Отличается товарная накладная товарно транспортной. Новая транспортная накладная и её отличия от товарно-транспортной накладной. Основные требования к заполнению ТН

Прописка

Движение товара от поставщика к покупателю сопровождается товаросопроводительными и транспортными документами , предусмотренными условиями поставки товаров и правилами перевозки грузов. К таковым, в частности, относятся товарная накладная по форме N ТОРГ-12 и (при автомобильных перевозках, на которых в дальнейшем делается акцент в статье) товарно-транспортная накладная (ТТН) по форме N 1-Т . В отношении последней, кстати, частенько возникают вопросы, начиная от оформления данного документа и заканчивая его наличием (как таковым). Поясним. Допустим, доставка товаров осуществлена продавцом (покупатель транспортировку не оплачивал) или договором купли-продажи предусмотрен самовывоз товара (в доставке задействован собственный транспорт покупателя). Будет ли покупатель в подобных случаях обладателем ТТН? Вправе ли контролеры при отсутствии указанного документа отказать организации в вычете "входного" НДС (разумеется, если налог имел место и прочие условия получения соблюдены)?

Наличие ТТН для налогового вычета обязательно не всегда

Нормы законодательства и примеры судебных решений

Организации, осуществляющие перевозки грузов на собственных и арендуемых автомобилях (далее - транспортные организации), обязаны оформлять ТТН. Таково требование п. 2 Инструкции "О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом" (Инструкция Минфина СССР N 156, Госбанка СССР N 30, ЦСУ СССР N 354/7, Минавтотранса РСФСР N 10/998 от 30.11.1983). А п. 6 указанного документа установлено, что ТТН является единственным документом, служащим для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета.

На необходимость выписывать ТТН при доставке товара автомобильным транспортом указано и в Методических рекомендациях по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли (п. 2.1.2), и в Методических указаниях по бухгалтерскому учету МПЗ (п. 49).

В соответствии со ст. 8 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной. Груз, на который не оформлена транспортная накладная, перевозчиком для перевозки не принимается.

Исходя из указанных документов, делаем вывод: ТТН (форма N 1-Т) обязательна к применению отправителями и получателями грузов. Иными словами, этот документ составляется грузоотправителем при доставке им груза по заказу покупателя . Он служит основанием для расчетов между сторонами договора перевозки. Кроме того, на основании ТТН, составляемой, как правило, в четырех экземплярах, производится списание и оприходование товарных ценностей.

К сведению. Первый экземпляр ТТН остается у грузоотправителя и предназначается для списания ТМЦ; второй, третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузоотправителя и подписью водителя, вручаются водителю; второй - сдается водителем грузополучателю и предназначается для оприходования ТМЦ у получателя груза; третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузополучателя, сдаются организации - владельцу автотранспорта.

Если же покупатель заказчиком перевозки не является, наличие ТТН у него не обязательно. Принятие на учет ТМЦ в этом случае возможно и на основании других документов, в частности товарной накладной по форме N ТОРГ-12.

К сведению. Товарная накладная составляется в двух экземплярах, первый из которых остается у организации, сдающей ТМЦ, являясь основанием для их списания, а второй передается сторонней организации (покупателю) и является основанием для оприходования этих ценностей.

Аналогичная точка зрения, кстати, выражена в Письмах Минфина России от 31.01.2011 N 03-03-06/1/42, от 15.06.2010 N 03-03-06/1/413 (Указанные Письма, говорят финансисты (ссылаясь на Письмо Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138), носят информационно-разъяснительный характер и не препятствуют руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, в них изложенной): если организация-покупатель не оплачивает транспортировку товаров, то для оприходования и отражения в учете стоимости приобретенных товаров может служить оформленная ТТН (форма N 1-Т) либо товарная накладная (форма N ТОРГ-12), а также в Письме от 18.08.2009 N ШС-20-3/1195, в котором главное налоговое ведомство страны указало: действующая в настоящее время форма товарно-транспортной накладной N 1-Т обязательна к применению юридическими лицами, являющимися отправителями и получателями грузов. При этом она служит основанием для расчетов между заказчиком транспортной перевозки и перевозчиком. Если покупатель заказчиком перевозки не является, то действующий порядок наличия товарно-транспортной накладной у получателя груза (покупателя) не предусматривает.

Казалось бы, все логично и вопросов возникать не должно. Тем не менее контролеров на местах отсутствие ТТН (в том числе по вышеперечисленным причинам) настораживает. И не факт, что при проверке они не сочтут это основанием для отказа в налоговом вычете (мол, нарушено обязательное условие - документальное подтверждение принятия товаров на учет).
Примеры из арбитражной практики имеются в изобилии. Есть как положительные (в пользу налогоплательщика), так и отрицательные (заканчивающиеся победой налоговиков) решения.
Так, ФАС ЗСО в Постановлении от 11.03.2011 по делу N А27-6755/2010 указал: материалами дела не подтверждается, что налогоплательщик выступал заказчиком перевозки, следовательно, отсутствие у него ТТН не является нарушением законодательства, влекущим признание расходов на приобретение товаров и налоговые вычеты необоснованными. Первичным учетным документом, служащим основанием для оприходования полученных обществом товаров, являлась товарная накладная формы N ТОРГ-12. Следовательно, общество правомерно включило затраты по сделкам с рассматриваемыми контрагентами в расходы по налогу на прибыль и применило вычеты по НДС.
Другой пример - Постановление ФАС МО от 21.02.2011 N КА-А40/316-11. Поскольку по условиям контракта доставку оборудования на склад покупателя производил продавец, судами не принята ссылка налогового органа на непредставление обществом ТТН по форме N 1-Т, при том что заявителем представлены товарные накладные формы N ТОРГ-12, подтверждающие поставку оборудования. На основании исследования указанных документов арбитры пришли к выводу о документальном подтверждении вычетов по НДС.
В Постановлении от 16.09.2010 по делу N А55-30158/2009 ФАС ПО указал: в связи с тем что в рассматриваемом случае покупатель не участвует в отношениях по перевозке груза, наличие или отсутствие ТТН как оправдательных документов юридического значения для него не имеет. Представление ТТН при наличии товарных накладных по форме N ТОРГ-12 не является обязательным и в силу того, что по настоящему делу не оценивается обоснованность в связи с осуществлением перевозки товаров.
Отметим также: в указанном решении арбитры сослались на Письмо N ШС-20-3/1195, в котором, как было отмечено выше, сделан вывод о том, что принятие на учет ТМЦ возможно и на основании товарной накладной по форме N ТОРГ-12.

Вывод Президиума ВАС РФ

Особо хочется остановиться еще на одном, наиболее значимом, судебном решении, в котором указанной проблеме дал оценку Президиум ВАС РФ. Мы говорим о Постановлении от 09.12.2010 N 8835/10.

А начиналось дело весьма неблагоприятно для налогоплательщика. Одна за другой налоговые инстанции становились на сторону налоговиков, подчеркивая, что ТТН является единственным документом, служащим основанием не только для списания ТМЦ грузоотправителем и оприходования их грузополучателем, но и для принятия товара на учет в целях реализации права на применение налогового вычета в соответствии со ст. ст. 171, 172 НК РФ.
Но уверенный в своей правоте налогоплательщик не сдавался - дело дошло до высшей инстанции. Президиум ВАС РФ указал на то, что при рассмотрении дела судами не учтены следующие моменты. Налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), после принятия указанных товаров (работ, услуг) на учет и при наличии соответствующих первичных документов.
Первичные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации; в противном случае (при подаче не предусмотренного унифицированной формой документа) учетная "первичка" должна содержать определенные п. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете обязательные реквизиты.

Товарная накладная (форма N ТОРГ-12) , содержащаяся в Альбоме унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций, применяется для оформления продажи (отпуска) ТМЦ сторонней организации. Представленные заявителем товарные накладные по форме N ТОРГ-12 содержат сведения о грузоотправителе, грузополучателе, поставщике, плательщике, наименовании товара, его количестве и цене, а также указание на должности лиц, отпустивших и принявших товар, их подписи и тем самым подтверждают факт отгрузки товара .
Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132 установлены требования по заполнению и содержанию товарной накладной по форме N ТОРГ-12, при этом наличие ТТН по форме N 1-Т по учету торговых операций не предусматривается.
Кстати, ТТН является документом, определяющим взаимоотношения по выполнению перевозки грузов и служащим для учета транспортной работы и расчетов с организациями - владельцами автотранспорта за оказанные им услуги по перевозке грузов. В данном случае общество осуществило операции по приобретению товаров, не выступая в качестве заказчика по договору перевозки .
При таких обстоятельствах вывод судов о том, что непредставление товарно-транспортных накладных обществом свидетельствует об отсутствии правовых оснований для применения налогового вычета по операции приобретения товара, не основан на действующем законодательстве и не соответствует установленным судом обстоятельствам.

И все-таки...

Как видим, Президиум ВАС РФ встал на сторону организации, и это важно, поскольку арбитражная практика по аналогичным спорам должна пойти по благоприятному для налогоплательщиков пути. Иными словами, мнение Президиума ВАС РФ поможет избежать необоснованных выводов со стороны налоговиков и судебных органов. В рассматриваемом случае право собственности на товар переходит к покупателю в момент предоставления товара на складе продавца (поставщика), а оправдательным документом, подтверждающим данный факт (переход права собственности на приобретаемый товар), является товарная накладная по форме N ТОРГ-12. Поскольку по договору перевозки заказчика нет, требование ТТН при самовывозе невозможно. А раз так, то и вычет "входного" НДС (при соблюдении прочих условий) правомерен.

К сведению. Покупателю могут отказать в применении вычета налога по счету-фактуре, выставленному до оформления первичных документов, подтверждающих отгрузку товаров. Об этом сказано в Письме Минфина России от 17.02.2011 N 03-07-08/44.

В то же время хочется отметить, что каждый спор имеет свой "окрас" и не исключено, что отсутствие ТТН налоговый орган использует для доказывания получения организацией необоснованной налоговой выгоды из-за невозможности реального осуществления налогоплательщиком указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53. Иными словами, если налогоплательщик реально принимает участие в схеме с возмещением НДС, стоит ли рассчитывать на положительный исход дела? Возможно, в схеме он и "не замешан", однако подтвердить реальность хозяйственных операций с контрагентами не может (согласитесь, что тоже странно). Не исключено, что при таких обстоятельствах судьи займут сторону налоговиков. Приведем пример.
В Постановлении от 24.08.2010 по делу N А19-29237/09 ФАС ВСО поддержал налоговый орган, причем немалую роль в принятии такого решения сыграло не столько отсутствие ТТН по форме N 1-Т, сколько другие ("обрамляющие ситуацию") моменты. В частности, организация не смогла подтвердить реальность хозяйственных операций с контрагентами, причем довод общества о том, что при выборе последних оно действовало с должной осмотрительностью и осторожностью и не может нести ответственность за действия третьих лиц, судом кассационной инстанции принят не был, поскольку в доказательство сделок с контрагентами общество не представило всех необходимых документов.
В подтверждение заявленных расходов и вычетов по поставщикам общество представило договоры поставки, счета-фактуры, товарные накладные, платежные поручения. Однако эти документы были подписаны неуполномоченными лицами (одно из них при допросе показало, что отношения к деятельности организации не имеет, роспись ставило на пустых листах, а ксерокопию паспорта предоставило за вознаграждение; допрос второго лица в связи с неустановлением его местонахождения не произведен).
В счетах-фактурах и товарных накладных по перечисленным поставщикам общество указано грузополучателем, а контрагенты - грузоотправителями. Суды установили, что в отношении последних налогоплательщиком не подтверждена доставка товара (ТТН от поставщиков не представлены).
Общество пыталось доказать, что отсутствие ТТН не может свидетельствовать об отсутствии отношений общества с контрагентами. Факт поставки товаров подтверждается имеющимися в материалах дела иными доказательствами, а именно показаниями свидетеля Л., письмом ЗАО, договором об организации перевозок с ЗАО, актами оказанных услуг. Однако ссылка общества на акты оказанных услуг судом кассационной инстанции отклоняется, так как в соответствии с материалами проверки данные акты не позволяют произвести детализацию услуг по заявкам, поставщикам и товарам.
Кроме того, согласно материалам выездной налоговой проверки контрагентами общества (поставщиками товара) в проверяемый период налоговая отчетность не представлялась либо представлялась без отражения оборотов, организации по адресам регистрации не находятся.
Оценив обстоятельства в совокупности, арбитражные суды сделали вывод о том, что заявленная обществом налоговая выгода по перечисленным поставщикам является необоснованной.
Таким образом, суд поддержал налоговиков, причем Определением ВАС РФ от 23.12.2010 N ВАС-16852/10 было отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора.
Впрочем, дела могут обстоять и иначе (см., например, Постановление ФАС СЗО от 09.02.2011 по делу N А21-13459/2010), если факты, указывающие на недобросовестность налогоплательщика и направленность его деятельности на получение необоснованной налоговой выгоды в виде возмещения НДС из бюджета, в ходе проверки не будут установлены.
Как следует из материалов дела, общество (на основании заключенного с ООО "ТПК" договора купли-продажи) осуществляло закупки товара и реализовывало его в дальнейшем на экспорт.
Доставка товара в адрес общества осуществлялась на основании заключенных им с транспортными компаниями договоров на оказание автотранспортных услуг.
Суд апелляционной инстанции установил, что заявителем представлены документы (договор купли-продажи и дополнительные соглашения к нему, спецификации, акты, товарные накладные по форме N ТОРГ-12, счета-фактуры), подтверждающие факты приобретения товара на внутреннем рынке у ООО "ТПК", принятия этого товара на учет и уплаты НДС поставщику.
В подтверждение реального движения товара от поставщика обществу представлены договоры на оказание автотранспортных услуг с транспортными компаниями, заявки, акты оказанных услуг.
Тот факт, что товар доставлялся силами и средствами третьих лиц, не свидетельствует о том, что последние являются грузоотправителями, а только подтверждает, что перевозка товара осуществлялась этими компаниями. Поэтому довод инспекции о недостоверности сведений о грузоотправителе в представленных обществом товарных накладных правомерно отклонен судом апелляционной инстанции. К тому же, поскольку общество осуществляет операции по купле-продаже товаров и не выполняет работы по их перевозке, первичными документами для него являются не товарно-транспортные, а товарные накладные.
Доводы инспекции о недобросовестности общества и направленности его деятельности на получение необоснованной налоговой выгоды в виде возмещения НДС из бюджета рассматривались судом апелляционной инстанции и были им отклонены как документально не подтвержденные.
При отсутствии доказательств несовершения хозяйственных операций (создания "искусственной цепочки"), в связи с которыми заявлено право на налоговый вычет, вывод о том, что налогоплательщик знал либо должен был знать о недостоверности (противоречивости) сведений, может быть сделан судом в результате оценки в совокупности обстоятельств, связанных с заключением и исполнением договора (в том числе с основаниями, по которым налогоплательщиком был выбран соответствующий контрагент), а также иных обстоятельств, приведенных в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53.
Из материалов дела не усматривается, что в ходе проверки налоговым органом в отношении налогоплательщика были установлены эти обстоятельства.
Таким образом, ФАС СЗО определил: выводы суда апелляционной инстанции основаны на материалах дела, правовых и фактических оснований с ними не согласиться не усматривается.

Чем принципиально отличаются ТН и ТТН друг от друга, в каких случаях оформляются?2) ООО занимается перевозкой, ООО Занимается организацией перевозки, какая дб формулировка в Актах?3) В чем принципиальное отличие этих двух видов деятельности? и какое различие в оформлении документов?Заранее благодарю!!!

1) Транспортная накладная состоит из 17 разделов (перечислены в рекомендации № 1 в полном ответе). Оформляя этот документ, грузоотправитель или грузовладелец тем самым подтверждает, что договор перевозки груза заключен.

Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов: товарный и транспортный. Она предназначена для учета движения ТМЦ и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом.

Если грузоотправитель выдал транспортную накладную, оформлять товарно-транспортную накладную не обязательно. А вот оформить товарно-транспортную накладную вместо транспортной нельзя. Поскольку именно транспортная накладная является первичным учетным документом, подтверждающим расходы на транспортировку грузов по договору перевозки;

2) что касается услуг по перевозке груза, в гражданском законодательстве требования о составлении акта по услугам доставки не предусмотрено (гл. 39 и 40 ГК РФ). Чтобы признать расходы при расчете налога на прибыль, достаточно транспортной накладной, в которой есть отметка о приеме имущества. Эта накладная является основанием для расчетов за оказанные транспортные услуги.

Вместе с тем, составление актов может быть предусмотрено договором (помимо транспортной накладной). Формулировка в акте об оказании услуг по перевозке может быть, такой, как в образце по ссылке.

Что касается услуг по организации перевозки груза, в этом случае в целях бухучета и налогообложения целесообразно оформить акт (отчет об исполнении поручени). Формулировка в акте об организации услуг по перевозке может быть, такой, как в образце по ссылке.

3) если ООО занимается перевозкой груза, как правило, оно само эти услуги и оказывает. В этом случае для оказания услуг достаточно оформить транспортную накладную, которая приравнивается к договору перевозки.

Если ООО занимается организацией перевозки, оно по сути является посредником между клиентом и перевозчиками. В этом случае можно оформить на выбор:

Посреднический договор, по которому ООО выступает в качестве агента;

Договор о перевозке с привлечением третьих лиц;

Договор транспортной экспедиции, по которому ООО выступает экспедитором.

Оказание услуг по этим договорам подтверждается актом (отчетом об исполнении поручения), с приложением к нему первичных документов (транспортной накладной), подтверждающих оказание услуг третьими лицами.

Обоснование
(Цветом выделена информация, которая поможет Вам принять правильное решение)

Как документально оформить продажу товаров оптом

Виды транспортных накладных

В зависимости от вида транспортировки товара используют и различные формы накладных, подтверждающих доставку:

· автомобильные перевозки – транспортная накладная по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272, и товарно-транспортная накладная, например, по форме № 1-Т, утвержденной постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78;*

· железнодорожные перевозки – транспортная железнодорожная накладная по форме № ГУ-29-О;

· морские перевозки – коносамент;

· доставка воздушным транспортом – грузовая накладная.

Если договор перевозки не заключался и покупатель собственным транспортом вывозит товар, затраты на перевозку груза и факт его транспортировки подтверждают путевым листом автомобиля. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 22 декабря 2011 г. № 03-03-10/123.

Транспортная накладная

При доставке грузов на автомобилях составляют транспортную накладную. Оформляя этот документ, грузоотправитель или грузовладелец тем самым подтверждает, что договор перевозки груза заключен*. Если, конечно, другие условия не предусмотрены в договоре (п. 2 ст. 785 ГК РФ, ч. 1 ст. 8 Закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ, п. 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272). Если отгрузка товара производится со склада филиала (обособленного подразделения), в наименовании грузоотправителя все равно укажите наименование и адрес головной организации. Дело в том, что филиалы и обособленные подразделения не являются юридическими лицами (ст. 55 ГК РФ). Ответственность за деятельность филиала или представительства несет создавшая его организация, и стороной по договору перевозки будет именно она. А значит, оформлять документы от своего имени они не вправе.

Если же доставку организует собственными силами покупатель, то составлять транспортную накладную не обязательно (письмо Минфина России от 22 декабря 2011 г. № 03-03-10/123).

Транспортная накладная состоит из 17 разделов. В ней указывают сведения:*

· о грузоотправителе, грузополучателе;

· о перевозчике;

· о грузе;

· о транспортном средстве;

· о стоимости услуг транспортной компании;

· о сопроводительных документах.

Чтобы избежать претензий со стороны налоговых инспекторов, стоит подробно указывать адреса мест погрузки и выгрузки товаров в разделах 6 и 7.

А вот в разделе 8, который посвящен условиям перевозки, допустимы прочерки. Это будет означать, что сроки погрузки, штрафы за просрочку доставки или за простой транспорта и другие условия перевозки нужно определять по общим правилам, установленным Законом от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ.

Транспортную накладную выписывают в трех экземплярах – по одному для перевозчика, грузоотправителя и грузополучателя. Каждый экземпляр необходимо заверить подписями грузоотправителя и перевозчика или их уполномоченных лиц. В таком же порядке заверяют и все изменения в накладной. Документ составляют на одну или несколько партий грузов, перевозимых на одном транспортном средстве. Об этом сказано в пункте 9 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272.

Для целей бухгалтерского и налогового учета транспортная накладная является первичным учетным документом, подтверждающим расходы на транспортировку грузов по договору перевозки (ч. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, п. 1 ст. 252 НК РФ, письмо Минфина России от 28 января 2013 г. № 03-03-06/1/36).*

Товарно-транспортная накладная

Для учета движения ТМЦ и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом составляют товарно-транспортную накладную*. Например, по форме № 1-Т (раздел 2 указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78, п. 6 Инструкции от 30 ноября 1983 г. Минфина СССР № 156, Госбанка СССР № 30, ЦСУ СССР № 354/7, Минавтотранса РСФСР № 10/998).

Товарно-транспортную накладную составляет грузоотправитель для каждого грузополучателя и на каждую поездку автомобиля. При этом обязательно заполнить все реквизиты.

Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов:*

· товарный – в нем определены взаимоотношения грузоотправителей и грузополучателей. На основании сведений из этого раздела грузоотправитель списывает товар, а грузополучатель его оприходует;

· транспортный – в нем фиксируют взаимоотношения грузоотправителей – заказчиков автотранспорта с организациями – владельцами автотранспорта, выполнившими перевозку грузов. Сведения из этого раздела нужны, чтобы учитывать расходы на перевозку, доставку груза.

Такие правила предусмотрены указаниями, утвержденными постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78.

Важная деталь: если грузоотправитель выдал транспортную накладную, то в общих случаях оформлять товарно-транспортную накладную не обязательно.*

Ситуация: можно ли не оформлять товарно-транспортную накладную по форме № 1-Т, если грузоотправитель выдал транспортную накладную

Да, можно.

Ведь, как и большинство первичных документов, товарно-транспортную накладную не обязательно составлять по унифицированной форме. Форма № 1-Т утверждена постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78. Однако вопрос о том, применять ее или же использовать самостоятельно разработанную форму, решает руководитель. После чего утверждает ее приказом к учетной политике.

Более того, применять транспортную накладную и товарно-транспортную накладную независимо от ее формы вовсе не обязательно. Для подтверждения факта заключения договора перевозки груза автомобильным транспортом достаточно транспортной накладной.*

Все это следует из статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, пункта 4 ПБУ 1/2008, части 1 статьи 8 Закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ, пункта 2 статьи 785 Гражданского кодекса РФ, пункта 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272. Аналогичный вывод отражен и в письме Минфина России от 28 января 2013 г. № 03-03-06/1/36.

Доставка транспортом продавца

Продавец может доставить товар на склад покупателя собственным транспортом, взяв за это дополнительную плату. Тогда понадобится выписать следующий набор документов:

· счет-фактуру, если, конечно, продавец – плательщик НДС (п. 3 ст. 168 НК РФ);

· товарную накладную, например, по форме № ТОРГ-12;

· транспортную накладную.

При этом продавец может составить и товарно-транспортную накладную, а может ее и не составлять. А вот оформить товарно-транспортную накладную вместо транспортной нельзя. Ведь транспортная накладная является первичным учетным документом, подтверждающим расходы на транспортировку грузов по договору перевозки.

В случае доставки груза сторонней транспортной организацией заключите с ней договор перевозки груза, составив транспортную накладную (ч. 1, 5 ст. 8 Закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ).

Ситуация: нужно ли оформить акт об оказании транспортных услуг при доставке покупателю товаров или готовой продукции собственным транспортом. Доставка оплачивается сверх цены поставки

Нет, не нужно.

Ведь акт об оказании услуг составляют, только когда это прямо предусмотрено договором. В гражданском законодательстве требования о составлении акта по услугам доставки не предусмотрено (гл. 39 и 40 ГК РФ).

Чтобы признать расходы на доставку при расчете налога на прибыль, достаточно транспортной накладной, в которой есть отметка о приеме имущества. Эта накладная является основанием для расчетов за оказанные транспортные услуги. Имея на руках такой документ, заказчик может признать расходы, связанные с доставкой имущества, и в бухгалтерском, и в налоговом учете.* Это следует из положений статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, статьи 313 и пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ. Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 28 января 2013 г. № 03-03-06/1/36.

2.Из ситуации

Олега Хорошего , начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как экспедитору отразить в бухучете и при налогообложении доходы и расходы, связанные с оказанием услуг по договору транспортной экспедиции. Экспедитор применяет общую систему налогообложения

Ответ на этот вопрос зависит от условий исполнения договора транспортной экспедиции.

Договор транспортной экспедиции является самостоятельным видом договора (гл. 41 ГК РФ). Порядок ведения транспортно-экспедиционной деятельности регулируется Законом от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ и Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. № 554.

Договор транспортной экспедиции может предусматривать два вида обязательств экспедитора:
– экспедитор обязуется оказать услуги, предусмотренные договором, только своими силами;
– экспедитор обязуется обеспечить организацию процесса перевозки груза (в т. ч. с привлечением для исполнения договора сторонних организаций).

В любом случае клиент должен возместить экспедитору понесенные им расходы и выплатить ему вознаграждение. При этом договор транспортной экспедиции признается посредническим только в той части, в которой экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет клиента организовать выполнение работ, предусмотренных договором экспедиции. Такой порядок предусмотрен пунктом 1 статьи 801, абзацем 1 статьи 805 Гражданского кодекса РФ и пунктом 2 статьи 5 Закона от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ.

Если по условиям договора экспедитор самостоятельно выполняет все обязательства перед клиентом (перевозит груз, выполняет погрузочно-разгрузочные работы, оформляет таможенные документы и т. п.), то цена договора определяется как единая стоимость услуг экспедитора. В этом случае выручкой от реализации признается вся сумма доходов, полученных экспедитором, а факт оказания услуг подтверждается актом на всю сумму договора.*

В бухучете доходы и расходы отразите на дату составления этого акта (подп. «г» п. 12 и п. 13 ПБУ 9/99, п. 18 ПБУ 10/99).

Для организаций, которые вправе вести бухучет в упрощенном виде, предусмотрен особый порядок учета доходов и расходов(ч. 4, 5 ст. 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

При расчете налога на прибыль методом начисления в состав доходов включите выручку от реализации на дату подписания акта (п. 1 ст. 249 НК РФ). При кассовом методе – в момент получения оплаты от клиента (или грузополучателя) (п. 2 ст. 273 НК РФ). Уменьшите выручку на сумму расходов, связанных с оказанием услуг по договору (подп. 1 п. 3 ст. 315 НК РФ).

Реализация работ (услуг) признается объектом обложения НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Поэтому экспедитор должен выставить счет-фактуру (на всю сумму договора или на сумму полученного аванса (частичной оплаты)) (п. 3 ст. 169 НК РФ).

Аналогичный порядок бухучета и налогообложения доходов и расходов применяйте, если экспедитор привлекает сторонние организации, но в договоре отражена общая стоимость его услуг. В такой ситуации вся сумма, полученная от заказчика, признается выручкой экспедитора, а все понесенные им затраты (включая оплату услуг сторонних организаций) формируют себестоимость его услуг на общих основаниях (так же как расходы на ГСМ, оплату труда и т. д.). Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 16 февраля 2009 г. № 03-03-06/1/65.

Если затраты, возмещаемые клиентом, экспедитор не учитывал в расходах в соответствии с условиями договора, то и сумму компенсации этих затрат в доходы включать не нужно (подп. 9 п. 1 ст. 251, п. 9 ст. 270 НК РФ). В этом случае выручкой от реализации для экспедитора будет только вознаграждение, выплачиваемое клиентом (п. 5 ПБУ 9/99, п. 1 ст. 249 НК РФ). Аналогичный вывод содержится в письме Минфина России от 1 февраля 2011 г. № 03-03-09/10.

Напомним, прежде финансовое ведомство высказывало более жесткую позицию по данному вопросу. Согласно ей расходы на услуги стороннего перевозчика, привлеченного в рамках исполнения договора транспортной экспедиции, вовсе нельзя учитывать при расчете налога на прибыль, если эти затраты компенсируются клиентом (письмо Минфина России от 30 марта 2005 г. № 03-04-11/69).

Подробнее об отражении доходов и расходов у экспедитора как посредника см. Как посреднику отразить в бухучете и при налогообложении посредническое вознаграждение.

Главбух советует: законодательство, регулирующее вопросы осуществления транспортно-экспедиционной деятельности, не требует оформления отчета по факту оказания услуг. Однако на каждый факт хозяйственной жизни должен быть оформлен первичный учетный документ (п. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Если договор транспортной экспедиции предусматривает привлечение экспедитором сторонних организаций (т. е. посредническую деятельность), в целях бухучета и налогообложения целесообразно оформить отчет экспедитора.*

<...>

Главбух советует: если в своей деятельности организация оказывает транспортно-экспедиционные услуги по различным договорам – как собственными силами (в т. ч. с привлечением сторонних организаций), так и в качестве посредника, целесообразно вести раздельный учет доходов и расходов от этих операций.

