Ограничения и запреты для государственных служащих. Ограничения и запреты связанные с государственной гражданской службой Соблюдение ограничений и запретов на госслужбе

Оформление документов

Ограничения и запреты на гражданской службе устанавливаются статьями 16 и 17 этого документа.

Ограничения, связанные с государственной гражданской службой

Фильтрация кандидатов на госслужбу начинается еще на уровне отбора. Согласно существующим требованиям, претендент на замещение вакантной должности должен:

  • достигнуть возраста 18 лет;
  • знать русский язык;
  • быть гражданином РФ;
  • отвечать необходимым квалификационным требованиям.

Государственный служащий не может занимать должность в госструктурах, а кандидат не может претендовать работу, если:

  • он признан недееспособным;
  • он осужден и имеет непогашенную судимость;
  • отказался от прохождения процедуры допуска к сведениям, которые являются государственной тайной;
  • имеет заболевание, препятствующее выполнению должностных обязанностей;
  • родственники являются начальниками или подчиненными;
  • вышел из Российского гражданства или приобрел иностранного гражданства;
  • предоставил недостоверные документы и сведения;
  • утратил доверие нанимателя;
  • не прошел военную службу без законных оснований.

Во время прохождения госслужбы работникам запрещено:

  • разглашать информацию, полученную в ходе выполнения служебных обязанностей;
  • заниматься предпринимательской деятельностью, как лично, так и через доверенных лиц;
  • работать на должностях выборного характера в органах местного самоуправления;
  • приобретать ценные бумаги, по которым может быть получен доход;
  • получать вознаграждения от физических и юридических лиц за выполнение должностных обязанностей;
  • выезжать за пределы РФ в рамках исполнения служебных обязанностей за счет физических и юридических лиц;
  • использовать материально-технические средства и имущество для посторонних целей, а также передавать их третьим лицам;
  • принимать награды от представителей иностранных государств и других религиозных, общественных и политических деятелей без разрешения нанимателя.

Полный список запретов содержится в статье 17 .

Как проверяется выполнение запретов

Проверка соответствия кандидата и существующих сотрудников производится на основании предоставленных ими документов, а также анализа имеющейся в распоряжении государственных органов информации. Например, согласно статьям 20 и 20.1, кандидаты и сотрудники должны предоставлять сведения о доходах и расходах своих, а также близких родственников. Отказ от предоставления этих данных является основанием для расторжения контракта.

Ответственность за несоблюдение

За нарушение запретов и ограничений предусмотрена ответственность, которая определяется в зависимости от типа правонарушения. За дисциплинарные нарушения, согласно статье 57 , предусмотрены следующие взыскания:

  • замечание;
  • выговор;
  • предупреждение о неполном должностном соответствии;
  • увольнение с гражданской службы.

Более серьезные правонарушения квалифицируются по следующим нормативным актам:

  • статья 15 ГК РФ «Возмещение убытков»;
  • статья 1069 ГК РФ «Ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами»;
  • «Обязанность стороны трудового договора возместить ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора»;
  • статья 2.4 КоАП «Административная ответственность должностных лиц»;
  • глава 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления».

Этот список не является полным, однако общая тенденция в сфере наказаний за нарушение запретов на госслужбе заключается в том, что наказание может представлять собой дисциплинарное взыскание, штраф, возмещение убытков, а также лишение свободы в зависимости от степени тяжести проступка.

  • Государственная служба в системе власти и государственного управления
    • Концепция дихотомии государственной власти
    • Политическая власть и государственная служба: общее и особенное
    • Государственное управление как основная функция государственной гражданской службы
  • Теоретико-методологические основы государственной службы
    • Общенаучные подходы к теории государственной службы
      • Структура теории и методологии государственной службы
    • Понятие «государственная служба»
    • Характер государственной службы
      • Цели, задачи, функции государственной гражданской службы
  • Государственная служба как социально- правовой институт и профессиональная служебная деятельность
    • Государственная служба как социальный институт
    • Государственная служба как правовой институт
    • Государственная служба как профессиональная служебная деятельность
      • Профессиональная деятельность применительно к государственной службе
  • Система государственной службы Российской Федерации
    • Сущность и структура системы государственной службы современной России
    • Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы Российской Федерации
  • Федеральная государственная гражданская служба: сущность, структура, особенности
    • Федеральная государственная служба: понятие, отличительные черты, функции
    • Структура и особенности федеральной государственной службы
    • Специфика организации и функционирования гражданской службы в федеральных органах государственной власти
      • Государственная служба федеральной исполнительной власти
      • Государственная служба судебной ветви власти
  • Государственная служба субъектов Российской Федерации
    • Конституционные основы функционирования органов государственной власти субъектов РФ
    • Правовое регулирование и организация государственной гражданской службы субъектов РФ
    • Сравнительный анализ федерального законодательства и законодательства субъектов РФ по вопросам государственной гражданской службы
      • Поступление (прием) на государственную гражданскую службу
      • Правовое положение гражданского служащего субъекта РФ
  • Государственный служащий: понятие, классификация
    • Государственный служащий: понятие, признаки
    • Классификация государственных служащих Российской Федерации
  • Должности государственной гражданской службы Российской Федерации
    • Должности государственной службы: понятие
      • Признаки государственной должности
    • Классификация должностей государственной гражданской службы Российской Федерации
      • Квалификационные требования к должностям
    • Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы
  • Прохождение государственной гражданской службы
    • Теоретические основы прохождения государственной службы
    • Основные типы процесса прохождения государственной службы
    • Правовые и организационные основы прохождения государственной службы Российской Федерации
      • Организация прохождения государственной службы
  • Социальный и правовой статус государственного служащего России
    • Статус государственного служащего: понятие и классификация
    • Сущность и признаки социального статуса государственного служащего
    • Правовой статус государственного гражданского служащего Российской Федерации
      • Основные обязанности гражданского служащего
      • Ограничения, связанные с гражданской службой
      • Запреты, связанные с гражданской службой
  • Государственные гарантии и ответственность на гражданской службе Российской Федерации
    • Основные и дополнительные государственные гарантии гражданских служащих
    • Поощрения и дисциплинарные взыскания на гражданской службе
  • Управление государственной службой
    • Концептуальные основы управления государственной службой
      • Субъекты и объекты управления
    • Система управления государственной службой Российской Федерации
      • Федеральный уровень управления
      • Уровень управления субъектов РФ
    • Повышение эффективности системы управления государственной службой России
  • Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации
    • Теоретические основы реформирования государственной службы
    • Правовые основы реформирования системы государственной службы современной России. Федеральная программа реформирования
    • Основные направления реформирования и развития системы государственной службы Российской Федерации
    • Проблемы и перспективы развития государственной гражданской службы Российской Федерации
  • Государственная кадровая политика и кадровая доктрина
    • Теоретические основы государственной кадровой политики
    • Приоритетные направления государственной кадровой политики Российской Федерации
    • Кадровая доктрина. Проблемы государственной кадровой политики в современной России
  • Правовые основы и субъектно-объектная база государственной кадровой политики
    • Правовые основы государственной кадровой политики и кадровой деятельности современной России
    • Субъекты и объекты государственной кадровой политики
      • Объекты государственной кадровой политики
  • Основные принципы и механизмы реализации государственной кадровой политики
    • Основные принципы реализации государственной кадровой политики
    • Механизмы реализации государственной кадровой политики в системе государственного управления
      • Механизм нормативно-правового обеспечения кадровой политики
      • Механизм организационного обеспечения кадровой политики
      • Научно-исследовательский механизм кадровой политики
  • Государственная кадровая политика в системе государственной гражданской службы
    • Сущность, задачи и принципы кадровой политики
    • Приоритетные направления кадровой политики и кадровой работы
    • Развитие кадрового состава гражданской службы Российской Федерации
  • Кадровая работа и кадровая служба государственного органа
    • Кадровая работа в государственном органе: сущность и содержание
    • Кадровая служба государственного органа
  • Формирование кадрового состава гражданской службы
    • Квалификационные требования к должностям государственной гражданской службы
    • Теоретические и организационные основы отбора персонала
    • Способы замещения государственных должностей
  • Кадровые технологии оценки персонала государственной гражданской службы
    • Теоретические основы оценки персонала государственной службы
      • Методика оценки персонала государственной службы
    • Конкурс и испытание при поступлении на гражданскую службу
    • Аттестация на гражданской службе
      • Квалификационный экзамен гражданских служащих
  • Формирование и подготовка кадрового резерва на государственной службе
    • Концептуальные, правовые и организационные основы формирования кадрового резерва
    • Порядок формирования и подготовки кадрового резерва
    • Особенности формирования резерва управленческих кадров
      • Программа формирования резерва управленческих кадров города Москвы
  • Управление служебно-деловой карьерой
    • Служебно-деловая карьера: сущность, классификация, этапы
      • Продвижение по службе
    • Стратегия, тактика и технологии управления служебно-деловой карьерой
      • Кадровые технологии
    • Факторы служебного роста
  • Профессиональное развитие. Дополнительное профессиональное образование кадров гражданской службы
    • Правовая база и принципы профессионального развития гражданских служащих
    • Организация дополнительного профессионального образования
    • Государственный заказ на профессиональную переподготовку и повышение квалификации гражданских служащих
  • Коррупция в органах государственной власти
    • Сущность коррупции как социального явления
      • Аспекты коррупции
    • Причины и формы распространения коррупции в органах государственной власти
      • Формы проявления коррупции
    • Правые основы и меры противодействия коррупции в системе государственной службы
    • Организационные меры противодействия коррупции на государственной службе
  • Нравственные основы государственной службы и кадровой политики
    • Нравственные принципы кадровой политики и служебной деятельности государственных служащих
    • Требования к служебному поведению гражданских служащих. Урегулирование конфликта интересов
    • Принцип служения государству и обществу
    • Нравственные проблемы государственных служащих
  • Зарубежный опыт государственной службы и кадровой политики
    • Современный европейский опыт организации государственной гражданской службы
      • Государственная гражданская служба в Великобритании
      • Государственная гражданская служба во Франции
      • Государственная гражданская служба в ФРГ
    • Управление государственной службой в зарубежных странах
    • Кадровый менеджмент на государственной службе в странах Запада
      • Кадровая политика на государственной службе во Франции
      • Кадровая политика на государственной службе в Великобритании
      • Кадровая политика в сфере государственной службы в США
    • Современный зарубежный опыт формирования кадрового резерва на государственной службе
  • Опыт государственной службы и кадровой политики России
    • Государственная служба в царской России
    • Карьерная политика и прохождение государственной службы в царской России
    • Государственная служба в партийно-советский период

Ограничения, связанные с гражданской службой

Под ограничениями, связанными с гражданской службой, понимаются установленные Конституцией РФ и другими нормативными правовыми актами условия и правила, ставящие гражданского служащего в определенные правовые рамки, выхолить за которые запрещено. Они обусловлены особым правовым режимом гражданского служащего и предназначены для обеспечения его эффективной профессиональной деятельности, установления препятствий для возможного злоупотребления своими полномочиями, соблюдения служащим прав и свобод граждан, создания условий для независимой служебной деятельности.

Федеральный закон № 79-ФЗ устанавливает девять ограничений, определяя, что гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в следующих случаях.

Признание его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу . Этот пункт означает, что в соответствии с Гражданским кодексом РФ гражданин (гражданский служащий) по решению суда может быть признан недееспособным, если вследствие психического заболевания он не в состоянии понимать значения своих действий. Он может быть по решению суда признан ограниченно дееспособным вследствие злоупотребления спиртными напитками или употребления наркотических средств. Дело о признании гражданского служащего недееспособным или ограниченно дееспособным может быть инициировано по заявлению руководителя государственного органа, членов семьи, прокуратуры и т.д.

Осуждение служащего к наказанию , исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по приговору суда, вступившего в законную силу, а также в случае наличия неснятой или непогашенной судимости. Это положение означает, что вступившее в законную силу решение суда является основанием для отказа в приеме на гражданскую службу или увольнения с нее. По истечении этого срока гражданин может быть принят на гражданскую службу на общих основаниях. То же касается граждан, имеющих неснятую или непогашенную судимость.

Отказ от оформления допуска к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну . Данное требование может служить основанием для отказа в приеме на гражданскую службу только в том случае, если исполнение служебных обязанностей по должностному регламенту связано с работой со сведениями, составляющими государственную и иную охраняемую законом тайну. Если этого нет, то допуск служащему не оформляется.

Наличие заболевания , препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению. Это является основанием лишь в том случае, если заболевание подтверждено медицинским заключением. Перечень заболеваний, препятствующих пребыванию на гражданской службе, и форма медицинского заключения устанавливаются Правительством РФ.

Наличие близкого родства или свойства с другими государственными служащими. Данный пункт, во-первых, четко определяет степень родства, которая ограничивает возможность совместной службы родственников, - если они являются родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями и детьми супругов; во-вторых, оговаривает, что совместная служба невозможна если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. За рамками данных ограничений совместная служба родственников в одном государственном органе вполне возможна.

Выход из гражданства Российская Федерации или приобретение гражданства другого государства.

Наличие гражданства другого государства (других государств). Этот пункт действителен в том случае, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Пункты 6-7 регулируют вопрос поступления и нахождения лиц на гражданской службе РФ в случае, если они выходят из гражданства России или получают двойное гражданство.

Представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу. Перечень документов, которые гражданин должен представить в кадровую службу, изложен в ст. 26 Федерального закона № 79-ФЗ от 27 июля 2004 г.

Все представленные документы и сведения подлежат проверке на достоверность и полноту. Механизм этой проверки находится в стадии разработки. По результатам запросов кадровая служба государственного органа составляет заключение о достоверности и полноте представленных документов и сведений.

Непредставление установленных законом сведений или предоставление заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера . Если гражданин не желает раскрыть о себе сведения имущественного характера, он не может находиться на гражданской службе. Доход гражданского служащего должен быть прозрачным для руководства государственного органа. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные гражданским служащим, являются сведениями конфиденциального характера. Гражданский служащий, виновный в разглашении сведений о доходах и имуществе других служащих или в использовании их в иных целях, несет ответственность.

Документ, представляющий сведения об имущественном положении служащего, - справка о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера установленной формы. Это личное заявление служащего, представляемое ежегодно не позднее 30 апреля по итогам предыдущего года под свою ответственность о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Справка должна включать три раздела:

  • сведения о доходах (заработная плата; денежные средства находящиеся на счетах в банках и иных кредитных организациях; ценные бумаги - акции, облигации, векселя);
  • сведения об имуществе - недвижимом (квартиры, дома, дачи, гаражи) и движимом (автомобили, катера, яхты и т.д.);
  • сведения об обязательствах имущественного характера.

Данные сведения подлежат проверке, но ее механизм пока не отработан. Сведения о расходах гражданского служащего контролю и огласке не подлежат.

Установленные ст. 16 Закона № 79-ФЗ (ред. от 30 декабря 2015 г.) ограничения, связанные с гражданской службой, обусловлены ее особенностями как вида профессиональной деятельности. Законодательства многих стран о публичной службе содержат положения об ограничениях правового статуса лиц, находящихся на службе. Ограничения установлены законом и действуют и при прохождении гражданской службы, и при поступлении на гражданскую службу, т.е. относятся к гражданину, который еще не стал гражданским служащим.

Права и свободы человека и гражданина согласно п. 3 ст. 55 Конституции РФ могут быть ограничены в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Установленные ст. 16 Закона № 79-ФЗ ограничения, связанные с гражданской службой, имеют легитимный характер, они оправданны и необходимы для защиты конституционного строя, прав и законных интересов граждан.

Предназначение ограничений и запретов, связанных с государственной службой: установить препятствия для злоупотребления властными полномочиями; создать условия для независимости служебной деятельности от групп давления; гарантировать осуществление гражданскими служащими своих прав; обеспечить эффективную служебную деятельность .

Закон № 79-ФЗ (п. 13,14 ч. 1 ст. 33) за несоблюдение ограничений и запретов предусматривает прекращение служебного контракта, освовождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы.

