Органы государственной власти в россии. Органы законодательной власти РФ. Законодательная власть Российской Федерации Система законодательной власти в российской федерации

Продажа

Законодательную власть в Российской Федерации (на федеральном уровне) осуществляет Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации. Как и предыдущие конституции России, действующая Конституция РФ закрепляет двухпалатную структуру парламента - Федеральное Собрание состоит их Совета Федерации и Государственной Думы, однако современная двухпалатность (бикамеральность) принципиально отличается от прежней. Компетенция палат строго разделена, круг полномочий каждой из палат четко очерчен непосредственно в Конституции РФ, и свои полномочия палаты осуществляют исключительно на самостоятельных (раздельных) заседаниях. Совместные заседания палат возможны в трех случаях: для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ и выступлений руководителей иностранных государств, при этом никаких решений на таких совместных заседаниях не принимается.

Таким образом, в Конституции РФ не устанавливается компетенция Федерального Собрания (закреплена компетенция только его палат), невозможны решения Федерального Собрания (возможны решения только Государственной Думы и решения Совета Федерации). В то же время Федеральному Собранию присуще единство правовой природы: единственным законодательным и представительным органом Российской Федерации является именно Федеральное Собрание (а не Государственная Дума или Совет Федерации), в качестве постоянно действующего органа определено также Федеральное Собрание, а не одна из палат, законы являются результатом деятельности обеих палат, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают одинаковым статусом и т. д.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых на четыре года непосредственно избирателями на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Порядок выборов регламентируется Федеральным законом от 20.12.2002 № 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» с изм. и доп.

Выборы проводятся с использованием смешанной избирательной системы: половина депутатов (225) избирается в одномандатных избирательных округах по мажоритарной системе относительного большинства, а другая половина - в едином федеральном избирательном округе по пропорциональной избирательной системе (по партийным спискам) с установлением 7 %-го заградительного барьера (ранее он определялся в 5 %) на основе принципа естественной квоты с применением правила наибольшего остатка (наибольшей дробной части). В настоящее время в стадии рассмотрения находится президентский законопроект, предусматривающий переход к выборам депутатов Государственной Думы исключительно по пропорциональной избирательной системе.

Требования к активному избирательному праву на парламентских выборах - те же, что и на выборах Президента РФ, а требования к пассивному избирательному праву (к кандидатам в депутаты) - более мягкие: депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший возраста 21 года и не лишенный избирательных прав. Ограничений по количеству переизбраний для депутатов Государственной Думы не устанавливается.

Выборы, по общему правилу, назначаются Президентом РФ, а если он эту обязанность не выполняет, - то Центральной избирательной комиссией РФ (ЦИК), на первое воскресенье месяца, в котором истекает установленный срок полномочий Государственной Думы предыдущего состава.

Право выдвижения кандидатов в одномандатных округах принадлежит политическим партиям (избирательным блокам) и самим гражданам в порядке самовыдвижения; списки кандидатов в федеральном избирательном округе могут выдвинуть исключительно политические партии (избирательные блоки). Регистрация выдвинутых кандидатов осуществляется окружными избирательными комиссиями на основе представленных подписей избирателей в поддержку кандидата или внесения избирательного залога. Подписей должно быть представлено не менее 1 % от количества избирателей округа (если в округе зарегистрировано менее 100 тыс. избирателей - то не менее 1 тыс. подписей). Избирательный залог составляет 15 % от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата (на выборах 2003 г. эта сумма была установлена в 6 млн руб., следовательно, размер избирательного залога составлял 900 тыс. руб. Регистрация федеральных списков кандидатов осуществляется ЦИК также на основе представленных подписей или внесения избирательного залога, однако требования здесь более жесткие: подписей в поддержку списка, выдвинутого политической партией (избирательным блоком), должно быть представлено не менее 200 тыс. (при этом на один субъект РФ может приходиться не более 14 тыс. подписей, т. е. партийный список должен получить предварительную поддержку избирателей как минимум в 15 регионах), а размер избирательного залога (также 15 %) исчисляется от предельной суммы всех расходов избирательного фонда партии (блока) (на выборах 2003 г. она была установлена в размере 250 млн руб., следовательно, сумма избирательного залога составляла 37,5 млн руб.).

Результаты выборов по единому федеральному избирательному округу устанавливает ЦИК, а по одномандатным округам - окружные избирательные комиссии. Общие итоги выборов устанавливает и публикует ЦИК. На первое заседание вновь избранная Дума собирается на 30-й день после избрания (если Президент РФ не соберет заседание ранее), и именно с начала работы Государственной Думы нового созыва прекращаются полномочия Государственной Думы прежнего созыва.

Полномочия Государственной Думы могут быть прекращены Президентом РФ досрочно в трех случаях (все они связаны с преодолением возможного правительственного кризиса и являются частью системы «сдержек и противовесов»):

1) после трехкратного отклонения представленных Президентом РФ кандидатур Председателя Правительства РФ (ч. 4 ст. 111 Конституции РФ);

2) в случае повторного (в течение трех месяцев) выражения недоверия Правительству РФ (ч. 3 ст. 117 Конституции РФ);

3) в случае однократного отказа в доверии Правительству РФ при постановке вопроса о доверии Председателем Правительства РФ (ч. 4 ст. 117 Конституции РФ).

Во втором и третьем случаях роспуск Государственной Думы не является безальтернативным: Президент РФ может и объявить об отставке Правительства РФ. Конституция РФ устанавливает и ограничения для роспуска Государственной Думы: даже при наличии указанных оснований Государственная Дума не может быть распущена в пяти случаях (ч. 3 ст. 92, ч. 3–5 ст. 109 Конституции РФ):

1) в течение первого года после ее избрания;

2) с момента выдвижения обвинения против Президента РФ (в рамках процедуры отрешения последнего от должности) до принятия соответствующего решения Советом Федерации;

3) в период действия на всей территории России военного или чрезвычайного положения;

4) в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ;

5) исполняющим обязанности Президента РФ.

В случае роспуска Государственной Думы Президент РФ или ЦИК назначает внеочередные выборы, с тем чтобы вновь избранная Дума приступила к работе не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

Конституция РФ содержит лишь отправные моменты, касающиеся состава и порядка формирования Совета Федерации - верхней палаты Государственной Думы. В нем представлены все субъекты РФ на паритетных началах: по два представителя, при этом один от представительного, а другой - от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (таким образом, при нынешнем составе Российской Федерации численный состав Совета Федерации - 178 членов).

Порядок формирования Совета Федерации за непродолжительный срок функционирования Конституции РФ 1993 г. уже дважды изменялся: первый состав Совета Федерации в 1993 г. был сформирован посредством прямых выборов в субъектах РФ сроком на два года; с 1995 г. в состав Совета Федерации по должности входили глава региона и председатель законодательного органа субъекта РФ. В настоящее время Совет Федерации формируется в соответствии с Федеральным законом от 05.08.2000 № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». В соответствии с Законом представитель от законодательного органа субъекта РФ избирается законодательным органом на срок полномочий этого органа (а если региональный парламент двухпалатный, то представитель от законодательного органа избирается поочередно от каждой палаты на половину срока ее полномочий), а представитель от исполнительного органа субъекта РФ назначается главой региона (но при условии отсутствия возражения законодательного органа, которое может быть выражено 2/3 голосов от общего состава парламента региона). Соответствующие органы государственной власти субъекта РФ должны осуществить избрание (назначение) «своего» представителя в Совете Федерации в 3-месячный срок после формирования (наделения полномочиями).

После внесения изменений в Федеральные законы «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ» и «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ» в декабре 2004 г. (Федеральный закон от 16.12.2004 № 160-ФЗ) существенно изменился порядок досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации - в настоящее время региональные органы государственной власти не вправе досрочно прекратить полномочия назначенного (избранного) ими члена Совета Федерации по своему усмотрению, соответствующие решения могут быть приняты только по представлению Председателя Совета Федерации (процедура досрочного прекращения полномочий членов верхней палаты парламента такая же как и процедура их назначения или избрания).

Руководят деятельностью Совета Федерации и Государственной Думы председатели палат и их заместители, которые избираются на заседаниях палат. Внутреннюю структуру (набор и компетенция комитетов, подкомитетов и комиссий) процедурные нормы палаты определяют самостоятельно, в частности в принимаемых каждой палатой регламентах.

15.2. Статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы

В характеристике статуса парламентария выделяют следующие составляющие:

а) правовая природа депутатского мандата;

б) принцип несовместимости;

в) депутатский иммунитет;

г) депутатский индемнитет;

д) основные формы деятельности и права парламентария.

