План конспект перелетные птицы старшая группа. Конспект НОД в старшей группе «Перелетные птицы. Кто лишний и почему

Ипотека

Цель занятия : расширить и уточнить представление детей о водоплавающих птицах.(на лапах перепонки, перья смазываются жиром)

Учить находить признаки сходства и различия объектов, выражать их в речи. Воспитывать бережное отношение к природе.

Обогащение тактильных ощущений., через опытно-экспериментальную работу

Активизация словаря (перепонки, водоплавающие, вертихвосточка, водостойкие,). Развивать память, внимание, мышление.

Формировать навыки исследовательской деятельности, развивать познавательную активность.

Самостоятельно делать выводы по результатам исследования.

Ход занятия:

1- беседа

Загадка: «Они летать умеют

Их пух и перья греют»

Чем отличаются птицы от животных? Ответ: (летают, есть перья, клюв, пух).

Какие бывают птицы?

(большие, маленькие, пестрые, красивые, зимующие, перелетные, лесные, домашние, дикие, водоплавающие, степные)

У птицы есть…(клюв, перья, 2 лапы, крылья, умеют летать).

У птицы нет…(шерсти, зубов, 4 лап).

3- Кто лишний и почему?

Комар --воробей-- кукушка

Бабочка-жук--уточка

4-Загадка :

То по воде плывет крякуша, то не спеша идет по суше.

За ней птенцов пушистый ряд, бегут за мамой семенят.

5-Беседа

Что уточка умеет делать? (плавать)

Какие еще птицы умеют плавать? 9лебедь, утка, гусь)

Как называются птицы, которые умеют плавать?(водоплавающие)

Назовите водоплавающих птиц

(возможно дети уже знают, а так ли это доказать опытом)

Рассмотрим лапу водоплавающей птицы.

Какая она?

Ответ: лапа широкая, с перепонками между пальцев.

Для чего нужна такая лапа, мы узнаем, когда проведем опыт.

Опыт №1.

Опустим руку с растопыренными пальцами в воду, проведем ею в воде. Результат: вода проходит между пальцев. Мы не можем оттолкнуться от воды.

Затем проделаем тоже самое, но на руку наденем полиэтиленовый пакет.

В каком случае рука сильнее отталкивает воду?

Наша рука стала похожа на лапу с перепонками. У кого такие лапы?

Зачем перепонки на лапах? (чтобы лучше отталкиваться от воды, чтобы двигаться)

Какие предметы придумал человек, которые напоминают утиные лапки (весла, Человек наблюдая за животными, придумывает такие удобные вещи как весло, самолет.., ласты

Физминутка.

«Вышли уточки на луг…»

А курочка может плавать и почему?(нет перепонок на лапках и…..(узнают из дальнейшего опыта)

Сейчас мы узнаем еще одно важное отличие у водоплавающих птиц. Если в воду попадает курица, она тут же намокнет. В народе так говорят, «Мокрый как курица», а гуси, утки, лебеди не намокают, хотя находятся в воде весь день. Узнаем почему.

Опыт №2.

Опустим руку в воду, сразу вынем и встряхнем – рука мокрая. Вытрем ее насухо, и смажем любым жиром. Снова опустим в воду, вынем, встряхнем, вода капельками слетает с руки, рука сухая. Почему же утки не мокнут?

Их перышки покрыты тонким слоем жира. Сальная железа у птиц находится на хвосте – водоплавающая птица клювом смазывает каждоё пёрышко жиром

Скороговорка .

«Уточка -вертихвосточка».

Игра: Чьи крылья ?

У утки- утиные.

У журавля-

У лебедя –

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ

д/с «Светлячок»

п. Приаргунск

Открытое занятие

на тему: «Водоплавающие птицы»

Старшая группа

Воспитатель: Елгина Т.А.

2011.г.

Цель занятия : расширить и уточнить представление детей о водоплавающих птицах.(на лапах перепонки, перья смазываются жиром)

Учить находить признаки сходства и различия объектов, выражать их в речи. Воспитывать бережное отношение к природе.

Обогащение тактильных ощущений., через опытно-экспериментальную работу

Активизация словаря (перепонки, водоплавающие, вертихвосточка, водостойкие,). Развивать память, внимание, мышление.

Формировать навыки исследовательской деятельности, развивать познавательную активность.

Самостоятельно делать выводы по результатам исследования.

Ход занятия:

  1. беседа

Загадка: «Они летать умеют

Их пух и перья греют»

/птицы/

Чем отличаются птицы от животных? Ответ: (летают, есть перья, клюв, пух).

Какие бывают птицы?

(большие, маленькие, пестрые, красивые, зимующие, перелетные, лесные, домашние, дикие, водоплавающие, степные)

2-Д/и: Продолжить предложение .

У птицы есть…(клюв, перья, 2 лапы, крылья, умеют летать).

У птицы нет…(шерсти, зубов, 4 лап).

3- Кто лишний и почему?

Комар --воробей-- кукушка

Бабочка-жук-- уточка

4-Загадка :

То по воде плывет крякуша, то не спеша идет по суше.

За ней птенцов пушистый ряд, бегут за мамой семенят.

/уточка/

5-Беседа

Что уточка умеет делать? (плавать)

Какие еще птицы умеют плавать? 9лебедь, утка, гусь)

Как называются птицы, которые умеют плавать?(водоплавающие)

Назовите водоплавающих птиц

Почему эти птицы умеют плавать? (возможно дети уже знают, а так ли это доказать опытом)

Рассмотрим лапу водоплавающей птицы.

Какая она?

Ответ: лапа широкая, с перепонками между пальцев.

Для чего нужна такая лапа, мы узнаем, когда проведем опыт.

Опыт №1.

Опустим руку с растопыренными пальцами в воду, проведем ею в воде. Результат: вода проходит между пальцев. Мы не можем оттолкнуться от воды.

Затем проделаем тоже самое, но на руку наденем полиэтиленовый пакет.

В каком случае рука сильнее отталкивает воду?

Наша рука стала похожа на лапу с перепонками. У кого такие лапы?

Зачем перепонки на лапах? (чтобы лучше отталкиваться от воды, чтобы двигаться)

Какие предметы придумал человек, которые напоминают утиные лапки (весла, ласты). Могла бы лодка плыть, если мы будем грести не веслами, а вилами) Человек наблюдая за животными, придумывает такие удобные вещи как весло, самолет.., ласты

Физминутка.

«Вышли уточки на луг…»

А курочка может плавать и почему?(нет перепонок на лапках и…..(узнают из дальнейшего опыта)

Сейчас мы узнаем еще одно важное отличие у водоплавающих птиц. Если в воду попадает курица, она тут же намокнет. В народе так говорят, «Мокрый как курица», а гуси, утки, лебеди не намокают, хотя находятся в воде весь день. Узнаем почему.

Опыт №2.

Опустим руку в воду, сразу вынем и встряхнем – рука мокрая. Вытрем ее насухо, и смажем любым жиром. Снова опустим в воду, вынем, встряхнем, вода капельками слетает с руки, рука сухая. Почему же утки не мокнут?

Их перышки покрыты тонким слоем жира. Сальная железа у птиц находится на хвосте – водоплавающая птица клювом смазывает каждоё пёрышко жиром

Скороговорка .

«Уточка -вертихвосточка».

Игра: Чьи крылья ?

У утки- утиные.

У журавля-

У гуся –

У лебедя –

Рисование- штриховка. Закрасить штриховкой птицу.


Конспект ООД, старшая группа "Перелетные птицы"

Жаркова Галина Анатольевна, воспитатель МБУ детский сад №138 «Дубравушка» г.о. Тольятти

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно - исследовательская, восприятие художественной литературы.

Цели: формирование представлений у детей о птицах (внешний вид, среда обитания и т.д) .

  1. Расширить представления у детей о разнообразии птиц.
  2. Формировать умения делить перелетных и зимующих птицах на основе их связи между характером корма и способом его добывания.
  3. Активизироватьсловарь (зерноядные,насекомоядные, перелетные, водоплавующие, размножение) .
  4. Воспитывать бережное отношение к птицам, любовь к природе.

Материалы и оборудование: иллюстрации и фотографии с изображением птиц, птичьи стаи; жетоны для игры, магнитная доска, проектор, ноутбук, экран.

1. Организационный момент.

Листья с веток опадают.
Лить дожди не устают.
Улетают птичьи стаи,
Направляются на юг.

Но остался сизый голубь
Зимовать на ветках голых. (Е. Благинина.)

Какие птицы улетают в теплые страны? (перелетные)

2. Беседа о перелетных птицах.

На экране появляются иллюстрации с изображением птиц.

Какие изменения происходят в жизни птиц осенью? (ответы детей)

Почему птиц называют перелетными?

Каких перелетных птиц вы знаете?

Почему улетают птицы?

Какие птицы нашего края первыми улетают в теплые края?

Оказывается, еще в августе воздух около земли теплый, а чем выше, тем холоднее. Стрижи летают очень высоко, а там холодно и нет насекомых - они и улетают. Улетают самыми первыми. За ними ласточки, а позже улетают скворцы.

Какие птицы улетают последними, как вы думаете почему?

