Оперуполномоченный обэп: должностные обязанности и полномочия. Отдел экономической безопасности и противодействия коррупции Отдел по борьбе с экономическими преступлениями обэп

Оформление документов

Над главой МВД Московской области, которым является генерал давно сгущаются тучи, но до отставки дело никак не доходило. Его заместитель, глава полиции Московской области генерал сменить начальника не надеется, а подыскивает себе новую должность. Заняться всерьез происходящим в подмосковном МВД вынудили, в том числе, резонансные дела последнего времени – грандиозная, нелегальная «мусорная свалка» в Кучино и дело «пьяного мальчика» в Балашихе — это только «социально значимая» часть, огромного айсберга. На самом деле, претензий к работе региональной полиции гораздо больше.

Виктор Пауков и финансовый спрут

Данная графическая схема наглядно показывает, как функционирует нелегальный финансовый спрут в руководстве региональной полиции и его главный «мотор» – Управление экономической безопасности и противодействия коррупции (УЭБ и ПК или оперативно-розыскные части (ОРЧ) ЭБ и ПК) на областном уровне, а на районном уровне — (ОРЧ и Отделы (ЭБ и ПК) или Группы ЭБ и ПК). Поступление основного потока наличности от нелегального бизнеса в системе МД РФ контролируют именно сотрудники этих подразделений. Они главные «добытчики» и «кормильцы». Так происходит не только в Московской области, похожим образом живет и работает вся полицейская Россия.

Назвать это «группой» или «бандой» было бы неправильно, скорее, это Система. Она выстроена давно, проверена годами работы, функционирует не зависимо от персоны, способна к самовосстановлению и перестройке в случае исчезновения какого-либо участника или даже звена целиком.

Например, один из ключевых фигурантов «мусорного дела», начальник ОРЧ ЭБиПК №2 ГУ МВД России по Московской области, полковник Дмитрий Дмитриевич Ильяшенко, ответственный в данной Системе за связи с полукриминальным, «серым» бизнесом ушел в отпуск и, по некоторой информации, уже находится за границей. Начальник 1-го отдела ОРЧ УЭБ и ПК по Московской области, полковник МВД временно отстранен и переведен в другое место, поток наличности уменьшился, но все равно – система функционирует, пусть и менее эффективно.

Подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции – особые подразделения в структуре МВД, наследники еще советской ОБХСС. Хотя социалистической собственности давно нет, но «норма выработки», 10 материалов на каждого оперативника в месяц, осталась. Количественные показатели, как ключевой критерий хорошей работы подразделений БЭП МВД, на деле — сплошная профанация. Чтобы сохранить свою должность как рядовые оперативники, так и руководители районных отделов вынуждены заниматься приписками, возбуждением фиктивных и малозначительных дел и выплачивать ежемесячно фиксированные суммы своему руководству, которое закрывает глаза на эти массовые фальсификации результатов работы. Сотрудники, которые хотят работать честно, в этом подразделении, как правило, долго не задерживаются, Система их отторгает.

В Мособлдуме генерал Виктор Пауков не так давно отчитался о «пресеченных» 2500 преступлениях экономической направленности за 2016 год, но не сказал, что до суда доведено всего 10%, причем, большая часть из них развалилась там из-за отсутствия доказательств и некачественно проведенного следствия.

В 2016 году ФНС передало в УЭБ и ПК Московской области 80 оперативных материалов для расследования по УК РФ ст.159 ч.4 (мошенничество в сфере предпринимательской деятельности), до суда дошло всего 3 дела. Осужден никто не был.

Получается, что на 90 процентов УЭБ и ПК — элитное подразделение подмосковного МВД работает впустую, хотя содержание данного инструмента по борьбе с коррупцией и экономическими преступлениями обходится государству недешево. Годовой бюджет (покупка техники, оперативные мероприятия, и тд.) подмосковного ЭБ и ПК за 2016 год – 800 млн. рублей. Всего в Московской области 34 районных отдела ЭБ и ПК, в среднем по 15 человек в каждом, плюс центральное управление итого не менее 500 человек (точная цифра — гостайна). Чем занимается большинство этих молодых, здоровых мужчин с высшим образованием в рабочее время знает практически любой российский бизнесмен. Во-первых, они вынуждены «зарабатывать» на то, чтобы сохранить свою должность, собирая ежемесячную дань с предпринимателей на своей территории, кто хочет спокойно работать – вынужден платить, иначе можно легко лишиться бизнеса. Во-вторых, закрывают дела, «решают вопросы» за вознаграждение с тех, кем должны бороться – настоящими мошенниками и криминальными бизнесменами. Расценки на подобные услуги давно не тайна: «закрыть» дело в центральном аппарате УЭБ и ПК Московской области стоит от $100 000 и выше.

