Основные правовые режимы в мчп. Национальный режим и режим наибольшего благоприятствования как основные начала мчп. Физические лица в Международном частном праве

Долевая собственность

Национальный режим означает распространение на иностранцев тех же правил, что и на отечественных граждан , и устанавливается, как правило, по международным договорам (например, по Парижской конвенции 1883 г. об охране прав промышленной собственности) и (например, по конституции).

Специальный режим предусматривает особые правила для иностранцев и устанавливается по национальному праву .

Режим наибольшего благоприятствования, в соответствии с которым лицам какого-то определенного государства предоставляются те же льготы и преимущества, что и лицам любого другого государства. Поэтому иначе он называется сравнительным. Режим наибольшего благоприятствования устанавливается по международным договорам , например соответствующие положения содержатся в двусторонних договорах о правовой помощи, торгово-экономических отношениях, о содействии и охране инвестиций .

Могут быть и другие режимы, например, преференциальный, предусматривающий предоставление льгот и преимуществ на односторонней основе.

В основном для иностранцев в РФ действует национальный режим. Он закреплен в Конституции РФ, ГК РФ, ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

Ограничения, которые распространяются на всех иностранцев, часто связаны с запретом занимать определенные должности. Иностранцы не имеют права находиться на государственной или муниципальной службе , замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания РФ, быть членом экипажа военного корабля РФ или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации, быть принятыми на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ.

Ограничения, применяющиеся к некоторым категориям иностранцев, обычно зависят от того, является ли иностранец проживающим, временно проживающим или временно пребывающим.

Постоянно проживающие в РФ иностранцы – это лица, получившее вид на жительство (документ, выданный в подтверждение права на постоянное проживание в РФ, а также права на свободный выезд из РФ и въезд в РФ. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства , является одновременно документом, удостоверяющим личность).

Временно проживающие в РФ иностранцы – это лица, получившие разрешение на временное проживание (подтверждение права временно проживать в РФ до получения вида на жительство, оформляется в виде отметки в документе, удостоверяющем личность, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в РФ лицу без гражданства, который не имеет документа, удостоверяющего личность).

Временно пребывающие в РФ иностранцы – это лица, прибывшие в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы.

Законодательством и международными договорами предусматри-

ваются следующие виды правовых режимов.

Национальный режим

Режим наибольшего благоприятствования

Специальный режим

Режим взаимности

Режим реторсий

Национальный режим означает наделение иностранных субъек-

тов (физических, юридических лиц), лиц без гражданства тем же объе-

мом прав и обязанностей, которые имеют субъекты данного государства.

Так, например, в соответствии со ст. II Всемирной конвенции об ав-

торском праве 1952 г. произведения, выпущенные в свет гражданами

любого Договаривающегося Государства, и произведения, впервые выпущенные в свет в таком Государстве, пользуются в любом другом До-

говаривающемся Государстве такой же охраной, как и охрана, предос-

тавляемая этим Государством произведениям его граждан, впервые вы-

пущенным в свет на его территории, а также охраной, специально пре-

доставляемой настоящей Конвенцией.

«О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест проис-

хождения товаров» иностранные юридические и физические лица поль-

зуются правами, предусмотренными настоящим Законом, наравне с

юридическими и физическими лицами Российской Федерации в силу

международных договоров Российской Федерации или на основе прин-

ципа взаимности.

Принцип национального режима применяется и к публичным пра-

2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования

внешнеторговой деятельности» в отношении товаров, происходящих

из иностранных государств применяется национальный режим. В соот-

ветствии с законодательством о налогах и сборах не допускается уста-

навливать дифференцированные ставки налогов и сборов (за исключе-

нием ввозных таможенных пошлин) в зависимости от страны происхож-

дения товаров. Технические, фармакологические, санитарные, ветери-

нарные, фитосанитарные и экологические требования, а также требова-

ния обязательного подтверждения соответствия применяются к товарам,

происходящим из иностранного государства, таким же образом, каким

они применяются к аналогичным товарам российского происхождения.

Режим наибольшего благоприятствования означает предостав-

ление иностранным лицам, лицам без гражданства таких прав, преиму-

ществ и льгот, какие предусмотрены для иностранных лиц, лиц без гра-

жданства третьего государства.

ря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования

внешнеторговой деятельности» товарам, происходящим из иностран-

ного государства или групп иностранных государств, предоставляется

режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый анало-

гичным товарам российского происхождения или непосредственно кон-

курирующим товарам российского происхождения в отношении прода-

жи, предложения к продаже, покупки, перевозки, распределения или ис-

пользования на внутреннем рынке Российской Федерации.

«Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» изъятия сти-

мулирующего характера в виде льгот для иностранных инвесторов мо-

гут быть установлены в интересах социально-экономического развития

Российской Федерации. Виды льгот и порядок их предоставления уста-

навливаются законодательством Российской Федерации.

Специальный режим – это режим, предусматривающий изъятия

из национального режима для иностранных лиц, лиц без гражданства.

иностранных инвестициях в Российской Федерации» из принципа на-

ционального режима федеральными законами могут быть установлены

изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов толь-

ко в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конститу-

ционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов

других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

средствах массовой информации» иностранное юридическое лицо, а

равно российское юридическое лицо с иностранным участием, доля

(вклад) иностранного участия в уставном (складочном) капитале которо-

го составляет 50 процентов и более, гражданин Российской Федерации,

имеющий двойное гражданство, не вправе выступать учредителями

теле-, видеопрограмм.