(Утки и гуси, потому что водоемы замерзают постепенно.)

3. Д / И «У кого кто или один много»

Сейчас мы разделимся на две команды. На экране будут появляться картинку с изображением птицы. Одна команда будет называть одного птенца, а вторая – много птенцов.

У журавля - журавленок – журавлята
У скворца – скворчонок –скворчата
У лебедя – лебеденок- лебедята
У грача – грачонок – грачата

У утки - утенок – утята
У аиста - аистенок – аистята
У гуся – гусенок – гусята

4. Физкультминутка:

Насекомые пропали
Птицы в лесу заскучали. (Взмахи руками)
Стали думать и гадать,
Как беды им избежать? (Пальцы рук к вискам головы,

Покачивание головы вправо-влево)
Вместе собрались,
Стаей назвались. (Дети встают в круг,
Взявшись за руки.)

Дружно взлетели,
На юг полетели. (Поворачивают направо, машут руками,
бегут по кругу.)
Вот и южные края,

Долетели мы друзья! (Поворачивают налево, летят дальше.)
Вы устали, отдохните.
Насекомых поищите. (Садятся на свои места.)

5. Отгадывание загадок о птицах.

После отгадки на экране появляются изображения птиц.

Все ли птицы улетают в теплые края?

Какие птицы остаются в нашем городе?

Какие птицы живут в вашем дворе? (ответы детей)

Как мы называем птиц которые остались зимовать? (зимующие)

Отгадайте загадки о птицах.

Дети отгадывают и называют зимующая или перелетная это птица.

Нос у него белый,
Сам он черный,
Очень проворный,
Друг садов и полей.
Поедает червей.

(Грач.)

Прилетает к нам с теплом
Путь, проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины.

(Ласточка.)

Маленькая, юркая, проворная,
Трясет длинным тонким хвостиком.

(Трясогузка.)

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.

(Синичка.)

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.

(Снегирь.)

Вот птичка так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Не лебедь не утка
И не козодой.

Но эта вот птичка
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов
Только лютой зимой.

(Клест.)

6. Игра на зрительную память и внимание «Кто улетел?»

Правила игры: Воспитатель прикрепляет на магнитную доску 5-6 изображений перелетных птиц (постепенно количество картинок увеличивается) и предлагает детям назвать всех птиц.

Затем говорит, что одна из птиц улетит на юг и просит детей закрыть глаза. Убирает одно изображение птицы. Тот кто первым дает правильный ответ, получает призовой жетон. Воспитатель добивается, чтобы дети отвечали полным предложением.

Например: на юг улетел журавль.

Выигрывает тот, у кого больше жетонов.

7. Пальчиковая гимнастика. «Десять птичек - стайка»

Пой-ка, подпевай-ка:
10 птичек – стайка.
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей,

Эта птичка – Совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка свиристель,
Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка,
Серенькое перышко.
Это зяблик, это- стриж,
Это развеселый чиж.

Ну, а это злой орлан.
Птички, птички по домам!

(И. Токмакова.)

8. Рефлексия.

О каких птицах мы беседовали?

Что нового вы узнали о перелетных птицах?

В какие игры играли?

Что понравилось? (Ответы детей)

Литература

  1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. -352 с.
  2. Николаева С.Н. «Юный эколог» - М. Мозаика-синтез, 2010.
  3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. -М.: Академия, 2009

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: грач, скворец, ласточка, стриж, кукушка, журавль, гуси, лебеди, жаворонок, дрозд, гнездо, скворечник, самец, самка, птенцы, яйца, певец, насекомые, личинки, оперенье, стая, страны, ноги, шея, крыло, глаза, хвост, клюв, голова, аист, цапля.

ГЛАГОЛЫ:летят, улетают, прилетают, возвращаются, строят, чистят, откладывают, вьют, выводят, высиживают, кормят, подрастут, окрепнут, пищат, поют, курлычут, покидают, прощаются, собираются, поедают, клюют, уничтожают, свить, щиплет, склеить, слепить.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: большая, маленькая, певчая, чёрный, теплые (края), белый, полосатое, заботливые, хлопотливые, весенняя, чужие, пушистые, звонкая, полевой, дальние, красивое, длинноногий,водоплавающие, проворный, голосистый.

РАССКАЖЕМ О ПТИЦАХ.
Перелётные птицы - это птицы, перелетающие от нас осенью в тёплые края.
Эти птицы - насекомоядные (насекомых едят), питаются насекомыми.

Осенью насекомые прячутся, птицам нечем питаться, поэтому они улетают.

Утки, гуси и лебеди улетают вереницей - верёвочкой.

Ласточки и скворцы улетают стаей.

