Объекты хозяйственных правоотношений. Объекты и субъекты хозяйственных правоотношений. Понятие хозяйственных правоотношений. По способу реализации прав Ценные бумаги как особые объекты права

Помощь государства

Понятие и признаки

Определение 1

Хозяйственно-правовые отношения представляют собой общественные отношения, урегулированные нормами предпринимательского права. Возникают в процессе осуществления хозяйственной деятельности и по поводу её государственного регулирования.

В структуре хозяйственно-правовых отношений могут быть выделены две группы:

  • предпринимательские правоотношения;
  • некоммерческие правоотношения по поводу осуществления хозяйственной деятельности.

Правоотношения первой группы возникают между субъектами, осуществляющими предпринимательскую, хозяйственную деятельность. Они наделены равным объемом прав и потому получают название горизонтальных. Совокупность прав и обязанностей участников этого вид правоотношений возникают, как правило, из договорных обязательств.

В отношениях второй группы в качестве одной из сторон выступает уполномоченный государственный орган. Это так называемые вертикальные правовые отношения. Некоммерческий характер этих правоотношений означает, что они не связаны с реализацией основной цели хозяйственной деятельности – получение прибыли. Эти правовые отношения связаны с регулированием образования субъекта коммерческой деятельности, лицензированием и тому подобное.

Замечание 1

Существование некоммерческих хозяйственно-правовых отношений обусловлено необходимостью государственного регулирования рыночной экономики, защиты конкуренции и ограничения монопольной деятельности отдельных субъектов.

Специфика этого вида правовых отношения заключается в обязательности исполнения предпринимателями тех управленческих актов, которые орган управления принимает в пределах своих полномочий.

Признаки хозяйственных правоотношений:

  • возникают на основе норм хозяйственного права;
  • связаны с осуществлением хотя бы одним из их субъектов предпринимательской деятельности;
  • сочетание частно-правовых и публично-правовых методов регулирования придает этим правовым отношениям комплексный характер.

Структура хозяйственно-правовых отношений

Объект хозяйственно-правовых отношений связан с объектом предпринимательских прав к которым могут быть отнесены:

  • вещи (имущество, денежные средства и ценные бумаги);
  • действия субъектов, связанные с обязательствами;
  • собственная хозяйственная деятельность субъекта правоотношения;
  • нематериальные блага, которые находят применение в предпринимательской деятельности (товарный знак, фирменное наименование и тому подобное).

Замечание 2

Объект хозяйственно-правовых отношений сближает их с гражданско-правовыми. Однако, состав участников хозяйственных общественных отношений, урегулированных правом, позволяет выделить их в самостоятельную группу.

К субъектам хозяйственных правоотношений могут быть отнесены:

  • физические лица;
  • юридические лица;
  • Российская Федерация и её субъекты;
  • муниципальные образования.

Замечание 3

Субъект хозяйственно-правовых отношений необходимо отличать от субъекта предпринимательских правоотношений, так как первое понятие шире.

В структуру субъектов хозяйственных правоотношений могут быть включены некоммерческие организации, объединения, ведущие хозяйственную деятельность, но не занимающиеся предпринимательством (например, товарищество собственников недвижимости).

Определение 2

Права хозяйствующих субъектов диспозитивны, использовать их или нет, решает сам субъект. Обязанности императивны, так как закреплены нормативно-правовым актом, договором.

Под хозяйственными (предпринимательскими) правоотношениями понимаются урегулированные нормами предпринимательского права отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, тесно с ней связанной деятельности некоммерческого характера, внутрихозяйственные отношения, а также отношения по государственному регулированию предпринимательской деятельности.

Правоотношения каждой отрасли права имеют своих субъектов, специфические объекты и выделяющиеся по своему содержанию и конструкции субъективные права и обязанности.

В абсолютном правоотношении субъекту права противостоит неопределенное количество обязанных лиц с пассивной обязанностью не препятствовать управомоченному лицу в осуществлении права. Таковы право организации на принадлежащее ей имущество, исключительные права и др.

Относительными являются права с корреспондирующей с ними обязанностью у других субъектов. Такие правоотношения возникают, например, в силу заключенных предпринимательских договоров.

В хозяйственном (предпринимательском) правоотношении участвуют субъекты, ведущие предпринимательскую деятельность, а также государство и муниципальные образования.

Объектами хозяйственных правоотношений могут быть:

1) вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество;

2) действия обязанных субъектов;

3) собственная деятельность субъекта права;

4) неимущественные блага, используемые при ведении хозяйственной деятельности (фирменное наименование, товарный знак, коммерческая тайна и др.).

Основанием возникновения хозяйственных прав и обязанностей являются юридические факты. Поскольку нормами предпринимательского права регулируется прежде всего деятельность, постольку правопорождающими фактами здесь предстают преимущественно действия участников хозяйственных правоотношений. События выступают чаще всего в роли правоизменяющих и правопрекращающих обстоятельств. Правопорождающими события могут быть, к примеру, в отношениях страхования имущества и предпринимательских рисков.

Действия участников подразделяются также на правомерные и неправомерные. Например, решение органа государственной власти, принятое с превышением его компетенции, должно быть отнесено к числу неправомерных действий.

В науке предпринимательского права хозяйственные (предпринимательские) правоотношения по их конструкции, объектам и содержанию классифицируются следующим образом:


1) абсолютные вещные правоотношения (отношения собственности);

2) абсолютно-относительные вещные правоотношения (хозяйственного ведения, оперативного управления);

3) абсолютные правоотношения по ведению собственной предпринимательской деятельности;

4) абсолютные неимущественные хозяйственные правоотношения;

5) обязательственные хозяйственные правоотношения.

Абсолютные вещные правоотношения. Для вещного правоотношения характерно, что субъект в нем реализует право на имущество в соответствии с законом, определяющим ему меру возможного поведения по владению, пользованию и распоряжению. Объектом правоотношения, по поводу которого оно складывается, выступает вещь.

В предпринимательском праве регулируемые вещные отношения связаны с производством, обменом, распределением и производственным потреблением. Ввиду этого объектами вещных правоотношений здесь выступает то, что участвует в этих воспроизводственных процессах. Предметы, служащие удовлетворению личных потребностей вне производства, не являются объектами хозяйственно-правовых вещных правоотношений.

Абсолютным вещным правом, не корреспондирующим ни с одним конкретным субъектом, является право собственности. Право собственности дает его субъекту возможности владения, пользования и распоряжения имуществом по своему усмотрению в соответствии с законом. Это право используется для осуществления хозяйствования на базе собственного имущества государством, муниципальными образованиями, субъектами частной собственности.

Абсолютно-относительные вещные правоотношения. К их числу относятся правоотношения, складывающиеся при реализации права хозяйственного ведения, оперативного управления.

Они являются абсолютно-относительными, потому что субъект такого права реализует свои возможности вне взаимодействия с другими субъектами. Он владеет, пользуется и распоряжается имуществом "абсолютно", не сообразуя своих возможностей ни с кем, кроме собственника, с которым он состоит в относительном правоотношении.