Иностранный гражданин, либо без гражданства и гражданин Рос-

сийской Федерации, имеющий двойное гражданство, иностранное юри-

дическое лицо, а равно российское юридическое лицо с иностранным

участием, доля (вклад) иностранного участия в уставном (складочном)

капитале которого составляет 50 процентов и более, не вправе учреж-

дать организации (юридические лица), осуществляющие телевещание,

зона уверенного приема передач которых охватывает половину и более

половины субъектов Российской Федерации либо территорию, на кото-

рой проживает половина и более половины численности населения Рос-

сийской Федерации.

ВФ качестве положений специального режима можно отметить

отсутствие у иностранных граждан права избирать в органы государст-

венной власти Российской Федерации, занимать определенные должно-

сти и т.д.

Согласно п. 3 ст. 15 Земельного кодекса РФ иностранные гражда-

не, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут об-

ладать на праве собственности земельными участками, находящимися на

приграничных территориях, перечень которых устанавливается Прези-

дентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законода-

тельством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных

установленных особо территориях Российской Федерации в соответст-

вии с федеральными законами.

N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без граж-

данства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале

которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц,

лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками или долями в праве общей собственности на зе-

мельные участки из земель сельскохозяйственного назначения только на

праве аренды, но не праве собственности.

Зачастую в качестве самостоятельного вида правового режима на-

зывают режим взаимности и режим реторсий.

Взаимность означает предоставление одним государством (груп-

пой государств) другому государству (группе государств) определенного

режима международной торговли взамен предоставления вторым госу-

дарством (группой государств) первому государству (группе государств)

такого же режима. Так, при ратификации СССР в 1960 г. Нью-йоркской

Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных ар-

битражных решений 1958 г. сделал заявление, что положения настоящей

Конвенции будут применяться в отношении арбитражных решений, вы-

несенных на территории государств, не являющихся участниками Кон-

венции, лишь на основе взаимности. Согласно ст. 47 Закона РФ от 23

сентября 1992 г. N 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и

наименованиях мест происхождения товаров» право на регистрацию в

Российской Федерации наименований мест происхождения товаров пре-

доставляется юридическим и физическим лицам государств, предостав-

ляющих аналогичное право юридическим и физическим лицам Россий-

ской Федерации.

ложении иностранных граждан в Российской Федерации» предоставляет

иностранным гражданам – сотрудникам дипломатических представи-

тельств и работникам консульских учреждений иностранных государств

в Российской Федерации, сотрудникам международных организаций, а

также аккредитованным в Российской Федерации иностранным журна-

листам право на свободу передвижения в пределах Российской Федера-

ции на основе принципа взаимности, за исключением отдельных огра-

ничений.

Различают формальную и материальную взаимность. Под фор-

мальной взаимностью понимают предоставление иностранным лицам

и лицам без гражданства того же объема прав, которыми пользуются

граждане данного государства. Данное положение практически тождест-

венно национальному режиму.

Под материальной взаимностью понимается предоставление

иностранным лицам, лицам без гражданства такого объема прав, кото-

рым они пользуются в своем государстве. Так, например, согласно абз. 2

и смежных правах» при предоставлении охраны произведению в соот-

ветствии с международными договорами Российской Федерации срок

происхождения произведения.

В некоторых случаях государство может устанавливать ограниче-

ния для иностранных лиц. Так, согласно ст. 1194 Гражданского кодекса

РФ Правительством Российской Федерации могут быть установлены от-

ветные ограничения (реторсии) в отношении имущественных и личных

неимущественных прав граждан и юридических лиц тех государств, в

которых имеются специальные ограничения имущественных и личных

неимущественных прав российских граждан и юридических лиц.

Правительство Российской Федерации может вводить меры огра-

ничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной соб-

ственностью (ответные меры) в случае, если иностранное государство:

1) не выполняет принятые им по международным договорам обя-

зательства в отношении Российской Федерации;

2) предпринимает меры, которые нарушают экономические инте-

ресы Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муни-

ципальных образований или российских лиц либо политические интере-

сы Российской Федерации, в том числе меры, которые необоснованно

закрывают российским лицам доступ на рынок иностранного государст-

ва или иным образом необоснованно дискриминируют российских лиц;

3) не предоставляет российским лицам адекватную и эффективную

защиту их законных интересов в этом государстве, например защиту от

антиконкурентной деятельности других лиц;

4) не предпринимает разумных действий для борьбы с противо-

правной деятельностью физических лиц или юридических лиц этого го-

сударства на территории Российской Федерации.

Меры ограничения внешней торговли товарами, услугами и ин-

теллектуальной собственностью вводятся в соответствии с общепри-

знанными принципами и нормами международного права, международ-

ными договорами Российской Федерации и в пределах, необходимых

для эффективной защиты экономических интересов Российской Федера-

ции, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и

российских лиц.

Решение о введении ответных мер принимается Правительством

Российской Федерации. До введения ответных мер Правительство Рос-

сийской Федерации может принять решение о проведении переговоров с

соответствующим иностранным государством (ст. 40 Федерального за-

регулирования внешнеторговой деятельности»).