В такой ситуации целесообразно вести раздельный учет доходов и расходов по самостоятельному выполнению работ (оказанию услуг) и привлечению сторонних организаций. Для этого экспедитор может оформлять акт (в части услуг, оказанных собственными силами) и отчет (в части посреднических услуг). Это позволит разграничить суммы, поступающие в качестве вознаграждения экспедитора и возмещения его расходов на привлечение сторонних организаций, от выручки от реализации собственных работ (услуг).*

Как посреднику оформить и отразить в бухучете и при налогообложении приобретение товаров (работ, услуг) для заказчика

Кроме того, заказчику нужно представить:*
– копии всех первичных документов, подтверждающих приобретение материальных ценностей (письмо МНС России от 17 сентября 2004 г. № 21-09/60455);
– отчет об исполнении поручения. Такое правило действует в отношении агентского и комиссионного договоров (ст. 999 и1008 ГК РФ). Отчет посредника по договору поручения представляется заказчику, если это прямо предусмотрено договором (ст. 974 ГК РФ). Форма отчета об исполнении поручения может быть произвольной или установлена в договоре. При этом она должна содержать обязательные реквизиты, перечисленные в пункте 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ;
– копии первичных документов, подтверждающих расходы посредника, связанные с исполнением поручения (транспортные расходы, расходы на хранение и т. д.), если в соответствии с договором такие расходы подлежат возмещению заказчиком (ст. 975, 1001, 1011 ГК РФ).

Столько лет налогоплательщики спорят с налоговыми органами относительно прав на вычет НДС и уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль, когда приобретение товаров оформлено товарной накладной ТОРГ-12, а товарно-транспортной накладной формы 1-Т покупатель не имеет.

Если среди прочих в требовании о предоставлении документов налогоплательщик видит просьбу предоставить товарно-транспортные накладные, пугаться не стоит. Нужно действовать. А именно поднять договор с поставщиком и проверить правильность заполнения накладной по форме ТОРГ-12, ведь эти действия, в конечном итоге, не позволят налоговым органам произвести доначисление НДС и налога на прибыль.

Итак, что такое ТТН?

Товарно-транспортная накладная - это унифицированный документ. Ее форма утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте". Там же описан порядок применения и заполнения товарно-транспортной накладной.

Товарно-транспортная накладная является товарораспорядительным документом по учету работ в автотранспорте. Документ состоит из двух разделов: товарного и транспортного.

Товарный раздел необходим грузоотправителю и грузополучателю для списания ТМЦ со склада первого и оприходования их на склад второго.

Товарно-транспортная накладная оформляется тогда, когда доставка покупателю приобретенного товара осуществляется компанией-перевозчиком. Прежде всего, ТТН необходима для подтверждения заключения договора перевозки груза (п. 2 ст. 785 ГК РФ, ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта").

Для продавца накладная по форме 1-Т, в товарной части, является основанием для списания с учета товарно-материальных ценностей, а для покупателя этот же раздел является источником информации для оприходования ТМЦ.

Транспортный раздел ТМЦ необходим перевозчику и заказчику транспорта для проведения расчетов. Перевозчик на основании транспортного раздела начисляет заработную плату водителю автотранспорта.

Для водителя документ необходим для беспрепятственного проезда по автодорогам, ведь товарно-транспортная накладная подтверждает правомерность перевозки груза органам, осуществляющим контроль на дорогах.

Таким образом, ТТН является документом, определяющим взаимоотношения грузоотправителей заказчиков автотранспорта с организациями - владельцами автотранспорта, выполнившими перевозку грузов, и служащим для учета транспортной работы и расчетов грузоотправителей или грузополучателей с организациями - владельцами автотранспорта за оказанные им услуги по перевозке грузов.

ТОРГ-12 достаточно для оприходования товара

Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций, утвержденный постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 25.12.98 № 132, содержит такой первичный учетный документ, как товарная накладная, которая применяется для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации, составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, сдающей товарно-материальные ценности, и является основанием для их списания. Второй экземпляр передается сторонней организации и является основанием для оприходования этих ценностей.

Именно товарная накладная является в случае поставки продукции поставщиками достаточным доказательством оприходования товара, оформление товарно-транспортных накладных не обязательно.

Споров налогоплательщиков с налоговыми органами относительно применения вычетов по НДС и учета в расходах стоимости ТМЦ при наличии или отсутствии у покупателя товарно-транспортных накладных было много. Одни суды принимают решения в пользу обязательного наличия ТТН, другие разрешают не применять эту накладную в том случае, если у фирмы имеются иные подтверждающие приобретение ТМЦ документы.

Надеемся, что Президиум ВАС в Постановлении от 09.12.2010 № 8835/10 раз и навсегда разрешил конфликт налогоплательщиков и налоговиков. Ведь формальные придирки налоговых органов к отсутствию экземпляра ТТН у покупателя в последнее время были одной из самых распространенных причин не принять при расчете налога на прибыль произведенные расходы и отказать в праве налогоплательщика на вычет входного НДС. Теперь уж точно можно утверждать, что если компания-покупатель приобретает товар и не выступает в качестве заказчика по договору перевозки, такая компания имеет право учесть затраты на приобретение ТМЦ в расходах и принять к вычету входной НДС по таким товарам, даже если у покупателя нет товарно-транспортной накладной.

Главное иметь оправдательные документы, подтверждающие сделку и уверенность, что сведения, содержащиеся в этих документах, полны, достоверны и (или) непротиворечивы.

Хотите избежать споров с налоговыми органами и своим контрагентом? Укажите в договоре поставки, что оприходование товара осуществляется на основании товарной накладной ТОРГ-12.

ТОРГ-12 по доверенности

Не смотря на простоту вопроса о том, нужна ли печать покупателя на товарной накладной по форме ТОРГ-12, если товар получает представитель покупателя по доверенности, вопрос остается открытым. Существует две диаметрально противоположных точки зрения при ответе на этот вопрос. Одна из них основана на нормах п. 2.1.2 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли (утв. письмом Роскомторга от 10 июля 1996 г. № 1-794/32-5). В частности, в рекомендациях указано, что накладная подписывается материально ответственными лицами, сдавшими и принявшими товар, и заверяется круглыми печатями организаций поставщика и получателя. Сама форма товарной накладной ТОРГ-12 среди прочих реквизитов содержит реквизит «МП».

Значит ли это, что печать на ТОРГ-12 нужна даже при наличии доверенности у лица, подписавшего накладную и осуществившего прием товара от имени покупателя?

