения, де-факто не могут его разместить ввиду отсутствия утвержденных к нему требований, а также порядка его размещения, что превращает ч. 1 ст. 6.25 КоАП РФ в нерабочую норму. При этом данный правовой пробел на практике может привести к тому, что любой гражданин, курящий, к примеру, на территории медицинского учреждения, на территории которого курение в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 12 Закона N 15-ФЗ запрещено, не имея умысла на совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.24 КоАП РФ, фактически может стать субъектом административно-правовых отношений.
Нельзя оставить без внимания еще один пробел законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака. Так, ч. 4 ст. 20 Закона N 15-ФЗ установлен запрет на потребление табака несовершеннолетними. Однако действующим законодательством не предусмотрена ответственность за нарушение указанного запрета, что ставит под сомнение реализацию нормы Закона N 15-ФЗ, с одной стороны, и позволяет несовершеннолетним уйти от ответственности за потребление табака - с другой.
Следовательно, федеральное законодательство об административных правонарушениях нуждается в административно-правовой норме, предусматривающей ответственность за потребление табака несовершеннолетними. При этом учитывая, что административной ответственности, согласно ч. 1 ст. 2.3 КоАП РФ, подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет, административно-правовая норма может быть представлена следующим образом:
"Статья 6.23.1. Потребление табака несовершеннолетним
1. Потребление табака несовершеннолетним в возрасте до шестнадцати лет -
влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей.
2. Потребление табака несовершеннолетним в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет -
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей".
Несомненно, устранение обозначенных правовых пробелов и коллизий положительным образом отразится на законодательстве в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, будет способствовать реализации целей государственной политики в данной сфере.

Литература

1. Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров, утвержденный Приказом Роспотребнадзора от 16.07.2012 N 764 // Российская газета. N 215. 2012.
2. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 322 (в ред. от 02.11.2013) "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 28. Ст. 2899.
3. Приказ Минздрава России от 30.05.2013 N 340н "Об утверждении требований к знаку о запрете курения и к порядку его размещения" // СПС "КонсультантПлюс".
4. Приказ Минздрава России от 21.02.2014 N 82 "Об отмене Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 мая 2013 г. N 340н "Об утверждении требований к знаку о запрете курения и к порядку его размещения" // СПС "КонсультантПлюс".
5. Рамочная конвенция Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака (заключена в г. Женеве 21.05.2003) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. N 46. Ст. 5249.
6. Распоряжение Правительства РФ от 23.09.2010 N 1563-р "О Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010 - 2015 гг." // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. N 40. Ст. 5118.
7. Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. N 8. Ст. 721.
8. Федеральный закон от 24.04.2008 N 51-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. N 17. Ст. 1758.
9. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (в ред. от 12.03.2014) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6249.

Текст статьи 14.53 КоАП РФ в новой редакции.

1. Несоблюдение ограничений в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Оптовая или розничная продажа насвая, табака сосательного (снюса) -
(Абзац в редакции, введенной в действие с 10 января 2016 года Федеральным законом от 30 декабря 2015 года N 456-ФЗ.

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от семи тысяч до двенадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей.

3. Продажа несовершеннолетнему табачной продукции или табачных изделий -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

(Статья дополнительно включена с 15 ноября 2013 года Федеральным законом от 21 октября 2013 года N 274-ФЗ)

Комментарий к статье 14.53 КоАП РФ

1. Объектом рассматриваемого административного правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Положениями ст. ст. 19 и 20 Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ установлены ограничения и запреты в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями.

С объективной стороны административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 комментируемой статьи, характеризуется нарушением виновным лицом при торговле табачной продукцией и табачными изделиями запретов и ограничений, установленных вышеуказанным Законом.

Насвай - это вид традиционного для Центральной Азии некурительного табачного изделия, по своим качествам являющегося слабым наркотиком, содержащим в своем составе табачную пыль, гашеную известь или золу растений, растительное масло и другие ингредиенты.

Поскольку данное изделие относится к слабым наркотикосодержащим веществам, его реализация на территории РФ запрещена, в связи с чем лица, занимающиеся его оптовой или розничной продажей, подлежат привлечению к административной ответственности по ч. 2 комментируемой статьи.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 3 рассматриваемой нормы административного права, заключается в нарушении виновным лицом требований ст. 20 Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ, устанавливающей запрет на реализацию несовершеннолетним лицам табачной продукции или табачных изделий.

2. С субъективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется неосторожной или умышленной формами вины.

В качестве субъекта административной ответственности выступают граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица.