Онлайн-интервью с главой рособрнадзора. Вопросы о егэ

Нежилые помещения

28 мая состоятся первые тестирования основного этапа ЕГЭ: по географии и информатике. Мы отметили важные пункты, о которых нужно помнить за несколько дней до экзаменов.

Пройдитесь по критериям

Провалить экзамен потому, что не знаете по каким условиям оцениваются ответы – обидно. Внимательно прочитайте критерии ко всем заданиям для каждого предмета. Сделать это можно на сайте ФИПИ в конце демонстрационных вариантов и материалах для экспертов .

Если до сих пор какие-то из критериев непонятны, ни в коем случае не игнорируйте их. Уточните их значение у преподавателя или посмотрите подготовительные материалы на сайте ФИПИ .

Решите несколько вариантов


Полезная практика, чтобы найти темы, которые помните недостаточно хорошо. Изучить их с нуля вряд ли удастся, но, если срочно нужно запомнить формулу или прочесть рассказ, сделать это всё ещё не поздно.

Варианты нужно решать как на экзамене, не отвлекаясь на чаёк. Поставьте таймер на время длительности экзамена и уберите подсказки. Так вы научитесь не засиживаться над заданиями и чувствовать время.

Заполните бланки


Перед экзаменов вам объяснят правила заполнения бланков, но спутанный разум взволнованного выпускника может дать отворот внешним сигналам. Заранее доведите заполнение бланков до автоматизма.

Вот несколько правил по заполнению бланков ЕГЭ:

  • Писать можно только чёрной капиллярной или гелевой ручкой, нельзя использовать корректор.
  • Все цифры и буквы должны соответствовать тем, что изображены вверху бланков регистрации и ответов №1. Обязательно потренируйтесь писать их и не срываться на прописные буквы!
  • Ни в коем случае не делайте на бланке никакие посторонние надписи и пометки.

Подробные правила заполнения бланков ЕГЭ .

Подготовьте канцтовары заранее

Страшный сон выпускника: вы спешите на экзамен, по пути нужно найти магазин или газетный киоск с канцтоварами, а там, как назло, огромная очередь. Или вы взяли с собой только одну ручку, которая посреди тестирования перестала писать. Казалось бы, мелочь, а стресс вызывает колоссальный, это помешает сосредоточиться на экзамене.

Подготовьте все необходимые для каждого экзамена канцтовары заранее, а с вечера положите их в папку или сумку, которую возьмёте с собой. Помните, что «я встану пораньше и всё куплю по пути» не сработает.

Режим перед экзаменом


ЕГЭ по всем предметам начинается ровно в 10:00, быть на место стоит уже в 9:00. За неделю до экзамена приведите в порядок свой график: ложитесь спать и вставайте раньше, так вы не опоздаете на экзамен.

Популярные вопросы

  • Что делать, если передумал сдавать?

Вы можете спокойно не явиться на экзамены, которые передумали сдавать, за это не предусмотрено никаких санкций. Главное, помните: базовая математика и русский язык – основные, на них идти обязательно.

  • Что можно взять с собой?


Можно взять воду в прозрачной бутылке без этикетки, если в месте проведения экзамена не будет стоять кулер с водой на этаже. Еду с собой брать нельзя, если экзамен длится более четырёх часов, учеников обязаны накормить.

Для некоторых предметов можно взять специальные инструменты:

  • на математику – простую линейку без справочной информации;
  • на физику – линейку и непрограммируемый калькулятор;
  • на химию – непрограммируемый калькулятор;
  • на географию – линейку, транспортир и непрограммируемый калькулятор.

Непрограммируемый калькулятор выполняет только простые арифметические и тригонометрические вычисления, не может выступать как средство связи, хранения баз данных, не подключается к интернету.

Телефон, планшет, шпаргалки брать нельзя. Если их заметят, попросят уйти с экзамена, результаты не засчитают. Русский язык и математику можно пересдать в текущем году, экзамен по выбору – только в следующем. Лучше не рисковать, не факт, что вы воспользуетесь телефоном или шпаргалкой, но их сокрытие добавит лишний стресс.

  • Что делать, если заболел?

Если в день экзамена вы заболели, пересдать его можно в резервные дни. Болезнь придётся подтвердить документально, справкой от врача. В таком случае предупредите классного руководителя и попросите родственников отнести справку в день сдачи на назначенный пункт проведения экзамена.

Стало плохо во время экзамена – обратитесь к медработнику. Если не сможете продолжать писать тест, вас отправят домой, пересдать можно в резервный день.

Успеха на экзаменах выпускникам! Тем, кому они предстоят в следующем году, предлагаем

В резерве неделя с 8 по 15 июля. Специалисты областного Минобра и городского управления по делам образования ответили «АиФ» на самые распространённые вопросы выпускников и их родителей.

1. Что делать, если заболел в день ЕГЭ?

Нужно позвонить тому, кто вас сопровождает и сообщить, почему вы не пришли, - считает начальник отдела государственной итоговой аттестации Министерства образования и науки Челябинской области Вероника КОСТРОМЦОВА. - В большинстве случаев этим человеком является классный руководитель. Вызывайте врача, он даст справку и вам представят право в связи с уважительной причиной пропуска сдать экзамен в другой день, предусмотренный единым расписанием. На баллах это никак не отразится.

2. Как быть, если ЕГЭ по общим предметам сдаются в один день?

Выбор предметов делается до 1 марта, - отвечает Вероника КОСТРОМЦОВА . - Расписание к этому времени уже известно и о том, что экзамены сдаются в один день, мы узнаём зараннее. Ученику предоставляется право выбрать, какой экзамен он сдаст в основной день, а какой в резервный. Если ученик выбрал много предметов, он занимает все дни единого расписания, а экзамен, который не вошел в представленные дни, может быть сдан в июле.

3. Если получишь «неуд» по предмету «по выбору», можно ли будет пересдать экзамен в этом году?

Пересдать нельзя в этом году вообще ни один предмет «по выбору», только обязательные, - отвечает Вероника КОСТРОМЦОВА. - Если ученик не набрал минимальный балл по-русскому или математике, то можно один раз пересдать одну двойку. Если получил два раза «двойку» по одному из обязательных предметов - то возможность пересдать есть только на следующий год.

А влияют ли школьные отметки на аттестат?

А предметы «по выбору» не влияют на получение аттестата, влияют только на возможность поступления в ВУЗ. И там, если у вас двойка, то вы не поступаете на выбранную специальность.

4. Чем можно пользоваться во время экзамена?

В Федеральном законе есть запрет на применение на экзамене средств связи и вычислительной техники, - отвечает заместитель начальника Управления по делам образования г. Челябинск Лариса Манекина. -А в приказе, который регламентирует расписание, написано для каждого предмета, что можно проносить. Например, на ЕГЭ по математике разрешается пользоваться линейкой, по физике — линейкой и не программируемым калькулятром, по химии — только не программируемым калькулятором, по географии — линейкой, транспортиром и не программируемым калькулятором. Что касается мобильных телефонов, то они либо остаются дома, либо перед началом экзамена централизованно сдаются в пакетик (обычно в файл и скотчем запечатываем). Была ситуация, когда ребенок написал экзамен и на выходе из аудитории у него выпал телефон. В итоге результат аннулирован.

5. Сколько раз можно выйти из аудитории во время экзамена?

Мы детей в этом не ограничиваем, ситуации бывают разные. - отвечает главный специалист отдела государственной итоговой аттестации Министерства образования и науки Челябинской области Ирина ГАЖА. - Сколько ребенку нужно, столько он и выходит. Баллы за это не снимаются. Отметка о выходе все же делаеться, но один раз, несмотря на их количество. Но выходя, ученик каждый раз кладёт работу на стол организатора, а не оставляет на парте.

6. Сколько дней проверяют экзаменационные работы?

Четыре дня дается на обработку результатов в регионе и четыре дня на федеральном уровне. - отвечает Вероника КОСТРОМЦОВА. - Поэтому массовые экзамены: русский, математика — это восемь дней.

7. Где и в какие сроки узнавать результаты?

Есть график, когда придут результаты после каждого экзамена, - отвечает Лариса Манекина . Он вывешен на сайте Министерства образования (сайт Минобр74 — вкладка «Деятельность» - «Общее образование» - ГИА (государственная итоговая аттестация) — 11 класс - ЕГЭ, там сведения по конкретным предметам).

Быстрее всего результаты экзамена можно узнать в интернете, а потом в образовательном учреждении. Но по традиции результаты узнают в образовательных учреждениях. В прошлом году уже подключили интернет информирование на сайте www.ipk74.ru — это региональный ресурс. Чтобы увидеть свои результаты, нужно ввести паспортные данные. В этом году подключили еще один сайт www.ege.edu.ru - общий портал, там результат узнаются по номеру пропуска (около 16 знаков).

6. Если свидетельство ЕГЭ потерялось…

Нужно придти туда, где тебе его выдали, т.е. в школу, и написать заявление, - отвечает Ирина ГАЖА . - Школа обращается в районное управление, а те - в министерство образования. Минобрнауки звонят в федеральный центр тестирования, заказывают дубликат свидетельства. Свидетельство восстанавливается в течении одной-двух недель. В случае пропажи, не нужно беспокоиться, можно заказать дубликат и в это же время придти в вуз с документами и сказать о результатах ЕГЭ. ВУЗ всё равно проверяет по единой электронной базе результаты и сам подтверждает их.

7. Влияют ли результаты ЕГЭ на оценки в аттестате и на получение медали?

Если результаты по основным экзаменам: «русский язык» и «математика» - ниже минимального балла и пересдача не спасла, то аттестат ему не выдадут, - предупреждает Ирина ГАЖА. - Количество баллов, полученных на ЕГЭ, не переводится в оценки, а значит и на оценки в аттестате не влияет. Только если это не «двойки». Если ученик идёт на золотую медаль и набрал всего лишь на один балл больше минимального, медаль ему все равно выдаётся.

8. Как можно подать аппеляцию?

В течении 2-х суток после получения результата можно подать апелляцию, - отвечает Вероника КОСТРОМЦОВА . - Нужно прийти в школу, где обучаешься, там написать заявление в двух экземплярах: один отдаём школе, второй оставляем себе. Апелляционная комиссия назначает дату рассмотрения, готовит работу и сообщает, когда можно приехать за результатом. Ребёнок может приехать один, с родителем или законным представителем (опекуном). На апелляционной комиссии, ребёнку предоставляется вся работа, которая обсуждается с экспертами, и выносится общее решение. Конфликтная (аттестационная) комиссия региона — окончательная инстанция.

26 мая 9 классы сдают первый ОГЭ, а 29 мая 11 классы - первый ЕГЭ. «Учёба.ру» собрала вопросы, которые чаще всего задают будущие участники экзамена и их родители, и составила подробную инструкцию, как пройти это испытание без потрясения и нарушений.

Что можно брать на ЕГЭ, а чего брать нельзя?

Это и есть самый популярный вопрос перед экзаменом. И хотя ответ на него очень подробно описан во всех официальных документах, каждый год из-за элементарных нарушений возникает множество проблем. Единственное, что участник экзамена должен взять с собой, - это паспорт . На экзамен можно принести черную капиллярную ручку, но это не обязательно - в пунктах сдачи всегда есть запасные. Кроме того, при необходимости с собой можно взять лекарства, питание и специальные технические средства для участников ЕГЭ с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов - такие как брайлевский прибор и грифель, лупа и т. п.

На некоторые экзамены можно брать дополнительные устройства и материалы, которые были утверждены приказом Минобрнауки для каждого предмета отдельно. В этот перечень входит:

  • математика - линейка;
  • физика - линейка и непрограммируемый калькулятор;
  • химия - непрограммируемый калькулятор;
  • география - линейка, транспортир, непрограммируемый калькулятор.

Категорически запрещено иметь при себе и использовать на экзамене средства связи, электронно-вычислительную технику, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации.

Руководство Рособрнадзора обращается к родителям с просьбой донести до детей, что ни в коем случае нельзя приносить мобильный на экзамен. ЕГЭ начинается после того, как участник прошел рамку металлоискателя, и если телефон будет обнаружен затем, неважно, в аудитории или в коридоре, в сумке или в кармане, в начале или в конце испытания, результаты будут аннулированы без права пересдачи в текущем году.

Кроме того, на каждом КИМе есть QR-код - то есть, если кто-то сфотографирует контрольно-измерительные материалы, сразу можно будет понять, чей это экземпляр. Этого делать не надо.

Все личные вещи участники экзамена должны оставить в специальном месте для хранения, которое расположено до входа в пункт проведения экзамена (ППЭ). При нарушении этих правил и отказе от их соблюдения член ГЭК вправе удалить участника ЕГЭ с экзамена и составить соответствующий акт.

А выйти можно?

Во время экзамена можно выйти в туалет, но этим правом советуют не злоупотреблять. Если ребенок все быстро написал и тщательно проверил, он может сдать работу раньше и покинуть аудиторию. Для этого он должен поднять руку, позвать ассистента и расписаться. Как заверили в Рособрнадзоре, досрочная сдача не подразумевает никаких наказаний, но и поощрений не дает.

Как заполнить бланки?

До начала экзамена организаторы проводят инструктаж участников ЕГЭ. Они обязаны отвечать на вопросы, связанные с оформлением бланков, но не должны отвечать на вопросы по содержанию КИМ. Если организатор отказывается отвечать на вопросы о порядке оформления бланков, это является нарушением процедуры проведения экзамена, и участник ЕГЭ может заявить об этом сразу же, в ППЭ, подав члену комиссии апелляцию о нарушении процедуры проведения ЕГЭ.

Обратите внимание, что в 2017 году изменилась информация в средней части бланка регистрации ЕГЭ, а именно:

  • подробно прописана информация по работе с бланками;
  • добавлена информация-предупреждение о том, что запрещается делать на ЕГЭ.

Бланк ответов № 1 тоже претерпел изменения в том, что касается порядка его заполнения:

  • сокращено количество полей для замены ошибочных ответов;
  • добавлено поле «Количество заполненных полей „Замена ошибочных ответов“». Это поле заполняет организатор в аудитории по окончании выполнения экзаменационной работы участником экзамена. Он должен проверить бланк ответов № 1 участника ЕГЭ на наличие замены ошибочных ответов на задания с кратким ответом. В случае если участник экзамена осуществлял во время выполнения работы замену ошибочных ответов, организатору необходимо посчитать количество замен, в нужное поле записать соответствующую цифру и поставить подпись в специально отведенном месте.

Если вдруг в пропуске на ППЭ обнаружилась ошибка в фамилии, то необходимо правильно указать данные в бланке регистрации и обратиться к ответственному организатору в аудитории, чтобы он зафиксировал выявленные несоответствия в «Ведомости коррекции персональных данных участников ГИА».

Если я заболел, не пришел, передумал?

Основная волна сдачи будет проходить с 26 мая по 30 июня, но по каждому предмету есть резервный день, а в прошлом году был введен и дополнительный резервный день по всем предметам. Таким образом, на сдачу каждой дисциплины отведено три дня. Ими можно воспользоваться, если два экзамена по выбору приходятся на один день. Ведь абитуриент может выбрать любое количество необязательных испытаний в любом сочетании: если в расписании они совпали, есть возможность сдать один ЕГЭ в основной день, другой - в резервный.

Участник, пропустивший ЕГЭ по болезни, представляет документ, подтверждающий уважительную причину отсутствия (например, справку из больницы) в организацию, где он регистрировался на участие в экзамене. После этого государственная экзаменационная комиссия назначит ему другой день для сдачи, предусмотренный единым расписанием.

С выбором предметов, которые выпускник будет сдавать в качестве ЕГЭ, надо было определиться до 1 февраля. Если ребенок выбрал какой-то предмет, но потом решил его не сдавать, он может не приходить на экзамен. Об этом, тем не менее, необходимо заранее сообщить в региональный центр обработки информации.

А вот если наоборот - выпускник решил сдавать какой-то предмет, который не был указан в заявлении, сданном до 1 февраля, то добавить его можно только по очень уважительным причинам. Например, если вуз неожиданно изменил список предметов, необходимых для поступления на ту или иную специальность, это считается нарушением - все высшие учебные заведения были обязаны вывесить списки на своих сайтах до 1 октября 2016 года.

Но если вдруг такое все же произошло или есть какая-то другая объективная причина, почему ребенку необходимо добавить какой-то предмет, то нужно написать заявление в региональную экзаменационную комиссию не позднее чем за две недели до даты сдачи (это может быть и резервный день).

В каком случае возможна пересдача?

Пересдача возможна в том случае, если по одному из обязательных предметов - русскому языку или математике - не был преодолен минимум. Этот ЕГЭ можно пересдать в том случае, если по второму обязательному предмету абитуриент получил положительный вариант.

У школьников и родителей возникло много вопросов по поводу возможности пересдачи математики, если выпускник сдает и базовый, и профильный уровень. Правила здесь такие: получившие неудовлетворительный результат по математике профильного уровня и удовлетворительный результат по математике базового уровня (или наоборот, такое тоже бывает) не допускаются к повторной сдаче математики базового или профильного уровней в дополнительные сроки, поскольку уже имеют удовлетворительный результат по учебному предмету «Математика».

Важно помнить, что если участник был удален с экзамена за нарушение правил по решению члена ГЭК, который в этом случае должен составить акт, то к повторной сдаче экзамена по предмету в текущем году он допущен уже не будет.

Если я не согласен с баллами за ЕГЭ, что делать?

Необходимо подать апелляцию о несогласии с выставленными баллами в образовательную организацию, которая допустила вас к ГИА, или непосредственно в конфликтную комиссию. Апелляция о несогласии с выставленными баллами подается в течение двух рабочих дней со дня объявления результатов ЕГЭ по соответствующему учебному предмету.

Прежде чем принять решение, подавать ли на апелляцию, внимательно просмотрите свою экзаменационную работу - все бланки ответов сохраняются в личном кабинете ученика. Надо помнить, что апелляция может как повысить, так и понизить результат. Что касается устной части, которая пока есть только на экзамене по иностранному языку, то запись тоже сохраняется, но прослушать ее можно только в конфликтной комиссии.

Вчера более 425 тысяч выпускников сдавали ЕГЭ по математике базового уровня. Из них 414 тысяч - выпускники этого года. Экзамен впервые разделен на два уровня - базовый и профильный. "База" дает право получить аттестат, но не позволяет поступать в вузы, где есть вступительный экзамен по математике. Это можно сделать только с профильным ЕГЭ. Многие школьники выбрали сразу оба уровня - это допускается.

Для получения аттестата достаточно сделать 7 заданий из 20. Двойку на базовом ЕГЭ можно будет пересдать в этом году в резервный день, - пояснил глава Рособрнадзора Сергей Кравцов. Поясним: если ученик получил "два" на математике профильного уровня, ему разрешат пересдать предмет только на базовом уровне. А профиль можно сдать заново только только в следующем году.

По опыту досрочной волны, которая прошла в апреле, эксперты сделали вывод: с базовыми заданиями по математике выпускники справляются неплохо. "Можно выделить три самые распространенные ошибки, - рассказал "РГ" руководитель федеральной комиссии разработчиков тестов ЕГЭ по математике Иван Ященко, - не все понимают условие задачи, допускают арифметические ошибки с отрицательными числами и не могут себя проверить после того, как выполнили задание". Хорошие результаты показали Москва, Питер, Екатеринбург, Красноярск, Башкортостан, Якутия и другие регионы.

Экзамен по математике - один из самых сложных ЕГЭ для школьников. Знания по этому предмету в последние годы в школах катастрофически падают. А после того как Рособрнадзор резко усилил меры безопасности на Едином госэкзамене, количество стобалльников на математике упало в разы. В 2013 году их было 536, а в 2014-м только 64. Средний балл снизился на десять пунктов.

Профильный экзамен по математике пройдет 4 июня. Досрочная волна показала, что на него приходят далеко не все записавшиеся. Возможно, кому-то тесты показались трудными, а кто-то передумал поступать в вузы, где надо принести ЕГЭ по математике.

Проблема

Евгений Ямбург, академик РАО, директор московской школы N 109:

В клиниках периодически лежат 6 млн детей от 0 до 18 лет. Но точной статистики нет: органы здравоохранения фиксируют больных, а органы образования нуждающихся в обучении. В результате в межведомственном провале оказываются длительно болеющие школьники.

В последние годы приходится решать проблемы этих детей, поскольку в состав моей школы входят два подразделения: одно на базе ФНКЦ им. Д. Рогачева, где лежат ребятишки со сложными онкозаболеваниями, и другое на базе РДКБ, где длительно лечатся дети из различных регионов страны. Среди последних те, кто годами ждет пересадки почки, лечится после серьезных ожогов и т.п. Всем им гарантировано конституционное право на получение полноценного образования. Но практическая реализация этого права наталкивается на правовые, финансовые и организационные ограничения. В прошлом году на базе двух наших клиник по согласованию с Рособрнадзором для старшеклассников, каких оказалось немало, были организованы выпускные экзамены в 9 и 11 классах. В этом году с заявкой на проведение итоговой аттестации обратилось 80 (!) клиник.

У длительно болеющих детей итоговая аттестация - это повышенная мотивация к обучению. Нередко такие дети даже под капельницей хотят продолжать занятия. И врачи считают обучение одним из действенных средств реабилитации больного ребенка. Нельзя бесконечно концентрироваться на болезни и жить только по медицинскому протоколу: от процедуры к процедуре. Хотя, разумеется, в специфических условиях больницы с этим протоколом необходимо считаться, дозируя учебные нагрузки и графики занятий.

Острее всего переживают старшеклассники. Им не хочется отставать от здоровых сверстников. Прилежание и целеустремленность ребят беспрецедентны. В глубине души они полагают, что коль скоро государство тратит силы и средства на их обучение, они точно будут жить. А это так важно - иметь цель в жизни. Вот и судите: мучаем ли мы больных детей, организуя выпускные экзамены в клиниках?

Понять до конца, а главное, прочувствовать важность полноценного проживания большим и маленьким человеком любого, даже финального этапа жизни может лишь тот, кто сам пережил подобную трагедию. Одного из своих заместителей, с которым мы вместе трудимся более тридцати лет, я долгое время не допускал в подразделение школы, работающее на базе детского онкологического центра. В конце 70-х годов его первый ребенок погиб от лейкоза. С тех пор методы лечения невероятно усовершенствовались. Сегодня подобный диагноз уже не звучит как приговор. Меняются условия проживания таких детей в госпитальных палатах. Впервые попав в это подразделение школы, с трудом сдерживая эмоции, мой зам вспоминала, как сын и его соседи по палате играли шлангами от капельниц, обсуждая между собой, кто из них умрет раньше.