Журавли улетают клином - углом.

А кукушки улетают поодиночке.
Весной перелётные птицы возвращаются к нам обратно.

У птиц есть головка с клювом, туловище с двумя крыльями, две лапки с rогтями, хвост и оперенье.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ОПРЕДЕЛЯТЬ ЛИШНЕЕ И ОБЪЯСНЯТЬ: ПОЧЕМУ?
Сорока, ворона, синица, ласточка (ласточка – перелётная птица, остальные зимующие).
Жаворонок, воробей, грач, скворец.
Ворона, утка, голубь, воробей.
Грач, синица, ласточка, кукушка.
Сорока, воробей, дятел, стриж.
Голубь, лебедь, цапля, журавль.

Жук, бабочка, птенец, комар
(птенец – птица, остальные насекомые).

ПРАВИЛЬНО НАЗЫВАТЬ ПТЕНЦОВ:
Журавли – журавлята.
Грачи – грачата.
Гуси – гусята.
Скворцы – скворчата.
Утки - ... .
Кукушки - ... .
Стрижи - ... .

ПРАВИЛЬНО ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ: ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ?
Чей клюв?
У журавля – журавлиный.
У гуся – гусиный.
У утки -... .
У кукушки -... .
У грача -... .

ОДИН - МНОГО.
Кукушка – кукушки.
Журавль - журавли.
Скворец - скворцы.
Соловей - соловьи.
Жаворонок – жаворонки.
Лебедь - лебеди.
Грач - грачи.
Утка - утки.
Ласточка – ласточки.
Грачонок – грачата.
Аист – аисты.
Гусенок – гусята.

ОПИСЫВАТЬ И СРАВНИВАТЬ ПТИЦ ПО ПЛАНУ:
Зимующая или перелётная птица?
Почему их так называют?
Внешний вид (хвост, голова, крылья, туловище, клюв, перья, расцветка…)
Чем питается?
Где живёт – дупло, скворечник, гнездо…

СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА.
Грач – птица черного цвета с белым клювом. У грача есть голова, туловище, крылья, хвост, лапы. Все тело птицы покрыто перьями. Весной грачи прилетают из теплых стран, строят гнезда и выводят птенцов – грачат. Грачи питаются насекомыми, червями и семенами растений. Осенью, когда становится холодно, грачи собираются в стаи и улетают в теплые страны до весны. Грачи помогают человеку, они уничтожают насекомых и гусениц – вредителей полей и огородов.



Травка зеленеет, солнышко блестит,
Ласточка с весною в сени к нам летит.
С нею солнце краше и весна милей...
Прощебечь с дороги нам привет скорей.
Дам тебе я зерен, а ты песню спой,
Что из стран далеких принесла с собой.
(А. Плещеев)

ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО.
На шесте - дворец, во дворце - певец, а зовут его - ... (скворец).

НАЗОВИ ЛАСКОВО:
Соловей - соловушка.
Журавль - журавушка.
Лебедь - лебедушка... .

У КОГО - КТО?
У кукушки – кукушонок, кукушата.
У журавля - журавленок, журавлята.
У скворца - скворчонок, скворчата.
У лебедя - лебеденок, лебедята.
У грача - грачонок, грачата.
У утки - утенок, утята.
У аиста – аистенок, аистята.
У гуся – гусенок, гусята.

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ СЛОВАМИ "ДЛИННОНОГИЙ ЖУРАВЛЬ":
В поле я увидел... (длинноногого журавля). Я долго наблюдал за... (длинноногим журавлем). Мне очень понравился этот красивый и стройный... (длинноногий журавль). Я хотел подойти к... (длинноногому журавлю). Но он испугался и улетел. Красиво летел, расправив крылья, и кружась в небе... (длинноногий журавль). Я рассказал маме о... (длинноногом журавле). Мама сказала, что нельзя подходить и пугать... (длинноногого журавля). Я обещал маме больше не подходить к... (длинноногому журавлю). Теперь я буду только издалека наблюдать за... (длинноногим журавлем).

ПОДБЕРИ НУЖНЫЙ ПО СМЫСЛУ ПРЕДЛОГ (ИЗ, В, К, НАД, НА, ПО):
Грач вылетел... гнезда. Грач прилетел... гнездо. Грач подлетел... гнезду. Грач кружит... гнездом. Грач сел... ветку. Грач ходит... пашне.

СОВЕРШЕНСТВУЕМ УМЕНИЕ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ.

ПЕРЕСКАЖИ РАССКАЗ ПО ВОПРОСАМ:
Прилетели грачи.
Первыми прилетают грачи. Еще кругом снег, а они уже тут. Отдохнут грачи и начинают гнезда вить. Вьют гнезда грачи на вершине высокого дерева. Грачи птенцов своих выводят раньше, чем другие птицы.