Отправные положения статуса парламентария содержит Конституция РФ, а детально этот статус регламентируется Федеральным законом от 08.05.1994 № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» с изм. и доп. Члены обеих палат Федерального Собрания обладают одинаковым статусом, однако правовая природа депутатского мандата члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы различна.

Депутаты Государственной Думы обладают свободным мандатом, т. е. все они (в том числе и избранные в одномандатных избирательных округах) рассматриваются как представители всей нации, при осуществлении своей деятельности юридически не связаны наказами избирателей и не могут быть отозваны избирателями досрочно. А члены Совета Федерации обладают императивным мандатом, поскольку они являются представителями конкретных органов государственной власти субъектов РФ и в любое время могут быть досрочно этими органами отозваны.

Принцип несовместимости означает запрет совмещения депутатской деятельности с некоторыми иными видами деятельности. В частности член Совета Федерации и депутат Государственной Думы не вправе: быть депутатом иного представительного органа или выборным должностным лицом, находиться на государственной или муниципальной службе, заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью (за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности), состоять членом органа управления коммерческой организации (следовательно, участником и даже учредителем коммерческих организаций парламентарии быть могут).

Депутатский иммунитет (неприкосновенность) не является абсолютным - согласие соответствующей палаты необходимо лишь при привлечении парламентария к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, а также при совершении ряда процессуальных действий: задержания, ареста или обыска (кроме случаев задержания на месте преступления), допроса, личного досмотра (за исключением случаев, когда досмотр предусмотрен федеральным законом для обеспечения безопасности других людей). В случае совершения процессуальных действий (включая возбуждение уголовного дела) вне связи с осуществлением депутатских полномочий согласие палаты не требуется, однако оно необходимо для передачи дела в суд. Неприкосновенность парламентария распространяется на занимаемые им служебные и жилые помещения, транспорт, средства связи, багаж, документы и корреспонденцию (переписку). Вопрос о лишении неприкосновенности решается соответствующей палатой по представлению Генерального прокурора РФ.

Депутатский индемнитет включает две составляющие: 1) неответственность парламентария за высказываемые мнения и позиции при голосовании в палате (в том числе и после истечения срока полномочий); 2) материальное обеспечение депутатской деятельности (денежное вознаграждение, обязательное государственное личное и имущественное страхование, жилищно-бытовое, медицинское, пенсионное обеспечение и т. п.; по объему социальных гарантий члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы приравниваются к федеральному министру, а председатели палат и их заместители - соответственно к Председателю Правительства РФ и заместителю Председателя Правительства РФ).

Основными формами деятельности члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы являются:

участие в заседаниях палаты и в совместных заседаниях палат;

участие в работе комитетов и комиссий палаты, а также согласительных (совместных, межпалатных) комиссий;

участие в выполнении поручений палат и их органов;

участие в парламентских слушаниях;

внесение законопроектов в Государственную Думу;

внесение парламентского запроса (от имени палаты) и депутатского запроса (индивидуально, от своего имени);

обращение с вопросами к членам Правительства РФ на заседании палаты (в рамках «правительственного часа»);

обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан;

работа с избирателями, при этом депутаты Государственной Думы, избранные по партийному списку, «приписываются» соответствующей фракцией к какому-либо субъекту РФ (для членов Совета Федерации данная форма работы не применяется, так как они не избираются непосредственно избирателями);

участие в работе депутатских объединений (в соответствии с Регламентом Совета Федерации создание в верхней палате фракций и депутатских групп не допускается, следовательно, и данная форма парламентской деятельности членами Совета Федерации не применяется) и др.

Для реализации своих полномочий в соответствующей форме парламентарий обладает рядом прав: на непосредственное обращение в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, получение справочных материалов, консультирование, преимущественное право выступать по вопросам своей деятельности в СМИ, на прием в первоочередном порядке должностными лицами и др.

15.3. Компетенция палат Федерального Собрания. Законодательный процесс

Основными функциями парламента являются:

Функция представительства;

Функция законотворчества;

Контрольная функция.

В реализации этих функций участвуют обе палаты Федерального Собрания, что также свидетельствует о единстве правовой природы законодательного органа России. Реализация функций осуществляется посредством конкретных полномочий палат. Полномочия Совета Федерации и Государственной Думы закреплены непосредственно в Конституции РФ (ст. 102 и 103 соответственно) в виде закрытого перечня, однако развитие конституционных правоотношений пошло по пути расширения конституционно установленных полномочий палат Федерального Собрания в специальном (отраслевом) законодательстве. В частности, в соответствии с Законом РФ от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» Совет Федерации назначает на должность и освобождает от должности не только Генерального прокурора РФ (п. «з» ч. 1 ст. 102 Конституции РФ), но и его заместителей; в соответствии с Законом РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» Совет Федерации назначает председателей и заместителей председателей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ; в соответствии с Федеральным законом от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» Совет Федерации утверждает указы Президента РФ не только о введении военного или чрезвычайного положения (п. «б» и «в» ч. 1 ст. 102 Конституции РФ), но и о привлечении Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований с использованием вооружения к выполнению задач не по их предназначению; в соответствии с Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Совет Федерации и Государственная Дума назначают по пять членов Центральной избирательной комиссии РФ; в соответствии с Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)» Государственная Дума и Совет Федерации назначают по три члена Национального банковского совета, а Государственная Дума, кроме того, назначает членов Совета директоров Банка, рассматривает годовой отчет Банка и т. д. В любом случае компетенцию Совета Федерации и Государственной Думы нельзя считать неограниченной (ограничение компетенции парламента - общая тенденция мирового конституционализма), полномочия палат устанавливается только законодательно, палаты не вправе принять к рассмотрению любой вопрос по своему усмотрению. Таким образом Конституция РФ содержит закрытый перечень не всех полномочий палат Федерального Собрания, только исключительных.

Федеральное Собрание определено Конституцией РФ в качестве не только законодательного, но и представительного органа государственной власти. Реализация представительской функции Федерального Собрания заключается в том, что его палаты представляют: а) народ Российской Федерации - непосредственно через депутатов Государственной Думы (представляющих интересы различных групп населения, различных политических сил), избранных непосредственно избирателями; б) народы Российской Федерации, проживающие на территории всех субъектов РФ, - через членов Совета Федерации, избираемых (назначаемых) региональными органами государственной власти.

Контрольная функция парламента заключается в возможности осуществления контроля за деятельностью других органов государственной власти и должностных лиц (речь идет главным образом о контроле за исполнительной властью). Данная функция реализуется, в частности, через такие полномочия, как утверждение Советом Федерации ряда указов Президента РФ; назначение на должность (или дача согласия на назначение) и освобождение от должности отдельных должностных лиц: Председателя Правительства, Председателя Центрального Банка, Генерального прокурора и его заместителей, судей высших судебных инстанций, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и др.; отрешение Президента РФ от должности; возможность выражения Государственной Думой недоверия Правительству РФ или отказа в доверии; принятие закона о федеральном бюджете и контроль за его исполнением, формирование палатами на паритетных началах Счетной палаты РФ (при этом Председатель Счетной палаты РФ назначается Государственной Думой по представлению Президента РФ); рассмотрение Государственной Думой годового отчета Центрального банка РФ; возможность обращения в суд (включая Конституционный Суд РФ) для преодоления юридических коллизий; парламентский запрос, депутатский запрос, право задавать вопросы членам Правительства РФ, обращаться в органы публичной власти и к должностным лицам и т. п.

Основной функцией парламента является функция законотворчества. В законодательном процессе участвует множество субъектов, однако основную роль в законотворческой деятельности играет нижняя палата Федерального Собрания - Государственная Дума.

Основными стадиями законодательного процесса являются (схема 15):

1) внесение законопроекта в Государственную Думу;

2) рассмотрение законопроекта в Государственной Думе, принятие или отклонение закона;

3) рассмотрение закона Советом Федерации, его одобрение или неодобрение;

4) подписание и обнародование (промульгация) закона Президентом РФ.

Схема 15. Основные стадии законодательного процесса (на федеральном уровне).

Следует отметить, что, во-первых, некоторые из этих стадий весьма емкие и включают ряд этапов: чтение в Государственной Думе, комитетская стадия и др.; во-вторых, перечисленные стадии являются лишь основными, в зависимости от действий различных субъектов законодательного процесса могут появляться и дополнительные стадии (в частности, связанные с подготовкой законопроекта, преодолением разногласий между палатами Федерального Собрания, между палатами и Президентом и др.); в-третьих, стадия рассмотрения закона в Совете Федерации является необязательной (хотя считается, что и в этом случае имеет место «молчаливое одобрение» принятого Государственной Думой закона).