Считаем, что печать на ТОРГ-12 в случае, если полномочия представителя покупателя подтверждены доверенностью, не нужна.

На доверенности уже стоит оттиск печати организации, ведь это предусмотрено п. 5 ст. 185 ГК РФ. В доверенности указаны реквизиты накладной, по которой представитель покупателя получает товар. Поэтому доверенность с печатью можно приложить к выписанной накладной. Налоговые санкции за отсутствие печати на товарной накладной отсутствуют.

Для указания реквизитов доверенности в ТОРГ-12 предусмотрены соответствующие строки. Доверенное лицо расписывается в строке «Груз принял». Если товар принимается руководителем предприятия, то он расписывается в двух строках документа: в строке «Груз принял», и в строке «Груз получил грузополучатель». Поскольку руководитель организации, как единоличный исполнительный орган может принять товар без доверенности, в строках по указанию реквизитов доверенности ставятся прочерки.

Кстати, продавцам товара нужно учитывать, что если в качестве покупателя товара выступает физическое лицо, то форма № ТОРГ-12 не заполняется. Ведь согласно Постановлению Госкомстата № 132 эта форма накладной применяется для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации.

ТТН - документ для оприходования ценностей

Ваш иногородний поставщик прислал Вам партию товара, приложив к ней в качестве товаросопроводительного документа только накладную по форме 1-Т. При этом ТТН дополнена графой «сумма НДС» и некоторыми другими реквизитами. Можете ли Вы принять к учету товар по такой накладной и беспрепятственно заявить вычет входного «НДС»?

Считаем, что факт приобретения товаров и признание расходов на их приобретение для целей исчисления налога на прибыль, равно как и принятие к вычету сумм входного НДС при наличии только ТТН - возможно. И вот почему. Чтобы расходы были законны - они должны быть направлены на получение дохода, экономически обоснованны и документально подтверждены (ст. 252 НК РФ). Чтобы принять входной НДС по приобретенным ценностям к вычету достаточно принять ТМЦ к учету, иметь счет фактуру и подтвердить тот факт, что эти ТМЦ используются в операциях, облагаемых налогом (п. 1 ст. 172 НК РФ, ст. 171 НК РФ).

И товарная и товарно-транспортная накладные являются первичными документам по учету движения товаров. Формы накладных ТОРГ-12 и 1-Т содержатся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации (Постановления Госкомстата России от 25.12.1998 № 132, от 28.11.1997 № 78). В соответствии с Порядком применения унифицированных форм первичной учетной документации при необходимости и та и другая накладные могут быть дополнены нужными реквизитами.

Соответственно, если организацией-покупателем не оплачивается транспортировка товаров, то для оприходования и отражения в учете стоимости приобретенных ТМЦ может служить оформленная товарно-транспортная накладная (форма № 1-Т) либо товарная накладная (форма № ТОРГ-12). Аналогичные выводы содержат письма Минфина РФ от 31.01.2011 № 03-03-06/1/42, от 15.06.2010 № 03-03-06/1/413.

Выводы:

Вы покупатель и забираете товар со склада поставщика самовывозом на собственном транспорте? Нет договора с перевозчиком, нет необходимости и заполнять ТТН.

Вы поставщик и самостоятельно доставляете товар со своего склада до склада покупателя собственным транспортом? Вам достаточно оформить отгрузку товара накладной ТОРГ-12, ТТН составлять не нужно.

Вы покупатель и по условиям договора обязаны оплатить поставщику стоимость доставки. Каким документом подтвердить произведенные расходы по доставке? Унифицированной формы документа для отражения услуг по доставке не существует. Поэтому на сумму услуг по доставке груза от поставщика до покупателя составляют акт об оказании услуг по доставке.

Вы перевозчик - владелец автотранспорта? Вы грузоотправитель или грузополучатель - участник взаимоотношений с организацией - владельцем автотранспорта, выполняющим перевозку грузов? Для Вас товарно-транспортная накладная - обязательна, поскольку применение формы 1-Т обязательно для всех юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию автотранспортных средств и являющихся отправителями и получателями грузов (п. 2 Постановления № 78).

Хотите выиграть налоговый спор? При заполнении первичных документов соблюдайте правила, предусмотренные Федеральным законом №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и методическими рекомендациями по заполнению тех или иных унифицированных форм документов. Суды отмечают, что пока налоговый орган не доказал, что сведения, содержащиеся в первичных документах налогоплательщика, неполны, недостоверны и (или) противоречивы, налогоплательщик имеет право считаться добросовестным.

Вы бухгалтер, но директор вас не ценит? Считает, что вы только тратите его деньги и переплачиваете налоги?

Станьте ценным спецом в глазах руководства. Научитесь работать с дебиторкой.

У Центра обучения «Клерка» новый .

Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

Оформление купли-продажи продукции в обязательном порядке сопровождается составлением накладных – ТТН или ТН (то есть товарно-транспортной или просто транспортной накладной). Эти сопроводительные документы имеют ряд особенностей. В чем заключается принципиальное различие? Ответим на вопрос подробнее.

Чем отличается ТТН от транспортной накладной

ТН или транспортная накладная составляется согласно требованиям постановления Правительства России № 272 от 15.04.11 г. по унифицированной форме. Заполнение этого документа производится для всех сторон-участников перевозки груза, то есть для отправителя, перевозчика и непосредственно получателя продукции (п. 9 Постановления). При этом на каждый груз, перевозимый на одном виде транспорта, составляется одна ТН независимо от количества партий.

ТТН или товарно-транспортная накладная формируется в соответствии с Правилами о перевозке грузов автотранспортом (утверждены 30.07.71 г. Минавтотрансом РСФСР). Типовой бланк введен в действие в постановлении Госкомстата РФ № 78 от 28.11.97 г. и включает 2 раздела. Форма Т-1, как и ТН, предназначена для оформления взаимоотношений между отправителем груза, перевозчиком и получателем. Но поскольку Постановление № 272 имеет более позднюю редакцию, заполнение ТН освобождает грузоотправителя от обязанности составлять еще и ТТН при перевозках автомобилями.