Какие птицы прилетают весной первыми?
Что сразу начинают делать грачи?
Где они вьют гнезда?
Когда они выводят птенцов?

Предвестники весны.
Прошла холодная зима. Наступает весна. Солнышко поднимается выше. Оно греет сильнее. Прилетели грачи. Увидели их дети и закричали: «Грачи прилетели! Грачи прилетели!»

Какая была зима?
Что наступает после зимы?
Как греет солнышко весной?
Кто прилетел?
Кого увидели дети?
Что они закричали?

ПЕРЕСКАЖИ РАССКАЗ ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА:
Саша решил сделать скворечник. Он взял доски, пилу, напилил дощечек. Из них он сколотил скворечник. Скворечник повесили на дерево. Пусть у скворцов будет хороший дом.

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:
На дереве гнездо, а на деревьях... (гнезда).
На ветке сук, а на ветках... .
В гнезде птенец, а в гнездах - ... .
На дворе дерево, а в лесу - ... .

ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКИ:
Без рук, без топорёнка
Построена избёнка.
(Гнездо.)

Явился в жёлтой шубке,
Прощайте, две скорлупки.
(Птенец.)

На шесте дворец,
Во дворе певец,
А зовут его…
(Скворец.)

Белоклювый, черноглазый,
Он за плугом важно ходит,
Червяков, жуков находит.
Верный сторож, друг полей.
Первый вестник тёплых дней.
(Грач.)

ПРОЧИТАЙТЕ СТИХИ О ПТИЦАХ, ВЫУЧИТЕ ОДНО ИЗ НИХ НАИЗУСТЬ.
Скворцы.
Мы вставали ночью даже,
Из окна смотрели в сад:
Ну когда же, ну когда же
Наши гости прилетят?
А сегодня поглядели –
На ольхе сидит скворец.
Прилетели, прилетели,
Прилетели, наконец!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Калининский детский сад»

Пустобаева Н.А., воспитатель

НОД в старшей группе «Перелетные птицы».

Программное содержание.

Образовательные задачи:

Закреплять знания детей о зимующих и перелетных птицах;

Формировать умение внимательно слушать вопрос, отвечать на вопросы

распространенными предложениями, делать простейшие выводы, излагать

свои мысли понятно для окружающих;

Развивать умения обобщать;

Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец);

Формировать умение составлять небольшие рассказы по картинкам с

последовательно развивающимся действием.

Развивающие задачи:

Развивать связную речь, внимание, мышление;

Расширять словарный запас у детей;

Воспитательные задачи:

Обогащать эмоциональную сферу, развивать коммуникативные качества;

Воспитывать дружеское отношение, навыки взаимодействия и

сотрудничества.

Воспитывать исполнительность, стремление доводить начатое дело до

Воспитывать доброжелательность, интерес к познанию нового.

Предварительная работа:

Чтение стихов, рассказов о птицах;

Рассматривание с детьми альбома «Перелетные и зимующие птицы»;

Дидактическая игра «Скажи наоборот»;

Оборудование:

Плакат с изображением дерева и пятью конвертами, картинки перелетных и

зимующих птиц, мольберт, картинки-схемы, мяч, цветные карандаши, листы

с заданием для индивидуального выполнения.

Организационный момент:

Воспитатель: «Ребята, послушайте загадку:

Тает снежок,

Ожил лужок.

День прибывает.

Когда это бывает?»

Дети: «Весной!»

Воспитатель: «Правильно! А кто к нам прилетает весной?»

Дети: «Перелетные птицы!»

Воспитатель: «Правильно. Посмотрите, ребята, на наше деревце. Что вы

Дети: «Конвертики!»

Воспитатель: «Правильно, ребята! В конвертиках у нас задания, если мы

правильно выполняем задание, то на наше деревце прилетает птичка! »

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Воспитатель: «Ребята, вы хотите узнать, какие птицы к нам прилетают?

Справимся со всеми заданиями?»

Дети: « Да!»

Воспитатель: «Откроем первый конверт и посмотрим задание! А в конверте

картинки! Ребята, кто нарисован на картинках?»

Дети: «Зимующие птицы!»

Воспитатель: « Почему вы так думаете?»

Дети: « Эти птицы остаются зимовать в наших краях».

Воспитатель: « А как можно описать этих птиц? Какие они?»

Дети: «Снегирь - красногрудый, толстоклювый. Воробей - маленький,

шустрый, прыгающий. Сорока - белобокая, длиннохвостая, стрекочущая.