Субъектами права законодательной инициативы являются (ч. 1 ст. 104 Конституции РФ): Президент РФ; Совет Федерации; члены Федерации депутаты Государственной Думы; Правительство РФ; законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ; Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ - но только по вопросам их ведения.

Для отдельных категорий законопроектов субъект права законодательной инициативы устанавливается императивно: например, законопроекты о федеральном бюджете вносятся в Государственную Думу Правительством РФ; о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта или об образовании в ее составе нового субъекта РФ - Президентом РФ; законопроекты о приведении федеральных законов в соответствие с Конституцией РФ в связи с решениями Конституционного Суда РФ - Правительством РФ и т. п. Законопроекты, связанные с наполнением или расходованием средств федерального бюджета, могут быть внесены в Государственную Думу только при наличии заключения Правительства РФ (не обязательно положительного).

Все законопроекты вносятся в Государственную Думу. Основная работа над текстом законопроекта ведется в ответственном комитете (с привлечением экспертов, проведением парламентских слушаний, анализом предложений, альтернативных проектов и т. д.). Именно комитет представляет законопроект для рассмотрения на пленарных заседаниях Государственной Думы. На пленарных заседаниях законопроект, по общему правилу, обсуждается в трех чтениях:

- в первом чтении обсуждаются концепция законопроекта, его актуальность и практическая значимость;

- во втором чтении законопроект обсуждается детально, постатейно, с различными вариантами поправок;

- в третьем чтении законопроект принимается в целом (не допускаются обсуждение статей и внесение содержательных поправок, допустимы лишь редакционные уточнения).

Общих правил о сроках рассмотрения законопроектов в Государственной Думе законодательно не установлено (соответствующие процедурные нормы содержатся в Регламенте палаты). Однако, некоторые законопроекты могут рассматриваться в качестве первоочередных или внеочередных (президентские по его просьбе, в целях реализации решений Конституционного Суда РФ и др.).

Принятие закона Государственной Думой оформляется постановлением палаты, при этом для принятия федеральных законов требуется абсолютное большинство от общего числа депутатов, а для принятия федеральных конституционных законов и законов о поправках к Конституции РФ - квалифицированное большинство (не менее 2/3 от общего числа депутатов). Под «общим числом депутатов» понимается не фактический состав палаты (некоторые депутатские мандаты могут быть вакантными) и не количество присутствующих на заседании палаты депутатов, а конституционно установленный состав Государственной Думы, т. е. 450 депутатов. Таким образом, для принятия федеральных законов требуется как минимум 226 голосов, а для принятия федеральных конституционных законов и законов о поправках - 300 голосов.

Все принятые Государственной Думой законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение в Совет Федерации, однако, верхняя палата не обязана рассматривать все поступившие из нижней палаты законы - обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат лишь:

а) федеральные конституционные законы;

б) законы о поправках к Конституции РФ;

в) финансовые законы (законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, таможенного регулирования, денежной эмиссии);

г) законы о ратификации и денонсации международных договоров РФ;

д) законы по вопросам войны и мира, статуса и защиты Государственной границы РФ.

Для рассмотрения поступивших из Государственной Думы законов Совету Федерации отведено 14 дней, в течение которых он может одобрить или отклонить принятый Государственной Думой закон. Процедура рассмотрения закона в Совете Федерации более проста. Здесь нет традиционных чтений, вопрос может не выноситься на рассмотрение палаты. Однако члены Совета Федерации организуют обсуждение принятого Государственной Думой закона в субъектах РФ, при этом поступившие из регионов замечания и предложения могут предопределить отклонение закона Советом Федерации. Постановления Совета Федерации об одобрении или отклонении закона принимается абсолютным большинством от общего числа членов Совета Федерации (как минимум 90 голосов), федеральные конституционные законы и законы о поправках должны быть одобрены квалифицированным большинством - не менее 3/4 от общего числа членов Совета Федерации (как минимум 134 голоса). Отклоненные Советом Федерации законы подлежат повторному рассмотрению Государственной Думой, при этом вето Совета Федерации может быть преодолено 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый федеральный закон (понятия «принятый Государственной Думой федеральный закон» и «принятый федеральный закон» не являются тождественными!) в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования (если закон рассматривался Советом Федерации и одобрен им, а также в случае «молчаливого одобрения» - Председателем Совета Федерации, а если Государственная Дума преодолела вето Совета Федерации - Председателем Государственной Думы). В течение 14 дней Президент РФ должен подписать и обнародовать поступивший закон или отклонить его. Вето Президента РФ также является отлагательным: если отклоненный закон при повторном рассмотрении в палатах Федерального Собрания будет одобрен в ранее принятой редакции квалифицированным большинством (не менее 2/3 голосов) от общего числа членов Совета Федерации (119 голосов) и депутатов Государственной Думы (300 голосов), то он подлежит подписанию и обнародованию Президентом РФ в семидневный срок. В отношении принятых федеральных конституционных законов и законов о поправках Президент РФ правом вето не обладает.

Обнародование законов осуществляется главным образом посредством их официального опубликования. В буквальном смысле понятия «обнародование» и «опубликование» не совпадают, что не исключает возможности обнародования закона и в иных формах: по телевидению и радио, по каналам связи, путем рассылки адресатам, распространения в машиночитаемой форме и т. п., однако практики такого обнародования нет. В соответствии с Федеральным законом от 14.06.1994 № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» с изм. и доп. официальным опубликованием закона является первая публикация его полного текста в одном из источников официального опубликования (каковыми являются «Собрание законодательства РФ», «Российская газета» и «Парламентская газета»). Опубликование закона должно быть осуществлено в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ. По общему правилу законы вступают в силу по истечении десяти дней после их официального опубликования (часто иной порядок вступления в силу предусматривается в самих законах, что является допустимым).

Для принятия отдельных категорий законов (федеральных конституционных законов, законов о поправках к Конституции РФ, закона о бюджете, федеральных законов по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов и др.) предусмотрены процедурные особенности.

Помимо законов палаты Федерального Собрания могут принимать постановления и по иным вопросам: об амнистии, о выдвижении обвинения и об отрешении Президента РФ от должности, о различного рода заявлениях, в том числе при реализации иных, кроме рассмотренных, полномочий, в частности при осуществлении межпарламентского сотрудничества.

Введение

Актуальность исследования. Законодательные органы являются постоянно действующей формой осуществления народом своей власти. Они олицетворяют демократические начала государства, выступают гарантами демократии» Законодательные органы определяют содержание законодательства, активно влияют на практику его применения. Их деятельность, безусловно, отражается на уровне благосостояния как населения страны в целом, так и жителей отдельных регионов, а также на состоянии охраны общественного порядка и реализации гражданами своих конституционных прав и свобод. Законодательные органы влияют на развитие Российской Федерации как демократического федеративного правового государства, создают условия для идеологического многообразия и многопартийности, определяют компетенции других государственных органов, способствуют развитию политической и правовой активности граждан. Они участвуют в обеспечении территориальной целостности Российской Федерации, определении правового статуса ее субъектов. Всем этим обусловлена значимость законодательных органов и научного исследования, посвященного их формированию и деятельности. Их статус установлен Конституцией Российской Федерации, рядом федеральных законов, конституциями и уставами субъектов РФ, а также специальными региональными законами.

Вопросы организации и деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ составляют одну из основных категорий науки конституционного (государственного) права.

Объектом работы являются общественные отношения, складывающиеся в процессе формирования и деятельности действующих в Российской Федерации законодательных органов.

Предметом исследования - учение о законодательных органах как институте конституционного права, а также совокупность нормативных правовых актов, регулирующих порядок формирования и деятельности законодательных органов.

Цель исследования – проанализировать деятельность законодательных органов государственной власти РФ.

Задачи исследования:

Проанализировать особенности функционирования законодательной власти;

Рассмотреть парламент как высший орган законодательной власти в мире;

Изучить виды законодательных органов РФ.

Методологической основой исследования являются историко-правовой, логический, системно-структурный методы.

Теоретическую основу работы составляют научные труды отечественных и зарубежных ученых в области теории государства и права, государствоведов и политологов, концепции законодательных актов, регулирующих деятельность органов государственной власти.

1. Теоретические аспекты деятельности законодательных органов

1.1. Особенности функционирования законодательной власти

Деятельность любого государства реализуется через систему его государственных органов.

