Освещение мест общего пользования, расчет стоимости. Электричество моп, что это? Электроснабжение моп гп

Прописка

Получив квитанции к оплате ЖКХ за июль, многие жители Одинцовского района обратили внимание на новую строку в жировке — «Электроснабжение МОП». Данное новшество вызвало множество вопросов у граждан, а у некоторых недовольство и возмущение. «Очередная дурилка и выкачка денег с населения?» — забили тревогу форумчане «Одинцово-ИНФО».

Раньше собственники квартир энергоснабжение в местах общего пользования тоже оплачивали, только оплата входила в тариф «Содержание и ремонт жилого помещения». А с 1 июля расходы на электроэнергию из данного тарифа исключили, и вывели ее в отдельную строку в квитанции — «Электроснабжение МОП».

«Раньше электроэнергия входила в тариф обслуживания мест общего пользования, теперь же ее выделили в отдельную строку. А из суммы за «Содержание и ремонт жилого помещения» затраты на электроэнергию соответственно вычли, — прокомментировал начальник МУП «Управление жилищного хозяйства» Мамикон ВАРТАПЕТЯН . — Отвечать, зачем это сделано, должны те, кто разрабатывает законы и вводит тарифы. Это новшество не только для МУП «УЖХ», а всех Управляющих компаний. Мы просто исполнители тех решений, которые принимаются на уровне Правительства. Таким образом, собственникам жилья еще раз наглядно продемонстрировали, что они отвечают не только за свою квартиру, а за весь дом» .

Места общего пользования, чердак, подвал, лифтовое хозяйство — вся потребляемая электроэнергия в многоквартирном доме отображается на счетчике, по показаниям которого и рассчитывают ежемесячную стоимость «Электроснабжения МОП». «Мы выставляем сумму к оплате по счетчикам, которые установлены в домах. Эти деньги сразу поступают энергоснабжающей организации и не задерживаются у нас ни дня» , — пояснил Вартапетян.

Если кто-то в местах общего пользования установил дополнительное освещение или незаконно подключился к электросети, платить за утечку электроэнергии придется всем жильцам дома. «Сумма за электроснабжение мест общего пользования раскладывается пропорционально на всех. И рассчитывается по квадратным метрам, — рассказал начальник МУП «УЖХ». — Таким образом, если в трехкомнатной квартире я живу один, а в другой квартире, но однокомнатной, живут пять человек, это не означает, что я буду платить меньше. Проживая в трехкомнатной квартире, я занимаю в доме большую долю собственности, чем те, кто живут в однокомнатной. Поэтому и должен платить больше. У кого больше площадь — тот больше и платит».

«Количество людей, зарегистрированных в квартире, отношения к освещению мест общего пользования не имеет. Сумму оплаты рассчитывают по площади квартир, так как общедомовое имущество делится пропорционально площади каждой квартиры, а не количеству проживающих, — дополнительно разъяснил novichok на форуме «Одинцово-ИНФО». — Лампочка светит что для одного, что для семерых, тут только разница в пользовании лифтом, но это, сами понимаете, рассчитать нереально, кто из какой квартиры сколько раз его использовал. Думаю, теперь эту строку расходов отследить жителям будет легче, чем раньше, когда она была включена в «Содержание и ремонт». Вот тогда вообще было непонятно, откель ноги растут. Сейчас жильцы могут в УК хоть каждый месяц запрашивать показания общедомового счетчика и расчет потребления на свою квартиру».

Уменьшение сумм по оплате за электроснабжение МОП возможно, если жильцы дома проявят хозяйский подход к делу. В тех домах, где жильцы выберут инициативную группу, которая будет контролировать регулярность снятия показаний индивидуальных счетчиков всеми жильцами дома, чтобы выявлять несанкционированные подключения к электросети, размер начислений за МОП может снизиться. Если же у жильцов появятся сомнения относительно того, в надлежащем ли состоянии находится проводка дома, следует обратиться в Управляющую компанию с требованием провести аудит электросетей жилого дома. После устранения самовольных подключений и потерь жильцам будет начисляться реальная оплата за электроснабжение мест общего пользования.

Как уже отмечал начальник МУП «УЖХ», затраты на электроснабжение мест общего пользования из графы расходов на «Содержание и ремонт жилого помещения» были вычтены. Между тем, многие обращают внимание, что сумма за «Содержание и ремонт…» при этом существенно не убавилась. «Рупь убавили — два прибавили!» — недоумевают форумчане. По сути, так и есть. Но это связано не с «таинственными махинациями» Управляющих компаний, а с тем, что с 1 июня повысились тарифы. Из строки «Содержание и ремонт» убрали электроэнергию, но сам тариф на «Содержание и ремонт» увеличился. Также возрос тариф и на электроэнергию. «Вот вам рупь убавили, два прибавили, арифметика для первоклассника. Если действительно хотите разобраться, идите в бухгалтерию. Получите полный расчет!» — призывает на форуме «Одинцово-ИНФО» novichok.