Оставшееся свободное время (совсем немного) посвящено госслужбе, за что они ежемесячно получают зарплату от государства.

Перейдем к описанию, в общих чертах, конечно, как функционирует Система, в ключевых которой находится Виктор Пауков.

Зеленым цветом на схеме обозначено поступление денег в Систему из внешних источников. Главных источника три: средний бизнес — на уровне оперативников и районных подразделений ОЭБ и ПК, главы подразделений в УЭБ и ПК МВД Московской области уже получают себе в кормление какое-нибудь одно крупное предприятие. Третий источник – централизованные регулярные отчисления от крупного бизнеса в Московской области, «доение предпринимателей». Примерный суммарный годовой денежный поток из этих трех источников – приблизительно 15-16 млрд. рублей в год.

Денежные потоки внутри Системы обозначены красным цветом. Ежемесячные выплаты от глав нижестоящих подразделений, районных отделов ОЭБ и ПК – это уже распределение ранее поступивших денег в Систему. В Московской области есть разные районы: «богатые» и бедные». Норма для семи «богатых» районов (Истринского или Ленинского, например) ОЭБ и ПК – от 10 миллионов рублей, «бедняки» вроде Талдомского района – по одному млн. рублей, и даже меньше. Важное замечание, эти деньги – не личная собственность руководителя подразделения, 90% собранной суммы идет вверх по служебной лестнице.

Например, для главы УЭБ и ПК Московской области полковника Вячеслава Цуркана личный бизнес — штрафные спецстоянки в Серпуховском районе (он бывший глава ОЭБ и ПК данного района). Остальными доходами он вынужден делиться, если хочет занимать свою должность: ежемесячно компания, производитель бутилированной воды «Шишкин Лес» в Наро-Фоминский районе, выплачивает $1 млн. долларов за «содействие», кроме того, «проценты» с ежемесячных выплат от руководителей районных отделов ЭБ и ПК.

Ключевая фигура данной схемы — заместитель Вячеслава Цуркана – полковник , фигура самодостаточная, в какой-то степени, даже от главы МВД Московской области. Через его помощников проходит основной объем выплат с крупного бизнеса Подмосковья (за это направление отвечает полковник Илья Дудий), так и регулярные выплаты от криминального сообщества, так называемых «воров в законе», (зона ответственности полковника Дмитрия Ильяшенко) за содействие в криминальном бизнесе (нелегальны мусорные свалки, «серая» добыча песка и гравия).

Виктор Пауков на вершине «пирамиды»

Если полковники Дудий и Ильяшенко – «коллекторы», кто непосредственно ездит по предприятиям, «решают вопросы», забирают деньги. Полковник Михеев – это, возможно, некий распределительный центр. При его участии финансы распределяются внутри Системы – начальнику регионального отдела собственной безопасности (УСБ) МВД, начальнику регионального ГИБДД, начальнику УЭБ и ПК, и другим руководителям подразделений. На вершине «пирамиды» — глава МВД РФ по Московской области генерал Виктор Пауков, но он не создатель и не выгодоприобретатель этой финансовой схемы, скорее сам ее «заложник», хотя и высокопоставленный.

Так же с ведома Михеева «черный нал» уходит за пределы Системы (судьям, прокурорам, сотрудникам МЧС, судебным экспертам, сотрудникам Роспотребнадзора и тд.), на схеме это движение денег обозначено синим цветом.

Отдельное место занимает Следственный комитет России (СКР), в структуру МВД не входит, но многие виды полукриминального бизнеса, например, добыча песка и гравия в Подмосковье, возбуждение и приостановление уголовных фиктивных дел против бизнесменов невозможны без некоторых высокопоставленных сотрудников СКР. Движение средств в этом направлении также обозначено синим цветом.

Новый повод истребовать у коммерсантов информацию и документы в 2017 и 2018

Адвокат Гордон А.Э.

Если в вашу фирму поступил запрос из ОЭБ и ПК о предоставлении документов, значит, к вашей фирме есть вопросы. Главный вопрос для вас– какие: или вопросы вызывает деятельность вашей фирмы, или ваших партнеров.