номических интересов Российской Федерации при осуществлении

внешней торговли» определяет основания принятия ответных мер, поря-

док их введения и применения. Так, если в результате расследования,

проведенного федеральным органом исполнительной власти, установле-

но, что импорт какого-либо товара осуществляется в Российскую Феде-

рацию в таком возросшем количестве и в таких условиях, что причиняет

существенный ущерб отрасли российской экономики или угрожает его причинить, Правительство Российской Федерации может применить

специальные защитные меры в отношении такого товара посредством

введения импортных квот или специальных пошлин.

Пример реторсии предусмотрен в постановлении Правительства

странных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, и

российских граждан при выезде из Российской Федерации», согласно

которому при введении иностранным государством порядка, в соответ-

ствии с которым обязательным условием въезда на его территорию гра-

ждан Российской Федерации является осуществление на время их пре-

бывания медицинского страхования, Министерству иностранных дел

Российской Федерации в установленном порядке рассматривать вопрос

о необходимости введения аналогичного условия при въезде граждан

этого государства в Российскую Федерацию.

Введение

1. Физические лица в Международном частном праве

1.1 Правовой статус и основные правовые режимы, предоставляемые иностранцам

1.2 Гражданско-правовое положение иностранцев в международном частном праве

2. Правовой статус юридических лиц в Международном частном праве

2.1 Личный закон юридического лица в международном частном праве

2.2 Правовое положение иностранных юридических лиц в России

3. Правовое положение государства в Международном частном праве

Заключение

Список использованной литературы


Введение

По моему мнению, тема контрольной работы «Субъекты Международного частного права. Виды правовых режимов в Международном частном праве» является очень актуальной. В данной области проводили исследования такие ученые, как Богуславский М.М., Иншакова А.О., Гетьман-Павлова И.В., Ануфриева Л.П., Бекяшев К.А., Дмитриева Г. К. и другие авторы.

Количество правовых связей граждан Российской Федерации и юридических лиц с иностранными субъектами неизменно растет, что связано с открытием границ и увеличением экономического оборота между Россией и другими странами. Субъекты российского права, принимая в Российской Федерации иностранцев и лиц без гражданства, или находясь на территории другого государства, в процессе различных правоотношений не всегда правильно оценивают свой правовой статус и статус своих контрагентов, что может повлечь негативные последствия для обеих сторон (например, в виде невозможности исполнения заключенных договоров). Для снижения возможности наступления таких последствий, субъекты должны знать содержание своего правового статуса и статуса своих партнеров. Рассмотрению правового статуса физических, юридических лиц и государства посвящена данная контрольная работа.

Цель контрольной работы - изучение темы «Субъекты Международного частного права. Виды правовых режимов в Международном частном праве».

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1) изучить такое понятие, как физические лица в Международном частном праве;

2) охарактеризовать правовой статус и основные правовые режимы, предоставляемые иностранцам;

3) рассмотреть гражданско-правовое положение иностранцев в Международном частном праве;

4) проанализировать такое понятие, как правовой статус юридических лиц в Международном частном праве;

5) изучить личный закон юридического лица в Международном частном праве;

6) рассмотреть правовое положение иностранных юридических лиц в России;

7) охарактеризовать правовое положение государства в Международном частном праве.


1. Физические лица в Международном частном праве

1.1. Правовой статус и основные правовые режимы, предоставляемые иностранцам

Регулирование общественных отношений с участием физических лиц, имеющих различное гражданство или проживающих на территории разных стран – одна из основных задач международного частного права .

Определение правового положения физических лиц, установление круга и содержания их прав и обязанностей на территории определенного государства относятся к его компетенции и регламентируются нормами национального законодательства страны, что обусловлено действием принципа государственного суверенитета. Большой интерес в этом смысле вызывают нормативные положения, касающиеся прав, обязанностей и ответственности иностранцев, так как именно отношения с их участием составляют значительную часть предмета правового регулирования Международного частного права .

Правовой статус иностранцев своеобразен в любом государстве и состоит из двух частей: правового статуса гражданина своего государства (или статуса лица без гражданства в стране своего обычного проживания) и статуса иностранца. Находясь за пределами своего государства, иностранный гражданин, подчиняется его законам, пользуется его покровительством и защитой, то есть сохраняет с ним правовую связь, В то же время иностранец подпадает под действие суверенной власти государства, на территории которого он пребывает и должен соблюдать законы страны пребывания 9 .

Правовое положение иностранцев часто является предметом регулирования международных договоров и обычно это двусторонние соглашения, содержащие нормы, определяющие правовой статус индивидов на основе взаимности 8 . К числу международных договоров, в которых договаривающиеся стороны гарантируют своим гражданам общие для обоих государств права или устанавливают для них одинаковые правовые режимы, относятся: 1) договоры о правовой помощи; 2) консульские конвенции, 3) торговые договоры; 4) другое 9 .

На практике наибольшее распространение получили режим наибольшего благоприятствования и национальный режим.