Ворона - черная, каркающая. Голубь - серый»

Воспитатель: «Молодцы! Справились с заданием! А на деревце прилетела

птица! Как она называется?»

Дети: « Грач!»

    Грач - Перья у грача черные, с фиолетовым отливом. У взрослых птиц основание клюва лысое.

Грачи питаются червями и личинками насекомых, которых они находят, копаясь в земле своим крепким

клювом. Любят большими стаями следовать за тракторами, пашущими землю.

Воспитатель:

Посмотрите ребята тут еще много разных перелетных птиц. Как они называются?

    Утка - птица среднего размера с относительно короткой шеей. Окраска оперения бывает разная. В период размножения самцы отличаются от самок яркой окраской. Большинство уток линяют два раза в год.

    Журавли - крупные, длинноногие и длинношеие птицы. Журавлиные семейные пары сохраняются в течение всей жизни.

    Ласточка. Городская ласточка - мелкая птица. Питается летающими насекомыми, которых ловит в воздухе. Семейные пары сохраняются в течение всей жизни.

    Лебедь. Оперение лебедей по своей окраске бывает либо чисто белое, либо серого или чѐрного цвета. От гусей лебедей отличает более длинная шея, позволяющая в более глубоких водах обыскивать дно в поисках пищи, а также их величина, по которой они являются самыми крупными водными птицами.

Воспитатель: «Правильно! Посмотрим следующий конверт. Ребята,

внимательно посмотрите на картину и придумайте рассказ!»

(Дети рассматривают картину А. Соврасова «Грачи прилетели» и

рассказывают рассказ)

Воспитатель: «Правильно! Вы славно потрудились, давайте немного

отдохнем».

Физкультминутка:

« Весна, весна красная!

Приди весна с радостью,

С радостью, с радостью,

С великой милостью.

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебами обильными».

Воспитатель: «Посмотрим, что нас ожидает дальше. Открываем следующий

конверт. Ребята, а тут какой-то беспорядок. Перепутанные предложения. Я

вам буду зачитывать предложения, а вы подумайте и скажите, как нужно

правильно составить предложение. Слушайте. Солнце греет, потому что тают

сосульки. Солнце печет, потому что на деревьях набухают почки. Наступила

весна, потому что проснулся медведь. Стало теплее, потому что прилетели

птицы. Солнце греет жарче, потому что растаял снег. Снег растаял, потому

что появились первые цветы».

Дети: «Тают сосульки, потому что солнце греет. На деревьях набухают

почки, потому что солнце печет. Проснулся медведь, потому что наступила

весна. Прилетели птицы, потому что стало теплее. Растаял снег, потому что

солнце греет жарче. Появились первые цветы, потому что снег растаял».

Воспитатель: Заглянем в следующий конверт! Ребята, а в конверте мяч.

Поиграем с вами в игру, я называю слово, а вы говорите мне

противоположное по значению! Поиграем?

Дети: «Да!»

Воспитатель: « Веселый, маленький, старый, худой, сухой, белый, идти

Плакать, отдыхать, подниматься, умный, острый, молчать, встать, чистить,

бежать, тупой, добрый, длинный, быстрый, далекий».

Дети: «Грустный, большой, молодой, мокрый, черный, стоять, смеяться,

работать, спускаться, глупый, тупой, говорить, сесть, пачкать, стоять,

острый, злой, короткий, медленный, близкий!»

Воспитатель: «Правильно! Ребята, посмотрите на этих птиц и скажите какие

из птиц перелетные».

Воспитатель: «Почему вы так думаете?»

Дети: «Эти птицы улетают зимовать в теплые края, а весной возвращаются

обратно!»

Воспитатель: «Правильно! Ребята, давайте вспомним какие задания вы

сегодня выполняли?»

Дети: «Мы сегодня рассматривали зимующих птиц, составляли рассказ по

картине, в перепутанных предложениях восстанавливали порядок.

Воспитатель: «Молодцы, справились со всеми заданиями!»

Организация: МБДОУ центр развития ребенка – детский сад № 34

Населенный пункт: Приморский край, г. Владивосток

Во время занятия динамично задействовано все пространство групповой комнаты.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Время занятия: 30 минут.

Цель: Расширять и уточнять представления о живой природе. Учить наблюдать, развивать любознательность.

Задачи по образовательным областям:

Познавательное развитие:

Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах;

Способствовать самостоятельному использованию действий эксперементального характера, для выявления скрытых свойств;

Воспитывать доброе отношение ко всему живому в природе, чувство ответственности за судьбу птиц, вызвать желание заботиться о них.