Важно! Обратное правило не действует, то есть выдача ТТН вместо ТН не правомерно, т.к. только транспортная накладная по законодательным требованиям признается первичным документом, подтверждающим факт перевозки товаров по договорам транспортировки.

ТТН и ТН: в чем разница

Отличие ТН от ТТН состоит, прежде всего, в количестве разделов документов. В транспортной накладной содержится 17 разделов, где в том числе приводятся сведения об отправителе, перевозчике и получателе груза; указывается наименование товара, количество мест и масса; перечисляются прилагаемые документы; делаются отметки о приемке и сдаче, условиях транспортировки. Т-1 включает 2 раздела – товарный и транспортный. Количество выписываемых экземпляров также различается: 3 шт. – для ТН (п. 9 Постановления № 272), 4 – для ТТН (п. 2 Правил Минавтотранса).

Обратите внимание! Основная разница между ТН и ТТН – отсутствие товарного раздела в транспортной накладной, что исключает возможность точной идентификации номенклатуры перевозимого груза.

Основные отличия в реквизитах ТТН и ТН:

  • В ТТН присутствует товарный раздел, где подробно указывается номенклатурный № (код) перевозимого груза, его цена, количество, показатель измерения, общая стоимость.
  • В ТТН предусмотрены строки для подписи уполномоченных за отпуск товара лиц – должностного сотрудника и главного (или старшего) бухгалтера.
  • В ТН присутствует новая строка 5 для внесения указаний компании-грузоотправителя. Здесь приводятся данные о рекомендуемых параметрах автотранспорта, режиме перевозки, сумме объявленной ценности и т.д. В стр. 8 указываются оптимальные условия транспортировки, а по стр. 12 детализируются замечания перевозчика.
  • В ТН предусмотрена стр. 14 для данных о переадресовке, если возникает необходимость в изменении адреса пункта выгрузки, даты подачи транспорта и т.д.

Ситуация. Доставка товара покупателям и сопроводительные документы

Организация продает бытовую технику организациям и физическим лицам. Доставка осуществляется как с применением автомобильного транспорта, так и нарочным.

Влияет ли масса товара на вид применяемой накладной (ТТН-1, ТН-2) (например, при массе товара до 20 кг выписывается накладная формы ТН-2, а при массе товара свыше 20 кг - накладная формы ТТН-1)?

Не влияет.

Накладные ТТН-1 и ТН-2 применяются юридическими лицами всех форм собственности и индивидуальными предпринимателями (далее - организации) и являются основанием для списания товарно-материальных ценностей (далее - товары) у грузоотправителя и оприходования их у грузополучателя, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета (Инструкция по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 "Товарно-транспортная накладная" и ТН-2 "Товарная накладная", утвержденная постановлением Минфина РБ от 18.12.2008 № 192 ; далее - Инструкция № 192).

Накладную ТН-2 используют для отпуска и приемки товаров, если их перемещение осуществляется без участия автомобиля (почтой или нарочным).

Таким образом, выбор формы накладной зависит от способа перемещения ТМЦ: с участием или без участия автомобильного транспорта . Инструкция № 192 не содержит требований о применении той или иной формы накладной в зависимости от массы ТМЦ.

Если организация осуществляет реализацию товаров посредством интернет-магазина, ей следует учитывать положения письма МНС, Минфина и Минторга РБ от 10.10.2011 № 8-2-7/447/15-1-6/610/12-01-33/656к "О порядке оформления накладных при осуществлении розничной торговли через интернет-магазин". В этом письме разъяснено следующее.

Отношения, возникающие при организации и выполнении автомобильных перевозок, а также при выполнении (оказании) работ (услуг), связанных с такими перевозками товаров, реализуемых интернет-магазином, регулируют нормы Закона № 278-З. При этом данным Законом не регулируются грузоперевозки, производимые для собственных нужд (ст. 2 Закона № 278-З).

Таким образом, перевозка реализуемых посредством интернет-магазина товаров , не являющаяся в соответствии с нормами Закона № 278-З автомобильной перевозкой для собственных нужд, должна осуществляться с оформлением товарно-транспортной накладной, которая является основанием для списания товаров со склада и учета их движения во время перемещения. Перевозка товаров, в соответствии с Законом № 278-З являющаяся автомобильной перевозкой для собственных нужд, осуществляется с оформлением товарной накладной.

При оформлении товарно-транспортной накладной (форма ТТН-1) в строках "Пункт погрузки" и "Пункт разгрузки" указывается адрес (месторасположение) пункта погрузки и разгрузки соответственно (п. 16 Инструкции № 192). При этом нормы Инструкции № 192 не содержат конкретных требований к элементам адресов пунктов погрузки и разгрузки.

В вышеназванном письме МНС, Минфина и Минторга РБ разъяснено, что при осуществлении одновременной доставки товаров нескольким покупателям - физическим лицам, приобретающим такие товары для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, находящимся по разным адресам в пределах одного населенного пункта, с использованием одного автотранспортного средства (как непосредственно организацией - продавцом интернет-магазина, так и привлеченным им перевозчиком) может оформляться одна товарно-транспортная накладная либо товарная накладная на весь одновременно перевозимый в пределах одного населенного пункта для реализации (доставки) товар. В этом случае при доставке товаров с оформлением товарно-транспортной накладной (форма ТТН-1) в строке "Пункт разгрузки" в качестве адреса может указываться только наименование населенного пункта (например, г. Минск, г. Червень, г.п. Вороново и т.п.) без указания точного адреса (месторасположения). Если товар одновременно доставляется в разные населенные пункты (к примеру, с использованием одного автотранспортного средства осуществляется одновременная доставка товара в г. Минск, п. Сокол и п. Ждановичи), то организация - продавец интернет-магазина оформляет отдельные накладные в адрес каждого населенного пункта. В этом случае в строке "Грузополучатель" следует указывать наименование и адрес организации (фамилию, инициалы, адрес места жительства индивидуального предпринимателя), осуществляющей перевозку (доставку).