Сегодня страна вынуждена проводить повсеместную оптимизацию расходов. Может, ограничиться исключительно дистанционными формами обучения таких детей, предоставив им возможность получать знания в отдаленном доступе? Дешево и современно, если, конечно, клиника имеет скоростной Интернет, а родители в состоянии купить детям планшет. Мы используем дистанционные формы обучения для детей, которые не могут участвовать в групповых занятиях и подключаются к уроку прямо из боксов. Но компьютер не заменит больному ребенку непосредственный контакт с учителем.

Эта тема неизмеримо шире проблемы обучения длительно болеющих детей. Она затрагивает отношение в целом к инклюзивному образованию. Чем медик отличается от педагога? Врач не выбирает себе легких больных, избегая трудных случаев. Его профессиональное мастерство оценивается прежде всего исходя из того, как он справляется с тяжелыми патологиями. Профессиональные психологические установки учителя иные. Он предпочитает иметь дело с умными способными "пациентами". Они греют душу педагога, свидетельствуя о высоком качестве его работы. Именно по этим высшим достижениям (стобалльники ЕГЭ, победители олимпиад) выстраиваются рейтинги школ, присваиваются квалификационные категории, выплачиваются надбавки.

Мало того, что это несправедливо, поскольку поднять до "тройки" малоспособного ученика, имеющего серьезные проблемы в развитии и ограничения в здоровье, труд не менее сложный и, безусловно, достойный вознаграждения, нежели обучение мотивированного талантливого ребенка. Примечательно, что на любой конференции, где подводятся итоги деятельности школ, в первую очередь сравниваются показатели ЕГЭ и результаты участия школьников в олимпиадах федерального уровня.

Навязанная школам погоня преимущественно за высшими достижениями обучения при независимой внешней оценке качества их работы влечет за собой не только тяжелые социальные последствия. Она еще опасна для здоровья детей. В конце учебного года в четвертых классах проводится контрольный срез знаний. Все по-взрослому: независимый наблюдатель, секретный пакет, который вскрывается в определенное время, детские работы, которые необходимо собрать, запечатать в конверт, скрепить печатью и отдать на независимую экспертизу. Одним словом, мини-ЕГЭ. Несмотря на предварительную работу учителей и психолога, направленную на создание благожелательной атмосферы и снятие с детей стресса, они нервничают, что естественно.

В разгар контрольной работы одному мальчику становится плохо: у него тяжелая форма диабета, в школу он ходит с подключенной помпой. Медсестра рядом, она немедленно делает необходимую инъекцию и вызывает маму ученика. Сметая на пути охрану и дежурного администратора, со слезами мать врывается в класс. Через некоторое время мальчик приходит в себя, его успокаивают, и он успешно завершает работу.

Здесь возникает ряд вопросов. Кому это нужно? Зачем итоговые формы аттестации запускать даже в начальную школу? Для оценки качества работы учителя и школы, а также для морально-психологической подготовки к ЕГЭ. Но не слишком ли дорога цена такого качества? Больные дети ведь не всегда лежат и учатся в клиниках - массово посещают обычные школы. Могут резонно возразить, что такого ребенка не следовало допускать на контрольный срез знаний. Но он сам упрямо хочет быть, как все! Запрет участия в контрольном испытании для него стресс не меньший. Еще хорошо, что в нужное время и в нужном месте рядом оказался медработник. Его могло и не быть, поскольку в медицинском обслуживании школы переведены на аутсорсинг, а медики выведены из штата школы.

Социсследования показывают: подавляющее большинство учителей стремятся преподавать в лицеях и гимназиях, видя потенциальные возможности для своего карьерного роста в работе с отборным контингентом учащихся. При таких исходных установках о какой инклюзии может идти речь? Здесь не помогут никакие новые профессиональные стандарты, позволяющие работать со сложным неоднородным составом детей. Не спасут стандарты, ибо для их освоения требуется прежде всего сильная гуманистическая позиция учителя. Увещевания и проповеди в таких условиях малоэффективны. Необходимо немедленно менять критерии оценки педагогической деятельности как учителей, так и школ.

Диагнозу вопреки

15-летний Сережа Аленичев с трудом может встать с постели: диагноз - остеосаркома правобедренной кости - ему поставили в прошлом году. Огромная трагедия для семьи. Но парень не опустил руки и упорно продолжил заниматься. Мечтает стать врачом.

Из-за длительного лечения пришлось бы пропускать целый учебный год. Но оказалось, что в центре детской гематологии и онкологии имени Димы Рогачева есть школа, в которой ребята не только учатся, но и сдают выпускные экзамены, - рассказывает мама Лариса Аленичева. - Математика, русский, литература, физика, химия... Разница лишь в том, что уроки проходят в палате. Бывает, что из-за принимаемых лекарств Сереже больно говорить и он не может ответить на уроке. Но мальчик слушает, молча решает задачки, записывает все.

Итоговые экзамены для тяжелобольных детей и инвалидов дело добровольное. Но Сережа твердо решил: среднюю школу он закончит и сдаст ГИА-9 несмотря ни на что. Не остановила даже недавно перенесенная операция. В назначенный день больничные палаты превратились в аудитории: им присвоили порядковые номера и повесили таблички: "Тише! Идет экзамен". Прежде чем раздать запечатанные конверты с заданиями, организаторы провели инструктаж: как заполнять бланки, сколько времени идет экзамен и т. д.

В каждой аудитории было по одному сдающему. Рядом с ним организатор, следящий, чтобы все правила были соблюдены: ни шпаргалок, ни мобильников. Если ребенку требовалась медпомощь, в палату мог зайти врач. А за дверью все 4 часа экзамена дежурил наблюдатель.

Поблажек никаких: все строго по правилам, - рассказывает Лариса Аленичева. - Перед экзаменом у Сережи поднялась температура - 38,4. Я отговаривала его, но он все равно решил сдать математику. Сдавал, сидя на кровати: для бланков и задачек у него была плотная папка. Через час я попросила замерить температуру: выскочила. Экзамен был остановлен, а когда температуру сбили, он продолжился. Решил Сережа все хорошо, быстро.

С одной стороны, экзамены для больных детей - большой стресс. С другой - это хорошая цель и способ не зацикливаться на болезни.

Напомним, ГИА-2015 проводится в девятом классе в двух формах - Основной государственный экзамен (ОГЭ) и Государственный выпускной экзамен (ГВЭ). Первый идет для большинства школьников и напоминает по форме ЕГЭ. А дети с ограниченными возможностями здоровья могут сдать ГВЭ, который может состоять из устных и письменных заданий с использованием текстов, тем и билетов. В российских больницах организовано шесть пунктов сдачи экзаменов для больных детей. Два в Москве, по одному в Новосибирской области, Республике Крым, Севастополе, Калининградской области.

Подскажите, пожалуйста, как действовать родителям, если ребенок заболел накануне или в день сдачи ЕГЭ? Могут школьники в случае несдачи ЕГЭ по уважительной причине сдать экзамен во второй волне и куда следует обращаться в таком случае? Спасибо. // Галина

Если выпускник в первой волне по уважительной причине не смог прийти на экзамен и этому предоставлен оправдательный документ, он может заявиться на экзамен в резервный день первой волны или во второй волне. Если выпускник передумал сдавать один из добровольно выбранных предметов -- не обязательно, а добровольно выбранных, -- он может просто не явиться на этот экзамен. Это его право.