Установленные ч. 1 ст. 16 Закона № 79-ФЗ ограничения, связанные с гражданской службой, определяют, что гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной гражданской службы, по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;

наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинского учреждения устанавливаются Правительством РФ;

близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;

наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;

непредставления установленных Законом о гражданской службе сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Сведения, представленные при поступлении гражданина на государственную гражданскую службу, подлежат проверке в установленном порядке. В случае установления в процессе проверки обстоятельств, препятствующих поступлению гражданина на государственную службу, указанный гражданин информируется в письменной форме о причинах отказа в принятии его на государственную гражданскую службу;

утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Законом № 79-ФЗ (п. 10 в ред. от 21 ноября 2011 г., от 3 декабря 2012 г.) и Законом № 273-ФЗ (ред. от 15 февраля 2016 г.) «О противодействии коррупции» ;

признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту). Пункт 11 (ред. от 2 июля 2013 г. Закона № 170-ФЗ).

Иные ограничения, связанные с поступлением на гражданскую службу и ее прохождением, за исключением указанных выше, могут быль установлены лишь федеральными законами (ч. 2 ст. 16 Закона № 79-ФЗ).

Административно-правовой запрет - наиболее жесткий способ правового регулирования. К данному способу регулирования обращаются тогда, когда необходимо оградить общество от нежелательного поведения. Как отмечается в научной литературе, с помощью правового запрета определяются виды деятельности, которые запрещены. К административно-правовым запретам достаточно часто прибегают при административно-правовом регулировании государственно-служебных отношений. По своему содержанию запреты бывают всеобщими и специальными. Всеобщий запрет подлежит соблюдению при всех условиях. Специальный запрет рассчитан на конкретную ситуацию и подлежит соблюдению в строго определенных условиях.

Характеризуя специфику административно-правового запрета, необходимо сказать, что за его нарушение применяются меры юридической ответственности. Норма административного права, устанавливающая правовой запрет, предполагает и наличие мер государственного принуждения, обеспечивающих соблюдения установленного административным законом правила поведения, а в случаях его нарушения - наказания виновного.

Данное положение находит свое объективированное подтверждение в действующем законодательстве. Так, Федеральный закон РФ от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» закрепляет положение о том, что за несоблюдение запретов, связанных с государственной службой, устанавливается ответственность (п. 4 ст. 17). Однако четко материальные и процессуальные аспекты привлечения гражданского служащего к дисциплинарной ответственности законом не определены. Следует сказать, что административный запрет в системе государственной службы создает охранительное правоотношение. Несоблюдение запретов правовых актов, виновное посягательство на интересы, охраняемые правом, дезорганизуют охранительные правоотношения.

Таким образом, правовые запреты в системе государственной службы вообще и государственной гражданской службы, в частности, - это закрепленные нормами административного права предписания, не позволяющие государственному служащему совершать определенные действия; несмотря на то, что данные действия носят общественно полезный характер, но их совершение не совместимо со статусом государственного служащего.

Запреты, обусловленные режимом государственной службы, закрепляются в императивной форме, и, как правило, указывают на юридическую обязанность; суть данной обязанности состоит в запрете на совершение определенных действий, предусмотренных законом.

Правовые запреты приобретают важнейшее значение в системе законодательства. Внешне запрет может казаться недемократической формой регулирования, в действительности является правовым средством осуществления свободы поведения, поскольку представляет полную и равную для всех свободу за пределами запрета. Сущность природы правовых запретов, как и любого другого вопроса правового регулирования, не так уж проста: она содержит свои цели, признаки, предписания, различия. Естественно, что у каждого ученого свое видение специфики понятия и вообще природы правового запрета.

Так, С.С. Алексеев, исследуя природу правовых запретов, говорит о том, что правовые запреты - необходимый элемент обеспечения правопорядка. С их помощью обеспечивается закрепление общественных отношений, определяются важнейшие стороны государственной и гражданской дисциплины, непреложный минимум нравственных требований, границы дозволенного и недозволенного в поведении граждан, действиях государственных органов.

З.Д. Иванова находит, что значение правовых запретов в правовом регулировании общественных отношений состоит в укреплении правопорядка, определяется характером содержащегося в правовой норме предписания - не совершать нежелательных для государства действий.

По мнению Ю.Н. Слепченко под административными запретами понимается обусловленные социальной необходимостью форма и мера государственно-властного общеобязательного веления, которые предупреждают об опасности совершения неправомерных действий и имеют своей целью предотвратить нежелательное поведение в сфере управленческих отношений, которое может причинить ущерб государственным, общественным или личным интересам.