Добавим, что в администрации Одинцовского района круглосуточно работает Ед иная дежурная диспетчерская служба. Помимо всех вопросов, касающихся жизнедеятельности района, туда можно сообщать о нарушениях в деятельности управляющих компаний в сфере ЖКХ и оплаты тарифов за оказанные услуги. Тел. службы — 596-21-66, 596-14-35.

Отвечает главный специалист контрольно-правового отдела города Омска Дмитрий Щербаков:

Письмом Министерства регионального развития Российской Федерации от 18 июня 2007 года № 11356-ЮТ/07 «Об отнесении снабжения электрической энергией помещений общего пользования в многоквартирном доме к составу платы за коммунальные услуги» даны следующие разъяснения по вопросу отнесения снабжения электрической энергией помещений общего пользования в многоквартирном доме к составу коммунальной услуги по электроснабжению:

«...В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В настоящее время Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).

Согласно пункту 3 Правил предоставления коммунальных услуг, коллективный (общедомовый) прибор учета - средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом.

Из установленного приложением № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг порядка расчетов следует, что при определении размера платы за коммунальные услуги учитываются показания коллективных (общедомовых) приборов учета. Следовательно, в составе платы за коммунальные услуги оплачиваются коммунальные ресурсы, потребляемые в помещениях общего пользования...»:

При наличии общедомового прибора учета разность между общедомовым расходом электроэнергии, расходом электроэнергии арендаторами нежилых помещений и расходом электроэнергии, потребленной жильцами всех квартир, делится на расход электроэнергии, потребленной жильцами всех квартир, затем умножается на расход электроэнергии в конкретной квартире;

При отсутствии общедомового прибора учета расчет потребления электроэнергии в местах общего пользования производится по нормативам потребления электроэнергии, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 13 декабря 2006 года № 158-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению населением при отсутствии приборов учета».

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством при наличии общедомового прибора учета электроэнергии, зарегистрированного в установленном порядке, оплата потребления электроэнергии в местах общего пользования производится исходя из фактического объема, при отсутствии общедомового прибора учета оплата производится по нормативу потребления.

Норматив на освещение мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики, дымоудаления составляет 7 кВт/ч на 1 человека в месяц.

По вопросу оплаты расходов за электроэнергию в местах общего пользования по коммунальному счетчику, установленному в подъезде многоквартирного дома, поясняем следующее.

В соответствии с действующим законодательством (постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам») расчет объемов потребленных ресурсов фиксируется двумя приборами учета:

1 - общими (коллективными) счетчиками , установленными на границе балансовой принадлежности. Для многоквартирного дома такой границей является внешняя стена дома;

2 - индивидуальными приборами учета.

При начислении объемов потребленной электроэнергии используется совокупность указанных приборов учета.

Установка приборов учета в подъездах (коммунальный счетчик) возможна, но такие приборы по действующему законодательству не являются расчетными. Коммерческими (расчетными) считаются только приборы, установленные на границе балансовой принадлежности (на границе дома) и фиксирующие весь объем энергопотребления дома. Установка приборов учета в подъездах может позволить собственникам наблюдать за динамикой электропотребления в какой-то части дома, но, к сожалению, отдельный подъездный счетчик не даст картины энергопотребления дома в целом.

В связи с многочисленными обращениями в администрацию МО «Гусевский муниципальный район» через интернет-приемную, по вопросу оплаты электроэнергии за места общего пользования в многоквартирных домах, отдел ЖКХ, ТЭК, дорожного хозяйства, транспорта и газоснабжения сообщает следующее.

В настоящее время в России идёт реформирование жилищно-коммунального хозяйства. В рамках данного процесса обслуживающие организации вводят изменения в отношения со своими клиентами - физическими лицами, проживающими в многоквартирных домах. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006года № 307, по мере организации общедомового учета в многоквартирных домах, ОАО «Управляющая компания» будет производить начисление за электрическую энергию, потребленную не только в квартирах, но и на общедомовые нужды многоквартирного дома. В связи, с чем у потребителей возникают многочисленные вопросы по начислению за электроэнергию мест общего пользования. Предлагаю вашему вниманию ответы по наиболее актуальным темам.

Что означает «Электроэнергия МОП»? Электроэнергия МОП – это электрическая энергия, которая используется жителями многоквартирного дома на «общедомовые нужды». В это понятие входит освещение лестничных клеток, подвалов и всевозможных вспомогательных помещений многоквартирного дома, подкачивающих насосов и прочего внутридомового оборудования, которое индивидуально для каждого дома. Ранее потребление электроэнергии на общедомовые нужды входило в статью «Содержание жилого фонда» и рассчитывалось в соответствии с нормативами.