Здравствуйте, Любовь Николаевна! Расскажите, чем горячая линия Рособрнадзора по вопросам ЕГЭ отличается от такой же горячей линии, открытой депутатом Алиной Кабаевой? Сколько всего горячих линий по ЕГЭ открыто в России? Открыты ли они во всех регионах страны? Они бесплатные? // Никита

Рособрнадзор не организует никакую горячую линию. Но он поддерживает открытие горячих линий, которые консультируют детей по разного рода вопросам, и представляет своих специалистов для ответа на вопросы. С горячей линией Алины Кабаевой мы уже планируем работать очень тесно. Это опыт прошлого года, который дал свой успешный результат. И эта горячая линия Алины Кабаевой с участием наших специалистов уже начала работать с 7 апреля. Горячих линий может быть много -- в субъектах РФ, в школах, мы приветствуем их появление. Только очень надеемся на то, что отвечают на этих линиях квалифицированные специалисты, это важнейшее условие.

Почему заранее неизвестно количество баллов, которое означает успешную сдачу экзамена? Это представляется более чем странным -- почему это будут решать чиновники и из чего они будут исходить? // Надежда

Какой ожидается "планка" в сдаче ЕГЭ по баллам в этом и следующем году? Будут ли эти показатели различаться или каждый год останутся одни и те же? // Кирилл (Москва)

Хороший вопрос. Нижние границы, которые подтверждают прохождение ЕГЭ, определяются ежегодно, они, безусловно, могут быть разные. Поскольку нижняя граница определяется с учетом образовательного уровня каждого отдельного года, определение которого включает рассмотрение разных социально-образовательных факторов. Мы гарантируем преемственность в шкалах, чтобы права сдающего по сертификату прошлого года были приравнены к правам сдающего в этом году. То есть валентность этих границ гарантируется. Но валентность не означает полную идентичность. Именно общий образовательный уровень, который показывается по итогам каждого экзамена, влияет на то, что входит в понятие объема необходимых знаний, умений и навыков, необходимых для подтверждения свидетельства об общем полном образовании. Общий уровень образования определяется с каждым годом на основе очень многих разных факторов. Комиссия, сформированная при Рособрнадзоре, состоит из экспертов-предметников, представителей общественности и законодательных органов, из представителей управления образования. И мы считаем такую комиссию компетентной для определения этого уровня с разных сторон. И решение о нижней границе принимается в течение 6-8 дней по окончании каждого экзамена.

Будет ли что-то еще меняться в проекте ЕГЭ или сейчас он уже работает в окончательном виде? // Георгий (Тверь)

Любовь Николаевна! Последние два года положения о проведении ЕГЭ и вступительных испытаниях в вузы меняются кардинально незадолго до собственно проведения ЕГЭ (в феврале!). Чем объясняется такая нестабильность в очень важном для многих вопросе? Намерены ли и дальше чиновники от образования нервировать своими нежданными решениями детей, родителей и учителей? // Юлия

Нет сейчас никакого проекта ЕГЭ. Есть закон РФ, который определил, что государственная итоговая аттестация с 1 января 2009 года проводится в форме ЕГЭ. Проект был восемь лет, экспериментировали. Вопрос внесения изменений в законодательство: на этот вопрос не может на сегодняшний день ответить ни один человек. Право законодательной инициативы принадлежит у нас большому количеству субъектов. Будут ли эти изменения приняты, зависит от решения парламента РФ. С моей точки зрения, образование -- это та сфера деятельности, постоянные изменения в которой подтверждают развитие в обществе. Насколько эти изменения будут скорыми -- это вопрос целесообразности.

Здравствуйте, Любовь Николаевна. Подскажите, пожалуйста, где следует регистрироваться на сдачу ЕГЭ во второй волне? Срок регистрации во всех нормативных документах указан "до 5 июля 2009 г.". Я хочу поступать в Московский университет на экстернатную форму обучения. Школу и техникум окончила очень давно, более 15 лет назад. Живу в 1000 км от Москвы. Естественно, мне хотелось бы сдать ЕГЭ в своем городе, а в приемную комиссию московского вуза приехать уже с готовыми результатами, чтобы не пришлось долго жить в дорогом городе. Вчера обратилась в наше местное управление образования с вопросом о регистрации на ЕГЭ. Мне ответили, что я уже опоздала, и посоветовали сдавать ЕГЭ в качестве вступительных экзаменов в какой-нибудь из местных вузов, а потом забрать оттуда документы и ехать с ними, куда хочу. Разве местные управления образования или министерства не обязаны обеспечить равные условия на получение образования всем гражданам, гарантированные нам Конституцией? // Вера

Уважаемая Любовь Николаевна! Предположим, что выпускник получил "2" по русскому языку, а в июне в дополнительный день (11 июня) он собирался сдавать химию. Когда в этом случае он пересдает обязательный предмет и будет ли у него возможность сдать предмет по выбору? Если выпускник не сдавал предмет по выбору в первой волне, будет ли у него право сдать его во второй волне? Если выпускник прошлых лет без уважительной причины не участвовал в ЕГЭ в мае-июне, будут ли у него препятствия для участия в ЕГЭ в июле? // nadegda

Если школьник, учащийся в 11 классе, пропустил всю первую волну ЕГЭ по уважительной причине, можно ли ему принять участие во второй волне? // Валентина

Выпускники 11 класса, как правило, до 1 марта подав заявление, определились по тому, какие экзамены они будут сдавать. Чтобы получить аттестат, они обязаны сдать два обязательных экзамена. Если по одному из обязательных предметов не пройдена нижняя граница, выпускник имеет право пересдать один предмет. Если не сдано два -- то через год. Что касается добровольных предметов. Если причина несдачи признается уважительной, тогда выпускник имеет право сдать экжзамен в резервный день первой волны или во второй волне. В этом году, только в этом, мы рассматриваем возможность заявиться выпускнику этого года во вторую волну и сдать тот предмет, который он не сдавал в первой волне, на который не подавал заявление. Если у него возникло такое решение для поступления на другую специальность. Это связано только с особенностями этого года. В этом году в связи с тем, что это первый раз, мы продлевали возможность подачи заявлений до 7 апреля и рассматриваем возможность сдачи на те предметы во второй волне, на которые не заявлялись в первой. Выпускники не виноваты, и мы расширяем их возможности.

Отвечаю на вопрос Веры. Они обязаны зарегистрировать вас на сдачу ЕГЭ и направить в пункт приема экзаменов в первую или вторую волну. А где будет этот пункт, решает тот орган управления образования, к которому вы относитесь.

Уважаемая Любовь Николаевна. По слухам, для иностранных граждан стран СНГ, с которыми заключены межправительственные соглашения в области образования, будет предоставлена альтернатива: либо сдавать ЕГЭ в июле, либо участвовать во вступительных испытаниях, проводимых вузом. Будет ли возможность у абитуриентов иностранных государств представить, например, сертификаты ЕГЭ по двум предметам, а по оставшемуся третьему предмету участвовать во вступительном испытании, которое проводит вуз? // Владимир

Уважаемая Любовь Николаевна, когда будут опубликованы порядок и правил приема для иностранных граждан в вузы РФ? Расскажите, пожалуйста, об основных положениях данных правил. // Владимир

Скажите, пожалуйста, в какой форме будут сдавать вступительные экзамены в российские вузы иностранные граждане? Меня конкретно интересуют абитуриенты из Беларуси. // Анфиса

Я гражданин Украины и хочу поступать в московский институт. Мне нужно будет сдавать ЕГЭ? // Петр (Киев)

Иностранные граждане могут сами выбрать форму, в которой будут сдавать вступительные испытания. Они могут сдавать в форме ЕГЭ или в форме, в которой устанавливают вузы (в традиционной). Правила приема иностранных граждан на данный момент находятся на регистрации в Минюсте РФ. Их выход ожидается в ближайшее время.