Режим наибольшего благоприятствования - один из основных принципов торговых договоров, заключаемых между странами, в соответствии с которым иностранным физическим и юридическим лицам предоставляется в определенных областях такой же правовой режим, который уже предоставлен или может быть предоставлен в будущем юридическим и физическим лицам любого третьего государства, то есть иностранцы могут пользоваться в странах - участницах данного договора максимумом прав, которыми обладают здесь лица другого государства .

Международному частному праву известен и принцип недискриминации, который обычно не находит отражения в межгосударственных соглашениях .

В двусторонних международных договорах часто делаются оговорки о том, что режим наибольшего благоприятствования не распространяется на определенные привилегии и преимущества .

Специальный режим предполагает наличие некоторых преференциальных прав одних иностранных граждан по сравнению с другими иностранными гражданами, но не по отношению к собственным гражданам 6 .

В силу национального режима иностранцам на территории определенной страны предоставляется такой же объем прав, которым пользуются отечественные граждане и юридические лица. Данный режим обычно применяется в отношении хозяйственной деятельности иностранных лиц, товаров иностранного производства, в области международного гражданского процесса, защиты авторских прав, прав на изобретения, товарные знаки 10 .

Принцип национального режима имеет большое значение при определении правового статуса иностранцев в национальном законодательстве государства 7 . В п. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации указано: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации» .

На территории Российской Федерации иностранцы вправе заниматься предпринимательской, благотворительной и иной деятельностью; самостоятельно или совместно с другими субъектами создавать в установленном порядке юридические лица; иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; совершать не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах, иметь иные имущественные и личные неимущественные права .

Предоставление национального режима иностранцам означает не только уравнивание их в гражданских правах с гражданами России, но и возложение на эти лица обязанностей, вытекающих из законодательства РФ .

Однако статус иностранцев и российских граждан не может совпадать полностью; пребывая на территории РФ, иностранные граждане продолжают сохранять правовую связь со своим собственным государством, поэтому на них не возлагаются некоторые обязанности российских граждан (к примеру - служба в вооруженных силах РФ). С другой стороны, иностранные граждане не пользуются теми правами и свободами, которыми в силу их содержательных характеристик могут обладать только граждане РФ (например, право занимать должности судьи, прокурора, следователя, нотариуса, военнослужащего). В ряде нормативных актов РФ предусматривается возможность ограничения действия прав иностранцев в порядке реторсии в случае нарушения соответствующим иностранным государством принципов взаимности и недискриминации .

Реализация некоторых прав иностранцев на территории нашей страны возможна только в случае получения специального разрешения от компетентных государственных органов РФ (например, о деятельность по разведке и использованию недр континентального шельфа и ресурсов экономической зоны России) 11 .

Указанные положения, касающиеся определения правового статуса иностранных граждан на территории РФ, носят универсальный характер и широко используются в законодательстве других государств и в заключаемых ими международных договорах .

Можно обратиться, например, к ст. 1 Кодекса Бустаманте, которая устанавливает следующее: «Иностранцы, принадлежащие к гражданству одного из Договаривающихся государств, на территории остальных пользуются теми же гражданскими правами, которые предоставлены местным гражданам. Каждое Договаривающееся государство может по мотивам публичного порядка отказать гражданам других Договаривающихся государств в отношении некоторых гражданских прав или подчинить их осуществление особым условиям. В таком случае эти государства также могут отказать в осуществлении тех же прав гражданам первого государства или подчинить такое осуществление особым условиям» .


1.2 Гражданско-правовое положение иностранцев в Международном частном праве

Гражданская правоспособность физического лица определяется в правовой доктрине большинства стран как способность быть носителем гражданских прав и обязанностей, допускаемых объективным правом данной страны. Правоспособность присуща любому человеку и не зависит от его умственных способностей и состояния здоровья, возникает с момента рождения и прекращается со смертью (а также после объявления определенного человека в установленном законом порядке умершим) 10 .

В Конституции Российской Федерации закреплено следующее положение, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Из этого положения можно сделать вывод, что в Российской Федерации действует национальный режим, суть которого в приравнивании иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, в том, что касается прав и обязанностей, к отечественным гражданам и юридическим лицам.

Помимо Конституции Российской Федерации, национальный режим закреплен и в ряде других нормативно-правовых актов, таких как Гражданский кодекс, Закон «Об инвестиционной деятельности в России», Минская конвенция и т. д.

Следовательно, данный режим может быть закреплен не только во внутреннем законодательстве, но и в международном договоре.

Так, Гражданским кодексом предусмотрено, что «правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом».

На основе национального режима предоставляются судебная защита, трудовые и иные права. Однако что касается международных торговых договоров, то национальный режим предоставляется в ограниченном числе случаев. В тех случаях, когда он все-таки предоставляется, то предусматривается свободный доступ иностранных граждан и юридических лиц в суды.

В рамках международного частного права действует такой режим, как режим наибольшего благоприятствования. Этот режим необходимо отличать от национального режима. Суть данного режима заключается в том, что в равное положение ставятся иностранные организации и иностранные граждане не относительно отечественных граждан и юридических лиц, а между собой. Данный принцип может быть предусмотрен только в международном договоре.

Таким образом, режим, оговоренный в международном договоре, в области торговли, мореплавания, правового положения иностранных организаций, применяемый согласно международному договору о торговле к одному из государств, будет применяться к любому другому государству, с которым также заключен торговый договор.