Речевое развитие:

Совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы;

Упражнять детей в образовании уменьшительно-ласкательных слов;

Активизировать словарь: зимующие, перелетные.

Художественно-эстетическое развитие:

Упражнять в раскрашивании, не выходя за контур.

Оборудование:

Иллюстрации перелетных и зимующих птиц; аудиозапись с пением птиц; мяч резиновый средний; 1 большой магнит; магниты по количеству детей; скрепки большие; раскраски с изображением птиц на каждого ребенка; семена подсолнечника, тыквы, гороха, мелкие игрушки, пробки; 2 контейнера; 4 миски; 2 условных знака на подставках; перья птиц.

Ход занятия:

Дети находятся в группе с воспитателем.

Организационный момент: (1 мин)

Проводится вводная малоподвижная хороводная игра «Маланья». По ходу игры все дети становятся в круг.

I. Введение в игровую ситуацию. (1мин)

Ребята, посмотрите, что я нашла сегодня утром, когда шла в садик

(демонстрирую детям перья различных птиц).

Дети: - Перья.

Ребята, а чьи это перья?

Дети:- Птичьи.

Верно. И мы сегодня поговорим о птицах, которые остаются с нами зимой, и вспомним тех, которые улетели.

Предлагаю сесть на стульчики.

II.Актуализация знаний. (8 мин)

А как вы думаете, зачем птицам перья?

Ответы детей.

Где же можно встретить птиц?

Ответы 2-3 детей. (Обобщаю ответы - повсюду)

Расскажите, где живут птицы?

Ответы 2-3 детей. (Обобщаю ответы - строят гнезда)

Кто скажет, чем похожи птицы?

Ответы 2-3 детей. (Обобщаю ответы - умеют летать, есть крылья)

Уже завтра наступит зима, и многие птицы улетели в теплые края. Эти птицы называются….

Ответы детей. (Обобщаю ответы - перелетные). Закрепить в речи детей - повторить 2 раза.

Ребята, а птицы, которые остаются зимовать в наших краях, как называются?

Ответы детей. (Обобщаю ответы - зимующие), повторить 2 раза.

Посмотрите, сколько птиц к нам прилетело (обращаю внимание на доску, где расположены картинки с птицами).

Вместе с детьми переходим ближе к доске. Дети рассматривают некоторое время картинки.

Каких из них вы знаете, назовите.

Ответы детей.

Птиц много. Ветерок случайно перепутал картинки всех птиц, давайте разберемся, какие из них перелетные, а какие зимующие.

Ставлю на пол два условных знака на держателях. Обговариваем каждый знак.

Ребята, посмотрите, что обозначает этот знак (на картинке №1 изображены силуэты птиц, летящих клином).

Дети: - Перелетные птицы.

Ребята, посмотрите, что обозначает этот знак (на картинке № 2 изображена кормушка для птиц).

Дети: - Зимующие птицы.

Молодцы, правильно догадались.

Давайте построимся в 2 команды. Зимующие и перелетные птицы. Возьмите все по одной картинке, внимательно рассмотрите ее и подумайте, какая у вас птица и решите к какому знаку вам нужно подойти.

Дети называют птицу на своей картинке и переходят к соответствующему знаку.

Например:

Ребенок: - У меня на картинке нарисована Ворона, это зимующая птица, я встану возле знака с кормушкой….. и т.д.

Все дети становятся возле знаков.

Молодцы! Вы правильно разделили птиц на зимующих и перелетных.

Положите картинки возле знаков. (Фото № 2)

Почему же птицы улетают на юг, как вы думаете?

Ответы детей. (Обобщаю ответы - холодно, нет пищи)

III Затруднение ситуации (1 мин)

Птиц ждет нелегкий путь на юг, но весной они возвратятся назад. Интересно, а как птицы находят дорогу на юг и обратно?

Ответы детей.

Оказывается, они ориентируются днем по солнцу, а ночью по звездам и луне. А еще, ученые установили, что птицы чувствуют магнитные поля, которые окружают Землю. Хотите узнать, как это происходит?

IV Введение нового (1 мин)

Вместе с детьми передвигаемся к столу, на котором лежат магниты в коробочке и скрепки, рассыпанные по столу.

Наша планета Земля – это огромный природный магнит. А магнит умеет притягивать.

У меня есть магнит. (Показываю детям).

Представим, что наш магнит - это Земля. А скрепки - птицы. Как вы думаете, что будет со скрепками, если поднести к ним магнит?

Дети предлагают разные варианты действия магнита.

Давайте попробуем.

V Включение нового знания в систему знаний (10 мин)

Опыт с магнитом. Дети проверяют действие магнита. Объясняют увиденное.