Правоотношения такого рода складываются при предоставлении государственного и муниципального имущества предприятиям, учреждениям. Объем таких прав по владению, пользованию и распоряжению закрепленным имуществом определяется соответствующим юридическим титулом.

Абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности . Конструкция абсолютного правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности, впервые предложенная В.С. Мартемьяновым (см.: Мартемьянов В.С. Хозяйственное право. М., 1994. Т. 1. С. 42 - 43), является дискуссионной и признается не всеми учеными - представителями науки предпринимательского (хозяйственного) права. Для таких правоотношений характерно, что они складываются по поводу ведения собственной деятельности, которая выступает в качестве объекта правоотношения. Конструкция же правовой связи такова, что у субъекта, осуществляющего хозяйствование по установленным законом правилам, нет конкретных обязанных лиц. Все другие субъекты обязаны считаться с возможностью ведения предпринимательской деятельности данным субъектом и не препятствовать ее реализации, а в соответствующих случаях - содействовать ей. Мера возможного поведения при осуществлении такой деятельности очерчена законом. Если ее нормальное течение прерывается под влиянием третьих лиц или в результате нарушения установленного порядка ведения такой деятельности самим субъектом права, абсолютное правоотношение превращается в относительное: предприятие получает право устранить незаконное нарушение его права либо, наоборот, обязано по требованию уполномоченного субъекта прекратить нарушение закона.

Например, если организация осуществляет свою деятельность с соблюдением норм по ведению бухгалтерского, налогового учета, представлению бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности, положений технического регулирования, лицензирования, в соответствии с экологическими требованиями, противопожарными правилами и другими установленными нормативными правовыми актами требованиями, складывающееся при этом правоотношение имеет конструкцию абсолютного. Если субъект нарушает установленные нормы, компетентные государственные органы вправе потребовать пресечения допущенных нарушений и возмещения убытков, наступивших для государства. Правоотношение при этом трансформируется в относительное.

Неимущественные хозяйственные правоотношения складываются по поводу неимущественных благ, используемых субъектами хозяйствования в своей деятельности, таких как фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара, коммерческая тайна и др. Никто, кроме субъекта - носителя этих прав, без его разрешения не может воспользоваться фирменным наименованием, товарным знаком и знаком обслуживания, менять наименование места происхождения товара, приобретать информацию, составляющую коммерческую тайну, и разглашать и использовать ее в своей деятельности. В ходе нормальной реализации неимущественных прав складывающееся правоотношение является абсолютным.

При нарушении таких прав возникает конкретное обязательство по их защите от нарушения, и из неимущественного правоотношение трансформируется в имущественное. Потерпевший, защищая свои неимущественные права, может требовать возмещения убытков от нарушителя. Можно сделать вывод, что хозяйственные отношения неимущественного характера несут в себе изначально имущественный потенциал и защищаются мерами имущественного характера.

Хозяйственные обязательства. В обязательственных правоотношениях один участник вправе требовать от другого совершения соответствующих действий. Обязанный субъект обязан их исполнить, т.е. передать имущество, выполнить работы, оказать услуги.

Хозяйственные обязательства, в зависимости от того, какую сферу взаимодействия субъектов предпринимательского права они обслуживают, подразделяются на четыре основных вида:

1) хозяйственно-управленческие;

2) внутрихозяйственные;

3) территориально-хозяйственные;

4) оперативно-хозяйственные.

При рассмотрении четырех основных видов хозяйственных обязательств необходимо обратить внимание:

На основания возникновения;

Участников хозяйственных правоотношений;

Источники правового регулирования.

Хозяйственно-управленческие обязательства порождаются актами государственных органов, органов местного самоуправления, которыми осуществляется регулирование предпринимательской деятельности. Например, такие обязательства могут возникать в результате издания антимонопольным органом актов о разделении (выделении) хозяйствующего субъекта, издания акта налоговым органом и т.п.

Источниками правового регулирования отношений указанного характера является весь массив нормативных актов, устанавливающих меры государственного руководства и контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов и возможность применения мер для обеспечения публичного интереса.

Внутрихозяйственные обязательства возникают по горизонтали между подразделениями хозяйствующих субъектов, а также по вертикали между ними и самой организацией. Обязательства могут устанавливаться в силу актов хозяйственного руководства, издаваемых организацией в адрес своих подразделений, и на основе внутрихозяйственных договоров между цехами, участками, бригадами, звеньями.

Во внутрихозяйственных обязательствах для одной стороны характерна обязанность выполнения работ, оказания услуг, а для другой - обеспечения условий их выполнения. Обязательства могут быть и взаимными. Например, один цех предприятия взамен на получение услуги по ремонту оборудования обязуется оказать другому цеху иные услуги.

К числу внутрихозяйственных следует также отнести правоотношения, основанные на факте участия (членства) лица в хозяйственном обществе, хозяйственном товариществе, кооперативе. Данные правоотношения в силу их многообразия носят различный характер. В частности, предлагается выделять управленческие внутрихозяйственные отношения, складывающиеся в процессе самоорганизации и самоуправления в коммерческих организациях. Источниками правового регулирования обязательственного внутрихозяйственного отношения являются локальные нормативные акты.

Территориально-хозяйственные обязательства представляют собой отношения территориальных субъектов (Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований) между собой и с организациями. Это обязательственные отношения горизонтального характера на макроуровне.

Территориально-хозяйственные обязательства в подавляющем большинстве случаев имеют основанием возникновения договор и только в случаях, прямо предусмотренных законом, - акт органа власти или местного самоуправления. Согласно заданию или договору хозяйствующий субъект обязуется произвести для данного публичного образования конкретное количество продукции или товаров, оказать определенный объем услуг, а соответствующее территориальное образование имеет право требовать выполнения обязательств и, в свою очередь, обязуется финансировать их выполнение.

Эти обязательства не всегда имеют товарно-денежную форму, но носят стоимостной характер, поскольку все намечаемое в них имеет количественное и стоимостное выражение.

Оперативно-хозяйственные обязательства возникают между несоподчиненными субъектами хозяйствования в силу хозяйственных договоров, ибо основным средством сотрудничества в рыночных условиях стал договор. Плановые увязки встречаются в особых случаях, прямо указанных в нормативных актах. Например, директивное планирование может применяться в отношении казенных предприятий.

Участниками оперативно-хозяйственных обязательств являются индивидуальные предприниматели и организации, ведущие хозяйственную деятельность. Источниками правового регулирования оперативно-хозяйственных обязательств являются ГК РФ и акты специального законодательства.