Для государственного органа характерны следующие признаки:

1) порядок создания и деятельности государственного органа, его компетенция, внутренняя организация закрепляются государством в правовых нормах;

2) государственный орган обладает властными полномочиями. Государственно-властное полномочие характеризуется тем, что, во-первых, орган государства наделен правом принятия решений, обязательных для исполнения всеми гражданами и юридическими лицами, на которых распространяется компетенция данного государственного органа; во-вторых, орган государства обеспечивает организацию исполнения принятых решений, опираясь при этом на материальную базу (средства государственного бюджета); в-третьих, орган государства принимает меры по охране принятых решений путем применения различных методов и мер убеждения, поощрения, государственного принуждения;

3) государственный орган осуществляет задачи и функции, возложенные на него государством;

4) государственный орган является организационно обособленной частью системы органов государственной власти.

Государственный орган - это юридически оформленная, организационно обособленная, действующая в установленном государством порядке часть системы органов государственной власти, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления задач и функций, возложенных государством.

Законодательная (представительная) власть - это делегированная народом своим представителям государственная власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля над аппаратом исполнительной власти, главным образом в финансовой сфере.

Как видно из определения, законодательные органы формируются путем избрания их населением страны, действуют от его имени и ответственны перед ним.

Законодательная власть, исходя из принципа разделения властей, является наиболее важной, и ее органы занимают главенствующее положение в механизме государства. Она устанавливает общеобязательные требования, которые исполнительная власть должна проводить в жизнь и которые служат законодательной основой для деятельности судебной власти.

Общегосударственный представительный орган может иметь различные названия, (в России - Федеральное Собрание, в Испании - Кортесы, в Польше - Сейм, в Дании - Фолькетинг, Альтинг - в Исландии, Конгресс - в США, в Швеции - Риксдаг и так далее), но за ним утвердилось обобщенное название "парламент".

Современный парламент - это высший орган народного представительства, выражающий суверенную волю народа, призванный регулировать важнейшие общественные отношения главным образом путем принятия законов, осуществляющий контроль над деятельностью органов исполнительной власти и высших должностных лиц.

Парламент, как правило, включает в себя две палаты: верхнюю и нижнюю. Однако существуют и однопалатные парламенты, которые в большинстве своем образованы в государствах с однородным национальным составом населения или небольших по территории (Дания, Финляндия, Польша).

Под парламентом обычно понимают однопалатное представительное учреждение или нижнюю палату двухпалатного парламента, хотя с юридической позиции это понятие гораздо сложнее.

Руководит парламентом председатель, который представляет парламент во взаимоотношениях с другими органами, руководит прениями, голосованием, координирует работу внутри парламентских органов и т.д.

Двухпалатная структура парламента позволяет предотвратить принятие поспешных решений нижней палатой. Как правило, срок полномочий верхней палаты более длителен, чем нижней, ее депутаты имеют более высокий возрастной ценз, она реже обновляется и формируется на основе косвенных (непрямых) выборов. В большинстве стран досрочному роспуску подлежат только нижние палаты.

Палаты парламента имеют разные названия, поэтому для обобщения их принято называть верхней и нижней. При этом нижняя палата состоит из депутатов, избранных населением, а верхняя - из представителей субъектов федерации Верхняя, как правило, обладает меньшими полномочиями, чем нижняя. Она может быть либо "слабой", когда она не в состоянии воспрепятствовать ему, а только лишь отсрочить принятие решения нижней палатой парламента, поскольку ее вето может быть преодолено последней, либо "сильной", когда без ее решения закон не может быть принят.

При парламентах и каждой палате образуются и действуют постоянные, временные и смешанные комитеты и комиссии, которые осуществляют свою деятельность по различным направлениям: бюджетно-финансовая политика, международные дела, здравоохранение, социальная политика, борьба с преступностью, оборона страны и др. Они могут обладать правом законодательной инициативы, контроля над правительством и аппаратом государственного управления.

Порядок работы парламента, как и других высших государственных органов, определяется его регламентом, в котором также закрепляются основные стадии законодательного процесса: законодательная инициатива, обсуждение законопроекта на пленарных заседаниях и в комиссиях, принятие, утверждение и опубликование.

Основной целью законодательной власти является издание законов. Однако, это не единственная ее цель. Не менее важной функцией законодательной власти является финансовая, которая реализуется в праве ежегодно утверждать государственный бюджет страны, а так же устанавливать налоги.

В области внешней политики парламент ратифицирует (утверждает) международные договоры или дает согласие президенту на их ратификацию (при ратификации нельзя вносить поправки в договор, можно лишь утвердить его в целом или отказаться сделать это), решает вопрос об использовании вооруженных сил за пределами страны, а так же об импичменте президента, т.е. отрешении его от должности, выносит решение о предании министров суду и т.п. Он наделен правом решать вопросы, относящиеся к основам правового положения группы лиц: только он может объявлять амнистию.

Существует и ряд «распорядительных» функций, связанных с формированием высших исполнительных и судебных органов, а так же осуществлением ими контроля над работой правительства, иных должностных лиц исполнительной власти.

Контроль над исполнительной властью парламент осуществляет самыми разнообразными методами. Он участвует в назначении различных должностных лиц и органов исполнительной власти. Парламент, если это входит в его компетенцию, назначает главу государства (в парламентарных республиках).

В зависимости от формы государственного правления парламент в различной степени может оказывать влияние на структуру, персональный состав и характер деятельности правительства, участвуя в процедуре назначения его главы и самого правительства.

В парламентарных республиках главы правительства и члены кабинета министров назначаются парламентом и ответственны перед ним. Правительство формирует парламентское большинство и лидер партии, завоевавшей большее количество голосов, становится главой правительства, который затем представляет для утверждения в парламент кандидатов в члены правительства.

В государствах с классическим президентским правлением, как известно, полномочия главы государства и главы правительства совмещаются в одном лице, и в их избрании парламент принимает лишь косвенное участие.

Парламентский контроль предназначен для того, чтобы законодательная власть была в курсе проводимой правительственной политики, конституционными методами способствовала ее общественной полезности и реально гарантировала свободное развитие личности.

Законодательными органами помимо парламента являются и местные органы власти и самоуправления. Они, как правило, имеют представительный характер и действуют в пределах соответствующих административно-территориальных единиц (муниципальных советов, префектурных собраний, национальных советов, коммунальных советов). Местные представительные органы избираются непосредственно населением административно-территориальных единиц. Им подведомственны в пределах, установленных законом, местные предприятия, местный бюджет, вопросы местного благоустройства, транспорта, водоснабжения, бытового обслуживания, народного образования, здравоохранения, поддержания правопорядка, гражданской обороны, противопожарной безопасности и др.

Однако в некоторых странах органы местного самоуправления в определенных параметрах ограничены в своих действиях центральной властью. Здесь все органы местного самоуправления подчинены органу, назначаемому центральной властью (президентом).

Таким образом, особенностью законодательной ветви власти является то, что среди составляющих ее органов отсутствуют властная иерархия и система административного подчинения. Каждый представительный орган власти осуществляет свою деятельность от имени своих избирателей и в пределах собственной компетенции, установленной конституцией, законом или иным нормативно-правовым актом. Эта органическая связь конкретного парламента со своими избирателями не позволяет ему вмешиваться в компетенцию иного представительного органа публичной власти.

1.2. Парламент как высший орган законодательной власти

Законодательная власть представляет собой способность и возможность государства в лице его наделённых специальными полномочиями органов издавать обладающие высшей юридической силой нормативно-правовые акты – законы.

Законодательная деятельность - процесс, сориентированный на тесное сотрудничество всех его участников. Вот почему провал в работе одного из них неминуемо вызовет сбой во всей системе. При ведущей роли палат Федерального Собрания в законодательном процессе, глава государства, тем не менее, оказывает серьезное воздействие на его ход.

Для успешной реализации своих функций парламент наделяется Конституцией необходимыми полномочиями. Совокупность полномочий и функций парламента образуют его компетенцию. Компетенция, в свою очередь, является важнейшим фактором, определяющим не только правовое положение парламента и его роль в политической жизни общества, но и взаимоотношение его с другими высшими органами государственной власти.

Вместе с тем, говоря обобщенно, парламенту свойственны обычно следующие основные полномочия.

1. Законодательные полномочия, обеспечивающие выполнение главной функции парламента - принятие законов. Тот факт, что в законодательном процессе могут в той или иной мере и форме участ­вовать и другие государственные органы (президент, конституционный суд и др.), не отменяет то, что прерогативой именно парламента является, как правило, принятие законов, которое поэтому составляет основное содержание его компетенции и практической деятельности. Это находит свое выражение в обсуждении законопроектов в комитетах, комиссиях и на пленарных заседаниях палат парламента и в принятии законов. Хотя не во всех странах парламентарии обладают правом законодательной инициативы, в большинстве государств (Великобритания, Италия и др.) они имеют такое право. Законодательные полномочия парламента в ряде стран включают и полномочие принятия конституции страны и поправок к ней, конституционных законов.