Видите, как скрепки тянутся к магниту. Так происходит действие магнитных сил Земли. Земля притягивает к себе птиц. (Фото № 1)

А сейчас поиграем? Я буду называть птиц. Если вы услышите название перелетной птицы – машите руками, если я назову зимующую птицу – присядьте.

Здорово! Молодцы! Садитесь на стульчики.

Поиграем?

Дидактическая игра «назови ласково».

Я буду бросать вам мяч, и называть птицу, а вы возвращайте мне мяч и называйте эту птицу ласково.

Воробей. Дети: - Воробышек.

Синица. Дети: - Синичка.

Галка. Дети: - Галчонок, галочка.

Журавль. Дети: - Журавушка. И т.д.

Молодцы!

А сейчас давайте сравним человека, животных и птиц.

У человека дети, а у птиц? Дети: - Птенцы.

У кошки шерсть, а у птиц? Дети: -Перья.

У собаки нос, а у птиц? Дети: - Клюв.

У человека руки, а у птиц? Дети: - Крылья.

Заяц бегает, а птицы? Дети: - Летают.

Корова мычит, а птицы?…..

Дети произносят разные звуки.

Какие звуки вы услышали?

Ребята, оказывается, что разные птицы произносят звуки по-разному. Вот, например:

Гуси – гогочут.

Воробей?

Ворона – каркает.

Дятел – стучит.

Кукушка – кукует.

Сова – ухает.

Сорока – стрекочет.

Соловей – поет.

Голубь – воркует.

Ласточка – щебечет.

Журавль – курлычет. И т.д.

(Можно добавить или убрать название 2, 3 птиц.)

А еще птицы могут шипеть, свистеть, галдеть и даже говорить по-человечьи.

Физкультминутка. (1 мин)

Давайте представим, что мы с вами разные птицы и каждая говорит по-своему, полетели за мной.

Дети передвигаются по группе и произносят различные звуки, одновременно выполняют действия вместе с воспитателем.

Разминка: Летели птички, собой невелички.

Как они летели, все люди глядели. Дети бегут и машут руками,

Как они садились, все люди дивились. Дети садятся на корточки,

Сели, посидели, взвились, полети.

Летели, летели, в небе песни пели. Дети бегут и машут руками.

Молодцы!

Работа в командах. (2 мин)

Ребята, а вы знаете, что едят птицы?

Ответы детей.

Правильно. Зимой птицам очень трудно находить корм, особенно во время снегопадов.

Мы с вами должны помогать пернатым друзьям пережить холодную зиму. А как мы можем помочь?

Ответы детей.

Правильно, делать кормушки, насыпать в них корм. У меня есть угощение для птиц, но мне кажется, что ветерок опять все перепутал. Давайте приготовим корм, который возьмем на прогулку и покормим птиц.

Дети вместе с воспитателем переходят на ковер.

Вот задание команде девочек.

А вот задание команде девочек.

Дети перебирают семена, камни, пуговицы и т.д. лакомство для птиц в одну миску, игрушки и другие предметы в другую миску.

Молодцы, ребята. Птицам понравится ваше угощение. (Фото № 3)

Я знала, что вы справитесь, и подготовила для вас стихотворение Александра Яшина «Покормите птиц».

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна -

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Рефлексия. (3 мин)

Еще у меня для вас есть раскраски. Рассаживайтесь за столы.

Раздаю детям раскраски. Дети раскрашивают птиц.

Работа индивидуально. (Фото № 4)

Как называется твоя птица? (Угадай по контуру). Она перелетная или зимующая? Какого цвета карандаши тебе понадобятся?

V Осмысление (Итог) (1- 2 мин)

Ребята, скажите, о чем мы сегодня беседовали? Что нового узнали? Кому помогли? (Дети осмысливают свои действия, фиксируют достижение цели.)

- Мне очень понравилось, как вы сегодня слаженно работали в командах, как дружно играли.

А теперь

Воспитатель развешивает готовые работы на магнитной доске, просит детей подойти.

Воспитатель просит детей оценить свою работу и работы других ребят.

Хвалит детей, отмечая интересные особенности работы каждого ребенка.

Список использованной методической литературы:

О.С.Ушакова «Развитие речи и творчества дошкольников», Сфера, 2015

О.С.Ушакова «Придумай слово», Москва: Просвещение, 1996

О.И.Крупенчук «Научите меня говорить правильно», Литера, 2015

О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду», Мозаика-Синтез, 2014

Хрестоматия для детей старшего возраста, Москва, 2000гО.А. Скоролупова «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста» Москва, 2016г

О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом» (опыты и эксперименты для дошкольников) Сфера 2016

Интернет ресурсы.