Из смысла данного режима можно сделать вывод о том, что в силу режима наибольшего благоприятствования создаются равные условия для государств, заключивших договоры в одной и той же области международных отношений.

Режим наибольшего благоприятствования установлен между Россией и США на основании соглашения о торговых отношениях. Так, каждая сторона «без каких-либо условий предоставит товарам, происходящим или экспортируемым на территорию другой страны, режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставлен подобным товарам, происходящим из или экспортируемым на территорию любой третьей страны...»

Комиссия международного права ООН разработала проект статей о клаузулах о более благоприятст-вуемой нации. Сущность данного проекта состоит в том, что государства обязаны предоставить другому государству режим не менее благоприятный, чем режим, распространяющийся на третье государство в определенной сфере правоотношений.

20. Взаимность: понятие и виды. Реторсии в МЧП

В отношениях между государствами необходимо стремиться к установлению деловых отношений и связей в области экономики, культуры, торговли и др. Наше государство всегда стремилось и стремится за установление таких связей, в том случае если другие государства хотят сотрудничать с Россией. Подобные связи начинают свое развитие с равноправия, которое находит свое выражение во взаимном признании государствами законов, которые действуют на их территории.

В международном частном праве принцип взаимности понимается в широком и узком смыслах. В широком смысле данный принцип представляет собой предоставление лицу в иностранном государстве таких же прав, которые ему бы предоставило собственное государство. Например, русский гражданин поехал отдыхать на автомобиле в другую страну, в России он имел право собственности на данный автомобиль, следовательно, в иностранном государстве он так же будет иметь право собственности на этот автомобиль. В более узком смысле под взаимностью понимается предоставление определенного режима, а именно национального режима или режима наибольшего благоприятствования.

Конечно же в законодательствах разных государств имеются существенные различия, что приводит к затруднению использования взаимности, но, вводя оговорку о взаимности в международный договор, государства преследуют цель обеспечить правами граждан и организации за границей.

Условно существуют два вида взаимности: материальная и формальная.

Материальная взаимность означает, что иностранным физическим и юридическим лицам предоставляются те же права, которые иностранное государство предоставляет отечественным физическим и юридическим лицам.

Под формальной взаимностью понимается предоставление иностранным физическим и юридическим лицам тех прав, которыми пользуются отечественные граждане и юридические лица.

Поскольку государства не всегда бывают дружелюбными, то с принципом взаимности граничит реторсия.

Под реторсией понимаются правомерные принудительные действия государства, совершаемые в ответ на недружественный акт другого государства, поставившего в дискриминационные условия физических и юридических лиц первого государства.

В соответствии со ст. 1194 Гражданского кодекса РФ Правительством РФ могут быть установлены ответные ограничения (реторсии) в отношении имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения имущественных и личных неимущественных прав российских граждан и юридических лиц.

Также данное правило закреплено и в Гражданском процессуальном кодексе РФ. Так, в соответствии с п. 4 ст. 398 Правительством РФ могут быть установлены ответные ограничения в отношении иностранных лиц тех государств, в судах которых допускаются такие же ограничения процессуальных прав российских граждан и организаций.

Однако, применяя ограничительные меры, государство должно учитывать два аспекта одновременно:

1) данные меры должны быть пропорциональны акту, их вызвавшему;

2) должны быть прекращены с момента восстановления прежнего положения.

Коллизионные вопросы право- и дееспособности физических лиц в МЧП. Личный закон физического лица

Это lex personalis. Два варианта его:

1) lex patriale-закон граждансва,прим-ся в странах романо-германскойсистемы права (франция,германия,швейцария). Личным законом физич-го лица явл-ся закон того гос-ва гр-ном кот-го он явл-ся

2)lex domicilii-закон местожитеьсва,прим-ся в странах англосаксонской системы права (сша,канада,новая зеландия, австралия).

lex personalis-личный закон физич лица, как колиз-ная привязка прим-ся:1)когда надо установить законод-во какой страны надо использовать для определения начального момента возникновени и окончания правоспособности физич-го лица 2)для определения объма правоспособности 3)для определения момента полной дееспособности физич-го лица (для рф -18лет, сша -21год, кубы-16лет, иран-14лет) 4)для определения условий, порядка и последствий признания лица недееспособным,ограниченно деесспособным. Напр. Дети до 7лет недееспособны,до14 лет-частично дееспособны, с 14ле-относительно дееспособны 5)для определения порядка признания лица безвестно отсутствующим и объявления его умершим (в германии лицо признается умершим не ранее срока когда ему бы исполнилось 25 лет. Признание лиц старше 25 лет умершими осуществляется не ранее чем через 10лет, а лиц старше 70 лет –не ранее чем через 5 лет) 6)для опреледения порядка установления опеки и попечительства; для решения вопросов усыновления; для решения вопросов cвязанных с наследованием имущества.

Гражданская правоспособность физ лица определяется его личным законом. При этом иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев установленых законом. Личным законом физич-го лица считается право страны гражданство кот-й этой лицо имеет.Если лицо наряду с российк-м гр-вом имеет и иностранное гражданство его личным законом явл-ся российское право. Если иностр гр-н имеет место жительства в РФ то его личным законом явл-ся российское право. При наличии у лица нескольких иностр-х гражданств личным законом считается право страны в кот-й это лицо имеет местожительства. Личн зак беженца-право страны предоставившей убежище. Личн зак лица без гражд-ва –право страны в кот-й этой лицо имеет местожит-ва. Гражданская дееспособность физ лица определяется его личным законом.