Субъекты хозяйственной деятельности - это носители хозяйственных прав и обязанностей, наделенные компетенцией, обладающие обособленным имуществом, зарегистрированные в уставном порядке или легитимированные иным образом, осуществляющие хозяйственную деятельность, приобретающие права и обязанности от своего имени и несущие самостоятельную имущественную ответственность. Для того чтобы субъект хозяйственной деятельности являлся субъектом хозяйственных правоотношений необходимо: Наличие правовой нормы, предусматривающей возникновение прав и (или) обязанностей Наличие у субъекта хозяйственной правоспособности и хозяйственной дееспособности Наличие юридического факта - событие или действие, влекущее за собой образование прав. Существует несколько признаков, по которым классифицируются субъекты хозяйственной деятельности. Они могут быть: по форме собственности - государственные, муниципальные, частные; по происхождению капитала - национальные, иностранные, совместные; по размеру капитала - крупные, средние, малые; по образованию юридического лица - индивидуальные предприниматели, фермерские хозяйства, юридические лица. Субъект хозяйственной деятельности может быть создан путем учреждения нового или реорганизации существующего юридического лица (путем слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования). Далее в контрольной работе мной будут подробно рассмотрены виды субъектов хозяйственной деятельности, выделяемые по признаку «образование юридического лица». Субъекты хозяйственной деятельности без образования юридического лица Предпринимательской (хозяйственной) признается самостоятельная производственная деятельность, осуществляемая на свой риск и направленная на систематическое получение прибыли (ст. 2 Гражданского Кодекса). Следовательно, гражданин (физическое лицо), работающий по трудовому договору, не является предпринимателем, т.к. он действует не на свой риск, а выполняет поручения работодателя. Необходимым условием для занятия гражданином предпринимательской (хозяйственной) деятельностью является его дееспособность и государственная регистрация в качестве предпринимателя. Государственная регистрация предпринимателя производится на основании его заявления, которое может быть послано и по почте. В заявлении указываются виды деятельности, которыми гражданин намерен заниматься. Регистрация производится в день поступления документов. Основанием отказа может быть недееспособность предпринимателя, намерение заняться запрещенной законом деятельностью или отсутствие лицензии, если она нужна. Отказ или уклонение от регистрации могут быть обжалованы заявителем в судебном порядке. После уплаты регистрационного сбора заявителю выдается свидетельство, которое является основным документом, удостоверяющим его право на предпринимательскую деятельность. Свидетельство выдается на определенный срок. В нем указываются виды деятельности, которыми вправе заниматься предприниматель. Для занятия предпринимательской деятельностью необходима полная дееспособность. Следовательно, самостоятельно заниматься этим граждане могут по достижении 18 лет, если они не ограничены в дееспособности по состоянию здоровья вследствие злоупотребления спиртными напитками и наркотическими средствами. Последние могут заниматься предпринимательской деятельностью с согласия попечителя. Лицо, вступившее в брак до достижения 18 лет, признается полностью дееспособным и поэтому вправе самостоятельно заниматься предпринимательской деятельностью. То же относится к эмансипированным которые занимаются предпринимательской деятельностью, за исключением той, для которой федеральным законом установлен возрастной ценз. Правоспособность индивидуального предпринимателя практически приравнена к правоспособности юридических лиц - коммерческих организаций. Он может иметь права и нести обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом Деятельность предпринимателя может основываться на наемном труде, что вытекает из Гражданского Кодекса. Однако он не вправе создавать предприятия, оставаясь собственником переданного им имущества, так как после введения в действие Гражданского Кодекса коммерческие организации могут создаваться исключительно в тех организационно - правовых формах, которые предусмотрены для них главой 4 Гражданского Кодекса. Индивидуальные предприниматели могут вести производственную деятельность коллективно на основании договора простого товарищества, в силу которого двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной, не противоречащей закону цели. В соответствии со ст.2 ХК Украины участниками правоотношений в сфере хозяйствования являются субъекты хозяйствования, потребители, органы государственной власти и органы местного самоуправления, наделенные хозяйственной компетенцией, а также граждане, общественные и другие организации, которые выступают учредителями субъектов хозяйствования либо осуществляют относительно их организационно-хозяйственные полномочия на основе отношений собственности. В ч.2 ст.55 ХК Украины субъектами хозяйствования признаются:

  • 1) хозяйственные организации - юридические лица, созданные в соответствии с ГК Украины
  • 2) граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, осуществляющие хозяйственную деятельность и зарегистрированные в соответствии с законом в качестве предпринимателей;
  • 3) филиалы, представительства, другие обособленные подразделения хозяйственных организаций,

Понятие субъекта хозяйственного права обосновано теорией хозяйственного права, которая исходит из того, что субъектами хозяйственного права есть участники хозяйственных отношений, т.е. организации и их структурные подразделы. Отдельные граждане, если они осуществляют предпринимательство без создания предприятия, также должны признаваться субъектами хозяйственного права, а не субъектами гражданского права, как считалось раньше, хотя их правовой статус нуждается в детальном исследовании.

Среди организаций - субъектов хозяйственного права можно выделить: а) организации, которые в виде профессионального промысла вырабатывают и реализуют для общественных (не собственных) потребностей продукцию, выполняют работы, предоставляют услуги; б) организации - потребители результатов хозяйственной деятельности; в) организации, которые осуществляют профессиональную управленческую деятельность в экономике.

Субъекты хозяйственного права действуют или как владельцы основных средств производства (например, кооперативы, хозяйственные общества), или как хозяйствующие субъекты, основанные собственниками (например, государственное предприятие, частное предприятие, предприятие, основанное кооперативом). Управленческие организации - министерства, ведомства - определенные законом как уполномоченные владельцем (владельцами) органы (ст. 33 Закона Украины "О собственности", ст. 5 Закона Украины "О предприятиях в Украине"). Субъекты хозяйственного права имеют ряд признаков правосубъектности, закрепленных хозяйственным законодательством.

Во-первых, эти субъекты имеют определенную организационно-правовую форму, в которой осуществляется хозяйственная или управленческая деятельность.

Организационно-правовую форму можно определить как предусмотренную или санкционированную правом организационную структуру, в которой действует субъект хозяйственного права. Это или одна из форм предприятия, или учреждение (например, министерство), или организация (например, объединение граждан, которое является участником хозяйственных отношений).

По общему правилу, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации отдельных организационных форм субъектов хозяйственного права определяется законодательством Украины (предприятия, объединение предприятий, министерства и т.п.). Кроме того, предприниматель имеет право выбора организационно-правовой формы своего предприятия. Это может быть одна из предусмотренных законом форм или даже и не предусмотренная (например, заимствованная из-за границы). В этом случае предприниматель руководствуется Законом Украины "О предпринимательстве" и своим уставом.

Вторым признаком субъекта хозяйственного права есть то, что он имеет юридически отделенное и закрепленное за ним имущество в форме основных фондов, оборотных средств, других ценностей. Т.е. в имущественном отношении субъект хозяйственного права есть самостоятельным и не зависит в своих решениях от основателей и участников. Имущество субъекта хозяйственного права отделяется и закрепляется за ним в правовой форме, элементами которой хозяйственное право определило учредительные документы (учредительный договор, устав, акт о создании, положении) субъекта, самостоятельный или сведенный (для хозяйственных объединений) баланс, который отображает стоимость имущества субъекта в целом, текущий и другие счета в банках.

Правом собственности и хозяйственным законодательством относительно управления имуществом определяется правовой титул, за которым имущество принадлежит субъекту. Это может быть право собственности, право полного хозяйственного ведения (в частности, относительно государственных предприятий), право оперативного управления (относительно министерств, других государственных учреждений и организаций, которые находятся на государственном бюджете, относительно казенных предприятий), право аренды (арендные и другие предприятия, образованные на базе арендованного имущества).