В настоящее время подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции (ОЭБ и ПК, УЭБ и ПК, соответственно отделы экономической безопасности или управления) действуют в структуре МВД РФ. Например, в Западном административном округе г.Москвы в структуре Управления МВД по ЗАО г.Москвы действует Отдел экономической безопасности и противодействия коррупции (ОЭБ и ПК) https://зао.мск.мвд.рф/UVD/Istorija.

Сфера интересов ОЭБ и ПК

Оперативные подразделения ОЭБ и ПК, УЭБ и ПК МВД РФ являются структурными подразделениями органов внутренних дел, в обязанности которых входит предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие преступлений в экономической и налоговой сферах.

К области профессиональных интересов подразделений ОЭБ и ПК входят преступления, установленные статьями:

171 УК РФ – Незаконное предпринимательство, по которой возбуждаются и расследуются уголовные дела о незаконном обналичиваниие денежных средств с использование незаконных схем (однодневки, и т.д.)

ст.172 УК РФ «Незаконная банковская деятельность» — так же имеет место при обналичивании и однодневках.

Мошенничество -ст. 159 УК РФ.

Незаконное возмещение НДС, квалифицируют по ст.159 УК РФ «Мошенничество».

Статьи 290 УК РФ «Получение взятки» и ст.291 УК РФ «Дача взятки».

До настоящего времени новая сфера деятельности подразделений — статья – 178 УК РФ Ограничение конкуренции, и ст. 185.3 УК РФ — манипулирование рынком.

А вот «налоговые статьи», относятся к «ведению» Следственного комитета РФ:

198 КУ РФ — Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица

199 УК РФ — Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организаций

199.1 УК РФ — Неисполнение обязанностей налогового агента

199.2 УК РФ — Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального

предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов.

199.3 УК РФ – уклонение от уплаты страховых взносов физ лицами

199.4 УК РФ – уклонение от уплаты страховых взносов юр лицами

Изменения законодательства с 2017

В связи с изменением с августа 2017г. Налогового кодекса РФ (вступление в силу ст.54.1) усилен контроль за уклонением от уплаты налогов через использование налоговых схем с однодневками, и иными подконтрольными организациями.

С июля 2017 налоговым органам предписано выявлять признаки умышленного уклонения от уплаты налогов, а еще с 2012 – вести «оперативный» обмен сведениями с подразделениями МВД и Следственного комитета:

— об имеющихся у них материалах о нарушениях налогового законодательства и налоговых преступлениях;

— о принятых мерах по пресечению вышеназванных нарушений;

— о проводимых налоговых проверках;

— об осуществлении обмена иной необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.

Поскольку уклонение от уплаты налогов связано в незаконным обналичиванием, уклонисты попадают в зону внимания ОЭБ и ПК по линии дел о незаконной банковской деятельности (ст.172 УК РФ).

Новые требования ФНС РФ и Следственного комитета к налоговым инспекциям во время налоговых проверок порождают много новых запросов и рисков для предприятий.

О полномочиях ОЭБ и ПК истребовать документы

Любой запрос правоохранительных органов, к которым относятся ОЭБ и ПК, возлагает на граждан или организации какие-то обязанности, в том числе предоставить документы. По этому такой запрос должен быть мотивированным.

В запросах из подразделений МВД, как правило, требования мотивированы ссылками на ст.7 закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности», и на п.10 ч.1 ст.13 закона РФ «О полиции».

Для запроса документов, информации, пояснений указанной мотивировки явно не достаточно.

Так, согласно п.10 ч.1 ст.13 закона РФ «О полиции» сотрудники полиции имеют право:

— проводить оперативно-розыскные мероприятия;

— производить при осуществлении оперативно-розыскной деятельности изъятие документов, предметов, материалов и сообщений и иные предусмотренные федеральным законом действия;

— объявлять розыск и принимать меры по розыску лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении, лиц, пропавших без вести, иных лиц, розыск которых возложен на полицию настоящим Федеральным законом, а также объявлять розыск и принимать меры по розыску похищенных или угнанных транспортных средств, похищенного имущества, имущества, подлежащего конфискации.

Никаких прав на направление запросов и требование предоставить документы, информацию, пояснения в приведенной норме законе не наблюдается.