Похожая информация.


Особенности правового положения иностранных граждан по российскому законодательству

(проблемы международного частного права)

И.Ю.Юшкарев – кандидат юридических наук,

КлЮИ МВД России

В рамках данной статьи обращается внимание на некоторые актуальные теоретические аспекты правового положения иностранных граждан в России. Особо при этом нами выделяетсякатегория правового режима, предоставляемого иностранным гражданам, а так же вопросы установления изъятий из него. Традиционно они считаются основой правового положения иностранных граждан в международном частном праве. Участниками конференции уже обращалось внимание на проблемы обеспечения равенства прав иностранных граждан и граждан государства пребывания, в частности в Республики Беларусь и России . Вопросы соотношения прав иностранных граждан и граждан государства пребывания и раскрываются через категорию предоставляемого правового режима.

Характеристика правового режима, предоставляемого иностранным гражданам в России. Как известно, категория «правового режима» широко используется в теории международного частного права. Анализу отдельных аспектов правового режима, применительно к иностранным лицам, уделяется внимание различными учеными, однако мало кем из них замечается, что само понятие «правовой режим» в рассматриваемом значении практически не используется в отечественном законодательстве. Оно используется в иных значениях в Федеральном конституционном законе "О военном положении", Федеральном конституционном законе "О чрезвычайном положении", Земельном кодексе Российской Федерации и некоторых других законах . Что же касается установления особенностей правового положения иностранных физических и юридических лиц, то в этом смысле понятие правового режима известно только законодательству об иностранных инвестициях, которое можно признать, с известными оговорками, одним из источников международного частного права .

На наш взгляд понятие правового режима, применительно к иностранным гражданам, или если говорить более обобщенно, иностранным физическим лицам весьма многоаспектно. Причем для международного частного права оно имеет ценность в связи с тем, какие виды правовых режимов предоставляются иностранным гражданам. Однако и по этому вопросу в науке МЧП не сложилось единого мнения. Наиболее часто учеными выделяются три вида правового режима: национальный режим, режим наибольшего благоприятствования, специальный режим . Кроме этого, некоторыми представителями юридической науки выделяются и «привилегированный» , «дискриминационный» , «основной» или «общий» и «индивидуальный» режимы.

Под национальным режимом в теории МЧП понимается наделение иностранных физических и юридических лиц такими же правами и обязанностями, какие имеют собственные граждане и юридические лица . Под режимом наибольшего благоприятствования понимается предоставление физическим и юридическим лицам одного государства такого же объема прав и полномочий, которыми обладают граждане и юридические лица любого другого иностранного государства . Специальный режим – это предоставление иностранцам в какой-либо области определенных прав и (или) установление для них определенных обязанностей, отличающихся от тех, которые предусмотрены в данной области для собственных граждан соответствующего государства, упрощенный порядок перехода государственной границы жителям приграничных районов.

Развитие российского законодательства демонстрирует нам последовательное установление так называемого национального правового режима для иностранных физических лиц. Его основы закрепляются в Конституции России. В ст.62 Конституции определяется, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Принцип национального режима, установленного в отношении иностранных граждан подтвержден и решениями Конституционного Суда РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 17 февраля 1998 г. в связи с жалобой Яхья Дашти Гафура).

В действующем, как и в действовавшем ранее, гражданском законодательстве принцип национального режима, провозглашенного Конституцией России получает свое отраслевое развитие. Определяя отношения, регулируемые гражданским законодательством, ст.2 ГК России устанавливает, что правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. Как отмечает О.Н.Садиков в абз.4 п.1 ст.2 ГК России содержится положение о применении правил гражданского законодательства к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц. Это норма международного частного права, которая должна действовать с учетом более полного регулирования в данной области, установленного законами Российской Федерации, а также заключенными Россией международными договорами .

Итак, гражданское право России практически не делает различия между иностранными гражданами и российскими гражданами, когда они выступают субъектами регулируемых им отношений. И это не является новеллой цивилистики, а представляет собой, скорее, достаточно устоявшуюся традицию. Н.Л.Дювернуа подмечал достоверную тенденцию в соответствии с которой вместе с обособлением права частного от публичного, гражданская правоспособность расширяется на своих и чужих, безразлично. Понятие подданства, способы его установления и прекращения входят в дисциплину публичного права . Характеризуя гражданскую правоспособность иностранцев в соответствии с действовавшим законодательством он писал, что столь широкой постановки равноправности чужих и своих, введенной у нас в такую пору, когда для своих еще продолжали существовать многочисленные стеснения в правах гражданских, едва ли знает какое-либо из современных западных законодательств . Аналогичных взглядов придерживались и Д.И. Мейер , Г.Ф.Шершеневич .

Обозначенная традиция продолжается и современными цивилистами. С.М.Корнеев пишет, что иностранные граждане пользуются в нашей стране гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, т.е. им предоставляется национальный режим. Следовательно, иностранные граждане, находящиеся в нашей стране, обладают равной правоспособностью независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения .

Итак, принцип национального режима в отношении иностранных граждан, являющийся классическим в теории отечественного международного частного права, в полной мере применяется к имущественным и личным неимущественным отношениям с участием иностранных лиц, т.е. отношениям, входящим в предмет гражданского права. Однако в отраслях публичного права мы наблюдаем столь значительные исключения из него для иностранных граждан, что появляются основания усомниться в его действии. При этом правовое положение иностранных граждан в публично-правовых отношениях, в первую очередь, административно-правовых оказывает непосредственное воздействие на их гражданскую правоспособность, т.е. и на сферу международного частного права. Далее мы попытаемся показать те группы общественных отношений, которые находятся в секторе соприкосновения предмета международного частного и публичного права.

Изъятия из принципа национального режима. Изъятия из принципа национального режима, представляющие собой установленные законом исключения из общего правила о приравнивании иностранных граждан к российским в их правах и обязанностях являются традиционным институтом международного частного права. Как мы уже отмечали такие изъятия органично достраивают институт национального режима. На возможность таких изъятий указывают представители дореволюционной доктрины гражданского и международного частного права.

Д.И. Мейер пишет, что главное правило относительно применения гражданских законов к лицам (в том числе и иностранным подданным – прим. авт)то, что законы должны быть применяемы ко всем одинаково, насколько сами законы не определяют различия . Ю.С.Гамбаров, рассматривая особенности гражданской правоспособности иностранцев писал, что прежде всего, лишенные политических прав, иностранцы не могли обладать и теми гражданскими правами, которые допускали последствия политического характера. Сюда принадлежали, главным образом, поземельная собственность и все связанные с ней права на землю: залог, аренда, рента и т. д.

Теория изъятия из принципа национального режима господствует и в современной доктрине международного частного права. Хотя следует заметить, что действующее законодательство такого термина как «изъятия» не содержит, как не содержит и термина «национальный режим».

Итак, подавляющее большинство ученых рассматривает изъятия из национального режима в рамках доктрины международного частного права. Однако правовую природу таких изъятий практически никто не исследует. Не смотря на сложность и дискуссионность вопросов о нормативном составе МЧП, его предмете и структуре мы считаем необходимым задаться вопросом о правовой природе изъятий из национального режима и выяснить в какой степени они относимы к системе международного частного илигражданского права. Собственно уже при первом взгляде на имеющиеся изъятия виден их публично-правовой характер. Но в какой мере публично-правовой элемент в них сочетается с частноправовым, какой из них преобладает. На наш взгляд, необходимо установить какие изъятия вообще принадлежат системе частного права, в первую очередь гражданского и международного частного, а какие публичного, конституционного и административного. Эти вопросы оказались совершенно не рассмотрены в доктрине отечественного международного частного права. Хотя учеными и делаются некоторые оговорки, свидетельствующие о том, что проблема существует, но пока остается без разрешения. Так у Л.А.Ануфриевой мы нашли утверждение о том, что в области международного частного права вопросы режима пребывания, гражданско-правового статуса физических лиц – иностранцев на территории конкретного государства издавна являлись краеугольными и образовывали его главную составляющую и соответственно сферу действия . Являются ли вопросы режима пребывания вообще предметом международного частного права? Ведь этот режим представляет собой, в первую очередь, совокупность сугубо административно-правовых правил, в частности регистрации на территории России. Эти правила во многом и отличают правовой статус иностранного гражданина от правового статуса российского гражданина, а соответственно, являются изъятиями из принципа национального режима. Но в какой мере их можно отнести к сфере международного частного права. Ведь правила режима пребывания практически невозможно отнести к области имущественных и личных неимущественных отношений, а соответственно и к предмету МЧП.

На первый взгляд, ограничение права собственности иностранных граждан можно было бы и признать характерным изъятием из принципа национального режима, носящим гражданско-правовой характер и лежащим в сфере международного частного права. Собственно вопросы ограничения права собственности на землю и земельные участки были предметом современных научных исследований .Однако в них не нашли отражения вопросы о принадлежноститаких ограничений к системе публичного или частного права.

Суть ограничений сводится к тому, что в соответствии с п.2 ст.5 Земельного кодекса РФ права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с Кодексом, федеральными законами. Существующие ограничения в праве собственности на земельные участки сводятся к тому, что в соответствии с п.3 ст.15 иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами. В соответствии с п.5 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ до установления Президентом Российской Федерации указанного перечня не допускается предоставление земельных участков, расположенных на приграничных территориях, в собственность иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам . Так как такой перечень еще не разработан, земельные участки, расположенные на приграничных территориях, являются одной из категорий земель, которые не могут находиться в собственности иностранных граждан.

Еще одной категорией земель являются земли сельскохозяйственного назначения. В соответствии со ст.3 Федеральный закон от 24 июля 2002 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками или долями в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды .

С точки зрения традиционной доктрины МЧП иностранные граждане, иностранные юридические лица и лица без гражданства являются субъектами права частной собственности на землю. При этом положения земельного законодательства, ограничивающие их права следует рассматривать как изъятия из принципа национального режима для иностранных граждан. Однако некоторыми учеными высказывается мнение прямо противоположное устоявшемуся. Рассмотренные ограничения рассматриваются имикак отказ законодательства в установлении для иностранных лиц и лиц без гражданства национального режима в части возможности нахождения у этих лиц в собственности земельных участков, как отмечается некоторыми учеными . Таким образом, они волей или неволей ставят под сомнение универсальность принципа национального режима для иностранных граждан.