Мой сын поступил в вуз на бюджет. На эту специальность набирали всего 7 бюджетных мест, ещё один человек поступил платно. В группе (и потоке) их всего 8 человек. Теперь им говорят, что группы такой численности существовать не могут и их могут расформировать (перераспределить по другим специальностям). Но сын не хочет на другую специальность, он осознанно выбрал эту, да и предметы тогда придется какие-нибудь пересдавать. Может ли вуз расформировать группу (специальность)? Какими документами это регламентируется? Специальность новая, существует в вузе всего первый год. Вуз государственный. Спасибо. // Петрова Елена

Мне недостаточно информации для того, чтобы понять, по каким обстоятельствам вуз принимает решение расформировать эту группу. Здесь может быть очень много факторов, на основании которых вуз принимает такое решение. Мы готовы поручить этот конкретный вопрос, разобраться в ситуации и дать конкретный ответ, вправе ли вуз производить эту операцию.

Любовь Николаевна, насколько я понимаю, в ведение Рособрнадзора входит аттестация научных и научно-педагогических работников. В настоящее время в нашей стране имеется некоторое количество научных работников, которые имеют по одной и той же специальности не только степень кандидата наук, но также и степень PhD, полученную за рубежом. Планируется ли разработка процедуры легализации степени PhD в нашей стране кроме действующей сейчас перезащиты в диссертационом совете. Как быть в ситуации, когда, например, человек кандидат физико-математических наук и одновременно имеет степень PhD по физике? // Игорь (Москва)

Признание в России PhD (ученая степень -- доктор философии), полученного за границей, например в Германии, сейчас долгий и забюрократизированный процесс, или был по крайней мере таким пару лет назад. Облегчение признания степени зарекомендовавших себя за рубежом специалистов был бы реальным, хотя и маленьким, шагом в возврате мозгов, "утекших" за рубеж. Планируются ли какие-либо изменения в этом направлении? // Nikolai

Вопрос установления эквивалентностей разных документов и разных оценочных процедур -- достаточно широкий вопрос. Не может быть прямого переведения результата одной процедуры в другую. Пересдача, переподтверждение или любая другая форма, которая устанавливает эквивалентность этих процедур, обязательно должна происходить, касается ли это PhD или какого-либо другого оценочного сертификата.

В этом году моя дочь заканчивает колледж и собирается поступать в университет. Должна ли она сдавать ЕГЭ? Если да, то где и когда? Как это оформляется? // Игорь С.

Если ваша дочь поступает в университет на профильную специальность, то она имеет право сдавать вступительные испытания в традиционной форме. Об этом надо подать заявление в университет и ознакомиться с графиком проведения традицонных испытаний для тех, кто имеет на это право. Но если она хочет эти испытания сдать в форме ЕГЭ, такое право у нее тоже есть.

Людмила Николаевна, здравствуйте. Я живу в Москве, собираюсь поступать учиться по форме экстернат, но в соответствии с законом №365 от 28 ноября 2008 г. и № 58 от 24 февраля 2009 г. я должен сдавать единый экзамен ЕГЭ. Я буду учиться на вечерней или заочной форме и школу закончил давно, работаю. Как мне поступить в этой ситуации? Заранее благодарю за ответ. // Виктор

Здравствуйте, Любовь Николаевна! У меня вопрос по поступлению. Я хочу поступить в институт для обучения по форме экстернат. Но в приемной комиссии мне сказали, что я должна сдавать ЕГЭ, так как есть такой закон №365 от 28.11.2008 г. и №58 от 24.02.2009 г. и что ЕГЭ не надо сдавать если я буду учится на вечерней и заочной формах. Я давно закончила школу, работаю, на учебу каждый день у меня нет времени, работодатель на сессии не отпускает, а в экстернате можно учиться по своему графику и сдавать экзамены, когда будешь готов. Почему институт отправляет меня на ЕГЭ, если я закончила школу до 2009 года? // Карнова Елена

Нужно ли сдавать ЕГЭ для поступления в вуз на ускоренное обучение на базе среднего профессионального? // Елена

Для всех, кто закончил школу до 1 января 2009 года, если он поступает на заочную или вечернюю форму, экзамен проводится в традиционной форме.
Что такое ускоренная форма обучения на базе среднего образования, я не понимаю. Он поступает на специальность. А далее ему может быть правилами предоставлена какая-либо форма получения образования по этой специальности. Он не поступает на экстернат. Поэтому на базе среднего образования поступление в вузы на базе ЕГЭ.

Уважаемая госпожа Глебова! Разъясните, пожалуйста, вузы определяют третий экзамен или все-таки дают право выбора абитуриенту? Потому что на сайтах, в том числе ЛИТМО, например, на один из факультетов перечень таков: русский язык, математика (профильный), физика или информатика (одно испытание из двух). // olga

Объясню приказ Минобразования о порядке приема в вузы, где черным по белому написано: вуз определяет третий экзамен. Все случаи, когда такое право предоставлено абитуриенту, являются незаконными, и могут быть оспорены результаты зачисления, если такое правило в приеме будет существовать. Поэтому смотрите внимательно, насколько правила приема соответствуют всему тому, о чем мы с вами говорим.

Любовь Николаевна, поясните, пожалуйста, почему оценка по дополнительному ЕГЭ не влияет на общую оценку, а оценка по математике или русскому языку влияет на выдачу аттестата? Не слишком ли жестко?! // Наталья

Добрый день! Хотелось бы узнать, влияет ли результат ЕГЭ предмета по выбору на выставляемую в школе итоговую оценку (в интервью руководства ДО Москвы ответ был неодназначен)? Сохранится ли положение о трех вступительных экзаменах в вуз на 2009-2010 учебный год, и когда планируется окончательное решение по 2009-2010 году? // Сергей

Разъясните, пожалуйста, несоответствие некоторых положений о выдаче аттестатов. В Положении о выставлении оценок в аттестаты написано, что оценка в аттестате не зависит от результатов ЕГЭ, что в аттестат выставляется средняя оценка по предмету за последние три года, т.е. за 9-11 классы. В то же время, если выпускник не сдал ЕГЭ, ему аттестат не выдается. Но ЕГЭ проводится по двум обязательным предметам, а человек изучал более 19 предметов, учась 11 лет в школе! Пусть в вуз не принимают с двойками за ЕГЭ, а аттестат при чем? Вы не думаете, что будет социальный взрыв после того, как часть детей останется без документов? Это пока теоретически они воспринимают информацию о возможности остаться без аттестата. А что будет практически? // Александра

Добрый день! Ребенок все годы учился на 4 и 5, старался. Если он сдаст ЕГЭ на тройку, а контрольную на 4 или 5, какая оценка пойдет в аттестат? // Светлана

Потому что такая форма государственной итоговой аттестации в РФ.

Результаты ЕГЭ не исчисляют в 5-балльной системе. В аттестат выставляются результаты текущей успеваемости в 5-балльной системе. Если нижняя граница 100-балльного ЕГЭ по математике и русскому пройдена, то в аттестате остается та же самая отметка. Никакие результаты ЕГЭ в 5-балльную систему не переводятся.