Теперь, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.05. 2006года № 307, стоимость электрической энергии, расходуемой на общедомовые нужды выделена в квитанции отдельной строкой. Таким образом, с введением новой формы расчетов, расходы на общедомовые нужды распределяются и начисляются индивидуально каждому собственнику или нанимателю жилого помещения многоквартирного дома.

Как рассчитывается электроэнергия МОП? Согласно Постановления Правительства РФ от 23.05.2006года № 307, существует четкая модель распределения электроэнергии МОП. Прежде всего, количество всей электроэнергии, поступающей в дом, фиксируется общедомовым прибором учета. Эти показания ежемесячно снимаются представителями обслуживающей организации и передаются в энегосбытовую компанию. С помощью снятых показаний определяется фактический расход электрической энергии по общедомовому прибору учета. Из полученного расхода исключается весь расход по индивидуальным приборам учета электроэнергии, а также, если имеются в многоквартирном доме, расход юридических лиц, которые могут быть подключены к общедомовым сетям, оставшийся объем, в соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (Постановление Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 года), должен быть распределен между жильцами дома. В частности, если дом оборудован общедомовым и индивидуальными приборами учета, распределение осуществляется пропорционально объему индивидуального электропотребления в квартире.

Какие факторы влияют на увеличении размера начислений за электроэнергию в местах общего пользования многоквартирного дома? Среди основных причин завышенного количества электроэнергии, расходуемой на общедомовые нужды, следует отметить бездоговорное потребление и хищения энергии со стороны физических лиц, в результате несанкционированного подключения к сетям жилого дома, количество установленного в доме электрооборудования, находящегося в общей собственности, точность и своевременность передачи жильцами показаний индивидуальных приборов и даже отношение жильцов дома к рациональному использованию электроэнергии в местах общего пользования.

Возможен ли отказ от оплаты за электроэнергию в местах общего пользования многоквартирного дома? Напомним, что в результате реформы ЖКХ управление многоквартирным домом передается в руки собственников, что влечет за собой их полную ответственность (материальную в том числе) за общедомовое имущество. Электроснабжение мест общего пользования является коммунальной услугой. Данная услуга оказывается собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирных домах, которые должны оплачивать ее на основании показаний общедомового прибора учета электроэнергии, установленного на вводе в дом. Отметим, что объем электрической энергии, предъявляемый к оплате собственникам (нанимателям) жилых помещений многоквартирного дома, не может превышать объема, учтенного общедомовым прибором учета.

Реформирование ЖКХ привело к появлению в счетах за жилищно-коммунальные услуги новой строки «электроэнергия МОП». Непонимание того, что такое МОП в многоквартирном доме и как рассчитывает сумма на оплату электричества, по сей день вызывает споры и негодования среди жителей многоэтажек.

Понятие освещение МОП

Расшифровывается аббревиатура МОП, как места общего пользования в многоквартирном доме, к которым, в соответствии со ст.36 ЖК РФ , относятся: лестничные площадки, чердаки, лифты и лифтовые шахты, коридоры и др. Понятие МОП применительно только к многоквартирному зданию, так как только в этом едином комплексе недвижимого имущества существует отношение собственности к ним.

Освещение МОП – жилищная услуга, оказываемая собственникам помещений, на которую требуется такой коммунальный ресурс, как электроэнергия. Более простая расшифровка понятия - услуга по подаче света в помещение коллективного пользования. Ранее этот пункт входил в состав статьи «ремонт и содержание жилья». Но в постановлении правительства РФ №354 от 06.05.2011 г. «О предоставлении коммунальных услуг» произошло выделение электроснабжения в общественных местах МКД, как отдельной услуги.

Кто оплачивает

Расходы за предоставленные жилищные и коммунальные услуги, в том числе содержание МОП, согласно ст. 39 п.1 ЖК РФ , несут собственники жилых и нежилых помещений . Также, в соответствии с постановлением №354 собственник обязан ежемесячно оплачивать электроснабжение МОП, .

Расчет стоимости освещения

Для определения объема электроэнергии, затраченной на общественные нужды, берут следующие показатели:

  1. Общее потребление электричества в доме. Показатель получают с помощью специального общедомового счетчика, который должен быть в каждом многоквартирном доме.
  2. Совокупное потребление электричества во всех жилых помещениях. Для данного показателя берутся данные индивидуальных квартирных счетчиков или нормативы потребления для квартир без них.
  3. Траты электроэнергии юридическими лицами, подключенными к общедомовой сети.

Фактическое электропотребление в помещениях общего пользования рассчитывается как разность между показателями. Оно умножается на установленный в регионе тариф и делится между всеми собственниками, пропорционально их доле в праве общей собственности на имущество. Получается, что площадь помещения в собственности влияет на размер оплаты. Точная формула расчета представлена в приложении №2 к постановлению правительства №354 .