Третьим, сугубо юридическим признаком субъекта хозяйственного права есть его хозяйственная правосубъектность. Субъект хозяйственного права имеет основанную на законе возможность приобретать от своего имени имущественные и личные неимущественные права, вступать у обязательство, выступать в судебных органах. Правосубъектность субъекта хозяйственного права доктринально определяется как хозяйственная компетенция, т.е. совокупность установленных законодательством и приобретенных в хозяйственном правоотношении прав и обязанностей. Субъекты хозяйственного права (кроме подразделов организаций и граждан-предпринимателей) являются юридическими лицами.

Итак, субъекты хозяйственного права - это организации, которые на основе юридическое отделенного имущества в пределах своей хозяйственной компетенции непосредственно осуществляют хозяйственную деятельность и использование ее результатов или управленческую деятельность в экономике.

Хозяйственное законодательство и право регулирует условия создания и деятельности разных видов субъектов. Каждый вид имеет законодательно определенные название и правовое положение. Субъектов хозяйственного права классифицируют на виды согласно объективному материальному критерию. Таким критерием законодатель считает содержание деятельности или функции субъекта, которые он выполняет в экономической системе Украины.

Учитывая особенности функций, хозяйственное законодательство определяет правовое положение таких субъектов хозяйственного права, как: 1) предприятия и их структурные подразделы; 2) объединение предприятий; 3) финансовые и посреднические институты; 4) граждане-предприниматели; 5) органы государственной исполнительной власти в экономике. Кроме того, в каждой из этих групп учитываются особенности правового положения отдельных видов субъектов хозяйственного права.

Предприятия согласно их функциям занимают главное место в экономике. С учетом социально-экономической роли предприятий законодатель квалифицирует их как основное организационное звено народного хозяйства Украины. Такая квалификация обусловлена тем, что предприятие является хозяйственной организацией, хозяйствующим субъектом. Коротко предприятие определяется как хозяйствующий субъект, который создается для осуществления хозяйственной деятельности с целью получения прибыли, которая имеет необходимые для этого полномочия и регистрируется в определенном законом порядке как коммерческое юридическое лицо. Термина "предприятие" в зарубежном коммерческом праве отвечают понятие "компания" или "корпорация".

Субъектами хозяйственной деятельности есть также подразделы предприятий (ст. 7 Закона Украины "О предприятиях в Украине") и других хозяйственных организаций. Они создаются самыми организациями для определенной хозяйственной деятельности. Функции и компетенцию таких субъектов определяют предприятия в положениях о них. Положения утверждают органы управления организаций. Эти субъекты не регистрируются как юридические лица.

Вторым видом субъектов хозяйственного права есть объединения предприятий, которые определяется как хозяйственная организация, создаваемая на добровольных началах двумя и больше предприятиями для общего выполнения делегированных участниками производственных, коммерческих, научных и других определенных уставом (договором) функций и зарегистрированная как юридическое лицо. Объединениями согласно законодательству являются ассоциации, корпорации, концерны, консорциумы и другие производственно-хозяйственные комплексы. Специфическим видом хозяйственного объединения есть промышленно-финансовая группа. Объединение предприятий создается лишь в том случае, если это не противоречит антимонопольному законодательству Украины.

Третьим видом субъектов хозяйственного права есть так называемые финансовые и посреднические институты, которые принадлежат к инфраструктуре рынка. Общая черта, которая их объединяет, - обслуживание рынка. Финансовый институт можно определить как организацию, которая основывается в форме акционерного или другого общества и регистрируется как юридическое лицо, которое обеспечивает функционирование рынков товаров и капиталов. Такие акционерные и другие хозяйственные общества осуществляют кредитование хозяйствующих субъектов, инвестирование объектов предпринимательства и другой деятельности, предоставляют страху, коммерческие и посреднические услуги. Названия этих субъектов определяются в зависимости от вида деятельности: банки, инвестиционные фонды, инвестиционные компании, страховые компании, товарные и фондовые биржи, доверительные общества и т.п..

Четвертым видом субъектов хозяйственного права есть граждане-предприниматели (граждане Украины, иностранные граждане, лица без гражданства). Эти лица имеют право осуществлять предпринимательскую хозяйственную деятельность в любых организационных формах по их выбору (ст. 6 Закона Украины "О предпринимательстве"). В частности, если деятельность физический лиц осуществляется с привлечением нанимаемой работы, она регистрируется как частное предприятие.

Пятым видом субъектов хозяйственного права есть органы власти и органы административно-хозяйственного управления и контроля. Согласно Закону Украины "О защите экономической конкуренции" от 11 января 2001 г. органы власти - это министерства и другие центральные органы исполнительной власти, Верховная Рада Автономной Республики Крым и органы исполнительной власти Автономной Республики Крым, государственные органы, которые осуществляют регулирование деятельности субъектов естественных монополий, рынка ценных бумаг, государственные органы приватизации, Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания, местные органы исполнительной власти; органы административно-хозяйственного управления и контроля - это субъекты хозяйствования, объединение, другие лица в части выполнения ими функций управления или контроля в пределах делегированных им полномочий органов власти или органов местного самоуправления; Вышестоящим органом в системе органов исполнительной власти есть Кабинет Министров Украины, который направляет и координирует работу министерств, других органов исполнительной власти. Кабинет Министров может образовывать правительственные органы государственного управления (департаменты, службы, инспекции), которые действуют в составе соответствующего центрального органа исполнительной власти. Правительственные органы государственного управления осуществляют: управление отдельными подотраслями или сферами деятельности; контрольно-надзорные функции; регулятивные и разрешительно-регистрационные функции относительно физических и юридических лиц.

К системе центральных органов исполнительной власти входят министерства, государственные комитеты (государственные службы) и центральные органы исполнительной власти со специальным статусом (Антимонопольный комитет Украины, Государственная налоговая администрация Украины, Государственная таможенная служба Украины и др.). Центральные органы исполнительной власти могут иметь свои территориальные органы, которые образовываются, реорганизовываются и ликвидируются в порядке, установленном законодательством.

Под хозяйственными правоотношениями понимаются урегулированные нормами хозяйственного права отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, а также вследствие государственного воздействия на участников рынка, которые связаны взаимными правами и обязанностями. Они представляют собой правовую взаимосвязь между субъектами хозяйствования, которая проявляется в их содержании, которое сводится к субъективным права и обязанностям этих субъектов.

Для уяснения конструкции правоотношений прибегают к теоретическому их делению на абсолютные и относительные.

В абсолютном правоотношении субъекту права противостоит неопределенное количество обязанных субъектов с пассивной обязанностью не препятствовать управомоченному лицу в осуществлении своего права.

В относительном правоотношении субъекту права противостоит конкретная обязанная сторона.

Субъектами хозяйственных правоотношений являются граждане, имеющие статус предпринимателя, юридические лица, а также государство в лице соответствующих органов обладающих определенной компетенцией.