2. Полномочия в области финансов - это прежде всего полномочия парламента по утверждению бюджетных доходов и расходов государства и установлению налогов. Данные полномочия осуществляются в форме ежегодного принятия закона о государственном бюджете по специальной процедуре, отличной от принятия обычных законов. В ряде стран (США, Великобритания, Япония и др.), принимается не закон о государственном бюджете, а финансовые программы, осуществляемые через серию отдельных законов об ассигнованиях и доходах. Через закон о государственном бюджете парламент уполномочивает правительство расходовать государственные средства в утвержденном объеме и согласно росписи расходов, а также возлагает на него обязанность собрать необходимые для этого налоги и другие поступления. В финансовую компетенцию парламента входит обычно и утверждение отчета правительства об исполнении бюджета. В компетенцию парламента включается также установление налогов и сборов, налоговых льгот. Иногда сюда относятся полномочия по принятию решений по внешним и внутренним займам государства, о денежной эмиссии, о создании многообразных внебюджетных фондов и т.д.

3. Полномочия по формированию других высших государственных органов (целиком или частично). В одних случаях при этом парламент самостоятельно и непосредственно решает эти вопросы; в других - дает согласие на выдвинутые иными органами кандидатуры или утверждает их. Как уже отмечалось, в ряде стран парламент избирает президента страны или участвует в его избрании более широким органом. Нередко парламент избирает или назначает премьер-министра и даже образует правительство в целом. Парламент или одна из его палат формирует конституционный суд и верховный суд или участвует в их формировании, назначает генерального прокурора и т.д.

4. Полномочия по контролю за деятельностью органов исполни­тельной власти и других высших государственных органов. Как высший орган народного представительства парламент наделен и такими высокими полномочиями, хотя, конечно, они значительно шире в парламентских республиках и монархиях, нежели в президентских рес­публиках и дуалистических монархиях. Особенно важное место занимает здесь контроль парламента за деятельностью правительства, но он распространяется и на главу государства, на органы судебной влас­ти, органы местного самоуправления и др. По отношению к прави­тельству парламентский контроль носит политический характер, что находит свое выражение в вынесении вотумов доверия или недоверия правительству или его отдельным министрам, в то время как по отношению к другим органам этот контроль является чисто юридическим, что находит свое выражение в деятельности парламентских комитетов и комиссий по расследованию особо важных вопросов на предмет установления, были ли нарушены какие-либо правовые нормы. Основными формами парламентского контроля за деятельностью прежде всего правительства являются: а) постановка вопросов к правительству, министрам и другим высшим должностным лицам в устной и письменной форме; б) интерпелляция, т.е. обращение к правительству по поводу его деятельности на пленарном заседании, предполагающее дачу объяснения со стороны главы правительства или его министра, его обсуждение и принятие решения на основе голосования (используется в парламентских республиках и монархиях, а также в некоторых полупрезидентских республиках); в) дебаты по общей политике правительства или заранее определенным вопросам, не предполагающие вынесение оценки деятельности правительства; г) постановка вопроса о вотуме недоверия или внесение резолюции порицания правительству (используется обычно в странах с парламентской формой правления и отчасти в полупрезидентских республиках); д) доклады и отчеты правительства на пленарных заседаниях палат; е) парламентские слушания прежде всего в президентских и полупрезидентских республиках (особенно в США) с целью привлечь к вопросам большой общественной значимости внимание государственных органов и общественности; ж) парламентские расследования, о которых уже шла речь выше.

5. Полномочия по ратификации и денонсации международных договоров связаны с тем, что именно парламент дает окончательное согла­сие соответственно на заключение такого договора или выражает волю государства, направленную на его расторжение.

6. Полномочия в области обороны и безопасности воплощаются в первую очередь в праве парламента объявлять воину, состояние войны или состояние обороны, а также в праве заключать мир.

7. Полномочие по назначению референдума отражает тот факт, что во многих странах, согласно конституции, либо только парламент, либо парламент и президент или иной глава государства обладает правом назначения референдума.

8. Судебные или квазисудебные полномочия выражаются в том, что в ряде стран конституционно закрепляется право парламента осуществлять процедуру импичмента, о которой говорилось в предшествую­щей главе. К числу данных полномочий надо отнести также право со­здания и деятельности отмеченных выше следственных комитетов и комиссий парламента и его палат, право возбуждения перед судебными органами обвинения против высших должностных лиц, а также право объявления амнистии парламентом.

Все зарубежные конституции наделяют парламент законодательными полномочиями. Принятие законов является главной задачей парламента. Теоретически только парламент обладает суверенным правом принимать законы. Законодательная деятельность парламента претерпела исторически весьма серьезные изменения. В современных государствах парламент продолжает законодательствовать, но эта его деятельность утратила суверенный характер. Хотя вместе с усложнением функций государства увеличился объем законодательной деятельности парламента, центром нормотворчестаа стало правительство.

При всей многосторонности функций парламента, главной и определяющей стороной его деятельности, занимающей большую часть всей его работы, несомненно, является обсуждение законопроектов и принятие законов. Поэтому, характеризуя механизм функционирования парламента и парламентские процедуры, важно особо выделить процесс прохождения законопроекта вплоть до принятия закона и его вступления в действие и порядок его регулирования, т.е. законодательный процесс. Он имеет свои основные стадии: а) внесение законопроекта; б) рассмотрение законопроекта; в) принятие закона; г) промульгация и издание закона.

2. Виды органов законодательной власти в Российской Федерации

2.1. Федеральное Собрание

В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации через законодательные органы народ осуществляет свою власть. Парламенты, прежде всего олицетворяют демократические начала государства, выступают гарантами демократии. Этим обусловлен набор их властных полномочий, роль и значимость в системе органов государственной власти. Законодательные органы определяют содержание законодательства, активно влияют на практику его применения. Их деятельность, безусловно, отражается на уровне благосостояния как населения страны в целом, так и жителей отдельных регионов, а также на состоянии охраны общественного порядка, на реализации гражданами своих конституционных прав и свобод, их гарантиях и защите. Реалии российской действительности таковы, что от законодательных органов во многом зависят темпы развития Российской Федерации как демократического федеративного правового государства, создание условий для идеологического многообразия и многопартийности, содержание компетенции государственных органов, политическая и правовая активность граждан. Деятельность законодательных органов существенно влияет на процессы обеспечения территориальной целостности Российской Федерации и укрепление правового статуса ее субъектов. И наконец, без парламентов невозможно вхождение России в европейское и мировое сообщества стран с высокой правовой культурой, эффективной системой реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.

В Российской Федерации Федеральное Собрание как парламент пришло на смену "двухступенчатому" механизму высших органов государственной власти Российской Федерации, включавшему Съезд народных депутатов и формируемый им Верховный Совет.

По своему конституционно-правовому статусу Федеральное собрание является не только законодательным, но и представительным органом. По природе и характеру своей деятельности оно призвано представлять и выражать интересы всех социальных слоёв, всего российского общества.

В Конституции РФ определена структура Федерального Собрания как двухпалатного органа. Аналогичная структура парламента получила значительное распространение в мире благодаря, двум преимуществам: возможности обеспечить наряду с общим представительством интересов всей на­ции также особое представительство коллективных интересов населения круп­ных регионов (в федеративном государстве - субъектов федерации), либо инте­ресов иных групп общества, играющих в нем важную роль; возможности сделать оптимальным законодательный процесс, установив противовес возможным скоропалительным и мало продуманным законодательным решениям одной па­латы.

Конституция не называет палаты Федерального Собрания верхней и нижней, однако сложившееся в мировой практике различие между верхними и нижними палатами парламентов наблюдается и в Федеральном Собрании. Это дает основание характеризовать Совет Федерации как верхнюю, а Государственную Думу - как нижнюю палату Федерального Собрания.

Структура парламента РФ в определенной степени отражает сущный характер самого органа государственной власти и обусловлена по меньшей мере тремя факторами:

1. федеральным характером российского государства;

2. сущностными признаками этого органа и особенностями его формирования;

3. функциональными закономерностями, основными направлениями его деятельности.

Парламент работает в сессионном порядке. Сессия - это период времени, когда парламент может проводить пленарные заседания и принимать основные решения. Как правило, ежегодно проводятся две очередные сессии (весенние и осенние). В период сессии проводятся пленарные заседания парламента и его палат, а также заседания парламентских комитетов и парламентские слушания.