Как отмечает Ю.Н. Слепченко, для запретов в административном праве характерны следующие признаки:

  • 1. Формальная определенность.
  • 2. Общеобязательность.
  • 3. Властность.
  • 4. Взаимовыгодность для общества и субъектов управленческих от-ношений.
  • 5. Пассивный характер желаемого поведения.

А.Г. Братко отмечает, что запреты по своей сущности - это государственно-властные веления, основная цель которых - предотвратить возможные нежелательные действия, которые могут причинить вред общественным интересам. Применительно к запрету понятие «ограничение» рассматривается в нескольких аспектах. Как отмечает Ф.Н. Фаткуллин, понятие ограничения близко к понятию запрета, однако оно рассчитано не на полное вытеснение того или иного общественного отношения, а на удержание его в жестко ограничиваемых рамках. Необходимо сказать, что в научной литературе имеется точка зрения, согласно которой понятия правового запрета и правового ограничения отождествляются. Связано это с тем, что в Законе РФ «Об основах государственной службы» (1995 г.) запреты, обусловленные режимом государственной службы, были названы ограничениями. В частности, Е.В. Охотский, исследуя правовой статус государственного служащего, отмечает ограничения по должности - это совокупность политических, экономических и организационно-управленческих факторов-запретов, очерчивающих пределы дозволенного в служебной деятельности и повседневном поведении государственного служащего. Ограничения устанавливают границы, выход за которые либо государство однозначно запрещает, либо не одобряет и не поощряет.

Е.В. Охотский дифференцирует ограничения (запреты) исходя из их целевого назначения, а именно:

  • 1. Ограничения, касающиеся политической сферы.
  • 2. Ограничения, касающиеся служебного времени.
  • 3. Ограничения, касающиеся использования служебного положения.
  • 4. Ограничения, касающиеся использования в неслужебных целях средств материально-технического и информационного обеспечения органа государственной власти.

Особую позицию по данному вопросу занимает А.Г. Братко, который говорит о том, что запреты и ограничения - два различных способа правового регулирования. Основное различие их состоит в том, что запреты по своему содержанию указывают на юридическую невозможность определенного поведения, которое фактически возможно, в то время как правовое ограничение представляет собой не только юридически, но и фактически невозможный вариант поведения.

Т.Н. Радько, исследовав сущность правовых запретов, пришел к выводу о том, что:

  • 1. Запреты в отличие от массы норм, предписывающих позитивный вариант поведения, проявляют себя как категорическое осуждение государством возможного правонарушения.
  • 2. Запреты можно рассматривать и как определенные юридические обязанности участников, регулируемые правом общественных отношений, поскольку участники обязаны воздерживаться от совершения антиобщественных поступков.
  • 3. Запрет дает возможность предусмотреть большое число индивидуальных вариантов поведения нежелательных обществу и государству.

Подводя итог, следует отметить следующее: запреты, связанные с гражданской службой, это ситуации, которые несовместимы с замещением должности гражданской службы, закрепленные в нормативно установленных требованиях, предъявляемых к гражданским служащим, которые предписывают им не совершать определённые действия и не вести определенную деятельность под угрозой применения мер дисциплинарной, административной или уголовной ответственности. Установленные запреты для гражданских служащих в основном связаны с прохождением гражданской службы, поэтому их действие ограничено временем ее прохождения, но в отдельных случаях гражданин обязан соблюдать запреты и после увольнения с гражданской службы.

Цель установления запретов состоит в том, чтобы:

  • - обеспечить эффективную профессиональную деятельность по исполнению полномочий государственных органов;
  • - установить препятствия возможному злоупотреблению гражданских служащих;
  • - создать условия для независимости служебной деятельности;
  • - гарантировать соблюдение гражданскими служащими действующего законодательства Российской Федерации.

Запреты имеют абсолютный характер и не связаны непосредственно с исполнением гражданским служащим официальных обязанностей. Если запреты нарушаются в процессе служебной деятельности, то это обстоятельство отягчает ответственность гражданского служащего.

Исходя из функционального назначения правовые запреты могут осуществлять предупреждение и пресечение правонарушений в системе государственной службы, а также выполнять информативную роль. Обобщив ряд точек зрения относительно правовых запретов в механизме правового регулирования, необходимо отметить, что в различных отраслях права запреты выполняют различные функции.