Объектами хозяйственных правоотношений являются:

вещи, включая деньги, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; собственная деятельность субъекта хозяйствования; неимущественные блага, используемые при ведении хозяйственной деятельности (право на товарный знак, фирменное наименование, коммерческая тайна).

Хозяйственные правоотношения по их конструкции, объектам и содержанию можно классифицировать следующим образом:

абсолютные вещные правоотношения; абсолютно-относительные вещные правоотношения; абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности; неимущественные абсолютные правоотношения; обязательственные правоотношения.

Для абсолютного вещного правоотношения характерно, что субъект в нем реализует свое право на имущество в соответствии с законом, который определяет ему меру возможного поведения по владению, пользованию и распоряжению имуществом. Объектом этого правоотношения является вещь, принадлежащая субъекту на праве собственности, что дает возможность ему распоряжаться ею вне взаимодействия с другими субъектами. Этим правом пользуются при осуществлении своей хозяйственной деятельности государственные образования, субъекты частной собственности.

Абсолютно-относительные вещные правоотношения.

К их числу относятся право хозяйственного ведения, оперативного управления. Они относятся к таковым, в связи с тем, что субъект этого права реализует свое право на имущество «абсолютно», т.е. вне взаимодействия с другими субъектами и кроме как с собственником ни с кем не состоит в относительном правоотношении. Объем прав при этом определяется собственником имущества.

Абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности. Для этих правоотношений характерно, что они складываются по поводу ведения собственной деятельности субъектом хозяйствования. У субъекта ведущего хозяйственную деятельность отсутствуют обязанные лица, но все в свою очередь должны считаться с его правом вести хозяйственную деятельность и не препятствовать ей. Мера возможного поведения субъектов – очерчена законом.

Неимущественные хозяйственные правоотношения складываются по поводу неимущественных благ, используемых субъектом хозяйствования в своей предпринимательской деятельности, таких как товарный знак, фирменное наименование, коммерческая тайна и другие. Данное правоотношение является абсолютным в связи с тем, что никто, кроме субъекта, обладающего этим правом, не может без законных оснований пользоваться принадлежащими ему неимущественными благами. При нарушении таких прав другими субъектами, это правоотношение перерастает в относительное, т.к. у субъекта появляется возможность требовать от лиц, нарушивших его право на неимущественные блага, устранения нарушения.

Обязательственные хозяйственные правоотношения. Это правоотношения, в которых два контрагента связаны взаимными правами и обязанностями между собой. Основой этих правоотношений служит договор (контракт). Хозяйственные обязательства в зависимости от того, какую сферу взаимодействия субъектов хозяйственного права они обслуживают, подразделяются на четыре вида:

хозяйственно-управленческие (возникают на основе актов государственных органов); внутрихозяйственные (возникают между подразделениями предприятий и руководством этого предприятия); оперативно-хозяйственные (возникают между несоподчиненными субъектами хозяйствования в силу хозяйственных договоров); территориально-хозяйственные (отношения территориальных субъектов между собой и с предприятиями).

Субъектами или участниками хозяйственных правоотношений, регулируемых нормами хозяйственного права, являются:

1. индивидуальные граждане;

2. юридические лица, т.е. предприятия, организации, осуществляющие хозяйственную деятельность;

3. РФ как государство в целом;

4. субъекты РФ и муниципальные образования.

Хозяйственные отношения между перечисленными субъектами кроме хозяйственного права регулируются гражданским, административным и финансовым отраслями права.

Права и обязанности хозяйствующих субъектов, регулируемые хозяйственным правом, вытекают из:

· договоров, предусмотренных законом;

· актов государственных органов власти;

· различных судебных решений;

· на основании приобретения имущества на законных основаниях.

Защита прав хозяйствующих объектов осуществляется различными путями:

1. признание права;

2. восстановление положения, существовавшего до нарушения права;

3. в результате самозащиты прав;

4. в результате взыскания убытков;

5. компенсация морального ущерба и др.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в своей собственности в хозяйственном ведении или в оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, несет за него ответственность и может быть истцом и ответчиком в суде (ГК РФ ст.48).

По характеру деятельности юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие. Некоммерческие организации обычно не занимаются предпринимательской деятельностью, так как извлечение прибыли для них является основной целью. Они могут быть созданы в виде потребительского кооператива, общественной и религиозной организации (объединения), фонда, учреждения и объединения юридических лиц (ассоциаций и союзов). Коммерческие же организации по организационно-правовой форме могут быть разделены на:

· хозяйственное товарищество (полное товарищество, товарищество на вере);

· хозяйственное общество (общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество, общество с дополнительной ответственностью):

· производственный кооператив;

· унитарное предприятие.

Учредительными документами являются:

· Устав для АО

· Учредительный договор для товарищества

· Устав и учредительный договор для ООО.

Учредительный договор заключается, а Устав утверждается. Учредители юридического лица - основатели юридического лица, которые принимают участие в образовании его имущества и берут на себя обязательства согласно юридическим документам. Кроме обязательств учредительные документы определяют порядок и условия распределения прибыли между учредителями, порядок управления деятельностью юридического лица, а также порядок выхода учредителей из состава юридического лица.

Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции в порядке, определенном законом. Все юридические лица, прошедшие регистрацию, в том числе и коммерческие, включаются в единый государственный реестр юридических лиц, который открыт для всеобщего ознакомления. Государственный реестр содержит сведения о всех юридических лицах: вновь созданных, реорганизованных, а также ликвидированных, независимо от их государственно-правовой формы, формы собственности и вида деятельности. После государственной регистрации юридическое лицо обязано в установленном порядке в 10-дневный срок встать на налоговый учет в государственную налоговую инспекцию.

Юридические лица, кроме финансированных за счет учредителей, отвечает по своим обязательствам принадлежащим им имуществом. Если банкротство юридического лица вызвано его учредителями или другими юридическими лицами, которые не имеют права давать указания данному юридическому лицу, на таких лиц накладывается ответственность, т.е. ответственность лица, которое в соответствии с правовыми нормами или условиями учредительных документов несет ответственность за другое юридическое лицо.

Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение или преобразование) может быть проведена либо по решению учредителей, либо по решению уполномоченных государственных органов (суда).

При слиянии юридических лиц права и обязанности присоединяются, при разделении - разделяются между новыми юридическими лицами. При реорганизации юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида, к вновь возникающему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица. Учредители или руководящий орган юридического лица, проходящего преобразование, обязаны в письменном виде уведомить об этом своих кредиторов. Ликвидация юридического лица влечет за собой прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей к другим юридическим лицам.

Юридическое лицо ликвидируется в следующих случаях:

· Когда истек срок, на который оно создано;

· В связи с достижением цели, ради которой создавалось это предприятие;

· По решению суда.

Юридическое лицо, являясь коммерческой организацией, может быть ликвидировано в случае признания его банкротом. При принятии решения о ликвидации юридического лица об этом должно быть сообщено органу, где осуществлялась регистрация юридического лица. Этот орган совместно с учредителями обязан создать ликвидационную комиссию и установить срок и порядок ликвидации юридического лица.