Федеральное собрание является постоянно действующим государственным органом, состоящим из двух палат – Совета Федерации и Государственной думы. В Совет Федерации, согласно Конституции РФ, входят по два представителя от каждого субъекта Федерации: от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти. Государственная дума состоит из 450 депутатов. По аналогии с зарубежной практикой организации работы двухпалатных парламентов Государственную думу зачастую называют нижней палатой, а Совет Федерации – верхней палатой. Эти названия, равно как и некоторые другие, типа – «сенаторы» применительно к членам Совета Федерации, весьма условны и произвольны, так как конституционного закрепления их нет.

Занимая весьма важное место в системе государственных органов постсоветской России Федеральное собрание выполняет в законодательном процессе ключевую роль. К его исключительным полномочиям относится принятие таких важнейших юридических актов, как федеральные конституционные законы, законы о поправках к действующей Конституции и обычные – федеральные законы. В законодательном процессе участвуют две палаты российского парламента, их различные структуры (комитеты, комиссии, фракции, депутатские группы), Президент РФ. При подготовке и внесении законопроектов активно участвует Правительство РФ и его структуры, судебные органы, общественные организации, субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления. Кроме того, в законодательном процессе принимают участие различные вспомогательные рабочие органы, консультативные и экспертные группы, представители общественности. Законодательный процесс регулируется Конституцией, федеральным Законом "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов", регламентами палат.

Наряду с законодательной деятельностью, правотворческими функциями Федеральное собрание выполняет одновременно целый ряд и других функций. В их числе: а) представительская функция парламента, находящая своё выражение не только в представительстве интересов различных слоёв и социальных политических сил, но и в объединении их в масштабе всего общества, в формировании на их основе такой социальной общности, которая бы представляла собой единый российский народ; б) контрольная функция парламента, осуществляемая им в отношении органов исполнительной власти в связи с исполнением государственного бюджета и решением других вопросов государственной жизни; в) функции, связанные с непосредственным участием парламента в руководстве делами государства (обсуждение и утверждение бюджета, решение вопросов, связанных с изменением статуса субъектов Федерации, объявлением войны и мира и др.); г) функции, касающиеся формирования ряда федеральных государственных органов, назначения и смещения со своих постов ряда высокопоставленных должностных лиц (Председателя Правительства, Генерального прокурора и др.).

Таким образом, эффективность деятельности Федерального собрания, и соответственно, уровень реализации его функций во многом зависят от уровня профессиональной подготовки и активности его членов – депутатов Государственной думы и членов Совета Федерации.

Правовой статус их как членов парламента России, нередко именуемых в юридической литературе «парламентариями», определяется соответствующими статьями Конституции РФ, а также Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации».

2.2. Совет Федерации

Конституция содержит лишь отдельные положения и нормы, которые могут быть отнесены к проблеме структуры Совета Федерации.

Во-первых, Конституция РФ (ст.96) предусматривает: порядок формирования Совета Федерации устанавливается федеральным законом.

Во-вторых, Совет Федерации состоит из членов Совета Федерации, причем одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы.

В-третьих, Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей, которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.

В-четвертых, в целом организационно-структурную основу Совета Федерации составляют корпус членов Совета Федерации и образуемые ими комитеты и комиссии. Перечень и конкретные функции комитетов и комиссий Совета Федерации содержатся в Регламенте Совета Федерации.

Совет Федерации в соответствии со своим Регламентом также образует комитеты, комиссии из числа членов палаты. В Регламенте Совета Федерации достаточно подробно регламентируются вопросы статуса, перечня, задач, функций, полномочий, порядка образования данной палатой комитетов и комиссий.

Совет Федерации образует следующие комитеты: по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам; по вопросам безопасности и обороны; по бюджету, налоговой политике, финансовому, таможенному и валютному регулированию, банковской деятельности; по вопросам социальной политики; по делам СНГ; по аграрной политике; по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии; по делам Федерации, Федеральному договору и региональной политике; по делам Севера и малочисленных народов.

Комитеты, являясь постоянно действующими органами палаты. Совет Федерации вправе создавать постоянные и временные комиссии, в состав которых могут входить члены комитетов Совета Федерации.

Численный состав каждого комитета определяется палатой; при этом в состав комитета Совета Федерации должно входить не менее 8 членов палаты. Комитет Совета Федерации по основным направлениям своей деятельности может образовывать подкомитеты.

Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ» от 5 августа 2000 г. развил и дополнил основополагающие нормы Конституции РФ о порядке формирования Совета Федерации:

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта федерации - по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ;

Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин РФ не моложе 30 лет.

Член Совета Федерации - представитель от законодательного органа государственной власти субъекта РФ избирается законодательным органом власти субъекта РФ на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного органа субъекта РФ путем ротации - на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа.

Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ назначается высшим должностным лицом субъекта РФ на срок его полномочий.

Члены Совета Федерации - представители по должности от субъектов РФ в Совете Федерации продолжают исполнять свои полномочия впредь до вступления в силу решений об избрании (о назначении) членов Совета Федерации - представителей от законодательных и исполнительных органов соответствующих субъектов РФ.

Большую роль в организации деятельности Совета Федерации играет его руководство, а именно Председатель и его заместители.

Совет Федерации принимает решение о количестве заместителей Председателя Совета Федерации. Кандидатуры на должность заместителя Председателя совета Федерации предлагаются только Председателем Совета Федерации.

Компетенция Председателя Совета Федерации весьма обширна:

1. предоставление на рассмотрение Совета палаты проекта повестки дня заседания Совета Федерации;

2. организация работы Совета палаты;

3. ведение заседания палаты;

4. подписание постановлений Совета Федерации;

5. ведение внутренним распорядком деятельности палаты в соответствии с полномочиями, предоставленными ему Конституцией РФ и Регламентом Совета Федерации.

Председатель Совета Федерации издает распоряжения и дает поручения по вопросам, отнесенным к его компетенции.

Совет палаты образуется для обеспечения оперативного и коллегиального обсуждения неотложных вопросов деятельности Совета Федерации, связанных с его постоянным функционированием, и является постоянно действующим коллегиальным органом Совета Федерации.

В состав совета палаты входят Председатель Совета Федерации, его заместители, председатели комитетов и Комиссии Совета Федерации по Регламенту и парламентским процедурам.

Первоочередному рассмотрению на заседании Совета Федерации подлежат:

1.послания и обращения Президента;

2.поправки к гл.3-8 Конституции РФ;

3. проекты постановлений Совета Федерации по вопросам, отнесенным к ведению Совета Федерации в соответствии с ч.1 ст.102 Конституции РФ;

4.предложения о пересмотре положений гл. 1,2 и 9 Конституции РФ;

5.федеральные законы, принятые Госдумой, по вопросам ратификации и денонсации международных договоров РФ.

Заседание палаты считается правомочным, если на нем присутствует не менее 2/3 от общего числа членов Совета Федерации. Работа ведется на русском языке.

Совет Федерации обладает довольно широкими полномочиями и играет важную роль в осуществлении государственной власти в Российской Федерации. Его полномочия закреплены в нескольких статьях Конституции РФ (102, 105, 106, 108). Поскольку Совет Федерации является частью парламента, то важнейшая область его деятельности - законодательная. Он обладает правом законодательной инициативы, т.е. правом внесения законопроектов в Государственную Думу, причем это право принадлежит как Совету Федерации в целом, так и его отдельным депутатам. Кроме того, Совет Федерации рассматривает законы, одобренные Государственной Думой, и принимает по ним решения.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

Федерального бюджета; федеральных налогов и сборов;

Финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования;

Денежной эмиссии;

Ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

Статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

Войны и мира.

Совет Федерации решает важнейшие вопросы, связанные с деятельностью Президента, его вступлениеми пребыванием в должности. Он утверждает указы Президента о введении военного положения, чрезвычайного положения, назначает дату выборов нового президента, отрешает президента от должности в случае подтверждения выдвинутых Государственной Думой обвинений против президента. К ведению Совета Федерации также относится утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации, решение вопроса о возможности использования вооруженных сил Российской Федерации за пределами ее территории.

Совету Федерации принадлежат важнейшие полномочия кадрового характера:

Назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного суда РФ;

Назначение и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;

Назначение на должность и освобождение от должности заместителя председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Совет федерации, в отличие от Государственной Думы, не может быть досрочно распущен ни по каким основаниям, и общий срок его полномочий не установлен.

Таким образом, Совет Федерации обладает довольно широкими полномочиями и играет важную роль в осуществлении государственной власти в Российской Федерации. Законодательная деятельность Совета Федерации сочетается и дополняется другими видами деятельности и его соответствующими полномочиями. Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных ветвей государственной власти субъектов Федерации, что позволяет более точно учитывать интересы регионов.

2.3. Государственная Дума

Важнейшая роль в процессе демократизации российского общества принадлежит именно парламенту - Федеральному Собранию Российской Федерации и, прежде всего, его нижней палате – Государственной Думы - как представительному и законодательному органу власти.