Непонятно введение ЕГЭ в 9 классе, если он служит для поступления в вузы. Если раньше ученик, который неважно учился, уходил получать рабочую специальность в техникум или ПТУ, то куда теперь пойдёт учащийся после 9 класса, если не сдаст ЕГЭ? Останется в школе? До какого времени? Аналогично и с выпускниками. Сейчас, говорят, для этого введут 12 класс, но кормить родителям 18-летних "детей" -- какая-то странная политика, явно противоречащая интересам государства. // Ленок

Никакого ЕГЭ в 9 классе нет. Есть государственная итоговая аттестация по итогам 9 классов, проводимая в новой форме. Субъекты РФ могут выбирать форму тестирования для оценки уровня усвоения знаний по итогам 9 класса. Тестирование и ЕГЭ не являются синонимами, не одно и то же. Тестирование -- это способ оценки, наряду с другими видами. А ЕГЭ у нас в стране проводится только по итогам 11 класса. И поэтому является как формой государственной аттестации, так и формой вступительного экзамена. И это не переведено в 9 класс.

На основании какого положения или другого нормативного акта выпускники будут награждаться серебряной и золотой медалями в связи со сдачей ЕГЭ? // Марина Николаевна

На самом деле никто не отменял Положение о награждении золотыми и серебряными медалями. Просто льгота, которая была предусмотрена этим положением, а именно сдача вступительных испытаний в количестве одного, она потеряла предметность. Потому что вступительных испытаний как таковых, которые проходят после школьной итоговой аттестации, нет. Предмета льготы нет. Эти изменения зафиксированы в приказе Минобразования и науки о порядке награждения, которое готовится к выходу.

Вопросы к вам как обладателю диплома школьного учителя. Сколько лет вы проработали по своей специальности "учитель русского языка" в школе? Вы действительно считаете, что ЕГЭ - это главная проблема российского образования? // любознательный

Ну, во-первых, я считаю, что ЕГЭ - это самое широкое окно возможностей в нашем образовании. И не только не называю его проблемой, а считаю, что мы еще так мало раскрыли его возможностей, что нам еще работать и работать в этом направлении. Мне удалось проработать в системе образования в школьном учреждении в течение трех лет. Хотя моя выборная работа комсомольская всегда была связана с учащейся и студенческой молодежью.

Как вы относитесь к проекту депутата Яровой об устных экзаменах по истории и литературе в 10 классе? Не считаете ли вы, что это будет только дополнительной нагрузкой на выпускников? // Александра

У нас есть государственная итоговая аттестация, которая зафиксирована в законе. Все остальные виды экзаменов, аттестаций, мониторингов и других форм контроля и диагностики знаний принимаются по решению школы. На данный момент устного или какого-либо другого экзамена по истории в 10 классе такой законодательной государственной нормы нет. Но если школа будет принимать такое решение -- это ее право. Правда, мне хотелось бы, чтобы все-таки подумали, не многовато ли мы нагружаем на учащегося разных видов контрольных и других экзаменационных работ. В том числе репетиционных, пробных, текущих, промежуточных. У меня такое ощущение, что скоро ребенку будет некогда учиться, он будет все чего-то репетировать.

Здравствуйте, Любовь Николаевна! У меня вопрос по олимпиадам школьников. Все ли вузы России должны признавать дипломы победителей и призеров из списка 120 олимпиад как сдачу ЕГЭ на 100 баллов? // Павел

Уважаемая Любовь Николаевна! В Положении о Всероссийской олимпиаде школьников, утвержденном приказом Минобрнауки России от 22 октября 2007 г. №286, говорится, что победители и призеры Всероссийской олимпиады школьников принимаются в вузы без вступительных экзаменов. Разъясните, пожалуйста, означает ли это, что, став призером Всероссийской олимпиады, для поступления в вуз по направлению подготовки, соответствующему профилю олимпиады, достаточно сдать только два обязательных ЕГЭ? // Инна

Уважаемая госпожа Глебова! Законно ли то, что вузы будут засчитывать результаты интернет-олимпиад за 100 баллов ЕГЭ? Где гарантии, что в числе победителей и призеров олимпиад не появятся "сыночки", которые не участвовали нигде? // olga

Есть разные этапы одной олимпиады. На каком-то из этапов есть интернет-формат. Но это не интернет-олимпиада. Законно проведение российских олимпиад и предметных олимпиад. Они имеют разные этапы реализации, но каждый из них заканчивается очным этапом. Поэтому "сыночкам" проскочить не удастся.
Есть специальность. Выпускник должен определиться до 1 марта, какие экзамены ему нужны. Он до 1 марта еще не знает, является он победителем олимпиады или нет. Он заявился на все предметы, которые нужны ему по этой специальности. Если он стал победителем олимпиады, то ему нет необходимости сдавать этот экзамен, который он выбрал добровольно. Но для получения аттестата он должен сдать математику и русский язык.

Когда сегмент материалов -- заданий ЕГЭ по математике -- станет носить открытый характер (как обещали организаторы ЕГЭ)? Подготовка в ракурсе демоверсии не позволяет гарантировать полную успешность и приводит к недоработкам по всему перечню заданий. Учитель "не видит" всего поля необходимого для экзамена материала и тратит учебное время на разбор с учениками заданий, не составляющих материал ЕГЭ. // Софья

Из уст руководителя Минобрнауки прозвучала декларация об открытости в будущем всех заданий ЕГЭ. Я, как преподаватель математики, считаю это допустимым только для ЕГЭ первого уровня (для выпускников школ, не претендующих на поступление в соответствующий вуз). Абсолютно нормальная идея -- освоить некий минимум и подтвердить его освоение на экзамене. Но для тех, кто поступает в технические вузы (и особенно в физико-математические), это абсолютно недопустимо! Точнее, некоторое количество заданий из первой части может быть открытым. Но обязательно должна быть, как минимум, треть заданий, которые абсолютно заранее неизвестны (лучше для них даже обойтись и без демонстрационной версии!). Именно при решении заранее неизвестных задач (по всему курсу школьной математики!) ученики и продемонстрируют свой настоящий уровень. Решение же даже на отличном уровне заданий из открытого банка свидетельствует о неплохой выучке и прилежании, но не может являться тестом для отбора на физмат. Что вы думаете по этому поводу? Спасибо. // Александр

В этом году группа разработчиков под руководством академика Семенова разрабатывает контрольно-измерительные материалы по математике, которые базируются на открытом банке заданий. Апробация этих контрольно-измерительных материалов (КИМ) на выпускниках 10 классов ряда субъектов РФ будет проведена в этом году. Для них будет опубликован открытый банк заданий. Насколько эффективен КИМ, который строится на банке открытых заданий, будут принимать решение эксперты, представители академического сообщества, преподавательского корпуса. И к октябрю 2009 года будет принято решение, станет ли этот контрольно-измерительный материал по математике обязательным в 2011 году. Тогда и будет публиковаться банк открытых заданий для ЕГЭ по математике 2011 года.
Я не математик, но очень настойчиво приглашаю автора этого вопроса к той дискуссии, которая будет проводиться по поводу КИМов начиная с августа на сайте Федерального института педагогических измерений. http://www.fipi.ru

Добрый день! Я работаю инженером в области диагностики и тестирования. Известно, что если тестировать только готовый продукт, без промежуточных проверок, то процент брака (для ЕГЭ -- двоек) будет значительным. И в случае сложного изделия выяснить, на каком этапе и какой исполнитель в этом виноват, достаточно трудно и уже бесполезно. Моя дочь учится в 6 классе. Я не вижу у нее возможностей сдать ЕГЭ на положительную оценку после того, как ее обучают в школе: темы по математике и русскому пропускаются, домашние работы не проверяются или вообще не задаются, заболевшие учителя не заменяются, диктанты и контрольные проводятся 1--2 раза в четверть, текущие оценки в дневник учителями не выставляются. Скажите, пожалуйста, какие меры планируются для проверки текущих результатов обучения детей в средней школе со стороны именно Рособрнадзора? // Верещагина Елена Васильевна

Рособрнадзор -- федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий часть государственной итоговой аттестации. Текущая аттестация и текущий контроль обеспечиваются школой, которая у нас принадлежит муниципальному уровню власти. Мы не можем ничего планировать за муниципальный уровень власти.