Хозяйственные правоотношения это урегулированные хозяйственно-правовыми нормами и находящиеся под охраной государства, возникающие в сфере предпринимательской деятельности коммерческие и некоммерческие общественные отношения, субъекты которых взаимно связаны между собой субъективными правами и юридическими обязанностями.

Хозяйственные правоотношения обладают определœенными признаками .

1. Так как хозяйственное право является комплексной отраслью, хозяйственные правоотношения регулируются довольно широким кругом нормативных правовых актов различных отраслей российского права: гражданского, финансового, налогового, земельного, административного и др.

2. Ограниченное, по сравнению с гражданским правом количество субъектов, к которым, прежде всœего, относятся организации и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также органы власти, контролирующие хозяйственные процессы.

3. Объединœение организационных и имущественных отношений.

4. Материальной основой хозяйственных правоотношений является общественное производство, деятельность хозяйствующих субъектов по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуᴦ.

Многообразие хозяйственных отношений позволяет выделить несколько их видов. К ним относятся производственно-хозяйственные, организационно-хозяйственные и внутрихозяйственные отношения.

Производственно-хозяйственными являются имущественные и другие отношения, которые возникают между субъектами предпринимательства при непосредственном осуществлении хозяйственной деятельности. К ним относятся, к примеру, договорные отношения между субъектами предпринимательской деятельности и, соответственно, отношения, возникающие между ними в случае нарушения обязательств.

Организационно-хозяйственные отношения - ϶ᴛᴏ отношения, которые складываются между хозяйствующими субъектами и субъектами, имеющими организационно-хозяйственные полномочия в процессе управления экономической деятельностью. Примерами таких правоотношений бывают отношения между Федеральной налоговой службой РФ и предпринимателœем по поводу уплаты налогов. К ним также можно отнести отношения между субъектом предпринимательской деятельности – юридическим лицом и его основателями.

Внутрихозяйственными , являются отношения, которые складываются между структурными подразделœениями субъекта хозяйственной деятельности и отношения хозяйствующего субъекта с его структурными подразделœениями. Такие отношения могут возникать, к примеру, в процессе утверждения положения о структурном подразделœении (филиале, представительстве) и выделœении ему имущества субъектом предпринимательской деятельности.

В состав любого правоотношения входят четыре элемента: субъекты, объекты, субъективные права и юридические обязанности. Последние два составляют содержание любого правоотношения. Субъективные права в сфере хозяйственного права могут носить как активный так и пассивный характер. С одной стороны субъекты предпринимательской деятельности своими активными действиями реализуют право на осуществление экономической деятельности, производят товары, оказывают услуги, с другой стороны они же имеют право требовать совершения активных действий и от контрсубъекта – выполнить условие договора, вернуть долг, произвести качественно и вовремя работы и т.д.

Активной и пассивной может быть и обязанность. В первую очередь, субъекты хозяйственного права обязаны совершать определœенные действия: выполнять условия договора, платить налоги, регистрироваться, получать лицензии и т.д. (активная обязанность). Во-вторых, они обязаны воздерживаться от каких-либо действий, нарушающих интересы контрсубъекта или государства, не осуществлять противоправные действия и др. (пассивная обязанность).

Субъектами хозяйственных правоотношений являются лица, которые вступают в данные отношения, являясь носителями субъективных прав и юридических обязанностей в сфере предпринимательской деятельности. Их можно разделить на две группы – индивидуальные субъекты и коллективные.

1. Индивидуальные субъекты - ϶ᴛᴏ физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

2. Коллективных субъектов (юридические лица) можно разделить на две группы:

а) коммерческие организации (хозяйственные общества: акционерные общества; общества с ограниченной ответственностью; общества с дополнительной ответственностью; хозяйственные товарищества; производственные кооперативы; государственные (муниципальные) унитарные предприятия и др.

б) некоммерческие организации: общественные объединœения, религиозные организации, автономные некоммерческие организации и др.

Объектами хозяйственных правоотношений являются определœенные общественные блага, на которые направлены действия их участников, а также поведение субъектов предпринимательской деятельности.

К объектам хозяйственно-правовых отношений относятся: 1) вещи, предметы, ценности включая деньги и ценные бумаги, иное имущество; 2) действия обязанных субъектов; 3) собственная деятельность субъекта права; 4) неимущественные блага, используемые при ведении хозяйственной деятельности (фирменное наименование, товарный знак, коммерческая тайна и др.).