Государственная Дума, в соответствии с теорией разделения властей - представляет собой общегосударственный представительный и законодательный орган, главной функцией которого является осуществление законодательной власти.

Основной закон, регулирующий деятельность Государственной Думы РФ - Конституция РФ. Итак, государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ Конституция ст. 11 п.1. Также Конституцией определен из скольких депутатов состоит ГД РФ, на какой срок они избираются, кто назначает выборы в ГД и др. важные вопросы, которые будут рассмотрены далее в работе. ФЗ от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», ФЗ от 18.05.2005 № 51-ФЗ (ред. от 19.07.2009) "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ" (принят ГД ФС РФ 22.04.2005), ФЗ от 08.05.1994 № 3-ФЗ (ред. от 12.05.2009) "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и др. нормативные акты создают основу правового регулирования деятельности Государственной Думы.

Итак, Государственная Дума в РФ является палатой Федерального Собрания, органом законодательной власти. Об этом говорит Конституция: «Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Государственная Дума состоит из 450 депутатов (ст. 95). Согласно Конституции РФ ГД формируется путем выборов и представляет население всей страны. Порядок выборов депутатов ГД устанавливаются Конституцией (ст. 96 п.2).

ФЗ от 18.05.2005 N 51-ФЗ (ред. от 19.07.2009) "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 22.04.2005) определяет переход к пропорциональной системе выборов депутатов Государственной Думы. «Депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы (далее - федеральные списки кандидатов)» Федеральный закон от 18.05.2005 № 51-ФЗ (ред. от 19.07.2009) "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 22.04.2005) ст. 3 п.2.

Компетенция Государственной Думы определена Конституцией РФ (ст.103), регламентом Думы, некоторыми актами текущего законодательства. К ее полномочиям относятся :

1) принятие законов. Это главное полномочие Государственной Думы;

2) ежегодное утверждение государственного бюджета (в отличие от иных законов он принимается в четырех чтениях, затем закон о бюджете одобряется Советом Федерации), единого социального фонда, федеральных налогов и сборов, финансовых законов и др.

3) дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ.

4) решение вопроса о доверии (недоверии) Правительству. Вопрос о доверии ставит само Правительство (его Председатель).

5) назначение на должности и освобождение от должностей некоторых высоких должностных лиц (Председателя Центрального банка РФ, Председателя Счетной палаты и половины ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека), 1/5 членов Центральной избирательной комиссии.

6) объявление амнистии.

7) выдвижение обвинения против Президента РФ для его отрешения от должности. Предложение о выдвижении обвинения может быть внесено не менее чем третьей частью депутатов (150 человек).

8) рассмотрение внешнеполитических вопросов в связи с обращениями Президента, докладами Правительства, по инициативе комитетов палаты, по собственной инициативе.

9) обращение в Конституционный Суд РФ. Государственная Дума от своего имени или по крайней мере пятая часть депутатов вправе обращаться с запросами в Конституционный Суд РФ о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Правительства, нормативных актов субъектов Федерации и некоторых других правовых документов.

Государственная дума принимает федеральные законы большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

Структура Государственной Думы включает в себя руководителей палаты - председателя Государственной Думы и его заместителей; коллегиальный координирующий орган - Совет Государственной Думы; различные депутатские образования: депутатские фракции, депутатские группы, комитеты Государственной Думы; комиссии Государственной Думы, которые формируются по мере необходимости.

Возглавляет Государственную Думу председатель, который избирается из числа депутатов путем тайного голосования с использованием бюллетеней, либо по специальному решению палаты путем открытого голосования. Кандидатуры на пост председателя могут выдвигать фракции, депутатские формирования, группы депутатов или отдельные депутаты.

В качестве координирующего органа Государственной Думы для рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты формируется Совет Государственной Думы в составе председателя Государственной Думы и руководителей фракций и депутатских групп. В работе Совета с правом совещательного голоса участвуют заместители председателя Государственной Думы и председатели комитетов Государственной Думы. Кроме того, в работе Совета могут принимать участие полномочные представители Президента и Правительства в Государственной Думе, представители субъектов права законодательной инициативы, если на заседании рассматривается вопрос о внесенных ими законопроектах, а также депутаты Государственной Думы.

Полномочия Совета Государственной Думы носят, в основном, организационный характер и направлены, в первую очередь, на достижение эффективной и результативной работы Государственной Думы.

Комитеты и комиссии являются рабочими органами Государственной Думы. Они образуются в соответствии с Регламентом Государственной Думы, их численность, номенклатура могут быть изменены. Решение об образовании или о ликвидации комитета оформляется постановлением палаты. В их задачи входит подготовка заключений по законопроектам и проектам постановлений, поступившим на рассмотрение в Государственную Думу, подготовка и предварительное рассмотрение законопроектов, организация проводимых Государственной Думой парламентских слушаний. Комитеты осуществляют подготовку проектов постановлений Государственной Думы о направлении представителей Государственной Думы в Конституционный Суд РФ, подготовку запросов в Конституционный Суд РФ; дают заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета и решают вопросы организации собственной деятельности.

Порядок работы Государственной Думы устанавливается Регламентом самой Государственной Думы. Государственная Дума проводит две очередные сессии в год - весенняя с 12 января по 20 июня, и осенняя - с 21 сентября по 25 декабря. Могут быть созваны и внеочередные сессии по требованию Президента РФ, одной пятой состава Государственной Думы или по предложения председателя Государственной Думы.

Таким образом, три группы полномочий Государственной Думы, установлены Конституцией:

Заключение

В работе проанализированы особенности организации деятельности органов законодательной власти РФ. На основании проведенного исследования пришли к следующим выводам:

а) одной из задач работы было рассмотрение механизма функционирования законодательной власти. Особенностью законодательной ветви власти является то, что среди составляющих ее органов отсутствуют властная иерархия и система административного подчинения. Каждый представительный орган власти осуществляет свою деятельность от имени своих избирателей и в пределах собственной компетенции, установленной конституцией, законом или иным нормативно-правовым актом. Эта органическая связь конкретного парламента со своими избирателями не позволяет ему вмешиваться в компетенцию иного представительного органа публичной власти;

б) рассмотрев полномочия парламента как высшего органа законодательной власти, автор пришел к выводу, что при всей многосторонности функций парламента, главной и определяющей стороной его деятельности, занимающей большую часть всей его работы, несомненно, является обсуждение законопроектов и принятие законов. Поэтому, характеризуя механизм функционирования парламента и парламентские процедуры, важно особо выделить процесс прохождения законопроекта вплоть до принятия закона и его вступления в действие и порядок его регулирования, т.е. законодательный процесс. Он имеет свои основные стадии: а) внесение законопроекта; б) рассмотрение законопроекта; в) принятие закона; г) промульгация и издание закона;

в) изучив деятельность Федерального Собрания РФ, отметим, что эффективность деятельности Федерального собрания, и соответственно, уровень реализации его функций во многом зависят от уровня профессиональной подготовки и активности его членов – депутатов Государственной думы и членов Совета Федерации;

г) исследовав механизм функционирования Совета Федерации, отметим, что он обладает довольно широкими полномочиями и играет важную роль в осуществлении государственной власти в Российской Федерации. Законодательная деятельность Совета Федерации сочетается и дополняется другими видами деятельности и его соответствующими полномочиями. Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных ветвей государственной власти субъектов Федерации, что позволяет более точно учитывать интересы регионов;

д) одной из задач работы было рассмотрение полномочий Государственной думы в РФ. Исследование показало, что три группы полномочий Государственной Думы, установлены Конституцией:

Относятся к исключительному ведению палаты (статьи 102 и 103);

Связаны с организацией деятельности палаты (статья 101);

По принятию федеральных законов (статья 105).

Частями 2 и 3 ст. 103 установлено, что Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации, которые принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации от 12.12 1993 (с поправками от 30.12.2008 N – 6ФКЗ) // " Собрание законодательства РФ", 26.01.2009. – № 4.

2. Федеральный закон от 18.05.2005 № 51-ФЗ (ред. от 03.06.2009) "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 23.05.2005. - № 2. - Ст. 1919.

3. Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (в ред. – Федерального закона от 05.07.99 № 133-Ф3), принят 8.05.94, № 3-ФЗ.

4. Федеральный закон РФ от 5.08.2000 № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Российская газета. - 2000. - 8 августа.

5. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30.01.2002 № 33-СФ «О Регламенте Совета Федерации Федерального собрания РФ» // Собрание законодательства РФ - 02.02.2002. - № 7. Ст. 128.