Вместе с тем, при мотивировании запроса предоставить документы ссылкой на п.3 ч.1 ст.13 закона РФ «О полиции» №3-ФЗ от 07.02.2011г. у подразделения полиции появляются права:

— вызывать в полицию граждан и должностных лиц по расследуемым уголовным делам и находящимся в производстве делам об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции;

— получать по таким делам, материалам, заявлениям и сообщениям, в том числе по поручениям следователя и дознавателя, необходимые объяснения, справки, документы (их копии);

— подвергать приводу в полицию в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом, граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову;

Но и здесь не все просто. Так, согласно приведенной норме п.3 ч.1 ст.13 закона документы полиция вправе запрашивать только по делам, разрешение которых отнесено к компетенции полиции.

А согласно пп.а п.1 ч.2 ст.151 УПК РФ дела налоговой направленности (198-199.4 УК РФ) отнесены к подследственности следователей Следственного Комитета РФ.

Эная сферу деятельности своей фирмы анализируйте, какого рода вопросы могут интересовать правоохранителей, и отвечайте, предварительно сверившись с законодательством.

Как правильно изучить запрос ОЭБ и ПК — .

Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России (ГУЭБиПК МВД России) - самостоятельное структурное подразделение центрального аппарата МВД РФ , обеспечивающее и осуществляющее функции Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в области экономической безопасности государства, а также выполняющее иные функции в соответствии с Положением о ГУЭБиПК, нормативными правовыми актами МВД России.

До 2011 года - Департамент экономической безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации (ДЭБ МВД России) . В 2011 г. ДЭБ в связи с проводимой реформой МВД России переименован в Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК).

Начальник ГУЭБиПК МВД России - генерал-майор полиции Сугробов Денис Александрович.

Основная информация

В круг основных задач Главного управления входят:

  • участие в формировании основных направлений государственной политики в области экономической безопасности;
  • участие в совершенствовании нормативного правового регулирования в области экономической безопасности;
  • принятие в пределах компетенции мер по организации борьбы с налоговыми и экономическими преступлениями;
  • организационно-методическое руководство деятельностью подразделений по борьбе с экономическими преступлениями и по налоговым преступлениям главных управлений МВД России по федеральным округам, министерств внутренних дел, главных управлений, управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации, подразделений по борьбе с экономическими преступлениями управлений (отделов) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управлений (отделов) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах.

В своей деятельности Главное управление руководствуется Конституцией Российской Федерации , федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации , постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации , международными договорами Российской Федерации , нормативными правовыми актами МВД России и Положением о Главном управлении.

Главное управление является оперативным подразделением полиции и осуществляет оперативно-розыскную деятельность в соответствии с законодательством РФ.

Работа Главного управления организуется на основе планирования, сочетания единоначалия в решении вопросов служебной деятельности и коллегиальности при их обсуждении, персональной ответственности каждого сотрудника, федерального государственного служащего и работника за состояние дел на порученном участке и выполнение отдельных поручений.

Пресса о ГУЭБиПК МВД России

1) В Санкт-Петербурге арестована преступная группа «чёрных риелторов », участники которой подозреваются в незаконном завладении более чем 20 квартирами. Об этом говорилось в сообщении Департамента экономической безопасности МВД России.

2) Департамент экономической безопасности МВД сообщил о возбуждении дела против руководителя одного из крупных торговых центров Москвы. Представители этого ТЦ требовали компенсацию у компании Panasonic, планировавшей закрыть магазин и вывезти товар. Как сообщил «Маркеру» источник в представительстве Panasonic , дело возбуждено против Алексея Киселева, возглавляющего ООО «Агентство коммерческой безопасности» (АКБ). Эта фирма является арендодателем-посредником в торговом комплексе «Черемушки».

3) Департамент экономической безопасности (ДЭБ) МВД России распространил сообщение о том, что пресечена деятельность организованной группы банкиров, занимавшихся незаконным обналичиванием и легализацией денежных средств. «В группу входили советник председателя правления Темпбанка Ефремов Дмитрий Валерьевич, начальник клиентского управления КБ „Империя“ Савченко Маргарита Бекировна, её дочь Савченко Наталья Юрьевна, а также иные лица, выполняющие их указания»

История

Создано данное подразделение в 1937 году . Названия в разные годы - БХСС , ГУБХСС, ГУЭП, ГУБЭП, ДЭБ. В 2008 году Департаменту указом президента РФ переданы функции борьбы с коррупцией и организованной преступностью в экономической сфере (в структуру вошли ОРБ № 3 (по борьбе с коррупцией) и ОРБ № 10 (по борьбе с оргпреступностью в сфере экономики).