Как отмечает А.Г. Братко, административно-правовые запреты направлены на охрану общественных отношений, которые складываются в сфере исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления. Большой удельный вес среди них имеют запреты, направленные на охрану общественного порядка. С этим следует согласиться. Однако необходимо сказать, что административные запреты достаточно распространены и в системе государственной службы. Данные запреты касаются как внешней деятельности государственных служащих, так и внутриорганизационных отношений. В этой связи данные запреты заслуживают тщательного изучения. По данной проблеме в настоящее время нет однозначных решений.

Ограничения и запреты, связанные с государственной гражданской службой регламентированы Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Законом города Москвы от 26.01.2005 № 3 «О государственной гражданской службе города Москвы», иными нормативными правовыми актами о государственной гражданской службе Российской Федерации и города Москвы.

Извлечения из Закона города Москвы от 26.01.2005 № 3 «О государственной гражданской службе города Москвы»

Статья 12. Ограничения, связанные с гражданской службой

1. Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы) в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;

4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению, подтвержденного заключением медицинской организации;

5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6) выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;

7) наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;

9) непредставления в установленном указом Мэра Москвы порядке сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу;

10) утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", другими федеральными законами и настоящим Законом.

11) непредставления сведений, предусмотренных статьей 16.2 настоящего Закона.

2. Иные ограничения, связанные с поступлением на гражданскую службу и ее прохождением, а также ответственность за несоблюдение ограничений устанавливаются федеральными законами.

1. В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается:

1) пункт утратил силу с 17.07.2015;

2) замещать должность гражданской службы в случае:

а) избрания или назначения на государственную должность, за исключением случаев, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;

в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;

3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении хозяйствующим субъектом (за исключением жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости и профессионального союза, зарегистрированного в установленном порядке), если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном федеральным нормативным правовым актом или нормативным правовым актом города Москвы в соответствии с федеральными законами или законами города Москвы, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;

4) приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено федеральными законами;

6) получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются собственностью города Москвы и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации. Гражданский служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации;

7) выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, по договоренности государственных органов Российской Федерации, государственных органов города Москвы или органов местного самоуправления с государственными или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями;

8) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;

9) разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

10) публично высказывать суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором он замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;

11) принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;

12) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;

13) использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;

14) создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;

15) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебных споров;

16) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

17) заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

1.1. Гражданскому служащему, замещающему должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами города Москвы, его супруге (супругу) и несовершенолетним детям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 07.05.2013 № 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".

2. В случае если владение гражданским служащим ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

3. Гражданин после увольнения с гражданской службы не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

3.1. Гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации и правовыми актами города Москвы, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов (далее - комиссия по урегулированию конфликтов интересов) замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего. Согласие соответствующей комиссии по урегулированию конфликтов интересов дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации и правовыми актами города Москвы.

4. Ответственность за несоблюдение запретов, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается федеральными законами.

Статья 16.2 Представление сведений о размещении информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"

1. Сведения об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на которых гражданин, претендующий на замещение должности гражданской службы, гражданский служащий размещали общедоступную информацию, а также данные, позволяющие их идентифицировать, представителю нанимателя представляют:

1) гражданин, претендующий на замещение должности гражданской службы, - при поступлении на службу за три календарных года, предшествующих году поступления на гражданскую службу;

2) гражданский служащий - ежегодно за календарный год, предшествующий году представления указанной информации, за исключением случаев размещения общедоступной информации в рамках исполнения должностных обязанностей гражданского служащего.

2. Сведения, указанные в части 1 настоящей статьи, представляются гражданами, претендующими на замещение должности гражданской службы, при поступлении на гражданскую службу, а гражданскими служащими - не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным. Сведения, указанные в части 1 настоящей статьи, представляются по форме, установленной Правительством Российской Федерации.

3. По решению представителя нанимателя уполномоченные им гражданские служащие осуществляют обработку общедоступной информации, размещенной претендентами на замещение должности гражданской службы и гражданскими служащими в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также проверку достоверности и полноты сведений, предусмотренных частью 1 настоящей статьи.