Уважаемая Любовь Николаевна! Что бы вы посоветовали вузам, которые в ближайшее время намерены выйти на процедуру государственной аккредитации? На какие моменты им необходимо обратить особое внимание? И второй вопрос: какие меры планирует принять Рособрнадзор для предотвращения такого нарушения, как выдача выпускникам неаккредитованной специальности документов государственного образца? // журнал "Аккредитация в образовании"

По второй части -- мера абсолютно понятна. Направление информации о выявленных фактах нарушений в прокуратуру РФ. И пусть они разбираются.
По первой части вопроса. Я советую обратиться к порядку аккредитации и посмотреть, насколько вуз соответствует тем показателям, которые там определены.

В СМИ появились сообщения, что Минобрнауки РФ направил в вузы рекомендации по переводу студентов на вакантные бюджетные места. Где можно найти эти рекомендации? Заранее спасибо. // Тамара Павловна

Коллеги, я предпочитаю отвечать на те вопросы, которые относятся к компетенции Рособрнадзора. А этот вопрос относится к компетенции Министерства образования.

В Финансовой академии при правительстве РФ на факультет МЭО установили очень странное условие поступления: помимо результатов ЕГЭ проводится обязательное профориентационное собеседование, не являющееся вступительным испытанием. В рамках собеседования абитуриенты также тестируются по иностранному языку. Оценка по итогам собеседования не выставляется. Имеют ли они право проводить данное собеседование и зачем тогда оно нужно, если, как написано, оценка по нему не выставляется? // Валентина

Специальность "мировая экономика" в Финансовой академии является специальностью, которая по постановлению правительства имеет право на дополнительное испытание. 24 вуза в нашей стране по ряду специальностей получили такое право в соответствии с законом. Дополнительное испытание по любой специальности проводится по профильному предмету. Результаты исчисляются в 100-балльной шкале, вне зависимости от того, в какой форме оно проводится -- собеседование, устный, письменный экзамен или тестирование. Эти баллы прибавляются к результатам ЕГЭ для проведения конкурса по этой специальности. Никаких других форм дополнительно Финакадемией быть установлено не может. По этому вопросу мы направили запрос в Финакадемию.

Расскажите о поступлении на творческие специальности. // Газета.Ru

Творческие специальности действительно имеют свои особенности при проведении вступительной кампании. В 2009 году они имеют право проводить испытания не менее чем по двум предметам в форме ЕГЭ -- русский язык и профильный. Далее они имеют право устанавливать дополнительные испытания профессиональной направленности, и устанавливается это каждым вузом самостоятельно -- количество и время проведения. Для творческих специальностей установлено право заканчивать прием документов до 5 июля. С тем, чтобы все дополнительные испытания закончены были до 25 июля, когда заканчивается весь прием документов.

В чем, по-вашему мнению, причина напряженных и конфликтных ситуаций при приеме детей в первый класс? Какие вы видите пути их решения? Будут ли регламентированы на государственном уровне единые правила процедуры приема в школу, по примеру ЕГЭ? // Елена

Наверное каждая конфликтная или напряженная ситуация имеет свои причины и истоки, и в каждой из них нужно разбираться отдельно, если таковая существует. Правила приема у нас установлены единые. Использовать инструмент оценки знаний, которые еще не давались ребенку, невозможно. Поэтому не может быть ЕГЭ перед первым классом. Но есть инструменты диагностирования способностей, направления развития личности. И школа использует эти инструментарии.

Здравствуйте! Интересует вопрос о продолжительности ЕГЭ по математике и русскому языку. Заранее спасибо. // Елена

Здравствуйте, Любовь Николаевна. Недавно в интернете появился приказ, подписанный вами, утверждающий, что ЕГЭ по русскому языку теперь будет идти 6 часов, вместо 3, как это было заявлено раньше, а ЕГЭ по математике -- 5 часов, вместо 4. Правда ли это? Если да, то как вы можете аргументировать сей факт? Чем обусловлено столь необоснованное увеличение часов? По математике мы еще согласны, что 5 часов -- это нормально, но по русскому это чересчур много. Хотелось бы видеть увеличение на час (вместо трех -- четыре часа) ЕГЭ, например, по такому предмету, как химия. // Алёна

Этот приказ, который регулирует норму выпускных экзаменов, которые проводятся не в форме ЕГЭ, для категорий, которые имеют на это право. Категории, которые имеют на это право, перечислены и известны, и для них тоже должны быть установлены нормы. Этот приказ и устанавливает эти нормы. Они не могут быть сравниваемы с нормами по проведению ЕГЭ, это две разные формы. Продолжительность экзаменов в форме ЕГЭ утверждена приказом Рособрнадзора в январе этого года.

Уважаемая Любовь Николаевна, скажите, пожалуйста, на основании чего составляются КИМы? Ведь, насколько известно, госстандарт образования до сих пор не принят. В каждой школе свои программы и свои учебники. Спасибо. // Елена Анатольевна

КИМы соствляются на основании того же, что является основанием для обучения детей. В 1998 и в 2004 годах были приказы Министерства образования и науки, устанаваливающие минимум содержания по каждому предмету. На основании этого строятся учебные программы и выпускаются учебники. КИМы строятся в соответствии со спецификациями, которые отражают структуру образовательной программы и содержат обязательный образовательный минимум. Никакого противоречия нет.

Любовь Николаевна, когда у нас подчистят список вузов? Ведь многие из них, если и учат, то на уровне ПТУ (каковыми в прошлом и являлись). Я недавно видел сообщения о том, что проводилась массовая аттестация вузов, и половина из них оказалась несостоятельна. Когда полученная статистика перерастет в действия? // Виктор

Действительно, в последнее время Рособрнадзор стал тщательнее контролировать уже существующие аккредитационные требования и сейчас разрабатывает новые лицензионные показатели для определения того, насколько вуз способен обеспечить условия образовательной деятельности и дать качественное образование. Анализ показывает, что автор вопроса, безусловно, в своем ощущении прав. Уже в первом приближении первой процедуры не проходят ряд вузов, которые не могут обеспечить условия образовательной деятельности. Они либо сами принимают решение о собственном закрытии, либо мы реализуем свое право на приостановление действия лицензии и на ее аннулирование. Мы принимаем такие решения, безусловно, с учетом того, насколько судьба студентов этого вуза решается с точки зрения возможности продолжения их образования. Но продолжать обучение студентов в вузах, где не могут обеспечить им качественное образование, государство позволить себе не может.

Когда в России начнет действовать обязательная система бакалавриата и магистратура. И будут ли какие-то вузы, которые будут иметь право обучать студентов по специальности. // Газета.Ru

Закон о двухуровневой системе образования в РФ вступает в силу с 1 сентября 2009 года. Соответственно, на специальности бакалавриата и магистратуры в соответствии с новыми правилами студенты будут приниматься со следующего учебного года. Готовится перечень направлений, по которым подготовка по специальности будет сохранена. Это решение будет принято правительством РФ.

Любовь Николаевна, спасибо большое за ваши ответы. // Газета.Ru

Мне так хочется обратиться в преддверии вступительной кампании: абитуриенты, будьте бдительны! Внимательно изучайте, куда вы поступаете, какие у вас есть права и какие возникают обязанности. Знание этих правил является вашей гарантией получения качественного образования. Ведь в условиях кризиса вам не нужен просто диплом, вам нужны знания.