Согласно ст. 13 П.5 ФЗ №291 от 04.11.09 «Об энергосбережении» каждый многоэтажный дом до 01.07.2012 г. должны быть оборудован коллективными приборами учета коммунальных ресурсов, куда входит и электроэнергия. Если собственники не сделали это самостоятельно, то до 01.07.2013 г. счетчик устанавливается.

В соответствии с п.7 ст. 11 этого закона , при строительстве нового многоквартирного дома застройщик должен обеспечить соответствие здания требованиям энергетической эффективности и оснащенности новостройки приборами учета.

В ряде старых домах коллективный счетчик не установлен, поэтому плата за освещение общественных помещений рассчитывается по нормам потребления электроэнергии, установленными в каждом регионе, и распределяется аналогично предыдущему способу. Стоит отметить, что оплата по нормативам предполагает использование повышающих коэффициентов. Такая мера введена для повышения мотивации собственников к установке общедомовых приборов учета.

Проблемы при расчете освещения МОП

Почему проблема освещения помещений, относящихся к местам общего пользования, стоит так остро, ведь жильцы и раньше оплачивали эту услугу в составе другой статьи. До 2012 года сумма за статью «ремонт и обслуживание жилищного фонда» рассчитывалась по тарифу, т.е. была фиксированной.

В настоящее время, имея общедомовые счетчики, используют фактические показания, который могут быть различаются на протяжении года. Негодование по оплате за освещение мест общего пользования началось с того, что жильцам начали приходить квитанции, в которых сумма за освещение общедомовых помещений превышала . Здесь и возникает проблема.

Энергопотери в МКД

Коллективный прибор учета электроэнергии показывает помимо фактических показаний, потери электричества во внутридомовых сетях, возникающих по ряду причин:

  • Устаревшая электрическая проводка и отсутствие энергосберегающего электрооборудования, находящееся в местах общего пользования. Например, отсутствие энергосберегающих лампочек.
  • Поломка индивидуального счетчика. Неисправный прибор учета не отражает реального потребления ресурса. Нередки случаи, когда жильцы дома заведомо не оповещают энергоснабжающую организацию о поломке, применяют специальные устройства для некорректной работы прибора.
  • Незаконное подключение к общедомовой сети. Самостоятельное подключение к линии, минуя счетчик, и отсутствие договора с энергосбытом также приводят к неучету ресурса.
  • Отсутствие правильной организации съема данных приборов учета в доме. Например, снятие показаний индивидуальных квартирных счетчиков в период с 23 по 27 число месяца, а показаний коллективного – 29 числа, приводят к значительным искажениям данных.
  • Неэффективное использование электрооборудования, находящегося в общей собственности (включение освещения днем, сильное ночное освещение)

Обслуживанием, ремонтом и содержанием в исправном состоянии электросетей занимается, которой собственники оплачивают работы по содержанию общественного имущества, в том числе внутридомовых электросетей. При ненадлежащем исполнении обязанностей, ведущим к возможным причинам повышения расходов электроэнергии в помещениях, входящими в состав мест общего пользования, жильцы вправе требовать качественное обслуживание и замену оборудования.

Немаловажным фактором возмущения жильцов, связанных с некорректным начислением суммы за электричество, затраченного на освещение мест общего пользования, является так называемая «оплата за соседа». Недобросовестные жильцы передают недостоверные данные, подключаются в обход счетчика и т.д., что и приводит к потерям, которые и УК распределяют среди собственников.

Ответственность за неуплату

На основании договоров с ресурсоснабжающими компаниями, ТСЖ и УК несут обязанность по оплате предоставленных ресурсов, так как относятся к исполнителям коммунальных услуг. Поставщик энергоресурса имеет право подать в суд за неуплату с требованием взыскать задолженность, и суд, в большинстве случаев, эти иски удовлетворяет. В свою очередь, УК и ТСЖ подают иски на взыскание долга с собственника, так как в его обязанностях оплачивать предоставленный ему коммунальный ресурс.

Реформирование жилищно-коммунального хозяйства приносит ряд новшеств, с которыми жители страны не всегда могут сразу разобраться. Появление в квитанции нового пункта «электроэнергия МОП» не стало исключением. Плохая осведомленность населения о том, что из себя представляет эта услуга, приводит к нежеланию ее оплачивать. Каждому собственнику следует знать, что электроснабжение помещений, относящихся к местам общего пользования – услуга, которая существовала всегда, но выделилась в отдельный вид относительно недавно, поэтому обязанность по ее оплате лежит на его плечах. Для разрешения проблем или споров, связанных с предоставлением данной услуги, рекомендуется обращаться в УК.

Пожалуй, самой непредсказуемой строкой в платежке за «коммуналку» остается «электроэнергия МОП».

Выставляемые суммы от месяца к месяцу могут отличаться в разы, при этом добиться разъяснений и понять, как они рассчитываются, бывает просто невозможно.