6. Выстропова А.В. Парламентское право России: учебное пособие. - М: Юрайт 2008.

7. Габричидзе Б.Н. Конституционное право современной России: учебник для вузов / Б.Н. Габричидзе, Б.П. Елисеев, А.Г. Чернявский. - М.: «Дело и Сервис», 2001. - 416 с.

8. Ершов В.А. Конституционное право зарубежных стран: учеб. пособие для студентов вузов - М,: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2009. - 144 с.

9. Карасев А.Т. Депутатский корпус как субъект представительного правления: общая характеристика // История государства и права. - 2008.- № 18.

10. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права: учебник для вузов. - М.: «Норма», 2002. - 800 с.

11. Конституционное право зарубежных стран: учебное пособие / Под общей редакцией М.В. Баглая., Ю.И. Лейбо., Л.М. Энтина. М.: НОРМА – ИНФРА, 2000.

12. Кудинов О.А. Конституционное право зарубежных стран: курс лекций. - М.: "Ось-89", 2009. - 208 с.

13. Писарев А.Н. Актуальные проблемы конституционного (государственного) права Российской Федерации: учебник. – М.: Моск. Гор. Ун-т управл. Правительства Москвы, 2009. –С.308.

14. Самигуллин В.К. Конституционное право России: курс лекций. - М: Юрайт, 2004.

15. Теория государства и права / Под ред. Корельского В.Н. и проф. Перевалова В.Д. - М.: Инфра-М, 2000.

16. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: учебное пособие. – М.: Юристъ, 2004.

17. Юридическая энциклопедия / Отв. ред. Б.Н. Топорнин. - М., 2001. - С. 189.

Законодательная власть - власть в области законодательства; в государствах, где имеет место разделение властей, принадлежит отдельному государственному органу, занимающемуся разработкой законов. В функции законодательных органов также входит утверждение изменений в налогообложении, утверждение бюджета страны, ратификация международных соглашений и договоров, объявление войны. Общее наименование органа законодательной власти - парламент.

При президентской форме правления президент и парламент избираются независимо друг от друга. Законопроекты, прошедшие через парламент, утверждаются главой государства - президентом, который имеет право роспуска парламента в том случае, если кандидатура премьер-министра, предложенная президентом, будет трижды отклонена.

В России законодательная власть представлена двухпалатным Федеральным Собранием, в которое входят Государственная дума и Совет Федерации, в регионах - законодательными собраниями (парламентами).

Статус Федерального Собрания определен в главе 5 раздела 1 Конституции РФ.

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации, высший представительный и законодательный орган России (согласно статье 94 гл. 5 раздела).

Функции и полномочия Федерального Собрания распределены между двумя палатами (согласно статье 95 гл. 5 раздела 1 Конституции РФ): Государственной Думой и Советом Федерации.

Федеральное Собрание является постоянно действующим органом (согласно пункту 1 статьи 99 гл. 5 раздела 1 Конституции РФ).

Обе палаты заседают раздельно, но они могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного суда РФ, выступлений руководителей иностранных государства (согласно статье 100 гл. 5 раздела 1 Конституции РФ).

Государственная Дума - нижняя палата Федерального Собрания РФ.

Правовой статус Государственной Думы определён в пятой главе Конституции Российской Федерации.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Депутатом ГД может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах; при этом одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной Думы и членом Совета Федерации (согласно статье 97 гл. 5 раздела 1 Конституции РФ). Депутатом Государственной Думы первого созыва мог одновременно являться член Правительства РФ (согласно переходным положениям Конституции России).

В настоящее время депутаты Государственной Думы избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам). С 2005 года проходной барьер повышен до 7 %.

Срок полномочий созывов Государственной Думы до недавнего времени составлял 4 года. Из-за внесения поправок в Конституцию РФ в 2008 г. следующие созывы депутатов будут избираться сроком на 5 лет.

Работу Думы возглавляет Председатель Думы и его заместители, при этом каждая фракция или депутатская группа может выдвинуть заместителя председателя Государственной Думы. Работа депутатов осуществляется в рамках комитетов и комиссий Госдумы.

Полномочия ГД

Конституция РФ в статье 103 гл. 5 раздела 1 определяет следующие полномочия ГД и дает ей право выносить Постановления по ним:

1. К ведению Государственной Думы относятся:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

е) объявление амнистии;

ж) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

2. Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Государственная дума принимает федеральные законы большинством голосов от общего числа депутатов (согласно статье 105 гл. 5 раздела 1).

Структура Государственной Думы.

Аппарат ГД.

Аппарат Государственной думы - постоянно действующий орган, осуществляющий правовое, организационное, документационное, аналитическое, информационное, финансовое, материально-техническое и социально-бытовое обеспечение деятельности председателя Думы и его заместителей, депутатов и депутатских объединений, комитетов и комиссий

Комитеты - основные органы Думы, участвующие в законотворческом процессе. В Госдуме 5 созыва существует 32 комитета.

Комиссии Госдумы образуются в случаях и порядке, установленных законодательством. В Госдуме 5 созыва существует 4 комиссии.

Депутатские объединения - фракции и депутатские группы. Депутатское объединение может быть сформировано на основе партии или избирательного блока

Совет Федерации

Совет Федерации - верхняя палата Федерального Собрания, включающая, согласно Конституции РФ, по два представителя от каждого субъекта РФ - по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Полномочия СФ.

Согласно статье 102 гл. 5 раздела 1 Конституции РФ к ведению Совета Федерации относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

По вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией РФ, Совет Федерации принимает постановления, которые принимаются большинством голосов от общего числа членов СФ, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ.

В области законодательства Совет Федерации занимает по отношению к Госдуме подчинённую роль. Любые законы сначала вносятся в ГД, и лишь после одобрения нижней палатой поступают на рассмотрение Совета Федерации.

Как весь Совет Федерации в целом, так и его отдельные члены обладают правом законодательной инициативы, однако законы о поправках в конституцию могут быть внесены либо Советом Федерации как коллегиальным органом, либо группой численностью не менее одной пятой от конституционного состава палаты.

При рассмотрении принятых Государственной Думой законов, Совет Федерации не имеет право внесения поправок, а может либо одобрить, либо отклонить закон. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации.

Аппарат СФ.

Аппарат Совета Федерации осуществляет непосредственное обеспечение деятельности Совета Федерации по реализации его конституционных полномочий.

Проанализировав положения Конституции РФ касательно законодательной власти, мы убедились, что законодательные органы РФ наделены полномочиями, характерными для демократического государства. Необходимо заметить, что президент РФ, наряду с Государственной Думой и Советом Федерации, также обладает полномочиями в сфере законодательства и законотворчества, такими как, согласно пунктам г и д статьи 84 гл. 4 раздела 1:

Внесение законопроектов в Госдуму;

Подписывание и обнародование федеральных законов;

Также следует заметить, что согласно статье 107 гл. 5 раздела 1, в принятии различных законов президент РФ играет большую роль, так как он может отправить закон на повторное рассмотрение.

- (legislature) Законотворческое собрание избранных депутатов, формально равных между собой. Законодательная власть, возникнув из средневековых институтов, периодически созывавшихся королями для согласования размеров налогообложения, постепенно… … Политология. Словарь.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ - в соответствии с теорией разделения властейодна из трех уравновешивающих друг друга властей в государстве. ЗАКОНО ДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ осуществляет исключительное право издавать нормативные акты, обладающие высшей после конституции, юридической силы… … Финансовый словарь

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ - ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ власть, в системе разделения властей одна из ветвей власти, функцией которой является принятие законов. Законодательная власть принадлежит, как правило, выборным представительным органам государства (например, парламенту) … Современная энциклопедия

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ - см. ВЛАСТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

Законодательная власть - (англ legislative power) в соответствии с теорией разделения властей одна из трех уравновешивающих друг друга ветвей власти в государстве. З.в. осуществляет исключительное право издавать нормативные акты, обладающие высшей, после … Энциклопедия права

Законодательная власть - власть, издающая законы; в Российской Социалистической Федерации законодательная власть принадлежит трудовому народу: 1) в лице его выборных представителей делегатов на Всероссийский Съезд Советов, 2) избираемому из его среды Всероссийскому… … Популярный политический словарь

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ - в соответствии с теорией разделения властей одна из трех уравновешивающих друг друга властей в государстве. Представляет собой совокупность полномочий по изданию законов, а также систему государственных органов, реализующих эти полномочия. В… … Юридический словарь

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ - в государственном праве система органов государства, имеющих право принимать законы … Большой Энциклопедический словарь

законодательная власть - — EN legislature The department, assembly, or body of persons that makes statutory laws for a state or nation. (Source: WESTS) }