Проблема ограничения права собственности иностранцев на земельные участки имеет и еще один актуальный для нас аспект. Не смотря на то, что ограничивается право собственности, как одно из центральных вещных прав системы гражданского права, мы замечаем, что сами ограничения лежат в сфере права публичного. Мы можем сделать такой вывод исходя из того, что особенностью системы правового регулирования земельных отношений, как в общем то вообще природоресурсных отношений, является сочетание норм и институтов отрасли гражданского права с нормами и институтами отрасли земельного права, которая и представляет собой отдельный вид земельного законодательства. ГК России, устанавливая основы оборотоспособности объектов гражданских прав в ст.129 закрепил правило о том, что земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Н.А.Сыродоев в этом отношении правильно замечает, что правовой режим земли и земельных участков, как и иных природных ресурсов кардинальным образом отличается от режима иных объектов гражданских прав, ограниченных в обороте .

Относительно соотношения отраслей гражданского права и специального законодательства (земельного) в регулировании земельных отношений идут споры уже более 15 лет . Однако анализ всех современных тенденций в исследованиях особенностей правового регулирования земельных отношений позволяет прийти к выводам о том, что ограничения оборотоспособности земли, в том числе и связанные с иностранным субъектом правоотношений, реализуются именно земельным законодательством – специальным (природоресурсным) по отношению к гражданскому. Оно и реализует в этих отношениях государственные, общественные интересы. Соответственно его следует относить к системе публичного права. Получается, что установленные земельным законодательством, в том числе принимаемыми во исполнениеЗемельного кодекса законами и подзаконными актами, ограничения оборота земельных участков устанавливаютсяв системе публичного права.

Рассматривая иные изъятия из принципа национального режима, которые, к сожалению, не могут быть изложены в рамках одной статьи, мы пришли к выводу, что наиболее значительны ограничения для иностранных граждан в системе публичного права, прежде всего конституционного и административного. Характерным для современного законодательства является то, что такие ограничения в значительной мере обуславливаются установленной и обозначенной категорией, к которой можно отнести иностранного гражданина, соответствием его установленным в законе признакам (например, постоянно проживающим, постоянно или временно пребывающим на территории России).

Наибольшее число изъятий содержится в отраслях публичного права, в первую очередь, конституционном и административном праве. Причем специфика их такова, что вообще заставляет усомниться в полноценной реализации принципа национального режима для иностранцев в российской системе публичного права.

Попытки предоставления иностранным гражданам полноценного национального режима имели место в истории отечественного государства и права. В 20-х гг. XX в. в политических кругах реализуется утопическая идея о наделении иностранцев политическими правами. Утверждается, что в противоположность праву капиталистических государств советское право именно в отношении политических прав, и в первую очередь, права избирать и быть избранным в советы провозглашает полное и безусловное приравнение иностранцев к гражданам союза . Закрепляя политические взгляды руководства коммунистической партии Конституция РСФСР 1918 г. устанавливала, что исходя из солидарности трудящихся всех наций, Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика предоставляет все политические права российских граждан иностранцам, проживающим на территории Российской Республики для трудовых занятий и принадлежащим к рабочему классу или к не пользующемуся чужим трудом крестьянству, и признает за местными Советами право предоставлять таким иностранцам, без всяких затруднительных формальностей, права российского гражданства (ст.20).

Мы наблюдаем беспрецедентные попытки уровнять иностранных граждан с советскими в политических правах, которые традиционно как раз отличали правовой статус отечественного гражданина (подданного) от иностранного.

Рассматривая проблемы российского гражданства О.Е.Кутафин объясняет такие особенности государственной политики наличием в то время на советской территории больших масс иностранцев, попавших на нее во время войны и революции, вполне советски настроенных и принадлежащих к пролетариату и крестьянству. Многие из них сражались в рядах Красной армии, и было неестественно не предоставить им те права, которыми пользовались их товарищипо оружию .

В.Н.Дурденевский отмечал, что особенности этого этапа государственной политики проявлялись еще и в том, что каждая советская республика считала своими гражданами всех советских граждан, находившихся в ее пределах, и отличала граждан других республик от своих только в случае желания заинтересованного лица. В редких встречавшихся на практике случаях это выражалось в специальных отметках в удостоверяющих личность документах в соответствии с циркуляром НКВД РСФСР 1921 г .

Исходя из столь широких прав, предоставляемых иностранцам в первые годы советской власти некоторые юристы полагали, что понятие «иностранец» вообще отживает. Так А.Сабанин писал, что советская власть в ст.20 Конституции РСФСР теоретически отменила понятие иностранца, признав у себя за всеми трудящимися, независимо от их подданства, политические права .

История показала утопичность таких идей. Имеет ли смысл дальше поддерживать взгляды о предоставлении иностранным гражданам национального режима во всех сферах их жизни и деятельности в России, или следует признать и гарантировать его (национальный режим) только в системе частного права. На это вопрос должна дать ответ современная юридическая наука.