Хозяйственные правоотношения представляют собой правовую связь между субъектами, содержание которой составляют субъективные права и обязанности.
Хозяйственные правоотношения можно разделить на два вида:
1) вертикальные – это отношения, складывающиеся между субъектами хозяйствования и государственными органами, регулирующими эту деятельность различными способами и в различных формах. Одной из сторон таких отношений выступает субъект хозяйствования, а другой – орган государственного управления;
2) горизонтальные – это отношения, складывающиеся между субъектами хозяйствования в процессе осуществления хозяйственной деятельности. Большая часть этих отношений урегулирована нормами гражданского права и строится на равенстве их участников.
Наиболее полное представление о хозяйственных правоотношениях возникает тогда, когда оно рассматривается в виде составляющих его элементов, к числу которых относят: субъект, объект и содержание, юридические факты.
В хозяйственных правоотношениях участвуют субъекты хозяйствования (коммерческие, некоммерческие юридические лица и индивидуальные предприниматели), Республика Беларусь, ее административно-территориальные единицы в лице соответствующих компетентных органов.
Носителями хозяйственных прав и обязанностей являются наделенные компетенцией субъекты, обладающие обособленным имуществом, на базе которого они ведут предпринимательскую и иную хозяйственную деятельность, зарегистрированные в установленном законом порядке, приобретающие права и обязанности от своего имени и, как правило, несущие самостоятельную имущественную ответственность.
Субъекты могут быть субъектами хозяйственных правоотношений при наличии следующих условий:
1. хозяйственно-правовой нормы, предусматривающей права и (или) обязанности субъекта;
2. хозяйственной право- и дееспособности;
3. основания возникновения, изменения и прекращения правоотношения (юридический факт).
Классификация субъектов хозяйственно деятельности можно проводить по ряду признаков:
1) в зависимости от наличия или отсутствия юридического лица субъекты делятся на индивидуальных предпринимателей и юридических (коммерческих и некоммерческих) лиц;
2) по признаку происхождения собственности субъекты делятся на государственные и частные;
3) по признаку происхождения капитала:
– национальные;
– совместные;
– предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам;
4) по признаку основной деятельности различают субъектов в сферах промышленности, сельского хозяйства, транспорта, торговли и др.
Особое место среди субъектов занимает государство. Так, Республика Беларусь, административно-территориальные единицы участвуют в хозяйственных отношениях на равных с иными участниками условиях.
В тоже время государство в лице его государственных органов регулирует отношения, складывающиеся между субъектами хозяйствования, т.е. выступает субъектом так называемых правоотношений по вертикали.
Объектами хозяйственных правоотношений выступают фактические общественные отношения, возникающие при осуществлении хозяйственной деятельности. Под непосредственными объектами хозяйственных правоотношения понимают материальные и нематериальные блага, по поводу которых участники вступают в фактические отношения. К ним относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, действия обязанных субъектов, неимущественные блага, используемые при ведении хозяйственной деятельности (товарный знак, фирменное наименование и т. д.).
Содержание хозяйственных правоотношений составляют субъективные права и юридические обязанности его участников, являющие соответственно мерой возможного и должного поведения, обеспечиваемые в необходимых случаях государственным принуждением.
Законодательство основывается на признании неприкосновенности собственности участников хозяйственных правоотношений, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления своих прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебная защита.
Основанием возникновения, изменения и прекращения хозяйственных правоотношений являются юридические факты – определенные факты реальной действительности, конкретные жизненные обстоятельства, которые влекут возникновение, изменение или прекращение данных правоотношений. Классификацию юридических фактов можно провести по различным основаниям.
В зависимости от того, какие последствия они влекут их делят на:
– правообразующие;
– правоизменяющие;
– правопрекращаюшие.
По волевому основанию юридические факты делятся на:
– события (их наступление не зависит от воли субъектов права);
– действия (акты волевого поведения субъектов).
В хозяйственном праве правообразующими факторами предстают преимущественно действия участников правоотношений. События не играют существенной роли, они встречаются главным образом в качестве правоизменяющих и правопрекращающих обстоятельств.
Действия участников правоотношений в свою очередь можно разделить на правомерные и неправомерные. Правомерные действия делятся на юридические акты и юридические поступки. Юридические акты могут быть четырех видов:
1) акты – предписания (например, акты антимонопольного характера);
2) акты – соглашения (соглашения и договоры);
3) акты – разрешения (например, лицензирование);
4) акты одностороннего характера (например, действия по исполнению обязательств либо применение мер оперативного воздействия, т.е. в договоре может быть записано «в случае нарушения сроков оплаты покупатель может быть переведен на предоплату»).
Неправомерные действия – это такие юридические факты, которые нарушают требования норм права и влекут для субъекта неблагоприятные последствия.
  • 8.Создание и гос регистрация субъектов предпринимательской деятельности.
  • 9. Понятие хозяйственных организаций. Учредительные документы хозяйственных организаций.
  • 14. Ооо и одо
  • 15. Представительства и филиалы. Дочерние и зависимые общества
  • 16.Производственные кооперативы (уставный фонд-400 евро min)
  • 17. Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)
  • 18.Некоммерческие организации
  • 24. Правовой режим уставного фонда (уф). Специальные фонды и резервы.
  • 25. Понятие, субъекты и объекты разгосударствления и приватизации гос. Собственности.
  • 26. Понятие и участники экономической несостоятельности.
  • 27. Процедуры банкротства.
  • 28. Органы управления в процедуре банкротства.
  • 29. Понятие и формы недобросовестной конкуренции и ответственность за нее.
  • 30. Понятие и виды монополистической деятельности. Виды ответственности за нарушение антимонопольного зак-ва.
  • 31. Понятие инвестиций и инвест-ой деят-ти. Суб-ты и об-ты инвест-ой деят-ти. Формы инв-ой деят-ти.
  • 32. Правовое положение иностр-ых инвестиций на территории рб.
  • 34. Порядок и способы закл-ия хоз.Дог-ов.
  • 35. Основ-я и порядок изм-я и расторж-ия хоз.Договора. Продление срока действия хоз.Дог. Толкование дог-ра.
  • 36. Понятие,источ-ки прав-го рег-ния дог-ра к-п. Виды дог-ра к-п.
  • 37.Содержание дог-ра к-п. Права, обяз-ти и отв-ть сторон дог-ра к-п.
  • 38.Понят.Дог.Розн.К-п.Эл-ты дог:предм.,стор.,форма и поряд.Закл-я,цена,срок.
  • 39. Содержание д-ра розничной купли-продажи. Права, обязанность и ответственность сторон д-ра р к-п. Законодательство о защите прав потребителей.
  • 40. Понятие и признаки договора поставки. Элементы договора поставки.
  • Договор поставки явл-ся двустор-им, возмездным и консенсуальным. Он относ-ся к дог-ам, широко распростр-ым в сфере мат.-технического снабжения и оптовой торговли.
  • Основными нормативными актами, регулирующими отношения по договору поставки являются:
  • 42. Понятие договора поставки для гос. Нужд. Форма и порядок заключения госконтракта на поставку товаров для гос. Нужд.
  • 43. Общая характеристика договора продажи предприятия.
  • 44. Понятие и правовая природа договора аренды. Элементы договора аренды.
  • 45. Содержание договора аренды. Права, обязанности и ответственность сторон.
  • 46.Понятие и признаки договора лизинга
  • 47. Понятие и виды договора подряда (дп).
  • 49. Содержание договора подряда (дп). Ответственность сторон по дп.
  • 50. Содержание договора строительного подряда (сп).Права, обязанности и ответственность сторон.
  • 51. Понятие договора займа. Элементы договора займа: стороны, предмет, форма, цена, срок, содержание. Ответственность заемщика.
  • 52. Понятие и содержание кредитного договора. Виды кредита.
  • 53. Понятие и содержание договора банковского счета. Виды счетов.
  • 56. Понятие и правовая природа договора поручения. Особенности коммерч. Представительства.
  • 57. Права, обязанности и ответственность сторон в договоре поручения.. Прекращение договора поручения..
  • 58.Понятие и правовая природа договора комиссии. Элементы договора комиссии.
  • 59. Содержание договора комиссии. Права, обязанности и ответственность сторон договора комиссии.
  • 60. Понятие и значение договора простого товарищества.
  • 62. Прекращение договора простого товарищества. Раздел имущества после прекращения договора простого товарищества.
  • 64. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности.
  • 66.Органы рассмотрения хоз.Споров. Система хоз.Судов рб.
  • 67.Понятие и виды хоз.Споров. Подведомственность дел хоз.Суду.
  • 68.Подсудность дел хозяйственному суду.Родовая и территориальная подсудность.
  • 69.Понятие, содержание и порядок предъявления иска в хоз.Суд.
  • 70.Права и обязанности сторон в процессе рассмотрения хоз.Споров
  • 71.Исп.Документы. Порядок предъявления иска к исполнению.Органы по исполнению.
  • III. Понятие и система хозяйственных правоотношений. Субъекты и объекты правоотношений

    Правоотношения - урегулированные нормами права обществ-е отношения соотв-щей отраслью права, имеющие особую юр. связь между их уч-ми и обеспеченной принудительной связью гос-ва.

    Правоотношения делятся на горизонтальные- отношения, складывающиеся между субъектами предприн. деят-сти; вертикальные – отношения, складывающиеся между субъектами предприним-ой деят-сти и соотв-ими органами гос.управления, регул-щими эту деят-ть разл-ми способами в различных формах.

    Структура правоотношений:

      Субъект - зарегистрированные субъекты хоз.деятельности.