По данным администрации Ульяновска, на сегодня практически все многоквартирные дома (там, где это возможно было технически) оборудованы общедомовыми приборами учета электроэнергии. Это означает, что большинству их жителей уже выставляются счета за потребленную электроэнергию в местах общего пользования исходя из их показаний. Но как высчитывается плата, для многих остается загадкой. И еще полбеды, если напротив строки «электроэнергия МОП» стоят незначительные суммы. Вопросы возникают тогда, когда общедомовое потребление оказывается больше индивидуального. Как, например, в доме по проспекту Нариманова, 51, жителям которого враз подняли плату за эту «услугу» с 12-20 до 180300 рублей в месяц в зависимости от площади квартиры. Платежи взлетели после установки коллективных приборов учета на свет, и, как рассказали жильцы, их заставили платить за электроэнергию, потребляемую расположенными на первом этаже отделением банка, магазином и салоном красоты. Аналогичная ситуация возникает там, где организуются незаконные парковки – их владельцы подключаются к жилым домам, и жильцы мало того, что вынуждены страдать от наплыва машин, так еще и платить за это из своего кармана. Все это коммунальщикам позволяют делать принятые властью законы. Не надо проводить серьезного анализа, чтобы понять – многие их положения просто абсурдны.

Общедомовые счетчики электроэнергии являются собственностью жильцов, ведь они оплатили сами приборы учета, их установку и платят за содержание и снятие показаний. Однако часто эти показания есть тайна для жителей. Неоднократные требования к снимать показания в присутствии представителей дома, как правило, остаются без ответа.

Согласно пункту «е» раздела IV Постановления правительства РФ № 354 от 6.05.2011 г., снимая показания с общедомовых счетчиков электроэнергии с 23 по 25 число текущего месяца, исполнитель – домоуправляющая компания (ДУК) – обязан: заносить данные в журнал учета показаний общедомовых приборов учета; представлять потребителю по его требованию в течение одного рабочего дня со дня обращения сведения о показаниях общедомовых приборов учета; обеспечивать сохранность показаний в журнале в течение трех лет. Сброшурованный и пронумерованный журнал – это документ, оформленный надлежащим образом, который трудно изменить. Однако чаще всего показания заносятся в компьютер, в котором цифры можно исправить когда и сколько угодно.

Коэффициент электроэнергии МОП высчитывается по формуле: Кмоп = Vд: (Vпр + Vпп), где Vд – сумма показаний всех общедомовых счетчиков электроэнергии, потребленной за месяц (кВт/час); Vпр – сумма показаний счетчиков квартир за тот же месяц (кВт/час); Vпп количество потребленной электроэнергии по нормативу в квартирах без счетчиков. (Vпр + Vпп) – количество потребленной электроэнергии всеми квартирами дома. Если нет показаний какой-либо квартиры, то ее показания должны быть учтены как средние ежемесячные за год или по нормативу. Но чаще всего коммунальщики не вносят в (Vпр + Vпп) значения квартир, не давших показания, чем значительно увеличивают коэффициент, заставляя нас оплачивать электроэнергию, потребленную соседями. Иными словами, вместо величины электропотребления мест общего пользования навязывается сумма недоплаченной разницы с общедомового счетчика квартирного потребления и величины электропотребления мест общего пользования. Между тем по Жилищному кодексу с гражданина кроме электроэнергии по квартирному счетчику можно взимать только лишь его долю в электропотреблении мест общего пользования, а никак не недоплаченную разницу с общедомового счетчика квартирного потребления.

Во многих домах есть жители, которые годами не оплачивают электроэнергию. Руководители УК, ЖКХ города, не утруждая себя взысканием долга, предпочитают попросту переложить долги на добросовестных плательщиков через строку «электроэнергия МОП».

Распространена ситуация, когда расположенные на первых этажах здания магазины, парикмахерские и т.п. вносят плату за электроэнергию отдельно в кассу УК, а жителям дома выставляются платежи исходя из повышенного коэффициента , то есть за одну и ту же услугу коммунальщики берут плату дважды.

Зачастую дом оборудуется двухтарифным счетчиком электроэнергии, однако УК рассчитывает плату за МОП по одному, высокому, тарифу. Разница (примерно шестая часть от общей суммы) оседает в карманах коммунальщиков.

И еще один парадокс. Согласно 354-му постановлению, платежи за электроэнергию МОП выставляют пропорционально площади квартиры, а в случае переплаты деньги возвращают пропорционально количеству жильцов, прописанных в квартире. То есть если одинокой старушке, живущей в трехкомнатной квартире, по ошибке насчитают несколько сотен рублей за «свет в подъезде», то в результате перерасчета на возврат всей переплаченной суммы она рассчитывать не вправе.