      Непосредственным объектом хоз.правоотношений выступ-т фактич-е обществ-ые отнош-ия, возник-щие при осущ-лении предприним. деятельности. Опосредованным объектом хоз.правоотношений явл. оказание слуг, выпол-ие работ, пр-во прод-ии: вещи, деньги, цен. бум, результаты интеллект собств-сти, различные нематер-ые блага.

    ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ, ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЙ:

      Заключение договоров

      Вынесение судебных решений

      Принятие актов гос.органами

      Создание нового имущества

    IV. Государственное регулирование хоз.Деятельности

    Гос.регулирование - целенаправленная деят-ть соот-их законодательных и иных органов, которые посредством системы разл. форм, методов обеспечивает достижение поставленных целей и решение важнейших экон.,. соц. и др. задач в процессе регламентации хоз.отношений

    Государственное регулирование осуществляется через:

      систему определенных организационных структур (предикаты, комитеты,…)

      акты организационных структур

      систему распределения и перераспределения

      бюджет доходов между отраслями и регионами

      стимулирование. Дотации предприятий отрасли для обеспечения развития заданного направления

      систему контроля за соблюдением хоз.законадательства.

    Формы государственного регулирования:

      Прогнозирование - подготовка представлений (на бумажном носителе) о возможном развитии экономической и социальной сферы.

      Планирование - определение целей, задач, темпов, этапов, показателей, сроков достижения тех или иных результатов.

      Денежная политика - цены, каталоги, валютное регулирование

      Антимонопольное регулирование - обеспечивает условия для развития конкуренции, защиты прав потребителей.

    СПОСОБЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

      Административно - распределительный базируется на авторитете государственной власти, включает меры запрета, разрешения и предупреждения.

      Экономический - осуществляется через цены, налоги, финансовые средства.

    5. Понятие и виды субъектов хозяйственной деятельности

    Предпринимательство осуществляется:

    С образованием ЮЛ;

    Без образования ЮЛ- индивидуальное предпринимательство

    Организ-правовая форма- совок-ть имущ-ых,организационных отличий, способов формирования имущественной базы (УФ), особенности взаимодействия собственников учредителей, участников, а также ответственности друг перед другом и контрагентами

    Комерческие ЮЛ могут создаваться в организационно-правовых формах:

    Хоз обществ (ООО, ОДО, АО)

    Хоз товариществ(полные и коммандитные)

    Производственные кооперативы

    Унитарные предприятия

    Некоммерческие ЮЛ:

    Потребительские кооперативы

    Общественные и религиозные организации

    Благотворительные фонды

    Имущественные отличия проявляются в зависимости от того, на какой форме собственности или на базе какого вещного права осущетвляют свою деятельность

    В зависимости от объема прав на пользование имуществом различают:

    Обладающие правом собственности

    Обладающие правом оперативного управления

    Обладающие правом хозяйственного ведения (УП)

    Организационное отличие – особенность внутренней структуры в управлении хоз деятельности

    Ответственность. Участники полного товарищества солидарно несут субсидиарную ответственность всем своим имуществом.

    Солидарная ответственность – все участники несут равную ответственность кроме общества с дополнительной ответственностью.

    В производственных кооперативах участники отвечают субсидиарно и рискуют своим паем.

    6.Права и обязанности предпринимателей. Ответственность предпринимателей, при осуществлении хозяйственной деятельности.

    Права и обязанности возникают:

    Из договоров, сделок; из актов гос. Органов и органов местного управления и самоуправления; вследствие принятия судебных решений; создания и приобретения имущества; причинения вреда др лицу; вследствие необоснованного обогащения (сокрытия прибыли, необоснованное увеличение цены)

    Обязанности предпринимателей:

    Обязанности перед государсвом; перед наемными работниками(заключение договоров, контрактов, выплата з/п); перед контрагентами; перед потребителями.

    Ответственность:

    Перед своими обязательствами;

    В сфере предпринимательской деятельности;

    Виды ответственности:

    Гражданско-правовая (штрафы, неустойка, пени)

    Уголовная (за экономические преступления)

    Административная

    Вконтакте

    Субъектами хозяйственного права являются предприятия, учреждения, организации, их структурные подразделения, органы или граждане (участники хозяйственных отношений), которые осуществляют хозяйственную деятельность, потребляют ее результаты либо реализуют управленческую компетенцию или организационно - учредительные полномочия в сфере хозяйствования.

    Субъекты хозяйствования делятся

    1. По характеру и целям деятельности на:

    · субъекты, которые непосредственно осуществляют хозяйственную деятельность: индивидуальные предприятия; предприятия; др. хозяйственные организации (банки, биржи, страховые компании, инвестиционные фонды и компании, холдинги; нехозяйственные предприятия, когда они вступают в хозяйственные отношения.

    · субъекты, которые занимаются управлением хозяйственной деятельностью:

    Государственные органы хозяйственного управления;

    Государственные и коммунальные хозяйственные объединения;

    Отраслевые Министерства и т.д.

    2. По форме собственности на:

    · субъекты государственной собственности (государственные предприятия, государственные хозяйственные объединения и т.д.);

    · субъекты коммунальной собственности (коммунальные предприятия, коммунальные хозяйственные объединения и т.д.)

    · субъекты частной собственности (индивидуальные предприятия, хозяйственные общества, фермерские хозяйства им т. Д.)

    · Субъекты смешанной собственности (арендные прадприятия, предприятия с иностранными инвестициями и т.д.)

    3. По особому составу на

    · Индивидуальные предприятия;

    · Хозяйственные организации.

    Важнейшим субъектом и формой хозяйствования, согласно ст. 62 ХК Украины, является предприятие - самостоятельный субъект хозяйствования, созданный компетентным органом государственной власти или органом местного самоуправления или другими субъектами для удовлетворения общественных и личных потребностей путем систематического осуществления производственной, научно-исследовательской, торговой, иной хозяйственной деятельности.

    Предприятия могут создаваться как для осуществления предпринимательства, так и для осуществления некоммерческой хозяйственной деятельности. (Например, создаются госпредприятия для удовлетворения социальных нужд инвалидов) В этом отличие подхода ХК к понятию предприятия от существовавшего ранее в Законе « О предприятиях».

    Предприятие обладает правами юридического лица, действует на основе устава, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, счета в учреждениях банков, печать со своими наименованием и идентификационным кодом. Предприятие имеет право создавать филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения, самостоятельно определять численность работников и штатное расписание, обязано вести налоговый и бухгалтерский учет, сдавать отчетность в установленном порядке. Предприятие не имеет в своем составе юридических лиц.



    Хозяйственные общества – это предприятия или другие субъекты хозяйствования, созданные юридическими лицами и /или гражданами путем объединения их имущества и участия в предпринимательской деятельности общества с целью получения прибыли (виды - акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, полные общества и коммандитные общества)

    Объединение предприятий – это хозяйственная организация, образованная в составе двух или более предприятий с целью координации их производственной, научной и иной деятельности для решения общих экономических и социальных задач.

    Гражданин - признается субъектом хозяйствования, в случае осуществления им предпринимательской деятельности при условии государственной регистрации его в качестве предпринимателя без статуса юридического лица. в установленном порядке в качестве предпринимателя