Многие, наверняка, обратили внимание, что в платежках на квартиру появилась новая строка - освещение МОП. Под этой аббревиатурой скрываются так называемые места общего пользования или лестничные клетки, чердаки, подвалы и лифты, где горят или, по крайней мере, должны гореть лампочки. Обязанность оплачивать этот общий свет на жильцов многоквартирных домов возложил Жилищный кодекс. Загляните в статью 158: собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество. Есть и еще целый ряд нормативно-правовых актов на эту тему, в том числе и разъясняющих, как и в каком размере жильцы должны оплачивать освещение мест общего пользования.

На самом деле, жители многоэтажек и раньше и несли бремя по оплате общего света. Но плата пряталась в строке «ремонт и обслуживание жилищного фонда». Эти средства поступали в управляющие компании, которые сами расплачивались с поставщиками электроэнергии за освещение подъездов. Высчитывалась разница между количеством электроэнергии, израсходованной за месяц всем домом, и показателями индивидуальных квартирных счетчиков (или нормативами потребления для квартир без счетчиков). «Лишние» киловатты считались освещением мест общего пользования и оплачивались управляющими компаниями. После того, как законодательство разделило многочисленные услуги, что получают собственники квартир, на жилищные и коммунальные, освещение мест общего пользования перестало считаться обслуживанием жилищного фонда. Это явно коммунальная услуга. Все точки над i расставило письмо Министерство регионального развития РФ, в котором разъяснялось, что количество электроэнергии, подаваемой для освещения помещений общего пользования и для работы электрооборудования, относящегося к общему имуществу многоквартирного дома, должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу «электроснабжение». Так в платежках появилась новая строка - освещение МОП.

Встал вопрос, как теперь брать плату с жильцов? Никаких вопросов не возникло там, где установлены коллективные (общедомовые) приборы учета на вводе в дом. В этом случае плата начисляется в зависимости от потребленной энергии, и жильцы оплачивают ее фактическую стоимость. Она может быть больше или меньше - вдруг в какой-то месяц лифтом реже пользовались, лампочки на лестничных клетках перегорели или были заменены на энергосберегающие…

Если такого счетчика общего пользования нет, а их нет пока в большинстве старых многоэтажек, плата за освещение мест общего пользования рассчитывается по нормативам потребления электрической энергии, размеры которых устанавливают региональные власти. В большинстве регионов этот норматив равен 7 кВт/час на человека в месяц в домах без лифта и в два раза больше в домах с лифтом.

Чтобы посчитать окончательную сумму платежа, необходимо умножить норматив на тариф (стоимость 1 кВт/час в вашем регионе) и на количество человек, прописанных в квартире. В каждом регионе тарифы на электроэнергию разные. Возьмем, к примеру, город Москву, где в 2010 году 1 кВт/час в домах с газом будет стоить 3,45 рубля. Норматив (7) умнажаем на тариф (3,45) и на количество человек (6), получается 144,9 рубля - именно такую сумму придется платить ежемесячно семье из шести человек за освещение мест общего пользования в доме без общедомового прибора учета.

Не первый год мы пишем об этом, но горожане продолжают задаваться хроническим вопросом: что такое плата МОП, почему она такая большая, что в нее входит. Многие жители жалуются, что выяснить это у своих УК и ТСЖ невозможно - несмотря на то, что принимают тариф МОП в каждом доме сами его жители - как правило, путем заочного голосования. Но, увы, никакой калькуляции в бюллетенях голосования (решениях собственников) нет, стоит только сумма - больше, чем в прошлом году.

Поскольку УК и ТСЖ, в основном, ориентируются на «думские тарифы», принятые решением гордумы для муниципальных квартир, мы приводим самый распространенный вариант из решения - многоквартирный дом со всеми удобствами и пассажирским лифтом. I. Содержание помещений общего пользования - 1,01 руб.:

1.1 Подметание полов в ПОП - 6 раз в неделю;

1.2 Влажная уборка ПОП - 1 раз в месяц;

1.3 Протирка пыли с колпаков, подоконников, уборка чердака и подвала - 1 раз в год;

1.4 Мытье и протирка дверей и окон в ПОП - 2 раза в год.

II. Уборка земельных участков многоквартирного дома - 2,69 руб.:

2.1 Подметание земельного участка (бетон) в летний период - 3 раза в неделю;

2.2 Уборка мусора с газона, очистка урн - 3 раза в неделю;

2.3 Сдвижка и подметание снега в отсутствие снегопада - 3 раза в неделю;

2.4 Сдвижка и подметание снега при снегопаде - при необходимости;

2.5 Стрижка газонов - 2 раза в год;

2.6 Текущий ремонт детских и спортплощадок, элементов благоустройства - 1 раз в год;

2.7 Ликвидация наледи - при необходимости;

2.8 Сбрасывание снега с крыш, сбивание сосулек - при необходимости;

2.9 Сбор, вывоз и захоронение твердых бытовых отходов - ежедневно (0,79 руб.)

IV. Подготовка многоквартирного дома к сезонной эксплуатации - 1,30 руб.:

Всего - 14,06 руб. Римскими цифрами обозначены общие услуги целевого характера, арабскими - конкретный перечень входящих в каждую услугу работ. Деньги по каждой услуге распределяются между конкретными работами, финансово не зафиксированными - за исключением п/п.2.9 - сбора, вывоза и захоронения ТБО (79 коп.) и п/п.5.6 - техобслуживания ВДГО (22 коп.). Эти работы просчитаны по причине привлечения сторонних (фирме, обслуживающей дом) организаций: мусор вывозит «Эко-сервис», обслуживанием газового оборудования занимается «Курскгаз». В некоторых УК и ТСЖ эти услуги выведены отдельными строчками в квитанции ЖКХ.

Тот факт, что остальные работы не закалькулировны, а их периодичность указана как «при необходимости», предполагает некий люфт в их производстве. Например, п.VI “Ремонт общего имущества» - 2руб.87коп. с кв.метра предполагает за эти деньги либо текущий ремонт крыши (п/п.6.3), либо ремонт подъездов (п/п. 6.2) - словом, те работы, которые остро необходимы и на которые хватит собранных денег.

Не можем не отметить некого лукавства перечня, когда одни и те же работы повторяются в разных услугах (сравните п/п 2.6 и 6.5, 5.5 и 6.6, 6.7).

В последнее время часто задают вопрос о новой строке, появившейся месяц-второй назад в счетах на оплату ЖКУ - «Электроснабжение МОП». В моем, например, счете за февраль в строке «Освещение МОП» указывался «тариф» - 0,5 руб./кв. м, за март в строке «Освещение МОП» уже была сумма с минусом и появилась услуга «Электроснабжение МОП фев 2011»…
Что это за услуга? Новая ли?..
Сообщаю о своих исследованиях. Как и предполагал, «Электроснабжение МОП» - такая же коммунальная услуга, как водоснабжение, водоотведение, отопление, газ и электроэнергия (которую мы привычно оплачивали по показаниям счетчиков или по нормативу). В соответствии с Жилищным Кодексом, постановлениями Правительства РФ №№ 306, 307, 491 собственники обязаны оплачивать содержание общедомового имущества и коммунальные услуги на его содержание.
То есть, собственник должен оплачивать не только электричество, которое он потребляет непосредственно в своей квартире, но и то, которое расходуется на освещение подъездов, подвалов, чердаков, работу лифтов и другого имущества дома... Больше того, во внутридомовых сетях неизбежны ПОТЕРИ электроэнергии (как утверждают специалисты, от 10 и выше %%), которые также оплачиваются из нашего кошелька.
Предвижу вопросы, но сначала закончу ликбез…
Как определяется доля электроэнергии на общее имущество, которую должен оплатить собственник? Арифметически - просто. В расчете этой доли используются три величины.
ПЕРВАЯ - это объем потребленной домом энергии (по показаниям общедомового прибора учета).
ВТОРАЯ - суммарный объем электроэнергии по показаниям индивидуальных приборов.
ТРЕТЬЯ величина - суммарный объем электроэнергии по нормативам потребления.
Первая величина делится на сумму второй и третьей, и полученный КОЭФФИЦИЕНТ умножается на показания квартирного прибора учета. Коэффициент заведомо больше единицы. Полученное произведение и есть та сумма, которую должен оплатить собственник за электроэнергию С УЧЕТОМ СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕДОМОВОГО ИМУЩЕСТВА… Но. Тех, кто не имеет счетчиков и оплачивает электричество по нормативу, этот коэффициент обходит стороной: теоретически в нормативах все учтено (и потери, и объем услуги на содержание общедомового имущества). А в квитанциях сумма в строке «Электроснабжение МОП» как раз и должна быть разницей между суммой по нашему счетчику и этой же сумой, помноженной на коэффициент…
Такой порядок расчета определен постановлением 307 еще в 2006 году. Попытки оспорить его в судах оказались безуспешными…
Желающие могут ознакомиться с текстом письма Минрегионразвития РФ от 18 июня 2007 г. N 11356-ЮТ/07 на эту тему (ниже). Еще есть хороший комментарий по ссылке http://gkh.avbn.ru/jkh_articles/?11358 .
Почему только сейчас стали вводить доплату по электричеству? Толком никто не объясняет. (Есть, конечно, версия, что доплату не вводили по причине опасения «социальной напряженности».) Некоторые директора управляющих организаций утверждают, что якобы вмешалась прокуратура, предписав компаниям выставлять собственникам 100% потребление домом электроэнергии. Но, кстати, некоторые ульяновские УО начали выставлять корректировку по электроэнергии еще больше года назад. И корректировки эти оказались практически сравнимы с суммами по показаниям счетчиков.
С одной стороны, понятно, что дом в целом потребляет электроэнергии больше, чем сумма объемов электроэнергии по квартирным счетчикам и нормативам. И эту разницу энергетикам нужно оплатить. Понятно, что сделать это можно только за наш счет.
С другой стороны возникают вопросы и претензии как к законодателям, так и к управляющим организациям.
Справедливо ли, что оплачивающие по нормативу (но потребляющие больше нормативного за счет большего количества проживающих, чем прописанных), не должны оплачивать «Электроснабжение МОП»?
Что делают УО для снижения потерь в электросетях?
Как бороться с неплательщиками, ведь из-за них увеличивается нагрузка на добросовестных собственников?
Как бороться и кто борется с воровством электроэнергии?
Наконец, справедливо ли - чем больше платишь по квартирному счетчику, тем больше платишь за «Электроснабжение МОП»?..
И напоследок, цитата из факсограммы Минрегионразвития № 18/14 от 24 января 2011 года: «ОРГАНАМ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ… МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕЛЯХ НЕУКОСНИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ ПОРУЧЕНИЯ ПУНКТА 5 РАЗДЕЛА I ПРОТОКОЛА ЗАСЕДАНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 23 СЕНТЯБРЯ 2010 г. № 42 ОБ ИСКЛЮЧЕНИИ РОСТА ПЛАТЕЖЕЙ ГРАЖДАН ЗА КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ В 2011 ГОДУ ВЫШЕ 15 ПРОЦЕНТОВ СООБЩАЕТ СЛЕДУЮЩЕЕ…»
Вспомнили? Да?
Больше 15% - НЕЛЬЗЯ!
Популизм? Без сомнения. С одной стороны (законодательной и экономической) требовать оплачивать все и вся. С другой стороны - пытаться избежать"социальной напряженности"…

МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПИСЬМО от 18 июня 2007 г. N 11356-ЮТ/07
Министерство регионального развития Российской Федерации в связи с поступающими запросами от субъектов Российской Федерации по вопросу отнесения снабжения электрической энергией помещений общего пользования в многоквартирном доме к составу коммунальной услуги по электроснабжению сообщает.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В настоящее время Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила предоставления коммунальных услуг). Приложением N 2 Правил предоставления коммунальных услуг установлен порядок расчета размера платы за коммунальные услуги:
при отсутствии приборов учета с использованием нормативов потребления коммунальных услуг (в отношении электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг).
В соответствии с пунктом 26 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 (далее - Правила установления нормативов), коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей.
В отношении электроснабжения примером этого могут служить пункты 24 и 25 приложения к Правилам установления нормативов при определении норматива электроснабжения расчетным методом, а также пункт 10 приложения к Правилам установления нормативов, учитывающий в формуле определения норматива электроснабжения с применением метода аналогов и экспертного метода "суммарное потребление электрической энергии в многоквартирных домах или жилых домах по показаниям коллективных приборов учета";
при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета (в отношении электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг);
при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (в отношении электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг).
Согласно пункту 3 Правил предоставления коммунальных услуг коллективный (общедомовой) прибор учета - средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом.
Из установленного приложением N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг порядка расчетов следует, что при определении размера платы за коммунальные услуги учитываются показания коллективных (общедомовых) приборов учета. Следовательно, в составе платы за коммунальные услуги оплачиваются коммунальные ресурсы, потребляемые в помещениях общего пользования.
Используемое в подпункте "б" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (далее - Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме), понятие "освещение помещений общего пользования" неравнозначно понятию "потребление электрической энергии на работу приборов освещения и оборудования помещений общего пользования". Количество электрической энергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, согласно Правилам предоставления коммунальных услуг и Правилам установления нормативов должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу "электроснабжение".
Понятие "освещение помещений общего пользования", указанное подпунктом "б" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, трактуется в соотнесении с подпунктом "з" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (то есть как содержание и ремонт электросетей многоквартирного дома, светильников, то есть выполнение работ по созданию условий для подачи электроэнергии в места общего пользования), а также с пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг ("обеспечение готовности к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме").
Дополнительно сообщаем, что в соответствии с пунктами 15 - 19 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N 109, одной из составляющих, на основе которой рассчитываются тарифы на электрическую энергию, является размер необходимой валовой выручки организации от реализации каждого вида продукции (услуг), куда включаются, в том числе, расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности. При этом расходы на содержание внутридомовых сетей не могут учитываться при формировании тарифов на электроэнергию в связи с тем, что границы эксплуатационной ответственности по содержанию сетей при наличии общедомовых приборов учета в многоквартирном доме определяются в соответствии с пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Прошу довести требования законодательства Российской Федерации и настоящие разъяснения до сведения органов местного самоуправления, управляющих организаций, товариществ собственников жилья и жилищных кооперативов и организаций коммунального комплекса, действующих на территории субъектов Российской Федерации.
Ю.П.ТЫРТЫШОВ